Рассказ про польку для 2 класса

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи в xix веке практически все европейское сообщество было охвачено

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи

Полька

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания. В чем его секрет?

История польки: легенда о веселой служанке

Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия. Получается, что полька — это чешских национальный танец. Но останемся на мгновение в прошлой эпохе, чтобы проследить рождение этого жанра.

Однажды молодая служанка, которую звали Анной Хадимовой, поливала цветы в саду своего хозяина и наслаждалась теплым летним вечером. Несмотря на свое социальное положение, девушка в тот день была в прекрасном настроении. Ее душу переполняли приятные эмоции, которые заставляли Анну петь и танцевать прямо во время исполнения своих прямых обязанностей.

Рассказ про польку для 2 класса

Девушка настолько была увлечена своим танцем, что не заметила наблюдавшего за ней молодого мужчину. Ее легкие, энергичные движения произвели огромное впечатление на него. Шаг, подскок, еще шаг — танцевала Анна, а таинственный наблюдатель запоминал каждое ее движение, чтобы переложить танец на язык музыки. Мужчину звали Йозефом Нерудой. Он руководил небольшим оркестром, с которым и представил новую мелодию на мещанском балу в Брандисе-над-Лабем. Это, конечно же, была полька. Случилось столь знаменательное событие в мире музыки и танцев в 1831 году.

Говорят, что история про служанку Анну и музыканта Йозефа Неруду, всего лишь красивая легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.

Как Франтишеку удалось создать танец, которым бредила вся европейская богема? Может его музой и была та самая Анна Хадимова? На самом деле, история жанра выглядит весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались — слияние двух танцев и стало началом польки.

По утверждению Франтишека, он объединил быстрый «квапик» и медленную «нимру». Этого было достаточно, чтобы произвести фурор на танцевальных вечерах. За счет чего? Близости партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов, как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга.

Сплетни, разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были наполнены страстью и романтикой.

Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и веселым нравом этого танцевального стиля. Французская любовь к польке позже создаст ложное представление о том, что танец придумали французы.

Позже польку начинают танцевать за океаном. Правда, хореография американцев отличается от чешского, традиционного варианта, но энергетика танца осталась прежней.

О развитии польки в России

В 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки. До ее появления театр не мог похвастаться аншлагами и переполненными залами. Но энергичный танец, подсмотренный у парижского бомонда изменил ситуацию в корне.

На самом деле первая попытка «привезти» польку в Россию была предпринята пятью годами ранее. Но общество с сомнением отнеслось к вольной хореографии. Поэтому в следующий раз ее слегка адаптировали, чтобы никто во время постановки не почувствовал себя оскорбленным и сконфуженным.

Появление польки в Петербурге неизменно связывают с именем артиста балета Николаем Осиповичем Гольцем. Именно он, очарованный французским искусством танца, решил сделать этот стиль частью российской культуры. И у него это получилось. Никогда еще врачи так не радовались за петербуржцев, которые с лихвой отплясывали на балах и в салонах, поддерживая свое здоровье!

Предлагаем отправиться на бал и полюбоваться исполнением польки в лучших традициях XIX века. Вот большой зал начинают заполнять пары. Они двигаются вольно и непринужденно, стараясь не задевать других танцоров. Вперед, назад, в сторону, обратно — их движения хаотичны и одновременно веселы. Что будет если вставить отдельные фигуры польки в другие известные танцы? Эффектный и оригинальный танцевальный рисунок. Так развлекалось петербургское общество длинными вечерами.

Стоит сказать, что наибольшее распространение полька получила среди мелкого чиновничества, купцов и мещан. К концу века ее вытеснил танец галоп.

Полька глазами современного человека

Рассказ про польку для 2 класса

Широкое распространение этого направления привело к появлению десятков видов полек. Венгерская, немецкая, шведская, финская, бразильская — практически в каждой стране исполняют этот танец на свой лад. Истинный, чешский вариант стал забываться. Поэтому возникают мифы, связанные со страной, где зародился танец.

Несмотря на количество полек, неизменными остаются следующие моменты:

  • жанр привлекает внимание своим живым, веселым и зажигательным характером;

  • полька принадлежит к числу двудольных танцев, как галоп и канкан;

  • ее исполняют парами;

  • чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Первоначально танец состоял из 10 фигур. Но позже их количество стало увеличиваться и видоизменяться: смягчались прыжки, появлялись новые обороты. Не избежала полька и объединения с различными бальными танцами. Так свет увидел польку-вальс, польку-мазурку, польку-галоп и т.д.

Интересные факты

  • В городе Брно (Чехия) польку используют в танцевальной терапии для лечения болезни альцгеймера. Регулярный ритм этого танца благотворно воздействует на интеллектуальные способности пациентов и улучшает их настроение.

  • В названии танца заложена его главная особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает «полшага». Хотя существует теория, что к названию танца «приложили» руки поляки. В 30-е года XIX века, когда возник этот жанр, произошло польское восстание. Чехи настолько прониклись судьбой поляков, что назвали в их честь танец.

  • Происхождение стиля до сих пор вызывает споры среди специалистов. Одни придерживаются «чешской» версии, другие считают, что жанр появился гораздо раньше — в XVI веке, и его прародителем был танец бурре.

  • Англичане оказались единственными, кто не проникся энергией польки, когда по ней сходила с ума почти вся Европа.

  • Насколько полька была популярна в европейском обществе? Судите сами: в честь этого танца назвали мужскую прическу и пирожное. Ради обучения живым и смелым па откладывались свадьбы — лишь бы успеть отточить хореографию. Врачи неустанно принимали пациентов с «полечной болезнью», когда ступни опухают, а связки болят от растяжений.

  • Во время Второй мировой войны полька стала символом освобождения от нацистов. Ее исполняли представители многих стран. Не обошлось и без курьезных случаев. Так, американцы были удивлены тем, что чехи знают их польку, а чехи, в свою очередь, никак не ожидали увидеть американцев, танцующих польку.

  • Немало пришлось пережить во время Второй мировой и Джону Вилфарту, который играл в музыкальной группе польку. Его записали в шпионы за то, что в его игре услышали зашифрованные послания фашистам. Якобы Джон таким образом передавал сведения о движении антигитлеровских войск.

  • Финская полька Сяккиярви — еще один «фигурант» в военном деле. На этот раз речь идет о вражде между Финляндией и СССР. Благодаря быстрому музыкальному ритму этой польки удалось избежать разрушения многих зданий в Выборге. Дело обстояло так. Перед сдачей финам Выборга, советские военные заминировали город. Приводить мины в действие предполагалось дистанционно с помощью радиосигнала определенной частоты. Для глушения финские саперы как раз и использовали польку Сяккиярви. Хотя существует мнение, что это всего лишь легенда.

  • В российских пансионатах и различных учебных заведениях начала XX века танцам обучали платно. Чтобы освоить польку девушкам приходилось платить.

 92

Популярные польки

Полька — это не только танец, но и музыкальный стиль. Множество композиций, написанных в духе зажигательной хореографии было написано за время существования жанра. Предлагаем послушать лучшие из них.

195

Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса-младшегоРассказ про польку для 2 класса. Это одно из поздних сочинений композитора. Он написал его в 1858 году, когда гастролировал по Петербургу. Впервые композиция была исполнена в Вене и сразу же завоевала любовь публики. Особый интерес вызывает происхождение названия мелодии. Одна версия гласит, что основой послужило венское слово «трич-трач» (в переводе «болтовня»). Согласно другой, полька была названа в честь пуделя знакомой Штрауса. Собачку так и звали Трик-трак.

«Трик-трак» (слушать)

«Детская полька» М.И. Глинки узнаваема с первых нот. Ее великий русский композитор написал в 1854 года и посвятил племяннице.

«Детская полька» (слушать)

«Полька Евы» — финская полька, истоки мелодии которой теряются в глубине веков. Существует мнение, что она имеет русское происхождение. Слова для «Евиной польки» сочинил Эйно Кеттунен в 1937 году, но особую популярность песня приобрела в 2006 благодаря финской фолк-группе «Loituma», хотя альбом с записью был выпущен в 1995 году. Что сделало простую мелодию известной? Диалект, который звучит как скороговорка. «Як-цуп-цоп» — вот что расслышала и запомнила публика. С тех пор «Полька Евы» больше известна как «Як-цуп-цоп».

«Полька Евы» (слушать)

«Škoda lásky» — самая известная чешская полька. На русском она звучит как «Жаль любви». Мелодию написал композитор Яромир Вейвода, а слова — Вацлав Земан. Задорная, веселая и живая — буквально так можно описать эту песню, которая была написана в 1927 году. В начале 2000-х «Škoda lásky» была признана хитом XX века по результатам чешского голосования.

«Škoda lásky» (слушать)

Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Коваржовиц — вот еще несколько известных имен, чье творчество навсегда будет ассоциироваться с полькой.

Ни интернета, ни телевидения, ни радио — ничего из этого списка не понадобилось для распространения польки по всему миру. И это вызывает восторг и удивление! Так в чем же заключается секрет этого танца? Он появился в нужное время и в нужном месте, когда буржуазная Европа была готова к легкой, раскрепощенной, веселой хореографии. Полька стала воплощением нового времени, что и заставляет до сих пор восхищаться этим жанром.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полька

Цель урока: Формирование
музыкальной культуры школьников как важной
части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами,
    расширить представление о музыкальном жанре –
    танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному
    искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая
    красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”

Презентация.

  1. Организационный момент. Построение
    учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель
играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два
раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе
учащихся учитель играет нисходящее ре минорное
трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке
мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром —
танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на
утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы
сегодня познакомимся – это полонез. (Звучит
“Полонез” Шопена)
/ В переводе на русский язык
название танца звучит просто как слово
“польский”. Как вы думаете, в какой стране
появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл
к нам из Польши. Старинный польский танец
торжественного характера, в котором раньше
участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез
известен как придворный танец в странах Европы.
Полонез — совсем простой танец, представляет он
собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он
имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из
Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это — мазурка. Думаю, что
мало кто знает, откуда возникло название этого
танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши.
Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в
этой области, назывались мазурами. Танец получил
своё название по наименованию местных жителей –
мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит
“Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают
польским танцем, хотя это неправда, так как полька
появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски
означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу,
передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я
приглашаю всех любителей польки на танец! Дети
выполняют движения по показу учителя. (Звучит
“Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили
танцевать старинный танец менуэт. А в
какой стране появился менуэт, вы сейчас сами
узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера
“Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт –
это французский танец, характеризующийся
большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание
песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с
немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”.
Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем
воображении возникает какое-то кружение. Вальс
появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и
по сей день он не уступает в популярности новым
модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем
ответить на этот вопрос, потому что вальс
придумал не один человек, а тысячи. А жили эти
люди в маленьких городках Германии и Австрии —
“ландаль”, что означает провинция. Именно там и
родился танец, который назвали лендлер. Попав в
музыкальную столицу мира – Вену, танец получил
название вальс. (Звучит вальс из балета
“Спящая красавица”)
. Этот вальс написал
известный вам русский композитор П.И.Чайковский.
П.Чайковский написал много красивых вальсов, и
один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой
характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в
игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети
участвуют по желанию. Звучит “Вальс”
П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у
нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня
познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт,
вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую
музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой
симфонии, балета. И закончить этот урок хочу
следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.

Приложение. 

Полька (чешск. Polka, от Půl Kroku — половинка шага[1]) — парный быстрый танец; этим же словом стал называться жанр танцевальной музыки, соответствующий танцу.

Музыкальный размер польки — 2/4[2][3].

[править] Название

Сразу поясним: оригинальное название танца (půlka) никакого отношения к гражданкам государства Польша не имеет. Сам термин «полька» в переводе с чешского языка (именно в Чехии зародился этот танец) означает «половинный шаг»[2][4][5].

[править] История

Полька повилась в 19 веке в Чехии, а именно — в провинции Богемия[2][4].

Точную историю танца теперь уже установить сложно. Но перекликающиеся версии есть.

Началось с того, что молодой певец Йозеф Неруда работу со своим оркестром совмещал с преподаванием музыки в богатых домах. Однажды он услышал, как служанка в доме его ученика напевала весёлую песенку, притоптывая ей в такт. Служанку звали Анна Слезак, а песенка, которую она напевала, называлась «Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь» (Strycek Nimra Koupil Simla)[6]. Эта мелодия с маленькими шажками понравилась 25-летнему преподавателю музыки, он переделал её для своего оркестра, и уже на Масленицу 1831 года она стала гвоздём программы на местном балу в Брандисе-над-Лабем[3].

По другой версии, дело происходило в 1834 году, а песенку про дядю, купившего лошадь, сочинила она сама, сама же придумала и маленькие шажки к мелодии[6].

Есть и ещё один вариант даты — 1835 год, причём авторы уверяют: «Пожалуй, больше нету другого такого бального танца, дата появления которого была бы известная с такой точностью. Принято считать, что в августе 1835 года чешский педагог Неруда залюбовался на крестьянскую девушку, которая танцевала и весело напевала»[7].

Этим данным противоречит Танцевальный словарь, вообще подсмеиваясь над этой истории про девушку-служанку, придумавшую такой замечательный танец, и случайно проходившего мимо учителя музыки, и называет её романтическим вымыслом[1]. «Если всё произошло действительно так, то Слезаковой удалось невероятное — единолично придумать всемирно популярный массовый танец. Такое ещё никому не удавалось!» — восклицает неизвестный автор сайта Танцевальный словарь и приводит собственную научную версию: «Согласно исследованиям учёных, Полька появилась в результате культурного смешения множества однотипных чешских сельских танцев в условиях городской среды. В этом отношении Полька повторила путь Вальса, только с опозданием в полвека. В случае Вальса из множества вариантов Лендлера в венских городских кабачках и танцевальных залах выделился танец с непрерывным вращением пар. Здесь точно так же из большого числа быстрых весёлых народных плясок в ритме 2/4 образовался городской танец с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги [чешск. Pulka — половинка].

Первое письменное упоминание о Польке в Чехии относится к 1835 году»[1].

Из этого количества «точных» дат и сведений можно все же установить, что полька появилась в первой половине 1830-х годов.

Понравивщуюся песенку стали исполнять, напевать — и она вошла в моду.

Заинтересовался ею и ещё один преподаватель музыки — Франтишек Гилмар (1803—1881), он стал пропагандировать новое произведение[3], исполняя на свой лад. Пражский капельмейстер Перглер подкорректировал композицию, задействовав больше инструментов, и назвал этот вид композиций «пулка» («půlka»), поскольку ее играли в половинном ритме[3][5].

Художник Джон Бранд. Полька королевы и принца Альберта 1840 г.

Чехия полюбила польку — танец с быстрыми маленькими шажками стал обязательным атрибутом торжеств: светских, народных и официальных[4].

В 1840 году полька исполнялась в Вене, где она стала салонным танцем[3].

Именно оттуда полька была завезена во Францию; в 1840 году преподаватель танцев из Праги по имени Рааб (Raab[5]; по другой версии — Роаб, причем (в этой версии) поставил он этот танец под каким-то совсем другим названиеми не в 1840, а в 1838 году[1]) с огромным успехом танцевал польку в театре «Одеон» в Париже[6][7][3] и покорил новым танцем весь Париж, который тут же затанцевал польку. А вот Танцевальный словарь и этому возражает — не понравился новый танец парижанам, они вообще не заинтересовались им: «Нельзя сказать, что танец не понравился, но он и не впечатлил зрителей. Так Полька инкогнито побывала в Париже и осталась незамеченной широкой публикой»[1]. И так было, пока на польку не обратил внимание парижский танцмейстер Целлариус. Он слегка подправил танцевальные фигуры, облагородил их, и представил в модном танцевальном салоне. Вот тут-то и началась великая слава танца! К Целлариусу потянулась череда учеников. Но опять не тут-то было — враги польки не дремали: завистники Целлариуса устроили восстание против польки, однако были разгромлены. Полька победила[1]. Парижская мода на польку оказалась столь огромной, что появились магазинчики с названием «Полька», а также блюда, прически, одежда и мебель «а ля полька»[1]

Франция 19 века — это не только страна на политической карте мира. Франция в это время — это идеал всего самого-самого — самого модного, самого престижного, самого возвышенного, самого культурного. Франция — центр 19 века европейской цивилизации. А Париж — главная столица. Чешский танец полька попал в Париж — и началась его головокружительная слава. Весь европейский мир подражал Парижу, и когда весь Париж затанцевал польку, то и весь мир затанцевал польку. Целлариус писал: «Даже молодые люди, которые наиболее отрицательно настроены по отношению к этому танцу, пробуждаются от апатии и обнаруживают у себя танцевальные способности»[6].

Полька зашагала по всему миру. Её не только исполняли на балах. Она заняла место в театральных постановках.

Композиторы тоже не замедлили откликнуться соответствующими танцу произведениями. Музыкальные польки писали: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие[2].

А что касается Йозефа Неруды, первого автора инструментовки музыки, то он и его жена были убиты 8 апреля 1875 года в Водолце в окрестностях Праги[3].

[править] В России

Россия к середине 19 века уже тоже была не лыком шита и тоже активно примеряла на себя все парижские моды.

В сезон 1844/1845 г. русский танцовщик Петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц побывал в Париже, эта поездка оказалась незабываемой для всей России — императорский артист привез из Франции новый модный танец — польку[8]; Гольц немедленно поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах[2].

Полька стала настолько модна, что в течение нескольких сезонов не сходила со сцен императорских театров — она была востребована во всех жанрах: и балетных, и водевильных, и драматических, и т. д.

Новый танец настолько покорил Петербург, что драматический актер императорской труппы П. И. Григорьев (он же Григорьев 1-й) написал водевиль «Полька в С.-Петербурге, или Бал у танцевального учителя», который был немедленно поставлен в Александринском театре[9].

Вот как писал — и весьма иронично — хроникер петербургской труппы А. И. Вольф (Вольф А. И. Хроника Петербургских театров) о драматических спектаклях театрального сезона 1845 г. в Петербургской императорской труппе: «Настоящий сезон отличался плясовым характером. В Париже какой-то учитель танцев выдумал польку. Петербуржцы принялись неистово отплясывать этот не грациозный танец. Григорьев 1-й утилизировал эту манию для своего бенефиса, состряпав водевиль под названием „Полька в Петербурге“. Водевиль выдержал 31 представления сряду при полном театре. Г-жи Самойлова, Левкеева, Шелехова 2-я и, увы! сам Мартынов полькировали каждый вечер, под гром аплодисментов. С легкой руки г-жи Эстер канкан вошел в моду и на Александринском театре. Наши молодые артистки, во всем рабски подражая французским, сочли святым долгом облечься в pantalons collans и выделывать самые циничные па. В „Рае Магомета“ Левкеева, как бывшая балетная ученица, танцевала даже качучу и, само собой разумеется, производила фурор. <…> Вторая пьеса г. Каменского „Давид Кленгор“ заимствована была также, как и первая, из английской истории, и канвою для ея послужила любовь Кленгора к Марии Стюарт, у которой он был шутом. Максимов 1-й был очень хорош в роли шута, а Левкеева совсем не на месте в роли королевы. Тут никоим образом нельзя было вставить ни канкана, ни качучу. <…> Полькомания выразилась у французов в двух водевилях: „La polka en province“ и „Les trois polkas“, но пьес с канканом было еще более»[10][11].

Водевиль Григорьева 1-го очень быстро перешел и на московскую сцену — он был поставлен 10 января 1845 года в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой в московском Большом театре[12].

Актер той же петербургской труппы Григорьев 2-й — Петр Григорьевич Григорьев — не отстал от Григорьева 1-го и тоже сочинил водевиль про польку — «Купеческая полька» (он обычно исполнял роли купцов), и этот водевиль был поставлен на той же сцене в тот же театральный сезон — в 1845 году[13][14]. А в скором времени и этот водевиль был повторен в московском Большом театре — под названием «Купеческая полька на Нижегородской ярмарке» 27 августа 1845 года в бенефис П. М. Садовского[12].

В Петербургской императорской труппе одновременно с двумя русскими водевилями про польку (Григорьева 1-го и Григорьева 2-го) шел и еще переводной французский водевиль «Три польки» (Les 3 polka), в котором блистал актер Максимов 1-й в роли Ботандиера[15].

На этом любовь к польке в России не закончилась. К всеобщей «полькомании» присоединился литератор Д. В. Григорович — в 1845 году он под псевдонимом Степан Громилов выпустил книгу «Полька в Париже и в Петербурге», где изложил историю этого танца и средства «выучиться танцевать польку без помощи учителя»[9]. Сам автор свидетельствовал, что писал свой труд по заказу Н. А. Некрасова, что вполне возможно, так как Н. А. Некрасов тут же откликнулся на книгу ироничной рецензией[9].

Полька в середине 19 века стала поистине царицей балов и театральных сцен.

Но постепенно мода на нее ушла. Но — ушла только мода, а сам танец остался.

[править] Исполнение

Танец проходит в весьма быстром темпе, что требует проворного, ловкого переступания ногами при помощи быстрых шажков[4]. Шажки получаются маленькими, как бы половинными — в размер ритма, отсюда и название танца[2].

Исполнение танца такое (дается по сайту Мир танца):

Па на месте: вперед и назад.

Движение занимает 2 такта.

И. п.: ноги — III позиция (п. н. впереди).

За тактом:

Подскок на л. ноге, вытянутая правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

1-й такт:

Раз:

П. нога делает небольшой шаг вперед на низкие полупальцы,

И:

Л. нога подставляется к правой назад в III позицию.

Два:

П. нога снова делает шаг вперед, л. нога подтягивается к щиколотке правой сзади (колено согнуто, пальцы вытянуты) (рис. 13 6).

И:

Подскок па п. ноге, левая в прежнем положении.

2-й такт:

Раз:

Л. нога делает небольшой шаг назад на низкие полупальцы.

И:

Правая подставляется в III позицию вперед.

Два:

Л.нога снова делает шаг назад, правая приближается к ней.

И:

Подскок на л. ноге, правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

[править] Вариации

Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты[4].Отсюда — возникли различные вариации этого танца: финская полька, полька Сяккиярви, белорусская полька, украинская полька, венгерская, немецкая, шведская, латиноамериканская и т.д. Кроме того, любой хореограф может придумать и поставить собственную вариацию танца.

[править] Источники

  1. 1,01,11,21,31,41,51,6 ПОЛЬКА
  2. 2,02,12,22,32,42,5 Энциклопедия танца: Полька
  3. 3,03,13,23,33,43,53,6 История чешской польки; автор Пермяков Александр
  4. 4,04,14,24,34,4 Полька: история возникновения, описание, особенности // Блог студии «Престиж»
  5. 5,05,15,2 Polka // History of Dance
  6. 6,06,16,26,3 Полька — Ваш танец!
  7. 7,07,1 Танцы народов мира
  8. Большая биографическая энциклопедия. Гольц, Николай Осипович
  9. 9,09,19,2 Водевиль Григорьева 1-го «Полька в Петербурге»
  10. Вольф А. И. «Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года». Годовыя обозрѣнія русской и французской драматической сцены, оперы и балета. Часть первая (1826—1855), стр. 109
  11. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 гг. Вольф А. И. (1877—1884 г.)
  12. 12,012,1 РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА 1840—1850 гг.
  13. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. Григорьев II
  14. Большая биографическая энциклопедия. 2009. Григорьев II, Петр Григорьевич
  15. А. И. Вольф. Хроника петербургских театров, 1845—1846 гг. (116)

Автор: Фиалко Ольга
Год публикации: 2008
Примечание: 30.10.2008

Последние изменения: 30.10.2008
Автор: Ольга Фиалко

В статье рассмотрены история и шаг польки, галопа, скоттиша, вальса в два па, а также возможное развитие техники в течение 19 века.
(аттестационная работа на 4 уровень, подана 30.10.2008)

Содержание

  1. Полька
  2. Родственные танцы
    1. Галоп
    2. Вальс в два па
    3. Скотиш
    4. Esmeralda
  3. Исполнение польки
  4. Эволюция техники польки
  5. Источники

1. Polka

104 такта в минуту (The drawing-room dances. By Cellarius), что при размере 2/4 составит 52 па польки.
Согласно сохранившимся нотным записям, в 50-х годах темп польки был ближе к Moderato и к середине 60-х несколько ускорился до Allegretto, редко – Allegro. В 60-х же годах есть прямое указание темпа, которое соотносится с указанным Целлариусом – 108 тактов в минуту.
Однако в абсолютном большинстве записей темп указывается как Tempo di polka или вообще Polka.

Официальная версия: История польки началась в 1830 году в Богемии (часть Чехии) благодаря Joseph Neruba, который увидел танцующую девочку. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году, позже, в 1839 в Вене, под музыку пражского ансамбля. В 1840 году Raab, пражский танцмейстер, станцевал польку в Odeon Theatre в Париже и имел оглушительный успех. [1]
Однако, польке приписывают более раннее появление: в 1822 году поэт Celakovsky [2]перевел танцы того времени, в числе которых был и Краковяк (польский), который выглядел в точности как полька. Слово полька «pulka» в переводе с чешского означает «пол-шага», указывая на быстрый переход с одной ноги на другую.
Также есть мнение, что полька происходит от танца 16 века, бурре (Bourree of Avergnee).
Интересно, что Целлариус [3] писал: «..полька, один из старейших и наиболее популярных современных танцев, несмотря на свои иностранные корни, может считаться французской, поскольку именно во Франции она приобрела свой характер..» (Звучит как будто он знал, что танец на самом деле старше, чем представляется, но если он старинный, то почему он назвал его «современным»?)
В середине 19 века полька дошла и до Англии, однако, не имела такого успеха, как на континенте. К этому времени полька стала известна и в Америке. Впервые полька была привезена и исполнена профессором L. De. G. Brookes, балетмейстером Национального Театра в Нью-Йорке, в паре с мисс Mary Ann Gammon, 10-го мая 1844 года. [4]
В книге Колесниковой «Бал в России» (СПб, 2005) говорится о распространении польки в России: «Эпидемия» польки в России также началась в начале 1840-х годов. «Северная пчела» в 1844 году писала: “Будут ли в Петербурге танцевать в нынешнем году польку? Туристы наши, возвратясь домой, не могут наговориться о польке… На семейных танцевальных вечерах, в небольших собраниях у нас в Петербурге уже полькируют, но всё же полька у нас не получила права гражданства и неизвестно, будут ли у нас полькировать на парадных балах и в Дворянском собрании» (цитата по «Танцы в старом Петербурге», Столпянский П.Н.// Столица и усадьба, 1914. №25). Полька попала на сцену Александринского театра, и это решило ее участь – она была признана официально. Хотя «прописку» на придворных балах она так и не получила, но слава ее разнеслась по всему городу, и на время она даже затмила вальс.»
Очевидно, что вальс и полька постепенно заменили контрдансы и котильоны. В Англии и Франции жарко обсуждалась пригодность «народной» польки к бальным залам. Некоторые говорили, что выбрасывание ног и прыжки, возможно, отлично смотрятся в Богемии, но не в салонах Парижа и Лондона. Другие считали, что мастера танца вроде Целлариуса сделали в польке слишком много изменений, приспосабливая ее к сценическому танцу.
Изначально полька имела всего десять фигур, но со временем их количество увеличилось. Появилось множество разновидностей польки: Heel and Toe Polka, Polka-Mazurka, Polka-Valse, Polka-Redowa, и другие.

Шаг польки.
Вот как описал шаг польки Целлариус в 1847г (The Drawing Room Dances):
Полька танцуется в размере 2/4. Шаг польки делится на три счета.
На первый счет левая пятка должна быть поднята сбоку от правой ноги, не выходя вперед, и немного касаться икры. В этой позиции следует подпрыгнуть на правой ноге, чтобы сделать перескок на левую ногу, которая делает глиссад вперед, в 4-ую позицию.
На второй и третий счета выполняются два коротких шага, следующих по одной линии друг за другом. После двух коротких шагов правая нога немного поднята, пятка находится в нижней части левой икры и на 4-ый счет нога не проходит мимо – пауза. Следующий шаг – с правой ноги.

Также шаг польки описывается (Eugene Coulon, Hand Book, 1873) следующим образом:
«Первый шаг (изначально левая нога слегка приподнята) – легкий подскок на правой ноге, одновременно скользя левой ногой в сторону. Второй шаг: jette на правую ногу, в завершении которого левая нога развернута в сторону и немного приподнята над полом. Третий шаг: jette на левую ногу, заканчивая с приподнятой правой ногой. Четвертый счет – сгибание левой ноги.»[5]
Если описывать шаг польки кратко, то можно воспользоваться описанием Gilbert [4], «Round Dances» (1890):
«Изначальная первая позиция ног, вес в правой ноге.
1. Souté at Glissé
2. Coupé
3. Jeté. »

Вот что пишет Цорн в своей книге “Grammar of the Art of Dancing”: Редко когда, если вообще такое было, танец получал столько чести, столько внимания, сколько получила полька в 1844 году, когда весь мир писал и говорил о ней… В то время автор книги путешествовал от Одессы до Вены и Парижа лишь с той целью, чтобы увидеть наиболее знаменитых учителей польки. И что он обнаружил? Только танец, который, будучи ребенком, он выучил у своего отца под названием «Scotch Waltz», и который он показывал своим ученикам в Дрездене в 1835 году, в Christiania в 1836, И В Париже в 1837. И до 1844 года этот танец не был известен тем людям в Париже, которые знали как разрекламировать его.
Музыка польки – 2/4, или более точно – 4/8.
Начало танца: левая нога впереди в 3 позиции. Легкий подъем на правой ноге и скользящий шаг левой. Перенос правой ноги в 3 позицию сзади. Скользящий шаг левой. Правая нога подтягивается в заднюю низкую 3 воздушную позицию…. Движение – staccato. “[6]

Полька была известна под многими именами, такими как Hop-Polka, Polka Tremblante, Parisian Polka, однако все они одинаковы в исполнении.
В некоторых рейнских странах исполнялся танец под названием «Баварской польки» (Bavarian Polka), комбинация, которая в России, Англии, Франции и ряде других стран назвалась «Scotch Polka», а в Баварии – “Rheinlander” – см. Schottische.
В Вене и некоторых других районах Австрии танцевали так назваемую “Rush Polka”, которая была без прыжков и исполнялась в более быстром темпе, чем обычная полька. Конечно, тот темп зачастую настолько быстр, что меняет танец на Галоп. Многие авторы спорили, можно ли подпрыгивать в польке…» (Цорн, 1905)

2. Родственные танцы

2.1. Galop (Galoppade)

Размер 2/4 но несколько быстрее польки. В конце 50-х – начале 60-х это Allegro и ко второй половине 60-х переход к Moderato.

Родина Галопа – Венгрия, где он известен с 1800-х годов [7][8]. В Вене и Берлине галоп появился в 1822 году, в Париже и Англии – в 1829. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере.[9] (По другой версии, галоп пришел во Францию из Германии, в 1800 [1]). Галоп считается предшественником польки.
Сначала галоп танцевался только вперед и назад, без вращения против часовой стрелки. Дама выполняла шассе с правой ноги назад, кавалер – с левой вперед.
Вот что говорит Edward Ferrero [9] об исполнении галопа на балах: «Весьма приятно и весело для танцоров танцевать галоп парами, идущими колонной. Все следуют за первой парой, через череду завихрений, заворачивающихся в круг, и тотчас же раскручивающихся для создания новых.»

Шаг галопа описывается разными способами: как 7 шассе [10] и поворот или одно шассе и поворот:
7 шассе влево, на счет 8 – снова шаг на левую ногу, но в диагональ перед партнером, поворачиваясь по часовой стрелке. На счет «и» после «8»и – подскок на левой ноге, заканчивая поворот на 180 градусов. Следующий шаг – с правой ноги.

Аналогична техника для шага в 2 счета:
«скользящий шаг влево во 2 позицию – счет 1, счет «и» – правая нога подтягивается к левой в 1 позицию и немедленно левая скользит в сторону (шассе) – счет «2».[11]
Также ряд источников описывает шаг галопа как «deux temps».

Rivers [12] описывает The Galop or Deux Temps так:
«скользящий шаг левой ногой во вторую позицию (счет 1), правую ногу подтянуть к левой и шассе влево во вторую позицию с подскоком, в то же время левая нога описывает полукруг, поворот на 180 градусов (счет 2) Также – с правой ноги.» Gilbert [4] акцентирует первое скользящее движение и описывает шаг галопа так: «1.Glisse 2. Chasse.»

2.2 Вальс в два па (Deux Temps)

88 тактов в минуту (The drawing-room dances. By Cellarius), что при размере 3/4 составит 88 па

«Шаг этого танца такой же как у галопа, только в вальсовую музыку….» [13] Вальс в два па появился в Вене в 1830 и стал очень популярным в 1850-х. Движения вальса в два па приходятся на первый и третий счета, пауза – на второй счет, таки образом, считаем: раз-и-два. Этот вальс появился при венском дворе, и танцевался на оперных балах в Париже. На карнавале 1839 года он исполнялся кордебалетом, и был весьма равнодушно принят. Шесть месяцев спустя, в Баден-Бадене, этот вальс танцевала всё модное общество, и он был встречен очень благоприятно. По окончании сезона, когда члены этого общества, состоящего из европейской элиты, вернулись в свои родные столицы, Valse а Deux Temps был представлен в Берлине, Санкт-Петербурге и Лондоне [1]. Другой автор, Coulon [5], повторяет эти же слова, но добавляет: «но только в последние десять лет (видимо, 70-е годы?) он стал так популярен, что получил первенство среди всех других вальсов. Интересна и другая версия происхождения вальса в два па [14]: «Я точно знаю, что прав, говоря о русских корнях вальса в два па, потому что мой отец был вторым человеком, который танцевал его в Париже в 1839 – я говорю «второй человек» умышленно, так как первым был один из его учеников. Я могу вспомнить следующий любопытный и малоизвестный случай о представлении Русского Вальса во Франции: В январе 1839 года, барон de Nieuken, атташе русской делегации, брал уроки танцев у моего отца, и учился всем основным упражнениям: плие, батманам… Наш барон должен был идти однажды на большой бал, даваемый Count Mole, министром иностранных дел, и ему надо было танцевать вальс с прекрасными московскими дамами. Поэтому он попросил своего преподавателя порепетировать с ним. Мой отец был встревожен словами «вальс в два па», которые казались противоречием вальсу на три счета, но всё было быстро улажено, когда он увидел, как барон танцует вальс с первым шагом на две доли, и вторым шагом на третью долю такта. Князь Галицын, барон и граф Damas, маркиз de La Baume были первыми танцорами вальса в два па в Париже.»
Возможно, вальс в два па действительно был так популярен в России до конца 19 века, что его считали «русским» танцем. Упоминание о нем мы находим в произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка [15]: «Особенно смешил всех дядюшка, который боялся лошадей и воды и так забавно танцевал вальс в два па, как его танцуют только старики.» (1883) и в письмах Толстого А. Н. [16]: «Я уже знаю кадриль, ленсие, па-де-катр, вальс в два па, польку и венгерский танец.» (1897)
Вальс в два па содержит «три счета», только иначе разделенные и с другим акцентом – два счета включены в один. Первый шаг состоит из глиссада (или скольжения), второй шаг представляет собой шассе, заключающем два шага в одном. Следует танцевать короткими шагами, легко скользя и не подпрыгивая.[17]

Шаг deux tepms (Ball Room Guide, and Call Book) [18]:
1. Скользящий шаг левoй ногой влево, перенося правую ногу к левой, позади в третью позицию (счет 1)
2. Скользящий шаг левой в диагональ вперед, делая половину поворота на левой ноге и ставя правую ногу близко к левой лодыжке, позади в 3 позицию, носок касается пола. (счет 2)

2.3. Schottische

Музыкальный размер 2/4, темп колеблется от Moderato до Allegretto

В 1850 танец Schottische появился во всей Европе. Его родиной в разных источниках считаются Германия (Бавария) или Богемия [19]. В 1844 году этот танец исполнялся в Баварии под именем Rheinlander, а в других странах был известен как Bavarian Polka [7]. В Encyclopaedia Britannica [19] говорится, что «создатель» Schottische – Markowski, хозяин знаменитой танцевальной академии в 1850-х. В книге Markowski et ses salons утверждается, что польский танцор и парижский танцмейстер Markowski изобрел “la scottish” [20]. Markowski, возможно, и опубликовал этот танец в Париже, но в 1885 году Цорн пишет о немецком происхождении Schottische. Allen Dodworth (в 1885 году) утверждал, что начал учить своих учеников этому танцу с 1849, а другой американский танцмейстер, Edward Ferraro описывал, что:
«Schottisch был представлен вскоре после польки, и получил большое одобрение в Америке. Он до сих пор в большом почете у немцев, от которых он и пришёл».
Название Schottische – из Германии, а не Шотландии, как могло казаться. Schottische еще называли «немецкой полькой», хотя различия с полькой есть. Возможно, название появилось из-за того, что польку в Германии в 1840 называли “Schottische waltz” (см. Цорн, выше) – и по схожести танцев дали такое название.
Отличие этого танца от польки в выполнении последнего счета из 4-х, и в наличии прыжков в танце. Schottische состоит из двух частей: в первой выполняется Основной шаг (с левой ноги, с правой ноги), во второй – прыжки.

Основной шаг:
«Скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 1), подтянуть правую ногу в 1 позицию (счет 2); скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 3), подскок на левой ноге, одновременно поднимая правую ногу немного над полом (счет 4).» (Carties Book, 1882) [13]
Rivers в “Modern Dances” [14] описывает основной шаг так:
«Исходная позиция – левая нога в третьей позиции. Скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 1), правая нога подтягивается в 3 позицию сзади (счет 2), скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 3), правая нога подтягивается на счет 4». (Цорн уточняет, что на 4-ый счет правая нога находится сзади в 3-ей воздушной позиции).

На примере описаний этого шага можно увидеть характерную деталь для описаний шагов вальса, польки и других танцев: эти танцы можно исполнять по 1 и по 3-ей позициям, поскольку разные авторы используют разные исходные позиции.

Вторая часть танца:
«Прыжки на левой ноге (счет 1,2), прыжки на правой ноге (1,2), и повтор этой фигуры. Повороты – во время выполнения прыжков.»[21]

В книге J.W.Pepper’s [22] описан The Schottische Waltz, состоящий также из двух частей:
Первая часть: Скользящий шаг влево левой ногой (счет 1), Правая нога подтягивается в третью позицию (счет 2), скользящий шаг левой ногой влево (счет 3), подскок на левой ноге, одновременно поднося правую ногу сзади, поднятую над полом близко к левой лодыжке (счет 4). Аналогично – с правой ноги.

Вторая часть: Перескок с правой ноги на левую вперед, пронося правую ногу позади близко к левой лодыжке (счет 1). Подскок на левой ноге, одновременно делая полповорота (счет 2). Прыжок на правую ногу вперед (счет 3), подскок на правой ноге, одновременно делая полповорота (счет 4).

Видимо, этот танец объединяет и польку, и schottische и снова возвращает к заявлению Цорна [6], который еще в 1830-х годах знал технику польки под именем “Scotch Waltz”.

2.4. Galop-Polka или Glide Polka (L’Esmeralda)

Комбинация шагов, состоящая из двух простых шагов галопа в сторону и одного акцентированного полечного шага, называется Galop-Polka. (Цорн, 1905) [6]

Этот же танец встречается под названием Esmeralda, которое получил от похожей комбинации шагов в балете с таким названием. (Хотя Gilbert разделяет эти танцы, описывая отдельно Glide Polka и Esmeralda, считая Glide польку частью второго танца). Описание танца Esmeralda появляется уже в 1857 году у Hillgrove, тогда как Glide Polka не упоминается пока в его книге. Также в книге Edward Ferrero в 1859 году описана Esmeralda, без Glide Polka. Видимо, второй танец появился позже – термин Glide Polka встречается лишь в источниках конца века: “Elements of Dancing”, 1891 [22], Round dancing, (M. B. Gilbert), 1890. [4]

Glide-Polka выполняется следующим образом:
«Два шага галопа с левой ноги (на 4 счета) и полоборота польки с левой ноги (на 4 счета). Затем аналогично с правой ноги. Основная особенность танца и отличие от обычной польки – то, что два скользящих шага занимают столько же времени, сколько и шаг польки.» [22]

3. Исполнение польки

О манере исполнения польки читаем у Hillgrove (1857): «Шаг польки может исполняться по прямой вперед, когда один из партнеров двигается вперед, тогда как другой – назад, и наоборот. Вращение может исполняться как справа налево, так и слева направо, по желанию.»
Целлариус пишет о фигурах польки так: «В польке возможно выполнять много своеобразных маневров…, которые может исполнить опытный танцор. Он должен во всех смыслах поворачивать партнершу, иногда вправо, иногда влево, заставлять ее наступать или удаляться от него, по прямой… и если в переполненной бальной зале едва хватает места для движения каждой пары, вращать партнершу на одном месте, укорачивая шаг, выполняя его практически под собой. Эти вариации полностью остаются за кавалером, который исполняет их согласно своей фантазии или местным запросам. Во время первого представления польки были исполнены фигуры. Кавалер начинал танец держа правую руку дамы, как в старинной аллеманде, и затем поворачиваясь к ней и от нее поочередно. Обычные шаги смешивались с так называемой Богемской (или Двойной) полькой, где левая нога выставлялась во вторую позицию на пятку, и носком вверх…»
Описание «Богемской польки» как самостоятельного танца появляется позже, например, в работах Rivers (1885) [13] и Judson Sause (1889)[23]. Они описывают танец по-разному:
Rivers – «На первый счет левую пятку поставить во вторую позицию, на второй счет поставить левую ногу в пятую позицию позади правой, на 3 и 4 счеты – шаг польки, за который совершается половина поворота. «Пятка-носок» с правой ноги и полповорота польки с правой – это конец первой части. Вторая часть: два шага галопа с левой ноги и полповорота полькой с левой, и повтор с правой аналогично.»
Judson Sause: «Поставьте левую ногу во вторую позицию, пяткой на пол и носком вверх, и подпрыгните на правой ноге в тот момент, когда пятка касается пола. Затем поставьте левую ногу в пятую позицию позади правой так, чтобы носок был на полу, а пятка поднята, и в тот же момент подпрыгните на правой ноге. Потом следует шаг польки с левой ноги – полповорота. Далее следует повтор предыдущих движений с правой ноги.»
Некоторые фигуры польки описаны в самоучителе М. Петровой [24] : «Полька начиналась фигурой «бабочка», в которой танцорка порхала по зале, как это милое крылатое, издалека наблюдаемая кавалером. Он страдает, ревнует, осыпает ее упреками, отворачивается от нее, отходит, когда она к нему приближается, и наконец, тронутый ее кокетливыми заигрываниями, он мирился с нею: они дружно обнялись и весело резвятся, празднуя своё примирение. Вторая фигура – ссора и примирение. Но вдруг танцующая дама вспоминает что-то и стремительно бежит от опасности, кавалер преследует ее (фигура бегство и погоня), он настигает ее, хватает за руку, и шалунья, кружась, извиваясь в его руках, как гирлянда, в утомлении опирается на него, и медленно, но радостно, глядя друг на друга, танцор с танцоркой оканчивают свой танец длинной прогулкой кругом залы.»
Следует отметить, что полька, как и вальс, использовалась и для котильонов, и в кадрилях, и в контрдансах – у Howe (1862) описаны такие контрдансы как Hohnstock’s Polka, Sultan Polka, Baden-Baden Polka, New York Polka.[25]

4. Эволюция техники польки

Глядя на изменения техники других танцев в течение века, возникает логическая мысль, что полька также не оставалась одинаковой с ходом десятилетий. Тем более, что есть «конечный продукт» – полька, изучаемая в историко-бытовом танце. Как же технически сложная «французская» полька превратилась в относительно простой танец? Для этого проследим за описаниями польки по источникам в каждом десятилетии 19 века.

Итак, начиная с 1847 года, «изначальное» описание Целлариуса в целом не менялось до 70-х годов (исключая терминологию). Основные «характеристики» танца – это шаг на 3 счета из 4-х, подскоки на каждый счет. Hillgrove в 1857 году описывает польку аналогично. [18]
Charles Durang в 1856 году [26] и Edward Ferrero в 1859 году [9] повторяют этот характер танца. Описание Howe [25] в 1862 году в также дублирует технику польки Целлариуса.
Английские описания польки совпадают с французскими и американскими источниками: «Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances» [27] описывает польку на 3 счета и с подскоками.
Любопытно, что в 1863 году, Hillgrove [11] описывает польку по-другому, чем в своей книге 1857 года. Шаг польки вперед и назад остается прежним, однако, для полечного вращения он описывает следующие движения: на (1) – подскок и скольжение, на (2) – подставить ног сзади, на (3) – скользить во вторую позицию, на (4) – подскок и поворот, одновременно убирая свободную ногу к щиколотке опорной. Этот вариант польки потом дублируется в книге Dick’s quadrille call-book, and ball-room prompter …[28] в 1878 году.
В 70-х годах начинаются небольшие изменения в характере польки:
В сборнике «The Ball-room guide. With coloured plates.”[29] , 1866 мы видим описание польки на 3 счета, но без последнего прыжка (jete).
В книге Brookes on modern dancing [1] в 1867 и в «Beadle’s dime ball-room companion and guide to dancing.» (1868)[30] последний шаг польки описывается также: скольжение, а не jete.
И далее, мы наблюдаем смягчение движений польки в «The amateur’s vademecum..» 1870 [31] , у De Garmo [13] в 1875 – тут описан полечный шаг на 3 счета, где всего один подскок перед первым движением и 3 скользящих шага.
В книге Dancing without a master (1872)[32] и The dancer’s guide.. (1874)[33] уточняется, что движения польки – это скорее скольжение, чем подскоки.
А вот Coulon в своей книге «Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment…» [1873][5] остается верен изначальной технике польки, уточняя, что все шаги польки – прыжковые, и на 4-ый счет приходится пауза.
В 1882 в некоторых описаниях пропадает и первый подскок: в книге «Cartier’s practical illustrated waltz instructor.» [11], тогда как в других описание остается как в изначальной версии: J.W.Pepper’s “Promter’s Call Book” [22].
Следующие десять лет описания польки варьируют в каждом пособии по танцам:
Это и версия Rivers в 1885 [12] – полечный шаг на скользящих шагах, не считая первого подскока, а на 4-ый счет – поворот.
Это и вариант Judson Sause в 1889 [23] – с полечным шагом на 3 счета, где 3-ий шаг скользящий.
Это и «классическое» описание Gilbert в «Round dancing» [4]– «глиссе-купе-жете» [c1890], и полька на 3 счета, но совершенно без подскоков, на скользящих шагах – у Grant[34] , 1893.
В русских изданиях сохраняется практически та же «французская» техника польки:
Чистяков[35] (Методическое руководство по обучению танцам (1893): на (1) – скользнуть носком левой ноги как в шассе во 2 позицию, на (2) придвинуть правую к левой и прыгнуть на нее, на (3) прыгнуть на левую, оставив правую приподнятой сзади, как в па жете…
У Ивановского [36] полька занимает 4 счета, где 4-ый – это маленький подскок, остальные шаги – скользящие. То есть первый прыжок «сполз» на 4-ый счет предыдущего такта – и это та техника, которую мы наблюдаем повсеместно уже в 20-ом веке
Таким образом, основные направления изменения техники польки таковы:
– смягчение прыжков – уже в 70-х годах
– добавление поворота на 4-ый счет – видимо, прогрессировало уже в 20-ом веке.
– изменения шли в направлении некоторого упрощения техники, как и в случае с кадрилями и мазурками, впрочем, не все танцмейстеры поддавались этим веяниям.


5. Источники

[1] Brookes on modern dancing, containing a full description of all dances, as practised in the ball room and at private parties, together with an essay on etiquette.By L. De G. Brookes. New York 1867.
[2] Social Dancing in America R.. Giordano, 2007
[3] The drawing-room dances. By Cellarius, 1847
[4] Round dancing, by M. B. Gilbert … .Portland, .Me…, M. B. Gilbert [c1890]
[5]Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment … Eugene Coulon, London, A. Hammond & Co. [1873]
[6] Grammar of the art of dancing… Zorn, . Boston, 1905.
[7] The Encyclopaedia Britannica: A Dictionary of Arts, Sciences, Literature and General Information, 1910
[8] A history of dancing. By Reginald St. .Johnston., 1906
[9] The art of dancing, historically illustrated. To which is added a few hints on etiquette; also, the figures, music, and necessary instruction for the performance of the most modern and approved dances, as executed at the private academies of the author. By Edward Ferrero. 1859
[10] A Complete Practical Guide to the Art of Dancing.. By Thomas Hillgrove. 1863
[11] Cartier’s practical illustrated waltz instructor, ball room guide, and call book. Giving ample directions for dancing every kind of square and round dances, together with cotillons–including the newest and most popular figures of “the German”, New York, De Witt, Publisher, c1882.
[12] A full description of modern dances. By C. H. Rivers. Brooklyn [1885]
[13] The dance of society: a critical analysis of all the standard quadrilles, round dances, 102 figures of le cotillon (“the German”), &c., including dissertations upon time and its accentuation, carriage, style, and other relative matter. By Wm. B. De Garmo 1875
[14] Traité de la danse, contenant la théorie et l’histoire des danses anciennes et modernes, avec toutes les figures les plus nouvelles du cotillon. D. Desrat, 1900
[15] Д.Н.Мамин-Сибиряк. “Приваловские миллионы”
[16] Толстая А.Л, Толстой А.Н. – Бострому А.А.:[Письма из Сызрани]//Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя.-Куйбышев:Кн. изд-во, 1982.
[17] Hilgrove’s scholars companion & ball room vade mecum. Thomas Hillgrove, 1857
[18] href=”https://bib.hda.org.ru/books/cartier_1882″>Practical illustrated waltz instructor, ball room guide, and call book, Cartier. 1882
[19] Encyclopaedia Britannica (11th edition)
[20] Paul Lefort. Markowski et ses salons. Esquisse parisienne. P., Lucien Marpon, 1860
[21] T. Erp. Sichore “Elements of Dancing”, 1891
[22] J.W.Pepper’s “Promter’s Call Book” [1882]
[23] Judson Sause The Art of Dancing Embracing a Full Description of the Various Dances of the Present Day, together with Chapters on Etiquette, the Benefits, and History of Dancing. Chicago, New York, San Francisco, 1889.
[24] М. Ю. Петрова Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев (для обоего пола). Искусство в самое короткое время выучиться всем общественным, то есть бальным и характерным или костюмированным танцам, без помощи учителя. С политипажами в тексте. Санкт-Петербург, 1883
[25] American dancing master, and ball-room prompter. Elias Howe Boston, 1862.
[26] Charles Durang The Fashionable Dancer’s Casket, or the Ball-room Instructor. A New and Splendid Work on Dancing, Etiquette, Deportment and the Toilet. Philadelphia, 1856
[27] Eugène Coulon Coulon’s Hand-book; Containing All the Last New and Fashionable Dances. Dedicated to His Pupils. London, 1860?.
[28] Dick’s quadrille call-book, and ball-room… .New York., Dick & Fitzgerald [c1878]
[29] The Ball-room guide. With coloured plates. London, F. Warne and Co., 1866.
[30]Beadle’s Dime Ball-room Companion and Guide to Dancing. Containing Rules of Etiquette, Hints on Private Parties, Toilettes for the Ball-room, etc. Also, a Synopsis of Round and Square Dances, Dictionary of French Terms, etc. New York, 1868
[31] E. B. Reilley The Amateur’s Vademecum. A Practical Tratise on the Art of Dancing Comprising the Ancient and Moders History of Dancing, the Etiquette and Fashions of the Ball Room, the Modes of Conducting Balls, Parties, Soirees, &c., the Rudiments of Classis and Private Dancing, the Steps and Figures of All Out Most Modern and Approved Dances, a Complete Glossary of English and French Technicalities Used in Calling Figures, and a Brief Essay on the Importance of Dancing, as an Amusements, Accomplishment and Exercise. Philadelphia, 1870.
[32]Ball-room Dancing Without a Master and Complete Guide to the Etiquette, Toilet, Press and Management of the Ball-room; with All the Principal Dances in Popular Use. New York, 1872
[33] The Dancer’s Guide and Ball-room Companion. New York, 1874.
[34]Horatio N. Grant How to Become Successful Teachers of the Art of Dancing in Conjunction with How to Manage a Favor-German. Buffalo, 1893.
[35]Александр Дмитриевич Чистяков Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях с 20-ю рисунками в тексте. С приложением руководства для дирижёров, с 157-ю фигурами для кадрили, мазурки, вальса, польки и котильона. Пособие для учителей танца в кадетских корпусах. Составлено применительно к требованиям утверждённого главным начальником военно-учебных заведений 27 июля 1890 г. Наставления для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. Санкт-Петербург, 1893.
[36] Николай Петрович Ивановский Бальный танец XVI–XIX веков. Ленинград, 1948. Репринт: Янтарный сказ, 2004

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №4»

Методическая разработка

Открытый урок.

Тема: танец «Полька» И.Штраус

1 класс

Провела: преподаватель

Сукнева Инна Сергеевна_______

Ангарск – 2017 г.

Открытый урок преподавателя хореографических дисциплин

Сукневой Инны Сергеевны

МБУ ДО «Детская школа искусств №4» г. Ангарска с уч-ся __1____ кл.

Концертмейстер: Петрушина И.А.

Присутствовали: Юрсаков В.А, родители учащихся

Оборудование: Фортепиано

Цель: Научить исполнять (танцевать) польку.

Задачи:

  • разучить движения польки;

  • познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

  • подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм;

  • развивать координацию движений, музыкальный слух;

  • вырабатывать легкость движений, осанку;

  • воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);

  • развивать физические данные ребенка, память, внимание.

Характеристика уч-ся: В 1 классе числится 7 человек. На уроке присутствовало 6 человек, Березовская Арина в академическом отпуске по состоянию здоровья.

В целом дети исполнительны, отзывчивы на замечания. Разные по характеру и темпераменту. Стремятся к ансамблевому исполнению. По физическим данным, техническому исполнению и координации выглядели по-разному. 10% и класса отстают по техническому исполнению.

План занятия.

Вводная часть занятия

  • приглашение детей в зал;

  • знакомство с педагогом, концертмейстером, между собой ( посмотри кто рядом);

  • знакомство с танцевальным залом;

  • танец и его виды: классический, народный, бальный, современный. 
    (видеоряд);

  • танец «Полька» его родина;

  • прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части).

  • расстановка по линиям в шахматном порядке.

Основная часть занятия

Разминка : на середине зала

  • маршировка на месте;

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

  • упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

  • упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Игра «Найди своё место»;

  • педагог раздает резинки двух цветов, одеть на правые руки (белый – внешний круг, красный – внутренний круг);

Изучение основных движений танца «Полька»:

  • прыжок «соте»;

  • приставные шаги;

  • ритмические похлопывания — хлопки.

  • подскоки;

  • Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).

  • Постановка детей в пары.

  • Разметка мест остановки пар цветным мелом.

Разучивание танца «Полька» по частям:

  • 1 часть — подскоки;

  • 2 часть — прыжок «соте»;

  • 3 часть — приставные шаги, хлопки;

Заключительная часть занятия

  • исполнение танцевальной композиции «Полька»;

  • подведение итогов;

  • поклон (благодарим друг друга — аплодисменты )

для занятия

  • мелок белый;

  • резинки двух цветов;

  • фонограмма частями (с паузами);

  • фонограмма целая.

  • бейджик с Ф.И.О педагога;

  • бейджик с именем ребенка;

  • музыкальный инструмент;

  • хореографический зал.

Описание занятия

Приглашаются обучающиеся в зал.

Педагог:

Танцы в 21 век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что еще за штука?
Где её преподают?
Тут !!!
в Доме творчества!!

Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алла Геннадьевна. Я – педагог Дома детского творчества. Учу детей танцевать. А помогает мне в этом концертмейстер Дома детского творчества Ирина Михайловна Невзорова.

Педагог: Хочу познакомиться с вами, каждый громко назовите свое имя.

Дети: ответы.

Педагог: Вот и познакомились.

Педагог: Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котороммы с вами находимся?

Дети: ответы.

Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.

Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?

Дети: ответы.

Педагог: Зеркала — помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.

Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)

Музыкальный инструмент баян помогает нам ритмично исполнять движения. (показ : например полька)

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?

Дети: ответы.

Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.

Педагог: А какие виды танца вы знаете?

Дети: ответы.

Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.

Видеоряд:

«Классический» танец — самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.

«Народный» танец — выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ.

«Бальный» танец — танец который танцевали на балах.

«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» — родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!

Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4 (иногда 2/4). (прохлопывает педагог)

Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.

(Прохлопывают дети с педагогом музыкальный размер)

А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька», композитор И.Штраус.

Прослушивание музыкального материала.

Педагог:  Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Педагог:

И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
(Е.Гуляев)

Разминка

  1. марш на месте;

  2. повороты, наклоны головы;

  3. поднимание плечей;

  4. локти, кисть ;

  5. наклоны в сторону;

  6. деми плие приседания прямо, с поворотом;

  7. релеве полупальцы 2 ноги, попеременно.

Педагог: Молодцы!

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Найди своё место».

Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. Молодцы!!!!!

Педагог раздает детям резинки двух цветов, одеть на правые руки. Внимание — резинки (белый – внешний круг (девочки), красный – внутренний круг(мальчики)).

Педагог:

Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).

Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте»Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2).

Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки.

Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки.Отработка движения под музыку (музыкальная фраза№3)

Педагог: Запомнили?

Дети: ответы.

Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .

Педагог: Молодцы!

Педагог ставит детей в пары. Отмечаетместо остановки пары цветным мелом.

Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».

Педагог:

Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!

А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Педагог: Молодцы!

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Спасибо.

КОНЕЦ

Приложение №1

Возникновение танца.

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие в Греции как источник развлечения. Его стали использовать в театре. Появились народные танцы, позднее – современные.

Вопрос 1. Что такое танец?

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при  помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события в жизни человека. Древний человек танцевал, выражая свои эмоции. Танец вызывал приятные чувства. Это придавало танцам магическую силу. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие.

Виды танца.

 «Классический» танец  — это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства, самый трудный танец,

обратите   внимание на костюмы  исполнителей, их обувь. Танец  который сочиняет   хореограф. «Народный»  танец — выражает характер, отличительные черты   каждого народа. Танец который сочиняет сам   народ. «Бальный» танец  —   танец который танцевали на балах. «Современный» танец — танец который родился в 20 веке,  изменилась музыка, изменился   и  танец.

Вопрос 2. Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?

До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

Вопрос 3.  Кто сочинил польку?

Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «полька». Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась настоящая  «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был, скорее всего, Франц Гильмар, композитор из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал польке классический оттенок. Иоганн Штраус — сын после «короля вальсов» стал «королем полек».

Приложение №2

«ПОЛЬКА»

Полька – Чешский народный танец, живой по характеру, простотой в исполнения.

Музыкальный материал: И.Штраус «Полька»

Музыкальный размер: 44

Описание танца

Музыкальное вступление 2 такта.

Часть

Движения девочек

Движения мальчиков

Рисунок

1

Движение №1

«Подскоки»

Движение №1

«Подскоки»

725049 1

2

Движение №2

          «Прыжок соте»

Движение №2

          «Прыжок соте»

     725049 2

3

Движение №3

         «Приставной шаг

           + хлопки»

Движение №3

        «Приставной шаг

           + хлопки»

725049 3

4

Движение №1

«Подскоки»

Движение №1

«Подскоки»

725049 1

5

Движение №2

          «Прыжок соте»

Движение №2

          «Прыжок соте»

725049 5

Описание движений

Движение №1 «Подскоки»

Исходное положение: боком друг к другу. Д с ПР стороны от М. Лицом по ЛТ. ЛР Д в ПР М. ПР Д придерживает край платья. ЛР М на поясе.

Такт

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

1

Шаг ПН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ПН

В исходном положении

Прямо

«и»

ЛН поднимается согнутым коленом  вперед

В исходном положении

Прямо

2

Шаг ЛН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ЛН

В исходном положении

Прямо

«и» 3, «и» 4

Повтор движений на счет «и» 1, «и» 2

Прямо

Движение №2 Прыжок «соте» ( 6 п.н.)                                                                                                                                            

Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг  Д  внешний.   РМ на поясе Р Д  придерживают край платья.

Такт

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

1

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

2

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

 3 «и»

4 «и»

Повтор движений на счет  1 «и» 2 «и»

Движение №3  «Приставной шаг»

Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг  Д  внешний.   РМ на поясе Р Д  придерживают край платья.

Такт

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

1

Приставной шаг назад

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Приставной шаг назад

В исходном положении

Друг на друга

2

Приставной шаг назад

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Пауза стоят по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

3«и»

4«и»

Повтор движений на счет 1 «и» 2 «и» вперед

Движение №3  «Хлопки»

Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг  Д  внешний.   РМ на поясе Р Д  придерживают край платья.

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

Хлопок

Перед собой

Друг на друга

«и»

Пауза

Перед собой

Друг на друга

2

Хлопок

Перед собой

Друг на друга

«и»

Пауза

Перед собой

Друг на друга

Краткое описание: 

 Тема: танец «Полька» И.Штраус Цель: Научить исполнять (танцевать) польку. Задачи: • разучить движения польки; • познакомить с музыкальным размером танца «Полька»; • подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм; • развивать координацию движений, музыкальный слух; • вырабатывать легкость движений, осанку; • воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше); • развивать физические данные ребенка, память, внимание.

Поклон .

Подведение итогов. Урок прошёл слаженно, с остановками для разьяснений. Учащиеся выучили весь предложенный материал и получили соответствующие оценки.

  • Рассказ про помидор 3 класс русский язык
  • Рассказ про полярный мак
  • Рассказ про полярного волка
  • Рассказ про позднюю осень для детей 5 6 лет
  • Рассказ про полезные ископаемые для 4 класса