Рассказ про минина и пожарского для детей 4 класс

Тема: минин и пожарский спасители отечества. цель: познакомить учащихся с подвигом к. минина и д. пожарского, с историей дня

Тема: «Минин и Пожарский – спасители  Отечества».

Цель: познакомить учащихся с подвигом К. Минина и Д. Пожарского, с историей дня примирения и согласия;

развивать интерес к истории нашей Родины, речь учащихся;

воспитывать патриотизм и любовь к Родине, чувство гордости за свою Отчизну, уважение к защитникам Родины.

 Учитель : 4ноября в нашей стране отмечается праздник — День народного единства.(слайд 1-3) Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков. В этом году мы празднуем 400- летие со дня освобождения Москвы, поэтому и поговорим об этом событии подробно.

Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные  Дню народного единства и вспомним о событиях  того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь-Борис Годунов. (слайд 4 )Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно  умер и  Лжедмитрий (слайд 5 )нечестным путем был венчан на царство, потом  назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.(слайд 6 ) 

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.(слайд 7) 
Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил  тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин.(слайды 8-9 ) Родился он в городе Балахна,семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород , сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой  и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его? 

Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении.(слайд 10). К нижегородцам вскоре примкнули и другие города.

В июле 1612 г. Ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву.Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.

Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву :  «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов.

Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину. Организатор ополчения Козьма Минин похоронен в Нижегородском Кремле. Его прах покоится в Михаилово-Архангельском соборе.

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Люди поставили им памятник.(слайд 15)
Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу. В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного.  На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». 

Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.
(слайд 16)

Давайте посмотрим на этот памятник. (слайды 16-18)

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству.
В заключении моего рассказа давайте послушаем стихотворение Зои Александровой и подумаем, о чем оно.
Ученик:

Российский край, моя земля,  Родимые просторы! У нас и реки, и поля,  Моря, леса и горы.  И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге.  На севере снега вокруг – Там холода и вьюги. В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час. Встаёт, встречая солнце. Российский край, как ты велик! С границы до границы. И скорый поезд напрямик. В неделю не домчится.  Звучат по радио слова – Им дальний путь не труден.  Знакомый голос твой, Москва, Повсюду слышен людям.  И рады мы всегда вестям. О нашей мирной жизни. Как счастливо живётся нам. В своей родной Отчизне! Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья. Своей страны прекрасной.  И Родина у всех одна. Привет тебе и слава, Непобедимая страна, Российская держава! Роса состоит из росинок,
Из капелек пара — туман,
Песок — из мельчайших песчинок
Россия — из россиян.
Мы вместе похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе — опорой единственной нашей. Всегда остается Москва.
Земля и вода — неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги — нет половинок.
И если волна- то волна,
И нету полуросинок.
Вот так и Россия одна!
(В. Крючков)

— Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее.

 — Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды.

Заключение:

 А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.

Детское братство.

(Поделка из бумаги)

1. Возьмите альбомный лист бумаги и сложите его гармошкой  четыре раза

2. Нарисуйте на нём контур одного человечка. (Можно работать по трафарету.)

3. Вырежьте по контуру сложенную вчетверо фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы  слои не смещались.

4. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Их  можно раскрасить, нарисовать им лица.

— А если склеить ручки крайних человечков вместе – получится хоровод дружбы.

(Звучит песня «Чтобы солнышко светило» сл. С. Фурина, муз. Н. Пескова; 1 куплет и припев.)

— Очень важно жить в дружбе, и тогда  братская дружба станет непобедимой силой.

— В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

— Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Кузьма Минин (1570-1616) и Дмитрий Пожарский (1578-1642) – лидеры и основатели второго народного ополчения. Второе ополчение, состоящее из жителей центральной и северо-восточной Руси, а также остатков первого ополчения, было войском, которое в 1612 году освободило Москву от польских захватчиков. Минин и Пожарский благодаря этому стали значимыми персонами в истории российского государства и символами ля русского патриотизма.

Рассказ про минина и пожарского для детей 4 класс

Краткая биография

Минин и Пожарский — герои русской мифологии. Кузьма Минин (рожд. примерно 1570 г. — смерть 21 мая 1616 г.) и Дмитрий Пожарский (рожд. 1 (1) ноября 1578 г. — смерть 20 (30) апреля 1642 г.).

Минин

Минин родился около 1570 года в городе Балахне (совр. Нижегородская область). Его отец был торговцем солью, помимо Кузьмы в семье Мининых было ещё два брата – Федор и Иван. Переехав с семьёй в Нижний Новгород Кузьма Минин стал торговать в собственной мясной лавке. Вскоре он стал состоятельным купцом, женился, построил дом, а в1611 году стал слободским старостой. Именно в этой должности он и создавал второе ополчение, когда получил грамоту от Патриарха Гергомена, в которой содержался призыв к борьбе с поляками, занявшими Москву.

Интересный факт: торговать Минин начал в очень раннем возрасте – от 11 до 14 лет.

Пожарский

Дмитрий Пожарский родился на 8 лет позже Минина – в1578 году. Происходил он из древнего рода, корни которого уходили ещё к основателю Москвы – самому Юрию Долгоркуому. Пожарские были одной из тех знатных семей, чьи земли были конфискованы во время опричнины. Служить государству Дмитрий начал ещё при сыне Ивана IV – Фёдоре Ивановиче. Он быстро поднимался по служебной лестнице при Борисе Годунове. Смутное Время встретил в качестве воеводы города Зарайска. Пожарский участвовал в провальном походе Первого ополчения (1611), после чего раненый он вернулся в Зарайск, а затем отправился в Нижний Новгород, где формировалось новое войско.

Подвиг Минина и Пожарского

Минин и Пожарский прославились в русской истории как создатели народного ополчения. Восстание против поляков вспыхнуло в Новгороде, где на городском совете Минин призвал к созданию нового ополчения. Поскольку одной из причин провала похода Первого ополчения была недостаточная оснащённость, то  в этот раз к вопросу снабжения отнеслись очень серьёзно – Минин отдал треть своего состояния на нужды армии, вскоре его примеру последовали другие зажиточные купцы и дворяне.

В силу того, что Первое ополчение неоднократно разрывали интриги его руководителей против друг друга, городской совет высказался в пользу князя Дмитрия Пожарского в качестве верховного полководца народным ополчением. Минин стал руководить хозяйственными делами и решал вопросы снабжения.

Организация  Второго ополчения началась осенью 1611, в войско входили солдаты из гарнизонов, служилые люди, добровольцы. Постоянно приходили пополнения из других городов и в феврале – марте 1612 года ополчение выступило на Москву.

Добравшись до столицы осенью 1612года, ополченцы разбили польско-литовское войско Гетмана Ходкевича, осадили польский гарнизон, засевший в Кремле. Поляки сдались 26 октября. После освобождения Москвы были начаты выборы нового царя, которым стал Михаил Фёдорович Романов. Это событие ознаменовало собой окончание смуты.

Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что в самый тяжёлый момент в истории родины нашлись люди, которые не оставили её на растерзание врагам, как внешним, так и внутренним.

Почему началась Смута

Смутное время – период, охватывающий период с 1598 по 1612 год. Он характеризуется частыми сменами царей, интригами членов двора против друг друга, иностранными интервенциями, экономическими и политическими кризисами.

Рассказ про минина и пожарского для детей 4 класс

К причинам смуты относят:

  1. Разорение страны в ходе опричнины и неудачной Ливонской войны;
  2. Отсутствие законного наследника (единственная дочь Фёдора Ивановича умерла в 1594 году);
  3. Недовольство знати и крестьян центральным правительством (сказывалась память о правлении Ивана IV Грозного);
  4. Закрепощение крестьян, их бегство от хозяев, и, как следствие, увеличение числа разбойников;
  5. Неспособность армии объединиться под командованием одного полководца.

Все эти причины в итоге привели к кризису государственности, фактической гражданской войне, которую в историографии и именуют «Смутным временем».

Как появился новый праздник

После событий 1990-х годов России требовалось обновление национальной мифологии. Так, решением государственной думы в 2004 году 4 ноября стал отмечаться новый праздник – День народного единства. В этот день традиционно проводятся крестные ходы, благотворительные и патриотические акции.

Дата 4 ноября была выбрана не случайно – ещё в XVII веке в 22 октября России отмечался праздник Казанской иконы Божьей матери. Он был приурочен к освобождению страны от интервентов. 22 октября по новому стилю как раз таки совпадало с 4 ноября.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

4 ноября – в нашей стране отмечается день согласия и примирения. Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для нас – урок гражданственности. Все мы граждане одной большой страны – России.

Ученики:

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда.

Где  не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Сегодня наша страна живёт в мире и согласии. Но на протяжении многих веков в стране велись многочисленные распри и войны. Многие народы хотели завоевать богатые русские территории, они принесли нашему многонациональному народу горе и беды, разруху, голод и смерть. Но мужественный многострадальный русский народ снова и снова вставал на защиту своей Отчизны, беззаветно и беспощадно сражался за независимость и свободу родной матушки-России. Народ помнит своих героев. Сегодня мы совершим путешествие в историю нашей Родины, в начало IXX века и узнаем о некоторых из них и их подвигах.

Предысторию начнём издалека. Издревле наши предки передавали власть по наследству: от отца к сыну.

Уже много веков правили на Руси потомки Рюрика, назывались они – Рюриковичи. Разную они оставили о себе память: одни стоили города и храмы, защищали свою Родину, другие – враждовали, разоряли свои и чужие земли. Но все они были князьями, а в XVI веке появился первый царь. Он захотел себя называть Иван IV (Приложение 1). Прославился Иван с молодых лет горячим и крутым нравом и жестокими расправами с непокорными. За это стал народ называть его Иваном Грозным (Приложение 2 – зеркальный ребус). Даже в гневном порыве ударил он сына тоже Ивана жезлом и убил его (показ репродукции). В царствование Ивана Грозного были завоёваны Казанское и Астраханское ханства, покорено Сибирское ханство.

После смерти, оставил Иван IV двух сыновей: Фёдора и Дмитрия. Сначала царём стал старший, Фёдор. Но он был болезненный. Фактически же власть принадлежала царскому шурину боярину Борису Годунову. Вскоре умер и Дмитрий. Рассказывают, что его убили Борисовы люди. Через несколько лет умер и болезненный Фёдор Иванович. На этом оборвался царский род Рюриковичей: наследников престола не было.

Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. После смерти Фёдора впервые избрали нового царя. В Москву приехали выборные люди со всей России и просили Годунова занять царский трон. Во время своего венчания на царство он дал такой обет:

Бог мне свидетель, что в моём царстве не будет ни сирот, ни бедныхи свою последнюю рубашку разделю с народом.

(Приложение 3 – запись в виде ребуса)

Но всё же царствование Годунова было несчастливо. Случился в то время в России неурожай и страшный голод. Голод и нищета поселились в городах и селениях. Люди ели даже кошек и собак. Царь Борис приказал раздавать хлеб из своих житниц. Но люди именно его винили за голод.         

Почему незаконный царь? Появились слухи, что царевич Дмитрий спасся от смерти и скоро объявится законный наследник трона. Вскоре такой наследник объявился в Польше. На самом деле это был самозванец, бывший монах Гришка Отрепьев. Польский король помог собрать Лжедмитрию войско. А тот взамен обещал поделиться с ним русскими землями и богатствами. Народ поверил, что самозванец на самом деле царевич Дмитрий. Многие города впускали его отряды без боя.

Вскоре умер Борис Годунов, а Гришка Отрепьев занял царский трон. Хотел он казаться добрым царём, но москвичи быстро разуверились в нём. Польские пришельцы обижали горожан, тогда люди восстали против самозванца и убили его.

Бояре решили снова пригласить царствовать польского короля и тайно впустили польское войско в Москву. Отсюда и поговорка: « У семи нянек дитя без глаза». Настали страшные времена:

На защиту страны поднялся народ. В эту трудную для Руси пору пришла в Нижний Новгород грамота от москвичей. Писали они:

Гибнет Москва от поляков,

а Москва есть основание России;

не забудьте, что поа крепок

корень, то и дерево крепко;

не будет корня, на чём

оно будет держаться?

На другой день зазвонил в Нижний большой колокол. Заполнил народ площади и храмы. Собиралось народное ополчение, которое возглавил посадский староста Кузьма Минин (Приложение 6).

Минин сам принёс на площадь всё своё богатство, деньги, украшения жены. Нижегородцы последовали примеру своего земляка, все богатые и бедные, старые и молодые несли в жертву Отечеству, кто что мог. Теперь надо было найти искусного воеводу (Приложение 4).

Кузьма Минин пригласил руководить ополчением мужественного полководца князя Дмитрия Пожарского (Приложение 6). Минин и Пожарский готовили наступление на Москву, и войско двинулось в поход. В бою ополченцев поддерживал большой отряд казаков. Минин и Пожарский сами смело, и решительно действовали в сражении.

Польский гарнизон в Кремле и Китай-городе (Приложение 8) отказывался сдаваться. Началась осада, у поляков настал голод. Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той, ни с другой стороны и он предложил врагам выгодные условия капитуляции, но поляки надеялись на своего короля и сдаваться не хотели. Осада продолжалась два месяца. Изнурительным голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителей.

Силой народной поляки были изгнаны из Москвы, а потом и со всей земли русской.

Навеки остались в народной памяти имена патриотов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Родина не забыла своих героев. В 1818 году на Красной площади в Москве поставили памятник. 

Весь материал — в документе.

  • Доклады и сообщения
  • Люди
  • Минин и Пожарский

К 1612 году казалось, что дни Русского государства сочтены. Москву полностью контролировали поляки, пытавшиеся управлять всей Россией через своих марионеток – Семибоярщину, на севере России безраздельно хозяйничали шведы, юг разоряли орды крымских татар, на разваливавшееся государство обратили своё внимание и англичане, ведшие переговоры о переходе некоторых территорий под свою корону, по всей стране разгуливали банды мелкой шляхты, наёмников и казаков, везде царили голод и смерть. Русский народ, разумеется, не собирался ждать, когда его Родину поделят на куски и всячески пытался изгнать захватчиков, организуя партизанское движение, поднимая восстания в городах и пытаясь собрать армию для освобождения столицы от оккупантов. В истории эти две действительно народные армии вошли под названием ополчений.
Первое ополчение было создано ещё в июле 1611 года в ответ на начало полномасштабной шведской агрессии на севере России. Собрал его рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Первое ополчение получилось большим (100 тысяч человек), но плохо вооружённым и организованным (в его состав входили и сторонники самозванцев, и даже поляки из отряда гетмана Яна Сапеги). Недостаток вооружения и боевого опыта пытались компенсировать за счёт готовившегося народного восстания в Москве. Однако поляки не только смогли удержать контроль над ситуацией, но и не допустить соединения восставших и ополченцев, для чего им пришлось поджечь Москву. Неудача окончательно разрушила Первое ополчение, Прокопий Ляпунов был убит на казачьем круге, а собранные им отряды разбрелись по Руси, превратившись в такие же банды, как и отряды захватчиков.

Разгром Первого ополчения не остановил патриотов. Новым центром сопротивления стал Нижний Новгород, а организатором Второго ополчения – скототорговец Кузьма Минин — Сухорук. На одной из народных сходок он призвал всех заложить всё своё имущество, если надо – даже жён и детей, но собрать средства для рати, которая освободит Родину. Кузьма Минин был уважаемым человеком в городе, занимавшимся перегоном скота из степи, не раз при этом отличившись в схватках с крымскими татарами и ногайцами, поэтому его слушались беспрекословно. По совету Минина был избран и предводитель ополчения – князь Дмитрий Пожарский, полководец средней руки, ни разу не замеченный в связях с самозванцами и поляками. С помощью жёстких мер средства на ополчение были собраны и в марте 1612 года оно выступило на Москву. До июля 1612 года ополчение находилось к Ярославле, где был создан «Совет всея Земли» — временное правительство России. Помощь ополчению ратниками и средствами оказали большинство волжских и подмосковных городов, крестьянские партизанские отряды «шишов», Поморье и Сибирь, даже шведы и немцы прислали на помощь ополчению свои отряды. Помимо организации ополчения, «Совет всея Земли» наводил правопорядок на всей подконтрольной ему территории и координировал операции по изгнанию интервентов, в результате чего большая часть Руси оказалась очищенна от врага. Наконец, 3 августа 1612 года, Второе ополчение двинулось на Москву.

К тому времени поляки, находившиеся в уцелевших после пожара Кремле и Китай-городе, окончательно успокоились и спокойно ждали гетмана Яна Ходкевича с продовольственным обозом, к тому же большая часть гарнизона Москвы бродила по её окрестностям, грабя и убивая. Проведя разведку и убедившись, что поляки не готовы к отражению удара, ополчение под командованием Минина и Пожарского 20 августа 1612 года подошло к Москве и разместилось в развалинах Белого города и Замоскворечья. 22 августа ополченцы заняли переправу у Девичьего поля, где и встретили войско Ходкевича. Все его попытки переправиться через Москву-реку окончились провалом, не помог даже встречный удар из Кремля. В результате сражения на Девичьем поле Ходкевич потерял большую часть войска и весь обоз, а гарнизон Москвы оказался блокирован в Кремле и Китай-городе. Менее, чем за 2 недели осады, поляки окончательно оскотинились, дошло до трупоедства и людоедства. Минин и Пожарский неоднократно предлагали полякам сдать Кремль и уйти, но те отвергали все их предложения. 22 октября 1612 года ополчение освободило Китай-город, где к тому времени вымер весь гарнизон. Понимая, что помощи не будет, поляки 4 ноября 1612 года сдали и Кремль в обмен на гарантии безопасности. Смутное время на Руси закончилось.

Сразу после освобождения Москвы «Совет всея Земли» созвал Земский собор для выборов нового царя. Первоначально царём в благодарность за заслуги при освобождении Москвы хотели избрать князя Дмитрия Пожарского, но после того, как прошёл слух о подкупе им избирателей, участники Земского собора избрали единственного достойного кандидата из оставшихся – Михаила Романова. Судьбы освободителей России сложились по-разному: Кузьма Минин был произведён в думные дворяне, заседал в Боярской думе и умер в 1616 году во время поездки на территорию бывшего Казанского ханства, а Дмитрий Пожарский продолжил военную службу, был начальником Судного приказа и умер в 1642 году в Москве. В истории Минин и Пожарский прославились как руководители освободительной войны русского народа, настоящие спасители Отечества.

Доклад №2

История Родины – ценна и важна для каждого человека! Знать ее – долг и честь! Ведь каждый факт из истории страны – ступенька к будущему. Герои прошлого навсегда остаются в памяти, а их подвиги бесценны!

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – люди, которые спасли Россию несколько веков назад, но до сих пор страна помнит их дело и гордится ими.

В начале XVII века в России началось Смутное время. Именно тогда внезапно появился первый самозванец – Григорий Отрепьев, беглый монах одного из московских монастырей. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, погибшего в Угличе. С ним быстро справились, но почти сразу же появляется второй самозванец. Вновь Лжедмитрий. В то тяжкое время страна находилась в бедственной ситуации. Царит безвластие, многие города разрушены. Даже столицу – Москву не миновала эта участь.

Воспользовались ситуацией поляки и шведы. Они заняли Смоленск и Москву. Шведы оккупировали Новгород и побережье Финского залива.

Россию нужно было спасать. Большую роль в этом сыграло духовенство. Патриарх Гермоген рассылал грамоты с призывом к народу освободить страну от иностранных захватчиков. Одну из грамот увидел житель Нижнего Новгорода Кузьма Минин. Он был невысокого происхождения, но всем сердцем любил Родину. Он стал собирать народ. Так же собирал и пожертвования на борьбу с захватчиками. Главнокомандующим народного восстания выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Этим людям было суждено стать спасителями государства Российского. И они с честью выполнили свою миссию.

К ополчению присоединились многие и многие люди из разных городов. В едином порыве они готовились к сражению. 22 октября 1612 года войсками ополчения был взят Китай-город и Кремль – сердце России. Поляки бежали. Минин и Пожарский по праву стали считаться героями и лидерами нации.

Потомки оценили их подвиг. В 1818 году на Красной площади был воздвигнут памятник, который до сих пор является одним из символов Москвы и всей России. Совсем недавно в честь подвига Минина и Пожарского был установлен праздник – День народного единства. Через века память о деле Минина и Пожарского жива.

4 класс

Сочинение на тему памятник минину и пожарскому

Несмотря на резкое отличие данного проекта от окончательного варианта, в нём уже наметились основные моменты решения общего замысла. Хотя фигура Минина решена здесь статично, но в композиции ему отведена главная роль, роль призывающего на подвиг. Обе фигуры связаны между собой, как и в окончательном проекте. Эта связь была сразу подмечена, и в прессе подчёркивалось, что «меч соединяет группу и показывает единство великих чувствований и намерений». Идея общности всех слоёв населения, когда дело идёт от спасения Родины, была в то время особенно близка передовой части общества, и Мартос отразил её в своей композиции. Темы барельефов сохраняются и в последующем проекте, но, как мы увидим, дальше расстановка фигур будет иной. Здесь композиция ещё загромождена лишними персонажами, не объединена общим действием. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещён именно на лицевой стороне, а барельеф, посвящённый Пожарскому, — на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы. В последующих решениях сохраняется и первоначальная форма пьедестала. Таким образом, проект памятника был создан. Между тем разговоры о его установке замолкли. Наконец в 1808 году нижегородцы опять ставят вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу всё имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». И вот второго мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Ниминов-старший, архитекторы Гомон и Михайлов. В ноябре 1808 года был утверждён проект Мартоса, так как «…гений Мартоса всех щасливее, и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее, изобразил памятник Спасителям России». 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением утверждённого проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Этот награвированный рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадаете окончательным решением памятника. Мужественная фигура Минина доминирует в памятнике. Энергичен жест правой руки, указывающий на Кремль. Одежда Минина упрощается, отброшен плащ, хитон напоминает русскую рубаху. Ещё не найден образ Пожарского: его движения не уверены, взамен бурной стремительности появилась некоторая пассивность. Забыв «свою немощь», Пожарский приподнимается с ложа, чтобы последовать призыву Минина. Одежда Пожарского остаётся античной, но его щит с изображением нерукотворного Спаса уже ближе к русскому. Центром композиции, как и в предыдущем проекте, является меч, на который опираются и Минин, и Пожарский. Постамент остаётся прежним, а композиция барельефа значительно видоизменяется. Она становится более лаконичной, некоторые персонажи исчезают, появляется новая группа — отец с двумя сыновьями. Весь монумент приобретает более сильное и ясное патриотическое звучание. В дальнейшем при работе над моделью произойдут новые изменения, новые поиски образов, но основная композиция была заложена в этом проекте в 1809 году. К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск. Создание малой модели началось в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа — вновь спасать отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию». Естественно, что работа над созданием памятника продвигалась относительно медленно, и лишь в 1815 году была завершена большая модель, выставленная Мартосом для публичного обозрения. Интерес к созданию памятника был весьма велик, но после освобождения Москвы от наполеоновских войск он неизмеримо возрос. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи. Так, журнал «Вестник Европы» посвящает специальную статью отливке памятника в бронзе, которая была поручена знаменитому литейщику Академии художеств В. П. Екимову. В статье подробно говорится о способе отливки, о скоплении большого количества зрителей, о блестящем завершении отливки, причём подчёркивается, что Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Чрезвычайным событием явилась перевозка памятника водным путём из Петербурга, где он отливался, в Москву через Нижний Новгород, длившаяся с 21 мая по 6 сентября 1817 года. Для перегрузки памятника на несколько дней была сделана остановка в Нижнем Новгороде. По этому поводу в журнале «Сын Отечества» писали: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник». До февраля шли работы по установке памятника, и наконец 20 февраля 1818 года памятник был торжественно открыт. Все газеты и журналы освещали это событие. Гремела музыка, парадным маршем проходили гвардейские войска. Не только крыши прилегающих зданий, но даже кремлёвские стены были усеяны людьми. Общий энтузиазм и торжественность открытия памятника объясняются не только темой, созвучной общему патриотическому настроению, но и мастерством скульптора, сумевшего воплотить это настроение в образах своих героев. Памятник был установлен посредине Красной площади лицом к Кремлю и несколько приближен к торговым рядам, ставшим его фоном (в 1931 г. памятник был передвинут к собору Василия Блаженного). В своём окончательном варианте памятник стал насыщеннее в идейном отношении и яснее и строже композиционно. Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их — выразительнее. Барельеф разделён на две части. В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклонённые женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками. Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображён отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, придал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 году сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 г.». На другой стороне постамента барельеф посвящён победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделён на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нём недостаёт напряжённости и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали чётко вырисовывается силуэт памятника, и первое, на что мы обращаем внимание, — это высоко поднятая рука Минина, его призывный жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встаёт во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремлённым вперёд взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский, опираясь рукой на щит, как бы приподнимается навстречу Минину. С задней стороны отчётливо видны скрещённые на мече руки Минина и Пожарского, символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения. Большая заслуга Мартоса состоит в том, что он языком классицизма сумел ярко выразить мужество и силу русских людей. Памятник А. С. Пушкину В 1859 году крестьянин Александр Опекушин выкупился на волю. Ему был 21 год. Помог ему владелец скульптурной мастерской-фабрики и первый его учитель, датчанин по происхождению, академик скульптуры Давид Иванович Иенсен. В летний день 1860 года собрались на ежегодный торжественный обед бывшие выпускники Царскосельского лицея и в связи с предстоящим вскоре празднованием 50-летнего юбилея сего весьма привилегированного учебного заведения решили ходатайствовать о сооружении памятника их лицейскому товарищу Александру Пушкину. Но на эту просьбу директора лицея Н. И. Миллера правительство Александра II посмотрело весьма скептически и разрешило лишь открыть повсеместно сбор средств по подписке на создание памятника. Власти же от этого дела устранились. В 1861 году по всем губернским учебным управлениям был разослан циркуляр Министерства народного просвещения, в коем было начертано: «Бывшие воспитанники всех курсов императорского Александровского лицея, уверенные в глубоком сочувствии соотечественников к памяти питомца сего заведения Александра Пушкина, обратились с просьбою о дозволении открыть повсеместно подписку для сооружения покойному нашему поэту памятника, достойного народной его славы. Государь император высочайше соизволил повелеть открытие подписки поручить Министерству внутренних дел, самый же памятник поставить в Царском Селе, в бывшем лицейском саду…» Далее в циркуляре сообщалось, каким порядком через уездные казначейства направлять деньги на сооружение памятника. То, что правительство устранилось от участия в создании памятника, сразу же сказалось на ходе всего этого предприятия. Крупные чиновники и приближённые царя отнеслись к сбору средств на памятник поэту с весьма небольшой охотой. С другой стороны, устранение от этого начинания царского двора, знати и всяких официальных лиц и ведомств сделало само сооружение памятника истинно народным предприятием, выражением признательности поэту и почитания его памяти самыми широкими слоями российского народа. Рубли и копейки мелких чиновников, учителей, крестьян, разночинцев, студентов и курсисток значили, в конце концов, больше, чем сотенные пожертвования знати. С конца 1860-х годов в связи с наметившимся общественно-политическим подъёмом подписка на памятник возобновилась с новой силой. На очередном традиционном лицейском обеде 1870 года вновь был поднят вопрос о сооружении памятника, и тогда же для ведения этого дела был избран новый комитет из воспитанников первых выпусков лицея, куда вошли барон М. А. Корф, адмирал Ф. Ф. Матюшкин, академик Я. К. Грот, его брат статс-секретарь К. К. Грот и другие — всего семь человек под председательством попечителя Лицея принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Уже к началу 1870-х годов было собрано около 60 тысяч рублей, и комитет счёл возможным в 1873 году объявить открытый конкурс на лучший проект памятника поэту. Между тем, не дожидаясь даже официального начала сбора средств, ещё в 1860 году художник Л. Бахман и скульптор Н. Лаврецкий выступили с первым проектом памятника. Он представлял собой скалу, на вершине которой стоял Пушкин. Перед ним слева находились две небольшие, почти детские фигуры, и он передавал стоящему впереди отроку своё перо. Другой юноша, олицетворявший русский народ, прижимал к груди книгу стихов поэта. Справа была муза, указывающая на лиру, и лавровый венок у ног поэта. Внизу, у подножия скалы, а также в небольшом углублении вроде грота, располагались ещё три фигуры, символизировавших сказку, лирику и историческую поэзию. Все эти аллегории скорее поверхностно иллюстрировали деятельность Пушкина, но не раскрывали ни его образа, ни существа его творчества. Проект не вызвал одобрения комиссии и энтузиазма публики. Поэтому перед конкурсом комитет обратился с воззванием об усилении сбора средств и основными пожеланиями по поводу особенностей будущего памятника. В нём говорилась, что следует приступить к сооружению памятника, отвечающего идеалу простоты и единства, которые «желательно было бы видеть осуществлёнными в памятнике поэту, отличавшемуся в своих произведениях именно этими чертами». Конкурс был объявлен и проводился в Петербурге. Однако комитет явно чувствовал, что вряд ли целесообразно возводить памятник народному поэту в саду Царскосельского лицея, далеко не часто и не всеми посещаемом, а на согласие царского двора установить этот памятник в Петербурге не приходилось рассчитывать. Эта официальная столица, уже украшенная к тому времени многими памятниками «царственных особ и знаменитых полководцев», как писал академик Я. Грот, указывая на то, что здесь вряд ли разрешат найти «достойное поэта достаточно открытое и почётное место». Несмотря на присутствие в комитете члена царской фамилии принца Ольденбургского, молчаливое неодобрение и сопротивление двора всей этой затеи явно чувствовалось. И тогда адмирал Ф. Матюшкин предложил установить его в Москве, где Александр Сергеевич родился и жил до 12-летнего возраста. Адмирал говорил, что «постановка памятника Пушкину в Москве, где беспрестанно толпятся, сменяясь, уроженцы всех стран России, особенно была способна придать ему значение вполне народного достояния». Это предложение было принято 20 марта 1871 года. Между тем ещё до избрания Москвы местом для памятника Пушкину и до объявления конкурса появились и другие проекты будущего памятника. В частности, горячо откликнулся на предложение увековечить память Пушкина скульптор Н. С. Пименов. Он изобразил Пушкина на высокой скале со сложенными на груди руками в позе, которая напоминает позу поэта на картине-портрете О. Кипренского. Несколько ниже статуи поэта летящий Гений держал в правой руке раскрытый свиток с текстом оды «Памятник», а в левой — венок. С противоположной стороны на скале была укреплена доска с названиями наиболее известных произведений поэта, украшенная лавровой гирляндой. У основания скалы стоял человек, вырубающий на скале надпись «Пушкину — Россия», причём черты его лица напоминали портрет самого скульптора. Чуть выше восседали ещё несколько фигур с атрибутами искусств в руках. С трёх сторон памятника должны были бить фонтаны. Как видим, и здесь аллегориям уделялось больше места, чем самому поэту. Когда вопрос об установлении памятника в Москве был в принципе решён, статс-секретарь К. К. Грот отправился в бывшую столицу и здесь советовался о выборе места для памятника с тогдашним городским головой, с писателем И. С. Аксаковым, историком М. П. Погодиным, литератором и издателем газеты «Московские ведомости» М. Н. Катковым и некоторыми другими литераторами, учёными и официальными лицами. Тогда же, в конце 1871 года, и было назначено на выбор два места для памятника — либо край Тверского бульвара против Страстного монастыря, либо «новообразованный в то время сквер при Страстном бульваре», т. е. перед зданием монастыря. Забегая вперёд, можно сказать, что Опекушин предпочитал второе из этих мест, поскольку здесь Пушкин стоял бы лицом к солнцу и лучше бы воспринимался. Он и проектировал памятник в расчёте на это место, надеясь, что удастся убелить в его преимуществе, несмотря на то что московским генерал-губернатором князем В. А. Долгоруким одобрен был первый участок — край Тверского бульвара. Это место было выбрано по настоянию московского духовенства, считавшего, что достоинство Страстного монастыря умалится, если впереди него и спиной к нему будет стоять памятник Пушкину. После решения о месте в середине 1872 года был объявлен 8-месячный конкурс на проект памятника. Сообщение об этом конкурсе взволновало Опекушина, с детства любившего стихи великого поэта. Опекушин выставил на конкурс две модели, отличавшиеся от других предложений не по существу, а лишь гораздо более тщательной и выразительной лепкой. В одной из них Пушкин с гораздо скрещёнными на груди руками в необычном, длинном одеянии стоял на четырёхгранной пирамиде, окружённый группами героев его произведений — «Бориса Годунова», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Полтавы». В другой модели поэт тоже стоял на усечённом пьедестале, напоминающем обелиск, по которому вились гирлянды, и примерно на половине его высоты была прикреплена фигура Музы. Выставка проектов, проходившая в зале Петербургского опекунского совета, наконец, закрылась. Жюри не сочло возможным ни одному из проектов присудить первую премию. Поощрительные же премии получили модели, авторами которых при вскрытии конвертов и расшифровке девизов оказались скульпторы А. Р. Бок, П. П. Забелло, Е. М. Ильенко, А. М. Опекушин и И. Н. Шредер. Было решено провести ещё один конкурс в следующем, 1874 году. Александр Опекушин вновь погрузился в работу. Снова — десятки рисунков и моделей. Но, как и на первом конкурсе, сам ваятель не мог остановиться на каком-либо одном решении. То ему представлялось, что лучше изобразить Пушкина идущим, ибо известно, что он очень любил ходить пешком и его нередко встречали в самых неожиданных местах города. То он изображал поэта, сидящего на скале, то ставил на простой постамент, со сложенными на груди руками. Ещё во время первого конкурса «Гражданин», выделив его модели, отмечал, что всё же, «к сожалению, им недостаёт одного — строгости стиля». Скульптор как-то не мог заставить свою богатую фантазию выбрать один основной замысел и разрабатывать его более углублённо и детально. Он вновь представил на конкурс четыре проекта под девизом «Скульптор». Мнения критиков о том, следует ли создавать памятник как однофигурную статую или же украсить ещё аллегорическими изображениями и сценами из произведений поэта, тоже были разноречивы. Всё жюри признало и премировало на равных основаниях (но не первой премией) лишь двух скульпторов — П. П. Забелло и А. М. Опекушина. Им надлежало теперь уже вступить в соревнования между собой и участвовать в третьем конкурсе. Совершенно неожиданно на третий конкурс представили свои модели И. Н. Шредер и М. М. Антокольский. Проект Шредера изображал многоступенчатый пьедестал, наверху которого в несколько подчёркнутой театральной, «вдохновенной» позе стоял Пушкин с гусиным пером в руке. На пьедестале были размещены и многочисленные герои поэм, стихотворений Пушкина, барельефы. У Антокольского на вершине скалы или утёса была установлена фундаментальная скамейка, на которой в спокойной и несколько задумчиво-грустной позе, наклонив голову, сидел Пушкин. К нему вели вырубленная в скале лестница, огороженная тонкими металлическими перилами. По ней в печальной процессии, держась или за перила, или за стену утёса, вереницей поднимался к поэту с добрый десяток его героев — старик рыбак, Борис Годунов, Русалка, Мазепа, Гринёв и т. д. Однако большинство художников и критиков отнеслись к этому проекту Антокольского отрицательно. К третьему конкурсу Опекушин готовился самозабвенно. Он значительно пересмотрел свои прежние установки, поняв, что они слишком шли в русле общих, характерных для тех лет воззрений скульпторов, которые стремились к дешёвой аллегории и иллюстративности, к «рассказу», а не показу. В русской культуре эта тенденция была ещё достаточно сильна. Опекушин нашёл в себе смелость от неё отказаться. Опекушин представил Комитету окончательную модель в масштабе половины будущей статуи и сделал в ней необходимые поправки по замечаниям членов комитета и комиссии. Несмотря на это, его обязали и натурную модель, с которой уже снимались формы для отливки, также показать представителям комитета. Александр Михайлович выполнил и это требование и даже вновь внёс некоторые улучшающие изменения в уже большую (4,40 м) модель, предназначенную для отправки на литейный завод. И лишь когда комитет договорился о заказе на изготовление бронзовой статуи с бронзолитейным петербургским заводом англичанина Кохуна, скульптор вздохнул более свободно. Но здесь подоспели новые заботы — следовало разработать вместе с архитектором Богомоловым бронзовые детали постамента, тумбы у его подножия, лавровые гирлянды, чугунные фонари, выбрать подходящего цвета гранит. Сам постамент решили делать из гранита двух цветов: тёмно-красного и тёмно-серого. В это время уже окончательно выяснилось, что духовные власти Страстного монастыря категорически возражают против постановки памятника на правой стороне Тверской спиной к монастырскому комплексу, хотя памятник здесь лучше бы освещался и фигура поэта, обращённая лицом к солнцу, приобретала более гордый и независимый вид — он как будто бы наклоном головы приветствовал дневное светило, а не склонил её под тяжестью собственных грустных дум. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. То, что памятник Пушкину — фактически народный памятник — после 20-летних проволочек был наконец создан и даже близок к открытию, вызвало определённый общественный подъём, особенно в среде разночинной интеллигенции. Вокруг памятника сооружались специальные деревянные помосты для депутации. «Окна домов, окружающих площадь, — писал Достоевский жене, — отдаются внаём по 50 рублей за окно. Кругом устраиваются деревянные эстрады для публики тоже за непомерную цену». Наконец, 5 июня 1880 года начались официальные торжества, длившиеся несколько дней. Но не только московскими торжествами было отмечено воздвижение памятника Пушкину. Это был национальный праздник. Почти все газеты написали о торжественном открытии памятника Пушкину в Москве.

Популярные темы сообщений

  • Животные
  • Жизнь и творчество Жуковского
    Василий Андреевич Жуковский родился в одном из сел Тульской губернии. Он приходился внебрачным сыном помещику А.И. Бунину. Вначале Василий получал образование в семье Буниных, после чего его отправили продолжать обучение в Тульском народном
  • Кофейное дерево
    Кофейное дерево – удивительное растение, благодаря которому мы каждый день можем пить кофе и бодриться. Помимо того, что оно растёт в природе, дерево можно также посадить у себя дома, и, если за ним хорошо ухаживать,

Кузьма Минин

О личности Минина известно немного, так, мы не знаем о его происхождении. Существует версия, что он был сыном солеварщика. Так же спорный вопрос об отчестве Кузьмы Минина. Различные версии бытовали и о роде его занятий. На данный момент признано, что Минин был посадским человеком Нижнего Новгорода.
Определение 1

Посадские люди («посажане») – в Русском государстве торгово-промышленное тягловое население городов.

Известно, что Кузьма Минин был женат на Тятьяне Семеновне, которая после смерти мужа приняла постриг под именем Таисии. У Минина была дочь София, также ставшая монахиней, и сын Нефед, умерший бездетным. Таким образом, род Мининых прекратил свое существование после смерти Нефеда Кузьмича.

Осенью $1611$ года в Нижний Новгород пришло воззвание от патриарха Гермогена. Для обсуждения был созван городской совет, в котором участвовало духовенство и главные люди города. В сентябре $1611$ года Кузьму Минина избрали земским старостой, поэтому он также участвовал в совете. Минин произнес убедительную речь, в которой призывал собирать силы и средства для похода на Москву и освобождения страны. Таким образом, Кузьма Минин составлял план сопротивления. Было сформировано ополчение, которое возглавил воевода Пожарский Д.М. Хозяйственные вопросы должен был решать Минин, он определил долю участия каждого в городе – третья часть имущества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа К. Минин и Д. Пожарский. Роль в истории 430 руб.
  • Реферат К. Минин и Д. Пожарский. Роль в истории 230 руб.
  • Контрольная работа К. Минин и Д. Пожарский. Роль в истории 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

После формирования ополчения Кузьма Минин прошел его путь целиком до Москвы. С воцарением Михаила Романова ему был пожалован чин думного дворянина и вотчина – село Богородское в Нижегородском уезде.

Кузьма Минин пользовался доверием царя Михаила, жил во дворце и принимал участие в заседаниях думы. После смерти Кузьмы Минина в $1616$ году право владения имуществом было передано его вдове и сыну.

Характеристика образов

Описание памятника Минину и Пожарскому говорит о том, что фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника. Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ – не только современников, но и будущие поколения – отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость.

Гордое лицо напоминает правильными выразительными чертами портреты героев античности. Но бородка и подстриженные «скобкой» волосы указывают на явно русское, простонародное происхождение героя. Рубаха его, с одной стороны, явно крестьянская косоворотка. В то же время она ассоциируется с греческим хитоном. Таким образом, описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.

Мощный торс, широкий шаг – всё пышет силой, энергией, вдохновением, уверенностью в правоте того дела, во имя которого герой поднялся на борьбу. Установлен же памятник Минину и Пожарскому, и второй персонаж композиции важен не меньше. Князь Дмитрий Михайлович ранен, но призыв Минина не оставляет его равнодушным. Пожарский приподнимается с ложа, одной рукой хватаясь за меч, второй опираясь на щит. Его жесты также энергичны, в руках чувствуется воля и решимость. А изображение Спаса на щите утверждает святость героизма защитников Москвы и России. Меч в скульптуре – не только оружие, но и символ воинской доблести, единства устремлений и помыслов персонажей, пробуждение сознания народа в час беды и военного лихолетья.

Введение

В конце 16 века на московское государство обрушилась череда тяжелых событий:

  1. Регулярные набеги крымских татар, что привело к тому, что в 1571 году Москва была захвачена и разграблена;
  2. Поражение в Левонской войне, которая длилась 25 лет с 1558 по 1583 г. Эта война истощила силы страны.
  3. Усилившийся разлад и деморализация в обществе, в результате политики Ивана Грозного и усилившейся опричины.

Следствием стал государственный кризис.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Первый барельеф

Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Мартос. Основание своего произведения он украсил двумя аллегорическими барельефами. Лицевой рассказывает о том, как Минин собирает пожертвования для народной армии. Автор изобразил скорбные и величавые фигуры женщин в кокошниках – крестьянок и боярышень, отдающих свои ценности на нужды войска. Их коленопреклоненные силуэты символизируют святость поступка. Усиливают впечатление фигуры мужские. Это отец, отдающий армии двоих сыновей. Такой сюжет ввёл не случайно Мартос. Памятник Минину и Пожарскому прославляет ещё один подвиг русского оружия – Отечественную войну 1812 года. В армии Кутузова сражался и погиб один из сыновей скульптора. Изображая сцену родительского благословения, автор памятника подчёркивает духовную связь и преемственность поколений, славные традиции подвига. Сверху лицевой барельеф украшен благодарственной надписью.

Второй барельеф

Второй барельеф скульптор памятника Минину и Пожарскому посвятил батальным сценам. Он изобразил эпизоды сражений войска русского во главе с князем, конь которого топчет копытами польских солдат. Те разбегаются в панике и оглядываются на мужественные, сосредоточенные и суровые лица ополченцев. Так показано освобождение Москвы. Этот барельеф, как и предыдущий, полон динамики, выразительности и жизненной достоверности. Но, подчёркивая народную основу подвига россиян, Мартос всё же на лицевую сторону помещает сцены сбора пожертвований.

Народные герои

Красная площадь, Кремль, куранты, Собор Василия Блаженного – главные достопримечательности столицы, её символы. Однако перечень их неполон без ещё одного важного сооружения. Описание памятника Минину и Пожарскому, с подробным объяснением того, что это за народные герои и чем прославились, входит во все туристические рекламные проспекты и путеводители по городу. Оно и понятно. Ведь величественная скульптурная композиция, отлитая из меди и латуни, уже почти два столетия возвышается вблизи Кремля. И уже невозможно представить себе сердце Москвы без героических её защитников, словно самой историей поставленных тут на века охранять мир и спокойствие граждан. А описание памятника Минину и Пожарскому будет непонятным без экскурса во времена, давно минувшие, в эпоху Смутного времени.

Князь Дмитрий Пожарский

Дмитрий Михайлович Пожарский родился $1$ ноября $1578$ года. Он происходил из княжеского рода, вышедшего из Стародубских князей.

Когда умер отец Михаил Федорович, семья переехала в Москву. В $1593$ году Дмитрий Пожарский поступил на дворцовую службу, при Борисе Годунове Пожарские несколько раз были в немилости. В $1602$ году их положение восстановилось, Дмитрий стал стольником, а его мать – боярыней при Ксении Годуновой, а затем при царице Марии.

После прихода к власти Лжедмитрия I Дмитрий Пожарский оставался в Москве. При сменившем самозванца Василии Шуйском Пожарский в $1608$ году был направлен на борьбу с Лжедмитрием II как полковой воевода.

Василий Шуйский вернул за хорошую службу Пожарскому старую вотчину в Суздальском уезде, отобранную в опричный период. В $1609$ году Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск Рязанского уезда. После свержения Шуйского благодаря стойкости Пожарского Зарайск отказался признавать и самозванца, и Владислава Вазу.

Пожарский примкнул к Рязанскому ополчению Ляпунова. Он участвовал в Московском восстании в марте $1611$ года, где был тяжело ранен. После ранения он вернулся в Нижегородский уезд.

Поправив здоровье, Дмитрий Пожарский возглавил вместе с Кузьмой Мининым Второе ополчение. По пути к Москве, Пожарский отправил родственника для освобождения Суздаля от поляков. Во время Ярославского стояния Дмитрий едва избежал гибели от наемников Заруцкого.

Пожарский участвовал в освобождении Москвы, а затем в коалиционном правительстве, занимавшемся организацией Земского собора для избрания нового царя.

На Земском соборе $1613$ года Дмитрий Пожарский получил сан боярина и обширные вотчины. Во время коронации Михаила Романова Дмитрий Пожарский держал державу.

При новом царе Пожарский вел активную государственную и военную деятельность. Он активно боролся в продолжавшейся войне с поляками, собирал налоги с торговых людей для содержания государства, а также вел переговоры с английским послом Дж. Мериком. В мирное время Пожарский руководил несколькими приказами.

История памятника

Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем – обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву – первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!

  • Рассказ про минеральные воды
  • Рассказ про микрорайон на английском с переводом
  • Рассказ про менеджера на английском
  • Рассказ про механическое движение
  • Рассказ про метель 3 класс