Рассказ про осень по плану

Обучение детей рассказыванию по картине.общее недоразвитие речи онр характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Как видно из определения, помимо недостатков в звукопроизношении, которые легко определяются и чаще всего принимаются за определяющий показатель диагноза, у детей с ОНР нарушается целый комплекс речевых функций.

Это, во-первых, фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и представлений.

Во-вторых, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

В-третьих, недостаточное развитие словаря, который у детей с ОНР значительно беднее словаря с их сверстников с нормальной речью. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета, заменяют слова, близкими по ситуации и внешним признакам. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия – большой и маленький, которыми заменяют остальные.

В-четвёртых, в речи детей встречаются аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.

Указанные недостатки с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи – пересказе, рассказе по картине, серии картин, рассказе-описании. При пересказе и рассказе  по серии картин помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц, непонимание причинно-следственных связей рассказа. Рассказ- описание также малодоступен. Дети обычно ограничиваются перечислением предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными только отвечать на вопросы.

Поэтому дна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

        Необходимо у детей формировать навыки построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространённые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Работа над развитием речи идёт по следующим направлениям:

  • обучение рассказыванию на основе восприятия – составление рассказа – описания;
  • обучение рассказыванию по картине;
  • обучение пересказу;
  • обучение самостоятельному рассказыванию.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей –

  • развивают наблюдательность;
  • совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие) ;
  • пополняют запас знаний и сведений;
  • развивают речь.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

 Картина в различных её видах ( предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.

В детском саду рассказывание по картине проводится примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, можно работать несколько занятий.

Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение. Если сюжет картин занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.

Сюжеты для картин должны соответствовать следующим требованиям:

  • отражать интересное событие, нестандартную ситуацию;
  • вызывать яркую эмоциональную реакцию;
  • побуждать к размышлению;
  • стимулировать фантазию;
  • способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.

Задания, которые можно использовать при подготовке к описанию картины, можно продемонстрировать на примере картины «Новогодняя ёлка для птиц и зверей». Сюжет этой картины нестандартен, открывает широкий простор для детской фантазии, симпатичные лесные жители вызывают положительные эмоции у детей и интерес к картине.

Приёмы и методы обучения рассказыванию по картине известны из методики и широко отражены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич и других авторов. А.М. Бородич говорит о том, что залогом успеха на всех возрастных этапах является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать?). Кроме того, ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа ( до её демонстрации) или пояснения во время предварительного рассматривания.

Весь процесс обучения рассказыванию делится на два больших этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе проводятся экскурсии, наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы по теме, работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, над развитием грамматического строя речи. А в подготовительной к школе группе важным этапом становится толкование пословиц, толкование и отгадывание загадок, самостоятельное загадывание детьми загадок, что позволяет детям применить уже накопленный багаж знаний в речевой деятельности. Кроме того, загадки и пословицы развивают не только речь, но и мышление, что очень важно в условиях логопедической группы.

Более подробно остановимся на совместной работе воспитателя и логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи.

Для рассматривания детям предлагается многоплановая картина. Поэтому подготовительный этап может длиться в течение месяца и проходить через темы «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Ёлка», «Новогодний праздник».

Работа над словарём включала следующие упражнения и задания»

  • Подбор действий к предмету (дети называют, что умеет делать заяц – смотреть, слушать, нюхать, прыгать, держать, грызть, дрожать, сидеть).
  • Подбор названий предметов к действиям (дети называют, кто или что может бегать, летать, прыгать, расти и т.п.) Логопед даёт эти упражнения воспитателю для индивидуальной или подгрупповой работы.
  • Подбор эпитетов к предмету.
  • Подбор и закрепление в речи глаголов с разными приставками (глаголы типа: подлететь, прилететь, слететь, взлететь и т.п.) и глаголов совершенного и несовершенного вида (летят – прилетели, ели – съели)
  • Подбор синонимов ( бежать-мчаться, прыгать-скакать), антонимов.
  • Логопед также проводит работу по подбору однокоренных слов (снег- снежинка, снеговик, снежный), а воспитателю предлагается составить предложения с этими словами.

Работа над грамматическим строем речи: даже по самой картине можно предложить детям найти, про что можно сказать белый, белая, белое, белые, таким образом дифференцируя окончания прилагательных разного рода.

        Проводятся упражнения на согласование числительных с существительными, на изменение существительных по падежам.

        Проводятся упражнения на закрепление употребления предлогов.

        Логопед в рамках тем «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой» составляет с детьми рассказы-описания птиц и зверей по планам-схемам. Так как детям с нарушениями речи труднее удержать в памяти последовательность пересказываемых фрагментов, мы чаще всего предлагаем им поддержку в виде готовых схем или разрабатываем и зарисовываем план вместе с детьми.

Как вариант возможно использовать такой вид работы, как рисование с одновременным проговариванием и описанием внешнего вида птицы.

        Для проведения упражнений подготовительного этапа можно использовать многофункциональные плоскостные пособия, например, большое изображение дерева и набор карточек маленького размера с изображением зверей, птиц, насекомых и т.д. (предлагаются задания типа: «Спрячь зайчика за нижнюю правую ветку ёлки»; «Посади на верхнюю ветку ёлки снегиря» и т.д.)

        После подготовительного этапа переходим непосредственно к составлению рассказа по картине.

        Традиционные приёмы составления рассказ по картине имеют определённую специфику работы в логопедической группе.

ПРИЁМ: «Беседа по вопросам».

        Вопросами педагог помогает детям лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них —  припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Вопросы должны помогать ребёнку: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, в третьих, фантазировать и сочинять.

Поэтому предлагаем вам подбирать не только традиционные, по содержанию картины, вопросы, типа:

«Какое время года изображено на картине? Какие деревья? Какой снег? Что вы видите на заднем плане? Какова погода на картине? Где растёт ёлка? Кто собрался вокруг ёлки? Чем украшена ёлка? и т.п., но и подбирать вопросы проблемные , непростые, типа:

«На какой праздник наряжаются ёлки? Чем украшают ёлки на Новый год? Почему белочка серенькая, а не рыженькая? Почему ягоды положили в корзину? Кому могут понравиться такие «украшения»? Откуда взялся пенёк? Что будет с ёлочкой через два дня?»

И если логопед сам задаёт вопросы детям, то воспитателю может быть предложено попросить детей задать вопросы по картине своим товарищам. Этот вид работы, конечно, сложный, но интересный.

ПРИЁМ: «Приём совместных действий».

Логопед проводит следующие упражнения:

  1. Распространение предложений. Даётся, например, предложение: «Зайчик сидит». Дети распространяют предложение, добавляя по одному слову: «Зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой в лесу. и т.д.
  2. Составление предложений  из слов. Например: синичка, лететь, ёлка. – Синичка подлетела к ёлке. и т.д. А воспитателю предлагается провести упражнение «Закончи предложение» (договаривание сложноподчинённых предложений). Например, «У зайчика белая шубка, потому что …», «Заяц скачет к ёлке, потому что …» и т.п.

ПРИЁМ» «Приём мысленного вхождения в картину».

Логопед, рассматривая с детьми картину, предлагает  им сказать, что они чувствуют (как мороз холодит щёки, как скрипит снег под ногами и т.д.) , и что они слышат (скрип снега, голоса птиц и т.д.), помогая им в затруднительных случаях наводящими вопросами. Воспитатель проводит с детьми  игру «Превращения», предлагая детям перевоплотиться в кого-нибудь из персонажей картины и рассказать свою историю, случившуюся с ним на лесной полянке у ёлочки.

ПРИЁМ: «Составление рассказа по частям».

С логопедом дети по очереди составляют мини-рассказы по какому-то эпизоду, части картины; потом все эти рассказы объединяются, и рассказывается всё целиком.

Воспитателю предлагается интерпретация игры «Попугай» (вариант названия – «Цепочка»): первый ребёнок составляет простое предложение по картине, второй ребёнок повторяет это предложение и проговаривает своё. Это задание очень сложное, доступное детям подготовительной группы, и то возможно повторение ограниченного количества предложений.

ПРИЁМ: «Образец рассказа по картине».

Образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, эмоционально выразительным. Этот приём чаще применяется в старшей группе, в подготовительной группе мы пользуемся им избирательно.

Творческие задания, применяемые при обучении рассказыванию по картинам детей старшего дошкольного возраста, способствующие развитию воображения детей.

  1. Разыгрывание действий персонажей картины – (игры – инсценировки с использованием пантомимы, игры – фантазии с применением средств языковой выразительности: темпа, ритма, высоты и силы голоса, дикции).
  2. Игры «Угадай, чей разговор я услышала». Перед детьми ставится задача узнать действующих персонажей на основе воображаемого диалога. Вариант диалога предлагает педагог: «Я услышала разговор двух персонажей. Один …сказал другому … Кто это мог быть? Как ты думаешь? Почему?».
  3. Игра – упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурных картин. Один из фрагментов картины закрывается экраном. Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание данного фрагмента. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображённого на закрытой части картины. Дети, ориентируясь на общее содержание картины, говорят о персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные варианты (персонажи, предметы, моменты действия).
  4. Игра – упражнение «Отгадай персонаж». Детям предлагается крупноформатная картина с изображением места действия, той или иной обстановки без действующих персонажей. Дети загадывают описательные загадки друг другу; после отгадывания каждого персонажа на картину помещается плоскостная фигурка данного объекта. По ходу заполнения картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначения предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажем действий.
  5. задания на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между словами в пословицах, поиск связей, точность воспроизведения пословиц как целостных сочетаний, подобранных к содержанию картины:
  • Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу  …Апрель с водой, … (май с травой).
  • Детям даётся задание воспроизвести пословицу правильно: исправить структурную ошибку и объяснить, что нарушается смысл пословицы. Например, почему пословица будет неправильной, если мы скажем: «Не береги нос в большой мороз». Дети отвечают, что нарушается смысл пословицы, так как…
  1. Придумывание вариантов названия к картине.
  2. Придумывание ситуации, предваряющей события, изображённые на картине.
  3. Составление продолжения к изображённому сюжетному действию.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших»

1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.

На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».

Дополним выставку книгами:

  1. Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
  2. Г. Балл «Желтячок»
  3. Б. Заходер «Русачок»
  4. В. Сутеев «Мешок яблок»
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Б. Житков «Мангуста»
  7. М. Пришвин «Изобретатель»

2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…

Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.

Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.

3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.

Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.

Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.

События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.

Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.

4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.

5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.

Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.

6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.

Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.

Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.

План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса

  1. Дорога к озеру.
  2. Встреча с мальчишками.
  3. Укор взрослого.
  4. Счастливого пути, утята!

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1. Объясни, почему рассказ так называется.

Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.

2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.

  1. Мальчики одни.
  2. Легли спать.
  3. За дверью кто-то топает ногами.
  4. Пришли папа с мамой.

3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.

Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.

Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.

Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.

Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.

Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!

Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.

Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.

2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.

3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?

В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.

Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.

4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.

Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.

5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.

На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.

На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.

План рассказа про Алёшу по рисункам

  1. Появление хулигана или собаки.
  2. Испуг малышей.
  3. Появление Алёши.
  4. Изгнание хулигана или собаки.

6. Подведи итог, сделай вывод.

С тех пор хулиган больше не приставал к малышам. 

Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.

А мальчик Алёша стал героем двора.

Пишем статью в школьную стенгазету.

1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?

Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.

Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.

2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».

Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.

3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

План статьи в стенгазету для 2 класса

  1. Зима — суровое время года.
  2. Долг каждого человека.
  3. Как помочь лосям.
  4. Как помочь птицам.
  5. Вывод-заключение.

Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Соотнеси авторов произведений и названия.

«Страшный рассказ» — Е. Чарушин

«Кошкин щенок» — В. Берестов

«Ребята и утята» — М. Пришвин

«Храбрый утёнок» — Б. Житков

«Музыкант», «Сова» — В. Бианки

Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.

2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»

Рассказ: В. Бианки «Музыкант»

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.

То есть, всеми перечисленными качествами.

1

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

1. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок

(воробей)

2. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(сорока)

3. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Носит черный жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь кружат 20 пар

И кричат кар-кар-кар

(ворона)

4. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(синица)

5. Воспитатель предлагает детям самим назвать любую птицу найти её среди предложенных (2 ребенка)

Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему, но рассказывать мы будем парами, один начинает, затем другой продолжает.

(Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ, на каждом столе лежат такие же схемы составления рассказа, картинка с изображением зимующий птицы).

Например,о дятле:

1 ребенок

Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. Тело покрыто перьями. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка.

2 ребенок

Его можно узнать по звуку «Тук-тук, тук-тук». Он питается насекомыми и семенами шишек. Живет на дереве. Дятел это зимующая птица.

По схеме дети составляют парами описательный рассказ о птицах.

Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём (дети встают, выходят на ковёр)

Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)

Распустили пёрышки

Греются на солнышке

(Хлопают себя по бокам)

Улететь хотят

(Головой вертят)

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся за столы. На доске картина с изображением дерева с кормушкой и птичками.

Д/и «Кого не стало»

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я закрою одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель. Кого не стало?

Дети. Синички.

Воспитатель. Где сидела синичка?

Дети. На ветке.

Воспитатель. Что она делала?

Дети. Клевала сало.

Воспитатель закрывает плоскостное изображение воробья.

Воспитатель. Кого теперь не стало?

Дети. Воробья.

Воспитатель. Где сидел воробей?

Дети. В кормушке.

Воспитатель. Что он делал?

Дети. Клевал зёрнышки.

(Воспитатель продолжает задание еще с 2-3 птицами на картине)

Воспитатель. Сегодня я не одна готовилась к нашему занятию, у меня были помощники, они выучили стихотворение Зои Александровой «Новая столовая», и они хотят нам его прочитать (дети выходят и читают стихотворение)

1 ребенок

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду

2 ребенок

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетели 7 сорок

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье

Воспитатель. Вы сегодня хорошо рассказывали о зимующих птицах, но в конце нашего занятия я хочу, проверить всё ли вы знаете о них

— Я сегодня шла в детский сад и видела красивую птичку, с красной грудкой, напомните, как она называется?

— Как вы думаете, смогут ли жить зимующие птицы у нас дома?

— Скажите, как мы помогаем птицам зимой?

— Где чаще всего обитает голубь?

Воспитатель. Но чтобы наше занятие нам запомнилось на долго, я предлагаю вам помочь сделать мне дидактическую игру о зимующих птицах «Птичья столовая». У меня готова уже кормушка, но на ней нет птиц, выберите любую раскраску, дома раскрасите и вырежете её, принесите мне, и мы увидим, кто, же прилетает к нам в «Птичью столовую».

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие.

Слово «здравствуй»

Много значит для людей.

Поздоровайтесь с друзьями

Все вы поскорей!

Здравствуй — встречу начинает,

Здравствуй – дружбе помогает.

Каждый это слово ждёт,

Когда друг к нему придёт.

«Здравствуй»,- я тебе скажу-

Улыбнись в ответ.

Здравствуй, так я покажу –

Это мой привет

Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»читает стихи:

Осень наступила,

Начались дожди.

До чего ж уныло

Выглядят сады.

Потянулись птицы

В тёплые края.

Слышится прощальный

Клёкот журавля.

Солнышко не балует

Нас своим теплом.

Северным, морозным

Дует холодком.

Очень уж печально,

Грустно на душе

От того, что лето

Не вернуть уже.

(Е. Арсенина)

Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову Глашу.

Однажды Глаша прилетела знакомую ей на полянку, а там…

(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)

Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.

Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)

А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.

Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)

Как же одеваются люди в такую погоду?

— Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)

У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).

Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.

Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы сорвал

И удрал. Что это?

(Ветер)

Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).

Физминутка:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)

Упражнение «Какой у тебя лист?»

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Шишка сосны – сосновая

Шишка ели – еловая.

– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»

Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Осенью растут грибы.

Солнце светит очень жарко.

Тучки солнце закрывают.

Колючий ветер прилетает.

Ну а птицы гнезда вьют.

Все букашки выползают.

Туманы осенью плывут.

Урожай все собирают.

Можно детям загорать.

Дни становятся короче.

Птичьи стаи улетают.

В лесу подснежник расцветает

Часто-часто льют дожди.

Желтеют листья, опадают.

Природа словно засыпает…

Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).

Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».

Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».

Спасибо большое, Сегодня все ребята очень хорошо работали. Я думаю, что вы придёте домой и расскажите своим родителям о том, какая бывает осень. Ну а сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.

Ход занятия:

1. Двигательно-ритмическая часть.

• Приветствие

• Хоровод

• Рецитация

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

— Какой сегодня день недели?

— Какой месяц по календарю?

— Какое сейчас время года?

— Ребята, когда к нам приходит Дед Мороз? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. Чтобы письмо было интересное, мы вспомним все, что знаем про осень.

• Д/И «Подними снежинку или лист и расскажи про осеннюю погоду» (мрачная, холодная, сырая, прохладная, холодная, дождливая, солнечная, ясная, снежная, пасмурная)

2. Рассматривание картины:

• — У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?

• Поздняя осень — это ноябрь – месяц, послушайте пословицы и поговорки (обсудить, помочь понять смысл поговорок)

•Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

• Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.

•Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.

• Синица к избе, зима на дворе.

• Синица пищит, зиму и холод вещает.

Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

— Представьте, что у вас в руках «кинокамера». Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).

-«Я вижу зайца» (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т. д.

— Почему не видно бабочек и других насекомых?

— Кто еще ложится в спячку?

— Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.

(Соединяем две карточки и объясняем почему)

— «Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег».

3. Физминутка (на ковре) «Осенние листочки»

(Дети встают в круг)

— Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.

— Что вы увидели?

— Что вы услышали?

— Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?

— Влево покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся, как листочки.

— «Сильный ветер вдруг подул

И листочки быстро сдул (воздушная струя).

Все листочки полетели

И на землю тихо сели» (ш-ш-ш).

— Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.

4.Работа с мнемотаблицей:

— Ребята, теперь по картинам-подсказкам попробуйте рассказать Деду Морозу про позднюю осень. Вы не умеете писать, поэтому мы отправим ему звуковое письмо. Я буду записывать ваши рассказы

1- Какое время года нарисовано на картинке?

2-Все листья с деревьев опали.

3- Выпадает снег.

4- Река покрывается льдом.

5- Медведи и ежи впадают в спячку.

6- Белка делает запасы на зиму. Она стала серой, а не рыжей.

7- Заяц меняет шубку с серой на белую.

8- Перелётные птицы улетели на юг.

9- День становится короче, а ночь – длиннее.

10. Ноябрь закончится и начнется зима.

5. Составление рассказа:

— Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)

6.Вывод:

— Готово наше письмо?

— Сможет Дед Мороз прочитать его?

Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?

— Что теперь надо сделать с письмом?

(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).

* * *

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

А. Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном:

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла…

А. Плещеев

Осень

Что ни день – то резче ветер

Рвёт в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землёй

Почти в обед.

И. Мазнин

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Воспитатель: Кто догадался, о каком времени года говорится в этом

стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель обращается к некоторым детям с вопросом : А ты как

думаешь?

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам.

Входит осень с двумя корзинками, здоровается с детьми.

Осень: Ребята, отгадайте, кто я?

Ответы детей.

Осень: Правильно, я услышала,что вы говорите обо мне и решила к вам

зайти. Ребята, вы знаете, какой урожай собирают в огороде осенью?

Дети: Картошку, капусту, свеклу, морковь…

А какой урожай собирают в садах осенью?

Дети: яблоки, груши, сливы.

Осень:Молодцы! Отгадайте загадки.

1. Она медленно растет, листок к листочку прибавляет и в крепкий их вилок

свивает. (Капуста)

2. Он лежит меж грядок, зелен да сладок. (Огурец).

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

4. Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Дети отгадывают загадки, осень хвалит детей.

Воспитатель с детьми приглашает осень поиграть с ними в игру «Есть у нас

огород». Дети встают в круг. «Есть у нас огород, в нем капуста растет, вот

такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет?.».Ведущий ребенок называет

следующий овощ, игра продолжается.

Осень: Ребята, задержалась я у вас! Мне нужно спешить в лес попрощаться с

птицами, которые собираются улететь в теплые края. До свидания!

Осень уходит. Воспитатель предлагает детям вспомнить еще

стихотворения об осени:

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело играя,

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

Только елочки стоят, ронять иголки не хотят.

Воспитатель показывает детям картинки.Воспитатель: Осенью погода

бывает разная.

Если светит солнце, небо голубое, тепло, листья на деревьях желтые, то мы

говорим, что осень ранняя, золотая. Если небо затянуто тучами, идет дождь,

дует холодный ветер, то говорим, что осень поздняя. Дети, давайте

отправим открытку осени! В этой открытке мы нарисуем символы, которые

помогут осени узнать, какой рассказ мы составили про нее. Для того, чтобы

нарисовать открытку, нужно придумать символы, с помощью которых

составим схему.

Воспитатель: Какого цвета листья осенью?

Дети дают ответы и воспитатель рисует символ листьев- листок.

Воспитатель: Деревья не сразу сбрасывают листву, сначала листья желтеют

или краснеют, высыхают и опадают.

Воспитатель: Какое небо осенью?

Дети: Хмурое, на небе тучи.

Воспитатель рисует символ тучи.

Воспитатель: Какая погода осенью?

Дети: дождливая, часто идут дожди.

Воспитатель рисует символ дождя- косые линии.

Воспитатель: Какой ветер бывает осенью?

Дети: сильный, порывистый.

Воспитатель рисует символ ветра- веточка.

Воспитатель: Что мы собираем в лесу осенью?

Дети: грибы.

Воспитатель рисует символ – гриб.

Воспитатель: что мы собираем в саду и на огороде осенью?

Дети: овощи и фрукты.

Воспитатель рисует символы урожая овощей и фруктов.

Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?

Дети отвечают и воспитатель рисует символ- галочки (стая птиц).

Воспитатель задает вопросы про зверей и рисует символы некоторых зверей

(зайца, медведя). Дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме.

Физкультминутка (или пальчиковая гимнастика).

Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени по полученной

схеме. Дети рассказывают, воспитатель помогает в случае затруднения или

предлагает другим детям помочь тем, кто не может продолжить

свой рассказ.

Воспитатель предлагает детям на прогулке обратить внимание на

изменения в природе, которые происходят осенью и вечером нарисовать

детям обложку открытки для осени

Ход занятия

Воспитатель: — Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Воспитатель: — Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды,воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:

— Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? — Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. — Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).

— Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

— Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.

— Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). — Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). — Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.

— Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение-загадку Е.Благининой:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки).

— О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).

— Давайте еще раз расскажем про Таню.

— В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка — легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).

— А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).

— А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети Шагают по кругу

Ручки потирают,

Ручки согревают Потирают рукой об руку

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают

Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.

Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»

— Отгадайте загадку:

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые (снежинки).

— Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

— Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)

— Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

— Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

— Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».

— Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

— Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).

ИТОГ

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.

Ход занятия.

Организационный момент (дети стоят возле своих мест за столами):

— Сядет тот, кто назовет осенние приметы.

Посмотрите, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? Как вы догадались? (По разноцветным листьям, улетающим птицам). А вы хотите оказаться в осеннем лесу? Выходите из-за стола. Раз, два, покружись, в лесу осеннем очутись! Идите на полянку.

Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч, а вы придумайте слово-признак к слову ОСЕНЬ.

Воспитатель: Осень какая?

Дети: Прохладная, золотая, пасмурная и т. д.

Воспитатель:А теперь придумайте слово-действие: осень что сделала?

Дети: Пришла, наступила…

Воспитатель: Бр-р, холодно стало, ветер!

Ветер какой?

Дети: холодный, сильный…

Воспитатель: А дождь какой? Про мелкий дождь говорят МОРОСЯЩИЙ. Это новое слово, запомните его (повтор слова каждым ребенком по очереди).

Ветер что делает?

Дождь что делает?

Ребята, здесь много листьев, возьмите 2 листа.

Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Листья мокрые? Тяжелые? Бесцветные? Листья издают звуки, когда мы на них наступаем. Они что делают?

Дети: Шуршат.

Воспитатель: помашите листьями и послушайте, как они шуршат. Листья что делают? (Индивидуальные ответы детей, каждый говорит по — очереди)

Ребята, а птицы, которые перелетают то в теплые края, то обратно к нам, они какие? (Перелетные). Пора, ребята, в детский сад. Раз, два, покружись, в детский сад возвратись.

На этой неделе мы говорили об осени, составляли разные предложения из слов-действий, признаков и слов-предметов. А Матвей болеет, в детский сад не ходит. Его мама попросила прислать ему аудиописьмо. Ваши рассказы об осени я запишу на диктофон. Зарисовки слов-действий и слов-признаков помогут вам составить рассказы. Я предлагаю нарисовать схематичные картинки, чтобы вам было удобно рассказывать. Возьмите карандаш, нарисуйте в конце первой верхней строки солнце, наполовину закрытое тучей. Это будет слово ОСЕНЬ. В конце второй строки, справа, нарисуйте дождь. В конце третьей строки нарисуйте стрелочу-ветер, затем ниже – лист, летящих птиц, яблоко с морковью, это будут овощи и фрукты (все рисую и показываю на доске, дети рисуют на своих листах бумаги). Получилось 6 предложений. Давайте договоримся, что этот значок (слово-признак) в 5 предложении будет словом ПЕРЕЛЕТНЫЕ, так Матвей лучше запомнит. А в 6 предложении предлагаю подумать,какое слово- предмет можно сказать: КТО? (показываю на значок – символ слова-предмета, ЧТО ДЕЛАЕТ? (показываю на значок – символ слова-действия) овощи и фрукты (показываю на изображение яблока и моркови). Подумали? Начинаем запись рассказов.

Примерный рассказ.

Наступила золотая осень.

Моросит мелкий дождь.

Дует холодный ветер.

Падают разноцветные листья.

Улетают перелетные птицы.

Люди собирают овощи и фрукты.

Рассказ про осень по плану

Ход занятия.

1.Организационный момент: Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.. А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! молодцы.

2. Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Ребята к нам в гости пришел Петрушка и он очень огорчен.

Петрушка: Ребята, мне нужна ваша помощь, мы с моим верным другом играли в прятки, и он заблудился.А чтобы узнать про кого я говорю отгадайте загадку:

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках …. (Щенок)

Вы поможете вернуться ему? (Ответы детей)

А у меня есть подсказка. Она на доске.

посмотрите на картинку и опишите щенка

Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Физкультминутка.

Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,

с радостным выражением лица.

«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.

Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова

произносят тихо, грустным голосом,

опустив голову и плечи.

И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то

в правую, то в левую сторону.

Вот хозяин пса вернулся — Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-

Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: ребята, посмотрите Петрушка пришёл к нам не с пустыми руками. Что это? (ответы детей) Правильно – ящик, а для чего Петрушке ящик? А в ящике что? (Щетки). Предлагаю вам рассказать Петрушке для чего эти щетки. (ответы детей)

Аудиозапись голос щенка

Воспитатель: Ребята, вы помогли щенку найти дорогу. Посмотрите, какой он (ответы детей).

Петрушка: Спасибо ребята за помощь. А мы с щенком хотим сыграть с вами в игру? (Да)

Проводится пи «Лохматый пес».

Количество игроков: 10 человек.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему,приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Воспитатель: Итог. Рефлексия

— Покажите своё настроение в конце занятия.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.

— Большое спасибо.

  • Рассказ про осенний листопад
  • Рассказ про осенние листья для 3 класса составить маленький рассказ
  • Рассказ про осень для средней группы
  • Рассказ про онежское озеро 4 класс
  • Рассказ про оксфордский университет на английском языке с переводом