Рассказ про меридианы и параллели

Система географических координат необходима для того, чтобы с большой точностью определять местонахождение объекта на поверхности земли. как известно, эта система

Система географических координат необходима для того, чтобы с большой точностью определять местонахождение объекта на поверхности Земли. Как известно, эта система состоит из географической широты и долготы. Первый элемент из этой системы представляет собой угол между местным зенитом (полуднем) и плоскостью экватора, составляющий значение от 0 до 90 градусов к западу или востоку от границы экватора. Долгота – это угол, образованный двумя плоскостями: меридиана, проходящего через данную точку местности и гринвичского меридиана, т.е. нулевой точки. От последнего начинается отсчет долготы, составляющей значения от 0 до 180 градусов к востоку и западу (восточная и западная долгота). Знание, как ориентироваться на местности с помощью определения по широте и долготе, поможет сообщить свои точные координаты при возникновении экстренной ситуации, когда вы оказались в незнакомом месте, которое не обозначено на карте, или заблудились в лесу. О том, как можно определить широту и долготу своего местонахождения, можно узнать далее.

Часы для определения места по ширине и долготе

Как определить место по широте и долготе

opredelit mesto po shirote i dolgote

Определение местной географической долготы осуществляется с помощью обычных часов. Для этого необходимо установить на них точное время местности нахождения в данный момент. Затем следует определить время местного полудня, в этом поможет проверенный временем способ: необходимо найти метровую или полутораметровую палку, воткнуть ее вертикально в землю. Длина линии падающей тени будет показывать промежутки времени, которые нужно засекать. Момент, когда тень будет наиболее короткой, является местным зенитом, т.е. гномон показывает точно 12 часов дня, при этом направление тени – с юга на север.

В это время нужно засечь время на часах – это будет показание среднего гринвичского времени. Из этого значения нужно вычесть показатель, который берется из таблицы уравнения времени. Эта поправка возникает из-за непостоянства угловой скорости движения и зависимости от времени года. Учитывая эту поправку, среднее значение гринвичского времени приводится к истинному солнечному. Получившаяся разница между этим солнечным временем (т.е.12 часов) и гринвичским с учетом поправки, необходимо перевести в градусное значение. Для этого нужно знать, что за один час Земля вращается на 15 градусов (если разделить 360 градусов на 24 часа) долготы, или на 1 градус за четыре минуты. Если полдень в данной местности наступает раньше гринвичского, в своих расчетах указывайте восточную долготу, если позже, тогда западную. Чем ближе координаты искомой местности к полярным областям, тем точнее окажутся измерения долготы.

najti mesto po dolgote i shirote

Поле того, как найдено значение долготы, можно приступать к определению значения широты конкретной местности. Для начала необходимо определить длительность дневного времени суток, которая начинается с восхода и заканчивается заходом солнца. Далее нужно составить номограмму, т.е. определение широты: в левой части указывается значение продолжительности светового дня, в правой – дата. Если объединить эти значения, можно определить место пересечения географической широты со средней частью. Найденное место будет обозначать местную широту. При определении широты относительно южного полушария необходимо прибавить 6 месяцев к необходимой дате. Второй способ заключается в нахождении широты с помощью обычного транспортира: для этого фиксируется отвес (нитка с грузиком) по центру этого инструмента, а его основание наводится на Полярную Звезду. Угол, образуемый отвесом и основанием транспортира, нужно уменьшить на величину 90 градусов, т.е. отнять это значение из его величины. Значение этого угла показывает высоту Полярной Звезды, т.е. высоту полюса над горизонтом. Поскольку географическая широта равна величине полюса над горизонтом конкретно взятого места, то это значение будет указывать его градус.

Географические координаты и определение их по карте

Географические координаты
– угловые величины (широта и долгота), определяющие положение объектов на земной поверхности и на карте. Их подразделяют на астрономические, полученные из астрономических наблюдений, и геодезические, полученные из геодезических измерений на земной поверхности.

Астрономические координаты
определяют положение точек земной поверхности на поверхности геоида, куда они проектируются отвесными линиями; геодезические координаты определяют положение точек на поверхности земного эллипсоида, куда они проектируются нормалями к этой поверхности.

Расхождения между астрономическими и геодезическими координатами обусловлены уклонением отвесной линии от нормали к поверхности земного эллипсоида. Для большей части территории земного шара они не превышают 3-4″» или в линейной мере 100 м. Максимальное уклонение отвесной линии достигает 40″».

На топографических картах применяются геодезические координаты
. На практике при работе с картами обычно их называют географическими.

Географические координаты какой-либо точки М — это ее широта В и долгота L.

Широта точки
— угол, составленный плоскостью экватора и нормалью к поверхности земного эллипсоида, проходящего через данную точку. Счет широт ведется по дуге меридиана от экватора к полюсам от 0 до 90о; в северном полушарии широты называют северными (положительными), в южном — южными (отрицательными).

Долгота точки
— двугранный угол между плоскостью начального (Гринвичского) меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Счет долготы ведется по дуге экватора или параллели в обе стороны от начального меридиана, от 0 до 180о. Долготу точек, расположенных к востоку от Гринвича до 180o, называют восточной (положительной), к западу — западной (отрицательной).

Географическая (картографическая, градусная) сетка — изображение на карте линий параллелей и меридианов; используется для определения географических (геодезических) координат точек (объектов) и целеуказания. На топографических картах линии параллелей и меридианов являются внутренними рамками листов; их широта и долгота подписываются на углах каждого листа.

Географическая сетка полностью показывается лишь на топографических картах масштаба 1:500 000 (параллели проведены через 30″, а меридианы — через 20″) и 1:1 000 000 (параллели проведены через 1o, а меридианы через — 40″). Внутри каждого листа карты на линиях параллелей и меридианов подписаны их широта и долгота, которые позволяют определять географические координаты на большой склейке карт.

На картах масштабов 1: 25 000, 1: 50 000, 1: 100 000 и 1: 200 000 стороны рамок разделены на отрезки, равные в градусной мере 1″ . Минутные отрезки оттенены через один и разделены точками (за исключением карты масштаба 1: 200 000) на части по 10″». Кроме того, внутри каждого листа карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 показывается пересечение средних параллели и меридиана и дается из оцифровка в градусах и минутах, а вдоль внутренней рамки даны выходы минутных делений штрихами длиной 2-3мм, по которым можно начертить параллели и меридианы на карте, склеенной из нескольких листов.

Если территория, на которую создана карта, находится в западном полушарии, то в северо-западном углу рамки листа правее подписи долготы меридиана помещается надпись «К западу от Гринвича».

Определение географических координат точки по карте производится по ближайшим к ней параллели и меридиану, широта и долгота которых известны. Для этого на картах масштабов 1: 25 000 — 1: 200 000 следует предварительно провести южнее точки параллель и западнее 0 меридиан, соединив линиями соответствующие штрихи по сторонам рамки листа (рис.2). Затем от проведенных линий берут отрезки до определяемой точки (Аа1, Аа2)Ю прикладывают их к градусным шкалам на сторонах рамки и производят отчеты. В примере на рис. 2 точка А имеет координаты В = 54о35″40″» северной широты, L= 37о41″30″» восточной долготы.

Нанесение точки на карту по географическим координатам. На западной и восточной сторонах рамки листа карты отмечают черточками отсчеты, соответствующие широте точки. Отсчет широты начинают от оцифровки южной стороны рамки и продолжают по минутным и секундным промежуткам. Затем через эти черточки проводят линию — параллель точки.

Таким же образом строят и меридиан точки, проходящий через точку, только долготу его отсчитывают по южной и северной сторонам рамки. Пересечение параллели и меридиана укажет положение данной точки на карте.

На рис. 2 дан пример нанесения на карту точки М по координатам В = 54о38,4″ с.ш., L = 37о34,4″ в.д.

На глобусах и географических картах имеется система координат. С ее помощью можно нанести любой объект на глобус или карту, а также найти его на земной поверхности. Что собой представляет эта система, и, как определить координаты любого объекта на поверхности Земли с ее участием? Об этом мы попытаемся рассказать в этой статье.

Географическая широта и долгота

Долгота и широта – географические понятия, которые измеряются в угловых величинах (градусах). Они служат для обозначения положения любой точки (объекта) на земной поверхности.

Географическая широта – угол между отвесной линией в какой-либо определенной точке и плоскостью экватора (нулевая параллель). Широта в Южном полушарии называется южной, а в Северном полушарии – северной. Может изменяться от 0 ∗ до 90 ∗ .

Географическая долгота – это угол, который составлен плоскостью меридиана в определенной точке к плоскости начального меридиана. Если отсчет долготы идет на восток от начального Гринвичского меридиана, то это будет восточная долгота, а если на запад, то это будет западная долгота. Значения долготы могут быть от 0 ∗ до 180 ∗ . Чаще всего, на глобусах и картах меридианы (долгота) обозначаются при их пересечении с экватором.

Как определить свои координаты

При попадании человека в чрезвычайную ситуацию он должен, прежде всего, хорошо ориентироваться на местности. В некоторых случаях необходимо иметь определенные навыки в определении географических координат своего местопребывания, к примеру, чтобы передать их спасателям. Есть несколько способов, чтобы сделать это подручными способами. Приведем наиболее простые из них.

Определение долготы гномоном

Если вы отправляетесь в путешествия, то лучше всего выставлять часы на гринвичское время:

  • Необходимо определить, когда в данной местности будет полдень по Гринвичу.
  • Воткнуть палку (гномон) для определения самой короткой солнечной тени в полдень.
  • Засечь минимальную тень, отбрасываемую гномоном. Это время и будет местный полдень. Кроме того, данная тень в это время будет указывать строго на север.
  • Высчитать по этому времени долготу того места, где вы находитесь.

Вычисления производить исходя из следующего:

  • так как Земля совершает полный оборот за 24 часа, следовательно, 15 ∗ (градусов) она пройдет за 1 час;
  • 4 минуты времени будут равны 1 географическому градусу;
  • 1 секунда долготы будет равна 4 секундам времени;
  • если полдень наступил ранее 12 часов по Гринвичу, это означает, что вы находитесь в Восточном полушарии;
  • если самую короткую тень вы засекли позже 12 часов по Гринвичу, тогда вы находитесь в Западном полушарии.

Пример простейшего вычисления долготы: самая короткая тень отбрасывалась гномоном в 11 часов 36 минут, то есть полдень наступил на 24 минуты раньше, чем в Гринвиче. Исходя из того, что 4 минуты времени равны 1 ∗ долготы, высчитываем – 24 минуты / 4 минуты = 6 ∗ . Это значит, что вы находитесь в Восточном полушарии на 6 ∗ долготы.

Как определить географическую широту

Определение производится с помощью транспортира и отвеса. Для этого из 2-х прямоугольных планок делается транспортир и скрепляется в виде циркуля для того, чтобы угол между ними можно было менять.

  • Нить с грузом закрепляется в центральной части транспортира и играет роль отвеса.
  • Своим основанием транспортир наводится на Полярную Звезду.
  • Из показателей угла между отвесом транспортира и его основанием вычитается 90 ∗ . В результате получается угол между горизонтом и Полярной Звездой. Так как эта звезда всего лишь на 1 ∗ отклонена от оси мирового полюса, то полученный угол и будет равен широте того места, где вы в данное время находитесь.

Как определить географические координаты

Самый простой способ определения географических координат, который не требует никаких вычислений, такой:

  • Открываются карты Google .
  • Находите там точное место;
    • карта двигается мышью, удаляется и приближается при помощи ее колесика
    • находите населенный пункт по названию при помощи поиска.
  • Щелкаете по нужному месту правой кнопкой мышки. Выбираете из открывшегося меню необходимый пункт. В данном случае «Что тут находится?» В поисковой строчке, вверху окна появятся географические координаты. Например: Сочи – 43.596306, 39.7229. Они обозначают географическую широту и долготу центра этого города. Так вы сможете определить координаты своей улицы или дома.

По этим же координатам можно увидеть место на карте. Только менять местами эти цифры нельзя. Если вы на первое место поставите долготу, а потом широту, то рискуете оказаться в другом месте. Например, вместо Москвы попадете в Туркменистан.

Как определить координаты на карте

Чтобы определить географическую широту объекта, нужно найти ближайшую к нему параллель со стороны экватора. К примеру, Москва находится между 50-й и 60-й параллелями. Ближайшая параллель со стороны экватора – 50-я. К этой цифре прибавляется то число градусов дуги меридиана, которое насчитывается от 50-й параллели до искомого объекта. Число это равно 6. Следовательно, 50 + 6 = 56. Москва лежит на 56-й параллели.

Для определения географической долготы объекта находят тот меридиан, где он располагается. Пример, Санкт-Петербург лежит на востоке от Гринвича. Меридиан, этот отстоит то нулевого меридиана на 30 ∗ . Это означает, что город Санкт-Петербург расположен в Восточном полушарии на долготе в 30 ∗ .

Как определить координаты географической долготы искомого объекта, если он расположен между двумя меридианами? В самом начале определяется долгота того меридиана, который располагается ближе к Гринвичу. Потом к данному значению необходимо прибавить такое количество градусов, которое составляет на дуге параллели расстояние между объектом и ближайшим к Гринвичу меридианом.

Пример, Москва расположена на востоке от меридиана 30 ∗ . Между ним и Москвой дуга параллели составляет 8 ∗ . Это означает, что у Москвы восточная долгота и она равна 38 ∗ (в. д.).

Как определить свои координаты на топографических картах? Геодезические и астрономические координаты одних и тех же объектов отличаются в среднем на 70 м. Параллелями и меридианами на топографических картах являются внутренние рамки листов. Широта и долгота их написаны в углу каждого листа. Листы карт Западного полушария имеют пометку в северо-западном уголке рамки «К западу от Гринвича». На картах Восточного полушария соответственно будет пометка «К востоку от Гринвича».

Координатами
называются угловые и линейные величины (числа), определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве.

В топографии применяют, такие системы координат, которые позволяют наиболее просто и однозначно определять положение точек земной поверхности как по результатам непосредственных измерений на местности, так и с помощью карт. К числу таких систем относятся географические, плоские прямоугольные, полярные и биполярные координаты.

Географические координаты
(рис.1) – угловые величины: широта (j) и долгота (L), определяющие положение объекта на земной поверхности относительно начала координат – точки пересечения начального (Гринвичского) меридиана с экватором. На карте географическая сетка обозначена шкалой на всех сторонах рамки карты. Западная и восточная стороны рамки являются меридианами, а северная и южная – параллелями. В углах листа карты подписаны географические координаты точек пересечения сторон рамки.

Рис. 1. Система географических координат на земной поверхности

В системе географических координат положение любой точки земной поверхности относительно начала координат определяется в угловой мере. За начало у нас и в большинстве других государств принята точка пересечения начального (Гринвичского) меридиана с экватором. Являясь, таким образом, единой для всей нашей планеты, система географических координат удобна для решения задач по определению взаимного положения объектов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга. Поэтому в военном деле эту систему используют главным образом для ведения расчетов, связанных с применением боевых средств дальнего действия, например баллистических ракет, авиации и др.

Плоские прямоугольные координаты
(рис. 2) – линейные величины, определяющие положение объекта на плоскости относительно принятого начала координат – пересечение двух взаимно перпендикулярных прямых (координатных осей Х и Y).

В топографии каждая 6-градусная зона имеет свою систему прямоугольных координат. Ось Х — осевой меридиан зоны, ось Y – экватор, а точка пересечения осевого меридиана с экватором – начало координат.

Рис. 2. Система плоских прямоугольных координат на картах

Система плоских прямоугольных координат является зональной; она установлена для каждой шестиградусной зоны, на которые делится поверхность Земли при изображении ее ни картах в проекции Гаусса, и предназначена для указания положения изображений точек земной поверхности на плоскости (карте) в этой проекции.

Началом координат в зоне является точка пересечения осевого меридиана с экватором, относительно которой и определяется в линейной мере положение всех остальных точек зоны. Начало координат зоны и ее координатные оси занимают строго определенное положение на земной поверхности. Поэтому система плоских прямоугольных координат каждой зоны связана как с системами координат всех остальных зон, так и с системой географических координат.

Применение линейных величин для определения положения точек делает систему плоских прямоугольных координат весьма удобной для ведения расчетов как при работе на местности, так и на карте. Поэтому в войсках эта система находит наиболее широкое применение. Прямоугольными координатами указывают положение точек местности, своих боевых порядков и целей, с их помощью определяют взаимное положение объектов в пределах одной координатной зоны или на смежных участках двух зон.

Системы полярных и биполярных координат
являются местными системами. В войсковой практике они применяются для определения положения одних точек относительно других на сравнительно небольших участках местности, например при целеуказании, засечке ориентиров и целей, составлении схем местности и др. Эти системы могут быть связаны с системами прямоугольных и географических координат.

2. Определение географических координат и нанесение на карту объектов по известным координатам

Географические координаты точки, расположенной на карте, определяют от ближайших к ней параллели и меридиана, широта и долгота которых известна.

Рамка топографической карты разбита на минуты, которые разделены точками на деления по 10 секунд в каждом. На боковых сторонах рамки обозначены широты, а на северной и южной — долготы.

Рис. 3. Определение географических координат точки по карте (точка А) и нанесение на карту точки по географическим координатам (точка Б)

Пользуясь минутной рамкой карты можно:

1
. Определить географические координаты любой точки на карте.

Например, координаты точки А (рис.3). Для этого необходимо с помощью циркуля-измерителя измерить кратчайшее расстояние от точки А до южной рамки карты, затем приложить измеритель к западной рамке и определить количество минут и секунд в измеренном отрезке, сложить полученное (измеренное) значение минут и секунд (0″27″) с широтой юго-западного угла рамки — 54°30″.

Широта
точки на карте будет равна: 54°30″+0″27″ = 54°30″27″.

Долгота
определяется аналогично.

Измеряют с помощью циркуля-измерителя кратчайшее расстояние от точки А до западной рамки карты, прикладывают циркуль-измеритель к южной рамке, определяют количество минут и секунд в измеренном отрезке (2″35″) складывают полученное (измеренное) значение с долготой юго-западного угла рамки — 45°00″.

Долгота
точки на карте будет равна: 45°00″+2″35″ = 45°02″35″

2. Нанести любую точку на карту по заданным географическим координатам.

Например, точку Б широта: 54°31 «08», долгота 45°01 «41».

Для нанесения на карту точки по долготе необходимо провести истинный меридиан через данную точку, для чего соединить одинаковое количество минут по северной и южной рамке; для нанесения на карту точки по широте необходимо провести параллель через данную точку, для чего соединить одинаковое количество минут по западной и восточной рамке. Пересечение двух прямых определит местоположение точки Б.

3. Прямоугольная координатная сетка на топографических картах и ее оцифровка. Дополнительная сетка на стыке координатных зон

Координатная сетка на карте представляет собой сетку квадратов, образованных линиями, параллельными координатным осям зоны. Линии сетки проведены через целое число километров. Поэтому координатную сетку называют также километровой сеткой, а ее линии километровыми.

На карте 1:25000 линии, образующие координатную сетку, проведены через 4 см, то есть через 1 км на местности, а на картах 1:50000-1:200000 через 2 см (1,2 и 4 км на местности соответственно). На карте 1:500000 наносятся лишь выходы линий координатной сетки на внутренней рамке каждого листа через 2 см (10 км на местности). При необходимости по этим выходам координатные линии могут быть нанесены на карту.

На топографических картах значения абсцисс и ординат координатных линий (рис. 2) подписывают у выходов линий за внутренней рамкой листа и девяти местах на каждом листе карты. Полные значения абсцисс и ординат в километрах подписываются около ближайших к углам рамки карты координатных линий и около ближайшего к северо-западному углу пересечения координатных линий. Остальные координатные линии подписываются сокращенно двумя цифрами (десятки и единицы километров). Подписи около горизонтальных линий координатной сетки соответствуют расстояниям от оси ординат в километрах.

Подписи около вертикальных линий обозначают номер зоны (одна или две первые цифры) и расстояние в километрах (всегда три цифры) от начала координат, условно перенесенного к западу от осевого меридиана зоны на 500 км. Например, подпись 6740 означает: 6 — номер зоны, 740 — расстояние от условного начала координат в километрах.

На внешней рамке даны выходы координатных линий (дополнительная сетка
) системы координат смежной зоны.

4. Определение прямоугольных координат точек. Нанесение на карту точек по их координатам

По координатной сетке с помощью циркуля (линейки) можно:

1. Определить прямоугольные координаты точки на карте.

Например, точки В (рис. 2).

Для этого надо:

  • записать X — оцифровку нижней километровой линии квадрата, в котором находится точка В, т. е. 6657 км;
  • измерить по перпендикуляру расстояние от нижней километровой линии квадрата до точки В и, пользуясь линейным масштабом карты, определить величину этого отрезка в метрах;
  • сложить измеренную величину 575 м с значением оцифровки нижней километровой линии квадрата: X=6657000+575=6657575 м.

Определение ординаты Y производят аналогично:

  • записать значение Y — оцифровку левой вертикальной линии квадрата, т.е.7363;
  • измерить по перпендикуляру расстояние от этой линии до точки В, т. е.335 м;
  • прибавить измеренное расстояние к значению оцифровки Y левой вертикальной линии квадрата: Y=7363000+335=7363335 м.

2. Нанести на карту цель по заданным координатам.

Например, точку Г по координатам: Х=6658725 Y=7362360.

Для этого надо:

  • найти квадрат, в котором расположена точка Г по значению целых километров, т. е. 5862;
  • отложить от левого нижнего угла квадрата отрезок в масштабе карты, равный разности абсциссы цели и нижней стороны квадрата — 725 м;
  • от полученной точки по перпендикуляру вправо отложить отрезок, равный разности ординат цели и левой стороны квадрата, т. е. 360 м.

Рис. 2. Определение прямоугольных координат точки по карте (точка В) и нанесение на карту точки по прямоугольных координатам (точка Г)

5. Точность определения координат на картах различных масштабов

Точность определения географических координат по картам 1:25000-1:200000 составляет около 2 и 10″» соответственно.

Точность определения по карте прямоугольных координат точек ограничивается не только ее масштабом, но и величиной погрешностей, допускаемых при съемке или составлении карты и нанесении на нее различных точек и объектов местности

Наиболее точно (с ошибкой, не превышающей 0,2 мм) на карту наносятся геодезические пункты и. наиболее резко выделяющиеся на местности и видимые издали предметы, имеющие значение ориентиров (отдельные колокольни, фабричные трубы, постройки башенного типа). Поэтому координаты таких точек можно определить примерно с той же точностью, с которой они на карту наносятся, т. е. для карты масштаба 1:25000 — с точностью — 5-7 м, для карты масштаба 1:50000 — с точностью — 10-15 м, для карты масштаба 1:100000 — с точностью — 20-30 м.

Остальные ориентиры и точки контуров наносятся на карту, а, следовательно, и определяются по ней с ошибкой до 0,5 мм, а точки, относящиеся к нечетко выраженным на местности контурам (например, контур болота), с ошибкой до 1 мм.

6. Определение положения объектов (точек) в системах полярных и биполярных координат, нанесение на карту объектов по направлению и расстоянию, по двум углам или по двум расстояниям

Система плоских полярных координат
(рис. 3, а) состоит из точки О — начало координат, или полюса,
и начального направления ОР, называемого полярной осью
.

Рис. 3. а – полярные координаты; б – биполярные координаты

Положение точки М на местности или на карте в этой системе определяется двумя координатами: углом положения θ, который измеряется по ходу часовой стрелки от полярной оси до направления на определяемую точку М (от 0 до 360°), и расстоянием ОМ=Д.

В зависимости от решаемой задачи за полюс принимают наблюдательный пункт, огневую позицию, исходный пункт движения и т. п., а за полярную ось — географический (истинный) меридиан, магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса) или же направление на какой-либо ориентир.

Этими координатами могут служить либо два угла положения, определяющих направления с точек А и В на искомую точку М, либо расстояния D1=АМ и D2=ВМ до нее. Углы положения при этом, как показано на рис. 1, б, измеряются в точках А и В или от направления базиса (т. е. угол А=ВАМ и угол В=АВМ) или от других каких-либо направлений, проходящих через точки А и В и принимаемых за начальные. Например, во втором случае место точки М определено углами положения θ1 и θ2, измеренными от направления магнитных меридианов.Система плоских биполярных (двухполюсных) координат
(рис. 3, б) состоит из двух полюсов А и В и общей оси АВ, называемой базисом или базой засечки. Положение любой точки М относительно двух данных на карте (местности) точек А и В определяется координатами, которые измеряются на карте или на местности.

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в обнаружении объекта. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определения его координат.

Обнаружив объект (цель), необходимо сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту. Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно
: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию
: для этого необходимо сориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию до объекта от точки своего стояния, затем определить расстояние до объекта, измерив это расстояние на карте и соизмерив его с масштабом карты.

Рис. 4. Нанесение цели на карту прямой засечкой с двух точек.

Если таким образом графически невозможно решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до объекта.

Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азимуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Прямой засечкой
. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на объект, тогда пересечение прямых линий определяет местонахождение объекта.

7. Способы целеуказания по карте: в графических координатах, плоских прямоугольных координатах (полных и сокращенных), по квадратам километровой сетки (до целого квадрата, до 1/4, до 1/9 квадрата), от ориентира, от условной линии, по азимуту и дальности цели, в системе биполярных координат

Умение быстро и правильно указывать цели, ориентиры и другие объекты на местности имеет важное значение для управления подразделениями и огнем в бою или для организации боя.

Целеуказания в географических координатах
применяется очень редко и только в тех случаях, когда цели удалены от заданной точки на карте на значительном расстоянии, выражающемся в десятках или сотнях километров. При этом географические координаты определяются по карте, как описано в вопросе № 2 настоящего занятия.

Местоположение цели (объекта) указывают широтой и долготой, например, высота 245,2 (40° 8″ 40″ с. ш., 65° 31″ 00″ в. д.). На восточную (западную), северную (южную) стороны топографической рамки наносят уколом циркуля отметки положения цели по широте и долготе. От этих отметок в глубину листа топографической карты опускают перпендикуляры до их пересечения (прикладывают командирские линейки, стандартные листы бумаги). Точка пересечения перпендикуляров и есть положение цели на карте.

Для приближенного целеуказания по прямоугольным координатам
достаточно указать на карте квадрат сетки, в котором расположен объект. Квадрат всегда указывается цифрами километровых линий, пересечением которых образован юго-западный (нижний левый) угол. При указании квадрата карты придерживаются правила: сначала называют две цифры, подписанные у горизонтальной линии (у западной стороны), то есть координату «X», а затем две цифры у вертикальной линии (южная сторона листа), то есть координата «Y». При этом «X» и «Y» не говорятся. Например, засечены танки противника. При передаче донесения по радиотелефону номер квадрата произносят: «восемьдесят восемь ноль два».

Если положение точки (объекта) необходимо определить более точно, то пользуются полными или сокращенными координатами.

Работа с полными координатами
. Например, требуется определить координаты указателя дорог в квадрате 8803 на карте масштаба 1:50000. Сначала определяют чему равно расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата до указателя дорог (например, 600 м на местности). Таким же образом измеряют расстояние от левой вертикальной стороны квадрата (например, 500 м). Теперь путем оцифровки километровых линий определяем полные координаты объекта. Горизонтальная линия имеет подпись 5988 (X), прибавив расстояние от этой линии до указателя дорог, получим: Х=5988600. Точно также определяем вертикальную линию и получаем 2403500. Полные координаты указателя дорог следующие: Х=5988600 м, У=2403500 м.

Сокращенные координаты
соответственно будут равны: Х=88600 м, У=03500 м.

Если требуется уточнить положение цели в квадрате, то применяют целеуказание буквенным или цифровым способом внутри квадрата километровой сетки.

При целеуказании буквенным способом
внутри квадрата километровой сетки квадрат условно разбивается на 4 части, каждой части присваивается заглавная буква русского алфавита.

Второй способ — цифровой способ
целеуказания внутри квадрата километровой сетки (целеуказание по улитке

). Этот способ получил свое название по расположению условных цифровых квадратов внутри квадрата километровой сетки. Они расположены как бы по спирали, при этом квадрат разбивается на 9 частей.

При целеуказании в этих случаях называют квадрат, в котором находится цель, и добавляют букву или цифру, уточняющую положение цели внутри квадрата. Например, высота 51,8 (5863-А) или высоковольтная опора (5762-2) (см. рис. 2).

Целеуказание от ориентира наиболее простой и распространенный способ целеуказания. При этом способе целеуказания вначале называют ближайший к цели ориентир, затем величину угла между направлением на ориентир и направлением на цель в делениях угломера (измеряется биноклем) и удаление до цели в метрах. Например: «Ориентир второй, вправо сорок, дальше двести, у отдельного куста – пулемет».

Целеуказание от условной линии
обычно применяется в движении на боевых машинах. При этом способе по карте выбирают в направлении действий две точки и соединяют их прямой линией, относительно которой и будет вестись целеуказание. Эту линию обозначают буквами, разбивают на сантиметровые деления и нумеруют их начиная с нуля. Такое построение делается на картах как передающего, так и принимающего целеуказание.

Целеуказание от условной линии обычно применяется в движении на боевых машинах. При этом способе по карте выбирают в направлении действий две точки и соединяют их прямой линией (рис. 5), относительно которой и будет вестись целеуказание. Эту линию обозначают буквами, разбивают на сантиметровые деления и нумеруют их начиная с нуля.

Рис. 5. Целеуказание от условной линии

Такое построение делается на картах как передающего, так и принимающего целеуказание.

Положение цели относительно условной линии определяется двумя координатами: отрезком от начальной точки до основания перпендикуляра, опущенного из точки расположения цели на условную линию, и отрезком перпендикуляра от условной линии до цели.

При целеуказании называют условной наименование линии, затем число сантиметров и миллиметров, заключающихся в первом отрезке, и, наконец, направление (влево или вправо) и длину второго отрезка. Например: «Прямая АС, пять, семь; вправо ноль, шесть – НП».

Целеуказание от условной линии можно выдать, указав направление на цель под углом от условной линии и расстояние до цели, например: «Прямая АС, вправо 3-40, тысяча двести – пулемет».

Целеуказание по азимуту и дальности до цели
. Азимут направления на цель определяют с помощью компаса в градусах, а дальность до нее – с помощью прибора наблюдения или глазомерно в метрах. Например: «Азимут тридцать пять, дальность шестьсот – танк в окопе».

Этот способ чаще всего используют на местности, где мало ориентиров.

8. Решение задач

Определение координат точек местности (объектов) и целеуказание по карте отрабатывается практически на учебных картах по заранее подготовленным точкам (нанесенным объектам).

Каждый обучаемый определение географические и прямоугольные координаты (наносит на карту объекты по известным координатам).

Способы целеуказания по карте отрабатываются: в плоских прямоугольных координатах (полных и сокращенных), по квадратам километровой сетки (до целого квадрата, до 1/4, до 1/9 квадрата), от ориентира, по азимуту и дальности цели.

Каждая точка поверхности планеты имеет определенное положение, которому соответствует собственная координата по широте и долготе. Она находится на пересечении сферических дуг меридиана, отвечающего за долготу, с параллелью, что соответствует широте. Обозначается парой угловых величин, выраженных в градусах, минутах, секундах, что имеет определение системы координат.

Широта и долгота — это географический аспект плоскости или сферы, перенесенный на топографические изображения. Для более точного нахождения какого-либо пункта берется во внимание также его высота над уровнем моря, что позволяет найти его в трехмерном пространстве.

Необходимость найти точку по координатам широты и долготы возникает по долгу службы и по роду занятий у спасателей, геологов, военных, моряков, археологов, летчиков и водителей, но может понадобиться и туристам, путешественникам, искателям, исследователям.

Что такое широта и как ее найти

Широтой называют расстояние от объекта до линии экватора. Имеряется в угловых единицах (таких как градус, град, минута, секунда и т.д.). Широта на карте либо глобусе обозначается горизонтальными параллелями — линиями, описывающими окружность параллельно экватору и сходящимися в виде ряда сужающихся колец к полюсам.

Поэтому различают широту северную — это вся часть земной поверхности севернее экватора, а также южную — это вся часть поверхности планеты южнее экватора. Экватор — нулевая, самая длинная параллель.

  • Параллели от линии экватора к северному полюсу принято считать положительной величиной от 0° до 90°, где 0° — это собственно сам экватор, а 90° — это вершина северного полюса. Они считаются как северная широта (с.ш.).
  • Параллели, исходящие от экватора в сторону южного полюса, обозначены отрицательной величиной от 0° до -90°, где -90° — это место южного полюса. Они считаются как южная широта (ю.ш.).
  • На глобусе параллели изображаются опоясывающими шар окружностями, которые уменьшаются с их приближением к полюсам.
  • Все пункты на одной параллели будут обозначаться единой широтой, но различной долготой.
    На картах, исходя из их масштаба, параллели имеют форму горизонтальных, изогнутых дугой, полос — чем меньше масштаб, тем прямее изображена полоса параллели, а чем крупнее — тем она более изогнута.

Запомните!
Чем ближе к экватору располагается заданная местность, тем меньшей будет ее широта.

Что такое долгота и как ее найти

Долгота — это величина, на которую удалено положение заданной местности относительно Гринвича, то есть нулевого меридиана.

Долготе аналогично присуще измерение в угловых единицах, только с 0° до 180° и с приставкой — восточная либо западная.

  • Нулевой меридиан Гринвича вертикально опоясывает шар Земли, проходя через оба полюса, разделяя его на западное и восточное полушария.
  • Каждая из частей, находящихся к западу от Гринвича (в западном полушарии) , будет носить обозначение западной долготы (з.п.).
  • Каждая из частей, удаленная от Гринвича на восток и расположенная в восточном полушарии, будет носить обозначение восточной долготы (в.п.).
  • Нахождение каждой точки по одному меридиану имеют единую долготу, но различную широту.
  • Меридианы нанесены на карты в виде вертикальных полос, изогнутых в форме дуги. Чем мельче масштаб карты, тем прямее будет полоса меридиана.

Как найти координаты заданной точки по карте

Зачастую приходится узнавать координаты пункта, который расположен на карте в квадрате между двумя ближайшими параллелями и меридианами. Приблизительные данные можно получить на глазок, оценив последовательно шаг в градусах между нанесенными на карту линиями в интересующем районе, а затем сопоставив удаленность от них искомой местности. Для точных вычислений понадобятся карандаш с линейкой, или же циркуль.

  • За исходные данные берем обозначения ближайших к нашей точке параллели с меридианом.
  • Далее смотрим шаг между их полосами в градусах.
  • Потом смотрим величину их шага по карте в см.
  • Измеряем линейкой в см расстояние от заданной точки до ближайшей параллели, а также расстояние между этой линией и соседней, переводим в градусы и берем во внимание разницу — вычитая от большей, либо прибавляя к меньшей.
  • Таким образом получаем широту.

Пример!
Расстояние между параллелями 40° и 50°, среди которых находится наша местность, составляет 2 см либо 20 мм, а шаг между ними — 10°. Соответственно, 1° равен 2 мм. Наша точка удалена от сороковой параллели на 0,5 см либо 5 мм. Находим градусы до нашей местности 5/2 = 2,5°, которые нужно прибавить к значению ближайшей параллели: 40° + 2,5° = 42,5° — это наша северная широта заданной точки. В южном полушарии вычисления аналогичны, но результат имеет отрицательный знак.

Аналогично находим долготу — если ближайший меридиан находится дальше от Гринвича, а заданный пункт ближе — то разницу вычитаем, если меридиан к Гринвичу ближе, а пункт дальше — то прибавляем.

Если под рукой нашелся только циркуль, то его его кончиками фиксируется каждый из отрезков, а распор переносится на масштаб.

Похожим образом производятся вычисления координат на поверхности глобуса.

Существуют разные виды географических карт. Из одних мы можем узнать только узконаправленную информацию. Другие предоставляют нам более обширные данные. В центре круга расположен Вавилон. Круг окружён рекой – Океаном. Получилась своеобразная карта мира, каким его представляли вавилоняне. Вавилонская карта мира. Очень многим человечество обязано Древней Греции. Греки изобретательны и любознательны, они умеют учиться.

Инфоурок › Окружающий мир ›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему:»Географическая карта» (4 класс). Презентация по окружающему миру на тему:»Географическая карта» (4 класс). Скачать материал. библиотека материалов. Добавить в избранное. 1 / 26. Рейтинг материала: 4,9 (голосов: 7). Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд. Описание слайда: Географическая карта Презентацию выполнила: Анохина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г.Азова. 2 слайд. Описание слайда: Географическая карта — изображение модели земной поверхности в уменьшенно.

Окружающий мир 4 класс 3. Выполните задания для работы в парах. 1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты. 2) Подпишите условные знаки географических карт. тэги: 4 класс, географические карты, окружающий мир, правильные ответы, условные знаки, фрагменты географических карт. категория: образование.

Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами географа. Окружающий мир. Мир глазами географа. Видеоурок. Текстовый урок. География и географ Первая географическая карта Первый глобус, дошедший до наших дней Глобус: океаны, материки, полюса, меридианы, экватор, полушария, параллели Первая карта России Карты, виды карт Масштаб. 1. 1.25. География и географ. Сегодня мы попытаемся взглянуть на мир глазами географа , ученого, который занимается географией (рис. 1).

«Географическая карта», 4 класс план-конспект урока по окружающему миру (4 класс). Опубликовано 16.01.2021 — 11:59 — Федоренко Татьяна Романовна. Конспект и презентация урока по окружающему миру «Географическая карта», 4 класс. Скачать: Вложение. Слайд 6 Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя видами карт. Карта, на которой могут быть показаны различные события и явления, которые происходили в разные периоды истории человечества, а так же древние государства, военные операции – называются историческими, с которыми вы познакомитесь во втором полугодии.

Окружающий мир. 4 класс. Изучение человеком окружающего мира. Что изучает география? 2. Изображения Земли. Теория: Географическая карта — уменьшенное, обобщённое изображение земной поверхности на плоскости. Глобус — объёмная модель Земли. Первая географическая карта мира появилась в Древней Греции (примерно (2500) лет назад). Карта имела форму круга. Земная поверхность на картах показана в уменьшенном виде. Для составления карт используется масштаб. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшена территория, изображённая на карте (какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте). Одной из первых карт России является «Большой чертёж».

Географические карты подразделяются на следующие категории. По территориальному охвату карты мира; карты материков; карты стран и регионов; По масштабу крупно- (1:200 000 и крупнее) ; средне- (от 1:200 000 и до 1:1 000 000 включительно) ; мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000). Отличные по масштабу карты имеют разные точность и детальность изображения, степень генерализации и нередко разное назначение. По назначению научно-справочные — предназначены для выполнения научных исследований и.

разве география в 4 классе есть? о_о карты группируются по 4 признакам: по охвату территории, по масштабу, по содержанию, по назначению. al.ta Мастер (2458) 8 лет назад. По территориальному охвату 1.карты мира; 2.карты материков; 3.карты стран и регионов По масштабу 1.крупномасштабные 2.среднемасштабные 3.мелкомасштабные По содержанию 1.Общегеографические (физические) карты 2.Общественно-политические карты. Похожие вопросы. Также спрашивают.

Мир глазами географа. География — это одна из самых древних наук. Увидеть мир глазами географа — значит собрать безграничные знания о Земле, ее обитателях, населении, ресурсах. В данной статье мы расскажем о самых важных аспектах науки географии и поможем отлично подготовиться к уроку в 4 классе. Эволюция географии. Первая в мире карта была создана древнегреческим ученым Анаксимандром 2,5 тысячи лет тому назад. Она была круглой, а в центре изображалась Греция, окруженная другими известными на то время землями. Всю сушу омывал океан. Меридианы – условные линии, проводимые от Северного географического полюса к Южному. Они имеют разное значение.

Home » окружающий мир » Стр. 11-12. Мир глазами географа Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы. 2) Подпишите условные знаки географических карт. 4. Выполни задание учебника (с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15-16. «Рекорды» Земли. 1) Вид «рекорда»: Самое глубокое озеро. Название географического объекта: Байкал. Основные сведения о географическом объекте: Площадь: 31 722 км² Наибольшая глубина:1642 м. 2) Вид «рекорда»: Самая длинная река. Название географического объекта: Амазонка. Основные сведения о географическом объекте: Река в Южной Америке, длина: 6437 км.

Главная › 4 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков Крючкова 4 класс. Мир глазами географа — cтраницы 14, 15, 16. › ГДЗ Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков Крючкова 4 класс. 1. Любишь ли ты путешествия (воображаемые или реальные)? Если да, то почему? . География — это одна из наук о Земле. 3. Выполните задания для работы в парах. 1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты. 2) Подпишите условные знаки географических карт. Попросите других ребят проверить вашу работу.

2. Виды картографических проекций. 3. Виды географических карт. 4. Классификация карт по масштабу. 5. Классификация карт по охвату территорий. Общие понятия картографии. С тех пор, как начало развиваться человеческое общество, возникла потребность в отображении и сохранении той или иной информации. С момента зарождения первых познаний человека об окружающем его мире, возник вопрос и о передаче информации географического характера. Важным объектом географической информации являлась земная поверхность, территория. Одним из главных способов передачи информации о земной поверхности стало ее начерт.

Окружающий мир. 4 класс. Урок 2. Мир глазами географа. Назад Вперёд. Страны, города тоже являются географическими объектами. Умение пользоваться картой человеку нужно для выбора маршрута в походе, поиска и добычи полезных ископаемых, для определения места строительства домов. Географическая карта и глобус по праву считаются самыми замечательными изобретениями человечества. Разбор типового тренировочного задания.

Окружающий мир — Готовые домашние задания по окружающему миру. Главная. 1 класс. Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28. Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28. Автор Окружающий мир. 1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса. 2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте? Мы работали с физической и политической картами.

3. Политическая карта мира. изображают всю планету, показывают все страны мира и их столицы. 4. Экономические карты. какие предприятия есть в той или мной местности, какой вид с/х распространен больше. 5. Контурные карты. Заполните таблицу. Вид географических карт атласа Что изображено Масштаб. спросил 19 Окт, 18 от ириска в категории школьный раздел. 1 ответ.

Окружающий мир 4 класс. Мир глазами географа. Любишь ли ты путешествия (воображаемые или реальные)? Если да, то почему? . 1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты. 2) Подпишите условные знаки географических карт. Попросите других ребят проверить вашу работу. Выполни задание учебника (Окружающий мир 4 класс, с. 27) и сделай записи в тетради на с. 15—16. «Рекорды» Земли >>. Вид «рекорда». Название географического объекта. Основные сведения о географическом объекте. Самая длинная река. Амазонка.

Урок для учителя начальных классов для 4 класса. Методические разработки по Окружающему миру для 4 класса по УМК «Школа России». Задачи урока: Обучающие: научить пользоваться географической картой и правильно читать её. Развивающие: развивать кругозор уч-ся, внимание, память. Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру. Формируемые УУД: Познавательные

Географическая карта — это упрощённое изображение поверхности Земли в уменьшенном виде. Оно содержит сетку координат, условные обозначения и топонимы. Разные типы карт используются с древности, позволяют проводить измерение высот и расстояний с учётом масштаба и принятых градиентов. Карты составлялись с целью познания мира и отражали господствовавшие в разное время концепции в философии и географии. Сейчас они представляют собой важные источники информации. Может показаться, что всё давно зафиксировано, обозначено и уже не осталось terra incognita, но на самом деле эта кропотливая работа никогда не заканчивается.

Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе; «Окружающий мир» (1–4-е классы). План лекций по курсу: Номер газеты. Название и примерное содержание лекции. 17. Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. На географических картах по-другому: на карте полушарий меридианы и параллели – дуги, экватор – прямая линия, на некоторых проекциях один из меридианов каждого полушария также отрезок прямой; на картах мира меридианы и параллели также изображены дугами, экватор – прямой; на картах России параллели – дуги, меридианы – отрезки прямой.

Тема «Географическая долгота. Географические координаты»

Цели урока:

$Образовательные:

в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;

Развивающие:

развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

Воспитательные:

  • учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической$ жизни людей;

  • проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;

  • научатся аккуратно вести записи на контурной карте.

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

  • $географическую широту;

  • географическую долготу;

  • географические координаты.

Методы обучения:

  1. По источнику знания:
    а) словесные – рассказ учителя, $беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
    б) наглядные – работа с рисунками № 20 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой; с тетрадью тренажером
    в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

  2. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

  3. По степени самостоятельности:
    а) с учителем при получении нового знания;
    б) в паре при решении пробного упражнения;
    в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

$Формы организации работы в классе:

  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

  2. парная, при выполнении пробного упражнения;

  3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

$2 этап: Повторение

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (ответы ребят)$

Дополните суждение:

  1. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюсы…

  2. Воображаемые линии, проведенные параллельно экватору…

  3. Воображаемая линия, разделяющая Землю на северное и южное полушарие…

  4. Меридианы и параллели образуют…

  5. К северу от экватора располагается полушарие…

  6. К югу от экватора располагается полушарие…

Слайд 1. Давайте вспомним свойства градусной сетки

Признаки линий

$градусной сетки

Меридианы

Параллели

1. В какие стороны горизонта направлены?

 Север — Юг

$

 Запад — Восток

2. Какова длина в градусах?

 180°

 360°

3. Какова длина в километрах?

 20 000 км

От 40 000 км до 0  

4. Какова длина 1° в километрах?

 111,3 км

От 111,3 км до 0 

5. Какую форму и$меют на глобусе?

 Полуокружности

Дуги

Окружности 

$Слайд 2

Учитель: В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 5см.× 5см.

Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1).

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

  а  

  б  

  в  

  г  

$

  1  

+

$

2

+

3

+

$

4

+

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Слайд 3. Вопросы:

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    $а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.

  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.

    $

  3. Направления запад → восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.

  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.

Слайд 4. Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя.

Учитель: давайте вспомним, как определяется широта? Определим широту городов С-Петербурга и Москвы. (учащиеся определяют и записывают в тетрадь С-Петербург 60° с.ш., М$осква — 55° с.ш.)

Когда вы играете в «Морской бой» или шахматы, то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

3 этап: Изучение нового материала

В известном романе Жуля Верна «Дети капитана Гранта» путешественники $знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели. Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели. Чтобы определить точно место крушения корабля, $путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

Учитель Как вы думаете, что нам сегодня необходимо узнать на уроке и что мы должны научиться определять? (ответы ребят)

Запишем тему урока в тетрадь.

$Слайд 5 «Географическая долгота. Географические координаты»

Для того, чтобы герои романа смогли найти капитана Гранта им необходимо было знать долготу.

$А как определяется долгота?

Сегодня мы должны научиться определять географическую долготу.

Учитель:

Слайд 6.

Вызнаете, что параллели – это линии широты, а меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Слайд 7. Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

$Слайд 8. Запишем в тетрадь определение понятия «географическая долгота». Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он$ находится.

  3. $Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.20 в учебнике).

Работа с рис. 20 стр. 33 учебника.

Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами?

Если объект располагается между меридианами, следует:

  • Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).

  • Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).

  • Прибавить получившееся число к долготе най$денного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от этого меридиана до Москвы 7°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7°=37° в.д.

Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Учащиеся$ дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.

Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г. Москвы.

Слайд 8. Что такое географические координаты? (ответы учащихся)

Слайд 9. 10. Запишем в тетрадь определение понятия «географические координаты» — это широта и долгота точки земной поверхности. А теперь по «Физической карте полушарий» определите географические координаты г. Париж и г. Кейп$таун.

Учащиеся определяют географические координаты этих городов, записывают в тетради и называют географические координаты этих точек:

  • $ город Париж – 49° с.ш., 2° в.д.

  • город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.

Слайд 11-12. Определение координат

Географический пункт

Географические координаты

Широта

$

Долгота

влк. Килиманджаро

3° ю.ш.

38° в.д. 

г. Мехико

19° с.ш. 

99° з.д. 

г. Канберра

35° ю.ш. 

149° в.д. 

г. Бразилиа

15° ю.ш.

$48° з.д. 

Влк. Котопахи

1° ю.ш. 

 78° з.д.

гора Белуха (Россия)

50 ° с.ш.

 86 °в.д.

$Влк. Камерун

 4° с.ш.

 9° в.д.

Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.

4 этап: Закрепление.

Учитель Сейчас мы с вами сыграем в игру, по результатам которой определим, кто лучше усвоил новый материал.

Правила игры. Поделить класс на 3 команды, по рядам.

$

Решить какая из команд у нас сегодня будет лучшая, помогут вот эти деревья (нарисованные на трех листах деревья с голыми ветвями).

За ответы команды получают листочки разног$о цвета, которыми украшают свои деревья (приклеивают на ветках деревьев). За отличный ответ – зелёного цвета. За правильный, но неполный ответ – жёлтого цвета, за слабый ответ – красный листочек. За дополнение команда заслуживает зелёный листочек.

Итак, к концу состязания, каждая команда нарядит своё дерево, и мы увидим, у кого будет самое зелёное дерево, тот станет победителем. А кто соберет больше зеленых листочков получит хорошую оценку.

Слайд 13. Разминка $(на повторение темы).

Каждая команда отвечает по-очереди.

1. Блиц-опрос:

1) Что такое меридианы?
2) Какое направление показывают меридианы?
3) Какую форму имеют меридианы на глобусе?
4) Какую форму имеют меридианы на физической карте полушарий?
5) Какова длина меридианов в градусах?
6) Какова длина меридианов в километрах?
7) Какова величина в километрах дуги меридиана длиной в один градус?
8) Что такое параллели?
9) Как называется самая длинная параллель?
10) Какое направлени$е показывают параллели?
11) Какую форму имеют параллели на глобусе?
12) Какую форму имеют параллели на физической карте полушарий?
13) В каких местах земного шара параллели превращаются в точки?
14) Что называют географической долготой?
18) Как отсчитывается географическая долгота?
19) Что называют географической широтой?
20) Как отсчитывается географическая широта?
21) Что такое географические координаты?

Слайд 14. Игра “Кто быстрее назовёт!”

Отвечает та команда, которая вперёд поднимет руку.

$1) Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? Покажите на глобусе, карте. (Антарктида).
2) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан). Покажите на карте и глобусе.
3) Какое кругосветное путешествие будет короче по 60-й параллели или по экватору? Покажите на глобусе. (Короче по 60-й параллели).
4) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя глобус. (Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны).
5) Можно ли провести меридиан в классе? (Можно, если узнать направление на север и юг).
6) Какие материки находятся только в северном полушарии? Покажите их на карте. (Евразия, Северная Америка).
8) Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия, Антарктида).
9) Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка).
Слайд 15-18. Игра с тестами “Определи географический объект по географическим координатам”

Каж$дая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута.).

Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” — так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

Варианты ответов:

А. Новая Гвинея.
Б. Новая Зеландия.
В. Куба.
Г. Антарктида.

$Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Врангеля.
Б. Петра I.
В. Тасмания.
Г. Мадагаскар.

Задание 3. Лёгк$ое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

Варианты ответов:

А. Африки.
Б. Евразии.
В. Австралии.
Г. Южной Америки.

Ответы.

Зад$ание 1. Г. Антарктида.

Задание 2. Б. Остров Петра I.

Задание 3. А. Африка.

Команды зачитывают ответы. В случае неверного ответа, другие команды его исправляют.

Слайд 19. Игра «Лучший сыщик». Необходимо

$Географические координаты

Название географического объекта

г. Каир

 30 с.ш.

30 в.д.

г. Дели

 28 с.ш.

78 в.д. 

г. Вашингтон

 $38 с.ш.

78 з.д. 

гора Аконкагуа

 32 ю.ш.

71 з.д. 

г. Токио

 36 с.ш.

$140 в.д. 

г. Якутск (Россия)

 62 с.ш.

129 в.д. 

Каждая команда записывает ответы на отдельном листе.

$Слайд 20. Каждая команда подчитывает количество зелёных, жёлтых и красных листьев на своих деревьях.

Итог игры: команды определяют у кого самое зелёное дерево (по количеству зелёных листьев). Победители получают за урок оценку “пять”. Также отметку “пять” получают те команды, у которых на дереве оказалось больше зелёных листьев, чем остальных другого цвета. Команды, у которых на деревьях оказалось больше жёлтых листьев, получают отметку “четыре”. Учитель отмечает наиболее активных учащихся в игре.

$ Итог урока:

Мы с вами научились определять географические координаты, провели игру между командами, в ходе которой вспомнили свойства градусной сетки, закрепили навыки определения географических координат, выявили победителей.

Знания по этой теме вам будут необходимы в старших классах и в жизни. Особенно тем, кто станет ученым, геологом, синоптиком, капитаном, лётчиком, политиком, экономистом, экологом, картографом, пожарником, с$вязистом, архитектором, путешественником, исследователем.

Эти знания вам пригодятся на следующий урок, на котором мы с вами по этой теме выполним практическую работу, целью которой будет проверка и оценка ваших умений определять географические координаты.

Слайд 21. Домашнее задание: §13, тетрадь тренажер стр. 27, № 1-2.

16.11.21

НЕОБХОДИМО:  НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ , выполненное задание прислать на почту yekaterina.lysochenko@gmail.com

Тема: Изображение Донецкой области на географических картах. Картографические проекции. Искажения на картах.

Цель урока: Ознакомиться со способами изображения земной поверхности.

Обобщить знания о плане и карте. Сформировать знания о картографической проекции, искажениях на карте. Продолжить формирование умений работать с картой.

Изучение нового материала.

В современном мире геоинформационные системы позволили создавать электронные географические карты – многослойные, трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением.

— Подумайте, какими геометрическими фигурами можно воспользоваться для изображения шарообразности Земли.

Чтобы правильно изобразить земную поверхность на плоскости, необходимо провести математические расчёты и спроектировать геометрическую фигуру на плоскость, этот процесс называется картографической проекцией.

Картографическая проекция – математический способ перенесения земной поверхности на плоскость карты. Для построения картографической проекции используют вспомогательные геометрические фигуры: цилиндр, конус и плоскость. В зависимости от использования фигуры проекции могут быть цилиндрические, конические и азимутальные.

При составлении цилиндрической проекции используется цилиндр. Такую проекцию чаще всего используют для создания карт мира, материков и океанов, стран, находящихся в приэкваториальной зоне. При использовании такой проекции линии градусной сетки будут пересекаться под прямым углом, меридианы и параллели будут прямыми линиями.

Рассказ про меридианы и параллели

При использовании конуса создается коническая проекция. В этом случае меридианы изображаются прямыми линиями, исходящими из одной точки, а параллели – дугами концентрических окружностей.

Рассказ про меридианы и параллели

Азимутальную проекцию получают с помощью проектирования картографической сетки Земли на плоскость – касательную к полюсу Земли. Меридианы сетки на проекции имеют вид прямых, исходящих из центральной точки проекции, а параллели – концентрические окружности с центром на полюсе.

a — цилиндрическая, b — коническая, c — азимутальная, d — псевдоцилиндрическая, 
e — псевдоконическая, f — поликоническая, g — псевдоазимутальная.

Различают проекции нормальные (ось цилиндра или конуса при проецировании совмещена с осью Земли), косые (наклон цилиндра или конуса относительно полярной оси составляет острый угол) и поперечные (угол между осью Земли и осью фигуры проекции составляет 90 градусов). 
При описании проекций много внимания уделяется тому, как выглядят на них параллели и меридианы. Отклонение формы сетки от квадрата показывает степень искажения проецируемого с шара на плоскость изображения. Изучая географическую сетку на карте в какой-либо проекции, можно понять, в какой степени и в каких местах эта карта искажена. 
По типу географической сетки можно выделить: 
— 
псевдоцилиндрические проекции, у которых параллели — прямые, параллельные друг другу, а меридианы — кривые, симметричные, относительно среднего прямолинейного меридиана; 
— 
псевдоконические, где параллели — дуги концентрических окружностей, а меридианы — кривые, симметричные относительно среднего прямолинейного меридиана; 
— 
поликонические, параллели которых — дуги эксцентрических окружностей с центрами на среднем прямолинейном меридиане, а меридианы — кривые, симметричные относительно среднего меридиана. 
На приведенном рисунке видно, какие очертания может принимать географическая сетка в различных проекциях.

Помимо упомянутых, существует много других типов и разновидностей картографических проекций. Проекцию, наиболее подходящую по характеру, величине и распределению искажений для той или иной карты, выбирают в зависимости от назначения, содержания карты, а также от размеров, конфигурации и географического положения поверхности картографируемой территории.

Безусловно, модель нашей планеты удобнее всего представить в виде глобуса, при этом искажения будут минимальны. Однако во время выполнения многих практических и исследовательских задач работать с такой моделью неудобно. Дело даже не в том, что носить с собой глобус не всегда представляется возможным, а в громоздкости такой модели, если мы захотим ее представить в относительно крупном масштабе. Так, если изготовить глобус с изображением поверхности Земли в масштабе 1:1 000 000, то получим шарообразную модель нашей планеты диаметром 12,7 м. Представьте себе, что вам потребуется переносить такую модель, определять на ней координаты точек или производить линейные измерения. По этой причине карты и планы значительно удобнее в пользовании, переноске и хранении.

Геометрические преимущества глобуса (равномасштабность, равноугольность и равновеликость) одновременно и полностью сохранить на плоской карте невозможно. Построенная на плоскости географическая сетка, изображающая меридианы и параллели, будет иметь определенные искажения, поэтому будут искажены изображения всех объектов земной поверхности. Характер и размеры искажений зависят от способа построения картографической сетки, на основе которой составляется карта.

Отображение поверхности эллипсоида или шара на плоскости называется картографической проекцией. По сути, картографическая проекция является горизонтальным проложением точек земной поверхности, расположенных на фигуре Земли. 
Существуют различные виды картографических проекций. Каждому из них соответствуют определенная картографическая сетка и присущие ей искажения. В одном виде проекции искажаются размеры площадей, в другом — углы, в третьем — площади и углы. При этом во всех проекциях без исключения искажаются длины линий.

  Выделяют четыре вида искажений на картах: длин, площадей, углов и форм объектов, они видны при сравнении градусной сетки на карте и глобусе.

По характеру искажений картографические проекции подразделяются на равноугольные(сохраняют углы и формы объектов, но искажают длины и площади); равновеликие(сохраняют площади, но сильно изменяют углы и формы объектов); произвольные(искажения длин, площадей и углов распределены на карте определенным образом),равнопромежуточные (длины сохраняются либо по параллели, либо по меридиану).

Масштаб, указанный на картах, справедлив только на линиях и в точках нулевых искажений. Он называется главным. Во всех остальных частях карты масштаб отличается от главного и называется частным. Для его определения нужны специальные расчеты.

Для перехода от шара (эллипсоида) к плоскости используют специальные вспомогательные поверхности:

цилиндрические (проектирование шара ведется на поверхность цилиндра) — дают наименьшие искажения в области экватора и в средних широтах и используются для построения карт мира;

конические (вспомогательная поверхность — конус) — обладают наименьшими искажениями в умеренных широтах и наиболее точно отражают территорию России;

азимутальные (вспомогательная поверхность — плоскость, которая касается земного шара в одной точке) — обычно используют для отдельных материков. 

Поскольку наша планета является геоидом, ее поверхность невозможно перенести на плоскость без неточностей, поэтому все картографические проекции имеют искажения. В зависимости от характера и размера искажений, проекции делятся на равноугольные, равновеликие и произвольные.

Рассказ про меридианы и параллели

Судить о наличии на карте искажения длин удобно путем сравнения величины отрезков меридианов между соседними параллелями. Если они повсеместно равны, то искажения длин по меридианам нет, если такого равенства нет (рис. 5.5 отрезки АВ и CD), то искажение длин линий имеется.

Рассказ про меридианы и параллели

Часть карты восточного полушария с показом картографических искажений

Если карта отображает такую большую территорию, что на ней показаны и экватор 0º и параллель 60° широты, то нетрудно по ней установить, имеется ли искажение длин вдоль параллелей. Для этого достаточно сравнить длину отрезков экватора и параллели с широтой 60° между соседними меридианами. Известно, что параллель 60° широты в два раза короче экватора. Если таково же соотношение указанных отрезков на карте, то искажения длин по параллелям нет; в противном случае оно имеется.
Наибольший показатель искажения длин у данной точки (большая полуось эллипса искажений) обозначают латинской буквой 
а, а самый меньший (малая полуось эллипса искажений) – b. Взаимно перпендикулярные направления, по которым действуют наибольший и наименьший показатели искажения длин, называют главными направлениями.
В пределах мелкомасштабных карт сравнительно небольших территорий (например, Украины) отклонения масштабов длин от указанного на карте масштаба невелики. Ошибки при измерении длин в этом случае не превышают 2 – 2,5% от измеряемой длины, и ими в работе со школьными картами можно пренебречь. К некоторым картам для приближенных измерений прилагается измерительная масштабная линейка, сопровождаемая пояснительным текстом.

  • Рассказ про месячные для девочек
  • Рассказ про машину полицейскую
  • Рассказ про мартина лютера и реформацию
  • Рассказ про малину для детского сада
  • Рассказ про маму до слез