Рассказ про народные инструменты 2 класс

Подробности категория: узнай-ка! страница 1 из 4расскажите детям о музыкальных инструментах балалайка балалайку принято считать олицетворением русской культуры.название балалайка, или,
Подробности
Категория: Узнай-ка!

Страница 1 из 4

Расскажите детям о музыкальных инструментах


 БАЛАЛАЙКА

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.балалайка

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Балалайка)

БАРАБАН

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.барабан

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
(Барабан)

ГИТАРА

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко. гитара

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
ЗАГАДКА
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация по музыке на тему «Русские народные инструменты» (2 класс)

 Русские народные инструменты Учитель: Спиридонова Елена Валентиновна

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Русские народные инструменты Учитель: Спиридонова Елена Валентиновна

Описание слайда:

Русские народные инструменты Учитель: Спиридонова Елена Валентиновна

2 слайд

Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в

Описание слайда:

Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня. Русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие. В общую музыкальную культуру славянских народов вошли такие инструменты как: древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры.

3 слайд

Струнные инструменты: Гусли Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный

Описание слайда:

Струнные инструменты: Гусли Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые–столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры на гуслях и пения под их аккомпанемент. Наряду с щипковыми гуслями, основной прием игры на которых – щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях.

4 слайд

Балалайка Балалайка – это музыкальный символ русского народа. Это русский нар

Описание слайда:

Балалайка Балалайка – это музыкальный символ русского народа. Это русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным, слегка изогнутым деревянным корпусом. У инструмента три струны, а на грифе современной балалайки расположены 16–31 металлических ладов. Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. 

5 слайд

Домра Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тр

Описание слайда:

Домра Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки и до сих пор существует у калмыков, татар и киргизов. Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колков. Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни, поднявшийся до высот академического жанра.

6 слайд

Русская гармонь Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с

Описание слайда:

Русская гармонь Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

7 слайд

Духовые инструменты: Свирель Свирель – это деревянная дудочка. С одной сторон

Описание слайда:

Духовые инструменты: Свирель Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины, березы, можжевельника. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. 

8 слайд

Рожок Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, из которого

Описание слайда:

Рожок Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, из которого звук извлекается губами. Длинная труба издает низкий звук. Отверстия повышают ноты. По строению инструмент очень простой — труба, имеющая пять отверстий, а вариаций можно сыграть великое множество, это уже зависит от способностей исполнителя. Не зря пастухам, игравшим на рожке, платили больше, чем тем, кто не умел на нем играть. Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна.  Рожечную игру пастухов любили слушать и на народных гуляньях, праздниках, свадьбах и ярмарках. Сегодня осталось мало исполнителей, работающих в этом жанре. Техника игры на инструменте довольно сложная и требует основательной физической подготовки.

9 слайд

Жалейка Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный и

Описание слайда:

Жалейка Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка невелика — всего сантиметров десять. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостный. Играют на жалейке наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.   Одни говорят, что название инструменту дано потому, что он жалостливо звучит. Другие добавляют, что на кладбищах играли на жальниках, поэтому она жалейка. Жулейкой называли центральную часть инструмента, ствол с игровыми отверстиями. Названий у этого музыкального инструмента много. 

10 слайд

Ударные инструменты: Трещотка Трещотка — русский народный ударный музыкальный

Описание слайда:

Ударные инструменты: Трещотка Трещотка — русский народный ударный музыкальный инструмент, известный с давних времён. Состоят трещотки из набора 14-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.

11 слайд

Бубен Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента п

Описание слайда:

Бубен Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины. На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий. Ложки Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. С древних времен деревянные ложки были основным ударным инструментом у восточных славян. Такой инструмент был с ними всегда: на охоте, в пастушестве, в обрядах, на разных праздниках и в ратном деле, а также в ансамблях и в хорах. Ученые доказывают, что в качестве музыкальных инструментов деревянные ложки были с 16 века.  Музыкальные ложки бывают из разных пород древесины, что влияет на качество звука и его звучание, а также различны по величине. Чем больше она по размеру, тем звучание у нее – ниже.

12 слайд

Русские народные инструменты «Музыкальная народная культура является тем чист

Описание слайда:

Русские народные инструменты «Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее».     Д.А.Рытов.

13 слайд

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра,

Описание слайда:

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев. Русский оркестр В. В. Андреева — первый в истории России оркестр русских народных инструментов,  основателем которого является выдающийся преобразователь русской народной музыкальной культуры, музыкант-патриот Василий Васильевич Андреев. В настоящее время именуется как Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева.

14 слайд

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиро

Описание слайда:

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Ф.А.Шаляпин Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой» создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. В начале своего развития оркестр В. В. Андреева представлял собой «Кружок любителей игры на балалайках». 

15 слайд

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «СТРУНЫ РУСИ» Дирижер – Агеев Евгений В

Описание слайда:

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «СТРУНЫ РУСИ» Дирижер – Агеев Евгений Викторович, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный работник культуры РСФСР, Лауреат областных премий имени Е.М. Стомпелева и Л.В. Собинова, обладатель знака отличия «За заслуги перед городом Ярославлем»  С 2000 года присвоено звание муниципального профессионального оркестра, В оркестре работают 45 профессиональных музыканта, имеющих среднее специальное и высшее музыкальное образование. С большим успехом выступают перед жителями города и области, а также проводят большую просветительскую работу, выступая перед учащимися школ города. В феврале 2010 года ОРНИ «Струны Руси» выступил в городе Москва с концертной программой на закрытии Международного конкурса «Созвездие мастеров» в концертном зале Российской Академии Музыки имени Гнесиных. Оркестр русских народных инструментов «Струны Руси» был создан в 1968 году Евгением Агеевым, выпускником Нижегородской Государственной консерватории им. М.И.Глинки. В мае 2000 года по решению мэрии города Ярославля оркестр становится муниципальным профессиональным коллективом.

16 слайд

Вопросы: 1.С какими струнными народными инструментами вы познакомились? 2.Как

Описание слайда:

Вопросы: 1.С какими струнными народными инструментами вы познакомились? 2.Какие ударные народные инструменты вы знаете? 3.Какие народные духовые инструменты вы знаете? 4.Определите какие инструменты будут звучать?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ про народные инструменты 2 класс

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ про народные инструменты 2 класс

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов

Рассказ про народные инструменты 2 класс

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тема:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!


Номер материала:

ДБ-1555463

Вам будут интересны эти курсы:

Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и… способах её исполнения.

Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, иконы, миниатюры рукописей, лубочные картинки, археологические находки, легенды, сказки, предания. Благодаря ним мы знаем, что практически все крестьяне играли на каких-либо инструментах и сами их делали из подручных материалов. Музыка и обучение игре на инструментах неразрывно связаны с играми и работой в русских деревнях.

Например, на фресках в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) изображены скоморохи, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Подобные изображения есть и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII век), на новгородской иконе «Знамение», в Летописном своде 1205-1206 годов.

В Киевской Руси по предположениям исследователей были известны такие музыкальные инструменты:

  • рога и деревянные трубы (духовые ратные и охотничьи);
  • колокольчики и бубенцы, глиняные свистульки (обрядовые);
  • калюка и кугиклы (духовой обрядовый);
  • гусли (струнный);
  • сопель и свирель (духовые ратные инструменты достигали длины в аршин);
  • било (ударный сигнальный и обрядовый).

В те времена в Древней Руси творчество скоморохов и гусляров осуждалось церковью и признавалось бесовством. Поэтому народные музыкальные инструменты были не в почёте у власти, изымались и уничтожались. Так, в одной из летописей приведён указ, который требует искоренения скоморошества:

«…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь…».

Благо, что эти времена тоже прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. В XIX веке начинают появляться первые пособия по обучению игре на народных инструментах. А к концу века оформляется идея создания первого оркестра русских народных инструментов.


Первый народный оркестр

Первый коллектив народников был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым. Сначала это был Кружок любителей игры на балалайке, но после успешных концертов в России и за рубежом он получил название Великорусского оркестра. А уже после Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов стали появляться повсеместно. Какие же инструменты входили в состав народного оркестра? Сначала это были домры, балалайки, гусли, баяны и жалейки (духовой инструмент). Конечно, состав оркестра постоянно варьировался и постепенно расширялся другими русскими народными инструментами.


Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы:

  • Струнные: домры, балалайки и гусли.
  • Гармоники и баяны.
  • Духовые инструменты: рожок, жалейка, свирель, кугиклы, свистульки и др.
  • Ударные: ложки, бубенцы, колокольчики, дрова, шаркун, трещотки, кокошник и др.


Верхние строки партитуры русского народного оркестра занимают струнные инструменты, а именно — домры. Расскажем чуть подробнее о большинстве инструментов по порядку.

Рассказ про народные инструменты 2 класс

Струнные

Домра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус — полусферической формы, звук производится с помощью медиатора. Обладает бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы, — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты.

Домры бывают двух модификаций: трёхструнные и четырёхструнные, при этом следует отметить, что четырёхструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые делятся на подвиды по размеру, диапазону и настройке: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.

Читайте интервью с нашим педагогом по домре А. Н. Башкатовой →

Балалайка — трёхструнный инструмент с корпусом треугольной формы. Звук мягкий, но довольно звонкий; тембр — нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн. Исполнительские приёмы — многообразны: бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. В народном оркестре играют балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Они отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

Гусли. У этого старинного инструмента разновидностей очень много. В русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты: щипковые и клавишные гусли. По-другому их ещё называют концертными или академическими. Но если того требует замысел композитора, то в ход идут крыловидные, или звончатые, гусли.

Клавишные гусли устанавливаются на металлической раме с ножками, на которой натянуты струны. С левой стороны у инструмента встроена небольшая клавиатура. Работает она следующим образом: при нажатии клавиши открываются и звучат только определённые струны. Играют на таких гуслях с помощью медиатора, а основные исполнительские приёмы — глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав.

Щипковые гусли тоже установлены на ножках: металлическая рама с металлическими струнами. Они натянуты в двух разных по высоте плоскостях. Звук извлекается благодаря защипыванию струн пальцами обеих рук

Читайте также интервью с нашим педагогом по гуслям Еленой Мартьяновой →

Первые упоминания о гуслях начинают встречаться с эпохи Киевской Руси в лубочных картинках, летописях, житиях святых, фресках и различных сказках, пословицах и песнях.

Например, письменные источники с конца X — начала XI веков дают сведения о нескольких исторических лицах, умеющих играть на гуслях, и упомянутых в былинах.

Среди них Добрыня Никитич — богатырских дел мастер в Новгороде, Киеве, Чернигове и Москве.

Садко — богатый гость, герой новгородских былин. Кстати, Садко — имя историческое, которое встречается в новгородских летописях. В одной из них (1167 г.) содержится запись о том, что Садко построил храм Бориса и Глеба в Новгороде.

Вещий Боян, который родился не позже 1006 г. и жил примерно 95 лет. А свои песни начал слагать шестнадцатилетним юношей.

Но наиболее раннее упоминание в письменных источниках относится к 1015 году, и встречается в древнейшей летописи житии Фёдора Печерского «Овы гусльми гласы испускающее» и свидетельствующие о гусельной игре.

Рассказ про народные инструменты 2 класс

Гармоники оркестровые

В большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии. Без баяна сегодня невозможно представить ни один народных оркестр.

В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д. Разновидности оркестровых гармоник: сопрано, альт, тенор и контрабас.

Звук гармоник обладает большой звуковой силой и по тембру значительно отличается от остальных народных инструментов. Именно поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты.

Читайте интервью с нашим педагогом по баяну и аккордеону О. Н. Никитиной →

Рассказ про народные инструменты 2 класс

Духовые

В русском народном оркестре входят не только инструменты русского происхождения: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки, кугиклы, владимирские рожки — но и европейские. Среди них: флейта, флейта-пикколо, гобой и английский рожок.

Деревянный духовой инструмент под названием владимирский рожок обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.

Есть один русский инструмент, который часто называют народной флейтой — это свирель. По форме и тембровому окрасу она напоминает продольную флейту.

Уже не раз мы упомянули про жалейку — инструмент весьма простой конструкции, состоящий из трубочки длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки отличаются размером, конструкцией и высотой звучания.

Европейские народные инструменты тоже стали частью нашего народного оркестра. И их заслуги очевидны. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью. Мелодии, исполняемые на флейта-пикколо, — пронизывают до глубины души. А гобой используется очень часто, потому что обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но с бо́льшим диапазоном. Его звук отличается особенной выразительностью и проникновенностью.

Рассказ про народные инструменты 2 класс

Ударные

В русском народном оркестре, как и в любом другом, без ударных инструментов ничего бы не получилось. Здесь есть и традиционные для симфонического оркестра инструменты: литавры, тарелки, треугольник, колокола, ксилофон, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре звучат ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки — обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки — нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании издают щёлкающий звук.
  • Дрова — ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скреплённые верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун — деревянная погремушка, внутри которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка — это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.
  • Колокольчик — открытая к низу металлическая чашечка с закреплённым к низу ударником (язычком). Колокольчик (в сравнении с бубенцами) более чист и ярок по тембру.
  • Бубенчик — полый шар, в котором катается металлический шарик (иногда несколько). При встряске шарик ударяется о стенки и извлекает звук. Звук бубенчика (в сравнении с колокольчиком) тускловат; звук менее продолжителен. Его преимущество — он звучит в любом положении.

Интересные факты

  • В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
  • В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку, вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
  • В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
  • Балалайка и домра — это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
  • В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках — всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.
  • Ученые предполагают, что самыми древними музыкальными инструментами на Земле являются струнные. Считается, что первым таким инструментом был… охотничий лук! Именно звучание тетивы натолкнуло людей на мысль о создании струн и первого полноценного струнного инструмента — арфы.
  • Однако самый старый инструмент, дошедший до нашего времени, является не струнным, а духовым. Это флейта, обнаруженная в 2009 году при раскопках на юго-западе Германии. Её возраст составляет свыше 35 тысяч лет.
  • Балалайка не зря получила статус народного инструмента. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т. е. ненавязчиво говорить. Инструмент и впрямь чаще всего выступал в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
  • Точный предок гуслей доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошёл от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
  • Русскую гармонь — язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
  • Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна? Компактными размерами, меньшим количеством октав, на стандартной модели исполнитель извлекает лишь диатонические звуки, в исключительных случаях к ним прибавляются хроматические.


В завершение хочется сказать, что инструменты русского народного оркестра — вечны. И мы верим в это. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Сегодня к ним относятся весьма трепетно.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Народная музыка, созданная с помощью русских музыкальных инструментов, продолжает радовать своим звучанием слушателей как в огромных концертных залах нашей страны, так и за её пределами.

P.S. Для тех, кто особенно увлекается народными инструментами, мы настоятельно рекомендуем прочитать почти художественную книгу «Рассказы о русских народных инструментах». Вы прочувствуете их поэтичность, глубину и историю, и, возможно, ваши дети (или вы сами) захотите выбрать один из русских народных инструментов для изучения: книга по ссылке → 

Иллюстрация: «Маленький концерт с балалайкой» Н. П. Богданов-Бельский

Русские народные инструменты

разработал: концертмейстер Мухин Павел Валерьевич

Цель презентации:

Изучение и сравнение русских народных ударных инструментов, знакомство с музыкальными традициями и музыкальной культурой русского народа. Воспитанию любви к Родине.

Детский шумовой оркестр – любимый ребятами вид коллективного музицирования

Занятия в оркестре позволяют раскрыть музыкальные способности детей:

  • чувство метроритма,
  • музыкально – слуховые представления ,
  • развивает интеллект, расширяет кругозор,
  • эмоционально – образную сферу,
  • возможность овладеть приемами игры на ударных инструментах,
  • развитие моторики при овладение инструментами – это основа прочной базы для координации и коррекции двигательного аппарата.
  • Уже на начальном этапе обучения учащиеся начинают импровизировать на ударных инструментах, изображая цокот копыт, стук дождя и так далее. Важно, чтобы начинающие музыканты понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.


История.
Знакомство с инструментами


Встречные прохожие крестились. Наконец шествие остановилось. Монахи начали разгружать телеги. На землю полетели домры, гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки. Потом всю эту гору инструментов подожгли. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все – это, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков – превратилось в золу и горстку угля. Средневековая христианская Русь считала игру на музыкальных инструментах «греху равному пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства – язычниками и богохульниками. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты. Тем более на них играть.

Стояло прохладное туманное утро сентября 1964 года. Москва только проснулась. К реке Москве двигалась процессия монахов, они сопровождали 5 нагруженных доверху телег. Из – под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это немилосердно брякало, скрипело и грохотало.

Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты – песнями и плясками зарабатывали себе на жизнь. Они ходили по деревням, где устраивали музыкальные представления, а в своих остроумных куплетах высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. И в это время инструменты отбирали на улицах, в домах – везде и сжигали.

В этот период русская национальная музыка понесла чувствительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла и инструменты и традиции исполнительства. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.


Ударные музыкальные инструменты

Судить о том, какие именно ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были и такие «бубны», которые возили на 4 лошадях, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, были и парные бубны, вернее литавры, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон. В то время на Руси все без исключения ударные называли бубнами, а игру на ударных – «бряцанием» или «ударянием». Конечно, русская музыка может обойтись без сопровождения ударных инструментов, но в современном оркестре русских народных инструментов – очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна – маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

От ложек до дров

Многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных.

Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. На некоторых их них мы и остановимся.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что раньше в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом все, что может издавать звук. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства, о виртуозах – ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы.

Трещотка – представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг об друга и издают трескучие звуки.

Держат её обычно на уровне головы или груди, ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом, не редко её украшают цветными лентами, цветами и т.д.

Бубенцы

Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все-то, что его окружает, привнести в самое обычное элементы красоты и творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Они вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались издавая целую гамму серебристых звуков. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.

Кокошник

Люди старшего поколения, наверное помнят, чем были вооружены в прежние времена деревенские сторожа: так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая всем понять, что он не спит, честно трудиться, да и воров отпугивал. Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный инструмент – кокошник. Основой его служит деревянный каркас с двух сторон обтянутый кожей, остальные 4 стенки сделаны из фанеры. В верхней части крепится ремешок с шариком, в нижнюю вставляется ручка. Совершаю кистью колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону, и поочередно ударять по широким стенкам кокошника.

Рубель

Рубель как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем.

Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

Коробочка

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблуков или например цоканье копыт.

Дрова

В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединятся другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

Можно было бы много еще рассказать о других самобытных инструментах или различных предметах, превращенных в таковые. Играют, например, на цветных горшках, бутылках с водой. Пиле, стиральной доске и т.д. Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно связано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков. Теперь, следует помнить о той обстановке. В которой обычно применялись эти затейные скоморошьи орудия (праздники, гулянья, свадьбы). Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором.

Благодарю за внимание!

русская народная музыка

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.


Гусли

гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.


Рожок

рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.


Домра

домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

В России это трёхструнная домра с квартовым строем — в России, в Беларуси и Украине — четырёхструнная домра с квинтовым строем . Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).


Баян

баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.


Русская гармонь

гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.


Бубен

бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.


Дрова

дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.


Свистулька

свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.


Трещотка

трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.


Деревянные ложки

деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

  • Рассказ про наказание девушек
  • Рассказ про мэри поппинс
  • Рассказ про мышку для детей
  • Рассказ про мухоловку растение
  • Рассказ про муравьишку который спешил домой