Рассказ про одиночество человека

Одна из проблем в жизни пожилых людей заключается в том, что их социальная активность с годами значительно снижается. рассмотрим, из-за

Одна из проблем в жизни пожилых людей заключается в том, что их социальная активность с годами значительно снижается. Рассмотрим, из-за чего это происходит, как одиночество влияет на физическое и психологическое здоровье и что тут можно сделать.

О проблеме одиночества пожилых людей

Чем одиночество отличается от социальной изоляции

Не нужно путать одиночество и социальную изоляцию, поскольку это не одно и то же. Люди могут быть изолированы (одни), но не чувствовать себя одинокими.

Социальная изоляция возникает, когда человек практически не контактирует с другими людьми в течение длительного или короткого периода времени. Например, пожилой человек может считаться социально изолированным, если он:

  • живет один;
  • почти не выходит из дома;
  • не имеет близких родственников;
  • никого не навещает;
  • не контактирует с соседями;
  • проводит один дома более 9 часов в день;
  • ни с кем не общается.

В отличие от изоляции, одиночество – это эмоциональное состояние. Оно определяется как чувство отделенности от других, ненужности и опустошенности. Пожилой человек может быть окружен другими людьми, но при этом чувствовать себя одиноким.

В чём причина одиночества пожилых людей

В чём причина одиночества пожилых людей

Одиночество часто бывает спутником социальной изоляции, но может быть вызвано и другими причинами.

Выход на пенсию

Выйдя на пенсию, пожилой человек выпадает из привычной жизни. Ему уже не нужно торопиться на работу, решать профессиональные задачи. Общение с бывшими коллегами постепенно сходит на нет.

С одной стороны, выход на пенсию дает больше свободного времени для хобби и отдыха, но некоторые пенсионеры начинают чувствовать себя невостребованными.

Утрата друзей

Чем старше становится человек, тем сильнее сужается круг его общения. Ровесники умирают или становятся неспособными поддерживать дружеские отношения. Да и желание встречаться, ходить друг к другу в гости угасает. А общение на расстоянии, с помощью современных средств связи (мессенджеров, социальных сетей), может освоить не каждый пенсионер.

Потеря связи с семьей

Дети вырастают и живут своей жизнью. Нередко они переезжают жить в другой город и даже страну. Хорошо, если рядом остается спутник жизни. Но рано или поздно он умирает, оставляя свою второю половинку доживать жизнь в одиночестве.

Изменение характера

С возрастом люди неизбежно меняются. Причем меняется не только тело, но и психика. Негативные черты характера, которые смолоду были у человека, к старости только усугубляются. Очень часто старики становятся раздражительными, обидчивыми, подозрительными. Все эти проявления негативно сказываются на отношениях с окружающими.

Сужение круга интересов

С годами люди теряют интерес ко многим вещам, которые раньше нравились и увлекали. Пенсионеру уже не хочется путешествовать, посещать развлекательные мероприятия, ходить в гости. Многие пожилые люди забывают про свои некогда любимые хобби и увлечения. Им хочется больше покоя и отдыха. Просмотр телевизора или чтение книги кажется более интересным занятием, чем встреча с приятелями.

Заболевания или инвалидность

Старение приносит много физических изменений, которые способствуют более уединенной жизни. Даже с теми, кто все еще живет поблизости, может быть трудно встретиться лично из-за снижения мобильности. Развившиеся хронические заболевания и инвалидность также могут затруднять общение.

Возрастные изменения накладывает отпечаток не только физическое здоровье, но и на мышление, память, восприятие действительности. Некоторых пенсионеров настигает старческая деменция, болезнь Альцгеймера и другие заболевания, разрушающие психику. В этом случае о полноценном общении с такими больными речи не идет.

Как одиночество влияет на здоровье пожилых людей

Одиночество – одна из наиболее частых и серьезных причин проблем с физическим и психологическим здоровьем. Последствия проявляются по-разному в разном возрасте и ​​жизненных обстоятельствах.

Наиболее распространенные проблемы из-за длительного одиночества:

  • артериальная гипертензия и другие хронические заболевания;
  • снижение когнитивных функций и начало различных форм деменции;
  • депрессия, тревожность и усугубление других проблем с психическим здоровьем.

То есть, хотя одиночество – это эмоциональное состояние, его последствия можно обнаружить в областях, далеко выходящих за пределы психики.

Как бороться с одиночеством в старости

Как сохранить здоровый голос и нормальную речь

Есть несколько способов помочь пожилым людям не чувствовать себя одинокими.

Найдите интересное занятие

Хобби – один из лучших способов избежать одиночества в старости. Это может быть все что угодно: кулинария, цветоводство, рукоделие, резьба по дереву и многое другое. Главное, чтобы пенсионеру нравилось то, чем он занимается. Увлечения придают жизни смысл, помогают скоротать время и способствуют обретению новых знакомств

Если позволяет здоровье, пожилой человек может работать на дачном участке. Это хороший способ не только держать себя в тонусе, но и найти единомышленников среди таких же дачников.

Используйте современные технологии

Некоторые пожилые люди недостаточно здоровы, чтобы выходить из дома или ездить в другие города. У них могут быть родственники и друзья, живущие в другой части страны или за границей. В этом случае использование современных технологий станет отличным способом наладить общение. Научите пожилого человека пользоваться через компьютер или смартфон электронной почтой, Одноклассниками, Скайпом, Вайбером или другими удобными мессенджерами и соцсетями.

Социальные сети помогут оставаться на связи с семьей и друзьями, с которыми нет возможности общаться иначе. Благодаря сервисам видеосвязи в Skype или WhatsApp, пожилой человек сможет поговорить «лицом к лицу» с близкими. А в соцсетях – найти интересное для себя сообщество и пообщаться с единомышленниками.

Убедите других членов семьи чаще писать и звонить пожилому человеку. Это не обязательно должны быть долгие разговоры, требующие много времени. Можно просто отправить смешную картинку, открытку с приятным пожеланием, фотографию. Это уже будет много значить для пожилого человека.

Поддерживайте умственную деятельность

Мозг стареет ничуть не меньше тела. Поэтому его тоже нужно нагружать. Постоянно изучая что-то новое, человек не только тренирует память, мышление и внимание, но и расширяет свой кругозор, становясь интересным собеседником. А с такими людьми приятно общаться.

Пожилым полезно читать, разгадывать кроссворды, решать ребусы и головоломки, учить стихи. Люди, занимающиеся мыслительной деятельностью, реже страдают психическими расстройствами и потерей адекватности в преклонном возрасте.

Обратитесь в пансионат для пожилых людей

Пансионат для пожилых Благо в Хабаровске

Для многих бабушек и дедушек присутствие других людей – это все, что нужно для избавления от чувства одиночества. Решить проблему можно переездом в пансионат для пожилых людей. Условия там совсем неплохие, в отличие от печально известных государственных домов престарелых. Современные частные пансионаты больше напоминают гостиницы с той лишь разницей, что за гостями присматривают сиделки. У пожилых людей появляются большие возможности для общения со сверстниками и комфортной жизни.

Есть и специализированные пансионаты – для пожилых с когнитивными нарушениями (деменцией, Альцгеймером и пр.). Основная цель таких организаций – улучшить качество жизни больных, нуждающихся в особом медицинско-социальном уходе. В пансионате пожилые люди даже с такими проблемами чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь.

Пансионат «Благо» возьмет на себя заботы о здоровье и комфорте ваших пожилых родственников. По вопросам оформления обращайтесь по телефону в Хабаровске: +7 (4212) 69-16-48

В детстве, как и многие мальчишки по всему миру, Куарон мечтал стать космонавтом. Правда, довольно быстро его увлечение космосом сменилось любовью к кино. Его мама Кристина и бабушка были настоящими синефилами и постоянно водили Альфонсо в кино. Он смотрел «Похитителей велосипедов» Витторио де Сики, документалки о «Буче Кэссиди и Сандэнсе Киде» Джорджа Роя Хилла и спагетти-вестернах Серджио Леоне и постепенно влюбился в кино окончательно. Мама потребовала, чтобы Куарон получил «нормальное образование», поэтому перед киношколой ему пришлось отучиться на философа, что в жизни, по утверждению режиссера, ему не понадобилось. Впрочем, как и киношкола.

Куарон не испытывал восторгов от того, чему его пытались научить. Все было слишком формализовано, зарегламентировано и отдавало гуталином. Единственное, за что он был благодарен киношколе, — это знакомство с его лучшим другом, соавтором и одним из самых талантливых операторов современности Эммануэлем Любецки, которого Куарон по-дружески зовет Чиво. Вместе они снимут большинство фильмов, кроме «Гарри Поттера» и «Ромы». «Он не просто мой оператор, он очень важный соавтор. Эммануэль не просто выставляет свет и кадр, он включен в нарратив. Пока я пишу сценарий, я всегда обсуждаю его с ним».

Без камеры нет фильма

На эту тему

Люди как монстры, а монстры как люди:

Вместо того чтобы киснуть в школе, они решили учиться на практике. Мексиканец называет себя «синим воротничком» кинематографа: в начале своей карьеры он много работал на телевидении, выступал в качестве сценариста, режиссера, монтажера и примерно в это же время познакомился с еще одним важным человеком в своей жизни — Гильермо дель Торо. Тогда о дель Торо ходило множество слухов, его называли «гением из Гвадалахары», и после того, как Куарон отснял один из эпизодов сериала по Стивену Кингу, к нему подошел этот гений и сказал, что эпизод получился полной туфтой. Так и началась многолетняя дружба. Впоследствии режиссер жалел, что ему пришлось потратить столько времени и сил, чтобы просто утвердиться в мире кино. По его словам, сейчас молодым режиссерам не надо быть в системе, кому-то что-то доказывать, можно просто взять камеру и начать снимать. Но все-таки его старания не прошли даром. Куарона довольно быстро позвали в Голливуд, который, как вспоминает режиссер, оказался странным местом — там можно было очень долго развивать какой-нибудь проект и так ничего и не снять.

Пока он занимался тем самым развитием одного проекта для студии Warner Bros., ему попался сценарий «Маленькой принцессы» по книге Фрэнсис Бёрнетт, в который он тут же влюбился. Картину про добрую и жизнерадостную девочку Сару, которая лишается отца и отправляется в очень недружелюбный приют, Куарон до сих пор считает одной из самых личных и любимых. Фильм провалился в прокате, но со временем стал культовой классикой и привлек внимание к молодому мексиканцу. И насколько он любит говорить о «Маленькой принцессе», настолько же неохотно распространяется о своем следующем проекте «Большие надежды» по одноименному произведению Чарльза Диккенса с Гвинет Пэлтроу, Итаном Хоуком и Робертом Де Ниро. Куарон отмечает, что его соблазнил крупный проект, «а потом меня пригласили на ужин с Робертом Де Ниро, а кто может отказать Роберту Де Ниро?».

«Кино можно снять без актеров, без диалогов, без музыки, но фильм невозможно снять без камеры», — отмечает режиссер, и с ним сложно поспорить. «Большие надежды» он снимал без четкого понимания, про что он снимает и зачем, поэтому решил положиться на визуальную составляющую. Фильм получился, безусловно, красивый, но эта красота его не спасла

Мексиканский прорыв

После неудачи в Голливуде Куарон вернулся в Мексику, заперся дома и неделю запоем смотрел любимые фильмы. Режиссер понял, что ему нужно рассказать историю про то, что он знает наверняка. Так возникла эротическая драма «И твою маму тоже» про двух темпераментных молодых людей в исполнении Гаэля Гарсии Берналя и Диего Луны, которые знакомятся с женщиной сильно старше их (Марибель Верду) и отправляются в путешествие по Мексике. Начиная с этого фильма, коллаборация Куарон — Любецки наконец-то нащупывает свой специфический стиль, который вскоре принесет им мировую известность.

«Мы (вместе с Любецки) искали свой стиль. Нам казалось, что мы зашли в тупик, все было слишком барочным, потому что мы делали субъективные фильмы, где все показывается с точки зрения героев. И когда мы писали сценарий, мы все время держали это в голове… Все должно было быть показано как будто с расстояния».

Эммануэль Любецки и Альфонсо Куарон, 2014 год Todd Williamson /Invision/AP

Эммануэль Любецки и Альфонсо Куарон, 2014 год

© Todd Williamson /Invision/AP

Такая отстраненная камера, не привязанная абсолютно ни к кому и ни к чему, будет постоянно присутствовать в фильмах мексиканца. Эта видимая объективность, реалистичность и трезвый взгляд заставят «повзрослеть» героев «Гарри Поттера и узника Азкабана», лучшей части кинофраншизы по мнению многих зрителей и экспертов.

Реальный Гарри Поттер и конец света

На эту тему

"Я был нищим, разбогател, все потерял и пришел в Голливуд".

По мнению мексиканца, которое во многом схоже со взглядом его друга Гильермо, у каждого монстра есть свой характер, так что они не менее реальны, чем люди. Поэтому и его «Гарри Поттер» сочетал реализм острого одиночества и взросления со сказочными элементами волшебного Хогвартса. Вообще забавно, что откровенная сексуальная драма про трех потерянных людей в сердце Мексики сделала Куарона идеальным кандидатом для продолжения детской кинофраншизы. Но именно «И твою маму тоже» обратила внимание продюсеров и Джоан Роулинг на молодого режиссера.

При этом сначала Куарон совсем не оценил это предложение. Зачем ему экранизировать детскую книжку, которую он никогда не читал, да и фильмы не смотрел? Решиться ему помог хороший пинок от дель Торо. Есть разные версии этого разговора, в одной Гильермо назвал Альфонсо «идиотом», в другой «заносчивым» и сказал ему обязательно прочитать книгу. Куарон прислушался к совету друга, был приятно удивлен романом Роулинг и согласился снять третью часть магической эпопеи, во время съемок которой заставил Дэниела Рэдклиффа посмотреть «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо.

Во время производства «Гарри Поттера» Куарон постоянно думал о совершенно другом проекте — фильме «Дитя человеческое» по роману Филлис Дороти Джеймс. 2027 год, на протяжении последних двадцати лет в мире не родилось ни одного ребенка, и человечество находится на грани коллапса. Беженцы пытаются укрыться в относительно благополучной Великобритании… Куарон как раз находился в Лондоне, который они с Любецки решили превратить в Мехико и привнести флер третьего мира в благополучный город. В картине «Дитя человеческое» мастерство Куарона достигло своего апогея — в интернете можно найти многочисленные статьи и видео, где разбираются хитросплетенные сцены из фильма.

Долгие кадры, создающие впечатление реального времени, ручная камера, объективный рассказчик знакомили нас с апокалиптическим миром не столь далекого будущего не через глаза героя Клайва Оуэна, а совершенно независимо от него, то и дело отрываясь от персонажа, оглядываясь по сторонам. Все это, как бы банально ни звучало, создавало эффект полного погружения

Самую известную и знаковую сцену картины, длящуюся почти семь минут и снятую без склеек, готовили 12 дней и снимали два.

На пути к «Оскару»

Несмотря на свою уникальность и звездный состав, «Дитя человеческое» стало жертвой очень плохого маркетинга. Фильм провалился в прокате и повторил судьбу «Маленькой принцессы», найдя признание среди синефилов гораздо позже. А Куарон на несколько лет пропал из вида, переживая неудачу. В 2008 году режиссер вместе со своим сыном Хонасом за несколько недель написал сценарий об одиночестве в космосе «Гравитация».

Мексиканец хотел исполнить свою мечту — если не слетать в космос, то хотя бы снять о нем фильм. Куарон был уверен, что работа над фильмом займет максимум год, ведь по сюжету в нем всего пара персонажей и минимум экшена. В итоге производство затянулось на долгие пять лет. Сначала режиссер долго ждал, пока студия решится дать проекту зеленый свет. Она так на это и не решилась — права на картину перешли от Universal к Warner Bros. При этом съемки начались только через два года, на протяжении всего этого времени Куарон работал над спецэффектами, из которых состояли 90% фильма.

На церемонии вручения премии "Оскар", 2014 год Jordan Strauss/Invision/AP

На церемонии вручения премии «Оскар», 2014 год

© Jordan Strauss/Invision/AP

Студия не облегчала этот процесс — продюсеров очень волновало то, что через два года после начала работы над проектом съемки еще не начались. Более того, их волновала не только неторопливость производства, но и самого сюжета. Куарону предлагали добавить инопланетян, сцены со спасательной командой, летящей навстречу героине Сандры Буллок, и еще больше взрывов. Режиссеру пришлось проявить стойкость, чтобы остаться верным своему замыслу. «Снимать фильм — это все равно что пытаться петь в душе, пока вокруг тебя стоят сорок человек и насвистывают свою мелодию».  

В конечном счете «Гравитация» была совсем не про космос, а про человеческое одиночество, оторванность (буквальную) от других, попытку справиться с горем и перерождение. В конце капсула с Сандрой Буллок практически оплодотворяет Землю, и всего в одной небольшой сцене Куарон показывает рождение человечества. «Гравитация» стала одним из самых кассовых научно-фантастических фильмов в истории, собрав более $700 млн, получила семь премий «Оскар», а Куарон стал первым латиноамериканцем, получившим награду Американской киноакадемии в категории «Лучший режиссер». Через пять лет ему предстоит повторить этот успех со своей камерной драмой о детстве в Мехико «Рома».

Мексиканская «мафия» в Голливуде

После невероятного успеха «Гравитации» (Warner Bros. оказались лучше в маркетинге, чем Universal) Куарон не остался в Голливуде, а, как почти 15 лет назад, снова сбежал в Мексику, в родной Мехико, где решил снять картину о своем детстве в семидесятые глазами горничной Клео. Точнее, через ее историю, потому что глаза здесь, как обычно, оставались отстраненными и объективными. Куарон впервые взялся за камеру сам (Любецки был занят на других проектах). Взгляд в «Роме» не привязан ни к кому конкретному — камера плавно движется слева направо, как будто обозревая окрестности, отвлекается на отдельные детали и снова возвращается к Клео. Это фильм с непрофессиональными актерами, снятый частично даже не на испанском, а на языке мексиканских аборигенов и на 70% состоящий из воспоминаний режиссера.

Кадр из фильма "Рома", 2018 год Alfonso Cuarón/Netflix

Кадр из фильма «Рома», 2018 год

© Alfonso Cuarón/Netflix

«Я хотел снять фильм о времени и пространстве, тайне жизни, жизни, полной невзгод, и бессмысленности жизни. Об общем чувстве одиночества, где только взаимная симпатия может привнести хоть какой-то смысл или видимость смысла. Ведь существование — это постоянно чувство покинутости».

На самом деле эти слова можно применить к любому фильму Куарона: будь то одиночество на пороге апокалипсиса или в жестокой среде детского интерната, перед лицом холодного и безучастного космоса или одиночество избранного, с детства отделенного от остального человечества уникальной меткой на лбу

К моменту выхода «Ромы» в Голливуде сформировалась настоящая мексиканская «мафия»: «три друга», как прозвали Куарона, Иньярриту и дель Торо, стали одними из самых именитых режиссеров. Особенно остро это почувствовалось, когда дель Торо, председатель жюри на Венецианском фестивале, за год до этого получивший «Золотого льва» за «Форму воды», вручил главную награду Куарону за «Рому». 

На «Оскаре» картина практически повторилась: в 2017 году «Форма воды» стала лучшим фильмом, а в 2018 году «Рома», хоть и не получила главный «Оскар», стала настоящим триумфатором, забрав три награды за лучшую режиссуру, монтаж и как лучший международный фильм. При этом исполнительница главной роли Ялица Апарисио стала первой мексиканской аборигенкой, номинированной в категории «Лучшая актриса».

После триумфа «Ромы» Куарон снова исчез, но точно известно, что он изменил Netflix с Apple, для которых разрабатывает мини-сериал с Кейт Бланшетт и Гэри Олдменом. Пока непонятно, про что будет сериал. Скорее всего, там будет что-то про одиночество.

Тома Ходова

Кодокуси – это социальный феномен, когда человек умирает дома в одиночестве и его обнаруживают только через некоторое время. За время работы в клининговой компании автор статьи повидала множество квартир, где случилась кодокуси. Она использует этот опыт при изготовлении миниатюр, воссоздающих атмосферу в подобных квартирах.

Смерть в одиночестве – параллельная реальность?

В Японии ежегодно насчитывается около 30 000 случаев кодокуси, и этот социальный феномен всё чаще освещается на телевидении и в журнальных статьях. Термин кодокуси стал общеизвестным. Однако большинство людей считает, что кодокуси происходит в параллельной реальности и они никогда с этим не столкнутся.

Когда в 2014 году я начала работать в клининговой компании, занимающейся уборкой квартир после смерти, и слово кодокуси, и предоставляемые нами услуги были малоизвестны. Интерес к этому феномену начал появляться примерно в 2019 году. По просьбе родственников покойного сотрудники нашей компании проводят в его квартире спец-уборку, дезинфекцию, дезодорацию, разбирают вещи умершего и приводят квартиру в исходное состояние. Мы не выбрасываем всё подряд, а проводим сортировку, находим памятные и ценные вещи и вручаем их родственникам. Чтобы облегчить психологическое состояние семьи, мы выслушиваем воспоминания о проведённых с покойным счастливых минутах, чтим его память, возлагая цветы и зажигая свечки.

Мастер-самоучка

С целью развития понимания общества к деятельности компании в 2015 году мы приняли участие в «Выставке предприятий, обслуживающих завершение жизни» (Эндингу сангё тэн). Мы хотели донести до людей, что в мирной Японии существует такое явление, как одинокая смерть, чтобы они осознали необходимость предоставляемых нами услуг.

Мы рассказывали посетителям выставки об учащении случаев одинокой смерти, когда человека не обнаруживают в течение длительного времени, объясняли, что с кодокуси может столкнуться каждый. Однако большинство работников похоронной индустрии и гостей выставки считали, что в Японии ничего подобного происходить не может, а одинокая смерть никогда не коснётся их самих.

«Кодокуси хозяина кошек». В глубине комнаты – единственная выжившая кошка
«Кодокуси хозяина кошек». В глубине комнаты – единственная выжившая кошка

Я ощутила ужас. Мне всегда казалось, что многие из умерших в одиночестве людей считали, что кодокуси их не коснётся. Нужно что-то делать. И тогда я решила заняться изготовлением миниатюр, воссоздающих атмосферу квартир, где люди умирали в одиночестве. В миниатюре можно выразить типичные особенности подобных случаев, не нарушая право на личную неприкосновенность покойного и членов его семьи.

«Кодокуси повесившегося юноши». На стене клейкой лентой написано прощальное послание – «Извините»
«Кодокуси повесившегося юноши». На стене клейкой лентой написано прощальное послание – «Извините»

У меня не было опыта изготовления миниатюр, но я научилась воссоздавать облик квартир – от планировки до мелких деталей мебели. Например, я воспроизводила грязь в квартирах с помощью теней для глаз и других предметов макияжа. Когда что-то не получалось, я смотрела видеоролики других авторов миниатюр. Я покупала краски, позволяющие воссоздавать материал стен, подбирала специальные инструменты. Каждая миниатюра – это рассказ о покинувших наш мир людях.

Масштаб большинства миниатюр – 1/12
Масштаб большинства миниатюр – 1/12

Дефицит общения как причина запоздалого обнаружения кодокуси

Первая миниатюра – «Кодокуси человека 50-60 лет»

«Кодокуси человека 50-60 лет»
«Кодокуси человека 50-60 лет»

Деталь миниатюры «Кодокуси человека 50-60 лет»
Деталь миниатюры «Кодокуси человека 50-60 лет»

Послание, которое несёт эта миниатюра – «Давайте общаться». Одинокая смерть часто настигает людей именно в этом возрасте, и до обнаружения тела проходит немало времени. Эти люди и их родственники считают, что повод для беспокойства отсутствует – возраст пока позволяет. Соседи тоже думают, что внезапная смерть в таком возрасте невозможна. Когда стучишь к нему в дверь, чтобы поздороваться, его часто нет дома, поэтому длительное отсутствие ни у кого не вызывает подозрений. Иногда кодокуси обнаруживают только через полгода. Живущие по соседству люди должны общаться, – такое послание заключено в этой миниатюре.

Вторая миниатюра – «Кодокуси в ванне от теплового шока».

«Кодокуси в ванне от теплового шока»
«Кодокуси в ванне от теплового шока»

Я хотела предупредить людей о необходимости профилактики теплового шока. Тепловой шок часто случается в ванной комнате и туалете в зимнее время. Когда выходишь из жаркого помещения в холодный коридор или предбанник, происходит потеря тепла, сосуды сжимаются, а давление повышается. Если после этого залезть в горячую ванну, тело нагреется, сосуды расширятся и давление резко снизится. Колебания давления воздействуют на сердце, вызывают инфаркты и инсульты и приводят к смерти от утопления в ванне. Я неоднократно была в квартирах погибших от теплового шока людей. Чтобы организм не страдал от резкого перепада температур, перед выходом в холодный коридор следует надевать тапочки, а в туалете и предбаннике устанавливать маленькие обогреватели. Ванную комнату можно предварительно прогреть, пустив горячую воду из душа. Температура воды в ванне не должна превышать 40 градусов. На сиденье унитаза можно надеть специальный чехол или установить крышку с отоплением. Меры профилактики теплового шока могут спасти человеку жизнь.

Третья миниатюра – «Кодокуси в захламлённой квартире».

«Кодокуси в захламлённой квартире» и автор миниатюры
«Кодокуси в захламлённой квартире» и автор миниатюры

В захламлённой квартире может оказаться каждый. Глядя на эту миниатюру, человек думает: «Я люблю чистоту, поэтому никогда не доведу свой дом до такого состояния». Однако жившие в этих квартирах люди тоже не были грязнулями с рождения. В их жизни что-то случилось – развод, несчастная любовь, увольнение, издевательства, перегрузки на работе, смерть любимого человека, смерть питомца, психическое заболевание. По этим и другим причинам люди утрачивают желание жить, перестают заботиться о себе. Вы по-прежнему считаете, что с вами это никогда не произойдёт?

Кодокуси – удел не только одиноких людей

Пандемия коронавируса привела к распространению удалённой работы, увеличилось число увольнений, люди стали больше времени проводить дома. Сейчас многие не прибегают к услугам клининговых компаний, а разбирают вещи покойного самостоятельно. Число заказов на сортировку вещей сократилось, но число заказов на спец-уборку увеличилось. Мы стали чаще выезжать в квартиры, причина смерти хозяина которой не установлена. Никто не знает, где и когда его настигнет смерть. Если поблизости есть другие люди, смерть обнаружат быстрее, но она может наступить в одиночестве. Многие считают, что наличие спутника жизни или ребёнка позволяет не волноваться на этот счёт, но даже эти люди могут умереть в одиночестве. Среди случаев кодокуси, с которыми мне приходилось сталкиваться, было множество женатых людей и людей с детьми.

«Кодокуси богатого старика»
«Кодокуси обеспеченного пожилого человека»

Иногда родственников обвиняют в том, что они забросили покойного и довели его до одинокой смерти. Поймите меня правильно. Смерть в одиночестве – это не обязательно плохо. Человек может быть счастлив умереть в своей любимой комнате. Термин «одинокая смерть» не совсем корректный. Слово «одиночество» чаще всего вызывает жалость к человеку, которому пришлось умереть одному. Но среди случаев кодокуси по-настоящему одиноких людей очень мало. Большинство имели семью и друзей, часто путешествовали. Даже если у человека нет друзей, он наслаждается хобби, некоторых за несколько дней до смерти навещали дети и внуки, они жили полной жизнью, с которой слово «одиночество» плохо сочетается. Кодокуси подходит для описания смерти человека, который действительно был одиноким, но использовать это слово в отношении всех случаев смерти на дому кажется мне неправильным. Если мы станем говорить не кодокуси, а, например, дзитакуси (смерть дома), мы сможем изменить отношение общества к этому явлению. В последнее время срок обнаружения тела после смерти сокращается. Возможно, это объясняется тем, что о кодокуси часто сообщают в новостях, поэтому люди осознали наличие рисков и стремятся избежать ситуации, когда им придётся испытывать раскаяние за невозможность провести последние минуты с покойным.

«Кодокуси от теплового шока в туалете»
«Кодокуси от теплового шока в туалете»

Если у вас, мои читатели, есть близкие люди, для которых вы бы хотели что-то сделать, чтобы избежать раскаяния от потери, – действуйте не раздумывая! Не забывайте и о себе – делайте то, что хотите делать. Смерть настигнет каждого из нас. Помните об этом и живите так, чтобы не жалеть о каждом проведённом дне. Я думаю об этом каждый раз, когда разбираю вещи покойных и занимаюсь спец-уборкой.

Фотографии автора статьи.
Фотография к заголовку: «Кодокуси в квартире со множеством вещей»

А. П. Чехов «Тоска»: анализ

Краткое содержание:

История создания

Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26). Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).

Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.

9138672b72a9cdb21880dc2835a4428d

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.

Тема и идея произведения

Тема: Одиночество человека в мире.

Идея содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.

Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.

c59e744916b442dd646eb62b949a0bfd

Проблематика

Смысл названия: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.

Время и место действия: действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.

Персонажи

6001d7436fa3587e5330105120bb31d8

Система образов произведения

Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.

Композиция произведения

Эпиграф рассказа («Кому повем печаль мою. ») задаёт тон произведению.

Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.

Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.

Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.

1645bb303ce793c8c6c1b04ccc05acf9

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.

Мастерство художественной детали Чехова проявляется в обозначении лошади извозчика «лошадёнкой». Уменьшительный суффикс придаёт слову смысловой нюанс: старая, измотанная работой лошадь, похожая на хозяина.

К числу художественных приёмов относятся и эпитеты, характеризующие состояние души Ионы, масштаб его личного горя: «тоска громадная, не знающая границ», «весь свет залила бы», «распирает грудь».

Краткое содержание

Источник

Презентация по литературе»Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)»

специалист в области арт-терапии

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький о А.П.Чехове)

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (К..Чуковский о А.П.Чехове)

ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА: I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска» II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения. Художественная деталь в рассказе. III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»

История создания рассказа «Тоска» Опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки» В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».

Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль. ( духовный стих «Плач Иосифа и быль) Эпиграф к «Тоске» задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.

Сюжет (от франц. sujet — предмет) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Вывод: Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска».

a loader

Номер материала: ДБ-699780

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока А.П. Чехов. Рассказ «Тоска» nth theme home and kids school new

Конспект урока по рассказу «Тоска» А.П. Чехова

А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ТОСКА»: ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАССКАЗА

Цели урока русской литературы:

Рассказ про одиночество человека

Оборудование для проведения урока русской литературы: учебник, текст рассказа «Тоска», раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока русской литературы: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты после окончания урока:

ХОД УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Организационный этап

Рассказ про одиночество человека

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Обращаясь к конкретным произведениям А. П. Чехова, видишь, насколько тесно переплетаются в них отклик на непосредственные впечатления действительности с литературной памятью, отражение реальности и включённость в определённую традицию. И наша с вами задача — различать, что пришло в них от жизненных наблюдений, что — от опыта, накопленного предшествующей литературой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером короткого рассказа. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Рассказ «Тоска», посвящённый теме разобщённости людей и одиночества человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа «Тоска» проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие.

Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

I. Вступительное слово учителя

Рассказ про одиночество человека

— Эпиграф к «Тоске» — «Кому повем печаль мою. »,— начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками —«каликами перехожими», задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о экзистенциальной дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

Начало «Тоски» напоминает увертюру к музыкальному произведению, в которой звучит основная тема рассказа, объединяются в единое целое эмоциональный, событийный, философский и психологический планы. «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. » Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который «бел, как приведение», и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.

II. Погружение в тему урока: беседа

¦ Что значит быть одиноким?

¦ Может ли человек быть одиноким среди людей?

¦ Что такое, по-вашему, тоска?

¦ Каково лексическое значение этих слов?

III. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Одиночество — состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Тоска — стеснение духа, томление души, мучительная грусть: душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.

IV. Аналитическая работа с текстом рассказа «Тоска»

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа «Тоска»

— Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе «Летучие заметки» «Петербургской газеты» — там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию «Тоски». Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки — эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный — реальный или литературный — комментарий к «Тоске», к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции.

Автору «Тоски» — 26. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

б) «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)

Презентация результатов работы

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Рассказ про одиночество человека

Обобщающее слово учителя русской литературы в школе

— Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын.

После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная чёрствость и равнодушие окружающих.

Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина.

Антон Павлович Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

VI. Домашнее задание по русской литературе

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин».

Видео по теме: Конспект урока по рассказу «Тоска» А.П. Чехова

Источник

Анализ произведения Антона Павловича Чехова «Тоска»

Краткое содержание

В заснеженный воскресный вечер извозчик Иона Потапов в привычном ожидании стоял на городской площади, стряхивая мокрый снег со спины своей дряхлой лошаденки. Мужчина отправился на заработки еще утром, но почина все еще не было.

Серые улицы полностью погрузились в вечернюю мглу, кругом зажглись фонари, и людская суматоха стала еще шумнее. Наконец, к Ионе обращается первый клиент. Военный просит подвезти его до Выборгской. Извозчика гложет невыносимая тоска, поэтому он хочет поделиться своими мыслями с человеком, севшим к нему в повозку, в надежде встретить понимание. Оказывается, Иона совсем недавно лишился сына. Парень несколько дней пролежал в больнице и скончался от горячки. Военный с полным равнодушием слушает историю несчастного отца и, доехав до нужного пункта, покидает извозчика.

Следующими, кому понадобились услуги Ионы, стали трое разгоряченных выпивкой молодых людей. Толкаясь и выкрикивая бранные слова, веселая компания требует от старика, чтобы тот заставил свою лошадь скакать быстрее. Лихие ребята отвешивают несколько подзатыльников извозчику, но тому нисколько не обидно, и он робко пытается завести разговор об умершем сыне. Как и в случае с первым седоком, никому нет дела до чужого горя.

Раздосадованный мужчина отправляется в хибару, где ночуют такие же, как и он, работяги. Один из извозчиков просыпается в тот момент, когда Иона заходит в помещение. Потапов не упускает возможности завести беседу — он начинает говорить человеку о тяжелой утрате, но тот обрывает его на полуслове. Не найдя понимая среди людей, Иона идет к своей кобыле, думая, что возле стойла к нему будут приходить мысли лишь об овсе и сене.

Сам того не замечая, он изливает лошади душу. Рассказывает ей о том, как мечтал, что его сын станет успешным кучером и проживет долгую и счастливую жизнь. Размышляет о недопустимости того, чтобы молодые уходили на тот свет раньше, чем старики.

Характеристика героев

В рассказе довольно поверхностно описаны второстепенные персонажи, поэтому нет особой надобности заострять на них внимание, чтобы проникнуться той атмосферой грусти и печали, в какую погрузился главный герой. Для более глубокого понимания сути произведения следует описать портреты следующих действующих лиц:

Художественные приемы

Детализация изображения — характерная особенность всего творчества Чехова. С помощью описания мельчайших деталей писатель:

В связи с этим крайне важно обратить внимание на то, как Антон Павлович создает образ города, в котором разворачиваются события, изображает его жителей, а также извозчика. В частности, описание пейзажа позволяет отразить атмосферу городской среды, наполненную бессмысленной суматохой и эгоизмом. Никому из толпы вечно спешащих жителей неинтересно, что творится на душе у «маленького человека». Образ города, где каждый зациклен на своих интересах, создается за счет мелких деталей:

И в этом суровом, несправедливом мире вынужден влачить свое жалкое существование одинокий Иона, вырванный из привычной среды и никому не желающий зла. Отдельно стоит упомянуть о том, как главный герой обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова фигурируют в его речи:

Совершенно по-другому с извозчиком разговаривают горожане. В его адрес летят обидные словосочетания:

Прибегнув к такому приему, как аллегория, Чехов создал своеобразный конфликт между бедным извозчиком и большим городом. Иона олицетворяет простой трудовой народ, который противопоставлен бездушной городской массе, игнорирующей проблемы маленьких людей.

Темы и проблематика рассказа

Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.

Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.

Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:

Анализ произведения

Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия. На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто. Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.

Тоска — ключевой образ рассказа, который воплотился в Ионе Потапове. Это одновременно и гложущее героя чувство, и острая проблема, над которой Чехов призывает поразмышлять широкому кругу читателей. Тоска здесь не просто отражает упадническое настроение извозчика, а демонстрирует тяжкий душевный недуг, поразивший целый город.

Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать. Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей. Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?

Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи. Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло. Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.

Источник

А.П. Чехов «Тоска». Особенности рассказа.

специалист в области арт-терапии

hello html m1c533720

открытый урок литературы

учитель русского языка

и литературы МКОУ СОШ № 2

Тема: А.П.Чехов «Тоска». Особенности рассказа.

Цели урока: углубить знания о личности и творчестве А.П.Чехова; повторить изученное по творчеству А.П.Чехова; раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности обучающихся анализировать художественное произведение.

Проектор, экран, компьютерная презентация.

Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и В.Даля.

Карточки для работы в группах.

Словарные слова: козлы (сиденье для кучера)

почин (начало какого-либо дела)

I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он… трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

2. Слово о писателе.

80-е гг. XIX в. – эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.

В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.

Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила столь привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Вспомним этапы биографии и творчества писателя.

3. Сообщение учащегося о Чехове (индивидуальное задание).

4. Составление хронологической таблицы.

Основные события жизни и творчества

Родился в Таганроге в купеческой семье

Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство

Учеба на медицинском факультете Московского университета

Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.

Начало медицинской практики

Повесть «Степь» – итог чеховских исканий 80-х гг.

Поездка на Сахалин

Книга «Остров Сахалин»

Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра
О. Л. Книппер

Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту

Пьеса «Вишневый сад»

В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похороны в Москве.

Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.( запись в тетради )

5. Работа над содержанием рассказа.

К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями – «Горе», «Тоска», в центре которых – человек, оставшийся один на один со своим горем. Это одиночество отдельного человека отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода.

— Что значит быть одиноким?

— Может ли человек быть одиноким среди людей?

— Ощущаете ли вы себя одинокими?

Каково лексическое значение этого слова?

Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

В каком значении использовано это слово в рассказе?

Назовите синонимы к этому слову ( горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

Фронтальная беседа по вопросам:

— Каково начало рассказа? Зачитайте.

(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

— Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).

— Какова роль данного описания?

(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

— А как чувствует себя главный герой Иона?

(Ему тоскливо, плохо).

— А почему ему плохо? (У него умер сын.)

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

— А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

— Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

— Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

Выполним это задание в группах.

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

— Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.

— Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

— Почему Иона решил рассказать ей всё?

(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

— Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

— Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

— Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

— Как вы объясните многоточие?

— Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

— Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

Слово учителя! В основе рассказа – короткая бытовая сцена, показанная в грустно-лирическом свете. Бытовой случай помогает раскрыть глубокое психологическое содержание, которое неразрывно связано с социальным: писатель заставляет увидеть в личном несчастье людей отражение общей социальной несправедливости.

Современник А. П. Чехова С. Я. Елпатьевский писал: «Я несколько раз прочитывал рассказ «Тоска», и теперь, когда Чехов совсем ушел из жизни, я вспоминаю судьбу его, вспоминаю всего Чехова и не могу без волнения читать взятый им к этому рассказу эпиграф „Кому повем (поведаю) печаль мою?”».

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Выставление оценок за урок.

Всем спасибо за урок.

вопросы 7, 9, 10, с. 39 (II часть учебника).

Источник

  • Рассказ про одуванчик 4 класс русский язык
  • Рассказ про одинцову отцы и дети
  • Рассказ про один день египетского земледельца
  • Рассказ про один фразеологизм
  • Рассказ про овсяную кашу