Рассказ про петра 1 для 1 класса

Доклады люди петр i 30 мая 1672 года в семье московского царя алексея михайловича и его жены натальи нарышкиной родился
  • Доклады
  • Люди
  • Петр I

30 мая 1672 года в семье московского царя Алексея Михайловича и его жены Натальи Нарышкиной родился сын Пётр. В младенчестве Петр воспитывался нянечками. В четыре года он лишился отца, и тогда опекунство над ним взял его брат Фёдор, который и стал царем. Но после 6 лет царствования, в 1682 году Фёдор умирает и тогда начинается борьба за власть между семьей Петра. Нарышкиных и семьей его брата Ивана Милославских. Эта борьба за трон сопровождалась бунтом стрелецких полков. В результате, и Петр, и Иван оба были объявлены царями, но их возраст был ещё мал, чтобы управлять страной, тогда их старшая сестра Софья Алексеевна была назначена регентом.

Юность Петра прошла в селе Преображенском, лишь по самым важным событиям он посещал Кремль, а всё своё свободное время проводил в селе. Именно тут будущий император увлекся военным делом, оружием, кораблями, устраивает битвы со своими «потешными войсками» и строит крепости. Он также любил посещать Немецкую слободу, где восхищался европейской культурой и знакомился с интересными людьми.

Пётр рос, мужал, активно интересовался государственными делами, что не нравилось его сестре Софье, ведь её очень не хотелось уходить от власти. Но всё же, при помощи стрелецких полков Пётр сверг с трона Софью, и отправил её в женский монастырь. А его брат Иван добровольно отказался от власти. Так, 7 октября 1689 года Пётр вступил на трон.

В 1697 году царь Пётр отправляется в своё знаменитое путешествие по Европейским странам, которое прозвали «Великим посольством». Он посетил Англию, Голландию, Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Австрию. Пётр посещал много интересных мест,  знакомился и общался с новыми людьми и узнавал много познавательного. После окончания Великого посольства Россию охватила волна реформ, перемен и нововведений.

По приезду в Россию 25 августа 1698 году, Петр начал вводить новые реформы и менять старый и привычный образ жизни в стране. Он запретил носить бороду и усы, изменил летосчисление с григорианского на юлианский календарь, перенес праздник Новый год на 1 января, а также произвел значительную образовательную реформу, начали открываться школы, гимназии и институты. Он внёс и военные реформы. Готовясь к Северной войне, он укреплял армию и флот, создал рекрутские наборы, где обучались молодые солдаты.

Также он участвовал в русско-турецкой войне, был в экспедиции на Дальний Восток. Организовал поход на Персию. Им была присоединена Камчатка, Карелия, Эстляндия и Лифляндия, была взята крепость Азов и построен порт Таганрог.

В 1704 году  было начато строительство города Санкт-Петербург.  В строительстве города были задействованы тысячи крестьян, рабочих и даже преступников, за малую повинность  принудительно отправляли на строительство.

5 февраля 1722 года императором Петром Первым был издан указ о престолонаследии, согласно которому императору разрешалось назначать наследника, даже если он не является ему родственником, а не передавать власть по мужской линии, как это было раньше.

22 октября 1721 года, Петр поменял титул с царя на императора.

Пётр за свою жизнь был женат два раза. Первый брак был в 17 лет и по совету матери, свою жену Евдокию Лопухину он не любил. Поэтому женился на Екатерине Алексеевне, которая стала для него любимой женой.

28 января 1725 года в результате серьезной болезни Петр умирает. И на трон вступает его вторая жена Екатерина.

Вариант 2

Петр Алексеевич родился  в Москве 30 мая 1672. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной. После смерти отца, когда маленькому Петру было почти 4 года, он перешел под опеку своего старшего сводного брата Фёдора Алексеевича, унаследовавшего престол. В 5 лет будущего царя отдают на обучение к дьяку Зотову, однако образование Петр получил далеко не самое лучшее и не отличался особой грамотностью.

Приход к власти

В 1682 году умирает царь Фёдор Алексеевич. В столице происходят народные волнения известные как «Стрелецкий бунт», в результате которого на престол восходят сразу два монарха: десятилетний Петр и его брат Иоанн 5. Регентшей же над ними была назначена их старшая сестра Софья, которая фактически и захватила всю власть. Петр же придаётся веселью в Немецкой слободе, увлекается кораблестроением, огнестрельным и военным делами.

В 1689 году Петр отстраняет свою старшую сестру от престола. До 1696 года он правит совместно со своим братом, однако фактически вся полнота власти в руках у Петра еще с 1689 года, поскольку Иван не интересовался политикой и не участвовал в государственных делах по причине слабого здоровья.

Правление Петра

Петр Алексеевич войдёт в историю не только как «Великий» и «Первый русский император», но  как «Царь реформатор». И не зря, ведь о каждой его реформе можно говорить почти бесконечно: сословная реформа (чёткое разделение прав и обязанностей между сословиями, указ о единонаследии, «табель о рангах»), военная реформа (создание военных училищ, введение рекрутчины и создание военного флота), административная реформа (создание сената, синода, коллегий, разделение страны на губернии  и указ о новой системе престолонаследия). Так же не стоит забывать о, наверное, главной реформы Петра – провозглашение России империей.

Так же не стоит забывать о многочисленных военных походах царя и о его завоеваниях. Первыми были знаменитые азовские походы, ставшие причиной для реформации всей русской армии и продемонстрировавшие решающее значение артиллерии и флота для ведения войны. Так же главной войной для Петра стала Северная война 1700-1721 годов, в результате которой Россия закрепилась на побережье Балтийского моря и продемонстрировала всему миру свою военную мощь, навсегда став великой державой.

Итоги правления и смерть

Именно в результате реформ Петра Россия встала в ряд великих европейских держав, стала развиваться медицина, промышленность, наука и образование. Однако были и отрицательные стороны. После скоропостижной смерти монарха из-за сильной простуды, возникла неразбериха, поскольку созданная им система престолонаследия подразумевала, что он напишет завещание и сам изберёт приемника, однако Петр не успел этого сделать. В будущем эта система породит времена, которые войдут в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».

Сообщение Петр I

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич Романов) – один из самых противоречивых царей за всю историю России. Делал очень многое для нашей страны, но какими методами!

С одной стороны, Петр Великий обладал положительными качествами: целеустремлённостью, терпению, стойкости. Именно с их помощью он основал Петербург, смог одержать победу в Полтавской битве, «прорубил окно» в Европу. Его заслуги неоценимы. Он преобразил Россию, завёз много нового: и картошку, и кофе, и табак, что в тот период времени являлся целебным, и многое другое. 

Пётр I умело руководил и справлялся с трудными задачами внешней политики страны, в которой правил. Он мог найти выход даже в самой сложной ситуации, правитель был готов даже к компромиссам. Лично вел переговоры и заключал соглашения, решая судьбу страны. Я считаю, что, благодаря Пётру I, страна стала мощной державой, что, несомненно, является положительным фактором.

Но с другой стороны, методы, которыми пользовался правитель, были варварскими.  Пётр I старался искоренить боярство на Руси. Приходил к страшным мерам. Например, рубил топором в прямом смысле слова бороды боярам. А борода у бояр – это самое ценное и главное! Это был знак принадлежности к боярскому роду!

Конечно, благодаря политике Пётра I были достигнуты успехи в промышленности и торговле, были перемены и в быту, и в культуре. Осуществлялась поддержка торговли и с одной стороны, и повышение налогов с другой.

Нужно понимать, что именно с его помощью Россия достигла нового уровня. Он много сделал для превращения нашей страны в великую державу! Я считаю, что таких небывалых высот не было достигнуто ни кем из последующих правителей. Пусть было много того, что не устраивало население, были варварские методы, но именно они не давали России ослабнуть! Пётр I смог осуществить свой план. Он преобразовал нашу страну!

3, 4, 7 класс

Картинка к сообщению Петр I

Петр I

Популярные сегодня темы

  • Дольмены

    Дольмены встречаются на обширной территории от Индии до Великобритании. И переводится с английского, как каменный стол.

  • Морской конек

    Обитают коньки в тропических морях. Они способны менять окраску, чтобы оставаться незамеченным, тем самым маскируясь во время охоты или защищаясь от других опасных рыб. Питаются коньки

  • Лемминг

    Леммингом называется животное небольшого размера, относящееся к отряду грызунов из семейства хомяковых класса млекопитающих, проживающее в тундре и лесотундре на североамериканской и евроазиа

  • Библия

    Слово Библия происходит от древнего термина библос, то есть книга. Поэтому, строго говоря, Библия переводится как книга. Тем не менее, для представителей христианства именно такая книга являе

  • Климатические пояса Земли

    Климатические пояса – это определенные территории (которые можно увидеть на климатическом атласе), с очень неровными границами, размещенные согласно широтам нашей планеты

  • Первый искусственный спутник Земли

    С самого начала своего развития человек постоянно тянулся к знаниям, и, конечно же, тянулся к звёздам. Эта тяга в итоге привела его к тому технологическому прогрессу, который мы имеем сейчас.

Тема: «Пётр 1- личность в истории» 1 класс

Цель:  воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны,
уважения к его великим свершениям на примере деятельности русского императора
Петра Великого.

Ход
урока:

В стародавние времена вместо президента
самым главным в стране был царь. И вот однажды в семье русского царя по имени
Алексей да по прозвищу Тишайший появился на свет необычный ребёнок , будущий
император Всероссийский Пётр1

Когда умер царь Алексей, на пристол взошёл
его старший сын Фёдор, но правил он не долго, поскольку был слаб здоровьем и
умер очень молодым. После этого по традиции править страной должен был
следующий по старшинству брат. Иван был не очень умным и болезненным. Все
понимали, что такой царь –это несолидно и заморские страны уважать не станут.
Поэтому на трон посадили Петра. Но пока он был маленьким, никто даже не
догадывался , каким он был великим и необычным.

Поэтому родственникам Ивана всё-таки
хотелось, чтобы царем стал он. К тому же они были хитрые и знали, что при таком
царе вся власть достанется им. И вот они подготовили стрельцов, чтобы те
убедили всех, что Пётр ещё слишком мал для царя, а слабенький Иван –вполне
подойдет. Стрельцы побунтовали, напугали Петра и чтобы не спорить, было решено
построить особый трон с двумя сиденьями для маленьких царей, через которые
старшая сестра Софья подсказывала им, как нужно править страной.

Но как мальчику Петру больше нравилось
играть , чем сидеть перед важными дядями на троне с окошками. В школу ему
ходить не нужно было , потому что в те времена это было необязательно. Поэтому
всё свободное время Петр проводил, играя в войнушку со своими друзьями. Петру
хотелось, чтобы в его играх всё было по-настоящему , поэтому для своих солдат
он доставал настоящее оружие и иностранные мундиры.

Пётр рос и старательно изучал всё, что
связано с военным делом. Позже стало ясно, что во дворце нет людей, которые
могли бы командовать полками. И Петр отправился в Немецкую слободу искать себе
новых друзей, которые научили его не только военным премудростям, но ещё
говорить по- немецкие и танцевать модные танцы.

Пётр был уже совсем взрослый , его мама
решила, что пора бы и свадьбу сыграть. А когда молодой царь женится, он уже не
будет нуждаться в подсказках старшей сестры через окошко. Конечно,  Софье это
не нравилось, ведь она уже полюбила править такой большой страной.

И вот однажды Петру рассказали, что Софья
задумала против него что-то нехорошее. А что именно –не сказали. Петр сначала
встревожился, а потом подумал и решил: Софья известная хулиганка. Когда он был
маленький, именно она подговорила стрельцов, чтобы они пугали Петра и его
родных. Поэтому, чтобы Софья больше так не делала, отправил её жить в
монастырь. Там тепло, сухо и нужно много молиться –хулиганить некогда. Так Петр
стал править большой страной сам, потому что Иван часто болел, да и вообще не
любил царских дел.

В первые годы своего правления Петр 1
много воевал. Некоторые сражения были неудачными, некоторые принесли ему
победу. Но вскоре стало ясно, что для того, чтобы почаще побеждать, России
нужны корабли. Настоящие большие военные корабли ,которые у нас делать не
умели. И Петр решил отправиться путешествовать по Европе, чтобы научиться
строить корабли и вообще посмотреть , как живут люди за границей. Поскольку до
Петра цари не часто ездили по за границам , это исключительное путешествие было
названо Великим посольством.

Он посетил Голландию, Англию и Австрию , а
по дороге мимо ходом ещё поглядел на много стран и городов. В Голландии он
переоделся в рабочую одежду и никому не рассказывал, что он царь. Под видом
простого человека Пётр шел трудиться плотником, участвовал в строительстве
корабля , учился самым разным ремёслам. Он считал, что настоящий царь должен
разбираться во всём лучше всех.

Вдоволь напутешествовавшись, Петр вернулся
домой. И тут началось! Захотел царь, чтобы наша страна ни в чём  не отставала
от европейских держав. Ни в строительстве кораблей, ни в моде. А посему, первым
делом было велено всем придворным бороды сбрить. Ох и расстроились русские
люди! Годами они свои бороды растили, холили, укрепляющими составами протирали.
А царь приказывает их брить. А кроме того ещё и ходить надо было теперь в
иностранной одежде.

Чтобы безбородые граждане не сильно
огорчались, Петр ввел новый праздник. Теперь 1 января стали отмечать Новый год.
Так 7208 год стал 1700  г. Тогда же появилась традиция наряжать елку и пускать
фейерверк.

Но, конечно, бороды и ёлки стали далеко не
единственным нововведением в России. Он издал указ о первых в стране
государственных школах. Да,да теперь нам всем приходится ходить каждый день. А
могли бы играть в войнушку каждый день, как царь в детстве. Но не каждый из нас
родился царем , зато таланты даны каждому. А учёба помогает развить эти таланты
и жить потом не хуже царя.

А ещё запретил выдавать замуж девушек,
если им не нравится жених.

Но ещё есть одно нововведение , которое
дошло до наших дней и мы встречаем его каждый день.

Итак, отгадайте, что это?

На этот раз пойдёт рассказ,

О той, кто 6 имеет глаз,

А иногда и семь и пять,

Что впрочем можно сосчитать.

О той, кто зиму сладко спал

Забравшись осенью  в подвал.

О той, кого на кухню к нам

Весною притащил я сам.

О той, чьи странные глазки

Росли день ото дня,

О той , кто был знаком со мной,

Но не видал меня.

Подумайте немножко-

А вдруг это….(картошка)

Родина картофеля- Южная Америка. Впервые
по морю был привезен в Испанию. Во Франции физик и фармацевт Пармантье
устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их
занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими
призывами к французкой знати и даже достиг королевского двора. Королева
благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут
же вспыхнул среди знати спрос на цветы  нового растения, разводя его с большим
рвением , но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве
после цветения зеленые плодики и заготовив их в достаточном количестве ,
пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их
разочарование!

А король Людовик 16 пропагандировал
картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа посадить целое поле
картофелем и охранять его. Страже Людовик велел « не замечать» воров. А
запретный плод, сладок. Тут же появились воры. После созревания картофеля на
поле не остались клубней.

Земляные яблоки, как их ещё называли,
завоевывали все новые и новые страны. Только выяснилось, что картофель совершил
чуть ли не кругосветное путешествие , вернувшись на свой материк.

Сколько препятствий претерпела картошка,
прежде, чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К.Андерсена
«Картошка».

Тема: Пётр Великий. Российская
империя.

Цели:

  • сформировать представления о Петре I – первом
    императоре;
  • познакомить учащихся с преобразованиями Петра;
  • развивать умение работать с текстом, выделять
    главную мысль, делать выводы и обосновывать их;
  • воспитывать уважительное отношение к нашим
    предкам – простым труженикам, мастерам своего
    дела, оставившим нам в наследие плоды своего
    труда.

Оборудование:

  • Портреты Петра I, князей — Владимира, Ярослава,
    Александра Невского, Юрия Долгорукого, Ивана
    Калиты, Дмитрия Донского.
  • Фотографии города Санкт-Петербурга.
  • Лента времени, карта «Российская империя XVIII
    века».
  • Иллюстрация берёзы, аудиозапись песни группы
    Любе «Берёзы».
  • Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 2 О. Т.
    Поглазова.

Оформление доски:

img1

img2

img3

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем
каким был первый император России, и что
изменилось в России за время правления Петра. Но
сначала мы вспомним великое прошлое нашей
Родины, повторим историю развития нашей страны
от Древней Руси до Российской империи.
За каждый ответ учащийся получает берёзовый
лист.

III. Проверка домашнего задания

Учитель: Давайте вспомним людей,
которые оставили след в истории и чьими
подвигами мы можем гордиться.
Назовём события, связанные с этими людьми.
На доске портреты. Дети называют имена князей и
что они сделали.

Ответы учеников:

– Князь Рюрик в 862 г. возглавил Русское
государство.
– Князь Александр Невский в 1240 г. выиграл битву
на реке Неве (Невская битва),1242 г. победил
немецких крестоносцев на Чудском озере. (Ледовое
побоище)
– Князь Владимир в 988 г. ввёл на Руси единую веру
– христианство. 988 год – год крещения Руси. Русь
стала великой державой.
– Князь Дмитрий Донской в1380 г. выиграл битву на
Куликовом поле и вселил веру, что можно победить
Орду.
– Князь Юрий Долгорукий в 1147 г. основал Москву.
– Князь Иван Калита договорился с Золотой Ордой
о сбое дани. Излишки он использовал для
укрепления московского княжества.
– Князь Ярослав Мудрый составил рукописный свод
законов «Русская правда».
– Купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский
народные герои. Они освободили Москву от
польских интервентов. Минин собрал деньги на
новое ополчение и сам отдал все свои сбережения и
часть имущества. Верховным воеводой пригласили
князя Дмитрия Пожарского. 2 дня длилось сражение
с польским войском. Москву освободили.

Учитель: Обобщая события Древней Руси
и Московского государства, мы сейчас вспомним
важные сражения того времени и заполним таблицу.
А сейчас я буду читать четверостишие, а вы должны
назвать место сражения и дату, отметить эту дату
на ленте времени.

На доске лента времени.

1. Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья. (Дон, Куликовская битва, 1380
г.)

2. На берегах большой реки
Высадились грозные полки.
Русские дружины в бой пошли,
Не дождались шведов корабли. (Нева, Невская
битва, 1240 г.)

3. По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Чудское
озеро, Ледовое побоище, 1242 г.)

Таблица заполняется по ходу отгадывание
четверостишия, кроме 1709 года, эту строку заполним
после изучения Полтавской битвы.

Год сражения Место сражения Полководец Противник
1380 Куликово поле Дмитрий Донской Татаро-монголы
1240 Река Нева Александр Невский шведы
1242 Чудское озеро Александр Невский Немецкие рыцари
1709 Полтава Пётр I шведы

IV. Изучение нового материала

Ученики читают высказывание: «Прошлое не
безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот
изучать необходимо».

– Как вы это понимаете?

Ответы учеников: Прошлое
действительно небезупречно, много разрушений и
страданий принесли войны, 250 лет тяжёлая жизнь
русского народа под гнётом монголо-татарского
ига, смутное время и ослабление Московского
государства. Упрекать прошлое бессмысленно, это
было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать
необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.

Учитель: В конце урока мы ещё вернёмся
к этому высказыванию.

Учитель: В конце XVII века в 1682 г.
российским царём стал внук Михаила Романова Пётр
I. Сегодня мы узнаем, что это был за человек и как
он повлиял на развитие России. Россия в это время
переживала трудный момент своей истории: она
сильно отставала в своём развитии от других
стран Европы. В России почти не было инженеров и
учёных. Армия была плохо вооружена и обучена,
военного флота вовсе не было. Молодой царь
понимал, что нужно выводить Россию из этого
положения. Для этого нужны были образованные
люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял
учиться других. Он был очень работоспособен,
трудолюбив, был обучен многим ремёслам.

Ученик 1. Вступление с сообщением
«Каким был первый император».

– Что вы узнали о Петре I? (Ответы учеников)

Учитель дополняет: Пётр I вошёл в
историю как царь-реформатор, как Петр Великий.
Пётр I был суров, требователен, порой жесток и
непримирим. А кто знает, что такое реформа? (Преобразование,
изменение, переустройство.)

– Пётр I всю свою жизнь стремился сделать
Россию великой страной. Сейчас мы узнаем: как был
создан первый русский флот.

Ученик 2. Выступление с сообщением
«Как был создан первый русский флот».

– Что называют «дедушкой русского флота»? (Ответы
учеников)

Учитель дополняет: В короткое время с
помощью приглашённых Петром из Голландии и
Англии мастеров, удалось построить и оснастить
российский флот. Сам Пётр участвовал в
строительстве больших кораблей – фрегатов,
исполняя мужицкую работу, за что и назвали его
царём плотником. При Петре I в Росси была создана
сильная армия, вооружённая новыми ружьями и
пушками. Зачем Петру I нужно было построить флот? (Флот
– развитие военного дела, торговля с другими
государствами, государство, как Россия, без
военного и торгового флота не в состоянии стать
великой державой.)

– А как вы думаете какому городу было посвящено
это стихотворение? (Санкт-Петербург)

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

(А. С. Пушкин)

Ученик 3. Выступление с сообщением о
том, как строился Санкт-Петербург.

– Какие трудности были при строительстве
города?
– Как чувствовали себя рабочие, какие тяготы
легли на их плечи? (Ответы учеников)

Учитель дополняет: Когда строился
Санкт-Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские
строят город. А жить в нём будем мы». Но история
доказала, что это не так. Шведский король хотел
дать решительный бой Петру. В 1709 году осадил
Полтаву и здесь решил разбить русские войска.
Непобедимая до этого шведская армия была
разбита. Знаменитый полтавский бой принёс новую
славу Петру. А через 5 лет после Полтавской битвы
молодой флот России разгромил и шведскую
эскадру. Россия получила выход через Балтийское
море в Атлантический океан и стала морской
державой. А в 1713 году Пётр объявил
Санкт-Петербург новой столицей. 1721 г. – важная
дата в истории России, Пётр I принял титул
императора, и Россия стала называться Российской
империей.

Империя (от лат. imperium
власть), монархическое государство, глава
которого, как правило, носил титул императора,
все государственные органы управления
беспрекословно подчинялись императору,
могущественное государство с огромной
территорией и большим влиянием в мире.

– А сейчас давайте вернёмся к нашей таблице и
заполним последнюю строчку.

Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые Победы,
Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

(1709 г. Полтава, Пётр I, шведы)

V. Физкультминутка

Дети летом на лугу
Рисовали радугу.
Рисовали, рисовали,
А потом вдруг спорить стали.
Из каких цветов она
так красиво сложена?
– Жёлтый!
– Красный!
– Голубой!
Выбирай себе любой!
Дети радугу опять
Дружно стали рисовать
Рисовали, рисовали,
После снова спорить стали.
Что какой цвет означает?
Жёлтый цвет – теплом согрет.
Ласку дарит он и свет.
Синее и голубое –
Символ мира и покоя.
Самый яркий и прекрасный
Это цвет конечно – красный.
Дети в солнечном кругу
Рисовали радугу.

– Какие цвета мы рисовали в нашей радуге?

– А что если жёлтый мы заменим на белый. О чём
теперь говорят вам цвета? (Эти цвета есть на
флаге России)

– Кто знает, что обозначает каждый цвет? (Ответы
учеников)

Учитель: А знаете, что своим рождением
российский флаг обязан отечественному флоту.
1667–1669 гг. была построена первая флотилия России.
К этому времени ведущие морские державы уже
имели свои флаги. 1668 г. на российские суда было
приказано выдать большое количество синей,
красной, белой материи. Все три цвета издавна
почитали на Руси.

VI. Работа с учебником

– О каких преобразованиях и реформах Пётра I вы
уже знаете? (Новое летоисчисление, перенос
празднования Нового года на 1 января, украшение
домов еловыми ветками.)

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике «Что
изменилось в России за время правления Пётра I».
(Учебник стр. 76-77.)

Ученики дополняют текст учебника.
Выступление с сообщением «Что изменилось в
России при Петре». После чтения и заслушивания
сообщения, учащиеся составляют схему.

Учитель: Разделим лист пополам и
отметим положительные и отрицательные стороны
преобразований Петра, сначала положительные, а
после обсуждения – отрицательные.

Реформы Пётра I

Создал флот
Основал Санкт-Петербург
Развитие культуры
Развитие промышленности
Выход к Балтийскому морю
Создал сильную армию
Развитие грамотности
Открытие школ
Открытие аптек
Добыча полезных ископаемых
Установил абсолютную власть
Во время строительства гибли люди
Налоги с крестьян
Рекрутские наборы

Учитель: Давайте вернёмся к
высказыванию: «Прошлое не безупречно, но
упрекать его бессмысленно, а вот изучать
необходимо»
. Всё ли было безупречно при
правлении Пётра I? (Ответы учеников)

Учитель: В царе Петре ценили то, что он
был дальновидным человеком, у него был могучий ум
и талант государственного деятеля. Все эти черты
помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при
этом он пользовался жестокими мерами. Он
принуждал к тяжелым работам простых людей и не
старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян
гибли в ужасных условиях при строительстве
Петербурга, под землей в шагах, прикованные к
тачкам.
Чтобы укрепить власть, военную мощь страны,
строить корабли и мануфактуры, царь все время
увеличивал налоги на простое население.
Хоть Петр I вошел в историю под именем Петра
Великого за огромное преобразование в стране. С
них начался путь России из отсталости, но какой
ценой?

Вывод: Перемены в России были
достигнуты ценой невероятного напряжения сил
народа. Все тяготы преобразований легли на плечи
народа.

После обсуждения отмечаем отрицательные
стороны реформ Пётра I.

VII. Итог урока

– Мы много говорили о России. Назовите дерево –
Символ России. (Берёза)

Учитель прикрепляет на доске рисунок берёзы
без листьев.

– Вы сегодня хорошо поработали и заработали
много берёзовых листьев. Украсьте наше дерево
своими листьями.

Ученики выходят к доске и прикрепляют листья,
в это время звучит песня «Берёзы».

– Своими знаниями и трудом вы будете укреплять
мощь нашего государства, т.к. вы – будущее России
и продолжатели дела наших предков.

Литература:

  1. О.Т. Поглазова «Методические рекомендации
    по изучению исторического материала в
    интегрированном курсе «Окружающий мир»
    Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2004.
  2. С.П. Алексеев «Книга для чтения по истории
    нашей родины» Москва «Просвещение» 1987
  3. «Что такое, Кто такой» Издательство
    «Педагогика-пресс» Москва 1999.
  4. «Большая школьная энциклопедия» Русское
    энциклопедическое товарищество Москва 2003.

9 июня — День рождения
Рассказ про петра 1 для 1 класса

На изображении 2 трона, на левом расположен портрет отца Петра I, Алексея Михайловича романова, на правом - портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра.

Пётр I родился 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. В детстве он получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык.

Потешное войско
Рассказ про петра 1 для 1 класса

За столом сидят трое детей, которые играют в настольную игру с замками и фигурками солдатиков. Двое мальчиков слева подняли руки в победном жесте, а тот, что слева разводит руки в недоумении. У мальчика слева кастрюля на голове и самодельный щит на правой руке, мальчик по центру в накладной седой бороде и с деревянным мечом в левой руке, мальчик справа с короне золотого цвета.

Свою юность Пётр I провёл в подмосковном селе Преображенском. Будущий император с раннего детства увлекался военным делом. И вместе со сверстниками создал «потешное войско» для военных игр, где сам служил барабанщиком. Петровские войска назывались потешными вовсе не потому, что развлекали юного царя. Просто они находились за городом, в деревнях, куда цари со свитой выезжали на летние каникулы, потому деревни эти называли «потешными», как и игровую армию юного государя.

Со временем потешных полков становилось всё больше. Сначала в войско набирали ребят из дворцовых сёл Преображенского и Семёновского, а потом стали брать в солдаты и взрослых людей. Первым в петровскую потешную армию вступил конюх Сергей Бухвостов. Пётр прозвал его «первым российским солдатом». В 1685 году в селе Преображенском построили городок-крепость под названием Пресбург. Потешные войска разыгрывали штурм крепости и проводили другие военные операции. Появились пушки и пушкари, собственные корабли. В итоге из шуточного войска для игр получилась самая настоящая армия с хорошо обученными солдатами.

Корабельных дел мастер
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Рисованый деревянный двухмачтовый парусный корабль на волнах. На передней мачте паруса опущены, паруса в вертильную бело-синюю полоску. На корабле выставлены три бортовые пушки.

Будучи 12-летним мальчиком, Пётр вместе с братом обнаружил в амбаре царской резиденции старый английский ботик – парусную лодку. Юный Петр I поручил восстановить судно и пустил его на воду. Так было положено начало «потешной флотилии», из которой позднее вырос и русский флот. Когда Пётру I было 17 лет, он начал учиться строить корабли на Переславском озере. Учителями юного царя стали голландский мастер Тиммерман и русский мастер Карцев. Молодой Пётр I работал в полную силу: трудился корабельным плотником, рубил бревна, строгал доски – буквально строил суда своими руками. Позднее он отправился в Голландию, которая тогда славилась корабельными мастерами, и обучался строительству кораблей там, тоже в качестве плотника на верфях. А ещё окончил курсы кораблестроения и смог сам придумывать и проектировать суда.

«Великое посольство»
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Старая выцветшая карта Российской империи с потрепаными краями.

В 1697 году в Европу отправились российские послы, чтобы договориться о дружбе и военной помощи с другими странами. Назвали это — «Великое посольство», потому что возглавили эту поездку очень важные люди, помощники царя: Франц Яковлевич Лефорт, Фёдор Алексеевич Головин и Прокофий Богданович Возницын. Вместе с послами поехало 250 человек: переводчики, офицеры, повара, слуги, лекари и т.д. И сам царь Пётр тоже оказался в их числе, только поехал он тайно, переодевшись в обычного военного и взяв имя «Пётр Михайлов».

Первое время царь под видом простого рабочего учился мастерству корабельщика в Амстердаме. С топором в руках он плотничал – строил суда. Однако, личность Петра Первого была всё же раскрыта и царю пришлось продолжить путешествие уже под собственным именем. В Голландии Петр I проработал 4 месяца и остался недоволен мастерством рабочих в кораблестроении. Поэтому в 1698 году он отправился в Англию на изучение процветающей корабельной архитектуры. Король Англии встретил Петра с почестями и подарил ему свою лучшую яхту. Также царь побывал в Королевском обществе наук и перебрался на верфь в город Дептфорд, чтобы из простого плотника стать ученым мастером.

Пётр I пробыл в Европе полтора года и посетил Голландию, Англию, Австрию и другие страны. За время путешествия он видел войска, города и села, учился на голландских верфях мастерству корабельщика, принимал участие в дипломатических переговорах, посещал дворы европейских правителей. Так царь познакомился с европейской жизнью и начал обдумывать реформы в России.

Строительство Санкт-Петербурга
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Рисованный кузнец кует деталь на наковальне. На стене позади него висит черно-белое схематичное изображение города-крепости и подписью "Петрополисъ 1703" сверху.

27 мая 1703 года в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена крепость. План будущей крепости начертил сам Пётр I. Именно с этого места и началась история города Санкт-Петербурга. Та крепость спустя несколько лет была названа Петропавловской – по названию её главного собора имени апостолов Петра и Павла. Первыми зданиями Петербурга стали домик Петра и огромный дом Меньшикова на Васильевском острове; а первыми улицами – Большая и Малая Дворянские, Посадская и др.

Всего за несколько лет вокруг крепости на Неве вырос город Санкт-Петербург, город мостов, дворцов, музеев и парков.

Первые годы главной частью города являлся Городской (ранее Петроградский) остров. Здесь находились служебные здания, ремесленные сёла и воинские части. Соединял Городской остров и Петропавловскую крепость подъемный мост. Позже начал застраиваться левый берег реки Невы. Там построили Зимний дворец, Летний дворец Петра I и Летний сад.

Через 9 лет после основания, в 1712 году, Санкт-Петербург стал столицей России, а в 1713 году сюда переехал и Сенат (это князья и бояре, которые помогали царю управлять государством). Так при Петре I Санкт-Петербург стал столицей Российской Империи.

Полтавская битва
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Рисованый персонаж Петра Первого указывает на картину на стене "Кубок Победы" художника Михаила Шанькова.

Полтавская битва – самая крупная битва между русскими войсками и шведской армией Карла VII. Утром 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года недалеко от города Полтавы, который тогда входил в состав российского государства, шведский король Карл VII пошел с боем на Россию, думая, что сможет завоевать такую большую страну.

До этого похода Карл VII всегда побеждал и думал, что завершит эту войну до конца 1708 г.. Но 9 июля 1708 года у деревни Лесной состоялось сражение, в котором победила русская армия. Шведы тогда потеряли большую часть своих воинов, провизии и боеприпасов. И они не могли восполнить свои потери, так как Петр I со своей армией преградил все дороги.

Полтавская битва завершилась уже через 2 часа после начала, так как Петр I выстроил особый план действий. В итоге армия короля Карла VII была разгромлена и не могла продолжать сражение.

Победа русских над шведами имела огромное значение в истории. О ней писали такие поэты как Ломоносов, Пушкин, Бродский и многие другие. В русском языке появились крылатые фразы, связанные с этим событием, например: «Пропал, как швед под Полтавой». И в честь победы в Полтавской битве 10 июля в России отмечается День воинской славы.

«Окно в Европу»
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Рисованное изображение "Окно в Европу". В открытом окне виднеются дома с красными крышами.

Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме «Медный всадник» так описал мысли Петра I о строительстве Санкт-Петербурга:

«…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой нам здесь суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.»

Слова поэта стали широко известными, и город Санкт-Петербург стали называть «окном в Европу», а о Петре I говорить: «Он прорубил окно в Европу». Это означает, что царь Пётр открыл пути для общения, торговли и сотрудничества с европейскими странами с помощью строительства Северной столицы – Санкт-Петербурга. Петр I мечтал наладить общение с европейскими торговцами, чтобы ввозить товары из заграницы, отправлять способных учеников на обучение и перенимать опыт европейских мастеров. А также России нужны были новые выходы к морю, чтобы открыть путь к другим странам и расположить свой флот в Балтии. Всё это стало возможным именно с появлением Санкт-Петербурга. При Петре он стал главным городом Российской империи, и от него были построены дороги к Нижнему Новгороду, Риге, Москве, а также гостиные дворы, таможни и биржи.

Царь-реформатор
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Рисованный персонаж Петра Первого указывает на картину на стене в стиле русский лубок, где изображен цирюльник, который сбривает седую бороду мужчине.

Пётр I прославился своими реформами – то есть законами, которые изменили жизнь страны и народа, и сделали Россию более современным и сильным государством.

Известно, что Пётр был очень образованным и талантливым военачальником. С 1686 года ему пришлось много лет сражаться с Турцией за то, чтобы освободить пути к морю для России. В результате Азовских походов (1695-1696) Россия отвоевала берега Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Петр I добился полной победы: получил выход к Балтийскому морю, что дало возможность общаться напрямую с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) царь отвоевал западное побережье Каспийского моря, а также города Дербент и Баку. Поэтому в жизни Пётр уделял много внимания армии и флоту. И за долгие годы Северной войны он создал свою постоянную армию и флот. А в 1698 году царь учредил премию – орден Святого Андрея Первозванного, которым он награждал своих лучших генералов.

Петр I также много сделал для культуры и образования. При нём появилось много школ, которых раньше в России не было, и дети из разных сословий получили возможность учиться грамоте, математике, инженерным наукам. В Москве Пётр основал Пушкарскую школу, школу математических и навигацких наук, медико-хирургическую школу; открыл первый русский театр. В Санкт-Петербурге появилась Морская академия, инженерная и артиллерийская школы, школы переводчиков, открыт первый русский музей – Кунсткамера с публичной библиотекой. А 1724 в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, идею которой также выдвинул царь-реформатор.

Также по указу Петра I проводились различные экспедиции. Исследователи отправлялись в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, благодаря чему в школах начали изучать географию страны и всего мира.

Новый год
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Рисованная украшенная новогодняя елка с несколькими подарками под ней. На переднем плане подпись к изображению "Новый год 1 января" красными буквами на свитке бумаги, рядом со свитком с надписью стоит перо в чернильнице.

Россия начала меняться после того, как Петр I вернулся из Великого посольства. 20 декабря 1699 года царь подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Так в России, как и в Европе, годы в календаре стали считать от «Рождества Христова», а не от «Сотворения мира». Получилось, что после указа Петра в России наступил первый Новый год «по-новому». И 1 января наступил 1700 г. от Рождества Христова.

Не всем пришлась по душе такая реформа, ведь люди уже отпраздновали Новый год в сентябре и привыкли к такому порядку. Но Петр I считал, что для общения с другими странами различие дат в календарях будет мешать.

Также 1 января 1700 года Петр внедрил и новогодние традиции, которые сейчас многим знакомы. Люди начали украшать дома, ставить ёлку и обязательно поздравлять друг друга с Новым годом. Ёлки в домах украшали яблоками, а венчала новогоднее дерево звезда. Позднее начали дарить игрушки с тематикой Нового года.

На первый новогодний праздник после петровского указа на Красной площади был устроен фейерверк, пускались салюты из ружей и пушек, а в Москве пускали ракеты прямо возле своих домов. Всё веселье закончилось только 6 января. Многие старые традиции — карнавалы, развлечения шутов, катание на санях, гадания в полночь и хороводы вокруг елки — отлично вписались в ритуал встречи Нового года. Так, благодаря Петру I в России появился один из самых любимых всенародных праздников.

Новости
Рассказ про петра 1 для 1 класса

Иллюстрации Петра I: Дмитрий Дмитриев

Наконец открываются перед нами прекраснейшие страницы истории России! Наконец на троне ее является государь, назначенный судьбою произвести в отечестве нашем тот великий переворот, который в полной мере может назваться чудесным, неслыханным ни у каких народов! Все они, начиная с самых древнейших, просвещались постепенно. Русские же сделали это вдруг, как будто по какой-то волшебной силе. Эту волшебную, удивительную силу Бог, покровительствующий России, вложил в душу любимца своего — Петра. Точно, этот великий государь мог назваться любимцем Бога: все в нем было прекрасно и необыкновенно! Чудесно самое младенчество его, чудесны годы детства! Даже самое рождение его было чудесно предсказано за несколько месяцев.

Это удивляет вас, милые читатели? Да, вы правы, это удивительно, непонятно и объясняется разве только тем, что Бог для такого чрезвычайного смертного допустил чрезвычайное явление в природе. Как бы то ни было, только, прежде чем он родился, два монаха — Симеон Полоцкий и ставший потом митрополитом в Ростове Димитрий — сказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр, что он наследует престол его и будет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. Они говорили, что видели это по расположению звезд на небе. В старину во всей Европе верили, что звезды имеют влияние на рождение людей и потому часто предвещают судьбу их. Эта наука называлась астрологией. Вы удивитесь еще более, милые читатели мои, когда я скажу вам, что предсказание о Петре было не в одной России. В библиотеке Академии наук есть до сих пор переписка двух иностранных ученых — Николая Гейнзиуса и Иоанна Гревиуса. Первый в 1672 году был нидерландским посланником в Москве и писал к последнему о рождении царевича Петра и о тех предвещаниях, какие были сделаны о нем, а Гревиус отвечал на это из Голландии, что и у них ученые гадатели заметили то же самое по звездам и согласны с предсказаниями русских о новорожденном царевиче.

Что же надобно было думать предкам нашим об этом младенце, удивившем мир прежде рождения своего? О, они приняли его в этом мире как существо неземное, они ожидали от него всего необыкновенного, и ожидания их исполнились более чем они могли вообразить себе! Мне кажется, я никогда не кончила бы, милые читатели мои, если бы начала рассказывать вам все, что сказал умного, все, что сделал великого этот ни с кем не сравнимый Петр! Слова и действия его, эти священные драгоценности народа русского, составляют многочисленные тома сочинений, и десятая часть которых не может поместиться в краткой истории нашей. С благоговением должны они храниться в памяти каждого русского, и, верно, вы не один раз прочитаете их, когда в состоянии будете заниматься таким важным чтением. Тогда только вы в полной мере узнаете величие Петра. Но до тех пор вам надо довольствоваться небольшими рассказами нашими. Конечно, они несовершенны, они не могут назваться историей Петра — это только краткие очерки его великих дел, но мы вознаградим сколько-нибудь это несовершенство: я постараюсь собрать как можно более любопытных подробностей этого славного царствования, а вы будете внимательно читать и помнить их до тех пор, пока не настанет для вас время насладиться чтением настоящей истории великого преобразователя России.

Итак, начнем рассказ с самых первых лет Петра — великие люди бывают интересны даже в то время, когда только начинают говорить. Например, послушайте, каков был Петр в самом начале своей жизни.

В день Святых Апостолов Петра и Павла 29 июня праздновались именины царственного малютки. Кроме дорогих вещей, полученных в этот день Петром от нежных родителей его и других членов семейства царского, маленького именинника в одной из комнат Кремлевского дворца ожидало множество подарков от верных подданных. Вот он входит туда с боярами, приставленными к нему*, с детским любопытством смотрит на все, чем народ хотел повеселить сына государя, и вдруг быстрые прекрасные глаза его засверкали от радости: он увидел маленькую стальную саблю! Не прошло и минуты, как он уже держал ее в руках, уже узнал, что ее поднес какой-то купец, уже приказал привести к себе этого купца. Как только тот явился, царевич бросился навстречу, приказал ему поднять себя на руки, поцеловал его в голову и сказал, что он никогда не забудет его за такой прекрасный подарок. Не выпуская из рук сабли, побежал он к своему родителю и просил непременно чем-нибудь пожаловать купца, а его опоясать саблей. Алексей Михайлович с восхищением смотрел на пламенную радость трехлетнего ребенка при виде оружия: она предвещала любовь его к славе военной.


* Главным из них, или наставником царевича, был дед его — боярин Кирилл Полуектович Нарышкин и при нем помощники — князь Прозоровский, Головин и Головкин.


Все было исполнено по желанию Петра: купец пожалован достоинством гостя московского, сабля с молитвой надета самим государем поверх голубого шелкового кафтанчика царевича. Царь сделал еще более: видя особенную страсть сына своего к военным занятиям, он собрал нескольких детей одних лет с Петром, приказал сделать для них разное маленькое оружие и выучить их всему, чему учились солдаты. Тут-то начались для Петра праздники с утра до вечера, он играл и учился со своими маленькими воинами, и саблю почти никогда не снимали с храброго малютки, случалось даже, что он засыпал вместе с нею.

Когда Петр лишился попечения нежного отца своего, место его заступил настолько же нежный брат, и воспитание его продолжалось с прежней заботливостью. Потом определен был к нему учителем дьяк Никита Моисеевич Зотов. Он учил его читать и писать по-русски, а также истории — всеобщей и в особенности отечественной. Зотов хотя не получил сам отличного образования, слишком редкого в то время в отечестве нашем, и не знал иностранных языков, но был человек очень умный, который понимал, как сделать учение приятным, и, кроме того, был усерден и неутомим. Исторические уроки его не могли называться этим строгим именем. Нет,, это были не уроки, а занимательные разговоры, во время которых он- рассказывал маленькому ученику своему о славных государях русских, особенно о Святославе, Владимире, Александре Невском, Димитрии Донском, Иоаннах — Великом и Грозном и, наконец, о Михаиле и Алексее. Чтобы сделать рассказы свои еще разнообразнее, Зотов велел представить в рисунках все важнейшие происшествия, случившиеся во время этих знаменитых царствований, и расположил их по всем комнатам царевича.

О, если бы вы могли представить себе, маленькие друзья мои, как эти картины и рассказы нравились Петру! Какой огонь блистал в глазах его, когда он слышал о храбрости Святослава или Владимира! Как весело улыбался при победе Донского! Как восхищался великими делами Грозного! Как огорчался его преступлениями! Одним словом, Зотов в полной мере достиг цели своей: пятилетний царевич, несмотря на младенческий ум свой, понял, что государя только история может научить царствовать, и полюбил эту науку более всех других. Иногда, слушая описание какого-нибудь города или крепости, он просил, чтобы ему показали планы их, и, к удивлению всех окружавших, рассматривал их с внимательностью и любопытством взрослого человека. Нередко случалось, что быстрый ум ученика проникал далее познаний учителя, и добрый Зотов, несмотря на все свое усердие, не в состоянии был отвечать на беспрестанные вопросы его и принужден был прибегать в таких случаях к ученым иностранцам, находившимся на царской службе, а иногда и к самому царю, который с особенным удовольствием любил разговаривать с умным малюткой и удивлялся его необыкновенным способностям.

Таков был ум Петра в самом нежнейшем детстве. Теперь я расскажу маленьким читателям моим случай, который покажет им сердце и нрав его в этом возрасте.

Царица Наталия Кирилловна, несмотря на все сыновнее почтение к ней Феодора Алексеевича, имела много огорчений во время вдовства своего. Ближние бояре, окружавшие царя, по большей части родственники матери его — Милославские, ненавидели вторую супругу Алексея Михайловича и вместе с нею всех Нарышкиных. Пользуясь частыми болезненными припадками Феодора и кротостью Наталии, не любившей жалобами своими тревожить больного государя, они и приверженцы их клеветали на нее, старались отдалить ее от царя и даже осмеливались иногда явно показывать ей свое неуважение. Однажды самый дерзкий из них, боярин Языков, похвастал, что заставит вдовствующую царицу выехать из дворца и жить в другом доме, отдаленном от царского. И в самом деле он явился на другой день к Наталии Кирилловне и сделал ей свое дерзкое предложение под предлогом, что многочисленный двор ее* не может помещаться в одном доме с государевым.


* Царь Феодор Алексеевич так уважал супругу родителя своего, что, вступив на престол, не переменил ничего при дворе ее и оставил на прежних местах всех служивших у нее. Этот двор был так многочислен, что одних стольников было 102. Из детей этих придворных чиновников были выбраны первые товарищи военных игр Петра.


Сначала царица, зная, что это выдумка Языкова, не встревожилась этим безрассудным предложением и с твердостью отказалась от него, но потом, когда обманщик сказал, что пришел от имени царя, Наталия вздрогнула и, испугавшись опасностей, какие грозили сыну при немилости царствовавшего брата его, не могла удержать слез. Между тем этот сын, предмет нежнейших попечений ее, был тут же, в комнате. С удивлением слушал малютка дерзкого, осмелившегося так грубо говорить с государыней. Уже он готов был закричать от гнева, как вдруг заблистали слезы в прекрасных глазах его матери. О, как сильно забилось младенческое сердце Петра! Царица, обожаемая мать его, плакала от дерзких слов подданного! В эту минуту он увидел, что для наказания Языкова мало собственного гнева, и, не сказав никому ни слова, пошел к царю.

Феодор Алексеевич по обыкновению обрадовался, увидев своего любимца, но испугался его встревоженного вида и заботливо спросил, что с ним. Тогда Петр поцеловал несколько раз руку брата и сказал: «Государь! Я пришел к тебе с жалобой на Языкова. Он хочет меня с матерью моей выгнать из дома отца моего и отдалить от тебя, как в старину Годунов отдалил и потом погубил царевича Димитрия. Если тот дом, куда высылают нас, нравится тебе, то я буду в нем жить вместе с тобою, но из дома отца моего без тебя, государь, никуда не выеду». Сказав это, маленький царевич оборотился ко всем окружавшим в это время государя и прибавил со слезами на глазах: «Разве я не сын великого царя Алексея Михайловича, что мне нет места в доме отца моего?»

Феодор был тронут почти так же, как и маленький брат его. Он поспешил успокоить и утешить его своими ласками и тотчас же пошел к царице уверить ее, что он никогда не думал отдавать Языкову таких несправедливых приказаний. Он предоставил ей наказать обманщика, как ей угодно, но кроткая Наталия отказалась от этого и великодушно простила виновного боярина. Ей приятно было оказать эту милость: в душе ее разливалась такая радость, когда она нежными ласками благодарила маленького защитника своего, что ей хотелось бы всему свету доставить хотя бы половину того счастья, какое могло чувствовать ее материнское сердце.

Так Петр и в детстве был утешением и славой родительницы своей и всего семейства царского. Вы слышали уже, что Феодор Алексеевич так любил его, что, умирая, назначил своим наследником. Хотя это не было утверждено письменным актом, но все окружавшие царя помнили слова его. К тому же различие между здоровьем и душевными способностями обоих царевичей было так велико, что каждый должен был сознаться, что царь поступил справедливо и великодушно.

Здесь представится вам новое великодушие, милые друзья мои! Подивитесь, как благородны были все сыновья Алексея Михайловича. Вы сейчас слышали, что один из них из любви к отечеству отдал престол не старшему, родному брату и наследнику, а меньшому, рожденному от второй супруги родителя своего. Но что же сделал этот старший, обиженный царевич? Вместо того чтобы оскорбиться такой несправедливостью и, как мы часто видим, начать спор о наследстве, он добровольно согласился с желанием скончавшегося царя и, уступая корону меньшому брату, с кротостью сознался, что не чувствует себя способным царствовать так хорошо, как он. О, милые дети, помните этот трогательный пример смирения и братской любви, какой показал нам добрый Иоанн Алексеевич! Не думайте, что он принужден был сделать это, потому что после кончины Феодора тотчас все присягнули Петру. Нет! Это избрание было сделано совсем не так поспешно. Прежде патриарх Иоаким со всем духовенством и чинами государственными явился к обоим царевичам и спросил, которому из них угодно будет принять корону русскую. Иоанн Алексеевич в ту же минуту объявил, что он отказывается от нее, чувствуя слабые силы свои, и тогда все присягнули десятилетнему Петру. Иоанну же было в это время шестнадцать лет. Не удивительна ли такая скромность и уступчивость в этом пылком и самонадеянном возрасте? О, Иоанн заслуживает уважения нашего, как ни маловажно было участие его в делах государственных во все время его непродолжите жизни.

Но оставим этого кроткого сына царей: он был на земле не для здешнего мира, и хотя впоследствии мы еще будем встречать имя его в истории нашей, но оно будет сиять в ней тихо, едва заметно подле лучезарного блеска, окружающего имя младшего брата его. Обратимся к этому необыкновенному смертному, обратимся к нашему Петру. Он уже на престоле! Самые отдаленные страны России уже назвали его царем своим, а добродетельную мать его — правительницей. Все по наружности было спокойно, все, казалось, с доверенностью вверило судьбу свою тому, кто до рождения еще назван был героем. Но это спокойствие походило на тишину — предвестницу страшной грозы.

  • Рассказ про песчаный бор
  • Рассказ про петьку микроба читать
  • Рассказ про пермь на английском
  • Рассказ про перелетные птицы старшая группа
  • Рассказ про перелетных птиц для дошкольников читать