Рассказ про нил 5 класс

Нил одна из крупных рек, находящихся на континенте африка. протяженность гораздо больше, чем у остальных водоемов.с течением времени на

Рассказ про нил 5 классНил – одна из крупных рек, находящихся на континенте Африка. Протяженность гораздо больше, чем у остальных водоемов.

С течением времени на берегах появлялись государства, которые осуществили рыболовство, распространили товары через суда. Здесь добывают очищенную воду по сей день. Благодаря плотинам происходит оживление даже самых высохших земель.

Описание водоема

Нил – река, полностью находящаяся на территории Африки. Ее протяженность вторая по величине после Амазонки. Но споры на эту тему ведутся по сей день. Начало водоема находится в Восточно-Африканском плоскогорье. Он завершается впадением в Средиземное море.

Водоем обладает особенностями, указанными в таблице:

Параметры Описание
Месторасположение Северо-восток Африки
Общая протяженность 6852 км
Пересечение пустынь Сахара
Режим питания Дождевое, в остальное время происходит за счет притоков
Низкий уровень воды Весенний период
Температурный режим воды 18-26 градусов
Крупные города Александрия, Каир, Асуан, Хартум

На всем протяжении река меняет характер течения. Весной оно маловодное из-за небольшого количества осадков. В период половодья случаются наводнения в поселках и городах, расположенных рядом.

Информация о месторасположении

Речной исток находится в Восточно-Африканском плоскогорье. Здесь высота насчитывает более 1000 метров над уровнем моря. Здесь у реки течение равнинное, но быстрое.

Располагаются следующие государства и города:

  • Уганда;
  • Кения;
  • Танзания;
  • Эфиопия;
  • Южная часть и Республика Судан;
  • Египет.

Рассказ про нил 5 класс

После завершения Египта образуется исток. Здесь река впадает в Средиземное море. Подробнее о местоположении читайте в этой статье.

Географические характеристики

Как и каждая река, Нил имеет устье, исток, притоки. Вода увеличивается в объеме за счет режима питания. Характеристики важны для людей, осуществляющих сельское хозяйство на берегах и соседних территориях.

Исток

На протяжении многих веков велись разногласия по истоку реки из-за труднодоступности прохождения всех территорий.

К концу XIX века ученые пришли к выводу, что в отличие от остальных рек, Нил имеет сразу 2 истока:

  1. Первый исток считается главным. Он начинается в Уганде, направляется в сторону озера Виктория. Оттуда образуется река Кагера. От нее течет Белый Нил.
  2. Второй – второстепенный. Он начинается на Эфиопском нагорье. Исток появляется за счет озера Тана, где выходит Голубой Нил.

Два истока формируют единую реку в Судане, городе Хартум. Оттуда образуется самое бурное течение по территориям пустыни.

Полная информация об истоке реки тут.

Устье

В устье или дельте находится наиболее плодородный участок, где осуществляется все сельское хозяйство. Здесь сосредоточена основная часть населения Египта.

В районе Египта образуется 2 главных рукава – Дамьетта, Рашид. Помимо них, образуются небольшие пороги. Затем происходит впадение Нила в Средиземное море.

Особенности устья реки Нил в нашей статье по ссылке.

Притоки

Река имеет верхнюю и нижнюю часть. Сверху в нее впадают следующие притоки:

  • Рассказ про нил 5 классЭль-Газаль – единственный левый приток, располагается в Южном Судане;
  • Ачва – правый приток течет по Уганде, Южному Судану;
  • Собат – река Южного Судана является правым притоком;
  • Голубой Нил – находится на территории Эфиопии, относится к правому притоку;
  • Атбара – находится в одноименном городе Эфиопии.

Далее течение ускоряется, проходя пороги. Здесь река притоков не имеет.

Более подробно о притоках реки можете почитать здесь.

Питание и режим

Насыщение водой происходит за счет осадков весной и осенью. Часто река выходит за границы. Появляются наводнения, негативно сказывающиеся на сельском хозяйстве в небольших и крупных городах, расположенных вдоль берегов.

Для зимы и лета характерна засуха, затяжные дожди не появляются. Объем воды в реке становится меньше. Увеличение объема воды незначительно происходит за счет притоков и озер, с которыми соединяется Нил.

Режим реки полностью зависит от климата. Если появляются сильные дожди, движение ускоряется. Но в основном — это равнинное течение с небольшой скоростью. Лишь в одной точке, где расположены пороги, его скорость всегда большая. Там Нил наиболее опасен, поэтому прохождение судов невозможно.

Подробная информация об источниках питания здесь, а о режиме реки тут.

Направление

Кроме прохождения через пороги, течение медленное, ровное. Оно начинается от экватора, переходит к северу в направлении к Средиземному морю.

Течение имеет следующие переходящие направления:

  • слияние двух истоков с образованием Виктории-Нил;
  • соединение с 1 левым притоком и 4 правыми;
  • протекание через пороги, водопады в сторону озера Кьога;
  • в нижней части река проходит через Египет, образуя крупнейшую дельту;
  • соединение со Средиземным морем.

Если не смотреть на отдельные части, то можно сказать, что течение происходит от юга на север в сторону моря.

О направлении африканского водоема полная статья тут.

Бассейн

Рассказ про нил 5 классРечной бассейн делят между собой несколько государств. Среди них выделяют:

  • Танзанию;
  • Судан;
  • Руанду;
  • Бурунди;
  • Заир;
  • Уганду;
  • Эфиопию;
  • Египет.

В бассейн включены 2 основных истока – Белый и Голубой Нил.

Общая площадь бассейна насчитывает более 3 млн км2. Объем воды зависит от климатических особенностей, наличия или отсутствия сезона дождей. В бассейне есть множество порогов, где судоходство и иная промышленность невозможны.

Нил относится к бассейну Средиземного моря. Там же появляется самая большая дельта среди остальных рек в мире. Поэтому здесь располагается густое население, промышленность.

Еще больше информации о бассейне реки Нил здесь.

Размеры

Выделяют следующие характеристики реки, каждая из которых имеет свои параметры:

  • площадь – протяженность реки большая, с точностью посчитать параметр невозможно, поэтому определяют среднее значение, составляющее 3349 км2;
  • ширина – средний параметр составляет 300-500 м, но он может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от климатической зоны, наличия или отсутствия сезона дождей;
  • глубина – в среднем показатель составляет 5-7 м, максимально не более 11 м;
  • длина – 6852 км, начиная от Уганды, заканчивая Средиземным морем.

Такие данные примерны. Они зависят от многих факторов, в том числе особенностей климата для каждой страны, города, где находится течение.

О длине реки Нил полная информация тут, а подробно о глубине читайте здесь.

Фото

Фото реки Нил:

Рассказ про нил 5 класс

Особенности

Реку Нил часто сравнивают с другими водоемами, находящимися в Африке. С целью сравнительной характеристики представлена таблица:

Название реки Исток Устье Направление течения Питание Режим
Нил Два истока: Голубой и Белый Нил Средиземное море Северное Дожди, подземные воды Смена режима в зависимости от климатической зоны
Конго В области Заира  Атлантический океан Западное Дожди Постоянное половодье
Лимпопо Рядом с высоким Велдом Индийский океан Восточное Дожди Полноводное только в летний сезон

Из всех трех африканских рек Нил имеет наибольшие параметры среди площади, глубины, ширины и длины.

Также Нил часто сравнивают с реками, находящимися на других континентах. Характеристики представлены в таблице:

Название реки Где находится Исток Устье Питание Направление течения
Миссисипи США Озеро Айтаска Мексиканский залив Осадки, Талая вода С севера на юг
Нил Африка Два сливающихся истока Средиземное море Дожди, подземные воды С севера на юг
Волга Россия Валдайская возвышенность Каспийское море Снега, дожди С ю-в на с-з

Среди 3 водоемов большими параметрами по длине, ширине, площади, глубине обладает Нил. После него идет Миссисипи, только затем Волга.

Более детальное сравнение длины Нила с Миссисипи читайте тут, с Волгой здесь.

Обитатели водоема

В области Нила распространена обильная флора и фауна. Масса живности расположена как на берегах, так и в самой реке. Некоторые особи распространены более остальных, так как научились выживать в данных условиях.

Животные

Наиболее распространены следующие животные, обитающие на берегах реки:

  1. Рассказ про нил 5 классБегемоты. Проживают в болотистой местности Судана. Это опасное животное, к нему нельзя подходить на близкое расстояние. Самцы намного крупнее самок. Бегемоты питаются растениями. Размножаются в воде.
  2. Жирафы. Постепенно количество особей уменьшается, их истребляют люди. Жирафы питаются растительностью. Они не менее опасны бегемота, при быстром беге способны затоптать любое животное или человека.
  3. Леопарды. Представители семейства кошачьих. Обитают недалеко от воды.

Среди других животных представлены гепарды, кабаны, мелкие грызуны, носороги, обезьяны и многие другие виды.

Какие рыбы водятся?

Особый интерес среди представителей рыб вызывают хищники. К ним относятся следующие виды:

  • тигровая рыба – обитает в нижнем Ниле, имеет крупные острые зубы, выступающие изо рта;
  • мозамбикский калорий – хищник, который в длину вырастает до нескольких метров, преимущественно заселяет нижнюю часть реки;
  • нильский окунь – крупная рыба, в длину может превышать 2 м, питается рыбой, рачками.

Среди рыб в реке больше распространены травоядные:

  • двоякодышащая рыба – наличие двух легких с более сложной системой дыхания;
  • алеста – небольшая рыба до 1 кг, питающаяся червями, травой, небольшими насекомыми;
  • гимнарх – обладает крупным весом до 20 кг, питается преимущественно насекомыми, мелкими обитателями дна.

Растения

Растения в этой местности значительно отличаются от привычных. Среди них представлены следующие виды:

  • Рассказ про нил 5 классбамбук – расположен рядом с истоком, в области тропических лесов;
  • бананы – встречаются в нижней части, сильно подвержены влиянию вредителей;
  • папирус – произрастает на всем протяжении реки, применяется для изготовления бумаги, ткани, паруса.

Местные жители научились использовать растения не только для изготовления бумаги. Их применяют в медицине, текстильной промышленности.

Почему опасно плавать по реке?

Главная опасность плавания по водоему состоит в следующем:

  • большое количество хищных рыб, которые могут поранить или убить человека, повредить судно в связи с огромными размерами;
  • большое количество крокодилов, часто нападающих на человека;
  • пороги с крайне быстрым течением, из-за чего суда разбиваются в этой зоне.

Наиболее благоприятная зона для плавания – Египет. Течение здесь плавное, медленное. Из-за большой скученности населения отсутствуют хищные рыбы и крокодилы.

Экологические проблемы

В Египте и других странах, расположенных на побережье Нила, находится множество сооружений. Здесь развито судоходство. Использование природных ресурсов сопряжено с загрязнением вод. Туда сбрасывают отходы, продукты нефтепереработки. Поэтому многие виды флоры и фауны быстро погибают.

В некоторые озера, питающиеся от Нила, заселяют хищные виды рыб, нарушающие соотношение видов. Например, Нильский окунь, который быстро уничтожил сотни видов рыб.

Хозяйственное использование в деятельности человека

Рассказ про нил 5 классНа территории реки расположены не только крупные города, там проживают небольшие племена, которые успешно используют земли для сельского хозяйства.

На них выращивают культуры, употребляемые в пищу и для продажи. Пасутся пастбища животных, состоящие из коров, коз, овец.

На территории растет папирус, из которого изготавливают бумагу, парус для лодок, другой вид текстиля. Выделяют большие зоны бамбука, из него делают качественные материалы.

Бананы на берегах растут быстро. Их продают на рынке для людей или животных. Например, слонов.

Еще больше информации об использовании реки человеком читайте тут.

Интересные факты

У реки древняя и интересная история. Выделяют 3 факта, которые будут интересны каждому человеку:

  1. Многие люди считали, что Нил – это самая длинная река. Но за последние годы благодаря новым техническим разработкам было установлено, что в этом параметре ее превосходит Амазонка.
  2. Большинство рек текут с севера на юг. В отличие от них, Нил имеет обратное направление.
  3. Благодаря реке было построено большинство пирамид. По ней сплавляли огромные конструкции, чтобы облегчить труд работников, уменьшить время для постройки.

На территории Нила находится одна из самых известных стран Африки – Египет. Более 90% всех людей проживает на ее берегах.

Чем еще интересна река Нил читайте здесь.

Заключение

Нил – одна из самых интересных, но опасных рек во всем мире. Ее протяженность значительно больше, чем у остальных водоемов. Она уступает в этом параметре лишь Амазонке.

Благодаря реке многие жители Африки могут выращивать сельскохозяйственные культуры, перемещать товары и продукты на судах. Она имеет огромное значение в торговле, добыче пресной воды, получении электричества.

Исторические сведения

Река Нил в древности

Нил упоминается в источниках, которые описывают период становления цивилизации. Тогда водный поток называли древнегреческим словом «Нейлос» – именно от него и происходит современное название. Можно встретить наименование «Эгиптос», скорее всего «Египет» является его производной.

В древние времена люди стались наладить взаимоотношения с природой, чтобы избежать засухи, наводнения или нападения животных. Египтяне считали, что в глубинах Нила обитает бог Себек. В его честь строили храмы и старались всячески задобрить жертвоприношениями. Трудно переоценить роль Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Река и по сей день служит источником воды для всего континента, а также имеет разнообразную флору и фауну. Водные ресурсы применяются для полива полей, работы систем водоснабжения и курсирования кораблей. Большое количество ила, остающегося на земле после выхода реки из берегов, является полезным природным удобрением.

Река НилГиппопотамы в дельте Нила

Исток и притоки Нила

Река Нил на карте древнего Египта и Нубии

С античных времен ученые пытаются выяснить, каким образом река наполняется водой. По этому поводу возникало огромное количество догадок, но ни одна не является стопроцентно правильной. Длительное время в искусстве Нил имел образ некого божества с замотанной головой, что являлось символом незнания. На данный момент не существует единой точки зрения касательно истоков реки, установлено только, что водный поток берет начало на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в море. Его полноводность обеспечивается многочисленными притоками, важнейшими из которых являются Голубой и Белый Нил. Они так названы из-за оттенка воды, которая окрашивается находящимися в ней глинистыми взвесями. Нил меняет свой цвет в сезон разливов – он бывает красным или зеленым. Это происходит из-за наличия в воде горных минералов и тропических растений.

Бассейн и долина Нила

В бассейне Нила расположено большое количество государств, таких как: Египет, Кения, Эфиопия, Судан, Танзания, Уганда. Пятая часть русла реки приходится на египетские территории, оставшиеся воды распределены между другими странами. В долине водного потока расположены все города Египта, поэтому Нил традиционно ассоциируют именно с этим государством. Близлежащая местность представляет собой своеобразный туристический оазис. Это настоящая находка для ценителей истории и археологии. Рядом с Нилом находятся известнейшие памятники культуры – пирамиды Гизы, Долина царей, Египетский музей в Каире, Луксорский и Карнакский храм, Большой сфинкс.

Возле Каира начинается дельта Нила, протяженность которой составляет 260 км вдоль побережья Средиземного моря. Устье реки получило такое название из-за визуальной схожести с буквой греческого алфавита. Здесь заканчивается долина Нила и он впадает в средиземное море. Начало дельты и нильские пороги ограничивают область Верхнего Египта – местности, где сосредоточены древние памятники, возведенные во времена эпохи Среднего Царства и в римско-византийский период. В городе Ком-Омбо вы увидите многочисленные мумии священных крокодилов. Абидос известен как центр поклонения богу умерших Осирису. Как мусульмане стремятся совершить хадж в Мекку, а христиане – паломничество в Иерусалим, так и древние египтяне хотели побывать в Абидосе при жизни или просили похоронить их здесь. Небогатые люди, не имеющие возможности построить гробницу в данном месте, возили сюда мумии умерших родственников на поклонение.

Немного выше по течению Нила можно увидеть гробницы Бени-Хасана и некрополь в Туна-эль-Гебель. Здесь сохранился храм Спеос Артемидос, созданный в честь богини-львицы Сехмет. Неподалеку от Сохага вас ждут уединенные Красный и Белый монастыри, в которых вы сможете проникнуться аскетичной атмосферой и способом жизни первобытных христиан.

Круизы по Нилу

Река Нил в Каире

Путешествия по Нилу были популярны среди туристов еще в XIX веке. Круиз совершается на специальном лайнере на отрезке от Луксора до Асуана, общая протяженность маршрута составляет около 220 км. Во время поездки судно останавливается в нескольких городках, где проходят экскурсии по остаткам храмов. Исторические населенные пункты, расположенные на Ниле – Асуан и Абу Симбел, Карнак и Луксор, Каир и Абидос. Вы можете насладиться не только познавательной программой, но и размеренным отдыхом на борту. Путешествие длится 4-5 суток, в стоимость путевки включено трехразовое питание, билеты для посещения достопримечательностей и трансфер на автобусе до места отправки лайнера.

Стоимость круиза отличается в зависимости от места приобретения путевки. Её можно купить в российской турфирме, в местном агентстве или у гида при отеле. При обращении в туристические компании Луксора и Хургады вы получаете возможность сэкономить около 200 долларов. Стоит учесть, что в этом случае оплата пропавших дней в отеле вам не будет компенсирована со стороны российского оператора.

Рассказ про нил 5 класс

Глава 4.

Что подарила миру египетская цивилизация?

Почему один из греческих историков подметил: «Египет со всех сторон укреплён самой природой»?

1. Нил — река жизни. Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта, ровесница Древнего Шумера.

Река Нил берёт начало в Центральной Африке и течёт на север к Средиземному морю. Перед впадением в море Нил образует разветвлённую дельту1. Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли. Воды Нила приносят ил, делающий почву плодородной.

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога.

Нил — удобный водный путь — связывал людей, живших вдоль его берегов. Они научились строить из тростника лодки, а затем и корабли. По реке переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы.

На берегах Нила росло удивительное растение — папирус. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом.

1 Дельта — низменность в низовьях реки, впадающей в море, прорезанная водными рукавами и протоками.

Какое место в жизни египтян занимал Нил?

Древние греки дали стране на берегах Нила имя Египет. Так мы называем её и теперь.

Историей Древнего Египта интересовались учёные Древней Греции и Рима. За Древним Египтом закрепилась слава хранителя древнейших знаний человечества, страны тайн. В 19 веке в Египте начались археологические раскопки. Французский учёный О. Мариет, английский учёный Ф. Питри и их коллеги изучали гробницы, мумии, сохранившиеся сооружения, настенные росписи, расшифровывали древние рукописи на папирусе. Русский учёный Б. А. Тураев написал первую научную историю Древнего Египта на русском языке.

Рассказ про нил 5 класс

Пахота. Древнеегипетская деревянная скульптура

2. Жизнь земледельцев на берегах Нила. Египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль — ноябрь. К этому времени вырывали каналы, поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. В эти же месяцы власти призывали крестьян на государственные работы — строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках.

Рассказ про нил 5 класс

Сбор плодов с фигового дерева. Роспись в гробнице

Рассказ про нил 5 класс

Кормление антилоп. Роспись в гробнице

Рассказ про нил 5 класс

Древнее Египетское царство

С середины ноября наступал период пахоты.

Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов.

Египтяне сеяли пшеницу и ячмень. На огородах росли фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. В садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках — разные сорта винограда. Урожай собирали в апреле — мае.

Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры.

В водоёмах плавали домашние гуси и утки. Рыбу ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лён.

Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.

3. Египет становится единым государством. Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие города-государства — номы. Их было более сорока. Номы воевали между собой, так как каждый из них хотел присвоить себе земли другого. Наконец образовались два царства: в верхнем течении Нила южное царство — Верхний Египет; в нижнем течении Нила северное царство — Нижний Египет.

Рассказ про нил 5 класс

Шадуф — сооружение для подъёма воды и поливки

Войны между двумя царствами закончились победой Верхнего Египта. Его царь Мйна объединил страну и короновался сразу двумя коронами — белой и красной. Это произошло примерно в 3000 году до н. э. Царя Древнего Египта называли фараоном1.

Столицей государства стал город Мемфис. Позже правители Египта неоднократно переносили столицу в другие города.

4. Как жили древние египтяне. Состоятельные горожане жили в собственных домах, построенных из сырцового кирпича. Горожане победнее жили в домах в два-три этажа, где занимали маленькие душные комнаты.

Рассказ про нил 5 класс

Посох и цеп фараона

Рассказ про нил 5 класс

Корона царя Верхнего Египта (1); корона царя Нижнего Египта (2); двойная корона — символ объединения Верхнего и Нижнего Египта (3)

1 Слово «фараон» произошло от древнеегипетского слова «пер о», означавшего «большой лом» Древним грекам в слове «пер о» почудилось «фараон».

Рассказ про нил 5 класс

Парик, сандалии и перчатки состоятельной египтянки

Рассказ про нил 5 класс

Мальчики с «локонами юности»

В таких домах почти не было мебели. Люди спали на циновках. Вместо подушек египтяне клали голову на специальные подставки из дерева или камня. Одежду хранили в сундуках.

Одежда богатых и бедных отличалась качеством тканей и украшениями. Мужчины носили набедренные повязки, богатые — украшенные передники. Грудь и плечи состоятельные мужчины покрывали широкими оплечьями-ожерельями. Женщины надевали лёгкие платья на широких лямках, во время работы — короткие юбки. И мужчины, и женщины носили парики, пользовались косметикой, ярко подводили глаза.

Основной пищей египтян были хлеб и похлёбка из зерна. Употребляли в пищу также мясо птицы, домашних животных. Особенно любили говядину. К столу состоятельных египтян подавалось много овощей и фруктов, вино, пиво.

Семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением в обществе. Они имели право на имущество, могли обращаться в суд.

Рассказ про нил 5 класс

Детские игрушки: игрушка-каталка (1); погремушка (2); собака с двигающейся головой (3); игра «Собаки и шакалы» (4)

В египетских семьях очень любили детей. В простых семьях ребёнок до трёх лет почти не расставался с матерью. Работая, мать носила малыша за плечами в сумке на лямках. Для детей делали игрушки, иногда движущиеся. Дети играли в «собак и шакалов», в «сенет» (игру, напоминающую нарды), любили подвижные игры вроде салочек. Маленькие дети бегали обнажёнными. Подросших детей одевали, как взрослых. Головы мальчикам брили, оставляя лишь по бокам или на затылке пучки волос. Они назывались «локоны юности». Девочек обучали дома. Мальчики учились ремеслу у своего отца, посещали школу, где изучали письмо, счёт, религию. Образованный юноша мог продвинуться на государственной службе, даже если он происходил из небогатой семьи.

Из древнеегипетского поучения

Хорошо слушаться для послушного сына. Прекрасно, если сын воспринимает ту правду, которую сообщает отец: он за это получает долголетие. Любим богом послушный, непослушный ненавидим богом… Все будут говорить: «Как хорошо, как радостно, если сын послушен». Слушающийся отца почтён, его память у людей и в настоящем, и в будущем. Если сын принимает сказанное отцом, он будет иметь успех во всём…

Почему непослушание старшим осуждалось в древности? Изменилась ли эта ситуация в наши дни?

1. Древние греки называли Древний Египет «Дар Нила». Докажите справедливость этого названия. 2. Объясните, как и для чего древние египтяне строили различные ирригационные сооружения. 3. Почему египтяне получали большие урожаи зерна и овощей? 4. Из предложенного перечня продуктов выберите те, которые могли употреблять в пищу древние египтяне: картофель, жареный гусь, солёные огурцы, лук, чеснок, лапша, мёд, рис, оливки, хлебные лепёшки, горох, виноград, кинза, салат.

1. Подумайте, почему было необходимо объединение Древнего Египта. 2, Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение «Один день из жизни египетского мальчика».




Нил — самая крупная река на Африканском континенте и вторая по величине после Амазонки в Южной Америке. По протяженности — величайшая речная система.

Описание

Высоко в горах тропической Африки хрустальные ручейки сливаются в порожистую реку Кагера. Это исток Нила — самой длинной реки земного шара. Кагера впадает в озеро Виктория, а из него на север устремляется река Виктория-Нил. На своем долгом пути река много раз падает с уступов восточно-африканского плоскогорья.

Река плавно несет свои воды на север. Здесь она получает название Белый Нил. Болотистые берега заросли камышами. Под жаркими лучами тропического солнца испаряется почти половина вод Белого Нила. Никогда эта река не пересекла бы Сахару без помощи своего великого брата — Голубого Нила.

Эфиопское нагорье, озеро Тана — отсюда вытекает Голубой Нил. Река спадает мощным водопадом в глубокий почти непроходимый каньон. У столицы Судана Хартум встречаются Голубой и Белый Нил. Отсюда начинается, собственно, Нил. Он пересекает Сахару, не принимая ни единого притока. Режим реки очень сложен. Зимой ее питают воды Белого Нила, летом — мощный паводок Голубого Нила. К осени паводок достигает нижнего течения.

Ниже Асуанской плотины Нил судоходен на всем протяжении. Самый большой порт на Ниле — Каир. Город раскинулся на обоих берегах великой реки.

Нил заканчивает свой долгий путь к Средиземному морю. Начинается дельта Нила, которая имеет треугольную форму. Ее пересекают два рукава Нила и сеть оросительных каналов. Многие каналы заложены тысячи лет назад, ведь дельта Нила — один из древнейших очагов земледелия на Земле. Почти вся нильская вода сейчас уходит на орошение полей, отдавая лишь небольшую часть Средиземному морю.

Длина реки составляет почти 6700 километров — наибольший водный бассейн в данной местности. Уникальность Нила заключается в том, что, протекая по пустыне, он не пересыхает в период засухи. Такая особенность позволяет местным жителям, поселившимся вдоль его берегов, не покидать дома в жаркое время года и не испытывать дефицита воды. Они называют реку Великим Нилом.

Река пересекает несколько стран: Судан, Египет, Руанда, Танзания, Уганда, Кения, Эритрея, Эфиопия.

Исток

Второй большой загадкой и особенностью Нила является его исток. Учёные не могут назвать место, где берёт начало великая река. Предположительно, это происходит на Восточно-Африканском плоскогорье, но мнения у учёных расходятся.

Точно удалось выяснить основные притоки реки, питающие её водой — Белый и Голубой Нил. Цвет воды определил их названия. Цвет воды в самом Ниле сезонно меняется от красного до зелёного из-за породы, которую размывает Нил. Горные породы окрашивают реку в красный, а сезонные тропические растения в зелёный.

Питание

Нил не дошёл бы по пустыне до моря, если его воды не получат дополнительного питания по всей длине. Крупнейшим источником считается озеро Виктория, а самым малым — река Рукарара, являющаяся притоком Кагеры. Есть такие источники воды как Альберт-Нил, Бахр-эль-Джебель (что означает горная река), затем Бахр-эль-Асфар (жёлтая река), и Бахр-эль-Асвад (черная река). Названия притоков преимущественно арабские и  отражают характер и цвет их вод.

Бассейн

Площадь бассейна, по разным данным, — 2,8-3,4 млн км². В бассейне Нила расположены Египет, Эфиопия, Судан, Кения, Уганда и Танзания. Преимущественно берег Нила заселён египтянами, пятая часть реки проходит через эту страну. Он питает водой такие города как Хартум, Асуан, Луксор, бывший Фивы и долину Гиза, известную своими захоронениями древних царей и пирамидами.

Направление

Дельта направлена вдоль побережья Средиземного моря и тянется аж на 260 км, беря начало в Каире. Нил протекает в восточной части Африки с юга на север. Справа от него находится Красное море. Заканчивается Нил дельтой и нильскими порогами. И если пороги реки — явление привычное, то место впадения Нила в Средиземное море называется дельтой из-за своей формы, напоминающей очертаниями эту греческую букву.

Режим

Под режимом Нила понимается смена периодов полноводности в зависимости от времён года. В сезон дождей весной с марта по май и осенью с сентября по ноябрь уровень воды поднимается на несколько метров. Максимальный подъём воды в реке был зарегистрирован на высоте 9,16 метра (Каир, 1878 г.)

В остальное время уровень воды в Ниле поднимается на 5-7 метров. Эта особенность реки позволяет жителям Каира и других городов возделывать поля по берегам и получать богатый урожай, так как вместе с водой Нил приносит на поля огромное количество плодородного ила. Если бы не это обстоятельство, то все страны, расположенные по берегам реки, прекратили своё существование много веков назад по причине голода.

Таким образом, Нил давал жизнь миллионам людей на протяжении тысячелетий. А в современном мире, люди научились управлять стихией и избегать неожиданных и разрушительных наводнений с помощью дамб. Одна из основных плотин – Асуанская, расположенная в Египте.

Хозяйственное использование

Нил — не просто река, впадающая в море, а целая экологическая система, дающая жизнь людям, сразу в нескольких странах. Нил занимает огромное место в хозяйственной жизни людей. Начиная с современных времён, нужно упомянуть об Асуанской гидроэлектростанции, обеспечивающей электроэнергией несколько городов. По реке осуществляются торговое и транспортное судоходство. Это происходит сейчас и было популярно тысячи лет назад, когда строились Египетские пирамиды. Именно по реке доставлялись блоки для пирамид. В реке жители Египта и других стан ловят рыбу и разводят крокодилов. А при разливе воды происходит орошение многочисленных полей по берегам.

Богатый растительный и животный мир распространяется на 15-20 километров от берегов Нила вглубь пустыни. Всё остальное в этом регионе – безжизненные пески Сахары.

Польза Нила в хозяйственном плане для населения подтверждается тем, что 97% людей, например, Египта, разместилось в бассейне реки.

Интересные факты

  1. В древности, местные жители обожествляли и изображали Нил на фресках в виде человеческой фигуры с замотанной головой. Это означало, что неизвестно где он берёт начало.
  2. Нил — это одна из двух наряду с Обью река в мире, которая течёт не с севера на юг, а с юга на север.
  3. В Ниле водится крупнейший вид окуня. Одна особь достигает 140 килограммов. Это самый длинный и тяжёлый окунь на Земле.
  4. Судоходство развилось после строительства искусственного озера Несер. Оно помогло поддерживать высокий уровень воды в реке, что позволяет кораблям с низкой посадкой проходить ранее недоступные мелководья. Данный факт не помешал древним строителям египетских пирамид сплавлять многотонные глыбы камней, из которых изготовлялись блоки. В то время Нил был полноводнее или лодки ходили только в сезоны дождей.
  5. Река Нил не располагает к купанию. Во-первых, из-за ила и других примесей вода для купальщика опасна. Современные жители сливают в неё пищевые, промышленные и канализационные отходы. Во-вторых, из-за крокодилов и гиппопотамов — смертельно опасные для человека животных.
  6. Название Нил встречается в древнейших рукописях дохристианской эпохи.

Урок истории

по общеобразовательной программе «Школа 2100»

в 5-ом классе.

автор: Нуждина Ирина Александровна

учитель истории и обществознания

высшей категории

ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска Самарской области

Тема: «Царство в долине Нила».

Цель урока: познакомить учащихся с блоком информации о Древнем Востоке, в частности с Древним Египтом, его месторасположением на карте, климате, растительности и формой правления.

Задачи:

  1. Образовательная (в соответствии с линией развития 1-2. Картина мира в фактах и понятиях).

Научить выделять признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.

  1. Развивающая (в соответствии с линией развития 3. Историческое мышление).

Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизаций Древнего Египта.

  1. Воспитательная (в соответствии с линией развития 4-5. Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение).

Учить анализировать и высказывать своё оценочное мнение о деспотичности фараонов.

Обязательный минимум содержания ЗУН полученных на уроке: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, появление иероглифической письменности). 3000г. до н.э.- образование Древнеегипетского государства.

Оборудование: учебное пособие Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов «Всеобщая история Древний мир»: учебник для 5-го класса основной школы.-М.: Баласс, 2008г. (Образовательная система «Школа 2100»), карта «Древний Египет», проектор, компьютер, авторская презентация «Царство на берегах Нила», раздаточный мини-тест «Древний Египет)

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала (фронтальный опрос)

  3. Изучение нового материала:

1.Учебная проблема: Почему Египет считается даром Нила?

2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.

3.Поиск решения проблемы.

А) Природные условия

Б) Восхождение на новую ступень развития

В) Объединение Египта

  1. Закрепление полученных знаний. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, определение отсутствующих учеников, проверка готовности к уроку – тетради по истории, ручки, карандаши).

II. Повторение изученного ранее.

Фронтальная проверка :

— Ребята, мы начинаем изучать раздел «Цивилизации Древнего Востока». Посмотрите на карту и скажите, какие цивилизации мы будем изучать? (ответы учащихся) Слайд 1.

— Скажите, что такое цивилизация? (Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления). Слайд 2.

— Назовите признаки цивилизации? Слайд 3. (хозяйство, деление общества, власть, культура)

-Когда и где возникли первые цивилизации?

-Почему их называют «речными»? ( Они зародились примерно пять тысяч лет назад в долинах великих рек ( Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы и другие)

-Какой вид хозяйства развивается на плодородных почвах? (успешно развивалось земледелие).

III. Изучение новой темы

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Рассказ учителя.

— Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой мы начинаем знакомиться, является Древний Египет, про который можно сказать так (слайд № 4):

А в немой дали, застыли

Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.

М. Эмилеску.

Работа с картой.

— Перед вами карта Древнего Египта. Какая река протекает по территории страны?

-В каком направлении она течёт?

— В какое море она впадает?

-Почему карта окрашена в красный и зеленый цвет? (ответы учащихся). Слайд 5.

Записи в тетради. Египет находится на северо-востоке Африки. На его территории простирается огромная пустыня, среди ее песков течет река Нил.

Беседа.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по этой длинной реке. Путешествие мы начнем с истока Нила (там, где начинается река). Она берет свое начало на юге, в центре Африки и течет на север. Помогать нам в дороге будет Археолог и Антошка.

— Но для начала давайте выясним, как появился Египет?

Работа с учебником.

Откройте учебник на с.57. Читаем внизу разговор главных героев. (Читают вслух текст).

— Какой вывод сделал Антошка? (-Всему, что необходимо для жизни египтян научил бог Осирис)

Определение фактов, постановка проблемы и вывод, запись их в тетрадь

Факт 1. Слайд 6. Египет появился благодаря Богу Осирису.

— А какие факты привел Археолог? (- Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни).

Факт 2. Слайд 6. Египет- дар Нила.

— Сравните вывод Антошки и факты, приведенные Археологом. Какой у вас возникает вопрос? (ответы учеников).

Проблема Слайд 6. Почему Египет считается даром Нила?

— Какие у вас есть предложения, версии решения проблемы? (ответы учащихся)

Вывод: Нил давал всё необходимое для жизни. Слайд 7.

2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? (ответы учащихся)

Фиксируем на доске:

Надо узнать: природные условия и посмотреть, что давал Нил для: хозяйства, для общества, для управления, для культуры.

3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

А) Природные условия

Слайд 8. (иллюстрации о природных условиях Египта)

Рассказ учителя:

-Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Страна «черной земли» Комет. Нил – одна из самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. Течение Нила встречало на своём пути пороги — каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству, течёт 700км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло госу­дарство Древний Египет. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскалённой пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он за­блудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине. Ширина её составляла 12-15 км.

-Давайте проанализируем природные условия Египта. Заполним таблицу, «+» и «-»

«+»

«-»

Река Нил

Пустыня

Плодородный ил

Сезон дождей

Оазисы

Засуха

Богатый животный и растительный мир

Каменистые пороги

Сделайте вывод, чем могли заниматься египтяне? (благодаря реке Нил, египтяне могли заниматься земледелием).

— Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливала все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Работа со схемой.

Перед вами схема

— На сколько сезонов делился год? (на три сезона)

-Когда происходил посев и созревание хлеба? (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

-Что происходило с марта по июнь? ( засуха)

-Когда происходил разлив Нила? (с июля по октябрь)

(запись в тетрадь)

649863 1

-Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь? (ответы учащихся)

Работа по иллюстрации.

-Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд 9 (Египтяне научились строить преграды- дамбы, отводные каналы).

— Зависела ли как-то деятельность египтян от разливов Нила? (ответы учащихся).

Б) Вхождение на новую ступень развития.

— Как это могло отразиться на общественном устройстве египетского общества? (Регулярность разливов реки делала жизнь египтян размеренной, упорядочной).

Работа с учебником.

— Прочитайте на с.52 , что ещё давал Нил египтянам (Папирус)

-Для чего использовали египтяне папирус? (для письма «священных знаков» иероглифов).

— Итак, давайте ещё раз вспомним что, же такое цивилизация (изменения во всех сферах деятельности человека).

— Можем ли мы сказать, что такие изменения произошли в Древнем Египте? (благодаря организации жизнедеятельности в долине реки Нил египтяне смогли взойти на ступень цивилизации).

В) Объединение Египта

Работа с учебником.

— Мы с вами не назвали ещё один признак цивилизации, это образование государства. Давайте попробуем найти признаки государства, в устройстве Древнего Египта используя схему на с.56.

-Первый признак государства это аппарат управления (правители) (ответы учащихся: фараон, правители номов, жрецы).

-Следующий признак государства система законов (ответу учащихся: фараон сам издавал законы)

— Ещё один признак государства это наличие армии для защиты границ (ответы учащихся: армия).

— Сбор налогов с населения это то же относится к признакам государства (ответы учащихся: есть ведомства, которые занимаются сбором налогов).

Слайд 10. Рассказ учителя.

— На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война.

Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Работа со схемой по слайду.

Слайд 11. – Сравните две схемы «Правление вождя племени» и «Правление фараона», что заметили? (вождя выбирало народное собрание, а фараон сам назначал и руководил чиновниками).

Работа с учебником.

— Такое правление называли деспотией. Найдите в учебнике объяснение этого понятия.

  1. Закрепление полученных знаний. Итог урока.

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (ответы учащихся)

-Чьи версии подтвердились? (ответы учащихся)

— Что нового мы сегодня узнали на уроке? (ответы учащихся).

Сделать вывод Жители Древнего Египта создали государство, взошли на ступень цивилизации.

Работа с тестом.

— Для того, что бы вернуться нам необходимо ответить на вопросы.

  1. Древний Египет расположен

а) в Западной Африке;

б) в Юго-Восточной Африке;

в) в Северо-Восточной Африке.

  1. Пороги Нила — это

а) сооружения на берегах реки;

б) опасные каменистые преграды по течению Нила;

в) горы.

3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство жив

4. Комет в переводе

а) красная земля;

б) черная земля;

в) зелёная земля.

5. Определите год объединения Египта:

а) 2000г. до н.э.

б) 3000г. до н.э

в) 3500г. до н.э.

Взаимопроверка теста Слайд 12.

Поставить оценки наиболее активным детям.

6. Домашнее задание. § 7 продолжить рассказ «В доме египетского земледельца» на с.53

  • Рассказ про несси на английском языке
  • Рассказ про непослушного мальчика читать
  • Рассказ про небо и радугу
  • Рассказ про немецкую овчарку
  • Рассказ про насекомых для детей 6 лет