Рассказ про минералы для 2 класса

Кварц один из наиболее распространнных на земле минералов. общее содержание этого полезного ископаемого в земной коре около 12.

Кварц — один из наиболее распространённых на Земле минералов. Общее содержание этого полезного ископаемого в земной коре — около 12%. Его свойства изучаются в школе начиная с младших классов. Описание минерала кварца для детей 2 класса обязательно должно включать интересные факты, которые помогут учителю увлечь их своим предметом.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Как образуется, происхождение

Кварц известен людям с древнейших времён. Его легко обнаружить и добыть даже без применения специальной техники. Кроме того, он прочен и красив. Древние люди изготавливали из него не только украшения, но и орудия труда — топоры, ножи, отбойники.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Условия образования минерала различны. Он является породообразующим для большинства метаморфических и магматических пород. Может кристаллизоваться непосредственно из кислых магм. Встречается кварц и в составе осадочных пород: доломитов, известняков и пр. В них он имеет формы жеод (замкнутых полостей), конкреций (шаровидных минеральных агрегатов), прожилок и мелкокристаллических корок. В виде смесей и силикатов может сам входить в состав других минералов.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть стекло может состоять главным образом из этого минерала.

Состав, общие свойства

В переводе со средневерхненемецкого языка название кварц означает «твёрдый». Этот минерал представляет собой оксид кремния. Химическая формула кварца — SiO2 (оксид кремния). Температура плавления — около +1728 градусов. В разных источниках эти сведения могут отличаться, так как расплав минерала характеризуется повышенной вязкостью и в точности определить температуру сложно. Кварц — диэлектрик, то есть он не проводит или практически не проводит электрический ток. Плотность минерала — в пределах от 2,6 до 2,65 г/см³. Его твёрдость по 10-балльной шкале Мооса равна 7.

Кристаллы имеют характерное шестигранное псевдогексагональное призматическое строение. Они чаще всего бесцветны, но могут иметь белую окраску из-за большого количества трещин. Благодаря различным примесям, в том числе включениям других минералов (например, оксидов железа) могут приобретать и другие цвета.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Для кварца характерен полиморфизм, то есть при одной и той же химической формуле минерал может иметь различное строение кристаллической решётки. Благодаря её разной структуре в природе встречаются коэсит, тридимит, кристобалит.

Ещё одна полиморфная модификация, стишовит, была сначала получена искусственным путём при очень высоком давлении, а затем обнаружена в составе горных пород в Аризонском метеоритном кратере.

Для детей 2 класса описание минерала кварца должно быть более простым. Можно дать лишь его краткую характеристику, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Сведения о химической формуле и составе минерала для них ещё сложны, они изучаются в старших классах. В рамках курса «Окружающий мир» сообщение может включать, например, информацию о разновидностях полезного ископаемого. Этот минерал имеет много видов и внешне они довольно привлекательны. Поэтому у детей 7—8 лет такая информация вызывает большой интерес.

Разновидности, их разнообразие

Интересный факт: существует множество разновидностей кварца (более двух десятков), которые отличаются друг от друга прежде всего цветом. Так, этот минерал может выглядеть как бесцветные, прозрачные кристаллы (горный хрусталь), тёмный непрозрачный полудрагоценный камень коричневого или красно-коричневого цвета с белыми и чёрными или розоватыми и желтоватыми узорами соответственно (оникс).

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

И это далеко не все примеры. Дополнительный материал для детей 2 класса о свойствах камня кварца может включать краткие сведения о таких его разновидностях, как халцедон, цитрин, а также кошачий, тигровый и соколиный глаз. Названия последних видов вызывают живой интерес у учеников. В докладе могут содержаться сведения о том, что из многих разновидностей минерала делают ювелирные украшения. Дополнить информацию и сделать тему по-настоящему интересной для детей помогут тщательно подобранные иллюстрации.

Как и где добывают кварц

Это очень распространённый минерал, его месторождения не редкость. Залежи пока не обнаружены только в Антарктиде, но это лишь вопрос времени.

Однако далеко не все они имеют промышленное значение. На мировой рынок минерал в основном поставляют такие государства:

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • США.
  • Бразилия.
  • Австралия.
  • Шри-Ланка.
  • Мадагаскар.
  • Кроме того, многие страны являются признанными лидерами в добыче какой-то одной разновидности минерала. Так, в России на Южном Урале добывают самые качественные в мире авантюрины. Это разновидность кварца зеленоватого цвета без искр. Прекрасные кристаллы горного хрусталя добывают в Италии, Франции. Помимо австралийских и бразильских, востребованы у ювелиров и аметисты из Германии, Армении.

    Добыча кварца может вестись тремя способами, в зависимости от особенностей месторождения:

  • Взрывным. Это наименее эффективный способ, который к тому же вредит окружающей среде. В результате получают, как правило, кристаллы невысокого качества, в виде обломков, с трещинами и сколами. Однако этот метод по-прежнему актуален из-за его дешевизны.
  • Методом воздушной подушки. Он заключается в том, что порода раскалывается под действием высокого давления. Оно образуется путём нагнетания воздуха в специальную ёмкость, помещённую в скважину месторождения. При таком способе повреждения породы незначительны.
  • Метод камнереза. Самый щадящий, но и наиболее дорогостоящий. Предусматривает использование специальной техники, стоимость которой довольно высока.
  • Кроме того, кварц синтезируют искусственным путём.

    Применение минерала

    Он относится к широко распространенным полезным ископаемым. Искусственный и натуральный кварц применение находят в следующих сферах:

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • Оптика (в различных приборах).
  • Производство (керамическая, стекольная промышленность). Благодаря пьезоэлектрическим свойствам они также используются в радио- и телефонной аппаратуре. Применяются в генераторах ультразвука. Большое количество кварцевого сырья используется для производства огнеупорных материалов, а также кварцевого стекла, из которого изготавливают изделия, стойкие к колебаниям температуры. Это лабораторная посуда, изоляторы, тигли и т. д. Из кварцевого стекла производят оптические волокна.
  • Ювелирное дело. В сфере повышения в последние годы интереса к эзотерическим знаниям большую популярность приобрели амулеты с разными видами кварца, которые подбираются исходя из даты рождения человека и других параметров.
  • Искусственные кристаллы

    Искусственный кварц имеет ряд преимуществ перед природным: это и более высокая химическая чистота, и однородная структура, вызванная более равномерным распределением примесей. Кроме того, промышленным образом выращивают монокристаллы, в природе же распространены сдвойникованные. Монокристаллы более пригодны для использования в оптической и радиоэлектронной промышленности.

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

    Для ювелирного дела искусственные кристаллы кварца тоже удобнее, так как в процессе выращивания им можно придать практически любой цвет и насыщенность оттенка. Можно также вырастить кристаллы с задуманными плавными переходами одного цвета в другой. Интересно, что промышленным образом можно получить и такие цвета, которые в природе не встречаются или очень редки. Это синий, голубой и зелёный кварц. Для детей 2 класса эта информация тоже, несомненно, будет интересной.

    Интересные факты

    С элементарными сведениями о минералах ученики знакомятся уже в начальных классах. Учитель может сообщить на уроке следующие интересные сведения о кварце:

  • Минерал может по-разному реагировать на колебания температуры. Так, чёрный кварц, нагретый до +300 градусов, приобретает золотистый цвет, а до +400 — прозрачность.
  • Многим известно выражение «кварцевые часы». Для контроля за точностью хода в них используются кристаллы этого минерала. Часы с кварцевыми кристаллами считаются самым точными.
  • Линзы из кварца намного прочнее, чем стеклянные.
  • Эти интересные факты вполне доступны для понимания детям 2 класса. Использование таких сведений на уроке поможет оживить восприятие и будет способствовать лучшему усвоению материала.

    Предыдущая

    Окружающий мирРассказ про одуванчик — описание, характеристика и строение растения

    Следующая

    Окружающий мирСообщение о кедровке — описание, среда обитания и интересные факты о птице

    Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

    Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

    Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

    Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний

    — О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)

    — О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

    Валерия Н. и Артем Е.

    тест

    III. Самоопределение к деятельности

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу –

    Она понадобится сразу. (Глина.)

    — Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

    — Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

    — Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

    — А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

    IV. Работа по теме урока

    1. Начальные представления о горных породах.

    Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.

    Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.

    Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2

    Слайд 3

    Например, песок, глина, гранит.

    Другие, как топливо.  Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.

    Слайд 5.

    Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.

    Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.

    Слайд 6.

    Слайд 7.  Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.

    У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.

    Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.

    А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

    Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.

    Слайд 11. Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.

     Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.

    Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.

    Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

    Минералы — это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

    Слайд 13.  Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

    Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал  земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

    Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.

    Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.

    Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.

    Слайд 18. Геологи называют ее галит.

     Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.

    Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.

    Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.

    Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.

    Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.

    Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.

    Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.


    3. Практическая работа.

    — Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

    — Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

    — Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

    — Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

    — Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

    — Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

    — Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

    — Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

    — Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

    V. Домашнее задание.

    —  Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .


    VI. Рефлексия учебной деятельности.

    — Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

    — Что нового и интересного узнали?

    — А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

    — Из чего состоит гранит?

    — Чем отличаются горные породы от минералов?

    — Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

    — Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

    Вот так книга!

    Горные породы, минералы и окаменелости. Учимся различать камни и узнавать их в природе

    14 июля 2021
    12 520 просмотров


    Мария Курамина

    Мария Курамина

    Прямо у нас под ногами — сокровища. Пусть они и выглядят как обычные камни, но могут рассказать много всего. Откуда они берутся? Почему одни твёрдые, а другие — мягкие, одни невероятно красивые, а другие — совсем невзрачные? Скоро в МИФе выйдет книга «Что за камень?», в ней вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы о камнях. А в этой статье расскажем о том, как узнать и различить некоторые минералы, горные породы и окаменелости.

    Горные породы

    Наша планета — это каменный шар. Верхняя часть ее внешней оболочки — земной коры — сложена осадочными горными породами. Они образовались из осевших на дно древних морей раковин водных обитателей или из мельчайших обломков гор, унесенных водой, ветром, ледниками. Нижняя часть земной коры — граниты, то есть затвердевшая магма. Метаморфические горные породы образуются в нижней части земной коры или в мантии из осадочных и магматических пород, на которые действуют огромное давление и высокая температура.

    Мрамор

    Мрамор — красивая метаморфическая порода. Этот изысканный камень, образовавшийся на большой глубине из карбонатных пород, бывает самых разных оттенков. Высокие температура и давление в недрах земли заставляют известняк и доломит менять свою структуру. Получившиеся кристаллы образуют всем хорошо известную зернистую породу — мрамор.

    Мрамор состоит из сросшихся зерен кальцита неправильной формы. Именно они заставляют поверхность отполированного камня блестеть. Эта поверхность отнюдь не зеркальная: отраженный свет рассеивается, придавая мрамору мягкое сияние.

    Самый распространенный оттенок мрамора — белый, но кроме него существует более трех тысяч разновидностей, включая зеленый, голубой, черный и даже золотой!
    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Известняк

    Чаще всего известняк палево-серый, но может быть белоснежным и даже темно-серым. Существует множество разновидностей известняка, но все они состоят из кальцита, поэтому под воздействием соляной кислоты вскипают. Органогенный известняк сложен карбонатными остатками животных и растений. В нем часто встречаются окаменелости.
    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Песчаник

    Слово «песчаник» навевает мысли о пляже, пустынных дюнах и летнем солнце. Как можно догадаться по названию, эта порода состоит из песка. Песчаник — одна из самых распространенных осадочных пород на земле. Она состоит из кварцевых песчинок, сцементированных глиной, карбонатом или кремнеземом. Песчаник бывает самых разных оттенков: от зеленоватого до шоколадного, но чаще всего он желтый или рыжевато-коричневый.
    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Минералы

    Любая горная порода сложена минералами или сцементированными обломками других горных пород. Минерал — это однородное по составу и свойствам природное тело, состоящее из кристаллов. Хотя минералы — природные образования, это не живые существа. Они появляются и растут как жидкости, а затем превращаются в твердые тела с особыми свойствами. Каждый минерал состоит из определенных веществ, имеет свой цвет, строение и форму.

    Малахит

    Этот блестящий изумрудно-зеленый минерал в древности был главной медной рудой. Четко выраженные кристаллы малахита встречаются редко, к тому же эти столбики, пластинки и иголки довольно мелкие. Гораздо чаще можно увидеть округлые агрегаты в виде тонких волокон и почек, дающие на полированном срезе причудливые разводы.
    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Алмаз

    Блеск обработанного алмаза ни с чем не спутаешь! Этот минерал образуется глубоко под землей, когда атомы углерода в кристаллической решетке располагаются так, что между ними устанавливается максимально прочная связь. Алмаз — самый твердый минерал на земле: алмазный бур может просверлить любую горную породу!
    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Кварц

    Кварц — как и песок — встречается всюду! Он входит в состав большинства магматических горных пород. Особенно много его в породах, богатых кремнием:

    в граните, пегматите и риолите. Благодаря своей твердости кварц успешно противостоит выветриванию. Ветер и вода разрушают большинство минералов, но зерна кварца уносят с собой. Кварцевые песчинки накапливаются в руслах рек и по их берегам, на дне озер и морей.
    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Окаменелости

    В земной коре скрыты бесчисленные сокровища. Это не только драгоценные камни, вроде алмазов и изумрудов, но и окаменевшие за миллионы лет остатки растений и животных. Некоторые из них были похожи на современные виды, но большинство древних организмов вымерли: их больше не встретишь на земле.

    Типы окаменелостей

    Эуфоссилии — это превратившиеся в камень остатки живого существа, замещенные минералами. Окаменеть могут не только растения и животные, но и следы их жизнедеятельности. Среди них отпечатки лап динозавров (ихнофоссилии) и экскременты (копрофоссилии). Когда организм разлагается полностью, но вмещающие породы сохраняют его форму, образуется слепок. Если на поверхности породы отпечатывается только одна сторона организма, такую окаменелость называют отпечатком. Отпечатки часто остаются от кожи животных и листьев растений.

    Рассказ про минералы для 2 класса
    Источник

    Как образуются окаменелости

    1. Живое существо погибает, его тело оказывается на поверхности земли или на дне водоема.
    2. Если его быстро покроет толстый слой отложений, тело может окаменеть. Если же оно останется на поверхности, то сгниет, или его съедят падальщики, или уничтожат приливы, дожди, ветра.
    3. Отложения уплотняются, из них отжимается вода. Органическое вещество тела животного замещается минералами.
    4. Благодаря движениям земной коры и разрушению горных пород такое минеральное образование может оказаться на поверхности.
    5. Если кто-то его найдет, оно будет считаться окаменелостью.

    Больше интересного ищите в книге «Что за камень?»

    Подписка на выход книги

    Мы напишем вам, когда книга «Что за камень?» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

    Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Что за камень?» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

    Обложка: unsplash.com

    000

    Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель

    наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

    Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

    Самоцветы

    Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

    Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

    Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

    Бирюза

    Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

    Малахит. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

    Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

    Янтарь. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

    Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

    Коралл. Атлас-определитель камней и минералов 

    Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

    Жемчуг. Атлас-определитель камней и минералов 

    Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

    Другие минералы и горные породы

    Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

    Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

    Каменная соль. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

    Полевой шпат. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

    Кварц. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

    Слюда. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

    Песчаник. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

    Кремень. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

    Пемза

    Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

    Гранит. Атлас-определитель камней и минералов для детей

    Известняк — Мел — Мрамор

    Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

    Известняк

    Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

    Мел

    Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

    Мрамор

    Мрамор

    Торф —  Бурый уголь  —  Каменный уголь —  Антрацит.

    Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

    Торф

    Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

    Бурый уголь

    А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

    Каменный уголь

    Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

    Антрацит

    Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

    Железная руда

    Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

    Нефть

    Добрый день, участники и читатели Клуба почемучек. Помните, вчера я показывала нашу коллекцию камней? Она нам пригодилась не только для урока окружающего мира в школе, но и для ответа на вопрос, который прислали мне мама Светлана и ее доченька 5,5 лет: «Почему камни разноцветные?»

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы познакомимся с самыми основами науки геологии. Название «геология» произошло от двух латинских слов «гео» — «земля» и «логия» — «наука». То есть, ученые-геологи, которые занимаются геологией, изучают все, что связано со строением нашей Земли: что находится в ее недрах, из чего она состоит и какие процессы происходят в ее глубинах. Мы уже как-то в Клубе почемучек выясняли, как устроена наша планета. А узнали об этом геологи, в основном, изучая камни. Вот и мы сегодня, как настоящие геологи, будем изучать камни, чтобы ответить на вопрос, почему они разные. В моем ответе я намеренно использовала много «научных» слов, это мой метод знакомить ребенка с понятиями. Если вам это кажется слишком «заумным», просто пропускайте термины — от этого ничего не измениться ;)

    занятие для детей по геологии
    Инструменты юного геолога

    Сначала подумаем, что такое камни? Думаю, если вы спросите своего малыша, он ответит вам, что камни — это кусочки гор. И будет прав. Так и есть, камни — это куски горных пород, любые твердые ископаемые, кроме чистых металлов и песка. Из горных пород состоит вся твердая оболочка нашей планеты — литосфера. А сами горные породы состоят из минералов — простых веществ с определенными физическими свойствами и химической формулой, которые являются как бы «кирпичиками», создающими разные горные породы. Есть такие горные породы, которые состоят только из одного минерала — их называют мономинеральными (приставка «моно» значит «один-единственный»). Например мрамор состоит только из минерала кальцита. А есть составные горные породы, которые сложены несколькими минералами — полиминеральными (приставка «поли-» значит «много»). Например, гранит состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюды.

    Всего на Земле известно всего около 40 породообразующих минералов — то есть минералов, из разных комбинаций которых состоят все на свете камни. Меня этот факт ужасно удивил: мне казалось, что их должно быть очень много — сотни и тысячи, ведь всего на нашей планете есть около 4 тыс. различных горных пород.

    Мы можем предположить, что разница в цвете и других физических свойствах камней определяется их составом. Но стоит лишь посмотреть на два камня: алмаз и графит. Они так не похожи друг на друга! Один твердый, гладкий, белый полупрозрачный, второй — черный, ломкий, совершенно непрозрачный. Один оставляет на окружающих предметах царапины. Второй — черную черту. А ведь оба они состоят из одного и того же вещества — углерода!

    Задание 1. Чем алмаз отличается от графита?

    Покажите ребенку пример этих двух камней. Алмаз можно найти в виде бриллианта в украшениях: серьгах или колечках. А графит — это кусочек стержня простого карандаша. Рассмотрите их через лупу или микроскоп (как быстро сделать  микроскоп из мобильного телефона, я писала ЗДЕСЬ).

    Предложите малышу самому определить, чем отличаются эти два образца и сделать вывод.

    сравниваем алмаз и графит
    Алмазы в кольце и графитовый стержень карандаша
    стержень карандаша под микроскопом
    Кончик карандаша под микроскопом

    бриллиант под микроскопом
    Бриллианты под микроскопом

    Значит, кроме состава, какой-то еще фактор влияет на свойства камней. И ученые-геологи выяснили, что этот фактор — происхождение конкретной горной породы. Алмаз образовывался из углерода при одних условиях, а графит — в других. Поэтому они разные, хотя состоят из одного и того же вещества.

    Каким же именно образом могут образовываться горные породы? Есть всего несколько способов — три основных мы разберем, а остальные, спорные, пока трогать не будем ;)

    Итак, горные породы бывают магматического происхождения. То есть, они образовались из магмы и лавы при извержении древних вулканов. Когда магма застывала, получался твердый камень. Свойства таких камней зависят от состава первоначальной магмы и скорости и условиях ее остывания. 

    Примеры магматических горных пород: базальт и гранит. Оба эти экземпляра есть в нашей коллекции, и я думаю, что и другим юным геологам не составит труда найти их на улице.

    Горные породы бывают осадочного происхождения. То есть, они образовывались в результате того, что какие-то вещества осаждались и скапливались в больших количествах где-нибудь на дне древних океанов и спрессовывались в прочные конгломераты. 

    Пример осадочных горных пород: известняки (образовавшиеся из раковин древних моллюсков). В том числе и знакомый всем нам мел. Можете смело отправлять его в коллекцию камней, хотя он сейчас и делается искусственно, а не является непосредственно горной породой.

    И еще один вид происхождения горных пород — метаморфическое (от латинского слова «метаморфизм»  -«изменение»). Как понятно из названия, эти породы произошли в результате изменения первоначальных горных пород. Произойти это могло под влиянием высоких температур или высокого давления, которое превратило одни камни в другие. 

    Например, тот же известный нам известняк из-за действия высоких температур и давления, превращается в мрамор —  камень, совсем на известняк непохожий. 

    Задание 2. Чем мрамор отличается от мела?

    Если у вас есть возможность, покажите ребенку оба эти камня. Мрамор можно найти в качестве каких-то декоративных изделий, мраморных плит на памятниках, лестницах, колоннах. А известняк можно взять хотя бы в виде мела. Пусть малыш сравнит их — на ощупь оценит их гладкость, твердость. Выскажет предположение об их ломкости и способности оставлять следы на других предметах. А потом сделает выводы, похожи ли они.

    мел, известняк и мраморизированный известняк
    Сравниваем мел, известняк и мраморизированный известняк

    Мраморизированный известняк под микроскопом
    Мраморизированный известняк под микроскопом

    известняк под микроскопом
    Обычный известняк под микроскопом — отлично виден нуммулит

    Теперь, я думаю, будет понятно, почему камни разные :) Геологи даже придумали классификацию камней по их свойствам, чтобы было легче описывать их. Они выделяют такие основные свойства горных пород:

    • Цвет
    • Блеск
    • Твердость и хрупкость (оставляет ли на них следы другие камни или металл, легко ли их разбить)
    • Текстура (гладкость, зернистость, шероховатость)
    • Излом (как выглядит скол камня)
    • Наличие включений (кристаллов других минералов и т.п.)
    • Способность оставлять следы на бумаге или других предметах (черта)
    • Прочие особенности (проводит ли ток, имеет ли магнитные свойства, где используется и т.п.)

    ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ЮНЫХ ГЕОЛОГОВ. 

    Изучаем свойства горных пород.

    Предлагаю вам с ребенком поставить опыты над несколькими различными горными породами. Для этого вам понадобится на ближайшей прогулке найти несколько экземпляров разных по составу и происхождению камней.

    А еще молоток, гвоздь, лист бумаги и лупа.

    Опыт 1. Определяем цвет, блеск  и текстуру камня.

    Для этого вам понадобится только камни и лупа. Внимательно разглядите камень, отметьте его особенности: из чего он состоит, какой он на вид и на ощупь.

    опыты для детей по геологии
    Изучаем внешний вид камней

    Опыт 2. Определяем твердость камня

    Для этого надо взять гвоздь и провести им по камню, стараясь оставить царапину. По следу, который оставит гвоздь на камне, можно судить о его твердости.

    изучаем свойства камней
    Проверка твердость камня

    Опыт 3. Определяем как  выглядит излом камня и ищем в нем наличие примесей.

    Самое интересное в природных камнях скрывается внутри. Излом камня выглядит гораздо ярче его поверхности, рисунок четче, а все кристаллы и жилки примесей видны как на ладони. Поэтому возьмите молоток и расколите образец. Сам характер того, какие осколки получатся у вас (неровный, раковистый, гладкий,  будут ли у них острорежущие края и т.д.), многое говорит о свойствах камня. 

    опыты для детей по геологии
    Этот камень на изломе дает красивый цвет, края скола острые. Из такого первобытные люди
    вполне могли изготавливать свои каменные орудия: ножи и наконечники стрел.

    Опыт 4. Определяем, какой след оставляет камень.

    Возьмите лист белой бумаги и проведите по нему вашим камешком. Посмотрите, какую черту он за собой оставляет. По характеру и цвету этой черты тоже можно классифицировать горные породы.

    опыты для детей по геологии
    Глина оставляет на бумаге серую черту, состоящую из мельчайших крошечек этой горной породы..

    Результаты ваших опытов заносите в таблицу. По ней вам потом будет легко делать сравнительные описания, чем один камень отличается от другого. 

    Вот результат нашего с Катей исследования свойств камней.

    занятие для детей по геологии "Что у нас под ногами"
    Таблица характеристик некоторых образцов камней из нашей коллекции

    А напоследок расскажите ребенку, для чего нам нужны и важны камни. Где они применяются и какую пользу приносят. Мы с Катей насчитали 8 видов пользы от камней и минералов: их используют в строительстве, из них делают поделки и памятники, изготавливают бытовые предметы (например, вазы или посуду из глины), их используют как украшения, они нужны в нашем организме (хотя и в микроскопических дозах), из них делают краски, из них изготавливают инструменты (например, алмазные сверла), их используют в приборах (рубины в часах). Может, вы сможете вспомнить больше? Пишите в комментариях, будет интересно сравнить!

    детские поделки из камней
    Детские поделки из камней

    Удачных вам экспериментов и веселого творчества!

    На следующей неделе я буду отвечать на вопрос мамы Риты и ее дочки Ани «Как деревья взламывают асфальт?»

    А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

    Для этого надо:

    1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу «Клуба почемучек»), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.

    2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой «Клуб почемучек».  

    Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.

    После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски «Клуба почемучек» и сообщения о розыгрышах призов.


    Архив прошлых выпусков «Клуба почемучек» можно посмотреть ЗДЕСЬ.

    Материалы по теме:

    Минералы мира http://all-minerals.ru

    Мир минералов http://mirmineralov.ru

    Минералы и горные породы России http://www.ecosystema.ru/08nature/min

  • Рассказ про мифических существ на английском
  • Рассказ про микроскоп 5 класс
  • Рассказ про мельницу сампо
  • Рассказ про медведя на английском языке с переводом 3 класс
  • Рассказ про медведицу и медвежонка на реке амур