Рассказ про петра первого 4 класс

Презентация на тему: птр великий 4 класс скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:птр великий


Презентация на тему: Пётр Великий 4 класс

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Пётр Великий

Описание слайда:

Пётр Великий

№ слайда 2
В истории России царь Пётр остался под прозвищем Великого. Всю свою жизнь царь н

Описание слайда:

В истории России царь Пётр остался под прозвищем Великого. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о пользе Отечества.

№ слайда 3
Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был оч

Описание слайда:

Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственны-ми делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

№ слайда 4
Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к рел

Описание слайда:

Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

№ слайда 5
К.В. Лебедев «Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте»

Описание слайда:

К.В. Лебедев «Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте»

№ слайда 6
С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полк

Описание слайда:

С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полки». «Воины» — сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму.

№ слайда 7
На реке Яузе была построена «потешная крепость» - там юных солдат учили осаде и

Описание слайда:

На реке Яузе была построена «потешная крепость» — там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку и переросла в увлечение Петра военными науками. С «потешных полков» и началась новая регулярная русская армия.

№ слайда 8
Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно от

Описание слайда:

Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

№ слайда 9
Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образо

Описание слайда:

Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

№ слайда 10
Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудил-ся плотником на верфях Голланд

Описание слайда:

Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудил-ся плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

№ слайда 11
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику,

Описание слайда:

Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

№ слайда 12
Михаил Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля)

Описание слайда:

Михаил Клодт. В мастерской (Петр I за изготовлением руля)

№ слайда 13
Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, чт

Описание слайда:

Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

№ слайда 14
Работа по учебнику Прочитайте текст «Царь - преобразователь» на с.95-97 учебника

Описание слайда:

Работа по учебнику Прочитайте текст «Царь — преобразователь» на с.95-97 учебника.Какие главные перемены произошли в России при Петре ?

№ слайда 15
Реформы Петра I 1 января 1700 года в России введён юлианский календарь Указом Пе

Описание слайда:

Реформы Петра I 1 января 1700 года в России введён юлианский календарь Указом Петра I. Было принято решение о начале нового года первого января, а отсчет лет вести от Рождества Христова.

№ слайда 16
Реформы Петра I Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий т

Описание слайда:

Реформы Петра I Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени.Был создан могучий военный флот, а во главе армии встали образованные офицеры.

№ слайда 17
Реформы Петра I Возникли школы, училища, гимназиии Академия наук.

Описание слайда:

Реформы Петра I Возникли школы, училища, гимназиии Академия наук.

№ слайда 18
Реформы Петра I Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно ра

Описание слайда:

Реформы Петра I Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Была открыта первая публичная библиотека и первый музей.

№ слайда 19
Реформы Петра I Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажи-точных горож

Описание слайда:

Реформы Петра I Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажи-точных горожан к европейским обычаям. Пётр запретил носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.

№ слайда 20
Град Петра 16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назва

Описание слайда:

Град Петра 16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.

№ слайда 21
Город начался со строительства Петропавловской крепости. В центре крепости стоит

Описание слайда:

Город начался со строительства Петропавловской крепости. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещён флюгер в виде ангела.

№ слайда 22
Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы

Описание слайда:

Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.

№ слайда 23
В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада на Фонтанке – заработала верфь,

Описание слайда:

В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад.

№ слайда 24
Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь этого святого в Пет

Описание слайда:

Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь этого святого в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. В лавру были перенесены останки князя Александра Невского. Пётр сам правил кораблём, на котором они были привезены в лавру.

№ слайда 25
В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца

Описание слайда:

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества И Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

№ слайда 26
Подведём итоги: Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

Описание слайда:

Подведём итоги: Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

№ слайда 27
Источники: http://shuck.ucoz.ru/index/revizii/0-26http://scteam.net/doc/131090/y

Описание слайда:

Источники: http://shuck.ucoz.ru/index/revizii/0-26http://scteam.net/doc/131090/yepoxa-petra-velikogo-2011-dvdrip.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/pkfnf/post127371855/http://conspirolog.org/news_view.php?id=224592http://fotki.yandex.ru/users/leonteva-11/date/2011-10-22http://forum.vgd.ru/601/41749/10.htmhttp://otion.ucoz.ua/news/9_ijunja_1672_goda_rodilsja_petr_i_velikij/2011-04-05-106http://www.labirint.ru/books/158988/http://www.xxlbook.ru/offerlab193405.aspxhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1614http://kamensky.perm.ru/proj/rayon/2.htmhttp://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/1004333/Shurdel_Garri_-_Flagi.htmlhttp://petr-pervii.ru/reformi_petra_pervogo.htmlhttp://de.wikipedia.org/wiki/Datei:Школа_XVII_века.jpghttp://art.ioso.ru/wiki/index.php/История_возникновения_газет_в_Россииhttp://www.diary.ru/~the-best-of-thebest/p179739249.htm?oamhttp://www.soch8sad.narod.ru/xod_istorii/new_page_3.htmhttp://www.zapolni-probel.ru/http://www.visualrian.ru/ru/site/photo/historic/1950/?startfrom=1620http://images.esosedi.ru/peter_and_pavel_s_fortress_pet/6169395/index.html#lat=59946586&lng=30320377&z=15&mt=1&v=1http://www.diary.ru/~piterartart/?tag=60929&from=20http://pro100-mica.livejournal.com/90253.html?thread=2150029http://www.spbmuzei.ru/lavra.htm 

№ слайда 28
Панова Оксана Владимировнаучитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4»г. Великог

Описание слайда:

Панова Оксана Владимировнаучитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4»г. Великого Новгорода Персональный сайт: http://www.panowa-ox.narod.ru/ E-mail: [email protected]

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 55

 им. А.Г. Коржа

_____________________________________

______________________________________________________________________________

 Петр 1 – выдающаяся историческая личность

(научно – исследовательская работа)

Автор работы: коллективная работа учащихся 4 «А» класса

Научный руководитель: Филипёнок

Ирина Владимировна – учитель начальных класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3с.

Глава 1. Теоретическое исследование личности Петра 1                      

  1. Деятельность Петра 1 на благо отечества                                    4 с
  2.  Реформы Петра 1                                                                           4-5 с
  3. Строительство Санкт — Петербурга                                              6-9с.                                                                                                            
  4. Памятник «Медный всадник»                                                      10-12 с
  5. Книги и фильмы о Петре 1 о Петре 1                                           13 с

6)   Деньги времен Петра 1                              

Глава 2. Практическое исследование личности Петра1      

      1) Составление, показ презентации по исследуемой теме                                                                                                       

2) Исполнение песни «Дядя Петя»                                                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        13 с

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                      14 с

ПРИЛОЖЕНИЯ:                                                                            

  1. Презентации

Введение

                                                                          То академик, то герой,
                                                                         То мореплаватель, то плотник –
                                                                         Он всеобъемлющей душой,
                                                                         На троне вечный был работник.

    Хотелось рассказать об одном историческом деятеле Петре 1. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им , отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Многие не понимали Петра, его идей. Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь — кузнец , царь — солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . В императоре Петре I ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигать намеченных целей.

     Это помогло определить цель нашего исследования

— узнать как можно больше о Петре 1

— получить знания о многообразии его деятельности

Объектом исследования данной работы является – личность Петра 1

Предмет исследования: «Изучить деятельность Петра 1 на благо России»

  В ходе исследования решались следующие задачи:

-организовать поиск информации из различных источников по изучаемому вопросу;

-обобщить полученный материал по данной проблеме;

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение материалов из разных источников, обработка данных.

  Гипотеза —  Действительно ли Петр 1- выдающаяся историческая личность?

Новшества Петра I

      Преобразования Петра были направлены на преодолении вековой отсталости России. Реформы, проведенные при Петре I, укрепили русское государство, заставили считаться с ним в Европе и во всем мире.

     При Петре, Россия, стала одной из сильнейших морских держав Европы.

     Создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их, появление целой плеяды талантливых полководцев.

     Радея за Отечество, его развитие и процветание, Пётром была образована Академия наук и художеств. Учиться в Академии по указанию Петра дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. Официальное открытие Академии наук, состоялось в Санкт-Петербурге в 1725, первоначально она делилась на три класса (отделения):

— математика, астрономия с географией и навигацией, механика;

— физика, анатомия, химия, ботаника;

— красноречие, древности, история, право.

   Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъютантов.

      Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и другие. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию.

      При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей  и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к населению доставлять “ каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие , какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”.  Присылавших диковины для музея, поощряли солидным вознаграждением. Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний

      Петр 1ввёл новый календарь. Была проведена реформа календаря, счет годам должны были вести от «Рождества Христова», вместо применявшегося тогда в России счета от так называемого «сотворения мира». Новый год было велено начинать с 1 января, тогда как до того праздновали его 1 сентября. Новый календарь введен был с 1700 года, и новый год праздновали 1 января этого года.

      По-новому стало  исчисляться и  время суток.  Куранты, установленные на Спасской башне в  начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24.

      В 1703 г. в России появилась первая газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти. В редактировании газеты принимал участие сам царь. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь,  размером чуть больше ладони взрослого человека.

      В России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа , писавшиеся  буквами,  стали обозначать арабскими цифрами.

      В период пребывания в Западной Европе, Пётр пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы в культурном отношении. Выходит царский указ  об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно. Не менее трудно было Петру заставить горожан брить бороду. За ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей, дворянам велел пить кофе, солдатам курить.

      Этот титул был пожалован Петру 1 Сенатом в 1721 г. после подписания мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Строительство Санкт-Петербурга.

      Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные Частыми были наводнения. Но решение царя было непреклонным «Государев указ вышел. Спешно строиться будем» – так говорили в народе.

Он заложил на Заячьем острове крепость. Эта дата закладки крепости 16 мая 1703 года — стала считаться днем основания Петербурга.

      Строился Петербург с таким подъемом, с такой невиданной концентрацией сил, что трудно найти аналогии, по крайней мере, в истории России. Масштаб развернувшихся работ был поистине гигантский. По всей Руси Петр ввел запрет на каменное строительство. Всякий приезжавший в Петербург был обязан вести с собой определенной количество камней или же заплатить налог. Огромная стройка росла не по дням, а по часам. И уже вскоре начали вырисовываться первые контуры будущего города.

       Планировался город как морской порт, нечто в духе любимого Петром Амстердама или наподобие Венеции — вдоль улиц прорыли каналы, по которым суда стали подходить из гавани под разгрузку. Однако очень скоро выяснилось, что для суровой северной природы Петербурга надо искать какие-то иные решения, отличные от венецианских (несмотря на это, Петербург нередко называют «Северной Венецией»).

      Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву

     16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. Первая деревянная церковь была заложена Петром I в центре крепости.Затем церковь перенесли и в центре Петропавловской крепости был воздвигнут Петропавловский собор из камня. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора Петр назвал новую крепость «Санкт — Питербурх», это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской — по названию ее главного собора.

      План будущей крепости начертил сам Петр. Строить укрепления надо было очень быстро, чтобы успеть за короткое лето. И действительно, к осени 1703 года крепость была «вчерне закончена». В первые годы ее стены для ускорения насыпали из земли, возведение же каменных укреплений началось через три года — в 1706 году.

        Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.

     .  Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Необходимость построить верфь рядом была для царя очевидной. Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь — крепость. В центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у водного зеркала Невы; Эрмитаж» появился в Петродворце, предназначался для секретных переговоров. Классический Эрмитаж был двухэтажным, причём на второй этаж не было лестницы.

     Эрмитажный театр завершает комплекс зданий, связанных арками и переходами с Зимним дворцом.

     Дворцовая площадь по праву считается одним из великолепнейших архитектурных ансамблей не только в Санкт-Петербурге, но и в мире. Она ограничена с одной стороны южным фасадом Зимнего дворца, с другой – огромным полукругом здания Главного Штаба. Между ними с площади открывается вид на Адмиралтейство, Александровский сад и начало Невского проспекта. На арке которой установлена колесница Победы 

     Дворцовый мост является самым любимым и знаменитым в Северной столице благодаря впечатляющему виду, который открывается во время развода Дворцового моста в Белые ночи или ранние утренние часы. Силуэт двух разведенных половин моста, со сверкающим посередине тонким шпилем Петропавловского собора, давно стал визитной карточкой города, а сам Дворцовый мост и прилегающие к нему набережные излюбленным местом проведения праздников городского масштаба. Планировался он, как один из красивейших мостов Санкт-Петербурга. 

     Постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве.    

     На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города. Город расположен на ровной низменной поверхности. Это позволило осуществить сравнительно ровную по высоте застройку города, акцентируемую местами высотными композициями. Некоторые из них — шпиль Петропавловского собора, «Адмиралтейская игла», купол Исаакиевского собора — сверкают золотом. Типичны для Санкт-Петербурга широко раскрывающиеся  площади — Дворцовая площадь. Улицы города, как правило, прямые и в большинстве своем достаточно широкие. В этом одно из его отличий от многих европейских городов. Облик города во многом определяют мощная полноводная река Нева, многочисленные малые реки и каналы, гранитные набережные, разнообразные мосты.

     Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов — желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и других — и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность. Неизгладимое впечатление производит Санкт-Петербург в «белые ночи».

     Существует распространенная легенда о том, что якобы при строительстве города широко использовался труд крепостных и что большое количество подневольных строителей города погибло. Грандиозные свершения давались огромным трудом и многочисленными жертвами. На гигантскую стройку были свезены десятки тысяч рабочих, и многих из них от непосильного труда и гнилого климата так и сгинули в прибалтийских болотах — недаром издавна бытует выражение, что «город стоит на костях». Петр действовал, где примером, где умом, а где настойчивостью и силой. Все при Петре складывалось из резких контрастов.

      По другим сведениям эти выводы базировались на свидетельствах иностранцев, мало владевших реальной ситуацией и вероятно не питавших особых симпатий к России и ее царю-реформатору. Однако сторонники этой версии упускают из вида одно обстоятельство: столь массовая гибель людей — от 30 тыс. по скромным оценкам до 100 тыс. по нескромным — не могла пройти бесследно. Археологи  провели систематические раскопки с целью обнаружить места массового захоронения «жертв царизма», однако вместо братских могил  обнаружили огромные выгребные ямы, в которые закапывались пищевые отходы — кости многочисленной скотины, которая пошла на пропитание строителей новой столицы. Строительство города с 1704 по 1717 год в основном выполнялось силами «работных людей» мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности. Работы велись преимущественно «вахтовым методом» — мобилизованный работник отрабатывал два-три месяца, после чего уходил домой. Работа шла первоначально в три смены: первая смена с 25 марта до 25 мая, вторая — с 25 мая по 25 июля, третья — с 25 июля по 25 сентября. Позднее перешли на двухсменную работу: первая — с 1 апреля по 1 июля, вторая — с 1 июля по 1 октября. Вопреки распространённым легендам, работа строителей Петербурга оплачивалась. Труд оценивался в 1 рубль в месяц (стандартная плата за работу в тот период). Однако первоначально строители получали лишь 50 копеек в месяц, а вместо остальной суммы им выдавалось «хлебное жалованье». Позднее жалованье стали выдавать полностью деньгами. Потом  трудовая повинность заменяется денежным налогом (около 300 000 рублей в год), а строительство города ведется силами вольнонаемных рабочих. В их числе была часть рабочих, работавших ранее в Петербурге по трудовой повинности — исследовавший вопрос историк П.Н. Петров сверяя списки работных людей заметил, что там из года в год повторяются одни и те же люди . Число рабочих мобилизованных на строительство Петербурга составляло менее 20 000 в год. В среднем на работы назначалось 30-34 000 человек в год, но реально в из губерний направлялось на строительство меньшее количество людей.

      Таким образом, даже если предположить, что каждый год состав рабочих полностью менялся, общее число всех мобилизованных «работных людей» трудившихся на строительстве Петербурга за период с 1703 по 1717 год не превысит 300 000 человек. Имеющиеся документы, не позволяют оценить какой процент от общего количества рабочих умер, однако имеющиеся данные противоречат распространенным представлениям об огромной смертности среди рабочих. Например историк О.Г.Агеева приводит «Ведомость о першпективной дороге» 1717 года в которой содержатся данные за весь 1716 год об определенных к строительству дороги работных людях. Из ведомости следует, что из общего числа 3262 человека, умерло 27 т.е. за все время потери составили 0,74 процента [10]. По всей видимости в реальности самой массовой была гибель строителей на строительстве не самого Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана распространившейся эпидемией.

      Каким же был Петр 1 жестоким или справедливым? Даже если царь загубил жизни многих людей человечество быстро забывает о плохом, если потомки ощущают следы созидательной работы. И Петр, заложивший основы не только Петербурга, но и новой России, навсегда остался в памяти как Петр Великий, как создатель Российской империи, мощно, решительно и властно повернувший страну в сторону динамичного, быстрого развития по стопам крупнейших европейских держав. Именно таким он запечатлен в памятнике, стоящем у Невы напротив Васильевского острова. «Медный всадник» — блестящее творение Фальконе — стал из главных символов города.

Медный всадник

     В Санкт-Петербурге множество памятников основателю города, Петру Великому, но самым известным и, кстати, первым по времени создания, является Медный Всадник, отлитый по проекту скульптора Этьена Фальконе.

      В середине 18 века Екатерина Великая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I. И  пригласила парижского скульптора Этьене Фальконе в Россию.

 В 1766 году Этьен Фальконе приехал в Петербург и начал работу над моделью конного памятника. Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

     Памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера».

     Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания большинства русской знати. Одни ожидали увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Другие видели фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. Третьи представляли его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Следующие хотели памятник в виде фонтана.

     Фальконе же задумал совсем иное. «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей»Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

      При создании скульптуры Петра I он использовал гипсовую маску и знаменитую «»восковую персону»» царя. Бронзовая голова Петра I была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

      Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец — символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь.

      Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Найти подходящий камень для монумента сразу не удалось И тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

     Подходящий камень был указан казённым крестьянином Вишняковым Семёном Григорьевичем , поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшем об этой глыбе и имевшем намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшем для этого нужного инструмента.

       Камень находился на берегу Финского залива. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван «»гром-камнем»». Была объявлена награда в

 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доста —

вить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран

 способ, предложенный некто Карбури. Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания которых, была построена деревня. Доставка огромного камня к месту закладки памятника, заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути 46 мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. Сама императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки.

      В 1775 году началась отливка памятника.  При отливке расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу и вызвал пожар. Все бросились бежать, и только Хайлов не поддался общей панике и, рискуя жизнью, сбил пламя и исправил форму. К 1777 году все основные работы по созданию монумента были окончены.

      Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года к столетию вступления на престол Петра I, при огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии дипломатического корпуса, приглашённых гостей, под гром оркестра и пушечную пальбу состоялось торжественное открытие 1-го в России памятника. В день открытия вокруг памятника собралось 15-тысячное войско. Прибыв на шлюпке, Екатерина II направилась в Сенат, вышла на балкон и кивнула головой. В тот же момент завеса с памятника упала, и воздух огласился криками и пушечными выстрелами.

      На церемонии присутствовало несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. За четыре года до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию. Екатерина на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: «»Петру I Екатерина II»».

      В годы Великой Отечественной войны над памятником нависла угроза — вывезти его из города не представлялось возможным, и горожане очень опасались, что символ Петербурга может быть разрушен во время многочисленных налетов фашистской авиации. Ленинградцы выстроили специальный футляр, высотой в 14 метров и бережно укрыли им памятник. К счастью, уникальный памятник не пострадал. Открытый сразу же после окончания войны, он до сих пор является символом Санкт-Петербурга

     В истории Императорской России только два монарха заслужили титулы «Великих» — Петр Первый и Екатерина Вторая. Именно они сумели вывести страну на новые высоты, расширить ее границы и изменить жизнь русского народа. И на этом памятнике их имена стоят рядом: «Петру Первому Екатерина Вторая.

Заключение

         У писателей, поэтов свои представления о Петре I. Большой интерес проявляют к личности Петра I и его деятельности также художники, скульпторы. Петр — деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг.

     Фильмов о Петре Великом было снято пожалуй больше чем о любом другом историческом лице

     Во времена Петра I началась новая эпоха в истории денег России. Во-первых, появилось само слово «деньги» (от «денги», конечно). Во-вторых, дл Петр I, начал денежную реформу с введения новых монет, необходимых для мелочной торговли: медной денги (полкопейки, полушки (четверть копейки) и полуполушки (восьмая часть копейки). А вскоре были выпущены серебряные полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек).

     При Петре I деньги чеканились уже не из проволоки, а на монетных заготовках в виде кружков. Теперь они были правильной круглой формы и одинаковой толщины. На них появился профиль Петра I. Появилась и надпись — «монета». Тогда же на медяках стали впервые писать слово «копейка».

     Сделано было еще одно нововведение: с 1713 года на монете вокруг герба, чеканились выпуклые точки. На пятаке — пять, на алтыне (три копейки) — три точки, на гроше (две копейки) — две точки. Появление точек объясняется просто: в народе в ту пору грамотных было немного. Прочитать надпись или опознать цифру на монете не всякий мог, а сосчитать точки — каждый.

     Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе. Пётр1 – вечная загадка и вечный магнит для отечественной исторической общественной мысли. Разброс мнений по поводу личности Петра огромен, полярные оценки деятельности встречаешь на каждом шагу: «спас Россию – предал Россию», «мудрый государь – самовластный помещик»… Сегодня существует мифологизированный образ Петра Великого. В массовом сознании прочно укоренился миф о безгрешном царе – «преобразователе Отечества».

Источники

  • Царь и император Всероссийский Петр I Алексеевич (Великий. http://svarog.sitecity.

ru/ltext_1107120431.phtml?p_ident=ltext_1107120431.p_1107125440

Петр I Алексеевич Великий. Русский царь (1682). http://wolfstein-3d.ucoz.ru/forum/17-140-6

  • Первая страница газеты «Ведомости«.

http://www.hi-edu.ru/e-books/AK/catalog.htm

  • Страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I. http://ptitza.livejournal.com/264588.html
  • Репродукция картины Петр Первый http://www.artrex.ru/canvas/122zoom.php
  • Домик Петра I на Петровской набережной. http://www.newyork.ru/common/arc/story.php?id_cat=4&id=432988 
  • Иллюстрация из книги В.Н.Семенова «В старину саратовскую». —  Саратов: «Детская книга», 1994
  • Памятник Петру I и здание Сената и Синода на площади Декабристов… http://fotki.yandex.ru/users/igordopira/view/17613/

1. Найдите на карте (с. 92 — 93) города, основанные Петром Первым.

Пётр стал царём в 1682 году, значит на карте мы должны найти города, основанные после этого времени. Это Санкт-Петербург, Таганрог, Екатеринбург, Петрозаводск.

2. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о Петре Первом.

Рассказ о Петре Первом для 4 класса

Пётр стал царём в десятилетнем возрасте. Мальчик с детства был любознательным и любил узнавать что-то новое. Он устраивал потешные полки, строил корабли, изучал различные науки и искусства. Детские забавы пригодились ему позже.

Юношей, он простым плотником трудился на верфях Голландии и Англии, чтобы изучить основы кораблестроения.

Пётр Первый вошёл в историю как великий преобразователь. Именно он ввёл в обращение новый календарь, по которому мы начали отмечать Новый год 1 января, летоисчисление стали считать от рождества Христова. При нём были основаны Академия наук, первый музей — кунсткамера, типография, библиотека.

Император строил новые города и заводы, он создал с нуля Российский флот. Он старался привить России европейские обычаи. А для этого заставлял бояр брить бороды и носить европейские платья. Он изменил систему управления государством и сделал Россию империей.

3. Опиши по фотографиям памятники истории и культуры.

Описание Петропавловской крепости для 4 класса

Петропавловская крепость была основана лично Петром Великим, который сам выбрал место для её строительства. Крепость должна была защищать город в устье Невы, которому предстояло стать столицей России — Санкт-Петербург. Она была окружена мощными крепостными стенами с узкими бойницами для пушек.

Основу крепости составляют бастионы, которые соединяются между собой мощными стенами — куртинами. В центре крепости мы видим колокольню, вокруг которой расположены различные постройки военного назначения. На переднем бастионе находится небольшая башня. Сбоку от бастиона находится пристань и ворота в крепостной стене.

Описание Александро-Невской лавры для 4 класса

Александро-Невская лавра построена в северной столице на том самом месте, где когда-то произошла знаменитая битва со шведами князя Александра Невского.

Лавра состоит из нескольких каменных зданий, корпусов, центральным из которых является Троицкий собор. Именно его купол мы видим на фотографии. Рядом стоит колокольня. Здания лавры преимущественно двухэтажные с широкими окнами и красными крышами.

Во времена Петра Первого Александро-Троицкая лавра должна была не только исполнять роль церкви, но также служить дополнительным бастионом для обороны города. Поэтому лавра сразу строилась каменной, с толстыми стенами и соединёнными между собой корпусами. В случае угрозы она легко могла превратиться в крепость.

Обсудим!

1. Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание Великий? Выскажите своё мнение.

Несомненно то, что до Петра Великого, да и после него, в России не было царя, при жизни которого произошли бы столь значительные изменения в обычаях страны. Он реформировал систему управления страной, превратив её в империю. Он строил новые города и заводы, развивал промышленность.

Первый император стремился сделать Россию европейской державой и отменил многие исторические обычаи, он даже ввёл в обращение новый календарь. Благодаря его усилиям Россия стала великой державой, а значит и сам царь справедливо зовётся Великим.

2. Почему для России был так важен флот?

Долгое время Россия не имела выхода к морю. При Петре она утвердилась на берегах Балтийского и Чёрного морей, то есть стала морской державой. Но для защиты своих берегов нужен был флот, одной сухопутной армии недостаточно. Поэтому становление флота стало первоочередной задачей.

Проверь себя

1. Расскажи о детстве Петра Великого.

Сообщение о детстве Петра для 4 класса

Пётр стал царём в возрасте 10 лет, но некоторое время его власть была номинальной. Но мальчик рос очень активным и деятельным. Уже в этом возрасте он стал мечтать о военных подвигах. Мальчик обожал военные забавы, которые называл потехами.

Он создал из сверстников особый полк, который так и назвали потешным. Но эти потехи переросли в серьёзное изучение воинского дела и стали основой будущих побед Петра.

2. Какие главные перемены произошли в России при Петре?

В России появился флот. Были основаны новые города. Россия получила выход к морю. Россия стала империей. Был принят новый календарь.

3. Когда был основан Санкт-Петербург?

16 мая 1703 года.

Задания для домашней работы

1. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь рассказ о Петре Первом. Используй факты, которых нет в учебнике.

Рассказ о Петре Великом (факты, которых нет в учебнике) для 4 класса

Пётр Великий известен не только своими преобразованиями и строительством новых городов. Ему пришлось выдержать тяжёлую войну со Швецией, в которой правил воинственный король Карл XII. Швеция не хотела допустить усиления роли России. Она не хотела, чтобы наша страна получила выход в Балтийское море и поэтому Карл XII во главе огромной армии вторгся в Россию.

Война шла с переменным успехом несколько лет, пока не случилось Полтавское сражение. В этой решающей битве, русская армия ведомая самим Петром разгромила шведов, заставив Карла XII бежать с поля брани.

Пётр Великий значительно расширил границы империи, присоединив к России западную Украину, земли современной Белоруссии, Баку и Дербент, северную часть Казахстана. Только созданный российский флот одержал несколько громких побед, в чём также большая заслуга императора-реформатора.

2. Придумай беседу о строительстве Санкт-Петербурга между:

  • а) Петром Первым и мастеровым — строителем города;
  • б) Петром Великим и иностранцем.

Пример беседы между Петром Первым и мастеровым-строителем города для 4 класса

– Ну что, Гаврила, как работа движется?

– Дай бог вам здоровья, царь-батюшка, движется помаленьку. Вот, ждём когда лес привезут с севера, надо мостовые строить да дома на Невской перспективе.

– Что значит ждём? А работа стоит?

– Да нет, пока вот каменные стены укрепляем на крепости, землю на валы таскаем.

– Вот так и надо работать, а то смотри, Гаврила, полетит голова с плеч!

Пример беседы между Петром Первым и иностранцем для 4 класса

– Посмотри внимательно Зигмунд на это место. Здесь будет построен самый красивый город во всей Европе.

– Да ведь это просто болото, Ваше величество!

– Болото болотом, а град здесь будет стоять. Вон там уже возводят стены крепости, она будет защищать устье Невы, а вон там скоро возникнет собор православный. Широкий проспект проляжет там, где ты видишь болото. Красивые здания поднимутся над водой, и повсюду будут стоять мосты.

– Невыполнимая это задача, Ваше величество!

– Это для вас, европейцев, это невыполнимо. А русский народ всё сможет. Вот увидишь через пару лет, как здесь изменится першпектива. Интересные времена наступают.

3. Если тебе приходилось бывать в Санкт-Петербурге, приготовься рассказать об увиденных тобой памятниках истории и культуры.

Рассказ о памятниках истории и культуры Санкт-Петербурга для 4 класса

В северной столице множество уникальных и красивейших памятников истории и культуры. Его исторический центр формировался вокруг Невского проспекта, улицы, заложенной ещё во времена Петра Первого. Город строился возле Петропавловской крепости и её бастионы до сих пор красуются над водами Невы, а пушка каждый день выстрелом отмечает наступление полдня.

Напротив Петропавловки, на другом берегу Невы высятся разноцветные купола Храма Спаса на Крови. Рядом находится Зимний дворец и Александрийский столп. Ещё дальше по набережной Невы мы видим здание Адмиралтейства, украшенное красивым шпилем и величественный Исаакиевский собор. Напротив которых стоит задание Кунсткамеры, первого русского музея, основанного также Петром Великим.

Весь центр Санкт-Петербурга представляет собой памятник истории и культуры, здесь каждое здание уникально. А заслуги Петра Великого увековечены знаменитым Медным всадником, памятником первому российскому императору на Сенатской площади.

На следующем уроке

Вспомни, что ты уже знаешь о М. В. Ломоносове.

Михаил Ломоносов — первый русский учёный, член Российской академии наук, самоучка, пешком пришедший учиться в Москву из деревни Холмогоры.

Ломоносов заложил основы российской науки, занимаясь научными изысканиями в самых разных областях.

Также Ломоносов писал стихотворения, оды.

Пётр Первый

Петр Великий вошел в историю Российского государства как царь-преобразователь.
Петр Великий вошел в историю Российского государства как царь-преобразователь.
Россия в результате петровских реформ смогла стать полноценной участницей международных отношений и начала проводить активную внешнюю политику.

  • Россия в результате петровских реформ смогла стать полноценной участницей международных отношений и начала проводить активную внешнюю политику.
  • Петр 1 укрепил авторитет Российского государства в мире.
  • Также при нем были заложены основы русской национальной культуры.

Родился Петр I 30.05.1672г.

  • Родился Петр I 30.05.1672г.
  • Его родители царь Алексей Михайлович и царица Наталья Нарышкина.
  • Пробыв с царицей год, Петр отдан был на воспитание нянькам.
  • Когда мальчику было четыре года, отец его умер, а опекуном царевича был назначен его сводный брат Федор Алексеевич, ставший новым царем.

Образование Петр первый получил слабое, поэтому писал всю жизнь с ошибками.

  • Образование Петр первый получил слабое, поэтому писал всю жизнь с ошибками.
  • Однако недостатки своего образования Петр Великий впоследствии сумел компенсировать богатыми практическими занятиями.

Весной 1682 года после шести лет своего правления царь Фёдор Алексеевич скончался.

  • Весной 1682 года после шести лет своего правления царь Фёдор Алексеевич скончался.
  • В Москве произошло восстание стрельцов и малолетний Пётр вместе с братом Иваном были возведены на престол, а правительницей была названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна.

Пётр мало времени проводил в Москве, проживая с матерью в сёлах Измайлове и Преображенском.

  • Пётр мало времени проводил в Москве, проживая с матерью в сёлах Измайлове и Преображенском.
  • Энергичный и подвижный, не получавший церковного либо светского образования, всё своё время он проводил в активных играх со сверстниками.
  • Впоследствии ему позволено было создать «потешные полки», с которыми мальчик разыгрывал маневры и сражения.

С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу.

  • С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу.
  • Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм.
  • В 1685 году его «потешные», одетые в иностранные кафтаны, под барабанный бой полковым строем шли через Москву из Преображенского в село Воробьёво.
  • Сам Пётр служил барабанщиком.

В 14 лет Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию.

  • В 14 лет Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию.
  • Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело.
  • В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок».
  • При постройке крепости Пётр сам деятельно работал, помогал рубить брёвна, устанавливать пушки.
  • Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки.

Пётр I стал править самостоятельно с 1689 года.

  • Пётр I стал править самостоятельно с 1689 года.
  • Он не походил ни на одного из европейских государей своего времени.
  • Во время путешествия в Европу в 1697 году молодой Петр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела.

Там же сложилась, главным образом, политическая программа Петра I, целью которой стало создание полицейского регулярного государства.

  • Там же сложилась, главным образом, политическая программа Петра I, целью которой стало создание полицейского регулярного государства.
  • Себя Петр I считал первым слугой своего отечества, долгом которого было собственным примером учить подданных.

Преобразования

  • В 1699 году была произведена реформа календаря.
  • Царь повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Новый год стали праздновать 1 января.
  • Юноши из знатных семей по приказу царя были отправлены для обучения за границу, чтобы у государства появились собственные квалифицированные кадры.
  • В 1701 году в Москве была создана Навигационная школа.

Преобразования

  • В 1705 году была введена рекрутская повинность.
  • Начали строиться оружейные и металлургические заводы, которые поставляли для армии стрелковое оружие и пушки.
  • В 1708 году Россия разделена на губернии.
  • Также он осуществил множество преобразований в культуре.
  • При нем стали появляться светские учебные заведения, была основана первая русская газета.
  • В 1724 году была основана Академия наук.

Преобразования

  • Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен город Санкт – Петербург.

В 1721 году Петр I был провозглашён императором. Россия стала империей.

  • В 1721 году Петр I был провозглашён императором. Россия стала империей.
  • Петр I удостоен титулов «Отец отечества» и «Великий».
  • Умер Петр I 28.01.1725г. от воспаления легких.

Петр I – первый император России, принадлежал к династии Романовых. Его отцом был царь Алексей Михайлович, а дедом – родоначальник династии.

Матерью Петра была мелкопоместная дворянка из рода Нарышкиных – Наталья. Она стала второй женой Алексея Михайловича после того, как первая (Мария Милославская) скончалась, оставив после себя дочь Софью и сыновей Федора и Ивана.

Период детства

Петр родился в Москве, в царских палатах, 9 июня (по старому стилю 30 мая) 1672 года. Он был вторым ребенком у своих родителей. Старше его была сестра Наталья. Когда мальчику было всего 4 года, его отец скончался, и новым царем стал сын Алексея Михайловича от первой жены Федор Алексеевич. Он же был назначен опекуном Пети.

Активный и любознательный характер будущего императора проявился уже в детстве. Его рано (по тем временам) начали обучать грамоте – в пять лет.

Учителем был дьяк Никита Зотов. То ли непоседливость мальчика, то ли плохие педагогические способности дьяка стали причиной того, что юный наследник плохо усвоил грамоту и потом всю жизнь писал с ошибками. Его больше привлекала игра в войну.

Специально для Петра было создано небольшое войско, который стали называть «потешным полком». Этот игровой полк был обмундирован и вооружен как настоящий. Петр охотно играл с ними во взятие крепости и заодно ненавязчиво учился военному делу.

Но беззаботная пора закончилась в 1782 году. Федор Алексеевич умер, и на престол взошли сразу два юных царя – Иван и Петр.

Регентство Софьи

Оба были слишком юны, чтобы править самостоятельно, поэтому над ними поставили регентшу – их старшую сестру Софью. Она была уже взрослой женщиной и должна была руководить страной до совершеннолетия царей. Будучи властолюбивой, Софья не хотела упускать власть из своих рук.

Поначалу ей это удавалось хорошо, потому что Иван во всем ее слушался, а Петра с матерью удалили из Москвы, отправив в резиденцию в село Преображенское.

Здесь юный царь продолжал играть со своими «потешными полками», но одновременно увлекся и идеей кораблестроения. Он стал часто посещать Немецкую слободу, где компактно жили иностранцы, работавшие в России.

Здесь он познакомился с Францем Лефортом, который знакомил его с европейским образом жизни, с западными ценностями, очень привлекавшими мальчика.

Взрослеющий Петр все больше тяготился властью Софьи, и в 1689 году она была отстранена от должности регентши. Пытаясь удержать свое влияние, она призвала на помощь стрельцов, но их восстание было жестоко подавлено, а сама Софья заточена в своем дворце. Власть полностью перешла к Петру.

Период самостоятельного правления

Окружив себя соратниками, которые, как и он, хотели изменить положение России в мире и дать ей толчок к развитию, Петр I начал реформировать все стороны российской жизни. Его целью было сделать страну открытой для общения с Европой, но при этом сильной в военном смысле. Для этого был необходим выход к двум морям – Черному и Балтийскому.

Выход на Черном море был затруднен из-за владычества в тех краях Османской империи. Россия воевала с ней. В ходе военной кампании была взята крепость Азов. Что касается Балтийского моря, то тут за получение выхода к нему надо было сражаться со Швецией.

Чтобы завязать союзнические отношения с европейскими странами, Петр организовал Великое посольство, в составе которого инкогнито (то есть, не раскрывая своего настоящего имени) посетил Европу.

Он задержался в Голландии и Англии, где добросовестно изучал кораблестроение и работал на верфях, чтобы на личном опыте понять весь процесс. Посольство посетило также германские княжества, Польшу, Францию. Но в России в это время вспыхнул очередной стрелецкий бунт, и Петр был вынужден вернуться на родину.

Подавив бунт, царь начал активно преобразовывать Россию. Он изменил летоисчисление с древнеславянского календаря на принятый в Европе юлианский, где год начинался с 1 января и длился 12 месяцев. На берегу Ладожского озера был основан новый город – Санкт-Петербург, куда из Москвы перенесли столицу.

С Турцией был заключен мир, а война со Швецией, начавшись с поражения при Нарве, закончилась потом Полтавской победой. После смерти шведского короля Карла XII был подписан мирный договор, по которому Россия получила новые земли и выход к Балтийскому морю.

Название страны было изменено. Россия стала называться официально Российской империей, а Петр I в 1721 году стал императором. Были реформированы все области государственной и общественной жизни.

Личная жизнь

Петр I был женат дважды. Его первой женой была девушка из старого боярского рода Евдокия Лопухина, второй стала немецкая пленница Екатерина Скавронская, будущая императрица Екатерина I.

Обе жены родили ему детей, но почти все они умерли в детстве. В конечном итоге осталась только дочь Елизавета, которая потом получила престол.

Петр I умер в 1725 году.

  • Рассказ про петра гринева из рассказа капитанская дочка
  • Рассказ про петра 1 для 1 класса
  • Рассказ про песчаный бор
  • Рассказ про петьку микроба читать
  • Рассказ про пермь на английском