Рассказ про любую планету солнечной системы

Как можно представить планеты солнечной системы детям? этот вопрос интересует не только учителей, но и родителей, которые хотят приобщить своих

Как можно представить планеты Солнечной системы детям? Этот вопрос интересует не только учителей, но и родителей, которые хотят приобщить своих малышей к астрономическим наблюдениям. Описание Солнечной системы лучше всего начинать с самой ярой звезды – источника тепла и энергии.

Например, можно рассказать детям о том, что планета появилась из-за сильного взрыва нескольких звезд, который произошел почти 4,5 миллиарда лет назад.

Происхождение Солнечной системы изучали древние астрономы, пытаясь связать Солнце с теми явлениями, которые происходили на Земле.

Планеты Солнечной системы

Ее центром является Солнце, вокруг которого движутся по собственным орбитам восемь планет, каждая из которых заслуживает пристального внимания.

Интересным фактом является то, что до 2006 года в строение солнечной системы включали и Плутон, называя его девятой планетой. Но, после того как были определены размеры планеты, расстояние до Солнца, астрономы выяснили, что это планета-карлик, а потому ее стали относить к поясу Койпера.

солнечная система

Деление на группы

Рассматривая со школьниками строение солнечной системы, можно отметить, что все планеты делят на группы:

  • земной группы;
  • газовые гиганты.

К первой группе относятся следующие планеты: Венера, Меркурий, Марс, Земля. Они имеют небольшие размеры, каменистую поверхность, ближе всего расположены к Солнцу.

В число газовых гигантов входят: Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер. Эти планеты характеризуются большими размерами. У некоторых есть кольца, которые состоят из ледяной пыли и скалистых кусков.

Солнце

Астрономия для детей невозможна без рассказа об этой звезде. Именно вокруг нее вращаются планеты, а также спутники в Солнечной системе. Состоит небесное светило из гелия и водорода. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет. В настоящее время оно находится в центре жизненного цикла, наблюдается постепенное увеличение его в размерах. Спустя такое же количество лет, звезда расширится, приблизится к орбите Земли.

Именно Солнце является основным источником света и тепла для Земли. Свою активность звезда меняет раз в 11 лет. На его поверхности настолько высокие температуры, что ни один специальный аппарат еще не смог подойти к звезде близко, сделать четкие снимки.

описание солнечной системы

Земная группа

Астрономия для детей включает обзорную характеристику каждой планеты.

Меркурий – это планета, которую можно назвать самой маленькой в Солнечной системе.

Диаметр его составляет всего 4879 километров. Меркурий располагается ближе всего к Солнцу. В дневное время на планете температура составляет около +350 градусов по Цельсию, а ночью показатель опускается до -170 градусов.

Если вести сравнение с земным годом, то полный оборот вокруг Солнца Меркурий совершает за 88 дней, а сутки равны 59 земным дням. Астрономам удалось установить, что периодически изменяется скорость вращения Меркурия вокруг Солнца.

Меркурий лишен атмосферы, именно поэтому планета часто атакуется астероидами, которые оставляют на поверхности огромное количество кратеров.

Из-за близости к самой яркой звезде нашей Галактики, Меркурий изучен плохо. Астрономам удалось обнаружить на планете гелий, кислород, аргон, водород, натрий. Какая тайна есть у этой планеты Солнечной системы?

Для детей можно отметить, что по одной из версий, Меркурий считают бывшим спутником Венеры, но доказательств этой теории пока не найдено.

особенности планет

Венера

Данная планета является второй по удаленности от Солнца. Она по размерам близка к Земле, диаметр ее равен 12 104 километра. Что касается остальных параметров, то они существенно разнятся с нашей планетой.

Продолжительность суток на Венере – 242 земных дня, год длится 255 суток. 95 % атмосферы составляет углекислый газ, именно поэтому на Венере создается парниковый эффект, результатом является температура 475 градусов по Цельсию. Удалось обнаружить в атмосфере 0,1 % кислорода и 5 % азота.

Жидкости на Венере практически нет, она покрыта застывшей базальтовой лавой. Существует интересная версия, согласно которой когда-то на планете были океаны, но из-за высокой температуры, они испарились, пар солнечный ветер унес в космическое пространство.

Вблизи планеты отмечены слабые ветра, но, на высоте 50 километров, скорость их существенно возрастает, и достигает 300 м/с.

На планете обнаружили большое количество возвышенностей и кратеров, которые напоминают земные материки. Формирование кратеров связано с тем, что когда-то планета имела менее плотную атмосферу.

В качестве отличительной особенности Венеры можно отметить ее движение с востока на запад, что несвойственно для других планет. Причина такой аномалии заключается в способности ее атмосферы полностью отражать солнечный свет. У Венеры не обнаружено естественных спутников.

модель солнечных объектов

Земля

Рассуждая над тем, сколько планет в солнечной системе, нельзя не упомянуть о нашей Земле. Она располагается на расстоянии 150 миллионов километров от Солнца. Такая удаленность объясняет комфортную температуру на нашей планете, подходящую для жидкой воды. Именно поэтому Земля в Солнечной системе – это единственная планета, на которой есть жизнь.

Более 70 % ее поверхности было покрыто водой. Есть версия, согласно которой много тысяч лет назад в атмосфере содержался пар, который позволил создать на поверхности температуру, нужную для перехода его в жидкое агрегатное состояние.

Земля в Солнечной системе – особенная планета. Ведь в ее атмосфере есть кислород, который необходим для процесса фотосинтеза, а также для дыхания живых организмов.

Диаметр нашей планеты составляет 12 742 км.

Продолжительность земных суток – 23 часа 56 минут 4 секунды. Какова особенность этой планеты Солнечной системы? Для детей будет любопытно узнать о том, что в недрах планеты есть огромные тектонические плиты, при столкновении которых происходит изменение ландшафта.

Помимо кислорода, в земной атмосфере есть инертные газы, а 77 % составляет азот.

Какие есть еще особенности у этой планеты Солнечной системы? Для детей можно подготовить рассказ о том, что в качестве естественного спутника планеты выступает Луна, которая повернута к Земле всегда одной стороной.

модель солнечной системы

Марс

Попробуем выяснить тайну «красной» планеты Солнечной системы. Для детей нужно отметить, что Марс — четвертая планета от Солнца. Она гораздо меньше Земли, ее радиус составляет всего 6779 км. На планете допускается перепад температур от -155 градусов до +20 градусов на экваторе.

У Марса незначительное магнитное поле, весьма разряженная атмосфера, поэтому солнечная радиация проникает беспрепятственно на поверхность планеты. Отвечая на вопрос о возможности существования жизни на планете, ученые приходят к выводу, что живые существа могут выживать только внутри Марса.

Автоматические аппараты, которые обследовали поверхность планеты, обнаружили ледники и высохшие русла рек. В марсианском песке содержится оксид железа, что и придает планете красный цвет.

Здесь часто бывают пылевые бури, имеющие разрушительный характер. 96 % атмосферы Марса составляет углекислый газ, а содержание водяного пара и кислорода минимально. Планета имеет два спутника: Деймос и Фобос. У них небольшие размеры, неровная форма, подобная астероидам.

небесные тела

Газовые гиганты

Рассуждая над тем, сколько планет в Солнечной системе, нельзя оставить без внимания Юпитер, Уран, Сатурн.

Самой большой планетой в Солнечной системе является Юпитер. Диаметр данной планеты превышает земной в 19 раз. Большую часть планеты составляет аргон, ксенон, криптон. В атмосфере этой планеты есть гелий и водород, а на поверхности нет воды. У Юпитера насчитывают около 67 спутников. Среди самых крупных выделяют: Европу, Каллисто, Ио, Ганимед.

Сатурн – вторая по величине планета в Солнечной системе. Она по составу схожа с Солнцем. В атмосфере планеты содержится водород и небольшое количество гелия. В верхних ее слоях часто наблюдаются полярные сияния и грозы.

Уникальность Сатурна в наличии 65 спутников и нескольких колец, состоящих из небольших частиц льда и каменных образований.

Уран – третья по размерам планета, седьмая – по расположению от Солнца. Астрономы называют ее «ледяной планетой», поскольку на ее поверхности температура -224 градуса.

Из 27 спутников Урана самые крупные: Умбриэль, Титания, Оберон, Миранда.

Нептун по праву называют ледяным гигантом. Ученые установили, что на этой планете скорость ветра достигает 700 м/с. Самым крупным из 14 спутников этой планеты является Тритон.

строение солнечной системы

Заключение

Для того чтобы заинтересовать ребят астрономическими исследованиями, учитель должен правильно подобрать материал для первичного знакомства с планетами Солнечной системы. Интерес у школьников вызывают легенды, мифы, рассказанные так, чтобы у детей появилось желание самостоятельно найти материал о каждой планете.

Про планеты солнечной системы для детей

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе. 

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Про планеты солнечной системы для детей

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца — 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли. 

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Про планеты солнечной системы для детей. Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время —  -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Про планеты солнечной системы для детей. Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год — 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода. 

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля 

Про планеты солнечной системы для детей.

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год — 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Про планеты солнечной системы для детей. Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа. 

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер.  Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах. 

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного — 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Про планеты солнечной системы для детей. Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед. 

Юпитер имеет огромное количество спутников — 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн 

Про планеты солнечной системы для детей

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран 

Про планеты солнечной системы для детей. Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год — 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима — 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку». 

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Про планеты солнечной системы для детей. Нептун

Нептун — восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час. 

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Про планеты солнечной системы для детей

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года.  Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога — хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 157-158. 

1. Понравились ли тебе произведения данного раздела? Расскажи, какие особенности фантастических рассказов ты знаешь.

Мне очень понравились произведения этого раздела. Они необычные и интересные.

Главной особенностью фантастических рассказов является то, что в них описываются открытия, которые ещё не совершены.

Действие рассказов может развиваться в будущем, но также в прошлом или настоящем, если людьми будущего изобретена машина времени.

События происходят в космосе или на Земле.

Всё необычное в рассказе является результатом научных открытий и достижений.

2. Что общего между фантастическим рассказом и сказкой? А чем они различаются?

В фантастическом рассказе и в сказке описаны события, невозможные в обычной жизни. В них могут действовать необычные существа. Использоваться предметы с необычными свойствами.

Различаются эти жанры тем, что в сказках всё объясняется волшебством, а в фантастике — достижениями науки.

3. Что из того, о чём писали Велтистов и Булычёв уже воплотилось в жизнь? Благодаря чему это произошло?

Велтистов описал человекоподобного робота. Сейчас такие роботы уже есть, пусть и не такие совершенные, как Электроник.

Булычёв описал путешествие к другим планетам. Сейчас люди добрались до Луны и планируют посетить Марс. Освоение других планет и звёздных систем дело далёкого будущего.

Всё, что было описано писателями-фантастами в прошлом воплотилось в жизнь благодаря развитию науки и технического прогресса.

4. Отличаются ли главные герои прочитанных произведений от сказочных персонажей? Что у них общего?

На мой взгляд не важно, кто герой — дурачок, царевич, робот или девочка из будущего. Главное, что все они стоят на стороне добра. Все борются со злом. 

Перед ними стоят разные задачи, но они добиваются их решения, пусть каждый и своим путём.

5. Найди книги Велтистова и Булычёва и прочитай о других приключениях Электроника и Алисы Селезнёвой. Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Евгений Велтистов написал несколько книг про Электроника. Первая из них называлась «Электроник — мальчик из чемодана», вторая «Рэсси — неуловимый друг», третья «Победитель невозможного».

Кир Булычёв написал несколько десятков произведений про Алису. Самыми известными являются «Сто лет тому вперёд», «Миллион приключений», «Путешествие Алисы», «Заповедник сказок».

Моей любимой книгой про Алису является роман «Сто лет тому вперёд».

Отзыв на роман «Сто лет тому вперёд» для 4 класса

Действие этого романа разворачивается одновременно в будущем и в настоящем. Обычный мальчик из настоящего находит в пустой квартире машину времени и переносится на сто лет вперед.

Он видит, как изменилась жизнь людей, и оказывается свидетелем нападения пиратов на Алису. Пытаясь спасти ценный прибор, Коля Наумов забирает его в прошлое. Следом за ним в прошлом оказываются пираты и Алиса.

Увлекательные, полные опасностей приключения ожидают героев этого романа. Но дружба помогает им победить пиратов.

Мне понравилось, что мальчика из настоящего и девочку из будущего связывают общие ценности. Они борются со злом, творят добро и помогают друг другу.

События этого романа были положены в основу художественного фильма «Гостья из будущего».

6. Нравятся ли тебе фантастические рассказы? Произведения каких писателей-фантастов ты читал? Расскажи о самом любимом своём произведении. Чем оно тебя заинтересовало?

Мне очень нравятся фантастические рассказы. Я читала много рассказов Кира Булычёва, Роберта Шекли, Василия Головачёва, Пола Андерсона и других.

Рассказ о любимом фантастическом произведении для 4 класса

Моё самое любимое фантастическое произведение — повесть Энн Маккефри «Полёт дракона».

На первый взгляд кажется, что это сказка, но на самом деле это не так. Действие произведения разворачивается на далёкой планете, когда-то давно освоенной землянами.

Но после катастрофы планета оказалась отрезана от Родины и люди там жили своей жизнью. Они боролись с нитями, спорами чужеродной жизни. И в этом им помогали драконы, генно-модифицированые существа.

Мне нравится, что герои этого романа добрые и отзывчивые люди, что они очень мужественные и любят музыку. Перед ними стоит трудная задача, спасти свою планету, но они с ней обязательно справятся.

7. Сделайте с друзьями выставку рисунков на космическую тему.

Действие рисунка на космическую тему должно происходить в космосе. Это может быть ближний космос, откуда видно планету Земля. Это могут быть далёкие галактики, странные планеты, внеземная жизнь, с которой человеку предстоит столкнуться в будущем.

Пример рисунка на космическую тему смотри внизу страницы.

8. Придумай небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы. Как ты будешь рассказывать: как учёный или как писатель? Запиши план.

Пример рассказа о путешествии на планету Солнечной системы можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Как можно представить планеты Солнечной системы детям? Этот вопрос интересует не только учителей, но и родителей, которые хотят приобщить своих малышей к астрономическим наблюдениям. Описание Солнечной системы лучше всего начинать с самой ярой звезды – источника тепла и энергии.

Например, можно рассказать детям о том, что планета появилась из-за сильного взрыва нескольких звезд, который произошел почти 4,5 миллиарда лет назад.

Происхождение Солнечной системы изучали древние астрономы, пытаясь связать Солнце с теми явлениями, которые происходили на Земле.

Планеты Солнечной системы

Ее центром является Солнце, вокруг которого движутся по собственным орбитам восемь планет, каждая из которых заслуживает пристального внимания.

Интересным фактом является то, что до 2006 года в строение солнечной системы включали и Плутон, называя его девятой планетой. Но, после того как были определены размеры планеты, расстояние до Солнца, астрономы выяснили, что это планета-карлик, а потому ее стали относить к поясу Койпера.

солнечная система

Деление на группы

Рассматривая со школьниками строение солнечной системы, можно отметить, что все планеты делят на группы:

  • земной группы;
  • газовые гиганты.

К первой группе относятся следующие планеты: Венера, Меркурий, Марс, Земля. Они имеют небольшие размеры, каменистую поверхность, ближе всего расположены к Солнцу.

В число газовых гигантов входят: Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер. Эти планеты характеризуются большими размерами. У некоторых есть кольца, которые состоят из ледяной пыли и скалистых кусков.

Солнце

Астрономия для детей невозможна без рассказа об этой звезде. Именно вокруг нее вращаются планеты, а также спутники в Солнечной системе. Состоит небесное светило из гелия и водорода. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет. В настоящее время оно находится в центре жизненного цикла, наблюдается постепенное увеличение его в размерах. Спустя такое же количество лет, звезда расширится, приблизится к орбите Земли.

Именно Солнце является основным источником света и тепла для Земли. Свою активность звезда меняет раз в 11 лет. На его поверхности настолько высокие температуры, что ни один специальный аппарат еще не смог подойти к звезде близко, сделать четкие снимки.

описание солнечной системы

Земная группа

Астрономия для детей включает обзорную характеристику каждой планеты.

Меркурий – это планета, которую можно назвать самой маленькой в Солнечной системе.

Диаметр его составляет всего 4879 километров. Меркурий располагается ближе всего к Солнцу. В дневное время на планете температура составляет около +350 градусов по Цельсию, а ночью показатель опускается до -170 градусов.

Если вести сравнение с земным годом, то полный оборот вокруг Солнца Меркурий совершает за 88 дней, а сутки равны 59 земным дням. Астрономам удалось установить, что периодически изменяется скорость вращения Меркурия вокруг Солнца.

Меркурий лишен атмосферы, именно поэтому планета часто атакуется астероидами, которые оставляют на поверхности огромное количество кратеров.

Из-за близости к самой яркой звезде нашей Галактики, Меркурий изучен плохо. Астрономам удалось обнаружить на планете гелий, кислород, аргон, водород, натрий. Какая тайна есть у этой планеты Солнечной системы?

Для детей можно отметить, что по одной из версий, Меркурий считают бывшим спутником Венеры, но доказательств этой теории пока не найдено.

особенности планет

Венера

Данная планета является второй по удаленности от Солнца. Она по размерам близка к Земле, диаметр ее равен 12 104 километра. Что касается остальных параметров, то они существенно разнятся с нашей планетой.

Продолжительность суток на Венере – 242 земных дня, год длится 255 суток. 95 % атмосферы составляет углекислый газ, именно поэтому на Венере создается парниковый эффект, результатом является температура 475 градусов по Цельсию. Удалось обнаружить в атмосфере 0,1 % кислорода и 5 % азота.

Жидкости на Венере практически нет, она покрыта застывшей базальтовой лавой. Существует интересная версия, согласно которой когда-то на планете были океаны, но из-за высокой температуры, они испарились, пар солнечный ветер унес в космическое пространство.

Вблизи планеты отмечены слабые ветра, но, на высоте 50 километров, скорость их существенно возрастает, и достигает 300 м/с.

На планете обнаружили большое количество возвышенностей и кратеров, которые напоминают земные материки. Формирование кратеров связано с тем, что когда-то планета имела менее плотную атмосферу.

В качестве отличительной особенности Венеры можно отметить ее движение с востока на запад, что несвойственно для других планет. Причина такой аномалии заключается в способности ее атмосферы полностью отражать солнечный свет. У Венеры не обнаружено естественных спутников.

модель солнечных объектов

Земля

Рассуждая над тем, сколько планет в солнечной системе, нельзя не упомянуть о нашей Земле. Она располагается на расстоянии 150 миллионов километров от Солнца. Такая удаленность объясняет комфортную температуру на нашей планете, подходящую для жидкой воды. Именно поэтому Земля в Солнечной системе – это единственная планета, на которой есть жизнь.

Более 70 % ее поверхности было покрыто водой. Есть версия, согласно которой много тысяч лет назад в атмосфере содержался пар, который позволил создать на поверхности температуру, нужную для перехода его в жидкое агрегатное состояние.

Земля в Солнечной системе – особенная планета. Ведь в ее атмосфере есть кислород, который необходим для процесса фотосинтеза, а также для дыхания живых организмов.

Диаметр нашей планеты составляет 12 742 км.

Продолжительность земных суток – 23 часа 56 минут 4 секунды. Какова особенность этой планеты Солнечной системы? Для детей будет любопытно узнать о том, что в недрах планеты есть огромные тектонические плиты, при столкновении которых происходит изменение ландшафта.

Помимо кислорода, в земной атмосфере есть инертные газы, а 77 % составляет азот.

Какие есть еще особенности у этой планеты Солнечной системы? Для детей можно подготовить рассказ о том, что в качестве естественного спутника планеты выступает Луна, которая повернута к Земле всегда одной стороной.

модель солнечной системы

Марс

Попробуем выяснить тайну «красной» планеты Солнечной системы. Для детей нужно отметить, что Марс — четвертая планета от Солнца. Она гораздо меньше Земли, ее радиус составляет всего 6779 км. На планете допускается перепад температур от -155 градусов до +20 градусов на экваторе.

У Марса незначительное магнитное поле, весьма разряженная атмосфера, поэтому солнечная радиация проникает беспрепятственно на поверхность планеты. Отвечая на вопрос о возможности существования жизни на планете, ученые приходят к выводу, что живые существа могут выживать только внутри Марса.

Автоматические аппараты, которые обследовали поверхность планеты, обнаружили ледники и высохшие русла рек. В марсианском песке содержится оксид железа, что и придает планете красный цвет.

Здесь часто бывают пылевые бури, имеющие разрушительный характер. 96 % атмосферы Марса составляет углекислый газ, а содержание водяного пара и кислорода минимально. Планета имеет два спутника: Деймос и Фобос. У них небольшие размеры, неровная форма, подобная астероидам.

небесные тела

Газовые гиганты

Рассуждая над тем, сколько планет в Солнечной системе, нельзя оставить без внимания Юпитер, Уран, Сатурн.

Самой большой планетой в Солнечной системе является Юпитер. Диаметр данной планеты превышает земной в 19 раз. Большую часть планеты составляет аргон, ксенон, криптон. В атмосфере этой планеты есть гелий и водород, а на поверхности нет воды. У Юпитера насчитывают около 67 спутников. Среди самых крупных выделяют: Европу, Каллисто, Ио, Ганимед.

Сатурн – вторая по величине планета в Солнечной системе. Она по составу схожа с Солнцем. В атмосфере планеты содержится водород и небольшое количество гелия. В верхних ее слоях часто наблюдаются полярные сияния и грозы.

Уникальность Сатурна в наличии 65 спутников и нескольких колец, состоящих из небольших частиц льда и каменных образований.

Уран – третья по размерам планета, седьмая – по расположению от Солнца. Астрономы называют ее «ледяной планетой», поскольку на ее поверхности температура -224 градуса.

Из 27 спутников Урана самые крупные: Умбриэль, Титания, Оберон, Миранда.

Нептун по праву называют ледяным гигантом. Ученые установили, что на этой планете скорость ветра достигает 700 м/с. Самым крупным из 14 спутников этой планеты является Тритон.

строение солнечной системы

Заключение

Для того чтобы заинтересовать ребят астрономическими исследованиями, учитель должен правильно подобрать материал для первичного знакомства с планетами Солнечной системы. Интерес у школьников вызывают легенды, мифы, рассказанные так, чтобы у детей появилось желание самостоятельно найти материал о каждой планете.

1. Понравились ли тебе произведения из этого раздела? Расскажи, какие особенности фантастических рассказов ты знаешь.

Благодаря этому разделу, я понял, что очень люблю фантастику.

Особенности произведений указанного жанра следующие: сюжет развивается в другом измерении, на неизвестной планете; героями могут быть роботы, несуществующие предметы; все события имею в произведении научное объяснение.

Прочитанные рассказы — это взгляд в будущее.

Писатели предполагают, что может произойти, к чему может привести прогресс и, исходя из этого, придумывают истории.

2. Обсудите с другом, что общего между фантастическим рассказом и сказкой. А чем они различаются?

Для меня эти два жанра достаточно схожи.

В них описываются небывалые события, а часто и несуществующие места.

А также в них задействованы герои, которых нельзя встретить в реальной жизни.

А ещё эти жанры характеризуются счастливым концом.

Но есть и различия: в указанном жанре рассказа события имеют научное объяснение, это подобно техническому прогрессу; в сказке события не имеют такого основания — это сугубо плоды фантазии писателей, обычного народа, что ни на чём не основаны.

В рассказе отдаётся предпочтение героям — роботам, тогда как в сказке — чудовищам, магическим предметам.

3. Что из того, о чём писали Велтистов и Булычёв, уже воплотилось в жизнь? Благодаря чему это произошло?

Как и было описано в произведениях, сегодня человек может попасть в космическое пространство и высадиться на другую планету.

А также создаются разнообразные роботы, что гораздо облегчают жизнь человека.

Но, правда, кибернетических созданий, что полностью соответствуют внешности человека, ещё не изобрели.

4. Отличаются ли главные герои прочитанных произведений от сказочных персонажей? Что у них общего? Объясни.

Да, в этих жанрах действующие лица различаются.

В рассказах, пусть и фантастических, рассказывается об обычных людях, которые опираются не на волшебные предметы, а на свои силы, знания, достижения науки и техники.

Они не умеют превращаться в других существ, как герои сказок.

Хотя между некоторыми героями можно найти общее.

Например, поющие кустики похожи на сказочных героев, ведь таких в реальной жизни быть не может.

5. Найди книги Велтистова и Булычёва и прочитай о других приключениях Электроника и Алисы Селезнёвой.

Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Я перечитал всю книгу о приключениях мальчика — робота.

Она невероятно увлекательна, поэтому советую прочитать её каждому.

Это повесть о необычном изобретении профессора.

Он создал робота, которого назвал Электроник.

Но сложилось так, что изобретение сбежало от своего создателя и познакомилось с обычным мальчиком, что был внешне в точности таким же.

Они подружились и поменялись «жизнями». Электроник был не по-детски смышлён и быстро добился в школе успехов.

Но вскоре настоящий мальчик, Сережа Сыроежкин, осознал, что так жить нельзя.

Он сказал об этом роботу, и они поменялись обратно.

Вторая часть рассказывает о похищении Электроника.

Тогда Сыроежкин собрал друзей и отправился на помощь к роботу.

Мне понравилось, что книга не только увлекательна, но и полезна.

Читая её, я узнавал много интересного из области науки: о физике, математике и т.д.

Ещё книга учит дружить, ценить жизнь, находить во всём увлекательные и полезные моменты, развиваться, ставить цели и добиваться результатов.

6. Нравится ли тебе фантастические рассказы? Произведения каких писателей — фантастов ты читал?

Расскажи о самом любимом своём произведении. Чем оно тебя заинтересовало? Почему?

Указанный жанр очень интересен и увлекателен.

Читая такие произведения, не хочется отрываться от книги.

Ведь необычный сюжет «заставляет» побыстрее узнавать о развитии событий.

Кроме писателей, произведения которых размещены в данном разделе, я знаком с Губаревым и его книгой «Путешествие на Утреннюю Звезду».

А также я читал книгу «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова и «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри.

Каждый из прочитанных мною сборников имеет необыкновенный сюжет.

Он не похож на обычную историю и поражает своей непредсказуемостью.

Выделить одно произведение не могу, ведь все они читаются на одном дыхании и приводят в невероятный восторг от самой идеи.

7. Сделайте с друзьями выставку рисунков на космическую тему и подготовьтесь поучаствовать в конкурсе на лучший рисунок.

Детский рисунок на космическую тему для 4 класса

8. Придумай небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы. Как ты будешь рассказывать: как учёный или как писатель? Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Смотрите историю о путешествии на разные планеты Солнечной системы в рабочей тетради.

Чем сказка отличается от фэнтези?

Фэнтези и сказка имеют множество схожих черт — магия, волшебные существа, заимствованные из мифов сюжетные ходы и многое другое, из-за чего эти жанры часто путают, а то и вовсе считают сказку детским фэнтези или русским названием этого жанра. Однако это не одно и то же, а разные вещи с разным подходом к сюжету, создаваемому миру и читателю.

Внятной и достаточно полной информации об этом в русскоязычном сегменте интернета довольно мало, так что нижеперечисленное частично добыто из иноязычных источников и приправлено моими собственными наблюдениями и домыслами.

Жанр

Хоть сказка появилась задолго до того, как сформировался жанр фэнтези, сейчас она считается его поджанром. Поэтому многие произведения по всем признакам являющиеся сказкой, вроде «Алисы в стране чудес», в западных источниках (англоязычной Википедии, например) относят к фэнтези.

То есть сказка с фантастическими элементами одновременно является фэнтези, но далеко не всякое фэнтези можно назвать сказкой.

Целевая аудитория

За столетия своего существования жанр сказки существенно изменился. Сейчас под ним подразумеваются произведения, создаваемые по большей части для детей. Так что в относительно современных авторских сказках не встретишь детализированной жестокости, эротики и прочих вещей, которые детям показывать не принято. А фольклорные сказки из тех времён, когда их рассказывали взрослым, ныне адаптируют, чтобы не травмировать психику детей и их родителей излишними подробностями.

По этой же причине сказки часто содержат какую-то поучительную мысль, которая должна объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо. В некоторых эта мысль подаётся прямо, словами автора или персонажей. Некоторые дают детям самостоятельно додуматься до правильных идей.

Фэнтези не имеет таких возрастных ограничений и не обязано чему-то поучать. Оно может быть детским, как «Хроники Края» или «Часодеи», или взрослым, как «Песнь льда и пламени» или «Погребённый великан». И взрослость произведения зачастую определяется не наличием эротики или жестокости, а взрослостью суждений и взгляда на мир. Фэнтези может продвигать какие-либо идеи — так, например, «Хроники Нарнии» активно пропагандируют христианство. А может и не продвигать. А может оно не продвигало, но фанаты додумали и откопали в нём глубокий смысл.

Сюжет

Сказка сосредотачивается на истории одного героя (или небольшой группы героев, которые крайне редко надолго разделяются) и содержит соответственно одну сюжетную линию. Второстепенные персонажи не обладают объёмными характерами. В фольклорной сказке и вовсе образы героев и злодеев переходят из одной истории в другую, так что Ивана-царевича, который искал себе жену, а нашёл лягушку, легко перепутать с царевичем, который сдружился с волком.

Фэнтези, построенное на штампованных образах, конечно, встречается, но осуждается читателем. В фэнтези приветствуются проработанные характеры, а сюжет, даже если сосредотачивается на приключениях одного героя или неделимой группы героев, куда больше внимания уделяет проработке второстепенных линий и героев. Эпическое фэнтези и вовсе имеет несколько главных героев, которые могут никогда не встретиться друг с другом по ходу сюжета.

Проработка мира

Сказка настраивает читателя на определённый уровень условности. Ей не нужно объяснять, как работают молодильные яблоки, что из себя представляет Жар-птица или почему Баранкин может превращаться в насекомых по своему желанию. Волшебные вещи в ней не требуют дополнительных объяснений.

В фэнтези же волшебство имеет структуру, систему, которая видна даже если напрямую её существование не объясняется. Отчего расхожие сказочные образы и существа обретают индивидуальность. Единорог у Роулинг совсем не то же самое, что единорог у Бигля, эльфы Сапковского отличаются от эльфов Толкина. Произведение в этом жанре выстраивает собственный мир со своими законами и правилами существования, так что хорошее фэнтези обязательно эти правила объяснит или покажет. А в не очень хорошем отсутствие структуры мира часто превращается в дыру в сюжете, рояли в кустах, бога из машины и разочарование у читателя.

По той же причине сказке не обязательно объяснять, где находится её тридевятое царство или в каком именно лесу обитает Винни-Пух и кто жил там до него. Тогда как фэнтези обычно объясняет устройство своего мира, географию и историю.

Совместимость с другими жанрами

Фэнтези легко сочетается с другими жанрами. Бывает фэнтези-детектив, фэнтези-любовный роман, фэнтези-ужасы. Некоторые авторы даже совмещают фэнтези и фантастику, хотя не у всех это получается хорошо. Черты второго жанра в таких произведениях проявляются так же ярко и подробно, как и черты фэнтези. Часто второй жанр является сюжетной основой.

То же самое касается и поджанров. Детектив закрытого типа или полицейский детектив? Любовный роман с уклоном в историю или любовный роман с уклоном в эротику? Или исторический любовный роман с уклоном в эротику? В фэнтези найдётся и то, и другое.

Сказка крайне редко сочетается с другими жанрами — большую часть сказок сложно назвать чем-то другим, кроме как сказкой. Если же пересечение с другим жанром всё же случается, то второй жанр значительно приглушён. Сказка берёт отдельные его черты — несколько приёмов нагнетания атмосферы у мистики или следователя у детектива — однако эти черты не становятся сюжетообразующими.

Понемногу

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 157-158.

1. Понравились ли тебе произведения данного раздела? Расскажи, какие особенности фантастических рассказов ты знаешь.

Мне очень понравились произведения этого раздела. Они необычные и интересные.

Главной особенностью фантастических рассказов является то, что в них описываются открытия, которые ещё не совершены.

Действие рассказов может развиваться в будущем, но также в прошлом или настоящем, если людьми будущего изобретена машина времени.

События происходят в космосе или на Земле.

Всё необычное в рассказе является результатом научных открытий и достижений.

2. Что общего между фантастическим рассказом и сказкой? А чем они различаются?

В фантастическом рассказе и в сказке описаны события, невозможные в обычной жизни. В них могут действовать необычные существа. Использоваться предметы с необычными свойствами.

Различаются эти жанры тем, что в сказках всё объясняется волшебством, а в фантастике — достижениями науки.

3. Что из того, о чём писали Велтистов и Булычёв уже воплотилось в жизнь? Благодаря чему это произошло?

Велтистов описал человекоподобного робота. Сейчас такие роботы уже есть, пусть и не такие совершенные, как Электроник.

Булычёв описал путешествие к другим планетам. Сейчас люди добрались до Луны и планируют посетить Марс. Освоение других планет и звёздных систем дело далёкого будущего.

Всё, что было описано писателями-фантастами в прошлом воплотилось в жизнь благодаря развитию науки и технического прогресса.

4. Отличаются ли главные герои прочитанных произведений от сказочных персонажей? Что у них общего?

На мой взгляд не важно, кто герой — дурачок, царевич, робот или девочка из будущего. Главное, что все они стоят на стороне добра. Все борются со злом.

Перед ними стоят разные задачи, но они добиваются их решения, пусть каждый и своим путём.

5. Найди книги Велтистова и Булычёва и прочитай о других приключениях Электроника и Алисы Селезнёвой. Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Евгений Велтистов написал несколько книг про Электроника. Первая из них называлась «Электроник — мальчик из чемодана», вторая «Рэсси — неуловимый друг», третья «Победитель невозможного».

Кир Булычёв написал несколько десятков произведений про Алису. Самыми известными являются «Сто лет тому вперёд», «Миллион приключений», «Путешествие Алисы», «Заповедник сказок».

Моей любимой книгой про Алису является роман «Сто лет тому вперёд».

Отзыв на роман «Сто лет тому вперёд» для 4 класса

Действие этого романа разворачивается одновременно в будущем и в настоящем. Обычный мальчик из настоящего находит в пустой квартире машину времени и переносится на сто лет вперед.

Он видит, как изменилась жизнь людей, и оказывается свидетелем нападения пиратов на Алису. Пытаясь спасти ценный прибор, Коля Наумов забирает его в прошлое. Следом за ним в прошлом оказываются пираты и Алиса.

Увлекательные, полные опасностей приключения ожидают героев этого романа. Но дружба помогает им победить пиратов.

Мне понравилось, что мальчика из настоящего и девочку из будущего связывают общие ценности. Они борются со злом, творят добро и помогают друг другу.

События этого романа были положены в основу художественного фильма «Гостья из будущего».

6. Нравятся ли тебе фантастические рассказы? Произведения каких писателей-фантастов ты читал? Расскажи о самом любимом своём произведении. Чем оно тебя заинтересовало?

Мне очень нравятся фантастические рассказы. Я читала много рассказов Кира Булычёва, Роберта Шекли, Василия Головачёва, Пола Андерсона и других.

Рассказ о любимом фантастическом произведении для 4 класса

Моё самое любимое фантастическое произведение — повесть Энн Маккефри «Полёт дракона».

На первый взгляд кажется, что это сказка, но на самом деле это не так. Действие произведения разворачивается на далёкой планете, когда-то давно освоенной землянами.

Но после катастрофы планета оказалась отрезана от Родины и люди там жили своей жизнью. Они боролись с нитями, спорами чужеродной жизни. И в этом им помогали драконы, генно-модифицированые существа.

Мне нравится, что герои этого романа добрые и отзывчивые люди, что они очень мужественные и любят музыку. Перед ними стоит трудная задача, спасти свою планету, но они с ней обязательно справятся.

7. Сделайте с друзьями выставку рисунков на космическую тему.

Действие рисунка на космическую тему должно происходить в космосе. Это может быть ближний космос, откуда видно планету Земля. Это могут быть далёкие галактики, странные планеты, внеземная жизнь, с которой человеку предстоит столкнуться в будущем.

Пример рисунка на космическую тему смотри внизу страницы.

8. Придумай небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы. Как ты будешь рассказывать: как учёный или как писатель? Запиши план.

Пример рассказа о путешествии на планету Солнечной системы можно посмотреть, перейдя по ссылке.

  • Рассказ про лягушку путешественницу
  • Рассказ про любого животного из красной книги
  • Рассказ про любимый вид спорта на английском с переводом
  • Рассказ про любимый мультфильм на английском
  • Рассказ про любовь ученика и учительницы