Рассказ про мистера эндорфина

В декабре в россии вышли романы лауреата пулицеровской премии энтони дорра и обладателя нобелевки орхана памука. в продаже появился и

В декабре в России вышли романы лауреата Пулицеровской премии Энтони Дорра и обладателя Нобелевки‎ Орхана Памука. В продаже появился и финальный том проекта Бориса Акунина «История Российского государства»‎, а также путеводитель по нетуристической Индии от Бориса Гребенщикова. В книге американского геохимика «Тёмная сторона изобилия»‎ рассказ пойдёт о негативном влиянии человека на окружающую среду. Об этих и других релизах месяца — в материале RT.

Хоуп Джарен, «Тёмная сторона изобилия»‎ («Альпина Паблишер»)

В 2016 году американский геохимик и геобиолог Хоуп Джарен выпустила книгу «Девушка из лаборатории. История о деревьях, науке и любви»‎. Произведение стало мировым бестселлером. В некотором смысле оно представляет собой биографию, в которой история Джарен дополняется рассказами о жизни деревьев, семян, цветов и почвы. 

В «Тёмной стороне изобилия» Джарен исследует проблемы экологии. Автор проанализировала климатические изменения, чтобы показать читателю, как человек и его деятельность повлияли на Землю. За последние полвека население планеты увеличилось в два раза, производство продуктов питания — в три, а потребление энергии — в четыре. Однако Джарен не пугает читателя апокалиптическими прогнозами, а даёт рекомендации и советы на тему разумного потребления. 

Хоуп Джарен удостоена ряда престижных наград, в частности медали Джеймса Б. Макелвейна Американского геофизического союза. В 2016-м она попала в рейтинг 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.

Ещё не так давно, в 2007 году, средний американец выпивал одну банку Coca-Cola или Pepsi каждые три-четыре часа; с тех пор уровень их потребления снизился, но и сейчас в Штатах на одного человека, будь то женщина, мужчина или ребёнок, приходится до литра этого напитка в неделю.

Факты неумолимы: в период между 1962 и 2000 годами потребление сахара выросло настолько не потому, что мы его едим. Мы его пьём — с газировками, изотоническими напитками, фруктовыми пуншами и лимонадами. В 1977 году американцы выпивали по одной банке каждые два дня, а в 2000-м — каждые 17 часов. В наши дни подслащённые напитки — самый дешёвый источник (бесполезных!) калорий, который легко доступен и обеспечивает 10% от общего числа потребляемых питательных веществ. Но ведь все эти напитки пришли на рынок ещё 100 лет назад. Почему же именно в последние 50 лет на них такой спрос? Ответ вас удивит: корни проблемы кроются в плохой погоде, затянувшейся на несколько лет».

61bca68602e8bd20f33ec11e

  • © Альпина Паблишер

Куив Макдоннелл, «Человек с одним из многих лиц»‎ (МИФ)

«Человек с одним из многих лиц»‎ — дебютный роман ирландского писателя Куива Макдоннелла. За рубежом книга была издана в 2016-м, а годом позже детектив номинировали на премию CAP Awards как лучший роман‎.

В центре сюжета — Пол Малкроун. Он обладает крайне заурядной и незапоминающейся внешностью, но занимается необычной работой: герой приходит к теряющим память людям и выдаёт себя за их родственников. Те легко верят в обман. Один из стариков узнаёт в Поле сына своего друга, с которым находится в непростых отношениях. Мужчина пытается убить главного героя, но лишь ранит его ножом. Вскоре случаются и другие покушения. Тогда Малкроун решает пуститься в бега. Компанию ему составляет медсестра, отличающаяся грубым характером и увлечённостью детективами. Вместе с ней, а также с полицейским-отщепенцем Пол попытается раскрыть потрясшее Ирландию преступление.

Автор книги профессионально занимается стендапом. Также Макдоннелл пишет сценарии для телешоу, за что был удостоен номинации на премию BAFTA.

«Бриджит ощутила в кармане завибрировавший телефон. Она игнорировала его уже полчаса, но теперь, по крайней мере, появился повод заполнить тягостный пробел. Высветившийся номер был тем же самым, который она видела на мобильнике в течение последнего часа, — принадлежавшим детективу-инспектору Стюарту.

— Алло?

— Мисс Конрой, где вы?

— Я?.. Хожу по магазинам.

— Вы получили мои сообщения?

— Простите, я была…

— Немедленно вернитесь ко мне в контору.

— Ладно, хорошо, я заскочу чуть позже.

— Прямо сейчас, мисс Конрой!

— А в чём дело?

— Кое-что… произошло.

— В смысле произошло?

В телефоне повисла пауза. Бриджит посмотрела на Пола.

— Ну хорошо, если это заставит вас отнестись к делу серьёзнее. Несколько часов назад убили дочь Макнейра, а ещё мы обнаружили бомбу под машиной вашего друга мистера Малкроуна. Я пока не знаю, что происходит, но ваша безопасность — наш главный приоритет. Пожалуйста, не тяните.

— Уже еду.

Бриджит отключила связь и уставилась на телефон, пытаясь осмыслить услышанное. Пол смотрел на неё с тревогой.

— Что случилось? — спросил он.

— Ну… Хорошая новость в том, что ты не параноик».

61c072e1ae5ac9202c71b96f

  • © МИФ

Энтони Дорр, «Птичий город за облаками» («Азбука-Аттикус»)

Энтони Дорр — американский писатель из Огайо, обладатель различных премий. За его плечами сборники рассказов, эссе, мемуары и романы. Работы автора переведены более чем на 40 языков. В 2015 году произведение «Весь невидимый нам свет» было удостоено Пулицеровской премии. Также оно стало первым среди бестселлеров The New York Times и держалось в рейтинге свыше 200 недель.

«Птичий город за облаками» впервые опубликовали в сентябре 2021-го. Роман вошёл в шорт-лист Национальной книжной премии США. В произведении переплетаются жизни героев, пребывающих в разных городах и временах. По мнению автора, все персонажи — неудачники и мечтатели, сохраняющие надежду даже в самых непростых ситуациях. 

Монахини Святой Феофании зовут Анну Мартышкой, потому что она вечно залезает на деревья в их плодовом саду, мальчишки Четвёртого холма зовут её Мошкой, потому что она вечно вокруг них вьётся, а главная вышивальщица, вдова Феодора, зовет её Рукосуйкой, потому что она единственная из девочек может освоить стежок, а через час напрочь забыть, как его класть.

Анна и её старшая сестра Мария спят через две двери от кухни в каморке, где едва помещается тюфяк из конского волоса. На двоих у них есть четыре медяка, три пуговицы из слоновой кости, латаное шерстяное одеяло и маленькая икона святой Коралии, которая, возможно, принадлежала их матери. Анна никогда не пробовала сливок, не ела апельсинов, не выходила за городскую стену. До того как ей исполнится четырнадцать, всех, кого она знает, либо убьют, либо обратят в рабство».

61bca6c002e8bd20cc3b2ffd

  • © Азбука-Аттикус

Борис Гребенщиков, «Священные места Индии»‎ (АСТ)

Поэт и музыкант Борис Гребенщиков‎ с историей и культурой Индии знаком не понаслышке. Как говорит сам артист, страну он посещает ежегодно. Под его авторским переводом уже издавалась «Бхагавад‑гита» (фрагмент поэмы древнеиндийского эпоса «Махабхарата»). Идея написать книгу «Священные места Индии»‎ зрела у Гребенщикова на протяжении 30 лет — с момента, когда музыкант впервые оказался в стране.

Произведение Гребенщикова стало своего рода путеводителем: из книги читатель узнает, какие места необходимо посетить, чтобы познакомиться с «настоящей Индией». Например, музыкант рассказывает о Саптапури — семи священных точках паломничества. Он признаётся, что лично был не во всех описываемых местах, однако посетил шесть из семи священных городов. Также в своей работе Борис Гребенщиков повествует о культуре Индии, о её философии и истории. 

Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.

У Варанаси странная география: он стоит на трёх холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги — на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается «тем миром», куда Шива переправляет души умерших.

В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: «Кашьям маранам мукти», что в переводе: «Смерть в Варанаси — это освобождение». А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного. И, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики, в Варанаси течёт в противоположную сторону — на север, в сторону Кайласа».

61bca6f902e8bd20cc3b3004

  • © АСТ

Дэвид Иглмен, «Живой мозг»‎ (МИФ)

Нейробиолог и аспирант Стэнфордского университета Дэвид Иглмен начал интересоваться устройством нервной системы ещё в детстве. Под его авторством издавались книги, успевшие стать бестселлерами. В их числе — «Мозг. Ваша личная история» и «Инкогнито».

Из произведения «Живой мозг» читатель узнает о «величайшей технологии»‎, скрывающейся в человеческой голове. Книга подойдёт и нейробиологам, и тем, кто просто пытается понять, как функционирует мозг. Труд Иглмена, в частности, повествует о связи вращения планеты Земля с человеческим мозгом, возможностях контроля роботов с помощью силы мысли и о том, почему главный враг памяти — воспоминания.

Мозг беспрерывно подстраивается под вызовы и цели текущего момента. Он формирует свои ресурсы, добиваясь их соответствия требованиям обязательств, в которых в данный момент находится. Если окажется, что мозг не располагает нужным инструментарием, будьте спокойны: он его сотворит.

Чем эта стратегия так хороша для мозга? Разве кто-то усомнится, что созданные человеком технологии чрезвычайно успешны? А между тем при их разработке мы руководствуемся совсем другой стратегией: проектируем машины с жёстко заданной конструкцией — «железом», выражаясь на языке айтишников, — и программное обеспечение, диктующее им выполнять в точности те операции, которых мы от них требуем. Какие преимущества можно получить, если размыть различия между жёсткой и гибкой составляющими, что позволило бы машинам, выполняя свои программы, постоянно реконструироваться?

Скорость — вот что станет первым преимуществом».

61c06ccf02e8bd30a52a19c7

  • © МИФ

Линдси Гибсон, «Выбираю себя»‎ (Издательство Елены Терещенковой)

Американский психолог Линдси Гибсон может быть знакома русскоязычному читателю по книге «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» и её своеобразному продолжению — руководству «Свобода быть собой». Третье произведение Гибсон, выпущенное Издательством Елены Терещенковой, подхватывает тему эмоциональной незрелости, но фокусируется на одном из её последствий — сложности в самореализации.

Эта книга написана для тех, кто под гнётом жизненных обстоятельств был вынужден оставить свои мечты — или и вовсе не помнит, о чём мечтал, но чувствует, что его текущие занятия не приносят удовлетворения. На примерах из жизни пациентов и своей собственной Гибсон помогает читателю вспомнить, что радует его «истинное я», рассказывает, как отстоять свои интересы и потребности в общении с близкими и воплотить мечты в реальность.

«То, как мы воспринимаем имеющееся у нас количество времени, зависит от того, на каком этапе жизненного пути мы находимся. Когда нам только исполнилось двадцать, времени у нас предостаточно — а людям за сорок часто кажется, что начинать что-то новое уже поздно. Гейл Шихи пишет в книге «Новые события» о подобном восприятии своего будущего: люди, достигшие среднего возраста, часто ошибочно считают, что им остаётся меньше времени, чем на самом деле.

Предположим, вам сорок и вы подумываете о смене карьеры. Если вы похожи на большинство людей, то решите, что вы уже сорок лет идёте по привычному пути. Сорок лет — это очень долго. Как же можно взять и всё поменять?

Но всё совсем не так. Скорее всего, вы работаете в своей сфере меньше двадцати лет. Вы начали всерьёз зарабатывать на жизнь, когда вам было около двадцати? Это означает, что сейчас вы где-то посередине своей профессиональной жизни. Если вам сорок, вероятно, вам предстоит работать дольше, чем вы уже отработали. Вы были в профессии на протяжении двадцати лет, но до пенсии вам осталось не меньше двадцати пяти.

61caf16d02e8bd1c5204be77

  • © Издательство Елены Терещенковой

Орхан Памук, «Чумные ночи» («Азбука-Аттикус»)

О создании романа «Чумные ночи» турецкий литератор Орхан Памук размышлял на протяжении 40 лет, а почти пять ушло на написание книги. По словам автора, его знакомые не понимали, почему для своего романа он выбрал тему чумы (она, казалось, уже устарела). Но на фоне развернувшейся пандемии коронавируса произведение турецкого писателя оказалось весьма актуальным. 

В 2006 году Орхан Памук получил Нобелевскую премию. Его работы переведены на 61 язык, в числе наиболее популярных книг — «Стамбул. Город воспоминаний», «Имя мне — Красный» и «Музей невинности». В 2015-м издание The World Post и Институт Готлиба Дуттвайлера включили турецкого автора в список четырёх «самых влиятельных голосов 2015 года». 

Действие нового романа Памука разворачивается на маленьком острове, расположенном в Средиземном море. Спокойную жизнь греков и турков нарушает чума, на борьбу с которой прибыл врач-эпидемиолог.  

«— Людей в Арказе раз в восемь меньше, чем в Измире, а умерших уже сейчас больше.

— И причину этого предстоит выяснить вам, — изрёк губернатор с таинственным видом.

— Мне повсюду попадались на глаза дохлые крысы. В Измире мы объявили войну этим грызунам.

— Наши крысы — совсем не то, что измирские! — заявил губернатор с едва заметной ноткой гордости. — Горные крысы, которые у нас здесь водятся, твари куда как более дикие. Две недели назад голод погнал их в города и деревни. Там, где им не удавалось найти съестного, они пожирали тюфяки, мыло, солому, шерсть, лён, ковры — всё, что попадётся, даже дерево. Весь остров напугали. Но потом Аллах их покарал, и они передохли. Но эту, как вы говорите, эпидемию крысы не приносили.

— Кто же тогда?

— Официально никакой эпидемии на сегодняшний день нет! — отрезал губернатор».

61bca75302e8bd201118b479

  • © Азбука-Аттикус

 Борис Акунин, «После тяжёлой продолжительной болезни. Время Николая II»‎ (АСТ)

Эта книга стала девятым и финальным томом «Истории Российского государства» Бориса Акунина. Первое произведение цикла было опубликовано в 2013 году, с того времени тираж исторической серии достиг 1,5 млн экземпляров. Начиная свой проект, писатель знал, что финальный том «Истории»‎ будет посвящён периоду правления Николая II. 

Книга состоит из двух частей. В первой Акунин разбирает процессы, повлиявшие на глобальные изменения в мировой политике. К примеру, рассказывает о Первой мировой войне. Во второй части Акунин повествует о событиях начала прошлого века, которые привели, по мнению писателя, к слому государства‎. Сам Акунин отмечает, что все предыдущие тома из серии были «подготовкой к этому, главному тому». 

Революционные пропагандисты, а позднее авторы советского периода называли Николая II Кровавым и изображали царскую Россию страной свирепого, ничем не ограниченного полицейского насилия, где правят казачья нагайка, тюрьма и каторга. Режим часто сравнивали с опричниной.

На самом же деле самодержавие вовсе не было агрессивной и жестокой диктатурой, ведшей войну с собственным населением, как это делал Иван Грозный. Правительство всего лишь защищало исторически сложившийся формат государства — уже как умело.

Система была совершенно не приспособлена для управления, выражаясь по-современному, методами «мягкой силы»‎, то есть не принуждением, а стимулированием. Не то чтобы царизм вовсе не пробовал действовать «по-хорошему»‎, но всякий раз выходило неуклюже: результат получался либо обратным, как после зубатовского эксперимента или Октябрьского манифеста, либо в лучшем случае временным, как после Столыпинской реформы.

Поэтому обычно власть полагалась на более привычные, полицейские средства «общественного умиротворения»‎, которыми владела гораздо лучше. Проблема заключалась в том, что подобного рода терапия всегда борется с симптомами болезней, но не с их причинами».

61bca789ae5ac966b0433c21

  • © АСТ

Уилл Айснер, «Комикс и последовательное искусство»‎ (МИФ) 

Уилла Айснера принято считать одним из отцов современных комиксов. Творческий путь иллюстратора начался в 1930-е годы в США — в период зарождения индустрии рисованных историй. Айснер — автор серий «Чёрный Ястреб» и «Шина — королева джунглей»‎, получивших экранизации. Художник также работал над комиксом «Дух»‎, который издавали в течение 12 лет в виде приложения к воскресному номеру газет. 

В 2005 году Айснер скончался. Его последней работой стала публикация трилогии «Контакт с Богом»‎, в основу которой вошли автобиографические романы. 

«Комикс и последовательное искусство»‎ впервые опубликовали в 1985 году, но представленная в произведении информация всё ещё актуальна. Книгу можно использовать как пособие по теории и практике современного комикса. В качестве примеров в произведении используются иллюстрации из различных популярных комиксов. Они совмещены с личными мыслями автора об особенностях графического рассказа.

«Писательский труд» в комиксе можно определить как продуцирование идеи, структурирование изобразительных элементов и последовательного нарратива и создание диалога. Это одновременно и часть комикса, и его целое. И конечно, здесь необходимы специфические навыки: из-за уникальности технологий создания комикса его требования не всегда совпадают с требованиями других литературных форм. В этом смысле комикс немного схож с драматургией, но в случае комиксов писатель часто выступает ещё и как создатель образов (т. е. художник).

В последовательном искусстве оба вида деятельности переплетены теснейшим образом и вместе образуют цельное полотно.

В литературе, состоящей лишь из текста, автор направляет воображение читателя. Комикс заменяет ему воображение. Образ, будучи однажды нарисован, становится чётким заявлением, почти или вовсе не оставляющим места для интерпретации. В комиксе текст встраивается в изображение и несёт уже не столько описательную функцию, сколько функцию передачи звуков, диалогов и связующих элементов».

61c06cce02e8bd30a52a19c6

  • © МИФ

Андрей Филимонов, «Пляс нигде» (Редакция Елены Шубиной, АСТ)

Герой романа-странствия «Пляс нигде» начинает путешествие в горах Алтая, затем перемещается автостопом через всю страну. После отправляется в Ригу, Париж, Германию, США и в результате возвращается в Сибирь. Различные локации в путешествии лирического героя дают начало новым рассказам. В столице Латвии он знакомится со специалисткой по Шамбале, в Париже пишет «энциклопедию ветра», а на канадской границе работает над документальным фильмом в доме Эрнеста Хемингуэя.

Андрей Филимонов — автор романа «Рецепты сотворения мира», который попал в число финалистов премии «Большая книга», а также книги «Головастик и святые», вошедшей в шорт-лист премий «Национальный бестселлер» и «НОС». Материал для «Пляса нигде» автор собрал до начала пандемии коронавируса, а написанием книги занимался уже во время. 

«Петер выключил мотор — и мы поняли, что такое настоящая тишина. Цесарки скрылись за деревьями, кроме нас троих, в мире не осталось других живых существ, и только шелест полевых трав на ветру подчёркивал отсутствие звуков.

— Офигеть, какая тишайшая тишина! — радостно заорал я на весь лес, и мы поволокли в дом свои вещи.

По ходу Толик рассказывал, что дом этот не простой, а старинный, чуть ли не XIX века, и когда-то здесь было настоящее имение с лужайкой для гольфа, ныне превратившейся в дикое поле, и собственным каменным мостом через реку, который обрушился много лет назад, когда дворянское гнездо купил сценарист из Голливуда (тоже не простой, а увенчанный лаврами «Оскара»). Говорят, что здесь гостил Хемингуэй и что-то сочинял по утрам после вечеринок, сидя на этой террасе с пишущей машинкой. Ну, точнее, не совсем на этой, потому что ещё до войны киношники умудрились спалить дом во время эпической пьянки до основания, а затем сценарист продал землю с пепелищем, однако новые хозяева восстановили всё как было, и можно почувствовать себя стариной Хэмом, расположившись с ноутбуком на террасе, глядя на руины моста, 46 сияющих вершин Адирондака и дом мистера Фарба за рекой, в тени деревьев, триста метров по прямой отсюда».

61bca7ceae5ac966d04951d5

  • © АСТ

В последнее время хорошие детективные игры стали большой редкостью. Именно поэтому Sherlock Holmes Chapter One от украинских разработчиков из Frogwares выглядела как оазис в пустыне. Мы в УНИАН уже прошли игру и готовы смело заявить, что студия не подвела. Чем именно новые приключения Шерлока Холмса способны заинтересовать всех любителей детективов — читайте в нашем материале.

Это может показаться странным, но украинская студия Frogwares вот уже девятнадцать лет создает игры про Шерлока Холмса. Первый проект в серии, Sherlock Holmes: Mystery of the Mummy, был стандартным квестом со всеми вытекающими. Пользователи в роли знаменитого детектива бродили по локациям и решали головоломки с помощью взаимодействия с интерактивными точками.

В этом направлении франшиза развивалась вплоть до выхода The Testament of Sherlock Holmes в 2012 году. Новая часть во многом отошла от механик классических квестов и стала больше походить на детективное приключение. Разработчики сделали поиск улик более увлекательным и позволили игрокам самостоятельно формировать логические выводы на основе зацепок. Такое решение углубило процесс расследований и было тепло принято публикой.

Две дальнейшие игры, Crimes & Punishments и The Devil’s Daughter, развили новую концепцию. Они сумели подчеркнуть ощущение перевоплощения в настоящего детектива и отметились набором интересных головоломок с необычным исполнением. После этого Frogwares сделала шаг вперед и в сторону. Студия выпустила The Sinking City — игру по мотивам произведений Лавкрафта. Проект тоже был детективным приключением, но с другим антуражем, открытым миром и гораздо большим числом механик. Frogwares попыталась совместить проверенные детективные элементы с солидными масштабами. И хотя получилось не очень, компания обрела важный опыт и поняла, какие ошибки допустила.

Она решила снова пойти по пути, где прежде споткнулась, но уже рука об руку со своей знаменитой серией. Студия выпустила Sherlock Holmes Chapter One, которая обещала стать правильным детективным приключением в открытом мире и одновременно лучшей игрой Frogwares. Забегая немного вперед, скажем, что студии удалось достичь поставленной цели. Остальные подробности — в обзоре ниже.

Холмс всему голова

Sherlock Holmes Chapter One стала частичным переосмыслением франшизы. Уже в The Devil’s Daughter Frogwares представила более молодого Шерлока Холмса, но в новой игре она пошла еще дальше. На этот раз пользователям предстоит испытать себя в роли 21-летнего детектива, который пока не успел прославиться на всю Британскую империю.

Мистер Шерлок Холмс / скриншот

Мистер Шерлок Холмс / скриншот

Главный герой вместе с другом детства Джоном приехал на средиземноморский остров Кордону, где он ранее жил. Протагонист совершил столь дальнее путешествие с целью посетить могилу своей матери Вайолет. Она умерла от туберкулеза, когда Шерлок был еще юнцом. По крайней мере, детектив так думал до посещения Кордоны. На острове ему намекнули, что гибель Вайолет сопровождалась странными обстоятельствами, а среди местных гуляют разные слухи. Сам Шерлок почти ничего не помнит о детстве, поэтому решил во всем разобраться. Детектив начал расследование смерти матери и сразу же столкнулся с несколькими странностями. Протагонист понял, что с делом связана некая тайна, и именно ее предстоит разгадать по сюжету.

История в Sherlock Holmes Chapter One структурирована на манер предыдущих частей серии. Она включает три масштабных расследования, которые связаны с основной повествовательной линией. После каждого дела Холмс будет вспоминать события прошлого и открывать новые подробности о гибели матери. Для этого главному герою придется постоянно возвращаться в старое семейное поместье на Кордоне. Дом неразрывно связан с историей, и здесь проходит часть расследования. Важно также отметить, что дела, которые включены в основной сюжет, получились самодостаточными. Они хоть и помогают раскрыть тайну гибели Вайолет, но параллельно воспринимаются, как интересные и законченные истории. С ними связано одно из самых важных достоинств Sherlock Holmes Chapter One.

Джон везде следует за Холмсом, как Ватсон из прошлых частей / скриншот

Джон везде следует за Холмсом, как Ватсон из прошлых частей / скриншот

Сюжетные расследования в проекте полностью соответствуют духу литературного первоисточника за авторством Артура Конана Дойля. Поначалу дела кажутся простыми: игрок сразу сформирует несколько выводов и будет считать их правильными. Но потом истории начинают вилять и обрастать сразу несколькими пластами деталей. Нередко они совершают неожиданные выверты и заставляют пересмотреть свое отношение к подозреваемым и жертвам. Такой подход делал книжные приключения Шерлока Холмса особенными, и Frogwares смогла аккуратно воплотить его в игре.

Из других преимуществ сюжета стоит отметить интригу, которая поддерживается на протяжении всего прохождения, и целостный образ Холмса. Разработчики сумели показать главного героя глубокой личностью и продемонстрировать, откуда у него взялись разные черты характера, привычки и предпочтения. А постоянные диалоги между Шерлоком и Джоном только дополняют историю. Разговоры чувствуются живыми и органичными, как и полагается давним друзьям.

Молодой Холмс получился на удивление интересным и искренним персонажем / скриншот

Молодой Холмс получился на удивление интересным и искренним персонажем / скриншот

Хотелось бы мне на этом закончить рассказ о сюжете, но, увы, не получится – придется затронуть и недостатки. Главный из них – слабая связь между тремя сюжетными расследованиями и основной линией с гибелью матери. Как оказалось, у этой концепцией есть и обратная сторона. При прохождении Sherlock Holmes Chapter One нередко создается впечатление, что промежуточные дела можно просто опустить. А необходимость вернуть воспоминания Шерлока о прошлом выглядит, как слабая отговорка. Этот недочет компенсируется качественным исполнением каждого сюжетного расследования, но иногда он все же напоминает о себе.

Задание со слоном получилось великолепным / скриншот

Задание со слоном получилось великолепным / скриншот

Еще история порой перегибает с сантиментами и очень поверхностно демонстрирует социальные проблемы XIX века. Они подаются в лоб, причем сдобренные современной повесткой. После этого остается впечатление, что Frogwares решила попросту позаигрывать с западным либеральным обществом. Последней проблемой Sherlock Holmes Chapter One стали второстепенные персонажи. Их много, но на общем фоне выделяются от силы двое. Остальные ощущаются массовкой, которая не вызывает никаких эмоций.

Если взвесить преимущества и недостатки, то первых окажется больше. Проблемы с историей и правда есть, но интрига, интерес к происходящим событиям и жажда узнать, что будет дальше, заставляют забыть о шероховатостях. Когда двигаешься по сюжету, то часто полностью погружаешься в расследования. И только при дальнейшем анализе начинаешь замечать отрицательные стороны.

Кто-то забыл убраться / скриншот

Кто-то забыл убраться / скриншот

Не совсем песочница

Как и говорилось выше, Sherlock Holmes Chapter One – первая игра с открытым миром в серии. Его реализацию можно назвать спорным аспектом. Разработчики смогли создать окружение, которое подчеркивает общее настроение и атмосферу проекта. Кордона выглядит светлым и очаровательным местом, но если стереть эту корку, то обнаружится гнилое и желчное нутро. Здесь царят социальное неравенство, коррупция и межрасовая ненависть – отличная почва для разного рода преступлений. Их совершают не только бедняки, контрабандисты и головорезы, но и богачи, которым деньги затуманили разум. Действовать в таких условиях весьма интересно и необычно, но есть важное замечание.

На улицах людно, но почти все жители просто куда-то идут или выполняют заготовленное действие / скриншот

На улицах людно, но почти все жители просто куда-то идут или выполняют заготовленное действие / скриншот

Мир в Sherlock Holmes Chapter One можно назвать одной сплошной декорацией. Все то, что я описал выше, удалось выудить из тщательного изучения разных районов. За рамками заданий интерактивность на локациях почти полностью отсутствует. Нет ни фоновых диалогов, ни каких-то происшествий, ни возможности повлиять на окружение. Вся имитация жизни сводится к тому, что по улицам бродят NPC с явно ограниченными циклами действий. Поначалу это сильно удручает, но потом общая идея Frogwares становится более ясной. Студия не пыталась создать реалистичный открытый мир – он нужен лишь как связующее звено в детективном геймплее.

Трубки и шляпы на изготовку

Корневой игровой процесс в Sherlock Holmes Chapter One строится на прежних наработках Frogwares. В большинстве случаев Холмсу предстоит искать улики путем взаимодействия с интерактивными точками и делать умозаключения в слегка прокаченных «чертогах разума». Теперь в этом меню нужно соединять зацепки, чтобы формировались выводы. Механика восстановления событий из прошлого тоже не претерпела изменений. После осмотра места преступления часто требуется воссоздать определенную сценку. Для этого нужно правильно указать последовательность действий персонажей. Похожая механика появлялась не только в предыдущих приключениях про Шерлока Холмса, но и в The Vanishing of Ethan Carter.

В режиме сосредоточенности можно восстанавливать не только отсутствующие детали, но и воспоминания Холмса / скриншот

В режиме сосредоточенности можно восстанавливать не только отсутствующие детали, но и воспоминания Холмса / скриншот

Однако не стоит думать, что Frogwares поленилась и не захотела менять геймплейное ядро. Просто центральные системы в Sherlock Holmes Chapter One уже успели хорошо себя зарекомендовать. Ломать их ради новшеств не стоило, поэтому разработчики поступили правильно. Они взяли проверенные механики и добавили им глубины за счет разных деталей. Игроки должны отмечать улики в журнале и отталкиваться от них во время расследований. Специальные пиктограммы возле зацепки дадут понять, что нужно делать. И вариантов в общем-то много, просто исследование местности – самый частый из них.

Вот так выглядит процесс исследования окружения / скриншот

Вот так выглядит процесс исследования окружения / скриншот

Иногда нужно расспросить окружающих и предъявить подозреваемым зацепки, чтобы получить их объяснения. Порой требуется активировать режим сосредоточенности и увидеть какие-то отсутствующие детали на локациях или пройти по следам злоумышленникам. Нередко необходимо вычислить конкретное место на карте по имеющимся данным и провести химический анализ. Последний реализован в виде простенькой, но изящной мини-игры, где надо соединить разные компоненты. Холмс также должен искать сведения в архивах и переодеваться, чтобы проникнуть на территорию конкретной локации или втереться в доверие к важному человеку.

Разнообразие детективных механик впечатляет, при этом ни одна из них не кажется лишней. Все элементы соединяются в гармоничную систему, которая всецело овладевает игроком. Ему придется постоянно применять логическое мышление, а местами переключать свои извилины на четвертую передачу. В результате при прохождении Sherlock Holmes Chapter One чувствуешь себя полноценным детективом и получаешь наслаждение от каждого шага вперед. Это касается не только сюжета, но и дополнительных заданий, которые разбросаны по миру. Часть из них не менее комплексные, чем сюжетные дела, хотя встречаются и весьма шаблонные миссии. Однако каждая из них стремится рассказать небольшую историю, за что сценаристам Frogwares отдельная благодарность.

Закрепленные улики отображаются сверху, а красные пиктограммы указывают, что надо делать / скриншот

Закрепленные улики отображаются сверху, а красные пиктограммы указывают, что надо делать / скриншот

Особняком в геймплее стоит боевая система, и вот тут хвалить игру не приходится. Шерлок может стрелять из шестизарядного револьвера. При прицеливании время замедляется, чтобы пользователь успел попасть по слабым местам противников или подсвеченным объектам окружения. Это позволяет оглушить недругов, после чего к ним надо подбежать, вовремя нажать нужные клавиши и провести арест. Убивать противников тоже можно, но это ухудшит отношения с Джоном, а он и так постоянно жалуется в своем дневнике, если игрок ошибается. Удачные аресты, как и выполненные задания, вознаграждаются деньгами. Валюта тратится на одежду и косметические предметы для восстановления старого особняка Холмсов. В целом бои ощущаются, как необязательная добавка. Для общего разнообразия сойдет, но стычки особо увлекательными не назовешь. Благо игра не перебарщивает с драками, поэтому добавлять боевую систему в минусы мне не хочется.

Некоторые враги носят броню, которую нужно сбить меткими выстрелами / скриншот

Некоторые враги носят броню, которую нужно сбить меткими выстрелами / скриншот

Хочется и смотреть, и слушать

Выглядит Sherlock Holmes Chapter One весьма прилично, как для игры со средним бюджетом. Радуют освещение, детализация, мягкие тени и модели персонажей. Видно, что дизайнеры и художники вложили все силы в проект. Из недостатков можно отметить дальность прорисовки и отдельные анимации. Звуковое сопровождение в игре тоже великолепное – таинственный эмбиент с нотками духовых инструментов шикарно подчеркивает атмосферу.

А вот в техническом плане еще есть куда стремиться. На PS5 я заметил регулярные просадки кадровой частоты и несколько несущественных багов коллизии. Ничего критичного, но лишний патч или даже два проекту не помешают.

Рассказ про мистера эндорфина

Кордона, вид с моста / скриншот

Выводы УНИАН

Ну что сказать, разработчики из Frogwares — молодцы. Несмотря на разные огрехи, Sherlock Holmes Chapter One действительно стала лучшей игрой студии. В нее легко погрузиться на долгие вечера и утонуть в преступлениях и страстях, которые бушуют на Кордоне. Проект способен подарить даже больше ярких эмоций, чем британский сериал «Шерлок». Именно поэтому я советую игру всем фанатам жанра и просто любителям отменных приключений. Можете брать ее прямо на релизе – жалеть о потраченных деньгах не придется.

Оценка: 8 из 10

Назар Степорук

  • Рассказ про металл по химии
  • Рассказ про мимимишек читать
  • Рассказ про международный день защиты животных
  • Рассказ про медведя для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про медведя 2 класс литературное чтение