Рассказ про мальчика на посту честное слово

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль. оборудование: учебники литературное чтение 3 кл. часть 2, рассказ

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Конспект урока по чтению 4 класс

Тема: «Честное слово».
Л.Пантелеев

Цель: учить детей
анализировать литературное произведение, формировать

читательский навык, воспитывать нравственные качества.

Задачи:

образовательные

Формировать умение понимать глубину содержания произведения и
его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.

а) для обучающихся 2 уровня создать на уроке условия для того,
чтобы они сами определили главную мысль произведения;

б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся 3 уровня
приняли участие в понимании главной мысли произведения;

в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся 4 уровня
поняли главную мысль произведения.

Коррекционные

Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного,
правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.

продолжать учить детей на основании высказываний и поступков
героев представлять себе черты их характера.

при помощи системы вопросов побудить детей внимательно
перечитывать и просматривать текст;

Развивать воображение, речь, мышление, умение
анализировать прочитанное, обогащать словарный запас детей.

воспитательные:

Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.

Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение
друг с другом в парах, группах, высказывать своё мнение, отстаивать и
обосновывать в конкретной форме)

Место урока в учебном плане:
третий урок по рассказу Л.Пантелеева. «Честное слово».

Формы организации учебной деятельсти:
фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование:

Иллюстрации, карточки для работы в группах, индивидуальные
карточки-помощницы для дефференцированной работы.

Звездочки для подведения итогов работы и рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

«Чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас.»

Девизом нашего урока будут слова:

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

2.Актуализация знаний.

— какой раздел мы изучаем? (что такое хорошо…)

— Какие рассказы вам запомнились?

— каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими
качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

— сегодня у нас урок пройдет в форме викторины. За каждый
правильный ответ, вы получите звезду. В конце урока мы подведем итог, и выявим,
кто же был самым внимательным, наблюдательным и думающим.

— Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.

аторбод ьтсовичвызто ьтсовижл ьтсонтсеч

(Доброта) (Отзывчивость) (Лживость) (Честность)

— Назовите эти понятия, одним
словом.

— Да, это качества человека.

— Назовите, «лишнее» слово»(лживость)

— Почему вы так решили?

— Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость,
честность. Какие это качества?

— Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы
познакомились на прошлом уроке? (Честность)

— подберите родственные слова к слову «честность» ( честное,
честь)

— Объясните значение слова честный. правдивый,
прямой и добросовестный

3. Постановка учебной задачи. Послушайте
стихотворение

Про маленького мальчика

В рассказе речь идёт.

Он ни в игре, ни в жизни

Тебя не подведёт.

Он честен и бесстрашен,

Играет он всерьёз,

И даже взрослый дядя

Сдержать не может слёз.

Он смотрит на мальчишку:

Малыш, в веснушках нос,

Короткие штанишки

И невысокий рост.

Кем мальчик в жизни станет?

Могу я дать прогноз:

В саду стоял в потёмках

И не покинул пост.

И в этот неспокойный наш 21 век

Из мальчика получится хороший человек!

— Сегодня на уроке мы будем анализировать произведение Леонида
Пантелеева «Честное слово» т.е.

работать с текстом, выделять основную идею
произведения, совершенствовать технику чтения

— Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на
уроке? Какие задачи мы поставим на урок?

Определить…- Главную мысль произведения….

Учиться…- Выразительно и грамотно читать.

Развивать…- Речь.

4.Работа с текстом

— Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ?

Словарная работаЗадания викторины.

-Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали
произведение Л.Пантелеева , поработайте в парах. Задание: соотнесите слово и
его лексическое значение.

Индивидуальная работа для 4 уровня – собери по первой букве
слово (ди)

1. Помещение для сторожа — …

2. Военнослужащий, стоящий на посту, на
часах — …

3. Не находя утешения — …

4. Воинское подразделение, несущее охрану
кого-чего-либо — …

Слова для
справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно
хлебавши

— Проверим.

-Оцените свою работу. -Молодцы!

Работа по содержанию текста. Вопросы викторины.

— Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр
произведения. (Это рассказ) на доске – стихотворение

Рассказ

Басня

Сказка

— Это рассказ, потому что события следуют последовательно друг
за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать
переживания героя.

Блиц – турнир.

— От чьего имени идет рассказ?

— Где происходили действия?

— Что узнали о мальчике?

-Почему мальчик плакал?

— В какую ситуацию он попал?

— Как к этому отнесся рассказчик?(Сначала улыбнулся, а
затем задумался над ситуацией
)

— Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в
подобной ситуации?

— Какая мысль пришла в голову рассказчику? (Позвать военного,
чтобы он снял мальчика с караула
)

— Почему только военный мог снять мальчика с караула?(Потому что
мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то
снять с караула его может только военный
)

— Охарактеризуйте мальчика. Какой он? (карточки подсказки)

— Смелый

— стойкий

— серьёзный

— мужественный

— ответственный

— честный

— Как поступили старшие мальчики??

— Могли вы поступить также?

Физминутка

5. Чтение по ролям

Упражнение в выразительном чтении диалогов.

— Значение слов мы повторили, а теперь проверим, как вы подготовили
выразительное чтение диалогов:

* автора и мальчика

* майора и мальчика — инсценировка

(Дети читают диалоги. После прочтения, обучающиеся оценивают и
учитель ставит им свою оценку).

— Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное
чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.

6.Закрепление

Найдите в тексте отрывок, который соответствует
данной иллюстрации. (Иллюстрация на доске)

8. Работа с пословицами.

— Восстановите пословицы. Работа в парах.

Как
аукнется,

а
давши-держись.

Не
давши слова – крепись,

хозяин.

Не
по виду суди,

так
и откликнется.

Будь
своему слову

а
по делам гляди.

— Какие пословицы подходят к произведению Л.Пантелеева.

— Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят
дружить, а у кого-то совсем нет друга?

От чего это зависит?

— Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

— Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?

— Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность –
главные достоинства.

10. Тест. Выбери правильный
ответ.

  1. Определи
    жанр произведения Л.Пантелеева «Честное слово»

а) сказка

б) рассказ

в) стихотворение

2. В игре мальчик был…

а) постовым

б) караульным

в) часовым

3. В какое время года происходило событие?

а) весна

б) лето

в) осень

4. Что охранял мальчик?

а) пороховой склад

б) штаб

в) казармы

5. Какой чин был у военного, который снял с поста мальчика?

а) капитан

б) майор

в) лейтенант

* Проверка.

  1. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

— Так, какова главная мысль этого произведения? (Если дал
честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось)

— Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал
этот рассказ? Каким качествам мы научились?

На доске – доброта, злость, отзывчивость, черствость, лживость,
честность, мужество.

— Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество,
честность и деликатность.

— Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его
читатели, поняли одну очень важную вещь:

В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет,
зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые
черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не
произошло, нужно всегда оставаться человеком.

13. Рефлексия. Подсчет заработанных звездочек. Определение
самого внимательного, наблюдательного, думающего

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

ФИО учителя: Гариной С.П. МОУ СОШ 44 г Рыбинск

Цель урока:  Формирование читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

1

Мотивация  (самоопреде-ление) к учебной деятельности

Мотивировать обучающихся на изучение  темы

«Л. Пантелеев «Честное слово»

Фронтальная

— Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.

— Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)                  

Успеха (указательный)                    

Большого (средний)

Всегда (безымянный)                  

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

 (АМО)

— А с гостями поздоровайтесь глазами и подарите им свои улыбки. Слайд 1.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверка дз

Чтение по желанию стихотворений наизусть

По каким критериям будем оценивать?

Организация самооценки.

2

I этап

Работа с текстом до чтения

Организовать подготовку обучающихся к работе с текстом.

Определить тему урока

Определить цели урока.

Словарная работа

Работа в парах

Работа в группах

Попробуйте составить из букв слова

ОБОРДАТ   ВИЧОТЫЗТЬОВС   ВЖИЛСЬТО    НССЕТЬЧТО

(доброта)   (отзывчивость)   (лживость)    (честность)

У. Попробуйте назвать эти понятия одним словом.

Д. Это качества человека.

У. Назовите, пожалуйста, “лишнее” слово.

Д. Лживость.

У. Почему вы так решили?

Дети предлагают варианты ответов.

У. Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?

 — Зачеркните буквы английского алфавита и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Слайд 2.

ЧFЕСТНDSILНRОЕ

СWZЛОGВО.

— Вам уже знакомо это словосочетание? Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением которое так и называется

— Кто автор?   Это знакомый или новый автор?

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Честное слово”.  Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое приготовили ребята.

Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).

Умер писатель в 1987 г. в Москве.

Работа с колесом баланса…

Перед тем, как начать работать с произведение вспомним чему мы учимся на уроках чтения.

Возьмите колесо баланса и попробуйте определить на каком уровне каждый из перечисленных навыков у вас. Для этого возьмите карандаши и раскрасьте каждый раздел своим цветом.

Чему мы должны учиться в процессе работы над произведением?

Как вы думаете чему будем учиться сегодня

— К слову «честное» подберите родственные слова.

— Давайте посмотрим, какое толкование слова «честь» даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.  Слайд 4.

— Честь – достойное уважения и гордости моральное качество человека;

.

Подготовимся к чтению текста

  — Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение.

Помещение для сторожа — …

Военнослужащий, стоящий на посту, на часах — …

Не находя утешения — …

Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо — …

Ни с чем — …

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.

Выполняют задание,

определяют тему урока, оценивают себя.

Ответы детей

+

+

Отрабатывать технику чтения, работать с содержанием , анализировать текст выделять главную мысль

Работа в группах (честный, чествовать, честь)

Сторожка

Часовой

Безутешно  

Караул

Без всего несолоно хлебавши.

3.

II этап

во время чтения

2.Перечиты-вание текста.

первичное восприятие.

Организовать «вдумчивое» чтение отдельных фрагментов текста.

Коллективно-индивидуальная

 2. Работа с текстом

а) Чтение учителем. Учителем и учащимися (по частям) 1 часть

До слов “ Вдруг я остановился …”

– От чьего имени идет повествование?

– Где происходили действия?

До слов “Я подошел и спросил…”

– Что узнали о мальчике?

До слов “Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.”

– Почему мальчик плакал?

– В какую ситуацию он попал?

– Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)

– Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Чтение до конца.

– Какая мысль пришла в голову рассказчику?

– Почему только военный мог снять мальчика с караула?

Вопросы после чтения.

– Каким вы представили себе мальчика?

– Какой он? Докажите строчками из текста.

– Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

– Могли ли вы поступить также?

2 часть

Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”

– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?

– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту”?

– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?

– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?

Прочитать до конца самостоятельно.

– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Отметить на колесе баланса индивидуальные достижения в чтении и анализе текста.

От имени рассказчика.

в городском саду

Он остался один, боялся.

Старшие ребята пригласили играть и забыли про него

Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

Мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом

Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор  понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера

Они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением

Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека

Потому что уважает.

Потому что у него сильная воля и крепкое слово.

4.

III этап после чтения

составление модели обложки

Организовать коллективную дискуссию.

Работа в группах

Составить модель обложки и выступить

Что будем оценивать? (правильность и точность.

Оценка и взаимооценка работы групп

5

Контроль и оценка результатов деятельности (рефлексия)

Организовать оценку результатов  собственной деятельности.

Фронтальная,

индивидуальная

 Работа с колесом баланса

Что получилось?

Что не получилось?

Над чем будем работать дома?

Оценивают себя.

6

Домашнее задание

Прочитать рассказ отработать выразительное чтение (мин 2 листа)

Ответы на вопросы по содержанию.

индивидуальная

Комментирует задание.

Даёт задания на выбор.

Выбирают уровень и вид  задания.

Приложение 3.

Задание №3  Работа в группах.

                                                                                                                                                       Соотнесите слово и его лексическое значение.

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.

Приложение 4.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

  • Рассказ про маму аудио рассказ
  • Рассказ про любое созвездие
  • Рассказ про лишение девственности
  • Рассказ про леди гагу на английском языке
  • Рассказ про культуру др руси