Рассказ про подлежащее и сказуемое

Маринчук светлана михайловна 09.11.2021. тест. русский язык, 8 класс внимание! все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного

Рассказ про подлежащее и сказуемое

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

09.11.2021.
Тест. Русский язык, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест позволяет проверить степень усвоенности материала по грамматической основе.: подлежащее, сказуемое (виды сказуемых)

Вопрос 1

В каком предложении сказуемое выделено неправильно? Запишите сказуемое правильно.

1) Пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.

Вопрос 2

В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

запишите сказуемое верно.

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас будет репетиция.
3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.

Вопрос 3

В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Я буду сильно беспокоиться.
  • Дни становились все длиннее и длиннее.
  • Вскоре я бросил писать стихи
  • Садовник был человек суетливый и разговорчивый.
Вопрос 4

В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
  • Речь, стих — та же музыка, то же пение.
  • Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
  • Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.
Вопрос 5

В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Окно вымыто до блеска.
  • Небо было в тучах.
  • Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
  • Они способны мыслить и рассуждать.
Вопрос 6

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Зимы ждала, ждала природа.
  • Но был ли счастлив мой Евгений?
  • Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
  • Первые недели плавания принесли разочарование.
Вопрос 7

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Сама судьба велит тебе спасать меня.
  • Она будет всю жизнь благоговеть перед ним
  • Изменники точно в воду канули.
  • Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
Вопрос 8

В каком предложении есть составное именное сказуемое?

Варианты ответов
  • Один и тот же сон мне повторяться стал.
  • Все сходило ему с рук.
  • А все же давайте разберемся сперва.
  • Теперь рассеяны сомненья.
Вопрос 9

В каком предложении есть составное именное сказуемое?

Варианты ответов
  • О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
  • Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
  • Как будто перестало биться сердце.
  • Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.
Вопрос 10

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Первыми подходят к воде овцы.
  • Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
  • У каждого есть или будет немало заветных дорог.
  • Он уже целый город воздвигнуть готов
Вопрос 11

В каком предложении есть составное именное сказуемое?

Варианты ответов
  • От волнения она долго не могла начать говорить.
  • Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
  • Я пойду посмотрю новый кинофильм.
  • Я отдаю предпочтение зрелищному кино.
Вопрос 12

В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.

Варианты ответов
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
  • подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
  • подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
Вопрос 13

В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.

Варианты ответов
  • подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
  • подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
  • подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное
  • подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное
Вопрос 14

В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После окончания института Федор должен был вернуться в родной город. 

Варианты ответов
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное
  • подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное

icon visionoff

icon visionon

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

21.12.2021.
Тест. Русский язык, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Проверочная работа по теме «Главные члены предложения». Время на выполнение — 45 минут.

Вопрос 1

Укажите грамматическую основу предложения Во всех звуках есть что-то вечернее.

Варианты ответов
  • что-то вечернее есть
  • что-то вечернее
  • что-то есть
Вопрос 2

Укажите грамматическую основу предложения Она даже не успела поздороваться с ним.

Варианты ответов
  • поздороваться с ним
  • она даже не успела поздороваться
  • она не успела поздороваться
Вопрос 3

Определите тип сказуемого в предложении Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать

Варианты ответов
  • составное именное сказуемое
  • составное глагольное сказуемое
  • простое глагольное сказуемое
Вопрос 4

Определите тип сказуемого в предложении Этот край очень скромен.

Варианты ответов
  • простое глагольное сказуемое
  • составное глагольное сказуемое
  • составное именное сказуемое
Вопрос 5

Определите тип сказуемого в предложении Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем.

Варианты ответов
  • составное глагольное сказуемое
  • составное именное сказуемое
  • простое глагольное сказуемое
Вопрос 6

Чем является слово был в предложении Был на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий?

Варианты ответов
  • простым глагольным сказуемым
  • глаголом-связкой в составном именном сказуемом
  • составным глагольным сказуемым
Вопрос 7

Чем является слово был в предложении На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул.

Варианты ответов
  • простым глагольным сказуемым
  • составным глагольным сказуемым
  • глаголом-связкой в составном именном сказуемом
Вопрос 8

Определите тип сказуемого в предложении Буран не месяц будет месть. 

Варианты ответов
  • простое глагольное сказуемое
  • составное именное сказуемое
  • составное глагольное сказуемое
Вопрос 9

Определите тип сказуемого в предложении Уши мелки и неподвижны.

Варианты ответов
  • составное именное сказуемое
  • составное глагольное сказуемое
  • простое глагольное сказуемое
Вопрос 10

Укажите подлежащее в предложении Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось.

Варианты ответов
  • это
  • если бы
  • это если бы
Вопрос 11

Укажите подлежащее в предложении Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение.

Варианты ответов
  • художники
  • неаполитанские художники
  • волнение
Вопрос 12

Укажите подлежащее в предложении Русский язык богат, образен и точен.

Варианты ответов
  • русский язык
  • язык
  • русский язык богат
Вопрос 13

Укажите грамматическую основу в предложении Жизнь каждой звезды, то есть каждого солнца, периодична.

Варианты ответов
  • жизнь звезды периодична
  • жизнь каждой звезды периодична
  • жизнь периодична
Вопрос 14

Укажите грамматическую основу в предложении Это я разобрал в своей кинетической теории света.

Варианты ответов
  • я разобрал
  • это разобрал
  • это я разобрал
Вопрос 15

Укажите неверное утверждение.

Варианты ответов
  • ПГС являются сложные формы глаголов будущего времени
  • ПГС являются сложные формы глаголов повелительного наклонения
  • ПГС являются вспомогательный глагол и инфинитив
Вопрос 16

Укажите неверное утверждение.

Варианты ответов
  • СГС бывают фразеологические глагольные сочетания
  • СГС состоит из вспомогательного глагола и инфинитива
  • Вспомогательный глагол в составе СГС выражает грамматическое значение
Вопрос 17

Укажите неверное утверждение.

Варианты ответов
  • СИС состоит из глагола-связки и именной части.
  • Именная часть СИС выражает лексическое значение.
  • Именная часть СИС выражает грамматическое значение.
Вопрос 18

Чем выражено сказуемое в предложении Что сказал бы о ней?

Варианты ответов
  • глагол повелительного наклонения
  • фразеологизм
  • глагол условного наклонения
Вопрос 19

Чем выражено сказуемое в предложении Восходившее солнце золотило сосновые вершины.

Варианты ответов
  • глаголом изъявительного наклонения
  • глаголом повелительного наклонения
  • глаголом условного наклонения
Вопрос 20

Чем выражено сказуемое в предложении Отдай обещанную розу.

Варианты ответов
  • глагол изъявительного наклонения
  • глагол условного наклонения
  • глагол повелительного наклонения
Вопрос 21

Укажите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

Варианты ответов
  • Еще я долго буду петь.
  • Будешь ты еще мне тянуть душу!
  • Сейте разумное, доброе, вечное.
Вопрос 22

Определите тип сказуемого в предложении Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.

Варианты ответов
  • составное глагольное сказуемое
  • простое глагольное сказуемое
  • составное именное сказуемое
Вопрос 23

Определите тип сказуемого в предложении Друзья должны были позвонить вчера.

Варианты ответов
  • простое глагольное сказуемое
  • составное глагольное сказуемое
  • составное именное сказуемое
Вопрос 24

Определите тип сказуемого Дети должны быть внимательны к своим родителям.

Варианты ответов
  • простое глагольное сказуемое
  • составное глагольное сказуемое
  • составное именное сказуемое
Вопрос 25

В каком предложении есть составное именное сказуемое?

Варианты ответов
  • С вечера мою рябину дождичком мочило.
  • Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
  • Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
Вопрос 26

В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
  • А рябина всё краше от купели студёной.
  • И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
Вопрос 27

В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

Варианты ответов
  • Дни становились все длиннее и длиннее.
  • Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
  • Вскоре я бросил писать стихи.
Вопрос 28

В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.

Варианты ответов
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
  • подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное
  • подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное

Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.

2 144

Изобразительно-выразительные средства – что это

Рассказ про подлежащее и сказуемое

Автор: Алексей Морозов

Дата: 14.02.2021

Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».

«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.

Сравнение

Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.

Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.

Эпитет

Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?

«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?

А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Гипербола

Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.

Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Ирония

Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.

Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.

Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.

Аллегория

Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Оксюморон

Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».

Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

Антитеза, или контраст

Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.

Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.

У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.

Анафора

Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.

Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.

Градация

Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.

Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

  1. Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
  2. Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.

Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

Подробнее читайте в статье про инверсию.

Параллелизм

Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).

Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.

Парцелляция

Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Риторический вопрос

Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.

Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.

Риторическое обращение

Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».

Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.

Умолчание

Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.

Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.

Функции изобразительно-выразительных средств

Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Заключение

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.

Спасибо.

( 3 оценки, среднее 4 из 5 )

Оцените статью

Рассказ про подлежащее и сказуемое

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Синтаксический разбор предложения. Тест № 1. Начнём с простого предложения. Будем двигаться от простого к сложному.

Будем действовать по вот такой схеме:

Синтаксический разбор предложения

Шаг 1. Определяем вид предложения по цели высказывания.

  • повествовательное: Я сплю.
  • вопросительное: Ты спишь?
  • побудительное: Спи!

Шаг 2. Определяем эмоциональную окраску предложения.

  • невосклицательное: Урок будет в пять часов.
  • восклицательное: Урок отменили!

Шаг 3. Определяем: простое предложение или сложное.

  • Это зависит от количества грамматических основ в предложении. Одна мысль — одна основа.

Шаг 4. Определяем: предложение односоставное или двусоставное.

  • В двусоставном предложении есть и подлежащее и сказуемое.
  • В односоставном предложении есть только один главный член: подлежащее или сказуемое.

Важно! Двусоставными считаются и те предложения, в которых второй главный член отсутствует, но определённо понятен из контекста. Пример: Я — вон! Здесь есть подлежащее Я, а сказуемое восстанавливается из контекста: Я выбежал вон!

Шаг 5. Определяем: предложение распространённое или нераспространённое.

  • В нераспространённом предложении есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
  • В распространённом предложении есть второстепенные члены.

Шаг 6. Определяем: предложение осложнённое или неосложнённое.

В осложнённом предложении имеются:

  • обращение;
  • вводное слово;
  • однородные члены;
  • причастный или деепричастный оборот.

В неосложнённом предложении ничего этого нет.

Шаг 7

Подчеркнём все члены предложения, надпишем — какими частями речи они выражены.

Шаг 8

Составим графическую схему предложения.

Ну вот, теперь вы вооружены теорией. Можно приступать к тесту.

Тест: Синтаксический разбор предложения

синтаксический разбор предложения

Предложение для разбора:

Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.

Ответы

Вопрос № 1

Определите вид предложения по цели высказывания. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Предложение повествовательное. Здесь нет вопроса и нет побуждения к действию.

Вопрос № 2

Определите эмоциональную окраску предложения. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Предложение невосклицательное. Произносится спокойным голосом.

Вопрос № 3

Определите: простое предложение или сложное? (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Предложение простое, так как имеет одну грамматическую основу: луна висела и приглушала.

Вопрос № 4

Определите: односоставное предложение или двусоставное? (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Предложение двусоставное: в нём есть подлежащее и сказуемое (два сказуемых).

Вопрос № 5

Определите: предложение распространённое или нераспространённое? (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Предложение распространённое: кроме основы в нём имеются и второстепенные члены.

Вопрос № 6

Определите: предложение осложнённое или неосложнённое? (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Предложение осложнённое. Оно осложнено однородными сказуемыми.

Вопрос № 7

Выберите все подлежащие в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Подлежащее одно: луна. Подчеркнём его одной сплошной линией.

Вопрос № 8

Выберите все сказуемые в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Два сказуемых: висела и приглушала. Подчеркнём каждое двойной сплошной линией.

Вопрос № 9

Выберите все определения в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Определений два: полная и звёзд. Луна (какая?) полная. Свет (чей?) звёзд. (Можно заменить на «звёздный свет»). Подчеркнём их волнистыми линиями.

Вопрос № 10

Выберите все обстоятельства в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Обстоятельство одно: В НЕБЕ. Висела (где?) в небе. Подчеркнём обстоятельство линией типа «точка-тире-точка».

Вопрос № 11

Выберите все дополнения в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: Дополнение одно: свет. Приглушала (что?) свет. Можно задать только падежный вопрос. Подчеркнём дополнение пунктирной линией.

Вопрос № 12

Выберите все глаголы в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: В предложении два глагола: висела, приглушала.

Вопрос № 13

Выберите все имена существительные в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: В предложении четыре имени существительных: луна, небе, свет, звёзд.

Вопрос № 14

Выберите все имена прилагательные в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: В предложении одно имя прилагательное: полная.

Вопрос № 15

Выберите все союзы в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: В предложении один союз И. Он связывает два однородных сказуемых, поэтому между ними не ставим запятую.

Вопрос № 16

Выберите все предлоги в предложении. (Полная луна висела в небе и приглушала свет звёзд.)

Ответ: В предложении один предлог В.

  • Рассказ про подвиги геракла
  • Рассказ про подорожник 2 класс кубановедение
  • Рассказ про подвал 2 класс
  • Рассказ про погоду осенью
  • Рассказ про погоду на английском языке с переводом