Рассказ про перелетных птиц для дошкольников читать

Конспект нод по речевому развитию перелтные птицы для средней группыцель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелтных

Конспект НОД по речевому развитию «Перелётные птицы» для средней группы

Цель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.

Задачи:

Образовательные : расширить представления о перелётных птицах, развивать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц.

Воспитательные: Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.

Развивающие: развивать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц.

 развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него

Работа со словарём: перелётные птицы, грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, журавль, лебедь, утка, вить гнездо, высиживать яйца, потомство, птенец.

Методическое обеспечение: иллюстрации перелётных птиц, сказка «Возвращение на родину» Ирис Ревю, игрушка маленькой птички, сюжетные картинки «Жизнь перелётных птиц весной», физминутка «Птицы».

Предварительная работа: рассказ воспитателя о перелётных птицах, чтение сказок о птицах, дидактические игры, разучивание физкультминуток, разгадывание загадок о птицах, раскраски птиц.

Методы работы: словесный, наглядный, игровой.

ХОД НОД:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала одну очень интересную сказку. А вы любите сказки?

Дети: Да.

В.: Хотите я вам её прочитаю?

Д.: Да.

В.: Она называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?

Д.: Родина – это наш дом.

В.: Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был. Так вот, сейчас мы узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.

(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)

Сказка «Возвращение на родину»

Автор сказки: Ирис Ревю

 (Обсуждение сказки с детьми)

В.: Ребята, о ком эта сказка?

Д.: О птицах.

В.: О каких птицах здесь говорится?

Д.: О воробье, синице и трясогузке.

В.: Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?

Д.: Трясогузка.

В.: Молодцы, вы очень внимательные. А кто запомнил, где она была, куда летала?

Д.: В теплые края.

В.: Если птичка улетает на юг, значит она …

Д.: Перелётная.

В.: Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?

Д.: Потому что они – зимующие птицы.

В.: Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?

Д.: Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, журавль, утка.

(Когда дети называют птицу, воспитатель вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)

В.: Какие вы молодцы, сколько птиц назвали. Это все перелётные птицы. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.

(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)

В.: Ребята, давайте вспомним, чем занимаются птицы весной на родине. Что рассказывала трясогузка синице и воробью, помните?

(Воспитатель показывает серию сюжетных картинок «Жизнь птиц весной», по которым дети должны составить рассказ о том, что птицы делают весной:

1 картинка — птица вьёт гнездо.

2 картинка — птица около гнезда с яйцами.

3 картинка – птица около гнезда с птенцами.)

Д.: Весной птица сначала вьёт гнездо из маленьких веточек, потом птичка откладывает яйца и ждёт появления потомства, с нетерпением ждёт, когда на свет появятся её птенцы, потом мама-птица заботится о своих птенцах, кормит их и ухаживает за ними до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

В.: Правильно ребята.

(Дальше воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложение», в которой дети тренируются в употреблении множественного числа)

На дворе дерево, а в лесу … (деревья)

Одна птица вьёт гнездо, а птицы … (вьют гнёзда)

В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы)

Игра «Чьё гнездо?»

(На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.)

ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.

ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.

ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.

ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.

СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.

У КУКУШКИ нет гнезда. (Воспитатель напоминает детям, что кукушка откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.)

-Весной у всех птиц появляются птенцыПтицы заботятся о своих малышах.

-Как они это делают? (Выкармливают, учат летать, охраняют от врагов).

Игровое упражнение «У кого кто?»

— У грача – грачонок — грачата.

— У утки – утёнок – утята.

— У лебедя – лебедёнок – лебедята.

— У соловья – соловьёнок – соловьята.

— У журавля – журавленок – журавлята.

— У кукушки – кукушонок – кукушата.

— У аиста – аистёнок – аистята.

— У скворца – скворчонок — скворчата.

-Можно ли разорять гнезда? Почему?

(Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим чудесного пения птиц).

Устали, давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели («улетают», садятся).

Игра«Будь внимателен»

(Я сейчас буду перечислять название птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи одним словом».

-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий).

У аиста длинный клюв, он (длинноклювый).

У ласточки длинный хвост, она (длиннохвостая).

Ласточка любит тепло, она (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она (острокрылая).

Сова спит днём, а охотится… (ночью).

Утка серая, а лебедь… (белый)

У синицы хвост короткий, а у ласточки. (длинный).

В.: Ребята, к нам сегодня прилетел один птенчик с вами поиграть (воспитатель достаёт игрушку птенчика). Он тоже любит играть, как и все дети.

(Воспитатель проводит речевое упражнение «Назови ласково»)

Птенчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу кое – что проверить, поможете мне?

Д.: Да.

Птенчик: Взрослые птицы говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья, а сейчас у меня маленькие — … (крылышки)

Когда я вырасту, у меня будет клюв, а сейчас у меня маленький — … (клювик)

Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие — … (глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … (перышки)

Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня — … (головушка, головка)

Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький — … (хвостик)

Ребята, это правда?

Д.: Да.

Птенчик: Я очень хочу поскорее вырасти. Спасибо вам, а сейчас мне пора, а то мама с папой будут волноваться. До свидания, дети!

Д.: До свидания, птенчик.

В.: До свидания, птенчик. Прилетай к нам еще, когда вырастишь.

Итог: О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали?

C:UsersAllaAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.Word20210409_080738.jpg

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №7»,  г. Энгельс, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Исакова Т.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 36152


НОД ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

Возрастная группа: старшая группа № 2 (5-6 лет)

Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»».

Цель:

-Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи: 

— Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.

— Развивать умение у детей передавать свои впечатления.

— Обогащать словарь определениями.

— Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение)Наглядный (рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстраций (открыток) с осенними пейзажами), аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и (открытки) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).

Предварительная работа: Беседы о золотом времени «Осень», дидактические игры, слушание и пение песен об осени, наблюдения в живой и неживой природе.

ХОД НОД

Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у картины В. Серова «Октябрь»

Воспитатель:

 Рассказ про перелетных птиц для дошкольников читать

Воспитатель: Ребята, я желаю напомнить вам о самом начале осени. Погода в начале осени стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю.  Посмотрите на небо, небо ранней осенью ярко-голубое. А теперь внимательно рассмотрите картины и покажите мне ту картину, на которой изображена ранняя осень.

Дети: рассматривают и выбирают картину В. Поленова «Золотая осень».

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту картину?

Дети: Потому что на этой картине изображена проселочная дорога, а по краям дороги стоят высокие деревья, некоторые из них окутаны желтой листвой, но так как еще осень не вступила,  в свои права есть деревья с зеленой кроной. Вдалеке  простирается  огромная река.

Воспитатель: А потом ребята листья стали разноцветными и погода холодной, птицы в это период времени  начали улетать в теплые края. Подскажите мне, как называется эта пора осени?

Дети: Золотая осень.

Задание 1. Дидактическая Игра «Осень»

На столах разложены картинки с изображением разных периодов осени.

 Рассказ про перелетных птиц для дошкольников читать

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают золотую осень.

Дети выполняют задание

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это самый настоящий художник. Он нам будет сегодня помогать.   Вы слышите, как шелестят листья под ногами, как тонко дует ветерок.

Художник: Милые ребята, а теперь послушайте,  как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.

Воспитатель читает рассказ.

Осень.

Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб —  богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…

Физкультурная минутка

Дети под слова воспитателя прыгают, скачут хаотично по группе.

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим.

И ничего на значит

Плим-плим-плим.

Основная часть:

Воспитатель:  Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как украсила осень березы и клены?

Дети: Осень покрыла березу о клен лимонной желтизной.

Воспитатель: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Дети: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в  ярко-красный цвет.

Воспитатель: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?

Дети:  Писатель описывает дуб и сравнивает его со  столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.

Воспитатель: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.

Дети:  Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечно зелеными. Осень  хотела оставить ощущение тепла осенью, чтобы наши глаза радовались таким красивым краскам. 

Задание 2. Картинная галерея

Рассказ про перелетных птиц для дошкольников читать

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?

Дети: Картину с изображением золотой осени.

Воспитатель: Постарайтесь найти в ней то, о чем говорилось в рассказе.

Дети: На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?

Дети:  На картине нет кустарников и  перелетных птиц в небе.

Звучит тихая спокойная мелодия.

Задание 3. Воображаемая осень

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад.  Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.

На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

Дети: Мне музыка навеяла тихий шум ветерка, который разносит листья по дорожкам парка. Чувствуется такая легкость, хочется бежать, радоваться и приносить радость другим.

Воспитатель: А  кто еще, что почувствовал под музыку.

Дети: Я почувствовал радость от того, что я иду вместе с родителями гулять. Под ногами шелестят листья, я их собираю в букет, чтобы сделать подарок своей бабушке. На улице светит солнце, ощущение тепла, которое хочется подарить всем нуждающимся людям.

Воспитатель:  Молодцы  ребята. Каждый из вас высказал свое мнение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своей осени.

Воспитатель:  Умницы  вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.

Воспитатель:  А еще ребята,  вы знаете, что в старину на Руси  наши с вами предки справляли праздник, который назывался  Осенины и посвящался это праздник собранному урожаю и семейному благополучию. Художники и писатели тоже очень много писали картин, которые назывались натюрморт, а писатели писали рассказы, сказки, стихотворения про осень, сбор урожая. Я вам предлагаю сыграть в игру  «Узнай на ощупь».

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

На столе стоит корзинка накрытая полотенцем с овощами и фруктами

Воспитатель: Ребята, нам предлагается узнать, что лежит в корзинке, полотенце поднимать нельзя, нужно определить на ощупь и положить на поднос.  В целях подсказки будет загадываться загадка.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая.

(Груша)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…

(Помидора)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами  с картиной  В. Серова «Октябрь», прочитали рассказ Г. Скребицкого  «Осень», собрали урожай осенний. Вот видите, с какими разными жанрами мы познакомились. И напоследок  хотелось бы вас познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И  лучезарны вечера…

Воспитатель:  Как  вы думаете, ребята, в каком месяце осени можно наблюдать эту картину?

Дети: Эту картину можно наблюдать в сентябре, в начале осени.

Воспитатель: Правильно, ребята, в стихотворении Федора Тютчева так и говорится: «Есть в осени первоначальной…»

Задание 5. Дидактическая  игра «Осень»

Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно подобрать существительные к слову «Осенний». Например, осенний день.

Дети: Осенний дождь, осенний ветер, осеннее утро, осенний лес…

Воспитатель:  Молодцы ребята. Смотрите перед вами разложены картинки с разными изображениями.  Разложите картинки так, чтобы получились ваши названные ответы.

Воспитатель: Умницы ребята.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Художником, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?

Дети: Да, художник нас познакомил с картинами, на которых была изображена осень, мы узнали о старинном празднике на Руси, который называли Осенины.

Воспитатель: Давайте скажем Художнику до свидания и пригласим его еще к нам заходить.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе детского сада / под ред. О.В. Дыбиной.
  3. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014.
  4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи. Старшая группа.

На чтение 18 мин. Опубликовано

lastochka.jpg

Каких птиц называют перелетными и почему эти птицы улетают в теплые края?

Каких птиц называют перелетными?

Перелетные птицы — это птицы, которые мигрируют на большие расстояния, часто улетая даже на другой континент. Мы считаем, что перелетные птицы улетают в теплые края потому, что им холодно, но это не совсем так. Многие способны переносить минусовую температуру. Основная проблема для них в том, что с похолоданием исчезает доступ к пище и воде. Длительные перелеты совершают в основном насекомоядные и водные птицы — для них зимой у нас совсем нет условий. Это аисты, цапли, стрижи, ласточки, утки и гуси, жаворонки, дрозды. К слову, некоторые крупные птицы остаются зимовать у нас, если находят подходящие условия для жизни и пропитания — например, незамерзающий водоем. А вот маленькие птички вроде ласточки или стрижа и правда могут замерзнуть насмерть.

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки — косяком. Одни летят днём — аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью — мухоловки, славки, трясогузки.

Почему птицы улетают в теплые края?

Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают.

Но многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в августе, когда повсюду много насекомых. Как они узнают о приближении голодного времени? Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора в дорогу.

ТолкованиеПереводПерелетные птицы</dt>350px-grus_grus_flocks.jpg

Клинсерых журавлей.

Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность, недоступная большинству других видов наземных животных.

Типы миграций

По характеру сезонных переселений птиц делят на оседло-живущих, кочующих либо перелётных.[1] Кроме того, при определённых условиях птицы, как и другие животные, могут выселяться из какой-либо территории без возврата назад, либо инвазироваться (внедряться) в регионы за пределами их постоянного обитания; такие переселения непосредственно к миграции не относятся. Выселение либо внедрение может быть связано с природным изменением ландшафта — лесными пожарами, вырубкой лесов, осушением болот и т. д, либо с переселённостью конкретного вида на ограниченной территории. В таких условиях птицы вынуждены искать себе новое место, и такое перемещение никак не связано с их образом жизни или временами года. К внедрениям также часто относят интродукцию — намеренное переселение видов в регионы, где они никогда прежде не обитали.[2] К последним, например, можно отнести обыкновенного скворца. Очень часто нельзя однозначно сказать, что данный вид птиц является строго оседлым, кочующим или перелётным: разные популяции одного и того же вида, и даже птицы одной популяции могут вести себя по-разному. Например, крапивник на большей части ареала, включая почти всю Европу и приполярные Командорские и Алеутские острова, живёт оседло, в Канаде и севере США кочует на незначительные расстояния, а на северо-западе России, в Скандинавии и на Дальнем Востоке являeтся перелётным.[3] У обыкновенного скворца или голубой сойки (Cyanocitta cristata) возможна ситуация, когда на одной и той же территории часть птиц в зимнее время перемещается на юг, часть прибывает с севера, а часть живёт оседло.[4]

Оседлые птицы

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма — тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся cинантропы — птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.[1].

Кочующие птицы

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.[5] Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.

На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.

Перелётные птицы

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.[5] Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час[6][7]. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.[6]

Формы маршрутов

  • Разделительная миграция.
  • Миграция перекатами.
  • Кольцевая миграция. При кольцевой миграции весенние и осенние маршруты между собой не совпадают.

Миграции могут быть как горизонтально-направленными (из одного региона в другой при сохранении привычного ландшафта), так и вертикально-направленными (в горы и обратно).

Направления перелётов

Направления миграции у птиц бывают весьма разнообразными. Для птиц северного полушария типичным является перелёт с севера (там где птицы гнездятся) на юг (там, где они зимуют), и обратно. Такое перемещение характерно для умеренных и арктических широт северного полушария. В основе такого переселения лежит комплекс причин, главная из которых лежит в энергетических затратах — летом в северных широтах длина светового дня увеличивается, что даёт ведущим дневной образ жизни птицам больше возможности прокормить своё потомство: по сравнению с тропическими видами птиц кладка их яиц выше. Осенью, когда длина светового дня сокращается, птицы переселяются в более тёплые регионы, где кормовая база менее подвержена сезонным колебаниям.

Литература

  1. 12 Боголюбов А. С., Жданова О. В., Кравченко М. В. «Справочник по орнитологии. Миграции птиц» Москва, «Экосистема», 2006 онлайн
  2. Introduced species Энциклопедия Британика. Прочитано 2008-09-02
  3. Josep del Hoyo , Andrew Elliott , David A. Christie «Handbook of the Birds of the World, Vol. 10: Cuckoo-Shrikes to Thrushes» Lynx Edicions. 2005. ISBN 84-87334-72-5
  4. Northern Prairie Wildlife Research Center Migration of Birds. Geographic Patterns of Migration. Прочитано 2007-09-02
  5. 12 Berthold, P. 1993. Bird migration: a general survey. Oxford University Press, New York, New York, USA.
  6. 12 Thomas Alerstam «Bird Migration» Cambridge University Press
  7. Bird migration Universitetet i Oslo. Прочитано 2007-09-02

</dd>

Wikimedia Foundation. 2010.

</dl>Другие книги по запросу «Перелетные птицы» >>

Список таких пернатых огромен, но надо чётко знать, какие — перелётные птицы, каких можно назвать условно перелётными, а какие всегда осёдлые.

Перелетные птицы:

  • ласточка;
  • чибис;
  • дрозд певчий;
  • малиновка;
  • жаворонок;
  • мухоловка;
  • зяблик;
  • зорянка;
  • садовая камышовка;
  • зимородок;
  • горихвостка;
  • удод;
  • выпь;
  • трясогузка;
  • иволга;
  • соловей;
  • славка черноголовая;
  • лебедь;
  • гусь;
  • утка;
  • грач;
  • журавль;
  • глухарь;
  • рябчик;
  • пищуха;
  • клест.

Картинки с названиями для детей, на которых изображены птицы, улетающие на юг зимой, чаще всего представляют журавлей. А ведь огромное количество пернатых покидает место обитания, кроме этих птиц, и они это делают не сразу, а каждый вид в определённое время.

Некоторые перелётные птицы: картинки с названиями и указанием очерёдности полёта на юг

Раньше всех покидают место жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов.

Перелётная птица трясогузка, фото

За ними устремляются в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного снежного покрова.

В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное питание, а осенью только растительная пища. Например, это чиж – тли и других мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена. Перелётная птица чиж, фото И последними спасаются от холода птицы, живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят. Водоплавающие перелётные птицы: картинки

Среди пернатых, питающихся растительной или „живой“ пищей на суше, тоже может наблюдаться условная перелётность. К примеру, это сойки и свиристели: чем южнее они живут, тем реже они покидают место обитания зимой.

Известные перелётные птицы: картинки, названия, основные места зимовок

Кукушка обыкновенная. Из Средней Азии и Сибири эти птицы устремляются в южную часть Сахары в Африке. Из Англии и северной Европы кукушки обыкновенные летят на юг Африки, долетая даже до ЮАР.Скворцы российские, украинские и скандинавские летят на юг Европы. Иногда они доставляют большие неудобства жителям южных европейских стран зимой. К примеру, в Италии в зимние месяцы они так шумят, что перекрывают гул транспорта в городах. Если говорить о журавлях, то ареал их перелёта очень широк. Кавказ, долина Нила, север и запад Индии, Ирак – вот далеко не все места зимовки журавлей.Соловьи почти все летят на зиму в Африку, в основном в западную, но стараются останавливаться в странах южнее экватора.Лебедь – самое большое пернатое, живущее на воде, и самая крупная перелётная птица. Российские лебеди на зимний период улетают к Средиземному и Каспийскому морям, на юг азиатских побережий.Ласточки, все их разновидности – перелётные. С Запада они летят зимовать в Африку южнее Сахары, восточные – в Китай и зоны, примыкающие к Гималаям.Грачи, населяющие практически всю Евразию от Скандинавии до тихоокеанского побережья, улетают зимой относительно недалеко. Грачи российские устремляются в Турцию, из Европы – в Италию и Францию, поволжские – в основном в Казахстан. Смотрите видео про перелетных птиц.

Осенью, наблюдая вместе со своим малышом стаи перелетных птиц, любящие родители рассказывают ребёнку, какое путешествие ожидает пернатых в тёплые края. А услышав вопрос, почему же уточки и аисты не хотят зимовать с нами, многие мамы и папы задумываются. Самым очевидным ответом кажется то, что просто не все птицы могут перенести предстоящие холода. Но это не совсем правда. Так как же ответить на вопрос своего маленького почемучки?

Птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как тебя оберегают от мороза твои курточка и штанишки.

Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами. Ты зимой видел мух и бабочек? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны.

Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  • Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки и др.
  • Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.
  • Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Потому что зимой все водоёмы замерзают, и найти подходящую пищу пернатым озёрным жителям практически невозможно. В это же время покидают нас журавли и аисты, в привычный рацион которых входят лягушки и грызуны.

Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клесты, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

Люди помогают птицам пережить холодную и голодную пору: изготавливают кормушки, куда кладут семечки и зёрнышки. Помнишь, мы в парке угощали голубей крошками? Так поступают многие, поэтому городским птахам не страшно оставаться зимовать с нами.

Примерно такой у вас может состояться разговор с любознательным малышом. Не забывайте, что иногда ребёнку очень полезно сперва самому подумать над своей же задачкой в поисках ответа. Ваши наводящие вопросы могут помочь ему дойти до сути проблемы. Это хорошо скажется на детской самооценке, создаст опыт успеха, побудит в дальнейшем к самостоятельному изучению и анализу окружающего мира.

Читаем также: Как объяснить ребенку почему небо голубое

Шишкина школа. Природоведение. Перелетные птицы

В видео мы узнаем, какие птицы улетают на юг, и зачем они это делают. А ещё мы узнаем, как следить за перелётными птицами:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

watermark.png

Татьяна СухихДата: 5 мая 2018 в 21:00 Рубрика: Окружающий мир

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий.  Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

stroenie.jpg

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

stai.jpg

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

zimuyusghie.jpg

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

Screenshot_9.png

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты * Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. Используемые источники:

  • https://ktoikak.com/kakih-ptits-nazyivayut-pereletnyimi/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1090085
  • http://pticadom.ru/pereletnye-pticy.html
  • https://razvitie-krohi.ru/otchego-i-pochemu/pochemu-ptitsyi-uletayut-na-yug-kak-obyasnit-malyishu.html
  • https://metodbv.ru/pereletnye-ptitsy-dlya-detej/

Комплексно
интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста с приоритетом
устойчивого развития по теме:

« Лес и
люди ».

Тема: лес
и люди.

 
Программный смысл: формировать у детей первичные понятия, что природу нужно
оберегать; нельзя обижать, глумиться, уничтожать. Продолжать учить различать
живые и неживые объекты природы, закрепить знания о том, что человек является
частью природы и существование человека без природы невозможно; учить детей
принимать активное участие в сохранении природы родной земли, и рационально и
экономно использовать разнообразные ресурсы и знать об их вторичную
переработку. Закрепить усвоенные знания о весенних цветах, их лекарственных
свойствах; знание детьми сказок В. Сухомлинского о цветах. Углубить знания о
насекомых; дать представление, что с наступлением холодов они прячутся, а
просыпаются весной; рассказать, что насекомые являются кормом для птиц;
закрепить названия насекомых; учить определять погоду, наблюдая за насекомыми.
Расширить знания детей о перелетных и зимующих птицах; закрепить их названия,
умение отгадывать пение птичек. Уточнить экологические знания детей о
взаимосвязи человека с природой на основе конкретных правил поведения в
природной среде. Способствовать пониманию что лес-это совокупность растений и
животных, которые не могут существовать друг без друга; подвести к пониманию,
что в экосистеме нет вредных и полезных, поскольку все связаны друг с другом и
взаимозависимы. Закрепить знания о классификации мусора на естественное и то
что оставил человек. Развивать речь, умение делать выводы, предсказывать
последствия плохого обращения с природой. Воспитывать желание заботиться об
объектах природы, любить и уважать все живое.

 Предварительная
работа:

Рассказы
сказок В. Сухомлинского «Синие глазки», «Как пчела находит цветок ландыш»,
«Фиалка и пчелка», «Мальчик и колокольчик ландыша».

2.Познакомить
с лекарственными свойствами цветов.

3.Ознакомить
с правилами игры «Назови цветок по цвету».

4.Наблюдения
за цветами, насекомыми, птицами.

 
Оборудование: Произведения. Сухомлинского «Синие глазки», «Фиалка и пчелка»,
«Мальчик и колокольчик ландыша», «Как пчела находит цветок ландыша»,
«Экологическая книга», контейнера для мусора, различные виды мусора;
пластмасса, бумага, стекло, шишки, листья, ветки с деревьев; иллюстрации
насекомых, цветов, птиц, загадка, проблемные вопросы, макет «Цепочка в
природе», д/и «С чем нельзя ходить в лес», «Назови цветок по цвету»,
«Перелетные и зимующие птицы», презентация мультфильма «Путешествие муравья»,
звуки природы «Пение птиц», видеоролик «Первоцветы Украины».

Ход
занятия 

Организационная
часть.

Воспитатель:
Дети сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Но перед тем как идти мы с
вами выберем, что возьмем с собой в лес?

Д / Г «с
чем нельзя в лес ходить?»         

Программный
смысл: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.

Правила
игры: ( Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением
ружья, топора, магнитофона, спичек, велосипеда, корзинки, покрывала…..)

Дети
объясняют, что можно брать с собой в лес. И почему.

Воспитатель:
дети, куда мы с вами пришли? Посмотрите что-то лежащее под елкой? Как вы
думаете, что это? Сегодня мы с вами будем читать эту книгу. А называется
она»экологическая книга». На каждой ее странице есть что-то интересное.

1 Страница
— «в мире сказок В. Сухомлинского»»

(Воспитатель
читает отрывки рассказов без названия произведения, а дети называют С как он
называется.)

Сквозь
сухой прошлогодний листок пробился зеленый подснежник. Острая, как стрелочка.
Расправил листочки. Между ними задрожали два синих глаза – два цветочка.
Глянули глазенки вокруг. Что же они увидели?

(«Синие
глазки»)

Вылетела
из улья пчелка. Летает над пасекой и прислушивается. Слышит, где – то
далеко-далеко звенят громкие колокольчики. Летит пчелка на музыку
колокольчиков. Прилетает в лес.

(«Как
пчелка находит цветок ландыша»)

Увидел Колокольчик
Ландыша Мальчик. Его так поразила красота цветочка, что он не мог отвести от
нее глаз. Мальчик протянул руку и хотел сорвать цветок. Колокольчик шепчет:

( «Мальчик
и колокольчик ландыша» )

4.
Подружили Пчелка и фиалка. Фиалка в поле смотрела на мир своими радостными
фиолетовыми глазами. А пчелка жила в улье. Много раз в день прилетала пчелка к
фиалке – брала пыльцу и нектар. Радовалась пчелка своей подруге.

( «Фиалка
и пчелка» )

2 страница
– «Цветочная».

Воспитатель:
дети эта страница предлагает поиграть с вами в игру.

Д / Г
«назови цветок по цвету».

Программный
смысл: учить называть и различать цветок по цвету.

Воспитатель:
я буду называть вам цвет, а вы вспомните какие цветы имеют такую окраску.

Белый –
подснежник, ландыш, нарцисс, ветреница.

Желтый –
одуванчик, гусиная лапка, первоцвет, мать – и мачеха, нарцисс.

Синий –
подснежник, барвинок, сон трава.

Воспитатель:
как вы думаете, о каких цветах можно сказать, что они сильные и смелые?

(Подснежник,
подснежник)

Воспитатель:
почему их так называют?

(Рассказ
детей )

Воспитатель:
Дети, давайте с вами просмотрим видео «Первоцветы Украины» и в этом убедимся.

(Показ
презентации )

Воспитатель:
А, что вы знаете о цветах? Какие они имеют свойства.

(Лечебные
)

Цветы под снежника
самые сильные и они придают людям силы.

Подснежник
обладает лекарственными свойствами, лечит дыхательные пути.

Цветы сон
называют так потому, что она имеет свойство навевать сон; отвар ее успокаивает
нервную систему.

Из ландыша
пьют настой при болезни сердца.

Одуванчиком
– промывают глаза, из цветов варят варенье, а из листьев делают салаты.

Мать – и –
мачеха заваривают отвар и пьют при воспалении дыхательных путей, а листья
прикладывают при ожогах до ран.

Все эти
цветы занесены в Красную книгу, поэтому их нужно беречь.

3 страница
– «Игровая».

Психогимнастика»я
– первый-первый цветочек весны».

(Под
музыку «Звуки живой природы»)

Я первый
цветочек весны.

( Дети
приседают, голова опущена, руки скрещены над головой)

Солнечные
лучи касаются, греет пробуждает силы. Я начинаю расти. Я тянусь к солнышку,
потому что я расту, расту, расту.

( Дети
медленно встают )

От
солнечных поцелуев я раскрываюсь все больше и больше.

(Руки
постепенно разводят в стороны)

Мои
лепестки начинают играться с ветром колышутся влево – вправо, вперед – назад.

(Наклоны
туловища вправо – влево, вперед-назад.)

А еще
хочется кружить в танке.

(Произвольное
кружение)

Но вот
поступил ветер, солнышко идет отдыхать и все цветы готовятся ко сну, закрывают
свои лепестки.

( Дети
приседают, наклоняют головы, скрещивают руки над головой)

Засыпают.

4 страница
– «Проблемная»

(Воспитатель
зачитывает детям ситуации, а они оценивают их)

Стоит ли
вырывать каждый, встреченный тобой цветочек?

Согласен
ли ты с мнением, что чем больше букет, тем он лучше и приятнее для того, кому
ты его даришь?

Как люди
обращаются с весенними цветами?

(Дети
высказывают свое мнение.)

5 Страница
— » знаешь ли ты?»

Воспитатель:
С приходом весны появляются не только цветы, но и просыпаются насекомые.

Д / Г »
Кто это?»

Программный
смысл: закрепить умение узнавать насекомое за силуэтным изображением.

(
Воспитатель раздает детям картинки с изображением насекомых нашей местности.
Разглядев картинку дети дают устно ответ.)

6 страница
– «Отгадай загадку»

Воспитатель:
Дети, я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте, и скажите кто это?

Есть в
лесу хатка, в ней комнат много.

Здесь
живет отара добрых санитаров

Ты эту
хатку не трогай!

Санитарам
покой дай.

                              
(Муравьи )

Воспитатель:
дети, а почему муравьев называют » санитарами леса?»

(Дети дают
ответ. )

Воспитатель:
А, еще их называют неутомимыми работниками. Они трудятся с утра до ночи. Где-то
погибла гусеница или другое какое-то насекомое, а муравьи ее сразу в муравейник
забирают. Дети давайте подойдем к ноутбуку и просмотрим мультик о
муравье»приключения муравья»

( Просмотр
мультика.)

7 страница
– «Назови примету»

Воспитатель:
дети в этом задании вам нужно назвать приметы которые связаны с насекомыми. Я
вам буду показывать насекомое, а вы называйте приметы связанные с ними.

(Ответ
детей )

Перед
дождем бабочки прячутся среди сухой ветви, в дуплах деревьев.

Если
вокруг муравейника кипит жизнь – дождь не предвидится.

Весной много
майских жуков-летом стоит ждать засухи.

Ранний
вылет пчел-признак теплой весны.

8 страница
– «Угадай пение птицы».

Воспитатель:
Дети послушайте, кто это так поет в лесу.

(Звучит
пение птиц. Дети отгадывают птицу за пением. )

9 страница
– «Перелет птиц».

Воспитатель:
на этой странице у нас новое задание нужно поделить птиц на перелетные и
зимующие.

Д / Г
«перелет птиц».

Программный
смысл: учить узнавать и называть зимующих и перелетных птиц; закреплять понятия
«зимующие», «перелетные».

(На столе
воспитатель раскладывает предметные картинки птиц. Каждый участник игры берет
картинку и превращается в определенную птицу. Ребенок говорит:
«Я-ворона!», «Я-воробей!», «Я — журавль!», «Я – кукушка!». По сигналу
воспитателя: « Раз, два, три на свое место лети!» дети, у которых картинки с
изображением зимующих птиц бегут к условному изображению ( зимний пейзаж ) , а
дети, у которых картинки с изображением перелетных птиц, бегут к другому
условному знаку ( весенний пейзаж. )

Воспитатель:
дети пока мы с вами решали задачи с нашим лесом что-то случилось? (Под
деревьями разбросан различный мусор )

Дети какой
бывает мусор?

(
Природного происхождения и сделанное человеком. )             

Назовите
естественный мусор. Кто мусорит в природе?

(.
Деревья, цветы, трава. Естественный мусор полезен. )

Как вы
думаете где можно использовать прошлогодние листья, веточки с деревьев, обломки
коры? Где можно использовать семена растений?

(Ответ
детей )

Но у нас
на поляне лежит и другой мусор. Откуда оно здесь взялось, этот мусор полезен
или вреден? Почему? Что будем делать с этим мусором?

(Ответ
детей )

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.

Занятие характеризуется межпредметной интеграцией. Учащиеся на данном уроке должны были осуществлять такие учебные действия, как:

  • постановка проблемы,
  • чтение стихотворений о весне,
  • работа над слоговой структурой слова,
  • работа с деформированными предложениями,
  • уточнения изменений в живой природе,
  • упражнение на изменение силы голоса,
  • работа над согласованием существительного с прилагательным,
  • работа над звуковым анализом слова,
  • составление предложений по схеме,
  • составление рассказа по опорным картинкам.

В процессе занятия намечались следующие критерии освоения данного материала:

  • прочность,
  • осознанность,
  • правильность ответов,
  • связь времени года с жизнью.

Прогнозировались возможные ошибки учащихся:

  • неверные ответы,
  • ошибочные мнения о весне.

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала занятия.

Все задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа весны. Физкультминутка была специально подобрана для данного урока с использованием ИКТ. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии занятия.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера на уроке рабочая, деловая. Главное, что работало на их достижение разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.

Использовались методы:

  • словесные — беседа (взаимодействие осуществления обратной связи и развитие речи учащихся),
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • проблемные.

Методы сочетаю с использованием компьютерной презентации.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальные,
  • индивидуальные.

Считаю одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности совместную групповую работу и организую такую деятельность учащихся, чтобы:

  • у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная
  • тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера;
  • у каждого была возможность утвердиться в себе;
  • каждый ребенок имел опыт выполнения тех ученических функций, которые составляют основу умения учиться (1 класс — функции контроля оценки).

— Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достичь цели занятия.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

  • Интегрированное занятие.
  • Комбинированная структура урока.

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ЦЕЛИ:

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения).
  • Предметные картинки, карточки-таблички со словами, кубик.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа над слоговой структурой слова.
  4. Работа с деформированными предложениями.
  5. Физкультминутка.
  6. Уточнения изменений в живой природе.
  7. Упражнение на изменение силы голоса.
  8. Работа над согласованием существительного с прилагательным.
  9. Работа над звуковым анализом слова.
  10. Составление предложений по схеме.
  11. Составление рассказа по опорным картинкам.

III. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Логопед.

Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

— Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Взяли в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка).

2. Нацеливание. Сообщение темы занятия

Логопед. Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

— А ну, вставай, медведь! —

На веточки дохнула —

Пора зазеленеть!

Теперь она-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. (Весна.)

На экране появляется картинка весны.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, о ВЕСНЕ. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев. А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Дети. Март, апрель, май.

Логопед. А теперь послушайте стихотворения — загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад —

Заглянул к нам месяц … (Март.)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель —

В гости к нам пришел … (Апрель.)

Лопнули тугие почки,

И проклюнулись листочки,

Расцвела в саду сирень,

Ото дня длиннее день.

Куртку тёплую снимай!

К нам пришёл цветущий … (Май.)

Логопед. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.

Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний». На экране перед вами четыре картинки: подснежник, нарцисс, солнце, тюльпан. Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

Дети. Солнце.

Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.

3. Работа над слоговой структурой слова

Логопед. Дети, посмотрите на экран, а какие это цветы расцвели?

Дети. Это подснежники.

Логопед. Вот и у нас весной расцвел подснежник, на лепестках которого были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал лепестки на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части лепестков точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (подснежник).

4. Работа с деформированными предложениями

Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

С пригорков звонко журчат сосульки.

Под крышами звенят почки.

На деревьях набухают ручьи.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают их. После зачитывания предложений ребята выясняют, что в них говорится о сосульках, ручьях, подснежниках. На доске появляются картинки-опоры.

5. Физкультминутка (дети выполняют сами, повторяя за животными на экране)

6. Игра «Повторяй! Не зевай!»

7. Уточнения изменений в живой природе

Логопед.Весна вносит изменения в жизнь животных.

Как встречают весну звери?

Дети. Некоторые животные меняют окраску. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют, меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

Логопед. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. А затем прилетают трясогузки, гуси, стрижи, аисты, кукушки. Большинство птиц весной вьют гнёзда для того, чтобы отложить туда яйца.

Логопед. Что происходит с насекомыми?

Дети. Весной насекомые просыпаются, когда оживает природа, и выползают из своих норок, из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

8. Упражнение на изменение силы голоса

Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?
  • Дети. Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары.

    Логопед. Игра «Чего не бывает весной?».

    Дети отвечают по картинке.

    9. Работа над согласованием существительного с прилагательным

    Логопед. Рассмотрите картинки на доске и подберите к ним слова, обозначающие их признаки, поставив их в нужную форму. На доске ставятся карточки со словами-признаками.

    Слова-признаки: разговорчивый, журчащий, блестящий, яркий, звенящий, серебристый, перелетный, ласковый, теплый.

    Дети. Ручей — разговорчивый, журчащий, серебристый.

    Сосулька — блестящая, звенящая.

    Солнце — ласковое, теплое, яркое.

    Птицы — перелетные.

    10. Работа над звуковым анализом слова

    Логопед. Предлагаю поиграть. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

    Дети по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова.

    11. Составление предложений по схеме

    Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:

    _______ _______ _____ _______.

    Дети составляют по схеме предложения:

    На деревьях распускаются листочки.

    Весной светит яркое солнце.

    В лесу появляются подснежники.

    Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.

    На деревьях распускаются листочки.

    На деревьях распускаются листочки!

    На деревьях распускаются листочки?

    12. Составление рассказа по опорным картинкам

    Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ Э. Шима «Солнечная капля», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.

    Солнечная капля.

    Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

    Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.

    Капля упала мне в лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

    Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

    Дети составляют рассказ.

    III. Подведение итога урока

    Логопед.

    Вот и кончился урок,

    И подводим мы итог!

    Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

    Литература

  1. Е.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.
  2. Т.А.Чохонелидзе. Весна. Задания по развитию речи у дошкольников. Конфетка. Издательство: ТЦ Сфера. 2009.
  3. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Речевое развитие младших школьников: Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов.- Пенза, 1996.
  4. Логопед. Научно-методический журнал. №4/2008 г.
  5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи Т.П.Сальникова.

  • Рассказ про переводчика на английском
  • Рассказ про первое сентября на английском
  • Рассказ про первую учительницу для 1 класса от родителей
  • Рассказ про первую учительницу для 1 класса от мамы по окружающему миру
  • Рассказ про паука 2 класс окружающий мир