Рассказ про осень в научном стиле речи

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую
работу ученицы 9-го класса. Данная работа
посвящена вопросу об односоставных предложениях
и их роли в художественном тексте (на примере
повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»).
Выбрать такое произведение нам показалось
особенно интересным, так как Глеб Успенский –
наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении
рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы?
Процесс обучения становится осознанным,
учащийся осваивает научный стиль речи, учится
писать точно и лаконично. Кроме того, реферат
может быть засчитан в качестве экзаменационного
сочинения.
Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в
художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского
«Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми
двусоставными предложениями существуют
односоставные. «Односоставными называются
предложения, грамматическая основа которых
состоит из одного главного члена» ([1], с. 309). В
современной науке нет единого мнения об
односоставных предложениях. Некоторые лингвисты
не считают односоставные предложения
самостоятельными коммуникативными единицами и
рассматривают их как разновидность двусоставных
структур. В данной работе освещается
традиционная точка зрения на структуру
односоставных предложений, закрепленная в
учебниках по русскому языку под редакцией проф.
С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных
предложений неодинаково распространены в речи.
Мне показалось интересным понаблюдать за ролью
односоставных предложений в художественном
тексте. В качестве материала я выбрала повесть
нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы
Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым-глаголом
в форме 1-го или 2-го лица» ([2], с. 88). Глагол в
предложениях этого типа не нуждается в
обязательном наличии местоимения, так как в его
форме уже заключено указание на вполне
определенное лицо. Различаются два типа
определенно-личных предложений в зависимости от
форм выражения глагола-сказуемого:
1. Сказуемое выражено глаголом в форме
1-го и 2-го лица единственного и множественного
числа настоящего и будущего времени
изъявительного наклонения, например:
Ну что ж, посмотрим, попытаем
счастья…

Появление определенно-личных
предложений такого типа вызвано стилистическими
факторами.
2. Сказуемое выражено глаголом в форме
2-го лица единственного и множественного числа
повелительного наклонения, например:
На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом…
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить, персон
накрывать?

Здесь играют роль не только
стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие
подлежащего-местоимения объясняется строем
русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица
выражалась окончанием глагола: говорили не я
шел,
а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь,
ecu, есть
отпали, что привело к смешению лиц. Во
избежание этого при глаголе-причастии на
стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел).
По аналогии стали употреблять при иду – я
иду,
при глаголе идешь – ты идешь. Так,
например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в
предложениях императивного характера
грамматически противопоставляет императив
омонимичным формам изъявительного наклонения
(ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и
придает речи большую энергию и определенность.
Более категорично звучит приказание, если
опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите
сюда
и Вы подойдите сюда. В предложении с вы
значение приказания стирается, появляется
значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных
предложений объясняется историческими
факторами, а их применение – задачами
стилистическими, так как определенно-личные
предложения в сравнении с двусоставными придают
речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип
односоставных предложений ценил Успенский:
Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию
жизненным ситуациям, которые передает в своем
произведении наш удивительный земляк. Личная
форма сказуемого активизирует читательское
восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя
в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество
определенно-личных предложений перед
синонимичными двусоставными: указание лица в
последних придает речи лишь более спокойный тон,
делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более
вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения –
это односоставные предложения со
сказуемым-глаголом в форме 3-го лица
множественного числа» ([2], с. 88).
Сначала побирались целый день,
потом в церковь зашли
.
Сказуемое обозначает действие,
совершаемое неопределенными лицами, не
обозначенными явно из-за того, что говорящий не
знает их или не хочет называть. Такое умолчание
возможно потому, что определить лицо по
глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений
различна: они выражают действие реальное, только
возможное, невозможное, необходимое. По
эмоциональной окраске неопределенно-личные
предложения тоже могут быть различны. В
неопределенно-личных предложениях
глагол-сказуемое может быть употреблен в форме
любого времени:
Понедельничают еще: глагол
употреблен в форме настоящего времени; побирались:
глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь
сказуемое, состоящее из личного глагола и
примыкающего к нему инфинитива (такой вид
предложений в произведении найти не удалось).
Неопределенно-личные предложения образуются
также из сказуемых-глаголов в форме условного
наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений
могут быть распространенными и
нераспространенными, как и другие типы
предложений. Неопределенно-личные предложения
менее продуктивны в современном русском языке,
чем определенно-личные, сфера их употребления
более узкая. Это в основном разговорная речь,
откуда они легко переходят в художественную,
придавая ей живые интонации. Передавая речь
своих персонажей, Успенский широко использует
этот вид предложений:
Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать
разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в
стилистическом отношении и могут быть
использованы в любом стиле. Неопределенно-личные
предложения интересны в стилистическом плане
тем, что в них подчеркивается действие.
Употребление таких предложений позволяет
Г.Успенскому акцентировать внимание на
глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время
как субъект действия отодвигается на задний план
независимо от того, известен он читателю или нет.
Особенно выразительными мне показались те
предложения, в которых носитель действия
представлен как лицо неопределенное.
Подчеркнутая глагольность придает им особый
динамизм.
Но это качество неопределенно-личных
предложений используется не только в
художественном стиле. Нельзя обойти стороной и
их эффективное использование в публицистическом
стиле речи. Особенно эффективно использование
неопределенно-личных предложений в качестве
заголовков газет. В научном стиле использование
неопределенно-личных предложений диктуется
стремлением автора обратить внимание на
характер действия. В официально-деловом стиле
неопределенно-личные предложения используются
наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными
называются односоставные бесподлежащные
предложения, главный член которых выражен обычно
глаголом в форме 2-го лица единственного числа,
реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного
числа, обозначающие действие, потенциально
относимое к любому лицу (мысленно можно
подставить подлежащие все, каждый, любой и
так далее). Как правило, обобщенно-личные
предложения реализуются в пословицах и
поговорках. Часто обобщенно-личные предложения
образуются со сказуемым, выражающим значение
условия в сложных предложениях, например: Взялся
за гуж – не говори, что не дюж.
В
обобщенно-личных предложениях используются
устойчивые конструкции, характерные для
разговорно-обиходной речи с просторечным
оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех
односоставных личных своей экспрессией.
Наиболее характерная форма сказуемого для этих
предложений – форма 2-го лица единственного
числа, получающая обобщенное значение, –
является и самой выразительной. Не случайно
очень часто этот тип предложений встречается в
русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки
из художественных произведений, в которых
писатели прибегают к обобщенно-личным
предложениям. Экспрессивность подобных
конструкций отчасти достигается переносным
употреблением форм лица: 2-е лицо глагола
указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций
ограничивается их функционированием. Кроме
разговорной и художественной речи, для них
открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский
писал по поводу обобщенно-личных предложений:
«Чем интимнее какое-либо переживание, тем
труднее говорящему выставить это напоказ перед
всеми, тем охотнее он облекает его в форму
обобщения, переносящую это переживание на всех, в
том числе и на слушателя, который в силу этого
более захватывается повествованием, чем при
личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко
использует пословицы и поговорки. Особенно это
касается ситуаций, в которых герои получают
наставления от более старших по возрасту:
Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и
неопределенно-личные предложения в значении
обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом,
приобретают значение «все должны поступать так,
это справедливо для любого лица» ([2], с. 89).
Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым, при
котором нет и не может быть подлежащего» ([2], с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут
иметь следующие значения:
1.
Предложения, выражающие
логически-интеллектуальные восприятия
действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие
психологически-эмоциональные восприятия и
переживания, например: У мастерового отлегло от
сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то
будет.

3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте
взглянуть, как оттуда понесло. Становилось
темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на
многие подгруппы. По форме различаются следующие
разновидности безличных предложений:
1. Предложения со сказуемым, выраженным
глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким
страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из
инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на
месте!

4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет
(не было): В доме никого не было.

5. Безличные предложения идиоматического
характера: Как бы там ни было, а идти придется.
Безличные предложения отличаются
особым разнообразием конструкций и их
стилистическим применением в речи. Среди них
есть такие, которые типичны для разговорной речи,
и такие, которые выделяются канцелярской
окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске,
излюбленные поэтами конструкции, и есть
предложения, используемые в публицистической
речи. По сравнению с односоставными личными
предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя,
«содержат элемент активности, проявления воли
действующего лица», безличным предложениям
присущ «оттенок пассивности, инертности» ([6], с.
375).
Особый разряд безличных предложений –
инфинитивные предложения. Они представляют
значительные возможности для эмоционального и
афористического выражения мысли. Поэтому они
используются в пословицах, в художественной речи
и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования –
разговорный стиль.
Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к
инфинитивным предложениям как к средству
создания непринужденно-разговорной окраски речи
и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные
эмоциями. При соответствующем интонационном
оформлении инфинитивные предложения несут
огромный экспрессивный заряд и выделяются
особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, в которых есть только
один главный член – подлежащее. Они сообщают о
том, что какое-нибудь явление или предмет
существует (имеется) в настоящем» ([2], с. 96).
Назывные (номинативные) предложения по
содержанию могут:
1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое
состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и
белые руки, нелепое румяное лицо.

4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы,
сольцы!

Назывные предложения по сути своей как
бы созданы для описания: в них заложены большие
изобразительные возможности Называя предметы,
расцвечивая их определениями, писатели рисуют
картины природы, обстановку, описывают состояние
героя, дают оценку окружающему миру. Однако
подобные описания не отражают динамики событий,
так как номинативные предложения указывают на
статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями
невозможно: они фиксируют только настоящее
время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе
«Первый опыт» дом после смерти «растеряевского
барина»:
Высокие медные подсвечники. Солдаты,
бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина,
Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с
заплаканными глазами и руками… Свечи, чадные
лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется
читать псалтырь…

А вот как изображает писатель дом
мещанина Лубкова:
Самая фигура дома давала некоторое
понятие о характере хозяина. Гнилые рамы,
прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески
мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на
одной петле ставни, аляповатые подпорки,
упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину
улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену
.
Номинативные предложения могут
звучать с большим напряжением, выполняя
экспрессивную функцию при соответствующем
интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль
односоставных предложений достаточно обширна.
Односоставные личные предложения придают речи
лаконизм, экспрессию, динамику, живые
разговорные интонации, выносят на первый план
действие, дают возможность избежать излишнего
повторения местоимений, а обобщенно-личные
предложения подчеркивают типичность
обозначаемого, придают сообщению характер
сентенции. Использование в речи «самой пестрой»,
по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее
употребительной группы односоставных
предложений», безличных, позволяет дать
выразительную характеристику физического и
нравственного состояния человека, описать
пейзаж, обстановку, где происходит событие,
выразить различные оттенки – необходимости,
возможности и т.д., сделать повествование более
лиричным. Назывные предложения позволяют
лаконично изобразить картины природы,
внутреннее состояние героя; сосредоточив наше
внимание на отдельных предметах, автор тем самым
выделяет их из всей обстановки. Эти детали
представляются писателю, а вслед за ним и
читателю особо важными. Помогают воссоздать
картину в целом, а все лишнее, ненужное
опускается.
В течение последнего месяца я
наблюдала, анализировала, как «работают»
односоставные предложения в произведении Глеба
Успенского. Он активно использует односоставные
предложения. Наиболее употребительными
оказались определенно-личные,
неопределенно-личные и назывные, реже
употреблялись безличные предложения. На мой
взгляд, автору наиболее важны действия и
состояния конкретного лица, персонажа
произведения – доктора Хрипушина, Прохора
Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты
Алифана и многих других.
Произведение
Г.Успенского было крупным вкладом писателя в
демократическую литературу 60-х годов XIX века.
Оно привлекает большим художественным
мастерством, ярко и точно выписанными
характерами, превосходным языком, многообразной
интонацией авторской речи, по словам профессора
Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной,
то убийственно саркастичной». В «Нравах
Растеряевой улицы» и мастерски выписанные
портреты героев, и выразительные пейзажные
зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные
времена года. Но, пожалуй, особое значение для
автора имеют речь его персонажей, исповедь героя
(рассказ Прохора Порфирыча о начале своего
жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык.
Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. М.: Дрофа, 1995.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык:
Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение, 2002.
3. Исследовательский проект по
русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Милонов Н.А. Г.И. Успенский и Тула.
Тула: Интербумага, 1995.
5. Пешковский А.М. Русский синтаксис
в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая
стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е
изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные
предложения в художественном тексте // Русский
язык в школе. 2001. № 5.
8. Успенский Г.И. Теперь и прежде. М.:
Сов. Россия, 1977.
От редактора. Такого рода
рефераты в последнее время модны; многие ученики
думают, что такая форма работы проста, и охотно
берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более
подробно ознакомиться с грамматическим
материалом, задуматься об особенностях языка
писателя. Уверена, что сегодняшний материал
(типичный образец реферата) многому научил
девочку! Однако учитель, предлагающий работу
такого рода, должен объяснить школьнику, что его
главная задача – разбор текста, примеров, их
классификация. Грамматический материал нужно
излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все
случаи, в которых можно наблюдать данное явление
(если примеры какого-то типа очень многочисленны,
надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать
их). О стилистических функциях надо говорить
тогда, когда обсуждается пример, включенный в
контекст. Тогда реферат будет не просто
рефератом, а первым шагом к научному
исследованию
.

Контрольная
работа «Функциональные стили речи»

Инструкция
для обучающихся

На выполнение письменной контрольной
работы по русскому языку дается 1 академический час (45 минут). Контрольная 
работа состоит из тестовых заданий и одного задания, требующего развернутый
ответ. Правильное выполнение контрольных заданий оценивается баллами, за каждый
верный ответ – 1 балл, 16 задание – 3 балла.

Максимальный
балл за всю работу – 21.

Советуем выполнять задания в том порядке,
в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не
удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей
работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем
успеха!

Критерии
оценивания результатов.

Количество баллов

% выполнения

Оценка

 19 – 21

90 – 100

5 (отлично)

16 — 18

80 – 89

4 (хорошо)

13 — 15

70 — 79

3 (удовл.)

Менее 13

Менее 70

2 (неудовл.)

1
вариант.

1.
Сколько функциональных стилей обычно выделяют в русском языке:

А)
5

Б)
3

В)
4

Г)
7

2.
Найдите правильное утверждение:

А)
в тексте художественного стиля важно передать точные факты

Б)
в художественном тексте создается образ

В)
текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата

Г)
текст художественно стиля обслуживает правовую и административно-общественную сферы
деятельности

3.
Адресат художественного текста:

А)
делопроизводитель

Б)
ребенок

В)
любой человек

Г)
мужчина

4.
Какой ученый писал о соавторстве читателя:

А)
Бахтин

Б)
Пирогов

В)
Ломоносов

Г)
Жуковский

5.
Какой из нижеперечисленных жанров не является жанром художественного стиля:

А)
стихотворение

Б)
рассказ

В)
монография

Г)
ода

6.
Укажите средство синтаксической выразительности, используемое в художественном
тексте:

А)
символ

Б)
парцелляция

В)
метафора

Г)
гротеск

7.
Какие из перечисленных средств выразительности не является тропом:

А)
олицетворение

Б)
метафора

В)
многосоюзие

Г)
эпитет

8.
Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:

А)
диалектизмы

Б)
монолизмы

В)
пути

Г)
символы

9.
Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:

А)
монолизмы

Б)
афоризмы

В)
жаргонизмы

Г)
пути

10.
Какой лексический материал может быть использован в художественном тексте:

А)
пути

Б)
тропы

В)
афоризмы

Г)
символы

11.
Элементы каких стилей могут использоваться в художественном тексте:

А)
любого

Б)
публицистического

В)
научного

Г)
разговорного

12.
Найдите ошибочное утверждение:

А)
произведения художественного стиля создаются в форме монолога

Б)
рассказ – это жанр художественного стиля

В)
оба варианта верны

Г)
нет верного ответа

13.
Выберите правильное определение:

А)
текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в
определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой

Б)
текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных
единым смысловым типом речи повествованием

В)
текст – это предложения, объединенные одной темой

Г)
все варианты верны

14.
Выберите правильное определение:

А)
научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться
на события, происходящие в обществе

Б)
научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических
романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее

В)
научный стиль – это стиль речи, который служит для неформального общения, когда
автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в
неофициальной обстановке.

Г)
научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и
т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и
полно объяснить факты окружающей нас действительности

15.
Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях:

А)
общеупотребительная лексика

Б)
терминологическая лексика

В)
разговорная лексика

Г)
все варианты верны

16.
Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.

 Все
лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до
того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы
на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится
пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся,
лопочут, скачут и качаются на паутинках. (Н.Сладков)

17.
Прочитайте текст, выполните задания

1)…
что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь
мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать.
2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной
характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И
значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка»,
по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте –
и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа
Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!» 

1)
Какая фраза должна стоять в начале первого предложения  данного текста?

А)
Язык и мышление неразрывно связаны…                             

Б)
Философы давно доказали…

В)
Философы давно  доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…

Г)
Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…

2)
Какое слово пропущено в предложении 6?

А)
когда                                                                  

Б)
так как                                                               

В)
чтобы      

Г)
хотя

3)
Укажите неверное утверждение.

А)
тема – это то, о чём идёт повествование в  тексте (предмет, понятие, явление,
вопрос)

Б)
тема связана с содержательной стороной текста

В)
идея –  это основная мысль текста

Г)
в тексте  может быть только одна тема

2 вариант.

1. Для какого стиля речи характерна
стандартизованность:

А) публицистический

Б) официально-деловой

В) научный

Г) художественный

2. В каком стиле речи уместно употребление
междометий:

А) официально-деловой

Б) научный

В) разговорный

Г) публицистический

3. Какому стилю речи присуща эстетическая
функция:

А) публицистический

Б) художественный

В) разговорный

Г) научный

4.
Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные
конструкции:

А)
разговорный

Б)
официально-деловой

В)
научный

Г)
публицистический

5.
Какой стиль речи используется на собраниях и митингах:

А)
официально-деловой

Б)
публицистический

В)
разговорный

Г) научный

6.
Определите, какой жанр не относится к художественному стилю:

А)
репортаж

Б)
ода

В)
рассказ

Г)
все варианты верны

7.
Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи:

а)
под сенью дружных муз

Б)
тают облака

В)
чудный день

Г)
взять на баланс

8.
Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По
ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как
запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их
узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.

А)
повествование

Б)
рассуждение

В)
описание

Г)
все варианты верны

9.
Выберите правильное определение:

А)
стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка

Б)
стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы
их употребления в условиях языкового общения

В)
стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы,
устанавливающая подлинность того или иного текста

Г)
совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. Разные
авторы трактуют понятие орфоэпии слегка по-разному, «широкий» подход включает
нормы произношения и ударения, «узкий» подход исключает ударение из правил
орфоэпии.

10.
Выберите правильное определение:

А)
публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов,
повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение

Б)
публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий,
которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества

В)
публицистический стиль – это стиль речи, который служит для неформального
общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым
вопросам в неофициальной обстановке.

Г)
публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы,
периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы,
призывать их к действию, сообщать информацию

11.
Какой из стилей речи не относится к книжному стилю:

А)
официально-деловой

Б)
разговорный

В)
художественный

Г)
все относятся

12.
Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение:

А)
разговорный

Б)
публицистический

В)
научный

Г)
художественный

13.
К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления:

А)
публицистический

Б)
разговорный

В)
официально-деловой

Г)
научный

14.
Что характерно для художественного стиля речи:

А)
использование всех пластов стилей речи

Б)
объективность в изображении

В)
использование в сфере науки и техники

Г)
все варианты верны

15.
Какому стилю речи присуща призывность:

а)
официально-деловой

б)
публицистический

в)
разговорный

Г)
научный

16.
Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.

Многие
из нас  говорят «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них
право. А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.

Любить
Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник.
Страдать, когда Родине тяжело. И главное — беречь Родину. Беречь, как свою
мать. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее
земля, и ее история, и ее завтрашний день.

 Будущее
Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

17. Прочитайте текст и выполните задания.  

  1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы
воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту?  4)Меняются ли со временем
представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует
нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть
красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно 
возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона,
гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь
всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз
обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

1)
Определите тип(-ы) речи данного текста.

А)описание,
повествование                               

Б) 
рассуждение

В) 
повествование и описание 

Г) 
описание и рассуждение

2)
Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

А)
Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

Б)
Много людей одинаково оценивают красоту.

В)
Со временем представления людей о красоте не меняются.

Г)
Часто красивым называем то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени.

3)
В каком предложении выражена основная мысль текста?

А)
5                         

Б)
7                        

В)
9                          

Г)
10

Эталоны
ответов

Контрольная
работа «Функциональные стили речи»

Вариант
1

Вариант
2

1

А

Б

2

Б

В

3

В

Б

4

А

В

5

В

Б

6

Б

А

7

В

 Г

8

А

В

9

В

Б

10

Б

Г

11

А

Б

12

В

А

13

А

В

14

Г

А

15

А

Б

16

Художественный
стиль

Публицистический стиль

17

1)
Б; 2) В; 3) Г

1) Г; 2) В; 3) Б

Урок № 102

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О
ЧАСТЯХ РЕЧИ

Цель: обобщить и систематизировать знания
семиклассников

по морфологии; совершенствовать умения и
навыки рабо тать над определением частей речи; развивать логическое

мышление, память, внимание, смекалка,
творческие умения использования частей речи в собственных высказываниях
определенного

стиля и типа речи; с помощью речево-ком
никативного дидактического материала воспитывать чувства

прекрасного, ответственность за его
сохранность и при умножении.

Тип урока: урок обобщения и систематизации
знаний.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

ИИ. Мотивация учебной деятельности

III. Обобщение и систематизация полученных

знаний в процессе практической работы

Коллективная работа с текстами

 Прочитать тексты. Определить стилевую
принадлежность каждого. Подобрать

заголовки, которые отображали бы тему или
основную мысль текста. Аргу ментировать свой выбор.

Текст 1

Затаилась Украина спелой весной.
Черниговские сосновые боры по молодились липками от живицы пучками чатой,
спрятав от неба

тайну своего мира, о котором знает только
Бог, и все, что рождается, роз квітає и умирает под куполом зеленого храма,
есть природе свойственно: ничто здесь

не лишнее, всего для гармонии достаточно,
и каждый листок, каждое зело, ко маха, птица и зверь живут в согласии с
Творцом, ничто ничему не мешает,

и смерть, как и рождение-целесообразны …
(Р. Иваничук).

Обобщение и систематизация изученного 337

Текст 2

Голубыми глазами смотрит мне в глаза
весна.

Она еще молодая, нежная, улыбается
празднично и чисто, в ее едва нас ном дыхании — возбуждающая тайна свежести,
красоты природы, что всегда

возрождается и возрождается.

Еще так недавно бежала по днепровским
утесам рыжей лисой осень,

бежала красочно, холодным дуновением несло
от ее прыткого, безвозвратно го бега. Так недавно дышало в мои мысли студеным
пахом увядшего лис тя, а уже сегодня-ласковый, шелковистый воздух весны купает
мои глаза,

вся земля словно излучает благодатную
силу, что помогает расти не только

траве, цветам, деревьям, но и мечтам
человеческим… (Е. Гуцало).

 Доказать, что каждый из текстов вызывает
у вас чувство радости, удовлетворения

от созерцания нашей окружающей среды и
порождает желание беречь его.

 Выписать по два-три слова каждой части
речи.

 Подобрать синонимы к выделенным словам
(посоревноваться с одноклассниками,

кто больше всех доберет).

Исследование-восстановление

 Вспомнить изученное о самостоятельных
частях языка и дать определение

каждой части речи, заполнив пустые места.

Существительное — …, значит …,
отвечает на вопросы…

Прилагательное — …, значит …, отвечает
на вопросы…

Числительное — …, значит …, отвечает
на вопросы…

Местоимение — … указывает …, отвечает
на вопросы…

Глагол — …, значит …, отвечает на
вопросы…

Наречие — …, значит …, отвечает на
вопросы…

 Воспроизвести в памяти знания о
служебных частях речи и междометии

и рассказать о них, воспользовавшись
опорным конспектом.

Предлог-это … служит для…

Союз — это … выполняет роль в языке…

Частица-это … служит для…

Восклицание-Это …, уживается для…

 Почему причастие и деепричастие не
являются частями речи? Довести

свое утверждение.

Развитие коммуникативных умений

 Составить связный рассказ о
самостоятельных и служебных частях речи.

Прослушать несколько рассказов
одноклассников. Определить наилучшую.

Аргументировать свое мнение.

Творческая работа

 Прочитать слова и словосочетания.
Поразмыслить, что их объединяет.

Сконструировать высказывание, чтобы
получился связный текст в ху дожном стиле. Подобрать заголовок. Записать.

338 все уроки украинского языка в 7 классе

Веселый танец, дряхлый дуб, куст,
голосисто поют, подснежник,

щедро дарит, листочки-ручки, словно, там,
и, вроде, но, украшенная вэс на, свой, искренне улыбаться, приветливое
солнышко, легкий воздух, закружить

в танце, раскрывать глаза, весна-красна,
украшенный наряд, дитя, яркие

лепестки, раскрывать глаза.

 Выяснить синтаксическую роль различных
частей речи в предложениях.

 Выписать из текста по два-три примера
разных частей речи и сделай ты их морфологический разбор.

Речевая ситуация

 Представить ситуацию: вы с классным
руководителем и одноклассниками ре шили организовать отдых в выходной день.
Учительница же нувала поездку на теплоходе с остановкой на природе, девушки —
поезд ку в лес на целый день, ребята — путешествие по городу и посещение

кафе.

 Составить полилог, используя реплики
убеждения. Распределить

роли и разыграть речевую ситуацию.

 Определить, какую роль играют различные
части речи в построении реплик.

IV. Систематизация и обобщение знаний

 Подумать и дать ответы на вопросы в
форме рассказа на лингвис тическую тему по собственно подобранному заглавию:

1. Почему части речи делятся на
самостоятельные и служебные?

2. Что лежит в основе разделения самостоятельных
частей речи на сменные и не сменные?

3. Назвать переменные самостоятельные
части речи. Привести примеры.

4. Какие вы знаете формы глагола?
Охарактеризовать их, назвав игра матические признаки.

5. Какие особенности имеет наречие как
самостоятельная часть речи? Про иллюстрировать примерами.

6. Назвать служебные части речи. Почему
они являются служебными?

7. Рассказать о месте восклицания среди
частей речи.

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

1. Составить рассказ в научном стиле о
морфологии как разделе науки

о языке и его значении для развития речи
каждого человека.

2. Составить диалог на лингвистическую
тему «Роль частей речи в построении

текста».

3. Написать сочинение-размышление на тему
«В чем заключается связь морфологии

с синтаксисом?»

На чтение 21 мин. Опубликовано

72944 ШрифтAA Нет времени читать?

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

image

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

 Загрузка … Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Пример разговорного стиля

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стили текста:

Стиль текста Описание стиля Функции Где используется
1. Научный стиль Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. Информационная, обучающая, доказательная. Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стиль Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. Информационная, мотивационная. Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стиль Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. Информационная Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стиль Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Информационная, эстетическая. Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стиль Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Информационная Диалоги, личный блог

Типы речи:

Тип речи Описание типа В каком стиле используется Примеры
1. Описание Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. Во всех стилях 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.

2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.

2. Повествование Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. Художественный, особенно мемуары, воспоминания.

Публицистический

Разговорный

В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.
3. Рассуждение Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Научный

Художественный

Публицистический

Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.

Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

Популярные материалы Правила написания и лучшие примеры рекламных писем Что такое водность текста и как её понизить Как придумать красивые продающие заголовки

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – газетно-публицистический (язык газеты); агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.); официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.); массово-политический (выступления на собраниях политического характера).

В свою очередь, каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь весьма ощутимы. К жанрам публицистического стиля относятся:

— очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни обычно с непосредственной их интерпретацией автором (стиль очерка должен быть взвешенным, спокойным, без особого выражения эмоций; объём средний);

— статья – стилистически неоднозначный жанр, это может быть памфлет, очерк или результат совмещения того и другого;

— заметка – краткое сообщение на актуальную тему;

— эссе – общие или предварительные соображения по какому-то поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, непринуждённо, показывая свою индивидуальную позицию;

— памфлет – произведение с злободневным социально-политическим обличением, с моментами сатиры;

— прокламация – печатное воззвание агитационного характера или в форме листовки;

— манифест – воззвание, декларация, обращение, содержащее программу и принципы деятельности организации, партии;

— программа – изложение основных положений и целей деятельности партии, организации, правительства;

— фельетон – острокритический жанр, сатирически или юмористически изображающий какое-то явление или лицо;

— интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы;

— репортаж – оперативное сообщение корреспондента о каком-либо событии, очевидцем которого является в момент сообщения.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного стиля.

Газета, являясь популяризатором знаний в области науки и техники, экономики и культуры, использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи.

Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей.

Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с целью достижения заранее предусмотренного эффекта.

Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основной более часто является письменная форма.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Он применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Информационная функция свойственна и другим стилям, например, художественному, но характер информации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение между художественным и документальным кинофильмами.

Воздействующая функция не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.

Жанрами публицистического стиля являются: выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен, как уже отмечалось, на газетных полосах – это партийные постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.

Выразительность газетной публицистики обусловлена ее агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования. Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью. С этими факторами связан конструктивный принцип публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии. В зависимости от преобладания стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте различают его подстили.

Средства и особенности публицистического стиля >Русский язык и культура речи >

Публицистический стиль связан общественно-политическими, экономическими и культурными отношениями как сферой общественной коммуникации.

Публицистический стиль — определение, адресат, цель, тип коммуникации, автор

Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой — журналист, политик.

Адресат стиля

широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).

Цель публицистического стиля

дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.

Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.

Тип коммуникации – общественная.

Жанры и функции публицистического стиля

Наиболее характерные жанры данного стиля — это:

  1. информационная заметка, информационное сообщение,
  2. очерк, репортаж, фельетон, интервью,
  3. публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),
  4. судебная речь,
  5. выступление на радио, телевидении и т.п.

Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:

информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;

комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,

гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.

 Основные черты публицистического стиля

• сочетание экспрессии и стандарта.

Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.

Например,

Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?

Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;

• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:

(диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).

Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.

Например,

«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.

• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..

Например,

Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.

• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:

В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.

• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.

А еще у нас есть кроссворд и видеокроссворд на эту тему, попробуете?

Наша презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой  (см.  «Наша библиотека»)

Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь 

Публицистическийстиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём узко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях;
  • Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание;
  • призывать к действию;
  • сообщать информацию.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства.

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Литература

  • Linda Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
  • Mark Levin. The Reporter’s Notebook : Writing Tools for Student Journalists (2000)
  • Buck Ryan and Michael O’Donnell. The Editor’s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals (2001)
  • Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World’s Most Authoritative Newspaper (2002)
  • M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter’s Handbook Introduction to Journalism (2006)
  • Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
  • Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
  • Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
  • Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer’s Guide to Style and Usage (1994)
  • Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)
Функциональные стили речи

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 мая 2021 в 17:32.Газетно-публицистический стиль

Общая характеристика. Актуальная информативность, императивность, повышенная эмоциональность, открытая оценочность, рекламность. Единство экспрессии и стандарта. 

Подстили (газетная публицистика, теле- и радиопублицистика) и жанры (информационная статья, официальное сообщение, обзор, отчёт, очерк, фельетон, реклама, выступление, беседа, интервью, обращение).

Лингвистические особенности публицистического стиля:

На фонетическом уровне: особая роль интонации как преднамеренного средства с целью вызвать эмоциональную и волевую реакцию.

На лексико-фразеологическом уровне: концентрация в текстах общественно-политической лексики; частотность оценочной лексики; клиширование словесных блоков; метафоризация лексики; перифраз; активное использование фразеологизированных оборотов.

На морфологическом уровне: активность суффиксов иноязычного происхождения; частотность императивных форм глагола; субстантивация прилагательных и причастий; транспозиция форм числа.

На синтаксическом уровне: использование сегментированных конструкций; использование номинативных конструкций; употребление односоставных предложений глагольного типа; использование конструкций разговорного синтаксиса; употребление конструкций поэтического синтаксиса.

  • Рассказ про оптимуса прайма
  • Рассказ про олю и мишу
  • Рассказ про осеннее небо для 2 класса
  • Рассказ про осеннюю одежду для детей
  • Рассказ про осенний сад