Рассказ про полярный мак

Франтишек глубоцкийфото: jitka slezkov, esk rozhlasвенок адвента можно сделать своими руками или купить готовый. садовник и владелец цветочного магазина франтишек
Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Венок Адвента можно сделать своими руками или купить готовый. Садовник и владелец цветочного магазина Франтишек Глубоцкий из города Пардубице перед праздником изготавливает сотни рождественских венков.

«Для меня это один из самых любимых периодов работы в году. С ним можно сравнить только весну, когда мы начинаем размножать, сеять и сажать растения. Но Рождество, Адвент – это уже надежда, радость будущей весны», – объясняет в интервью «Чешскому Радио» пан Глубоцкий.

Рождественские венки мастер и его помощники предпочитают делать из белой пихты. Хвойные веточки ниткой прикрепляются к соломенному кругу. Франтишек Глубоцкий напоминает, что это дерево – часть чешских традиций.

Ночь белой пихты

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

«Сочельник называли «ночью белой пихты», так что это дерево с давними традициями. Оно обладает большими достоинствами: прекрасно пахнет, при работе с ним не колет руки, а изделия из него долго сохраняются – высыхают, это правда, однако не осыпаются».

Зелёные ветви означают жизнь, а «колесо» венка – символ вечности, и, таким образом, самого Творца.

Орех, шишка, мак и яблоко

Как правильно оформить венок Адвента? Если следовать традициям, в этом нет ничего сложного, уверен Франтишек Глубоцкий.

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

«Венок был символическим пожеланием счастья хозяевам крестьянкой усадьбы и их гостям. Там должно было быть все, что они ожидают в следующем году от плодов своего труда. Классический вариант: орешек, шишка, коробочка мака, а если есть, еще и красное яблоко. Например, орех – это плод, скрывающий внутри зародыш новой жизни. А Рождество – это и есть праздник радости от появления новой жизни. Шишка наполнена семенами. Это изобилие, размножение. А для земледельцев было важно получить богатый урожай, важно, чтобы у них множилась птица – куры, гуси. Коробочка мака всегда означала «много денег». А вот никаких цветов на венке быть не должно – ни сухих, ни, тем более, искусственных. Потому что сухой цветок символизирует конец, «консервированное»» завершение жизни. Ничего искусственного на венке быть не должно, а тут мы смотрим на кусок ткани и думаем, что видим орхидею…»

Красные свечи у протестантов, фиолетовые у католиков

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

У каждого воскресенья Адвента тоже есть свое название: «железное», «бронзовое», «серебряное» и «золотое».

Не будем забывать, что венок Адвента украшен четырьмя свечами. Причем зажигают их постепенно: по одной следующей свече в каждое воскресенье в течение четырех недель. Некоторые упаковки свечей, которые перед Рождеством продаются в Чехии, специально сделаны «по росту»: от самой длинной до самой маленькой. Это показывает, что первая свеча горит все четыре недели, а далее к ней прибавляются другие.

Хотя сейчас можно найти в продаже свечи любого цвета, обычаи диктуют здесь определенные правила. И уже ваше дело – следовать им или нет.

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

«Хотя цвет решающего значения не имеет, мне нравится соблюдать традиции. Поэтому если вы принадлежите к какой-либо из протестантских церквей, то вам следует использовать красные свечи. Красный цвет – классический для Рождества. Это цвет жизни, любви, и он может сопровождать нас все праздники. А у католиков цвет Рождества – фиолетовый. Это цвет церковного обряда, раздумий – то, что должно быть присуще Адвенту. И первые две свечи на венке – тоже фиолетовые. Первая называется «Надежда», или «Свеча пророков». Вторая – «Вифлеемская», или «Мир». Она зажигается за мир. Третья свеча – «Пасторская». Она означает дружбу и может быть розовой, поскольку третье воскресенье – это уже радость, ведь от Рождества нас отделяет всего одна неделя. А четвертая свеча, согласно католической традиции, должна быть опять фиолетовой. Она называется «Ангельской» или «Свечой Любви». И у протестантов, и у католиков может присутствовать и пятая свеча – белая, которая, конечно, не помещается на венок. Все время Адвента она лежит на столе, а в Сочельник мы можем поставить ее рядом, например, на блюдце. Она называется «Свеча Христа» и означает, что свет пронзил тьму, что появится солнце, и нам есть, чему радоваться», – завершает свой рассказ о символике рождественского венка Франтишек Глубоцкий.

Рождественский календарь из тележного колеса

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн|Фото: Wikimedia Commons, public domain

В своем теперешнем виде адвентный венок появился в 1839 году – его придумал лютеранский пастор Иоганн Хинрих Вихерн, основавший в Гамбурге школу для сирот. Дети спрашивали, когда же наконец наступит Рождество, и наставник установил на старом колесе от телеги 19 маленьких красных свечек для будних дней и 4 большие белые для воскресных, каждый вечер зажигая по одной. Позже эту идею у лютеран заимствовали католики. Католическая церковь долгое время называла венок языческим, однако в ХХ веке и католики стали украшать свои дома венками.

Первые упоминания об Адвенте встречаются в V веке в Равенне и в VI в Риме. Первоначально Адвент длился шесть недель, и лишь в конце VI века Папа Григорий Первый сократил его до четырех недель. В восточном христианстве Адвенту соответствует Рождественский пост. У православных церквей, пользующихся юлианским календарем, он начинается 15 (28) ноября.

Адвент открывает христианский литургический год. В это время верующие помогают бедным, занимаются благотворительностью, соблюдают пост, что в сегодняшнем западном христианстве означает не отказ от скоромных блюд, а, прежде всего, погружение в молитву и посещение храма.

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента|Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

  • Рассказ про полярного волка
  • Рассказ про позднюю осень для детей 5 6 лет
  • Рассказ про полезные ископаемые для 4 класса
  • Рассказ про пожарных для 3 класса
  • Рассказ про позднюю осень 10 предложений