Рассказ про погодные явления

Люди зачастую не могут сориентироваться и назвать обыденные вещи, с которыми сталкиваются ежедневно. у нас, как у разведчиков, глаз замыливается.

Люди зачастую не могут сориентироваться и назвать обыденные вещи, с которыми сталкиваются ежедневно. У нас, как у разведчиков, «глаз замыливается». Мы можем рассуждать о высоких материях, сложных технологиях, а сказать, что такое погодные явления, не в состоянии. Конечно, это не показатель безграмотности. Скорее, эти понятия настолько привычны и естественны, что не нуждаются, как нам кажется, в интерпретации. Действительно, зачем давать определение тому, что и так понятно, без всяких заумных слов? И тем не менее каждый из нас слышал рассказ о погодных явлениях в школе. Возможно, отвечал без запинки на соответствующие вопросы учителя. Но теперь все стерлось в памяти. Давайте восстанавливать знания, чтобы не попасть впросак!

погодные явления

Что это такое?

Наверное, это самый сложный вопрос. Погодные явления – это все то, что происходит в топосфере, формируясь под воздействием климатических и природных факторов. Они могут быть периодическими и спонтанными. Все зависит от обстоятельств. Погодные явления формируются под воздействием вращения Земли — суточного и годового. Описывать их необходимо по-отдельности. Для полноты картины необходимо еще и привести некоторые примеры. Так, погодные явления – это осадки (все), ветер, радуга и северное сияние. Перечислять можно и дальше. Теперь вы наверняка поняли, о чем речь. Это то, что непосредственно влияет на все живые организмы на земле, то, от чего, в конечном итоге, зависит развитие растений, а значит, и существование животного мира (вместе с нами).

погода и погодные явления

Дождь

Рассказ о погодных явлениях можно начать с капелек воды, что время от времени падают на нашу голову. Этот процесс не совсем самостоятелен. Дело в том, что вода пребывает в постоянном движении. Она переходит из одного агрегатного состояния в другое. В виде пара мы видим ее на небе (тучи и облака). Но в определенный момент она переходит в жидкое состояние и проливается на землю дождем или ливнем. Такие погодные явления летом (в теплое время) наблюдаются чаще, чем зимой. Дожди бывают разные: обычные, затяжные, ливневые, «слепые», кратковременные, грибные и так далее. И это не просто поэтические эпитеты. Данные термины указывают на характеристики дождя. К примеру, затяжной – это прилагательное означает, что идет он долго, не переставая. Ливень имеет повышенную интенсивность, за определенный период выпадает воды больше, чем во время иных осадков. Мы все любим грибной (слепой) дождик. Он накрапывает на фоне солнечного света. Тучи не прикрывают светило. Кратковременный дождь налетает внезапно и быстро проходит. Чаще всего его трудно предсказать заблаговременно.

Снег

Рассматривать погодные явления в детском коллективе принято именно с этого вида осадков. Они выпадают в холодное время года. Вода, находящаяся в газообразном состоянии в высоких слоях атмосферы, минуя слои с низкой температурой, замерзает. Получаются снежинки правильной геометрической формы. Каждая из них индивидуальна, неповторима. Но все они имеют по шесть лучей с иголочками на концах. Это застывшие молекулы воды. Снег имеет большое значение для растительного и животного мира. Он играет роль «теплого одеяла», укрывая землю и находящиеся в ней корневые системы от холодов. В нем прячутся мелкие животные. Еще снег создает «запас» воды на весну. Когда земля начинает прогреваться, растения просыпаются и требуют влаги для развития. Ее им дает тающий снег.

рассказ о погодных явлениях

Ветер

Движение масс воздуха, идущее параллельно земной поверхности, образует это погодное явление. Вызывает его разность температур. Классифицируют ветер по скорости, длительности и мощности воздействия. В течение нескольких месяцев дуют муссоны. Они вызваны сезонными перепадами температур. Пассаты – ветры, которые не прекращаются никогда. Они постоянны. Вызывает их разница температур воздуха в различных широтах. Кроме того, на силу и направление ветра влияет география местности (горы и степи, океан). Воздух никогда не бывает статичным. Он постоянно движется, меняя направление. Это обусловлено неравномерным распределением атмосферного давления. Ветер дует из областей с высоким показателем в направлении тех зон, где он ниже.

приметы погодных явлений

Град

Это еще один вид осадков. Его не стоит путать со снегом. Град – льдинки, падающие с неба. Он может идти не только в морозные дни. Если снег получается путем застывания воды, проходящей через слои воздуха с низкой температурой, то град образуется наверху, в облаках. Сами частички льда могут иметь разный размер — от нескольких миллиметров до сантиметра и даже более. Необычные ледяные осадки часто описывают те, кто исследует аномальные погодные явления. Летом град может принести много вреда сельскохозяйственным предприятиям. Ледяные шарики вредят растениям, а могут и полностью уничтожить урожай. Поэтому так важны погода и погодные явления для аграриев. Специальная служба занимается составлением прогнозов, чтобы предотвратить негативные последствия осадков или ветров. Люди научились бороться с кучевыми облаками, в которых зарождается град. В них выпускают специальные заряды, заставляя пролиться дождем до образования льдинок угрожающего размера.

общий план о погодных явлениях

Туман

Это явление представлено мелкими капельками воды или частичками льда, что собираются у поверхности земли. Туман имеет различную плотность. Иной раз он сильно снижает видимость, чем опасен для водителей и пассажиров. Образуется он вследствие соприкосновения потоков воздуха, имеющих разную температуру. При этом атмосферная влага образует частички тумана. Чаще всего он наблюдается возле водоемов, где достаточно испарений. Но и в местах с небольшой влажностью может образоваться. Объясняется это деятельностью человека. Топливо, сгорая, приводит к конденсации водяного пара, что может стать причиной появления тумана.

Иней

Еще один вид осадков. Он образуется, когда суточное колебание температур достаточно высоко. То есть днем тепло, и влага быстро испаряется. А ночью температура падает, тогда вода оседает капельками на земле и растениях, а те, в свою очередь, замерзают. Чаще всего иней покрывает предметы с низкой теплопроводностью. Его мы можем наблюдать на траве, древесине, земле. Ветер препятствует образованию инея. Он просто уносит влажный воздух. Бывают очень интересные случаи выпадения данного вида осадков. Называют их инеевыми цветами. Это скопления кристаллов льда разнообразной формы, которые покрывают отдельные участки поверхностей. Они действительно напоминают цветы и растения.

план о погодных явлениях

Радуга

Нельзя пройти мимо данного феномена, изучая погодные явления. Летом радуга часто появляется после или во время дождя. Солнечный свет преломляется через капельки, как на линзах. Получается то, что физики называют явлением интерференции. Белый свет образуют 7 цветов (спектр). Но это вовсе не означает, что человеческому глазу видны будут сразу все. Зрителю радуга является в виде многоцветного коромысла, чьи концы стремятся к земле (но не касаются ее). Она появляется только тогда, когда одновременно светит солнышко и идет дождь. Еще ее можно увидеть у фонтана или водопада. Радуга — явление очень красивое и впечатляющее.

погодные явления летом

Обозначения погодных явлений

Так как изменения состояния атмосферы важны для многих людей, то специальные службы занимаются ее изучением, прогнозированием и оповещением населения о своих выводах. Нынче можно увидеть такую информацию на различных специализированных ресурсах, в газетах и журналах. С целью унифицирования данных были созданы обозначения погодных явлений. Они понятны людям, говорящим и думающим на любом языке. К примеру, увидев снежинку, любой поймет, чего ожидать. Дождь обозначают капельками, ветер – стрелочкой, рядом с которой написаны специальные показатели (скорость и направление). Радугу в специальных прогнозах изображают короткой выгнутой кривой, град – треугольником. Грозу принято рисовать в виде молнии, которая ее часто сопровождает. Есть и иные, специальные знаки.

 обозначения погодных явлений

Как рассказать детям о явлениях природы

Родители зачастую сталкиваются с такой проблемой. Им сложно обычные вещи облечь в лексические формы. Наверное, есть смысл для начала создать план. О погодных явлениях можно рассказывать коротко или подробно. Желательно провести несколько «уроков», чтобы ребенок запомнил материал. Тем более что в жизни сталкиваться с ним он будет постоянно. Тема: «Погодные явления» для детей весьма интересна, в особенности, если подавать информацию вместе с примерами. Хорошо, если вы покажете их «в природных условиях», а нет, так хоть картинки подготовьте. Дело в том, что так проще воспринимать этот достаточно сложный материал. Да-да, не удивляйтесь. Это нам, взрослым, все понятно, а малышам надо еще многому учиться. Тема: «Погодные явления» для детей младшего возраста все-таки немного сложновата. Вот, к примеру, что говорить о радуге? Физику детки в саду еще не изучали, о свете ничего практически не знают. Можно провести опыт с пирамидкой и попытаться объяснить в простых словах, что происходит. А лучше, конечно, увидеть любое явление своими глазами. Благо нынче нет недостатка в видеоматериалах, содержащих подобные сведения. Ими обязательно нужно пользоваться.

рассказ о погодных явлениях

Общий план

О погодных явлениях необходимо рассказывать гармонично и последовательно. Дело в том, что они все взаимосвязаны, рождаются порой вследствие одинаковых причин. Чтобы дети поняли, что из чего вытекает, нужно придерживаться логики. Рекомендуется начать с ветров. За ними рассмотреть осадки — от простого к сложному. Если ребенок поймет, как получается дождь, то освоит и источники града со снегом. Более сложным будет появление тумана и инея. Возможно, придется просто указать на их существование, не вдаваясь в истоки. Их можно будет рассмотреть попозже, когда ребенок усвоит необходимые базовые знания.

Самое интересное

Для того чтобы внимание детворы не рассеивалось (как тот туман), необходимо «разбавлять» рассказы такими фактами, которые помогали бы им сосредоточиться, вызывали заинтересованность. В данном случае таковыми могут стать приметы погодных явлений. Это своего рода переход от «скучной» теории к практике. Если вы говорите о дожде, то можно заметить, что предвестником его появления будут облака или тучи. Конечно, это своеобразная хитрость, но для понимания процесса данный факт важен. Кроме того, детей заинтересуют народные приметы, которые существуют практически для любого из явлений. К дождю – ласточки низко летают, ветер пыль поднимает столбом. А вот бордовый закат говорит о том, что намечается ураган. Примет очень много. Если сопровождать такими примерами рассказ о погодных явлениях, то с запоминанием никаких проблем не возникнет. А еще рекомендуется повторять материал всякий раз, как происходят перемены в погоде.

Тема: «Явления природы зимой»

Цель: Расширить представления детей о зимних изменениях в природе, получая знания в процессе проведения опытов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о зимних месяцах.
  2. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь).

Развивающие:

  1. Развивать способности получать знания о свойствах снега, опираясь на деятельность в процессе проведения опытов.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, творчества.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей аккуратность при работе с красками и при поведении экспериментов.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимней погодой; создание календаря погоды; Рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней на деревьях», «Зима».

Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь, Иней»,

«Зимние узоры». Н.Д.Гурьева. «Знакомство с природой.» Времена года» — СП.Б,2008).

Материалы и оборудование:

Резиновый мяч, розетки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, емкость с водой, соль, ложечка, синие бумажные шестигранники, белые гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой на каждого ребенка.

Ход НОД:

Привлечь детей к окну.

Воспитатель:

Какое время года за окном.? (находим конверт с письмом, кто же нам письмо прислал? (открываем письмо). Чтение стихотворения А. Бродского.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это клен, а это ивы,

Вот и пальма предо мной,

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу – не оторваться:

Веток линии нежны!

А художник рад стараться

Даже кисти не нужны.    (Мороз)

Дети отвечают оком это стихотворение.

Рассматриваем узоры на окнах.

Ребята, но Мороз нам еще прислал и рассказ, он называется: «Зимние братья». (Н. Виноградовой «Рассказы, загадки о природе.»

Воспитатель: Рассказываю этот рассказ о зимних братьях. (Декабрь, январь, февраль).

Их трое. Они очень похожи, но все же не одинаковы. Второй, средний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами.Прохожие боятся его проказ – он может обморозить щеки, нос и уши. Когда приходит этот брат, стоит ясная погода, на небе не облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

Третий, младший брат любит метели, бураны, сильные ветра. Крепкие морозы бывают лишь ночью, а днем начинает  пригревать солнышко. На солнце снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег  не такой, как у второго брата, мелькает кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Воспитатель: О каких братьях месяцах говорится в рассказе? Как их зовут? Что это за зимние братья? Расскажите о первом брате, самом старшем?

Воспитатель обобщает ответы детей. Начинает рассказы Н. Гурьевой. про снег, изморозь, иней и зимние узоры на стекле: «Изморозь и  иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

Организуется дидактическая игра «Придумай слово».

Воспитатель называет слово существительное, (снег, метель, ветер, снегопад, вьюга, иней, снежинка, лед и т.д.) и кидает одному из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч и придумать слово (прилагательное) и кинуть мяч водящему. Затем воспитатель называет другое слово и т.д.

Организуется эксперимент «Зимние явления в природе».

Задание 1:

Рассмотрите снег в тарелочках. Понаблюдайте за таянием снега. Какого цвета стала вода после того, как растаял снег.

H:DCIM106NIKONDSCN2882.JPG

Задание 2:

Рассмотрим большую и маленькую льдинки. Поместите в емкость с водой. Что произойдет с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.

Задание 3:

Рассмотрим кубики льда. Почему лед имеет форму кубика? Насыпьте на середину одного кубика немного соли, что произойдет с кубиком, посыпанным солью, если их поместить в холодильник.

Выводы:

  1. Снег в помещении растает, потому что температура воздуха выше, чем на улице. Вода от таяния снега становится грязной, так как в ней есть  различные примеси.
  2. Льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как ее площадь меньше, чем у большой льдинки.
  3. Лед имеет форму кубика, так как воду налили в кубическую форму и заморозили. Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстия. А кубик, не посыпанный солью, останется прежним. Соленый лед начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз и лед не тает, то его посыпают солью. Тогда лед быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими.
  4. Воспитатель: Читает рассказ «Волшебство».
  5. Наступила зима, подул холодный ветер и пока он разносил холод по земле, появился теплый ветерок. От ветерка, повеяло теплом, и казалось зима отступила. На дорогах появились лужицы, снег стал сереть и таять, превращаясь в…(воду). Солнышко, засверкало, как будто умылось росой. Но не тут- то было, холодный ветер налетел внезапно, нагнав, тучи и они закрыли солнышко. Он дул с огромной силой, замораживая все на своем пути. Теплый ветерок испугался грозного морозного ветра и улетел в теплые края. А морозный ветер дул и дул, превращая все вокруг … (в лед). Дороги, по которым ехали машины превратились в сплошной ……(лед) и по ним нельзя было двигаться ни людям, ни транспорту. Он был…(скользкий). Но на помощь, пришла скорая дорожная помощь. При помощи специальных машин на (…лед), который образовался на дорогах, разбросали… (соль) и он стал превращаться в….(воду), тем самым очищая транспортный путь для машин и дорожки для пешеходов. Машины продолжили свой путь, а прохожие спокойно стали передвигаться по тротуарам, не опасаясь… (упасть на льду). Вот такие чудеса или фокусы может проделывать соль.
  6. Дети дополняют рассказ воспитателя по смыслу в предложениях словами.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные

А возьмешь – вода в руке? Дети —  (снежинки).

Воспитатель: Предлагает помочь Морозу. А как мы ему сможем помочь?

Дети: Нарисуем снежинки и пошлем свои рисунки Морозу.

Создаем коллективное панно — «Мы окошки расписал

H:DCIM106NIKONDSCN2905.JPG

Рефлексия:

Ребята, а что вам запомнилось больше всего и понравилось?

Какие превращения, а может, и фокусы вам понравились, почему?

Воспитатель: Наши рисунки высохнут, мы их сложим в конверт и отправим Морозу.

  • Рассказ про папу в детский сад от имени дочки
  • Рассказ про панду короткий
  • Рассказ про панду на английском
  • Рассказ про один день из жизни земледельца
  • Рассказ про огурцы носова читать