Рассказ про мальчика который заблудился в тайге и нашел озеро

Жил мальчик афоня. отец его был на фронте, а мать весь день в колхозе работала. афоня днем был со старым

Жил мальчик Афоня. Отец его был на фронте, а мать весь день в колхозе работала. Афоня днем был со старым дедом, который почти весь день спал. Афоне было скучно и он попросил деда рассказать про все, что тот знает, а то умрет и не успеет рассказать.

Цветок на земле - Платонов А.П.

Цветок на земле читать

Цветок на земле - Платонов А.П.

Скучно Афоне жить на свете. Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе, на мо­лочной ферме, а дедушка Тит спит на печке. Он и днём спит, и ночью спит, а утром, когда просы­пается и ест кашу с молоком, он тоже дремлет.

— Дедушка, ты не спи, ты уж выспался, — сказал нынче утром Афоня дедушке.

— Не буду, Афонюшка, я не буду, — отве­тил дед. — Я лежать буду и на тебя глядеть.

— А зачем ты глаза закрываешь и со мной ничего не гово­ришь? — спросил тогда Афоня.

— Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит. — Нынче я на свет буду смотреть.

— А отчего ты спишь, а я нет?

— Мне годов много, Афонюшка… Мне без трёх девяносто бу­дет, глаза уж сами жмурятся. А тебе ещё мало времени, тебе без трёх первый десяток идёт.

— А тебе ведь темно спать, — говорил Афоня. — На дворе солнце горит, там трава растёт, а ты спишь — ничего не видишь.

— Да я уж всё видел, Афонюшка.

— А отчего у тебя глаза белые и слёзы в них плачут?

— Они выцвели, Афонюшка, они от света выцвели и слабые стали, мне глядеть ведь долго пришлось.

Афоня осмотрел деда, какой он есть. В бороде у деда были хлебные крошки, и там жил ещё один комарик. Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарика прогнал оттуда — пусть он живёт отдельно. Руки у дедушки лежали на сто­ле; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

Афоня поглядел в глаза деду. Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу свети­лась большая капля слезы.

— Не спи, дедушка! — попросил Афоня.

Но дедушка уже спал. Мать посадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом и ушла работать. Афоня же остался один в избе, и опять ему скучно стало жить на свете. Он ходил вокруг деревян­ного стола, смотрел на мух, которые окружили на полу хлебную крошку, упавшую из бороды деда, и ели её; потом Афоня подхо­дил к печке, слушал, как дышит там спящий дед, смотрел через окно на пустую улицу и снова ходил вокруг стола, не зная, что делать.

— Мамы нету, папы нету, дедушка спит, — говорил Афоня сам себе.

Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть.

— Проснись, дедушка, — просил Афоня. — Ты спишь?

— А? Нету, я не сплю, — отвечал дедушка Тит с печи.

— Ты думаешь? — спрашивал Афоня.

— А? Я тут, Афоня, я тут.

— Ты думаешь там?

— А? Нету, я всё обдумал, Афонюшка, я смолоду думал.

— Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

— Всё, Афоня, я всё знаю…

— А что это, дедушка?

— А чего тебе, Афонюшка?

— А что это всё?

— А я уж позабыл, Афоня.

— Проснись, дедушка, скажи мне про всё!

— А? — произнёс дедушка Тит.

— Дедушка Тит! Дедушка Тит! — звал Афоня. — Ты вспомни! Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи. Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся. А дед спал и только шептал тихо во сне не­слышные слова. Афоня уморился его будить и сам уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнущей тёплой землёю.

Очнувшись от сна, Афоня увидел, что дед глядит глазами и не спит.

— Вставай, дедушка! — сказал Афоня.

А дед опять закрыл глаза и уснул.

Афоня подумал, что дед тогда не спит, когда сам Афоня спит; и он захотел никогда не спать, чтобы подкараулить деда, когда он совсем проснётся.

И Афоня стал ожидать. Часы-ходики тикали, и колёсики их поскрипывали и напевали, баюкая деда.

Афоня тогда слез с печи и остановил маятник у часов. В избе стало тихо. Слышно стало, как отбивает косу косарь за рекой и тонко звенит мошка под потолком.

Дедушка Тит очнулся и спросил:

— Ты чего, Афоня? Что-то шумно так стало… Это ты шумел?

— А ты не спи! — сказал Афоня. — Ты скажи мне про всё! А то ты спишь и спишь, а потом умрёшь, мама говорит — тебе недол­го осталось, кто мне тогда скажет про всё?

— Обожди, дай мне квасу испить, — произнёс дед и слез с печи.

— Ты опомнился? — спросил Афоня.

— Опомнился, — ответил дед. — Пойдём сейчас белый свет пытать.

Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже.

Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастби­ще, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед оста­новился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нуж­но, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! А этот цвет растёт, он не всё!

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

— Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мёрт­вый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. Понял теперь?

— Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня, — тут понятного нету.

— Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз ты непонятливый?.. А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым ду­хом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

— А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.

— Одинаково, — сказал дедушка Тит.

— А мы с тобой?

— И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти по­могаем… А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в апте­ке берут. Ты бы нарвал их да снёс. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

— Теперь я сам знаю про всё! — сказал Афоня. — Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые… Ты спи, а когда умрёшь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!

Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доб­рому внуку и пошёл спать в избу на печку.

Цветок на земле - Платонов А.П.

А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принёс его деду и по­дарил ему; пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

— Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед. — А цветы тебе ни­чего не сказывали, из чего они в мёртвом песке живут?

— Не сказывали, — ответил Афоня. — Ты вон сколько жи­вёшь и то не знаешь. А говорил, что знаешь про всё. Ты не знаешь.

— Правда твоя, — согласился дед.

— Они молча живут, надо у них допытаться, — сказал Афо­ня. — Чего все цветы молчат, а сами знают?

Дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.

Цветок на земле - Платонов А.П.

(Илл. Давыдовой О.)

image_pdfimage_print

Однажды автор улетал в тайгу и ему нужна была собака—лайка, так как в тайге без собаки нельзя. Собаку он не нашел, но в самолет кто-то втолкнул белую собаку. Когда прилетели, собака пошла за автором, он назвал ее Тунгусом и взял с собой в тайгу…

Это было в посёлке на реке Ангаре. Я улетал в тайгу, и мне нужна была собака—лайка. В тайге без собаки нельзя.

Стал я в посёлке искать—может, кто собаку продаст?

На одной избушке, на стене, висит медвежья шкура, ог­ромная, от крыши до завалинки. Подошёл к медвежьей шкуре, рассматриваю её. Хозяин вышел. Я спрашиваю:

—Расскажи, как медведя убил!

Стал он рассказывать, как ходил в тайгу, белковать. Слы­шит, собака впереди злобно залаяла, на белку не так ла­ет. Это медведь-шатун был, он под вывороченной ёлкой дремал.

—Подбежал я, медведь топчется, собака его подняла и крутит, не даёт уйти… Я выстрелил—промазал. Медведь бросился на меня. «Ну,—ду­маю,—пропал!» И тут медведь заревел и остановился. Это Ви­люй прыгнул и вцепился мед­ведю в ухо. Я ружьё переза­рядил и убил медведя. В голо­ву попал!

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Охотник показал дырку на шкуре, на самом лбу. Вилюй подошёл, обнюхивает меня.

—Не продашь Вилюя?

Охотник засмеялся:

—Что ты, он мне дороже ко­ровы, я без него в тайге про­паду!

Так и пришлось мне улететь без собаки.

Погрузили ящики, спаль­ные мешки. Уже дверь хотели закрывать, и вдруг кто-то бе­лую собаку втолкнул в само­лёт. Она забилась в угол, хвост поджала. Лётчик в кабину прошёл, посмотрел на неё— ничего не сказал. «Наверное,— думаю,—его собака».

Через два часа прилетели мы в посёлок, на Подкамен­ную Тунгуску. Выгрузили ящики, все вышли, лётчик вслед кричит:

—Чья собака?

Все молчат. Лётчик вывел собаку и привязал к старым аэросаням около домика, где живут радисты.

Вечером я из магазина шёл, смотрю—белая собака бежит навстречу. На шее обрывок верёвки болтается. Я ей хлеба дал. Она съела и побежала за мной.

Вошёл я в избу, а собака свернулась клубочком на крыль­це, голову положила на лапы. Я ей каши в котелке вынес, она её съела, руки мне лижет. Я смотрю на неё и думаю: как же её назвать?

—Тунгус, ты чей?

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Тунгус подпрыгнул и лапы положил мне на грудь. Так и стал звать его Тунгусом.

Скоро весна. Лёд блестит на реке. В тайге бурундуки про­снулись, вылезли из норок, греются на солнце, пересвисты­вают. В лиственничном пне, под корой, личинки короедов зашевелились.

Я кору отодрал и набрал полную коробку белых червяч­ков. Пробил на реке лунку во льду и положил доску. Лёг на доску, удочку-дергушку закинул в лунку. Вода прозрач­ная, все камешки на дне можно пересчитать.

Стайка хариусов окружила червячка, я дергушку дёргаю, червячок в воде прыгает.

Хариус схватил червячка, я хариуса на лёд выкинул, вто­рого хариуса поймал, третьего… Целая кучка рыбы лежит на льду. Тунгус около рыбы сидит и по сторонам погляды­вает.

Вдруг слышу, Тунгус зарычал и на кого-то бросился. Обернулся, а он чужую собаку отгоняет от нашей рыбы. Ото­гнал, вернулся, сидит караулит. Хочется ему рыбки, да нель­зя, только облизывается.

—На, Тунгус, возьми!

Тунгус самого большого хариуса выбрал и съел.

Скоро вечер, пора домой. Уже к посёлку подходили, вдруг Тунгус кинулся к поваленной берёзе, лает, зубами грызёт кору.

Под корой кто-то пищит. Да это бурундук забился под пень и от страха попискивает!

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Я Тунгуса отталкиваю, а он кусается, не хочет уходить. А уже темнеет. Я его уговариваю: «Завтра придём!» Еле от­тащил, вот какой упрямый!

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

  Весна в тайге. На рассвете глу­харь токует, как деревянный колокольчик гремит.

По озеру плывёт водяная крыса—ондатра, мордочкой разрезает воду.

Тунгус прыгнул в озеро, вот- вот ондатру догонит. Ондатра нырнула, Тунгус закрутился в воде—никак не поймёт, ку­да она исчезла!

Ондатра у другого берега вынырнула, сидит на кочке, отряхивается.

Я выстрелил, Тунгус под­плыл и вытащил ондатру на берег, нюхает её. Я кричу:

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

—Не тронь!

Тунгус смотрит то на меня, то на ондатру. Я Тунгуса зову, а он ко мне не плывёт.

Пошёл я по берегу озера, в обход. Подошёл—нет ондатры, а Тунгус облизывается и хвос­том виляет.

—Где ондатра?

Тунгус смотрит по сторонам: «Какая ондатра?»

Я на Тунгуса рассердился, а потом вспомнил: я же его забыл накормить. Вот он онда­тру и съел!

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

  Подкаменная Тунгуска—река быстрая, с водоворотами, поро­гами. Берега с двух сторон сжимают реку каменными ще­ками. Бревно до порога доплы­вёт, под водой исчезнет, вы­нырнет белое. Острые камни на дне всю кору обдерут. На лодке, когда плывёшь, не зе­вай, а то разобьёт о камни.

Мы с Тунгусом спускались на лодке вниз по реке. Один поворот прошли, другой, а за третьим поворотом на берегу стоят берестяные чумы, костёр горит, вокруг костра олени бе­гают, спасаются дымом от ко­маров. Из чума вышел эвенк, кричит, чтобы я Тунгуса при­вязал, а то распугает оленей. А у меня верёвки нет. Тогда эвенк Тунгуса поймал и перед­нюю лапу сунул под ошейник. Тунгус на трёх ногах прыгает, оленей не гоняет.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

—А где же,—спрашиваю,— ваша собака?

—Да вот, за бревно привяза­на, однако её комары совсем за­ели!

К полену верёвка привязана, а собаки нет. Подошёл побли­же, смотрю, нора в земле, а в норе собака лежит, морду за­крыла лапами и дремлет.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Комары тучей над ней гудят, собака от них в землю зары­лась.

Эвенк рассказал, что зовут её Верный. Хозяин Верного умер. Когда был жив, вычёсывал Верного, прял шерсть и вязал из неё рукавицы и носки тёплые.

Верный из норы вылез: большой лохматый, как медве­жонок. Только очень старый—морда седая и глаза мутные.

Я у эвенка спросил:

—Что же вы его в чум не возьмёте?

—Старый он, охотиться не может!

Когда Верный молодой был, на медведя ходил, а сейчас никому не нужен. А я по морде вижу: хорошая собака, доб­рая.

—Отдай,—говорю,—мне собаку!

—Однако бери!

Накормил я Верного и привязал в лодке вместе с Тунгу­сом. Они подружились, и мы поплыли дальше, вниз по реке.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

  Река на солнце блестит, ветерок комаров сдувает, хорошо плыть. Вдруг ветер переменится, задует с Ледовитого оке­ана, и… опять зима. Снег пойдёт, ветер такую волну разго­нит, что на вёслах не выгребешь… вот-вот нанесёт на камень!

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Меня собаки выручили. Подгребёшь к берегу, привяжешь к лодке длинную бечёвку. На другом конце бечевы Тунгус и Верный. Как в упряжке, идут по берегу, а я в лодке—вес­лом подгребаю. Дружно тянут, только вода под лодкой жур­чит.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Как до посёлка дойдём, я их поскорее распрягу. Со всего посёлка собаки на берег бегут встречать лодку. Тунгус и Верный встанут хвост к хвосту и ждут. Собаки их окружат, начинают рычать, обнюхивать, шерсть на загривках подни­мается. Тунгус и Верный никогда не давали друг друга в обиду.

Только на охоту я их вместе не брал.

Однажды разводил костёр на берегу, слышу, в тайге зала­яли. Схватил ружьё, бегу к ним. На высокой сосне глухарь сидит, шею вытянул и клювом щёлкает.

Выстрелил. Глухарь полетел, всё ниже, ниже, собаки за ним. Смотрю, перья и пух летят во все стороны, как будто перину выпустили. А собаки дерут глухаря, пополам делят. Еле отнял. Тунгус всё подпрыгивал, из глухариного хвоста последние перья выдирал.

А один раз Тунгус учуял соболя в ёлках. Стал его облаи­вать. Верный услышал и прибежал. Тунгус под ёлкой лает, а Верный стоит в стороне, ждёт.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Соболь на верхушке ёлки зашевелился, я его ранил. Он вниз стал сползать. Тунгус подпрыгивает, лает на него, а Верный молча стоит.

Соболь вот-вот на землю сползёт. Верный подбежал, подпрыгнул и схватил соболя.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Тунгус зарычал и тоже вце­пился в соболя. Не успел я под­бежать—пополам соболя разо­рвали.

Поэтому я их вместе в тай­гу не брал. Если с Верным иду, Тунгуса привязываю к лодке, а если с Тунгусом, Верного ос­тавляю на берегу.

Соболя Тунгус нашёл, а Вер­ный у него из-под носа выхва­тил. Тунгус это запомнил и отомстил.

Тунгус всегда на носу лод­ки сидел, а Верный был при­вязан на корме. Солнышко пригрело, Верный—собака ста­рая, задремала…

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Вдруг слышу, сзади вода бурлит. Оглянулся, а Верного нет. Верёвка из воды торчит. Схватил верёвку и вытащил Верного. Лодка быстро шла, чуть не захлебнулась собака.

А Тунгус на носу сидит и улыбается, вся морда растя­нута, в сторону смотрит, как будто ничего не видел.

Стал я его стыдить: «Что же ты не лаял? Верный—старик. Он утонуть мог!»

Тунгус уши прижал, хвос­том виляет. Стыдно ему!

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

В Тунгуску впадает речка Чамба, порожистая, с водопадами. Вокруг скалы, на скалах растут кедры.

На Чамбе, под скалой на берегу, стоит охотничья заимка. Крыша земляная, травой заросла.

На заимке живёт охотник Салаткин.

Летом он рыбу ловит, а зимой уходит в тайгу, за белкой, ставит капканы на соболя, на медведя—петли из стального троса.

Осенью, когда по реке ледяная шуга пошла, собрался я домой. Собак отдал Салаткину, просил, чтобы он за Тунгусом присматривал, не давал ему Верного обижать.

Попрощался я с собаками, сел в лодку и стал пробирать­ся в посёлок, на аэродром.

Весной получил я от Салаткина письмо.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

Верного медведь порвал, и он умер. Тунгус остался один, ходит соболевать в тайгу и за зиму нашёл сорок соболей и триста белок.

Тунгус и верный - Снегирев Г.Я.

(Илл. Дугина В.)

image_pdfimage_print

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

Цели урока:

Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В.П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности; Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом;

Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, развитие речи и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей. Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.

Ход урока

1) Оргмомент.

2)  Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить.… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в, то, же время мудрые вопросы.

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Как вы думайте , “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее.

(Васютка)

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке?

(Мы вновь обратимся к произведению Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить, какова взаимосвязь между человеком и природой).

А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».(1 слайд)

Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока

(2 слайд) (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях. Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».

Цель урока: проследим, как она раскрывается в тексте.

2. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

Мы с вами знаем, что родиной В.П.Астафьева Является- Сибирь,(Слайд 3)а рассказ автобиографичен. А что означает это слово? (Слайд 4)

Автобиографичность-это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора, основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

3. Словарная работа.

Ребята, дома вы прочитали рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Понравился ли он вам? И в рассказе вы встретились со словами, которые вам были непонятны, я просила вас по группам подготовиться к этому заданию. Давайте мы сейчас с вами попробуем объяснить значение этих слов .

фортуна – судьба, случай, счастье

(“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

4. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.

-А теперь побеседуем с вами по прочитанному рассказу.

Кто главный герой рассказа?

-С чего начинается рассказ? (с описания озера) чтение стр.247

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(васютка найдёт озеро, которого нет на карте)

-Почему Васютка отправился в тайгу? (стр249)(слайд 5)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова? (стр250)

(ты от затесей держись далеко не отходи – сгинешь! Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)стр.250

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.

(стр.250)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?(склонность как у всякого таёжника)

— С этой птицей встретился Васютка в тайге, что вы узнали о её повадках? ( Слайд 6)

( кедровка) ( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)стр.251

-Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)252

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

(попусту нельзя сжигать патроны)

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами? (Пригодятся в более нужной ситуации)

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? ( Слайд 7).

-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

( стр. 252 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился? Что он сказал?

стр.253 («Где же затеси?» )

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

— А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину. «Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто». -О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки), (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

— Что он сделал в первую очередь? , но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес?(слайд8)молодцы, а теперь вернемся к нашему главному герою…

( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

—О чём это свидетельствует?

— Как мальчик приготовил себе еду и в чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать? (не взял соли)

-Что сделал, после ужина? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

— Какие черты характера обнаружились в мальчике?

смекалистый. бережливый

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? (Слайд9)Почему Васютка разговаривал с белкой?

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении? пейзаж

— Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.258

«Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. Слайд 10.

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 10). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? (маленький, беззащитный) Какую роль играет здесь пейзаж? что здесь опасно

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд12) лиственный лес обычно тянется по берегам реки

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко? стр 265 слайд 13

— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость, оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?265

— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

— Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

Слайд 14.

(Для того чтобы выжить, Васютке помогли знания законов тайги.)

—  Тайга живёт своей собственной жизнью. Она живая, и так же является действующим лицом  наряду с Васюткой. И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни. Человек и природа – основная тема в творчестве Виктора Астафьева.

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)

-Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?они помогают ему пережить страх, он вспоминает их слова и пытается действовать в соответствии с ними

— Перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?

стр.270-«Эх, Васюха, Васюха..»

стр.271-«Через два дня…»

-Какими вы представляете характеры этих людей?

5. Работа по карточкам

Перед вами на карточках места, где пришлось проходить Васютке, напротив каждого напечатаны чувства, которые испытывал Васютка, когда там находился,

слайд 15

·Лес

·Поляна

·Тропинка

·Озеро

·Берег

Вам, как знатокам природы, необходимо определить,  какие названия будут иметь эти места. Найти соответствия.

( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха).

5.Интересен и богат язык произведения. (Групповая работа)

слайд16-17

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

18-19

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

20-21

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

22-23

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

24-25

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

26-27

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

6. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

2. Где же находится это озеро? Зачитайте.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?какова же всё-таки взаимосвязь между человеком и природой?

Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ эпизодов: «Васютка в тайге», «Васютка заблудился». Рассказ о первой ночи в тайге. Выразительное чтение эпизодов. Составить план рассказа (в тетради). Пересказ понравившихся эпизодов.

·Лес Страх

·Поляна Надежда

·Тропинка Уверенность

·Озеро Успех

·Берег Отчаяние

·Лес Страх

·Поляна Надежда

·Тропинка Уверенность

·Озеро Успех

·Берег Отчаяние

·Лес Страх

·Поляна Надежда

·Тропинка Уверенность

·Озеро Успех

·Берег Отчаяние

неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

молочный, клейкий, неподвижный;

далёкие, таинственные, мерцающие;

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

молочный, клейкий, неподвижный;

далёкие, таинственные, мерцающие;

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

молочный, клейкий, неподвижный;

далёкие, таинственные, мерцающие;

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Рассказ о том, как автор в сопровождении проводника-тувинца Чоду ехали через тайгу к стаду оленей. Когда они приехали на место, автор сначала подумал, что это целый лес обгорелых кустов, а когда пригляделся, оказалось, стадо оленей лежит, и не кусты это, а рога…

Про оленей - Снегирев Г.Я.Про оленей - Снегирев Г.Я.

Много дней мы ехали по тайге на лошадях. То они вязли в болоте, то спотыкались на камнях и падали. Лошади с трудом продирались сквозь чащу, а когда мы переправлялись через горную речку, лошадь повалило течением, и я чуть не утонул.

И каждый раз наш проводник, тувинец Чоду, говорил:

Про оленей - Снегирев Г.Я.

— На оленях мы бы уже в горах были!

И мне хотелось поскорее увидеть оленей: что это за звери такие удивительные — без тропы по болоту бегом бегут и не вязнут и реки переплывают не останавливаясь.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Приехали

Перевалили через одну гору, через вторую, а на третьей уже не ёлки росли, а огромные кедры с обломанными верхушками. Медведи их обломали, чтоб добраться до кедровых шишек.

Впереди ещё гора. На ней ничего не растёт: всю землю сдуло ветром, остались одни камни.

Я хотел спросить Чоду, скоро ли мы доедем, да не успел. Внизу, под горой, я увидел белые мхи… и во мхах, как лодки на волнах, покачивались оленьи спины и рога. Мы спустились к чуму на берегу ручья. За чумом… Я сначала подумал, что это целый лес обгорелых кустов, а когда пригляделся, оказалось, стадо оленей лежит, и не кусты это, а рога. Каких только рогов тут нет! И высокие длинные, и ветвистые широкие, а у одного оленя столько отростков, что они загибаются вниз, за уши.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

На земле рядами лежат брёвна, а к брёвнам привязаны оленята-пыжики. Рожки у пыжиков — как два кустика, поросшие мягким чёрным мохом. Вместе с большими оленями их не пускают. Большой олень убежит от медведя, а пыжик ещё слабый. А глаза у оленей добрые и печальные.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Белая собака

Собаки залаяли и побежали к нам. Я думал, они кусаться будут, такие большие и свирепые. Мы слезли с лошадей, собаки бросились и стали на нас прыгать и облизывать руки, а одна белая собака от радости визжала и покусывала мне ногу.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Я спросил Чоду, чего они так радуются.

— Скучно им, вот и рады, что мы приехали!

Чоду закричал на белую собаку, она поджала хвост и отошла. Мне её стало жалко, а Чоду говорит:

— Беда с этой белой, её олени издалека видят и не поймут, что за зверь. Пугаются, бегут… потом их ищи!

Мне всё равно эту собаку было жалко: чем она виновата, что белая.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Голодные медведи

В чуме жена Чоду стала рассказывать, как ночью приходил голодный медведь, утащил оленью шкуру, разорвал её и съел.

Шкура сушилась совсем близко от чума, и жена Чоду очень напугалась, потому что медведь громко рычал и совсем не боялся собак.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

— Хорошо, что оленей не тронул. Голодный был медведь, очень голодный! — сказала она.

Чоду стал ругать бурундуков.

Я ничего не понимал: голодный медведь съел шкуру, а виноваты бурундуки.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Оказывается, в этом году мало кедровых шишек поспело, да и те бурундук вниз спустил. Бурундуки набивали кедровые орешки за обе щеки и тащили в свои кладовки. В каждой килограммов по десять орехов, а таких кладовок у бурундука несколько. Медведям скоро на зиму надо ложиться в берлогу, а они жир не накопили, голодные бродят по тайге.

И опять Чоду стал ругать бурундуков, и я узнал, что бурундук сделал себе запасы на три года. И я тоже разозлился на жадных бурундуков за то, что они столько орехов запасли, а о других зверях не подумали.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Князёк

Всю ночь за чумом трещали сучья в костре, треск то удалялся, то приближался. И вдруг у самого чума как затрещит! Я думал, огонь добрался до чума, и выскочил на улицу, а это совсем не огонь, это оленьи копыта так потрескивают при каждом шаге. Я спокойно уснул. Утром меня разбудили олени. Они стукали рогами в стенку чума, просили соли. Олени очень любят соль. Если олень полудикий, ему дают понемножку соль с ладони, и он приручается.

Днём все олени бегали вокруг костра-дымокура. Ветер свалил дым в одну сторону, к земле, и элени по очереди вбегали в дым, отгоняли от себя мошек и комаров.

Огромное стадо молча бегало вокруг огня, только слышно, как копыта потрескивают да рога стукаются друг о друга.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

В стаде был один совсем белый как снег олень. Его называют Князёк. Он гордый, как настоящий князь. И рога у него на голове растут как корона. Я насчитал шестьдесят четыре отростка. Около чума сушился мешочек с мокрой солью, и земля стала немножко солёная. Князёк всё время вылизывал солёную землю, а других оленей прогонял. Только не бил рогами, а поднимал переднее копыто и пугал. И все олени слушались его.

Однажды олени прибежали к чуму, а Князька нет!

Чоду поехал разыскивать его и далеко в горах нашёл рога и клочки белой шерсти.

Князька съел медведь. Он притаился за кедром, убил Князька, схватил передними лапами и унёс в горы.

Чоду сразу узнал это по следам: на земле белой шерсти не было, только медвежьи следы от задних лап. Князёк погиб, потому что уходил один к горным озёрам. Вода в озёрах синяя, и холодный ветер с горных вершин звенит в одиноких кедрах.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Медвежья шкура

Всю ночь около чума горел большой костер. Чоду с карабином сидел у огня и прислушивался. Я думал, медведь уже не придёт, и уснул. Вдруг залаяли собаки. Они стали кидаться в темноту. Чоду подложил в костёр большое полено и…

«Уагг… уагг!..» — заревел медведь.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Глаза медвежьи от огня горели красными угольками.

Чоду выстрелил из карабина.

«Уагг… уагг… уагг!..»

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Медведь тяжело повалился набок и ревел, ревел, сам всё полз, полз к костру… Он поднял голову. Чоду опять выстрелил.

«Уагг…»

Медведь последний раз зарычал, голова упала, огоньки погасли. И Чоду стал отгонять собак от мёртвого медведя. Шкуру с медведя сняли и повесили сушиться. На боках у медведя шерсть была совсем вытерта. Чоду сказал, что в берлоге был камень и, когда медведь зимой во сне ворочался, он стёр с боков шерсть. Олени издалека смотрели на шкуру, нюхали воздух, испуганно косились и не подходили.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Первым к шкуре подошёл коричневый пыжик, понюхал её и боднул чёрными рожками. За ним подошёл оленёнок постарше, а потом все олени подходили и бодали рогами шкуру медведя. Они мстили за своего белоснежного Князька.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

«Зверный олень»

Я каждый день взбирался на горку и смотрел оттуда, как пасутся олени. Они щиплют мох, а сами всё время вскидывают голову и оглядываются, нюхают воздух — а не подкрадывается ли медведь?

Я видел у одного оленя царапину от медвежьего когтя. Медведь кинулся на оленя, да не успел схватить, только оцарапал. Прошёл уже год, а рана всё не заживает — такая глубокая.

Поэтому олени ходят стадом. Один почует опасность, зафыркает, и все олени насторожатся и убегут.

Однажды я смотрел, как кружится орёл. Когда он скрылся за высокой горой, на горе я увидел белую точку. Она ползла высоко-высоко по самому краю обрыва.

Я взял у Чоду бинокль. Оказалось, это олень щиплет мох, а хвост свой белый задрал кверху.

Ноги у него стройные и длинные.

Я побежал к Чоду и сказал, что высоко на горе бродит дикий олень. Хвост у диких оленей больше, чем у домашних. Когда они бегут по тайге, белый хвост мелькает в чаще — показывает дорогу оленятам.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Чоду посмотрел в бинокль и покачал головой:

— Это не дикий. Его мать к диким убегала, а потом родился он от дикого «зверного» оленя, вот его и зовут «зверный олень».

И Чоду рассказал, что «зверный олень» всегда держится один, подальше от остальных оленей, и не даётся под седло. Зимой его поймали и отдали охотникам. Они привели его назад без глаза. Он хотел сбросить вьюки и так помчался по тайге, что выколол себе глаз об сучок. И ещё я узнал, что «зверный олень» вдруг исчезает. Охотники рассказывают, что видели его на озере Найон-холь, за двести километров отсюда. Потом «зверный олень» опять появляется, и сделать с ним ничего не могут. Он наполовину дикий и любит один мчаться по тайге и встречать восход солнца в снежных горах.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Хариусы

Весной среди карликовых берёзок бежит холодный ручей. В жаркий день снега на вершинах гор растаяли, и ночью я никак не мог уснуть — слушал, как речка шумит водопадами, гремит камнями.

К утру речка затихла, и только за чумом под высокими кедрами звенел струйками водопад. Над водопадом висела радуга, а под радугой в речке сверкали перья жар-птицы.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Я подошёл, и перья исчезли. Я сидел на берегу очень тихо, и перья снова зажглись, задрожали в ледяных струйках. Это хариусы. Они плывут против течения, всё выше и выше в горы. И там, где самая чистая и холодная вода, они вымётывают икринки.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Плавник на спине хариуса красный и широкий, как парус. Он режет водяные струи водопадов и помогает плыть против течения. Медведь стережёт хариусов на перекатах. Орёл-рыболов кружится в небе над речкой — не сверкнёт ли перо жар-птицы? Выдра караулит хаирусов под водой, за поворотом ручья. А хариусы плывут в своём брачном наряде всё выше и выше. На перекатах ползут на брюхе, перепрыгивают через водопады. Всё выше и выше, чтобы выметать икринки в чистую воду среди горных снегов.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Пыжики

Днём олени бродят вокруг чума, ждут вечера. Вечером они убегут на всю ночь поближе к горам, где растёт много белого мха-ягеля. Ночью там настоящий мороз, и на рассвете можно полизать иней на камнях.

Взрослые олени бродят вокруг чума, а пыжики бегают к ручью.

Один пыжик встал посреди ручья и замер. Ушки кверху, стоит, вслушивается в тишину.

Ветер налетел, скрипнула ветка на кедре. Пыжик бросился бежать и исчез в карликовых берёзках, только рожки-огарки мелькнули.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Подошёл другой пыжик, напился, поднял голову и тоже замер, вода капает с мордочки.

Я хлопнул в ладоши, он прыгнул через ручей — да прямо в воду: ножки у него ещё слабые, не может допрыгнуть до берега.

Вечером около чума пыжики меня совсем не боятся. Подойдут и руки лижут — просят соли. Днём к пыжикам не подойдёшь. Они бегают, бодаются, прыгают через ручей, тревожно следят за пролетающим вороном.

Пыжики играют в диких оленей, они готовятся стать взрослыми.

Про оленей - Снегирев Г.Я.к оглавлению ↑

Белый пыжик

Наступила осень.

Однажды ночью подул ветер со снегом, и утром солнце хотя и растопило снег, но листики на карликовых берёзках покраснели.

К вечеру пыжиков привязали к брёвнам, а днём они гуляли с уздечкой — монгуем. На мордочку надевается кольцо из дерева, в кольце торчит палочка из оленьего рога, и за палочку привязывают переднюю ногу пыжика — на трёх ногах он далеко не убежит.

Каждый день мы пересчитывали пыжиков, но всё равно не уследили. Ночью белый пыжик отвязался от бревна и убежал со взрослыми оленями в тайгу, за грибами. Олени очень любят грибы.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Медведи знают это и подкарауливают их ночью на тропах.

Утром мы с Чоду зарядили ружья пулями и пошли разыскивать белого пыжика.

В тайге было много звериных троп. Маралы протоптали из чащи широкую тропу к водопою и на солонцы под кедром, где земля солёная.

Мы нашли узкую заячью тропку. Она привела нас из чащи на поляну, где трава была зелёная и росли заячья капуста и молодые осинки. Но нигде не было следов от маленьких копыт белого пыжика. Только маральи следы да лосиные, а поверх них медвежьи, с глубокими дырками от когтей.

По маральей тропе мы пошли в горы. По сторонам от тропы валялись вывороченные камни. Это медведи разрывали бурундучьи норы, чтоб добраться до их запасов, и выбрасывали камни вместе с землёй. На одной лиственнице вся кора была содрана медвежьими когтями.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Чоду сказал, что медведи это дерево знают и всегда меряются, кто выше обдерёт кору зубами или когтями. И если медведь не достанет до самой высокой метки, он поскорей уходит из этой тайги: он знает, что есть медведь ещё больше его, которому он мешает охотиться.

Я спросил Чоду, почему медведи на лиственнице меряются, а не йа кедре — ведь в горах больше кедров. Чоду сказал, что у лиственницы кора мягче.

Я посмотрел на самую верхнюю метку и сказал Чоду, что надо поскорее найти пыжика.

В горах очень тихо. Чоду всё время кричал:

— О-оо-оо! — Так зовут оленей, когда дают им соль. Но пыжика нигде не было.

Мы хотели уже возвращаться, как вдруг услышали: где-то далеко кричал ворон. Над нами пролетел к нему второй — только слышно, как крылья шумят в воздухе.

Мы пошли в ту сторону и увидели огромные стволы мёртвых кедров, они лежали друг на друге, старые и почерневшие. Кедры росли высоко на вершине горы, вцепившись корнями в землю, и во время бури валились вниз с кручи. Это было кладбище кедров.

Три ворона сидели на чёрных ветках. Мы спугнули их и стали перелезать через стволы.

В буреломе мы увидели белого пыжика. На мордочке у него болтался обрывок уздечки.

Мы спустились вниз с гор. Чоду нёс на руках пыжика и рассказывал, что, если б мы опоздали, на крик воронов пришёл бы медведь. Чоду рассказывал, как много надо знать белому пыжику, чтобы стать взрослым оленем. Надо не бояться, когда рябчики с треском выпорхнут из-под копыт. Потом белый пыжик научится узнавать под глубоким снегом родник и будет обходить его. И ещё приучится к выстрелам, потому что, когда с медведем встретишься, надо стрелять с оленя.

Только никогда, сказал Чоду, олень не приучится к совиному крику в темноте, да и не нужно. Олени боятся совиного крика, поэтому, когда олени разбредутся по тайге, стоит закричать, как сова, — ууух! — и всё стадо соберётся вместе.

Снег утром таял всё медленней, и жена Чоду стала готовить для оленей вьючные сумки из камуса. Камус — это кожа с лосиных ног. Она не боится ни дождя, ни снега. Капли воды скатываются по лосиной шерсти вниз, и сумки всегда сухие. Оленей собирались перегонять ближе к посёлку. Скоро наступит настоящая зима, и охотники верхом на оленях пойдут в тайгу за белкой и соболем.

Про оленей - Снегирев Г.Я.

Я простился с женой Чоду. Белая собака долго бежала за нами, никак не хотела расставаться.

По дороге, когда я видел красивую долину или озеро, то представлял себе в этой долине или на берегах озера оленей: как они щиплют мох, вскидывают головы, прислушиваются…

По реке, через которую мы переправлялись, плыли белые льдинки, и я представил, как стадо оленей переплывает через эту реку и только головы и огромные рога, как кусты, плывут среди белых льдин.

Чоду мне подарил уздечку белого пыжика. Она сплетена из конского волоса. И когда я писал про оленей, уздечка лежала передо мной на столе.

(Илл. Чарушина Н.)

image_pdfimage_print

На Северо-Западе разработали новый туристический маршрут по следам знаменитой «Осударевой дороги». Он соединит Петербург, Ленинградскую область, Карелию и Поморье.

Первые туристы отправятся по маршруту в 2022 году, когда будут отмечать 350-летний юбилей Петра Великого (он родился 9 июня 1672 года) и 320-летие исторического тракта.

«Осударева дорога», построенная летом 1702 года, по сей день вызывает большой интерес у историков и путешественников. Всего за 20 дней пять тысяч крестьян по приказу государя проложили по глухой тайге путь длиной 185 километров от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере.

Конечно, это была не дорога в современном смысле слова, а гать из бревен. Но даже сегодняшние технологии не позволяют прокладывать трассы с такой скоростью. Как это удалось сделать 320 лет назад, остается загадкой.

Рекорд «Осударевой дороги» настолько впечатляет, что некоторые вообще считают ее мифом. Однако исследователи не сомневаются: путь через тайгу действительно был! Он позволил Петру I перебросить войска и грузы из Архангельска к Неве, взять шведскую крепость Нотебург (Орешек), получить выход к Балтийскому морю и основать Санкт-Петербург. Поэтому «Осудареву дорогу» называют «прологом» Северной столицы.

«Исследователи расходятся только в вопросе о том, действительно ли по этой сухопутной дороге волокли большие суда, — поясняет исполнительный директор карельской региональной общественной организации «Осударева дорога» Юрий Русанов. — Наши исследования показывают, что волок тоже был, только не фрегатов, а двух малых судов. Но это не умаляет героизма участников тех событий».

К нашему времени от исторического тракта остались лишь едва заметные следы. В 1930-е годы в тех краях проложили Беломорско-Балтийский канал, который скрыл большую часть дороги.

Разработчики маршрута «Дорога из Арктики. По следам Петра Великого» внесли в него знаковые места, связанные с историей тракта и славными делами государя-реформатора. Начальной точкой (или конечной, если двигаться с Севера) станет Петербург. Туристы посетят Соловецкие острова, Петрозаводск, Медвежьегорск, Кемь, Беломорск, Сумский Посад, Повенец, Лодейное поле и другие старинные города и села.

«Получился уникальный маршрут, который объединяет одной темой сразу несколько регионов, в том числе два арктических, — поясняет директор ассоциации развития территорий «Русское вездеходное общество» Мария Юркина. — Туристы смогут прикоснуться к культуре поморов, усилиями которых была построена «Осударева дорога».

Над маршрутом работает большая межрегиональная команда — ученые, музейщики, общественники, члены Российского географического общества и многие другие. Особое внимание уделяется подготовке гидов.

Из Северной столицы туристы отправятся в Петрозаводск, где побывают у камня на месте петровских железоделательных заводов и в других исторических местах. Затем их ждет старинный курорт Марциальные Воды с уникальной церковью 1721 года, построенной по проекту Петра I. К приезду гостей она как раз откроется после реставрации. Путешественники также увидят древний вулкан Гирвас, возраст которого — два-три миллиарда лет.

После этого из Кеми по Белому морю они поплывут на Соловки, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Юный государь причалил к островам в 1694 году на яхте «Святой Петр». В наши дни это судно воссоздали в соловецком морском музее. Легендарный монастырь, ботанический сад, загадочные лабиринты — лишь часть достопримечательностей архипелага.

Далее — краеведческий музей в Кеми с обрядом поморской свадьбы. Остановка на Беломоро-Балтийском канале и рассказ о его истории. Сумский Посад — ближайшая точка к селу Нюхча, где начали прокладывать «Осудареву дорогу». До Нюхчи добираться сложно, но самым пытливым туристам предоставят такую возможность.

А еще — музей Карельского фронта в Беломорске. Уникальные петроглифы — рисунки древних художников. Медвежьегорск с экспонатами, посвященными «Осударевой дороге», и чудесной заонежской вышивкой. Повенец с Петропавловским собором, гидросооружениями Беломоро-Балтийского канала, остатками петровских доменных печей и другими «магнитами». Лодейное Поле, где рождался флот. И наконец — Шлиссельбург, в прошлом тот самый крепкий Орешек, взятый благодаря «Осударевой дороге».

Самым сложным было сделать маршрут доступным для массового туриста, ведь исторический тракт проходил по тайге, отмечает Мария Юркина. В итоге проект решили предлагать в двух вариантах — обычном и приключенческом. В первом случае туристов ждут удобные переезды на автобусе и ночевки в комфортабельных отелях с северной кухней. В экстрим-варианте часть пути они будут преодолевать на вездеходах, а зимой — на снегоходах.

Сколько дней продлятся такие путешествия, сейчас обсуждается. Но понятно, что за выходные дни все точки маршрута не объехать. На это понадобится не меньше пяти-семи дней.

Справка «РГ»

Турмаршрут, посвященный «Осударевой дороге», разработан по проекту петербургского комитета по делам Арктики. Он предполагает создание комплекса туристических продуктов с участием Северной столицы и регионов Арктической зоны.

Все тексты сюжета «Отдых и туризм в России» читайте здесь.

  • Рассказ про маму 4 класс английский язык
  • Рассказ про мальчика и розу
  • Рассказ про мальчика и зайчика 2 класс
  • Рассказ про мальчиков которые превратились в воробьев
  • Рассказ про мамины руки