Рассказ про осенние цветы

ж одно из самых любимых животных детей. маленький лесной житель заочно покорил сердца всех ребят. ну, как можно его

Ёж — одно из самых любимых животных детей. Маленький лесной житель «заочно» покорил сердца всех ребят. Ну, как можно его не любить: маленький зверек, покрытый мягкими иголками, который умеет сворачиваться в очаровательный колючий «мячик»?.. Сегодня расскажем детям о ежах все тайны и известные интересные факты.

Рассказ про осенние цветы

Рассказ про ежа для детей

Живут колючие ежики преимущественно в лиственных и смешанных лесах. Они обустраивают свои гнезда в корнях деревьев. День проводят дома, а ночью выбираются на охоту. Ежи — ночные животные.

Исключительной и самой запоминающейся особенность ежиков — это покрытие тела иголками. Нет, брюшко и лапки, мохнатая мордочка очень даже мягкие и пушистые. А вот спинка, покрытая броней в виде острых иголок, отлично справляется со своей ролью защиты. Лапки ежика маленькие с небольшими коготками. Но это не мешает ему быстро и немного громко бегать.

У ежиков удлиненная мордочка и маленький влажный носик, и глазки-пуговки, которые к слову сказать, не отличаются хорошим зрением.

Ежи, как и медведи, практически всеядное животное, но все же преимущественно хищник. В основе меню колючего лесного жителя — насекомые, червяки, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, небольшие ядовитые змейки, земляника, малина.

Осенью, ёж собирает себе мягкую подстилку из сухих листьев. Сворачивается клубочком и катится по поляне. Листья, которые наткнулись на его уголки переезжают в его норку и становятся теплой постелькой на всю зиму. Еж спит все холодное время года. А когда просыпается с теплыми лучами весеннего солнца, то уже в компании нескольких ежат.

Малыши ёжики рождаются совсем без иголок и с закрытыми глазками. Спустя пару часов на их теле начинают появляются иголочки — только мягкие и нежные. Ежиха кормит малышей молоком. Пока ежата не окрепнут, и их иголки не станут острыми и темными, они не отходят от мамы.

Рассказ про осенние цветы

Чуть подросших малышей мама и папа воспитывают вместе: учат их охотиться, добывать пропитание, строить гнезда.

Если случилось так, что ежик поселился в вашем доме, угостите его молочком и будьте готовы к громкому топанию по ночам. Но зато и всех мышей он выловит в округе.

Когда я рассказывала о волшебной серии книг «Занимательная зоология», то уже там мы узнали массу интересных фактов о ежах. Узнаем и еще кое-что занимательное:

Рассказ про осенние цветы

Интересные факты о ежах

  • Ежики всю зиму спят в норках.
  • Норки могут достигать глубины в 150 см.
  • Рождаются ежики с мягкими иголками, которые потом утолщаются и крепнут.
  • Каждая иголка растет 12 месяцев
  • Яблоки ежики не накалывают на спину, но, зато они любят кататься в яблоках. Так они избавляются от вредителей и чистят спинку.
  • Ежикам не страшны практически никакие ядовитые вещества.
  • У ежиков вырастает 36 зубов.
  • Они слабо видят, но отлично слышат и очень быстро бегают до 3 метров за секунду.
  • А еще некоторые ежики умеют плавать!
  • За ночь один еж может съесть больше 100 насекомых!
  • У ежей 36 зубов.
  • Во время спячки еж делает всего 6-8 дыханий в минуту, а температура тела ежа — всего 2 градуса Цельсия, тогда как при бодрствовании — 34. За зимний период ежики значительно теряют в весе, который они усиленно восполняют после пробуждения.

Загадки про ежика

Загадка про ежика поможет закрепить знания и развить смекалку.

Необходимы всем иголки для шитья.
Кому нужны иголки для житья?
(Ежу)

Вот клубочек, но не мяч.
Рта не видно, а кусач.
(Ёж)

Нос как у свинки, да колки щетинки.
(Ёж)

Фыркает, когда сердит
Весь колючками покрыт
С головы до ножек
Зверёк этот
(Ёжик)

Между сосен, между ёлок
Пробежали сто иголок.
Сто иголок не простых,
Едут яблоки на них.
(Ёж)

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж)

Рассказ про осенние цветы

Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго.
(Ёжик)

Колючий,не бритый
Серый колобок.
(Ёжик)

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это …
(Ёж)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки — ни одной.
(Ёж)

По тропинке идет,
Лес на спинке несет.
(Ёж)

Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит:
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек?
Ты узнал? Ведь это –
(Ёжик)

Рассказ про осенние цветы

Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это
(Ёжик)

Ночью топает, как слон.
Угадай-ка, кто же он?
(Ёж)

Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это?
(Ёжик)

Вот еще загадка про ежа.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)

На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок —
Ни головы нет, ни ног.
(Ёжик)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёж)

Рассказ про осенние цветы

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
(Ёж)

Словно елка,
Весь в иголках.
(Ёжик)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёжик)

Этот зверек не даст себя мучить,
Поэтому он очень колючий!
(Ёж)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
(Ёжик)

Стихи про ежа

Дождик вылился из тучки,
Вымыл ежику колючки.
Еж доволен — сыт, умыт,
На кроватке сладко спит!

Хитрый ёжик

Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.

П. Воронько

Рассказ про осенние цветы

Ёжики смеются

У канаки
Две козявки
Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобно булавки:
Мы булавкам сами утыканы.

Корней Чуковский

Ёжик

Ёж колючками оброс,
Для чего же? Вот вопрос.
Чтоб ему клубком свернуться,
От зверей злых увернуться.

А. Тесленко

Рассказ про осенние цветы

Ёжик

— Что ж ты, Ёж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Борис Заходер

Ира и Ежик

Ира просит: «Ежик, Еж!
Ты мне платьице сошьеш?»
Еж ответил из-под елки:
«Ниток нет — одни иголки!»

Серый ежик

Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.

Ходит Ёжик по тропинке

Ходит Ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка?

О. Малиновская

Ежик

Ёжик носит не футболки,
Не рубашки, а иголки!
И в шкафу закрыт на ключик
У него запас колючек.

Н. Шемякина

Колючий еж

Не трогай шубку ты мою,
Тебя я больно уколю,
Хоть на клубочек я похож,
Зовут меня колючий еж.

Н. Летошко

Ежик-сапожник

Шьёт своим ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Новые сапожки.

Живёт на свете зверь смешной

Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!

Ёж и лиса

Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
— Дай, переведу?
Отвечает серый ежик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!

Самуил Маршак

Ежи Ежовичи

Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Знают, если есть еда,
Не страшны и холода.

Ёжик

Как-то еж бежал под елкой,
Видит вдруг: кругом иголки.
Еж воскликнул: ой-ой-ой!
И бегом к себе домой.

Стал у зеркала считать:
Раз-два-три-четыре-пять,
Десять-двадцать-тридцать… двести!
Все иголочки на месте!

Хитрый Еж

Возвращался еж домой —
Хлынул дождик проливной,
Ручейки помчались с гор.
Еж не растерялся,
Быстро встал под мухомор
И сухим остался.
Обошелся хитрый еж
Без зонта и без галош.

Рассказ про осенние цветы

Как умывается ежик

Hа жаpе в лесу спpосонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз беpет,
Моpдочку ежонку тpет.
Только спину, только спину
Hе потpешь pодному сыну.
Ходит по pосе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хоpошо, pебята, все ж,
Что никто из вас не еж!
Г.Виеpу

Ёжик и Кактус

Ёжик Кактус повстречал,
Ёжик Кактусу сказал:
— Отчего позеленел?
Крокодила, поди, съел.

Кактус Ёжику своё:
— Серым стал ты отчего?
Видно, солнечных лучей
Не хватает для ежей.

Тамара Маршалова

Ёжикино счастье

Носик, мордочка, колючки.
Ушки, лапки, коготки.
Словно шапку нахлобучил.
Ёжик нёсся напрямки.

А в осеннем небе тучки,
Дар осенний на траве…
На своих несёт колючках
Фрукты ёж к своей норе.

Нипочём ему ненастье,
Нипочём и холода.
Будет ёжикино счастье,
Если в норке есть еда.

Александр Бефорт

Ежи

Ёж ежу шепнул в тиши:
«Тише, братец, не шурши,
Топай лапками потише,
Чтобы нас никто не слышал,

Спелых яблок урожай
На иголки нагружай,
Выбирай что покраснее
И в обратный путь скорее.

В доме ждут давным-давно,
А в саду темным-темно.
Ну, пока что суть да дело,
За работу дружно, смело.

Натаскаем яблок кучу
Для братишек невезучих.
Мама с папой будут рады
И похвалят нас в награду».

Владимир Дюков-Самарский

Рассказ про осенние цветы

Колыбельная для ёжика

Спи, мой ёжик, спи, сыночек,
Глазки закрывай.
Пусть тебе приснятся сказки,
Баю-баю-бай.

А луна плывет по небу,
Освещая лес.
Лес наш, ёжик, не обычный,
Это лес чудес.

По ночам здесь бродит леший,
Очень добрый он,
И разносит малым деткам
Он волшебный сон.

Тихо-тихо, незаметно,
Леший подойдет,
Под подушку сон положит
И тебе споет:

Спи ежонок, спи, колючий,
Глазки закрывай,
Пусть тебе приснятся сказки,
Баю-баю-бай.

Оксана Лукина

Колючая сказка

Выл колючий ветер.
Шел колючий дождик.
По тропе колючей
Шел колючий ежик.

И на самой длинной
Из своих колючек
Нес колючий ежик
Свой колючий ключик.

На колючей дверце
Меж колючих кочек
Он открыл колючий
Маленький замочек.

И вздохнул печально:
— Что это за участь!
Ох, как надоели
Колкость и колючесть!

Дома был бы кстати
Стеганный халатик,
Да еще — на лапки
Вязаные тапки…

Удружите ежику —
Ежик будет рад:
Подарите ежику
Тапки и халат!

Михаил Яснов

Про ежат

В огороде под кустом
Серый ёж лежал пластом.
Я его колючий бок
Пальчиком потрогал.
Не свернулся он в клубок,
Лишь отполз немного.

Ёжик, ёжик, что с тобой?
Может, взять тебя домой?
Ёж сердито запыхтел
И прижался к грядке.
Я поднять его хотел,
А под ним — ежатки.

Двое маленьких ежат
Под ежихою лежат.
У ежат, у ежат
Розовые спинки,
Только кое-где дрожат
Мягкие щетинки.

Знаю я теперь секрет:
У ежат иголок нет.
Повзрослеют малыши —
Затвердеют спинки.
И пойдут гулять ежи
По лесной тропинке.

А пока, а пока
Лезут к маме под бока.

Завершая увлекательный рассказ про ежика, сделайте вместе с ребенком вот такую интересную аппликацию:

Вот так детям про ежика в легкой и доступной форме.

Смотрите и другие статьи про животных:

Детям о медведях

Детям о мышах и крысах

Интересно про насекомых

Пернатые соседи, или что рассказать о птицах

Про кошку детям — сказка на ночь

Про снежного барса

С любовью,

«Цветы жизни».

Загрузка…

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

Конспект

НОД «Речевое развитие» по теме:

«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

 с опорой на картинки – символы».

Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

Задачи:

Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.

Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.

Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».

Словесный: беседа об осени, загадка об осени.

Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.

НОД

1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое. Если дождик льется,

Как такое время года у людей зовется? (Осень)

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

2. Беседа по вопросам.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.

— А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.

— Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

— В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)

— Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)

— Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)

— Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)

— Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

3. Сравнить природу в октябре и ноябре.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.

— В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)

— В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)

— В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)

— В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)

— В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

4. Найди ошибку.

Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.

— В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

— В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

— В ноябре часто идут дожди (Верно)

— В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

— В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

— Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

Воспитатель: Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.

4. Физминутка.

Солнышко греет уже еле-еле,

Птицы на юг давно улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

— Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

— Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

— А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

— А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

— Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

— Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

— Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

— Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

— Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

6. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.

8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

Сказка «Спор деревьев»

Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.

— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая…

— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!

Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.

А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!

— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.

Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.

Вот так, подружки! Убедила я вас?

— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.

Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:

— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?

Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.

РАЗГОВОРЧИВАЯ БЕРЕЗКА© М. Скребцова

Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать. 
— Знаете, как меня называют? Деревом ветра и солнца. В тени я плохо расту, болею часто и погибаю. С ветром же я крепко-накрепко связана. Посмотрите, у меня совсем нет крепких и мощных веток, как у дуба, ясеня или липы. Да они мне и не нужны. Ведь больше всего на свете я люблю на ветру качаться, а крепкие ветки ветру раскачивать тяжело. Правда к старости у нас, берез, веточки нередко книзу свисают, но мы к этому привыкли. Вволю наиграемся с ветерком в молодые годы, нестрашно потом и умирать.

 Липа посочувствовала березке

— Да, у других деревьев ветви только силу набирают, ввысь тянутся, а у тебя, подружка, к этому времени все веточки уже ломкие да старые. Видно, достается им от ветра-шалуна. 
Березка обстоятельно объяснила:

— Не ветер в том, липушка, виноват, — так уж я устроена. Ветер же, наоборот, первый мой помощник. Меня весна-красна в мае сначала сережками украшает, а затем уж листочками. Если бы не ветерок, я и деток-семян бы не заимела. Прилетает он ко мне и давай качать да встряхивать сережки мои, пыльцу в воздух поднимать. Попадает пыльца на те из моих сережек, в которых семена должны вызреть, и зарождаются в ни будущие березки. Получается, что ветерок этим семенам отцом приходится. Каждую весну это повторяется: не успею зацвести, а ветер тут как тут. Скучает он без меня: слишком уж я красива — вся с ног до головы в золотистых сережках, будто в дождевых струйках.

Сережки мои, в которых семечки зреют, поначалу неприметные. Они на моих ветках вертикально стоят, будто свечки. А летом, как созреют, они толстыми становятся, переворачиваются и книзу свисают. Ветер и их вниманием не обходит. Каждое семечко имеет два прозрачных крылышка и на крошечную бабочку похоже. Его даже называют крылинкой. Ветер всех крылатых любит, вот и старается он, усыпает все вокруг моими бабочками-семенами. 
Липа уважительно на березку посмотрела и говорит:

 — Правда, березка, ты ветрова дочка. Я каждую осень удивлялась, как это твоим крылаткам удается все вокруг усеивать. Теперь я понимаю, кто им помогает. 

Обрадовалась березка липкиным словам:

 — Да, да, липка, ветерок мне во всем помогает. Мне даже кажется, что жуки да гусеницы на мне потому не селятся, что слишком неуютно им на постоянном ветру. Вот я и не болею почти ничем. Наоборот, сама лечить могу. Люди это знают, идут ко мне за лекарствами: кто чай из моих листочков заваривает, кто веник для баньки из веток собирает, кто сок березовый по весне пьет. В голодные годы из моей коры даже хлеб пекли. А еще из моей коры деготь получают. 
Тут дуб в разговор вмешался: 

— Да, березка, кора у тебя — удивительная. На вид хрупкая такая, а на самом деле по прочности с моей, дубовой, сравнится. Я тебя за кору твою особенно уважаю.

 Березка тут же добавила:

 — Знаете, через мою кору вода не проходит, и дубильных веществ в ней много — вот она и не гниет совсем. Как только кору мою не используют: и сумки, и пояса, и сосуды для питья, и даже обувь из нее делают; и крыши домов ею покрывают, чтобы не протекали; и бревна, прежде чем в землю воткнуть, моей корой обматывают, чтобы не гнили долго. В древности люди даже писали на моей коре.

 Тут черемуха не удержалась: 

— Березка, хоть ты и дружишь с ветром, и семена твои крылатые, и кора твоя прочная на удивление, нет у тебя цветочков и ягод, как у меня, например. Чтобы насладиться ароматом моих цветов, по весне люди специально в лес идут. 
Возражает березка: 

— У меня нет ни цветов, ни ягод, но неужели вы не замечали, какой смолистый запах от меня исходит — даже мои голые веточки, и те благоухают. Это потому, что мои листики и кора покрыты пленками из бальзама. 

Разговаривают деревья, ветками из стороны в сторону качают. Узнали они березку получше и протянули к ней свои ветки, в знак уважения.

Когда будете по лесу идти, присмотритесь к деревьям. К кому все другие ветками тянутся, тот что-то интересное рассказывает. Как вы думаете, что?

ОСИНКА И ВЕТЕРОК© М. Скребцова

Спрашивают как-то деревья осинку:

 — Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть.

 Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое — серовато- серебристое. 

Деревья снова недовольны: 

— Сейчас не осень, что ты, осинка, наряды меняешь?

 Задрожала осинка, а ветерок ей прошелестел:

 — Не обижайся на них, подружка, если бы они присмотрелись к тебе, то увидели бы, что листочки твои — необычные: с нижней стороны серебристо- сероватые, а с верхней — темно-зеленые. 
Ветерок с осинкиными круглыми листочками давно дружил. Он им обо всем на свете рассказывал, а они вслед за ним в разные стороны поворачивались и шептали ласково: 
— Говори, говори… 

Ветерку осинкино внимание приятно.

 Спрашивает осинка у ветерка: 

— Почему, ветерок, листочки других деревьев вслед за тобою не поворачиваются в разные стороны?
Отвечает ветерок:

 — Скучно им, осинка, рассказы мои слушать. К тому же твои листочки держатся на черешках, в верхней части сплюснутых, поэтому они и поворачиваются с такой легкостью в разные стороны. У других деревьев черешки — цилиндрические и неповоротливые. 

Говорит тогда осинка деревьям: 

— Я с ветерком дружу. Увижу его и затрепещу от радости. Вот и кажусь со стороны дрожащим деревцем. 
Ничего деревья не ответили, но с тех пор к осинке приглядываться начали. 

ХУДОЖНИК И КЛЕН© А. Лопатина

Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, — глаз не оторвать. 

— Ну, спасибо тебе, осень, за подарок такой драгоценный, — поклонился художник. 

Расставил он свой мольберт рядом с кленком и замер, стараясь побольше его красоты в себя вобрать, чтобы суметь потом эту красоту людям показать. 

Клен ласково заглянул художнику в глаза своими пурпурно-золотыми широкими листьями и спросил: 
— Разве есть у людей краски с такими тончайшими оттенками, как у Матушки- природы? Посмотри на мои листочки, художник, каждый, словно сокровище разноцветное, и ни одного не встретишь одинакового. 

Улыбнулся художник в ответ: 

— Конечно, кленок, не может человек сравниться с Матушкой-природой красками, но в сердце моем каждый твой листочек светится радостью. Если смогу я передать людям хотя бы частичку твоей красоты, может быть, и в их сердцах станет светлее от радости. А ты расскажи мне о жизни своей, чтобы картина моя живой получилась.

 Художник сделал на полотне первый мазок, и клен начал свой рассказ: 
— Ты видишь мою красу, художник, а большой раскидистый клен, на котором я родился, был прекраснее меня в сто раз. Его люди срубили. Весь лес вздрогнул от горя, когда красавец клен упал, и на моей серой коре от тоски по родителю появились с тех пор продольные трещинки. Только прошлой зимой я, наконец, утешился. Вот как это случилось. Лыжники решили отдохнуть на нашей поляне и сняли возле меня свои лыжи.
Я на людей тогда в обиде был, не хотел с ними разговаривать, отвернулся даже в сторону и вдруг слышу: 
— Кленок, посмотри на меня, ведь мы с тобой хорошо знакомы.

Другой голос добавил:

 — Где-то сейчас мои детки, наверное, такими же красавцами стали?! Оказалось, что все лыжи были сделаны из кленов, а одна пара как раз из моего родного, что на нашей поляне рос. С тех пор, если бегут мимо лыжники, я знаю, что самые быстрые и легкие лыжи на них из клена, и машу им приветливо вслед. Даже трещинки продольные на моей серой коре теперь струятся не так печально.

Художник погладил серый с трещинками ствол и почувствовал, что сегодня трещинки совсем веселые. Кленок продолжал:

 — Родился я двадцать лет тому назад и сначала крепко спал в почке- колыбельке. Уже тогда Матушка-природа и отец-клен учили меня красоте и закутали в чудесные шелковистые чешуйки с золотисто-оранжевым опушением. Всю зиму я спал, но, наконец, чешуйки почки раскрылись, и я увидел свет белый в виде зелено-желтого цветка. Первым другом была пчелка. Сначала мне показалось, что я не такой уж красивый, хотя и достаточно крупный цветок. Но пчелка меня утешила. Она опустилась на меня и зажжужала: 

— Какой красавец, самый первый, раньше листочков явился, да какой сладкий! 
Пчелка принялась пить мой нектар, и при этом пылинки мои попали в завязь. Это было приятно, хотя и немного щекотно. Вокруг меня было шумно. Кого только не было на моих братьях-цветах: мухи, бабочки, пчелы, — все спешили после зимы силы свои восстановить. Ах, как всем нам было радостно и сладко. Каждую весну я снова и снова переживаю это чудесное состояние. Жаль, художник, что ты не можешь его почувствовать. 

— Почувствовать не могу, зато могу представить, как радостно цвести, когда вокруг еще все голо и деревья без листьев. А сладость светлого кленового меда я прекрасно знаю. Я его много раз пробовал и всегда мне казалось, что он весной пахнет, — сказал художник и добавил в свою картину сладкой радости весеннего цветения клена.

 — Вторым моим другом, — снова продолжил клен свой рассказ, — был мой братец-близнец, который родился вместе со мной из цветка. Все кленовые детки — семена — сросшиеся близнецы под двумя крылышками. Мы с братцем были точь- в-точь похожи и видом и характером. Осенью мы увидели, как ветер разделяет созревшие семена, подхватывает их и, вращая крылышком, точно пропеллером, разносит по поляне. Мы с братом крепко прижались друг к другу и решили не расставаться. Но началась зима, и налетевший холодный вихрь подхватил моего созревшего брата и унес в одну сторону, а меня в другую. Ветер так бешено вращал мое крылышко, что у меня голова закружилась, и я сначала не понял, куда попал. Очнулся я от холода на лесной поляне. Был зимний вечер, и с каждой минутой я замерзал все больше. Вдруг на поляну вышел великан-лось, который пришел поужинать веточками молодых деревьев. Потом что-то черное навалилось на меня, и я утонул в снегу. Лось втоптал меня копытом под прошлогодние листья, а лунку засыпало снегом. Здесь мне стало уютно и тепло, и я сладко уснул до весны. С тех пор лось моим другом стал. Ведь если бы не он, я бы замерз и умер.

 О братце своем я до сих пор ничего не знаю. Нам, семенам кленовым, нелегко приходится. Хотя сыплемся мы с клена всю осень и всю зиму, в деревца прорастают только счастливчики. 
Проснулся я весной от талой весенней водицы. Было еще довольно холодно, но мне так не терпелось снова мир увидеть, что я выпустил корешок и стал тянуться вверх. Замечательное это чувство, когда ты снова на свет божий появляешься, уже не цветочком, не семечком, а маленьким кленовым росточком. Гордость переполняла меня.
«Я — дерево, настоящее дерево!» — пел каждый острый уголочек моих листьев-лап. Они у меня были совсем как у взрослого клена, хотя и родились на тоненьком прутике.

 — Славно ты, кленок, рассказываешь, — улыбнулся художник, и, вздохнув, добавил:

 — К сожалению, люди часто забывают вырастить в себе дерево. 

— Да, растить свое дерево — это самое важное дело на свете, — согласился клен и продолжил свой рассказ: 

— Я быстро рос. Следующей весной меня уже не узнать было. И друзей у меня прибавилось. Посмотри, художник, сколько вокруг меня деревьев: и березы, и осины, и дубы, и даже сосны. Бывает, деревья ссорятся из-за пустяков всяких, я тогда их мирю, каждому что-то доброе скажу. Мы, клены, не любим в одиночестве, без друзей, расти. Листочки мои питательные, и в них витамина С много. Деревьям землица с моими перегнившими листьями по вкусу. От нее они крепкими и высокими становятся. Может быть, потому на земле и нет чистых кленовых лесов, что деревья возле меня селиться любят. И звери часто моими листьями лакомятся. Я на них не обижаюсь, пусть питаются.

Я дерево сильное, всех могу накормить и напоить.

 — Ты, клен, настоящее дерево дружбы! — воскликнул художник. 
— Да, люблю друзей, — подтвердил клен. — У меня и среди людей друзей много. Особенно с одним человеком я крепко подружился. Он пришел ко мне однажды осенью и попросил два семечка, чтобы посадить их возле дома в честь своих сыновей-близнецов. У вас, людей, есть примета, что человек будет расти здоровым и счастливым, если в честь него дерево посадить при рождении. Видно, дерево ему свою силу и мудрость передает. Я решил: для моих семян большая честь с людьми побрататься, и дал их человеку. Человек выбрал тогда самые крупные и крепкие семена. Был он ученым-ботаником; в деревьях хорошо разбирался. Клены его особенно интересовали, он о них книжку писал. О чем мы только с ним не разговаривали. Скоро и я стал ученым по кленам. Не только о себе, клене остролистом, могу рассказать, но и о клене сахарном, и о серебристом, и о разных других. Могу целую лекцию прочитать о том, как клены растут по всему свету: и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Америке. Для любого леса и города мы — гордость и краса. Но тебе, художник, не интересно, наверное, лекции слушать… 
— Нет, почему, — возразил художник, — все, что ты рассказываешь, еще раз доказывает, что ты — самое настоящее дерево дружбы. Это мне тоже надо нарисовать в моей картине, раз я хочу показать людям твою красоту. Так что продолжай, пожалуйста. 

Но клен молчал. Молчал, потому что увидел чудо: на картине художника величественно возвышался красавец клен. Его широкая вершина была освещена лучами солнца, и в этих волшебных лучах блестели пурпурные и золотисто- зеленые кленовые листья, неповторимые и прекрасные. Все дерево было похоже на веселый, торжественный праздник. 
Клен воскликнул: 

— Неужели это я? 

Художник скромно ответил: 

— Нет, клен, это лишь частичка твоей красоты, перед которой я не в силах был устоять.

ВОЛШЕБНАЯ РЯБИНКА© А. Лопатина

Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.

 Разговорились они.

— Радостно мне сегодня, — сказал лесник.— Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц — всех птиц и не перечислишь, — всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого — не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое — ягодки, на второе — листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются. 

— Дедушка, — спросила девочка, — это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу. 

— Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, — обрадованно сказал художник. — У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.

 — Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,— заключил дедушка. — Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить. 

Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать: 

— Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает. 

— А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, — сказал художник, — и достал новую картину. 
— А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, — вставил дедушка. — Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить.

 — А меня сегодня рябинка развеселила, — сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг что-то вспомнила и встревоженно спросила: 
— Бабушка, но как же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел.

 — Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было? 

— Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, — ответила девочка, — но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие. 

— Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, — объяснил дедушка. — Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен. 

— Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, — сказала девочка. 
— Это ты славно придумала, — обрадовался дедушка. — Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.

На чтение 16 мин. Просмотров 93 Опубликовано

9 месяцев назад

Задали написать рассказ «Утро в осеннем лесу» с опорными словами тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. Нужно описать птиц, которые улетают осенью на юг или деревья в лесу, какая главная мысль рассказа «Утро в осеннем лесу» с выделенными опорными словами

Чтение 2 класс

Литература 2 класс

3 ответа:

В осеннем лесу необычно тихо. Если крикнуть — » ау -у», твой голос будет слышен очень далеко. Те птицы, которые не остаются с нами зимовать улетели на юг и лес опустел. Только иногда можно услышать дятла, который долбит дерево или тихо пролетит большой одинокий ворон.

С жёлтых березок, красных осин падают листья, хотя нет ни ветерка. Деревья освобождаются от листьев, готовясь к встрече с зимой.

А она совсем уже близко.

Так как задание для второго класса, то рассказ должен быть небольшим и простым.

Вот и наступила осень. Осень- грибная пора, и мы собрались в лес. Утром в осеннем лесу тихо и спокойно. Нет ни ветерка, ни тучки на небе. С деревьев падают листья и ложатся на землю, чтобы шуршать у нас под ногами. Перелетные птицы улетают на юг. Природа готовится к зимним холодам и морозам.

Осень красивая и замечательная пора. Осенний лес окрашивается в разные цвета: жёлтый, оранжевый, красный, пурпурный. Листья падают, и танцуя в воздухе , ложатся на землю. Тихо в осеннем лесу, ни ветерка, ни звука. Только слышно вдали кричат журавли- птицы улетают на юг.

Содержание:

Золотая пора

Сочинение «Осеннее утро» для 2 класса позволит учащимся отработать навыки связной речи и научит грамотно высказывать свои мысли. Это прекрасная пора года, дарящая людям массу положительных эмоций, поэтому справиться с заданием будет несложно.

Осенний лес выглядит превосходно. Обилие красок и запахов буквально сводит с ума. Прогулка по осеннему лесу доставляет неописуемое наслаждение. Природа еще не успела полностью очнуться ото сна, и тишина заполняет все вокруг. В это время воздух кажется особенно свежим, а утренняя роса, как зеркало, отражает разноцветную листву деревьев.

Незабываемое ощущение оставляет прогулка по лесным тропам. Приятно слышать легкий шелест опавших листьев под ногами. Они недавно лежат на земле, поэтому еще не успели утратить свою жизненную силу и напоминают красочный ковер.

С первыми лучами солнца все вокруг начинает оживать. Просыпаются лесные обитатели, высовывая из своих жилищ любопытные мордочки. Все звери встречают очередной день:

  • белки;
  • волки;
  • зайцы;
  • лисы;
  • ежи.

Впереди их ждут новые приключения. Некоторым обитателям осеннего леса предстоит трудная работа, ведь необходимо заниматься заготовкой пищи, иначе им не пережить зиму. Утренний осенний лес наполнен различными запахами:

  • трав;
  • ягод;
  • опавших листьев;
  • грибов.

Благодаря этому появляется чувство безмятежности и спокойствия. Осень — грибная пора. В это время года можно долго стоять в лесу и смотреть, как опадает листва, а улетающие на юг птицы поют свои прощальные песни.

Сочинение о лесе для 2 класса позволяет передать все ощущения, возникающие во время прогулки. Чтобы написать хорошее эссе, детям нужно в подробностях представить раннее утро осеннего дня.

Осеннее утро

За теплым летом всегда наступает осень, длящаяся три месяца. Многим людям нравится только начало этой поры, когда на улице еще стоит теплая погода. Однако каждый осенний месяц по-своему хорош. В сентябре осень, словно художник, раскрашивает листву в красные и желтые цвета. Как только начинает дуть ветер, воздух заполняют разноцветные листья, плавно опускающиеся на землю. Особенно прекрасно в это время года выглядят березы и клены. На солнечных полянках все еще видны последние цветы. Небо в сентябре прозрачное и высокое, а лесной воздух очень свежий.

Этот месяц является самым ожидаемым для грибников. В лесу часто встречаются подберезовики, грузди и даже боровики. В густой траве, еще не успевшей утратить зеленый цвет, прячутся семейки рыжих лисичек. Если в эту пору пройтись по лесу, то можно собрать лукошко вкусной черники и ярко-красной костянки. На рябинах уже созрели гроздья, а на калине ягоды приобрели алый цвет. Лесные обитатели активно запасают припасы на зиму. В небе видны улетающие в теплые края птицы, распевающие свои прощальные песни.

Октябрь — пора первых заморозков. Листва с деревьев опадает более активно и всю землю в лесу укрывает разноцветным ковром. Постепенно начинают тускнеть краски, ведь природе необходимо завершить приготовления к зиме.

В ноябре деревья уже почти полностью сбросили листву, от этого лес кажется прозрачным. Лишь сосны и ели не утратили свой цвет и ярко выделяются на общем фоне. Небо приобретает серый цвет и становится хмурым. Оставшиеся ягоды рябины и калины помогут пернатым обитателям леса пережить зиму. В ноябре природа засыпает, и на смену осени скоро придет белая зима.

Красота природы осенью

Сочинение «Утро в лесу» в 8 классе является одним из самых любимых среди школьников. Эта работа позволяет передать им все свои чувства, возникающие после прогулок на природе.

Людям нравятся разные времена года. Для кого-то лучшей порой является лето, кто-то видит красоту в весне. Однако есть и те, кто обожает осень. Особенно она прекрасна в тот момент, когда еще нет морозов, а солнечные лучи продолжают приносить с собой тепло. Деревья начинают пестрить красками, постепенно избавляясь от листвы.

Утром уже бывают заморозки. Если в это время выйти на улицу, то на лужах можно увидеть тонкий лед. Многим осень не нравится из-за частых дождей и хмурой погоды. Однако бывают и солнечные дни, когда стоит побывать в лесу, особенно утром. Во время прогулки можно любоваться многообразием красок и отдохнуть от городской серости. Солнце то показывается из-за туч, то снова прячется за них. Под ногами шуршит опавшая листва.

После прогулки по осеннему лесу обязательно улучшится настроение. Сделанные на природе фотографии помогут пережить эти мгновения снова. Не стоит сидеть дома в солнечные осенние дни, нужно выбраться на природу. Масса приятных впечатлений и отличное настроение гарантированы.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Главная  ›  Сочинения  ›  Сочинения на тему «Осень»  ›  Сочинение «Осенний лес»

«Осень в лесу» 3-4 класс

Осенью лес особенно красив. Деревья одеваются в цветную листву. Каких только цветов здесь нет! И красный, и жёлтый, и оранжевый, и зелёный. Всё кругом так и дышит красотой. Невозможно оторвать глаз от этой прекрасной картины.

Идёшь по лесу и слышишь как птички напевают свои прощальные песни, готовясь улететь в тёплые края на всю зиму.

Поднимешь глаза, а на тебя смотрят верхушки деревьев, осыпая листьями.

Осенью в лесу царит особое оживление. Все звери готовятся к наступающим холодам. Кто-то заготавливает еду на зиму, а кто-то утепляет свои норки и берлоги.

Так же осень — это пора грибов. Идёшь и думаешь, как бы ненароком не раздавить того или иного боровичка, лисичку или опёнка.

Осень подобна гусенице, заворачивающейся в кокон, чтобы потом, весной, стать прекрасной бабочкой и радовать всех своей красотой!

Вариант 2

Осенний лес красив, словно в сказке. Природа буйствует яркими, весёлыми красками. В воздухе пахнет грибами и последними осенними цветами.

Деревья переоделись в золотой наряд и стоят, красуясь и торжествуя. Солнечные лучи пробиваются сквозь поредевшую листву. По темным стволам деревьев игриво скачут неуловимые солнечные зайчики. Лаская ветви, легонько дует тихий, свежий ветерок. Жёлтые и багровые листья неспешно падают на землю, выстилая у подножия деревьев золотой ковёр.

Вариант 3

Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно. Изредка среди неподвижных веток можно увидеть птицу, еще не покинувшую родные края, или хвост шустрой белочки. Лес уже не шумит сочными листьями, осенью его песня напоминает скорее тихий шепот. Но это время – не увядание всей природной красоты, а начало ее перерождения.

На лесных тропинках уже нет буйной травяной поросли; по бокам не видно ярких цветов, не слышно задорного щебета птиц. Лишь шуршание опавших листьев под ногами да глухой стук упавшей где-то поблизости шишки. Яркими гроздьями горит рябина, а если приглядеться – можно заметить притаившийся под золотым одеялом листвы гриб.

Осенью мы с мамой и папой любим ходить по лесу. А еще в это время в лесу очень чистый воздух. Запах осеннего леса особенный, в нем чувствуется удивительная свежесть, прохлада приближающейся зимы. Мне нравится гулять по лесу после дождя, когда природа удивительно притихшая, а на пожелтевших листьях блестят еще не высохшие капли. Деревья из-за этого кажутся хрустальными, это очень красиво выглядит.

Лес – это не только приятно, но еще и полезно для нашего здоровья. Это помогает расслабиться и отдохнуть, набраться сил. Главное – следить, чтобы не промокли ноги, особенно после дождя, иначе можно простыть. Во время прогулки по лесу осенью я часто нахожу там красивые листья и шишки, которые собираю. Потом из них можно сделать гербарий или необычную поделку.

Осенний лес для меня похож на тихое сказочное королевство, в котором природа наполнена тишиной и величием.

«Осенний лес» 5 класс

Осенью в лесу спокойно. Звери попрятались: готовятся к зиме. Птицы кричат где-то высоко в небе, собираются в стаи, чтобы лететь на юг. Солнце еще греет, но воздух в лесу уже холоден, свеж и чист. В такие дни прогулка по лесу очень успокаивает, умиротворяет и доставляет удовольствие. 

Захожу в красочное царство. Под ногами шуршат разноцветные листья, расстилаясь повсюду пёстрым ковром. Стройные берёзки покачивают свои пышные головки. Но вот дует ветер и золотым дождём сыплются мне на голову резные листочки. А рядом дрожат красными монетками листья осины. Сквозь кроны деревьев пробивается робкий солнечный луч. Прислушиваюсь и слышу шум деревьев, потрескивание веточек. Где то ещё слышны голоса птиц. 

Вдруг в лесу потемнело. Это незаметно подкрались тучки. А это что за звук? Это застучал по листьям дождик. Пора домой.

Вариант 2

Вот и наступила осенняя пора. Портфель набит учебниками и тетрадками. В школе начались уроки. Но ведь осенью можно ходить не только в школу. Когда школьные будни подходят к концу, наступают долгожданные выходные. Можно отправиться со всей семьей в осенний лес. Там царит тишина. В такое время года нужно обязательно сходить полюбоваться яркими красками природы. А так же подышать свежим ароматом сырой древесины. В сентябре лес дарит нам лакомства. Брусника, клюква, грибочки украсят наш стол после прогулки.

Приближаясь к лесу, можно почувствовать запах мокрой травы и сухой листвы. Зайдя в лес, хочется часами смотреть на падающую листву. Как много разных красок содержится в каждом листочке.

Палитра оттенков перемешалась от золотисто-желтого цвета до багряно-красного. Их столько много, что все не перечесть. От таких ярких цветов голова идет кругом. Листья, отрываясь от ветки, кружат над землей. Они будто пытаются станцевать вальс. Но стоит подуть ветру, листва стремительно поднимаются вверх. Когда идешь по лесной тропинке, опавшие листья, как шуршащее одеяло покрывает ноги.

За всё это, я люблю осень. Потому что это одни из запоминающихся моментов в моей жизни. Такая прогулка придает мне большой заряд сил. А гербарий из красивых листьев, будет напоминать мне о прогулке в осенний лес.

Вариант 3

Осенний лес очень красив своими разноцветными красками. Листва каждого дерева сильно отличается друг от друга неповторимой окраской: пурпурно-красная, жёлтая, бордовая, местами ещё можно увидеть зелёного цвета. Под ногами уже шуршит листва, которая начинает опадать с деревьев. Можно под ней заметить спрятавшиеся поздние грибы. Птицы поют тихо, невесело, будто бы чувствуют, что скоро наступит холодная зимняя пора. Тянется длинная паутина: её легко заметить в лучах солнышка. Чистый воздух заполняет собой всё вокруг. Спокойный и тихий ветер не хочет никого беспокоить. Как же хорошо в осеннем лесу!

«Осенний лес» 6 класс

Как красиво осенью в лесу! В разноцветные одеяния нарядились деревья и кусты: вишнево-красный, золотисто-желтый, темно-зеленый. Среди пестрых листьев четко выделяются чисто-черные или ослепительно-белые стволы деревьев. Каждое дерево имеет свои неповторимые оттенки цветов и свой особенный наряд. Все зависит от того какой породы дерево ясень это или береза и тому подобное.

В солнечный день осенние листья буквально светятся в лучах! Солнце греет уже не так как летом, воздух уже холоден, чистый и свежий. В осенним днем в лесу необычно тихо. Только слышно под ногами: «шур-шур». Эти опавшие листья мягко укрывают до весны высохшую и порыжелую траву.

В осеннем лесу очень спокойно. Звери спрятались: они готовятся до зимы. Уже где-то высоко в небе кричат птицы. Они собираются в стаи, чтоб лететь к югу. Прогулка по лесу успокаивает и приносит незаурядное удовольствие. Можно вволю поваляться на пуховом лиственном слое, вроде бы на ковре, и даже одежда останется чистой.

И даже если пошёл дождь, или моросит, то будет все равно хорошо пройтись осенним лесом. Только нужно надеть резиновые сапоги и одеться по теплее, чтоб не промочить ноги и не замерзнуть. И конечно, стоит взять с собой корзину, а в спутники — человека, что разбирается в грибах. Ведь осень в лесу очень много грибов. Этих съедобных, молчаливых и питательных лесных жителей нужно искать под опавшими листьями, в мху.

«Лес осенью» 7-8 класс

Лес осенью особенно красив. Почему – то многие думают, что самое красочное время года – это лето. Они совершенно не правы. Осень – самое красиво время года. Именно в лесу можно наблюдать множество красок, которые летом не увидишь никогда. Даже запах осеннего леса совершенно другой.

Когда идешь по тропинкам, то никогда не заблудишься. Идя вглубь леса, можно случайно забрести на поляну и обнаружить для себя сладкий сюрприз. Многие ягоды растут именно в лесу, и они в тысячу раз вкуснее других ягод. Когда подходишь к поляне уже можно почувствовать их сладкий аромат. В лесу чувствуешь себя по особенному, даже воздух, который вдыхаешь воздух, первое время кажется таким тяжелым, все это происходит из-за того, что люди привыкли дышать грязным воздухом.

Осенний лес также поможет и творческим людям найти свое вдохновение, стоит только зайти в него, лечь на землю и посмотреть наверх. Перед глазами будут мелькать различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый. Такие цвета способны согреть душу даже самого грустного человека на земле, придать сил и освободить голову от лишних мыслей. Когда все в голове избавится от лишних мыслей, человек сможет спокойно поразмышлять над своими идеями, именно в такие моменты они приходят и оказываются правильными.

Есть все — таки в осеннем лесу что – то завораживающее, что – то способное заставить тебя приходить к нему снова и снова. Мне кажется, что люди ходят туда, чтобы просто быть самими собой, ведь лес примет тебя какой ты есть и не нужно надевать на себя маски перед деревьями, с которыми ты можешь поговорить, как с друзьями.

Описание «Леса осенью»

Осенний лес красив, словно в сказке. Природа буйствует яркими, весёлыми красками. В воздухе пахнет грибами и последними осенними цветами.

Деревья переоделись в золотой наряд и стоят, красуясь и торжествуя. Солнечные лучи пробиваются сквозь поредевшую листву. По темным стволам деревьев игриво скачут неуловимые солнечные зайчики. Лаская ветви, легонько дует тихий, свежий ветерок. Жёлтые и багровые листья неспешно падают на землю, выстилая у подножия деревьев золотой ковёр.

Недавно прошли дожди, и теперь начался грибной сезон. Но надо знать излюбленные места каждого вида грибов. Например, шампиньоны растут у лесных дорог и на полях. Рыжики селятся под соснами, елями, пихтами, лиственницами. Опята растут на деревьях и пнях.

Стоят погожие деньки, но лесные звери чувствуют, что холода не за горами. Шурша опавшей листвой, выглядывает из-за пеньков колючий ёж. Он готовит себе зимнюю постель — собирает сухие листочки и тонкие веточки. Затем, пробираясь через пни и колоды, относит нехитрый скарб в своё жилище. То тут, то там снуёт трудолюбивая белка. Зарывая шишки в укромные места, она делает запасы на зиму.

Улетели на юг перелетные птицы. Попрятались в землю черви. Скрылись юркие ящерицы. В кружки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Слышно каждый звук в осеннем лесу.

Пока тепло, но природа уже начала готовиться к зимнему сну.

«Осенний лес» 9 класс

Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками, есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная, романтика, которая наталкивает на размышления. Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое явление, которое сопровождают только непрерывные дожи и похолодание. Ведь кроме «мокрой и слякотной осени» существует и всеми любимая «золотая осень» .

Для того чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы стоит отправиться в лес.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Все вокруг наталкивает на мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого остались лишь краски двух цветов – желтого и красного. Деревья еще не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

Если быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами. Совсем большим везением будет увидеть сойку, глухаря или тетерева, а зимующих сов вы не повстречается днем, даже если очень захотите.

Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным природным «гербарием» . Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков больше нет, весь он полыхает ярким огнем листвы.

Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавший желудь, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

Еще в разделе <nobr>«Сочинения на тему «Осень»»</nobr>Используемые источники:

  • https://otvet.ws/questions/2831916-rasskaz-utro-v-osennem-lesu-s-opornymi-slovami-o-chem-nuzhno-napisat.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/utro-v-osennem-lesu.html
  • https://porusskomu.net/sochinenie/sochineniya-na-temu-osen/osennij-les

  • Рассказ про осенний день 2 класс
  • Рассказ про осенние деревья с прилагательными
  • Рассказ про осенние каникулы на английском языке с переводом
  • Рассказ про осенние листья 3 класс по литературе
  • Рассказ про осенние листья 3 класс своими словами