Рассказ про николая чудотворца

День святого николая чудотворца католическая церковь отмечает ежегодно 6 декабря. с этого дня в европе начинаются рождественские праздники. о том,

Святой николай угодник и николай чудотворец

День святого Николая Чудотворца католическая церковь отмечает ежегодно 6 декабря.

С этого дня в Европе начинаются рождественские праздники. О том, какие традиции празднования существуют у католиков, рассказывает OBOZREVATEL.

Святой Николай Чудотворец жил в 3-4 веках. Он был римским священником и имел сан архиепископа Мир Ликийских. Еще при жизни святой прославился множеством чудес; он был добрым, справедливым, кротким и отзывчивым человеком, который никогда не отказывал в помощи.

По преданиям, свое богатое наследство Николай раздал нищим и обездоленным. Он дарил детям сладости, еду и подкладывал монетки в башмаки (так появилась традиция на католический День Николая прятать подарки в обувь и носки). А однажды святой вступился за невинно осужденных людей, предотвратив их казнь.

Святой николай угодник и николай чудотворец

Святой Николай у католиков считается покровителем практически всех слоев общества, но особенно детей.

Праздник традиционно начинается с посещения церкви.

По одному из поверий, Николай Чудотворец приходит в дома через камин, чтобы оставить подарки для детей.

Святой николай угодник и николай чудотворец

В праздник верующие стараются исполнить чье-то заветное желание: помочь деньгами, едой, одеждой или игрушками нуждающимся.

В США и Канаде дети в ночь на 6 декабря оставляют обувь или носок для святого Николая, а утром спешат найти подарки. Послушные дети получают конфеты и сувениры, непослушные – уголь.

В Португалии Николай Угодник считается покровителем студентов. Каждый год с 29 ноября по 7 декабря в честь святого проходит фестиваль «Николинас».

Святой николай угодник и николай чудотворец

В Нидерландах святой Николай почитается как покровитель Амстердама. Накануне праздника люди дарят друг другу подарки в красивых коробках.

Во Франции святой Николай является святым покровителем Лотарингии, где День его памяти является официальным праздником.

Считается, что прообразом Санта Клауса был именно святой Николай. Имя «Санта Клаус» произошло от измененного произношения голландского Sinterklaas («Святой Николай»).

Святой николай угодник и николай чудотворец

Редакция, Культура, 8:54, 22.05.2020

У святого Николая много прозвищ: Николай Чудотворец, Николай Угодник, Мир Ликийских чудотворец, Никола Вешний, Николай Мирликийский

22 мая православные верующие почитают память святого Николая Чудотворца. В народе этот день прозвали «Никола Вешний». Святого Николая Чудотворца почитают по всему миру и очень любят в России. Рассказываем, кто такой святой Николай, о чем ему молятся и сколько праздников Николая Чудотворца в 2020 году.

Кто такой святой Николай Чудотворец?

Житие святого Николая гораздо скромнее, чем объемы книг со свидетельствами о его чудесах, пишет «Российская газета». Он был долгожданным, вымоленным ребенком, родился в благочестивой семье, предположительно, в 260 году н. э.

С детства мальчик отличался добротой и тягой к служению другим людям. Все деньги, перешедшие к нему по наследству от родителей, он раздал бедным (при этом старался скрывать свое имя).

Юношей он стал священнослужителем, а впоследствии взошел на епископский престол в Мире (сейчас это город Демре в Турции), рассказывает РИА «Новости».

Святой николай угодник и николай чудотворец

Кто такие князья Борис и Глеб и о чем молятся первым русским святым

Князья Борис и Глеб предпочли умереть, но не идти против совести, и стали нравственными образцами для крещенной недавно Руси

Святитель Николай запомнился современникам как борец с язычеством и защитник христианства. Будучи ревностным христианином, он разрушал идольские капища и обличал еретиков, а во времена гонений не боялся заступаться за верующих и сидел в тюрьме.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Николай Чудотворец дожил до глубокой старости. Почитание святого Николая на территории всего христианского мира складывалось на протяжении IV-VII веков.

Какие чудеса совершил святой Николай?

Во время паломничества в Иерусалим, еще до получения епископского сана, святой предсказал надвигавшуюся бурю, которая могла потопить корабль. Своей молитвой он успокоил морские волны и воскресил матроса, упавшего с мачты.

Став епископом ликийского города Миры, в годы голода святой Николай чудесным образом спас город от вымирания.

«Фома» приводит еще один рассказ о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем уже после кончины. В Китае на Харбинском вокзале в специальном киоте стояла знаменитая своими чудесами икона святителя.

Один китаец рыбачил на лодке и попал в бурю. Суденышко начало тонуть. Неожиданно рыбак вспомнил об иконе и, не зная имени святого, стал кричать:

В чем помогает Николай Чудотворец?

Святого Николая Чудотворца называют «скорым помощником и молитвенником», защитником бедных, покровителем путешественников, пишет «Фома». И само его прозвище – «Чудотворец» – дает понять, почему святого так широко почитают верующие. К святому Николаю по традиции молитвенно обращаются с любыми просьбами.

Праздники Николая Чудотворца

  • 22 мая — праздник в честь перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.
  • 11 августа — рождество святого Николая Чудотворца.
  • 19 декабря — день смерти Николая Чудотворца.

Святой николай угодник и николай чудотворец

Когда Троица в 2020 году и почему в праздник храмы украшают травами и зеленью

День Святой Троицы считается днем рождения всей христианской церкви, потому что в этот день на апостолов сошел Святой Дух, и после этого они разошлись проповедовать христианство по всей земле

С Праздником памяти святителя Николая Чудотворца!

С именем святителя Николая связано множество чудес. Церковь и все верующие так и величают этого святого – Чудотворцем.

ЗОИНО СТОЯНИЕ

Нынешний город Самара раньше носил другое название – Куйбышев. И вот в этом славном городе, во времена советской власти, в 1956 году, случилось удивительное происшествие. Этот случай потряс весь православный мир.

Был канун Нового года. Как мы знаем, он всегда выпадает на Рождественский пост. Православные христиане стараются воздерживаться в эти дни от особых увеселений и развлечений. Если даже и встречают Новый год, то в спокойном семейном кругу, благочестиво и душеполезно проводя время.

Но девушка Зоя ту новогоднюю ночь, несмотря на просьбы и увещевания матери, решила провести иначе. Она позвала своих друзей домой, среди приглашённых был и жених – Николай. По каким-то причинам он где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары.

Обида поселилась в сердце Зои. И она внезапно решилась на очень страшный богохульный поступок. Сняв с полки икону святого Николая Чудотворца она начала танцевать. Если нет жениха Николая, то буду танцевать со святым Николаем, – решила Зоя. Подруги пытались отговорить Зою от дерзкого поступка, но ничего не получалось. Зоя кружилась в танце и держала в руках икону.

На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом.

Внешние признаки жизни Зои отсутствовали, но сердце её билось, дыхание теплилось. С этого момента она не могла ни пить, ни принимать пищу.

Около Зои было установлено постоянное ночное дежурство. Люди слышали, как она кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!»

Пасха принесла жизнь Зое

Несмотря на полную окаменелость тканей, медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось. Зое не могли сделать даже укол, все иглы ломались.

Ровно до Пасхи Зоя простояла на одном месте, полностью обездвиженная, без еды и питья. Прошло 4 месяца. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь?»

С этих пор в тело Зои стало оживать. В мускулах появилась мягкость. Девушку уложили в постель. Зоя постоянно просила всех молиться и каяться. Мир погибает в зле и грехах, повторяла она.

Господь помиловал Зою молитвами святителя Николая. Зоя принесла искреннее покаяние.

Этот удивительный чудесный случай невероятно поразил жителей Куйбышева и его окрестностей. Множество людей обратилось к вере…

Российские журналисты узнали подробности о необычном явлении , произошедшем в 50-х годах прошлого века, и нашли новые объяснения случившегося.

Журналисты издания “Комсомольская правда” попытались разобраться в необычном инциденте, произошедшем в Куйышеве (ныне Самара) в 1956 году.

Согласно городской легенде, пришедшая на вечеринку к некой Клавдии Болонкиной девушка Зоя Карнаухова, посетовав на отсутствие на празднике своего кавалера по имени Николай, схватила икону Николая Чудотворца, чтобы с ней потанцевать, но тут же “окаменела” – продолжала дышать, но буквально застыла на месте, и ее невозможно было сдвинуть, а игры приезжавших по адресу медиков ломались из-за твердости кожи.

В итоге Зоя начала оживать через 128 дней, а затем, по разным данным, она или умерла, или была отправлена в психиатрическую лечебницу.

После случившегося в городе долго ходили слухи о том, что Зоя Карнаухова пострадала из-за богохульства, но журналисты нашли медицинское объяснение случившемуся.

По словам экс-завкафедрой психиатрии СГМУ Геннадия Носачева, девушка впала в редкое состояние кататонического ступора – двигательного расстройства, возникающие при ряде нарушений психики, в том числе при шизофрении.

“Эта история – не легенда, девушка действительно была, я ее видел. Правда, не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице. А она в ней потом лежала не раз. Девушка не умерла, а долго и много лечилась у психиатров”, – утверждает эксперт в беседе с изданием.

Как объяснил психиатр, “начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом”. Так как девушка была в душе очень набожной, после того, как решила станцевать с иконой, кто-то ей сказал, что Бог накажет. Она в это поверила и результатом этого стал ступор.

Однако медицинская карта Зои Карнауховой до наших дней не сохранилась из-за того, что в поликлинике, где хранился документ произошел пожар.

Журналист и краевед из Самары Валерий Ерофеев, подробно изучивший легенду о “Стоянии Зои” заявил, что в период с 14 по 20 января 1956 года возле дома № 84 на улице Чкаловской, где все и случилось, действительно было зафиксировано большое скопление людей, которые пришли туда, чтобы посмотреть на окаменелую девушку.

По его версии, девушка действительно взяла икону в руки и хотела остановить тех, кто решил потанцевать, так как она считала танцы богохульством. Однако молодежь стала над ней смеяться, заявляя, что если Зоя не танцует, значит она сама окаменела. Разговоры услышали две пожилые женщины-богомолицы, которые затем разнесли слух, что привело к дому Клавдии Болонкиной много людей.

Еще одну версию случившегося журналисты охарактеризовали как “массовый психоз”. Как рассказал Ерофеев, в свое время поговоривший с уже покойным очевидцем и участником тех событий Владимиром Чегуровым, в тот период к Клавдии Болонкиной пришли две старухи и требовали показать “зеленый дом, где стоит каменная девка”.

Женщины заявляли, что якобы на некую блаженную Аграфену “снизошла Божья благодать”, однако хозяйка дома пыталась опровергнуть заявления гостей.

“Старухи ушли, но на следующий день под окнами уже стояла толпа, которая хотела посмотреть на “каменную девку””, – вспоминает самарский краевед.

Так или иначе, история о “Стоянии Зои” прочно вошла в жизнь самарцев. Этой истории посвятили даже одну из фресок в местном храме, сняли фильм “Чудо”, а возле дома, ставшего источником разговоров об окаменелой девушке возвели небольшую часовню и памятник святому Николаю Чудотворцу.

Кадр из фильма “Чудо”

Ранее TopNews писал о том, что Наталья Поклонская рассказала, как святой исцелил ее во сне. Депутат Госдумы поделилась историей о произошедшем с ней чуде.

24 января 1956 года в куйбышевской городской газете «Волжская коммуна» вышел фельетон под названием «Дикий случай». Он опровергал слухи, бродившие по городу: якобы девушка, вздумавшая танцевать на праздник с иконой Николая Угодника в руках, окаменела. Сегодня так называемое «Зоино стояние» относят к разряду церковных преданий.

Грешница и монах

В доме №84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец — уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние — ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

А была ли Зоя?

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает, что факт «Зоиного стояния» имел место на самом деле.

«Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Ее верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста», — вспоминает Державин. Далее рассказ настоятеля полностью повторяет вышеизложенную версию.

Верующие куйбышевцы бурно отреагировали на слухи о чуде. Михаил Ефремов, в 1952—1959 годах занимавший пост первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС, дал следующий комментарий местной прессе: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела. И пошло, начал собираться народ. Тут же выставили милицейский пост. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха».

Впоследствии в архивах не обнаружилось имен Зои Карнауховой и монаха Серафима, а дом №84, как выяснилось, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной. Правда, в городе якобы жила воцерковленная женщина, отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой, вот ее-то и прозвали «каменной Зоей».

Память о «Зоином стоянии»

Уже в постперестроечные годы о легенде вспомнили. В 2000 году вышел 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — художественный фильм, режиссера Александра Прошкина «Чудо». В 2015 году вышел телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева. В том же году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Благодаря пропаганде к дому №84 на улице Чкалова в Самаре стали стекаться православные паломники. В 2012 году неподалеку от него на газоне был установлен памятник Николаю Чудотворцу, который был освящен 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого. А 12 мая 2014 года «Зоин» дом сгорел. По одной из версий, в результате поджога.



В городе Куйбышеве (сегодня — Самара) жила семья: благочестивая мать и дочь ее Зоя.

В вечер на новый год (31 декабря нов. ст.) Зоя пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел рождественский пост, и мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады, не задумываясь, она сняла образ святителя Николая, чудотворца, и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая при этом своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — ответила она. Начались танцы, прошли круга два, как „вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, сверкал молниеносный ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись о мрамор. Хотели взять ее в больницу для наблюдения, но не смогли сдвинуть ее с места, ноги ее были как бы прикованы к полу. Но сердце билось — Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Когда вернулась мать и увидела происшедшее, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: ее вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.

Первые дни дом был окружен множеством народа: приходившими и приезжавшими издалека верующими, любопытными, медиками, духовными лицами. Но скоро помещение было распоряжением властей закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28-и — 32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.

«Мама! молись! — кричала она. — Молись! в грехах погибаем! Молись!»

О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои.

Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует» .

Из посетителей к Зое были допущены потом следующие лица:

1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на всю наружную окаменелость.

2. По просьбе матери, были приглашены священники, чтобы» взять из рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли взять образ из окаменевших рук Зои.

3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), он отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он мог взять икону из рук Зои и, воздав ей должные почести, возвратил на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира».

4. Посетил Зою и митрополит московский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что «нового знамения надо ждать в Великий день (то есть, на Пасху)», повторив слова благочестивого иеромонаха.

5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу 3-й недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему.

Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.

В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Стража слышала, как он сказал ласково Зое при входе: «Ну, что, устала стоять?»

* * *

Прошло время, и когда дежурная стража хотела выпустить старца, его там не оказалось. (Все убеждены, что это был сам святитель Николай.)

Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!»

Жутко стало ночной страже, и они стали спрашивать ее: «Что ты так кричишь ужасно?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!»

С этого времени она вдруг ожила, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

— Как ты жила? — спрашивали ее. — Кто тебя кормил?

— Голуби, голуби меня кормили, — был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от творческой десницы Господней. Господь простил ей грехи, предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая чудотворца, и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней. Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквях не доставало крестов для просящих.

Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь. Люди в беззакониях гибнут».

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя путь тяжелый — 128 дней стояния пред лицем Господним в искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ибо и самое имя Зоя означает жизнь. Аминь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В советской печати тоже было сообщение о Зое: отвечая на письма в редакцию, некий мнимый ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, но при этом заявил, мол, это вид столбняка, еще не известный науке. Но эта ложь слишком очевидна, ибо, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости кожи и потому врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке больного можно переносить с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и при том ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: то есть, крестились и стали нравственнее: не только признали, что есть Бог, но и стали христианами. Ясно, что не столбняк был этому причиной, а действие Самого Бога: Он чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.

Осенью 2009 года вышел фильм Александра Прошкина «Чудо». Как вы наверное уже догадались, снят он по вышеописанным событиям. На мой взглад фильм явно не получился. Интересен он как реконструкция событий. Не более.

Москва, 23.05.2021, 11:57:34, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Много лет назад в городе Самаре (в те времена Куйбышеве) произошла история, которую до сих пор помнят и называют не иначе, как великим чудом. Эта история получила название «Зоино стояние» или «Стояние Зои».

  • Стояние Зои, википедия
  • Каменная Зоя: правда или вымысел
  • Дальнейшая судьба девушки Зои

Благодаря легенде об окаменевшей девушке жители Самары точно знают, что нельзя делать за праздничным столом, но вот научного объяснения этому явлению до сих пор нет, как и нет подтверждения тому, что это не вымысел или придуманный кем-то рассказ.

В истории с Зоей Карнауховой из Самары много вопросов, на которые до сих пор нет убедительных ответов.

Стояние Зои, википедия

Таинственное состояние девушки пока не имеет объяснений и не ясно, это придуманный кем-то рассказ, городская легенда или церковное предание. Речь идет о молодой девушке Зое Карнауховой, которая на праздничной вечеринке в компании друзей, в отсутствие кавалера решила потанцевать с иконой святителя Николая Чудотворца. Несмотря на предупреждение друзей, что это грех, она сняла со стены икону. Войдя в круг танцующих с прижатой к груди иконой, не успев сделать и нескольких движений, Зоя замерла в неестественной позе и стала холодной, как будто мраморной.

Девушка ни на что не реагировала, хотя ее сердце билось, но икону из ее рук невозможно было вырвать даже с большим усилием. Говорят, что ее можно было оторвать от пола только вместе с досками. Окаменевшей девушке не смогли помочь ни вызванные врачи, ни священнослужители. Милиционеры боялись подходить к неподвижной Зое.

Слухи об «окаменевшей» девушке быстро разнеслись по Самаре, пошли разговоры, что в городе что-то случилось «из ряда вон выходящее», а власти это скрывают. В связи с религиозными волнениями в городе провели партконференцию и опубликовали фельетон, сообщив, что история с девушкой выдуманная, на самом деле ничего подобного в городе не произошло. А представители партийных органов постарались побыстрее «замять» эту историю.

Каменная Зоя: правда или вымысел

С точки зрения филологии, легенда о девушке, танцевавшей с иконой в руках и потом окаменевшей, была популярна в городском фольклоре XIX века, а в 1919 и 1956 годах она просто возродилась заново.

Слухи и рассказы об окаменевшей девушке постепенно перешли в ранг православной легенды — история о Зоином стоянии стала чрезвычайно популярной в православной среде и имела благоприятные последствия для служителей церкви и верующих.

Прошло более 50 лет с той истории, но до сих пор неизвестно, существовала ли на самом деле такая девушка, и действительно ли святой так наказал ее за богохульство.

Правдивостью этой истории интересовались краеведы, журналисты, литераторы, режиссеры, но достоверных сведений о факте существования девушки, её личности и дальнейшей судьбе найти не удалось, до 2014 года только существовал старый дом на улице Чкалова, где, по рассказам очевидцев, произошла эта история.

Управление ФСБ России по Самарской области сообщило, что нет никаких архивных материалов в отношении «Стояния Зои», а в городском архиве не нашлось никаких упоминаний о девушке по имени Зоя.

Если эта история имела место, то с точки зрения медицины, девушка страдала психическим заболеванием и впала в ступор в связи с обострением заболевания. По-другому медики никак не могут описать то состояние, в котором оказалась девушка.

Тем не менее, нашлись люди, которые хорошо помнят эту историю: настоятели церквей, медицинские работники, милиционеры, просто соседи-очевидцы.

Произошла эта история или нет, до сих пор неизвестно, но в 2012 году на улице Чкалова в Самаре был установлен памятник Николаю Чудотворцу, как знак памяти о том событии и напоминание, что Бог посещает каждого человека и заботится о нём. Иногда человек в своём безумии заходит настолько далеко, что не может сам остановиться, поэтому нужна сила, которая бы его остановила.

Произошедшее с Зоей нельзя назвать Божьим наказанием, это была любовь Бога ради спасения ее души.

Дальнейшая судьба девушки Зои

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой ничего достоверно неизвестно: одни утверждают, что через 3 дня она умерла, другие уверены, что девушку увезли в психбольницу, где она и закончила свою жизнь. Третьи уверены, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Протоиерей Николай Агафонов предлагает более интересную версию, популярную среди верующих: святитель Николай наказал Зою и сам же вернул к жизни. По его версии, когда милиционер пустил в дом святителя Николая в образе седовласого старца, тот спросил девушку: «Ну что, милая, устала стоять?». После этого Зоя ожила.

Что стало с Зоей в дальнейшем – неизвестно, но считается, что после произошедшего Зоя поверила в бога и призвала всех молиться и каяться.

Существует еще одна версия, согласно которой иеромонах Серафим (речь идёт о Серафиме Тяпочкине, возможно о Серафиме Полозе или Серафиме Звягине) взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи.

Можно верить в существующие версии, можно сомневаться, но очевидно одно: у этой истории есть здравый духовный смысл, который не потерял своей актуальности и сегодня, вот почему история о Зое заставляет нас задуматься о своих поступках, грехах и вере в силу святых.

В середине 50-х годов в простой советской семье в Самаре, тогдашнем Куйбышеве, случилось чудо, рассказы о котором быстро разлетелись по российским городам, временно носящим не менее странные названия, чем Куйбышев. Это было время, когда вновь начинались гонения на Церковь, и Господь показал этим чудом хулителям икон, хулителям Церкви, что за это неминуемо будет расплата.
Тот самый дом на улице Чкалова, 84, где произошло чудо.
Эта история случилась Рождественским постом зимой накануне нового 1956 года в одном из небольших деревянных домов на Чкаловской улице. Молоденькая работница трубочного завода Зоя справляла новогоднюю вечеринку в кругу своих друзей. Запаздывал ее жених по имени Николай, но его не стали ждать. Молодежь веселилась. Было вино, танцы. Танцевали, разбившись по парам, а жениха Зои все не было.
Девушка сначала грустно сидела в уголке, а потом вдруг кинулась к божнице и сняла с нее старинный образ святого Николая Чудотворца. «Мой не пришел, буду с ним вот танцевать», — хохоча, воскликнула Зоя.
Все бросились отговаривать ее: что это, мол, грех. На что девушка сказала: “Если Бог есть, пусть меня накажет”, — и кинулась в круговую, держа Николая Угодника как кавалера. Прошла два круга и, к ужасу собравшихся, окаменела с иконой в руках. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, — окаменевшая, холодная, как мрамор.
Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Настоятель Софийской церкви в Самаре священник Виталий Калашников рассказывает, что тетка его матери – Анна Павловна Калашникова – в 1956 году работала в Куйбышеве врачом “скорой помощи”, и именно она пыталась сделать Зое укол, но игла гнулась и не входила в тело.
Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось — Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.
Сотни людей со всей Самары и соседних деревень стали приходить к дому на улице Чкалова. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно два милиционера, а около дома было выставлено оцепление конной милиции.
В фильме «Стояние Зои», показанном недавно на самарском телеканале «Терра», старенькая пенсионерка Анна Федотова рассказывает, как она шла за милиционером, дежурившим в том доме. И на ее неотступный вопрос: «Стоит ли кто? А если не стоит, тогда почему не пускают и окна забиты?» – он снял фуражку, под которой были седые волосы: «Видите, а мне только 28 лет!»
О всем случившемся известили Патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».
В самом начале истории с Зоей, священники, приглашенные матерью, пытались взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Надеялись, что возвращение образа в красный угол сможет вернуть девушке жизнь. Но они не могли этого сделать.
В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (Полоз), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». С этого и начались мучения батюшки.
Так как имя отца Серафима (Полоза) стало широко известно верующим, по нему и решили ударить. Посадить за веру означало сделать из него мученика. Требовалось иное решение. Чтобы изгладить память о чуде с Зоей, его обвинили в мужеложстве… Это была самая изощренная форма преследования. Человек не просто устранялся, само имя его и все, что стояло за ним, смешивалось с грязью. Прием этот был настолько мерзок, что КГБ применяло его лишь в исключительных случаях, когда ставки были слишком высоки.
Возвращаясь к стоянию Зои, нельзя не сказать о том, что перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Лишь в третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?» Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все были убеждены, что это был сам святитель Николай.
Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 6 мая по новому стилю. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь! Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир в грехах гибнет!»
С этого времени она вдруг ожила. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях. На вопрос, кто же ее кормил в течение 128 дней, она ответила, что ее кормили голуби.
Архивные материалы о “стоянии Зои”, хранившиеся под грифом “секретно”, утрачены во время недавнего разрушительного и жуткого пожара в здании самарского МВД. Сейчас в Самарской епархии создана специальная комиссия, призванная собрать материальные свидетельства чуда «стояния Зои» и увековечить память об этом событии. Пока же под угрозой исчезновения находится главное свидетельство чуда стояния Зои – это дом на ул. Чкалова 84, где следы её пребывания хранит пол. Половицы вокруг девушки пытались вырубить топором, чтобы сдвинуть её с места. Администрация города выделила земельный участок строительной компании под застройку. Самарская епархия просит передать участок Церкви или вернуть в муниципальную собственность, чтобы в дальнейшем там можно было возвести часовню или устроить в доме музей.

«Стояние Зои». Что за случай такой? Где и когда произошел?

Это не легенда. Мы жили в Ульяновске и моя бабушка была ТАМ рядом с домом Зои. Там стояла толпа, милиция охраняла дом и днем и ночью, партийные работники не хотели, что бы люди ВДРУГ увидели ТО, ЧТО НЕ ПОТ ДАЕТСЯ объяснением Маркса и Ленина! А ночью, милиционер впустил их ( было, по словам бабули человек 20) и они ВИДЕЛИ девушку очень бледную, белую прямо. в руках икона НикОлае Чудотворца, она все как камень была холодная и очень твердая. Потом моей бабушке рассказывала женщина , соседка Зои и её погибшей матери, что вечером видели, как к дому подошел старичок , по виду совершенно обычный и его, ЧТО СТРАННО, милиционер впустил в дом и главное , оставил наедине с Зоей. Слышали, как он веселым голосом спросил — Что устала стоять? И все. как вышел старичок никто не видел, а Зоя пришла в себя на следующий день, когда отслужил Молебен приглашенный Архиерей.

Бабуля приезжала к подруге, которая жила недалеко от дома Зои

Стояние Зои, случившееся в 1956 в доме по адресу: Куйбышев, Чкаловская 84, действительно было. Тогда Зоя Карнаухова совершила святотатство, став танцевать с иконой Николая Чудотворца, мотивируя отсутствием пары для танца.

Раздался гром, окаменевшая Зоя застыла, простояла до Пасхи. Зоя каменная, окаменелая комсомолка вошла в городские легенды Самары, православное христианство считает Зоино стояние самарским чудом. Наказанная Богом за грех, Зоя куйбышевская только через Святого Николая вернулась к жизни.

Жаль, чекисты хорошо спрятали девушку, сначала в психушке, после неизвестно где.

Миф каменная Зоя или нет, решайте сами.

Дыма без огня. знаете сами.

«Дыма» в 1956 хватило на всю страну.

Крестильных крестиков в двух самарских церквях (остальные закрыты/разрушены) не хватало. В период не просто безбожия, но агрессивного богоборчества, куйбышевское чудо подтолкнуло людей вновь к Вере, Православию.

Видео 2013 года:

Видео 2014, последствия пожара дома Зои.

Осень 2019, комиссия решает восстановить дом, сделать музеем, разбить сквер рядом.

«Стояние Зои» — это легенда из города Самары. Произошло это 31 декабря 1955 года. Зоя Карнаухова пришла к своему парню на праздник в честь Нового года. Начались танцы, но Николай куда-то вышел и тогда девушка сказала, что «раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Угодником!» Девушка взяла икону, прижала к груди, начала танцевать и застыла на месте.

Это местная самарская легенда, которой уже несколько десятилетий будоражат народ, превращая в быль народное суеверие. На самом деле нет никаких реальных доказательств «стояния Зои» — ни фотографий, ни документов милиции, госорганов или врачей.

Как и нет реальных доказательств существования самой легендарной «каменной девки Зои Карнауховой» — ни ее биографии, ни фотографий, ни подтверждения прописки, ни одной фотографии — детской, школьной, из дела с работы, или сохранившихся у друзей. Как и нет ни одного воспоминания о ней её друзей, как и самих друзей не нашли нигде . Девушка без адреса, фото и биографии жила в сталинском СССР?

Зато есть показания реального человека, жившего по соседству с этой «квартирой с каменной псевдодевкой» — Владимира Сергеевича Чегурова, который был непосредственным свидетелем и участником данного массового психоза: (цитируется по источнику )

PS: впрочем, «Московский Комсомолец» недавно нашел следы реальной жительницы Самары-Куйбышева той поры Зои Карнауховой. Которая, впрочем, «каменной девкой с иконой» не была, но имя и фамилию свои легенде подарила:

Забирайте в подарок мой многолетний опыт — книгу «Автопродажи через блог»

Стояние Зои. Окаменевшая Зоя

По дороге в храм Петра и Павла, про который я писал в предыдущей статье про день славянской письменности, можно увидеть ещё одно очень интересное историческое место.

Это место посвящено чуду, которое произошло в новогодние праздники 1955-1956 гг. в частном куйбышевском доме на улице Чкалова (в то время город Самара назывался Куйбышевым).

Сам я живу на этой улице, поэтому нередко хожу мимо этого места. Раньше часто её называли Чкаловской, висят даже вот такие смешные таблички.

А ещё спасибо надо сказать администрации города, которой показалось мало двух названий улицы (по табличкам), они ещё старое название улицы (Оренбургская) добавили. Так что весело здесь живём.))

Ровно два года назад на этом месте поставили памятник Николаю Чудотворцу, а сам дом совсем недавно сгорел.

Так что же произошло в этом доме много лет назад?
Одна девушка, работница крупнейшего куйбышевского трубного завода (ныне завода имени Масленникова, «успешно» разваленного) Зоя Карнаухова, во время новогодних праздников пришла на вечеринку и ожидала там своего парня Николая.

Гости все танцевали по парам, однако Николай задерживался, и ей приходилось сидеть в стороне, пока остальные веселились.

Тогда она сказала всем собравшимся, что если нет моего Николая, то тогда буду танцевать с Николой Угодником. Схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Она не слушала уговоры своих подруг и со словами: «Если есть Бог, то пусть меня накажет», продолжала танцевать.

Вскоре неожиданно поднялся шум, затем всё вокруг раскидало, словно прошла буря, и также неожиданно быстро всё улеглось. А Зоя осталась стоять на том месте, где застала её буря.

Она словно окаменела, её не могли сдвинуть с места, и стала как-будто деревянной, только сердце еле билось, указывая на то, что она жива.

В дом приходили священники и врачи, но никто не смог ничего сделать с Зоей. Ноги словно приклеились к половицам, их невозможно было отнять. Не удавалось медикам сделать уколы, так как иглы гнулись и не входили в тело.

Дом контролировали представители КГБ, охраняли постоянно, посменно милиционеры, так как огромное количество любопытных пыталось воочию увидеть это чудо. Подключили даже конную милицию и перекрыли три квартала.
Однажды пришёл в этот дом иеромонах Серафим, он горячо молился за спасение и прощение Зои, сумел взять из её рук икону Николая Чудотворца, что другим не удавалось и сказал, что стояние закончится в светлый праздник Пасхи.

По ночам, люди, живущие в соседних домах, дежурившие милиционеры слышали, как Зоя причитала и просила молиться и отмаливать грехи, которых у всех стало очень много.

В то время, надо заметить, усилились гонения Никиты Хрущёва на церковь, людям постоянно устраивали агитационные атеистические лекции, на верующих смотрели как на больных ненормальных людей.

В тот год на волне этого события огромное число самарцев пришло в храм, многие крестили своих детей и сами крестились.

А Зоя простояла более четырёх месяцев и в Пасху смогла двигаться. Долго она после этого не прожила и вскоре умерла. В любом случае эта история помогла стать лучше многим людям, повернула их к Вере.

Кстати, моя бабушка, будучи в те времена молодой женщиной, приезжала и слышала от присутствующих нашумевшую историю Анны Федотовой о разговоре с молодым милиционером, который на расспросы правда ли или неправда, что в этом доме с января стоит неподвижно девушка с иконой, снял фуражку и показал свои седые волосы.

Таков был его ответ. КГБ со всех задействованных сотрудников органов и медиков тогда брали подписки о неразглашении этого как они выражались «медицинского явления».

В день памяти святого Николая (Угодника) Мирликийского Чудотворца провели крестный ход с молебном и освящением памятника святого Николая Чудотворца у дома, где было чудо известное как «стояние Зои» или «окаменевшая Зоя». Смотрите видео.

Вот такая яркая история.

P.S. Если задумались над созданием сайта, Вам поможет курс «Сайт с нуля». При покупке по ссылкам с Блога Андрея Хвостова возвращу вам 30% своих комиссионных денег . Скачайте бесплатные видеоуроки « ТОП 5 способов заработать в Интернете»

Смотрите бесплатный вебинар «Инфобизнес изнутри». Если хотите узнать Как Заработать на Партнёрских Программах и Инфопродуктах, скачайте бесплатный видеокурс Владислава Челпаченко «Партнёрский маркетинг».

24 января 1956 года одно из местных изданий города Куйбышев (сегодня Самара) опубликовало статью под названием «Дикий случай». В ней партийным руководством было приведено достаточно доказательств, опровергающих ходившую по городу «страшилку» об окаменевшей Зое.

Красивая и страшная легенда

Есть две версии произошедшего:

  • Великое, религиозное чудо, повергшее девушку в каменное изваяние.
  • Выдумки хозяйки про чудо, ради привлечения внимания.

По легенде, на улице Чкалова, в доме 84, проживала простая девушка — Зоя Карнаухова. Прежде чем остолбенеть, героиня истории решила устроить у себя вечеринку в честь Нового года. Были приглашено несколько городских знакомых, в том числе и жених молодой особы по имени Николай. Гости уже собрались, но парень опаздывал.

Судьба распорядилась так, что встретить своего возлюбленного ей не удалось. Схватив икону Николая Чудотворца, Зоя принялась танцевать с ней в обнимку. Видимо, таким образом, она представляла своего суженного рядом. Образ принадлежал, по слухам, матери девушки, исповедовавшей православие. Собравшиеся подруги уговаривали развеселившуюся Карнаухову прекратить богохульство. Но разгорячённая особа продолжала пляску с иконой, весело приговаривая, что если Господь существует, он накажет её.

В этот самый миг за окном ударила молния, а Зоя оцепенела, превратившись в каменный постамент. Её тело было твёрдым, лишь где-то в глубине еле-еле билось сердце. Собравшиеся пытались помочь окаменевшей комсомолке, но не смогли даже подвинуть её. Прибывшие милиция и медики только разводили руками и не понимали, что могло случиться. Долгое время Зоя как будто замерла, не подавая явных признаков жизни. Говорили, что по ночам она что-то невнятно кричала, просила помолиться за всех грешных.

Время шло, дом был оцеплен милицией. Зеваки то и дело наведывались сюда, чтобы поглазеть на окаменевшую, застывшую Зою. К девушке долго никого не подпускали. Но на пороге появился местный церковнослужитель Тяпочкин Серафим. Он упросил пустить его к стоящей мученице. После молитв ему удалось забрать икону из рук Зои. Иеромонах уверил, что она придёт в себя на Пасху. Его словам суждено было исполниться. Простояв, как камень ровно 128 дней, девочка вдруг ожила. Закончилось все плохо. Прожила она после этого всего три дня.

Еще один рассказ о Зое

Более реальная, совсем не мистическая, но похожая версия рассказывает о том, что владелицей того злополучного дома была гражданка Клавдия Болонкина, проживающая с сыном. На новогоднее празднество она собрала гостей, в числе которых была и Зоя. Незадолго до этого девушка завела роман с молодым человеком Николаем, проходившим в городе практику. Как и гласит первый вариант, парень сильно опаздывал.

Неизвестно кто из гостей, может, и сама Карнаухова, схватила икону Николая Угодника и пустились в плясовую. Все это увидела в окно с улицы проходящая монахиня. Именно она и крикнула слова проклятья: «За грех обернёшься столбом соляным». Конечно, ничего не произошло, но Болонкина начала распускать слухи о застылой грешнице. Причины такого поведения женщины могут крыться в желании привлечь внимание к собственной персоне.

Разделение общественного мнения

Существовала ли каменная Зоя, правда или миф лежит в основе того, что с ней случилось, достоверно уже никто не расскажет. Но многие в области подтверждали факт окаменения девушки после греховного поведения. Настоятель храма Казанской Богоматери в селе Нероновка (недалеко от Куйбышева) рассказывал, что историю об этом феномене поведал ему родной отец.

По его версии, мистические события случились в 1956 году, в январе. Зоя Карнаухова была работницей трубной фабрики. Её мать, религиозная дама, не разрешала дочери устраивать весёлые вечеринки в рождественский пост. Но девушка ослушалась. Далее, вся история повторяет знакомый сценарий об окаменелой девушке.

Жители Куйбышева по-разному приняли новость о таком чуде. Занимавший тогда должность I секретаря местного КПСС товарищ Ефремов прямо заявил общественности, что чудо было, но только с той старушкой, которая проходила мимо и кинула проклятье. Не забыл он упомянуть и о позоре для коммунистической партии от этих событий.

Затем его речь стала более откровенной и жёсткой. Он утверждал, что не только Зоино стояние — это выдумки, но даже танцев никаких не было, а посты милиции давно сняты, так как нет в доме ничего интересного и требующего расследований. Живет там одна старуха и нет никого больше. Ефремов призвал всех не верить в вымысел и религиозные рассказы, которые можно поместить только в фельетон.

Интересно, что через несколько лет были проведены исследования в архивах Куйбышева. Упоминания о стоянии Зои, фотографии 1956 г. или биография монаха Серафима, найдены не были. Но в доме 84 по улице Чкалова действительно проживала некая Клавдия Болонкина. О ней ходили слухи, как о женщине, посвятившей свою жизнь церкви. Якобы именно эта особа объявила себя окаменевшей девой.

Воплощение истории на экране

О легенде долгое время не вспоминали, убрав в дальний ящик все свидетельства. Но в начале XXI века было решено впервые экранизировать эту историю. Загадочные, мистические события, произошедшие когда-то в Самарской области, снова привлекали к себе внимание:

  • 2000 год. Первый документальная лента «Стояние Зои». Её длительность была всего 20 минут.
  • 2009 год. Полнометражная художественная кинолента «Чудо» от Александра Прошкина.
  • 2015 год. Телевизионный фильм «Зоя» по одноимённой пьесе Александра Игнашева.
  • 2015 год. Вышла в свет повесть протоиерея Николая Агафонова об участи Зои — «Стояние».

Сейчас дома под номером 84 по улице Чкалова нет, он сгорел 12 мая 2014 года. Но странная и пугающая история об окаменевшей девушке с иконой Николая Чудотворца ходит среди православных христиан по сей день.

Православные христиане чествуют память святого Николая Чудотворца 19 декабря. Этот праздник особенно любят дети по всему миру.

Святой Николай − одна из самых почитаемых фигур в христианстве. Он считается покровителем путешественников, моряков, торговцев, сирот, защитником оклеветанных и невинно осужденных.

Православная церковь чтит память Николая Чудотворца 19 декабря. По традиции в этот день дети находят под подушками подарки и верят, что их принес святой.

История

Святой Николай родился в III веке в греческой колонии Патара, недалеко от Ликии (современная территория Турции). Считается, что родители будущего архиепископа были состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

С детства Николай полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. А после взошел на епископский престол в городе Мире.

Нового архиепископа очень полюбили люди за доброту, справедливость и отзывчивость. При этом он был ревностным борцом с язычеством, разрушал идолов и обличал еретиков.

В 325 году святой Николай стал участником первого Вселенского Собора, проходившего в Никее.

Достигнув глубокой старости, святой Николай мирно скончался примерно в 351 году. После смерти его нетленное тело замироточило и стало объектом паломничества.

Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, пока их не похитили итальянцы из города Бари.

Фото: wikipedia.org

Икона святого Николая из монастыря Святой Екатерины, XIII век

Чудеса

Святой Николай еще при жизни прославился добрыми делами и чудесами − спас Ликию от голода, помог мирно разрешить мятеж во Фригии, молитвой останавливал морскую стихию.

Также чудотворец спас от смерти трех мужчин, попавших в ряд невинно осужденных.

В житии святителя Николая описывается история о том, как он помог трем бедным девушкам собрать приданое. Он три раза тайно подбрасывал мешок с золотом в их дом, обеспечив этим свадьбы.

Обрадованный отец девушек решил узнать, кто его благодетель, и, дежуря вночи, подстерег Николая, а узнав святого, бросился в ноги с благодарностью.

Николаю Чудотворцу молятся о путешествующих, о благополучном замужестве дочерей, об избавлении от голода а также во всех трудных ситуациях.

Почитание святого Николая быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе, а его деяния породили множество легенд.

Традиции в Украине

Святой Николай − один из наиболее чтимых в Украине святых. В его честь в году есть два праздника − весенний (22 мая) и зимний (19 декабря).

Зимнего Николя больше всего ждут дети. На западе Украины установилась традиция писать святому письмо, в котором ребенок указывает, что хорошего и плохого он сделал в течение года, и просить о подарках.

Утром 19 декабря вежливые и радушные дети найдут под подушкой подарок, а те, кто не слушался родителей, получат розги.

В этот день принято посещать церковь и возносить молитву святому, прося о благополучии и заступничестве.

Считается, что святой Николай Угодник в свой праздник обходит землю, прогоняя нечисть.

Фото: pixabay.com

День Святого Николая – любимый праздник детей

Традиции на Западе

В каждой стране существуют свои традиции и обычаи, связанные с празднованием этого дня. У католиков день памяти святого Николая отмечают 6 декабря и традиционно он начинается с посещения церкви.

В Германии, в Швейцарии и Австрии дети в ночь на 6 ноября выставляют обувь за порог дома, чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки.

Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в обувь или повешенные детьми носки.

В США и Канаде праздник святого Николая отмечается по схожей традиции − в ночь на 6 декабря дети оставляют пустой башмак или носок снаружи, а утром просыпаются и спешат проверить, что святой положил в их пустую обувь. Обувь с конфетами или сувенирами достается послушным детям, а проказникам − обувь с углем.

Фото: pixabay.com

В США и Канаде Святой Николай кладет подарки в детскую обувь

В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая вечером, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

В Португалии святой является покровителем студентов. В его честь проходит фестиваль Николинас, который длится с 29 ноября по 7 декабря каждый код.

В Чехии считается, что в этот день Святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля.

Приметы

  • В народе верили, что 19 декабря – последний день в году, когда надо отдать все долги.
  • Если ко дню святого Николая пошел снег – то зима будет холодной и морозной.
  • Если перед Николаем появился иней, то год будет урожайным.
  • Какая погода на Николу Зимнего, таким будет день Николы Вешнего (22 мая).
  • Ясная и холодная погода 19 декабря – летом будет богатый урожай.
  • Сколько снега на Николу, столько весной травы.

Фото: pixabay.com 

Святого Николая особенно почитают в Украине

Как угодить Тигру: советы для встречи Нового года

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

https://ria.ru/20211219/rozhdestvo-1764298961.html

«Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник

«Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник — РИА Новости, 19.12.2021

«Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник

Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых РИА Новости, 19.12.2021

2021-12-19T08:00

2021-12-19T08:00

2021-12-19T08:14

религия

бари

санта-клаус

аналитика — религия и мировоззрение

николай чудотворец

мир

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764189094_0:239:3072:1967_1920x0_80_0_0_2a8b6060f9ed6b58c09e21d6657d31b6.jpg

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.Праздник посреди постаЗа столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.Однако с принятием христианства «Житие святителя Николая» быстро распространилось по русским землям. Оно звучало в храмах на богослужении, его передавали изустно от дома в дом. Больше всего простые верующие любили красочные рассказы о чудесах, которые совершал святой.По одному из них в городе Миры, где служил Угодник, жил нищий вдовец с тремя дочерями. Никто не брал их замуж без приданого. В отчаянии старик решил отдать девушек в блудницы, чтобы хоть немного заработать.Об этом узнал святитель Николай. Три ночи подряд он незаметно приходил к их дому и бросал в окно по мешочку с золотом. Вдовец, желая выяснить, кто благодетель, подкараулил святого. Но тот уговорил сохранить все в тайне.Народная любовьОт этого предания пошло поверье, что Чудотворец приносит каждому подарки. В Средние века образ «Николы с мешочком» стал одним из самых популярных в иконографии.»В Западной Европе, например, он со временем превратился в культ знаменитого Санта-Клауса — главного рождественского персонажа», — говорит известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш).На Руси существовала такая же легенда. Кое-где начало зимних Святок (окончание Рождественского поста) приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николиному дню.Некоторые даже считали Угодника одним из Святой Троицы. «Поверье пошло от тройных иконок, на которых изображены вместе Спаситель, Богородица и Чудотворец», — поясняет отец Макарий.А в отдаленных губерниях простые люди и вовсе называли святого самим Христом. Русский писатель и собиратель фольклора Аполлон Коринфский описывал такое предание: 19 декабря Никола Зимний, как Спаситель, «спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы».»Это, конечно, невежество, — отмечает иеромонах Макарий (Маркиш). — Но оно укоренено в привязанности к образу Николая Чудотворца. Чем-то он, видимо, себя зарекомендовал в земной жизни. И осталась о нем добрая память у народа».На широкую ногуПоэтому-то люди со спокойной душой и нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Общее веселье — никольщина — длилось полнедели.Из-за чрезвычайной популярности святого, помимо зимних гуляний, устраивали и весенние — 22 мая. Тогда в Церкви праздновали перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе торжество называли Никола Вешний.»Но весна — период напряженных полевых работ. Не до праздника. Зимой у крестьян было свободное время, чтобы отметить», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.Никола Зимний — один из немногих дней, когда в деревнях и селах устраивали братчины — пиры, на которые собирался и стар, и млад. Центральное событие — обряд «сучить свечу»: на стол подавали сотовый мед, а после трапезы из воска делали свечку.»На русско-белорусском пограничье был и другой обычай, — рассказывает Дорохова. — Там в любой деревне с незапамятных времен хранили большую толстую свечу из грубого воска. В течение года она стояла в доме у одной хозяйки. А на Николу Зимнего ее торжественно передавали в другую избу».По словам фольклориста, процесс передачи был очень похож на свадебный обряд: для свечи шили платье, как для невесты. Прежние хозяева несли ее новым, как на выданье. А на месте встречи устраивали нечто вроде свадебного пиршества.Не обходился праздник без пива, считавшегося постным напитком. Его варили в большом котле, собрав нужные ингредиенты с каждого крестьянина. Угощали тоже всех желающих. С приходом советской власти веселые традиции Николы Зимнего быстро забылись. Однако, по словам ученых, жители отдаленных деревень и сел по-прежнему его отмечают. Поэтому не исключено, что некогда самый популярный на Руси праздник возродится.

https://ria.ru/20211128/khristiane-1760961218.html

бари

мир

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764189094_313:0:3044:2048_1920x0_80_0_0_ebce5cafe7a377939aabf09e6ecde954.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

бари, санта-клаус, аналитика — религия и мировоззрение, николай чудотворец, мир, россия

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.

Праздник посреди поста

За столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.

Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.

В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.

Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?

Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.

Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.

Однако с принятием христианства «Житие святителя Николая» быстро распространилось по русским землям. Оно звучало в храмах на богослужении, его передавали изустно от дома в дом. Больше всего простые верующие любили красочные рассказы о чудесах, которые совершал святой.

По одному из них в городе Миры, где служил Угодник, жил нищий вдовец с тремя дочерями. Никто не брал их замуж без приданого. В отчаянии старик решил отдать девушек в блудницы, чтобы хоть немного заработать.

Об этом узнал святитель Николай. Три ночи подряд он незаметно приходил к их дому и бросал в окно по мешочку с золотом. Вдовец, желая выяснить, кто благодетель, подкараулил святого. Но тот уговорил сохранить все в тайне.

Народная любовь

От этого предания пошло поверье, что Чудотворец приносит каждому подарки. В Средние века образ «Николы с мешочком» стал одним из самых популярных в иконографии.

«В Западной Европе, например, он со временем превратился в культ знаменитого Санта-Клауса — главного рождественского персонажа», — говорит известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш).

На Руси существовала такая же легенда. Кое-где начало зимних Святок (окончание Рождественского поста) приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николиному дню.

Некоторые даже считали Угодника одним из Святой Троицы. «Поверье пошло от тройных иконок, на которых изображены вместе Спаситель, Богородица и Чудотворец», — поясняет отец Макарий.

А в отдаленных губерниях простые люди и вовсе называли святого самим Христом. Русский писатель и собиратель фольклора Аполлон Коринфский описывал такое предание: 19 декабря Никола Зимний, как Спаситель, «спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы».

«Это, конечно, невежество, — отмечает иеромонах Макарий (Маркиш). — Но оно укоренено в привязанности к образу Николая Чудотворца. Чем-то он, видимо, себя зарекомендовал в земной жизни. И осталась о нем добрая память у народа».

На широкую ногу

Поэтому-то люди со спокойной душой и нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Общее веселье — никольщина — длилось полнедели.

Из-за чрезвычайной популярности святого, помимо зимних гуляний, устраивали и весенние — 22 мая. Тогда в Церкви праздновали перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе торжество называли Никола Вешний.

«Но весна — период напряженных полевых работ. Не до праздника. Зимой у крестьян было свободное время, чтобы отметить», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

Никола Зимний — один из немногих дней, когда в деревнях и селах устраивали братчины — пиры, на которые собирался и стар, и млад. Центральное событие — обряд «сучить свечу»: на стол подавали сотовый мед, а после трапезы из воска делали свечку.

«На русско-белорусском пограничье был и другой обычай, — рассказывает Дорохова. — Там в любой деревне с незапамятных времен хранили большую толстую свечу из грубого воска. В течение года она стояла в доме у одной хозяйки. А на Николу Зимнего ее торжественно передавали в другую избу».

По словам фольклориста, процесс передачи был очень похож на свадебный обряд: для свечи шили платье, как для невесты. Прежние хозяева несли ее новым, как на выданье. А на месте встречи устраивали нечто вроде свадебного пиршества.

Не обходился праздник без пива, считавшегося постным напитком. Его варили в большом котле, собрав нужные ингредиенты с каждого крестьянина. Угощали тоже всех желающих.

С приходом советской власти веселые традиции Николы Зимнего быстро забылись. Однако, по словам ученых, жители отдаленных деревень и сел по-прежнему его отмечают. Поэтому не исключено, что некогда самый популярный на Руси праздник возродится.

  • Рассказ про никиту кожемяку 5 класс коротко
  • Рассказ про новосибирск для детей
  • Рассказ про несвижский замок
  • Рассказ про неву 2 класс
  • Рассказ про небо на закате 2 класс