Рассказ про невежу и невежду

Кураев о матронушке олегшдата: воскресенье, 30.05.2021, 10:38 сообщение 421 староста группа: друзья сообщений: 5065 статус: оффлайн цитата георгий109

Кураев о Матронушке

Олег_Ш Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:38 | Сообщение # 421
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5065

Статус: Оффлайн

Цитата Георгий109 (Рассказ про невежу и невежду)

В вопросах веры,где, Христос и апостолы проявляли,так называемую, «любовь» — покажите???

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 
40 Ибо кто не против вас, тот за вас. 
(Мк.9:38-40)

Но для начала стоит разобраться, о какой вере идет речь в Писании? — О вере в Иисуса Христа и ни о чем более.  Ибо никаких догматов, традиций и всего прочего, за что вы готовы рвать несогласных,  в Писании еще нет.


– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (М. Булгаков, «М и М»)
 
монах_Лев Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:38 | Сообщение # 422
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5501

Репутация: 102

Статус: Оффлайн

Цитата Георгий109 (Рассказ про невежу и невежду)

Вы сами расписались в своём невежестве

Я, конечно, не доктор богословия, но назвать меня невеждой?
Зачем же Вы дискутируете с невеждой?    (Я, кстати, Вас невеждой не считаю и не называю.)


С поклоном и любовью, монах Лев
 
МихаилКН Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:39 | Сообщение # 423

Магистр

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 13188

Репутация: 183

Статус: Онлайн

Цитата Олег_Ш (Рассказ про невежу и невежду)

О чем я и написал по сути. К чему эта клоунада, Миша?

Я с Вами на брудершафт не пил, Олежка! Не надо хамить.


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев
 
Олег_Ш Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:40 | Сообщение # 424
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5065

Статус: Оффлайн

Цитата МихаилКН (Рассказ про невежу и невежду)

Я с Вами на брудершафт не пил, Олежка! Не надо хамить.

А в чем конкретно заключается мое хамство?


– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (М. Булгаков, «М и М»)
 
монах_Лев Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:41 | Сообщение # 425
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5501

Репутация: 102

Статус: Оффлайн

Цитата Георгий109 (Рассказ про невежу и невежду)

где Христос упоминает(призывает) «не разделять людей по их конфессии»?

Никаких конфессий тогда не существовало — как мог Христос призывать делить по конфессиям?   А вот любить всех Он учил.


С поклоном и любовью, монах Лев
 
МихаилКН Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:44 | Сообщение # 426

Магистр

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 13188

Репутация: 183

Статус: Онлайн

По сути Вы написали «демонизировали» значение. Это не так. Просто слово получило негативную коннотацию в силу исторических процессов — превращения простых групп в секты с искажением православного учения Церкви. Как и в случае со словом «фашизм». мало ли что когда-то означало это слово! Вот в книге пророка Неемии этим греческим словом называтся группа певчих в хоре.


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев
 
Олег_Ш Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:44 | Сообщение # 427
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5065

Статус: Оффлайн

Цитата монах_Лев (Рассказ про невежу и невежду)

Никаких конфессий тогда не существовало — как мог Христос призывать делить по конфессиям?

Более того, они все были иудеями, постоянно посещали Храм.


– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (М. Булгаков, «М и М»)
 
монах_Лев Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:46 | Сообщение # 428
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5501

Репутация: 102

Статус: Оффлайн

Цитата Георгий109 (Рассказ про невежу и невежду)

«Церковью Христовой(на земле) можно назвать лишь тех(людей) ,кто  сохраняет целым и неповрежденным учение Христа!»

Не надо меня подлавливать.   Учение Христа это — «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин.13:35)


С поклоном и любовью, монах Лев
 
МихаилКН Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:47 | Сообщение # 429

Магистр

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 13188

Репутация: 183

Статус: Онлайн

Цитата Олег_Ш (Рассказ про невежу и невежду)

А в чем конкретно заключается мое хамство?

 В том, чио Вы мне вменяете клоунаду там, где её в помине нет. Вы вместо дискуссии со мной (и только со мной) всё время срываетесь то на вопль, то на обвинение в переходе на Вашу личность, то на учительский тон, то на прямую клевету (если помните Ваших инсинуаций пару месяцев назад). Почему это так — для меня загадка. Видимо, когда Юпитер сердится, он действительно не прав.


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев
 
монах_Лев Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:49 | Сообщение # 430
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5501

Репутация: 102

Статус: Оффлайн

Цитата Георгий109 (Рассказ про невежу и невежду)

После Соборного постановления,это догмат ,как у нас(Стоглав),так и троеперстие у вас(БМС).

У вас догмат.    А у нас — нет.   Единоверцы крестятся двоеперстием.


С поклоном и любовью, монах Лев
 
Олег_Ш Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:49 | Сообщение # 431
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5065

Статус: Оффлайн

Цитата МихаилКН (Рассказ про невежу и невежду)

По сути Вы написали «демонизировали» значение. Это не так. Просто слово получило негативную коннотацию

По сути это одно и то же. «демонизировать» — это и значит придать негативную коннотацию. А поскольку, как считается, ереси от сатаны, то значение «демонизировали» подходит как нельзя лучше.
Такое впечатление, что вы сидите и ищете к чему бы придраться в моих словах. И практически всегда — мимо. Зачем это вам?
Почем, например, вы не придрались к о. Льву, когда он пару постов выше поставил в один ряд невежу и невежду? Я вам так сильно не нравлюсь? )))

Добавлено (30.05.2021, 10:51)
———————————————

Цитата МихаилКН (Рассказ про невежу и невежду)

Вы вместо дискуссии со мной (и только со мной) всё время срываетесь то на вопль, то на обвинение в переходе на Вашу личность, то на учительский тон, то на прямую клевету

Это только ваше личное восприятие и не более. Мне вас жалко бывает иногда — да, но не более. Поверьте.

Михаил, предлагаю вам просто не замечать мои посты. Я не буду замечать ваши. Это послужит нормальной обстановке на форуме.


– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (М. Булгаков, «М и М»)

Сообщение отредактировал Олег_ШВоскресенье, 30.05.2021, 10:54

 
монах_Лев Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 10:56 | Сообщение # 432
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5501

Репутация: 102

Статус: Оффлайн

МихаилКНОлег_Ш, ребята!   Давайте жить дружно!

Что же это такое? На православном форуме такая взаимная неприязнь.   Как это выглядит со стороны?

Добавлено (30.05.2021, 11:01)
———————————————

Цитата Олег_Ш (Рассказ про невежу и невежду)

вы не придрались к о. Льву, когда он пару постов выше поставил в один ряд невежу и невежду?

Нет.   Там были поставлены рядом «невежество» и «невежда».    А разве я не прав?


С поклоном и любовью, монах Лев
 
Олег_Ш Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 11:17 | Сообщение # 433
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5065

Статус: Оффлайн

Цитата монах_Лев (Рассказ про невежу и невежду)

МихаилКН, Олег_Ш, ребята!   Давайте жить дружно!

Да я не против. Но у нас с ним, похоже, это возможно только в случае игнорирования друг друга.)))

Добавлено (30.05.2021, 11:18)
———————————————

Цитата монах_Лев (Рассказ про невежу и невежду)

Нет.   Там были поставлены рядом «невежество» и «невежда».    А разве я не прав?

 
Невежество — невежа (невежливый, невоспитанный человек). Невежда — человек необразованный, не разбирающийся в чем-то.


– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (М. Булгаков, «М и М»)
 
МихаилКН Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 11:25 | Сообщение # 434

Магистр

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 13188

Репутация: 183

Статус: Онлайн

Цитата Олег_Ш (Рассказ про невежу и невежду)

По сути это одно и то же. «демонизировать» — это и значит придать негативную коннотацию. А поскольку, как считается, ереси от сатаны, то значение «демонизировали» подходит как нельзя лучше.Такое впечатление, что вы сидите и ищете к чему бы придраться в моих словах. И практически всегда — мимо. Зачем это вам?
Почем, например, вы не придрались к о. Льву, когда он пару постов выше поставил в один ряд невежу и невежду? Я вам так сильно не нравлюсь? )))

Где о. Лев поставил рядом невежу и невежду? Я не вижу. Дайте ссылку, пожалуйста!

Нет, демонизировать значение слова невозможно. Можно демонизировать человека или концепцию.

Неправда, я не придираюсь к вашим словам. И вообще комментирую только то, что считаю важным — не для Вас, а для прочих форумчан. Чтобы никто не подумал, скажем, что слово «ересь» сегодня употребляется «неправильно» и нужно «вернуться» к его его первоначальному значению.

Не буду скрывать, не нравитесь. Но не Вы лично, а Ваша манера дискутировать с Олимпа Богословия, считая всех вокруг дураками и невеждами. Не боясь при этом быть невежей.   smile

Добавлено (30.05.2021, 11:29)
———————————————

Цитата Олег_Ш (Рассказ про невежу и невежду)

Невежество — невежа (невежливый, невоспитанный человек). Невежда — человек необразованный, не разбирающийся в чем-то.

Вот опять будете мне пенять, что я к Вам придираюсь. Но Вы же не правы! Абстрактное существительное НЕВЕЖЕСТВО семантически восходит прежде всего именно к невежде, а уже во втором, просторечно-разговорном, значении — к невеже. Во всех словарях русского языка последовательность описания данной леммы именно такая.

Добавлено (30.05.2021, 11:31)
———————————————

Цитата монах_Лев (Рассказ про невежу и невежду)

Нет.   Там были поставлены рядом «невежество» и «невежда».    А разве я не прав?

Конечно, правы. Но Олегу, видимо, хотелось попенять мне, что я придираюсь к нему, а не к Вам.

Добавлено (30.05.2021, 11:34)
———————————————

Цитата Олег_Ш (Рассказ про невежу и невежду)

Михаил, предлагаю вам просто не замечать мои посты. Я не буду замечать ваши. Это послужит нормальной обстановке на форуме.

Согласен, так и делал, но Вы первый нарушили сие «правило». Поэтому, отвечая Вам, я специально оговорился. Дискутируйте дальше с теми, кто называет Вас еретиком, идущим а в ад, одержимым и бесноватым, а меня упрекайте дальше за неприязнь к Вам лично.


Нам не дано предугадать / Как слово наш отзовётся. / И нам сочувствие даётся / Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев

Сообщение отредактировал МихаилКНВоскресенье, 30.05.2021, 11:35

 
Олег_Ш Дата: Воскресенье, 30.05.2021, 11:35 | Сообщение # 435
Рассказ про невежу и невежду

Староста

Рассказ про невежу и невежду

Группа: Друзья

Сообщений: 5065

Статус: Оффлайн

Миша, я вас не вижу, ваши посты просто пролистываю, не читая. Можете больше не стараться. )


– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич. (М. Булгаков, «М и М»)
 

Разница между слвоами «невежа» и «невежда». Значение слова «невежа» в толковом словаре. «Алеша, почему ты назвал меня невежей» — разбор предложения. Как составить предложение со словом невежа?

Фото Невежа и невежда - что значат эти слова и в чем разница?

Невежа — это невежливый, невоспитанный человек. Синонимы: грубиян, хам, деревенщина. Например: «Так только невежи разговаривают!»; «Надо быть вежливым со всеми, а вы, Степа, грубиян и невежа» (В.Г. Короленко)

Невежда — это человек несведущий, необразованный, не знающий чего-либо. Синонимы: неуч, недоучка, профан, чайник, нуб. Например: «Я круглый невежда в истории»; «Невежда в физике, а в музыке знаток» (И.А. Крылов).

Слова «невежа» и «невежда» часто путают — это паронимы. Они происходят от одного церковнославянского слова невѣжда (от глагола ведать — знать). Однако значения у них разные, подтвердит любой толковый словарь.

Оба слова по-своему обидны, и пользоваться ими нужно осторожно — даже в ироническом смысле. Тем более не стоит путать невежу с невежей.

Невежа — это хам, невежда — неуч.

Запомнить разницу помогут проверочные слова.

Невежа — невежливый, невежда — неведающий.

Примеры предложений со словом «невежда»

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

И.А. Крылов. «Свинья под дубом» (1823)

Невежда он был круглый, ничего не читал, да и на что художнику читать?

И.С. Тургенев. «Татьяна Борисовна и ее племянник» (1848)

Никогда я не совал своего носа в литературу и в политику, не искал популярности в полемике с невеждами, не читал речей ни на обедах, ни на могилах своих товарищей…

А.П. Чехов. «Скучная история» (1889)

Втайне от себя он понимал, что эти люди очень образованны и что он, в сравнении с ними, невежда.

Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Самое поразительное в истории Земли — это возникновение неугасимой ненависти к знанию и красоте, обязательное в злобных невеждах.

И.А. Ефремов. «Туманность Андромеды» (1956)

Антитезой к слову «интеллигентный» в современном языковом сознании будет не столько «невежда», сколько «невежа» (а к слову «интеллигент» — не «мещанин», а «хам»).

М.Л. Гаспаров. «Записи и выписки» (2001)

Примеры предложений со словом «невежа»

— Мужик! Невежа! Не умеешь обращаться с барынями!

А.П. Чехов. «Сапожник и нечистая сила» (1888)

Надо быть вежливым со всеми, а вы, Степа, грубиян и невежа

В.Г. Короленко. «Братья Мендель» (1915)

Если какой-нибудь малыш распустит свои кулаки или даже скажет обидное слово малышке, то над ним все смеялись и говорили, что он невоспитанный невежа и неотёсанный чурбан…

Н.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (1953)

Нелады в семье

Медвежьей —

А сынок

Растет невежей!

Агния Барто. «Медвежонок-невежа» (1955)

Если бы Анна Егоровна выставила нас за дверь, тогда я бы сказал, что она дура, невежа, не знает нас…

Анатолий Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)

— Да, я же забыл представиться, вот невежа: мое имя Леон Этингер, я оперный певец…

Дина Рубина. «Русская канарейка. Блудный сын» (2014)

Схема предложения «Алеша, почему ты назвал меня невежей?»

Диалог из школьного учебника с заданием правильно расставить знаки препинания:

— Алеша,почему ты назвал меня невежей?

— Конечно, ты невежа,не нашел на карте наш город!

— А ты, Алеша, перепутал слова «невежа» и «невежда».

— Почему?

— Потому что «невежей» называют грубого, невежливого человека, а «невежда» — это необразованный, несведущий человек, неуч.

Разберем и составим схему предложения «Алеша, почему ты назвал меня невежей?». Подлежащее «ты» выражено местоимением. Сказуемое — глагол «назвал». «Алеша» — обращение. Схема предложения: [ 0, — = ]

Невежа и невежда — в чем разница

  1. Чем невежда отличается от невежи
  2. История происхождения этих слов
  3. Невоспитанный человек — это кто?
  4. Плохо ли быть невеждой

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова «невежа» и «невежда» часто встречаются в разговорной речи.

Многие люди путают их значение по причине сходного звучания. Но это совершенно разные слова с разным смыслом.

Давайте разберемся, в каких случаях следует употреблять эти существительные, и чем они отличаются друг от друга.

Невежда и невежа — это разные слова схожие по звучанию

«Невежа» и «невежда» пишутся и воспринимаются на слух почти одинаково, но имеют различное лексическое значение. Согласно толковому словарю эти слова имеют следующий смысл:

  1. Невежа — это грубый человек с плохими манерами, не умеющий себя вести в обществе. Это производное от слова «невежливый».
  2. Невежда — это малообразованный человек, не сведущий в какой-либо области, обладающий поверхностными знаниями, профан, неуч. Это производное от слова «не ведает» (не знает).

Поскольку «невежа» и «невежда» звучат практически одинаково, но различаются по смыслу, их называют паронимами (что это такое?). Другие известные примеры паронимов русского языка:

  1. шествовать-шефствовать
  2. косный-костный
  3. адресант-адресат

История происхождения этих слов

Многие люди путают смысл характеристик «невежа» и «невежда» и довольно часто используют их в речи не по назначению. Интересно, что еще пару столетий назад, в «Пушкинскую эпоху», эти два слова действительно были формами одного и того же существительного, и только русский лексикограф В.И.Даль определил принципиальное различие между ними.

Чтобы точнее понять, в чем разница между «невежа» и «невежда», необходимо познакомиться с историей появления этих слов в современном русском языке.

Слово «невеЖа» является исконно русским. Оно означает грубияна и неотесанного человека. В древнерусском языке существовало также слово «вежа», которое сейчас практически вышло из употребления.

В словаре Даля отмечено, что «вежа» имеет противоположный смысл и характеризует человека, знающего обычаи и правила светского обращения. В современном русском языке часто употребляется производная форма от слова «вежа» — вежливость.

Слово «невеЖДа» пришло в современную речь из старославянского языка. О его особом происхождении свидетельствует буквосочетание «жд». В современном толковом словаре русского языка рядом с ним стоит пометка «устаревшее».

Значение слова «невежда» — необразованный, несведущий. Древним предком этого слова является «ведать» — знать. Производные от слова «ведать» в современном языке всем хорошо знакомы: ведь, ведомость, ведомство, неведомо.

Невоспитанный человек — это невежа или невежда?

Невежей быть плохо. Ни в одном обществе не будут рады человеку, который не умеет себя вести, игнорирует правила этикета, грубит окружающим. Как не получить прозвище «невежа»? Работать над своим воспитанием, учиться уважать мнение других. Ещё лучше — получить уроки хорошего воспитания в детские годы от старших.

Поэтесса Агния Барто специально сочинила юмористический стишок под названием «Медвежонок-невежа». На примере главного героя, маленького невоспитанного медвежонка, она рассказывает малышам о том, как правильно себя вести с другими людьми, а родителям — о том, что не следует слишком баловать своих детей, поощряя в них непослушание и неуважительное отношение к окружающим.

Прослыть невежей может и вполне воспитанный человек, если он попадает в непривычную для него среду общения, не будучи знакомым с местными правилами этикета. Подобная ситуация может приключиться с каждым из нас даже при обычном походе в гости.

Что предпринять в этом случае? По возможности лучше заранее поинтересоваться вкусовыми предпочтениями хозяев, их семейными традициями и взглядами. Находясь в гостях, следует вести себя сдержанно, не навязывать свое мнение, не поступать вразрез с принятыми в данном обществе представлениями о морали и этике.

Плохо ли быть невеждой

Кто такой невежда в современном понимании? В большинстве случаев это слово подразумевает, что человек не обладает достаточными знаниями в каком-либо конкретном вопросе. При этом он может быть вполне компетентен в другой области.

То есть каждый из нас независимо от уровня образованности может прослыть таким человеком в той или иной ситуации. Пример употребления слова: «Невежда в физике, а в музыке знаток» И.А.Крылов.

Отношение к таким людям неоднозначно. Например, знаменитый физик Альберт Эйнштейн, известный своим нестандартным взглядом на многие вещи, считал, что далеко не всегда знания могут быть полезны, а в некоторых случаях даже мешают человеку совершить научное открытие или добиться значительных свершений.

В данном случае под знаниями он подразумевал навязанные обществом изжившие себя установки, которые ограничивают возможности человека и препятствуют творческому подходу к жизни. Например, знание многих языков понапрасну расходует ресурсы мозга, которые можно было бы использовать с большим толком.

И все же прослыть невеждой не очень-то приятно. Однако ситуация не является фатальной, поскольку любой недостаток знаний всегда можно восполнить, прочитав необходимую литературу по интересующему вопросу или пообщавшись со знающими людьми.

На чтение 17 мин. Просмотров 258 Опубликовано

Эпизод с экзаменом неслучайно расположен почти в самом конце комедии. Для Д.И. Фонвизина важно было сначала в первых трех действиях показать особенности системы воспитания и обучения молодого дворянина. А в конце — результат такого воспитания.

Митрофанушка назван недорослем непросто так. В этот период по реформам Петра I в обязательном порядке было приказано получить образование всем молодым людям из дворянской среды. Недорослями называли как раз тех, кто отказывался и уклонялся от обучения. Таким людям запрещалось занимать государственные должности и вступать в брак.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Из первых трех действий комедии мы узнаем о жизни Митрофана. Оказывается, он всю свою жизнь только и делал, что гулял, гонял голубей, бранил слуг, много спал и ел. На его образование и воспитание огромное влияние оказала мать. Именно она, открыто осуждая моду на образованных людей, все-таки решает отдать сына на учение. Подсознательно Простакова чувствует, что наступают новые времена и нужно жить по-другому. Но сознательно этого не понимает и не поддерживает. У нее одна наука — дворянский титул и сундук с деньгами. Поэтому, например, о географии она говорит так:

«Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».

Простакова — отрицательный персонаж комедии. Но в ней есть и одна положительная черта — безумная любовь к сыну. Однако именно эта любовь на пользу Митрофану и не идет. Под опекой матери он вырастает ленивым, капризным, эгоистичным человеком, не способным любить, а умеющим только заискивать перед сильными и влиятельными людьми.

Простакова в своем невежестве не замечает, что учителя, которых она наняла для сына — шарлатаны. Но даже если бы они были людьми образованными, все равно их знания разбились бы об «твердолобость» Митрофанушки. Невозможно научить человека, если он сам не хочет приложить к этому усилия. Так, например, Митрофанушка говорит: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз…» Герой учиться не для себя, а для матери. Бездумно подчиняется ее прихоти. А для самого себя ничего не берет из этого опыта. Так, например, и Цифиркин признается, что за столько лет «трудов», Митрофан и до трех считать не научился!

Сцена с экзаменом призвана раскрыть всю степень глупости, бездарности таких невежд, как Простаковы и Скотинины, которые кичатся своим дворянским титулом, но сами по себе ничего положительного не представляют. Д.И. Фонвизин как деятель просвещения считал, что положительный человек — это, прежде всего, гражданин своей страны, умный и образованный человек, который служит на благо Родины. Примерами таких положительных людей в комедии являются Стародум и Правдин. Они — представители прогрессивного дворянства, за которым стоит будущее России. А Простаковы и Скотинины — это дворянство, которое загнивает в своем ограниченном пошлом мирке, главными ценностями которого являются: еда, сон, отдых и деньги.

«Стародум: Ты меня счастливее. Меня трогают люди. Скотинин: А меня так свиньи».

Получается, что на экзамене оценивались не только знания Митрофана в науках, но и жизнеспособность тех идеалов, которые проповедуют Простаковы и Скотинины.

Автор приходит к выводу, что потребительская, пошлая философия старого дворянства, которое не желает идти в ногу со временем: развиваться и учиться, — обречена на крах и вырождение. В этом отношении показателен диалог Простаковой и Стародума.

«Простакова: Без наук люди живут и жили…покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум: Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину».

­Экзамен Митрофана

В своем произведении “Недоросль” Д. И. Фонвизин затронул актуальную во все времена тему образования и воспитания подрастающей молодежи. Митрофан – центральный персонаж пьесы и сын госпожи Простаковой, которая считает, что незачем загружать голову излишними знаниями. Достаточно только обязательного минимума.

Однако Митрофан в свои шестнадцать лет не умеет складывать даже простые числа или прочитать строку из книги. По этой причине автор называет его “недорослем”.

В четвертом действии мы видим, как Стародум с Правдиным устраивают ему экзамен, чтобы проверить его знания. И как же они удивляются, когда видят, что после стольких лет занятий с тремя частными преподавателями юноша не может ответить, чему равняется дважды два или отличить существительное от прилагательного. Вот небольшой отрывок из сцены экзамена, доказывающий ограниченность Простакова-младшего: “Дверь, котора дверь?” – “Котора дверь! Вот эта”. – “Эта?

Прилагательна”. – “Почему же?” – “Потому что она приложена к своему месту”.

Кстати, имя для героя автор придумал неслучайно. Ведь Митрофан имеет значение “похожий на мать”.

Особого внимания заслуживают учителя “недоросля”, которых госпожа Простакова наняла, чтобы они его обучили простой грамоте. Одному из учителей она заплатила повышенное жалование, так как он приравнивался к “великому ученому”. На самом деле, Вральман – обыкновенный шарлатан, в прошлом работавший кучером у Стародума.

Два других учителя, Цыфиркин и Кутейкин, тоже ничему научить лентяя не смогли. Первый – добрый душой человек, но никогда раньше учителем не работал. Второй – бывший семинарист, но сам малограмотный человек.

Таким образом, мы видим, что Фонвизин высмеивает нравы, сложившиеся в России в конце 18-го века и выражает надежду на развитие лучшей системы образования в будущем. С другой стороны, мы понимаем, что если даже учителя у Митрофана были бы хорошими, он все равно ничему бы не научился, потому что был избалован матерью. Он не стремился к службе, даже невесту ему выбирала сама Простакова.

Сочинение на тему: Экзамен Митрофана в комедии Недоросль, Фонвизин« Краткое содержание рассказа Бунина “Холодная осень”Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 8.4 Открытого банка заданий »nedorostok-dyov-osobi-opis-harakteristika_141.jpeg

Предложенный в статье материал поможет семиклассникам правильно и всесторонне   проанализировать не только  эпизод  комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» про экзамены Митрофанушки, но и на данной основе выполнить аналогичную работу с другими сценами произведения. Теоретические понятия, введенные в первой части статьи, посвященной второму суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор в литературе», получают здесь практическое применение

 (см. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»).

Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»

Автор использует следующие приемы создания комического эффекта:

  • Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
  • Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
  • Ирония – скрытый смех.
  • Гипербола – преувеличение.
  • Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».

umor.jpg

Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.

Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.   


            Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»

Это паронимы

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Невежда – малообразованный, малосведующий человек (по словарю С.И.Ожегова)

Дополнительно следует прочитать об этих словах словарную статью В.И.Даля

Правдин обращается к Митрофану с вопросом: «А далеко ли вы в истории?»

Комизм этой реплики заключается в том, что слово «история» — многозначное, имеет 7 значений.

В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?

  1. Действительность в ее развитии
  2. Наука о развитии общества
  3. Ход развития, движения чего-то (история нашей дружбы)
  4. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
  5. Наука о развитии какой-нибудь области знания
  6. Рассказ, повествование (разг.)
  7. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал (разг.) – Вот так история!

Кстати, фамилия «Вральман», имя Адам Адамыч, имя Хавронья (искаженное имя «Февронья») – «говорящие», характеризующие человеческие качества и учителя, и рассказчицы, что тоже создает комический эффект. Митрофан – греческое имя, в переводе означает «похожий на мать».

Род занятий Хавроньи – скотница («работник, ухаживающий за  домашним скотом»). Слова «скот», «скотский» постоянно звучат в речи Простаковой как бранные, презрительные. Можно представить, какие «истории» рассказывала Хавронья.

Простакова уговаривает любимого сыночка не упрямиться, а себя показать

(«себя показать» — фразеологический оборот, обозначающий проявление своих качеств и способностей в полной мере).

Просит сына ради выгоды отвечать на все вопросы.

Он может рассказать выдуманный сон о побоях, которыми награждает безответного отца любимая матушка, нагрубить няньке, которая вскормила его. А вот в науках – не преуспел. Но не потому, что не может. Скорее всего, не хочет.

Просьба матери взывает у него негодование: «Пристали, как с ножом к горлу». Этот фразеологический оборот обозначает  добиваться чего-нибудь «настойчиво, неотступно, навязчиво» и имеет маркировку «просторечный».

Просьбу Митрофан воспринимает как оскорбление. Ведь он испытал настоящие муки учения.

                               «Зачем нужна наука география?»

Стародум замечает, что знание географии поможет сориентироваться поездке.

Простакова: «Да извозчики-то на что? Это их дело. И наука не дворянская».

Выражение стало крылатым.

В довершении высказывания Простаковой звучит «коронная» фраза: «… то вздор, чего не знает Митрофанушка».

Цель эпизода: показать меру невежества породы Скотининых, неграмотных в прямом значении этого слова: не умеют читать и писать.

В заключительном монологе-саморазоблачении Простакова признается в самых сокровенных мыслях. Ее фраза – «Без наук люди живут и жили» — для нас не является неожиданной. Ведь мы, читатели, видели, что обучение Митрофана формально. Учителя ничего не дали недорослю. Да и сами многого не знают и не понимают. Науки в список ценностей Скотининых не входят.

Страшен Митрофан? Смешон? Безобиден? Опасен?

Обратимся к реплике Митрофана: «За людей приниматься?» Читай: с крепостными расправляться?

Достойный потомок Скотининых. Не только будущий, но и настоящий жестокий крепостник.

Пафос комедии – сатирический

В основе комедии лежит художественный прием, который называется антитеза (противопоставление, контраст) – просвещенные добродетельные дворяне (Стародум, Правдин) и невежественные злонравные помещики (Простакова, Скотинин) противопоставлены друг другу.

                                                                                         А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,

 учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный

Опубликовано 05.10.2013 — 15:52 —

 презентация к  уроку по литературе 9 класс

Скачать:

Вложение Размер
d.i.fonvizin.kak_vospitat_istinnogo_grazhdanina.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе ( 9 класс)

Тема: РР. Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». Проблема воспитания в комедии. Смысл финала

Цели:

  • формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
  • содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;
  • учить анализировать и обобщать приобретённые знания;
  • развивать речевую активность;
  • воспитывать гражданские качества ( “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”).

Ход урока

1. Слово учителя

В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.

Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.

Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И проблемный вопрос  нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”

2. Беседа (проверка письменного задания)

Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.

(Эти слова записаны на доске.)

-Каких принципов придерживается Стародум в воспитании, образовании, службе?(действие 3,стр.33-39)

— Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)

 Зачитайте ответы Стародума по воспитанию истинного гражданина (действие 4-стр.55-60). Что бы вы изменили, что, на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения.

— Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)

— А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?

— Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)

Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.

-Какой была обстановка в России этого периода?

Общественно-политическая обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны — развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.

Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)

Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.

— Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)

3. Приём “хорошо – плохо”

— Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке.  Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)

— Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?

— Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.

 Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?

(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.

4.Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»(действие 4.,явление 8, стр.66).

— А что же сам Митрофанушка, каков он? Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал.

Отец. Мать. Дядя. Невежественный, ограниченный, интересы – скот. Скотинины и воспитывались в невежестве.

Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином.

-Какие выводы делает Стародум ( действие 5,стр.72-73): истукан, дурное воспитание, невежда и невежда, развращённая душа, во зло употребляемая сила, власть над людьми)?

5. Итог

— Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.

— Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?

(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)

— Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”

И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)

6. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. «Встреча Аксиньи с ландышем» по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода «Изображение снежного заноса» по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение — анализ эпизода….

Конспект урока по литературе в 9 классе «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о…

Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность  и важность вопросов, поставленных в комедии «Недоросль» должна привлечь внимание не толь…

Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

На данном уроке по теме «Проблемы воспитания  и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери…

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн…

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить…

Тема: «Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы».

Цель урока: показать мастерство А.С.Пушкина в изображении характера цыган…

  • Мне нравится

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Фонвизин Д. И.» АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен Фонвизин Д. И. все сочиненияФонвизин Д. И. краткие содержания

Митрофанушка – это пример недоросля, о которых говорил Петр 1 в своем указе. Он выдал постановление, что таким детям дворян без образования нельзя ни служить, ни вступать в брак.

В семье Простаковых образование не в почете. Они гордятся тем, что в их роду не было образованных. Своего же сына они по моде заставляли учиться. Но в этих уроках не было толку. Митрофан только ел.

Однажды Простакова хотела показать своего сына и выбить для него завидную невесту.

Поэтому решила, что ему нужно перед важными людьми показать свои знания. Правдин провел для юноши экзамен.

Как оказалось, Митрофан ничего не знал. Он не мог считать и не понимал арифметику. Его учитель Цыфиркин со вздохом говорил о том, что он даже до трех не посчитает.

Когда Правдин стал расспрашивать про географию, то и Митрофан и его мать попали в смешное положение. Они понятия не имели, что это за наука. Историю он также не освоил. Но здесь есть и вина учителя, который всей обманывал, а на самом деле ничего не знал про историю.

Полезный материал по теме: Скачать АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен

<legend>Tags</legend>АНАЛИЗЭПИЗОДАМитрофанушкасдаетэкзамен:сценаэкзамена,каксдавалэкзамен

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2018/10/analiz-epizoda-s-ekzamenom-mitrofana-po-komedii-fonvizina-nedorosl.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-ekzamen-mitrofana-v-komedii-nedorosl-fonvizin/
  • https://bambi-astana.kz/articles/analiz-epizoda-iz-komedii-difonvizina-nedorosl
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/05/analiz-epizoda-ekzamen-mitrofanushki-problema-vospitaniya-v
  • https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-epizoda-mitrofanushka-sdaet-ekzamen-scena-ekzamena—kak-sdaval-ekzamen

  • Рассказ про новогодние традиции
  • Рассказ про национальное блюдо россии
  • Рассказ про начало весны
  • Рассказ про мою квартиру на русском
  • Рассказ про музыкальный инструмент на английском