Рассказ про пирогова чудесный доктор

Главные героив произведении персонажи оказываются в непростой ситуации в жизни. глава семьи остался без работы, их дети болеют, а самое

Главные герои

В произведении персонажи оказываются в непростой ситуации в жизни. Глава семьи остался без работы, их дети болеют, а самое страшное умерла младшая дочь. У отца семейства возникает мысль о том, чтобы покончить жизнь самоубийством накануне рождественского праздника и в этом момент он встретил ангела-хранителя.

Емельян Мерцалов

Главным героем является Емельян Мерцалов, который остался без работы по состоянию здоровья. Он долго искал и хотел пойти на службу, но ее никуда не брали. Он не видит смысла дальше жить. Он уже совсем исхудавший, у него впали щеки и синяки под глазами, он хотел просить людей о помощи, чтоб ему подали хоть копейку, но его везде прогоняли.

Елизавета Ивановна

Его супруга Елизавета Ивановна, она сильная женщина, надеется на лучший исход событий, хоть и тоже находится в отчаянии. У нее грудной ребенок, а также ухаживает за больной девочкой. Она зарабатывает копейки тем, что ходит стирать белье к какой-то женщине.

Гриша и Володя

Также у семьи было двое мальчиков по имени Гриша и Володя. Старшему мальчику было десять лет. Они также скитаются по городу, голодные и холодные, и со стороны наблюдают за красивой жизнью других людей. Это два смышлёных мальчугана. Они послушные и понимали бедственное состояние семьи. А когда Гриша стал взрослым, то он работал в крупном банке.

дочка Маша

Младшая из детей Мерцаловых, дочка Маша, длительно болеет, у нее высокая температура. Но поправилась, благодаря доктору и его лечению. Он оставил им деньги на нужные лекарства для девочки.

доктор Пирогов

Образ ангела в произведении играет доктор Пирогов — умный и добрый мужчина преклонного возраста, который был одет в поношенный костюм, в этом проявлялась его простота и благие намерения. Ведь он оказался единственным, кто выслушал главу семейства Мерцаловых, не побрезговал их атмосферу, где они проживают. Он решил помочь семье Мерцаловых. С приходом этого чудесного доктора появляется надежда на хорошую жизнь, а также тепло светло и уютно. Это замечательный человек, он словно ангел во плоти.

Краткое содержание

В Киеве морозная погода, два мальчика — Мерцаловы Гриша и Володя, рассматривают витрину гастронома. Братья голодны, ведь на завтрак они ели лишь постные щи. Ребята тяжело вздыхают и возвращаются домой. Мать посылала сыновей в город, чтобы они попросили у барина денег, раньше у него служил их отец. К сожалению, швейцар прогнал ребят.

Семья нищенствует, уже долгое время она проживает в подвале старого покосившегося здания. Младшая дочка Маша болеет, бедная мать, Елизавета Ивановна, разрывается между страдающей девочкой и грудным ребёнком.

Этот год выдался необычайно тяжёлым для семьи Мерцаловых, им довелось пережить не одно несчастье. Вначале глава семейства заболел брюшным тифом. Пока он проходил лечение, его уволили. Семья осталась без средств к существованию. Начали болеть детки. Недавно похоронили младшую дочку. И вот, чтобы достать деньги на лекарство Маше, отец бегает по городу и просит людей о помощи, только никто не хочет ничего ему давать. Кто-то аргументировано отказывает, а кто-то попросту выгоняет.

Возвратившись домой, глава семейства узнаёт, что барин не стал помогать. Ему хочется «бежать куда попало, без оглядки». Он готов на всё, только бы не видеть «молчаливого отчаяния» близких. Мерцалов уходит из дома, он говорит семье, что ещё попробует раздобыть денег. Задумываясь о самоубийстве, отец присаживается на скамейку. Вдруг он замечает пожилого человека, идущего по аллее. Старик садится рядом с мужчиной и рассказывает ему, что купил знакомым ребятам подарки, по дороге к ним ему захотелось прогуляться по саду.

Отца бедной семьи вдруг охватывает злоба. Он размахивает руками и кричит, что его сыновья могут умереть от голода, пока старик кого-то балует подарочками. Незнакомец не сердится, он лишь просит рассказать всё более детально. В его лице есть нечто такое, что внушает доверие. Дослушав мужчину, он говорит, что является врачом, и просит показать ему девочку.

Оказавшись у Мерцаловых, доктор осматривает малышку, просит принести дрова и растопить печь. Он выписывает рецепт и удаляется. Отец спрашивает у врача, как его звать, однако тот не хочет представляться и просит «не выдумывать пустяков».

После ухода доктора семья находит деньги, оставленные им под блюдечком с рецептом. Когда Мерцалов покупает в аптеке лекарство, он узнаёт, что фамилия благодетеля — Пирогов, он замечает её на аптечном ярлыке.

Второстепенные герои

Также в произведении упоминались и второстепенные лица, например, швейцар, который работал у барина. Он прогнал и ударил Володьку, чтобы дети не беспокоили барина. Он бессердечный и бездушный человек.

После появления в семье их ангела-хранителя доктора Пирогова, жизни всей семьи наладилась. Отец семейства смог устроиться на службу, его супруга поправилась, а дети пошли учиться в хорошую гимназию за счет средств из бюджета.

А когда Григорий узнал о том, что доктор скончался, то поспешил к нему на похороны в деревню под названием Вишня.

Этот рассказ был основан на реальных событиях. И такой доктор на самом деле существовал, звали его Пирогов Николай Иванович, был известен как профессор и хирург.

Володя, Гришка и Машутка

В семье Мерцаловых растут двое мальчишек, обоим по 10 лет. На Рождество они скитаются по городу и разносят людям открытки от матери, в которых она просит о помощи. Ребята бродят по улицам, наблюдая за счастливой жизнью богатых детей. Они тоже мечтают отмечать праздник, радоваться своему семейному счастью. После появления в их жизни чудесного доктора им удаётся устроиться в казённую школу.

Автор произведения отмечает, что эту историю он узнал от Григория Емельяновича, одного из сыновей. Тот рассказал, что, повзрослев, он и его брат нашли своё место в жизни. К примеру, Гриша построил карьеру и сейчас работает в банке.

Машутка — болеющая грудная дочь. Её никак не удаётся вылечить. Лишь с появлением врача ситуация стабилизируется.

Он выписывает рецепт на лекарство и рассказывает, что ещё может помочь бедной малышке.

Характеристики

Основная тематика произведения заключается в изображении бескорыстного служения людям, вне зависимости от их финансового и общественного положения.

Основными персонажами рассказа являются члены семьи Мерцаловых в лице Емельяна, изображенного в образе главы семейства, его супруги Елизаветы Ивановны, а также их детей Володи, Гришки и Машутки. Также главным героем произведения является профессор медицинских наук, доктор Пирогов.

Емельян Мерцалов описывается автором в качестве потерявшего работу управляющего барским домом мужчины, который в процессе повествования пытается исправить бедственное положение собственной семьи, однако все его попытки не приводят к результату, поэтому Емельян готов покончиться жизнь самоубийством. Писатель изображает героя в образе худого человека, отличающегося впалыми щеками, посиневшими от холода руками, губами и провалившимися глазами, напоминающего мертвеца.

Жена Емельяна является женщиной, находящейся в отчаянии, однако проявляющей силу воли, ухаживая за больной дочерью, надеясь исправить сложившуюся ситуацию, поскольку пытается найти выход из кризиса.

Володя и Гришка являются сыновьями Мерцаловых, старшему из которых исполняется десять лет. Мальчики пытаются всеми силами помочь родителям в их тяжелой жизни и бродят по городу, разнося рождественские послания с просьбой о милостыни.

Машутка представляется автором в образе младшей дочери Мерцаловых, которая тяжело болеет и находится без сознания. Девочка выздоравливает благодаря помощи доктора Пирогова, который случайно встречает главу семейства в парке и, узнав, о болезни ребенка, незамедлительно приходит на выручку.

Пирогов изображается в рассказе в качестве умного, серьезного, пожилого врача, обладающего ласковым приятным голосом, одетого в поношенный старомодный сюртук, ставшего для семьи Мерцалом добрым ангелом, который не только излечивает Машутку от тяжелой болезни, но и помогает семье деньгами на продукты, лекарства и дрова, а также дарит Емельяну два крупных кредитных билета. Врач не брезгует нищенской обстановкой с отвратительными подвальными запахами, а оказывает отчаявшимся людям свою бескорыстную, безвозмездную помощь, подарив им тепло, уют, сытость.

Приход к Мерцаловым Пирогова, чудесного доктора, становится для семьи началом новой счастливой жизни, надеждой на светлое будущее.

Проблематика рассказа

В «Чудесном докторе» автор поднимает проблемы утраты веры и гуманизма. Доктор Пирогов олицетворяет истинное человеколюбие. Он не проходит мимо бед малознакомых людей, помощь окружающим он считает своим долгом.

Мужчина не нуждается в благодарностях за добрые поступки, не ищет славы: для него важно, чтобы окружающие не теряли надежды и боролись до последнего. На прощание он пожелал Мерцаловым не падать духом. К сожалению, окружение персонажей, их коллеги и соседи стали безучастными свидетелями чужих бед. Они не проявили человеческих качеств, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. В этом и состоит проблема: всем вокруг нет дела до происходящего. Изменить бедственное положение семьи и оказать хоть какую-то помощь вызывается только один человек.

Отчаяние также подробно демонстрируется писателем. Это чувство отравляет главу семьи, лишает его силы и надежды на светлое будущее. Под давлением горестных мыслей мужчина позволяет себе задумываться о смерти, в тот момент, когда семья страдает от голода. Ощущение невозможности что-либо изменить порабощает Мерцалова как личность, он начинает жалеть себя.

Второстепенные персонажи

Немаловажную роль играют в рассказе Куприна «Чудесный доктор» главные герои, наряду с которыми появляются второстепенные персонажи, без которых не было бы столь счастливого финала у этой истории. С ними стоит познакомиться поближе:

  • Профессор Пирогов — добрый ангел, появившийся в жизни Мерцалова. Он добросердечный человек, покупающий за собственные средства подарки знакомым детям. Доктор проникся историей Емельяна и решился помочь несчастному семьянину. Умный мужчина преклонных лет маленького роста, обладающий приятным голосом, носящий старомодный сюртук, не испугался скромного жилища нищей семьи. Приход врача озаряет светом дом, в котором сразу становится уютно, сытно.
  • Швейцар барина — жестокий человек, прогоняющий детей. Он обзывает мальчишек вдогонку и дает Володе затрещину, чтобы те больше не приходили к богатому вельможе со своими просьбами. Не принимает материнские письма с прошениями.
  • Человек в енотовом пальто — человек, не желающий вникать в чужие проблемы. Эгоист, который без сожалений отчаявшемуся Мерцалову говорит, что необходимо работать, а не попрошайничать.

Второстепенные и главные герои произведения обладают сложной биографией. Простые люди, оказавшиеся в отчаянии в силу обстоятельств, хватаются за каждую спасательную соломинку. Автор неспроста решил звать своих персонажей так.

При прочтении рассказа в голове рисуется нетипичная картинка. Она контрастная, ведь из бедных людей персонажи превращаются в семью, живущую в достатке. Волшебное перевоплощение стало возможным благодаря появлению в их жизни доброго сочувствующего человека. Он сделал все возможное, чтобы огонек семейства снова мерцал на жизненном небосводе.

Характеристика Елизаветы Ивановны

Елизавета Ивановна Мерцалова — супруга Емельяна. У нее есть двое детей от нынешнего брака. Первенец — 10-летний мальчишка Володя. Второй ребенок — Гриша. Младшая дочка — больная девочка Маша. В отличие от своего мужа, женщина не отчаивается и пытается найти выход из ситуации:

  • занимается стиркой чужого белья за копеечную оплату;
  • пишет письма представителям власти;
  • стучится в чужие двери, дабы попросить минимальную помощь.

Она вынуждена это делать, ведь на ее хрупких плечах забота о трех детях. Женщина не может смотреть на то, как постепенно умирает дочка. Елизавета только и может, что плакать. Собирать всю волю в кулак, теряя при этом последние капельки надежды.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

⭐⭐⭐⭐⭐ «Чудесный доктор» за 1 минуту и 20 секунд, и подробно за 3 минуты. 

Сюжет рассказа «Чудесный доктор» разворачивается вокруг семьи, на которую одно за другим рушатся несчастья. Отец семейства от безысходности задумывается о самоубийстве, но ему встречается доктор, который избавляет семью от навалившихся бед.

Очень краткий пересказ рассказа «Чудесный доктор».

Канун Рождества. Семья Мерцаловых из-за проблем с деньгами была вынуждена переехать в сырой неотапливаемый подвал. Бедность влечет за собой голод и болезни – семья не доедает, у матери пропало молоко и ей нечем кормить грудного ребенка, отец – Емельян Мерцалов заболел брюшным тифом и потерял работу. Три месяца назад умерла их младшая дочь, а сейчас та же участь грозит больной Машутке, но на лекарство не хватает средств.

Убитый горем Емельян уходит из дома и приходит в общественный сад. Герой в отчаянии, ему хочется раз и навсегда избавиться от проблем – он решает покончить с собой.

Его одиночество нарушает прохожий старик. Сам того не замечая, Мерцалов делится с ним своим несчастьем. Старик говорит Емельяну, что он врач и просит показать ему больную дочь. Осмотрев девочку, он назначает лечение и помогает семье финансово.

Незнакомец быстро уходит, отказавшись говорить свое имя, а после, прочитав подпись на лекарстве, полученном по рецепту доктора, семья узнает фамилию спасителя – профессор Пирогов.

После этой встречи жизнь семейства налаживается – Машутка выздоравливает, отец находит работу, а сыновей получается устроить в гимназию за казённый счет.

Главные герои и их характеристика.

  •  Емельян Мерцалов  – глава большого семейства, потерявший работу из-за болезни. Несчастный человек, доведенный до отчаяния – он потерян и не видит смысла жизни, но встреча с чудесным доктором перевернула всю его жизнь.
  •  Профессор Пирогов  – “Чудесный доктор”, спасший семью Мерцаловых от нищеты, явившись для них неким ангелом-хранителем. Невероятно добродушный, отзывчивый и щедрый человек. К тому же, умный и серьезный, мастер своего дела.

Второстепенные герои и их характеристика.

  •  Гриша (Григорий)  – десятилетний мальчик, старший сын Мерцаловых, привыкший к нужде и голоду. После встречи Чудесного доктора получает возможность бесплатно обучаться в гимназии. Именно Гирша рассказал автору эту историю, будучи уже взрослым влиятельным работником банка.
  •  Машутка  – семилетняя больная дочка Мерцаловых, у семьи нет средств, чтобы купить ей лекарство. Выздоравливает благодаря помощи Чудесного доктора.
  •  Швейцар помещика  – бессердечный и жестокий человек. Выгнал детей, пришедших с прошением, даже не выслушав.
  •  Человек в енотовом пальто  – незнакомец, у которого Мерцалов просил милостыню. Человек в енотовом пальто отказался дать денег и сказал, что нужно не попрошайничать, а найти работу.
  •  Володя  – младший сын Мерцаловых, голодный и несчастный мальчишка. После встречи профессора Пирогова Володя получил шанс обучаться в гимназии за казенный счет.
  •  Елизавета Ивановна  – мать семейства Мерцаловых. Высокая, худая, изможденная женщина. Лицо у ней как будто почернело от горя. Она ухаживала за детьми и каждый день ходила на другой конец города стирать белье.

Краткое содержание рассказа «Чудесный доктор» подробно.

Действие произведения происходит в Киеве, в канун Рождества. Этот ужасный роковой год Семья Мерцаловых провела в сыром подвале старого дома. Кормить детей практически нечем, дочь Машутка болеет – у нее высока температура, а на лекарство не хватает денег.

Вечером Елизавета Ивановна посылает сыновей к барину с письмом, у которого раньше работал отец семейства, попросить немного денег, но мальчишек выгоняет швейцар, даже не выслушав, и уж тем более, не пустив к хозяину.

Емельян Мерцалов – глава семьи, заболел брюшным тифом. Когда ему стало совсем плохо, пришлось оставить работу, чтобы подлечиться. Пока Емельян болел, ему нашли замену и на работу вернуться не удалось. Все скопленные деньги ушли на лечение, и семья была вынуждена переехать в подвальное помещение.

Из-за сырости и холода дети начали заболевать один за другим – несколько месяцев назад скончалась одна дочка, теперь заболела другая – семилетняя Машутка

Пытаясь разыскать хоть немного денег на лекарства для дочери, Емельян обошел весь город, унижаясь и выпрашивая милостыню, но все тщетно. Никто не желал помогать, а один человек в енотовом пальто заявил, что нужно не попрошайничать, а искать работу. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне просить денег, сыновья были посланы в дом, где раньше работал Мерцалов, но денег никто не дал. Вернувшись домой и встретившись взглядом с женой, он все понял и отчаянии уходит из дома.

Бродя по улицам города, Мерцалов оказался в парке. Здесь царит полное умиротворение и тишина, герою хочется покоя, и он решается на самоубийство.

Кратко «Чудесный доктор» А. И. Куприн

Но в последнюю минуту его отвлекает старик. Незнакомец начинает разговор о рождественских подарках – это выводит Емельяна из себя, но старик не обиделся, а присел рядом с Мерцаловым и предложил высказаться.

К счастью главного героя, старик оказывается доктором и предлагает отправиться в подвал, где живут Мерцаловы, чтобы осмотреть больную девочку. Доктор осматривает Машутку, выписывает рецепт и покупает за свой счет дрова, затем поспешно прощается и уходит.

Мерцалов опомнился, когда доктор был в коридоре и быстро выбежал за ним. Звал доктора, просил назвать свою фамилию, но незнакомец отказался назвать её. После ухода доктора на столике под чашкой Мерцаловы обнаружили несколько крупных купюр и позже узнали и фамилию своего благодетеля, на пузырьке, полученном по рецепту доктора, была надпись аптекаря: “По рецепту профессора Пирогова”.

После визита Чудесного доктора на семью будто снизошло небесное благословение – дела пошли в гору, отец семейства получил работу, Машутка поправилась, а сыновья получили возможность бесплатно обучаться в гимназии. А с доктором, после того случая, судьба свела семейство лишь однажды – на его похоронах.

Краткая история создания произведения.

В основу рассказа “Чудесный доктор” легла реальная история, услышанная Александром Ивановичем Куприным от знакомого банкира, а в 1897 году родилось и само произведение.

Григорий, бывший непосредственным участником это истории, рассказал о случае из своей жизни: в то время его семья переживала ужасную бедственную ситуацию, и выбраться из нее им помог случайный прохожий – доктор Пирогов.

После его визита жизнь заметно наладилась. На момент рассказа, будучи взрослым и влиятельным человеком, Григорий вспоминал о спасителе семейства с глубоким уважением.

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов
    – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов
    – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы:


Литература

Класс:

5

Цель:

  • формирование понятия «святочный рассказ»
    через анализ произведений А.И.Куприна «Тапер» и
    «Чудесный доктор»;
  • развитие коммуникативной и культурологической
    компетенций учащихся;
  • воспитание чувства сострадания к ближнему.

Ход урока

  1. Повторение пройденного: рассказ как эпический
    жанр.
  2. Подход к новой теме.
  3. Святочный рассказ как разновидность жанра
    (анализ произведений).
  4. Обобщение.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Оборудование:
мультимедийный
комплекс (экран, проектор, ноутбук), пустые
таблицы для заполнения.

СУ Добрый день! Позвольте мне начать наш
урок. Я надеюсь, что он принесет пользу вам и мне.
Для начала вспомним, что такое рассказ, к какому
из родов литературы он относится.
ПОУ Расска?з — малая форма эпической прозы,
повествовательное произведение небольшого
размера.
СУ Являются ли истории о тапере и чудесном
докторе, прочитанные вами дома, рассказами.
ПОУ Да, потому что он небольшой по размеру,
написан прозой.
СУ А чем похожи эти рассказы?
ПОУ В обоих произведениях происходит чудо в
Рождество.
СУ Действительно, вы правы. А знаете ли вы,
что рассказы с подобным сюжетом в литературе
встречаются довольно часто, и для них придумали
особое название — «святочные (рождественские)
рассказы». Знаком ли вам этот термин.
ПОУ Нет
СУ А раз уж мы заговорили об этом, значит,
темой нашего урока будет:?
ПОУ Рождественский рассказ.
СУ В таком случае, что мы должны узнать на
уроке?
ПОУ Особенности «рождественского
рассказа» (на примере рассказов «Чудесный
доктор» и «Тапер»). Запишите тему в тетради.
СУ Верно, это цель нашего урока, а какие же
задачи мы должны решить, чтоб прийти к реализации
поставленной цели?
ПОУ Прочитать рассказы

Проанализировать
рассказы

Найти общее в них

СУ Все верно, давайте же приступим к
анализу произведений. Но прежде вспомним сюжет
произведений.
ПОУ Краткий пересказ текстов.
СУ Перед вами лежат листочки с табличками,
в течение урока мы заполним все пустые ячейки,
это поможет вам самостоятельно создать
определение жанра «святочного рассказа».
СУ К какому эпическому жанру относятся оба
произведения? Почему?
ПОУ Рассказ (делают запись).
СУ Когда были созданы эти рассказы?
ПОУ Сообщение ученика о времени создания
рассказов и их публикации. (Делают запись- время
создания — преддверие рождества). Рассказ
Куприна «Тапер» был опубликован в газете
«Одесские новости» (1900, 25 декабря). Сюжет
рассказа основан, как следует из авторского
примечания, на реальном факте. «Чудесный
доктор»
(1897), опубликованный в
рождественском номере газеты «Киевское слово»,
написан в жанре святочного рассказа.
СУ Вспомните и докажите текстом, в какое
время происходит действие в обоих рассказах.
ПОУ Время действия — канун рождества
(сочельник), (делают запись).
СУ Кто является главными героями рассказа,
какие они, ответьте на вопрос, опираясь на текст
произведений.
ПОУ Дети.
СУ В какой обстановке находятся дети,
счастливы ли они?
ПОУ Бедные, несчастные дети, делают запись.
СУ Куприн показывает ситуацию, типичную
для большинства семей России рубежа 19-20 вв.
Многие люди в то время умирали от голода и
болезней не находя себе и своей семье пропитания.
Как же нашим героям удается выйти из сложившейся
ситуации? Возможен ли был такой поворот событий
на самом деле?
СУ Чем же заканчиваются рассказы, что
происходит с героями?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец,
обстоятельства складываются так, что все плохое
проходит, и жизнь детей налаживается. Случается
чудо, помощь приходит случайно.
СУ Какая запись будет следующей?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец (делают
запись).
СУ А кто творит чудеса?
ПОУ Бог, волшебник и т.д.
СУ Но ведь не сам Бог спускается на Землю и
творит это чудо?
ПОУ Нет. Это делают люди.
СУ Какие же люди помогли свершиться чуду?
ПОУ Пирогов и Рубинштейн.
СУ А вы знаете, кто это? Вымышленные это
персонажи или нет? Давайте посмотрим на людей,
способных воплотить чудо в жизнь. Что вы напишите
на следующем лучике?
ПОУ Чудо происходит благодаря людям.
СУ А теперь самостоятельно сформулируйте
определение «рождественского рассказа»,
продолжив предложение «Рождественский рассказ
— это:», сделайте запись в тетради.
ПОУ Формулировка определений, несколько
учащихся зачитывают ее.
СУ Как вы думаете, почему в 19 веке были
распространены такие рассказы?
ПОУ
СУ Простые и незамысловатые истории
вместили в себя мечты о доброй и радостной жизни,
о сердечном и милосердном отношении друг к другу,
о победе добра над злом вопреки всему. Эти
истории предназначены и для детей и для взрослых,
и для искушённого и для начинающего читателя.
Читать их лучше всей семьёй и именно в период
зимних праздников, когда нет суеты, когда сердца
наши смягчены, поэтому рождественские или
святочные рассказы не покажутся нам излишне
сентиментальными или далёкими от жизни.
СУ Вспомните, какой была наша цель и
задачи. Решили мы задачи, достигли ли цели?
ПОУ Вспоминают цели и задачи, делают выводы.
СУ Я уже говорила, что жанр
рождественского рассказа является
распространенным в литературе. Поэтому домашнее
задание будет следующим: Докажите, письменно, что
это «рождественский рассказ». (Чарльз Диккенс
«Рождественская песнь в прозе», «Сверчок за
очагом»; Сельма Лагерлеф «Рождественский
гость»; Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на
елке»). Или сами сочините «рождественский
рассказ». Спасибо за урок. Урок окончен.

CУ — слово учителя

От Рождества до Крещения – Святки. «Редька» каждый год публикует святочные мини-повести и мы в полной мере осознали, как тяжело приходилось писателям до революции, придумывать сюжеты святочных рассказов – ведь без них не обходилось ни одна, уважающая себя газета. Вот и очередная мини-повесть по мотивам Куприна.
«Чудесный доктор»

Пролог
Мороз крепчал, но близнецы Гришутка и Ванечка не хотели возвращаться домой. Окна магазинов манили подарками и яствами. Охранники прогоняли их от витрин, но они снова расплющивали носы о витринное стекло…
Мороз крепчал… (без этой фразы, как известно не обходится ни один святочный рассказ)
Но братьям не хотелось возвращаться в холодную полуподвальную комнату общежития, где обитало их семейство: больная маменька с полугодовалой крошкой на руках, безработный папенька, бабушка в прогрессивном параличе и сильно кашляющая сестренка Ниночка. Да еще прибился пьющий дядюшка-афганец, который ночами кричал как он «…под Кандагаром гадов мочил», пугая всех. Добрые супруги не решались его выгнать в зиму. И вот сейчас, в канун Рождества там происходило вот что.

1. В комнату зашел осунувшийся глава семьи Николай Иванович.
— Получил? – вскричала маменька.
— Нет… — глухо отозвался папенька. – Обанкротились… Начальник сказал, что денег нет, но вы держитесь…
— А ты сказал, что дети…
— Говорил… А он мне: «А вы на макарошки налегайте». А эта, его сучка-секретарша, шипит: «Государство не заставляло вас рожать!».
— Отопление отключили… — прошамкала прогрессивная бабушка.
— Заходил комендант, сказал, чтобы после Рождества убирались отсюда, если не заплатите, — сквозь кашель проговорила Ниночка.
— Пойду, попробую сдать бутылки… — просипел дядюшка-афганец.
Вбежали братья-близнецы.
— А что бы поесть?
Маменька заплакала.
Николай Иванович схватился за голову и выскочил на улицу.

2. Послонявшись по городу, он уселся на скамью. «Милостыню что ли начать просить…» В это время рядом с ним присел хорошо одетый господин.
— Люблю Рождество! – заявил господин, с еле уловимым иностранным акцентом. – Морозец! Снежок этакий похрустывает… Как доктор, утверждаю, замечательная у вас погодка для здоровья. Хорошо!
— Хорошо?! – вдруг закричал несчастный Николай Иванович. – А знаете ли милостивый государь, что мои дети три дня не ели! Что я полгода зарплату не получал и вряд ли получу!
— Пойдемте! – сказал странный доктор, сверкнув стеклами золотых очков.

3. Свершилось чудо. Не прошло и часа, как было включено отопление, больная маменька пила горячее молоко с медом, паралич бабушки был признан не таким уж прогрессивным, и она сейчас сама бодро скакала в пуховом набрюшнике по комнате, радостно всхлипывая и похрюкивая. Дядюшка-афганец пошел сдавать бутылки и не вернулся. Ниночка перестала кашлять после каких-то таблеток. Чудесный доктор особенно внимательно осмотрел ее и братьев-близнецов. Затем удовлетворенно хмыкнул и послал Николая Ивановича за едой. По пути он поинтересовался, кто у него был директором и куда-то позвонил. Спустя какое-то время запищал мобильник: зарплата за полгода пришла на карточку! В коридоре он сунул ошалевшему от счастья Николаю Ивановичу пачку пятитысячных банкнот.
— Кормите ваших детей хорошо, купите им икру. Я через пару неделек загляну к вам и устрою их за счет благотворительного фонда в санаторий в Турции.
Чудесный доктор исчез.

4. Дела у Николая Ивановича пошли на лад. В этот же вечер ему позвонил директор и очень вежливо поздравил с Рождеством, попутно интересуясь, откуда он знает чиновника, курирующего соцобеспечение в области. Он, кстати, предложил Николаю Ивановичу работу в своей новой фирме и беспроцентный кредит на покупку большой квартиры в новом доме. Никто так весело не встречал Рождество, как семейство Николая Ивановича. Тихий ангел даже устал порхать под низкими потолками полуподвальной комнаты. На башне Святого Вована пробило полночь. Взошла Рождественская звезда!

Эпилог
Напрасно ждал Николай Иванович чудесного доктора. В этот же вечер пьяный до изумления актер Сапегин, закончив новогодний чёс, возвращался домой на своей битой-перебитой «тойоте». На голове его торчала шапка деда Мороза, на облеванном заднем сидении валялась в стельку пьяная подруга Марфа, она же Снегурочка. Сапегин, вспомнив о заветной бутылочке в холодильнике, придавил на газ. И тут впереди показалась фигура. Блеснули очки… Удар!.. Чудесного доктора подбросило и шмякнуло на мостовую. Все было кончено…
Сапегина наказали, конечно, но не сильно. Потому что, задавленный им доктор оказался разыскиваемым Интерполом международным преступником, главарем банды, поставляющей детские органы из России в страны с развитыми демократическими традициями.
Мороз крепчал…

Святочный рассказ

Анализ рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»

5 класс

Барнаул 2018

В XIX веке стал популярным жанр святочного рассказа. Как и мы сейчас с нетерпением ждем фильмов с чудесными новогодними приключениями, так и тогда ждали новых святочных рассказов. Что же такое святочный рассказ?

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого – либо эпизода из жизни героя. По мнению Н. Лескова,«от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от рождества до крещения, чтоб он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. »

А вот каким должен быть святочный рассказ по мнению Н. Н. Старыгиной: «Жанровый святочный канон требует, чтобы святочная история была фантастична, имела бы мораль и отличалась веселым характером повествования».

Опираясь на вышесказанные определения, выделим основные признаки святочного рассказа:

    События рассказа разворачиваются в период от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января)

    Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай).

    Герой, как правило, пребывает в каком-либо тягостном состоянии: уныния, скорби, одиночества, бедности, разочарования, горя.

    В кульминации рассказа происходит чудо или необыкновенная случайность. Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

5) Развязка рассказа связана с преображением героя, переменой его состояния.

6) Светлый и радостный финал рассказа.

7) Социальная тематика рассказа.

8) Использование слова,присущих Рождественской тематике.

Основателем жанра святочного рассказа считается Николай Васильевич Гоголь («Ночь перед Рождеством»). Продолжателями святочного жанра стали Николай Лесков (цикл святочных рассказов, «Христос в гостях у мужика»), А. И. Куприн, А. П. Чехов.

Остановимся подробнее на рассказе Александра Куприна « Чудесный доктор».

Куприн не говорит сразу, что рассказ происходит в святки, но мы догадываемся об этом по приметам: « они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки» , «сияющие елки» , «праздничное оживление толпы», праздничные хлопоты». И лишь в конце автор, наконец, называет время – Рождественский сочельник: «Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай). Подвал Мерцаловых, их нищета, голод, болезни- ад, праздничный город, встреча с доктором- земля, Мерцалов отец- находит работу, Матушка выздоравливает, мальчики идут в гимназию, спустя годы Григорий Емельянович Мерцалов занимает ответственный пост в одном из банков- рай.

В «Чудесном докторе» в состоянии духовного уныния, нищеты находится целая семья Мерцаловых. Этот был «ужасным», «несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпалось на Мерцалова и его семью». Сначала Мерцалов заболел тифом и на его лечение ушли все их сбережения. Когда он поправился, его место работы занято другим Новое место он не нашел. Затем начали болеть дети. «Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания», – пишет А. Куприн. Да и сам Мерцалов находится на грани самоубийства. Нищета, осознание того, что он, несмотря на все предпринимаемые усилия, не может помочь своей семье, его угнетает. Голодные дети, больной ребенок, жена, которой приходится «одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье». Мерцалов не знает, от кого ждать помощи. Он уже ни на что не надеется, находится в безнадежном отчаянии. Чтобы «не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи», Мерцалов оказывается в общественном городском саду, где и происходит встреча с незнакомцем, который помогает его семье.

Доктор своим спокойствием, деятельным участием приводит весь дом в движение.Визит доктора – только начало чудесных перемен. Он появляется в самый неожиданный момент «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» . Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел… Подарочки! » Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, другой жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать:

«Вот ещё пустяки выдумали!» «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью, — рассказывает Григорий Емельянович (бывший Гришка). – В начале января отец отыскал место. Матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо свершил этот святой человек». Почему доктора называют святым? Святым называют духовно и нравственно непорочного человека, близкого к Богу. Совершив доброе дело, он не ждет за это благодарности.

Отличительной жанровой особенностью святочного рассказа является наличие конртаста. Все произведение построено на контрастах.В самом начале двое мальчиков стоят перед яркой витриной,в воздухе витает праздничный воздух.Но когода они идут домой,всё вокруг становится мрачнее:повсюду старые разваливающиеся дома,а их собственное жилище находится в подвале.В то время как все готовятся к празднику,Мерцаловы не знают,как свести концы с концами,чтобы просто выжить.В этой семье о празднике речь даже на идет.

Стоит отметить контраст и среди героев произведения. Глава семейства Мерцалов-слабый человек,который не в состоянии самостоятельно решать проблемы,он готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве.Профессор Пирогов наоборот представлен невероятно сильным, бодрым, уверенным позитивным героем,котрый своей добротой спасает семью Мармеладовых.

В этом рассказе Куприн поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев.

И,конечно,нельзя не отметить наличие в рассказе тематической группы слов,связанной с Рождественской тематикой: душа,счастье,святой,молится, чудо,чудесный.

Святочные рассказы стали классикой. Основные идеи праздника — любовь к ближнему, сострадание, милосердие, которых так недостает в современном прагматичном мире.

Святочный рассказ как жанр русской литературы

В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – святочный рассказ. Традиционно такой рассказ приурочен к Рождеству, святкам или одной рождественской ночи. Именно в рождественские праздники люди стремятся быть лучше, совершают добрые дела. Рождество – это дни милосердия, добра и любви. Это праздник ожидания чуда. Это время, когда особую значимость приобретают христианские ценности. В святочных рассказах главные герои — люди, попавшие в тяжелое положение, столкнувшиеся с равнодушием и безразличием окружающих. Преодолеть препятствие им помогает или вмешательство высших сил, или неожиданная помощь милосердных людей. Среди персонажей присутствуют и дети. Ведь Рождество — праздник детей. Только ребенок доверчиво ожидает чуда, искренне радуется подаркам и чувствует себя счастливым от одного вида нарядной елки. Недаром Рождественскую ночь называли ночью младенцев. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, который пробуждает милосердие и сочувствие в душах читателей.

Большинство святочных рассказов начинается с описания несчастий героев. Но к финалу каждый из них обретает свое счастье: смертельно больной человек выздоравливает, враги примиряются, влюбленные встречаются после долгой разлуки, люди становятся лучше, забываются обиды.

Таким образом, святочный рассказ можно определить по основным признакам:

Действие происходит в канун Рождества,

Совершается чудо,

Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в беду,

Счастливый финал,

Нравственный урок.

И основная задача писателей состояла в том, чтобы поселить в душах читателей праздничное настроение, чтобы они забыли о трудностях жизни и не забывали о нуждающихся, о проявлении к ним милосердия и сочувствия.
А деньги за публикации святочных рассказов авторы всегда отдавали нуждающимся семьям и детям-сиротам.

В жанре святочного рассказа создавали свои произведения великие русские писатели: Н.В. Гоголь, А.И. Куприн, В.Г. Короленко и другие.

Первое знакомство учащихся со святочным рассказом происходит в 6 классе при изучении рассказа «Чудесный доктор» А. Куприна. И задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить их с жанром святочного рассказа, но и, опираясь на них, воспитывать традиционные для русского народа милосердие, сострадание. Поэтому главными, ключевыми словами на уроке будут слова: милосердие, сочувствие, сострадание, любовь. Эти слова относятся к понятию нравственности. Это то, что делает нас человечнее
.

В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит реальное событие рождественской ночи – случайная встреча главного героя с доктором Пироговым. Доктор для семьи Мерцаловых совершил настоящее чудо. Он проявил к ним милосердие и сострадание. Благодаря ему жизнь многодетной семьи меняется самым удивительным образом.

Произведем морфемный разбор слов «милосердие» и «сострадание» и посмотрим, из каких частей они состоят. Слово «сострадание» состоит из со + страдание, где приставка со означает страдать вместе. Значит, сострадать – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека.

Слово «милосердие» состоит из двух корней: мил + серд = милое сердцу. Милосердие – это готовность оказать помощь кому-нибудь из сострадания, проявлять доброту, любовь, заботу.

В.И. Даль дал такое толкование терминам «милосердие» и «сострадание»: «Это сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».

Итак, в семье Мерцаловых сложилась безвыходная ситуация. Чтобы учащиеся почувствовали себя причастными к событиям рассказа, вовлекаем их ролевую игру: «Как бы вы помогли семье Мерцаловых?» Учащиеся предлагают разные варианты
:
поддержать добрым словом, проявить сочувствие, дать денег из своих сбережений, подарить детям вещи, купить для больной девочки лекарства. Отвечая на вопрос, дети активно работают, рассуждают на темы добра, сострадания. В ходе анализа ситуации мы подводим учащихся к выводу: в семье Мерцаловых всё будет хорошо, если у них будут и деньги, и одежда, и лекарства, и работа для отца. Но пока у Мерцаловых ничего этого нет, и они бедствуют. Обращаемся к учащимся с вопросом:
«
Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?
»


Он искал работу, пытался просить милостыню, но его пристыдили и пригрозили отправлением в полицию.

Мы видим, что он не сидел сложа руки. Вся семья показана в действии.

Какие же были взаимоотношения в семье Мерцаловых?

Этот вопрос вызывает у учащихся затруднение, потому что об этом в тексте ничего не говорится. А.И. Куприн только пишет: «Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах». Герои немногословны, но по их переживаниям мы можем судить о том, что они поддерживают друг друга, никогда не ругаются, ни в чем не обвиняют друг друга.

Безвыходная ситуация приводит Мерцалова в сад. Какая мысль пришла ему в голову?

Мысль о самоубийстве: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного, а подумал: «Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?»

Можно ли понять желание Мерцалова умереть?

Что же помешало Мерцалову осуществить задуманное?

Чтение и анализ диалога «В саду»:

Почему незнакомец не ушел после криков Мерцалова, а выслушал его и захотел помочь?

Произошло ли чудо в рассказе?

Кто помог осуществиться этому чуду?

Можно ли сказать, что с появлением доктора всё изменилось в семье Мерцаловых? Почему?

Мерцалов остался жив; на деньги, которые дал доктор, Мерцалов купил булочки, чай, горячее, мальчики затопили печь, поставили самовар; через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Какими качествами нужно обладать, чтобы совершить чудо?

Это сострадание, сочувствие, милосердие, доброта.

— Профессор не захотел назвать своего имени. Какая черта характера здесь проявилась? Скромность. Скромные люди смиренны и стараются держаться в тени, не желая привлекать к себе слишком много внимания. Но семье Мерцаловых все-таки удалось узнать имя «чудесного доктора»:
«На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

По рецепту профессора было изготовлено лекарство для Машутки. А мы составим рецепт Пирогова для жизни. Пусть он будет всегда с вами и в трудную минуту принесет вам пользу. Найдите в тексте те слова Пирогова, которые станут основой для нашего рецепта («Не падайте никогда духом»).

Итак, у нас получился рецепт:
«Не падайте никогда духом
, помогайте тем, кто нуждается в помощи, протяните руку ближнему». Живите по рецепту профессора Пирогова, и все у вас будет хорошо.

Работа на уроке учит ребят проявлять милосердие и сострадание к людям, помогать бедным, обездоленным.

Тема: Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор»

Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя, донести до
сведения

детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова, воспитывать в
детских душах любовь и сострадание к людям, учить умению делать добро.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, портрет Н.И. Пирогова иллюстрации

к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

А ты?

Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

^

Ход урока.

1. Приветствие:«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

2. Вступительное слово учителя.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти
на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, — что
может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории
человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы
подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в
мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем
помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми,
что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И
поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо.
А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце
стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна
сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому
книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок
доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

-А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов словарь Ожегова. (На экране запись)

-Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный»
(запись на экране)

-Работать сегодня будем по группам. Состав групп тот же, консультанты те же.

Представлю их.

-Вы получили индивидуальные задания.

-И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами
портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее
лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде,
но вместе с тем нескрываемая доброта.

3. Ученица делает сообщение о писателе Куприне.

4. Беседа на восприятие: (каждая группа задает свой вопрос)

-Кто из вас прочитал рассказ Куприна? Сколько рассказчиков в этом
произведение?
(Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто
рассказываете нам).

Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

2 группа (проверка домашнего задания «Внимательно читаю текст»)

-Найдите фактические ошибки в тексте.

3 группа (Найти и записать пословицы и поговорки о доброте и милосердии)

4 группа(Подготовить вопросы для интервью с присутствующими)

5. Художественный анализ текста.

-С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод
досужего вымысла).

Обратите внимание на значение слова «вымысел».

-Как вы понимаете смысл сказанного?

Учитель читает начало рассказа. «Гриш, а Гриш!»

-Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?

-Что возбуждало в одинаковой степени их умы и желудки?

(Изобилие разных продуктов, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых
щей).

-В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из
текста)

-Любите ли вы это время?

-Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? (ожидание
подарка, чуда, сюрприза)

1 группа. Сочельник (рассказ о празднике)

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти
праздничные дни?

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства
Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину?

(Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

-Где жили мальчики? (текст)

2 группа. Описание жилища (Пересказ близко к тексту)

3 группа. Диалог с матерью.

-Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

-Как ведет себя отец? Какое у него настроение?

-И в таком настроении он забрел в сад, который был расположен в центре
города?

-О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?

(Вот лечь бы и заснуть)

-Кто помешал исполнить ему это страшное намерение?

6. Физическая пауза.

Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

7. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он
предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

-Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

8. Сообщение о Пирогове.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в
Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка
поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному
брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал
на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил
массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить
такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей
посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824
году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в
медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его
понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для
будущего новую науку.

«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», — писал он. Он лечил всех: и
императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил
террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в
основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать
бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал
деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций,
съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах
печатных страниц теорию военной хирургии.

Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной
литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью
бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень
доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все
устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен — это дань гуманности,
доброте и благородству Пирогова.

Учитель. Если кого-то заинтересует история жизни этого человека, вы можете
прочесть о нем в этой книге.

Возвращаемся к рассказу Куприна.

-Как описывает автор действия врача Пирогова?

-Как отреагировали Мерцаловы на действия доктора?

-Как же узнал Мерцалов фамилию своего благодетеля?

-Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло?
сочельник). Это было похоже на чудо.

-Почему Григорий называет его святым человеком? Название этому чуду —
человеческая доброта.

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас
должен быть готов к этому и помнить о том:

^ Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное –
никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности
протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

-Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что-то великое, мощное и святое,
что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?

9. Итог урока

10. Заключение

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

11. Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе (план дан заранее).

Задания к рассказу А. И. Куприна
«Чудесный доктор» (6 класс)

Вопросы к вступительной статье из
учебника о биографии Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)

№ 1. В чем, по мнению литературоведа О. Н. Михайлова,
заключается главная особенность таланта А. И. Куприна?

— По мнению литературоведа О. Н. Михайлова, главная
особенность таланта А. И. Куприна — доброта: все произведения писателя
пропитаны добротой ко всему живому.

№ 2. Где прошло детство А. И. Куприна?

— Детство А. И. Куприна прошло в Москве.

№ 3. Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн?

— А. И. Куприн окончил сиротский пансион, кадетский
корпус, юнкерское училище.

№ 4. Где служил А. И. Куприн после окончания
юнкерского училища?

— После окончания юнкерского училища А. И. Куприн
служил младшим офицером в отдаленных гарнизонах.

№ 5. В каком году А. И. Куприн выходит в отставку?

— А. И. Куприн выходит в отставку в 1894 году.

№ 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для него
наибольшую роль?

— Наибольшую роль для А. И. Куприна сыграла профессия
журналиста, газетного репортера.

№ 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ А. И.
Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

— Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» был впервые
опубликован в газете «Киевское слово» в 1897 году.

— У рассказа был подзаголовок «Истинное происшествие».

Задание № 1: по
цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
идет речь:

№ 1. «Теперь
он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков…».

— Мерцалов Григорий Емельянович.

№ 2.
«…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 3. «…уже
более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой…».

— Гриша и Володя Мерцаловы.

№ 4. «…девочка лет
семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно…».

— Маша Мерцалова.

№ 5.
«Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя
лицом…».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 6. «…принялись
неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая
от жестокой стужи».

— Гриша и Володя Мерцаловы.

№ 7. «…шумно
вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата».

— Гриша Мерцалов.

№ 8.
«…сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из
записной книжки».

— Пирогов Николай Иванович.

№ 9.
«Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».

— Гриша Мерцалов.

№ 10. «Он
был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош».

— Мерцалов.

№ 11. «А
Володьку даже по затылку ударил».

— Швейцар в доме бывшего начальника
Мерцалова.

№ 12. «…его
место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц,
занято уже другим…».

— Мерцалов.

№ 13.
«…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно
стирала белье».

— Мерцалова Елизавета Ивановна.

№ 14.
«Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове».

— Мерцалов.

№ 15. «…старик
… небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах…».

— Пирогов Николай Иванович – чудесный
доктор для семьи Мерцаловых.

№ 16.
«…заболел брюшным тифом…».

— Мерцалов.

№ 17. «… в
сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

— Мерцалов Гриша.

№ 18. «Его
руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг
десен…».

— Мерцалов.

Задание № 2: расположите
события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной
последовательности:

Ключ:

Буква-соответствие

Цитата

1

Е

Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около
тридцати тому назад…

2

А

…двое мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического
магазина, принялись неудержимо хохотать…

3

И

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье.

4

Ж

Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и
без калош.

5

В

Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два
раза.

6

Л

Машинально
он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на низкую
садовую скамейку.

7

Г

Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в
сторону Мерцалова…

8

К

Старик
… сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!»

9

Б

Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал.

10

М

Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки…

11

З

Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в
коридоре…

12

Д

Когда
он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько
крупных кредитных билетов…

Задание № 3: объясните значение
следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя «Материал
для справок»:

Ключ:

Слово

Буква-соответствие

Лексическое значение слова

1

гастрономический

Г

общее
название высококачественных пищевых продуктов

2

окорок

А

лопаточная
часть туши свиньи, барана и некоторых других животных

3

рысак

Н

лошадь
рысистой породы

4

полозья

Б

нижняя
часть саней в виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность
которой скользит по снегу

5

отрёпки

З

изношенная
и разорванная одежда, лохмотья

6

чад

Д

едкий,
удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п.

7

швейцар

В

сторож
у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов

8

промозглый

И

пронизывающе
холодный и сырой

9

неистовый

М

чрезвычайно
сильный в своем проявлении

10

войлочный

К

сделанный
из валяной шерсти

11

тиф

О

острое
инфекционное заболевание

12

подённый

Л

оплачиваемый
по количеству проработанных дней

13

патрон

П

глава,
хозяин

14

сюртук

Е

мужская
верхняя двубортная одежда с длинными пóлами

15

сочельник

Ж

канун
церковных праздников — Рождества и Крещения

Задания к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» (6
класс)

Вопросы к вступительной статье из учебника о биографии
Куприна Александра Ивановича (1870 — 1938)


1.
В чем,
по мнению литературоведа О. Н. Михайлова, заключается главная особенность
таланта А. И. Куприна? № 2. Где прошло детство А. И. Куприна? № 3.
Какие учебные заведения окончил А. И. Куприн? № 4. Где служил А. И.
Куприн после окончания юнкерского училища? № 5. В каком году А. И. Куприн
выходит в отставку? № 6. Какая из профессий А. И. Куприна сыграла для
него наибольшую роль? № 7. Где и когда был впервые опубликован рассказ
А. И. Куприна «Чудесный доктор»? Какой у него был подзаголовок?

Задание
№ 1:
по
цитате определите, о каком герое из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
идет речь:

№ 1. «Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном
из банков…». № 2. «…лежала на постели …, зарывшись лицом в грязные,
замаслившиеся подушки». № 3. «…уже более пяти минут торчали перед этой
великолепной выставкой…».

4.
«…девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и
затруднительно…». № 5. «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым,
точно почерневшим от горя лицом…».
№ 6. «…принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но
невольно приплясывая от жестокой стужи». № 7. «…шумно вытер нос рукавом
своего пальто, переделанного из старого ватного халата». № 8. «…сидел за
столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки».
№ 9. «Вытащив наконец … измятый конверт, он положил его на стол…».
10.
«Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош». № 11. «А
Володьку даже по затылку ударил». № 12. «…его место, скромное место
управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…».
13.
«…приходилось … ходить почти на другой конец города в дом, где она
поденно стирала белье». № 14. «Мысль о самоубийстве совершенно ясно
встала в его голове». № 15. «…старик … небольшого роста, в теплой шапке,
меховом пальто и высоких калошах…». № 16. «…заболел брюшным тифом…».
17.
«… в сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».
18.
«Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли
вокруг десен…».

Задание
№ 2:
расположите
события №№ 1 — 12 из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» в верной последовательности:

(А) …двое
мальчуганов, стоящих перед … окном гастрономического магазина, принялись
неудержимо хохотать… (Б) Минут через десять Мерцалов и доктор уже
входили в подвал. (В) Просить милостыни? Он уже попробовал это средство
сегодня два раза. (Г) Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто
повернул в сторону Мерцалова… (Д) Когда он возвратился, его ожидал
сюрприз: под чайным блюдцем … лежало несколько крупных кредитных билетов… (Е)
Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому
назад… (Ж) Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной
шляпе и без калош. (З) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже
был в коридоре… (И) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (К)
Старик … сказал дружелюбно, но серьезным тоном: «Подождите… не волнуйтесь!» (Л)
Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип…, опустился на
низкую садовую скамейку. (М) Доктор сидел за столом и что-то писал на
клочке бумажки…

Задание
№ 3:
объясните
значение следующих слов из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», используя
«Материал для справок»:

(1) Гастрономический, (2)
окорок, (3) рысак, (4) полозья, (5) отрёпки, (6)
чад, (7) швейцар, (8) промозглый, (9) неистовый, (10)
войлочный, (11) тиф, (12) подённый, (13) патрон, (14)
сюртук, (15) сочельник.

Материал для справок: (А) лопаточная часть туши
свиньи, барана и некоторых других животных, (Б) нижняя часть саней в
виде загнутой спереди деревянной полосы, нижняя поверхность которой скользит по
снегу, (В) сторож у дверей в подъездах ресторанов, учреждений и жилых домов,
(Г) общее название высококачественных пищевых продуктов, (Д)
едкий, удушливый дым от сырых дров, недогоревшего угля и т. п., (Е)
мужская верхняя двубортная одежда с длинными пóлами, (Ж) канун церковных
праздников — Рождества и Крещения, (З) изношенная и разорванная одежда,
лохмотья, (И) пронизывающе холодный и сырой, (К) сделанный из
валяной шерсти, (Л) оплачиваемый по количеству проработанных дней, (М)
чрезвычайно сильный в своем проявлении, (Н) лошадь рысистой породы, (О)
острое инфекционное заболевание, (П) глава, хозяин.

  • Рассказ про пиранью 1 класс
  • Рассказ про пирамиду хеопса 5 класс по истории
  • Рассказ про печку ольга колпакова
  • Рассказ про перси джексона
  • Рассказ про песца 4 класс окружающий мир