Рассказ про перелетные птицы старшая группа

Программное содержание: обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных. учить

Программное содержание:

  1. Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение — что отличает их от всех других животных.
  2. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.
  3. Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.
  4. Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.
  5. Развитие логики и воображения.

Оборудование: Загадки о птицах, модели, мяч, игрушки для задания «Кто чем питается»: лягушка, рыба, мышь, жук, семена; д/игра «Где чей клюв?», «Где чье гнездо?»; картинки птиц: аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)»

— Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о птицах.

Послушайте стихотворение про птиц.

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

Целый день она поет.

2. Беседа по картинкам: Как появляются птицы?

Воспитатель: Как и из чего появляются птицы?

На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)

1 ребенок: — Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.

Воспитатель: — А кто знает, что было потом?

Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: — Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке — крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

Воспитатель: — А кто расскажет, что было дальше?

3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: — Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.

Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: — Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.

5 ребенок: — В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.

Воспитатель: — И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?

Дети: — Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.

3. Беседа о птицах

На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки.

Воспитатель задает вопросы по картинкам.

Воспитатель: Кого вы видите на картинках?

Дети: — Птицы.

Воспитатель: Как вы догадались, что это птицы?

Дети: — Все с крыльями, все умеют летать.

Воспитатель: Но умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки?

Дети: — Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.

Воспитатель: Перья — оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи?

Дети: — Нет, оперение разное.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, есть ли у птиц шея?

Дети: — Есть, она закрыта перьями, как воротничком.

Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?

Дети: — Когда птица вытягивает ее, например, когда чистит перья, поворачивает голову.

Воспитатель: На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?

Дети: — Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.

Воспитатель: А для чего нос птице?

Дети: — Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает.

Воспитатель: Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?

Дети: — Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно веслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади.

Воспитатель: Есть ли у птицы уши? Хорошо ли птица слышит? Как птица спит?

Дети: — Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.

Воспитатель: Как купается птица?

Дети: — Влезает ногами в воду, приседает, бьет крыльями по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.

Воспитатель: Почему говорят, что птицы — наши друзья?

Дети: — Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады.

Воспитатель: Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы. (На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)

4. Игра «Назови птиц»

У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает — из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (Ответы детей.)

Игра «Где чей дом?» (На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы: скворец, утка, ласточка, аист, сова. Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)

Игра «Кукушка» (Дети взявшись за руки образуют круг, а в середине с закрытыми глазами стоит 1 ребенок. Дети идут по кругу и произносят текст: «К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты…..(имя ребенка) не зевай, кто кукует, отгадай. Ку-ку.» Водящий открывает глаза и называет того, кто прокуковал.)

Игра «Где чей клюв?» Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)

5. Перелетные или зимующие птицы

Воспитатель: — А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях?

Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 — кормушку.

— Мы сейчас проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку-отгадку и поставите ее либо на кормушку (значит это зимующая птица), либо к самолету — перелетная.

Дети выполняют задание. Загадки:

1.

Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист.)

2.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Кохи собирает. (Воробей)

3.

Носит серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Кар-кар». (Ворона)

4.

Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

5.

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

6.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

7.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды —

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

8.

Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

6. Итог занятия

Одежда. 
Обувь.

Поздняя
осень. Куда улетают птицы.

Красная книга
Красноярского края
.

Транспорт. Правила дорожного движения. Профессии на транспорте

Дикие
животные. Как звери к зиме готовятся.
Животный мир нашего края.

Понедельник


0850
-09 15
Основы науки и естествознания Тема:
«Одежда. Обувь» Цель:
уточнять
и расширять представления детей о предметах одежды и обуви, отличительных особен-тях,
по сезонным изменениям в природе.

0925
-10 50Аппликация Тема: «Одежда для Вани и Мани» Цель:
знакомить
с историей и особенностями русского народного костюма. (Колдина аппликация
стр. 21 з-11)  

1000
-10 25  Физическая культура


0850
-09 15
Основы науки и естествознания

Тема: «Куда
улетают птицы»

Цель: расширение представлений детей о
перелётных и зимующих птицах
(КЗ стр.135)

0925
-10 50Лепка Тема: «Перелетные птицы» Цель:
учить
лепить птицу из пластилина пластическим и  конструктивным способом.
(Конспект)

1000
-10 25  Физическая культура


0850
-09 15
Основы науки и естествознания

Тема: «Виды
транспорта» Цель:
обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта
(КЗ стр. 131)

0925
-10 50
Аппликация Тема: «Машины едут
по улицам». Цели
:

закреплять
разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания.
(КЗ стр. 129)

1000
-10 25
  Физическая культура


0850
-09 15
Основы науки и естествознания

Тема: «Как звери готовятся к зиме» Цель: систематизировать знания детей о
жизни диких животных (КЗ стр. 143)

0925
-10 50
Лепка Тема: «Мишутка». Цель:
учить
лепить фигуру медвежонка, передовая форму частей, их относительную величину,
расположение по отношению друг к другу.
(КЗ  стр.101)  

1000
-10 25
  Физическая культура

Вторник


0850
-09 15Развитие речи, основы грамотности. Тема: «Рассказывание
по картинке
»
Цель: учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы
самостоятельно создавать картинку и составлять рассказ (РР стр. 51)

0925
-09 50  Рисование Тема: «Шапка и варежки» Цель:
учить
рисовать предметы одежды,  учить самостоятельно, придумывать узоры и украшать
одежду в одном стиле и цвете. (Колдина.Рисование стр.29 з- 21)

1020
10 45 Музыка


0850
-09 15Развитие речи, основы

грамотности.

Тема: Чтение
стихов о поздней осени.

Цель:
приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух (РР стр 50)

0925
-09 50  Рисование Тема:
«Синичка»

Цель: учить
рисовать знакомую птицу, передавая особенности её строения и окраски

(Конспект)

1020
10 45 Музыка


0850
-09 15Развитие речи, основы

грамотности
Тема:
«Обучению рассказыванию». Цель:
учить творческому рассказыванию
в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (РР стр. 55)

 0925
-09 50  Рисование Тема: «Автобус, украшенный
флажками, едет по улице» Цель:
учить изображать отдельные виды
транспорта, передавать форму осн. частей, деталей, их величину и
расположение.

 (Изо
Каморова стр. 47)

1020
10 45 Музыка


0850
-09 15Развитие речи, основы

грамотности

Тема:
Чтение рассказа Б. Житков «Как я ловил человека» Цель:
познакомить
с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человека» (РР стр. 56)

0925
-09 50  Рисование Тема: «Ежик» Цель:
учить
отображать особенности фактуры изображаемого предмета.

(Колдина.
Рисование стр.23 з- 15)

1020
10 45 Музыка

Среда


0850
– 0915  Математическое развитие

Тема: «Порядковый
счет до 8»

Цель: учить
считать в пределах 8, показать образование числа 8 (ФЭМП стр24, з-1)

1000
-10 25
  Физическая культура


0850
– 0915  Математическое развитие

Тема: «Счет
в пределах 9»

 Цель: учить
считать в пределах 9, показать образование числа 9. ( ФЭМП стр. 25, з-2)

1000
-10 25
  Физическая культура


0850
– 0915
  Математическое развитие

Тема: «Числа
8 и 9»

Цель: познакомить
с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно, отвечать на вопросы
«Сколько?» (ФЭМП стр.27, з-3 )

1000
-10 25
  Физическая культура


0850
– 0915
  Математическое развитие

Тема:
«Счет предметов до 10»

Цель: учить в
счете до 10, закреплять знания о геометрических фигурах. (КЗ стр. 114)

1000
-10 25
  Физическая культура

Четверг

Выходной

праздничный день


0850
-09 15Развитие речи, основы грамотности

Тема: Звуковая
культура речи: работа со звуками ж  и ш.
Цель: упражнять
детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.; развивать
фонетический слух. (РР стр.)

1020
10 45Музыка

1140 -12
00Физич. культура на прогулке

1532
-15 45Театральная студия


0850
-09 15Развитие речи, основы грамотности Тема: Завершение
работы над сказкой «Айога» Цель:
приучать детей ответственно
относиться к заданиям воспитателя (РР стр. 56)

1020
10 45 Музыка

1140 -12
00Физич. культура на прогулке

1532
-15 45Театральная студия


0850
-09 15Развитие речи, основы грамотности Тема:
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель:
учить
последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь
правильно строить предложения (РР стр. 57)

1020
10 45 Музыка

1140 -12
00  Физич. культура на прогулке

1532 -15
45Театральная студия

Пятница

Выходной

праздничный день


0850-09
15
В музее русского быта

0925-09
50Математическое развитие.

Тема: «Порядковый
счет до 9» Цель:
формировать навыки порядкового счета.

(КЗ стр.
106)

1015— 1035 Спортивное
мероприятие


0850-09
15 
В музее русского быта

0925-09
50  Математическое развитие

Тема: «Число
10» Цель:
познакомить
с образованием числа 10 на основе сравнивания двух групп предметов.

(ФЭМП
стр. 28, з-4)


0850-09
15
В музее русского быта

0925-09
50Математическое развитие

Тема: «Отсчитывание
предметов в пределах 10 по образцу»

Цель: закрепить
порядковый счет в пределах 10
(КЗ стр. 125)

После прогулки воспитатель усаживает детей за столики и показывает им поделку — это аппликация под названием птицы перелетные. Она приведена ниже:

Аппликация птицы перелетные

Такое занятие может быть проведено как осенью, так и весной, то есть во время перелета птиц. На прогулках дети замечают, что птицы собираются в стаи и куда-то летят. Воспитатель объясняет, что осенью птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, и это происходит каждый год, но есть птичка, которая живет с нами круглый год.” Какие это птицы на ветках?” — спрашивает учитель. Ребята узнают воробьев и начинают бегать и изображать птичек.

Делаем аппликацию перелетные птицы своими руками

Для примера детям показывают работы, которые выполнили прошлогодние воспитанники в старшей группе. На аппликации изображены облака, солнышко и птички, вырезанные из бумаги. Все птички летят в одну сторону.

Воспитатель напоминает правила работы с ножницами и клеем. Птицы на аппликации — это лебеди. Их довольно сложно вырезать, поэтому воспитатель позаботился и заранее вырезал шаблон лебедя. Дети по очереди обводят его карандашом и вырезают своих птичек. Солнце и облака они рисуют самостоятельно и вырезают. Затем подходит очередь работы с клеем. Малыши аккуратно кисточкой намазывают клей на фигурки и приклеивают их на темный картон.

Осенью тему птиц можно расширить, учитывая какой имеется природный материал для творчества — это всевозможные листья. Тут возникает идея сделать жар птицу из листьев. Это очень интересно. Во-первых, это сказочный персонаж, а во-вторых ее никто не видел, следовательно, полет фантазии не ограничен. Все же учитель показывает пример, он приведен ниже.

Аппликация птицы перелетные

Во время прогулки дети насобирали листьев и теперь они лежат перед ними на столе.

Кроме листьев потребуется:

  • картон;
  • кисточка;
  • клей ПВА;
  • салфетка.

Дети внимательно рассматривают предложенный им пример и начинают отбирать листики, которые им подходят. Потом они раскладывают их на картоне и формируют жар птицу. Когда результат понравится, начинают аккуратно приклеивать листочки. Клея нужно наносить немного и точечно, чтобы листья не деформировались. Аппликацию нужно оставить на некоторое время, чтобы клей высох, а потом можно любоваться.

Самые интересные аппликации птиц получаются из перьев птиц. Продумывается эскиз будущей картины. Первый вопрос, который нужно решить, это где взять перья? Оказывается, они продаются вместе с другой фурнитурой. Существуют даже интернет магазины, где их можно выбрать, не выходя из дома. Словом, за петухами гоняться не придется. Разнообразие перьев поражает. Поэтому нужно сначала решить какая будет птица и в соответствии с этим выбирать перья. Например, выбрана жар птица, как на рисунке. Можно посмотреть различные книги, картинки в них, чтобы выбрать подходящий персонаж. Многих наверняка привлечет жар птица, но можно сделать и птиц попроще. Однако, ясно, что если сделать более сложную работу, то и простые получатся.

Для работы нужно приготовить:

  • яркие перья нескольких цветов;
  • цветной картон;
  • белую бумагу;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • кисточку.

Пошаговая инструкция.

Теперь начинаем оживлять нашу птичку. На конце хвоста наклеиваем перья цвета, который понравился. Правил тут нет. Нужно положиться на свое настроение и свой вкус. Это будет выглядеть примерно так:

Аппликация птицы перелетные

Отступаем пару сантиметров и клеим следующий ряд, руководствуясь теми же принципами.

Переходим к крыльям. Как и хвост постепенно украшаем сначала одно, а потом второе крыло накладным способом по типу черепицы. Каждое последующее перо перекрывает предыдущее. Если надо, перышки можно подрезать. Клеем нужно пользоваться осторожно, чтобы его не размазать и не запачкать перья. Продолжать снизу-вверх клеить перья на туловище и голову. Макушку птицы украсить хохолком из перьев другого цвета. Вот результат:

Аппликация птицы перелетные

Если бы захотелось добавить глаза, коготки, клюв и другие мелкие детали, то можно было бы использовать бусинки, обрезки кожи или семена растений.

Из перьев можно сделать множество различных сюжетов. Это не должны быть обязательно птицы. Это могут быть цветы, животные, домики с деревьями. Легко из перьев сделать елочку. Из белых перьев получится заснеженная елочка, если захочется зеленую, то перья можно покрасить зеленкой или любой имеющейся краской.

Главное отпустить свою фантазию на волю!

Видео по теме статьи

Чтобы лучше закрепить материал предлагаем посмотреть видео, в котором более наглядно показано как выполнить аппликацию перелетные птицы.

Весна – прекрасное время, чтобы изготовить с детьми бумажных птичек, а заодно поговорить о перелетных и зимующих птицах вашего края, почитать стихи про птиц. Вместе с сайтом Крокотак портал Материнство предлагает идеи – как изготовить птиц из бумаги.

Кормушка для воробьев и синичек

Если зимой вы с детьми насыпали корм в кормушку для птиц, то весной можно напомнить об этом с помощью красочной поделки.

Аппликация птицы перелетные

Поделка состоит всего из двух деталей, которые легко распечатать с прилагаемого шаблона.

Аппликация птицы перелетные

Останется только аккуратно вырезать детали, сложить «крышу» кормушки, приклеить птичке крылышко и раскрасить поделку цветными карандашами.

Аппликация птицы перелетные

Птички в гнезде

Здорово, если на прогулке вам с малышом удастся понаблюдать, как птицы вьют гнезда. Дома можно рассказать ребенку, какими разными бывают птичьи гнезда, а потом вместе изготовить поделку – птичек в гнезде.

Аппликация птицы перелетные

Для поделки потребуется несколько листов цветной бумаги разного цвета. Для гнезда можно использовать крафт-бумагу. Сначала вырезаем заготовки: два кружочка – птичьих «тельца», носики, и пару зеленых листиков для придания весеннего настроения. Заготовку гнезда загибаем по краям, как показано на фото, намазываем клеем и прикрепляем к основе из плотного листа цветной бумаги или картона.

Аппликация птицы перелетные

Каждый кружок складываем пополам, делаем надрезы и отгибаем, чтобы получилось «крылышко». Сажаем птичек в гнездо, приклеиваем носики, рисуем глазки и несколько горизонтальных линий на гнезде, имитирующих плетение из веток.

Аппликация птицы перелетные

Позитивная ворона

Веселая ворона тоже радуется весне! Чтобы поделка не получилась мрачной из-за черного цвета оперения, используйте максимально яркие цвета для фона и рамочки.

Аппликация птицы перелетные

Вам понадобится вырезать из черной бумаги два круга и два треугольника, а из желтой – ромб для клюва и две длинных ноги. На листке белой бумаги нарисуйте глаза. Треугольники нужно нарезать бахромой, чтобы получились перья.

Аппликация птицы перелетные

Растопыренные крылья, торчащие в сторону ноги и задорно разинутый клюв придадут вашей вороне совершенно бесшабашный вид!

Аппликация птицы перелетные

Аисты в гнезде

Аисты – символ прихода весны во многих южных местах, например в Болгарии и Украине. Обычно они вьют себе гнезда на высоких столбах посреди деревни, и возвращаются в одно и то же гнездо каждый год.

Аппликация птицы перелетные

Фигурки птиц можно вырезать, распечатав на листе бумаги прилагаемый шаблон.

Аппликация птицы перелетные

Затем заготовку нужно надрезать и склеить, как показано на фото, чтобы придать телу птицы объем, а шею и голову отогнуть. Получилась фигурка птицы, сидящей на яйцах.

Аппликация птицы перелетные

Для изготовления гнезда потребуется кусочек картона и полоски крафт-бумаги. С этой работой легко справится дошкольник. Остается только усадить аистов в гнездо.

Аппликация птицы перелетные

Ласточка

Очень оригинально будет выглядеть на выставке весенних поделок ласточка из бумаги. Мы изготовим ласточку двумя способами. Первая ласточка будет объемной, парящей в воздухе.

Аппликация птицы перелетные

Для изготовления ласточки потребуется распечатать прилагаемый шаблон, или перерисовать его на лист черной бумаги. Обратите внимание, что овалы следует сделать белыми — это будет грудка птицы.

Аппликация птицы перелетные

Вырезаем заготовки, делаем надрезы и склеиваем, как показано на фото. Тело ласточки стало объемным, появился клюв.

Аппликация птицы перелетные

Сгибаем крылья и приклеиваем их к телу ласточки. Белые овалы перегибаем пополам и приклеиваем рядом с крыльями — получилась объемная грудка птицы.

Аппликация птицы перелетные

Глазки можно нарисовать белым карандашом или наклеить готовые (продаются в магазинах для рукоделия). Крошечный треугольник красной бумаги поможет дополнительно выделить клювик ласточки. Также можно нанести несколько штрихов белым карандашом на крыльях — для натуралистичности.

Вторая ласточка делается легче, эта поделка под силу даже малышам. Особенно выигрышно будет смотреться целая стая ласточек, выполненных группой детского сада.

Аппликация птицы перелетные

Распечатайте прилагаемый шаблон и помогите детям вырезать заготовки.

Аппликация птицы перелетные

Можно сначала раскрасить птичек, а после вырезать — так будет легче и аккуратнее. Не обязательно раскрашивать ласточек черным карандашом, можно сделать из разноцветными, чтобы было веселее.

Аппликация птицы перелетные

Ласточки любят сидеть на проводах, поэтому теперь нужно подготовить провод, на которой усядутся наши ласточки. Проследите, чтобы он был наклеен на всех поделках на одном уровне — тогда все птички, сделанные детьми, смогут выстроиться в ряд на групповом стенде.

Аппликация птицы перелетные

Не страшно, если фон неба и цвет провода будет разным — так даже веселее. Главное, чтобы выдерживалась горизонтальная линия.

Аппликация птицы перелетные

Аппликация — одно из любимейших занятий дошкольников. Особую актуальность этот вид творчества приобретает в старшей группе (дети 5–6 лет), когда у ребят накапливается приличный багаж впечатлений от окружающего мира. Это, в свою очередь, позволяет вывести аппликативный вид изодеятельности на качественно более высокий уровень. Так, одной из тем, отражающей всё разнообразие изобразительных умений и навыков старших дошколят, является тема «Птицы».

Что нужно учесть при подготовке занятия по аппликации на тему «Птицы»

Дети любят работать с яркой бумагой, дополнять работы ватой, тесьмой, экспериментировать с разными формами. К 5–6 годам к освоенным ранее приёмам работы над аппликацией (вырезанию прямым движением ножниц, составлению композиции по образцу и пр.) ребята добавляют:

  • вырезание элементов с округлыми формами, а также создание множественных деталей за счёт складывания листа гармошкой;
  • вырезание симметричных элементов, например, хвоста ласточки, а также парных деталей из листа, сложенного пополам — к примеру, клюв птицы;
  • добавление подходящих к тематике дополнительных материалов к аппликации, например, выполняя накладную аппликацию «Снегирь», дети делают имитацию снега с помощью ваты, а для мозаичной поделки «Домашние птицы» зёрнышки для курочки выполняют из пластилина;
  • составление композиции аппликации по собственному замыслу, а не только по образцу, к примеру, создавая мизансцену поделки «Птицы на кормушке», дети сами придумывают, где и как разные птички будут расположены у кормушки;

Аппликация птицы перелетные

В аппликации «Птицы на кормушке» можно скомбинировать мозаичную и обрывную техники

Материалы и инструменты для аппликации

Самым подходящим материалом для аппликаций на тему «Птицы» является белая и цветная бумага (обычная, гофрированная, бархатная). Причём особую симпатию у детей вызывает глянцевая цветная бумага, обеспечивающая поделкам яркую расцветку. В качестве основы используется тонкий картон или ватман для коллективных аппликаций. Что касается подложки для групповой поделки, то о его оформлении необходимо позаботиться заранее, например, педагог или дети во время самостоятельной деятельности после дневного сна могут нарисовать на листе большую кормушку, деревья и пр.

И, конечно, не обойтись без клея (ПВА, канцелярского), кисточки, мисочки для клея, а также влажных салфеток, чтобы вытирать руки.

Аппликация птицы перелетные

Коллективная аппликация в старшей группе часто опирается на привлечение в работу элементов конструирования, например, дети делают ворон в технике оригами, а потом приклеивают их на подготовленную педагогом или ребёнком подложку: ветках дерева на голубом фоне, выполненном карандашом

Дополнительные материалы

Для придания поделке оригинальности в качестве материалов также можно использовать:

  • сухую листву, например, чтобы сделать хвост Жар-птице;
  • ракушки, крупы, яичную скорлупу, фантики от конфет для создания оперения птички или антуража;
  • элементы оригами для придания поделке объёма;
  • бусины, стразы для создания глазок птиц;
  • стружку от карандашей для имитации оперения;
  • шерстяные нитки, атласные ленточки для птички или украшения кормушки;
  • вата, ватные диски для создания снега, льдин.

Аппликация птицы перелетные

Для выполнения животика синицы и веток в качестве дополнительного материала можно использовать шерстяные нитки разной толщины

Виды аппликативных техник в старшей группе

Дети 5–6 лет создают поделки из бумаги, то есть в традиционной технике, а также из ткани, яичной скорлупы и пр., то есть в нетрадиционной технике. Если аппликация требует особой подготовки материалов, например, из соломки, то на эту поделку может быть отведено два занятия, в том числе и за счёт рисования.

Таблица: примеры аппликаций на тему «Птицы» в разных видах

Фотогалерея: образцы аппликаций разных видов на тему «Птицы»

Фотогалерея: шаблоны для аппликации на тему «Птицы»

Как мотивировать детей на работу

В качестве мотивирующих приёмов на уроках по аппликации на тему «Птицы» педагог использует наглядные, словесные и игровые группы приёмов.

Таблица: мотивационные приёмы на уроке по аппликации

Или пословицы перед аппликациями на соответствующие темы:

Аппликация птицы перелетные

Очень важно, чтобы перед началом выполнения аппликации дети повторили все особенности внешнего облика птичек, так что без наглядности не обойтись

Как составить конспект занятия по аппликации

Урок по аппликативному виду изотворчества включает три этапа:

  • вводный для ознакомления с темой, обращения к опыту детей — до 3 минут;
  • основной для проведения подготовительной работы, подготовки материалов и инструментов, выполнения задания и физкультминутки на 10–15 минуте;
  • заключительный для оценки работ детей и рефлексии — до 3 минут.

Аппликация птицы перелетные

Конспектобразовательной деятельности по аппликации

старший дошкольный возраст

«Перелетные птицы».

Образовательные задачи:

• Закрепить умение работать с трафаретом.

• Закрепить умение работать в более сложной технике вырезывания — силуэтной.

• формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц.

• Развивать зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память, чувства и другие психические процессы.

• Развивать творческие способности.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Воспитывать интерес к художественному творчеству.

• Формировать настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие,

Предварительная работа:

• Беседы о птицах.

• Рассматривание картин, иллюстраций, открыток по данной тематике.

• Прослушивание стихотворений, загадок.

• Просмотр презентаций на тему «Перелетные птицы», видеофильмов.

Материал/Оборудование: цветная бумага (синего цвета), полоски белой бумаги, клей, ножницы, фломастеры красного и черного цвета.

Воспитатель читает стихотворение:

Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Ребята, а вы знаете, как перелетают птицы?

Некоторые птицы летят «стаей» (скворцы, дрозды, другие – «клином», в виде

треугольника (аисты, журавли, гуси, третьи – выстраиваются «цепочкой» в одну линию.

Разные птицы летят в разное время суток. Хищные птицы (аисты, журавли, стрижи, ласточки и т. д.) – днем, но большинство птиц летят ночью.

Показ фотографий птиц.

А каких перелетных птиц вы знаете? (утки, гуси, грачи, журавли, лебеди, аисты, дрозды, кукушки, скворец).

А сейчас мы с вами будем учиться делать таких красивых птиц. Сейчас послушайте внимательно загадку и отгадайте, перелёт каких из названых вами птиц мы будем делать.

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Правильно, молодцы, мы с вами будем делать перелет журавлей.

Воспитатель: сначала нужно выбрать фон для нашей работы. Какого цвета картон подойдет? (синий, голубой, как небо). Она больше похожа на небо? (да). Как лучше расположить лист? (дети приходят к выводу, что лучше расположить лист-основу горизонтально).

Далее мы переходим к основной части нашей работы. Мы — вырезаем птиц.

Посмотрите: я беру белый прямоугольный лист, складываю его пополам. Далее прикладываю к сгибу трафарет птицы, обвожу его аккуратно карандашом и вырезаю. Таких птиц мне надо вырезать шесть штук, потому что птицы у нас летят клином. Беру трафарет солнца, прикладываю к листу бумаги, обвожу и вырезаю. Точно так же вырезаю облака. Далее я располагаю все на листе тонированной бумаги и приклеиваю.

Но перед тем, как приступить, подготовим наши руки к дальнейшей работе.

«Десять птичек стайка».

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,

(Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

(Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

(Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей)

Птички, птички – по домам!

(Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой — крыша).

Повторить с детьми правила работы с ножницами

На столе ножницы должны лежать закрытыми.

Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.

При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.

Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.

При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.

Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.

Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги — это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.

Вырез в форме острого угла делают в два приёма.

Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.

Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.

Теперь можем приступить к работе.

Воспитатель: возьмите прямоугольники из белой бумаги, сложите его пополам. Возьмите трафареты птиц, приложите правильно к сгибу прямоугольника и обведите карандашом. Дальше аккуратно вырезаем. Раскрываем, смотрим, что получилось. Делаем 5 птиц. Далее берем небольшой квадрат из белой бумаги и трафарет круга, прикладываем его к бумаге, обводим и вырезаем. Это наше солнце. Берем трафарет облака, прикладываем его к бумаге, обводим и вырезаем. Располагаем наши детали на листе цветной бумаги. Создаем композицию. Аккуратно приклеиваем элементы. Дорисовываем птицам клюв (красным фломастером) и глаза (черным фломастером).

Анализ детских работ:

Воспитатель: молодцы, какие красивые получились композиции. Ребята, о ком мы сегодня с вами разговаривали. А каких перелётных птиц мы называли? (перечисление). Какую из птиц мы вырезали? Давайте поместим их на выставке. Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.

Верховяк Виктория Витальевна

МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО

Конспект НОД по аппликации «Улетали лебеди на юг»

1. Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».

2. Развивать восприятие целостного образа предмета, зрительно-пространственное восприятие.

3. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

4. Повторить названия частей тела птиц. Обсудить значение каждой части для птицы(зачем нужен клюв, крылья, хвост и т. д.).

5. Вызывать желание заботится помогать обитателям нашей природы.

Материал : картинки перелетных и зимующих птиц, демонстрационная ласточка с поврежденным крылом, заготовки ласточек на каждого ребенка с частями тела черного и красного цвета (голова, крылья, хвост, крупа (манка перемешана с гречей, клей, картон зеленого цвета (по количеству детей, в качестве рабочей контрастной поверхности, тарелочки на каждого ребенка, воздушные шарики гелиевые, двухсторонний скотч.

Ход НОД:

1. Орг. момент

Д/и с мячом «Один — много»

2. Проблемная ситуация, создание мотивации.

— Ой, а кто это у нас на окне сидит? (воспитатель замечает не улетевшего на юг лебедя) (птичка).

— Ребята, а кто знает это что за птичка? (лебедь)

— Лебедь? А какое сейчас время года? (зима)

— Она у нас какая зимующая или перелетная птица? (перелетная)

— Значит, лебедь должен был улететь (удивляется).

3. Основная часть

3.1. «Почему птицы улетают на юг»

— Ребята, а почему птицы улетают на юг? (Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают. Становится холодно. Водоемы замерзают).
— А каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточка, стриж, аист, утки, гуси…).

— Давайте с вами поиграем в игру.

Малоподвижная игра «Улетает — не улетает».

Цель: Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.

— Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать — приседаете. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру).

— У лебедя, наверно, что то произошло раз он остался здесь…

— Скажите, а лебедь сможет перезимовать у нас? (нет, на улице уже холодно, еды ему не найти).

— Мы же с вами хотим помочь улететь нашему лебедю? (да).

— Путь у него дальний, да и одному ему безопасно лететь? (нет).

— Я предлагаю вам сделать нашему лебедю друзей, чтобы он смог улететь на юг. Но для начала давайте настроимся на работу.

Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

3.2. Выполнение аппликации «Перелётные птицы».

— Давайте рассмотрим образец. Из каких частей состоит наша работа (солнышко, облака и стайка лебедей).

— Возьмите чёрный картон, его можно располагать по вертикали и горизонтали.

— Из желтой бумаги нужно вырезать солнце.

— Из белой бумаги вырежем облака и птичек. Будьте внимательны, птички должны лететь в одну сторону.

— Напоминаем детям правила работы с клеем и ножницами.

— Дети изготавливают птиц и приклеивают их на основу, дорисовывают детали (глаза, клюв, крылья).

4. Упражнения для глаз.

Птицы собрались на юг.

Осмотрели все вокруг (глазки по кругу)

Глазки вправо, глазки влево (глазки вправо, влево)

Вверх на голубое небо, (глазки вверх)

Опустили глаза вниз (глазки вниз)

Там леса, поля, река.

Крыльями взмахнули (взмах руками).

С ветки упорхнули (встать со стульчика).

5. Подведение итогов.

— Посмотрите, что у нас получилось! А теперь лебедь сможет улететь на юг? Конечно, и не один, а целой стаей, вереницей.

Аппликация птицы перелетные

Формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять умение делать аппликацию из белой бумаги на чёрном фоне, воспитывать бережное отношение к материалам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по аппликации «Перелётные птицы»»

Конспект занятия по аппликации «Перелётные птицы»

Возраст: Старшая группа

ОО «Познавательное развитие»

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

ОО «Речевое развитие» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Продолжать развивать речь как средство общения, развивать умение поддерживать беседу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять умение делать аппликацию из белой бумаги на чёрном фоне, воспитывать бережное отношение к материалам.

ОО «Физическое развитие»

Закреплять умение держать правильную осанку в процессе выполнения упражнений

Материалы и оборудование:

Иллюстрации птиц (зимующих и перелетных, рисунок, как птицы едят из кормушки, 1/4картона формата А4 чёрного цвета на каждого ребёнка, клей ПВА, кисти на каждого ребенка, карандаши, ножницы,

Наблюдение за окном.

Цель — продолжать развивать речь как средство общения; развивать умение поддерживать беседу; закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.

Воспитатель: Посмотрите ребята за окном совсем не видно птиц. Куда же они подевались?

Ответы детей: (Пришла зима, птицы улетели в теплые края)

Воспитатель: Все ли птицы улетают?

Ответы детей: (Нет, некоторые из них остаются, остаются зимовать)

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать рассказ о самой смелой птичке, которая любит жить рядом с человеком в любое время года. Кто догадался, кто это?

Ответы детей: (Воробей)

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Воробей»

Цель — продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

Воспитатель: Устали? Хотите отдохнуть и одновременно поиграть?

Ответ детей: (Да.)

Воспитатель: Давайте превратимся в птиц, почувствуем себя порхающими существами.

Игровые упражнения «Что за птица?»

Цель — закреплять умение держать правильную осанку в процессе выполнения упражнений.

Воспитатель: Вот мы и размялись.

Воспитатель приглашает детей за столы.

Выполнение аппликации «Перелётные птицы»

Цель — формировать художественно-творческие способности; побуждать детей создавать коллективные сюжетные композиции.

— Ребята, сядьте все ровно, спинку выпрямите, следите, чтобы она всё время была у вас прямая.

— Давайте рассмотрим образец. Из каких частей состоит наша работа (солнышко, облака и стайка лебедей). Возьмите чёрный картон, его можно располагать по вертикали и горизонтали. Из белой бумаги нужно вырезать солнце, облака и птичек. Будьте внимательны, птички должны лететь в одну сторону.

Напоминаю детям правила работы с клеем и ножницами. Дети изготавливают птиц и приклеивают их на основу, дорисовывают детали (глаза, клюв, крылья).

В конце деятельности дети рассматривают готовые работы и помещают их на выставку.

Автор: Гореликова Оксана Константиновна

НОД Коллективная аппликация у детей старшего дошкольного возвраста на тему «Перелетные птицы». МБДОУ « Детский сад № 247».

Автор Гореликова Оксана Константиновна.

Задачи .В данной работе я ставлю перед собой основную задачу которая будет связана с обогащением изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Продолжаем учить детей передавать несложные движения(птицы летят), изменяя статистическое положение частей тела у птиц (приподнятые крылья); при создании сюжета показываем детям несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и свои эстетические переживания.

Предварительная работа .Чтение стихов русского поэта М. Исаковский »Летят перелетные птицы». Совместное рассматривание детей с воспитателем альбомов, фотографий, тематических плакатов «Птицы России», «Перелетные птицы» .Беседа с детьми на тему «Перелетные птицы».

Материалы используемые в работе .Краски акварель и гуашь ,кисточки №4 и № 7Для красок), кисть(для клея) ,листы бумаги А4 белого и серого цвета с нарисованным контуром для вырезания перелетных птиц(внимание контур птиц необходимо изобразить таким образом, чтобы птицы летели в одном направлении), клей, ножницы, тарелочки для клея, тряпочки, клеенка.Используем заранее приготовленный фон.

Содержание занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию, предложив детям вырезать перелетных птиц и собрать их в единую стаю.

-Посмотрите, как мы будем вырезать птиц. Складываем лист бумаги вдоль пополам, чтобы был виден рисунок. И вырезаем наших перелетных птиц .А затем надрезаем крылья и хвост, чтобы было похоже на перышки. Глаз и клюв дорисовываем .Эта птица получился гусь полетит прямо под облаками.(Воспитатель прикладывает силуэт гуся к фону).Дети подскажите мне как нужно приклеить гуся, чтобы было видно, что он летит и машет крыльями .После ответа деток воспитатель демонстрирует два варианта приклеивания гуся.

1. Все туловище, кроме крыльев приклеивается на фон.

2. Половинка туловища и одно крыло приклеивается на фон.

-посмотрите дети один гусь летит в небе -ему наверное скучно, давайте вырежем целую стаю птиц. Чтоб птицам было не скучно лететь в теплые страны. Здесь лежат листья бумаги с нарисованными силуэтами птиц для вырезания ,которые вы принесли заранее из дома. каждый выберет понравившийся силуэт птиц и вырежет по нарисованному контуру.

Динамическая пауза .Игра.

Ведущий: Есть у нас игра одна,

Вам понравится она.
Дети: Птицы все на Юг летят,

Зимовать они хотят

Там, где солнышко , тепло,

Ждать весны будет легко

Только ветер им мешает

И с дороги их сбивает.

По считалке выбираем» ветерок» .Дети стоят на одной стороне ,читают речетив ,по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону »Теплые страны», «ветерок» ловит их, «сбивает с пути ».Кого запятнали тот пропускает одну игру.

Покажите какие птицы у вас получились.(Дети поднимают вырезанные силуэты вверх).Нанесите их на небо и раскладывайте так , чтобы получилась стая .Птицы должны лететь в одну сторону и не мешать друг другу. Дети не забудьте, что птицы машут крыльями.

Дети размешают своих перелетных птиц на небе и аккуратно приклеивают одним из предложенных воспитателем способов.

После занятия.

Во второй половине дня после сна дети рассматривают композицию.

Испытывают эмоциональный всплеск и подъем от проделанной работы. Воспитатель предлагает

по рисовать и читает стихотворение великого лирического поэта В. Набоков.

…Свежо ,и блестят паутины…

Шурша вдоль реки прохожу.

Сквозь ветки и гроздья рябины

На тихое небо гляжу.

И свод голубеет широкий,

И стая кочующих птиц-

Что робкие детские строки В пустыне старинных страниц.

Настройки поиска

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
По классификации В.Воронковой учащиеся определены в I-II и III типологические группы
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 5.3.1.15 иметь сведения о подготовке к зиме перелетных птиц грачи, скворцы;5.4.1.2 отвечать на вопросы учителя; 5.4.1.3 выслушивать ответы своих товарищей;
Цели урока:
Все учащиеся смогут: называть перелетных и зимующих птиц.
Большинство учащихся: смогут назвать различия перелетных и зимующих птиц.
Некоторые учащиеся: сравнивать.
Задачи урока: Развитие познавательной активности учащихся, дать представления о перелетных и зимующих птицах; их различии, развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать навыки монологической и диалогической речи, воспитывать любовь к природе.
Коррекционно-развивающие цели: развивать устную связную речь, долговременную память, логическое мышление, творческое воображение, стабильное устойчивое внимание.
Критерии успеха:
Данный урок формирует представления учеников о перелетных и зимующих птицах, через работу с иллюстрациями они научаться обобщать свои знания о птицах.
Межпредметные связи: математика, русский язык, чтение и развитие речи,изо.
Предварительные знания: птицы, условия жизни птиц.
Методы:словесный(беседа, самостоятельная работа),практический(карточки, дидактические игры), наглядный(слайды,картинки по теме урока)
Наглядность: ПК, презентация, карточки-задания, картинки по теме урока, значки для рефлексии.
П П настрой:
Орг.момент.
Установление эмоционального контакта, для плодотворного рабочего настроения.
-Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок.
У нас гости. Давайте на уроке покажем, какие мы умные и сообразительные!
Приветствие.
Мы друг к другу повернемся,
(учащиеся смотрят друг на друга).
Мы друг другу улыбнемся. (Улыбки детей.)
А учителю почет – он урок у нас ведет.
(поклон головой).
I Назовите основные части тела птиц.
( голова, клюв.туловище.крылья,хвост,ноги)
Чем покрыто тело зверей? (шерстью).
Чем покрыто тело птиц? (перьями)
I –Загадка.
Снится ночью червяку
Чудо–юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …(птица)
Предлагаю вам собрать отгадку-слово (на столе разрезанное слово П Т И Ц Ы. Учащиеся собирают слово ПТИЦЫ)
_-Сегодня мы с вами поговорим о птицах, а о каких вы мне скажите, если правильно прочтете цепочку слов.
ПзЕиРмЕуЛюЁщТиНеЫи
(Перелетные зимующие)
-Правильно! Молодцы! Тема нашего урока
«Перелетные и зимующие птицы».
(учитель на доске вывешивает тему урока)
Сегодня на уроке мы научимся различать перелетных и зимующих птиц.
(Учитель на доске вывешивает цель урока)
II ч. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Тему урока. (учащимся III группы предлагается наклеить карточку с темой урока Илья, Евгений)
III Работа над темой урока:
1.К нам пришла «Шифровка» (названия птиц). Названия каких птиц зашифрованы?
(ЛАСТОЧКА ГРАЧ СКВОРЕЦ СОЛОВЕЙ)
Что вы знаете об этих птицах? Где живут? Чем питаются?
Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
СЛАЙД
Почему их так называют? перелётными. Почему они от нас улетают?(ответы учащихся: потому что наступает осень, становиться холодно, мало корма, поэтому перелетные птицы осенью собираются в стаи и улетают в теплые края)
-Правильно! Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимой. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
СЛАЙД
2.Д/и «Узнай по описанию» (учитель зачитывает описание птиц, учащиеся угадывают).
СЛАЙД
ВОРОБЕЙ
За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

ГАЛКА
Птица, у которой крылья чуть укороченные, хвост узкий. Оперение плотное. Крылья, хвост и спина черного окраса с синим отливом. Грудь и голова серые, с красивым серебристым оттенком. Ноги черненькие, клюв темный, глаза голубые, очень выразительные и красивые. Очень шустрые, крикливые, общительные и умные. Пернатые крикуны очень предусмотрительные и запасливые. Когда им удается добывать пищу в больших количествах, они под корнями деревьев, под листьями или в других укромных местах делают запасы. В нелетную плохую погоду, когда может грозить голод, такие кладовочки очень их выручают.

-Отгадайте загадки!
СИНИЦА
Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда!

ДЯТЕЛ
Он на дереве сидит,
По коре весь день стучит,
Насекомых извлекает,
Лес родимый защищает.
В красну шапку он одет,
Доктором — прозвал весь свет.
Ну, мой юный наблюдатель
Как зовется птица?
СЛАЙД

— Как называются эти птицы? Которые остаются зимовать с нами?(ответы учащихся ЗИМУЮЩИЕ).
Почему их так называют?(ответы учащихся потому что эти птицы не улетают в теплые края, остаются зимовать)
-Верно! Это ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных.
ФИЗМИНУТКА
«Отгадайте и присядьте».
Учитель: Ребята, давайте поиграем, встаньте. Сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелётной, то машите руками, как летают птицы.
Учитель: Ворона, соловей, аист, сорока, голубь, скворец, ласточка, синица, грач, снегирь, журавль, воробей, цапля.
Молодцы! Отдохнули немножко,теперь давайте дальше поработаем!
Работа с разноуровневыми карточками. А теперь поработаем самостоятельно. Выполните карточку-задание. Угадайте птиц и запишите в тетрадь.
(Работа в классе по разноуровневым карточкам. В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель помогает выполнять задание учащимся, у которых возникли трудности в выполнении задания.)
Молодцы! Супер внимательные ребята! С работой по карточке справились ОТЛИЧНО!
-На какие 2 группы делятся птицы?
ВЫВОД. Птицы делятся на 2 группы: перелетные и зимующие. (учитель вывешивает на доске схему, просить 1-3 учеников повторить вывод.)
СЛАЙД
Закрепление.
Д/и «Узнайте голоса птиц»
(прослушивание звукозаписи голоса птиц:
Галка

Соловей

Дятел

Синица

— Узнали голоса птиц? Как правильно сказать???
Галка галдит.
Соловей поет.
Дятел стучит.
Синица тенькает.
(учащиеся повторяют глаголы)
Обобщение по теме урока: Что интересного мы узнали на уроке? (Много интересного и полезного узнали на уроке. Узнали о перелетных и зимующих птицах.)
Молодцы!! И чтобы птицы радовали нас, мы должны помогать птицам зимой, подкармливать в холода, не разорять гнезда. Мы запомним знания, которые мы сами получили, когда трудились на уроке: отвечали на вопросы, играли, наблюдали.
Домашнее задание. Внимательно прочитайте и выполните правильно! Карточка.
СЛАЙД
Работа с текстом:
— Составьте рассказ о птицах, используя слова для справок:
(перелётные, зимующие, тёплые края, корма, заботе, помощи, холод, голод)
— Птицы бывают ….. и ……. Перелетные птицы улетают на зиму в ……потому, что нет….. Зимующим птицам очень трудно зимовать. Они нуждаются в …. и ….. людей. Зимой птицам не так страшен …, как ….
***Дополнительное задание.
Д/И «Сложите верную цепочку» (приложи правильно фишки-карточки)

Скачать КОНСПЕКТ УРОКА ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. По

Для того, что бы получить доступ к файлу, вам необходимо выполнить

Вас заинтересуют так же следующие:

    no image

    no image

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

8 посетителей на сайте. Из них:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7                                      Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками старшей группы на тему: «Перелетные птицы»              

 по познавательному развитию

/с использованием образовательной технологии моделирования/ 

Составитель: воспитатель

Конюкова Агнесса Николаевна

2021

Конспект НОД  воспитателя с дошкольниками старшей  группы на тему

«Перелетные птицы»

Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательно-речевых навыков путем работы со схемами алгоритмами и обобщения знаний детей о жизни птиц осенью.

Задачи:

Образовательные:

 закрепить представление о перелетных птицах, повторение темы;

— уточнять, расширить и активизировать словарь детей по теме: «Перелетные птицы»;  

— учить понимать образный смысл загадок;                                    

— учить строить высказывание — рассуждения;                                                                                

— формировать навык работы со схемами алгоритмами;

— расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Развивающие:

— развивать умение строить причинно-следственные связи;

— развитие всех компонентов речи (лексического строя речи, грамматического строя речи, произносительного строя речи, связанной речи);

— стимулировать память и мышление детей.

Воспитательные:                                                                                                                                     — воспитывать познавательный интерес к птицам;

— воспитание любви к птицам и бережное отношение к природе;

— формировать навык сотрудничества, доброжелательности, сопереживания, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование, инструменты и материалы: глобус с подсветкой, схемы – алгоритмы с обобщающими признаками животных, картины с изображением перелетных птиц- 8 шт., (цапля, ласточка, аист, скворец, утка, лебедь, соловей), картинки с правилами поведения в лесу. Картинки с изображением жизни ласточки — 6 шт., аудиозапись, «Голоса птиц», картина игра «Кто где живет», «Следы на земле», медали «Друг природы», солнце, звезды, стая птиц.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Составление описательного рассказа о птицах, чтений художественной литературы:  стихи о временах года А. С. Пушкина, В. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, чтение рассказов «Птицы наших лесов», Г. Снегирева, «Наши птицы», «Хвост» В.Бианки, «Птицы. Какие они?» Т. А. Шарыгина, «Грачи прилетели», «Ласточки, ласточки» Н. Сладкова. Разгадывание загадок: «Как дружат ласточки» В. Максимов. Наблюдение на прогулке и рассматривание птиц. Работа с моделями характеризующими основные признаки внешнего вида птиц. (в рамках проекта).  

Использования педагогических технологий:

— Моделирования;

— Игровая технология;

— Опытно-исследовательская;

— Личностно — ориентированная;

— Здоровьесберегающая.

Интеграция образовательных областей:

— речевое развитие;

— физическое развитие;

— социально-коммуникативное;

Примерный ход НОД

Воспитатель

Дети

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

— Доброе утро!

— Доброе утро

Солнцу и птицам!

— Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Дети садятся на стульчики полукругом. Здороваются.

Краткое знакомство с глобусом. Что это такое?

Отвечают на вопросы.

Включает глобус, светятся все страны разным светом. Ребята, скажите пожалуйста, где мы живем, в какой стране?(В России). Мы живем в России. Значит мы кто? (русские). Может кто-нибудь покажет на глобусе Россию? Как вы думаете, мы одни живем на планете Земля? (ответ детей). Есть разные страны – Америка, Африка, Япония, Германия и т.д. (показ на глобусе воспитатель.) Все мы разные и разговариваем мы на разных языках.

Ответы. Рассуждения. Показывают на глобусе Россию.

-Я Вам предлагаю отправиться  в путешествие в Америку. Что нам для этого надо, чтобы попасть в другую страну? (деньги, билет, документы, транспорт, и т.д.- дети перечисляют, рассуждают). Вот мы все это сделали, собрали багаж  и полетели или поехали.

Рассуждают. Называют предметы, документы, которые необходимы для путешествия.

-Дети, а как Вы думаете, кому ничего не надо, чтобы попасть в другую страну? (птицам). Правильно.

Ответы.

 Просит отгадать загадки.        

У меня ходули – не страшит болото

Лягушат найду-ли – вот моя забота.

                                                      (Цапля)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

 Беленькая с живота

 Хвост раздует в два хвоста.

                                               (Ласточка)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Свил гнездо свое на крыше

Он всех видит, он всех выше.

                                                (Аист)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

На шесте — дворец

Во дворце – певец.

                                   (Скворец)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Солнце озарило

Бледный небосвод

Птица белокрылая

Медленно плывет.

                               (Лебедь)

Отгадывают загадку. Находят картинку с этой птичкой.

Отгадайте еще одну загадку.

Кто без ног и без свирели

Лучше всех заводит трели

Голосистей и нежней?

Кто же это?

                             (Соловей)

Отгадывают загадку.

Как называются эти птицы одним словом? (перелетные). Почему? Почему они улетают в теплые края ? Что страшнее холод или голод?

Ответы. Рассуждения.

Как называют соловья в народе? (Первая скрипка леса)

Прослушаем  пение соловья.

Слушают пение соловья.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки тоже покажем,

Это к нам птицы летят .

Лебеди летят, крыльями  машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Плавно и тихо умеют держаться,

Очень бесшумно  на воду садятся.

Белые лебеди, лебеди летели

Сели посидели и снова полетели.

Вместе с воспитателем повторяют движения согласно текста.

Воспитатель приглашает детей присесть обратно

Садятся на стульчики.

Выбрать все схемы, которые относятся к птицам, обсудить, обобщить.

Работают со схемами.

Птиц еще называют «великими путешественниками», так как  они летят зимовать на юг, в теплые края, очень далеко.

(работа по глобусу, показ воспитателем перелетов). Например: соловей, скворец летят в жаркую Африку (некоторые соловьи летят в Ирак); аисты, лебеди собираются в стаи (показ стаи сделанной на стене) и улетают на Британские острова и в Америку (птицы курлычут); утки, гуси летят в Китай, Индию; грачи летят во Францию; ласточки летят к средиземному морю).

Птицы летят в стаях. Впереди летит вожак самая сильная, крупная. Днем птицы определяют дорогу по солнцу, ночью по звездам (показ на стене).Давайте мы с Вами представим , что мы птицы и полетаем ,

Показывают на глобусе.

 Дети имитируют полет птиц.

Кто оставил следы? Давай те рассмотрим и определим кто оставил следы? Предлагаю детям показать, как прыгает воробей, важно ходит ворона, передвигается голубь.

 После полета увидели следы на земле. Рассмотрели, определили. Показывают как кто из птиц прыгает и ходит.

Сменили обстановку сели в другое место группы, перед доской. Предлагает детям послушать рассказ. «Ласточка», картинки поочередно в виде изображения ласточки вывешивает на доске. Обсуждение рассказа

Обсуждение рассказа

Вы всегда хорошо и правильно себя ведете по отношению к природе, животным? Вспомните правила поведения в природе (воспитатель вывешивает картинки, делаются обобщения, умозаключения).

Называют правила поведения в природе.

Игра: «Кто где живет».

Карточки птиц на столах, дети выбирают любую птицу и ищут ее «домик». Идет обсуждение, анализ игры.

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили, кто такие «великие путешественники».

Отвечают на вопросы воспитателя.

Детей поблагодарить за хорошие ответы, любовь к природе, заботу о птицах.

Наградить медалями «Друг природы».

  • Рассказ про перелетных птиц для дошкольников читать
  • Рассказ про первое сентября 3 класс небольшой
  • Рассказ про первую любовь
  • Рассказ про переводчика на английском
  • Рассказ про первое сентября на английском