Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России
Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)
— О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)
Валерия Н. и Артем Е.
тест
III. Самоопределение к деятельности
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)
— Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.
IV. Работа по теме урока
- Начальные представления о горных породах.
Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.
Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.
Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2
Слайд 3
Например, песок, глина, гранит.
Другие, как топливо. Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.
Слайд 5.
Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.
Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.
Слайд 6.
Слайд 7. Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.
У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.
Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.
А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.
Слайд 11. Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.
Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.
Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.
Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.
Минералы — это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.
Слайд 13. Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.
Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.
Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.
Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.
Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.
Слайд 18. Геологи называют ее галит.
Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.
Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.
Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.
Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.
Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.
Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.
Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.
3. Практическая работа.
— Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
— Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
— Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
— Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
— Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.
— Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?
— Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
— Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
— Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
V. Домашнее задание.
— Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .
VI. Рефлексия учебной деятельности.
— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
— Что нового и интересного узнали?
— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
— Из чего состоит гранит?
— Чем отличаются горные породы от минералов?
— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
— Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
Доклад о полезных ископаемых дети начинают делать уже во 2 классе. Мы предлагаем 8 сообщений на тему «Полезные ископаемые», которые адаптированы для учеников и 2, и 3 класса.
Предлагаемые доклады помогут не только отлично изучить эту непростую тему, но и больше узнать о полезных ископаемых своей родины. Сообщения понятны и небольшие по размеру, что позволяет выучить текст и пересказать его на уроке.
Чёрное золото
Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото? Чёрным золотом называют нефть. Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях – тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть. Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов.
Природный газ
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. Торф служит также подстилкой для животных.
Торфяные залежи необходимо беречь от пожаров, так как их очень сложно тушить.
Уголь
Уголь — горная порода, образовавшаяся в земных недрах из остатков растений, которые росли на Земле много миллионов лет назад. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Железная руда
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Больше всего железа в железной руде.
Из руды на металлургических заводах получают чугун, а потом из чугуна выплавляют сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь широко используется в машиностроении.
Известняк
Известняк является осадочной горной породой. Небольшие объемы можно растворить водой. Во время разложения образовывает карстовые пещеры. А на большой глубине под воздействием земного внутреннего тепла предоставляет газовый источник для минеральных вод.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Глина и песок
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
***
Все предложенные доклады или сообщения ученик 4 класса может использовать для выполнения проекта «Полезные ископаемые моей Родины».
Смотрите также:
Презентация на тему: Полезные ископаемые 2 класс
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1
№ слайда 2
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. ТвёрдыеЖидкое – нефтьГазообразное – природный газ
№ слайда 3
Описание слайда:
Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ
№ слайда 4
Описание слайда:
Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам.Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.
№ слайда 5
№ слайда 6
Описание слайда:
Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах.Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн.В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.
№ слайда 7
Описание слайда:
Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.
№ слайда 8
Описание слайда:
Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.
№ слайда 9
Описание слайда:
Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
№ слайда 10
Описание слайда:
Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.
№ слайда 11
Описание слайда:
Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.
№ слайда 12
Описание слайда:
Гранитные скалы
№ слайда 13
Описание слайда:
Древнеегипетский саркофаг из гранита
№ слайда 14
Описание слайда:
Глина Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов.
№ слайда 15
Описание слайда:
Гончарный круг
№ слайда 16
Описание слайда:
Торф Торф— горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).
№ слайда 17
Описание слайда:
Запасы торфа в Новосибирской области оцениваются в 7,2 млрд тонн, однако в связи с высокими затратами на его добычу и переработку, разработка торфяных месторождений практически не ведётся. Горит торфТорфяной брикет
№ слайда 18
Описание слайда:
Известняк Известняк является горной породой. Нередко содержит остатки известковых скелетов ископаемых организмов.Основной цвет породы – белый либо серый. Иногда можно встретить известняк коричневый и даже черный – но это случается гораздо реже. Используется в строительстве, металлургии, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной, пищевой, резиновой промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве. Применяется также для отделочных, облицовочных работ, создания украшений зданий и ландшафтов.
№ слайда 19
Описание слайда:
Известняковый карьер
№ слайда 20
Описание слайда:
Залежи известняка
№ слайда 21
Комментарии преподавателя
1. Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:
Рис. 1. Песок (Источник)
Рис. 2. Глина (Источник)
Рис. 3. Гранит (Источник)
Другие используются как топливо:
Рис. 4. Каменный уголь (Источник)
Рис. 5. Торф (Источник)
Рис. 6. Нефть (Источник)
Рис. 7. Газ (Источник)
Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:
Рис. 8. Выплавка металла (Источник)
2. Геологи и их работа
Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.
Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.
Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.
3. Добыча полезных ископаемых
Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.
Рис. 9. Каолин (Источник)
И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.
4. Минералы и горные породы
Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.
Рассмотрим полезное ископаемое гранит.
Рис. 10. Гранит (Источник)
Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.
Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.
Рис. 11. Слюда (Источник)
Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.
Рис. 12. Полевой шпат (Источник)
Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.
Рис. 13. Кварц (Источник)
Рис. 14. Аметист (Источник)
Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.
Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.
Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.
Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.
Рис. 15. Агат (Источник)
Рис. 16. Сапфир (Источник)
Рис. 17. Гранат (Источник)
Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.
Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.
Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
источник презентации — http://prezentacii.com/obschestvoznanie/10171-zaglyanem-v-kladovye-zemli-2-klass.html
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/kladovye-zemli
источник видео:
http://www.youtube.com/watch?v=iC-h-XzvesA
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»
Практическая работа
« Знакомство с горными породами и минералами»
Окружающий мир
2 класс
Составитель:
Куликова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
специалист высшей категории,
учитель — методист
2016-2017 учебный год
Куликова Е.Н.
ГОУ ЛНР «Артёмовская
специализированная школа №8»
Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.
Цель практической работы направлена на формирование:
Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;
учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;
учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Коммуникативные УУД:
учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;
учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД:
учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.
учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.
Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.
Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.
Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.
Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.
Ход практической работы
Организационный момент.
Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)
Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.
Вводная беседа ( слайд 1-3)
В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).
Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.
— Как называются эти природные богатства?
(их называют полезными ископаемыми).
«Кладовые земли», «сокровища недр» — так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)
— Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?
Все полезные ископаемые очень важны для человека.
— Где они используются?
( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),
— В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.
( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)
— Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)
Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).
-А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)
Условное обозначение на картах полезных ископаемых — .
— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?
(Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)
— У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.
Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)
1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)
2.Определи свойства:
-
цвет,
-
запах,
-
плотный или рыхлый (сыпучий),
-
твердый или мягкий (прочность),
-
растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),
-
тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),
-
состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).
3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.
План описания полезного ископаемого: (слайд 12)
а)название полезного ископаемого;
б) его свойства;
в) как добывается;
г)добывается ли в нашем крае;
д) где используется это полезное ископаемое.
4.Проверка с использованием слайдов.
Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.
Фронтальное обсуждение выводов
Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные — дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)
Практическая часть 2
Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Вводная беседа
Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)
С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.
Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.
В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)
Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.
Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.
А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
— Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность
(обозначается:). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)
Инструкция по проведению практической работы
Исследование состава и свойств гранита
1. Состав гранита
Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).
Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.
Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.
II. Цвет
Рассмотрите внимательно свой образец гранита.
Определите его цвет.
Почему гранит пестрый?
Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.
III. Определение тяжести (массы) гранита.
Что доказывает данный опыт?
1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.
2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).
Вывод: гранит тяжелый.
IV. Определение прочности.
1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.
2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).
О чем свидетельствуют результаты?
Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?
Вывод: гранит очень прочный.
V. Определение твердости гранита
Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?
(гранит очень твердый).
Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита
(в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).
На стекле остаются царапины.
Вывод: гранит очень твёрдый.
VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.
Самостоятельная работа учащихся
Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.
Проверка с использованием слайдов. (Приложение (слайд 20)
Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?
Фронтальное обсуждение выводов
Оценка результатов выполненной работы.
-Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).
-Как вы думаете, мы справились с ней?
— Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.
Рефлексия.
— Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?
— Что вас впечатлило больше всего?
— Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?
— Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.
— Назовите состав гранита? (слайд 18-19)
— В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)
— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)
— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.
— Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?
Приложение 1
Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира
в начальных классах
1. Общие требования безопасности
1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
· при работе с острыми и режущими инструментами;
· при работе с лабораторной посудой;
· при нарушении инструкции по ТБ.
3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
2. Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить учебные принадлежности.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.
3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.
4. При слабом зрении надеть очки.
5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.
3. Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Пользоваться только исправным оборудованием.
3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.
4. Не делать резких движений во время работы.
5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.
7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.
8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .
2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.
5. Требования безопасности по окончании занятий
1. После окончания работы произведите уборку своего места.
2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.
3. Проверьте безопасность рабочего места.
4. Вымойте лицо и руки с мылом.
5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Учитель начальных классов ___________/__________________/
С инструкцией ознакомлен(а)
Приложение 2
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.
Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?
Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.
Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.
В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.
Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.
Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.
Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.
Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.
Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.
До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.
Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.
— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.
— У кого дома есть такая книга?
— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?
— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.
— И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.
Приложение 3
Приложение 4
Полезные ископаемые нашего края
Приложение 5
Кремень
Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.
Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.
Приложение 6
Приложение 7
Геолого-минералогический музей Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).
Приложение 8
Литература
1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.
https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm
2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).
3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с
4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf
5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2
6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) — М.: Педагогика, 1990,1993,1994.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322
Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/
Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae
http://www.naturalstone.ru/
http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak
http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок
19