Рассказ про почву 3 класс окружающий мир краткое содержание

Комментарии преподавателя 1. приветствие наш урок будет посвящен почве и е образованию. и высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими

Комментарии преподавателя

 1. Приветствие

Наш урок будет по­свя­щен почве и её об­ра­зо­ва­нию. И вы­со­кое де­ре­во, и ма­лень­кая тра­вин­ка укре­пи­лись сво­и­ми кор­ня­ми в земле, вер­нее в её верх­нем слое, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся поч­вой.

Рис. 1. Почва (Ис­точ­ник)

 2. Образование почвы

А как же об­ра­зо­ва­лась почва? Ос­но­ва об­ра­зо­ва­ния почвы – гор­ные по­ро­ды Земли. Дно во­до­ё­мов, рав­ни­ны, горы сло­же­ны из гор­ных пород, ко­то­рые в те­че­ние мил­ли­о­нов лет раз­ру­ша­лись под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха и живых ор­га­низ­мов. Мель­чай­шие ча­сти­цы гор­ных пород скап­ли­ва­ют­ся в тре­щи­нах скал, ска­ты­ва­ют­ся вме­сте с по­то­ка­ми воды в низ­кие места. В тре­щи­ны легко про­ни­ка­ют вода, воз­дух, бак­те­рии, мел­кие жи­вот­ные и се­ме­на рас­те­ний. В ре­зуль­та­те на кам­нях про­рас­та­ют пучки трав, мел­кие ку­стар­ни­ки и даже де­ре­вья. Корни рас­те­ний про­дол­жа­ют рас­ши­рять тре­щи­ны, раз­ру­шая по­ро­ды.

Рис. 2. Про­рос­шие рас­те­ния на камне (Ис­точ­ник)

Про­хо­дят годы, об­ра­зо­ва­ние почвы – про­цесс очень дли­тель­ный. Через ты­ся­чу лет у под­но­жия скал из остат­ков рас­те­ний об­ра­зу­ет­ся почва. Это верх­ний пло­до­род­ный слой земли тол­щи­ной до 2 см. На мяг­ком вул­ка­ни­че­ском пепле этот про­цесс про­ис­хо­дит быст­ро, всего за 50-60 лет. Жи­вот­ные при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии почвы. Они рых­лят по­ро­ду, сме­ши­ва­ют её с по­лу­сгнив­ши­ми кор­ня­ми рас­те­ний, а когда гиб­нут, сами ста­но­вят­ся её ча­сти­ца­ми. Итак, об­ра­зо­ва­ние почвы про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород под воз­дей­стви­ем всех ком­по­нен­тов при­ро­ды: сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов. Толь­ко все части при­ро­ды, дей­ствуя друг на друга, об­ра­зу­ют почву. Нет гор­ных пород и живых ор­га­низ­мов – не будет и почвы. Нет воды и воз­ду­ха – почва не об­ра­зу­ет­ся.

Да­вай­те вспом­ним про­гул­ку в осен­ний лес. Смо­же­те до­ка­зать на ос­но­ве своих на­блю­де­ний, что почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду?

Рис. 3. Осен­ний лес (Ис­точ­ник)

Сухие ли­стья, хво­ин­ки, травы, ве­точ­ки де­ре­вьев па­да­ют на землю и скап­ли­ва­ют­ся в самом верх­нем её слое. Под опав­ши­ми ли­стья­ми и вет­ка­ми на­хо­дят­ся песок и глина, мел­кие ка­меш­ки, остан­ки жи­вот­ных и рас­те­ний, пе­ре­гной, а это от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де.  Всё это скоп­ле­но кор­ня­ми рас­те­ний, ведь каж­дое рас­те­ние берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства. В почве все­гда при­сут­ству­ют бак­те­рии, грибы, мел­кие жи­вот­ные, а это от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Кто берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства, мы знаем. А кто же их вновь по­пол­ня­ет? Ведь если за­па­сы не по­пол­нять, то почва быст­ро оску­де­ет. Жи­вот­ные почвы про­кла­ды­ва­ют в ней ходы, куда по­па­да­ет вода и воз­дух, они пе­ре­ме­ши­ва­ют почву, из­мель­ча­ют остат­ки рас­те­ний, а бак­те­рии, ко­то­рые все­гда живут в почве, пре­вра­ща­ют эти остат­ки в пе­ре­гной.

Ли­стья и травы раз­ла­га­ют­ся в почве срав­ни­тель­но быст­ро. Всего через пол­го­да они пре­вра­ща­ют­ся в пре­крас­ные удоб­ре­ния. Таким об­ра­зом, пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­сто­ян­но воз­вра­ща­ют­ся в почву и вновь рас­хо­ду­ют­ся рас­те­ни­я­ми.  Про­ис­хо­дит поч­вен­ный кру­го­во­рот. Почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду.

 3. Животные, обитающие в почве

А каких жи­вот­ных можно уви­деть в почве? В лес­ной под­стил­ке за­мер­ла божья ко­ров­ка, что-то пе­ре­тас­ки­ва­ют в свои под­зем­ные жи­ли­ща му­равьи, а вот кроты и дож­де­вые черви про­во­дят в почве всю свою жизнь.

Рис. 4. Божья ко­ров­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 5. Му­равьи (Ис­точ­ник)

А зем­ля­ной шмель толь­ко зи­му­ет. Ля­гуш­ки и улит­ки пря­чут­ся в почве от днев­ной жары, а май­ские жуки от­кла­ды­ва­ют яйца, из ко­то­рых по­яв­ля­ют­ся их потом­ства.

Рис. 6. Зем­ля­ной шмель (Ис­точ­ник)

Жуки про­ни­ка­ют в почву на глу­би­ну до 2 мет­ров, му­равьи – до 3 мет­ров. Кроты – до 5 мет­ров, а дож­де­вые черви – до 8 мет­ров.

 4. Крот и почва

Кроты при­но­сят очень боль­шую поль­зу почве, про­кла­ды­вая глу­бо­кие ходы, кроты вы­бра­сы­ва­ют землю на по­верх­ность, а эта земля в пол­то­ра раз бо­га­че каль­ци­ем, маг­ни­ем, же­ле­зом и дру­ги­ми пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

Рис. 7. Крот (Ис­точ­ник)

Учё­ные под­счи­та­ли, что в бе­ре­зо­вом лесу кроты под­ни­ма­ют из глу­би­ны на по­верх­ность такой обо­га­щён­ной земли до 10 тонн на гек­тар. По­лу­ча­ет­ся, что боль­шую часть бе­рё­зо­во­го леса удоб­ря­ют кроты. А ещё в неболь­ших куч­ках в земле, кро­то­ви­нах, скап­ли­ва­ет­ся вода, ко­то­рая увлаж­ня­ет почву.

 5. Пищевая зависимость обитателей почвы

Чем же пи­та­ют­ся жи­вот­ные почвы? Они пи­та­ют­ся остат­ка­ми живых ор­га­низ­мов, кор­ня­ми рас­те­ний и дру­ги­ми мел­ки­ми жи­вот­ны­ми. Корни оду­ван­чи­ков гры­зут ли­чин­ки май­ских жуков, а ли­чин­ка­ми любят ла­ко­мить­ся кроты. Крот, на­ев­шись, от­прав­ля­ет­ся спать, и спит часа 4, проснув­шись, он немед­лен­но от­прав­ля­ет­ся ис­кать себе пищу. Делая глу­бо­кие ходы, крот по­сто­ян­но на­ты­ка­ет­ся на вред­ных на­се­ко­мых и их ли­чи­нок. За сутки крот съе­да­ет столь­ко, сколь­ко весит сам и даже боль­ше. Го­ло­дать крот не может, 17-18 часов без еды для него гу­би­тель­ны. Вот по­это­му зимой кроты не могут за­лечь в спяч­ку.

Между рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми почвы су­ще­ству­ет пи­ще­вая за­ви­си­мость: ко­рень оду­ван­чи­ка – ли­чин­ка – крот. Не будет оду­ван­чи­ка – по­гиб­нут ли­чин­ки, не будут ли­чи­нок – будут го­ло­дать кроты. По­это­му уче­ные счи­та­ют, что все живые ор­га­низ­мы свя­за­ны между собой це­пя­ми пи­та­ния. Пи­ще­вая цепь по­ка­зы­ва­ет, кто кого ест. Между оби­та­те­ля­ми почвы су­ще­ствую очень много цепей пи­та­ния, но в каж­дой такой цепи, пер­вое звено – это рас­те­ние. Ведь толь­ко оно спо­соб­но на свету об­ра­зо­вы­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства из уг­ле­кис­ло­го газа и воды с рас­тво­рён­ны­ми в ней ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Вто­рое звено – рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные, тре­тье звено – хищ­ные и все­яд­ные жи­вот­ные. Когда хищ­ные или все­яд­ные жи­вот­ные по­ги­ба­ют, то их остан­ки ста­но­вят­ся пищей для бак­те­рий и дру­гих мел­ких жи­вот­ных.

 6. Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о том, что почва – это един­ство живой и нежи­вой при­ро­ды, как об­ра­зу­ет­ся почва, и какие су­ще­ству­ют цепи пи­та­ния.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/kak-obrazuetsya-pochva

источник презентации — http://prezentacii.com/biologiya/10217-chto-takoe-pochva-3-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A

http://www.youtube.com/watch?v=KDT-ICNPXVg

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения и живут различные животные.

Земля даёт им жизнь и является для них домом.

В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа «Почва»

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав она имеет?

Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

  • Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
  • Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
  • Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
  • Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
  • Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

  • Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

Смотри также:

  • Проект «Что такое почва»
  • Википедия о видах почвы

На следующем уроке

Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

  • Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще лишены ствола, они имеют стебель.
  • Хвойные деревья — ель, пихта, сосна
  • Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.
  • Дикорастущими называются растения, свободно произрастающие в природе.
  • Культурными называются растения, выращиваемые человеком для своих нужд.

______

Цели:

  • Образовательные:
    • формировать представления о почве, ее составе и
      свойствах.
  • Развивающие:
    • выявлять причинно-следственные связи между
      живой и неживой природой, делать выводы на основе
      проведенных опытов, развивать познавательный
      интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность,
      любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к учебному предмету;
    • воспитывать организованность;
    • прививать навыки природоохранной деятельности
      и бережного обращения с почвой как объектом
      живой/неживой природы;
    • воспитывать интерес к самостоятельной
      экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы,
прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло
лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка,
сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений,
карточки с планом описания полезного
ископаемого, презентация «Почва».

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий
мир» Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во
«Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь
№ 1 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс,
изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные
разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во
«ВАКО»

ХОД УРОКА

Приложение 1, слайд 2

1. Организационный момент

– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы
делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Приложение 1, слайд 3

– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую
тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают
образец полезного ископаемого и карточку с
планом описания. Три ученика рассказывают о
полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по
плану (Приложение 3)

План:

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

Приложение 1, слайд 4

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля –
название нашей планеты, на которой мы живем)

– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение
слова – земля? (Земля –  суша, как
противоположность водному и воздушному
пространству)

Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в
понимании страна, государство, какая-нибудь
большая территория.)

Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните  сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно
многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется
– почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что
такое почва, из чего она состоит, можно ли её
отнести к живой или неживой природе. Какое
значение имеет почва для всего живого на нашей
планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы,
агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители,
цветоводы)

– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы
детей)
Приложение 1
, слайд  8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была
покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и
ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений
и животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой
природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы
участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Приложение 1, слайд 11

– Давайте найдём ответы на эти вопросы в
учебнике и прочитаем с.68.

Фронтальный опрос:

– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний
плодородный слой земли, на котором растут
растения.)

– Сможете ли вы назвать признак того, что на
данном участке местности  есть слой почвы? (Там
растут растения)

– Что такое перегной? (Отмершие растения и
животные, самый плодородный слой земли.)

– Чем отличается почва от горной породы? (Только
почва обладает плодородием.)

Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать
плоды», производить богатую растительность,
давать обильный урожай. Это главное свойство
почвы.

– Почему же почва плодородна? 
(Наверное, в ней содержится как раз то, что
необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1
, слайд 13

5. Практическая работа

– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит
в состав почвы? 
– Сегодня на уроке мы будем
учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из
чего состоит, выявлять свойства)

– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование
почвы”

Приложение 1, слайд 14

– Представьте, что вы работаете в учебной
лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны,
аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта
получила лист, куда будет записывать результаты
наблюдений.

Лист наблюдений (Приложение 2)

1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …

                                                  
  почва  
   

5. Свойство …

– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем
ли мы определить состав почвы, просто
внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав
почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах.
Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый,
чёрный)

Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев,
палочки, траву)

– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец
почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа
наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17

Опыт 1.

– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух)

Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока
оставьте его.

Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее
немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была
в почве)

– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество,
необходимое для жизни растений)

Приложение 1, слайд 21

Опыт 3.

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в
стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества
растворились, а некоторые нет. На поверхности
воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)

– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне
видны песчинки, глина)

– Какой вывод можно сделать? (В состав
почвы входит песок и глина)

Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает
доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23

Опыт 4.

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и
чувствуется неприятный запах).

– Это сгорает перегной – органическая масса,
получаемая из остатков растений и животных. Его
еще называют гумус. Именно он придает почве
темный цвет и от его количества зависит
плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое
круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы
– перегной. Из него под действием микробов
образуются соли. Их используют растения.
Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и
под действием микробов, то есть очень маленьких
живых существ, разрушаются растительные и
животные останки превращая их в перегной. 
Учёные установили, что на одном квадратном метре
почвы находится 50 кг микробов. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые  растения. Но поглотить соли растения
могут только с водой. Какое свойство воды здесь
мы вспомним? (Вода – растворитель).  А
растениями питаются новые животные. Вот так
вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы
– в растения, из растений – в тела животных, и с
останками растений и животных – снова в почву.
Учёные говорят: происходит круговорот веществ в
природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы
входят микробы).

Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28

Физминутка (под музыку – Приложение
5
)

(Дети представляют и изображают, что
происходило с растением)

Приложение 1, слайд 29

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена
    растений.
  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно,
    оно сжималось, чтобы согреться.
  3. Весной солнышко согрело землю.
  4. Семя отогрелось (распрямиться)
  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
  6. И оно начало расти (подняли руки)
  7. Появились корешки у семени (потопали ножками)
  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали
    руками)
  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать
    высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими
    листочками (машем руками)
  10. Появлялись всё новые и новые листочки.
  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили
    ладошки)
  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим
    цветам (повернулись, улыбнулись)
  13. Стал радоваться жизни, трепетать на ветру,
    радовать людей.
  14. Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
  15.  Но вот наступила осень.
  16.  На месте цветка образовались семена
  17. Растение сбросило их в почву.
  18. Теперь они будут ждать новой весны.

Вариант 2

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они
произрастают в нашей местности – вы хлопаете в
ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб,
эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён,
персик, яблоня, груша, лиана.)

– Докажем, что в почве есть минеральные соли.

Опыт 5.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась
почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый
налет)

– Подумайте, что растворилось в воде и осталось
на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества,
необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных
горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые
необходимы растениям для развития и роста.
Образуются они благодаря перегною под действием,
микробов, которые живут в почве. Соли
растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 
30
Вывод: в состав почвы входят глина,
песок, воздух, вода, остатки растений, перегной,
соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 
31

6. Сообщение о Докучаеве

Приложение 1,
слайд  32

– Науку о почвах  почвоведение  создал
русский ученый  почвовед Василий Васильевич
Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что
каждой природной зоне соответствует свой вид
почв. Он составил первые почвенные карты России,
создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а
без почвы – нет)

– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.
Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся.
Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут
жить на Земле и люди.)

7.  Закрепление. Кроссворд (Приложение 4)

1. Сгнившие остатки растений и животных,
повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся
хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и
развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из
остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из
перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой
земли)

– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы
учащихся с опорой на составленные листы
наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается
под воздействием живых организмов, в основном
растений. Почва играет особую роль в жизни нашей
планеты – и является переходным звеном от
неживого к живому. Почва и растения – единство,
созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, 
заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими
полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Приложение 1,
слайд  34

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

Приложение 1,
слайд  35. Список электронных ресурсов.

  • Рассказ про попугая для дошкольников
  • Рассказ про посейдона 5 класс
  • Рассказ про пословицу друзья познаются в беде
  • Рассказ про последний лист на дереве
  • Рассказ про пословицу безделье мать всех пороков