История Древнего Египта знает о четырех царях с именем Тутмос, все они принадлежат к одной 18 династии и правили друг за другом. Но наиболее значимый след в истории оставил, безусловно, Тутмос III. Египет возвысился до небывалых высот в его годы правления. Тутмоса и Хаммурапи (вавилонского царя) часто сравнивают, проводя параллель между их военными походами и завоевательной внешней политикой. И тот и другой значительно расширили границы своего государства, навсегда вписав свои имена в историю Древнего мира.
Тутмос I
Годы правления Тутмоса I – 1504-1492 г. до нашей эры. Сказать о его происхождении сложно, ученые предполагают, что он был мужем сестры Аменхотепа I и не исключено, что сыном фараона Яхмоса I (основателя 18 династии). Время правления Тутмоса I – это начало завоеваний, которые значительно расширили границы Древнего Египта. В самом начале его царствования в Нубии произошло восстание. Царь лично участвовал в его подавлении, согласно древним хроникам, он поразил своим копьем вождя восставших людей. Нубия была полностью разорена и целые племена угнаны в рабство. Его завоевания на Юге продвинулись до третьего порога Нила, а на Севере — до реки Евфрат. Победоносные набеги обогатили казну за счет награбленного имущества и дани, выплачиваемой покоренными народами. Это способствовало активному строительству храмов. Тутмос I был первым фараоном, который отказался от пышного надгробия и предпочел обособить гробницу от своего поминального храма. Усыпальница строилась в обстановке крайней секретности, ее высекали в скале. В 1881 году там была обнаружена мумия фараона.
Прямые наследники Тутмоса I умерли в раннем детстве (два сына и дочь), осталась только одна дочь– Хатшепсут. Близкие родственные браки были обычным делом и ее отдали замуж за сводного брата (по отцу) Тутмоса II, сына от «не главной» жены. Он и стал следующим фараоном.
Тутмос II
Египетский царь не отличался особо крепким здоровьем, поэтому годы правления фараона Тутмоса II коротки. Некоторые египтологи считают, что он был на престоле в течение всего лишь четырех лет. Тем не менее, все это только предположения, поэтому и дата правления Тутмоса II, как правило, указывается приблизительная с 1492 по1489 г. до н.э. Первый же год его царствования ознаменовался жестоким подавлением бунта в Нубии, когда убили всех мужчин племени, которых смогли найти. Тутмос II сохранил все территории, которые завоевал его отец. От Хатшепсут у него было две дочери, а вот сын был от наложницы, но именно ему перешел престол после смерти фараона.
Царица Хатшепсут
Женщина-фараон, одна из наиболее известных правительниц Египта. Своего высокого статуса, как считают многие историки, она могла достигнуть еще в то время, когда правил Тутмос I, то есть ее отец, а затем, возможно, была соправителем своего мужа. Это впоследствии позволило ей отобрать престол у молодого фараона. После смерти мужа она была назначена регентом 12-летнего Тутмоса III, а затем через полтора года грамотным и мирным путем отстранила его. Она прославилась в первую очередь активным строительством, покровительствовала культуре и наукам, приучала к этому и своего пасынка Тутмоса III. Египет при ней процветал в экономическом плане, но были практически утрачены владения в Палестине и Сирии. Хотя, согласно некоторым данным, она участвовала лично в нескольких военных походах, в целом же, внешняя политика на протяжении двух десятков лет была мирной. Царица правила без малого 22 года. По последним данным, полученным после изучения ее мумии, умерла она в возрасте более 50 лет от болезней (рак печени, опухоль костей и диабет). При жизни она воздвигла себе погребальный храм, он высечен в скале и впечатляет своими размерами и убранством по сей день.
Тутмос III
Приблизительные годы правления Тутмоса III – 1479-1425 г. до н.э. Но фактически он взошел на престол после смерти свое мачехи Хатшепсут. Первое, что он сделал – это приказал уничтожить все упоминания о ней, стереть имя со стен, разрушить статуи. Каковы были мотивы этого, сейчас сказать трудно, возможно личные, историки допускают, что это было сделано под влиянием придворной знати. Годы правления фараона Тутмоса III ознаменовались сменой мирного курса на активную завоевательную внешнюю политику. В годы, когда правил Тутмос III , Египет стал одним из крупнейших Древних государств.
Если говорить о портретах великого правителя, то ученые считают, что его скульптурные изображения имеют мало общего с реальной внешностью. На основе изучения мумии специалисты сделали вывод, что он не отличался высоким ростом, но телосложение было правильным, крепким.
Военные походы Тутмоса III
Фараон отличался активной военной политикой, но наиболее примечательны и известные следующие кампании:
- Первый поход в Сирию. Считается, что его поводом послужило восстание азиатских племен. Ну а причина та же, что и многие века назад – государству нужны были рабы, ресурсы и открытый путь к внешней торговле. Поход в Сирию значительно укрепил положение Египетского государства в Передней Азии.
- Военная кампания 29-года правления фараона. Это был пятый по счету военный поход в Переднюю Азию. В результате египтянами на финикийском побережье был захвачен большой земледельческий район Джахи, ставший опорным пунктом.
- Шестой и седьмой походы за годы правления Тутмоса III были морскими. Корабли двигались по Средиземному морю и высадились в первый раз в Симире (современная территория Сирии). Целью была крепость Кедеш – одна из самых неприступных, ее осада продолжалась практически полгода, но результатов не дала. Египтяне разграбили окрестности и вынуждены были покинуть побережье. Вернувшись во второй раз, армия фараона заняла финикийский город Уллаза.
- Восьмой поход утвердил господство Египта во всей Сирии, Палестине, Финникии. Историки называют этот период кульминацией военных завоеваний Тутмоса III.
- Дальнейшие походы (9, 10, 13, 14-й) были предприняты в 34-39 годы правления Тутмоса III. Они уже не носили ярко выраженный захватнический характер, а скорее были направлены на удержание уже завоеванных территорий, на которых то и дело вспыхивали восстания.
- Последний поход в Азию. По своему назначению это была скорее карательная экспедиция, чтобы подавить непокорную Сирию, во главе восстания стояли все те же города Кадеш и Тунип. Обе крепости были взяты египтянами, которые нанесли сокрушительный удар, надолго укрепив позиции своего государства в Сирии и Финикии.
Все завоеванные в годы правления Тутмоса III территории были превращены в провинции Египта и управлялись на местах его наместниками. Многочисленные народы преподносили ему дань, как знак уважения и солидарности его политике. Завоевания Тутмоса III превратили Египет в очень могущественную, сильную державу. Ни одному из последующих фараонов не удалось расширить границы дальше, чем это было сделано при нем.
Политика внутри государства во времена Тутмоса III
Продолжалось активное строительство, как и при царице Хатшепсут, в том числе был возведен Карнакский храма Амона-Ра с обелисками. По свидетельствам, которые остались на стенах храмов и гробниц, фараон был достаточно разносторонним человеком, покровительствовал искусствам. Помимо выдающихся способностей полководца, он обладал широким кругозором и даже занимался моделированием сосудов из глины, проекты которых затем передавал ремесленникам. По приказам фараона в Египет завозили новые сорта растений и виды животных. При нем была сформирована постоянная профессиональная армия, строились корабли (кедр специально привозили из Ливии). Тутмос III возглавлял Египет 53 года. Экономическим и культурным подъемом государства ознаменовались именно его годы правления. Тутмоса и Хаммурапи разделяют во времени несколько сотен лет, но примечательно сходство между ними, оба правителя были не только великими полководцами, но и грамотными политиками. С именем Хаммурапи связано возвышение Вавилона, создание правового государства, а Тутмос III превратил Египет в сильнейшую империю, заслужив себе по праву звание «Наполеона Древнего мира», но не карателя, фараон проявлял гуманность к завоеванным народам, не учиняя бессмысленной резни и геноцида.
Искусство XVIII династии
Египет в это время занял ведущее международное положение, достиг небывалой мощи, возросла пышность обстановки, одежды и украшений знати. Ведущую роль в искусстве в это время играют Фивы – столица государства на тот момент. Храмы, построенные в это время, монументальны и торжественны, а погребальные уже традиционно отделены от гробниц, которые для предотвращения разграбления высекались в отделенных ущельях. Выдающимся произведением древнего зодчества является храм царицы Хатшепсут.
Древнеегипетская музыка
Многочисленные барельефы с изображением певцов и инструменталистов говорят о большом значении музыки в жизни египтян. Она звучала в быту, сопровождая различные трудовые процессы, массовые празднества, торжественные шествия. Во времена XVIII династии уже существовала дворцовая капелла. Основные музыкальные инструменты: арфы, флейты, лиры, лютни, барабаны и систр (металлическая трещотка). В эпоху XVIII династии наряду с дворцовой музыкой развивается военная, появляются первые оркестры с ударными инструментами и трубами.
Тутмос IV
Фараон правил приблизительно в 1397-1388 г. до н.э., а это достаточно непродолжительный период. Согласно результатам исследований мумии, погиб он в молодом возрасте. Время его пребывания на престоле не ознаменовалось великими свершениями. Тутмос IV совершил несколько военных походов, но славу своих предшественников не повторил.
Также он проявлял интерес к архитектурным строениям своих предшественников: очистил сфинкса от песков, завершил строительство обелиска Тутмоса III.
Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.
Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.
Видео дня
У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.
В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.
01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.
Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:
«А если станет невтерпежь,
В сердцах сожмешь кулак
Прибаки требовать пойдешь,
Поднимешь красный флаг —
Жандармы схватят, изобьют,
Узнаешь, где острог
И как колодники поют
Когда их путь далёк.»
О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.
02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.
03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.
В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:
04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.
Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!
05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.
06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»
О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.
Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.
07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.
08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.
Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.
09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.
10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:
«В день парада,
В утро Первомая,
В майский день весенней чистоты,
Девочку высоко поднимая,
Принял вождь
Из детских рук цветы.
Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —
Тот душой и сердцем понимал:
В этот миг
Наш Сталин по-отцовски
Всех детей на свете обнимал!
Всех детей на свете:
Честных, дружных,
Тех, кто счастлив,
Тех, кто угнетён
Белых,
Чёрных,
Северных и южных,
Всех народов
Наций
И племён…»
11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.
12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))
13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.
14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.
15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.
16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)
Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.
А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?
Расскажите, интересно)
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…
Возможно, самой величайшей женщиной-фараоном, за исключением всем известной Клеопатры, была Хатшепсут. Она не была первой женщиной пришедшей к власти. Зато царица смогла не только сделать себе имя при жизни, она умудрилась прославиться в веках, несмотря на все ухищрения её пасынка стереть о ней всякое упоминание!
Великая царица, супруга бога Амона — ей удалось совершить всё то, что было совершенно невозможно в ту эпоху. Никакие правила и традиции были ей не указ. Стать единоличной правительницей, когда женщинам путь на трон закрыт? Легко! Закрутить роман с министром? Запросто.
Немного предыстории
Предки будущей великой женщины-фараона из Восемнадцатой династии не только помогли воссоединить разделённые доселе египетские земли, но и оставили в наследство могущественных монархов и влиятельных женщин. Аххотеп, мать воинственного фараона Яхмоса I, обладала большим политическим и религиозным влиянием. Ей даже воздавали соответствующие воинские почести. Яхмос-Нефертари, сестра и жена Яхмоса, стала в своё время регентом и даже была обожествлена. Это была династия самых прославленных правителей, отважных воинов и могущественных завоевателей.
Тутмос I, изображённый в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, не принадлежащего к династии и великой царицы Яхмос. В то время Египет находился на подъёме. Царица подарила фараону лишь дочерей, поэтому наследником престола стал его единственный сын от младшей жены Тутмос II. Для укрепления власти он женился на своей сводной сестре Хатшепсут. Подобные кровосмесительные браки были обычным явлением в Древнем Египте. Представители королевского рода заключали браки с членами семьи.
У Хатшепсут, подобно её матери, тоже рождались только девочки. Фараоном должен был стать пасынок царицы, Тутмос III. Дочь царицы Неферуре стала его женой ещё в детстве. Только ненадолго. Девочке было суждено умереть очень рано.
Царица Хатшепсут.
Согласно обычаям, если фараон умирал, когда его наследник был ещё слишком юн, царица становилась регентом до его совершеннолетия. Так и получилось с Хатшепсут. Для сохранения власти она даже приняла титул фараона. Она носила мужскую одежду и накладную бороду. В таком виде и дошли до нынешних времён её немногочисленные изображения. Хатшепсут называла себя «Сыном бога солнца Ре, Хатшепсут Хенемет-Амона, навсегда подаренная Ра». Так начертано на памятнике в Храме Карнака.
Министр — любовник?
Одним из ближайших советников Хатшепсут, её доверенным лицом и главным министром стал простолюдин по имени Сененмут. Впервые они с царицей встретились, когда он стал наставником её любимой дочери Неферуре. О близких отношениях с последней свидетельствуют несколько статуй, где они вместе. Политика часто изображали держащим Неферуре на коленях или сидящим позади неё в качестве опекуна. Это подчёркивало его буквальную близость к царской семье и их огромное доверие к нему.
Сененмут обнимает Неферуре. Статуя из Британского музея.
В некоторых текстах Сененмут именует себя «высокопоставленным возлюбленным своего господина». Он пишет: «Он возвысил меня перед Обеими землями и сделал меня своим главным представителем и судьёй на всей земле».
Сененмут также занимал высокий пост в Храме Амона, самом важном религиозном учреждении того времени, контролируя его несметные богатства. Ещё он руководил возведением памятников Хатшепсут в Карнаке и, вероятно, был архитектором её величественного погребального комплекса в Дейр-эль-Бахри. Один памятник, который сейчас находится в Британском музее, называет Сененмута «Надзирателем всех дел короля».
Возможно, наиболее показательным близости их отношений было то, что его имя было высечено на стенах Джесер-Джесеру, погребального храма Хатшепсут. Даже его гробница находится рядом с Дейр-эль-Бахри. На фресках из Асуана, где Сененмут руководил добычей гранита, эти двое тоже изображены лицом к лицу. Похоже, он хотел навечно остаться рядом с любимой, даже в загробной жизни.
Вместе не только в жизни, но и после смерти.
Историки, конечно же, не могут точно ответить на вопрос связывали ли царицу и её министра более близкие любовные отношения, чем платоническая любовь. Но Хатшепсут после смерти Тутмоса больше не выходила замуж, а Сененмут вообще никогда не был женат. Эксперты вполне допускают, что у женщины-фараона были любовники. Об этом косвенно свидетельствуют фрески в гробнице Дейр-эль-Бахри. Там изображено как некий неизвестный мужчина занимается любовью с женщиной у которой на голове королевский головной убор.
Гробница Хатшепсут.
Пасынок постарался стереть любую память о Хатшепсут
К сожалению, нигде в текстах нет точных указаний на связь Хатшепсут и Сененмута. Также весьма сложно доказать, что говорящие фрески относятся именно к этой паре. Кроме того, это может быть всего лишь вольная трактовка отношений фараона и министра неизвестного художника. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал стереть её имя со всех памятников. Большинство памятников Сененмута также были разрушены. Только их портили несколько непоследовательно. Иногда уничтожали лишь имя министра, иногда саркофаг, а некоторые статуи остались вообще нетронутыми.
Тутмос III.
Только вот здесь тоже история хранит подвох. Есть некоторые свидетельства о том, что всё это мог сделать совсем не Тутмос. Некоторые специалисты утверждают, что памятники любовника испортила сама Хатшепсут. По каким-то причинам он впал в немилость и был казнён. Царица же попыталась стереть его имя отовсюду. Точно так поступил и пасынок царицы после её смерти. Ведь египтяне считали, что сохранение имени абсолютно необходимо для выживания души. Имя — это часть личности человека. Тутмос III хотел стереть из истории и людской памяти имя женщины, узурпировавшей его трон. Возможно, также и её главного слуги. Тутмос проклял их на все века и времена.
Влюблённые оказались прокляты навечно.
Такова была судьба одной из самых незаурядных женщин в истории человечества. Хатшепсут, наверное, была бы сегодня очень горда. Ведь спустя долгие века её имя не только было восстановлено в истории Египта, но и все должные ей почести возданы. Многие знают царицу как сильного, мудрого и могущественного правителя. Фараона, который оставил значительный след не только в истории своего государства, но и в мировой истории тоже.
Источник