Рассказ про мартина лютера и реформацию

Движение за реформы в католической церкви приобрело в xvi в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. образование

Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишало католическую церковь ее прежней, наднациональной политической роли. В результате распространения светской образованности и развития научных знаний, католическая церковь теряла монополию на образование и духовное руководство обществом. Особое недовольство вызывали поборы папской курии и высшего клира, которые, в условиях роста товарно-денежных отношений, постоянно увеличивались. Светские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства церкви, мечтая завладеть ими с помощью старого испытанного средства – секуляризации. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, задумывалась над упразднением католической церкви как феодального института и созданием новой, «простой и дешевой» церкви без поборов и платы за требы. Идеологи народных масс
вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл – преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства.

В политически раздробленной Германии притязания папства не получили такого отпора, как в централизованных европейских государствах. В условиях социальных противоречий, связанных с зарождением капиталистических отношений, раздробленностью, с усилением феодальной эксплуатации в деревне, движение Реформации в Германии стало первым серьезным сражением против феодализма в целом. Ульрих фон Гуттен (1488- 1523) – национально-патриотический публицист, пропагандист античного наследия, развивал идеи централизации германии, борьбы с князьями – ставленниками Рима. Гуманисты издавали листовки – с апокалипсическими предсказаниями, распространаяли представления о «порче церкви во главе и членах». Толчком к массовому реформационному движению в Германии послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонии, в семье состоятельного горнодобытчика. В 1508 г. Лютер окончил Эрфуртский университет, получил степень магистра, а затем и доктора богословия. В 1517 г. Лютер выступил с первым реформационным актом, направленным против индульгенций, и это выступление сразу же поставило его во главе реформационного движения в Германии. В развернувшейся анти-папской борьбе Лютер провозглашает тезис об оправдании верой, который нанес серьезный удар по папству и католическому вероучению. Вместо католического учения о воздаянии по заслугам Лютер утверждал, что спасение можно получить благодаря Божественной милости, дарованной людям через Христа. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри, наставники верующих в слове Божием, которые выделялись из толпы верующих знанием Евангелия. По учению Лютера слово Божье заключено только в Священном Писании, которое он признавал единственным источником веры,
отвергая Священное Предание, т.е. все сочинения отцов Церкви, постановления соборов, папские буллы как творения людей. Низвергался весь внешний католический культ – почитание святых икон, мощей, осенение крестным знамением. Но Лютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма, не допускал свободного толкования Св. Писания самими верующими и оставлял в церкви таинства – крещение, причащение, покаяние. В толковании таинства Евхаристии он недалеко ушел от католического догмата о пресуществлении, утверждая, что хотя хлеб и вино не превращаются в Тело и Кровь Христа, но Христос реально присутствует в таинстве причащения. В своем учении Лютер не допускал никаких социально-политических изменений. Более того, он требовал укрепления существующего порядка, призывая верующих подчиниться светской княжеской власти, т.к. она одна могла, сохранить мир и защищать церковь и верующих.

Начиная свою реформационную деятельность, Лютер не сразу пошел на разрыв с папством и католицизмом. В своем первом теоретическом реформационном акте – «95 тезисов против индульгенций» – он оставался еще правоверным католиком. В качестве лидера движения Лютер выступает уже не только против индульгенций, но и против догмата о непогрешимости римского епископа. Против Лютера резко выступили его католические оппоненты. Они обвинили его в схизме и в ереси, и в 1518 г. папа вызывает Лютера на собор в Рим. Лютер имел очень сильного покровителя, Саксонского курфюрста. Получив предписание явиться в Ватикан, Лютер отказался это сделать. Тогда папа направил в Виттенберг, где Лютер преподавал в университете, своего легата, чтобы тот убедил его отречься от заблуждений и явиться в Ватикан. Миссия легата не увенчалась успехом, и тогда папа решил пойти другим путем – путем богословского диспута. Представителем папы на этом диспуте был известный католический богослов Экком. На диспуте Лютер занял жесткую реформационную позицию. Диспут закончился тем, что Лютер еще более яростно и резко стал обрушиваться на папство в своих богословских работах, призывая бороться с папской курией не только богословием, но и с оружием в руках, чтобы разгромить «этих главарей разврата, кардиналов, пап и всю свору римского содома». В 1520 г. была опубликована папская булла, в которой Лютер был отлучен от Церкви. Лютер самолично сжег эту буллу в университетском дворе в Виттенберге.

Вормский конкордат. Начало раскола Реформации
 
К моменту, отлучения Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «Тезисы» объединяют различные слои Германии
– от крестьянско-плебейских масс до дворян и светских князей. В 1519 г. на императорский престол Священной Римской империи избирается Карл V Габсбург
(1519-1558), который занимает откровенно враждебную позицию по отношению к главе немецкой реформации – Лютеру. Уступая воле немецких князей и, в частности, Саксонского курфюрста, Карл V, раньше чем подвергнуть Лютера опале, соглашается выслушать его в светском институте – на рейхстаге. Мартин Лютер получает охранную грамоту и отправляется на Вормский рейхстаг (1521 г.). На рейхстаге присутствовал и папский легат. Лютер : «Я не желаю от чего-либо отказываться, если только меня не убедят в заблуждении на основании Писания. Да поможет мне Бог! Аминь». Так ответил Лютер папскому легату и рейхстагу. В этом же 1521 г. был издан императорский эдикт, объявивший Лютера вне закона как еретика и ослушника не только духовной, но и светской власти. Ко времени появления эдикта он находился в замке своего покровителя – Саксонского курфюрста. Этот замок служил ему надежным убежищем, где Лютер занимался богословскими трудами. В частности, он перевел Библию на немецкий язык. В то время перевод Библии на национальный язык в каждой стране способствовал не только укреплению и сплочению реформаторов, но и развитию национального литературного языка, и, следовательно, национальной культуры. В 20-е гг. XVI в. уже можно говорить о начале раскола единого реформационного движения в немецких землях. Это движение распадается на разные течения, направления, группировки и т.д. Лютер занимает откровенно прокняжеские позиции, связывая свою судьбу реформатора с интересами немецких князей. После отъезда Лютера на Вормский рейхстаг в Саксонии развернулось радикальное бюргерское реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт.
Его сторонники начали выбрасывать из католических церквей алтари, иконы, священные предметы. Месса была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достичь спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук».

Сторонники Карлштадта понимали Реформацию не только в узко религиозных, богословских рамках, но и как широкое социальное движение, которое в результате вооруженной борьбы должно было привести к преобразованию социальной жизни в немецких землях. В 1524-1525 гг. в Германии вспыхивает крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера, которая явилась кульминацией народной Реформации. Известным представителем народной Реформации был Михаил Гайсмайер. Будучи богословом и теоретиком Реформации, он, кроме того, участвовал в вооруженной борьбе за претворение в жизнь реформационных идеалов. Он принимал участие в Крестьянской войне Томаса Мюнцера, и методом борьбы его отрядов был террор. Основным театром боевых действий отрядов Гайсмайера стал Тироль. Среди немецких реформаторов был Филипп Меланхтон, единственный теоретик-богослов кабинетного склада, разработал теоретическую основу немецкой Реформации в сочинении, получившем название «Аугсбургские исповедания». Он был не только крупным богословом, но и выдающимся педагогом, понимал —  человека, способного осуществить Реформу Церкви, нужно воспитывать.

Образование в немецком реформационном движении трех основных направлений: княжеского (идеолог Мартин Лютер), бюргерского (идеолог Карлштадт) и крестьянско-плебейского (идеолог Томас Мюнцер) свидетельствовало о том, что Реформация в Германии вступила в период своего раскола.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. ОБНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. ОБНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

    Описание слайда:

    НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. ОБНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

  • 2 слайд

    понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; что популя

    Описание слайда:

    понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности
    определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения лютеранства.
    ЦЕЛИ УРОКА
    ПРОБЛЕМА
    ПЛАН УРОКА
    Причины Реформации в Европе
    Мартин Лютер и начало Реформации в Германии
    Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
    Народная Реформация и крестьянская война
    «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

  • 3 слайд

    Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей Революция может быть в

    Описание слайда:

    Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей
    Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
    Реформация – движение за переустройство церкви.
    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ

  • 4 слайд

    Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос: Чем были

    Описание слайда:

    Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос:
    Чем были недовольны верующие?
    Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”:
    “Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями,
    несуществующая война с турками, и власть
    папских легатов в варварских землях.
    Тремя вещами постоянно заняты в
    Риме, хотя никогда не доводят их до конца:
    спасением душ, реставрацией
    развалившихся храмов и турецкими
    походами. О трех вещах нельзя говорить
    правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии» …»
    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

  • 5 слайд

    Потребность верующих в духовном обновлении Менялся мир, менялся человек, а ц

    Описание слайда:

    Потребность верующих в духовном обновлении
    Менялся мир, менялся
    человек, а церковь
    оставалась прежней.
    Публичные молитвы,
    посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не
    удовлетворяло многих,
    толкало их к поиску другой
    церкви, более простой и
    искренней.
    Из новых веяний
    католическая церковь
    восприняла дух наживы
    и предпринимательства.
    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

  • 6 слайд

    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ Сбор десятины Платили ее все, начиная от крестьянина и зак

    Описание слайда:

    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
    Сбор десятины
    Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
    Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
    Сбор десятины

  • 7 слайд

    Продажа индульгенций  (лат. indulgentia, «прощение»), в римско-католическо

    Описание слайда:

    Продажа индульгенций 
    (лат. indulgentia, «прощение»),
    в римско-католической церкви —
    частичное или полное
    освобождение церковью
    верующего от наказания
    за грехи путем покупки бумаги,

    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
    и на этом основании
    — от соответствующего
    искупительного действия,
    покаяния, налагаемого на грешника
    священником.
    Продажа индульгенций в начале XVI в. Гравюра на дереве

  • 8 слайд

    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ Вмешательство духовенства в вопросы светской жизни гонени

    Описание слайда:

    ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
    Вмешательство духовенства в
    вопросы светской жизни
    гонения церкви на науку
    Князья жаловались на вмешатель
    ство духовных лиц в их дела
    города – на поборы монастырей,
    расположенных в городской

    округе ,крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
    Сожжение еретиков во Франции Миниатюра XV в.
    Монахи. Средневековая миниатюра

  • 9 слайд

    Л. Кранах. Мартин Лютер.  Огромное влияние на Реформацию в Европе оказал Мар

    Описание слайда:

    Л. Кранах. Мартин Лютер.  
    Огромное влияние на Реформацию в Европе оказал Мартин Лютер (1483-1546). Он закончил религиозную школу, затем Эрфуртский университет, после окончания постригся в монахи. После его окончания продолжил изучение теологии в Виттенбергском университете, где стал профессором, доктором богословия.
    МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

  • 10 слайд

    Начало реформации было положено 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер на две

    Описание слайда:

    Начало реформации было положено 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер на дверях собора г. Виттенберга поместил изложение 95 тезисов
    МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ
    Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США
    95 тезисов Лютера. 

  • 11 слайд

    Выдержка из "95 тезисов" М. Лютера "... Каждый христианин, если он только дей

    Описание слайда:

    Выдержка из «95 тезисов» М. Лютера
    «… Каждый христианин, если он только действительно раскаивается, получает полное отпущение вины без индульгенции. Настоящим сокровищем церкви есть, конечно, не отпущения, а святое Евангелие величия и милости Божьей.
    … Христиан надо учить, что тот, кто видит бедного и несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, получает не отпущения папы, а гнев Бога …
    … Утверждать, что крест отпущения, украшен гербами папы и установлен в храмах, имеет одинаковую ценность с крестом Христовым, является кощунством …».
     Подумайте:
    1. Против чего выступал М. Лютер?
    2. Которые последствия для католической церкви могло вызвать его выступление?
    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»

  • 12 слайд

    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»Основные положения учения М. Лютера:

    Описание слайда:

    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
    Основные положения учения М. Лютера:
    человек спасется только верой,
    вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека,
    единственный авторитет в делах веры – Священное писание.
    Мартин Лютер

  • 13 слайд

    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»Священники должны растолковывать Биб

    Описание слайда:

    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
    Священники должны растолковывать Библию ,должность священников – выборная, не признавалось монашество, церковь не должна владеть землями, удешевление церковных обрядов ,церковь
    должна подчиняться не папе, а светским владыкам, богослужение должно вестись на родном языке
    Мартин Лютер в Эрфурте

  • 14 слайд

    Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Вормском рейхстаге в присутстви

    Описание слайда:

    Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Вормском рейхстаге в присутствии императора Карла V. Рейхстаг осудил новую ересь. В ответном слове Лютер сказал:
    Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».
    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
    «Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, —
    совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».

  • 15 слайд

    В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согла

    Описание слайда:

    В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от
    папской церкви. Лютер
    прилюдно сжег императорский
    указ и объявил, что борьба
    с папским засильем – дело
    его жизни. 
    УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
    Мартин Лютер сжигает буллу .Гравюра на дереве, 1557

  • 16 слайд

    В немецких землях началось массовое движение против католицизма.

    Описание слайда:

    В немецких землях началось массовое движение против католицизма. Бродячие проповедники призывали сбросить власть не только папы римского, но и светских феодалов. Борьба за Реформацию ширилась. В Германии она проходила в форме крестьянской войны(1524-1526)
     Вождем народной Реформации стал Томас Мюнцер

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
    Крестьянин, выступающий с речью.

  • 17 слайд

    Томас Мюнцер. Гравюра Хр. ЗихемаНАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНАМюнце

    Описание слайда:

    Томас Мюнцер. Гравюра Хр. Зихема
    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
    Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах.Призывая народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей,
    Мюнцер указывал, что в этом
    заключается основная задача
    реформационного движения.
    Он резко выступал против
    представления о «милосердном» Боге,
    стоящем над миром и требующем от
    людей смирения и подчинения
    существующему насилию. Согласно
    воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас
    самих, вне земного мира…

  • 18 слайд

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНАМюнцер ведет агитацию в народе

    Описание слайда:

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
    Мюнцер ведет агитацию в народе

  • 19 слайд

    Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ

    Описание слайда:

    Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.
    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
    Задание: покажите на карте основные районы восстания в Германии. 
    Летом 1524г. в Германии на
    юге страны восстали
    крестьяне. В 1525г. уже почти
    все германские земли
    охватило движение,
    названное
    историками Великой
    крестьянской войной.

  • 20 слайд

    Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Прочитайте доку

    Описание слайда:

    Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Прочитайте документ № 8. «12 статей», учебник (стр. 83-84) и определите основные программные требования восставших. Какие социальные группы участвовали в Крестьянской войне?

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
    Титульный лист «12 статей». 1525 г.
    Восставший крестьянин. Гравюра 1522 г.

  • 21 слайд

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНАФормами борьбы восставших крестьян б

    Описание слайда:

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА

    Формами борьбы восставших крестьян были сожжение документов с записями повинностей, дележ господского скота, захват земель,
    грабеж монастырей
    Немецкое крестьянское оружие XV — XVI вв.
    Ландскнехт нападающий на мирных жителей. Гравюра У. Франка.

  • 22 слайд

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНАДворяне разбили крестьянские отряды

    Описание слайда:

    НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
    Дворяне разбили
    крестьянские отряды
    поодиночке
    Раненый Мюнцер попал
    в плен, его казнили
    Было уничтожено
    100 тыс. человек

    Взятие Т. Мюнцера в плен

  • 23 слайд

    «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА» После разгрома крестьянской войны началась княжеска

    Описание слайда:

    «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
    После разгрома крестьянской войны началась княжеская Реформация.Князья стали захватывать монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями. Часть князей, напуганная Крестьянской войной осталась верной
    католицизму. Вся Германия оказалась
    ввергнутой в вооруженное
    противостояние, князья и дворяне
    оказались разделенными на два
    лагеря. В 1529 г. император Карл V
    запретил лютеранство и
    присвоение церковного и
    монастырского имущества.
    Император Карл V

  • 24 слайд

    В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантам

    Описание слайда:

    В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами . Боясь потерять власть, Карл V в 1555 г. в Аугсбурге заключил мир с протестантскими князьями. Устанавливалось равенство католиков и протестантов, князья получили право устанавливать религию на своих землях.
    «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
    Титульный лист первого издания текста Аугсбургского религиозного мира. 1555 г.
    Сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестанты – сторонники реформации церкви.

  • 25 слайд

    Жители земель должны были придерживаться веры своего князя, появился принцип

    Описание слайда:

    Жители земель должны были придерживаться веры своего князя, появился принцип «Чья страна, того и вера». Церковь была подчинена власти князей, протестантские проповедники (пасторы) находились на государственной службе. Пышные обряды отменили, из церкви убрали скульптуры, отменили поклонение иконам и святым мощам, церковь стала дешевой.
    «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
    Лютеранская церковь

  • 26 слайд

    «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА» Аугсбургский религиозный мир признал равноправными

    Описание слайда:

    «ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
    Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны.
    Вопрос: как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
    Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.

    Распространение протестантизма в Европе

  • 27 слайд

    Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США 

    Описание слайда:

    Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США 

  • 28 слайд

    ЛИТЕРАТУРАЮдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1500-1800

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА
    Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1500-1800 гг.М., 2012 
    http://scibook.net/srednih-vekov-istoriya/moguschestvo-papskoy-vlasti-katolicheskaya-29762.html
    http://www.aif.ru/dontknows/file/1018837
    http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/468/
    http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st007.shtml

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ про мартина лютера и реформацию

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Рассказ про мартина лютера и реформацию

  • Сейчас обучается 234 человека из 58 регионов

Рассказ про мартина лютера и реформацию

  • Сейчас обучается 1068 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Всеобщая история. История Нового времени», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А.

Тема:
§ 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Похожие материалы

  • Презентация по всеобщей истории на тему «Европейское общество в раннее Новое время» (7 кл.)

  • Задание для самостоятельной работы в 5 кл. по теме: «Религия древних египтян».

  • Маршрутный лист по теме «Мир в эпоху Средневековья»

  • Анализ ВПР за 2020 год 6-е классы

  • «Рабочая программа по истории Древнего мира»

  • Презентация по всеобщей истории «Интересные факты из жизни Генриха VIII»

  • Тест по теме «Пунические войны»

  • «Рабочая программа по Всеобщей истории 5-9 классы»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452951 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

Мартин Лютер и начало реформации

Мартин Лютер и начало реформации

1. Мартин Лютер — идеолог реформации

Мартин Лютер (1483-1546) — основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна Гуса, не был философом и мыслителем.

Родители реформатора происходили из тюрингенских податных крестьян. После рождения Лютера в Эйслебене (Саксония) семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца, он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте, известный особой строгостью устава. Однако результат его всевозможных аскетических усилий был плачевным: что ни делал Лютер, сознание богооставленности не покидало его.

В 1512 году Лютера вновь постиг приступ меланхолии (надо заметить, что в 29 лет он стал доктором богословия и субприором виттенбергского августинского конвента, это были в ту пору церковно одобряемые преуспевания) и он уединился в келье, где начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов. Неожиданно для себя Лютер обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело к «перевороту» в сознании понимания проблемы оправдания и спасения. «Лютер осознал себя непосредственно причастным к Богу через ту самую судящую способность совести, которая как раз и свидетельствовала о его богооставленности».

После Лютер начинает осознавать, что выработка в монастыре дополнительных «христианских заслуг» — дело пустое. И уже в 1515-1516 годах он ставит под сомнение основы монашески-аскетического благочестия.

Началом реформаторского движения являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. 18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Мартин Лютер взорвался критикой роли церкви в спасении, которая выражается в «Тезисах». Их основной мотив — мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам.

Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем: Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Основная идея «Тезисов» — Богу одно только раскаяние — наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно-феодальная собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное достояние.

Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед Богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима. Лютер не признает посредников между Богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и священников, поскольку этому не нашёл подтверждения в Священном Писании. Таким образом, Лютер пришёл к выводу: священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер.

Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганном Экком в 1519 году. Отвергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е. православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Слух о тезисах распространился молниеносно, и Мартина Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг. На суд он отказывается явиться, вспоминая о судьбе Яна Гуса. Знаменитый Лейпцигский диспут вёлся сначала между Экком и Карлштадтом (с 28 июня 1519 года), потом — между Экком и Лютером. Выгодное впечатление производили громкий голос Экка, его самоуверенность, отсутствие сомнений, находчивость и спокойствие, с которыми он заманил Лютера в ловушку. На стороне Экка были лейпцигские профессора, говорившие, что он разбил Лютера и Карлштадта.

Перед отъездом из Лейпцига, Экк написал курфюрсту Фридриху письмо, в котором называл Лютера и Карлштадта опасными еретиками. Экк сам привез в Германию папскую буллу об отлучении Лютера (1520 год), чем вызвал неудовольствие Фридриха Мудрого, отказавшегося от её опубликования. Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает император Карл V. В 1521 году проходит заседание рейхстага в г. Вормсе, где был издан Вормсский эдикт. Это был указ, изданный императором «Священной Римской империи» Карлом V в мае 1521 года и оглашённый на рейхстаге в г. Вормсе. Вормсский эдикт был направлен против Мартина Лютера и его учения. Данный указ объявлял Лютера еретиком и ставил его вне закона; запрещал поддерживать учение Лютера, читать и распространять его сочинения. Мартин Лютер, прибывший на Вормсский рейхстаг с охранной грамотой императора, отказался отречься от своего учения. Лютер был отлучен от церкви.

Лютеру давался 21 день на то, чтобы покинуть империю; призыв прекратить лютеранскую проповедь в имперских землях. Лютера поддержало имперское дворянство, которое критиковало устройство Церкви. Курфюрст Фридрих Саксонский укрыл его от преследований в своём замке Вартбург. Там в 1520-1521 годах Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

Лютер отверг большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения — только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.

В августе — ноябре 1520 года выходят в свет публикации Мартина Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно-религиозного размежевания с папством».

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией).

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности, и долг человека — прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ничем не отличаются от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык: «Пребывай в труде (призвании) своем» (Сирах 11:20-21).

Один из исходных пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь Богу обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина) повиноваться. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.

В 1525 году он связывает себя узами брака с бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке Лютер нажил шестерых детей. Его последние годы жизни были омрачены хроническими недугами. Мартин Лютер умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

лютер индульгенция реформация раскол

2. Результат реформ Мартина Лютера и раскол движения реформации

Результат реформ Мартина Лютера. В то время как Лютер находился в уединении в Вартбурге, реформаторское движение в Виттенберге продолжалось при участии Меланхтона. Произошел полный разрыв с Римской церковью, было отменено служение частных обеден, священники начали вступать в брак, монахи оставляли монастыри и т.п. Некоторые из горячих последователей Лютера доходили до того, что насильно останавливали богослужение, выбрасывали из церквей иконы и т.д.

В городе Цвиккау появились т.н. «цвиккауские пророки», перешедшие потом в Виттенберг. Они во имя непосредственных откровений проповедовали ниспровержение всех церковных и гражданских порядков. Во главе «цвиккауских пророков» стоял Томас Мюнцер, который вместе со своими приверженцами отошёл от лютеранства и основал свою общину анабаптистов («перекрещенцев»). Лютер, узнав о беспорядках, поспешил возвратиться в Виттенберг и своими проповедями успел утихомирить волнение, по крайней мере, в этом городе. В других же местах Германии религиозное брожение все-таки продолжалось и приняло политический характер, вызвав крупное движение — крестьянские войны.

Германский император был занят войной с французами, а князья, сами недовольные Римской церковью и папой, сочувствовали церковным нововведениям. Папские легаты потеряли всякий авторитет в Германии, и на них не обращали внимания. Лютер и Меланхтон беспрепятственно распространяли новые взгляды, уясняли основы учения, утверждая дело Реформации. В 1521 году Меланхтон обнародовал свое сочинение, в котором ясно и просто изложил новое вероучение. В 1522 году Лютер издал для всеобщего употребления свой перевод Нового Завета. Меланхтон организовал, при помощи инспекторов, надзор за лютеранскими общинами, а Лютер издал для народа большой и малый катехизис. Новое вероучение напоминало во многом мнения предшественников Реформации и составляло полную противоположность католичеству. Лютер, отвергая заблуждения и злоупотребления католичества, отверг в нем и всё истинное. Реформатор, приняв за основное положение, что человек оправдывается только одной верой в Искупителя, которая есть дар Божий, и личным общением с Ним, отверг все средства в деле спасения: Церковь, иерархию и таинства.

По учению Лютера, Церковь не сокровищница благодатных даров, а общество одинаково верующих во Христа. Иерархическое служение излишне, так как каждый сам совершает свое спасение. «Священство» принадлежит всем верующим, поэтому иерархию у него заменили простые должностные лица — учителя, проповедники, надзиратели за ними, а также гражданские власти, которым Лютер предоставил высшее управление. На таинства он смотрел только как на символы или как на благочестивые обычаи. Таинство Причащения Лютер допускал, считая, что в нем присутствует Христос, не объясняя этого пребывания и отвергая пресуществление. Мартин Лютер отвергал и небесных посредников — почитание святых, их мощей и поклонение иконам. Отверг он и Священное Предание. Признавая одно Священное Писание, Лютер предоставил его толкование и понимание каждому верующему. Он основал новое религиозное общество, получившее название лютеранского.

Ульрих Цвингли. Реформация в Швейцарии началась несколько позже, чем в Германии, и независимо от нее. Горячим поборником реформы выступил Ульрих Цвингли (1484-1531). Он был священником в Эйзиндейле (1516-1517), славился ученостью и проповедничеством. Перешёл в 1518 году в Цюрих, где продолжал проповедовать в кафедральной церкви. Цвингли восставал против постов, монашества, безбрачия духовенства, почитания икон, и учил, что в деле религии нужно держаться одного только Священного Писания. Вследствие этого цюрихский совет, согласный с ним, в 1520 году постановил, чтобы проповедники строго придерживались чисто евангельского учения. В 1522 году Цвингли и его сторонники формально отделились от своего епископа (Констанского) и образовали особую общину. Тогда епископ обратился к сейму с просьбой прекратить реформы. Сейм был против церковных нововведений, но жители Цюриха оставались на стороне Цвингли. В 1523 году в Цюрихе состоялись два религиозных диспута, на которых Ульрих Цвингли защищал свое учение в 67 тезисах. После второго диспута, цюрихцы высказались за Реформацию. В 1524-1525 годах обедня была отменена, в богослужение введён родной язык, иконы из церкви вынесены, монастыри обращены в школы и благотворительные заведения.

Кроме Цюриха, цвинглиева реформа была введена и в некоторых других кантонах Швейцарии, как, например, в Базеле, Берне, Шафгаузене и прочих. Но кантоны Люцерн, Швиц, Ури и другие оставались верными Римской церкви, так как церковная реформа затрагивала их политические интересы. Реформа проникла в южную Германию, пограничную с кантонами, где говорили по-немецки. Там швейцарским реформаторам пришлось встретиться с лютеранским движением. Лютеране сохранили от старой веры некоторые взгляды и обряды, которые швейцарцы устранили. Но всё же соединение казалось возможным. Лютер же высказался решительно против него. В Марбурге у него состоялся спор с Цвингли. Главное несогласие заключалось в понимании Таинства Причащения. Цвингли видел в нем простое воспоминание о Тайной Вечери. Он изгонял из богослужения всякую обрядность, а иконопочитание считал идолопоклонством. Каждый остался при своём мнении. Цвинги со слезами убеждал Лютера признать братское общение между исповеданиями, но тот отказался наотрез. Так начался раскол среди протестантов.

В Швейцарии разгоралась вооруженная вражда между реформаторскими кантонами и католическими (лесными кантонами). Католические отряды подошли к Цюриху в 1531 году. Войска реформаторов, не успевшие подготовиться, были разбиты. Цвингли, находившийся при войсках в качестве проповедника, был убит. Католики его труп четвертовали и сожгли, чему открыто радовался Мартин Лютер.

Кальвинизм. Переустройство церкви, начатое Цвингли, после его смерти приостановилось только в немецкой Швейцарии. Во французской же Швейцарии его дело продолжали другие работники Реформации. Один из них, Вильгельм Фарель, в 1532 году появился в Женеве и имел такой успех, что женевцы в 1535 году выступили за Реформацию и начали вводить церковное устройство согласно учению Цвингли. Окончательная же организация нового религиозного общества в Швейцарии, немного отличного от лютеранства, принадлежит Жану Кальвину.

Кальвин, родом француз, родился в 1509 году, был человеком весьма способным, но отличался крайне суровым и мрачным настроением духа. Изучив в Париже латинское богословие и ознакомившись там же с протестантскими мнениями, он разорвал связи с Римской церковью и выступил в роли реформатора. В 1536 году он, не решаясь оставаться во Франции, прибыл в Женеву, сошелся с Фарелем и вскоре, несмотря на свою молодость, стал во главе реформаторский партии. Он выделялся ясностью ума, убедительностью речи, твердой волей и умением влиять на людей. Кальвин, разделяя воззрения Лютера и Цвингли, присоединил к ним и свои. Особенностью являлось учение о Таинстве Евхаристии и, главным образом, учение о предопределении. Он написал труд «Наставление в христианской вере», в котором старался доказать, что протестантизм не есть собрание случайных и изменчивых мнений, а стройное исповедание истинной и божественной церкви. Кальвин направил свою деятельность на реформу нравов, приурочив её к своему учению о предопределении. Он убеждал, что мысль о предопределении к спасению (так как никто не знает, куда он предопределен), должна пробуждать чувство веры и преданности воле Божией, располагать к строгой нравственной жизни и т.п. Вот почему от своих последователей, как предопределенных к спасению, Кальвин требовал строгой, аскетической жизни.

Правила жизни, данные Жаном Кальвином населению Женевы и его стараниями возведенных в 1538 году женевским советом на степень государственных законов, касались всего быта и отличались большой строгостью и суровостью. Примером тому были всякого рода наказания за проявления роскоши, обычные увеселения, игры, исполнение светских песен, музыку и тому подобное. За серьёзные же проступки, как богохульство, кощунство, распущенная жизнь, назначалось изгнание из отечества и даже смертная казнь. Такие суровые правила восстановили очень многих против Кальвина, образовалась сильная партия недовольных, которая заставила его бежать из Женевы. Только в 1540 году, когда приверженцы Кальвина взяли перевес, реформатор смог вернуться в Женеву. С того момента он совершенно подчинил своему влиянию женевцев и в течение 20 лет успел довести дело до конца. Особенно беспощадно реформатор относился к свободомыслящим, то есть к людям, которые имели свои собственные взгляды по религиозным вопросам. Они были для него ненавистнее католиков. Жан Кальвин беспощадно расправлялся со своими политическими противниками или с людьми, возражавшими против его цензуры мнений и нравов. Многие горожане уехали из дома, но зато появились тысячи протестантов, подвергавшихся гонениям во Франции. Их общины сплотились вокруг Женевы, и Кальвин установил «цюрихское соглашение», которое присоединило кальвинистов и цвинглианцев в т.н. «реформаторскую» церковь. Затем была основана академия для подготовки протестантских проповедников во французских землях.

Жан Кальвин удалил из церквей всё, что напоминало о католичестве, — иконы, кресты, престолы и пр. Были изгнаны даже церковная музыка и украшения. Само богослужение ограничивалось проповедью, чтением молитв и простым пением псалмов. Обрядность была отменена. Таинство Крещения совершалось через одно окропление водой без крестного знамения, Таинство Причащения — в виде преломления хлеба поочередно каждым из присутствующих и притом сидя. Эти таинства были сохранены Кальвином. Отвергнув иерархию, он заменил ее учителями и проповедниками и учредил должность старейшин для наблюдения за нравственной жизнью членов каждой общины и диаконов для заведования благотворительными учреждениями. Избрание всех этих должностей реформатор предоставил не светской власти, как Лютер, а самим общинам.

Жан Кальвин умер в 1564 году. Основанное им учение называется реформаторским или кальвинским. Женева сделалась «священным городом» для западного протестантизма и школой, от которой шли нити во Францию, Германию, Голландию и Англию.

Анабаптисты — «цвиккауские пророки». Протестантство, утвердившее принцип свободы разума в делах веры, само положило начало новым религиозным учениям, извращавшим христианство еще больше, чем лютеранство и Реформация. Последователи учений, возникших на почве протестантизма, но им не признанных, образовали протестантские секты. Наиболее известная из них анабаптисты.

Анабаптисты («перекрещенцы») получили свое название от перекрещивания вступающих в их общество. Развивая учение о личном общении с Богом, они утверждали, что в каждом верующем живет и действует Дух Божий, освящающий его и руководящий всеми его мыслями, чувствами, желаниями и поступками. Себя они считали святыми, свое общество — церковью святых, для вступления в которое требовалось новое крещение. Все церковные законы и учреждения они признавали ограничением свободы духа, действующего в них. Своё историческое существование анабаптисты ознаменовали стремлением разрушить все существующие государственные учреждения и порядки, как церковные, так и гражданские, и основать «церковь святых» на началах свободы, равенства и тому подобное.

Анабаптисты появились впервые в германском городке Цвиккау около 1520 года. Здесь во главе их стоял Томас Мюнцер, являвшийся проповедником, Николай Шторх, простой фабрикант, и Марк Штибнер, бывший студент Виттенбергского университета. За свои выступления с призывом к ниспровержению всех порядков жизни, Мюнцер был изгнан из Цвиккау и отправился блуждать по Германии с теми же революционными целями. Оставшиеся в Цвиккау анабаптисты сумели поднять восстание против городских властей. Часть из них попали в тюрьмы, другие бежали. Шторх, Штибнер и другие «цвиккауские пророки» ушли в Виттенберг, думая найти сочувствие у тамошних реформаторов. Но в 1522 году они были изгнаны и оттуда.

Мюнцеру удалось поднять восстание крестьян против помещиков и властей. Он, признав себя церковным и гражданским реформатором, возглавил отряды восставших. Разбитый в сражении в 1535 году, Мюнцер был казнен. После этого во всей Германии начались поголовные преследования анабаптистов. Католики и протестанты жгли и казнили их без всякой пощады. Но анабаптизм всё же продолжал развиваться в Швейцарии и Нидерландах. В тридцатых годах он с новой силой заявил о себе в Германии.

В 1529 году в вестфальском городе Мюнстере появились выходцы из Нидерландов, анабаптисты Иоанн Матисен (булочник) и Иоанн Боккольд (портной) из Лейдена, названный Иоанном Лейденским. Выдавая себя за пророков, проповедуя новую церковь, наступление тысячелетнего царства Христова, они увлекли за собой чернь. Все, не принимавшие крещения, были изгнаны из города, и сектанты стали устраивать свое общество. Матисен был вскоре убит в вылазке против осаждавшего город епископа. Главным лицом стал Иоанн Лейденский. Он объявил себя мессией, надел корону, окружил себя двором. По ветхозаветному образцу им были назначены 12 старейшин и устроен порядок, при котором изуверство сочеталось с распутством. Анабаптисты пророчествовали, призывали к истреблению безбожников, поделили имущество, завели многожёнство, проводили время в кутежах. Сам Иоанн Лейденский предоставил себе деспотическую власть над жизнью и имуществом своих подданных. В 1535 году мюнстерский епископ взял город. Иоанн со многими своими последователями был казнён. В Германии началось снова преследование анабаптистов, которые, спасаясь, рассеялись по всей Европе. Секта стала сокращаться.

В историю Мартин Лютер вошёл как реформатор христианской церкви, образования, языка, музыки. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. Однако самым успешным делом Лютера явилась Реформация католической церкви.

В обстановке подъёма общественного движения в Германии, критики католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём спасения души, которое даруется ему непосредственно Богом.

Лютеранское движение со времён Мартина Лютера отказывается от ценности живого церковного опыта — Священного Предания, от почитания Девы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного устройства Церкви, от святых таинств, икон, от крестного знамения и считает одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небесное. Это лютеранское искажение христианства создаёт пропасть между ним и верой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Успешным продолжением лютеранских начинаний явилась швейцарская Реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Мартин Лютер же не поддерживал их. Также Лютер выступал против анабаптистов.

В целом, эволюция деятельности и учения Мартина Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

Список источников

лютер индульгенция реформация реформации

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское Библейское общество, 2005. — 1296 с.

2.Бадак, А.Н., Войнич, И.Е., Волчек, Н.М. Всемирная история: в 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. — Мн.: Литература, 1996. — Т. 10. — 480 с.

.Вебер, Макс. Избранные произведения / Макс Вебер — М.: Прогресс, 1990. — 274 с.

.Порозовская, Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность / Б.Д. Порозовская — СПб., 1997. — 170 с.

.Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас / Э.Ю. Соловьев. — М.: Политиздат, 1991. -432 с.

.Тальберг, Н.Д. История христианской Церкви: в 2 т. / Н.Д. Тальберг — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. — Т. 2. — 146 с.

  • Рассказ про малину для детского сада
  • Рассказ про маму до слез
  • Рассказ про марию шарапову
  • Рассказ про мальчика который хотел в школу
  • Рассказ про маму и дочку