Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Доклады история как жили древние люди о жизни первобытных людей известно немного. ученые до сих пор ведут споры о том,
  • Доклады
  • История
  • Как жили древние люди

О жизни первобытных людей известно немного. Ученые до сих пор ведут споры о том, как и когда, возник первый человек на земле. И все же, некоторые из них допускают, что первые следы человеческой жизни возникли около 2 миллионов лет до н.е.

Точно описать образ жизни первых людей невозможно. О том, как они жили, в точнее выживали, свидетельствуют находки археологов. В частности – это орудия труда.

Наука пришла к мысли, что древние люди не были одиночками, а жили коллективно, общинами, ведь только так можно было выжить. Роли в общине были распределены, и каждый член занимался той работой, которая ему была по силам.  Мужчины занимались добычей пищи, строили жилища (кров), а женщины рожали детей, растили их, занимались домашним хозяйством. Такая система домостроя и ныне утратила своей актуальности, ведь инстинктивно женщина ищет сильного мужчину добытчика, а мужчина ждет от жены еду на столе и порядок в доме,  видит в ней нежную и страстную любовницу и мать для будущего потомства.

В первобытных общинах была строгая иерархия, принимались важные решения, распределялись обязанности. Самые старшие члены общины занимались обучением детей и молодых воинов.

Разумеется, древние люди выживали за счет тяжелого труда. Первыми орудиями труда были палка и наостренный камень. С помощью такого простого орудия ходили на охоту, защищались от дикого зверя, использовали для земледелия.

Разумеется, у древних людей были примитивные потребности. На первом мете – это питание, кров над головами и инстинкт продолжения рода. К условиях природы люди были вынуждены подстраиваться, поэтому вели кочевой способ жизни. Свои временные жилища обустраивали в местах ближе к воде. В качестве жилья древние отдавали предпочтения пещерам, ущельям. Для поддержания тепла люди разводили костер, охраняли его.

Несмотря на тяжелые условия жизни, первые люди на земле  редко болели, но умирали от тяжелых условий. Продолжительность жизни составляла не более 40 лет. Исследователи эпохи палеолита склонны думать, что питание древних людей было простым, но далеким от полноценного. В основе их рациона преобладала белковая пища (мясо, насекомые). Был дефицит углеродов (овощей и фруктов). С того момента, когда люди научились готовить пищу на огне прошло немало времени, и человек начали эвоционировать, ведь в термически обработанной пище больше полезных веществ.

Внешне первые люди напоминали  больших и сутулых горилл.  Крепкое телосложение, длинные руки, небольшой размер головного мозга, слабая речь. В те времена человек был тесно взаимосвязан с природой, по сути – это были самые первые и безобидные дети природы.

Доклад на тему Как жили древние люди

Первобытные люди появились на нашей планете очень давно. Огромный вклад в науку внесли ученые-археологи, которые узнали, как же жили люди в те времена.

Тогда люди не жили в одиночки, они собирались небольшими сообществами. Так было легче выживать. Они образовывали небольшие семья и вместе охотились, защищались и жили. В каждом таком сообществе были свои законы и правила, которые нужно было выполнять. Все вопросы они решали сообща.

Первобытный человек напрямую зависел от природы. К примеру, если было засушливое время, то им не было чем питаться. Если случался пожар, то они охотиться. Ведь звери просто убегали.

В те времена почти не было никаких орудий труда. Тогда они начали затачивать камень, чтобы им резать пищу и охотиться. Охотиться они ходили с палкой, которая была заострена на одном конце.

Люди того времени не могли построить дом, так как у них не хватало навыков и инструментов для этого.  Жили люди в пещерах. Они старались найти дом поближе к воде, чтобы проще было охотиться на животных. Так как животные часто приходили к воде, чтобы напиться воды.

Люди того времени невероятно боялись огня. По их мнению, огонь приносил разруху и страх. Пожар – одно из самых страшных явление для человека.

Однако, со временем, первобытный человек понял, что огонь может приносить и пользу. К примеру, огонь помогает согреться. Так же они поняли, что еда гораздо вкуснее, когда приготовлена. Тогда они стали «приручать» огонь, боясь его потерять. Люди даже назначали стражу, чтобы те охраняли огонь. Огонь стал неотъемлемой частью жизни человека того времени.

Позже люди поняли, что огонь можно создавать и сами. Древние люди были весьма наблюдательны и проницательны, в итоге поняли, что при трении сухих кусков дерева друг об друга, может получиться огонь. Этот навык упростил жизнь людям. Теперь они могли кочевать с места на место.

Условия, которые тогда были, помогали людям развиваться и замечать что-то новое. Они развивали свои навыки в охоте и просто жизни. Со временем древний человек приручил природные слиты.

Сообщение 3

Время появления первобытных людей на нашей Земле насчитывает более миллиона лет. Древнейшие люди были сильно похожи на крупную обезьяну. Имели большое отличие от людей нашего времени. Первобытных людей характеризует очень низкий лоб. Мозг древнего человека также, был намного меньше, а вот руки — сравнительно длиннее. Они свешивались ниже колен. Плюс и сами первобытные люди сильно наклонялись вперед при ходьбе. Имели они довольно неуклюжие пальцы, с помощью которых они могли выполнять только самую примитивную и простую работу (к примеру, хватать предметы, бить и махать ими или рыть землю).

Речь у древних людей отсутствовала. Они могли издавать лишь короткие звуки, тем самым, выражая свой страх или попытку предупредить друг друга о приближающейся опасности.

Люди занимались собирательством. Они собирали дары природы: плоды деревьев с помощью палок и других приспособлений, выкапывали личинки насекомых, крали птичьи яйца. Собирательство, а далее и охота считаются первыми занятиями человека.

Качество жизни первобытных людей было ужасающим и очень опасным. При встрече с крупным зверем, человек погибал, так как не умел себя должным образом защитить. Также, не легко было найти себе пропитание. Многие умирали от голода и холода. Не каждый человек мог дожить даже и двух десятков лет. Больше половины погибали от болезней.

Жить поодиночке в этих суровых условиях означало неминуемую смерть. По этой причине они жили группами. При коллективном образе жизни они могли вместе добывать еду, греться у общего костра, защищаться от хищников. В сравнительно теплый период они селились у берегов рек. А в холодное время года – прятались в пещерах, так как они надежно защищали их от холода. Костер в пещере мог согреть всю группу. Эти пещеры они отвоевывали у пещерных зверей (медведей и львов).

Первобытные люди научились изготовлять орудия для охоты. Первыми самодельными орудиями человека были оббитый камень и обычна палка. Люди начали добывать себе пищу охотой, которую они научились вести совместно, объединившись в небольшие группы. Люди научились сшивать шкуры убитых зверей, изготавливать из них одежду и жилье. Человек постепенно научился быть менее зависимым от климатических условий.

Поначалу, люди бережно хранили пламя, «созданное» природой: образовавшееся ударом молнии или пожара, но со временем они научились добывать огонь самостоятельно. Коллективные решения и действия в первобытном обществе сыграли очень значимую и положительную роль. Процесс изготовления орудий труда, появление речи, способность к развитию и обучению чего-то нового – оказались очень полезными.

4, 5 класс. История. Окружающий мир

Картинка к сообщению Как жили древние люди

Как жили древние люди

Популярные сегодня темы

  • Самое удивительное растение в мире

    Много прекрасных цветов, огромных деревьев, интересных трав произрастает на планете Земля, но самым удивительным растением является Виктория-регия.

  • Созвездие Близнецы

    Близнецы принадлежат зодиакальным созвездиям. Они расположены на небе северного полушария, севернее созвездия Орион. Его соседями являются Телец, Единорог, Рысь и Малый пес. Близнецов можно н

  • Герои нашего времени

    У каждого писателя разных веков есть свой портрет народа в одной личности. Лермонтов не оказался исключением, Печорин – его собственный портрет 30-40-х годов, который донес до наших времен св

  • Смоленск город-герой

    Смоленск – древнейший город Российского государства, город-герой, который не раз спасал столицу России от врагов, благодаря своему выгодному местоположению и своим жителям.

  • Шахматы

    На свете существует большое множество различных игр. Но одна, выделяется среди остальных – это шахматы. Только в этой игре можно по-настоящему ощутить себя истинным стратегом и мыслителем.

  • Дежнёв Семён Иванович

    Примерный год рождения великого исследователя – 1605, появился на свет он в Великом Устюге. Семья Дежнева не была богатой, с самого детства всех детей учили, тому, что любой труд почетен

Откуда мы знаем, как жили наши предки

Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо.

Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папйрусе — особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из письменных источников — древних книг и надписей, высеченных на камне, — мы узнаём о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях и ещё о многом-многом другом.

До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды — гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для обороны от нападений врагов. Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены, а также позволяют судить о мастерстве строителей, живших в далёком прошлом.

Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зёрна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки принято называть вещественными источниками: они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности. Почти всё, что известно об этих людях, рассказали находки археологов.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Глава 1

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? 2. Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле, а также то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

1. Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далёких предков.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Человек, живший миллион лет назад. Реконструкция.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

2. Орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели бы такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят — не годится. Другой поднимут — этот подходящий!

Человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Нападение саблезубого тигра. Рисунок нашего времени.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Древнейшее орудие из камня. Найдено археологами.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Палка-копалка и дубина. Рисунок нашего времени.

Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Может быть, так…

Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем ещё молодые животные. Они не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удаётся отрезать от стада зебру, они оглушают её дубинами и убивают.

4. Овладение огнём. Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, всё кругом заполыхало. Подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Изготовление копий. Рисунок нашего времени.

Рассказ про первобытных людей 5 класс история

Каменное рубило. Найдено при раскопках.

Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя — поймаешь огонь!

На стоянках людей запылали костры.

Мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночыо, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.

Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.

Проверьте себя. 1. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? 2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных? 3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить? 4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия.

Поработайте с картой (см. с. 9). Каким цветом обозначена область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей? На каком материке она находится? В какой части материка?

Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с. 11) по плану: 1) хищник и его жертва: 2) поведение людей. Предположите, чем закончится схватка со зверем.

На данной странице представлено детальное решение задания § 3. Появление людей на Земле по истории для учеников 5 классa автор(ы) Никишин, Стрелков

§ 3. Появление людей на Земле

Стр. 12. Ключевые вопросы

№ 1. Где и когда появился древнейший человек? Как он изменялся на протяжении тысячелетий?

Древнейший предок человека появился в Африке около 4 миллионов лет назад. Его останки были обнаружены в Южной Африке в 1924 году, позже они были найдены также в Восточной и Центральной Африке. Древнейших людей называли австралопитеками — «южными обезьянами». Это были существа ростом около метра, передвигавшиеся на двух ногах. Их мозг был невелик по объёму, они не умели говорить. Австралопитеки жили 2–4 миллиона лет назад.

В 1960 году в ущелье Олдувай на востоке Африки археолог Луис Лики обнаружил останки древнейшего человека, появившегося около 2–2,5 миллиона лет тому назад. Он научился делать простейшие орудия труда, заостряя края камней, поэтому получил название человек умелый.

Около 1,9 миллиона лет назад возник следующий вид древнейших людей — человек прямоходящий. Он был выше ростом, чем человек умелый, имел больший мозг, а самое главное — он изготовлял и совершенствовал различные орудия труда. Благодаря этому умению человек выделился из мира животных. Человек прямоходящий кроме Восточной Африки, обитал также на территории современных Кавказа, Индии, Индонезии, Китая и Вьетнама.

Около 200–250 тысяч лет назад в Африке сформировался более развитый вид человека — неандерталец.

Неандертальцы обитали также в Европе, в Центральной и Северной Азии, в том числе на Алтае, на обширной территории от восточной части Средиземного моря до Инда. Неандерталец получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У неандертальцев было мощное тело, сильно развитые надбровные дуги, выдвинутые вперёд челюсти. Неандертальцы являлись искусными охотниками, умели строить жилища и шить одежду из звериных шкур.

Приблизительно 200 тысяч лет назад в Восточной Африке появился человек разумный. Его также называют кроманьонцем (по месту находки скелетов этих людей — пещеры Кро-Маньон во Франции). Кроманьонцы имели развитые руки, высокий лоб, членораздельную речь. Строением тела и обликом кроманьонец практически не отличался от современного человека. Расселившись в Европе около 40 тысяч лет назад, кроманьонцы постепенно вытеснили неандертальцев.

Стр. 14. Вопрос в рубрике «Работа с источником»

Первые орудия труда

По каким признакам можно определить, что это орудия труда?

Первыми орудиями труда были палки-копалки, дубины и ручные рубила. О том, что это орудия труда, говорят удобная форма и размер, а также специальная обработка. Люди подбирали подходящий камень, заостряли его край, ударяя по нему другим камнем и откалывая кусочки. Заострённые камни стали первыми орудиями человека — ручными рубилами. С помощью рубила можно было растирать и размельчать растительную пищу, очищать кору, раздроблять орехи, изготавливать другие орудия труда — палки-копалки, дубины и копья

Стр. 17. Итоговые вопросы

№ 1. Нарисуйте линию времени и укажите на ней, когда, по мнению учёных, появились следующие виды первобытных людей: 1) человек умелый; 2) человек прямоходящий; 3) человек разумный.

____|_________________|__________________________________|____________

(1) 2-2,5 млн. (2) 1,9 млн. (3) 200 тысяч

лет назад лет назад лет назад

№ 2. Используя иллюстрации учебника, расскажите о первых орудиях труда древнейших людей. Объясните, для чего они применялись

Люди научились создавать орудия, которые делали их сильнее и помогали выживать. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край, ударяя по нему другим камнем и откалывая кусочки. Заострённые камни стали первыми орудиями человека — рубилами. С помощью рубила растирали и размельчали растительную пищу, очищали кору, кололи орехи, изготавливали другие орудия труда. Палки-копалки использовались для собиратель­ства, с их помощью выкапывали разные коренья. Копья и дубины применялись для охоты и для защиты от диких животных.

№ 3. Какое значение для древнейших людей имело овладение огнём? Как люди добывали и сохраняли огонь?

Древнейшие люди боялись огня, но со временем они научились им пользоваться. Овладение огнем имело большое значение для развития человечества. Огонь давал тепло и свет, отпугивал хищников. Приготовленная на костре пища была вкуснее, чем сырая и лучше усваивалась. В костре обжигали и заостряли наконечники деревянных копий. Овладение огнём не только объединяло людей, но и совершенствовало их мышление. Людям необходимо было знать, что можно использовать в качестве топлива, сколько дров положить в костёр. Огонь люди освоили более 1 миллиона лет назад. Вначале люди только использовали огонь, полученный в природе, например во время лесного пожара, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Позже люди научились добывать огонь трением или высеканием.

№ 4. Обсудите следующие вопросы. Кто такие кроманьонцы? Почему их считают прямыми предками современного человека?

Приблизительно 200 тысяч лет назад в Восточной Африке появился ещё более совершенный по сравнению с неандертальцами вид людей, который учёные назвали человек разумный (Homo sapiens). Его также называют кроманьонцем (по месту находки скелетов этих людей — пещеры Кро-Маньон во Франции). Кроманьонцы имели развитые руки, высокий лоб, членораздельную речь. Строением тела и обликом кроманьонец практически не отличался от современного человека, поэтому он считается нашим прямым предком. Расселившись в Европе около 40 тысяч лет назад, кроманьонцы постепенно вытеснили неандертальцев.

№ 5. Составьте рассказ об одном дне жизни древнейшего человека. Используйте информацию из текста и иллюстрации учебника.

Добрый день! Я – мальчик из одного первобытного племени. Я хочу рассказать вам об одном дне из жизни нашего племени. Каждый день у нас похож на предыдущий. С восходом солнца все просыпаются и начинают заниматься важными делами. Женщины и дети отправляются искать пищу с помощью палок-копалок. Они выкапывают из-под земли съедобные коренья, из которых потом на огне приготовят пищу. Огонь – это самое важное, что есть у нашего племени. Раньше мы не могли его добывать, но теперь можем высекать его, ударяя камнем о камень. Взрослые мужчины отправились на охоту. Их не было целый день. Они вернулись домой вечером, никого не поймав. Охота не всегда бывает удачной. Вечером, сидя у костра, члены племени ужинали запеченными на огне фруктами и кореньями, ведь приготовленная на огне пища вкуснее. Члены племени, посовещавшись, решили попробовать для более удачной охоты лук и стрелы, которые недавно изобрели. С наступлением ночи все укрылись в пещере на ночлег.

Рис. 1. ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 3 Появление людей на Земле

Класс

5

Дата урока

Тема урока

Древнейшие люди (Урок №2)

Цель и задачи урока

Формирование представления об основных факторах становления первобытного человека

Задачи урока:

Образовательные: 

  • сформировать представление о расселении, внешнем облике и занятиях древнейшего человека,

  • познакомить с главным отличием человека от животного

Развивающие: 

  • развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания;

  • развивать умение работать с текстом учебника, находить нужную информацию

Воспитательные: 

  • Воспитывать сознательное отношение к учению

Планируемые

результаты:

  • личностные: 

  • учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений,

  • высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного,

  • сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

  • метапредметные: 

  • учащиеся смогут сформулировать аргументы по проблеме,

  • провести сравнение,

  • сделать выводы;

  • предметные: 

  • учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей,

  • учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных

  • дать определение понятиям прародина, первобытные люди, человеческое стадо,

  • смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей,

  • назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Тип урока

комбинированный урок

УМК

История Древнего мира. 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая

Средства обучения

проектор; авторская презентация «Древнейшие люди»;

в/ф «Африканское племя»

в/ф «Древний человек»

в/ф «Каменный век» (самостоятельный проект уч-ся 5 кл.)

План урок

  1. Опрос ДЗ (индивидуальный – пересказ материала – стр.8 уч-ка, работа с Карточкой

фронтальный – работа с Терминами)

  1. Изучение нового материала

Формы работы

  • индивидуальный опрос (пересказ, работа по карточке №1)

  • фронтальная (актуализация опорных знаний)

  • работа с учебником (анализ Карты и Иллюстраций)

Приемы обучения

беседа

прием взаимного сотрудничества (перепроверка выполненной работы)

работа с Текстом уч-ка (составление рассказ по иллюстрации)

активное чтение

Словарь

2 млн. лет назад

ВОСТОЧНАЯ АФРИКА

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ

Домашнее задание

  • пересказ П.1 учить Словарь

Возможно

Подготовить рисунок «Жизнь первобытных людей»

«Орудия труда первобытных людей» (палка-копалка, дубина, рубило)

Подготовить сообщение о стоянках первобытных людей (ИНТЕРНЕТ)

п/п

Этап урока

Действия учителя и учащихся

1

Организационный момент

Изложение плана урока

2

Опрос ДЗ

  1. Откуда мы знаем, как жили наши предки (пересказ стр.8 уч-ка)

  2. Объяснить термины: история, археология, письменные и вещественные источники, папирус, 5 тыс. лет назад

  3. Работа с Карточкой №1

3

Работа по теме урока

Р-та с Термином «Прародина»

Р-та с Картой

Информационный блок

Реставрация знаний — археология

Активное чтение

Р-та с Иллюстрациями стр.10-11

Активное чтение

Р-та с Иллюстрациями стр.12-13

Откройте страницу № 9 вашего учебника. Сейчас мы  поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

  • На каком материке находится искомая область?

  • Какая часть материка включает искомую область?

  • По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

  • Почему именно в Юго-Восточной Африке сформировался первобытный человек?

«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили  орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдувайская».

     Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни.

Стр.10-11 – введение и пункт 1 (описание предков)

Вопрос уч-ся: У древнейших людей сохранялись звероподобные черты. Назовите их

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Почему первые объединения людей жили группами, и с какой целью они объединялись?

Задание учащимся:

    1. по иллюстрациям составьте рассказ о занятиях первобытных людей

    2. каким предметами пользовались первобытные люди в процессе добычи пищи?

    Стр.11-12 — пункт 2 «Орудия труда»

    Обратить внимание уч-ся на главное отличие древнейших людей от животных – умение изготавливать орудия труда

    Задание уч-ся:

    Предположите, каким образом древнейшие люди могли использовать орудия труда

    4

    Подведение итогов урока. Рефлексия

    • Что из того, о чем вы узнали на уроке, вас поразило больше всего?

    • Как вы думаете, что объединяло людей в группы? (совместный труд по добыванию пищи)

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Карточка №1 по теме «Откуда мы знаем, как жили наши предки» (закрепление Урок №1)

    Вариант №1

    Задание: заполните пропуски, допущенные в тексте

    Более …………………….. (1) назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках., на папирусе — ………………………(2). Из ……………………. (3) источников – древних книг и надписей, высеченных на камне, — мы узнаем о первых государствах, о законах и обычаях и о многом другом.

    До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды – гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для………………………… (4). Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены.

    Важную роль играют …………………………. (5), которые проводят ученые-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда. Все эти находки принято называть……………………………… (6). Они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до ………………………….. (7)

    Ответы запишите в следующей форме:

    1. ______________________________________________________________________

    2. ______________________________________________________________________

    3. ______________________________________________________________________

    4. ______________________________________________________________________

    5. ______________________________________________________________________

    6. ______________________________________________________________________

    7. ______________________________________________________________________

    Карточка №1 по теме «Откуда мы знаем, как жили наши предки» (закрепление Урок №1)

    Вариант №2

    Задание: найдите исторические ошибки, допущенные в тексте (6 ошибок)

    Мировая история человечества длится уже несколько миллионов лет. Написаны сотни учебников по истории. Возникает вопрос: на основании, каких данных написаны эти учебники?

    Главным источником для их создания являются письменные и материальные источники. Ученые-лингвисты проводят раскопки. В земле на месте древних поселений ученые находят остатки жилищ, окаменевший хлеб, пластиковые бутылки. Из письменных источников – глиняных табличек, свитков пергамента мы узнаем, как жили люди 8 тысяч лет назад, т.е. во времена, когда было изобретено письмо.

    До наших дней сохранились гробницы владык Индии, Великая Китайская стена. Эти сооружения свидетельствуют о мастерстве строителей и могуществе правителей.

    Ответы запишите в следующей форме:

    Ошибка, допущенная в тексте

    Верный ответ

    1)

    2)

    3)

    4)

    5)

    6)

         По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век — около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н.э. Брон­зовый век длился более 2,5 тысяч лет, а при­близительно в середине II тыс. до н.э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в раз­ных районах Земли не одновременно, где-то рань­ше, где-то позже.

    Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человече­ские кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. прошлого века в Германии были найдены кости одного из предков современного человека — неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.

    6bEy coFcworOTtGeDF8rAZdIYobV8JTfw l1NfGIYGkAN19iKguDfxYlMF3

       В 1859 г. была издана книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось пред­положение, что человек, подобно другим живым существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых к более сложным формам. С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об из­вестных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.


    Древнейшие люди.

    abVC3uuNsqE2JfSqfTFJRh7lUozBEQWKgm2JId24oPhWaa89 BcMSeU1ACwPMcV3f82uxqMBskBu2bSMWimWaY zTZoJ rgOdiQN4uhS6u14ZIw6GXT 8oVGquXdSYA4B7YNs2Ke

    В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнару­жено множество. Самые древние найдены в Африке,   поэтому считают,  что  именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5—1,8 млн. лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитеками — южными обезьяна­ми. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передви­гаться в выпрямленном по­ложении и держать в ру­ках палку или камень.

    Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими оруди­ями можно было срезать ветку, снять шкуру с уби­того животного, расколоть кость или выкопать из зем­ли корень. Тот, кто изгото­вил их, получил наимено­вание» человек умелый»(homo habilis ). Сейчас его считают первым предста­вителем человеческого ро­да.

    «Человек умелый»   пе­редвигался на ногах, а кис­ти его рук были приспособ­лены для того,  чтобы не только держать палку или камень,   но   и   изготавли­вать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они по­давали друг другу сигналы криками, жестами, гри­масами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из несколь­ких самцов, самок с детенышами и подростков. .

    K4p6xgsvaTWPvRuGTE8uR3c3bdxjiO49ALIRk0u0IKC42hS44a 78ViyOARxdYbSXUL9RKLPHoRIhFDORkP7LC42IBU4xGfXk94TH1ykLPms8QURo90moPc2YqCealz

    Около 1 млн. лет назад появился новый вид — человек прямоходящийк(homo erectus),питекантроп,т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков низкий лоб и сильно вы­дающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека.   «Человек выпрямленный» научился делать раз­личные орудия из камня — крупные рубила  правильной  формы,  скребки, резцы . Такими орудиями можно было рубить, ре­зать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.

    Развитие трудовых навыков, способность мыс­лить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных кли­матических условиях. Они жили в холодных об­ластях Северного Китая и Европы, в тропиках ост­рова Ява, степях Африки. Во время существования «человека  выпрямленного»  начался  ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уро­вень Мирового океана, между разделёнными пре­жде водой участками суши возникли сухопутные «мос­ты», по которым люди смо­гли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости пи­текантропа.

    Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в мес­тах, где обитали большие стада животных. Питекан­тропы иногда жили и в пе­щерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоня­ли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. До­бычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, кото­рый согревал их, защи­щал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу,которую прежде ели сырой.

    Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые террито­рии — всё это требовало объединённых усилий мно­гих людей. Их коллективы должны были быть до­статочно многочисленными и сплочёнными. Ус­ложнение образа жизни привело к тому, что стар­шие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородича­ми. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшие­ся ими орудия, почти не изменяясь, просущество­вали около 1 млн. лет.

    VGHtLb0mmD8E25fi

    Неандертальцы.

         Воздействие при­родного окружения и усложнение деятельности лю­дей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного»неандертальца (по названию германской долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его ос­танки). Он уже мало от­личался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подборо­док. По словам одного учёного, с таким сущест­вом ему не захотелось бы встретиться ночью в го­родском парке. Но эти люди обладали более жи­вым умом и лучше при­спосабливались к тяжё­лым условиям леднико­вой эпохи, чем их пред­шественники — питекан­тропы, которые, в конце концов, вымерли.jul7GLNQJcDAoFYJqLHx 4N5k1b2sOAOsCsNONtT sFF3ldORTzmvQzo5UZMEkyPmi 9XqU8Xs8ek9RLc0iIjtVDJQts8aOqMItL9faAt79O3oWlPdzKRn1qYDh9RcsUJkfcccyj

    Неандертальцы стали заселять прежде безлюд­ные области юга Европы, Азии, Африки. Они забирались в пещеры, куда уходили на зимнюю спячку огром­ные пещерные медведи. Высота этих зверей дости­гала 2,5 м, длина — 3 м, и таких крупных живот­ных убивали люди, во­оружённые копьями, камнями, дубинами. Огром­ные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.

    Неандертальцы усовершенствовали орудия, изо­бретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носи­ли одежду из шкур и умели строить простые жили­ща, а около 60 тысяч лет назад научились добывать огонь.

    О довольно высоком уровне развития неандер­тальцев и их культуры можно судить по тому, что орудия в разных областях Земли, населённых ими, уже не были такими одинаковыми, как прежде. В это время начинает складываться одна из особен­ностей культуры человечества — её разнообразие. В это же время появляются некоторые признаки физических отличий обитателей разных областей, формируются расы.

    Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее. По­нимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умер­ших сородичей: например, слоны забрасывают их ветками. Может быть, прятали своих покойни­ков и предки неандер­тальцев. Люди специаль­но рыли ямы, куда клали умерших. Часто погребе­ния, причём многочис­ленные, делали в пеще­рах. Хоронили всех — женщин, детей, старых охотников. Нередко та­кие погребения окружа­ли камнями, в них остав­ляли оружие, череп ка­кого-нибудь небольшого животного, даже цветы. Останки посыпали крас­ной охрой или клали ку­сочки этого минерала ря­дом с умершим. Вероят­но, красный цвет уже тогда воспринимали как цвет жизни.5UGo1HMYZeJfMuhtPtSr6BJye36V4zNZSkULNVotpQRlCxJChSYx8F2t8LjxdIaMf vqja36RFbjEzAwcYjcP J39n Vi2N0krR4lUO80A0vKN5IpFXulR Z3 3VGBnnj9baOhRI

    Люди не только осо­знали необходимость за­ботиться о слабых и боль­ных, они получили воз­можность это делать. Для того чтобы тяжело раненный человек вы­здоровел, о нём необхо­димо было заботиться, делиться с ним пищей. В погребениях находят скелеты явно тяжело больных людей, а в одном из них обнаружили останки мужчины без руки. Значит, люди уже могли до­бывать столько пищи, чтобы прокормить не только подрастающих детей, но и слабых, больных, стари­ков. Наверное, в таких условиях начали склады­ваться представления о хорошем и плохом в отно­шениях людей, т.е. моральные нормы.

    Неандертальцы были первыми людьми, о кото­рых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке че­репа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым об­разом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных ямах.

    «Человек разумный».

         Проблемными являются вопросы, кого из древнейших гоминид следует относить к наиболее ранним формам человека разумного и когда они появились. Есть мнение, что время их возникновения не 40 тыс. лет назад, как это принято считать, а 100 тыс. лет или даже более. Как полагают многие исследователи, между homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры.

    OzXJfaItftrIxmkidh3u4Asv FKGlJQQm0R086WbocBgekuei2GZVopBRqrKPZEKCGXcSpv6DFLLSWFJ9jTnPYK3ih55 q2Um8ws3u5oBIm0fiY6Jq2smXrou DW8ofIBlBSToww

    Также ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы вне­запно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. В Палестине найдены скелеты неандертальцев, более развитых по сравнению с другими своими сороди­чами, уже обладавших признаками человека, кото­рого прежде называли кро­маньонцем, а сейчас пред­почитают более общее наз­вание — «человек современного типа».. (Его назы­вают по-латыни homo sapiens sapiens — как бы «че­ловек дважды разумный» по сравнению с неандер­тальцем, который лишь ho­mo sapiens neandertalensis — «человек разумный не­андертальский».) Люди, вытеснившие неандерталь­цев 40—30 тыс. лет на­зад (100 тыс. лет назад), уже не имели черт, придававших их предшест­венникам несколько звероподобный облик: их руки стали менее мощными, лоб — более высоким, у них появился подбородочный выступ.

    Появление человека современного типа совпада­ет с началом последнего периода древнего камен­ного века — около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху, продолжавшуюся недолго по сравнению с предыдущими — всего 23—25 тысяч лет, люди заселили все континенты, кроме, разу­меется, Антарктиды. По возникшим благодаря оледенению «мостам» они проникли в Австралию. Это случилось, как полагают, около 20 тысяч лет назад. Вероятно, 40—10 тысяч лет на­зад была заселена Америка: один из путей проник­новения туда  людей — дно Берингова пролива, ко­торое было сушей.rEOYiyzJ6vSno2L xkuorwS pc8lq6xNmo5gWPsRNgeMfAn3e0c7661PU4wKjSSZ1OgOsh7ge h05iwHQpnkvrv5vJq7hvt p2eDWsx2fDcNIHbAdb md1wHJadqTDVaESdhvOp

         В ту пору очень высоко­го уровня развития достиг­ла техника изготовления каменных орудий. Многие из них теперь делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжи­мали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обра­ботке, притупляя края или снимая с помощью кос­тяного либо деревянного инструмента тонкие че­шуйки с поверхности. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, который часто встречается в природе. Использовали и дру­гие минералы, которые легко раскалывались, были достаточно твёрдыми и мелкозернистыми. Некото­рые ножевидные пластины были такими острыми, что ими можно было бриться. Техника изготовле­ния орудий и оружия стала виртуозной. Именно в это время сложились формы многих вещей, кото­рые потом стали делать из металла: наконечников копий, кинжалов, ножей.

    Стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособле­ние, позволявшее увеличивать дальность полёта ко­пья — копьеметалку. Костяные изделия украшали резьбой — орнаментом или изображениями живот­ных, что, как полагали, придавало им особую силу.

    В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века.

    Это была пора последне­го оледенения. Стада ма­монтов, шерстистых но­сорогов, бизонов паслись там, где сейчас находятся города Франции, Испании, юга России. Вслед за ста­дами животных перемеща­лись общины, состоявшие из малых семей — отца, матери, детей. Охота на животных давала не только мясо, но и материал для изготовления орудий и украшений. Особенно любили наши предки ожерелья из зубов животных. Занимались они и ловлей рыбы, которой много во­дилось в реках и озёрах.

    Люди жили теперь не только в пещерах или гро­тах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Материалом для построек, вероятно, часто служили дерево и шкуры, но до нас до­шли развалины полуземлянок из кос­тей мамонтов. Из громадных костей и бивней стро­или каркас жилища, который покрывали затем шкурами, ветвями, частично засыпали землёй. Раз­валины таких больших жилищ, принадлежавших нескольким семьям, найдены при раскопках под Воронежем и на Украине.

  • Рассказ про пельмени для 3 класса
  • Рассказ про первого учителя для первоклассников кратко от родителей
  • Рассказ про пельмени на немецком
  • Рассказ про пасмурное небо
  • Рассказ про патрика из спанч боба на английском