Рассказ про мартина лютера история 7 класс

Полное имя: мартин лютер дата рождения: 10.11.1483 место рождения: лютерштадт-айслебен, германия знак зодиака: скорпион деятельность: богослов, переводчик дата смерти: 18.02.1546

Мартин Лютер

Полное имя: Мартин Лютер
Дата рождения: 10.11.1483
Место рождения: Лютерштадт-Айслебен, Германия
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Богослов, переводчик
Дата смерти: 18.02.1546 (62 года)

Детство и юность

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в городе Айслебен, Саксония. Его отцом был Ганс Лютер, который в первой половине жизни был крестьянином и работал в рудниках, но, переехав в Мансфельд после рождения сына, стал довольно богатым гражданином. Умер он в 1530 году, оставив в наследство своим потомкам внушительную сумму, на которую можно было купить поместье с большой площадью земли. Мать Мартина звали Маргаритой.

Портрет родителей (1527)

Портрет родителей (1527)

Основные события в жизни

  1. В 1490 году пошёл в школу, где были очень суровые условия. За малейшую провинность учеников наказывали и унижали, не давая талантливым детям раскрыть свой потенциал и получить должные знания. По этой причине Мартин за семь лет учёбы выучил наизусть всего несколько молитв и научился элементарным умениям: читать и писать.
  2. В 1497 году Мартин перешёл во французскую школу в городе Магдебург.
  3. В 1498 году поступил в школу в Эйзенахе. В свободное от занятий время он со своими одноклассниками пел под окнами верующих людей, зарабатывая, таким образом, немного денег.
  4. Окончив школу в 1501 году, поступил в университет в городе Эрфурт на философский факультет. Перед тем как начать изучение юриспруденции, необходимо было в течение четырёх лет проходить курсы и получить степень магистра свободных искусств. Мальчик отличался отличной памятью и завидной усидчивостью, поэтому довольно быстро стал центром внимания в университете.
  5. В 1505 году, не послушав отца, поступил в августинский монастырь. Есть несколько версий, что побудило его к этому решению. По первой версии, Мартин осознал свою греховность, переживая смерть близкого друга. По второй, пошёл на это после того, как пережил страшнейшую грозу.
  6. Во время пребывания в монастыре молодого парня старались избавить от гордыни, отправляя его собирать милостыню или давая работу дворника при монастырском дворе. Лютер послушно следовал всем указаниям, соблюдал ограничения в еде, отдыхе и одежде.
  7. В 1506 году Мартин принял монашеский обет.
  8. В 1507 году принял священство, став братом Августином.
  9. В 1508 году начал преподавать диалектику и физику в новом Виттенбергском университете. Его целью была степень доктора теологии.
  10. В 1511 году был отправлен в Рим, где был потрясён развращённостью церковнослужителей.
  11. В 1512 году получил долгожданную степень доктора теологии и стал преподавателем этого учения. Помимо этого Лютер продолжал тщательно изучать Библию, являлся смотрителем одиннадцати монастырей и проповедовал в церкви.
  12. В 1515-1519 годах сформировал мысль о том, что верующий может получить оправдание благодаря своей вере в милость Бога. При этом он утверждал, что осознав это, он будто заново родился.
  13. В конце 1517 года Лютер выступает против продажи индульгенций и буллы об отпущении грехов, выпущенной 18 октября. Он высказался в 95 тезисах и отправил их старшим епископам.
  14. В 1519 году выступает на Лейпцигском диспуте с сомнениями о непогрешимости католического папства. Событие предаётся широкой огласке, и им заинтересовывается сам Папа Римский. Он пригласил Лютера в Рим на суд, но он посмел проигнорировать его приглашение.
  15. После того, как Лютера предают анафеме, он публично сжигает буллу об отлучении его от церкви и заявляет, что борьба с папским засильем отныне является его целью и призывает весь немецкий народ присоединиться к нему.
  16. В 1521 году издан Вормсский эдикт, в котором Лютера осуждают как еретика. По пути из Вормса сторонники Мартина Лютера спасают его, инсценируя  похищение. После этого он долгое время считался погибшим, но на самом деле он жил в замке Вартбург. Там Лютер в течение длительного времени переводил Библию на немецкий язык.
  17. В 1524 году призывал открыть школы для всех учеников, советуя родителям отправлять детей в школу с 6 лет. Организовал учёбу таким образом, чтобы ученики находились в школе минимум 2 часа. Настаивал на специальной подготовке учителей.
  18. В 1524-1526 годах во время Крестьянской войны выступал против убийств и разгромов.
  19. В 1529 году протестантизм получает общественное признание и считается направлением католицизма. Но позднее у них произошёл раскол на лютеранство и кальвинизм.
  20. В 1529 году составил Большой и Малый Катехизис, которые вошли в Книгу Согласия.
  21. В последующие годы выступал с проповедями в разных церквях и призывал к обновлению церкви. Читал лекции, писал книги и сочинял хоралы.
  22. В 1534 году вышла «Иенская Библия Лютера» под редакцией последователя Лютера Георга Рёрера.
  23. В 1546 году умер в Айслебене после долгой хронической каменной болезни. Похоронен во дворе дворцовой церкви, где когда-то он прибил свои знаменитые девяносто пять тезисов.

Богослов Мартин Лютер

Личная жизнь

Мартин Лютер был убеждён, что Бог не может запрещать всем людям любить и продлевать свой род. В 1525 году он женился на девушке, которая в прошлом была монахиней. Катарина фон Бора вышла замуж, хотя она и дала обет безбрачия, когда ей было 8 лет. За время совместной жизни у них родилось 6 детей, они жили просто и без излишеств, но их дом всегда был открыт для нуждающихся и бездомных.

Катарина фон Бора

Катарина фон Бора

Итоги жизни

Безусловно, главными достижениями Мартина Лютера являются переведенная на немецкий язык Библия и направление протестантизма, которое назвали в его честь. Он был одним из главных инициаторов Реформации, лютеранская проповедь способствовала зарождению Капитализма. Также он реформировал принципы образования, был основоположником литературного немецкого языка и внёс свой вклад в музыку. Сочинил около 30 хоралов для общинного пения на немецком языке. Последователи Мартина Лютера в шестнадцатом веке создали тип школы, который впоследствии стал основой для современной классической гимназии.

Мартин Лютер за книгами

Отношение Лютера к евреям заслуживает особого внимания. В начале, он осуждал антисемитизм и призывал терпимо относиться к людям данной национальности. Но, после того, как он понял, что евреи не намерены следовать его указаниям, стал относиться к ним враждебно, призывал к их изгнанию и разрушению синагог.

Его позиция вдохновила антисемитов и дала основу для пропаганды в Германии. Гитлер очень симпатизировал Мартину Лютеру именно благодаря его отношению к евреям. Даже знаменитую Хрустальную ночь многие называли празднованием дня Лютера.

Мартин Лютер считал, что церковь не является обязательным звеном между Богом и человеком. Главным путём спасения души он считал веру. Не признавал того, что монахи как-то отличаются от других людей в глазах Бога. Считал, что единственной их обязанностью является показывать пример истинных христиан.


Мартин Лютер

Martin Luther 1529 год

Дата рождения 10 ноября 1483 года
Место рождения Айслебен, Саксония
Дата смерти 18 февраля 1546 года
Место смерти Айслебен, Саксония
Род деятельности Богослов, переводчик
Дети Ханс (Johannes), Элизабет, Магдалена, Мартин, Пауль, Маргарет

«Немцы» (Die Deutschen) — Мартин Лютер и немецкая нация
Мартин Лютер

(нем. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — католический священник, инициатор движения в Церкви, позже названного Реформацией.

[править] Биография

Мартин Лютер родился в Айслебене в многодетной набожной семье шахтера медных рудников Мансфельда. С пяти лет малолетний Мартин уже был отдан на обучение в городскую школу в Мансфельде. Очевидно, он был очень ранимым человеком, потому что даже в преклонном возрасте вспоминал, как его били родители и учитель за малейшую провинность. Четырнадцатилетним отец посылает Мартина на дальнейшее обучение в Магдебург, а затем в Айзенах. В 1501 году Лютер поступает в Эрфуртский университет.

Однажды, пережив большое потрясение во время молнии, он дает обет уйти в монахи и против воли отца переступает порог монастыря августинцев, где в 1507 году получает посвящение в священники. Зимой 1510-11 гг. Лютер с другим монахом-августинцем осуществляет паломничество в Рим, который поразил его фальшивой набожностью местного духовенства и отсутствием ожидаемой атмосферы святости в столице католицизма. Разочарованный, но непоколебимый в вере, Лютер возвращается домой и продолжает обучение. В 1512 году Лютер защищает докторскую диссертацию в Виттенбергском университете.

Лютер до начала Реформации

Мартин Лютер – знаменитый германский церковный реформатор, основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

[править] Реформаторство

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продажи индульгенций в целях «Содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер выступает с жёсткой критикой роли церкви в спасении, которое было выражено 31 октября 1517 года в 95 тезисах. Эти тезисы также были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому.

«Тезисы» были переведены с латыни на немецкий и вызывают широкий резонанс в обществе. Лютер получает покровителя в лице курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Более того, Лютер ставит под сомнение саму надобность существования не только папства, но и Церкви вообще. В ответ на это Лев Х издаёт буллу, в которой угрожает Лютеру отлучением от церкви и даёт ему 60 дней на размышления и покаяние. Лютер публично сжигает буллу. Поддерживавший папу император Священной Римской империи Карл V созывает в Вормсе рейхстаг и вызывает на него Лютера. На нём Лютер был объявлен вне закона.

Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика. По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург[1]; некоторое время многие считали его погибшим. Лютер прятался в замке с 1520 по 1521 гг. Там ему якобы являлся дьявол[2], но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык, редактировать который ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер[3].

Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Филипп Меланхтон.

В конце XX века благодаря деятельности Иоанна Павла II был реабилитирован.

Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе, он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

[править] Элементы учения

[править] Учение о государстве

По учению Лютера, Бог создал два царства: Божье и светское. Это он сделал двойственную природу человека, которая является одновременно и духовной, и телесной. Существование двух царств, по учению Лютера, детерминировано еще и тем обстоятельством, что мир состоит в основном не из настоящих христиан. Если бы в нем преобладали настоящие христиане, то не надо было бы ни князей, ни господ, ни меча, ни права. Настоящие христиане не допускали бы никаких нарушений закона, любили бы друг друга. Противоречивость человеческой природы, крайнее несовершенство мира, в котором царит зло, выступают, по мнению Лютера, причинами, которые вызвали к жизни Божией волей светское царство. Под понятием светского царства он понимал всю сферу отношений между людьми, непосредственно регулируемой человеческими законами, предписаниями. Ею охватываются совокупности различных связей: хозяйственных, торговых, семейных, а самое главное — политических.

Государство должно заботиться о внешних отношениях и внутренних порядках, решать светские конфликты, бороться с проявлениями зла. Лица, осуществляющие эти функции, обладают властью, их власть над окружением основана на насильственном искусственном господстве. Лютер призывал правителей заботиться не о собственной выгоде, славе и т. п., а о благосостоянии страны. Властвует же целесообразно, управляет разумно князь (монарх), который использует власть не как привилегию, а осуществляет ее как повинность, возложенную на него Богом. То есть христианский правитель должен считать себя слугой, а не господином народа.

Лютер выделял еще группу собственно земных светских факторов, которые должны учитываться в стратегии управления государством. Это: реальное состояние страны, социальная и политическая целесообразность, способность администрации продумывать и воплощать в жизнь свои намерения. Лютер наставлял правителей прислушиваться к голосу разума, реалистично приспосабливаться к ситуации. Итак, реформатор выступал за трезвое сочетание силы с мудростью в осуществлении государственной власти.

Светская власть не должна достигать дальше тела и имущества человека. Во всем остальном государству принадлежит право требовать полной покорности. Только в одном случае он признает возможность сопротивления власти: когда правители пренебрегают свободе христианина самому строить свои отношения с Богом, в случае вмешательства правителей в дела веры.

[править] Учение о праве

Мартин Лютер относился весьма критически к тогдашнему праву. Особой критике подвергал право каноническое. Причина тому — защита канонистами позиций и притязаний римско-католической церкви.

Лютер высказывал идею, что царства мира должны управляться с помощью принудительных законов. Светская власть иначе не может. Другими способами нельзя очистить землю от зла, навести порядок, сохранять спокойствие христиан, наказывать преступников. Но светская власть ограничена делами земными, человеческими и бессильна в вопросах веры, совести. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

Классифицировав все законы, на первое место он поставил божественный закон, одинаковый для всех. На второе — закон естественный, присущий людям. На третьем месте оказался императорский закон, регламентирующий все светское управление. На четвертом месте расположены законы городов и земель, обязательные лишь для отдельных местностей. Лютер признавал, что всякое писаное право вытекает из естественного разума, естественного права, которое, будучи производным от воли Божьей, представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Светской власти, которая опирается на него, естественное право позволяет управлять внешним поведением людей, имуществом, вещами.

[править] Семья

13 июля 1525 года Мартин Лютер женился Катарине фон Бора (29.01.1499 — 20.12.1552), одной из 12 монахинь Бернардинского монастыря, которым он помог бежать в апреле 1523 года. Катарина фон Бора происходила из благородной саксонской семьи. Еще девочкой родители отдали ее в монастырь бернардинцев, где она пробыла вплоть до побега в бочках с селедкой, организованного Мартином Лютером. О своей жене Мартин Лютер в августе 1526 году писал: «Моя Кэти, такая любезная и добра ко мне, что я не променял бы свою бедность на все сокровища Креза».

После бракосочетания, пара переехала жить в бывший монастырь августинцев вблизи Виттенберга, который им подарил, как свадебный подарок, курфюрст Саксонии Иоганн Твёрдый. У них родилось шестеро детей: Ганс (июль 1526), Элизабет (10 декабря 1527) — умерла через несколько месяцев, Магдалена (1529), Мартин (1531), Пауль (январь 1533), Маргарет (1534).

Смерть Мартина Лютера

Все признаки указывали на близость разрыва. Император втайне готовился к войне, а в Нидерландах открыто и с возобновленной суровостью преследовал сторонников нового учения. В лагере староверов опять появился изгнанный герцог Брауншвейгский. В октябре 1545 года он потерпел поражение близ Нордгейма и был взят в плен. В Кёльне дело обстояло значительно сложнее, но протестантам открывались большие перспективы с другой стороны. Пфальцский курфюрст вел переговоры о вступлении в Шмалькальденский союз, а вновь избранный Майнцский курфюрст, преемник Альбрехта Бранденбургского с 1545 года, Себастиан фон Гейзештам, тоже склонялся к протестантству. С другой стороны, в Триенте – итальянском городе, принадлежавшем империи– 13 декабря 1545 года открылся, наконец, столь часто требуемый, возвещаемый и вновь откладываемый собор. Папа и император предстали на нем как добрые союзники. Папа обещал предоставить императору на шесть месяцев двенадцать тысяч пехотинцев и пятьсот человек конницы. В то же время Карл сблизился и с Баварией, но опаснее всего было то, что он искал и нашел себе союзника в протестантском лагере, а именно герцога Морица Саксонского, который в двадцатилетнем возрасте наследовал своему отцу, герцогу Генриху (1541 г.).

Смерть Лютера

В это тревожное время 18 февраля 1546 года умер Лютер. Разногласия владетелей области графов Мансфельд заставили уже изнемогавшего Лютера отправиться в Эйслебен, где резко обострилась его болезнь, которой он страдал уже давно. В час ночи удушье усилилось, было послано за врачами и умиравшему выпало счастье еще раз признать себя исповедником того Евангелия, которому он поучал. «Reverende pater, – крикнул ему на ухо доктор Ионас, один из его приближенных,– хотите ли оставаться верным Христу и тому учению, которое проповедывали?» Ответом на это было явственное: «Да!» и то было последнее слово, произнесенное Лютером.

Мартин Лютер, по рисунку Луки Кранаха. Гравюра на дереве

Лютер предвидел надвигающиеся тяжелые дни, но был уверен в конечной победе своего дела. Он стоял спокойно на той высоте, с которой можно взирать без волнения, или хотя бы без уныния на эгоизм, на насилия и ложь борющихся страстей и на ничтожные поползновения людского честолюбия. Но Господь проявил свою благость, дав ему уйти отсюда прежде, нежели наступили в Германии ужасы междоусобия и грубого чужеземного господства.

Похоронная процессия прибыла 22 февраля к въезду в Эльстер и проследовала мимо того места, на котором двадцать шесть лет назад Лютер сжег папскую буллу. Гроб с его земными останками был помещен в склеп, предназначенный для курфюрстов. Могила скрыла труп сильного, смелого, великого и доброго человека; но для последовавших его вероучению и для самого вероучения наступали дни испытаний, которые, однако не сломили их.

[править] Перевод Библии

В Вартбурге Мартин Лютер оставался до 1 мая 1522 года inkognito как «Помещик Йорг». Он перевел осенью 1521 года Новый Завет на немецкий язык. Это ему удалось сделать за 11 недель. Для этого оригиналом ему служил экземпляр греческой Библии Эразма Роттердамского[4], он использовал также латинский перевод Библии и вульгату. Перевод Мартина Лютера вышел в сентябре 1522 года. В 1523 году свет увидела также его первая часть перевода Ветхого Завета; оба перевода дошли до 1525 года уже в 22 изданий и 110 переизданий. Таким образом до трети всех немцев, которые были способны читать, имели эту книгу у себя дома.[5] В 1534 году Лютер перевел остаток Ветхого Завета. Оба Завета образуют знаменитую Библию Мартина Лютера.

Этим переводом Мартин Лютер сделал содержание понятным простому народу. Правда, до этого были уже 14 верхненемецких и средненемецких изданий Библии. Но эти переводы благодаря своему высокопарному немецкому языку были тяжело понятными для людей.

Мартин Лютер меньше переводил дословно, а пытался перенести на немецкий язык библейские выражения (sensus literalis) по их значению. Стиль его письма влиял на стиль и словообразование немецкого языка веками. Таким образом он придумал такие слова, как Feuertaufe

— боевое крещение,
Bluthund
— кровопийца или легавая собака,
Selbstverleugnung
— самоотречение, самоотверженность,
Machtwort
— решающее слово,
Schandfleck
— клеймо, пятно позора,
Lückenbüßer
— неполноценный заместитель,
Gewissensbisse
— угрызения совести,
Lästermaul
— наушник и
Lockvogel
— приманка. Его авторству принадлежат также такие метафоры как «
Perlen vor die Säue werfen
» — разбрасывать жемчужины перед свиньями, «
ein Buch mit sieben Siegeln
» — тайна за семью печатями, «
etwas ausposaunen
» — то раструбить, «
im Dunkeln tappen
» — блуждать в темноте, «
ein Herz und eine Seele sein
» — жить душа в душу, «
auf Sand bauen
» — строить на песке, «
Wolf im Schafspelz
» — волк в овечьей шкуре.[6]

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Реформация Лютера

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей, иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера, а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

[править] Сочинения

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515—1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520), 6 сентября.
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке (перевод на немецкий язык) (1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

Мартин Лютер – глава Реформации в Германии, христианский богослов, основоположник лютеранства (немецкого протестантизма); ему принадлежит заслуга перевода на немецкий язык Библии и утверждения норм общенемецкого литературного языка. Появился на свет в Саксонии, г. Айслебен, 10 ноября 1483 г. Отцом его был владелец меднорудных разработок и плавилен, выбившийся «в люди» из рудокопов. В 14 лет Мартин поступил в марбургскую францисканскую школу. Выполняя волю родителей, юноша поступает в 1501 г. в Эрфуртский университет, чтобы получить высшее юридическое образование. Пройдя курс «свободных искусств» и получив в 1505 г. степень магистра, Лютер начинает изучать юриспруденцию, однако гораздо больше его увлекает богословие.

Проигнорировав мнение отца, Лютер, оставаясь в том же городе, уходит в монастырь ордена августинцев, где принимается за изучение средневековой мистики. В 1506 г. он становится монахом, в следующем году его посвящают в священники. В 1508 г. Лютер прибывает в Виттенбергский университет для чтения лекций. Чтобы стать доктором теологии, он параллельно учился. Отправленный в Рим по поручению ордена, был сильно впечатлен развращенностью римско-католического клира. В 1512 г. Лютер становится доктором богословия и профессором. Преподавательская деятельность сочеталась с чтением проповедей и выполнением роли смотрителя 11 монастырей.

В 1517 г., 18 октября, выходит папская булла об отпущении грехов и продаже индульгенций. 31 октября 1517 г. на дверях Замковой церкви в Виттенберге Мартин Лютер вывешивает сочиненные им 95 тезисов, критикующих католическую Церковь, отвергающих ее главные постулаты. Согласно выдвинутому Лютером новому религиозному учению, светское государство должно быть не зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать посредником между Богом и человеком, Лютер отводил ему роль наставника христиан, воспитателя в духе смирения и т.д. Отвергались им культ святых, требование безбрачия духовных лиц, монашество, авторитет папских декретов. Оппозиционно настроенное население увидело в учении Лютера призыв к свержению авторитета католицизма, а также к выступлениям против общественного строя, с которым он был единым целым.

Лютера вызвали в Рим на церковный суд, однако, чувствуя общественную поддержку, он не поехал. В 1519 г. в ходе диспута с представителями католицизма открыто озвучил согласие со многими тезисами Яна Гуса, чешского реформатора. Лютера предают анафеме; в 1520 г. он во дворе университета устраивает публичное сожжение папской буллы, в которой глава католиков отлучает его от церкви, а в его обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» звучит мысль о том, что дело всей нации — борьба с папским засильем. Позднее, в 1520-1521 гг., с изменением политической обстановки, его призывы становятся менее радикальными, христианскую свободу он трактует как духовную свободу, которая совместима с несвободой телесной.

Поддержку Папе Римскому оказывает император Карл, и на протяжении 1520-1521 гг. Лютер укрывается в принадлежащем курфюрсту Фридриху Саксонскому замке Вартбург. В это время он начинает переводить на родной язык Библию. В 1525 г. Лютер устраивает личную жизнь, взяв в жены бывшую монахиню, которая родила ему шестерых детей.

Следующий период биографии Мартина Лютера отмечен жесткой критикой радикально-бюргерских реформаторских направлений, народных восстаний, требованиями расправы с бунтовщиками. В то же время история немецкой общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка, музыки, системы образования.

Скончался Мартин Лютер в родном городе 18 февраля 1546 г.

[править] Примечания

  1. Бейнтон, 1996, Глава 11. Мой Патмос
  2. Мартин Лютер. krugosvet.ru. Проверено 4 февраля 2021.
  3. Creuziger, Caspar. leipzig-lexikon.de. Проверено 5 декабря 2013. Leipzig Lexikon (Leipzig: TDG, 1998)
  4. Horst Herrmann: Martin Luther. Eine Biographie
    ; Berlin: Aufbau Taschenbuch-Verlag, 2. Auflage. 2003; S. 464.
  5. Bernd Moeller, Deutschland im Zeitalter der Reformation
    S. 90
  6. Jan von Flocken: 1521: Wie Martin Luthers Bibel unsere Sprache prägt
    ; in: Die Welt, Ausgabe vom 25. Januar 2008.

Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546) — христианский теолог, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Сочинения

  • Лекции о Послании к Римлянам (1515—1516)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • О свободе христианина (нем. Von der Freiheit eines Christenmenschen, 1520)
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • О рабстве воли (1525)
  • Большой и малый Катехизис (1529)

Биография

Начало жизни

Рассказ про мартина лютера история 7 класс

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) — бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там его отец поменял профессию и занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Лютера семья переехала в горный городок Максфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая — угнетенное состояние вследствие «сознания своей греховности». Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер отзывался позже описывая свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, в последствие ставший другом Мартина. Лютер принял монашеский обет в 1506 г., а в 1507 г. был посвящён в священники.

В Виттенберге

В 1508 г. Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 г. он получил степень доктора богословия. После этого Лютер получил сан профессора теологии вместо Штаупитца. На Лютера возымели большое влияние номинализм и схоластика. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 г. Лютер преподавал о Петре Ломбарде, в 1513-15 гг. — о псалмах, 1515-16 гг. — о послании к римлянам, в 1516-18 гг. — о посланиях к Галатам и иудеям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. «Я понял,» — писал он, — «что божественную справедливость мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и чрез открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 гг.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах[1]. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько другой характер. Будучи возглавлены гуманистами, выступления против индульгенции рассматривали ее с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, т.е христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг, куда он отказывается явиться, памятуя о судьбе Яна Гуса. Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году (в настоящее время католическая церковь планирует его «помиловать»[2]). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Рассказ про мартина лютера история 7 класс

Папу Римского поддерживает Император Карл и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург (1520—1521). Там ему якобы является дьявол[3], но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

В 1525 году 42-х летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке Лютер нажил шестерых детей.[4]

Во время Крестьянской войны 1524—1526 Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против кровопийц и мятежников-крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон.

Последние 13 лет своей жизни Лютер страдал от болезней пищеварения.

Историческое значение деятельности Лютера

Согласно Максу Веберу лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации[5], но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.

Рассказ про мартина лютера история 7 класс

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии[6]. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522—1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Философия Лютера

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura ([спасение] только верой, благодатью и Библией)[7]

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога[8]. Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного[9].

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»[10]

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер и антисемитизм

Относительно антисемитизма Лютера[11] (выраженном в работе «Против евреев и их лжи»[12]) существуют различные точки зрения. Одни считают, что антисемитизм был личной позицией Лютера, которая никак не повлияла на его теологию и была лишь выражением общего духа времени. Другие, например Даниэль Грубер, называют Лютера «теологом холокоста»[13], полагая, что частное мнение отца-основателя конфессии не могло не повлиять на умы неокрепших верующих впоследствии и даже могло способствовать распространению нацизма среди части лютеран Германии. Вместе с тем известно, что в начале своей проповеднической деятельности Лютер был свободен от антисемитизма. Он даже написал в 1523 году памфлет «Иисус Христос был рожден евреем». Однако впоследствии Лютер осуждал, скорее не евреев, а иудаизм за отрицание Троицы, посему он призывал изгнать иудеев и разрушить их синагоги, что вызвало впоследствии симпатии Гитлера. Хрустальная ночь была названа нацистами празднованием дня рождения Лютера.[14]

Лютер в искусстве

О Лютере было снято несколько фильмов: американо-канадский «Лютер» (Luther, 1973), два немецких фильма «Мартин Лютер» (Martin Luther, оба в 1983) и немецкий «Лютер» (Luther; в российском прокате «Страсти по Лютеру», 2003)

Примечания

Ссылки

Рассказ про мартина лютера история 7 класс

Почтовая марка ГДР

  • Книги Мартина Лютера в электронной библиотеке Гумер
  • Роланд Бейнтон «На сем стою». биография Мартина Лютера
  • Произведения Мартина Лютера и статья о нём
  • Библиография Мартина Лютера (на немецком языке)
  • Luther (1973) на IMDB
  • Martin Luther (1983) на IMDB
  • Martin Luther (1983) (сериал) на IMDB
  • Luther(2002) на IMDB

Литература Лютера

  • Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520—1526. Харьков, 1994
  • Лютер М. Избранные произведения. — СПб, 1997
  • Лютер М. 95 тезисов. — СПб.: Роза мира, 2002.

Литература о Лютере

  • Гобри Иван. Лютер / Предисл. А. П. Левандовского. (ЖЗЛ, вып.786) — М.: Молодая гвардия, 2000.
  • Порозовская Б. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997

Wikimedia Foundation.
2010.

На чтение 4 мин Обновлено

Доклад Мартин Лютер кратко расскажет Вам много полезной информации об этой выдающейся личности, основателе протестантизма, богослове и реформаторе.

Сообщение о Мартине Лютере 

Будущий деятель и реформатор появился на свет в семье саксонского рудокола 10 ноября 1483 года. Отец семейства был очень трудолюбивым человек и пытался обеспечить свою семью всем. Когда малышу исполнилось полгода, они переехали в Мансфельд, где его отец получил статус зажиточного бюргера.

В 7-летнем возрасте родители отправили Мартина в городскую школу, где его постоянно унижали и наказывали. За семь лет обучения здесь, юноша научился только писать, читать и выучил 10 заповедей, несколько молитв. В 1497 году Лютер поступает в магдебургскую францисканскую школу, однако  спустя год его переводят в Эйзенах по причине нехватки финансов. Однажды юный Мартин познакомился с богатого женой Эйзенаха, Урсулой. Она выявила благосклонность к нему и решила помочь, пригласив на временное проживание в свой дом.

В 1501 году он поступает в Эрфуртский университет на философский факультет. Юноша заметно выделялся среди сверстников способностью легко усваивать даже сложные материалы и прекрасной памятью. В 1503 году молодой Лютер получи степень бакалавра и приглашение читать лекции по философии. Параллельно с работой, по настоянию отца,  изучал основы юридического дела. Как-то раз после посещения университетской библиотеки, ему в руки попала Библия. После ее прочтения внутренний мир молодого человека перевернулся. Впрочем, как и жизнь Мартина Лютера: по окончанию университета философ решил посвятить себя служению Богу, отказавшись от мирской жизни. Такого поступка никто не мог предвидеть и никто не ожидал. В храме богослов выполнял работу привратника, прислуживал старшим, подметал двор церкви, заводил башенные часы, собирал милостыню в городе. 

В 1506 году Лютер принимает монашество, через год  священство, приняв новое имя–Августин. В 1508 году его рекомендовал генеральный викарий на должность преподавателя Виттенбергского университета. Сам же Августин не прекращал развиваться, изучая иностранные языки и получив степень библейского бакалавра.

В 1511 году он посетил Рим, где впервые  столкнулся с противоречивыми фактами католицизма. Спустя год Мартин Лютер занимает должность профессора теологии, в 11 монастырях исполняет обязанности смотрителя и читает проповеди. 

В 1518 году вышла папская булла, которая вызвала противоречивые мысли у богослова и разочарование в католических учениях. Философ написал свои  95 тезисов, опровергающие постулаты Римской церкви. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами принесло ему популярность в обществе. Они гласили, что государство не зависит от духовенства, а духовенство не должно выступать посредником между Владыкой и человеком. Деятель категорически не принимал требований и изречений касательно безбрачия духовных представителей. Тем самым, он разрушал авторитет выданных Папой декретов. Его позиция была смелой и шокирующей.

В 1519 году Папа Римский пригласил Мартина Лютера к себе на суд, однако тот не явился. Тогда понтифик предал протестанта анафеме, то есть отлучил от святых таинств.

В 1520 году философ публично сжигает буллу Папы Римского и призывает народ к борьбе против папского засилья. За это его лишают католического сана. Согласно Вормсскому эдикту от 26 мая 1521 года Мартина обвиняют в ереси. Сторонники реформатора спасают его, инсценировав похищение. Лютер переехал в замок Вартбург и занялся переводом на немецкий язык Священного Писания.

Публичная деятельность Мартина Лютера привела к тому, что в 1529 году его протестантизм официально принялся обществом и стал считаться течением католицизма. 

До конца своих дней он тяжело трудился: проповедовал, читал лекции, писал книги. Мартин Лютер умер внезапной смертью в феврале 1546 года. 

Мартин Лютер интересные факты

  • Настоящая фамилия философа и богослова Людер. Став монахом он взял себе более звучную фамилию.
  • Будущая жена Лютера была монашкой, ранее давшая обед безбрачия. Ее звали Катерина. В 1523 году он помог ей и 12 другим девушкам сбежать из монастыря. Когда они поженились, ей было 26 лет, а ему 41. В браке родилось 6 детей. 
  • С годами Мартин Лютер стал страдать на головокружения, внезапные обмороки. Философ стал обладателем каменной болезни.
  • Есть мнение, что деятель был первым человеком, который у себя дома поставил на Рождество Рождественскую елку, украсив ее маленькими свечками и фруктами.
  • Согласно данным Нistorychannel, в 2004 году проводились археологические раскопки дома Мартина Лютера. Было совершено сенсационное открытие: в его доме была канализация и даже примитивный подогрев пола.

Надеемся, что «Мартин Лютер» доклад помог узнать много полезной информации о жизни этого выдающего деятеля Германии. А краткое сообщение о Мартине Лютере Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

  • Рассказ про марту и настасью дзен
  • Рассказ про масленицу на английском языке с переводом
  • Рассказ про марью кирилловну из романа дубровский
  • Рассказ про марьяну яндекс дзен
  • Рассказ про марту и данила