Рассказ про органы чувств для 1 класса

Я и мо тело: 5наших друзей - 5органов чувств цель: познакомить детей с пятью органами чувств; рассказать, какую роль играют

Я и моё тело: 5наших друзей — 5органов чувств

Цель: Познакомить детей с пятью органами чувств; рассказать, какую роль играют эти органы чувств в жизни человека, и о правилах ухода за ними.

Задачи:Обобщить и систематизировать знания и представления детей о пяти органах  чувств и их значение; подвести детей к понимаю прямой зависимости чистоты и здоровья; закрепить полученные ранее  знания, пользоваться ими в повседневной жизни; способствовать развитию речи как основы коммуникативной деятельности

Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Оборудование: презентация на данную тему, дидактическая игра «Волеология», блюдца с фруктами, овощами, карандаши и альбомные листы, мольберты, пластмассовые геометрические фигуры, 2 мягкие игрушки.

Ход занятия: Дети играют в группе. В группу подпрыгивая( под музыку из мультфильма «Маша и Медведь») вбегает Маша и шпателем пытается  осмотреть у детей уши, глаза, нос, залезает в рот.

Машенька: Давай, давай лечиться! Давай , давай лечиться!

Воспитатель: Машенька, что же ты делаешь?

Машенька: Я сегодня доктор и хочу срочно  вылечить всех ребят!

Воспитатель: Машенька, разве ты не знаешь , что в глаза, уши , рот ни в коем случае зализать различными предметами  нельзя, потому что можешь травмировать.

Машенька: Что значит травмировать и почему это нельзя?

Воспитатель:  А мы сейчас с тобой и ребятами всё узнаем. Сегодня к нам в детский сад на электронную почту  пришло письмо от Айболита, а вместе с ним ещё и какие то разноцветные конверты . Помогите  мне прочитать , что же на них написано( Задание 1и т. д.) Что же это за задания предлагаю вам пройти и прочитать  письмо от доктора Айболита.

Дети рассаживаются за стол . На экране ноутбука появляется первый слайд: где изображен Айболит и письмо от него.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте дорогие дети! Сегодня я хочу поговорить с вами о наших чувствах  благодаря которым мы познаём окружающий нас мир.

Слайд №2:  Эти пять чувств: зрение, слух, обоняние(способность воспринимать и различать запахи), вкусовые ощущения, осязания(способность ощущать предметы не глядя, кончиками пальцев).Для каждого чувства у нас есть особый орган: глаза для зрения, уши для слуха, нос для обоняния , пальцы для осязания, язык для ощущения вкуса. Эти органы служат для передачи информации по нервам в мозг. Именно мозг распознаёт и объясняет все ощущения. Благодаря пяти чувствам мы познаём окружающий мир. А теперь давайте познакомимся с каждым из пяти чувств и органе его представляющем, но для этого я вам прислал конверты с заданиями . На конвертах написаны примеры и решив их , вы отгадаете какой за каким следует открывать. (Дети решают примеры и раскладывают конверты по возрастанию ответов). Открываем первый конверт.

 Я предлагаю вам игру ,которая называется «Угадай  по вкусу». Давайте ребята подойдем все вместе  к ширме. За ширмой стоит тарелочки с кусочками очищенных фруктов и овощей (яблоко, банан, апельсин помидор, огурец, морковь) , детям предлагается с закрытыми глазами съесть кусочек и отгадать название фрукта или овоща.

Воспитатель: «Молодцы все правильно отгадали ,а  как вы поняли ,что это банан или яблоко, морковь или огурец ( с помощью ощущения вкуса) Какой орган чувства на в этом помогает(язык) Давайте пройдем  и рассмотрим как язык нам помогает отгадывать вкус чего-либо. Воспитатель показывает  на экране слайд с изображением язык. Язык служит человеку для ощущения вкуса. Язык позволяет нам отличать вкусное от невкусного. Ребята, возьмите в руки зеркальце и давайте рассмотрим свои язычки.  На его поверхности находятся тысячи маленьких бугорков- вкусовых сосочков. Они распознают вкус. Сосочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Сосочки , расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое. Сосочки лучше воспринимают жидкую пищу, поэтому её нужно хорошо пережёвывать, чтобы она смачивалась слюной. Язык также чувствует теплое холодное и боль. Кто  знает стихотворение или загадку про язычок.

Дети:  Всегда он на работе,

                         Когда говорим,

                          А отдыхает,

                         Когда мы молчим.(язык)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего . (язык)

Как ,вы думаете , надо ли беречь язык и ухаживать за ним. (Да)

Давайте вместе составим правила гигиены полости рта.

Правила гигиены языка:

·        После еды обязательно полоскать рот водой;

·        Нельзя брать в рот все предметы без разбора;

·        Не употреблять очень горячие и очень холодные напитки и еду;

·        Тщательно следить за зубами и посещать стоматолога.

Ребята, доктор Айболит предлагает открыть  второй конверт. Во втором конверте:  игра-задание «Сделай ….. столько раз ,  сколько звуков услышишь», вы должны встать полукругом ко мне спиной , я используя различные музыкальные инструменты буду издавать звуки, а вы сосчитав их должны выполнить столько раз движений, сколько звуков услышали и отгадать инструмент ,который я использовала. Проводится игра , используя маракас ,металлофон, бубен, колокольчик.

Молодцы, вы справились и с этим заданием. А что же помогло вам в этой игре.(уши). Правильно уши  -это орган слуха и равновесия. Давайте пройдём и посмотрим как же устроены наши уши.(на слайде  изображено строение уха.

 Давайте с вами посмотрим на картинку и познакомимся со строением уха. Ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее.  Когда звук доходит до уха, он сначала проникает в ушную раковину, проходит по слуховому проходу и доходит до тонкой пленки – барабанной перепонки. Перепонка начинает вибрировать. За перепонкой находятся среднее и внутреннее ухо. В отличие от глаз наши уши постоянно воспринимают окружающий звук, даже ночью. Без ушей мы бы не смоги разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают. Потерять или повредить слух можно, если неосторожно относится к своим ушам. Ребята, подумайте и скажите, какие есть правила хорошего слуха?

Дети: — Нельзя ничего засовывать в ухо

— Нельзя громко кричать

— Надо избегать простудных заболеваний

— Мыть уши, после чего насухо и тщательно вытирать

— Не чистить уши с помощью булавки, спички и любых других заостренных предметов

Кто хочет рассказать стихотворение про орган слуха-уши.

-Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

Воспитатель : Ребята давайте откроем конверт№3. Задание- игра «Повтори за мной»(Дети встают в рассыпную и повторяют за воспитателем.)

     «Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

 Как вы думаете  для какого органа чувств мы с вами делали гимнастику (для органа зрения-глаза). Правильно и следующий орган  чувств , который мы с вами рассмотрим –это глаза. На  следующем слайде изображено строение глаза.

Глаза-это орган зрения. Посмотрите друг на друга и опишите как они выглядят – какого цвета , размера, формы. То, что мы с вами видим на лице это не весь глаз ,а лишь небольшая его часть.

Посмотрите на экран и давайте рассмотрим  как же устроены наши глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Если  рассмотреть глаз, то можно увидеть в центре его цветное кольцо-радужку. У всех людей она разного цвета. В середине радужки есть черное пятно-зрачок. Зрачок-это отверстие, через которое свет проникает в глаз.Свет проходит  через маленькую прозрачную линзу. Природа заботливо оберегает глаза. Они расположены в специальных углублениях-глазницах. А закрывает глаз веко. Когда  мы часто мигаем  или плачем, слеза увлажняет глаза и очищает их от пыли.

Глаза- очень важный орган для человека. Они помогают ему видеть весь мир вокруг себя. Чтобы глаза видели до старости , их нужно беречь и ухаживать за ними. Как вы думаете  как надо ухаживать за глазами и что вредно и опасно для глаз.

Давайте вместе составим правила хорошего зрения:

— Нельзя близко и долго смотреть  телевизор, играть в компьютер.

        -Читать и рисовать  можно только при хорошем освещении.

        -Аккуратно пользоваться ножницами и другими острыми и колющими предметами.

             -Не тереть глаза грязными руками.

            -Ухаживать и промывать их.

               -Выполнять гимнастику  для глаз.

            -Побольше есть продуктов, богатых витамином А (печень и морковь)

В четвертом конверте Айболит предлагает игру « Опиши и отгадай»

Мы с Айболитом предлагаем вам игру , встаньте пожалуйста в круг , а руки уберите назад. Я вам каждому положу в руки  что-то интересное и вы попробуете описать , что у вас лежит в руках.

Детям  в руки воспитатель раздаёт: пластмассовые геометрические фигуры(разные по величине), мягкие игрушки, карандаши и т. д.                                              и предлагает  обследуя  руками предметы, рассказать о них и попробовать назвать. Дети описывают предметы в руках и отгадывают  их.

Ребята скажите с помощью  чего вы смогли отгадать то, что у вас в руках, ведь вы не видели  глазами , а столько рассказали о предмете, да ещё и сказали что это. (с помощью рук, пальцев). Правильно ребята пальцы ,а именно кожа это ещё один орган чувств ,который называется – осязание. Давайте посмотрим следующий слайд .

Благодаря пальцем и коже ты чувствуешь форму предметов, ощущаешь . тёплые они или холодные, твёрдые или мягкие. Кожа испытывает еще и боль. Тысяча нервов, находящихся на коже, передают эти ощущения мозгу. Различные части нашего тела чувствительны по- разному. Очень чувствительны глаза , губы , лицо и пальцы.

Кожа – орган осязания ,но она к тому же защищает от микробов, от жары и холода. Когда  жарко, мы потеем, и пот охлаждает его. Когда холодно, сосуды кожи  сужаются, чтобы сохранить тепло внутри тела.

Кожа состоит из 2 слоев: верхнего и нижнего. Верхний слой  обновляется каждые 3-4 недели. Нижний слой содержит Мышцы, потовые железы, маленькие сосуды и тысячи нервных окончаний, волоски.

Мы не можем сбросить кожу, как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить её здоровой и свежей необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей.

Как вы думаете какие есть правила ухода за кожей.(вместе с детьми составляем правила  ухода за кожей).

Правила здоровой кожи:

•      Содержи свою кожу в чистоте!

•      Аккуратно обращайся с острыми предметами!

•      Аккуратно обращайся с огнем,

кипящей жидкостью и химическими

веществами!

•      Не находись продолжительное

под прямыми солнечными лучами!

•      В сильные морозы защищай открытые

участки тела!

•      Одевайся по погоде!

•      Избегай контакта с животными и людьми,

страдающими заразными кожными болезнями.

И так переходим к последнему заданию от  Айболита .Открываем следующий конверт и читаем задание.

Следующее задание очень тяжелое и очень интересное. Воспитатель предлагает детям подойти к ширме и не используя ни рук , ни глаз угадать что же та спрятано.( за ширмой на блюдечке лежат : чеснок, лук, мандарин, огурец, семена укропа)По очереди предлагается детям угадать то, что ему предлагает воспитатель.

Воспитатель : Молодцы! Угадали все правильно , но как же вы это сделали , если не видели и не трогали руками.

Дети: Мы угадали по запаху с помощью чувства обоняния и его органа чувства – нос.

Давайте же вместе рассмотрим следующий слайд( изображение строения носа).

Воспитатель: Нос – орган обоняния. Способность людей чувствовать запахи и различать их называется обонянием.

Как же нос может узнавать , что, где, чем пахнет?

Внутри носа , на самом верху , находятся маленькие нервы в виде ниточек. Когда мельчайшие частицы , перенесённые воздухом, достигают их, нервы передают свои ощущения мозгу, который их узнаёт.

С помощью обоняния человек может контролировать качество воздуха. Если в воздухе появляется приятный запах , мы стараемся дышать глубже, а при ощущении неприятного запаха , наоборот , стараемся дышать как можно реже. Когда человек  по каким-либо причинам  перестаёт ощущать запахи( при насморке, травмах носа и др.) , он перестает ощущать в полной мере вкус пищи, которую ест. Можно съесть испорченный продукт и отравиться. Так же опасно не чувствовать запахи дыма, газа- это запахи опасности.

Поэтому очень важно бережно относиться к своему носу.

А теперь давайте вместе подумаем , как же  бережно относиться к своему носу и вместе придумаем «Правила здорового носа».

Ответы детей:

-Избегать простуды;

-Одеваться в соответствии с погодой;

-Пользоваться средствами защиты, находясь с больными чихающими людьми;

-Тщательно и аккуратно промывать нос , освобождая его от скопившейся пыли;

-Не засовывай  в нос посторонние предметы;

-Избегай резких ударов, травм носа.

Как видите , у каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют слаженный организм. Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма и выполнять правила гигиены – науки о здоровье.

Ну что засиделись на месте , а у нас ещё одно задание игра- соревнование « Какая команда правильно и быстро нарисует своему человечку органы чувств». Дети делятся на 2 команды. На мольбертах  изображен силуэт человека и дети по очереди , передавая друг , другу эстафету рисуют органы чувств: уши , глаза, нос, руки-пальцы, язык.

Маша: Ребята как мне было с вами интересно и поучительно. Я  сегодня много нового узнала и конечно же все расскажу Мише. Ох, и удивиться же он! А я вам хочу подарить от нас с Мишей и доктора Айболита раскраски. До свидания , до новых встреч!

  • Доклады
  • Биология
  • Органы чувств

Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир. С помощью рецепторов они транспортируют в мозг импульсы, передающие ощущения о предметах, а мозг уже формирует на основе этих ощущений представление о них.

Выделяют пять органов чувств. Трое из них воспринимают предметы дистанционно, на расстоянии. В первую очередь это уши, отвечающие за слух. Удивительно имеют очень сложное строение и процесс превращения колебаний воздуха в звуковые волны тоже сложен и интересен. Состоит ухо из трех частей: наружного  уха, среднего уха  и внутреннего уха.  Сперва воздушные вибрации улавливаются частью наружного уха (ушная раковина) , затем с помощью слухового канала передаются к барабанной перепонке, которая , вибрируя, превращает их в импульсы и передаёт в среднюю часть. В среднем ухе человека находятся молоточек, наковальня и стремечко,- самые мелкие кости ; а также самые маленькие мышцы, которые контролируют, снижают интенсивность вибраций. Далее колебания попадают в очень чувствительное внутреннее ухо. Составляющие внутреннего уха – раковинообразная улитка и Кортиев орган. Улитка наполнена перилимфой, специальной жидкостью, которая передаёт сигналы слуховому нерву, а тот в свою очередь мозгу.

Второй дистанционный орган чувств — это глаза. Задача глаз – передавать в зрительный отдел мозга человека изображение с помощью зрительного нерва. От внешних раздражителей (влага, пыль) глазное яблоко, расположенное в глазницах черепа,  очень хорошо защищают веки и ресницы. Примыкающие мышцы помогают яблоку двигаться. Оно также имеет три оболочки, называемые сосудистой, сетчатой и наружной. Наружная оболочка состоит из склеры и роговицы. Сосудистая оболочка, снабжающая глаз кровью, состоит из радужки и зрачка, за зрачком располагается хрусталик. Глазное яблоко получает питательные вещества  из камер, расположенных между радужкой и роговицей , и между радужкой и хрусталиком, наполненных жидкостью. За хрусталиком располагается стекловидное тело. Фоторецепторы (палочки и колбочки) содержатся в сетчатке глаза. Палочки передают изображение в сумерках, а колбочки, отвечающие за изображение в цвете — при ярком свете. Воспринимая красный, зелёный и синий цвета по отдельности, при взаимодействии они дают нам разноцветную картинку.

Ещё один орган чувств, действующий дистанционно – нос, отвечающий за обоняние. Рецепторы обоняния расположены по всей носовой области. Молекулы воздуха, обладающие запахом, так называемые одоранты, и попадая в носовую полость, растворяются в слизи и действуют на обонятельные рецепторы. Те воспринимают сигнал и передают его в мозг.

Кроме дистантных органов чувств человек обладает двумя контактными органами чувств: это язык, отвечающий за вкус, и кожа, отвечающая за осязание. Поверхность ротовой полости: язык, задняя стенка глотки и мягкое небо содержат рецепторы, воспринимающие различные вкусы- сладкое, соленое, кислое и горькое. Это так называемые вкусовые почки, состоящие из вкусовых и поддерживающих клеток. Вкусовые поры, верхушки вкусовых клеток, выводят на поверхность языка микроворсинки, которые воспринимают вкусовые раздражители. Раздражители расположены неравномерно, при попадании пищи в ротовую полость горький вкус возникает при раздражении основания языка, сладкий и соленый вкус- при раздражении кончика, края и основания языка, кислый вкус возникает во рту при раздражении основной и средней частей боковой поверхности языка. При попадании пищи в рот вкусовые рецепторы раздражаются и передают импульсы в кору головного мозга. Орган осязания- это все наше тело. Рецепторы расположены по всей коже, по всей ее поверхности. При нашем касании к чему-либо они передают импульсы в мозг, строящие наше восприятие предмета: твердое или мягкое, горячее или холодное, сухое или мокрое и т.д.

Органы чувств очень важны для человека. Они помогают взаимодействовать с окружающим миром, предостерегают и защищают.

Картинка к сообщению Органы чувств

Органы чувств

Популярные сегодня темы

  • Волчье лыко — ядовитое растение

    Волчье лыко или волчья ягода – ядовитый кустарник, высотой около 1 – 1,5 м. Листья имеют продолговатую форму и располагаются в основном в верхней части ствола. В зависимости от места произрас

  • Сон-трава

    Как только солнечные лучи растопят снег после долгой зимы, на опушке леса можно встретить первый весенний цветок сине — лилового цвета с пушистыми бутонами. В народе его называют подснежником

  • Магнит

    Тело, которое обладает собственным магнитным полем, называют магнитом. Первые магниты нашли в древнем городе малой Азии Магнесии. От названия города и пошло название магнита.

  • Грибы

    Грибы пожалуй являются одной из самых древних форм жизни которая когда существовала. Они достаточно не придирчивы к внешним факторам и очень живучи,

  • Творчество художника Алексея Саврасова

    Саврасова считали талантливым и известным российским художником, создав русский лирический пейзаж. Его картина «Грачи прилетели», олицетворяет приход весны и обновление природы.

  • Рябина

    Деревья рябины представляют собой декоративное растение, которое радует глаз круглый год. Дерево обладает пышными лапчатыми листьями зеленого окрас, с красным отливом.

Цель урока: формирование
знаний об органах чувств.

Задачи:

  • Развивать речь, логическое мышление, умение
    сравнивать и делать выводы.
  • Воспитывать культуру здоровья.
  • Формировать положительное и адекватное
    представление о себе у учащихся; расширять
    кругозор у детей.

Планируемые результаты:
научить детей различать, характеризовать органы
чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы,
способствовать  развитию интереса в познании
самого себя.

Личностные УУД: формировать
учебно-познавательный интерес к новому учебному
предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения
действия.

Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением
существенных признаков, проводить сравнение,
группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать
собственное мнение, приходить к общему решению в
совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование: Презентация
«Органы чувств»; игрушка; запись звуков природы;
лук, духи; 2 бутылки с водой – простая, сладкая,
одноразовые стаканчики; корзина, рукавичка, мяч,
яблоко, апельсин, клубок; мандарины, завёрнутые в
бумагу по количеству человек; учебники О.Т
Поглазовой «Окружающий мир, 1 класс».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– У нас сегодня много гостей. И вы, и я
очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно
пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение
отправим за дверь.

2.  Постановка учебной задачи

1. Актуализация

(Слайд №2 с изображением
человека, но без лица).

– Сегодня на урок к нам пришёл очень
странный человек. Что в нём странного? (У него
нет лица: нет глаз, носа, рта, ушей.)

– А зачем они нужны человеку?

2. Постановка проблемы.

– Сегодня на уроке нам  предстоит
ответить: кто же они, наши помощники, без которых
нам не обойтись в окружающем мире?
– Ребята, наш кабинет превратится в научную
лабораторию, а мы с вами – в исследователей.

3.  «Открытие» детьми нового
знания

1. Исследование органа зрения

– Ребята, закройте глаза. С закрытыми
глазами, скажите, какой предмет появился у меня
на столе? (выставляется на стол игрушка)
– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить
на мой вопрос? (Мы ничего не видели)
– При помощи глаз мы познаём красоту
окружающего  нас мира. Глаза помогают нам
видеть различные цвета. С помощью глаз мы
различаем формы и величину предметов; можем
читать книги, журналы, видеть красивые картины.
Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это
орган
зрения
. (Слайд №3)
С его помощью мы получаем больше всего
информации об окружающем  нас мире.

Зарядка для глаз. (Слайд №4)

Недаром говорят: «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать».

(Возврат к лицу человека, появляются
глаза)

2. Исследование органа слуха

– Приступаем к следующему исследованию.
Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только
не подслушивать! «6, 65. В нашем классе тишина».

– Что вы почувствовали? (Мы ничего не слышали,
потому что наши уши были закрыты).

– Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы
слышать
).
(Включить звуки природы.  Дети слушают) (Слайд
№5)

– Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание
воды…)

– Какой орган позволяет нам это почувствовать? (Уши)
– Уши – орган слуха. (Слайд №6) Но,
оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача.
Какая? Сейчас узнаем.
– Представьте, что мы катимся с горы, но … на
одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг
вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну
прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник.
Наклоните туловище вперёд, руки при этом
опустите вниз, но не касайтесь пола. Грудь лежит
на колене. Глаза закрыты. Задача: продержать
положение равновесия.
– Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы
не упали? (Старались держать равновесие).
– Правильно! Равновесие вам помогали сохранять
ваши уши, а точнее особое приспособление в
среднем ухе – вестибулярный аппарат.  (Слайд
№7).

“Ухо – орган слуха и равновесия”.

(Возврат к лицу человека, появляются
уши)

3. Исследование органа обоняния.

– Сможете ли вы с закрытыми глазами 
определить по запаху предмет? Давайте попробуем.

(Выходят по очереди, завязать глаза)

– Задержи дыхание, чувствуешь ли запах? (Нет)
– А теперь вдохни и понюхай (дать понюхать лук,
духи)

– Какие запахи вы определили?
– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).
Верно, чувство запаха возникает
только тогда, когда мы делаем вдох.
– Какой орган поможет нам почувствовать запах?
помощью носа мы чувствуем запах)

– Вы хорошо справились с заданием. А умение
человека различать запахи получило название 
обоняние. (Слайд №8)

(Перемещаю носа на изображение
человека)

4. Исследование органа вкуса

(Раздаю 2 стакана с водой – сладкой,
простой)

– Посмотрите, послушайте, понюхайте.
Можете ли вы определить с помощью зрения,
обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)
– Значит, нам необходимо ещё одно исследование –
на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети
определяют по вкусу:  в каком стакане сладкая
вода, соленая, простая)

– Какой орган помог  вам  почувствовать
вкус жидкости?
– Попробуем дать научное определение этому
органу: язык – орган вкуса.
(Слайд №9)
– Орган вкуса помогает нам познакомиться со
свойством предмета, когда нам не могут помочь
органы зрения, обоняния, слуха.

(Выставить рисунок губ на лицо
человека)

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в корзине»

– Попробуйте определить на  ощупь
предмет в корзине. (Корзинка накрыта
салфеткой).

(Учащиеся надевают рукавичку  и
пытаются определить предмет).

(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко)

– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты
определить предмет? (Дети описывают предмет,
говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать
не могут).

– А теперь снимите рукавичку и попробуйте
определить предмет. (Дети отгадывают предмет и
достают его из корзины)

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При
помощи чего? (При помощи рук)
– Но ведь сначала вы пользовались  рукой,
правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.
(При помощи кожи, на руке есть кожа.)
На коже нашего тела находятся множество
чувствительных клеток, которые воспринимают
действие тепла, холода, форму, величину предмета.
 Кожа – это орган осязания.
(Слайд №10)
– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы
сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные
помощники?
– Посмотрите на экран – на левой стороне –
органы, а на правой стороне – это чувства.
Догадались, какое название отсюда следует?
(Слайд №11 – ОРГАНЫ ЧУВСТВ)

4. Физкультминутка

Выполняется стоя. Учитель называет
чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух,
обоняние и одновременно дотрагивается до
какого-либо органа чувств. Задача учителя –
запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может
дотронуться до носа. Задача детей – правильно
показать органы в соответствии с тем чувством,
которое называет учитель. Скорость выполнения
заданий увеличивается.

– Молодцы!

5. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику (стр.62) (Слайд
№12)

– А сейчас откройте свои учебники на
стр.62. Рассмотрите рисунки.
– Что узнают дети?  (Дети, с помощью органов
чувств, различают звуки, вкус, запах, форму и
размер предметов; определяют, твёрдые они или
мягкие).

2. Самостоятельная работа

Проведите дегустацию.

(На столах у каждого лежит мандарин,
завёрнутый в бумагу).

– Дети, возьмите это в руки. Какой формы этот
предмет? Какой вам орган чувства помогает? (Руки
– осязание)

– Разворачивайте… Вы что-то слышите? (Шелест
бумаги)

– Какой  вам орган чувства работает? (Уши –
слух)

– Что вы видите перед собой? (Мандарин)
– Какой орган помог вам это узнать? (Орган
зрения – глаза)

– Очищайте… Что вы чувствуете? (Запах
мандарина)

– А теперь какой вам орган чувства помогает? (нос
– обоняние)

– Кладите в рот. Что чувствуете?
– А теперь какой вам орган чувства помогает? (Язык
– орган вкуса)

– Ребята, за нашими исследованиями наблюдал
Доктор Айболит. Он принес нам памятки о здоровье.
Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли
познакомить с ними ваших родителей.

Правила

Как сохранить обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у
курящих людей.
3. Не толкать в нос посторонние предметы.

Береги уши

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго
скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и
другими острыми предметами. Так можно повредить
барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка
портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще
отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт
соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу!

Зарядка для глаз

Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.
Не двигая головой, посмотрите  вверх, вниз,
вправо, влево.
Приложите кончик указательного пальца к кончику
носа. Посмотрите на него. А теперь медленно
вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда
от кончика пальцев. Медленно верните руку в
исходное положение. 

6. Домашнее задание

Дома проведите подобные опыты, игры с
родителями, братьями, сёстрами, друзьями.
Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое
чувство». О каком  чувстве идёт речь?
Попробуйте узнать, спросить у родителей 
или  в других источниках информации.

7. Итог урока.  Рефлексия

– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале
урока?
– Кто же они, наши помощники, без которых нам не
обойтись?
– Продолжи высказывание:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я научился…
  •  Сегодня на уроке я удивился…

– На листах нарисуй лицо человека и
покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.

img3

А вот прощальные слова:
Урок заканчивать пора.
И я надеюсь, что теперь
Вы узнали много истин,
И много всяких всячин.
И если всё запомнили,
Не зря ваш день потрачен!  

– Спасибо за внимание!

Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку; таблица «Органы чувств», предметы для проведения опытов: карандаши разных цветов; апельсин, яблоко, мяч; стаканы с водой разного вкуса; чудесные мешочки; с кофе, мятой и чаем.

Учебно-методическое обеспечение: А.А. Плешаков. Окружающий мир// Учебник. 3 класс. 1-я часть. – М., Просвещение, 2013; А.А. Плешаков. Окружающий мир// Рабочая тетрадь. 3 класс. 1-я часть. – М., Просвещение, 2013

Цель: сформировать у учащихся целостное представление об органах чувств; познакомить со значением органов чувств в нашей жизни и гигиеническими нормами ухода за органами чувств.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель:

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).

Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Улыбнитесь друг другу. Именно сотрудничество друг с другом, учителем и хорошее настроение необходимы для работы на уроке.

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем новые знания получать

Итак, мы идём сегодня на какой урок? Какая фраза вам подсказала вид урока?

Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес за новыми открытиями и знаниями.

Закройте глаза, представьте звёздное небо, как падает звезда. А мы знаем, что, когда падают звёзды, нужно загадать желание. А давайте, давайте загадаем об уроке, каким он будет сегодня?

Наш урок сегодня будет….

А. чтоб урок был удачным, что вы должны делать?

Включаются в учебную деятельность

Ответы детей

Ответы детей

Личностные: самоопределение

II.Актуализация знаний

Цель:

Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память.

Учитель ведет подводящий диалог.

— Какую тему изучали на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания

— А сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал

-– Из чего состоит организм человека? (из органов.)

– Какие органы человека вы знаете и какую работу они выполняют?

( девочки называют органы, а мальчики их работу)

1) желудок (переваривание пищи);

2) сердце (движение крови в организме);

3) лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом);

4) печень (фильтр);

5) почки (удаляют из крови ненужные и вредные вещества);

6) зубы (пережёвывают, перетирают пищу);

– Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

– Какие системы органов вы знаете?

– Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

– Какая система управляет деятельностью всего организма? нервная

-Зачем человеку нужно знать свой организм?

-Да, здоровье нашего организма-это самое главное!

Участвуют в диалоге.

-Об организме человека

(нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, опорно-двигательная.)

(Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.)

Личностные: оценивание усваиваемого материала

III.Постановка проблемы

IV.Формулирование темы и цели урока

Сегодня мы продолжим изучать организм человека. А поможет нам в этом гость нашего урока.

(На доске плакат с изображением человека, но без лица.)

Чем он интересен? Что такого странного в нашем госте?

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Вы узнаете точный ответ, отгадав загадки, записав ответы в кроссворд

( по одному дети заполняют кроссворд на доске)

*Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. (глаза.)

*У зверушки – на макушке. А у нас – ниже глаз. (уши.)

*Между двух светил в середине я один. (нос.)

*Всегда во рту, а не проглотишь (Язык).

*Мягкое и твердое, острое, тупое,

*Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша … (кожа).

-Какое получилось слово? А какие это органы?

— И так тема урока «Органы чувств». Наша книга так и будет называться.( приклеиваем название темы в книгу). Какую роль играют эти органы в нашей жизни? Давайте поставим цели урока?

Правильно, сегодня мы попробуем разобраться:

На доске план:

1. Что это такое?

2. Для чего нужно?

3. Как сохранить?

— А что нужно для этого сделать? (Изучить материал)

-А что такое исследование?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова

А кто же такой исследователь? Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием, то есть, получает новые знания, добывает их сам.

Мы тоже можем назвать себя исследователями. Давайте мы все результаты исследования, будем фиксировать в эту папку

Кто же будет предметом нашего исследования? Человек

— Вот мы сейчас с вами и исследуем органы чувств. (В кармашек положим загадки про органы чувств)

Решают поставленную проблему.

— У человека нет лица, ушей, глаз, носа, рта.

это уши, глаза, нос, рот, кожа

Ответы детей

-Проведем исследование.

Участвуют в диалоге

Органы чувств

(Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств)

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Познавательные: самостоятельный поиск способов решения проблемы

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами

Коммуникативные: высказывают и доказывают свое мнение

V.Открытие детьми новых знаний и составление плана ответа

Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Правила работы в группе.

  1. Работай сообща.

  2. Умей выслушать собеседника, не перебивая.

  3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

  4. Умей распределять обязанности между собой.

  5. Работай дружно, помогая друг другу.

  1. Исследование органа зрения (стр 126.)

Игра «Чудесный мешочек».

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов (кубик. Ложка, игрушка). Кто может определить, что это за предмет, и какой он?

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? — А теперь вытащим из мешочка и посмотрим. Что вам помогло? Значит, глаза — это орган зрения.
Итак, для чего же нам нужны глаза?

Вывод. Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, различаем их цвет, форму, величину; можем читать, смотреть телевизор, наблюдать за движущимися предметами. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего мира.

(Записи на доске и лэпбуках, рисуем глаза гостю урока, на доске)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?

Игра. «Глаза» 

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Запрещается-разрешается». Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается.
1.Смотреть долго телепередачи 
2. Играть длительное время за компьютером 
3. Делать зарядку для глаз 
4. Лёжа читать 
5.Больше кушать моркови и яблок 
6.Читать в общественном транспорте 

Складывание правильных ответов в кармашек «Памятки

– Вот вы сделали первое открытие. Глаза – самые уникальные и самые загадочные органы в нашем организме

Вывод. Зрение надо беречь. Потерянный глаз ничем не заменишь Глаза – окна в мир.

Интересный факт.

Глаза помещаются в- глазницах. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, стекать в глаза. Слезы увлажняют поверхность глаза, убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва. Ежедневно человек моргает 11 500 раз. На каждом веке у человека насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница «живёт» 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая.

Физкультминутка для глаз

«Полёт бабочки»

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться.

Дети повторяют правила

Исследуют органы зрения.

(Дети описывают предмет, не глядя на него)

(Не видим)

Ответы детей

Дети составляют правила охраны зрения

2.Исследование органов слуха (стр 127 «Окружающий мир» 3класс)

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему?

— Какой вывод можно сделать?

Учитель гремит погремушкой, школьным звонком.

— Что это? Как вы поняли? Какой орган чувств помог вам определить тот или иной предмет?

— Действительно. Уши . Помогите подобрать научное определение: уши – это орган… (слуха) — Правильно. Уши — орган слуха

Вывод. Благодаря ушам, человек познаёт звуки, которые его окружают и ориентироваться в окружающем мире.

(Учитель переносит рисунок ушей на изображение человечка и на доску, и в лэпбук).

— Но ребята, только ли слух помог нам определить эти предметы?

— Органы чувств взаимосвязаны. Нужно ли беречь уши?

Нужно ли заботиться об ушах? Как беречь слух?

«Берегите слух»!

Прочитать и выписать правила по уходу за ушами (работа в парах)

  1. Защищать уши от сильного шума и ветра, громкой музыки.

  2. Не ковырять в ушах острыми предметами.

  3. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

  4. Регулярно мыть уши.

  5. Если почувствуешь боль в ухе, сразу обратись к врачу.

Интересный факт.

При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны.

Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

Бетховен, когда оглох, слушал музыку с по­мощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.

Физкульминутка

Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись. Почему вы не упали?

– Какой орган помог нам удержать равновесие и не упасть?

– Я помогу вам. Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Сделаем вывод, господа ученые, что же такое ухо?

Мы ничего не слышали, уши были закрыты.

Услышать звуки нам помогают уши.

(Колокольчик, погремушка)

(Уши нужны, чтобы слышать)

Слух и зрение.

(предположения учащихся.)

Ухо – орган слуха и равновесия

3. Исследование органа обоняния (стр 127.)

– Уважаемые ученые, для следующего открытия прошу вас опять закрыть глаза. (Разрезает лимон (или мандарин) на несколько частей, проносит перед учениками).

– Что изменилось? С помощью какого органа вы определили эти изменения? Правильно, носа. Нос -это орган обоняния.

Вот вы и сделали третье открытие.

Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху.

(Учитель переносит рисунок носа на изображение человечка и на доску, и в лэпбук). Нужно ли беречь нос?

Береги орган обоняния!

Надо закаляться, беречь организм от простуды.

  • Содержать нос в чистоте.

  • Не лазить в нос посторонними предметами.

  • Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

Интересный факт.

«Человек способен различать около 4 тысяч самых различных запахов, а собака – до 100000 запахов. Это дает возможность без труда отличить запах еды от запахов духов, запах живых цветов от запаха сена. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания. Большой вред наносит обонянию курение. У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, парфюмеров.

Физкульминутка

Руки за спину положим И легко – легко подышим.

Вдох через нос, выдох через рот. Дышим правою ноздрей…

Дышим левою ноздрей… Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

Выдох через левою ноздрю(переменное дыхание)

4. Исследование органа вкуса (стр 128)

Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой.

Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах?

При помощи чего? Язык- это орган чего?

Вывод. Язык – это орган, который помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от соленого, мы знакомимся со свойствами предмета.

  • Как беречь орган вкуса? Составим правила по гигиене органа вкуса.

Берегите орган вкуса!

  • Необходимо чистить язык, так же, как и зубы.

  • После приёма пищи полоскать рот.

  • Нельзя есть горячую пищу.

  • Не брать в рот острые предметы.

(Учитель переносит рисунок носа на изображение человечка и на доску, и в лэпбук)

Интересный факт.

На языке более 5 тысяч вкусовых луковиц. Они живут всего 10 дней, а затем на смену старым вырастают новые. Все сладкое и соленое мы ощущаем кончиком языка. Кислое — его боками, а горькое – задней частью языка (его основанием). Язык – один из сторожей нашего организма. С помощью этого органа мы можем определить несъедобную пищу, испорченные продукты.

  1. Исследование органа осязания (стр 128.)

 Игра «Угадай?», приглашаются по одному представителю

— Вам предлагается на ощупь определить предмет у меня в руках ( стакан с горячей водой, зубная щётка, платок)

— Как же вы смогли определить предмет?

— Давайте прочитаем о коже в учебнике на с.59 и узнаем, как называется способность человека чувствовать прикосновения?

/Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием. Как люди, лишённые зрения могут читать книги?

  • Сделаем вывод. Кожа – один из важных органов чувств. Надо стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений и содержать кожу в чистоте. С помощью кожи мы ощущаем предметы и судим о материале, форме предмета. Это тоже наш помощник в познании окружающего мира.

Правила ухода за кожей!

  • Регулярно мыть тело горячей водой с мылом.

  • Мыть руки после загрязнения.

  • Закаляться.

  • Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

  • Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.

Интересный факт.

На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза. Благодаря особой чувствительности кожи на кончиках пальцев, слепые люди даже могут читать. Для этого используется особый, выпуклый шрифт.

  • Вот и закончилось наше исследование.

  • Давайте назовем еще раз все органы чувств?

  • Поэтому говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».

  • Как это понять?

Что руководит всеми органами чувств?
Мозг – главный орган. Теперь сосчитайте, сколько у нашего главного мозга разведчиков помощников – телеграфистов. Всего их 5 , а могут рассказать обо всем , что есть на свете.
Учитель:

Пять органов чувств, пять помощников, которые связывают человека с окружающим миром, помогают нам видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться, восхищаться красотой окружающего мира.

Ответы детей

Исследуют орган обоняния

Составляют памятку по охране обоняния

Исследуют орган вкуса.

Составляют правила по гигиене органа вкуса

При помощи кожи.

Составляют правила по уходу за кожей

Дети делают вывод по результатам исследования

(рассуждения учащихся)

(Мозг)

Коммуникативные: выражение своих мыслей

Регулятивные: обладание новыми понятиями, умением анализировать

VI.Закрепление нового материала

  • Сейчас мы проверим ваши знания, как вы усвоили новый материал.

  • Игра в лото (Складываем в кармашек игры)

Самостоятельная работа

Оценивают выполнение задания смайликами.

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать

VII.Рефлексия. Итог урока

Организует анализ полученных результатов урока.

  • Давайте подведем итог урока.

  • Какую цель мы ставили в начале урока

  • Мы достигли этой цели? (Да)

Игра: Куда идём лечиться?

Ну, а если всё-таки, заболели наши органы чувств? Куда нам нужно обратиться?

Офтальмолог или окулист – глаза.

Отоларинголог или лор – уши, нос.

Педиатр – язык.

Дерматолог – кожа.

Оценивание своей работы и урока с помощью шариков

-Если вам урок понравился, вы хорошо отвечали, справились со всеми заданиями и узнали много интересного, то возьмите шарик желтого цвета. и подарите нашему гостю.

-Если у вас на уроке не все получилось, вы справились не со всеми заданиями, но урок понравился, то подарите шарик зелёного цвета.

-Если вам урок не понравился, и вы считаете, что ничего не поняли, не справились с заданиями, то подарите шарик красного цвета.

  • Вывод: посмотрите какая интересная книга у нас получилась, мы её тоже подарим гостю на память. Как она называется?

Вступают в диалог. проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке

Лепбук

Коммуникативные: учебное сотрудничество, используя прием классификации.

VIII.Домашнее задание

Объяснение домашнего задания: рабочая тетрадь.

Вам надо составить синквейн об одном из органов чувств, используя разные источники информации.

  • Урок хочу закончить словами мудрецов.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее — богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

  • Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье сможете позаботиться только вы сами.

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

  Забавные герои французских детских книжек Нэлли и Цезарь могут стать героями недели об органах чувств. Обсудите, что чувствуют герои на картинках:

0c8486b72d6e4c77fecc5d447aac27fd

c7e22c561609340024289b066ad53d6a

cf0abda9d3387a8ac514544d6cc92fb9

e7942122da5f888b3242d8a8fc5f5888

ddb0fd88e7733b85b0c455dba340c8c4
Nellie en Cezar- могут стать симпатичными героями этой недели!

Органы чувств человека. Тематический словарь в картинках «Я и моё тело»
презентация
конспект занятия 
идеи для занятий

Демонстрационный материал:
0004 004 Organy chuvstv

13610995757

Рабочие листы
рабочие листы иностранные, ч/б.
5fd96f73bcba93228ab7274496c1693d
Игры:
дид. игра  лото для скачивания
дид. настольная  игра с очень полезного греческого сайта
дид.  настольная игра с пояснениями

Наблюдения и эксперименты
Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.
• Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
• Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
• Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
• Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.
• Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ?

Больше экспериментов:


Зрение. Что мы можем увидеть?

коллекция раскрасок «Тренируем зрение!»для поиска глазами мелких деталей

«Восприятие глаз»(http://home.damotvet.ru/kids/818978.htm)
  Для этого простого эксперимента потребуется чистая чашка, несколько монет, ручка, бумага, стол, стулья и обязательно один помощник. Целью нашего очередного эксперимента является выявление следующего утверждения – действительно ли человек двумя глазами видит лучше, чем одним? Вы со своим помощником должны сесть за столом напротив друг друга. Между вами должна стоять чашка. Вам необходимо будет взять монету и держать ее над чашкой. Ваш партнер должен будет вам говорить сместить руку с монетой в ней вправо, влево, назад или вперед. Как только ваш партнер убедится в том, что монета находится точно над чашкой, ему необходимо будет попросить вас отпустить ее. Проведите эксперимент еще раз, но в этот раз один глаз должен быть закрыт. Запишите полученные результаты. Потом поменяйтесь ролями и сверьте ваши и его результаты.
ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ:       определить   реакцию   зрачков   на   различную   степень освящения.
Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освященной комнате, а затем задернуть шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освященной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Они расширяются для того чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.
Находясь в темной комнате, дети различать предметы могут, но не могут определить их цвет.
РАССКАЗ ПЕДАГОГА: Прямо напротив зрачка на сетчатке находятся ещё одно образование, которое называется «желтое пятно». В нём очень много палочек и колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном», есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И, когда изображение попадает на это место, человек его просто не видит.
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу картинки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и 2 круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало в слепое пятно.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Чем отличается зрение животных и человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связанно с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. На поверхности тела червей есть «глазки», но они ничего не видят, а просто реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, они хорошо видят в темноте. А глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.
Пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и три маленьких глаза. Кроме того пчелы достаточно необычно воспринимают цвета. Так, например, они опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать цвета и предметы. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более 100 лет назад.


Что вкусно, а что нет?

ОПЫТ № 1

ЦЕЛЬ: Определить пищу на вкус (не глядя на неё).

Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

ОПЫТ №2

ЦЕЛЬ: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить только по запаху, какой либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.). Затем ребенку предлагают закрыть нос и вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии , вкус продукта ощущается гораздо лучше.

Существует четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Детям предлагается назвать что может быть горьким, сладким, кислым, соленым.

Язык реагирует на вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположены на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч), у утки 200, у голубей 37, у цыпленка 24.

ОПЫТ № 3

ЦЕЛЬ: Определить вкусовые зоны языка.

Перед каждым ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок.

Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном.

После высказывания детей, воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый боковыми частями, горький основанием языка.

ОПЫТ №4

ЦЕЛЬ: Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №11. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

ОПЫТ №5

ЦЕЛЬ: Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта(на примере чая), А также от последовательности приема пищи разного вкуса. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащее одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку, пробует еще раз.

В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.

После глотка соленой воды детям предлагается попробовать соленую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая, лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.


Что мы можем потрогать? Тактильные ощущения

идея тактильной игры-мемори
красивая тактильная книга, с дорожками:

604f8c689f5a6b9e7b1d071f9f9fc260

:
Идеи для пособий из сети:

2ee2b33cd49587d0edc5c69685a1e64a

8b4e79fea922fe3aed077b1cb13a1c11

DSCF2365
тактильный тренажёр
7eb7d9b3d58ec015f565170fd3360431
фото из сети 

ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.
Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку ( от самой холодной, до самой теплой).
Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительной коже.
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ:   Определить   расположение   «тепловых»,   (воспринимающих тепло) и «Холодовых»  (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладонях, на лице).
Воспитатель прикасается к коже ребенка металлическим стержнем (спицей), нагретым в стакане с горячей водой или охлажденным в стакане с холодной водой. Предлагает ребенку внимательно прислушится к своим ощущениям. Как только он почувствует холод, то должен произнести слово «есть». В этих местах воспитатель при помощи тонкой кисточки и акварели ставит точки синего и красного цвета. Вместе с воспитателем дошкольник делает вывод о том, что на лице и на ладони больше точек, воспринимающих холод. Особенно много их на кончиках пальцев, на кончике носа, на щеках, поэтому эти части быстрее других мерзнут на улице в холодную погоду.


Слух.  Эксперименты со звуком

 Почему все звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон

Описание: Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных импредметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) 

Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Опыт № 1
ЦЕЛЬ:      Определить      значимость      расположения      ушей      на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю, воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности у ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друг друга. Ребенок угадывает, кто его позвал с какой стороны. Потом дошкольнику закрывает одно ухо ватой, и проводят аналогичный эксперимент. По окончанию опыта ребенок делится впечатлениями.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Воспитатель рассказывает детям о строении уха. Ухо состоит из 3-х частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает: ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная барабанная перепонка. В среднем ухе находится 3 очень важных косточки -молоточек, наковальня и стремечко. И специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе находится очень важный орган, по внешнему виду он напоминает улитку. Он получает сигналы и молниеносно передает их в мозг по тысячам дорожек. Например: звонок в дверь — ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг. Мозг командует подойти к двери и посмотреть в глазок, прежде чем открыть дверь.
Кроме этой самой быстрой в мире улитки, во внутреннем ухе особым образом расположены три полукружных канала наполненных жидкостью. Если бы не этот орган равновесия, то люди бы часто падали от головокружения. Но этого не происходит потому, что при любых наших движениях жидкость быстро перемещается по каналам.
В народе существует такое выражение:
«В одно ухо влетело, а в другое вылетело».
— Как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Однако есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач — лор (отоларинголог).
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Определить связь уха с носоглоткой. Опыт проводится: дети рассматривают схемы «Строение уха».
Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке уха, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот.
По окончанию опыта испытуемый ребенок делится своими впечатлениями.

Что чувствует наш нос?
ОПЫТ № 1
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в различении цветов по запаху.
Взрослый предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным, характерным запахом (черный, белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин) и т.д.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ: Обонятельные нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. Большинство животных чувствует запахи еще лучше, чем человек. У кошек, собак и лошадей обоняние развито так сильно, что обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных обоняние развито еще сильнее, чем у домашних. Олень или кролик чувствуют запах хищника на огромном расстоянии и успевают убежать или спрятаться. Этих животных защищает их удивительно острый нюх.
Во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистая оболочка в носу разбухает, раздражается и нос забивается слизью. В результате запахи перестают возбуждать обонятельные клетки.
У человека воспринимающие запах клетка, расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, что бы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох (дети убеждаются в этом на опыте).
ОПЫТ № 2
ЦЕЛЬ: Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из под духов, кожура от мандарина и т.п. Не трогая мешочек, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.) А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Человек различает около 400 разных запахов.
У большинства животных обоняние является самым важным чувством. Лучше других животные воспринимают запахи собаки, очень слабо птицы, а вот дельфины совершенно не различают никаких запахов.
Люди воспринимают друг друга в процессе общения в большей степени при помощи зрения, слуха. А вот для животных первостепенную роль играет своеобразный запах, идущий от них.
Например: у муравьев есть запах «тревоги», «смерти», который исходит от мертвых муравьев. Живого муравья издающего этот запах, его собратья «хоронят», — оттаскивают далеко от муравейника. И сколько бы раз он ни возвращался обратно, «похороны», будут повторяться, если не исчезнет этот запах.

 Литература (для чтения):
Э. Мошковская « Мой замечательный нос»;
Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»;
Н. Сладков «Ящуркин нос»;
В. Бианки «Чей нос лучше».

Творческая часть темы

Все 5 органов чувств можно показать на таких мордочках: с бегающими глазками, колокольчиками, ароматизированном духами носике, бархатными/наждачными лапками,ротиком в виде жевательной резинки или лакричной конфеты:

http://media-cache-ec0.pinimg.com/736x/21/23/1e/21231e9dc7e550dbb420d73ca12206e9.jpg

IMG 0608
Наглядный коллаж может стать итоговой творческой работой по теме

  • Рассказ про опята 3 класс
  • Рассказ про орхидею для 1 класса
  • Рассказ про орла для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ про оливера кромвеля
  • Рассказ про ольгу прокопьевну набекрень