Рассказ про подорожник 2 класс окружающий мир зеленые страницы 2 класс

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида солнышко с.боровиха проект лекарственные растения с.боровиха познавательный, долгосрочный старшая группа подготовила :

Муниципальное бюджетное дошкольное
учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Боровиха

Проект
«Лекарственные растения с.Боровиха»              (познавательный, долгосрочный)

Старшая
группа

Подготовила
: Юталова Т.Н.

с.Боровиха

2020
г.

Место
проведения исследования:
территория МБДОУ  д/с о/в «Солнышко».

Сроки
выполнения проекта:
3 месяца

Актуальность. Экологическое воспитание
– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на
чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают
потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать,
сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так
как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны
беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное
воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник
понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть
забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели,
что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В
ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются
в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с
воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные
растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные
растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним
относиться.

Участники
проекта:
дети
старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений,
формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья
человека.

Задачи
проекта:

1.     Расширение
знаний детей  о  лекарственных растениях, которые растут на территории
с.Боровиха, их ценности для здоровья, правил пользования, их значимостью для
всего живого на планете

2.     Развитие у
дошкольников любознательности, наблюдательности, речи, а также умения
сравнивать и анализировать.

3.    
Воспитание
бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Планируемый результат:

Дети должны знать :

Ø Виды лекарственных растений ,

Ø Способы их сбора и применения;

Ø Значение лекарственных  растений в жизни
человека .

Дети должны
уметь :

Ø
Отличать лекарственные растения от других
видов ;

Ø
Соблюдать правила поведения в природе;

Ø
Проявлять любознательность, стремление узнавать
как можно больше о целебном мире растений ;

Ø Элементарно прогнозировать последствия нарушения правил
обращения с растениями. 

Этапы
осуществления проекта:
 

Организационный
этап.

Реализация
проекта.

Обобщающий
этап.

Организационный
этап.

1.     Донести до участников проекта важность данной
проблемы.

2.     Подбор методической и художественной
литературы.

3.    
 Создать развивающую
среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4.    
 Изготовление пособий.

5.    
 Работа с родителями по
взаимодействию в рамках проекта.

6.    
 Разработка бесед,  викторины.

7.    
Составить
перспективный план мероприятий.

Реализация
проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

1.    
Беседа «Лекарственные растения ».

2.    
Беседа
«Для чего нужны лекарственные растения?»

3.    
Занятие
«В гостях у Доктора Айболита», «Ромашка – символ России», «Крапива – полезная
трава», «Наш друг – подорожник»

4.    
Беседа «Друг или враг»

5.    
Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»

6.    
Викторина «Знатоки лечебных трав»

7.    
Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

8.    
Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг — подорожник»

2.Аппликация  «Ромашковое
поле»

3. Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

— Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет
и что в лесу растет»,

— Н. Павлова «Загадки цветов»,

— А, Плешакова «Зеленые
страницы»,

— А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые
страницы»,

— Заучивание загадок и стихов о растениях

— Составление
рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…»,
«Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Съедобное –
несъедобное», «Вершки корешки»,
«Что лечит это растение?»,
«От какого растения часть», «Узнай растение», «Вылечи человека».
  Игры:
“Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на
участке”, “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа
«Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2.«На участке
ищем полезные растения»

3.«Где лучше
посадить растения?»

4. Составление
схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

1.    
Ширма «Лекарственные
растения при лечении ОРВИ»

2.    
Консультация «Полезные
рецепты из лекарственных трав»

3.    
Памятка «Правила сбора
лекарственных растений»

4.    
Оформление альбома
«Зеленая аптека»

5.    
Экскурсия в аптеку.

6.    
Подобрать полезные рецепты
с использованием лекарственных растений.

                
                              Обобщающий этап.

«Презентация
проекта»

1.     Выставка
рисунков «Наш друг – подорожник»

2.     Выставка
рисунков «Чудо – растения»

3.     Альбом
«Зеленая аптека»

4.     Консультации
для родителей

5.     Загадки о
лекарственных растениях

6.     Викторина «Знатоки
лечебных трав»

Результаты реализации проекта:

— Осознанно правильное отношение
детей к растениям, помогающим здоровью человека.

— У детей развился познавательный
интерес, расширились представления о природе.

-Сформировались знания о
лекарственных растениях нашего села.

— Обогатился опыт детей в сфере
экологического воспитания
.

Беседа на
тему «Доктор Природа»

Цель:
продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных
растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному
использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе,
формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с
профессией фармацевта. Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы»,
гербарные образцы, фломастеры, раскраски, отвары шиповника, липы, земляники,
черники, малины. Участники: дети, воспитатель

Воспитатель:
Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?

 Дети:
таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…

Воспитатель:
Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие
лекарственные растения вы знаете?

(Ответы
детей)

Воспитатель:
Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую
помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди
замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления
здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что
белки и лоси лечатся мухоморами в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о
некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте,
пожалуйста, загадку:

Мягок,
а не пух, зелен, а не трава (мох).

Дети:
МОХ.

Воспитатель:
Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это природная вата. Мхом
пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро
заживали. А сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение В. Рождественского.

Меж
клюквы и морошки

Жилец
лесных болот,

На
кочке мох без ножки,

Куда
ни глянь, растёт.

Он
снизу седоватый,

Повыше-
зеленей,

Коль
нужно будет ваты,

Нарви
его скорей!

На
кустиках поляны

Подсушен
в летний зной,

Он
партизанам раны,

Лечил
в глуши лесной.

 Воспитатель:
Ребята, а как называется это растение? Почему?

Дети:
Подорожник, растёт вдоль дорог.

Воспитатель
читает стихотворение:

Путника
друг — подорожник,

Скромный,
невзрачный листок,

Ты
на порезанный палец

Влажной
заплаткою лёг.

Многим
из нас невдомёк,

Что
отыскалось лекарство

Тут
же, на тропке, у ног.

Воспитатель:
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к
ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.

Воспитатель:Дети,
а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь
есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку!
Кто догадался? Что это?

Дети:
Ягоды!

Воспитатель
читает стихотворение Е. Трутневой:

Рассыпает
солнце стрелы,

Сосны
зажигая,

Что
за ягода созрела,

Синяя
такая?

На
кусточки под листочки

Кто-
то бусы бросил,-

Все
поляны в синих точках

У
зелёных сосен.

Мы
чернику собирали

В
кузовок, в лукошко

Только
рты с чего- то стали

Чёрные
немножко.

Дети:
ЧЕРНИКА.

 Воспитатель.
Она созревает в лесах летом. Окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Черника
очень полезна для нервной системы, при болезнях желудка, восстанавливает
зрение. Эта ягода очень капризная, не хочет расти на грядках. И вообще растёт
очень медленно, поэтому собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить её
кустики. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

 Воспитатель
читает стихотворение Е. Трутневой

На
проталинке лесной

Земляничка
под сосной.

Земляничка
– невеличка

Хорошо
цвела весной.

На
неё садились пчёлы,

Майский
жук летал над ней.

У
неё сосед весёлый –

Родничок
среди камней.

Солнце
грело много дней

Пышный
кустик у камней,

Становилась
земляничка

Всё
пригожей, да крупней.

Покраснела
каждым боком,

Налилась
душистым соком.

Воспитатель:
Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при
простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из
листьев земляники.

 Воспитатель:
Полезна и другая лесная ягода — ежевика. В ней много витаминов, а варенье из
неё дарит нам радость в зимнее время. А ещё есть душистая и сладкая ягода,
которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она
называется…малина!

Воспитатель.
Кто из вас пробовал малину? Где она растёт? Что лечат малиной? Правильно,
малина очень помогает при ангине, простуде. А летом ягоды малины – незаменимое
лакомство. В чай можно добавлять и ягоды, и листья, и веточки. Они все обладают
лечебным свойством. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Дети:
медведи, муравьи.

 Воспитатель:
Посмотрите на фото. Кто узнал ягоду? Клюква растёт на болотах, быстро
восстанавливает силы после болезни. Какая клюква на вкус? Несмотря на кислый
вкус, клюква осень полезна во всех видах. Из неё делают варенье, морсы,
компоты, едят живые ягоды с сахаром и мёдом. Физкультминутка

Проводиться
игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним
лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений.
Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У
медведя во бору сладку ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит». Игроки,
приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными
растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и ,
если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать
стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель:
Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление
быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской:

Уронило
солнце лучик золотой,

Вырос
одуванчик первый, молодой,

У
него чудесный золотистый цвет,

Он
большого солнца маленький привет.

Дети:
ОДУВАНЧИК.

 Воспитатель.
Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже
варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.

Золотой
и молодой

За
неделю стал седой,

А
денёчка через два

Облысела
голова.

Спрячу-ка
в карманчик

Бывший…одуванчик.

 Воспитатель
загадывает загадку.

Растёт
зелёный кустик,

Дотронешься
— укусит.

Не
огонь, а жжётся.

Дети:
Крапива.

 Воспитатель:
В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают
человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

 Воспитатель.
Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно.  Много
лекарств изготавливают из него. Их применяют при лечении почек, желудка,
печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.

Воспитатель:
А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине. Эту ягоду любят и
люди, и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много
витаминов, есть вещества, обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам
загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?

Дети:
ландыш!

 Воспитатель:
Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось
мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас я
прочитаю вам стихотворение:

На
лугу у той дорожки,

Что
бежит к нам прямо в дом,

Рос
цветок на длинной ножке.

Белый,
с жёлтеньким глазком.

Я
цветок сорвать хотела,

Поднесла
к нему ладонь,

А
пчела с цветка слетела

И
жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)

Оказывается,
ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается
кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами
узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу,
на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.

Воспитатель
читает стихотворение В.Лукши:

Нужно
только не лениться,

Нужно
только научиться

Находить
в лесу растенья,

Те,
что для людей полезны,-

И
отступят все болезни.

Где
же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части
растений употреблять? Воспитатель подробно рассказывает о том, как и какие
части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно
только вместе со взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных
растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.

Давайте,
запомним правила сбора лекарственных растений:

1.
Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для
размножения.

2.
Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя
выдёргивать растения с корнем!

3.
Сбор нужно производить только в определённое время.

4.
Незнакомые растения не стоит собирать.

5.
Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или
животным.

6.
Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем
более брать в рот незнакомые ягоды.

А
сейчас я прочту вам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:

По
лугам, по старым лесосекам

Пробирался
в чаще без дорог

И
собрал мальчишка для аптеки

Разных
трав целебных в нужный срок.

Не
для денег вовсе, не для славы

Он
бродил среди лесов глухих-

Собирал
мальчишка эти травы

Как
живую воду для больных.

Беседа
на тему: «Лекарственные растения»

Задачи:


Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.


Расширять знания о пользе и применении лекарственны растений.


Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал:
иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник,
крапива, хвощ); игрушка – Колобок.

Ход
беседы

(Дети
сидят полукругом.)

Перед
ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.

Ведущий
– Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал
много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на
колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя мать и мачеху)

Колобок:
Что это за растение?

Дети:
Мать – и — мачеха.

Колобок:
А вы знаете, почему оно так называется?

Дети:
у него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха,
как в сказке «Крошечка – Хаврошечка». Она была злая.

Колобок:
Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?

Дети:
Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

Колобок:
припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли: кашель. А это что за цветок,
похожий на мать – и — мачеху?

Дети:
Одуванчик.

Колобок:
А вы знаете, для чего он нужен?

Дети:
Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на
вкус — он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят первое варенье
или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде.
Одуванчик — лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Колобок:
Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?

Дети:
Из листьев делают салат. В нём много витаминов.

Колобок:
Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?

Дети:
Подорожник.

Колобок:
Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?

Дети:
Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

Колобок:
Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую
травку вам покажу. Что это?

Дети:
Крапива.

Колобок:
Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?

Дети:
Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

Колобок:
а мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и
штаны, а рыбаки даже паруса делали.

А
вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это? Если
дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще, его бабушка
лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?

Дети:
Ромашкой.

Колобок:
Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее
на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот,
бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили? А теперь давайте поиграем, а
потом я ещё что-нибудь расскажу.

Игра
«Одуванчик»

Колобок
говорит: — Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут —
(дети встают).


Ветер налетел, стал дуть на одуванчик — (дети раскачивают поднятыми вверх
руками).


Ветер подул ещё сильнее — (дети разбегаются в разные стороны на носочках).


Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).


Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики — (дети встают). (можно
повторить 2-3р.)

Колобок:
Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда
цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только
собирать их надо правильно.

Повторим
правила сбора лекарственных растений:

1.
Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом
месте.

2.
Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3.
После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках
много пыльцы и пыли.

Колобок:
До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите
родителям.

Воспитатель
вместе с детьми читают стихотворение.

Растения
мы знаем, бережем и охраняем,

В
книгу Красную они,

Уж
давно занесены.

Люди
рвут их не на потеху,

Отнесут
их все в аптеку.

Познание:
формирование целостной картины мира (окружающий мир): «В гостях у доктора
Айболита»

Цель:
Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в
жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного
отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес
к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных,
растениях. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь,
внимание, память.

Материал:
Картинки с изображением деревьев, диких животных, картинки из серии: «Этого не
следует делать в лесу», «Кому нужны деревья в лесу», игрушки заяц, медведь.

Айболит:
Здравствуйте ребята, вы узнали меня?

Дети:
Да.

Айболит:
Правильно, я доктор Айболит. Ребята вспомните, кто приходил ко мне лечиться?

Дети:
корова, лисица, волчица, зайчонок, червячок и медведица.

Айболит:
А, что случилось с моими больными.

Дети:
Лису укусила оса, зайчик попал под трамвай, приходил Барбос, его курица клюнула
в нос.

Айболит:
Молодцы ребята! Я недавно побывал в Африке, видел много животных. Обратите
внимание на мольберт вам необходимо отобрать тех животных, которые живут в
Африке.

Айболит:
Молодцы! А, что за животные остались на мольберте.

Дети:
Эти животные обитают в наших лесах.

Айболит:
Молодцы! Садитесь на стульчики. Ребята правильно, эти животные живут у меня в
лесу, посмотрите, как здесь красиво.

Воспитатель:
Ребята, а где Айболит лечил своих зверей?

Дети:
В лесу.

Воспитатель:
Лес — это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти,
насыщая их кислородом. Послушайте стихотворение о пользе леса.

Лесом
можем мы гордиться,

Лес
— зеленая больница.

Воздух
там сплошной озон.

Все
болезни лечит он.

Лес
как сказочное царство:

Там
кругом растут лекарства.

В
каждой ветке, в каждой травке,

И
лекарство и таблетки.

Вот
какую пользу приносит мам лес. Лес — это сказочный мир. В лесу нашли приют
звери, птицы, лягушки, жуки и бабочки. Л сколько в нем грибов, ягод, цветов!
Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают порадоваться красоте,
вдохнуть чистый и свежий воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими
дарами, мы должны относиться к нему бережно. А теперь обратите внимание па
мольберт. Что за дерево здесь изображено? Расскажи о нем.

Дети:
Это елка. Елка используется как растение — лекарь. Ее хвоя богата многими
полезными для человека веществами, в том числе витамином «С». Это сосна. Сосна
широко распространена па всей территории России. Это одна из ценнейших хвойных
пород нашей страны. Это береза. Береза самое обычное дерево наших лесов и среди
других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Это дуб.
Дуба листьями питается шелкопряд, который изготавливает натуральный шелк.
Желудями питаются звери. Это Осина. Осина дерево любимый корм многих животный.
Кору осинок любят зайчики.

Воспитатель:
Молодцы, ребята! Грибы и ягоды являются не только продуктам питания для зверей,
но и лекарством. А еще в лесу растут, давайте поиграем в игру: «Съедобное, не
съедобное»

Воспитатель:
Нужно отобрать в корзинки съедобные и не съедобные грибы. Воспитатель: Молодцы!
Ребята, а чем лечил Айболит своих зверей?

Дети:
Лекарственными растениями.

Воспитатель:
Ребята лес — это зеленая аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут
микстуры и таблетки?

Дети:
В лесу растут лекарственные растения.

Воспитатель
читает стихотворение.

Бедный
еж попал под дождь,

Простудился
бедный еж

Умный
дятел поспешил.

Трубкой
выслушал ежа.

У
тебя я слышу хрипы…

Выпей-ка
отвара липы.

Утка
крякнула с порога:

Простудилась
я немного.

Я
минутку каждою кашляю и кашляю.

Дятел
книгу полистал, дятел книжку прочитал.

Подчеркнул
две строчки: «Сосновые почки»

Не
лекарство, просто чудо — вмиг пройдет твоя простуда.

Воспитатель:
Какими отварами можно лечиться от простуды? (ответы детей) Воспитатель: Ой,
ребята, что-то я слышу, кто-то плачет?

Айболит:
Ребята, помогите мне вылечить зайку и мишку они заболели?

Воспитатель
с детьми.

Летом
рад я свежей ягоде медвежьей.

А
сушеная и запас.

От
простуды лечит нас (малина)

Ярко-
желтый цветок неказистый.

Сверху
листьев холодная глад.

Снизу
— ласковый слой бархатистый.

Словно
тронет приветливо мать. (мать-и — мачеха)

Тонкий
стебель у дорожки.

На
конце его сережки. На земле лежат листики.

Маленькие
лопушки.

Нам
он как хороший друг.

Лечит
ранки ног и рук. (подорожник)

Лист
горбочком, с желобочком.

Шипы
имеет, а ранить не умеет.

Зато
лечит нас в любой день и час. (алое)

У
волка болит живот.

Горькая
травка — и животу поправка.

И
сама душиста и метет все чисто (полынь)

Что
за травка угощает, на луга в лесной глуши.

Человека
— добрым чаем. Пчел — нектаром от души, (иван-чай)

Айболит:
Спасибо ребята, что помогли мне вылечить зайчика и мишку. Воспитатель: Ребята,
а что может случиться, если мы порезались, укололись.

Дети:
Могут попасть микробы.

Воспитатель:
С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества-фитоциды.
Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечными
врагами удается проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже.
Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход свое оружие —
вредные отравляющие вещества. Что нужно сделать, если порезали палец? (смазать
ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом). А что делать, если вы
порезали или укололись, гуляя в лесу? Ответ вам даст стихотворение.

Под
землею роя ход,

Как-то
лапу ранил крот.

Дятла
просит: «Помоги»!

Вдруг
останусь без ноги!

Лапу
вылечить не сложно,

Вот
совет от всей души:

К
свежей ране осторожно

Подорожник
приложи.

Воспитатель:
Ребята, какое растение убьет и залечит микробы?

Дети:
Подорожник.

Воспитатель:
Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И
еще много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. Попробуйте
отгадать загадки о растениях.

1.Зеленая
красавица

Тронешь
обжигается (Крапива)

Воспитатель:
Чем полезна крапива? (ответы детей).

2.
Любит иль не любит

Меня
мальчик Сашка,

Это
точно знает

Лишь
одна ( Ромашка)

Воспитатель:
Чем полезна ромашка? (ответы детей).

3.Каждый
лист мой любит тропки у обочины дорог

Он
однажды людям добрым раны вылечить помог (Подорожник). Воспитатель: Чем полезен
подорожник? (ответы детей).

4.
Он сорняк, он цветок.

От
болезни мне помог

Как
присяду на диванчик

Вспомню
желтый (Одуванчик).

Воспитатель:
Чем полезен одуванчик? (ответы детей).

5.
Если что-то заболит

Даже
зверь не устоит

С
какой же травкой пить настой

С
чудо — травкой (Зверобой).

Воспитатель:
Чем полезен зверобой? (ответы детей).

Воспитатель:
Как и когда нужно собирать лекарственные растения?

Дети:
В сухую погоду, нельзя собирать растения вблизи дорог.

Воспитатель:
А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру « Раз, два, три картинку природы
оживи».

«Восходит
солнышко» — делаем, круг руками.

«Падают
капельки дождя»- постучать ладошкой или пальчиками об пол.

«Шум
ветерка»- вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.

«Под
порывами ветра качаются сосны»- покачивание руками над головой.

«Распустился
цветок»- раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.

«Пролетает
птица»- помахать руками.

«Дышим
свежим воздухом»- глубоко вдохнуть.

Воспитатель:
Какая красивая у нас получилась картина природы!!! Ребята вам понравилось в
лесу на приме у доктора Айболита?

Дети:
Да.

Воспитатель:
А как нужно вести себя в лесу?

Дети:
Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать. Деревья не ломать. Не
разорять гнезда и муравейники. Не рвать большие букеты цветов и не вырывать
грибы, ягоды с корнем. Не разжигать костры, беречь лес от огня.

Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу и никогда не
причиняйте вред природе.

В
мире великом много чудес:

Разве
не чудо задумчивый лес.

С
травкой зеленой и ягодкой дикой?

Блеск
изумруда.

Крыльев
жуков,

Плащ
голубых мотыльков-

Разве
не чудо?

Красит
спозаранку.

Солнце
край небес,

Скатерть
— самобранку

Расстилает
лес.

Много
трав растет полезных.

На
земле страны родной.

Могут,
справятся с болезнью.

Мята,
ландыш, зверобой.

Мы
любим лес в любое время года,

Мы
слышим речек медленную речь…

Вес
это называется природа.

Давайте
же ее всегда беречь.

Воспитатель:
Ребята скажите, что вы нового узнали в лесу у доктора Айболита? (ответы детей).
Молодцы?

image001

image002

image003image004

image005image006

Рассказ о подорожнике следует начать с того, что это дикорастущее травянистое растение, обладающее лекарственными свойствами. Его можно встретить везде: на даче, в поле, на лесных тропинках, даже на пустырях и вдоль дорожек в городе. Подорожник поэтому так и называется, что растёт по обочинам дорог. Ещё это растение называют попутчик, семижильник, придорожник, ранник и чирьевая трава.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Характеристика растения

Подорожник большой обыкновенный — это многолетняя лечебная трава, которая относится к семейству Подорожниковые. Имеет вертикальный короткий корень, от которого отходят многочисленные нитевидные отростки. Листья прочные, широкие, длинночерешковые, имеющие дугообразные жилки. Растут они, прилегая к земле и образуя прикорневую розетку. Соцветие представляет собой колос цилиндрической формы длиной до 30 см. Цветет он в мае, а семена созревают с августа по октябрь в зависимости от погоды. Вот такое нехитрое описание подорожника. Всего в мире насчитывается около 250-ти видов этого растения.

Свое название подорожник (Plantago) получил от латинского слова Planto — ступня или подошва, т. е. трава, приставшая к ноге. В греческом языке planes означает скиталец.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Трава неприхотливая и растет абсолютно везде, за исключением тяжелой почвы. Поэтому школьники, изучая данную тему на окружающем мире, на вопрос о том, где растет подорожник могут смело ответить. В основном это растение встречается около любых дорог, возле водоемов, на пустырях, рядом с домами и на местностях, где обычно растут сорняки.

В природе он размножается очень легко. Его семена после созревания цепляются к шерсти животных, одежде людей, проходящих мимо колосков, и рассеиваются на несколько километров по округе, отсюда и пошло такое название этой травы. Можно и самостоятельно вырастить ее на своем участке. Семена, собранные с августа до середины осени, высаживаются в борозды глубиной до 5 см в этот же период.

Изучая истории и легенды о целебных растениях, можно встретить много интересных фактов о подорожнике. Индейцы Нового Света узнали об этой траве после прибытия на их земли европейцев и прозвали его «следом бледнолицего».

В Китае, когда не было материала для письма, ученики в классе писали на прочных листах любого подорожника и с тех времен растение в этой стране считается символом самообразования. Из-за прочности и живучести христиане считают его олицетворением пути Иисуса Христа.

Применение в лекарственных целях

Для лечебных целей применяют листья, семена, реже — стебли. Зеленая часть растения заготавливается в мае и сушится при температуре 45 градусов. Самостоятельно собирать подорожник рекомендуется в парках или посадках, отдаленных от промышленной зоны и автодорог. Хранить лекарственное растение в сухом виде можно в течение двух лет, не допуская влаги и солнечных лучей, в стеклянной банке или картонной коробке.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Благодаря уникальному биохимическому составу и лечебным свойствам, подорожник широко используется при многих заболеваниях. Избавиться от воспалений помогает сок из листьев. Также из них делают отвары и спиртовые настойки. Лечебная трава входит в составы мазей. Свежесобранные листья еще применяют в качестве припарки. Семена также встречаются в сертифицированных медицинских препаратах. Также часто в них используется спиртовой экстракт подорожника большого.

В листе растения Гликозит аукубинния содержится огромное количество биологически активных веществ:

  • Гликозид аукубин, а также продукты его разложения, обладают антивоспалительным действием.
  • Пектин — оказывает заживляющее действие.
  • Флавоноиды, оксикоричные кислоты, сапонины — снижают плохой холестерин и оказывают действие гипохолестеринемического характера.

Пероральное употребление лекарственных средств или отваров, в состав которых входит подорожник, дает отхаркивающий, кровоостанавливающий эффект. Кроме того, улучшаются функции желудочно-кишечного тракта. Свежевыжатый сок из листьев растения быстро прочищает раны от нагноений и останавливает воспаление. Он используется даже в гинекологической практике для излечения бесплодия.

В аптеках можно приобрести такие препараты:

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

  • Плантаглюцид — гранулированный порошок для разведения раствора. Применяется при язвах желудка с низкой кислотностью, а также при гастритах. Назначают три раза в день по чайной ложке, разведенной в небольшом количестве воды перед едой.
  • Сок — жидкость в бутылочке для лечения гастрита. Принимается три раза в сутки за двадцать минут до еды.
  • Листья — назначаются при воспалении и инфекции дыхательных путей.

Особенно трава полезна при лечении дыхательных путей. Среди многочисленных травяных сборов подорожник является главной составляющей. Таким образом, он помогает людям жить без болей и хорошо выглядеть.

Народная медицина

В народной медицине смоченными компрессами из растения лечат онкологические опухоли, а настоями — рак желудка и легких. При проблемах с зачатием у мужчин и женщин на помощь придут семена. От кашля при туберкулезе, от простуды и укусов насекомых поможет экстракт корня.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Хороший отвар из листьев подорожника: ½ столовой ложки зеленой массы заливается ¼ стакана горячей воды и на слабом огне кипятится на протяжении 10 мин. Готовое лекарство нужно пить 3 раза в день по ½ стакана. Оно применяется при заболеваниях ЖКТ, как средство для отхаркивания, а также при несильных внутренних кровотечениях. Кроме того, из этого отвара делаются заживляющие компрессы для наружного применения.

При малярии, коклюше, астме и для очищения крови принимают по одной столовой ложке три раза в сутки сок подорожника. Приготовление: 1 кг чистых невялых листьев перекрутить через мясорубку, отжать сок через марлю и смешать его с 1 кг сахарного песка, а лучше меда. Его понадобится 1,5 кг. Полученную смесь проварить на медленном огне до получения густой массы. Затем это лекарственное средство раскладывается в емкости, и хранится в холодильнике.

Для лечения рака желудка сок подорожника большого готовится немного иначе: мелко порезать листья и соединить в одинаковых долях с сахаром, ½ месяца настоять в темном теплом месте. Смесь по истечении срока превратится в жидкость, которую нужно принимать по одной столовой ложке трижды в сутки перед едой (за двадцать мин). Сок подорожника, алтеи лекарственной, корня живокости, смешанный в равных долях и разбавленный ½ стакана воды избавит от ларингита. Полоскание следует делать не менее четырех раз в сутки.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Помимо отваров и настоев, с подорожником готовятся множество лечебных чаев, например: чай для укрепления иммунитета — по 300 г подорожника и корня солодки, 400 г мать-и-мачехи перемешать, залить одну столовую ложку такой смеси ½ литра кипятка и настоять в течение двадцати минут. Принимать его нужно теплым, каждые полчаса по сто миллилитров. Для поддержания желудка подойдет сбор из спорыша, лапчатки гусиной и подорожника (1:1:2). Заваривается эта смесь так же, как и общеукрепляющий чай, а принимать необходимо три раза в сутки.

Бузина, подорожник, трава трехцветной фиалки и росянки, взятые в равных долях, избавят от заболеваний бронхов. Четыре столовых ложки этого сбора заваривать один час в 200 мл кипятка. Чай процедить и пить три раза в день по 70 мл. И конечно же, чай из свежих листьев подорожника. Он избавит от диареи, а также первых признаков простуды. Один к двум залить чистые просушенные листья кипятком и настоять под плотно закрытой крышкой до полного остывания.

Значение для косметологии

Подорожник используют и в косметологии. Из него делают мазь, которая увлажняет и заживляет, избавляет от микротрещин, приводит обгорелую или обветренную кожу в порядок. Для ее изготовления понадобятся пучок листьев подорожника, пчелиный воск и кокосовое масло.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Литровая банка, заполненная в равных долях листьями и маслом, томится на водяной бане два часа. Затем настой процеживается, в него добавляется пчелиный воск, хорошо все вымешивается и мазь готова.

Хорошо омолаживает и подтягивает кожу протирания кусочками замороженного отвара из подорожника. Чтобы избавиться от прыщей и покраснений делают для лица паровые ванночки с растением.

Маски для лица и шеи:

  • для нормальной кожи — столовую ложку рубленой зелени подорожника заварить кипятком, выжать сок и смешать с желтком и 20 г сметаны. Намазать такую маску на двадцать минут, затем смыть теплой водой;
  • для сухой кожи — три столовых ложки подсолнечного масла разогреть на водяной бане, всыпать в него 10 г измельченных листьев, две минуты проварить и добавить половину столовой ложки сока алоэ. Остудить и маска готова;
  • для жирной кожи — подорожник, крапива, плоды шиповника и трава мяты запариваются кипящей водой и настаиваются в термосе в течение часа. Подорожника понадобится 2 чайных ложки, шиповника и крапивы — по одной, мяты — 0,5 чайной ложки. Запаренную смесь отжать и нанести на кожу лица и декольте на 20 минут и аккуратно удалить.

Подорожник нашел свое применение и в кулинарии. С ним делают смузи, пиццы, салаты, фаршируют мясом и даже готовят чипсы из листьев этой лечебной травы.

Противопоказания к применению

Нельзя принимать лекарства на основе подорожника тем людям, у которых есть склонность к образованию тромбов или сильная свертываемость крови (высокий показатель коагуляции). Особенно сок из свежих листьев растения, так как он больше всего сгущает кровь.

Рассказ о подорожнике - описание, виды и характеристика травы

Если нет индивидуальной непереносимости подорожника, то наружно можно применять любые отвары, настойки, порошки, экстракты и вытяжки независимо от возраста. Индивидуальная непереносимость по статистике встречается очень в редких случаях.

Противопоказано принимать растение внутрь тем, у кого повышена кислотность желудочного сока. А также если настой спиртовой, то не стоит его давать детям, не достигшим 14 лет.

Перед тем как начать лечение препаратами на основе подорожника, нужно проконсультироваться с лечащим врачом, особенно если имеются патологии, заболевания крови и принимаются другие лекарственные средства.

Благодаря уникальности данного растения, его активно изучают в начальной школе. Читают книги о нем, страницы в учебниках, раскрашивают раскраски, готовят доклады, изучают ботаническое строение и особенности произрастания. На уроках биологии проводят наблюдение за данным растением, делясь на группы. На основе поэтапно собранной информации пишут эссе.

Предыдущая

Окружающий мирРассказ о колокольчике — описание и интересные факты о растении

Следующая

Окружающий мирСлюда — описание минерала для детей, свойства и применение

Рассказ о подорожнике

Характеристика растения

Подорожник большой обыкновенный — это многолетняя лечебная трава, которая относится к семейству Подорожниковые. Имеет вертикальный короткий корень, от которого отходят многочисленные нитевидные отростки. Листья прочные, широкие, длинночерешковые, имеющие дугообразные жилки. Растут они, прилегая к земле и образуя прикорневую розетку. Соцветие представляет собой колос цилиндрической формы длиной до 30 см. Цветет он в мае, а семена созревают с августа по октябрь в зависимости от погоды. Вот такое нехитрое описание подорожника. Всего в мире насчитывается около 250-ти видов этого растения.

Свое название подорожник (Plantago) получил от латинского слова Planto — ступня или подошва, т. е. трава, приставшая к ноге. В греческом языке planes означает скиталец.

Подорожник большой обыкновенный

Трава неприхотливая и растет абсолютно везде, за исключением тяжелой почвы. Поэтому школьники, изучая данную тему на окружающем мире, на вопрос о том, где растет подорожник могут смело ответить. В основном это растение встречается около любых дорог, возле водоемов, на пустырях, рядом с домами и на местностях, где обычно растут сорняки.

В природе он размножается очень легко. Его семена после созревания цепляются к шерсти животных, одежде людей, проходящих мимо колосков, и рассеиваются на несколько километров по округе, отсюда и пошло такое название этой травы. Можно и самостоятельно вырастить ее на своем участке. Семена, собранные с августа до середины осени, высаживаются в борозды глубиной до 5 см в этот же период.

Изучая истории и легенды о целебных растениях, можно встретить много интересных фактов о подорожнике. Индейцы Нового Света узнали об этой траве после прибытия на их земли европейцев и прозвали его «следом бледнолицего».

В Китае, когда не было материала для письма, ученики в классе писали на прочных листах любого подорожника и с тех времен растение в этой стране считается символом самообразования. Из-за прочности и живучести христиане считают его олицетворением пути Иисуса Христа.

Применение в лекарственных целях

Для лечебных целей применяют листья, семена, реже — стебли. Зеленая часть растения заготавливается в мае и сушится при температуре 45 градусов. Самостоятельно собирать подорожник рекомендуется в парках или посадках, отдаленных от промышленной зоны и автодорог. Хранить лекарственное растение в сухом виде можно в течение двух лет, не допуская влаги и солнечных лучей, в стеклянной банке или картонной коробке.

Для лечебных целей применяют листья подорожника

Благодаря уникальному биохимическому составу и лечебным свойствам, подорожник широко используется при многих заболеваниях. Избавиться от воспалений помогает сок из листьев. Также из них делают отвары и спиртовые настойки. Лечебная трава входит в составы мазей. Свежесобранные листья еще применяют в качестве припарки. Семена также встречаются в сертифицированных медицинских препаратах. Также часто в них используется спиртовой экстракт подорожника большого.

В листе растения Гликозит аукубинния содержится огромное количество биологически активных веществ:

  • Гликозид аукубин, а также продукты его разложения, обладают антивоспалительным действием.
  • Пектин — оказывает заживляющее действие.
  • Флавоноиды, оксикоричные кислоты, сапонины — снижают плохой холестерин и оказывают действие гипохолестеринемического характера.

Пероральное употребление лекарственных средств или отваров, в состав которых входит подорожник, дает отхаркивающий, кровоостанавливающий эффект. Кроме того, улучшаются функции желудочно-кишечного тракта. Свежевыжатый сок из листьев растения быстро прочищает раны от нагноений и останавливает воспаление. Он используется даже в гинекологической практике для излечения бесплодия.

В аптеках можно приобрести такие препараты:

Плантаглюцид — гранулированный порошок

  • Плантаглюцид — гранулированный порошок для разведения раствора. Применяется при язвах желудка с низкой кислотностью, а также при гастритах. Назначают три раза в день по чайной ложке, разведенной в небольшом количестве воды перед едой.
  • Сок — жидкость в бутылочке для лечения гастрита. Принимается три раза в сутки за двадцать минут до еды.
  • Листья — назначаются при воспалении и инфекции дыхательных путей.

Особенно трава полезна при лечении дыхательных путей. Среди многочисленных травяных сборов подорожник является главной составляющей. Таким образом, он помогает людям жить без болей и хорошо выглядеть.

Народная медицина

В народной медицине смоченными компрессами из растения лечат онкологические опухоли, а настоями — рак желудка и легких. При проблемах с зачатием у мужчин и женщин на помощь придут семена. От кашля при туберкулезе, от простуды и укусов насекомых поможет экстракт корня.

Отвар из листьев подорожника

Хороший отвар из листьев подорожника: ½ столовой ложки зеленой массы заливается ¼ стакана горячей воды и на слабом огне кипятится на протяжении 10 мин. Готовое лекарство нужно пить 3 раза в день по ½ стакана. Оно применяется при заболеваниях ЖКТ, как средство для отхаркивания, а также при несильных внутренних кровотечениях. Кроме того, из этого отвара делаются заживляющие компрессы для наружного применения.

При малярии, коклюше, астме и для очищения крови принимают по одной столовой ложке три раза в сутки сок подорожника. Приготовление: 1 кг чистых невялых листьев перекрутить через мясорубку, отжать сок через марлю и смешать его с 1 кг сахарного песка, а лучше меда. Его понадобится 1,5 кг. Полученную смесь проварить на медленном огне до получения густой массы. Затем это лекарственное средство раскладывается в емкости, и хранится в холодильнике.

Для лечения рака желудка сок подорожника большого готовится немного иначе: мелко порезать листья и соединить в одинаковых долях с сахаром, ½ месяца настоять в темном теплом месте. Смесь по истечении срока превратится в жидкость, которую нужно принимать по одной столовой ложке трижды в сутки перед едой (за двадцать мин). Сок подорожника, алтеи лекарственной, корня живокости, смешанный в равных долях и разбавленный ½ стакана воды избавит от ларингита. Полоскание следует делать не менее четырех раз в сутки.

Чай для укрепления иммунитета

Помимо отваров и настоев, с подорожником готовятся множество лечебных чаев, например: чай для укрепления иммунитета — по 300 г подорожника и корня солодки, 400 г мать-и-мачехи перемешать, залить одну столовую ложку такой смеси ½ литра кипятка и настоять в течение двадцати минут. Принимать его нужно теплым, каждые полчаса по сто миллилитров. Для поддержания желудка подойдет сбор из спорыша, лапчатки гусиной и подорожника (1:1:2). Заваривается эта смесь так же, как и общеукрепляющий чай, а принимать необходимо три раза в сутки.

Бузина, подорожник, трава трехцветной фиалки и росянки, взятые в равных долях, избавят от заболеваний бронхов. Четыре столовых ложки этого сбора заваривать один час в 200 мл кипятка. Чай процедить и пить три раза в день по 70 мл. И конечно же, чай из свежих листьев подорожника. Он избавит от диареи, а также первых признаков простуды. Один к двум залить чистые просушенные листья кипятком и настоять под плотно закрытой крышкой до полного остывания.

Значение для косметологии

Подорожник используют и в косметологии. Из него делают мазь, которая увлажняет и заживляет, избавляет от микротрещин, приводит обгорелую или обветренную кожу в порядок. Для ее изготовления понадобятся пучок листьев подорожника, пчелиный воск и кокосовое масло.

Подорожник используют и в косметологии

Литровая банка, заполненная в равных долях листьями и маслом, томится на водяной бане два часа. Затем настой процеживается, в него добавляется пчелиный воск, хорошо все вымешивается и мазь готова.

Хорошо омолаживает и подтягивает кожу протирания кусочками замороженного отвара из подорожника. Чтобы избавиться от прыщей и покраснений делают для лица паровые ванночки с растением.

Маски для лица и шеи:

  • для нормальной кожи — столовую ложку рубленой зелени подорожника заварить кипятком, выжать сок и смешать с желтком и 20 г сметаны. Намазать такую маску на двадцать минут, затем смыть теплой водой;
  • для сухой кожи — три столовых ложки подсолнечного масла разогреть на водяной бане, всыпать в него 10 г измельченных листьев, две минуты проварить и добавить половину столовой ложки сока алоэ. Остудить и маска готова;
  • для жирной кожи — подорожник, крапива, плоды шиповника и трава мяты запариваются кипящей водой и настаиваются в термосе в течение часа. Подорожника понадобится 2 чайных ложки, шиповника и крапивы — по одной, мяты — 0,5 чайной ложки. Запаренную смесь отжать и нанести на кожу лица и декольте на 20 минут и аккуратно удалить.

Подорожник нашел свое применение и в кулинарии. С ним делают смузи, пиццы, салаты, фаршируют мясом и даже готовят чипсы из листьев этой лечебной травы.

Противопоказания к применению

Нельзя принимать лекарства на основе подорожника тем людям, у которых есть склонность к образованию тромбов или сильная свертываемость крови (высокий показатель коагуляции). Особенно сок из свежих листьев растения, так как он больше всего сгущает кровь.

Применение отвара из подорожника

Если нет индивидуальной непереносимости подорожника, то наружно можно применять любые отвары, настойки, порошки, экстракты и вытяжки независимо от возраста. Индивидуальная непереносимость по статистике встречается очень в редких случаях.

Противопоказано принимать растение внутрь тем, у кого повышена кислотность желудочного сока. А также если настой спиртовой, то не стоит его давать детям, не достигшим 14 лет.

Перед тем как начать лечение препаратами на основе подорожника, нужно проконсультироваться с лечащим врачом, особенно если имеются патологии, заболевания крови и принимаются другие лекарственные средства.

Благодаря уникальности данного растения, его активно изучают в начальной школе. Читают книги о нем, страницы в учебниках, раскрашивают раскраски, готовят доклады, изучают ботаническое строение и особенности произрастания. На уроках биологии проводят наблюдение за данным растением, делясь на группы. На основе поэтапно собранной информации пишут эссе.

  Андрей Анатольевич Плешаков написал книгу для маленьких читателей под названием «Зеленые страницы», в которой рассказывает про растения простым и интересным языком. В том числе малыши смогут узнать о таком цветке, как мать-и-мачеха. Многие о нем слышали, но мало представляют, чем он отличается от других, от того же одуванчика. После прочтения рассказа можно составить четкое представление об этом весеннем цветке.

Книга: Зеленые страницы. Плешаков. ФГОС 2019

 Автор: Андрей Анатольевич Плешаков. Редактор: Назарова З. Д. Художник: Ежков В. Г., Жиличкин П. А., Колганов В. Д. Руководитель издательского проекта «Школа России»: Назарова 3. Д. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Москва. Издательство: Просвещение. (Зелёный дом) — 224 страниц. : ил. — ISBN 978-5-09-077869-5. Идание переработанное: ISBN: 978-5-09-030054-4.  Здесь можно купить новую и старую книгу: «Зеленые страницы» Плешаков. Создано 06.11.2021 

Книга: Зеленые страницы. Плешаков. ФГОС.

Аннотация: «Книга: Зеленые страницы. Плешаков. ФГОС». Пособие учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А. А. Плешакова. Система учебников: «Школа России» Уровень образования — начальная школа. 1, 2, 3, 4 класс.

   Книга расскажет детям о перелётных птицах, зимующих, в России, о самых красивых цветах, о муравьях и бабочках, о растениях и грибах с лишайниками, о самых интересных грызунах. Эта книга будет интересна не только младшим школьникам, но и учителям, и родителям, которые захотят вместе с ребёнком познать мир живой природы.   Подробнее..

Рассказы из книги: «Зеленые страницы».

Зелёные страницы. Виды животных и растений.

Зелёные страницы. Виды животных и растений.

О чем рассказывает нам книга «Зелёные страницы? Некоторые виды животных и растений в наши дни становятся редкими, они непрерывно сокращаются и многие вот — вот исчезнут. Каждый человек должен понимать, в какой беде оказалась наша природа, и постараться ей помочь. Охрана и забота о природе — обязанность каждого. Насколько бережнее относимся к ней, зависит наше будущее.
Учёные установили, что существует на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. Предположительно в Книге природы более двух миллионов страниц. В данной книге двадцать четыре страницы — тем с рассказами, но о самом главном. О том, что даже самое непримечательное, на первый взгляд, живое существо: насекомое, травинка, лист, по-своему интересно и красиво, заслуживает доброго отношения и внимания.

Первые бабочки

Зеленые страницы. Рассказ: "Первые бабочки".

Изумительно прекрасна и красива, это маленькое порхающее чудо, первая вестница весны!

 Рассказ: Первые бабочки. В марте, когда ещё лежит снег и землю обогревает весеннее солнышко, появляются первые бабочки — крапивницы. Их ещё ребята называют шоколадницами — за  шоколадный оттенок крыльев. Примерно в это же время появляется бабочка-лимонница, ещё её могут называть — крушинницей.     Подробнее…

Беляк и русак

Рассказ: Беляк и русак. «Зеленые страницы» о животных, по программе 2 класса. 
Беляк и русак.  Аннотация: «Беляк и русак». Два вида зайцев — беляк и русак. Один — предпочитает лес, другой — открытые места: луга, поля с перелесками, сады. Днём отдыхают, прячутся в укромных местах, ночью выходят кормиться тонкими веточками: побегами осины, орешника, берёзы, клёна. С толстых веток сгрызают только кору. Зимой, изучая заячьи следы на снегу, можно много узнать интересного об их жизни.   Подробнее..

Заяц-беляк и заяц-русак, сходства и различия.

 Их общие сходства:  ночные животные, днём отдыхают — ночью кормятся, зимой роют в снегу норы, запутывают след, летом — серые, 

Различия видов Заяц-беляк Заяц-русак.
Место обитания. Лес. Поле..
Цвет зимой. Белый, кончики ушей чёрные. Светло-серый.
Вид корма. Тонкие веточки. Сухая трава.
Отпечатки лап. Шире, а прыжки короче. Хитрее запутывает свой след, чаще делает «петли».

Его величество боровик

Его величество боровикРассказ о грибах из книги «Зеленые страницы», по программе 3 класса.

  Аннотация: Рассказ: «Его величество боровик«. Срезанный гриб — боровик вызывает у грибников радость, почтение, восхищение… Такими находками они гордятся, долго держат в руках, не торопятся класть в корзину — предварительно пересчитают. Выглядит гриб величаво, настоящий «царь грибов», а иногда, его называют за напыщенный вид, «полковником». И, не трудно догадаться почему, хозяйки называют его белым: и в супе, и на сковороде, он всегда белый.

Вопросы к рассказу: «Его величество боровик».
  1. Какие чувства вызывает у автора гриб — «Его величество боровик»? (Радость, уважение, восхищение).
  2. Какое количество грибов — боровиков собрал, знакомый автора, за день? (86 грибов).
  3. Какого цвета гриб боровик? (шляпка — коричневая, ножка — не совсем белая).
  4. Почему гриб боровик называется белым? (В любом виде белый гиб: сушёный, варёный, жареный — всегда остаётся белым).
  5. Какого цвета  гриб подберёзовик — сушёный? (Чёрный).
  6. Почему, белый гриб называют боровиком? (Встречается в сосновом бору).
  7. Как выглядит гриб боровик? (Шляпка — красновато-коричневая, ножка — толстая. Он выглядит важным, на­пыщенным).
  8. Какую разновидность белого гриба описывает в рассказе автор? (Сосновую, дубовую, еловую, берёзовую).
  9. Какое количество разновидностей белого гриба насчитывают учёные? (Около двух десятков).
  10. Чем отличаются белые грибы разной разновидности? (цветом шляпки и местом встречи).
  11. Как в народе называют белый гриб? («царём грибов», «полковником»).
  12. Почему в рассказе автор называет гриб боровик супер грибом? (Воплотил в себе всю грибную красоту и силу).

Тысячелистник.

Рассказ тысячелистник

  Аннотация: Рассказ: «Тысячелистник» из книги: «Зеленые страницы 3 класс «.

Каждый лист тысячелистника изрезан на множество долек и их невозможно сосчитать. Множество цветков из соцветий,  образуют до 25 тысяч семян. Он размножается не только семенами, но и корневищем. Его можно встретить на лугах, на обочине дорог, на лесной опушке. Растение имеет множество лечебных свойств. Тысячелистник хорошо останавливает кровотечение и заживляет раны, применяют, даже, от 

Похожие, но разные

Похожие, но разные

 Аннотация: Рассказ: «Похожие, но разные» из книги: «Зеленые страницы 3 класс «. Не путайте жаб с лягушками, а лягушек — с  жабами. Они похожи, но разные.   Подробнее..

Сходства: Различия:
Одинаковое время проводят на суше, и в воде. Кладки икры разные.
Размножаются в воде. Тело жабьих головастиков приплюснуто, а голова вытянутая.
Начинают развиваться с икринки. Кожа у лягушек гладкая, влажная и нежная. У жаб она, бугристая, и грубая.
Появляются головастиками, которые потом превращаются в лягушку или жабу. Кожные выделения у лягушек почти не ядовиты, а у жаб для животных — ядовиты и неприятно пахнут.
Кожа голая. Лягушки проворнее жаб.
Питаются насекомыми. Язык у жаб короче лягушачьего.
Сходство во внешности и в повадках. Зубов у жаб нет, а у лягушек имеются.
Время охоты Лягушки охотятся ночью и днём, жабы — ночью.

Рассказ о бобрах.

 Читайте 8 — мь  рассказов из книги «Зелёные страницы» о бобрах, по программе 4 класса.  

11111

  Аннотация «Зелёные страницы. Рассказ о бобрах»:  Выглядит бобер по-королевски — величественно. Не зря его называют «королём грызунов». Удивляет он своими зубами, шубой и хвостом. Превзошел всех зверей в строительном искусстве. Не один зверь не способен строить такие грандиозные сооружения — плотины. Любые деревья ему покорны, от осинки до дуба, любой толщины. Валит их с помощью мощных зубов — резцов, словно дровосек — пилой и топором, разгрызая, поваленное дерево, на нужные ему части.
  Очень красив, щеголяет, круглый год, в своей роскошной шубе, которая позволяет, долгое время, проводить под водой. Мех шубы — густой, воду не пропускает, поэтому выйдя из воды, встряхнувшись, зверёк быстро высыхает.
  И, хвост у бобра — необыкновенный, выглядит как лопата: голый, покрытый чешуйками. Помогает хозяину и во время плавания, и во время работы. Упираясь в землю, именно хвостом, бобёр грызёт дерево.   Подробнее..

Содержание книги «Зелёные страницы»:

Данное учебное пособие будет полезно в познаниях окружающего мира, взрослым и детям. Содержание книги: «Зелёные страницы. Плешаков А. А.», состоит из двадцати четырех страниц.

Страница 1-ая, рассказывает о траве вокруг нашего дома и на улице.

  1. Птичья гречишка.
  2. Из жизни одуванчика.
  3. Тысячелистник.
  4. Кислый, но вкусный.
  5. Репейник, он же лопух.
  6. Самая горькая трава .
  7. Зелёный путешественник .
  8. Житель пустырей.
  9. Подружись с крапивой.

Страница 2-ая, где идёт речь о первых цветах, встречающих весну.

  1. Самая смелая. (Мать-и-мачеха)
  2. Дарящая мёд.
  3. Торопливая хохлатка.
  4. Ветреница.
  5. Бодрый, свежий, умытый.
  6. Гусиный лук.
  7. Трава, навевающая сны.
  8. Ключи от лета

Страница 3-ая, о редких и исчезающих растениях, написанная с надеждой в том, что на земле всегда будут цвести цветы. Охрана природы — наше общее дело.
Страница 4-ая — о деревьях .

  1. Про берёзу и берёзовый сок.
  2. Сила и слабость дуба.
  3. Дерево-горожанин.
  4. Смелое дерево.

Страница 5-ая, герои которой — мхи.

  1. Ниже травы.
  2. От Арктики до Антарктиды.
  3. С чего начинается мох.
  4. Живая губка.
  5. Кукушкин лён, страусово перо и другие.

Страница 6-ая — про грибы.

  1. Не растения и не животные.
  2. Зачем грибы лесу.
  3. Его величество боровик.
  4. Коварные двойники.
  5. Волчий табак, заячья картошка .
  6. Отправляясь за грибами.

Страница 7-ая, почти сказочная, приглашает в гости к лишайникам.

  1. Костюмерная лесного царя.
  2. Накипные, листоватые, кустистые.
  3. Союз гриба и водоросли.
  4. Ягель.
  5. Долгожители.
  6. Лишайники покидают города .

Страница 8-ая. События которые происходят в паутинном царстве.       
Страница 9-ая — о сложных отношениях насекомых и человека.
Страница 10-ая — о стрекозах .

  1. Просто так.
  2. Глазастые охотники.
  3. Жизнь под водой.
  4. Стрекозы ждут помощи. Читать онлайн.

Страница 11-ая, герои которой — златоглазки, и они же флёрницы.

  1. Первое знакомство.
  2. Яйцо на тонком стебельке.
  3. «Тлиные львы» и бегающая куколка.
  4. Беззащитные красавицы.

Страница 12-ая — о жуках.

  1. Кого на свете больше всех.
  2. Майский жук и его родня.
  3. Жук на дороге.
  4. Говорящий жук.
  5. Шестиногий олень.
  6. Большой водолюб.
  7. Без них земля бы заскучала.

Страница 13-ая, которая рассказывает почти детективные истории — об опасном преступнике среди насекомых.

  1. Словесный портрет.
  2. Его первое «дело».
  3. Он переходит все границы.
  4. Он переодевается.
  5. Он прячется.
  6. Кто победит?

Страница 14-ая, где рассказывается о необыкновенной жизни божьей коровки.

  1. «Солнышко».
  2. Имя на крыльях.
  3. Три жизни божьей коровки.
  4. Обманчивая внешность.
  5. Перелётные… жуки.
  6. Где коровки зимуют.
  7. Беда!

Страница 15-ая, самая яркая и красочная, потому что она рассказывает
о бабочках.

  1. 140 тысяч видов.
  2. Пыльца на пёстрых крыльях.
  3. Сколько ног у гусеницы?
  4. Необычное дежурство.
  5. Опасная жизнь адмирала.
  6. Голубянка в муравейнике.
  7. Таинственные бражники.
  8. Тускнеющая радуга.

Страница 16-ая, которая расскажет, о том, как зимуют насекомые.     
Страница 17-ая, герои которой первые проснувшиеся насекомые, а время действия —ранняя весна.   

  1. Первые бабочки. — читать онлайн
  2. Ура! Проснулись мухи!
  3. Берегите шмелей!
  4. Муравьи, которые всё помнят.

Страница 18-ая, о жабах и лягушках, которых многие не любят.

  1. Их беда — наша вина.
  2. Какие бывают лягушки и жабы.
  3. Похожие, но разные.
  4. Звено в неразрывной цепи.

Страница 19-ая. Пошло лето — о жизни птиц осенью.  

  1. Как и когда?
  2. А кто остается!
  3. Помогите птицам!

Страница 20-ая — о птицах, которые останутся с нами зимой.  

Окружающий мир 2 класс. Готовые ответы.

  1. Клесты.
  2. Чечётка.
  3. Снегирь.
  4. Дятлы.
  5. Пищуха.
  6. Королёк.

Страница 21-ая — о птицах весной.

  1. Скворцы прилетели.
  2. Поющие в голубом небе.
  3. «Росчерк» зяблика .
  4. Певчий дрозд.
  5. Мухоловка-пеструшка.
  6. Невидимка.

Страница 22-ая, где рассказывается о зимней жизни зверей.

  1.  Город под снегом.
  2. Ловкие хищники.
  3. Триста шишек на обед.
  4. Беляк и русак.
  5. Лисья охота.
  6. Про кабана и лося .

Страница 23-ая, самая таинственная, ее герои — летучие мыши.

  1. Что говорят легенды.
  2. Что говорит наука.
  3. Поймали эхо.
  4. Лесная «скорая помощь».
  5. Как птицы и вместе с птицами.
  6. Не обижайте крылатых зверьков!

Страница 24-ая, рассказывает о бобрах. 

  1. Бобер — «Король грызунов».
  2. Чудо первое — бобровые зубы.
  3. Чудо второе — бобровая шуба.
  4. Чудо третье — бобровый хвост.
  5. Чудеса четвёртое и пятое — бобровые хатки и плотины.
  6. Шестое чудо — бобрята.
  7. Сто белок за бобра.
  8. Чудо седьмое — бобры возвращаются!

Читать о бобрах.

Сколько страниц в Книге природы.

Рассказы о окружающем мире

Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, какие культурные растения существуют, и в чём их отличие от дикорастущих.

1) Вспомни, какие растения растут в природе сами по себе, а какие выращивают люди.

Сами по себе в природе растут многие растения, их называют дикорастущими. Ну а те, которые выращивает человек для своих нужд, называют культурными.

2) Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них растения. Какие из них дикорастущие? (Накрой зелёными фишками.) Какие из них культурные? (Накрой жёлтыми фишками.)

  • Под цифрой 1 нарисована ветка берёзы. Берёза — дикорастущее дерево, накроем его зелёной фишкой.
  • Под цифрой 2 нарисован огурец. Он относится к культурным, накроем его жёлтой фишкой.
  • Под цифрой 3 нарисован рогоз, он растёт по берегам водоёмов. Относим его к дикорастущим и накрываем зелёной фишкой.
  • Под цифрой 4 также изображён дикорастущий сорняк крапива. Накрываем зелёной фишкой.
  • Под цифрой 5 показан колос пшеницы. Из пшеницы получают хлеб. Пшеницу использует человек, отметим её  жёлтой фишкой.
  • Под цифрой 6 изображён цветок астра. Его выращивают для красоты. Отнесём его к культурным и отметим жёлтой фишкой.

3) Приведите примеры культурных и дикорастущих растений вашего края.

Пример дикорастущих в нашем крае: подорожник, репейник, клён, ива, осина, боярышник, лютик.

Пример растений, культивируемых в нашем крае: рожь, кукуруза, арбуз, виноград, морковь, кабачок, слива, яблоня.

4) Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

Их люди выращивают, чтобы удовлетворить свои потребности в пище, но не только. Некоторые из них выращиваются ради волокон, из которых делают нити, а затем ткань. Другие выращивают ради получения масла или сахара. Третьи идут исключительно на корм скоту.

Группы культурных растений для 2 класса:

По их назначению:

  • Овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные.

По группам растений их составляющих:

  • Деревья, кустарники, травы.

5) На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

В первой группе Сережа разделил их по группам растений, во второй группе по их видам.

6) Помогите Серёже закончить схемы. Для этого назовите ещё 1—2 растения каждой группы.

  • Деревья: яблоня, слива, абрикос, персик.
  • Кустарники: смородина, малина, калина, вишня.
  • Травы: помидор, огурец, картофель, морковь, лук.
  • Овощные: лук, морковь, репа, картофель, кабачок.
  • Плодовые: груша, яблоня, слива, абрикос.
  • Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, просо.
  • Декоративные: флокс, астра, роза, тюльпан, калина.
  • Прядильные: лён, конопля, хлопок, джут.

7) В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень-трава». Почему появились эти названия?

По легенде название кукушкины слёзы появилось очень давно. Когда одна мать, устала от непослушных сыновей и превратилась в кукушку. Она полетела в лес, и по дороге роняла слёзы, которые стали пятнышками на листьях этого растения.

Название одолень-трава появилась также очень давно. Тогда люди верили, что корни этого растения могут одолеть любую беду и брали их с собой в дальний путь.

8) Придумай сказочную историю о культурном или дикорастущем растении, которое тебе нравится.

Сказочная история про Крапиву для 2 класса

В давние времена крапива не была жгучей. Она имела очень мягкие и нежные листья. Люди не любили крапиву, потому что не видели от неё пользы, вырывали её и уничтожали, чтобы она не мешала расти другим растениям.

Стало крапиве очень обидно от такого к ней отношения. Много слёз она пролила над несправедливостью. И попросила тогда крапива богиню Флору, чтобы та сделала её полезной или как-нибудь защитила от бесчинства людей.

Пожалела Флора крапиву, ведь для неё все они были любимыми детьми. И сделала Флора так, что листья крапивы стали жгучими, как слёзы, которые она проливала, когда её топтали и вырывали. И каждый человек, хватаясь за крапиву сразу отдёргивал руку.

Но чтобы крапива не осталась совсем бесполезной, Флора сделала так, что из её молодых листьев люди стали варить вкусный суп, а старые ветви стали использовать для наказания сорванцов, которые плохо относились к растениям.

Сказочная история про Огурец для 2 класса

Жил в лесу огурец. Было это тогда, когда люди ещё не знали о его вкусе и не умели его выращивать.

Зато все дикие животные хорошо знали, каким вкусным и сочным бывает огурец. И поедали огурцы везде, где находили.

Скоро совсем мало осталось огурцов в природе, все их поели животные. И решили тогда оставшиеся огурцы искать защиты у людей. Обратились огурцы к человеку, который продирался сквозь чащу, и предложили ему сотрудничество.

Обещали огурцы всегда кормить человека своими плодами, если тот станет защищать их от диких зверей, и будет за ними следить и ухаживать.

Попробовал человек огурец, понравилось. Согласился он с предложением огурцов и перенёс их в свою деревню.

Там и стали расти огурцы, кормить и поить человека, а человек стал их охранять, полоть, поливать, откладывать семена. А дикие звери подходили к забору, смотрели на цветущие огурцы и сильно завидовали.

Домашнее задание

1) Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

Дикорастущими называют те, которые растут в природе, без участия человека.

Культурными называют те, которые выращивает для своих целей сам человек.

2) Как с помощью схем можно показать разнообразие растений, называемых культурными?

Пример схемы, показывающей это разнообразие:

Схема "Разнообразие культурных растений"

3) Расскажи, для чего люди выращивают растения.

Они дают человеку пищу, продукты питания, ткани, масло, сахар, идут на корм скоту, доставляют эстетическое удовольствие, радуют красотой.

Какие растения называют культурными?

Которые человек выращивает для своих нужд.


Которые человек оградил забором.


Которые растут рядом с домами.


В каком ряду правильно указаны культурные растения?

Яблоня, черёмуха, малина.


Культурные растения можно разделить на:

Травы, кустарники, деревья.


Невкусные, плодовые, технические.


Подпишитесь, чтобы увидеть свои результаты

Проверка знаний по теме: «Дикорастущие и культурные растения»

Мой результат %%score%% из %%total%% правильно!

%%description%%

  • Рассказ про подвиги геракла
  • Рассказ про подорожник 2 класс кубановедение
  • Рассказ про подвал 2 класс
  • Рассказ про погоду осенью
  • Рассказ про погоду на английском языке с переводом