Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. а что это за инструменты..? можно сказать и так - это специальный прибор предмет

Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах.

А что это за инструменты…..? Можно сказать и так — это специальный прибор (предмет) для извлечения музыкальных звуков. Иногда, даже очень не обычной конфигурации, имеющий своеобразное устройство из различных звучащих материалов.

А как возникли они….?

Уже в глубокой древности человек любил услаждать свой слух музыкальными звуками. Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Подобно тому, как появились каменные орудия и охотничьи луки, появились и музыкальные инструменты.

Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

Какие же инструменты возникли первыми…..?

Самый древний музыкальный инструмент это человеческий голос.

Постепенно люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки. Удар камня о камень может издавать короткий четкий звук. Он хорошо поддерживает ритм танца или песни. Так самыми первыми у первобытных людей, возникли ударные инструменты, которыми они стали сопровождать свои пляски. Камень заменили колотушками, погремушками, трещотками. Потом появились барабаны, по существу они, не изменились и до наших дней.

Природа для человека всегда была великим учителем. Познавая природу, открывая её законы, он учился использовать их. Ведь принципы, по которым сконструированы музыкальные инструменты, тоже заимствованы у природы.

Натянутая тетива лука “поет” даже от легкого прикосновения. Вот и появились струнные щипковые инструменты от охотничьего лука, а позднее их разновидность – смычковые.

Затем появились духовые — от тростника, раковины, рога. Это — дудки, свирели, флейты без отверстий.

Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIII тысячелетию до нашей эры. В процессе эволюции у каждого народа сложились свои национальные музыкальные инструменты, имеющие разные названия, но один способ звукоизвлечения. Инструменты постоянно совершенствовались, и некоторые до нашего времени не сохранились.

Ныне существующие музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: ударные, струнные, духовые. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Ударная группа музыкальных инструментов самая древняя и самая многочисленная. Это группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской. Ударные подразделяются на инструменты с определённой и неопределённой высотой звучания.

Сообщение по музыке для начальных классов Музыкальные инструменты

С определенной высотой звучания, то есть настроенные на ноты: ксилофон, металлофон, вибрафон, маримба, колокольчики, в том числе колокола, литавры.

С неопределенной высотой звучания (шумовые), среди них: барабаны, бубны, треугольники, тарелки и гонги, тамтам, кастаньеты, различные бубенцы, деревянные коробочки, ложки.

Следующая группа – духовые музыкальные инструменты. Инструменты этой группы делятся на три подгруппы. Одни инструменты изготавливают из меди, их предки были из морской раковины или рога. Другие инструменты делают из дерева, их предшественники были сделаны из тростника.

К группе деревянных духовых относятся флейта, флейта Пана, флейта – пикколо, блок флейта, кларнет, фагот, гобой, альпийский рог, зурна, свирель, жалейка, а также саксофон, при том, что сам он металлический, но язычок в нём деревянный.

К группе медных духовых — труба, туба, корнет, валторна, геликон.

К группе язычковых духовых — волынка, губная гармошка.

Рассмотрим следующую группу музыкальных инструментов – струнную, в которой источником звука являются колебания струн.

Струнная группа делится на: щипковые и смычковые музыкальные инструменты.

Группа струнно-щипковых инструментов — это инструменты где звук извлекают щипком или ударом. На Руси издавна существуют свои национальные струнно-щипковые инструменты: гусли звончатые, балалайка, домра. К струнно-щипковым инструментам относят и гитару, банджо, комуз.

Группа струнно-смычковых это инструменты звук которых воспроизводится с помощью смычка. Смычок – это длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса. К ним относятся: виола, скрипка, альт, виолончель.

Группа клавишных музыкальных инструментов.

Это группа инструментов, у которых звук извлекается с помощью клавиш. По источнику звука они тоже делятся на подгруппы:

— струнные клавишные: фортепиано (пианино и рояль), клавесин.

— духовые клавишные: орган, фисгармония, аккордеон, баян, гармонь, концертино.

Весь материал — в документе.

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация по музыке на тему «Знакомство с русскими народными инструментами . » ( 2 класс)

Знакомство с русскими народными инструментами

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Знакомство с русскими народными инструментами

    Описание слайда:

    Знакомство
    с русскими народными инструментами

  • 2 слайд

    Одно из описаний бубна в качестве военно-музыкального инструмента относится

    Описание слайда:

    Одно из описаний бубна в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в.

  • 3 слайд

    Первая хроматическая гармонь была сконструирована в Туле в 1870 году

    Описание слайда:

    Первая хроматическая гармонь была сконструирована в Туле в 1870 году

  • 4 слайд

    Первые сведения о ложках как музыкальном инструменте относятся к концу XVIII

    Описание слайда:

    Первые сведения о ложках как музыкальном инструменте относятся к концу XVIII века

  • 5 слайд

    На археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI

    Описание слайда:

    На археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам

  • 6 слайд

    Рубель - русский народный шумовой инструмент, сделанный из пропаренного и спе

    Описание слайда:

    Рубель — русский народный шумовой инструмент, сделанный из пропаренного и специально высушенного бука, дуба или клёна

  • 7 слайд

    Самый популярный русский народный инструмент

    Описание слайда:

    Самый популярный русский народный инструмент

  • 8 слайд

    Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

  • 9 слайд

    Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

  • 10 слайд

    Партитура русской народной песни« Пойду ль я, выйду я» для оркестра русск

    Описание слайда:

    Партитура
    русской народной песни
    « Пойду ль я, выйду я»

    для оркестра русских народных
    ударных инструментов

  • 11 слайд

    Палочки2 4

    Описание слайда:

    Палочки
    2
    4

  • 12 слайд

    Бубен2 4

  • 13 слайд

    Ложки2 4

  • 14 слайд

    Коробочка2 4

    Описание слайда:

    Коробочка
    2
    4

  • 15 слайд

    Трещотка2 4

    Описание слайда:

    Трещотка
    2
    4

  • 16 слайд

    Рубель2 4

    Описание слайда:

    Рубель
    2
    4

  • 17 слайд

    ПОСТРОЕНИЕ:Палочки + бубен Коробочка + бубен Трещотка, рубель Ложки + палочки

    Описание слайда:

    ПОСТРОЕНИЕ:
    Палочки + бубен
    Коробочка + бубен
    Трещотка, рубель
    Ложки + палочки, бубен
    Трещотка (круговая) + ложки
    Все

  • 18 слайд

    Партитурапалочкибубенложкикоробочкатрещоткарубель

    Описание слайда:

    Партитура
    палочки
    бубен
    ложки
    коробочка
    трещотка
    рубель

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Знакомство с русскими народными инструментамиОрганизационный момент.Вход: звучит русская народная плясовая « Светит месяц».(Дети входят в класс, исполняя танцевальные шаги.)Уч. исполняет приветствие интонируя 1-3-5-3-1 ступеньки мажорного лада.Д. повторяют приветствие.Уч. что за музыка нас сегодня пригласила в класс?Д. народная.Уч. почему вы так решили?Д. весёлая, радостная, звучали дудочки и балалайки.Уч. продолжает урок стихами:Откуда, ты русская,Зародилась музыка?То ли в чистом поле,То ли в лесе мглистом?В радости ли? В боли?Или в птичьем свисте?Ты скажи откудаГрусть в тебе и удаль?В чьём ты сердце биласьС самого начала?Как же ты явилась?Как ты зазвучала?Пролетели утки –Уронили дудки,Пролетели гуси –Уронили гусли.Их порою вешнейНашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тема:
Музыкальные инструменты

Похожие материалы

  • Программа раннего музыкального развития

  • Методическая разработка урока «Вокальное слово и дикция»

  • Тестовая работа по музыке для 5 класса

  • Рубежная контрольная работа (тестирование) по музыке 3 класс

  • Итоговая контрольная работа по музыке в 5 классе

  • Рубежная контрольная работа (тестирование) по музыке 4 класс

  • Проверка домашнего задания по теме: «Музыка в кино, театре, на телевидении».

  • Сценарий Новогоднего утренника «Волшебная книга сказок» для детей 4 — 6 лет

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446103 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс). Дана яркая, красочная и интересная презентация. В презентации даны иллюстрации, картинки, происхождение названия, достигли цели и задач, подвели итоги, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся начальных классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Гитара.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Немного о гитаре.
Гитáра — струнный щипковый музыкальный
инструмент, один из самых распространённых в
мире. Применяется в качестве аккомпанирующего
или сольного инструмента во многих музыкальных
стилях и направлениях музыки, являясь основным
инструментом в таких музыкальных стилях, как
блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз

и др. Изобретённая в XX веке электрическая
гитара оказала сильное влияние на массовую
культуру. Исполнитель музыки на гитаре
называется гитарист. Человек, изготовляющий и
ремонтирующий гитары, называется гитарный
мастер или пютье.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Предшественники гитары имели
продолговатый округлый
пустотелый резонирующий корпус
и длинную шейку с натянутыми

на ней струнами. Корпус
изготавливался цельным — из
высушенной тыквы, панциря
черепахи, либо выдолбленным из
цельного куска дерева. В XX веке
в связи с появлением технологии
электрического усиления и
обработки звука появился новый
тип гитары — электрическая
гитара.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Происхождение
названия.
По мере распространения гитары
из Средней Азии через Грецию в
западную Европу слово «гитара»
претерпевало изменения: «кифара
(ϰιθάϱα)» в Древней Греции,

латинское «cithara», «guitarra» в
Испании, «chitarra» в Италии,
«guitare» во Франции, «guitar» в
Англии и, наконец, «гитара» в
России.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Основные части
гитары.

Гитара представляет собой корпус с длинной
шейкой, называемой «грифом». Лицевая,
рабочая сторона грифа — плоская либо слегка
выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты
струны, закреплённые одним концом на
подставке корпуса, другим — на колковой
коробке на окончании грифа. На подставке
корпуса струны привязываются или крепятся
неподвижно при помощи барашков, на головке
грифа с помощью колкового механизма,
позволяющего регулировать натяжение струн.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Звук гитары.
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых
струн. Высота извлекаемого звука определяется силой
натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной
самой струны. Зависимость здесь такая: чем тоньше струна,
чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре
— это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист
прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей
части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей
частью струны в данном случае будет являться часть струны
от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины
струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Струны.
В современных гитарах используются стальные, нейлоновые
или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в
порядке увеличения толщины струны (и понижения тона),
самая тонкая струна имеет номер 1.
В гитаре используется комплект струн — набор струн разной
толщины, подобранных таким образом, чтобы при одинаковом
натяжении каждая струна давала звук определённой высоты.
Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины —
толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие —
справа (см. рисунок выше). Для гитаристов-левшей порядок
струн может меняться на обратный. В настоящее время
производится большое количество разновидностей
комплектов струн, различающихся по толщине, технологии
изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области

применения.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Приблизительные
характеристики.
1.Число ладов — от 19
(классика) до 27 (электро).

2.Число струн — от 4 до 14

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Материалы.
У простых и дешёвых гитар корпус сделан
довольствуются большей свободой. Грифы
гитар делаются из бука, красного дерева
и других прочных пород. Некоторые
мастера в изготовлении электрогитар
используют другие материалы.
из фанеры, а у более дорогих и,
следовательно, качественных
инструментов корпус традиционно
делается из красного дерева или
палисандра, также используется клён.
Есть экзотические варианты, такие как
амарант или венге. В изготовлении
корпусов электрогитар мастера

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

По способу усиления
звука.
1. Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса,
изготовленного в виде акустического резонатора. Может быть наличие
звукоснимателя (пьезо), снимающего звуковые колебания с корпуса (с
акустического резонатора).
2.Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электрического
усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн
звукоснимателем.
3. Полуакустическая гитара (электро-акустическая гитара) — электрическая
гитара, но к дополнению звукоснимателя струн имеется полый акустический
корпус, позволяющий гитаре звучать без электроусилителя. (Не путать с
акустической гитарой, в который может быть вмонтирован звукосниматель,
снимающего звуковые колебания с корпуса).

4. Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник-гитара) —
разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости
применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
5.Синтезаторная гитара (MIDI-гитара) — гитара, предназначенная к
использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

По диапазону.
Обычная гитара — от ми большой
октавы до си второй октавы.
Бас-гитара — гитара с низким
диапазоном звучания, как правило, на
одну октаву ниже обычной гитары.
Баритон-гитара — гитара с более
длинной мензурой, чем обычная, что
позволяет настраивать её на более
низкое звучание.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

По числу струн:
1.Четырёхструнная гитара.
2. Шестиструнная гитара.
3. Семиструнная гитара.
4. Двенадцатиструнная
гитара.

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Презентация по музыке. Тема урока: Гитара (2 класс).

Спасибо за
внимание.

Скачать файл

Человечество возникло тысячи лет назад. История прослеживает многие моменты его развития, а вот точно ответить на вопрос, когда были изобретены первые музыкальные инструменты, не может. Что они из себя представляют? Это приспособления, помогающие создать ритмический рисунок танца, с их помощью можно более выразительно исполнять и чувствовать песни.

Появление ударных 

На местах археологических раскопок обнаружены древнейшие дудочки, изготовленные из берцовой кости бурого медведя, датированные эпохой позднего палеолита. Появились такие инструменты, когда пещерный человек смог сам извлекать звук из подобных предметов. Поэтому, ученые считают единогласно, что первыми инструментами были руки человека. Человек вначале хлопал в ладоши, затем брал в руки палку, потом вторую, стучал по камням и пням, сопровождая такими ударами древние танцы. Звук появлялся после удара одного камня или палки о другой, поэтому и названы эти инструменты ударными. А вот появление барабанов произошло значительно позже. Когда человек научился выделывать шкуры диких зверей, применяемые для изготовления ударного инструмента. Время снова никто точно назвать не может. Самые простые ударные инструменты это колотушки, трещотки, погремушки из высушенных плодов с косточками внутри. Каждый народ имел свои барабаны. Отличались они конструкцией. У некоторых народов главными были маленькие барабаны, у других огромные, выполнявшие сигнальную роль. У жителей Африки, вся жизнь проходила в особом барабанном ритме. 

Русские народные ударные инструменты

После появления простейших ударных, смекалистые славяне находили заменители барабанам. Таким образом, в качестве музыкальных инструментов стали использовать деревянные ложки, издающие разные по тональности звуки. Деревянный рубель, доску, имеющую зазубрины на одной стороне, и используемую для разглаживания белья. Звук получается неравномерный в разных тональностях. Трещотка, собранная из небольших деревянных пластин на круглой веревке, издает равномерный звук. Еще один ударный народный инструмент — это бубен, когда на одну сторону обруча натянута кожа, и прикреплены небольшие металлические пластинки, издающие тонкий звенящий звук.

Появление духовых инструментов

Произошло после того, как человек научился извлекать звуки, вдувая воздух в полости. Это мог быть тростник, камыш, морская раковина. Постепенно замечено появление звука, при вдувании воздуха в рог крупного животного. Самыми простыми духовыми инструментами стали охотничьи рожки, керамические свистульки, изготавливаемыми гончарами в древней Руси. Воздух, вдуваемый в большие полости, такие как дупло, или труба печи вызывает низкие звуки. В камыше звук получается высокий и тонкий. Поэтому и появились дудочки с флейтами, дающие высокое звучание. А из металла альт, валторна, дающие низкий звук.

Струнные инструменты

Стали появляться после того, как древние люди, отпуская стрелу, обратили внимание на звуки, издаваемые тетивой лука. Тетива покороче, давала звуки повыше, тетива подлиннее — низкие. Чтобы создать мелодию, приходилось делать несколько струн, с этого момента и появились первые многострунные приспособления, похожие на арфу. Было замечено, что конструкция из полого каркаса усиливает звучание струнного инструмента, таким образом, появились гусли, домра, гитара. 

Со временем, многострунные приспособления претерпевали превращения и сейчас существуют щипковая и смычковая группа струнных инструментов.

Щипковые инструменты в свою очередь трансформируются от многострунных арфы и гуслей, до трехструнной балалайки, шести и семиструнной гитары. 

Смычковые инструменты появились позже ударных и духовых, предположительно в XV столетии. Прообразом скрипки считается арабский музыкальный инструмент, похожий на домру, с длинным грифелем и тремя струнами — ребаб, и испанская фидель, имеющая разное количество струн, от одной до пяти. Наиболее похожая форма у ребаба, грушеобразная, плавно переходящая в шейку, у фиделя шейки нет. Все эти инструменты появились раньше скрипки лет на двести-триста. И уже имели приспособление для извлечения звука — смычок. Его делали из дерева мягких пород и конского волоса. Следующей была скрипка, ее звучание зависело от материала, из которого она изготавливалась, и от смычка, которым этот звук извлекался. Высокий и пронзительный звук, проникающий глубоко в душу, сразу поставил скрипку в ряд солирующих инструментов. Позже в XVI столетии появляется виолончель. Это инструмент похожий на скрипку, только большего размера с басовым и теноровым звучанием. 

Клавишные инструменты

Появились последними, к ним относятся в первую очередь пианино и рояль. Название соответствует производимым звукам, громко — «forte» и тихо — «piano». Первым клавишным инструментом стал клавикорд. Это небольшого размера до 1 метра ящик, с 12 клавишами и струнами, натянутыми параллельно корпусу, для игры устанавливаемый на столе, или прямо на коленях. Специфическое тихое звучание клавикорда подходило для игры в узком кругу. Одновременно появился и клавесин, отличавшийся разной величиной струн, и стационарным размещением инструмента. Чтобы усилить и разнообразить звуки клавесина, устанавливали несколько клавиатур, одна над другой. Струны из жил заменялись металлическими, разные по величине укладывались в порядке увеличения, и инструмент приобретал треугольную форму. Предшественниками клавесина был орган и лютня. От органа клавесин получил клавиши, а от лютни струны.

Фортепиано окончательно вытеснило клавикорд в XIX столетии, благодаря своему громкому звучанию. Самое интересное, что деревянный корпус и стальная рама позволяют достигнуть очень громкого, почти колокольного звучания. Клавесин и клавикорд выполняли роль аккомпаниатора. С появлением фортепиано, его звучание оценено по достоинству. Стали появляться музыкальные произведения, где фортепиано выполняло солирующие партии. Меняются размеры инструмента.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Л. Емельянова
Расскажите детям о музыкальных инструментах

БАЛАЛАЙКА

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

ЗАГАДКИ

 
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
 

 
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
 

(Балалайка)

БАРАБАН

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.

История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.

В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.

Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.

ЗАГАДКИ

 
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
 

 
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
 

(Барабан)

ГИТАРА

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.

Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.

Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.

Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.

В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.

Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.

Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.

ЗАГАДКА

 
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
 

(Гитара)

ВИОЛОНЧЕЛЬ

 
Мелодию любви поет виолончель —
Под трепетным смычком натянутые струны…
 

Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука.

Термин «смычковый» означает, что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса. Чтобы инструмент звучал, надо натереть смычок канифолью. Иногда музыканты обходятся без смычка, и игра представляет собой пощипывание (дерганье) струн пальцами. Эта техника игры называется пиццикато. Звук от пиццикато негромкий – приглушенный.

Виолончель больше скрипки. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Прообразом ее стала популярная в эпоху Возрождения виола да гамба.

Виолончель имеет четыре струны разной толщины, настроенные каждая на свою ноту. Во время игры исполнитель располагает виолончель между коленями, металлический шпиль должен упираться в пол. Бродячие музыканты, которым надо было играть стоя, а то и во время ходьбы, для удобства привешивали виолончель на специальный крюк в одежде. Ну а музыканты, выступавшие в помещении, поддерживали ее ногами или ставили на стул.

Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло. «Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность виртуозных качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках», – писал русский композитор П. И. Чайковский.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Расцвет русской школы виолончельного искусства связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, которого П. И. Чайковский называл «королем виолончели».

В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.

В судьбе каждого инструмента есть человек, сумевший открыть его заново, выявить особенности, о которых никто прежде не подозревал. Таким человеком для скрипки стал Паганини, для фортепиано – Рахманинов, а для виолончели – Казальс, прославившийся в XX в. Его игру называли «настоящим чудом». Благодаря Казальсу музыкантам стала доступна и сложнейшая виртуозная техника.

ЗАГАДКА

 
Голос мужчины и женщины тоже
И инструмент, так на скрипку похожий, —
Только побольше, плюс шпиль и смычок.
Все называется словом одним.
Ты догадался, конечно, каким?
 

(Виолончель)

ГАРМОНИКА

Термин «гармоника» произошел от греческого «гармоникос» – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.

Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г. В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.

Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.

Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то «сдуваться».

Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора.

Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название «аккордеон» происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К. Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.

ЗАГАДКА

 
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
 

(Гармошка)

ГУСЛИ

 
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
 

Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.

О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.

«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.

Гусли могут нам выразить любое настроение:

 
Заиграл Добрыня по-уныльному,
По-уныльному, по-умильному…
Заиграл Добрыня по-веселому.
 

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив.

Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.

Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.

Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.

Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.

ЗАГАДКА

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

КСИЛОФОН

 
Динь-динь, тон-тон,
Ксило-ксило-ксило-фон.
Ксилофон на шкаф забрался,
Он фламинго испугался.
– Ты, фламинго, погоди!
Клювом сильно не стучи,
Лучше палочку возьми.
И услышишь нежный звон.
Просто чудо – ксилофон.
 

«Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.

Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке.

А вот если к металлофону приделать клавишный механизм наподобие фортепиано, то получится инструмент челеста. Изготовил его мастер Огюст Мюстер в 1886 г. Играть на челесте удобнее, чем палочками на металлофоне. А звук такой же нежный и звонкий. Во время своего визита в Париж челесту услышал П. И. Чайковский и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» и балет «Щелкунчик».

Впервые в оркестре ксилофон использовал Фердинанд Кауэр в середине XIX в. в произведении «Семь вариаций». Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон, – симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Русский композитор Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» поручил ксилофону песенку «Во саду ли, в огороде» для изображения белки, грызущей золотые орешки.

ОРГАН

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.

Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.

Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.

Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.

Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.

Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.

Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.

В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.

Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.

ЗАГАДКА

 
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет
 

(Орган)

СКРИПКА

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.

На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

Рассказ про музыкальный инструмент 2 класс

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.

Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».

Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.

ЗАГАДКА

 
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
 

(Скрипка)

  • Рассказ про муми тролля
  • Рассказ про музыканта 5 класс
  • Рассказ про мультяшного героя на английском языке
  • Рассказ про музыкальные инструменты для 4 класса
  • Рассказ про музей краеведческий музей