Рассказ про осень для малышей

Тема: рассказ по картине осень в лесуцель: составление описательного рассказа по картине.задачи: обучающие-оо познавательное развитие: - закрепить представления детей об

Тема:  Рассказ по картине «Осень в лесу»

Цель: Составление описательного  рассказа по  картине.

Задачи: обучающие-

ОО «Познавательное развитие»: — закрепить представления детей об осени и осенних явлениях

— развивать образное мышление, внимание, память, воображение.- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

 развивающие — учить участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую и монологическую  речь, отвечать на вопросы.

— учить составлять описательный рассказ по картине, на основе образца данного воспитателем.- расширять словарный запас детей.

воспитательные- закреплять умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Методы и приемы: беседа, загадки вопросы, беседа по картине,  художественное слово, образец рассказа, игровой прием, поощрение, оценка.

Оборудование и материал: картина «Осень в лесу», указка, игрушки животных,   магнитофон, фонограмма, Чайковского «Времена года. Осень» букет из листьев.

Место проведения: групповое помещение.

Предварительная работа: экскурсии в парк, наблюдения, беседы об осени, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание картин об осени, рисование «Осенние листочки»«Осеннее дерево».

Ход ООД

1. Мотивация к деятельности

дети заходят в группу под музыку, садятся на стульчики.

-Ребята послушайте стихотворение.

чтение стихотворения

Осень
Алексей Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края. 

— Ребята, как по-вашему, о каком времени года говорится в стихотворении? –(осень)

-А почему вы думаете, что осень?(а может лето) (птицы улетают, солнышке редко светит, дождик моросит, цветы завяли.)

— правильно. осень

1)- Ребята, как вы думаете,  а какое сейчас время года у нас на улице?(осень) –

—  А почему,   вы так считаете ?

— Какая погода? (солнечная, дождливая) 

 — Когда вы шли в детский сад, вам было тепло или холодно? Вы замерзли? –

 Правильно: Солнышко светит, но не греет.

— А кто у нас самый внимательный и заметил, какими стали листья на деревьях?-А ты как думаешь? — Какие же вы внимательные! Верно, листья стали желтыми, красными, оранжевыми – разноцветными.

— А кто из вас, может мне напомнить осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

2. Организация деятельности детей

1)- Ребята, об осени не только пишут стихи, но и картины.

Обратите внимание на доску.

— Какое время года изображено на картине?- Почему вы так думаете?

— Посмотрите, а какое небо на картине? –

Какими стали листья на деревьях? Правильно: красными, желтыми, разноцветными. 

—  А  листочки на березке ,  какие?( желтые)

— А  что они делают?

— Как называется явление природы, когда опадают листочки(листопад)

Осень украсила деревья. Красиво осенью в лесу.

—  А какого цвета небо? какая погода?(серое, пасмурная погода, из тучки идет дождик) –

 Что еще вы видите на картине? (животные –заяц, ёжик) –

А что делает заяц? (стоит на пенечке) –

— А что происходит осенью с зайчиком. как он готовится к зиме?(меняет серую шубку на белую)

— А что делает ёжик.?(собирает грибы, листочки, чтобы сделать себе постель на зиму)

— А кто повесил грибочки около дупла на дереве?

загадка

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

_белочка)

А зачем она собирает грибочки?(делает запасы на зиму. меняет шубку на серенькую.)

-Что вы видите на картине?(птицы улетают на юг, трава пожелтела, цветы завяли)

Какое настроение у детей, как вы думаете? — Вам понравилась эта картина? Вот и у меня настроение радостно-грустное.

 Как вы думаете, почему?( «Радостно от солнечного дня, грустно от того,  что пролетело лето». Весело, потому что весело на ветру шелестят листочками берёзки. Печально, потому что в реке купаться нельзя, холодно.  птицы улетают на юг».

-Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там  наступят первые зимние морозы. 

2) Послушайте, какой рассказ придумала я по этой картине.

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными, желтыми, оранжевыми – разноцветными. Подул ветер и листочки полетели? Стало холодно. Моросит дождик  и птицы улетают на юг.

Трава пожелтела  и цветы завяли.

Звери в лесу готовятся к зиме? Белочка делает запасы на зиму. Ежик собирает листочки и грибочки. Заяц меняет шубку серую на белую.

  В лесу красиво, но грустно. Стало холодно, погода пасмурная, дождливая.

3. Физическая минутка–

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

4. Я  повторяю свой рассказ.

5 Самостоятельный рассказ детей-

* Какая погода, небо?

*Какие деревья, листочки?

*как звери готовятся к зиме?

* Что стало с цветами, растениями?

*Какое настроение?

— А теперь кто из вас хочет порадовать меня своими рассказами об осени? 

— Молодцы ребята, вы не перестаете радовать меня своими знаниями. Какие правильные и красивые рассказы вы придумали.

7. Подведение итогов

— Мне понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? — Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?- Как думаете, кто сегодня был самым активным? –

А чей рассказ про осень вам понравился?  Мне понравилось, как вы сегодня справились с заданием. Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение.

Конспект

НОД «Речевое развитие» по теме:

«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

 с опорой на картинки – символы».

Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

Задачи:

Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.

Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.

Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».

Словесный: беседа об осени, загадка об осени.

Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.

НОД

1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое. Если дождик льется,

Как такое время года у людей зовется? (Осень)

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

2. Беседа по вопросам.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.

— А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.

— Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

— В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)

— Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)

— Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)

— Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)

— Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

3. Сравнить природу в октябре и ноябре.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.

— В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)

— В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)

— В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)

— В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)

— В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

4. Найди ошибку.

Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.

— В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

— В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

— В ноябре часто идут дожди (Верно)

— В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

— В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

— Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

Воспитатель: Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.

4. Физминутка.

Солнышко греет уже еле-еле,

Птицы на юг давно улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

— Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

— Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

— А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

— А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

— Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

— Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

— Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

— Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

— Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

6. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.

8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

Приметы осени для дошкольников. Поговорки про осень для детей

Золотая осень – унылая пора… Так называют многие поэты прекрасное время года. Сколько стихов, поговорок, пословиц и загадок придумано на осеннюю тематику. В начале сентября она разноцветная, пышная, тёплая. Нет уже такой знойной жары. Согласитесь, что после лета хочется немножко прохлады. В ноябре солнце выглядывает всё реже, небо темнеет, начинаются частые дожди и много одежды. Однако в каждом времени года есть своё неповторимое очарование. Малыши тоже учатся всем природным прелестям. В этой статье вы найдёте новые для себя пословицы, поговорки, приметы об осени.

Осенняя пора – веселится детвора

Ночи стали более прохладные, днём уже не так жарко, а утро пахнет осенью. Взрослые и дети устали от зноя и мечтают, чтобы хоть немножко стало прохладнее. Однако никто не хочет периода дождей или заморозков. Ведь от этого становятся серые унылые будни и тянутся до весны. Так и хочется окунуться в спячку, как медведь в берлоге, и проспать все тусклые дни. А если так не думать, а помнить о том, что осенью есть прекрасная возможность насладиться последним теплом. Только в эту пору можно увидеть разноцветные, причудливой формы листики. С ними ребята в детских садах и в школах делают замечательные аппликации. Сначала они ходят с педагогами в парк, где много ярких и красивых листочков, собирают из них букеты, делают гербарии, а потом поделки. Как же детвора любит прыгать в горы листочков или просто шуршать ими при ходьбе.

636765

Кто-то считает, что именно осенью идёт расслабление организма после бурного и эмоционального лета. Как говорится, каждому своё.

Тихий полет журавлей к тёплой, хорошей осени

Приметы осени для школьников 1-2 класса

Запоздалый листопад предвещает тяжелую, голодную и холодную зиму.
Если листья падают с деревьев рано (особенно это касается дубовых и березовых листьев), то год обещает быть богатым на урожай и плодородие почвы.
Большинство опавших листьев лежат лицевой стороной кверху – урожай будет маленький; изнаночной – большой.
На березе листья начинают желтеть снизу – весна ожидается поздняя; если первой верхушка пожелтела – то ранняя.
Все листья облетели быстро – приближается суровая, вьюжная зима.
Листья не торопятся опадать и желтеют медленно и постепенно – сильных морозов не ожидается, и зима пройдет быстро.
Увидите в небе тихий полет журавлей, которые как бы общаются друг с другом, можете ожидать теплую хорошую осень.
Рябина дала хороший урожай – ожидайте свирепых морозов.
Когда скворцы улетать не спешат, а зайцы не торопятся менять серую шубку на белую, следует быть готовыми к длинной, ветреной и ненастной осени.
Когда осенью грибники идут с пустыми корзинами, зима ожидается суровой;
Если выпавший ночью снег остается на ветках деревьев, то и на земле не растает.
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, — зима будет холодная; оставляют леток открытым — теплая.
Если в дождливую погоду сова часто ухает – хорошая погода.
Если лягушки выпрыгивают на берег и квакают, а рыбы выбрасываются из воды — будет дождь.
Пиявка спокойно лежит на дне — к хорошей, ясной погоде.
Мошки толкутся над прибрежными кустами – верный знак ясной завтрашней погоды.

Первое дыхание осени – свежий ветерок после жаркого лета. В сентябре ещё чувствуется летнее послевкусие.

prim zol osen 04

Вот и закончилось теплое лето, и на смену ему пришла осень. Травы в полях, лугах и лесах желтеют, листва на деревьях и кустарниках становится золотистой.

Знаете ли Вы, что ранняя осень называется «золотой». Почему? Как говорилось выше, листья и травы обретают золотистый окрас. Воздух становится прохладным, и в нем летают тоненькие нити паутины. Этот период еще называют «бабьим летом». Дни солнечные, погожие, но намного короче, чем были летом, а ночи – длиннее.

Все чаще и чаще подувают порывистые ветры, моросят холодные, мелкие дожди, по утрам стелются туманы. Ветер срывает с деревьев желтые листья, которые устилают землю мягким, пушистым, теплым ковром.

В середине осени начинается пора листопада, когда деревья теряют свой красивый наряд. Дни становятся пасмурными, солнце выглядывает реже. Чаще идут дожди. По ночам появляются небольшие заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». На лужах появляется первый тонкий лед. На мерзлую землю падают воздушные снежинки. Серебрятся на солнце опавшие листья, покрытые инеем. Звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, улетают на юг перелетные птицы. Звери активно готовятся к зиме. Они укрепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние.

Пословицы про осень:

Осень непогодь сеет.

Считай, баба, цыплят по осени, а мужик – меряй хлеб по весне!

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Осень прикажет, а весна своё скажет.

Что за осень, коли гусь на лёд выходит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

Осень говорит — «Озолочу!» А зима — «Как захочу!».

Осень говорит — «Я землю в сарафан наряжу!» А зима – «Под холстину положу, весна придёт, покажет!».

Весна не мясна, осень не молочна.

Осень говорит — «Я поля уряжу»; весна говорит — «Я ещё погляжу».

Рассказывая детям про осень, обязательно обратите внимание на осенние месяцы.

Месяц Сентябрь

В сентябре, по сравнению с августом, погода портиться. Листья желтеют и начинают опадать. Люди достают из шкафов и покупают куртки, выходя на улицу, берут с собой зонты. Осенью дождь уже не такой теплый, как летом.

0001

Стихи про сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.
(С. Маршак)

В сентябре играет ветерок
С листьями опавшими красиво,
Провожает в школу на урок,
Волосы нам путает игриво.
(Л. Ким)

Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково,
И деревце простое
Вдруг стало золотое.
(Н. Светлячок)

В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные!
(Н. Язева)

Сентябрь. Прозвенел звонок,
Малышка в первый класс шагает.
И жёлтых листиков клубок,
По небу ветерок гоняет.
(А. Мецгер)

Месяц Октябрь

На начало октября приходится самая яркая и красивая пора. Ветер шумит листопадом. Можно собрать гербарий из листьев самых удивительных раскрасок. На улице становится еще прохладней.

0002

Стихи про Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
(С. Маршак)

Сеет дождик в октябре
Лужи на дороге.
В желтой кружатся листве
Осени тревоги.
Лес багряный за рекой
В белой дымке скрылся
И тумана пеленой,
Как плащом укрылся.
Тучи по небу с утра
Стаями летают.
Дни листки календаря
Октябрю считают.
(Г. Соренкова)

Середина октября.
Ночи стали длинные.
Улетели за моря
Стаи журавлиные.
На дворе – то дождь косой,
То снежок порхает,
Гонит осень на покой.
Та не уступает.

Октябрь крадется по дорожкам,
Ступает тихо солнцу вслед.
Грибы и ягоды в лукошке.
И сентябрю он шлет привет!
В багряном бархатном кафтане,
Из листьев шляпа набекрень,
Он целый месяц будет с нами
Встречать рассвет, и ночь, и день.
(Н. Майданик)

Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар и млад,
Наблюдает листопад.

Месяц Ноябрь

В Ноябре опадают последние листья, и природа готовится к зиме. Заметно холодает. Полетает первый снег. На улице сыро и холодно. Все чаще и чаще идут дожди с мокрым снегом.

0003

Стихи про Ноябрь

Ноябрь — нам не погулять,
То жжёт мороз, то ветер плачет.
Медведь в берлогу ляжет спать,
Жди — к нам зима шагает, значит.
(Мецгер А.)

Кружит, кружит желтый лист.
Мелкий дождь, ветра свист.
Листопад, листопад…
Сам Ноябрь обходит сад.
Яблоньки подвязывает,
Деревцам наказывает:
— Вы трудились неусыпно, —
Отдохнуть теперь должны.
Я снежком вас чуть присыплю, —
Спите крепко до весны!

Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Весь ноябрь хмурится,
Холодно на улице.

Мы убрали в ноябре
Все сухие листья.
Стало тихо на дворе,
Празднично и чисто.

Засыпает тихий пруд,
Клумбы опустели,
Птицы больше не поют —
К югу улетели.

В ноябре и дождь, и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.

Вот такой у нас получился рассказ про осень. Чтобы закрепить полученные знания, предложите детям несколько упражнений.

1. Закончи предложение об осени:

* На смену лету пришла … (осень).
* На улице моросит … (дождик).
* Птицы собираются в стаи и улетают в …(теплые края).
* Солнышко все реже и реже выглядывает из-за… (туч).

2. Подбери действие

* Дождь осенью (что делает?) — моросит, идет.
* Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают.
* Урожай осенью (что делают?) — убирают.
* Птицы осенью (что делают?) — улетают.
* Деревья осенью (что делают?) — сбрасывают листья.
* Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
* Дождь осенью (какой?) — холодный.
* Погода осенью (какая?) — пасмурная, морозная.
* Звери осенью (что делают?) — готовятся к зиме, меняют шубки.

Обязательно расскажите детям про осень, ведь это прекрасное время года. А напоследок предлагаю сделать лист клена из бумаги в технике оригами:

Осенние приметы и пословицы по месяцам осени

СЕНТЯБРЬАвгуст варит, сентябрь — к столу подает.В сентябре держись крепче за кафтан.В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.В сентябре если паутина стелится по растениям — к теплу. В сентябре и лист на дереве не держится.В сентябре лес реже и птичий голос тише.В сентябре лето кончается, осень начинается.В сентябре мужика не изба греет, а цепь (обмолот хлеба).В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.В сентябре синица просит осень в гости.Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!Сентябрь — вечер года.Сентябрь — листопадник.Сентябрь — пора мокропогодна и сверх прочих- плодородна.Сентябрь без плодов не бывает.Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.Сентябрь побагрил болота — иней овес молотят.Сентябрь птиц в дорогу погнал.Холоден сентябрь, да сыт.Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

ОКТЯБРЬБыстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.В октябре гром — зима бесснежная, короткая и мягкая.В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима.В октябре до обеда осень, а после обеда зима.В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем».В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях, а спорины все нет.В октябре луна в кругу — лето сухое будет.В октябре на одном часу и дождь, и снег.В октябре на одном часу и дождь, и снег.В октябре ни на колесах, ни на санях.В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы. Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто — жди суровую зиму.Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой. Знать осень в октябре по грязи.Луна покраснела — жди ветра-пострела. Октябрь — зазимник.Октябрь — месяц близкой пороши.Октябрь венчает белый снег с великой грязью.Октябрь землю покроет где листком, где снежком.Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.Осенний иней — к сухой, солнечной погоде. Плачет октябрь холодными слезами.Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.С какого числа в октябре пойдет година (хорошая, ясная погода), с того числа весна откроется в апреле.

НОЯБРЬВ ноябре зима с осенью борется.В ноябре мороз приосанивается.В ноябре осень — жируха со злюкой — зимой борется.В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается..В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.В ноябре снега надует — хлеба прибудет. В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается.В ноябре тепло морозу не указ.Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.Комары в ноябре — быть мягкой зиме.Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.Не диво в ноябре белые мухи (снег).Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца.Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.Ноябрь — бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег — ни колесу, ни полозу нет ходу.Ноябрь — ворота зимы.Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь — сумерки года.Ноябрь декабрю родной брат, сентябрев внук.Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны.

Осенью серенько утро, так жди красного денька

Приметы осени для школьников 3-4 класса

Народные приметы осени

В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.
Луна покраснела — жди ветра-пострела.
Осенний иней — к сухой, солнечной погоде.
Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
Коли 3 октября дует северный, сердитый ветер — будет стужа, южак подул — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к ведру.
Если Сергий (20 октября) снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Кроты осенью тянут в норы много соломы – готовятся к суровой зиме.
Во время уборки льна встречается много мышиных гнезд – зимой будет много снежных сугробов.
Куры линяют в самом начале осени – зима ожидается теплая.
Звезды яркие — к хорошей погоде, тусклые — к дождю.
Перед дождем луна мутновата или бледна, перед ветром — чиста и ярка.
Толстые кучевые облака ходят низко — к ненастью, высоко — к вёдру.
Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям.
Закат желтый, золотистый или розовый — будет хорошая погода.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Сбежались жучки в одну кучку – быть ненастью.
Домашняя птица прячет голову под крыло – к холоду.
С какого числа в октябре пойдет година (хорошая, ясная погода), с того числа весна откроется в апреле.

В этом видео приметы золотой осени показаны в картинках: красиво и понятно.

  • Рассказ про осень на английском языке с переводом
  • Рассказ про осень для детей 6 7 лет короткие
  • Рассказ про осень для второго класса
  • Рассказ про осень для дошкольников 2 класс
  • Рассказ про осень для детей 4 5 лет в детском саду