Рассказ про медведя для детей дошкольного возраста

Конспекты занятий в детском саду занятие по развитию речи конспект нод по обучению пересказу рассказа е. чарушина медведь для дошкольников

Конспекты занятий в детском саду

Занятие по развитию речи

Конспект НОД по обучению пересказу рассказа Е. Чарушина «Медведь» для дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития посредством использования мнемотехники

Кондратьева Людмила Васильевна, учитель-логопед
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка» г. Тамбов

Тема: Пересказрассказа Е. Чарушина «Медведь».

Цель: Формирование навыка пересказа повествовательного рассказа с использованием мнемотехники.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

— активизировать речевую деятельность детей;

— учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;

— учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

— упражнять детей в выстраивании плана рассказа по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие:

— развивать навыки подробного пересказа с опорой на мнемокарточки рассказа;

— развивать произвольное внимание;

— развивать положительную установку на участие в занятии;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;

— воспитывать любовь к животным, к природе.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, прилагательных).

Оборудование: логопедическое пособие «Символ-помощник» на диске, мольберт, предметные картинки к тексту, мнемокарточки, мнемотаблица, портрет автора, герой Символик.

Предварительная работа:

— Чтение рассказа Е. Чарушина «Медведь»;

— Рассматривание портрета Е. Чарушина;

— Рассматривание иллюстраций;

— Занятия по ознакомлению с окружающим миром;

— Лексико-грамматические упражнения.

Лексический материал: Существительные: берлога, ягода, корешок, пчела, дупло, мед;

Глаголы: спать, сосать, просыпаться, добывать, искать, копать, видеть, лететь, ползти, прогнать, идти.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: К нам на занятие сегодня пришел Символик (изображение мальчика Символика) со своими друзьями (знаки-символы), с которыми мы будем знакомиться во время занятия. Символик будет приходить к нам на каждое занятие, и помогать справляться, со всеми заданиями.

Дети приветствуют Символика.

Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте ее:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь)

2. Подготовка к восприятию текста

Педагог: Правильно, ребята, это медведь. А каких диких животных вы еще знаете?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь.

Педагог: А что делает медведь зимой?

Дети: Зимой медведь спит.

Педагог: А когда он просыпается?

Дети: Он просыпается весной.

Педагог: Где живет медведь?

Дети: В лесу.

Педагог: Как называется дом медведя?

Педагог: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать рассказ?

Дети: Мы будем читать рассказ о медведе.

Педагог: Рассказ написал Е. Чарушин, называтся «Медведь». Вы внимательно слушайте и запоминайте.

3. Чтение рассказа

— Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало. Проснулся Мишка. Пошел по лесу еду добывать. Ягоды искал, корешки копал и увидел — пчелы из дупла летят. Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Свалился он с дерева и пошел домой.

Педагог: А теперь вы будете отвечать на вопросы по рассказу.

4. Беседа по содержанию

  1. Что делал Мишка? (Мишка спал, лапу сосал)
  2. Почему проснулся Мишка? (Солнце снег согнало)
  3. Что он стал делать? (Пошел еду добывать, ягоды искал, корешки копал)
  4. Что он увидел? (Мишка увидел пчел)
  5. Откуда летели пчелы? (Летели пчелы из дупла)
  6. Что Мишка захотел? (Мишка меду захотел)
  7. Что сделали пчёлы? (Пчелы прогнали Мишку)
  8. Куда пошёл Мишка? (Мишка пошел домой)

5. Физкультминутка.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Мишка встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Значит, мёда не нашёл!

Мишка в улей влез и вот –

Каплет с лапок сладкий мёд.

(дети повторяют движения воспитателя).

6. Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа по мнемотаблице.

Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти мнемокарточки.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается план рассказа из мнемокарточек в мнемотаблицу.

7. Коллективное составление алгоритма рассказа.

Педагог: С чего начнем мы наш рассказ?

— Что было дальше? И т. д.

В своих ответах дети опираются на мнемокарточку, т. о. закрепляя в ней главную мысль каждого предложения, которое оформляется фразой.

8. Итог занятия.

Педагог: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

— Кто написал рассказ «Медведь»?

— Мне и Символику понравились ваши рассказы. Символик говорит вам до скорой встречи. Молодцы, ребята!

В конце занятия детям домой раздаются мнемотаблицы для закрепления пересказа текста с родителями в свободное время.

Ревякина Галина Николаевна
воспитатель
ГБДОУ №48 Калининский район
Санкт-Петербург
Использование разнообразных компонентов и приемов для развития учебной деятельности детей дошкольного возраста
Качество образования — это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование – это, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса. На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательной деятельности, роли педагога.
В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения. Выбор методов обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его способностей, ответственности.
В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Главными методами обучения дошкольников являются:
— практические
— наглядные
— словесные
— игровые
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
1. Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
2. Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
3. Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изобразительной деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
4. Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Практические методы обучения — это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их проведения педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
К словесным методам относятся:
• рассказ педагога;
• беседа;
• чтение художественной литературы.
Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Чтение художественной литературы. Художественная литература — источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.
В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям,
указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
• требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто? что? какой? где? когда?);
• побуждать детей к мыслительной деятельности, формулировать умозаключения, выводы. Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.
Игровые методы – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и т.д. этот метод вызывать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается из вне, а обладает желанной личной целью.
Методы:
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Для достижения эффективности образовательной и воспитательной деятельности необходимо:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания.
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей методы и приемы.
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия, начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме.
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Опыт показывает, что в процессе обучения и воспитания огромную роль играет личность педагога, его профессиональная подготовка. Воспитатель должен в первую очередь сам владеть различными методами и приемами, уметь правильно работать с потоками информации, знать психологические и физиологические особенности детей, применять на практике современные образовательные технологии и, конечно, быть творческой личностью.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.

В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6—7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4—5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6—7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6—7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6—7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.

Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это выполнение становится осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. В силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6—7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6—7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Коллективная работа на тему «Осенний букет к 1 сентября » от детей 12 группы

Коллективная работа детей 8 группы «Осенний букет».

Ребята 10 гр., ставшие в этом году старшими дошкольниками, также много говорили на этой неделе о школе.

На этой неделе дети 11 группы вспоминали о безопасности на дорогах. Вспомнили знакомые правила дорожного движения и пополнили свои знания новыми.

На этой неделе дети 12 группы повторяли ПДД, изучали дорожные знаки и закрепили полученные знания в игре. 

На этой неделе ребята 10гр. повторяли и закрепляли правила дорожного движения, а также выполнили коллективную работу на эту тему.

Рисование у детей 8 группы на тему: «Город». 

Коллективная работа детей 12 группы на тему-«Правила дорожные знать каждому положено».

На занятии по художественно-эстетическому развитию дети 8 группы рисовали светофор и повторили правила дорожного движения.

Коллективная работа на тему-«Праздничный салют».Выполнили дети 12 группы

Беседки на набережной Волги знают даже маленькие ярославцы. Ребята 10 гр. выполнили их в технике аппликации.

Лепка на тему «Медведь с секирой», посвящённая Дню рождения любимого города, прошла в 12 группе.

Ребята 10гр. в преддверии дня города много говорят про Ярославль: кто, когда и как основал наш прекрасный город, про досторимечательности и про многое другое. Новые знания закрепляются на продуктивных занятиях. Ребята слепили из пластилина ладью, на которой плавал князь Ярослав по Волге. Также попробовали себя в роли художников, рисуя великую русскую реку. Парусники выполнили в технике оригами.

«Осенний натюрморт» от детей 8 группы.

Сегодня дети 11 группы лепили овощи для борща.

Урожай капусты у детей 10 группы.

Рисование акварелью на тему-«Грибы» прошло в 12 группе.

Сегодня дети 11 группы вспоминали о дарах осени. Особое внимание уделили осенним ягодам: рябине, клюкве, бруснике и тд. В своих работах дети изобразили веточку рябины в технике пластилинографии.

Занятие по аппликации в 10 группе «Осенние фрукты».

Ребята 8й группы подготовили открытки на День пожилого человека.

Лепка на тему «Подберёзовики» прошла в 12 группе.

На этой неделе дети 12 группы узнали «Откуда берётся хлеб».

Лепка из пластилина в 10 гр. «Колосок»

«В гостях у пекаря» интегрированное занятие у детей 8 группы.

С большим воодушевлением ребята 10 гр. работали пекарями.

На этой неделе ребята 11 группы говорили о хлебе: с момента посадки зерна до появления у нас на столе.

Ребята 12 группы говорили откуда берется хлеб, рисовали колоски, отмечали день рождения и очень радовались огромному количеству опавших листьев, собирая букеты для мам.

Лепка из пластилина в 10 гр. «Золотая осень».

Рисование на тему-«Золотая осень» прошло в 12 группе.

Осенняя симфония от ребят 10 группы.

Ребята 8й группы попрощались с осенью.

Дети 12 группы сделали подарки и плакат ко Дню Отца.

Занятие по познавательному развитию на тему-«Грибы» прошло в 12 группе.

Дети 10 гр. освежили в памяти названия съедобных грибов и выполнили поделку «Ёжик» из еловых шишек и пластилина.

«Грибная корзинка» от детей 8 группы.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) в 8 группе «Пенёк с опятами».

Ребята 12 группы закрепляли названия и виды грибов.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) в 11 группе на тему:» Грибные загадки».

Сегодня дети 11 группы говорили о грибах. Отмечали сходства и различия внешнего вида, вспомнили названия съедобных и несъедобных грибов. А на занятии по лепке каждый слепил корзинку с грибами.

Рисование акварелью на тему-«Белка готовится к зиме» прошло в 12 группе. 

Лепка из пластилина на тему «Как животные готовятся к зиме», 10 гр.

Занятие по познавательному развитию прошло в 12 группе.

Аппликация у ребят 10 гр. Помогли белочке сделать запасы на зиму.

Лепка на тему-«Ёжик» прошла в 12 группе.

Оригами у детей 8 группы «Заинька беленький»

Ребята 12 группы на этой неделе проделали очень большую работу: лепили и рисовали, конструировали животных по образцу (и по желанию создавали свои сюжеты игры), осваивали знания по математике и развитию речи!

«Лисичка — сестричка» рисование у детей 8 группы.

Рисование у детей 8 группы «Поздняя осень».

Занятия по познавательному развитию и рисованию на тему-«Зимующие и перелётные птицы» прошли в 12 группе.

Дети 12 группы наклеили световозвращающие элементы на одежду.К переходу дороги в тёмное время суток ГОТОВЫ!

Художественно-эстетически развитие (рисование) ребят 11 группы на тему: «Птицы»

4 ноября-День народного единства!
День мира, принятия и согласия. Это хороший повод вспомнить о событиях прошлого, объединивших русский народ, и рассказать о них детям.
Коллективная работа 11 группы.

«Птицы собираются на юг» — лепка у детей 8 группы.

«Осень бывает разная» — изобразительная деятельность у детей 8 группы.

Дети 10 группы эту неделю также говорят про птиц: перелётных и зимующих. Новые знания закрепляют на продуктивных занятиях — из пластилина учились лепить лебедя.

Комплексное занятие аппликация с элементами рисования в 12 группе, дети вспоминали птиц и рисовали для них кормушки.

Ребята 10 группы повторили ПДД и дорожные знаки.

Занятие по продуктивной деятельности-лепка «Снегири» 12 группе.

Аппликация «Совушка» в 10 группе.

Лепка из пластилина, 10 группа.

Аппликация, 10 группа.

Дети 12 группы сегодня были на кухне детского сада.

Перед рисованием дети 12 руппы закрепили названия посуды. Рисование акварелью на тему-«Укрась чайник».

Художественно-эстетическое развитие (рисование) в 8 группе «Чайник и чашка».

Рисование «Портрет любимой мамы» от ребят 10 группы.

Ребята 8 группы готовили подарки для мам.

Ребята 10 группы сделали для любимых мам цветочные композиции.

Ребята 8 группы нарисовали портреты своих любимых мам!

Дети 12 группы очень ждут праздник -«День Матери». Своим любимым мамам дети сделали подарки.

Дети 8 группы знакомились с видами ткани и создавали свои, неповторимые предметы гардероба.

На этой неделе дети 11 группы говорили об одежде.

Ребята 10 группы много говорили о видах одежды и обуви, классифицировали по сезонам и одевали кукол на прогулку.

Лепка из пластилина «Северный олень», 10 группа.

Лепка «С горочки на саночках!» Ребята 8й группы повторяли правила безопасного поведения на горке и лепили человека в движении, создавая коллективную композицию.

Аппликация «Белые медведи», 10 группы.

Сегодня ребята 11 группы говорили о зимних пейзажах. Рассматривали иллюстрации картин, отмечали цветовые решения в изображении пейзажей. А также попробовали сами нарисовать зимний вечер.

На этой неделе ребята 8 группы встречали зиму. Разговаривали о зимних месяцах, о признаках зимы, о природе зимой. Вспоминали о свойствах снега. Поговорили и о зимней безопасности. Рисовали «Зимний пейзаж» и красавицу «Снежинку».

Если на улице — 20, ребята 12й группы лепят снеговиков из пластилина и одевают их в тёплые шапки и шарфики.

Ребята 10 группы готовятся к встрече Нового года — своими руками делают ёлочные игрушки и украшают ими групповую ёлку.

Ребята 8 группы готовятся к встрече Нового года и украшают ёлочку разноцветными шарами.

Ребята 12 группы мастерили новогодние фонарики.

8 группа. На этой неделе ребята говорили о ёлочных новогодних игрушках. Познакомились с историей новогодней игрушки. Изготавливали своими руками ёлочное украшение «Снеговик», сделали яркую гирлянду на ёлочку.

На этой недели ребята 11 группы вспомнили историю новогодней игрушки, своими руками изготовили их и нарисованные новогодние шары.

Ребята 12 группы не только рисовали и делали новогодние игрушки, а еще активно готовились к праздничной елке, учили стихи и песни. Не забываем про развитие речи и математику. На прогулках активно проводим время, занимаемся зимними видами спорта.

«До чего же хорошо, весело зимою!» Зимние забавы ребят 8 группы.

Лепка из пластилина «Дед Мороз» от ребят 10 группы.

Ребята 8 группы нарисовали и вырезали новогодние маски для праздника.

Ребята 10 группы, находясь под впечатлением от встречи с Дедушкой Морозом, выполнили аппликацию «Дедушка Мороз».

Дети 12 группы нарисовали в подарок Новогоднюю открытку.

Ребята группы №8 не боятся мороза, катаются с горки.

Ребята 8 группы помогали Деду Морозу рисовать зимние узоры, используя гуашь, кисти из ворса и щетины, ватные палочки.

Дети 11 группы нарисовали «Тигрёнка» — символ наступающего года, и своими руками изготовили подарки, открытку на Новый год.

«Мороз и солнце- день чудесный!» Прогулка детей 12 группы. Весело и совсем не холодно!

Архив 2020 – 2021 учебный год

370 2730

Короткие рассказы для детей — произведения российских и зарубежных писателей, на которые стоит обратить внимание для первого чтения самостоятельно или с родителями. В этих рассказах ребята встретят своих сверстников, взрослых и животных. Все они учат ребят принимать верные решения в самых обычных ситуациях. Читайте короткие рассказы детям, чтобы развить их внимательность, воображение, привить любовь к чтению и навыки пересказа услышанного или прочитанного текста.

  • 1740 1054

    Лев и собачка

    Лев и собачка — рассказ Льва Толстого, с которым стоит познакомить ребят старшего возраста. В нем писатель показал интересную историю хищного зверя и небольшой собачки. Крохотного зверька принес один из посетителей зоопарка…

  • 6718 2751

    Сыновья

    Сыновья — короткий рассказ Валентины Осеевой, который будет полезно прочесть всей семьей. В нем три женщины встретились у колодца, чтобы набрать воды. Рядом с колодцем в это время присел старик. Он услышал разговор женщин…

  • 6712 2746

    Печенье

    Печенье — краткий рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть каждому ребенку. В нем описана сцена чаепития Вовы и Миши. Они обрадовались возможности полакомиться печеньем. Ребята даже поровну поделили его. Почему…

  • 1310 3149

    Музыкант

    Музыкант – поучительный рассказ Виталия Бианки для детей. Автор рассказывает о старом медвежатнике, которому очень хотелось стать музыкантом, для этого он даже играл на скрипке. Но мелодия получалась корявой и неказистой…

  • 6717 2735

    До первого дождя

    До первого дождя — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть ребятам всех возрастов. В нем показано, как две девочки, Таня и Маша, вместе ходят в детский сад. В один из дней, когда подружки направлялись в сад, начался…

  • 6715 2752

    Три товарища

    Три товарища — небольшой рассказ Валентины Осеевой, который любят во многих семьях. В нем изображена сцена школьного завтрака. Ребята завтракают куском хлеба и замечают, что Витя стоит в стороне и ничего не ест. Коля спрашивает…

  • 2418 3331

    Косточка

    Косточка — краткий рассказ Льва Толстого, который стоит прочесть вместе с младшими членами семьи. В нем показана история того, как мать семейства приберегла немного слив, чтобы дети смогли полакомиться плодами после обеда…

  • 6704 2747

    Плохо

    Плохо — короткий рассказ Валентины Осеевой, который знаком не одному поколению ребят. В нем представлены два мальчика. Они наблюдают, как собака грозно лает на маленького котенка, который жмется к изгороди и жалобно призывает…

  • 1722 3790

    Как волки учат своих детей

    Как волки учат своих детей — рассказ Льва Толстого, который будет любопытно прочесть не только юным натуралистам. В нем показано то, как рассказчик однажды помогает мальчику-пастуху ловить двух волков. В тот день автор замечает…

  • 1726 3339

    Лебеди

    Лебеди — короткий рассказ Льва Толстого, в котором почерпнет вдохновение не только юный читатель. В нем говорится о лебединой стае. Она летела в теплые края на зимовку. Клин птиц возглавляли опытные и сильные лебеди. Позади…

  • 7077 3793

    В шкафу

    В шкафу — рассказ Виктора Голявкина, который полезно прочесть с младшим школьником в начале его учебного пути. В нем показано, как мальчик забрался на перемене в школьный шкаф, чтобы оттуда мяукнуть на уроке. Удалось ли…

  • 7078 3796

    Как я под партой сидел

    Как я под партой сидел — рассказ Виктора Голявкина, понятный любому школьнику. В нем главным героем является мальчик, от лица которого ведется повествование. Однажды рассказчик решил проверить, как долго его отсутствие в…

  • 6714 2732

    Время

    Время — рассказ Валентины Осеевой, который иногда стоит перечитывать всей семьей. В нем описано, как двое одноклассников встретились под часами. Юра и Олег должны отправляться в школу. До начала занятий остается 30 минут…

  • 6803 2804

    Вырванный лист

    Вырванный лист — рассказ Валентины Осеевой, который наглядно показывает сюжет из школьной жизни. В нем рассказывается, как у мальчика Димы кто-то вырвал лист из тетради. Никто из одноклассников не заметил, кто так поступил…

  • 6701 2741

    На катке

    На катке — короткое произведение Валентины Осеевой, которое заставит задуматься юного и взрослого читателя. В нем изображена картина катка. В ее центре по праву оказался мальчик Витя. Он уверенно катается на коньках, делает…

  • 6941 3151

    Купание медвежат

    Купание медвежат – небольшой рассказ Виталия Бианки для детей. Юные читатели следят за событиями сказки будто со стороны, глазами охотника. Одному охотнику посчастливилось наблюдать уникальное явление, как мама медведица…

  • 6711 2783

    Девочка с куклой

    Девочка с куклой — короткий рассказ Валентины Осеевой, который любят многие дети и взрослые. В нем показано, как мальчик Юра едет в автобусе. На каждой остановке он пытается уступить место новым пассажирам в знак учтивости…

  • 6954 3334

    Пожарные собаки

    Пожарные собаки — рассказ Льва Толстого, который знакомит ребят с новым для многих из них явлением. В произведении говорится о специально обученных пожарными собаках. Они отправлялись вместе с лондонскими командами на тушение…

  • 6703 2786

    Кто хозяин?

    Кто хозяин? — рассказ Валентины Осеевой, который знаком не одному поколению детей. В нем представлен благородный поступок двух пионеров. Коля и Ваня нашли на улице пса с перебитой ногой и выходили его. Мальчики горячо привязались…

  • 6719 2749

    Рекс и кекс

    Рекс и кекс — произведение Валентины Осеевой, которое понравится ребятам младшего и среднего возраста. В нем описана дружба двух одноклассников, Славы и Вити. Они помогали друг другу во всем, поддерживали друг друга в учебе…

Библиографическое описание:


Коваленко, А. П. Организация работы по гендерному воспитанию дошкольников (формирование качеств женственности у девочек среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы) / А. П. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86930/ (дата обращения: 05.01.2022).



Многими педагогами, психологами, учеными справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства и на протяжении всего дошкольного детства. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями. Гурович Л. М, Береговая Л. Б, Логинова В. утверждают, что полоролевые модели поведения детей успешно формируются в художественной литературе. По их мнению, именно из художественной литературы дети перенимают образцы поведения, соответствующие их полу. Для того, чтобы девочки росли женственными, необходимо уделять особое внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Закладываются и формируются данные качества в процессе ознакомления с художественной литературой, во время режимных моментов, в игровой деятельности, во время НОД, именно благодаря целенаправленной и систематической работе мы можем развить в детях данные качества женственности.

Проблема гендерного воспитания в условиях ДОУ актуальна на сегодняшний день. В современной образовательной ситуации существует противоречие между необходимостью осуществлять гендерный подход в воспитании детей и недостаточностью условий, необходимых для её реализации. В современной дошкольной педагогике теория гендерного подхода недостаточно разработана, нет определённой методики.

В настоящее время, в детских садах отсутствует слаженная система работы по гендерному воспитанию, в связи с этим дети часто конфликтуют, девочки часто выбирают в партнеры по игре мальчиков, игры носят агрессивный характер. Девочки не проявляют интереса к таким играм как «Дочки-матери», где они могли бы проявлять свои женские качества такие как доброта, заботливость, нежность.

Гендерное воспитание в ДОУ важно осуществлять с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать, как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Все это ложится на плечи педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО, воспитание детей происходит в триаде, и родители являются неотъемлемыми участниками образовательных отношений.

Основная цель, которую мы ставим в своей работе — это создание условий, обеспечивающих становление полоролевого поведения мальчиков и девочек.

В соответствии с целью нашей работы мы поставили следующие задачи:

  1. Формирование у девочек среднего дошкольного возраста соответствующих представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками.
  2. Развитие проявлений женственности во взаимодействии с другими детьми и в поведении.
  3. Развитие качеств женственности посредством художественной литературы.
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах гендерного воспитания.
  5. Просвещение педагогов в вопросах организации работы с девочками и мальчиками в условиях ДОУ.

Исходя из поставленных задач, мы выстроили следующую систему работы:

  1. Организация работы с педагогическими работниками (просвещение педагогов по вопросам гендерных различий мальчиков и девочек).
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды (В соответствии с требованиями ФГОС ДО).
  3. Организация работы с родителями по направлению гендерное воспитание дошкольников.

Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников нами была подобрана художественная литература (в частности сказки, рекомендованная для дошкольников 4–5 лет) такие как:

Л. Воронкова

«Как Аленка разбила зеркало»

Ш. Перро

«Красная шапочка»

Русская народная сказка

«Привередница»


«Мальчики и девочки — будущие мужчины и женщины»

Русские народные сказки

«Жихарка»

,

«Мужик и медведь»

,

Русские народные сказки

«Гуси — лебеди»

,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

,

В. Осеева

«Волшебная иголочка»


«Мужской и женский труд»

С. Михалков

Русская народная сказка

«Снегурочка»

,


«Мальчики и девочки — будущее мамы и папы»

А. К. Вестли и др.

Также проведены следующие мероприятия с педагогами, детьми и их родителями:

– Консультация с педагогами «Учет гендерных особенностей в воспитании девочек и мальчиков»

– Круглый стол «Мир девочек, мир мальчиков»

– Оформление стенда для родителей «Читаем сказки девочкам»

– Консультация для родителей «Девочки и мальчики. Особенности воспитания»

– Пополнение РППС сказками, рассказами (примеры приведены выше).

– Чтение с детьми русских народных сказок, рассказов, содержащих образы мужчин и женщин.

– моделирование подарка для мальчиков, для девочек.

– Беседы «Какой должна быть девочка? Мальчик?»

– Игровые ситуации «Уложим спать малыша» и др.

Проведенная нами работа, способствовала положительным результатам таким как:

– Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков.

– Совершенствование культуры поведения девочек (девочки начали решать конфликты мирно, проявляя доброе отношение к другому ребенку, девочки начали проявлять интерес к русским народным сказкам, девочки проявляют доброжелательное отношение к мальчикам).

Таким образом, можно сделать вывод, что наша целенаправленная работа оказалась эффективной, созданные условия приносят положительный результат. Гендерное воспитание и дальше остается одним из приоритетных направлений в воспитании детей в нашем учреждении.

Литература:

  1. Абраширова А. В. Полоролевое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 4. — с. 12–16.
  2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
  3. Гурович Л. М,Береговая Л. Б, Логинова В. И. Ребенок и книга. — С-П, 1996. — с. 19–25.
  4. Еремеева В.Д, Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 2006. — 184с.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное воспитание, девочка, художественная литература, мальчик, воспитание детей, организация работы, воспитание девочек, гендерный подход, дошкольный возраст, русская народная сказка.

  • Рассказ про медведя 2 класс литературное чтение
  • Рассказ про медведя 2 класс окружающий мир маленький рассказ
  • Рассказ про меркурий для 4 класса
  • Рассказ про мгу на английском языке с переводом
  • Рассказ про матрону московскую