Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 комбинированного вида»
Конспект
Итогового занятия по развитию речи в средней группе
«Путешествие в весенний лес с Эколятами»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Маколкина Л.Н.
г.о.Саранск 2021
Цель: Развитие связной речи и обогащение словаря по теме «Весна»
Задачи:
Образовательные:
• Учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа;
• Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
• Учить составлять рассказ по опорным схемам;
• Упражнять в подборе противоположных слов (антонимов)
Развивающие:
• Развивать умение вступать в разговор и поддерживать его;
• Развивать слуховое восприятие;
— развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
— укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
• Воспитывать умение слушать, друг друга, не перебивая;
• Воспитывать бережное отношение к природе;
— воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
— поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
— вызвать эмоциональную отзывчивость.
Материально техническое оснащение: фланеллеграф, картина «Весна», схемы-картинки, письмо, запись голоса птиц, презентация Smart, ноутбук, мост (дорожка здоровья, ручей (шифоновый шарф голубого цвета длиной 2 м, два дерева (макет 1 м.),банер с изображением леса, цветочная поляна (вырезанные из цветного картона цветы), дидактическая игра «Найди хвост»
запас детей.
Интеграция образовательных областей:
— речевое развитие;
— социально-коммуникативное развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук, фигурки – игрушки «дикие животные» из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М. М. Зощенко «Умная птичка», К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
— обогащение детского словарного запаса;
— пополнение знаний детей об экологической культуре;
— укрепление чувства отзывчивости у детей;
— активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Методы: решения проблемной ситуации, игровой, наглядный материал, с использованием ИКТ.
Ход занятия:
Воспитатель:
В группу входят дети.
Воспитатель. Ребята посмотрите какой за окошком погожий, солнечный день. Давайте поприветствуем солнышко и друг друга!
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко! (Поднимают руки вверх)
Здравствуй, ветерок, (Качают над головой)
Солнечные зайчики, (Сжимают и разжимают кисти рук на уровне груди)
Быстрый ручеек! (Волнообразные движения кистями на уровне груди вправо – влево)
Здравствуй, ранняя трава, (Перекрёстные движения ладошками на уровне груди)
Здравствуй, свежая листва! (Руки вытянуты, трут ладошками друг о друга)
Здравствуйте, ребята! (Слова произносит воспитатель)
Всех приветствую сейчас,
Очень рада видеть Вас!
Дети: Здравствуйте
МОТИВАЦИЯ:
Воспитатель:
Ребята, пока я вас ждала, увидела, как к окошку подлетел воробей, и услышала, как он тихонечко постучал в него и что то про чирикал. Интересно, что же он хотел нам сообщить? Как вы думаете? (дети высказывают свои предположения)
А ещё он оставил для вас вот такой большой и красивый конверт. (Воспитатель показывает конверт) На конверте написано: Ребятам группы №8 а обратного адреса нет.
Интересно от кого это письмо? Хотите узнать? А что нужно сделать для этого (Ответы) Тогда давайте откроем конверт и узнаем, кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Эколята.
Нас приглашают в путешествие по весеннему лесу. А приглашают Эколята.
Хотите отправиться с Эколятами в путешествие по весеннему лесу? (Ответы детей.)
Эколята — это веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка
Давайте, сначала посмотрим и послушаем, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются?
Видеофильм (Презентация звуковая)
Так чем же занимаются маленькие Эколята? (собирают мусор в лесу, тушат пожар)
Значит, они защитники леса!
Хотите стать помощниками эколят? (Ответ)
Тогда в путь!
Звучит песенка М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра»
(Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)
Вот мы с вами и в лесу! Лес – это дом животных и растений, мы с вами – их гости.
А в гостях надо вести себя хорошо. Давайте повторим правила поведения в лесу (В лесу нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки, бросать мусор, жечь костры, разорять гнёзда птиц, и т. д.)
Предлагаю пройти по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» и садятся на стульчики.)
Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчит ручей, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит.
Посмотрите, какое время года в лесу? Давайте поиграем в игру .
(Воспитатель кидает мячик ребёнку а тот должен назвать противоположное слово)
— Зима ушла, а весна… (пришла).
— Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
— Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
— Зимой холодно, а весной… (тепло).
— Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
— Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
-Зимой заяц серый, а зимой (белый)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель. Посмотрите ребята перед вами схемы картинки, среди них нужно найти картинки-схемы которые относятся к весне.
А теперь посмотрите на эти картинки, которые вы выбрали и составьте по ним рассказ о весне.
(Дети составляют рассказ о весне 2-3 ребёнка)
Ребята, посмотрите, нас встречает в лесу эколёнок — Тихоня).
Тихоня очень рад, а ещё он любит экологические стихи. Давайте, прочитаем стихи о добром отношении к природе.
1. Журчит глубокая река, свои лаская берега,
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
2. Сделай домик для скворца, подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз накорми бельчонка.
3. Меньше фантиков, бумажек ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость: точно в урну попадай.
4. Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
— Молодцы, девочки и мальчики! Тихоня очень рад, что вы любите природу!
— Ну что ж, раз вы такие добрые, вежливые и заботливые, отправляемся дальше на прогулку в сказочный лес.
Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу? (это Ёлочка).
— Правильно, одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им.
— Ребята, смотрите, мостик через ручей. Давайте возьмемся за руки и поможем друг другу перейти через мостик (дети поддерживают друг друга за руки).
— Все перебрались на другой берег? Никто не свалился в воду?
На пути у детей разложены картинки (по типу игры «Разрезные картинки») с изображением диких животных: медведя, лисы, волка и т. п. Все картинки разделены пополам
— Дети, смотрите, какие странные животные. Давайте поможем сделать их красивыми, нужно сложить две части и найти подходящий хвост для животного.
Игра «Угадай чей хвост»
Молодцы, вы помогли животным вернуть хвост.
— Дети, а если надо кого-нибудь найти в лесу, или вы сами потерялись как вы думаете, как это можно сделать? (кричать) А как кричат в лесу? («А-у!»).
Дыхательная гимнастика
Давайте наберем через нос побольше воздуха, задержим дыхание и, для начала, выдохнем через рот. А теперь еще раз наберем воздух через нос, задержим дыхание и выдохнем со звуком: «А-у-у!».
Молодцы, ребята, девочка-Умница очень рада была с вами познакомиться и поиграть. А теперь пойдем дальше.
Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун). Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и песни
Ребята, Шалун приглашает нас на полянку спеть вместе с ним веселую «Лесную песенку»
(Дети исполняют музыкальную логоритмическую песенку)
-Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор)
-Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает поиграть и спеть лесную песенку
«ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА»
сл. Т. Кагановой, муз. В.Витлина
1.Золотило солнышко лес, лес.
Муравей на дерево влез, влез.
Дятлы долгоносые — Тук, тук, тук.
Всюду, всюду слышится — Стук, стук, стук!
2. Мотылек на веточку сел, сел,
А скворец на елочке пел, пел.
Услыхал ту песенку толстый жук,
Зажужжал он весело — Жу, жу, жу!
3. Полюбилась песенка всем, всем.
Мы запели песенку все, все.
Каблучками топаем — Топ, топ, топ.
И в ладоши хлопаем — Хлоп, хлоп, хлоп!
Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за песню и желает вам хорошего настроения, как у него.
Смотрите, кто это? Это Умница
Умница. Здравствуйте ребята
Умница: Здравствуйте ребята! Я –Умница . Я очень люблю лес, и особенно деревья.
— А хотите стать Эколятами?
Дети: Да!
— Для этого нужно пройти посвящение и дать обещание всегда оберегать природу.
Дети образуют общий хоровод. В центре располагаются Шалун, Тихоня, Елочка и Умница. Звучит «Гимн эколят – юных защитников природы» (муз. И. Дзреева, сл. Т. Зотовой). Воспитатели прикрепляют значки. Герои по очереди читают слова клятвы. Дети говорят в конце: «Клянусь, клянусь, клянусь!»
Клятва юного защитника природы
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Дети: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Эколята: Поздравляем! Теперь вы тоже юные защитник природы! Помните об этом.
Нам теперь пора возвращаться обратно.
Звучит песенка М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра»
1) Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра! — 2раза.
Рефлексия:
Вот мы и вернулись с прогулки (дети садятся на стульчики)
-Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (в сказочном лесу).
Кого мы там встретили? (Маленьких Эколят)
А мы с ними подружились? (да)
Так, хорошо ли иметь друзей, быть добрыми и заботливыми? — Кому мы с вами помогали на прогулке в сказочном лесу? (Ответы детей)
-Понравилась вам прогулка в сказочный лес?
(Ответы детей)
К ребятам, обучающимся в Центре экологии, туризма и краеведения по специальности «рабочий зелёного строительства», пришел интересный гость. Состоялась встреча с учёным-энтомологом, доцентом кафедры естественнонаучных дисциплин Барановичского государственного университета, кандидатом биологических наук Рындевичем Сергеем Константиновичем. Почему именно с ним? Организаторы рассчитывали, что в ходе беседы учёный не только познакомит ребят с огромной армией вредителей растений, но и расскажет, как он пришёл в профессию и почему стал именно энтомологом.
Отправной точкой для Сергея Константиновича стала передача «В мире животных», которую он впервые посмотрел в 4 года. Вёл передачу Александр Згуриди, а гостем был выдающийся герпетолог, териолог и орнитолог Андрей Григорьевич Банников, который и запомнился ему на всю жизнь, а передача «В мире животных» стала любимой. В таком раннем возрасте, конечно же, были игры с игрушечными животными, которых покупали родители, видя любовь сына к животным. И первое желание было – стать директором зоопарка. В 6 лет у Сергея уже появилась первая коллекция бабочек. А в 11 лет он прочитал книгу писателя-натуралиста Льва Борисовича Стекольникова «Что такое асколафус?», автор которой рассказывал о своих личных встречах с представителями удивительного мира животных – насекомыми.
Если передача «В мире животных» открыла для Сергея царство животных, то книга стала отправной точкой в профессию энтомолога. Желание заниматься биологией было настолько велико, что хотелось объять необъятное: знать всё в области биологии и когда-нибудь посетить далёкие страны, чтобы увидеть животных, которые там обитают. Самой большой мечтой было побывать в Южной Америке, в Амазонии.
Как-то раз, слушая радио, Сергей узнал, что проводится набор в заочную математическую школу на отделение биологии при Московском государственном университете. Учиться надо было 2 года, и каждый месяц высылать сделанные задания. Задания достаточно сложные, и, чтобы выполнить их, книги по эволюции, генетике выписывали из Минска и Москвы по межбиблиотечному обмену. Итогом обучения в МГУ стала Всесоюзная биологическая олимпиада, где Сергей Рындевич оказался единственным представителем Беларуси. В итоге парню предложили поступать на геофак или биофак в МГУ, а он выбрал Белгосуниверситет.
В 1984 году Сергей стал студентом биологического факультета БГУ им. Ленина. Выбрал кафедру зоологии, а научным руководителем – Лопатина И.К., который был крупнейшим специалистом по жукам-листоедам. До поступления в университет Сергей увлекался жуками-мягкотелками, но ученый-преподаватель сказал, что в Беларуси трудно заниматься жуками из тропического климата, и предложил обратить внимание на водных жуков – на территории республики они практически были не изучены.
А затем состоялись экспедиции по изучению водных жуков в Беларуси, Украине, Северном Кавказе, Занзибаре и, наконец, в Амазонии. Через 40 лет сбылась мечта детства, и Сергей Константинович, уже будучи ученым-энтомологом, отправился в Южную Америку, в Амазонию, где изучал водных жуков и видел редких животных в природе, о которых в детстве только читал в книжках.
Слушая увлекательный рассказ Сергея Константиновича, каждый юннат захотел оказаться в тропическом лесу в национальном парке «Ясуни» в Эквадоре и увидеть бабочку с такими прозрачными крыльями, что через неё можно читать книгу; древнюю птицу гоацина, которая является потомком динозавров; зверьков кинкажу, благодаря которым появился самый дорогой сорт кофе; агути, родственников крыс, без которых никогда не прорастёт бразильский орех. А какой ценной оказалась информация о том, как в национальном парке «Ясуни» берегут природу. На его территории нельзя даже выбросить косточку от фруктов, которые являются чужеродными для данной местности, не говоря о пластике и других бытовых отходах. В парке мусор собирают в пакеты и на лодках по реке вывозят за 200 км на утилизацию. Только таким образом можно не нарушить гармонию в природе. Вот бы так везде!..
Выступление Сергея Константиновича касалось и вопросов практической подготовки будущих рабочих зелёного строительства. Ребята узнали о ряде видов насекомых – вредителей древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных растений нашей местности, о насекомых, используемых в биологической борьбе, с которыми ребята могут столкнуться в профессиональной деятельности.
– Встречи, которые организует Центр экологии, туризма и краеведения, очень важны для ребят, – отметил Сергей Рындевич, – потому что они позволяют сперва обнаружить яркий талант у ребенка, обозначить его, вызвать интерес, а уж потом развитию этого таланта надо уделить всё свободное время, чтобы получить результат.
Алина Рындевич, зав. отделом по основной деятельности Центра экологии, туризма и краеведения
Новый штраф для автомобилистов за выброс мусора из машины появится в КоАП. Концепцию законопроекта поддержал Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству. Об этом ранее рассказал представитель комитета Андрей Клишас. Положительный отзыв отправили для рассмотрения в профильный комитет Госдумы. Отвечаем на главные вопросы о том, кого будут штрафовать, когда и за что.
На сколько будут штрафовать и что именно будет считаться нарушением?
Штраф за выброшенный из машины мусор предлагают установить на отметке в 3 тыс. рублей. Наказывать будут за «несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления». За повторное нарушение максимальный размер штрафа составит 5 тыс. рублей. Если же такое нарушение повлечет причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, заплатить придется уже 7 тыс. рублей.
Пока до конца не понятно, в какой момент водитель будет попадать на штраф: если он будет выбрасывать мусор прямо на ходу из окна, или же, если, к примеру, привезет в лес старые покрышки и устроит несанкционированную свалку. Однако ранее эксперты говорили, что такой штраф нужен именно для тех, что привозит мусор в леса, парки и садоводческие товарищества и сбрасывает все лишнее там. Например, это могут быть отходы от стройки или ремонта или запасы бытового мусора. Водителей, которых поймают за такое нарушение, и хотят наказывать более серьезными штрафами.
Разве сейчас за выброс мусора штрафа нет?
Сейчас для нарушителей существует штраф за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды. Для физлиц он составляет 1-2 тыс. рублей и 2-3 тыс. руб. — за повторное нарушение. Однако отдельной статьи в КоАП, которая предусматривала бы штраф за выброс отходов именно из автомобилей, не существует. Учитывая, что водители имеют возможность загрузить в багажник большое количество мусора, а потом спокойно уехать, законодатели и придумали отдельный вид штрафа. Кроме того, поймать нарушителя-автомобилиста будет проще, отследив его по госномерам.
Фото: Shutterstock
Штрафовать за выброшенный мусор уже предлагали. Что случилось с той инициативой?
Весной 2021 года в Мособлдуме рассказали, что совместно с Мосгордумой уже разработали поправки в КоАП, предусматривающие возможность фиксировать незаконный сброс мусора из автомобилей при помощи дорожных камер и строже за это наказывать. Причем ответственность для граждан предложили установить на уровне от 40 тыс. до 55 тыс. рублей. Однако дальше предложений инициатива пока не продвинулась. Autonews.ru направил запрос в Минюст по поводу дальнейшей судьбы документа.
Таблица штрафов за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сбросе отходов из транспортных средств в из проекта поправок в КоАП от Мособлдумы и Мосгордумы | ||
Вид штрафа | При первом нарушении | При повторном нарушении |
Для граждан | от 40 тыс. до 55 тыс. рублей | от 60 тыс. до 70 тыс. рублей |
Для предпринимателей | от 60 тыс. до 80 тыс. рублей | от 80 до 100 тыс. рублей, с конфискацией транспортного средства |
Для юрлиц | от 100 тыс. до 120 тыс. рублей | от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, с конфискацией транспортного средства |
Будут ли приходить штрафы водителям за мусор с камер?
Версия от Мособлдумы и Мосгодумы предполагает фиксацию нарушения при помощи камер и оформление постановлений на основе этих данных. Если нарушение зафиксируют с помощью дорожных камер, то собственник автомобиля, госномера которого распознает камера, должен получить «письмо счастья» на 10 тыс. рублей. При повторном нарушении — 20 тыс. рублей. В Совфеде пока про камеры ничего не говорят.
Могут ли дорожные камеры вообще распознать сброс мусора?
Операторы дорожных камер считают, что начать фиксацию нового нарушения в автоматическом режиме возможно. Однако для этого алгоритм должен получить четкие инструкции о том, какие именно объекты ему придется идентифицировать. Например, операторам нужно понимать, чему обучать камеры и нейросеть: отличать покрышки, мешки с отходами или упаковку от мусора, сигареты или бутылки.
На это обратили внимание в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО». Там рассказали, что научить камеры автоматически распознавать крупногабаритный мусор одного типа, например, мешки или крупный строительный мусор, действительно возможно. А вот с мелким мусором сложнее — ведь формы и виды могут быть совершенно разными.
Фото: Shutterstock
В ассоциации усомнились в целесообразности использования дорожных камер для фиксации сброса мусора. По крайней мере на скоростных магистралях и в процессе движения автомобилей. А вот фиксацию выброса твердых коммунальных отходов существующие сейчас технологии распознавания способны обеспечить. Только потребуется доработать алгоритмы под эту конкретную задачу. Для этого придется устанавливать фотоловушки в проблемных и популярных местах — там, где водители привыкли организовывать стихийные свалки. При этом все полученные материалы придется осматривать в ручном режиме.
В компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) рассказали об еще одной технологии, которая может установить все автомобили, которые находились рядом с проблемной зоной в момент сброса мусора. Работает это так: по установленным рядом камерам можно определить точное время, когда появилась незаконная свалка. Далее с камер можно собрать информацию об автомобилях, которые в этот момент находились рядом. Возможно, даже получится запечатлеть госномер припаркованного на время стихийной утилизации автомобиля. Подозрительные машины, например, грузовые самосвалы на основании этих данных правоохранительные органы смогут объявлять в розыск и проводить расследование.