Рассказ про неизвестного героя маршак

в орле во время пожара едва не погибли пожилые супруги, но на помощь им неожиданно пришли молодые люди. они

 В Орле во время пожара едва не погибли пожилые супруги, но на помощь им неожиданно пришли молодые люди. Они   вынесли  погорельцев из огня…И отправились по своим делам.. Некоторое время сын спасенных супругов искал их.. Вот такое  сообщение.. И невольно вспомнились строки из забытого детского стихотворения …   Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое».   Стихотворение, воспоминания  автора иллюстраций  1937 года — художника А.Пахомова,  а также ( для бабушек и дедушек!) — методические рекомендации о занятии с детишками с использованием этого замечательного произведения предлагаем Вашему вниманию

Из письма С. Я. Маршака В. Д. Разовой от 26 апреля 1962 года:

«Относительно «Рассказа о неизвестном герое» Вы правы. Родилась эта баллада от газетного сообщения. А рассказа Житкова на ту же тему я не знал и до сих пор не знаю».

Пожалуй это —  единственное упоминание автора о истории создания этого стихотворения. Люди старшего поколения помнят стихи эти наизусть с дошколятства. Понятные слова, смыловая наполненность, яркие образы естественно воспринимаются  детьми ,  помогая формированию в детских душах понятия добра и зла. Пафосно звучит? А скажите об этом не пафосно! Тема такая. И как бы не складывались обстоятельства жизни, но когда, не очень осознанно, мы недовольны собой, или наоборот, —  уверены , что сделали все что могли.. Мы словно сравниваем себя самого с собой-Идеальным…   А не отзывается ли в этой внутренней цензуре  детские представления о  добре, благородстве, порядочности, человечности… Представления, сформированные  под влиянием , в часности, и стихотворений Самуила Яковливеча Маршака.

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая…

Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Рассказ про неизвестного героя маршак

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Рассказ про неизвестного героя маршак

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит ,
На карнизе нога,
А до балкона —
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез…

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Рассказ про неизвестного героя маршак

Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —
Один за другим —
Лезут
По лестницам
В пламя и дым…

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

— Нет,-
Отвечают
Пожарные
Дружно,-
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Рассказ про неизвестного героя маршак

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Рассказ про неизвестного героя маршак

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!


А. Пахомов. Про свою работу в детской книге….
М., «Детская литература», 1982. С. 79-82.

Долгое время в работе над иллюстрациями я не прибегал к рисованию с натуры. Рисунки к книгам «Лагерь» Е. Шварца, «Р.В.С.» А. Голикова (Гайдара), «От моря до моря» Н. Тихонова, «Впереди всех» В. Каверина я делал без помощи натуры, по представлению. Работая над иллюстрациями к книгам «Том Сойер — сыщик» М. Твена и «Гулливер у лилипутов» Дж. Свифта, я по материалам библиотек зарисовал только костюмы тех времен. Для работы над книгой «Кошка, гулявшая сама по себе» Р. Киплинга я только поинтересовался предками домашних животных. В книгах «Мастер», «Лето», «Коса», «Топор» я пользовался беглыми набросками с натуры, которые делал не специально для этих книг, а так, для удовольствия и на всякий случай: авось когда-нибудь пригодится. Пользование этими набросками наглядно показывало, насколько благодаря им живее и убедительнее получались персонажи книг, и постепенно я стал делать натурные наброски специально для того или иного книжного рисунка.
Представление дает лишь общие, приблизительные черты образа, и только работа с натуры делает эти приблизительные черты конкретными, неповторимыми, такими подлинными, каких, кажется, невозможно выдумать.
Рисунки к книге «Рассказ о неизвестном герое» сделаны целиком с натуры. К тому времени мое увлечение работой с натуры достигло высшей точки, я как бы передоверил натуре и создание образа, а это уже была другая крайность. Натура может помочь созданию образа, но нельзя полагаться на то, что она предоставит художнику образ в совершенно готовом виде: садись и копируй.

Образ надо облюбовать в своем представлении, и тогда наш глаз подчинится нашей воле и будет брать с натуры только то, что нужно для этого образа. Но в «Рассказе о неизвестном герое» речь идет о нашей молодежи, о людях нашей страны. Я вижу их ежедневно, они мне дороги и милы, мне хочется их изображать, и мое решение срисовать всех с натуры было оправданным.
В рисунках этой книги молодежь — это молодежь 24-й литографии, с которой я рядом живу и в которой часто бываю. Милиционер — это наш участковый милиционер, пожарники — это пожарники нашей 10-й пожарной части Петроградского района, «неизвестный герой» -этой мой знакомый студент Института физкультуры им. Лесгафта, тяжелоатлет, рекордсмен по поднятию тяжестей, и, наконец, я даже изобразил самого себя в роли одного из пожарников.
Мне хотелось сделать книгу «Рассказ о неизвестном герое» такой, чтобы и стихи и рисунки в этой книге дружно пели гимн рядовым людям нашей Родины. 

Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном  герое»

В начальных классах огромную важность для эстетического воспитания имеет чтение стихотворений. Поэзия обогащает мир ребенка, учит видеть красоту в природе, в поступках людей, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка.

“Рассказ о неизвестном герое” С.Я.Маршака — это маленькая поэма с напряженным драматическим сюжетом.

Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; не высказанное словами, но заражающее восхищением мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью.

В этой маленькой поэме выражаются и переживания автора: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые.

Третий этаж
И четвертый
И пятый…
Вот и последний
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь у окна…

Читая эти строки, обратите внимание на  усиливющееся напряжение, ускорение, которое создает ритм  текста. Страйтесь его не скомкать, обращайте внимание на восприятие и состояние ребенка. Будьте рядом с ним. Для ребят дошкольного возраста важно такие напряженные моменты пережить вместе с взрослым.

Перед началом работы над стихотворением детям можно задать вопрос:

— Какие рассказы о людях достойных вы знаете, читали?

После некоторых высказываний сделать обобщение:

— Вы все старались рассказать о хороших людях, которые понимают, что их долг — служить Родине. Таких примеров в жизни очень много. Надо их замечать, так как такие люди обычно очень скромные и не хвастаются хорошими поступками.

Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”. Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, Маршак решил рассказать о нем в стихах.

После этих слов учитель выразительно читает это стихотворение. Сначала тревожно, загадочно, чтобы подготовить ребят к вопросу автора:

— Что натворил он?

— И в чем виноват?

А знакомство с героем рассказа читает спокойно, беспечно; сцену пожара наоборот — тревожно, взволнованно, чтобы передать растерянность людей, бессильных помочь ребенку. Первые действия юноши для спасения ребенка учителю, я считаю, необходимо читать стремительно и быстро.

Но вот опасные минуты, затаив дыхание, “ждут люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу”. Учитель читает медленно, напряженно, и слушатели следят за каждым шагом храбреца.

Силой и гордостью проникнуто чтение последних строк стихотворения:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак ГТО
На груди у него
Больше не знают
О нем ничего.

И медленное прочтение последних строк стихотворения. Это автор доносит до детей идею стихотворения.

Дальше учитель задает вопросы детям, которые помогают им осмыслить все переживания вызванные чтением учителя:

— Как называется это стихотворение?

— Кто же назван здесь героем?

— Почему к слову герой прибавлено “неизвестный”?

Затем читают это стихотворение вслух по частям и с разбором содержания каждой из них. По ходу разбора частей, учитель задает вопросы.

К 1 части:

— По каким приметам ищут человека?

— Почему не могут найти?

Ко 2 части:

— Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?

К 3 части:

— При каких словах в стихотворении, вы особенно волновались?

К 4 части:

— Почему пожарные не нашли девочку в доме?

К 5 части:

— Из чего видно, что парень не ждал благодарности?

К 6 части:

— Какие слова в этой части стихотворения, вы считаете главными?

После разбора стихотворения по частям, его необходимо проанализировать. Чтобы это сделать, учитель задает детям вопросы:

— Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?

— Почему спасение девочки названо подвигом?

— Скажите, почему герой остался неизвестным?

— Что сказано о внешности героя?

— Что можно сказать, о чертах характера героя? ( Находчивый, решительный, смелый, ловкий, скромный) 


Павловская Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

Подробности:
http://lukoshko.net/marshak/marsrd16.shtml
http://s-marshak.ru/illustr/pahomov/pahomov05.htm
http://www.velib.com/read_book/marshak_samuil/rasskaz_o_neizvestnom_geroe/povesti_v_stikhakh/
http://festival.1september.ru/articles/504434/

Иллюстрации:
Иллюстрации А. Пахомова к «Рассказу о неизвестном герое» С.Маршака. 1937г
http://s-marshak.ru/illustr/pahomov/pahomov05.htm
Лауреат сталинских премий писатель С.Я. Маршак.Фото Г. Вайль. Почтовая карточка. 1951 г.
http://s-marshak.ru/art/post/postcards01.htm

Обзор С.Кореневой, «Новый пенсионер»

«НП»

Медиасеанс «Исповедь солдатского сердца»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршак3 декабря – памятная дата России. Накануне памятной даты в Детской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся медиасеанс «Исповедь солдатского сердца», посвящённый Дню Неизвестного Солдата.
Рассказ про неизвестного героя маршакМероприятие сопровождалось слайдовой презентацией и рассказом библиотекаря. Пользователи познакомились с историей праздника, воинской доблестью и

Далее

Акция «Истина жизни в добре»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакК Международному дню инвалидов в Библиотечно-информационном центре «Засосенский» провели акцию «Истина жизни в добре», 12+.
Зачем вообще делать добрые дела? За суетой повседневности мы спешим мимо, все время мимо тех, кто нуждается в нашем тепле, участии, душевном разговоре помощи, наконец.

Далее

Беседа у книжной выставки «Безымянные герои Великой войны»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакЕжегодно 3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата. Этот день напоминает нам о великом подвиге советских солдат, погибших на полях сражений. Они не искали славы и почестей и думали лишь об одном – уничтожить врага, вступившего на нашу землю. Многие захоронены в братских могилах. Все они вошли в нашу историю Неизвестными солдатами…
К этой памятной дате в Библиотеке «Ольшанская» прошла беседа у выставки «Безымянные герои Великой войны» (12+).

Далее

Литературная мозаика «Ты на свете не один»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакВ Детской библиотеке им. А.С. Пушкина Международному дню инвалидов было посвящено очередное мероприятие в рамках проекта «Учимся говорить красиво» для детей с ОВЗ из МБОУ «Школа №19 города Ельца». Это праздник напоминает каждому человеку о том, как важно проявлять доброту и внимание к тем людям, которым необходима помощь и поддержка.

Далее

Исторический час «Бессмертный подвиг»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакБиблиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина не устает рассказывать о страшных годах войны, расширять знания посетителей о Великой Отечественной войне.
Рассказ про неизвестного героя маршак3 декабря, в День Неизвестного Солдата вместе с читателями присутствующие на историческом часе «Бессмертный подвиг» (12+) почтили память участников трагических событий Великой Отечественной войны и познакомились с книжной выставкой «Имя твое бессмертно».

Далее

Книжные выставки библиотек Ельца к 80-летию Елецкой наступательной операции и Дню освобождения Ельца

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршак9 декабря ельчане отметят 80-ю годовщину освобождения города от немецких захватчиков. В преддверии даты и к 80-летию Елецкой наступательной операции в муниципальных библиотеках города оформлены тематические книжные выставки.

Далее

Медиаэкскурс «Пламя ваших сердец – это вечный огонь»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакДню Неизвестного Солдата посвящен медиаэкскурс «Пламя ваших сердец – это вечный огонь» (6+) в Детской библиотеке «Лучковская».
Видеоролик рассказывает об истории учреждения памятной даты — День Неизвестного Солдата, о возникновении мемориала «Могила неизвестного солдата» у Кремлевской стены, о памятных местах, посвященных неизвестным солдатам – героям Сталинграда, о военном мемориале «Воин — освободитель» в Берлине, а также о братских могилах Липецкой области.

Далее

Медиарассказ «Жить и побеждать»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакК Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря, Библиотека «Александровская» подготовила медиарассказ «Жить и побеждать» (12+), в котором речь пойдет о тех людях, как наших современниках, так и предшественниках, которые, несмотря на свои недуги, заболевания, и все трудности, связанные с преодолением болезни, не упали духом, а, наоборот, стали «победителями» над своими индивидуальными особенностями. Это рассказ о выдающихся деятелях искусства, науки, а также об известных людях (зарубежных и отечественных), которые своими примерами стойкости, силы воли, мужества доказали, как прекрасна жизнь.

Далее

Час патриотизма «Есть мужество, доступное немногим»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакДню Неизвестного Солдата был посвящен час патриотизма «Есть мужество, доступное немногим» (12+), который провели для читателей в Библиотеке «Эльта».
Рассказ про неизвестного героя маршакУчастники мероприятия познакомились с историей памятной даты России, подвигами солдат, отдавших свою жизнь за родную страну в годы Великой Отечественной войны, на слайдах презентации увидели памятники Неизвестному солдату во многих странах мира, а также пролистали книги, представленные на выставке «Неизвестные защитники Родины».

Далее

Видеоурок «Молодежь против СПИДа»

03.12.2021

Рассказ про неизвестного героя маршакМы все живем в обществе, в котором есть люди с ВИЧ/СПИДом. Эпидемия ВИЧ-инфекции может затронуть каждого из нас. Точная информация о ВИЧ может помочь человеку формировать безопасное поведение и оставаться в пределах разумного, здорового отношения к данной проблеме.
Рассказ про неизвестного героя маршакВ ЦГБ им. М. Горького для студентов Елецкого колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий был проведен видеоурок «Молодежь против СПИДа» (16+). Во время мероприятия ведущие говорили со студентами о проблемах наркомании, СПИДа, о том, что ожидает молодежь в будущем.

Далее

Календарь знаменательных дат на 2021-2022 учебный год

2021 год

Ø  Международный
год мира и доверия
. (Резолюция,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по инициативе
Туркменистана.)

Ø  Год
науки и технологий в России.
(Указ президента
российской федерации от 25.12.2020 № 812 «О
проведении в российской федерации года науки и технологий»)

2022 год

В ноябре 2019 года
Президент России Владимир Путин поддержал идею провести в 2022 году в стране Год
народного искусства и нематериального культурного наследия народов.

Исторические и памятные даты

3
сентября
– День солидарности в борьбе с
терроризмом. Эта самая новая памятная дата России,
установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005
года. Она связана с трагическими событиями в Беслане…

12
сентября
(дата для 2021 года)День памяти
жертв фашизма —  международная дата, которая
отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам
миллионов жертв фашизма.

25 сентября — 95 лет со
дня рождения Михаила Ивановича Бондаренко, нашего земляка, участника Великой
Отечественной войны.

3 декабря — День
Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в
боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами. Решение об его
учреждении было принято Госдумой в октябре 2014 года, а соответствующий указ
был подписан президентом РФ 5 ноября 2014 года.

21
сентября –
Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН
провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и
отказа от насилия.

1 октября
Международный день пожилых людей. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея
ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей.

5 октября – 100 лет со
дня рождения  Николая Лукьяновича Дупака, уроженца пгт. Старобешева, советского
и российского актера театра и кино.

18 октября – 120 лет со
дня рождения Владимира Григорьевича Захарова, уроженца Донецка, композитора,
хорового дережера, автора многочисленных хоровых обработок народных песен.

28 октября – День
бабушек и дедушек в России. Дата 28 октября для торжества в России была выбрана
не просто так. Оказывается, примерно в это время у древних славян праздновались
Осенние Деды или, по-другому, Навья неделя, когда было принято поминать
предков, ушедших в мир иной.

30 октября – 85 лет со
дня  рождения Полины Григорьевны Астаховой, заслуженного мастера спорта СССР.

7 ноября — 80 лет со
Дня проведения военного парада на Красной площади в 1941 году. День воинской
славы России, установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О
днях воинской славы и памятных датах России».

20 ноября – Всемирный
день ребёнка.  В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам
ввести в практику празднование этой даты, как дня мирового братства и
взаимопонимания детей.

28 ноября (дата для 2021
года) – День матери в России. Установленный Указом Президента Российской
Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он
празднуется в последнее воскресенье ноября.

5 декабря — 80 лет со дня
начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в
битве под Москвой 1941 года. День воинской славы России установлен Федеральным
законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы».

5
декабря
– 110 лет со дня рождения
Владимира Константиновича Коновалова, выдающего советского подводника,
участника Великой Отечественной войны.

17
декабря
– 100 лет со дня рождения
Надежды Васильевны Поповой, Героя Советского Союза, почетный гражданин города
Донецка.

8
февраля —
День памяти юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был
очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских
демонстраций — французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика
Фадыла Джамаля (1963)

18 апреля      — 780
лет со дня победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими
рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

15 мая – Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в
1993 году

20 мая — 80 лет со дня
учреждения ордена Отечественной войны I и II степеней (1942 год).

Книга — мир знаний

1
сентября
– День знаний

8
сентября —
 Международный день грамотности.  В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная
конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в
международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8
сентября Международным днем распространения грамотности.

Октябрь — Месячник школьных библиотек

25
октября
(дата для 2021 года) Международный
день школьных библиотек (Учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек,
отмечается в четвёртый понедельник октября)

21
февраля
– Международный день родного языка.  Международный день родного языка, провозглашенный
Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год с
февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию

2 марта (дата
для 2021 года) – Всемирный день чтения вслух.  Празднуется в первую среду
марта. Инициатором стала Компания LitWorld в 2010 году. Цель праздника –
показать чтение как возможность передачи своих эмоций другому человеку. При
чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое
настроение и ощущения от прочитанного.

3 марта
— Всемирный день писателя.
Был учрежден
по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club),
который проходил с 12 по 18 января 1986 года.

21
марта –
Всемирный день поэзии. В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО
было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта

2
апреля
– Международный день детской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного
совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании
Ханса Кристиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

23 апреляВсемирный
день книги и авторского права.
1995 году в
Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения
книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в
чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и
культурному прогрессу человечества.

24
мая —
День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно
прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей
словенских.

27 мая – Общероссийский
день библиотек. Установлен Указом Президента РФ 
Б.Н. Ельцина №
539 от 
27 мая 1995
года.

Книги-юбиляры

2021 г

& 65 лет
детскому юмористическому журналу «Весёлые картинки»  (издаётся с сентября
1956 г.)

2022 г

&   325 лет – «Сказки моей матушки гусыни» Ш. Перо

&   190 лет – «Сказка о царе Салтане…» (1832) А.С. Пушкин

&   180 лет – «Мёртвые души» (1842) Н.В. Гоголь

&   170 лет – «Муму» (1852)  И.С. Тургенев

&   160 лет – «Отцы и дети» (1862) И.С. Тургенев

&   150 лет — «Вокруг света за 80 дней» (1872) Ж. Верн

&   150 лет – «Кавказский пленник» (1872) Л.Н. Толстой

&   125 лет – «Овод» (1897) Э.-Л. Войнич

&   115 лет — «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф

&   100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин

&   100 лет – «Одиссея капитана Блада» (1922) Р. Сабатини

&   100 лет – «Мойдодыр» (1922); «Тараканище» (1922) К.И. Чуковский

&   95 лет – «Почта» С.Я. Маршака

&   95 лет – «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) А.Н. Толстой

&   90 лет – «Дальние страны» А. Гайдар

&   85 лет – «Судьба барабанщика» А.Гайдар

&   85 лет – «Рассказ о неизвестном
герое» С.Я. Маршак

&   85 лет – «Морские истории» Б. Житков

&   85 лет – «Хоббит, или туда и обратно» Дж. Толкиен

&   80 лет – «Маленький принц» (1942) А. де Сент-Экзюпери

&   75 лет – «Повесть о настоящем человеке» (1947) Б. Полевой

&   75 лет – «Веселые рассказы» Н. Носов

&   70 лет – «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носов

&   65 лет – «Судьба человека» (1957) М. Шолохов

&   65 лет – «Фантазеры» Н. Носов

&   65 лет – «Про Томку» Е.И. Чарушин

&   60 лет – «Баранкин, будь человеком» В.В. Медведев

&   50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И. Александрова

Писатели юбиляры

2 сентября

100 лет со дня рождения Станислава Лема
(1921–2006), польского писателя-фантаста
 

22 сентября

130 лет со дня рождения Рувима Исаевича
Фраермана (1891-1972), советского детского писателя

1 октября

230 лет со дня рождения Сергея
Тимофеевича Аксакова (1791–1859), русского писателя, поэта природы.

8 октября

90 лет со дня рождения Юлиана Семёновича
Семёнова (Ляндерса, 1931-1993), советского писателя

17 октября

90 лет со дня рождения Анатолия
Игнатьевича Приставкина (1931–2008), русского писателя

21 октября

125 лет со дня рождения Евгения Львовича
Шварца (1896– 1958), русского писателя, драматурга, киносценариста.

11 ноября

200 лет со дня рождения Фёдора
Михайловича Достоевского (1821–1881), русского писателя.

120 лет со дня рождения Евгения
Ивановича Чарушина (1901–1965), русского детского писателя, художника —
иллюстратора.

19 ноября

310 лет со дня рождения Михаила
Васильевича Ломоносова (1711–1765), русского ученого, поэта.

22 ноября

220 лет со дня рождения Владимира
Ивановича Даля (1801–1872), русского писателя, этнографа, лексикографа

1 декабря

125 лет со дня рождения Георгия
Константиновича Жукова (1896-1974), военачальника, общественного деятеля.

5 декабря

120 лет со дня рождения Уолта Диснея (1901-1966),
американского кинорежиссёра, художника

10 декабря

200 лет со дня рождения Николая
Алексеевича Некрасова (1821–1878), русского поэта, прозаика, критика и
издателя

24 декабря

120 лет со дня рождения Александра
Александровича Фадеева, писателя (1901-1956)

3 января

130 лет со дня рождения английского
писателя Джона Рональда Роуэла Толкина (1892-1973)

10 января

140 лет со дня рождения Алексея
Николаевича Толстого (1882 – 1945), русского писателя

15 января

400 лет со дня рождения французского
комедиографа, актера, реформатора сценического искусства Жана Батиста Мольера
(1622-1673)

18 января

140 лет со дня рождения английского
писателя, поэта, драматурга Алана Милна (1882-1956)

25 января

190 лет со дня рождения Ивана Ивановича
Шишкина (1832-1898), русского художника

27 января

90 лет со дня рождения русской поэтессы Риммы
Фёдоровны Казаковой (1932-2008)

190 лет со дня рождения английского
писателя Льюиса Кэрролла (1832-1898)

28 января

125 лет со дня рождения русского
писателя Валентина Петровича Катаева (1897-1986)

20 февраля

160 лет со дня рождения русского
писателя, публициста Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852-1906)

24 февраля

130 лет со дня рождения русского
писателя Константина Александровича Федина (1892-1977)

25 февраля

200 лет со дня рождения Льва Александровича
Мея (1822 – 1862), русского поэта, переводчика

26 февраля

220 лет со дня рождения французского
писателя Виктора Гюго (1802-1885)

15 марта

85 лет со дня
рождения русского писателя Валентина Григорьевича

 Распутина  (1937)

31 марта

140 лет со дня рождения Корнея Ивановича
Чуковского, детского писателя (1882-1969)

1 апреля

100 лет со дня рождения русского
писателя Сергея Петровича Алексеева (1922-2008)

10 апреля

85 лет со дня рождения русской поэтессы Беллы
Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010)

95 лет со дня рождения Виля
Владимировича  Липатова, русского писателя (1927-1979)

15 апреля

570 лет со дня рождения Леонардо да
Винчи, великого художника и ученого (1452-1519)

19 апреля

120 лет со дня рождения русского
писателя Вениамина Александровича Каверина (1902-1988)

28 апреля

120 лет со дня рождения русской
писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969)

30 мая

130 лет со дня рождения писателя Ивана
Сергеевича Соколова-Микитова  (1892-1975)

110 лет со дня рождения Льва Ивановича
Ошанина, поэта (1912-1996)

31 мая

130 лет со дня рождения писателя Константина
Георгиевича Паустовского (1892-1968)

9 июня

350 лет со дня рождения Петра I Алексеевича,
(1672  — 1725 года), последнего царя всея Руси (с 1682 года) и
первого Императора Всероссийского (с 1721 года).

Отпразднуйте с удовольствием:

18 ноябряДень рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября на его вотчине — в Великом
Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

1
января
– День Ильи Муромца.

В этот день русская православная церковь поминает святого Илью
Муромца, мощи которого покоятся в катакомбах Киево-Печерской лавры. По
свидетельству Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в 17 веке,
Илья Муромец жил за 450 лет до него, то есть в 12 веке.

28
февраля
– 6 марта – Масленичная неделя.

Древнеславянский народный
праздник, проводы зимы. На Масленицу пекут блины с маслом, всю неделю люди
гуляют, развлекаются и угощаются. Первые три дня этой недели называются Узкой
Масленицей, когда только готовятся праздновать, а остальные четыре дня –
Широкой. В эти дни можно не работать, а только веселиться.

1 марта
– Всемирный день кошек

22
марта
– Сороки (Жаворонки)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна
начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых
стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

 На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», раздавали их детям, и те
с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

 1 апреля
– именины домового.  

Древние славяне верили, что на зиму домовой впадал в спячку. Спал
домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права.
Приход весны знаменуется днём весеннего равноденствия 22 марта, и все
последующие дни вплоть до 1 апреля были днями встречи весны. Первого же числа
весна приходила окончательно и главный дух-хранитель очага – домовой, должен
был проснуться, чтобы навести порядок в доме.

Если вы хоть немного интересуетесь искусством, то, наверное, бывали на ежегодном «Осеннем салоне с „Белгазпромбанком“». Необычный художник Александр Бельский не просто в нем участвует, но и неоднократно получал там приз зрительских симпатий. Причем он умудряется на своих полотнах объединять, казалось бы, необъединимое: Бэтмена и советских детей около елки, штурмовиков из «Звездных войн» и белорусский трактор, космонавтов и советский самовар. О том, как Александр шел на подобные эксперименты, как выбирал забавные, но серьезные сюжеты, сегодня рассказывает наш гид по миру современного белорусского искусства Любовь Гаврилюк.

Кто такой Бельский?

Александр Бельский родился в 1980-м в Жодино. Сначала окончил училище имени Глебова, позже  Академию искусств. С 2007 по 2017 год работал художником-оформителем в столичном кинотеатре «Пионер», а в 2017-м отправился в свободное плавание. Участвует в коллективных выставках, продает работы через интернет. Некоторые из них стали вирусными.

От «ручных афиш» к коллажам

Во Дворце искусств в 2019 году состоялась персональная выставка Александра Бельского «3, 2, 1… Апрель», которая стала открытием: оказывается, работ за последние годы написано много, а их чудесные (в прямом смысле слова) герои населяют странный мир  очень условное отражение реального. Жители этого мира  зайцы, снеговики, космонавты; какие-то инопланетные полицейские грузят яблоки в трактор «Беларусь», потом вдруг бьют снеговиков, а снеговики вписаны в классическую живопись Рембрандта и Ван Гога. Тут я погорячилась: на выставке все было подобрано согласно концепции и более последовательно, но после экспозиции вы же идете смотреть работы художника в сети. И достраиваете, дополняете этот странный мир  да, он такой. Мало подчиняется обычной логике.

Авторский прием с хрестоматийными сюжетами особенно интересен: сюжеты-то знакомые, но новые герои меняют смысл, отношение современного зрителя. Я бы даже сказала, что меняется восприятие исторического материала как такового. Мы как будто учимся смотреть на прошлое не как на безнадежно ушедшее нечто, а как на события сегодняшнего дня. Но об этом чуть позже.

Впрочем, и работы предыдущего десятилетия заставляют зрителя удивиться: и такой тоже бывает живопись? Это про афиши, которые Александр писал в кинотеатре «Пионер». Сейчас их можно отнести к стилю ретро, да и в конце 2010-х они были раритетом — наверное, последними в Минске. Наивными, сюрреалистичными. Их воспринимали как особенную эстетику кинотеатра. Думаю, такими они и останутся в культурной истории Минска. Хотя сам художник называет их «хорошим опытом быстрого рисунка»:

— С афишами я стал чувствовать себя увереннее. Работа над большими форматами — тот случай, когда процесс приносит радость, хотя это, конечно, не самоцель. Когда готовилась выставка «3, 2, 1… Апрель», мне хотелось посмотреть на все со стороны, нужно было собрать работы в одном пространстве. А потом начались перемены: поиск новых приемов, технологий, что-то переформатировалось. Для меня перестало быть важным писать именно картину и чтобы она выглядела «красиво». Движение значит больше, а инструменты могут быть самыми разными.

Не отказываясь от привычных холста и масла, Александр стал больше использовать уже готовые изображения, заниматься коллажами и печатью. Это тоже непросто: порой на сбор нужного материала и компиляцию уходит год-два, можно попробовать сделать несколько версий одной композиции в разных форматах. Хорошо, что жена Виктория воодушевляет и влияет на творческий процесс.

Человек внутри

По большому счету все, что происходит с людьми, так или иначе имеет отношение к животным. В этой части художник находится близко к традиции: история искусства знает множество сюжетов, где героями были звери. Реальные или сказочные, мифологические и фантастические персонажи, в самых разных жанрах и техниках. В визуальном искусстве чего стоят только книжные иллюстрации Евгения Чарушина (в юности он, кстати, тоже делал вывески и плакаты). Он имя для тех, кто знаком с еще советскими изданиями Бианки, Пришвина, Чуковского и Маршака. Для более молодых читателей назову белорусскую художницу Екатерину Дубовик и наших классиков Валерия Слаука, Александра Шеверова, Николая Селещука. Но иллюстрация — это, конечно, совсем другое искусство.

У Александра подход принципиально иной. Не столько важен сам герой  заяц, космонавт, человек в черном шлеме или снеговик, сколько идея и желание автора не выставлять на первый план нравоучение, замаскировать его с помощью другой формы. С этой точки зрения художник не рассказывает нам историю (сказку) зайцев, а оставляет пространство для аллегории, без разжевывания и прямых оценок. Бельский не пишет серии или проекты с нарративами наподобие литературных. Это полностью визуальный опыт, а в основе своей — концептуальный.

— Для меня они — персонажи, на которых спроецированы отношения людей между собой, отношения с миром вокруг, — объясняет художник. — В этом их назначение. Есть параллели с жизнью людей, отчасти есть мой собственный опыт. Важно, что все они — не абстрактные образы и не конкретные модели, зато всегда дают мне место для метафоры, реплики, отсылок к самым разным событиям.

Дети на экскурсиях высоко оценивают эти «проекции», взрослые тоже их считывают  так что призы зрительских симпатий, которые художник получил на «Осенних салонах» в 20162017 годах, имеют вполне определенное основание.

С зайцами и снеговиками, впрочем, отдельная тема  это своего рода версия родства, сочувствия, заботы. Человек в этих снеговиках скрыт, но не утрачивает чувство собственного достоинства, не теряет эмоций, не коверкает язык. Трансформация человеческого происходит как перемена и даже протест, а сохранение человеческого выдают детали, окружающая среда, антагонисты снеговиков и зайцев. Помещая животных и снежных героев в реальные обстоятельства, художник подчеркивает их уязвимость. Особенно это заметно, когда они собираются в группы или стаи  даже непонятно, как лучше сказать. Или в компании, когда начинает работать коллективная энергия, общая драматургия. Удивительно, но «другие» только усиливают эффект человеческой сущности. От сказки, от волшебства остается лишь момент телесного перерождения.

И еще интересно, что, выбирая именно эти образы, Александр не идет по пути роботизации, клонирования и т. д., то есть в сторону science spesific. Наоборот, удивление, страх, растерянность работают на доверие и сочувствие к «слабым» героям.

Вопрос органики

Справедливости ради нужно отметить, что есть у художника вполне яркие социальные темы. Но они написаны в своем ключе, и здесь от зрителя тоже требуется чувствительность особого рода. Отправной точкой для понимания я бы назвала работу 2019 года «Новые боты». Не сразу разглядишь, что на первом плане маленький ребенок гуляет по лужам в резиновых сапожках. Наконец-то никто не будет доставать его из-за мокрых ног! Строгие дяди на постаментах неизмеримо выше, значительнее — правда, в параллельной жизни, откуда новые боты не заметны, а риск простуды не рассматривается всерьез.

Не всерьез  еще одна иллюзия, которая будет преследовать зрителя на протяжении всего просмотра, на сайтах ли, в галереях или частных коллекциях. Смешение контекстов как бы случайное: вот неуклюжие снеговики из детских игр, Дарт Вейдер из «Звездных войн», какая-то вышка почему-то упала, вдруг возникает кусочек из старого новостного репортажа. На самом деле спонтанного здесь нет ничего.

В качестве примера такой подачи отмечу небольшой цикл «Бэтмен и дети» (2021), парафраз на советский сюжет с Владимиром Ильичом.

— В основе — советская мифология, точнее, ее популярная часть, пропаганда, — говорит художник— Мне хотелось ее поправить, убрать образ доброго дедушки из истории, хотя бы из книжной иллюстрации.

Да, постмодернистское смешение контекстов, известная игра и практика, но как по-разному это можно сделать! А еще юмор  легкий, грустный или болезненный, он всегда есть в живописи Александра, даже в его афишах.

Всегда, будь этот юмор родом из поп-арта, лирики или актуальной хроники. На мой взгляд, инструмент не менее важный, чем выбор героя или эпизода социальной драмы.

К слову, о подходе к творческому процессу и об отсылках: первый снеговик родился из ассоциаций с «Нарциссом» Караваджо. А все, что связано с космосом, сценки на Луне появились вместе с конкретными деталями и событиями разных лет.

 У любой работы есть мотивы для появления. Например, «Бог в помощь», который существует и в небольшой, пробной версии 80×40 кв. см, и в максимальной — 3 × 1,5 кв. м. Вроде мы продолжаем наблюдать за космосом, технологии развиваются, и люди летают на серьезных кораблях продолжает Александр. — Но тут же, на этом пафосном фоне, видим, как их героически спасают (как когда-то Владимир Джанибеков, Виктор Савиных и др.). Вдруг, всегда неожиданно. А самовар пришел вообще из другой сферы, из художественного образования: кувшин и самовар — самые банальные, всем надоевшие предметы для учебного натюрморта.

Вот как, оказывается, рождаются метафоры.

Структурировать время

Да, ни много, ни мало. Эту возможность дает Александру теперешняя работа в «Белреставрации». А живопись остается основным творческим полем художника. И здесь мы подходим к теме о востребованности, о том, может ли the artist в современном понимании этого слова жить и зарабатывать своей профессией.

По словам Александра, работа художника-реставратора позволяет ему распределять время работы так, чтобы не метаться каждый день между искусством и коммерческими заказами. Те же снеговики возникли в свое время как попытка отстранения после большого числа шаржей и портретов. В какой-то момент, после тысяч лиц, живых и фотографических, стало просто необходимо найти анонимные типажи. Сейчас, при стабильном заработке, можно спокойно заниматься искусством, а не постоянным добыванием денег. Есть ведь и неприятные заказы, и только очень немногие авторы умеют отговаривать клиентов  в чем-то образовывая их, теряя в деньгах, но сохраняя при этом профессиональную честность.

Судя по онлайн-галереям, которые продают произведения искусства, почти все полотна Александра нашли своих покупателей. Это прекрасный результат. Как говорит художник, во-первых, людям нравится то, что он делает, а во-вторых, его работы доступны по стоимости.

— Мой самый первый покупатель приобрел восемь полотен сразу. До этого я и не предполагал, что доходами от искусства можно жить. И вот впервые это сработало. Но и раньше, и сейчас на первом месте по-прежнему остается мысль, идея, а потом уже, конечно, хорошо, что она обрастает капиталом.

Что же касается «Белреставрации», Александру интересны технологии и сами подходы, принятые в этой области. Понятно, что и здесь есть свои проблемы: многое из историко-культурного наследия утрачено, появляется немало новодела, но «работать со стенами XIV  XVI веков интересно». Художник считает так:

— Важно принимать в принципе правильные решения. Что нужно реставрировать, что восстанавливать, с какой целью? Может быть, я пока не очень подготовлен как реставратор, но есть рядом люди, которые подсказывают. В Несвиже мои действия были обоснованы. И это тоже творческий рост.


 Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Военными конфликтами на границе Азербайджан пытается усилить давление на Ереван, считают опрошенные «Кавказским узлом» армянские аналитики. Эскалация в преддверии встречи на саммите Восточного партнерства выгодна Армении, так как может изменить повестку встречу и свести переговоры от обсуждения делимитации границы и открытия транспортных коммуникаций к достижению договоренностей по деэскалации, полагает азербайджанский политобозреватель.

Как писал «Кавказский узел», перестрелки на границе Кельбаджарского района Азербайджана и Гегаркуникского района Армении происходят ежедневно с 8 декабря. В тот день Азербайджан сообщил о гибели солдата, а 9 декабря Армения заявила о ранении двух своих солдат. Армянская сторона стянула к границе дополнительные силы и подвергла обстрелам позиции в Кельбаджарском районе, заявило 10 декабря Минобороны Азербайджана. Военное ведомство Армении утверждает, что отбило атаку азербайджанских солдат, однако в ходе перестрелки погиб один армянский военнослужащий, еще один солдат получил ранения. Шесть солдат находятся в тяжелом состоянии, еще двое получили ранения легкой и средней тяжести, уточнило Минобороны Армении.

Кельбаджарский район (армянское название Кельбаджара — Карвачар) перешел под контроль Азербайджана по итогам осенней войны 2020 года в Нагорном Карабахе. Какие еще территории получил Азербайджан после войны, указано на карте, подготовленной «Кавказским узлом». Также на «Кавказском узле» опубликована карта размещения российских миротворцев, введенных в Нагорный Карабах после завершения боев. Миротворцы, в частности, обеспечивают проезд армянских паломников в монастырь Дадиванк, расположенный в Кельбаджарском районе.

Вооруженные конфликты на границах Армении становятся уже обыденными и, скорее всего, такие инциденты будут продолжаться, считает политический обозреватель Наира Айрумян.

Приграничные конфликты являются для Азербайджана инструментом поддержания общей напряженности, а также таким образом Баку пытается уточнить линию, по которой предполагается провести делимитацию границы, сказала она корреспонденту «Кавказского узла». Еще одна цель —  нанести урон армянской стороне, пояснила политобозреватель.

Пока нет ни международных механизмов мониторинга, ни установленной границы, к этим инцидентам нужно быть готовыми в любой момент, добавила Айрумян.

«Полагаю, что последний инцидент был связан с встречей в Москве в формате 3+2. Судя по информации российской стороны, на встрече обсуждались вопросы деблокады, хотя… не должны были обсуждаться вопросы, для которых есть иные платформы», — отметила она.

Представители России, Азербайджана, Армении, Турции и Ирана 10 декабря в Москве обсудили перспективы сотрудничества и противодействие общим угрозам в регионе, а также выразили заинтересованность в присоединении Грузии к совместной работе, говорится в сообщении на сайте МИД России.

Конфликты могут быть вызваны и некоторыми изменениями в вопросе пленных, заявила политобозреватель. «Армения косвенно заявила, что не намерена «менять пленных на Сюник», а некоторых пленных даже привлекли после возвращения в Армению к ответственности. После фактического отказа Армении по вопросу пленных Баку потерял важный рычаг воздействия на Ереван», — предположила Айрумян.

7 декабря в Интернете было обнародовано видео, на котором спикер парламента Армении рассуждает о судьбе военнопленных. По его словам, многие из пленных являются дезертирами и будущее страны и Нагорного Карабаха намного важнее. Родственники пленных и пропавших без вести вышли к зданию правительства и перекрыли дороги, чтобы высказать протест, некоторые из них остались на акции протеста на ночь. На акции 8 декабря были задержаны 10 человек.  10 декабря стало известно, что пять военнослужащих, выданных Армении после боестолкновений на границе с Азербайджаном, были обвинены в нарушении правил несения боевого дежурства. Уголовное преследование собственных солдат, попавших в плен, недопустимо, заявил правозащитник Артур Сакунц.

Приграничная эскалация в комплексе с другими мерами вполне могут сорвать брюссельскую встречу и провалить Минский формат, подчеркнула политобозреватель. При этом Россия торпедирует урегулирование конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ, считает она.

Лидеры Армении и Азербайджана приняли приглашение президента Евросовета Шарля Мишеля встретиться на саммите Восточного партнерства, который пройдет в Брюсселе 15 декабря. «Россия рассчитывает, что по итогам встречи руководителей двух государства в Брюсселе, будет подтверждена приверженность реализации всех трехсторонних договоренностей», — заявила 10 декабря представитель российского МИД Мария Захарова, слова которой привели «Новости-Армения». «Надеемся, что будет переподтверждена поддержка усилиям сопредседателей МГ ОБСЕ… на нынешнем этапе ее деятельность концентрируется на решении первоочередных проблем гуманитарного характера», — отметила она.

Провокации на границе как Армении, так и Нагорного Карабаха происходили на протяжении 27 лет, отметил политический аналитик Овсеп Хуршудян.

«До осенней войны 2020 года это была стратегия поддержки конфликта, чтобы никто не забывал, что есть конфликт и что статус-кво не может продолжаться вечно… Сейчас Азербайджан продолжает политику военно-политического давления с целью получить результаты, которых не добился в ходе войны – подписание мирного соглашения, а также демаркации и делимитации границ», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Армения готова заключить мир и демаркировать границу, о чем неоднократно заявляли армянские власти, но Азербайджан пытается навязать капитуляцию, считает Хуршудян.

«Азербайджан воспринимает мир как отказ Армении от защиты армян Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха) Необеспечение безопасности Арцаха чревато исходом армянского населения. В вопросах демаркации и делимитации границ Азербайджан тоже навязывает свои карты. Открытие коммуникаций Алиев представляет как создание (Зангезурского) коридора… Все это Алиев пытается реализовать через угрозу войны и военных действий. То, что твориться на границах — это элементы войны с целью навязать Армении свои условия», — заявил политический аналитик.

Азербайджан полагает, что создание Зангезурского коридора предусмотрено трехсторонними соглашениями о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Однако Армения, через территорию которой должен пройти коридор, этого не признаёт. 15 июня президенты Азербайджана и Турции подписали шушинскую декларацию о союзнических отношениях, которая, по мнению азербайджанских военных экспертов закрепляет итоги карабахской войны 2020 года. По поводу Зангезурского коридора в декларации говорится, что его открытие «и строительство железной дороги Нахичевань–Карс в качестве продолжения этого коридора внесут важный вклад в дело интенсификации транспорта и сообщения между двумя странами» — Азербайджаном и Турцией. Текст декларации о союзнических отношениях между Азербайджаном и Турцией, подписанной 15 июня президентами двух стран в городе Шуша (армянское название — Шуши), опубликован на «Кавказском узле».  

Эскалации на границе часто происходили перед различными встречами. «Азербайджан всегда использовал эскалацию для устрашения и давления на Армению. Поэтому последние инциденты можно привязать к брюссельской встрече», — отметил Хуршудян.

Пограничные инциденты — не спонтанные столкновения, инициированные командованием, подчеркнул он. «При том жестком авторитарном режиме в Азербайджане никто не посмеет импровизировать… Все это спланированные действия», — сказал Хуршудян.

Политолог Армен Варданян согласен, что эскалация на границе связана с попыткой оказать давление на Армению. «Азербайджан… пытается добиться подписания мирного соглашения, демаркации и делимитации границы, открытия коридора», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Азербайджан стремится провалить Минский формат урегулирования карабахского конфликта, считает Варданян. «Азербайджану невыгодно подписывать мир в рамках Минской группы ОБСЕ, так как это обнулит итоги осенней войны. Азербайджан желает, чтобы Минская группа решала исключительно гуманитарные вопросы и не занималась политическим урегулированием конфликта», — предположил политолог.

Эскалация на границе — политическое решение, уверен Варданян. «Военные не начинают боевые действия без приказа политического руководства», — сказал он.

Азербайджанские военные аналитики назвали условия прекращения конфликтов на границе

Происходящее в последние дни на армяно-азербайджанской границе — это несколько больше, чем обычная напряженность, считает азербайджанский военный аналитик. «Нельзя исключить, что эскалация пойдет по нарастающей, и как в середине ноября (2020 года) перерастет в масштабные боестолкновения с применением артиллерии, бронетехники», сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

По его мнению, причиной нового обострения является отсутствие подвижек в решении практических вопросов урегулирования после встречи в Сочи.

26 ноября премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин провели в Сочи переговоры об урегулировании карабахского конфликта. Встреча премьер-министра Армении с президентом Азербайджана в Сочи, при участии президента России Владимира Путина, не повлечет важных последствий, но она подготовила площадку для дальнейшего диалога, предположили армянские аналитики. Вектор, заложенный в Сочи, соответствует планам властей Азербайджана, а главным результатом переговоров будет форсирование разблокировки коммуникаций в Карабахе, сочли их азербайджанские коллеги.

«В Сочи лидеры трех государств договорились по целому ряду вопросов, но реализован был лишь один пункт – обмен задержанных армянских военных на карты минных полей. По двум принципиальным вопросам – началу делимитации границ и открытию транспортных коридоров — нет прогресса. Армения не может выполнять обязательства, которые берет на себя. Стоило Пашиняну лишь высказаться в пользу открытия коммуникации между Азербайджаном и Нахчываном… сразу произошло обострение на границе и был убит азербайджанский солдат», — отметил эксперт.

Армения заинтересована в разблокировании всех транспортных коммуникаций, сообщил 8 декабря на заседании Национального Собрания Армении премьер-министр Никол Пашинян. Он отметил, что Азербайджан получит возможность обеспечить автомобильное и железнодорожное сообщение с Нахиджеваном по территории Армении, а Армения, в свою очередь, по территории Азербайджана, получит железнодорожное сообщение с Ираном и Россией, сообщило издание News.am. 

Он считает, что «внутриполитическая ситуация в Армении серьезно вредит процессу мирного урегулирования между двумя странами».

Военный аналитик предположил, что Пашинян может сталкиваться саботажем военных, генералитета. «Ему до сих пор не удалось установить контроль над армией, даже после смены министра обороны. Военные сопротивляются, пытаются сохранить свое влияние на политику, и поэтому происходят периодически провокации», — сказал он. Конфликты на границе и новые жертвы усиливают в армянском обществе антиправительственные настроения, отметил аналитик.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 20 ноября 2020 года отправил в отставку главу Минобороны Армении Давида Тонояна.  30 сентября Служба нацбезопасности Армении сообщила, что бывший глава Минобороны Давид Тоноян был задержан и арестован по подозрению в хищении около 4,7 миллиона долларов при поставках вооружения. По этому же делу задержали руководителя компании-поставщика Давида Галстяна. В ноябре арест Тонояна был продлен на два месяца. 2 октября был задержан и арестован на два месяца по делу о хищениях при поставках боеприпасов заместитель главы Генштаба вооруженных сил Армении Степан Галстян.

Он также не исключил, что эскалация может быть связана с предстоящей 15 декабря встречей лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе. «Целью является если и не сорвать встречу, но поставить Пашиняна перед фактом политической напряженности  в стране, чтобы он не брал новых обязательств по мирному урегулированию конфликта с Азербайджаном и дезавуировал предыдущие», — отметил аналитик.

 Военный аналитик считает, что военные провокации Армении на руку Азербайджану, который укрепляет позиции на границе.

«Азербайджану выгодно скорейшее подписание мирного соглашения с взаимным признанием границ и территориальной целостности двух стран, открытие Зангезурского коридора. Но если Армения будет уклоняться, то Баку будет усиливать военное давление на Ереван, закрепляться на выгодных позициях на границе. В условиях отсутствия делимитации и демаркации говорить о каком-либо нарушении границ будет невозможно. Без транспортного коридора в Нахчыван также пока можно обходиться, поскольку есть обходные дороги через Иран и Грузию и Турцию. А Армения, не получая выход через Азербайджан в Россию и Иран будет продолжать оставаться в региональной изоляции, без шансов резко оживить экономику», — считает он.

До тех пор, пока нет реального процесса в выполнении трехсторонних договоренностей по открытию транспортных коммуникаций и делимитации границы, вероятность боестолкновений будет оставаться высокой, считает политический обозреватель агентства Turan Тофиг Тюркель.

«Во время ожидания Сочинской встречи и спустя 10 дней после нее на границе практически не было перестрелок. Но как только процесс с началом обсуждений проектов открытия коммуникаций, в том числе Зангезурского коридора, забуксовал, возникла напряженность на границе», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

Тюркель считает, что Азербайджан не прекратит давление «в условиях отсутствия прогресса в вопросе делимитации границы».   

Он предположил, что Армении выгодна эскалация ситуации на границе перед встречей в Брюсселе. «Военное обострение может изменить повестку встречу и свести переговоры от обсуждения делимитации границы и открытия транспортных коммуникаций к достижению договоренностей по деэскалации», — отметил Тюркель.

Конфликты на границе прекратятся, когда начнется реальный процесс по установлению и взаимному признанию границ, открытию коммуникаций, и прежде всего Зангезурского коридора, считает он.

По итогам обострения карабахского конфликта осенью 2020 года непризнанная Нагорно-Карабахская Республика утратила контроль над двумя третями территории, в том числе над так называемой «зоной безопасности», частично прилегавшей к границам Армении.  Это актуализировало вопрос о делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. Однако в мае между двумя странами разгорелся пограничный конфликт, сопровождающийся боестолкновениями.  

Подробнее о пограничном конфликте двух стран можно прочитать в справке «Кавказского узла» «На Черном озере: пограничный конфликт Азербайджана и Армении». Новости о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» размещает на тематической странице «Карабах: худой мир или война?», а новости о пограничном конфликте Армении и Азербайджана – на странице «Ереван и Баку делят границы».

  • Рассказ про незнайку и его друзей
  • Рассказ про небо окружающий мир второй класс
  • Рассказ про небо и облака
  • Рассказ про нижегородский кремль
  • Рассказ про народные русские сказки