Рассказ про перелетных птиц для детей 6 7 лет

Автор на чтение 18 мин. опубликовано 09.05.2021 каких птиц называют перелетными и почему эти птицы улетают в теплые края? каких

На чтение 18 мин. Опубликовано

lastochka.jpg

Каких птиц называют перелетными и почему эти птицы улетают в теплые края?

Каких птиц называют перелетными?

Перелетные птицы — это птицы, которые мигрируют на большие расстояния, часто улетая даже на другой континент. Мы считаем, что перелетные птицы улетают в теплые края потому, что им холодно, но это не совсем так. Многие способны переносить минусовую температуру. Основная проблема для них в том, что с похолоданием исчезает доступ к пище и воде. Длительные перелеты совершают в основном насекомоядные и водные птицы — для них зимой у нас совсем нет условий. Это аисты, цапли, стрижи, ласточки, утки и гуси, жаворонки, дрозды. К слову, некоторые крупные птицы остаются зимовать у нас, если находят подходящие условия для жизни и пропитания — например, незамерзающий водоем. А вот маленькие птички вроде ласточки или стрижа и правда могут замерзнуть насмерть.

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки — косяком. Одни летят днём — аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью — мухоловки, славки, трясогузки.

Почему птицы улетают в теплые края?

Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают.

Но многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в августе, когда повсюду много насекомых. Как они узнают о приближении голодного времени? Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора в дорогу.

ТолкованиеПереводПерелетные птицы</dt>350px-grus_grus_flocks.jpg

Клинсерых журавлей.

Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность, недоступная большинству других видов наземных животных.

Типы миграций

По характеру сезонных переселений птиц делят на оседло-живущих, кочующих либо перелётных.[1] Кроме того, при определённых условиях птицы, как и другие животные, могут выселяться из какой-либо территории без возврата назад, либо инвазироваться (внедряться) в регионы за пределами их постоянного обитания; такие переселения непосредственно к миграции не относятся. Выселение либо внедрение может быть связано с природным изменением ландшафта — лесными пожарами, вырубкой лесов, осушением болот и т. д, либо с переселённостью конкретного вида на ограниченной территории. В таких условиях птицы вынуждены искать себе новое место, и такое перемещение никак не связано с их образом жизни или временами года. К внедрениям также часто относят интродукцию — намеренное переселение видов в регионы, где они никогда прежде не обитали.[2] К последним, например, можно отнести обыкновенного скворца. Очень часто нельзя однозначно сказать, что данный вид птиц является строго оседлым, кочующим или перелётным: разные популяции одного и того же вида, и даже птицы одной популяции могут вести себя по-разному. Например, крапивник на большей части ареала, включая почти всю Европу и приполярные Командорские и Алеутские острова, живёт оседло, в Канаде и севере США кочует на незначительные расстояния, а на северо-западе России, в Скандинавии и на Дальнем Востоке являeтся перелётным.[3] У обыкновенного скворца или голубой сойки (Cyanocitta cristata) возможна ситуация, когда на одной и той же территории часть птиц в зимнее время перемещается на юг, часть прибывает с севера, а часть живёт оседло.[4]

Оседлые птицы

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма — тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся cинантропы — птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.[1].

Кочующие птицы

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.[5] Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.

На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.

Перелётные птицы

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.[5] Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час[6][7]. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 — 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.[6]

Формы маршрутов

  • Разделительная миграция.
  • Миграция перекатами.
  • Кольцевая миграция. При кольцевой миграции весенние и осенние маршруты между собой не совпадают.

Миграции могут быть как горизонтально-направленными (из одного региона в другой при сохранении привычного ландшафта), так и вертикально-направленными (в горы и обратно).

Направления перелётов

Направления миграции у птиц бывают весьма разнообразными. Для птиц северного полушария типичным является перелёт с севера (там где птицы гнездятся) на юг (там, где они зимуют), и обратно. Такое перемещение характерно для умеренных и арктических широт северного полушария. В основе такого переселения лежит комплекс причин, главная из которых лежит в энергетических затратах — летом в северных широтах длина светового дня увеличивается, что даёт ведущим дневной образ жизни птицам больше возможности прокормить своё потомство: по сравнению с тропическими видами птиц кладка их яиц выше. Осенью, когда длина светового дня сокращается, птицы переселяются в более тёплые регионы, где кормовая база менее подвержена сезонным колебаниям.

Литература

  1. 12 Боголюбов А. С., Жданова О. В., Кравченко М. В. «Справочник по орнитологии. Миграции птиц» Москва, «Экосистема», 2006 онлайн
  2. Introduced species Энциклопедия Британика. Прочитано 2008-09-02
  3. Josep del Hoyo , Andrew Elliott , David A. Christie «Handbook of the Birds of the World, Vol. 10: Cuckoo-Shrikes to Thrushes» Lynx Edicions. 2005. ISBN 84-87334-72-5
  4. Northern Prairie Wildlife Research Center Migration of Birds. Geographic Patterns of Migration. Прочитано 2007-09-02
  5. 12 Berthold, P. 1993. Bird migration: a general survey. Oxford University Press, New York, New York, USA.
  6. 12 Thomas Alerstam «Bird Migration» Cambridge University Press
  7. Bird migration Universitetet i Oslo. Прочитано 2007-09-02

</dd>

Wikimedia Foundation. 2010.

</dl>Другие книги по запросу «Перелетные птицы» >>

Список таких пернатых огромен, но надо чётко знать, какие — перелётные птицы, каких можно назвать условно перелётными, а какие всегда осёдлые.

Перелетные птицы:

  • ласточка;
  • чибис;
  • дрозд певчий;
  • малиновка;
  • жаворонок;
  • мухоловка;
  • зяблик;
  • зорянка;
  • садовая камышовка;
  • зимородок;
  • горихвостка;
  • удод;
  • выпь;
  • трясогузка;
  • иволга;
  • соловей;
  • славка черноголовая;
  • лебедь;
  • гусь;
  • утка;
  • грач;
  • журавль;
  • глухарь;
  • рябчик;
  • пищуха;
  • клест.

Картинки с названиями для детей, на которых изображены птицы, улетающие на юг зимой, чаще всего представляют журавлей. А ведь огромное количество пернатых покидает место обитания, кроме этих птиц, и они это делают не сразу, а каждый вид в определённое время.

Некоторые перелётные птицы: картинки с названиями и указанием очерёдности полёта на юг

Раньше всех покидают место жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов.

Перелётная птица трясогузка, фото

За ними устремляются в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного снежного покрова.

В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное питание, а осенью только растительная пища. Например, это чиж – тли и других мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена. Перелётная птица чиж, фото И последними спасаются от холода птицы, живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят. Водоплавающие перелётные птицы: картинки

Среди пернатых, питающихся растительной или „живой“ пищей на суше, тоже может наблюдаться условная перелётность. К примеру, это сойки и свиристели: чем южнее они живут, тем реже они покидают место обитания зимой.

Известные перелётные птицы: картинки, названия, основные места зимовок

Кукушка обыкновенная. Из Средней Азии и Сибири эти птицы устремляются в южную часть Сахары в Африке. Из Англии и северной Европы кукушки обыкновенные летят на юг Африки, долетая даже до ЮАР.Скворцы российские, украинские и скандинавские летят на юг Европы. Иногда они доставляют большие неудобства жителям южных европейских стран зимой. К примеру, в Италии в зимние месяцы они так шумят, что перекрывают гул транспорта в городах. Если говорить о журавлях, то ареал их перелёта очень широк. Кавказ, долина Нила, север и запад Индии, Ирак – вот далеко не все места зимовки журавлей.Соловьи почти все летят на зиму в Африку, в основном в западную, но стараются останавливаться в странах южнее экватора.Лебедь – самое большое пернатое, живущее на воде, и самая крупная перелётная птица. Российские лебеди на зимний период улетают к Средиземному и Каспийскому морям, на юг азиатских побережий.Ласточки, все их разновидности – перелётные. С Запада они летят зимовать в Африку южнее Сахары, восточные – в Китай и зоны, примыкающие к Гималаям.Грачи, населяющие практически всю Евразию от Скандинавии до тихоокеанского побережья, улетают зимой относительно недалеко. Грачи российские устремляются в Турцию, из Европы – в Италию и Францию, поволжские – в основном в Казахстан. Смотрите видео про перелетных птиц.

Осенью, наблюдая вместе со своим малышом стаи перелетных птиц, любящие родители рассказывают ребёнку, какое путешествие ожидает пернатых в тёплые края. А услышав вопрос, почему же уточки и аисты не хотят зимовать с нами, многие мамы и папы задумываются. Самым очевидным ответом кажется то, что просто не все птицы могут перенести предстоящие холода. Но это не совсем правда. Так как же ответить на вопрос своего маленького почемучки?

Птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как тебя оберегают от мороза твои курточка и штанишки.

Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами. Ты зимой видел мух и бабочек? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны.

Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  • Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки и др.
  • Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.
  • Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Потому что зимой все водоёмы замерзают, и найти подходящую пищу пернатым озёрным жителям практически невозможно. В это же время покидают нас журавли и аисты, в привычный рацион которых входят лягушки и грызуны.

Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клесты, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

Люди помогают птицам пережить холодную и голодную пору: изготавливают кормушки, куда кладут семечки и зёрнышки. Помнишь, мы в парке угощали голубей крошками? Так поступают многие, поэтому городским птахам не страшно оставаться зимовать с нами.

Примерно такой у вас может состояться разговор с любознательным малышом. Не забывайте, что иногда ребёнку очень полезно сперва самому подумать над своей же задачкой в поисках ответа. Ваши наводящие вопросы могут помочь ему дойти до сути проблемы. Это хорошо скажется на детской самооценке, создаст опыт успеха, побудит в дальнейшем к самостоятельному изучению и анализу окружающего мира.

Читаем также: Как объяснить ребенку почему небо голубое

Шишкина школа. Природоведение. Перелетные птицы

В видео мы узнаем, какие птицы улетают на юг, и зачем они это делают. А ещё мы узнаем, как следить за перелётными птицами:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

watermark.png

Татьяна СухихДата: 5 мая 2018 в 21:00 Рубрика: Окружающий мир

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий.  Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

stroenie.jpg

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

stai.jpg

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

zimuyusghie.jpg

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

Screenshot_9.png

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты * Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. Используемые источники:

  • https://ktoikak.com/kakih-ptits-nazyivayut-pereletnyimi/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1090085
  • http://pticadom.ru/pereletnye-pticy.html
  • https://razvitie-krohi.ru/otchego-i-pochemu/pochemu-ptitsyi-uletayut-na-yug-kak-obyasnit-malyishu.html
  • https://metodbv.ru/pereletnye-ptitsy-dlya-detej/

На большинство событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет.

На новогодние праздники музеи, галереи и культурные центры подготовили для детей и взрослых множество увлекательных мероприятий. Гостей ждут спектакли, выставки, творческие занятия для всей семьи, экскурсии и рождественский квест.

Большинство мероприятий можно посетить с 2 по 9 января, несколько тематических выставок будут открыты до конца месяца. На большую часть событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет. Сделать это можно на официальных сайтах учреждений, а также на mos.ru в разделе «Афиша».

Дети до 14 лет могут посещать мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе в помещения. Подростки от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать по ссылке.

Окунуться в атмосферу советского детства и узнать о театральных экспериментах Екатерины II

Галерея «Парк» (улица Немчинова, дом 12) приглашает всех желающих на выставку, посвященную советским игрушкам. Посетители увидят кукол-неваляшек, плюшевых медведей, наборы деревянных пирамидок, кукол-пупсов с закрывающимися глазами, настольный баскетбол и другие любимые игрушки советских детей. Многие экспонаты можно потрогать и рассмотреть поближе, а при большом желании даже поиграть с ними. Выставка открыта до 8 января, приобрести билет можно на сайте.

Любителям сценического искусства будет любопытно заглянуть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно» (Дольская улица, дом 1). Экспозиция рассказывает о придворном театре времен Екатерины II, его значении и влиянии на разные области жизни тогдашней знати. В выставочных залах главного царицынского дворца можно увидеть экспонаты из 27 российских музеев. Среди них ― работы придворных театральных декораторов Екатерины II, ее автографы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины, старинные музыкальные инструменты. Посетить выставку можно до 9 января, приобрести билеты — по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

До 16 января в музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1) проходит выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», приуроченная к 80-летию битвы под Москвой. Посетители увидят работы фронтовых художников Николая Жукова, Дмитрия Тархова, Петра Кривоногова, Леонида Голованова, а также послевоенные картины живописцев — участников Великой Отечественной войны Петра Корецкого, Виктора Макеева, Лии Хинштейн. На выставке представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

Побывать в Царском Селе и рассмотреть старинные украшения для елки

Галерея Александра Шилова подготовила виртуальную выставку детского рисунка «Стучится в окна Рождество». В экспозиции собраны лучшие работы учащихся московских художественных школ. В своих рисунках ребята отразили красоту зимней природы и новогодних елей, украшенных гирляндами и игрушками. Выставка доступна на официальном сайте галереи Александра Шилова до 20 января.

Рассказ про перелетных птиц для детей 6 7 лет

Узнать об истории возникновения Царскосельского лицея и судьбе его выдающихся воспитанников все желающие смогут на выставке «Вы помните: когда возник лицей…» в Государственном музее А.С. Пушкина (Старая Басманная улица, дом 36). Гости увидят портреты лицеистов первого выпуска, а также живописные и графические работы современных художников, которые черпают вдохновение в пейзажах Царского Села. Посмотреть экспозицию можно до 30 января. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

А музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) приглашает посетить до 31 января выставку «Три века русской елки». Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о новогодних и рождественских традициях и обычаях с начала XVIII до первой четверти XXI века. Посетители увидят старинные елочные украшения, поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет и многое другое. Билеты на выставку можно приобрести по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Поучаствовать в рождественском квесте и найти заветное желание

Увидеть красочное представление с песнями и танцами можно в Музее обороны Москвы (Мичуринский проспект, Олимпийская Деревня, дом 3). 4 и 5 января в 11:00 здесь покажут спектакль под названием «Первая новогодняя сказка». Его подготовили юные артисты из детской театрально-музыкальной студии национального искусства «Карнавальная мозаика». Гостей ждет рассказ о том, как прошло первое празднование Нового года в России. Повествование будет вестись от лица отставного солдата армии Петра I. Чтобы посетить спектакль, необходимо предварительно зарегистрироваться по телефону: +7 499 233-42-06, а также приобрести билет в музей. Сделать это можно на официальном сайте учреждения.

Музей Зеленограда (улица Гоголя, дом 11в) приглашает на занятие «Подарок для елочки». Ребят познакомят с историей елочной игрушки и помогут создать оригинальное новогоднее украшение из цветной бумаги. Урок пройдет 5 января в 11:00. Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В галерее «Загорье» (Лебедянская улица, дом 24, корпус 2) покажут новогодний спектакль «Гном Гномыч и Изюмка». Мудрый Гном Гномыч и непоседливый поросенок Изюмка расскажут юным зрителям о правильных поступках и ценности дружбы. Они узнают, как вести себя на прогулке, в гостях, за столом и во время игры. В представлении задействуют простой театр теней и покажут, как сделать такой же дома вместе с родителями. Посмотреть спектакль можно будет 5 января в 17:00. Для посещения необходимо приобрести билет по ссылке.

Новогодние серии популярных детских мультсериалов представят 6 января в 13:00 в галерее «Ходынка» (улица Ирины Левченко, дом 2). Для малышей и их родителей подготовили специальную подборку анимационных фильмов киностудии «Союзмультфильм». В программе мультфильмы «Умка на елке», «Оранжевая корова. С Новым годом, Дед Мороз!», «Новое Простоквашино. Как бы не было зимы», новогодняя серия «Ну, погоди!» и другие. Зарегистрироваться на мультпоказ можно по ссылке.

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». Режиссер В. Попов. 1984 год

А Галерея Ильи Глазунова (улица Волхонка, дом 13, строение 2) организует детский квест «В поисках Рождества». Участникам предстоит совершить путешествие по Музею сословий России и выяснить, как праздновали Рождество до революции. Они узнают, как наряжали елку, что символизировали елочные украшения и чем угощали гостей. Квест пройдет 6 и 7 января в 13:00 (для детей семи — девяти лет) и в 16:00 (для ребят 10‒12 лет). Приобрести билеты можно по ссылке.

Исследовать Московскую усадьбу Деда Мороза и найти заветное желание можно на интерактивной экскурсии, которую проведет в дни праздничных каникул музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» (Волгоградский проспект, дом 168). Юных участников ждет большое новогоднее приключение, во время которого они посетят сортировочный центр, почту Деда Мороза, кладовую волшебных предметов, светелку Снегурочки, кабинет зимнего волшебника, а также секретные уголки усадьбы. Участников программы ждет множество сюрпризов, интересных заданий и, конечно же, встреча со Снегурочкой и Дедом Морозом. Посмотреть расписание сеансов и приобрести билеты можно по ссылке.

Автор: Алехина Наталия Николаевна

Организация: МБДОУ ЦРР – детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Котовск

№ п/п

Тема

Программные задачи

Содержание и формы деятельности

Информационный источник

1

Октябрь

1.1

Время года

Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнить их по цвету, величине, форме: находить дерево, с которого упал лист.

Опыт «Как листики летают по ветру»

Методическое обеспечение

1.2

Растения

Учить детей группировать овощи, фрукты, цветы в зависимости от места их произрастания.

Д.и. «Где растет?»

1.3

Животные

Формировать представление об образе жизни зайца, особенностях его приспособления к окружающей среде.

Чтение с обсуждением рассказа Г. Снегирева «Заяц»

1.4

Растения

Учить определять овощи и фрукты на ощупь, тренировать сенсорную чувствительность.

Д.и. «Чудесный мешочек»

1.5

Грибы

Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Чтение экологической сказки «Подосиновики» Д.и. «Собери грибы в лукошко»

1.6

Растения

Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, развивать навыки находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Опыт «Где прячутся детки?»

1.7

Время года

Развивать умение устанавливать простые соответствия времени года и природного явления или сезонного развлечения.

Д.и. «Подбери картинки»

1.8

Животные

Учить называть «родителей» детёнышей животных: у котёнка — кошка и кот, у цыплёнка — курица и петух и т. д.)

Д.и. «Мама, папа, детеныш»

2

Ноябрь

2.1

Животные

Уточнить представления о диких и домашних животных.

Д.и. «Путаница»

2.2

Растения

Учить различать дерево, куст, траву, а также части дерева (ствол, ветви, листья).

Д.и. «Куда села бабочка?»

2.3

Животные

Развивать представления о способе питания животных в разное время года.

Д.и. «Гостинцы для животных»

2.4

Неживая природа (вода)

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. Формировать представление о круговороте воды в природе.

Опыт «Узнаем, какая вода»

Чтение экологической сказки «Путешествие капельки»

2.5

Птицы

Формировать знания о жизни зимующих птиц зимой; дать представления о возможных способах помочь птицам пережить трудную пору; воспитывать доброту, бережное отношение к птицам, стремление заботиться о них.

Д.и. «Назови птицу»

Чтение рассказа Г. Снегирева «Синицы»

2.6

Растения

Учить соотносить и выделять листья растений по форме и цвету из нескольких.

Д.и. «Покажи такой же листочек»

2.7

Животные

Дать знания о различии наружного покрова животных (чешуя, шерсть, перья); учить различать животных по «одёжке»: у рыб — чешуя, у птиц — перья, у зверей — шерсть.

Д.и. «У кого какая одёжка?»

2.8

Растения

Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань. То при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

Опыт «Красящие вещества фруктов»

3

Декабрь

3.1

Время года

Формировать представление детей о способности некоторых диких животных впадать в спячку; расширять знания о связи между неживой и живой природой; развивать логическое мышление; стимулировать желание узнать больше о мире животных, их повадках.

Просмотр видеофильма «Кто как зимует?»

3.2

Живая природа

Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов (животные дикие и домашние, птицы).

Д.и. «Четвертый лишний»

3.3

Животные

Формировать представление о приспособлении животных к природным условиям в зависимости от времени года.

Опыты «Почему животные меняют шубки?»

3.4

Птицы

Продолжать формировать представление о зимующих птицах (воробей, ворона, голубь, синица, сорока, снегирь), о жизни зимующих птиц в городе зимой; дать представления о возможных способах помочь птицам пережить трудную пору; воспитывать доброту, бережное отношение к птицам, стремление заботиться о них.

Д.и. «Птичья столовая»

3.5

Неживая природа (воздух)

Формировать представление о воздухе, с помощью опыта обнаружить его в пространстве.

Опыт «Что в пакете»

3.6

Растения

Продолжать формировать представление о деревьях, воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение с обсуждением экологической сказки «История одной елочки»

3.7

Животные

Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним

Д.и. «Наши друзья»

3.8

Неживая природа (воздух)

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Опыт «Игры с соломинкой»

4

Январь

4.1

Неживая природа (вода)

Познакомить детей с одним из состояний воды — паром.

Опыт «Пар – это тоже вода»

4.2

Время года

Уточнить знания о зиме как времени года.

Д.и. «Что зима нам принесла?»

4.3

Животные

Учить определять животное по части тела (рога, хвост, ноги); развивать смекалку, любознательность.

Д.и. «Кто спрятался?»

4.4

Птицы

Формировать представление об особенностях жизнедеятельности совы.

Чтение экологической сказки «Сова»

4.5

Неживая природа

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, превращаясь в лед.

Опыт «Изготовление цветных льдинок»

4.6

Животные

Уточнить знания о том, где живут животные. Учить правильно называть их жилища.

Д.и. «У кого какой домик?»

5

Февраль

5.1

Время года

Выяснить, что влияет на скорость таяния льдинки.

Опыт «Где быстрее растает льдинка»

5.2

Животные

Совершенствовать знания детей о домашних животных, учить находить картинки по описанию.

Д.и. «Узнай животного по описанию»

5.3

Неживая природа

Сформировать у детей навыки определять температурные качества веществ и предметов.

Опыт «Горячо-холодно»

5.4

Живая и неживая природа

Закреплять о свойствах объектов природы.

Д.и. «Выбери нужное»

5.5

Растения

Показать процесс прохождения воды по стеблям.

Опыт «Как по стеблю вода движется»

5.6

Растения

Показать значение воды в жизни растений.

Опыт «Ветка в вазе»

5.7

Животные

Уточнить и закрепить знания об обитателях морях.

Просмотр познавательного видеофильма «Кто живет в море»

5.8

Неживая природа

Учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Д.и. «Чудесный мешочек»

6

Март

6.1

Неживая природа

Развивать навыки узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Опыт «Бумага, ее качества и свойства»

6.2

Растения

Установить, как растение ищет свет.

Опыт «В погоне за светом»

6.3

Неживая природа

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Опыт «Ткань, ее качества и свойства»

6.4

Неживая природа

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом. Определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Опыт «Притягиваются – не притягиваются»

6.5

Неживая природа

Развивать навыки узнавать вещи, изготовленные из древесины; учить вычленять ее качества.

Опыт «Древесина, ее качества и свойства»

6.6

Растения

Закреплять знания о листьях и плодах деревьев, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Д.и. «Детки на ветке»

6.7

Животные

Учить детей описывать любимое домашнее животное; воспитывать ласковое отношение к животным, желание о них заботиться

Беседа «Мой любимый четвероногий друг»

6.8

Неживая природа

Учить находить предметы по сходству материала, из которого он сделан.

Д.и. «Найди такой же»

7

Апрель

7.1

Неживая природа

Показать детям, как можно обнаружить воздух, образовать ветер.

Опыт «Почему кораблики не плывут»

7.2

Растения

Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Д.и. «Что сначала, что потом?»

7.3

Птицы

Формировать представления о перелетных птицах.

Д.и. «Назови птицу»

7.4

Растения

Формировать представление о том, что растения могут быть лечебными. Воспитывать интерес к миру растений, бережное отношение к ним.

Чтение экологической сказки «Трава здоровья»

7.5

Неживая природа

Дать элементарные представления о том, как образуются облака.

Опыт «Домашнее облако»

7.6

Растения

Формировать знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Просмотр видеофильма «Из чего, что вырастает»

7.7

Животные

Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ.

Д.и. «Рассели животных по домам»

7.8

Неживая природа

Показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми

Опыт «Тяжелый легкий»

Методическое обеспечение.

Октябрь

Опыт «Как листики летают по ветру»

Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнить их по цвету, величине, форме: находить дерево, с которого упал лист.

Материалы и оборудование. Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши для каждого ребенка.

Ход. Опыт проводиться в сухую погоду, в период листопада. Педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружится. Дети по очереди пускают листики по ветру. Остальные смотрят и оценивают падение листика.

Результат. В процессе опыта крупные листики клена будут падать медленнее, а березовые листочки дольше других кружиться.

Вывод. Крупные листики падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листики больше кружатся по ветру, но падают быстрее.

Д.и. «Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты

Материал: картинки овощей, фруктов, сада и огорода

Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим картинкам, объясняя свой выбор.

Чтение с обсуждением рассказа Г. Снегирева «Заяц»

Цель: формировать представление об образе жизни зайца, особенностях его приспособления к окружающей среде в условиях леса.

Материал: книга Г. Снегирева «Первое солнышко»

Ход. Воспитатель читает рассказ, задает вопросы после прочтения:

— Где живет заяц?

— Какого цвета шубка зайца летом и зимой?

— Кто охотится на зайца?

— Легко ли поймать зайца?

— Какие лапы у зайца?

— Как заяц защищает себя от хищного орла?

Текст сказки.

У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскировать в лесу. Лапы у зайца широкие и пушистые. По сугробам заяц бежит как на лыжах. Собаки по снегу его не догонят.

Не такой уж и трус наш зайчишка. Бывает и такое: когда на него нападает орел, он ложится на спину и отбивается задними ногами.

Д.и. «Чудесный мешочек»

Цель: учить определять овощи и фрукты на ощупь, тренировать сенсорную чувствительность.

Материал: красиво оформленный мешочек, настоящие овощи и фрукты.

Ход игры. Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь овощ или фрукт. После того как ребенок назвал объект, он его показывает и с помощью вопросов воспитателя рассказывает о его свойствах (цвет, форма и т.д.)

Чтение с обсуждением экологической сказки «Подосиновики»

Цель: формировать представление о съедобных грибах, учить по внешнему виду узнавать подосиновик.

Материал: картинки осины, подосиновика, текст сказки.

Ход. Воспитатель читает сказку, задает вопросы после прочтения:

— Где росли грибочки?

— Кто их нашел?

— Чего испугались оставшиеся стоять в сторонке грибы?

— Кто им встретился?

— Что он им посоветовал?

— Что случилось с грибочками после того, как они спрятались под елочку?

— Кто позвал к себе грибочки?

— Чем прикрыла осинка грибочки?

— Как стали называть эти грибочки?

— Почему?

— Какого цвета шляпки у подосиновиков?

Текст сказки.

Однажды по лесу шёл грибник, смотрит – вдоль дороги стоят грибы в красных шляпках. Понравились они ему, и решил он бабку порадовать – набрал полную корзинку и пошёл домой. Оставшиеся стоять в сторонке грибы испугались и плачут. Бежит мимо зайчик, остановился и спрашивает: «Что же вы, грибочки, плачете? Вы такие красивые». Они и рассказали про свою беду, о том, что стояли их братья — грибочки у дороги, их увидел грибник и сорвал. Теперь и они боятся, что кто-то их заметит и сорвет. Зайчик внимательно прослушал их и посоветовал спрятаться под ёлочкой. Так грибы и сделали: спрятались. Ночью пошёл дождь, и вся вода с иголочек стекла им за воротнички. Замёрзли они, стоят, дрожат. Вдруг слышат, как кто-то им шепчет: «Идите сюда, я вас своими листиками прикрою, и вы согреетесь». Осмотрелись они и поняли, что это их зовёт осинка. Спрятались под ней, прикрыла она их своими листочками, согрелись грибочки. И так им понравилось под её листочками, что решили остаться навсегда здесь.

А все вокруг с тех пор стали называть их подосиновиками.

Д.и. «Собери грибы в лукошко»

Цель: развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры. Детям раздаются карточки с грибами (лисичка, подберезовик, белый, подосиновик, мухомор). Задача детей назвать свой гриб, рассказать какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Опыт «Где прячутся детки?»

Цель. Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, развивать навыки находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Материалы и оборудование. Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа.

Ход. Вначале педагог и дети беседуют о том, как получается новое растение. Рассматривают через лупу сухие и пророщенные семена. Сравнивают, выясняют, что необходимо, чтобы появилось новое растение? Откуда берутся семена? Педагог предлагает рассмотреть принесенные овощи и назвать их. Далее педагог говорит, что в каждом плоде есть семена, только они прячутся, и предлагает их найти. Дети берут ножи и разрезают овощи. Внутри видят семена. Педагог предлагает заготовить найденные семена на следующий год для посадок. Показывает, как аккуратно надо отделять семена от плода и выкладывать на блюдце. Дети повторяют действия, рассматривают семена и сравнивают их с сухими и пророщенными.

Результат. Дети находят семена внутри плодов и выкладывают их на блюдца для просушки и заготовки для посадки.

Вывод. В каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. В помидоре, огурце и кабачке семена находятся внутри плода. Чтобы заготовить семена для следующих посадок, необходимо разрезать плод, отделить семена и высушить их. Тогда в следующем году из этих семян можно будет вырастить новый урожай.

Д.и. «Подбери картинки»

Цель. Развивать умение устанавливать простые соответствия времени года и явления или объекта, характерного для данного времени года.

Материал: картинки времени года, явления и объекта, характерного для данного времени года.

Ход. Дети подбирают картинки время года – природное явление, н-р, осень – листопад, дождь, улетающие птицы; зима – снежинка, снеговик, лыжи и т.д.

Д.и. «Мама, папа, детеныш»

Цель. Учить называть «родителей» детёнышей животных: у котёнка — кошка и кот, у цыплёнка — курица и петух и т. д.

Материал: картинки животных и их детенышей.

Ход. Дети берут картинку взрослого животного, называют его. Воспитатель просит назвать детеныша данного животного.

Ноябрь

Д.и. «Путаница»

Цель. Уточнить представления о диких и домашних животных.

Развитие внимания, интереса к живой природе.

Материал: домик, ель, фигурки животных,

Ход игры:

Воспитатель показывает животных, говорит, что все домашние животные перепутались с дикими. Предлагает помочь ей разделить домашних животных и диких. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т.п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.

Д.и. «Куда села бабочка?»

Цель. Формировать представления о частях растения (корень, стебель, листья, ствол, ветка), учить их сравнивать по высоте, толщине. Формировать представления о том, что растения питаются водой, которая поступает через корень по стеблю или стволу в ветки и листья растения.

Материал: мольберт, изображение травы, цветка, дерева.

Ход игры. На мольберте изображение травы, цветка, дерева. Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, сравнивают по высоте, толщине (н-р, трава низкая, дерево высокое, цветок выше травы, стебель цветка тоньше ствола дерева и т.д.).

Д.и. «Гостинцы для животных»

Цель: уточнить представления о том, чем питаются лесные и домашние животные.

Материал. Картинки с изображением животных и корма для них.

Ход игры. Воспитатель показывает картинки с изображением животных, говорит, что они проголодались, просит накормить каждое животное. Дети подбирают к изображению животного картинку с изображением корма.

Опыт «Узнаем, какая вода»

Цель. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, переливается, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материалы и оборудование: 3 одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход. Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две — тяжелые, в одной из тяжелых емкостей — окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй — вода, а в третьей — чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Вывод. Вода прозрачная, без запаха, без вкуса, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

Чтение экологической сказки «Путешествие капельки»

Цель. Формировать представление о круговороте воды в природе.

Материал. Изображения капельки, синей тучи, растения, ручейка, речки

Ход. Воспитатель рассказывает сказку, используя изображения капельки, синей тучи, растения, ручейка, речки; задает вопросы после прочтения:

— Где жила маленькая капелька?

— Почему она оторвалась и полетела вниз?

— Куда сначала упала капелька?

— А с листочка куда она скатилась?

— Из ручейка куда она попала?

Далее воспитатель рассказывает, что через некоторое время капелька превратиться в пар и вместе с ним снова поднимется в тучку. Так и будет всегда путешествовать капелька: падать из тучки вниз в реку и возвращаться с паром в тучку.

Текст сказки.

Высоко-высоко над землей в большой синей туче жила маленькая капелька. Она была еще совсем крохотная, и все ей было интересно. Большую синюю тучу постоянно куда-нибудь гнал ветер-ворчун. Туча проплывала над лесами, полями, реками, озерами, городами и селами. А маленькая капелька смотрела вниз и все ей нравилось. Нравилось, как перелетают с дерева на дерево птички, как ребятишки прыгают по лужам, как весело плещутся рыбки в реке. И капельке тоже хотелось поиграть с этими озорными рыбками. День шел за днем. Капелька росла, становилась все больше и тяжелее. И вот однажды капелька уже не могла больше удержаться в туче, оторвалась и полетела вниз. Сначала она испугалась, но потом увидела вокруг много таких же капелек как она. Они тоже падали вниз. Капелька успокоилась. Ей стало даже интересно, что же будет дальше. Но не успела она еще ничего придумать, как упала на блестящий листок, а с него скатилась в лесной ручеек. Ручеек быстро перекатывался по камушкам. От такой быстроты у капельки закружилась голова. А когда она пришла в себя, то увидела, что попала в большую реку. Вокруг нее резвились маленькие рыбки, приглашая ее поиграть с ними. Капелька зажмурилась от удовольствия. Наконец-то ее мечта сбылась. Впереди ее ждали новые приключения.

Д.и. «Назови птицу»

Цель: формировать представления зимующих о птицах.

Материал. На панно «Дерево» размещены карточки с изображением птиц, знакомых детям.

Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки о птицах, дети находят загаданных птиц на дереве.

Чтение рассказа Г. Снегирева «Синицы»

Цель: формировать знания о жизни зимующих птиц зимой; дать представления о возможных способах помочь птицам пережить трудную пору; воспитывать доброту, бережное отношение к птицам, стремление заботиться о них.

Материал. Изображение синицы, запись с пением синицы

Ход игры. Воспитатель показывает изображение синицы, включает запись с пением синицы, спрашивает у детей, как называют эту птицу, предлагает послушать рассказ о синице. После чтения рассказа задает вопросы:

— Улетают ли синицы в теплые страны?

— Где они живут зимой?

— Что ищут синицы в коре деревьев?

— Зачем синицы прилетают из леса к домам?

— Чем мы можем накормить синиц, если они к нам прилетят?

Текст рассказа

Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.

Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок.

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.

Д.и. «Покажи такой же листочек»

Цель: учить соотносить и выделять листья растений по форме и цвету из нескольких.

Материал. Изображения березы, дуба, рябины, клена, осины, осенних листочков.

Ход игры. Воспитатель говорит, что деревья сбросили листочки, ветер их перемешал. Предлагает рассмотреть оставшиеся листочки на деревьях, назвать и разложить опавшие листочки под дерево, которому они принадлежали.

Д.и. «У кого какая одёжка?»

Цель: дать знания о различии наружного покрова животных (чешуя, шерсть, перья); учить различать животных по «одёжке»: у рыб — чешуя, у птиц — перья, у зверей — шерсть

Материал. Шаблоны изображения рыб, животных, птиц без наружного покрова животных, «Одежда» из меха, перьев, чешуи для них.

Ход игры. Воспитатель показывает изображения рыб, животных, птиц и говорит, что они перепутали свою одежку. Предлагает подобрать каждому из них подходящую одежку, спрашивает как называется наружный покров животных, объясняет, почему у животных одежка – мех, у рыб – чешуя, у птиц – перья.

Опыт «Красящие вещества фруктов и овощей»

Цель. Познакомить детей с тем, что во всех фруктах и овощах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и цвет сока.

Материал и оборудование. 4 плода фруктов и овощей разного цвета (киви, апельсин, морковка, свекла); листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей; клеенка.

Ход. Педагог предлагает отгадать фрукт на ощупь. Спрашивает, откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Педагог показывает, как из плода можно выдавить сок, а потом предлагает детям самостоятельно выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик . Дети сравнивают цвета каждого сока. Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.

Результат. В результате сдавливания кусочков фруктов выделяется сок: чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как и сок. Поэтому есть фрукты нужно аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.

Декабрь

Просмотр видеофильма «Кто как зимует?»

Цель. Формировать представление детей о способности некоторых диких животных впадать в спячку; расширять знания о связи между неживой и живой природой; развивать логическое мышление; стимулировать желание узнать больше о мире животных, их повадках.

Материал и оборудование: ноутбук, экран.

Ход. Воспитатель говорит о том, что в гости к детям пришли лесные звери рассказать, как они проводят зиму. Показывает видеофильм, беседует по его содержанию после просмотра.

Опыты «Почему животные меняют шубки?»

Цель. Формировать представление о приспособлении животных к природным условиям в зависимости от времени года.

Материал. Силуэт зайчика, белый и зелёный фоны; силуэт белки, бумага серебристая и оранжевая.

Ход.

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложить ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросите у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме?

Вывод: в серой шубке зайца бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет.

Опыт 2.«Почему белка меняет шубку зимой»?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.

Д.и. «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов (животные дикие и домашние, птицы, рыбы).

Материал. карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Д.и. «Птичья столовая»

Цель. Продолжать формировать представление о зимующих птицах (воробей, ворона, голубь, синица, сорока), о жизни зимующих птиц в городе зимой; дать представления о возможных способах помочь птицам пережить трудную пору; воспитывать доброту, бережное отношение к птицам, стремление заботиться о них.

Материал. Панно «Птичья столовая» с прорезями, картинки с изображением птиц.

Ход игры. Воспитатель беседует с детьми о том, как нужно помогать птицам зимой. Далее показывает изображение «Птичьей столовой» и предлагает поиграть: воспитатель читает стихотворение о птице, дети находят ее среди картинок и помещают в «столовую».

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 75,2 КБ

Опубликовано: 06.12.2021

  • Рассказ про паровозик томас читать
  • Рассказ про париж на английском языке с переводом
  • Рассказ про памятник пушкина
  • Рассказ про папу строителя
  • Рассказ про остров мадагаскар