Рассказ про никиту добрынича

Севск в 18 веке был местом ссылки позднее в этой роли будет выступать сибирь. интересно, что устные пересказы о посещение

Рассказ про никиту добрыничаСевск в 18 веке был местом ссылки
 (позднее в этой роли будет выступать Сибирь).

Интересно, что устные пересказы о посещение царицей Екатериной II  окрестностей Севска в поездке на юг сохранились даже спустя 300 лет после события. Так, еще в конце 20 века пересказы да байки об этом можно было услышать из уст тогда еще молодых бабушек села Невдольск! В частности, рассказ о том, как были наказаны солдаты за несение нерадивой службы (им пришлось шапками наносить холм земли в Севске), и легенда о краже свадебного платья, из-за утраты которого была изменена свадебная традиция на Руси.

Меньшиков приказ Петра I ехать через Севск отверг,

а царицы (Екатерина II да Елизавета Петровна) за медком и рыбкой в Невдольск заглядывали

— Через Севск не поеду! – так сказал Меньшиков, когда Петр I отправил его в город Севск. И Александр Меньшиков объяснил, что во всём государстве российском нет худших дорог, чем в том краю, а потому отправился в сторону Малороссии через Почеп и Мглин.
Тогда говорили, что если добраться из Севска до сёл Невдольск и Негино ещё можно было, то после шли сплошные сузёмы — болота да гати, непроходимые леса, где нужно было знать особые тропки, по которым можно было пройти только по одному да лучше верхом на лошади; а зимой добраться по реке до Буды (ныне Суземки), но далее до Трубчевска по льду так было невозможно пройти

Представлены удивительные предания о путешествиях цариц по брянским топям

Удивительны предания местных жителей о путешествиям российских императриц по брянскому бездорожью. При этом рассказ о Меньшикове зафиксирован в книгах. Сейчас уже ни тех досок, ни булыжников не найти, но живы те, кто их помнит в своем детстве. А вот в Ленинской библиотеке в Москве какие-то исторические заметки и воспоминания остались. Можно «вытащить» в столице информацию ю про Севский район Брянской области. Так что не один Павел Алепский из Сирии да шотландец Патрик Гордон жаловались, что дороги здесь никуда не годны, да ещё турецкое посольство возмущалось, что дипломаты здесь все внутренности растрясли..

А вот для турне Елизаветы Петровны в Киев и по его окрестностям пришлось выстлать дорогу из Севска до Невдольска досками одного размера, а горку в Устари и вовсе укрепить булыжником. Но, говорят, её карета всё равно застряла в селе Невдольск на плывунах в районе нынешней Мазиловки, где в наши дни магазин стоит. И пришлось царице ступить на невдольскую землю: выйти да переменить транспортное средство, ибо прошлое стало совсем «невдалым» в этом самом Невдольске. Кто-то даже поговаривает, что свое название село и получило после сего высказывания, уж больно мудреным оно кажется остальным, нигде больше по всей России не встречающимся, никто из ученых расшифровать его не может. А сами рассказы составлены по дневниковым запискам из библиотек.

Впрочем, останки укреплений, особенно в деревне Устарь, помнят ещё нынешние старожилы: они убеждены, что булыжнику в этих местах было неоткуда взяться и что он был исключительно привозным. А ещё добавляют, что остановка в Невдольске для особ царских кровей была не всегда удачной. Упоминают про между прочим, что Екатерина II попыталась было здесь поймать рыбку, − приказала, чтобы закинули невод в реку Сев, − да только ничего не выловили! Видать, сноровки не хватило. Надо было заранее заказ делать, ведь рыбы в этих краях водилось немерено. А ещё здесь было много зверя да пчёл, и славились эти места как мёдом, так и винокурением, за чем, собственно говоря, царицы в этот край и делали заворот, о котором почему-то в письменных документах их летописцы решили не упоминать (или, возможно, царицы сами о том приказали помалкивать: зачем рассказывать о неудачах да о медовых поездках?!)

И только наши старики из уст в уста всё пересказывали эти истории да пересказывали, отчего историки письменных архивов так на них накинулись, так их стали ругать за вымысел да нелепицу, что за пределы Невдольска эти рассказы далеко не выходили. Впрочем, в Севском и Суземском районах всё-таки жители знают, что царицы в их края заглядывали да как здесь обитали жители – проверяли!»

Свенский Успенский монастырь в Брянске помнит приезд Петра I,

легенды об иконе, поднявшейся на дуб из лодки и Ганкином озере

Свенский Успенский мужской монастырь в Супонево (Брянск) является одним из древнейших монастырей в России. Расположен недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской (прежде по реке Свини монастырь назывался Свинским, а позднее стал НовоПечорским).

Московское правительство по достоинству оценивало значение монастыря в деле укрепления границ Русского государства.
Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. Передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

Свенский монастырь в 150 км от села Невдольск основан в 1288 году, восстановлен в 1992 году.
Фотоальбом: https://vk.com/album-184734544_272836554

Юго-западные районы Брянщины славились процветающими староверческими монастырями. Из исторических документов известно, что в начале 18 века переселенцы-староверы из Ярославских земель и Костромского уезда массово селились вокруг города Стародуба на Брянщине, и в местечке Ветка у реки Сож, где образовалось около 20 старообрядческих слобод (ныне это город Ветка Гомельской области, Республика Беларусь). Петр Великий обращал внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не мог поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабело, русское правительство с императрицей Анной Иоанновной решило разорить Ветку в 1735 году.

Екатерина II.  Легенды и мифы

Как жители брянского края сорвали царскую свадьбу

Событию, которое пересказывали старожилы в Невдольске, к тому времени было уже за 200-ти лет. Точность их хроники немного сбивалась, но историческая канва сохранялась верной. И, если бы не сгоревшие в войну 1941-45 гг местные архивы, то мелькать бы Севскому краю на страницах исторической википедии да оспаривать Крымскую славу у двух столиц- Москвы да Санкт-Петербурга. А причиной глобальной немилости со стороны правящей династии в те далекие времена (18-го века) стало… женское платье! Эта история бы не получила нелестную огласку, если бы главную героиню не звали Екатерина II, а ее «сердечного друга» — Потемкиным.

Дело в том, что все вип-персоны того времени путешествовали со своим «поездом», в котором было лишь самое необходимое для их жизни. Да вот только богатство проезжающих кинуло вызов местным таборам цыган, кои в сих краях не переводились. Они-то и выкрали свадебное платье царицы где-то в районе Севска. В хрониках зафиксировано, что с тех пор по указу Екатерина II был установлен новый канон для росписи. Отныне все невесты должны были носить не красный (красивый) наряд, а белый, который раньше предназначался для погребения.А везения брянскому краю не хватает и в наши дни.

http://www.webmushka.ru/our-news/kak-zhiteli-bryanskogo-kraya-sorvali-carskuyu-svadbu-ekateriny-ii-i-grigoriya-potyomkina/

Гуляй, шальная императрица!
Ночуй в Севске и Суземке, да приглядывай за своими обозами с приданым…
За проступок своих служивых царица приказала своим солдатам в Севске нанести большой холм… шапками с землей! Чтобы всем запомнилось, чего стоит проворонить царское добро да упустить его цыганам! Долго ходили туда-сюда служивые, кряхтели да охали в сем краю, далеком от столиц… Зато холм стоит и по сию пору..

Таврический вояж Екатерины II со свитой через г Севск,

села Невдольск и Негино Брянской области

Императрица Екатерина была женщиной любопытной и весной 1786 года она отправилась на юго-запад ныне Брянской области, а в те времена — Новгород-Северскоего наместничество и далее в сторону Крыма.
Были собраны представители 11 одиннадцати уездов. С каждой души сначала было собрано по 5 копеек, а после дособрали по 2. На эти народные деньги по линии царского маршрута поновлялись дороги, починялись мосты, а на местах торжественного въезда в города возводились деревянные триумфальные арки.

Екатеринский поезд — это главные сани и более двухсот экипажей, среди которых 14 зимних карет, размером с нынешний грузовик, 160 саней с кибитками.

Для перемены лошадей на станах держали огромный табун, не менее 550 лошадей. Сама Екатерина ехала в шестиместной карете-возке. Распорядок дня в поездке был строгим в течение нескольких недель: подъем в шесть утра, в девять отъезд и движение до двух часов дня, затем обед и новый переезд до семи вечера.
Встречали на Брянщине императрицу восторженно. Примерно как в 20 веке встречали Гагарина после его возвращения из космоса.

Для жителей Северского края добрая императрица была явлением того же космического порядка. Окрестные жители собирались у дороги, чтобы увидеть необыкновенный царский поезд. Можно понять, почему и годы спустя очевидцы с удовольствием вспоминали эти небывалые встречи. Еще бы! Увидеть императрицу своими глазами!

Екатерина являлась перед подданными величавой, милостивой, щедрой: только на подарки в поездку она захватила с собой более двухсот тысяч рублей — колоссальные для той поры деньги.

Крымский вояж на полгода из Санкт-Петербурга и обратно Екатерины II ради переговоров с австрийским императором

Село Добрунь, Добрыничи

Смелая дочь Добыря, заведшая врага в гать, и богатырь Никита Добрынич

https://www.webmushka.ru/our-news/selo-dobrun/

Так, по легендам , бережно пересказываемым двумя столетиями подряд местными старожилами, здесь задержалась на несколько дней в Крымской поездке Екатерина II, остановившись как в городе Севске, где сопровождавший её обоз слегка «потрепали» местные цыгане, за что охранники были наказаны недельными работами по шапкопереносительству земли на высокий вал, а также и в поташной Буде, славящейся лесным промыслом, заготовками и торговле (т.е. нынешней Суземке). Царица остановилась здесь на отдых в одном из гостевых домов, чтобы угоститься рыбкой и медком из крупнейшего села области Невдольска, можно сказать, знаменитой «Рублёвкой» того времени и её окрестностей – сел Добрыничи и Негино.

Как в Брянск царица приезжала
В 1783 году Крым присоединили к России. Екатерине Второй стало любопытно, как там обстоят дела, и 2 января 1787 года, несмотря на 17-градусный мороз, она выехала из Санкт-Петербурга. Путь ее лежат и через брянские земли.

Поезд состоял из 178 экипажей на санях и колесах, в число которых входили 14 зимних карет, 124 саней с кибитками и 40 саней запасных. На станах в общей сложности держали 550 лошадей для перемены. Императрица ехала в шестиместной карете-возке. Распорядок дня соблюдали строго: в шесть утра подъем, в девять отъезд, в два часа дня остановка на обед, и снова в путь. Движение продолжалось до семи вечера.

Часть пути пролегала по юго-западным районам Новгород-Северского наместничества (Брянской области). До Стародуба императрица ехала несколько недель, маршрут составил 53 станции и остановки. 21 января поезд достиг местечка Столбунь, находящегося на границе Новгород-Северского наместничества. Здесь состоялся обед, на котором, помимо Екатерины, присутствовали генерал-губернатор И.Б. Бибиков, вице-губернатор И.В. Завадовский, предводитель губернских дворян А.К. Лобысевич с дворянством от уездов и 12 конными верховыми. Ближе к полудню кортеж прибыл в город Новое Место (с 1878 года – село, в 9 км западнее Новозыбкова). У входа в Гамалеевский монастырь Екатерину Великую встретил архимандрит Иоанн с животворящим крестом.

Путешественников угостили чаем, затем поезд двинулся через слободу Зыбкую (нынешний Новозыбков). Согласно плану пути поезд не должен был здесь останавливаться, но жители слободы вышли к триумфальным воротам и окружили карету-возок. Они поднесли царице хлеб-соль и фрукты, а затем сопровождали ее верхом на лошадях через Пустой Кривец 36 верст до села Нижнего, куда процессия прибыла в 9 вечера. Здесь в имении Миклашевских был назначен ночлег. Высокую гостью встретили придворный гофмаршал, губернатор, предводитель стародубских дворян, а также хозяин дома – 30-летний премьер-майор Михаил Павлович Миклашевский, который специально прибыл из лейб-гвардии Семеновского полка, его мать и сестры. Екатерина подарила семье Миклашевского два портрета с собственным изображением.

Далее императрица отправилась в Стародуб, где после сильных морозов была оттепель. Императрицу встретили праздничной пушечной стрельбой.

После обеда поезд отправился в путь до Новгород-Северского, часть которого проходила по территории Погарского уезда. Предводитель погарских дворян титулярный советник Михайловский Григорий Степанович верхом на белой лошади сопровождал карету от Мишковки до Андрейковичей, за ним ехали 12 верховых дворян.
Спустя 39 верст императрица сделала незапланированную остановку в Андрейковичах, здесь она пила чай во дворце. Попрощавшись с сопровождавшими дворянами, императрица продолжила свой путь через Бучки в Смяч. При перемене лошадей ее встретил местный священник хлебом-солью, Катерина приложилась к кресту, не выходя из кареты. В Новгород-Северский императрица прибыла вечером.
Местные жители долгие годы вспоминали приезд Екатерины Великой, память об этом до сих пор живет в преданиях и легендах.

Кудеяр и другие легенды

«Путевые письма из Орловской губернии» Павел Якушкин

В Севском районе есть поселок Кудеяры, в Брянском районе – урочище Кудеяр,  да и других схожих названий в нашей области немало. Откуда они? У фольклориста-этнографа девятнадцатого века П.И. Якушкина нашел такой диалог:

«…А за Трубчевск к Усху – там такие курганы?…

– Говорят, отвечал старик, значительно понизив голос, что в тех курганах золото, серебро, да камни самоцветные, да свечи восковые те Кудеяры понакладывали, да теми курганами все золото, серебро подсыпали…

–Находили те клады?

–Нет, не слыхал я, чтоб те клады кому в руки дались: их достать никак нельзя.

–Отчего же?

–С большими заклятиями положены».

Историк Костомаров писал, что задавленные нуждой и бесправием, более решительные по характеру люди нередко уходили в непроходимые брянские леса и объединялись в разбойничьи ватаги. В поездках по Брянщине не раз бывал в местах, связанных с именем Кудеяра. На реке Неруссе есть древнее городище, расположенное в урочище Кудеяров Бугор. Площадка городища укреплена валами. При раскопках обнаружен ров. С наружной стороны он был выложен толстыми обожженными дубовыми бревнами.

В «Орловских Епархиальных ведомостях» в 1878 году опубликовано предание о Брянском Кудеяре: «Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у Десны и далее видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр на большой дороге в Кривом лесу. Никому не было от Кудеяра пропуска». Здесь, в Брянском уезде, и сложил голову Кудеяр, имя которого чем-то приглянулось предкам.

История и клад Кудеяра в Брянской области

Почему брянский воин сражался без доспехов один на один? И почему оба воина погибли? В чем была хитрость противника?

Пересвет предположительно родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище, по просьбе великого князя Дмитрия Ивановича Сергий Радонежский передал братьев-иноков Александра Пересвета и Иродиона Ослябю предводителю русского войска перед решительным сражением с татарами, предсказав при этом победу над захватчиками. «Житие Преподобного Сергия» Епифания Премудрого эпизод с иноками не упоминает.

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», непосредственно битве предшествовал поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем). Оба поединщика пали мертвыми, что идет вразрез с другими источниками о Куликовской битве, в частности «Задонщине», где упоминается, как Пересвет, будучи жив в разгар битвы, на поле «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены».

Тело Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и Родиона Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.

Рассказ про никиту добрынича

Пересвет упоминается в трех источниках о Куликовской битве: летописном рассказе — кратком и пространном, «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище». Краткая редакция летописного рассказа, зафиксированная в старейшем виде в Рогожском летописце, Симеоновской летописи и Новгородской Первой летописи младшего извода, записана в тетрадях 40-х годов 15-го века. Именно в Рогожском летописце и Симеоновской летописи упоминается среди убитых Александр Пересвет (последним из поименованных павших, после него идет «и иные мнози»). В пространной редакции рассказа, в Софийской Первой летописи старшего извода (70-80 гг 15 века, судя по бумаге), повествование уже расширено неимоверно и благочестиво. Пересвет также упомянут последним из именованных павших, причем сделано добавление, что прежде был боярином добрянским. Т. е. в момент смерти он боярином уже не являлся.

В «Задонщине» Пересвет назван Хоробрым. Он занимается тем, что поскакивает на своем вещем сивце, перегораживает поля свистом, а также воодушевляет личный состав. В пространной редакции, по Синодальному списку, Пересвет призывает, если что, погибнуть, но не сдаться, уже не кого-нибудь, а лично Дмитрия Ивановича. В этой редакции у Пересвета доспех уже золоченый и он им посвечивает, конь не вещий, а просто бордзый. В списке Ундольского суть совета князю примерно такая же, конь борзый. В обоих случая Пересвет назван и чернецом и брянским боярином.

В составленном в начале XVI века «Сказании о Мамаевом Побоище» литературная традиция от воина и богатыря, с некоторым отношением к иноческому званию, постепенно пришла к воину, чья принадлежность к монашескому сословию проступает более ярко. В «Сказании» уже нет места трагической беседе братьев-воинов на поле боя, также не упоминается в «Сказании» погибший в Куликовской битве Иаков Ослябятин, сын Осляби. В поздних редакциях «Жития Преподобного Сергия», написанных в 17 и 19 веков Пересвет и Ослябя уже фигурируют.

Старый город, 7 серия

В память о героях Куликовской битвы в 1898 на Балтийском заводе в Петербурге был построен броненосец крейсер «Пересвет», а за ним и другой – «Ослябя». В 1916 году захваченный японцами крейсер «Пересвет» царское правительство выкупило у Японии и вновь зачислило в состав русского флота.

Однако в 1928 храм в Симоновом монастыре был закрыт, могилы героев Куликовской битвы оказались на территории созданного здесь завода. Надгробия Пересвета и Осляби использовались как платформа для электромотора, хотя имена их упоминались в учебниках по истории. В связи с 600-летием Куликовской битвы в 1980 могилы Пересвета и Ослябя были отнесены к памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм был отделен от завода. В 2003 Московская железная дорога подарила Петербургу к 300-летию скоростной поезд, дав ему имя «Пересвет», имея в виду легендарное имя русского богатыря. Александр Пересвет фигурирует в двух мультфильмах, посвященных Куликовской битве -Лебеди Непрядвы (1980 г.) -Пересвет и Ослябя (2008 г.)

20 сентября — день памяти Александра Пересвета — — легендарного воина, по некоторым данным, инока Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве. Русской православной церкви причислен к лику святых в чине преподобных.

по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в бое-вых действиях.

Рассказ про никиту добрынича

Бывали в истории России полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты — за что им, конечно, честь и хвала — но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев.

Рассказ про никиту добрынича

То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках — это такое диво, такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звёздами, землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями.

Рассказ про никиту добрынича

Куликово поле.Рассказ про никиту добрынича
Обитель, основанная Сергием, была посвящена Святой Троице. А ведь до середины XIV века на Руси был лишь один храм Святой Троицы – надвратная церковь в Киево-Печерском монастыре. Очевидно, в сознании людей Святая Троица не была важным символом, которому следует посвятить отдельный храм. Сергий Радонежский основал Троицкую церковь, затем Троицкий монастырь, и уже потом по всей Руси стали строить Троицкие храмы. Преподобный ввел идею Святой Троицы, идею единства на всех уровнях жизни (духовном, политическом, душевном), и это был великий вклад в становление единой национальной идеологии.

Рассказ про никиту добрынича

Московский князь Дмитрий Донской решился нарушить традицию отцов и дедов, которая состояла в том, чтобы ни в коем случае не ссориться с ордынскими ханами. Почему князь решился на восстание против Золотой Орды? Он знал, что в Орде наступила Великая Замятня – обострилась борьба за ханский престол. С 1357 по 1382 год в Орде сменилось 25 ханов! Орда ослабла, наметился ее распад. В 1374 году, встретившись в Переяславле, русские князья согласились с предложением Дмитрия начать борьбу за независимость. Но когда в 1380 году стало известно, что на Русь идут огромные полчища Мамая, и Дмитрий послал к князьям гонцов с призывом собирать войска, то большинство князей отказались, сославшись на разные обстоятельства. Московская дружина и отряды мелких князей не могли противостоять огромному войску Мамая. В этой обстановке Дмитрию оставалось одно: собрать народное ополчение, простых крестьян и ремесленников. Но чтобы мотивировать их на смертный бой, им нужно было доказать, что предстоит не очередная междоусобная война, а священная война за Веру Православную! И Дмитрий поехал за помощью к преподобному Сергию, хотя у того были претензии к Дмитрию за его самоуправство по отношению к церкви. Но Святой Сергий поднялся над мелкими конфликтами. Преподобный дал свое благословение и двух иноков – Пересвета и Ослябю. Зачем? А как наглядно докажешь народу, что сам Сергий дал благословение? Пересвет и Ослябя ехали на конях рядом с князем, а народ их знал. Знал, что это троицкие иноки, которые не выйдут из монастыря без благословения самого Преподобного. Так Дмитрию удалось собрать народное ополчение.

Рассказ про никиту добрынича

Сражение на Куликовом поле открыл поединок Александра Пересвета и печенежина Челубея. Пересвет по происхождению был брянский боярин, знавший военное дело. Были ли битвы в истории Руси, когда послушники брали в руки оружие и сражались? Вряд ли. Наши воины видели инока Пересвета с копьем в руках и им было ясно: идет война особенная. И здесь необходимо либо умереть, либо победить! Молитва Преподобного, участие Пересвета и Осляби, действия, предпринятые князем Дмитрием, привели к тому, что каждый воин «придушил» в себе страх, а значит,победил до начала битвы. И здесь роль Святого Сергия огромна!
_________________________________________________________________________________
автор Аркадий Данилин????

  • Рассказ про мышцы на английском
  • Рассказ про маленький город
  • Рассказ про макдональдс на английском
  • Рассказ про кошку на английском языке с переводом
  • Рассказ про леопарда для детей