Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

16 0 написать сообщение - это не научная конференция, не реферат и даже не доклад. поэтому, для сообщения мир камней

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



16



0

Написать сообщение — это не научная конференция, не реферат и даже не доклад.

Поэтому, для сообщения «Мир камней» нужно всего несколько предложений:

1.Что за камень берем для сообщения?

2.Его происхождение, применение?

3.Почему именно этот камень взяли для сообщения?

<hr />

Нужно прислушаться к требованию учителя, где и в каком формате нужно сделать сообщение: печатный вариант должен быть, либо рукописный в тетради.

Я своего ребенка спрашивала, по какому конкретно камню он хочет узнать больше информации, о чем будет готовить сообщение.

Для помощи можно взять книги или сведения из интернета.

Очень красиво, если будет наглядность, картинка , изображение выбранного камня.

Если хорошо получаются рисунки, можно нарисовать. Обязательно подписываем сообщение, кто работал, то есть фамилию и класс.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



6



0

Обычно доклад пишется минут на 5, много писать не стоит. В докладе указать только то, что понятно ученику 2 класса.

Доклад (сообщение) на тему «Мир камней», 2 класс, окружающий мир:

Камень — это часть природы, окружающей нас. Многие не задумываются о многообразии камней, а их на самом деле очень много. Они различаются по форме, по составу и даже по классифицируются на несколько групп.

В природе встречаются драгоценные камни (алмаз, рубин, гранат) их еще называют самоцветы.

Вторая группа камней — это поделочные или цветные камни. К ним относят нефрит, гипс.

Еще одна группа камней — драгоценные органогенные камни, к ним относится янтарь и жемчуг.

Камнями украшают драгоценности, из них делают статую, камни применяют в бытовых нуждах человека.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



5



0

Чтобы написать сообщение (доклад, презентацию) о камнях, необходимо дать о них понятие, рассказать, чем ценны, могут ли быть ценными камни, какие бывают камни?

Еще показать собственное отношение к ним.

Может быть, кто-то собирает или коллеционируют. Есть очень красивые камни в природе, которые можно найти просто так, а есть месторождения с полудрагоценными, драгоценными породами. Сказать, что из некоторых делают изделия, типа малахитовых фигурок. Рассказать о том, что камни неодушевленные.

Камни представляли ценность еще с древних времен: из них делали оружие, всевозможные вещи из обихода.

Кремень не так давно служил источником, чтобы получит огонь, высекая искру.

Каменный уголь необходим был, чтобы отапливать дома, когда еще для этого не использовали газ. Сейчас уголь тоже применяют в быту, промышленности. Например, для камина, для того, чтобы на огне зажарить пищу на природе.

Кроме малахита, используют янтарь, яшму (особенно в период правления Екатерины II). Из янтаря мастера своими руками творят необыкновенной красоты изделия!

Мне нравятся красивые камни. Хотельсь бы иметь небольшой отломок сталактита или сталагмита из пещеры, а также, небольшой отломок рифа, всевозможные самоцветы.

сообщение о камнях для детей 2 класс

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



3



0

Подготовим сообщение о камнях для 2 класса по плану:

  1. Общие сведения о камнях;
  2. Происхождение камней;
  3. Свойства камней.

<hr />

Сообщения о камнях для 2 класса по предмету окружающий мир:

Общие сведения.

Камни являются частью неживой природы. Поэтому, как и вся неживая природа, камни холодные и у них нет собственной температуры. Но они могут нагреваться на солнце или остывать когда солнца нет. Камни бывают двух типов: минералы и горные породы и все они очень твердые.

Происхождение камней.

У камней бывает различное происхождение, то есть они появляются в природе по-разному. Одни камни образуются благодаря остывшей лаве вулканов, такое происхождение называется магматическим. Эти горные породы обычно бывают очень твердыми, их сложно расколоть. Примером магматического происхождения может послужить очень прочный и твердый камень обсидиан или алмаз. Второй является самым твердым веществом, которое существует на нашей планете. Есть камни осадочного происхождения, к ним относиться песчаник. Камни такого происхождения непрочные, их легче разрушить.

Свойства камней.

Камни имеют совершенно разные свойства, одно из них это твердость. Так же к свойствам относиться вес камня, быстрота нагрева и продолжительность удерживания тепла. Насколько камень порист или насколько устойчив к морозам. Мягкие камни при низкой температуре могут треснуть. Белый мрамор, например, остается холодным даже в жаркую погоду, а морская галька нагревается очень быстро.

RfyhIfWKwo7i3tJifqIPQan0vXEASuEF.png

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



2



0

Для начала составьте план, а потом уже отталкивайтесь от него. За основу можно взять следующие цели и задачи:

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Раскройте понятие камня, расскажите вкратце об их истории.

Расскажите об их разнообразии. Можно приложить несколько фото, например, фото камней на земле, а также у воды.

Подробно расскажите о том, как использует камни человек.

Так, он их использует в строительстве (домов, дорог), изготавливает из них украшения и предметы декоративного искусства.

Можете также собрать свою «коллекцию» камней: расскажите о тех камнях, которые вам больше всего нравятся. А может быть, у вас есть настоящая коллекция, тогда расскажите и о ней, приложите фото.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



2



0

Сначала определяемся с планом сообщения.

  1. Что такое камень?
  2. История возникновения камня.
  3. Разновидность камней.
  4. Камни вокруг нас.

Камень относится к природному материалу, который используется во многих областях промышленности. Бывают камни разноцветные или в полосочку, с разводами и с жилками, они всегда отличаются не только размером, но и своим составом, весом и твердостью. Из камней состоит окружающий нас мир неживой природы, например, нефрит, сапфир и агат это полудрагоценные камни, минералы.

2.История камня начинается с далёких эпох существования человека. Как подтверждает геология, то камень существовал ещё до появления человека, и ему столько же лет, сколько Земле. Из камня состоит верхняя часть земной коры, он активно принимал участие в геологической истории Земли. В зависимости от условий образования, горные породы, формирующие рельеф земной поверхности, бывают трёх групп: первичные, то есть изверженные, вторичные или осадочные, видоизмененные. (преобразованные или метаморфические).

Камень это как свидетель изменений земной поверхности, проявляющихся в виде извержений вулканов и землетрясений. С появлением человека у камня началась новая история, так как человек стал обрабатывать его, добывать и применять в разных сферах своей жизнедеятельности. Каждый камень особенный, имеет своё имя, свои свойства, свой внешний вид.

3.Камень это строительный материал, долговечность строительства зависит от вида камня. Сегодня существует 3500 видов камней, но лишь несколько десятков существуют на поверхности земли.

Натуральный камень это горные породы, используемые в строительстве, например, оникс, сланец, мрамор, гранит, известняк.

Природный камень морозоустойчив, износостоек, благодаря своей красоте, прочности используется в украшении храмов или обычных построек, а также активно используется в интерьере, например, как мраморные или гранитные обои.

Драгоценные и полудрагоценные камни это минералы, очень красивые внешне, используют для производства ювелирных изделий, а многие люди их коллекционируют.

Изучает драгоценные камни как минералы, занимается их поиском, распознает их — геммология (раздел минералогии).Совреме­<wbr />нное существование нельзя представить без камня.

4.Каждый день мы сталкиваемся с обычной солью, употребляя её в пищу. Этот минерал называют галит (является единственным минералом, который можно употреблять в пищу). А каменный уголь дарит нам не только тепло и энергию, но и лекарственные и ароматические вещества, игрушки, шины для машин, лаки, краски. Гранит состоит из сверкающего кварца, слюды и полевого шпата,

прекрасный строительный материал.

Из глины делают посуду, используют в медицине, в косметологии.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



2



0

Сообщение это должно быть не громоздким потому что все таки оно для второклассника и ребенок в обилии информации просто может растеряться. Потом сообщение должно быть не хаотичным, его лучше всего сделать по плану. Можно сделать такой доклад в виде презентации чтобы все рассказывать и показывать визуально.

Начать стоит с того чтобы рассказать, что вообще из себя представляет камень.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Далее даем классификацию камней. Разделим камни на три группы например.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

После того как рассказали про классификацию можно уже дать по каждой группе информацию о некоторых камнях в качестве примера.

Допустим алмаз относится к первой группе, расскажем о его происхождении, свойствах, как добывают, способах огранки и т.д.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Ко второй группе уже горный хрусталь относится или кварц.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

К третьей жемчуг.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

В конце делаем из своего доклада обязательно вывод.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



1



0

Вполне очень интересное задание к уроку окружающий мир. Насколько мне помниться мы все любили в детстве собирать камни после дождя или на море. Так вот, есть ещё и много драгоценных камней, с этим вопросом вам помогут родители, ответят на какие-то интересующие вас вопросы. Ну, а я предлагаю вам образец уже готового сообщения о камнях, подготовленный в виде презентации и проекта. В котором будет небольшой рассказ, и соответственно зрительный иллюстрированный ряд, который вы будете показывать на уроке, когда будете рассказывать о камнях. Чтобы передать своё отношение к миру камней, для этого необходимо о них немного узнать, какие к примеру есть камни, малахит, кварц, гранит, янтарь и многое другое. Данное задание по окружающему миру на странице 34. Камни бывают твёрдые, речные, простые булыжники и самоцветы. Ниже предлагаю вам шаблоны по написанию данного сообщения о своём отношении и презентацию ведущую в мир камней.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

И вывод про камни, вы можете написать свой. Я вам предлагаю такой вариант.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



1



0

Сообщение на тему «Мир камней»

Камни — это природный материал, твердые горные породы. Мир камней очень разнообразный. Камни имеют различное происхождение, например, осадочное, магматическое, метаморфическое.

Наиболее часто встречаюшиеся камни на планете: гранит, мрамор, песчаник, известняк, порфир, доломит и другие.

Издавна камень используют как строительный материал.

Есть группа камней, которые принято называть драгоценными. Они редкие, но очень красивые. Из них изготавливают драгоценности. К таким камням относят алмазы, рубины, сапфиры, топазы, аметисты и другие.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир



1



0

Сообщение на тему «Мир камней» для 2 класса.

Камни можно найти везде. Они есть на всех материках во всех природных зонах. Камней много в горах, но они есть в лесах и на полях, на дне рек, морей и океанов.

Камни бывают самыми разными. Одни крупные, другие мелкие. Например песок — это тоже горная порода, просто состоящая из очень крошечных камней — песчинок.

Камни бывают разной формы. Округлые, с острыми гранями, причудливой формы, с дырочкой посередине. Такой камень с дырочкой называется куриным богом и многие верят, что он приносит удачу. У меня в коллекции есть несколько камней с дырочками.

Есть камни разных цветов. Обычные серые, светлые, темные. А есть красные, зеленые, в крапинку. Есть камни драгоценные, которые называют самоцветами.

Человек очень давно научился использовать камни и не только для коллекций. Камни под названием кремни он использовал чтобы разжечь костер. Камень под названием графит научился вставлять в карандаши. Из мрамора и гранита он строит величественные здания, а дома попроще делает из кирпичей, которые изготавливает из глины. Из песка человек научился получать стекло, а алмаз используют не только для украшений, но и как режущий материал.

Камни — это часть природы. Они не живые, но очень красивые. И поэтому даже камни заслуживают того, чтобы ими любовались, и чтобы их защищали. Из камней даже делают особые сады — сады камней.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Во втором классе по окружающему миру проходят не просто всех бабочек — это довольно обширная тема, а знакомятся с некоторыми представителями этого отряда, теми, которые раньше других просыпаются, появляются весной.

Поэтому доклад действительно лучше сделать именно по этим, самым первым, весенним бабочкам.

План доклада:

  1. Бабочки — кто они?
  2. Какие бабочки появляются ранней весной
  3. Откуда они берутся?
  4. Как отличить крапивницу от крушинницы?
  5. Как отличит Траурницу от Павлиньего глаза
  6. Чем они занимаются весной?

<hr />

И конечно приведем пример доклада «Первые весенние бабочки»

Бабочки — это летающие насекомые, которые объединены в отряд Чешуекрылых, потому что крылья всех бабочке покрыты маленькими разноцветными чешуйками, которые складываются иногда в причудливые узоры.

Бабочки летают все лето и осень, но особую радость они приносят нам весной, когда мы устав от белизны снега вдруг замечаем яркое, порхающее пятнышко. Это первая бабочка — крапивница, а может быть крушинница.

Крапивница — яркая бабочка с разноцветными пятнами на крыльях — коричневыми, черными, рыжими, красными. А вот крушинница — желтого цвета, поэтому зовут ее лимонницей.

Также весной появляются такие бабочки как Траурница и Павлиний глаз — представители одного семейства, но раскрашенные по разному. Траурница вся черная или темно-шоколадная, и лишь по краям крыльев идет светлая траурная лента. Павлиний газ на каждом крыле имеет по рисунку глаза, очень яркого и большого.

Весной бабочки появляются не совсем обычным способом, не из куколок, как летом. Они остаются осени, они зимуют где-то на чердаках, в дуплах, под камнями, и как только их пригревают лучи весеннего солнца, эти бабочки оттаивают и вылетают.

Они не ищут нектар, которого еще нет, они хотят только отложить кладку яиц, и ищут для этого особые деревья, листья которых потом будут кушать гусеницы. Например крапивница и Павлиний глаз предпочитают крапивницу. Крушинница — конечно крушину, а вот Траурница любит самые разные лиственные деревья, от ивы, до тополя.

Первые весенние бабочки, 2 класс

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

В наших реках и прудах с пресной водой нередко можно поймать такую рыбу, как карась. Они бывают разные — золотые и серебряные. А еще в аквариумах часто живет золотая рыбка, это тоже карась. Караси живут долго, больше десяти лет, они могут вырасти большими — на 2-5 кг и даже больше. Но чаще всего мы ловим маленьких карасей с ладошку величиной.

Чешуя у карася крупна, отливает золотыми и серебряными оттенками. На вид карась кажется совсем безобидным, но в его плавниках есть колючие лучи, которыми можно пораниться. Чаще карасей можно встретить в стоячей воде озер, эта рыбы ест водоросли, а в иле на дне карась находит всякую мелкую живность.

Это очень вкусная рыба, поэтому у нее много врагов. Чтобы спастись от них карась часто зарывается в ил, чтобы его не нашли и не поймали. Размножаются караси икрой, из которой выводятся мальки, но их часто поедают лягушки и жуки, плавающие в воде.

Карась — желанная добыча любого рыбака, но его нелегко изловить, поэтому рыбаки придумывают разные хитрые приманки для ловли карасей.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

К учебнику по окружающему миру за 2 класс по программе «Школа России» имеется рабочая тетрадь в двух частях и тесты для самопроверки учащихся. Авторы тестов указаны А.А. Плешаков, Н.Н. Гага, З.Д. Назарова, которые намного меньше по формату, чем в первом классе.

Итак, сами тесты:

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

В задании 4 нужно указать, сколько народов проживает в России. Ребенок указал, вариант А, ориентируясь на учебник по окружающему миру того же автора, хотя в ответах правильным указан вариант Б.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

А вот и прилагаемые ответы к тестам Плешакова.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Продолжение тестов А.А. Плешакова, Н.Н. Гаги, З.Д. Назарова, страницы 29-54 можно посмотреть здесь.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Конечно, деление тут весьма условное, ведь стоит помнить, что сёла бывают довольно крупными, а окраины городов по фотографиям сложно отличить от села. Однако, выполняя это задание, поделить надо следующим образом.

Город

Картинки 1, 4, 5. В городе есть магазины и кафе да ещё и с яркими вывесками, парк развлечений, многоэтажки и транспорт, дороги заасфальтированы.

Село

Картинки 2, 3, 6. Деревянные домики и отсутствие в них водопровода, животное хозяйство, поля — это признаки сельской жизни.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

условные знаки чтобы не было пожара

Если внимательно почитать памятку, то можно увидеть, что в ней даются рекомендации как избежать пожара в доме и на улице.

А именно говорится, что не нужно поджигать и бросать горящие спички, разливать легко воспламеняемые жидкости, такие как бензин или керосин.

Не стоит самому разжигать печь или включать газовую конфорку дома.

ну и конечно выключать утюг после того, как закончил глажку.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»

Практическая работа

« Знакомство с горными породами и минералами»

Окружающий мир

2 класс

Составитель:

Куликова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

учитель — методист

2016-2017 учебный год

Куликова Е.Н.

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная школа №8»

Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.

Цель практической работы направлена на формирование:

Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;

учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;

учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.

учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.

Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.

 Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.

Ход практической работы

Организационный момент.

Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)

Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.

Вводная беседа ( слайд 1-3)

В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).

Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.

— Как называются эти природные богатства?

(их называют полезными ископаемыми).

«Кладовые земли», «сокровища недр» — так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)

— Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?

Все полезные ископаемые очень важны для человека.

— Где они используются?

( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),

— В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.

( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)

— Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)

Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).

-А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)

Условное обозначение на картах полезных ископаемых — 765821 1.

— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?

(Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)

— У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.

Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)

1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)

2.Определи свойства:

  • цвет,

  • запах,

  • плотный или рыхлый (сыпучий),

  • твердый или мягкий (прочность),

  • растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),

  • тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),

  • состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).

3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.

План описания полезного ископаемого: (слайд 12)

а)название полезного ископаемого;

б) его свойства;

в) как добывается;

г)добывается ли в нашем крае;

д) где используется это полезное ископаемое.

4.Проверка с использованием слайдов.

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Фронтальное обсуждение выводов

Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные — дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)

Практическая часть 2

Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Вводная беседа

Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)

С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.

Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.

В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)

Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.

Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

— Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность

(обозначается:765821 2). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)

Инструкция по проведению практической работы

Исследование состава и свойств гранита

1. Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).

Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.

Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

II. Цвет

Рассмотрите внимательно свой образец гранита.

Определите его цвет.

Почему гранит пестрый?

Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

III. Определение тяжести (массы) гранита.

Что доказывает данный опыт?

1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

Вывод: гранит тяжелый.

IV. Определение прочности.

1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.

2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

О чем свидетельствуют результаты?

Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?

Вывод: гранит очень прочный.

V. Определение твердости гранита

Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?

(гранит очень твердый).

Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита

(в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

На стекле остаются царапины.

Вывод: гранит очень твёрдый.

VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.

Самостоятельная работа учащихся

Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Проверка с использованием слайдов. (Приложение 8) (слайд 20)

Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?

Фронтальное обсуждение выводов

Оценка результатов выполненной работы.

-Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).

-Как вы думаете, мы справились с ней?

— Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.

Рефлексия.

— Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?

— Что вас впечатлило больше всего?

— Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?

— Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.

— Назовите состав гранита? (слайд 18-19)

— В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)

— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.

— Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

Приложение 1

Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира

в начальных классах

1. Общие требования безопасности

1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

· при работе с острыми и режущими инструментами;

· при работе с лабораторной посудой;

· при нарушении инструкции по ТБ.

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить учебные принадлежности.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.

3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.

4. При слабом зрении надеть очки.

5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.

3. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Пользоваться только исправным оборудованием.

3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .

2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.

5. Требования безопасности по окончании занятий

1. После окончания работы произведите уборку своего места.

2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Учитель начальных классов ___________/__________________/

С инструкцией ознакомлен(а)

Приложение 2

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

— У кого дома есть такая книга?

— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

— И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

765821 3

Приложение 3

765821 4

Приложение 4

Полезные ископаемые нашего края

765821 5

765821 6

765821 7

765821 8

Приложение 5

765821 9

Кремень

Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.

765821 10

Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.

765821 11

765821 12

Приложение 6 765821 13765821 14

765821 15

Приложение 7

Геолого-минералогический музей  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).

765821 16

Приложение 8

765821 17

765821 18

Литература

1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.

https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm

2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).

3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf

5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2

6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) — М.: Педагогика, 1990,1993,1994.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322

Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/

Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae

http://www.naturalstone.ru/

http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak

http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь

http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок

19

Окружающий мир, 2 класс

Урок 6. Звёздное небо и кладовые земли.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое зодиакальные созвездия?

2. Как различать и определять некоторые горные породы и минералы?

Глоссарий по теме:

Зодиак – пояс неба, по которому совершается видимое годовое движение Солнца.

Зодиакальные созвездия – 12 созвездий, расположенные вдоль видимого годового пути Солнца среди звёзд.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве.

Горные породы – это вещество, слагающее земную кору.

Минералы – это однородные по химическому составу и физическим свойствам природные тела.

Ключевые слова:

Зодиакальные созвездия; горные породы; минералы; полезные ископаемые.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.31-34

Дополнительная литература:

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Люди всегда считали небо таинственным и загадочным. Ночное звёздное небо нас восхищает и манит. Звёзды нам кажутся сверкающими маленькими точками. На самом деле, они очень больших размеров, просто находятся далеко от нашей планеты. У каждой звезды есть своё имя. Самые яркие и заметные звёзды учёные собрали в созвездия. Ещё в древности созвездиям были даны порой сказочные названия. Соотнося с созвездиями разные легенды, учёные дали им такие названия, как созвездие Большой Медведицы, Кассиопеи, Лебедя, Ориона и другие.

Но не только у неба есть тайны. Наша земля хранит огромные богатства, которыми щедро делится с людьми. Человек открывает кладовые земли и использует её дары в своей жизни. Песок, гранит и глину он применяет в строительстве. Нефть, газ и каменный уголь использует как топливо. А из некоторых природных ресурсов выплавляет металлы.

Что такое зодиакальные созвездия?

Всего на небе 88 созвездий. Чтобы увидеть нужную фигуру, были придуманы условные линии, которые соединяют звёзды. Эти фигуры можно увидеть на рисунках и картах. Каждое созвездие получило своё название ещё в древности. Древнегреческие астрономы дали многим созвездиям имена героев мифов. Но созвездия названы не только в честь людей, но и многих животных. Например, слово «зодиак» в переводе с греческого можно назвать как «круг животных». Созвездия, которые находятся в зодиаке, названы в честь животных. Единственное одно созвездие имеет название Весы.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Как различать и определять некоторые горные породы и минералы?

А теперь я предлагаю вам поменять направление взгляда и заглянуть в кладовые Земли. Как вы думаете, что можно там найти интересного?

Из горных пород состоит поверхность нашей Земли. Человек с давних пор использует кладовые Земли в своей жизнедеятельности. Горные породы в природе встречаются в разных состояниях: в твёрдом, жидком и газообразном.
В основном, горные породы добывают в карьерах. При добыче используют экскаваторы и большие самосвалы.

Почти все горные породы состоят из минералов. Каждый из нас может встретить минерал в повседневной жизни. Например, обычная поваренная соль — это тоже минерал. Но есть среди них и очень редкие вещества — это алмазы, золото, серебро. Давайте поговорим о таких полезных ископаемых, как гранит, известняк, песок, глина.

Гранит – это горная порода. В его состав входят три минерала: кварц, слюда и полевой шпат. Гранит часто используется в строительстве фундаментов домов, воздвижении памятников. Из-за своей прочности он также применяется в облицовках стен зданий и станций метро. Известняк встречается в земле очень большими слоями. Это камень белого, серого или желтоватого цвета. Обычный школьный мел — это тоже известняк. Песок -это рыхлая горная порода. Он используется при изготовлении стекла. Глина считается осадочной породой. Она часто используется в строительстве, из неё делают посуду, она используется в медицине и косметологии.
Наша планета Земля обладает удивительными и жизненно важными для человека богатствами. Но человек не должен забывать о том, что к природе нужно относиться бережно и правильно расходовать её запасы.

Рассказ про минералы 2 класс окружающий мир

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Что из перечисленного входит в состав гранита?

Полевой шпат

Песок

Кварц

Слюда

Глина

Правильный вариант ответа

Полевой шпат

Песок

Кварц

Слюда

Глина

Разбор типового контрольного задания

Текст задания: Зачеркните неверное утверждение.

  • Есть звезды-гиганты и звезды-карлики
  • Солнце – одна из звезд
  • Все созвездия названы в честь людей
  • Созвездие – это группа звезд

Правильный вариант ответа:

  • Есть звезды-гиганты и звезды-карлики
  • Солнце – одна из звезд
  • Все созвездия названы в честь людей
  • Созвездие – это группа звезд

Кварц — один из наиболее распространённых на Земле минералов. Общее содержание этого полезного ископаемого в земной коре — около 12%. Его свойства изучаются в школе начиная с младших классов. Описание минерала кварца для детей 2 класса обязательно должно включать интересные факты, которые помогут учителю увлечь их своим предметом.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Как образуется, происхождение

Кварц известен людям с древнейших времён. Его легко обнаружить и добыть даже без применения специальной техники. Кроме того, он прочен и красив. Древние люди изготавливали из него не только украшения, но и орудия труда — топоры, ножи, отбойники.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Условия образования минерала различны. Он является породообразующим для большинства метаморфических и магматических пород. Может кристаллизоваться непосредственно из кислых магм. Встречается кварц и в составе осадочных пород: доломитов, известняков и пр. В них он имеет формы жеод (замкнутых полостей), конкреций (шаровидных минеральных агрегатов), прожилок и мелкокристаллических корок. В виде смесей и силикатов может сам входить в состав других минералов.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть стекло может состоять главным образом из этого минерала.

Состав, общие свойства

В переводе со средневерхненемецкого языка название кварц означает «твёрдый». Этот минерал представляет собой оксид кремния. Химическая формула кварца — SiO2 (оксид кремния). Температура плавления — около +1728 градусов. В разных источниках эти сведения могут отличаться, так как расплав минерала характеризуется повышенной вязкостью и в точности определить температуру сложно. Кварц — диэлектрик, то есть он не проводит или практически не проводит электрический ток. Плотность минерала — в пределах от 2,6 до 2,65 г/см³. Его твёрдость по 10-балльной шкале Мооса равна 7.

Кристаллы имеют характерное шестигранное псевдогексагональное призматическое строение. Они чаще всего бесцветны, но могут иметь белую окраску из-за большого количества трещин. Благодаря различным примесям, в том числе включениям других минералов (например, оксидов железа) могут приобретать и другие цвета.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Для кварца характерен полиморфизм, то есть при одной и той же химической формуле минерал может иметь различное строение кристаллической решётки. Благодаря её разной структуре в природе встречаются коэсит, тридимит, кристобалит.

Ещё одна полиморфная модификация, стишовит, была сначала получена искусственным путём при очень высоком давлении, а затем обнаружена в составе горных пород в Аризонском метеоритном кратере.

Для детей 2 класса описание минерала кварца должно быть более простым. Можно дать лишь его краткую характеристику, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Сведения о химической формуле и составе минерала для них ещё сложны, они изучаются в старших классах. В рамках курса «Окружающий мир» сообщение может включать, например, информацию о разновидностях полезного ископаемого. Этот минерал имеет много видов и внешне они довольно привлекательны. Поэтому у детей 7—8 лет такая информация вызывает большой интерес.

Разновидности, их разнообразие

Интересный факт: существует множество разновидностей кварца (более двух десятков), которые отличаются друг от друга прежде всего цветом. Так, этот минерал может выглядеть как бесцветные, прозрачные кристаллы (горный хрусталь), тёмный непрозрачный полудрагоценный камень коричневого или красно-коричневого цвета с белыми и чёрными или розоватыми и желтоватыми узорами соответственно (оникс).

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

И это далеко не все примеры. Дополнительный материал для детей 2 класса о свойствах камня кварца может включать краткие сведения о таких его разновидностях, как халцедон, цитрин, а также кошачий, тигровый и соколиный глаз. Названия последних видов вызывают живой интерес у учеников. В докладе могут содержаться сведения о том, что из многих разновидностей минерала делают ювелирные украшения. Дополнить информацию и сделать тему по-настоящему интересной для детей помогут тщательно подобранные иллюстрации.

Как и где добывают кварц

Это очень распространённый минерал, его месторождения не редкость. Залежи пока не обнаружены только в Антарктиде, но это лишь вопрос времени.

Однако далеко не все они имеют промышленное значение. На мировой рынок минерал в основном поставляют такие государства:

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • США.
  • Бразилия.
  • Австралия.
  • Шри-Ланка.
  • Мадагаскар.
  • Кроме того, многие страны являются признанными лидерами в добыче какой-то одной разновидности минерала. Так, в России на Южном Урале добывают самые качественные в мире авантюрины. Это разновидность кварца зеленоватого цвета без искр. Прекрасные кристаллы горного хрусталя добывают в Италии, Франции. Помимо австралийских и бразильских, востребованы у ювелиров и аметисты из Германии, Армении.

    Добыча кварца может вестись тремя способами, в зависимости от особенностей месторождения:

  • Взрывным. Это наименее эффективный способ, который к тому же вредит окружающей среде. В результате получают, как правило, кристаллы невысокого качества, в виде обломков, с трещинами и сколами. Однако этот метод по-прежнему актуален из-за его дешевизны.
  • Методом воздушной подушки. Он заключается в том, что порода раскалывается под действием высокого давления. Оно образуется путём нагнетания воздуха в специальную ёмкость, помещённую в скважину месторождения. При таком способе повреждения породы незначительны.
  • Метод камнереза. Самый щадящий, но и наиболее дорогостоящий. Предусматривает использование специальной техники, стоимость которой довольно высока.
  • Кроме того, кварц синтезируют искусственным путём.

    Применение минерала

    Он относится к широко распространенным полезным ископаемым. Искусственный и натуральный кварц применение находят в следующих сферах:

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • Оптика (в различных приборах).
  • Производство (керамическая, стекольная промышленность). Благодаря пьезоэлектрическим свойствам они также используются в радио- и телефонной аппаратуре. Применяются в генераторах ультразвука. Большое количество кварцевого сырья используется для производства огнеупорных материалов, а также кварцевого стекла, из которого изготавливают изделия, стойкие к колебаниям температуры. Это лабораторная посуда, изоляторы, тигли и т. д. Из кварцевого стекла производят оптические волокна.
  • Ювелирное дело. В сфере повышения в последние годы интереса к эзотерическим знаниям большую популярность приобрели амулеты с разными видами кварца, которые подбираются исходя из даты рождения человека и других параметров.
  • Искусственные кристаллы

    Искусственный кварц имеет ряд преимуществ перед природным: это и более высокая химическая чистота, и однородная структура, вызванная более равномерным распределением примесей. Кроме того, промышленным образом выращивают монокристаллы, в природе же распространены сдвойникованные. Монокристаллы более пригодны для использования в оптической и радиоэлектронной промышленности.

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

    Для ювелирного дела искусственные кристаллы кварца тоже удобнее, так как в процессе выращивания им можно придать практически любой цвет и насыщенность оттенка. Можно также вырастить кристаллы с задуманными плавными переходами одного цвета в другой. Интересно, что промышленным образом можно получить и такие цвета, которые в природе не встречаются или очень редки. Это синий, голубой и зелёный кварц. Для детей 2 класса эта информация тоже, несомненно, будет интересной.

    Интересные факты

    С элементарными сведениями о минералах ученики знакомятся уже в начальных классах. Учитель может сообщить на уроке следующие интересные сведения о кварце:

  • Минерал может по-разному реагировать на колебания температуры. Так, чёрный кварц, нагретый до +300 градусов, приобретает золотистый цвет, а до +400 — прозрачность.
  • Многим известно выражение «кварцевые часы». Для контроля за точностью хода в них используются кристаллы этого минерала. Часы с кварцевыми кристаллами считаются самым точными.
  • Линзы из кварца намного прочнее, чем стеклянные.
  • Эти интересные факты вполне доступны для понимания детям 2 класса. Использование таких сведений на уроке поможет оживить восприятие и будет способствовать лучшему усвоению материала.

    Предыдущая

    Окружающий мирРассказ про одуванчик — описание, характеристика и строение растения

    Следующая

    Окружающий мирСообщение о кедровке — описание, среда обитания и интересные факты о птице

    Тема урока: Заглянем в кладовые земли.

    Цель:

    • познакомить учеников с природными ископаемыми
      (гранит, каменный уголь);
    • учить работать с образцами горных пород;
    • развивать воображение, логическое мышление;
    • воспитывать наблюдательность, любовь к природе
      нашего края.

    Оборудование: карта Кемеровской области;
    образцы полевого шпата, кварца, слюды, гранита,
    лупы; загадки, конверты с заданиями, фотографии;
    учебник «Мир вокруг нас» 2 класс А.А.Плешаков.

    Ход урока

    Организация класса.

    Долгожданный дан звонок —
    Начинается урок.

    Проверка домашнего задания. Игра-викторина.

    (класс делится на две команды и получает
    конверты с заданиями)

    Первый конкурс.

    — Найдите в каждом ряду одно «лишнее» слово,
    подчеркните:

    Задание для первой команды:

    ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ДЯТЕЛ, ЗАЯЦ, БУРУНДУК;
    РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ВОЗДУХ, ЗДАНИЕ,
    ОКЕАН;
    ДОЖДЬ, СНЕГ, ЗИМА, ГРАД;

    Задание для второй команды:

    СОСНА, ПШЕНИЦА, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА,
    КЛЕН;
    КОМАР, ЖУК, ПЧЕЛА, СИНИЦА, БАБОЧКА;
    ПОЧВА, МОРЕ, ВОЗДУХ, МОСТ, ВОДА;

    Второй конкурс.

    — Определите, что объединяет слова каждой
    строчки. Назовите одним словом:

    Задание для первой команды:

    ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ — ::::::.
    ШМЕЛЬ, БАБОЧКА, МУРАВЕЙ —
    :::::::
    ЯСНО, ПАСМУРНО, ПЕРЕМЕННО — :::::..

     Задание для второй команды:

    ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, НАСЕКОМЫЕ- ::::::..
    ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД- :::::::::
    СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ-:::::::

     — Молодцы! Я вижу, вы хорошо справились с
    заданиями.

    Начальные представления о полезных ископаемых.

    — Прочитайте тему сегодняшнего урока.

    — Как вы понимаете кладовые Земли?

    — Недра земли и ее поверхности хранят в себе
    многочисленные природные богатства. Те
    богатства, которые добывают из недр земли или с
    ее поверхности, называют полезными
    ископаемыми.
    Современная жизнь невозможна без
    добычи и использования полезных ископаемых. Одни
    используются в строительстве (песок, глина,
    гранит), другие — как топливо (каменный уголь,
    торф, нефть, газ), из третьих выплавляют металлы.

    — Вспомните, с какими камнями мы познакомились в
    прошлом учебном году? (известняк, гранит, кремень)

    Практическая работа,

    (на партах образцы горных пород).

    Выполняя задания практической работы, дети
    приходят к выводу, что гранит — прочный и
    тяжелый камень. Он состоит из отдельных зерен:
    кварца, слюды и полевого шпата. Гранит
    используется в строительстве. Из него строят
    фундаменты домов, набережные, постаменты
    памятников. Гранит хорошо шлифуется и
    полируется, поэтому его используют для облицовки
    стен зданий, станций метро.

    Гранит — это горная порода, а то из чего
    состоит гранит (кварц, слюда, полевой шпат) — минералы.

    Физкультминутка.

    Начальные представления о полезных ископаемых (продолжение).

    — Ребята, отгадайте загадку. О каком полезном
    ископаемом идет речь?

    Черный камень в нашей печке,
    Он согреет дом большой.
    Догадайтесь-ка, ребята,
    Что за камень он такой?

    — Правильно каменный уголь. Почему каменный
    уголь это полезное ископаемое? (добывают из недр
    земли, и приносит пользу людям). Послушайте
    стихотворение и скажите, чем богат наш край.

    В красивом крае мы живем.
    Кузбассом мы его зовем.
    Разрезов много здесь и шахт
    Углем богат родной Кузбасс.
    Я здесь живу, учусь, расту
    И край родной душой люблю.
    Здесь все прекрасно, все для нас
    Я славлю свой родной Кузбасс!
    Колистратова Е.А.

    img1

    — Чем же богат наш край? (углем). Посмотрите на
    карту Кемеровской области.

    Вот таким значком Image4387 на карте обозначены месторождения
    каменного угля.

    — Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях.

     img2

    — Здравствуйте, ребята, меня зовут Уголек.
    Сегодня я вам расскажу сказку о своем
    происхождении и о своем путешествии.

    img3

    Давным-давно, миллионы лет назад, на месте
    сегодняшних шахт и разрезов, росли пышные леса.
    Деревья вырастали до гигантских размеров, а
    потом падали в мелкие озера. Их затягивало песком
    и тиной. Вот из них-то через много миллионов лет
    образовался уголь, который не что иное, как
    остатки этих растений.

    Миллионы лет пролежал наш Уголек под землей.
    Прошло время. На этом месте была построена шахта.
    И решил наш Уголек посмотреть, что же происходит
    там на поверхности. Может быть, кому-нибудь
    пригожусь. Сел Уголек на ленту, по которой уголь
    поднимается «на гора» и поехал вверх. Доехав до
    верха, он упал в большую кучу угля. Но на этом
    путешествие уголька не закончилось. Тут появился
    большой бульдозер и стал толкать кучу угля, в
    которой находился наш

    Уголек, на другую ленту.

    Но на этой ленте было все не так как на
    предыдущей. Угольку даже понравилось, потому что
    одни угольки снова попадали в кучу, а другие
    попадали в вагон.

     img4

    Наш Уголек попал в вагон. Уселся поудобней,
    познакомился с другими угольками и поехал состав
    с углем за пределы Кемеровской области.

    img5

    — Спасибо тебе, Уголек, за сказку. Приходи к нам
    еще в гости.

    — Ребята, как вы думаете, какую пользу может
    принести наш Уголек и его друзья?

    — Как Уголек оказался на поверхности земли, ведь
    он миллионы лет пролежал под землей?

    img6

    Итог урока.

    — Какие ископаемые мы называем полезными?

    — Какие полезные ископаемые вы знаете?

    — Из каких составных частей состоит гранит?

    — Из чего образовался уголь?

    — Где используют полезные ископаемые?

    — Молодцы! Спасибо за урок.

  • Рассказ про минерал 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про микки мауса на английском
  • Рассказ про мировой океан
  • Рассказ про минина и пожарского для детей 4 класс
  • Рассказ про микробов 3 класс