Характерные фигуры, образуемые на небе яркими звездами, в древности было принято называть созвездиями. С их возникновением связывались красивые легенды и великие пророчества. Одним из самых необычных является созвездие Близнецы. Интересные факты о нем будут изложены в этой статье.
Описание созвездия
Рассказ о созвездии Близнецы следует начать с его описания. Этот участок звездного неба расположен перпендикулярно Млечному Пути. Светила, из которых он состоит, образуют форму почти идеального прямоугольника. В ясную ночь невооруженным глазом можно рассмотреть примерно семьдесят звезд. Наиболее яркие из них называются Кастор («кучер») и Поллукс («кулачный боец»). Остальные светила образуют два параллельных ряда цепочек. На ночном небе сложно разглядеть картину, которую часто рисовали в древних звездных атласах: два неразлучных брата-близнеца обнимают друг друга. Не покажут вам такое изображение и современные схемы созвездий.
На самом деле Кастор является сложной системой из нескольких светил. Расстояние он него до Солнца — почти 46 световых лет. Поллукс — это желто-оранжевый гигант, светимость которого в тридцать пять раз выше солнечной. Он гораздо холоднее своего небесного «брата». Для того чтобы долететь до этой звезды, человеку понадобится преодолеть тридцать пять световых лет.
Интересные объекты. U Близнецов
В созвездии Близнецов находятся очень интересные объекты. Часть из них можно разглядеть невооруженным глазом. Здесь часто происходят изменения, вызывающие пристальное внимание ученых. Например, U (ипсилон) Близнецов обладает необычными свойствами. Она является так называемой переменной цифеидой, то есть светилом, периодически меняющим свою яркость. Происходит это раз в 102 дня благодаря мощным взрывам, возникающим на ее поверхности. Если открыть схемы созвездий и внимательно их изучить, то можно увидеть, что эта звезда находится в том месте, где должно располагаться «сердце» Поллукса.
Интересные объекты. Метеоры и туманности
Рядом с Кастором в Близнецах располагается радиант потока метеоров под названием Геминиды. Его можно увидеть в период с 7 по 15 декабря. Самая большая плотность метеоров наблюдается 13 декабря. Их количество возрастает до 60 штук в час.
Возле звезд Мю и Дзета Близнецов невооруженным взглядом можно разглядеть слабое пятнышко. Это скопление (М35) из 120 звезд, которое интересно наблюдать в телескоп или бинокль. Оно расположено в 830 парсеках от Солнца.
Еще один занятный для изучения объект — туманность Клоун, или Эскимос (NGC 2392). Такими образными именованиями ученые нарекли звезду десятой величины, окруженную однородной и яркой пылевой оболочкой. Она находится на расстоянии 2900 световых лет от Солнца.
История исследований
Издревле по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели. Разные народы давали небесным светилам различные наименования. Однако две яркие звезды, расположенные рядом, люди всегда считали неразрывно связанными. Греческая легенда о созвездии Близнецов гласит, что эти светила, братья Диоскуры — Кастор и Поллукс (Полидевк) — сыновья спартанского царя Тиндарея и олимпийского бога Зевса. Данный участок звездного неба внесен в астрономический каталог «Альмагест», составленный Клавдием Птолемеем в 140 году нашей эры. Древние Вавилоняне также видели в созвездии неразлучную пару. Они называли самые яркие светила в нем «пастух и воин». Фракийцы считали, что эти звезды являются близнецами и помогают мореплавателям найти дорогу домой.
История астрономии связывает Близнецы с двумя важными научными открытиями. У. Гершель в 1781 году нашел планету Уран рядом со светилом Пропус из этого созвездия. Другой исследователь, К.Томбо, в 1930 году открыл Плутон, который находится в непосредственной близости от звезды Васат, также входящей в состав Близнецов.
Наблюдение
Как разыскать на небе созвездие Близнецы? Для детей подобная задача может оказаться нелегкой. Однако найти его довольно просто. Созвездие явно выделяется на ночном небе необычным характерным рисунком. Пару параллельных цепочек звезд, из которых состоят Близнецы, можно найти на северо-востоке от Ориона. «Парашют» созвездия Возничий при этом должен находиться северо-западнее. Близнецы входят в «парад» самых заметных созвездий на небосклоне. Они движутся на запад вслед за Тельцом и несколько опережают Льва, находящегося восточнее.
Хорошо разглядеть, как выглядит созвездие Близнецов, можно в январе и декабре. Каждый год 21 июня в него вступает Солнце. Тогда оно располагается высоко над горизонтом и также прекрасно просматривается со всей территории нашей страны.
Мифология. Рождение братьев
Овеяно мифами и легендами созвездие Близнецы. Для детей особенно интересно будет знакомство со старинными преданиями. В Древней Греции считалось, что матерью знаменитых братьев была супруга царя Спарты, грозного Тиндарея. Ее звали Леда. Она отличалась ослепительной красотой и очаровала ею не только смертных людей, но и олимпийских богов. Сам Зевс обратил на нее внимание. Чтобы избежать конфликта со своей женой, богиней семейного очага Герой, Громовержец обратился в белого лебедя и прилетел к Леде. Вскоре женщина родила от Бога двоих детей: дочь Прекрасную Елену, из-за которой потом началась Троянская война, и сына — Полидевка (Поллукса). Позже Леда произвела на свет еще двоих ребятишек от своего мужа: сына Кастора и дочь Клитемнестеру. Братья с самого детства были неразлучны, но их ожидала разная судьба. Зевс наделил Полидевка бессмертием, тогда как Кастор остался простым человеком.
Мифология. Подвиги героев
Легенда о созвездии Близнецов гласит: повзрослев, братья стали настоящими атлетами. Они совершили немало известных подвигов. Диоскуры помогли Ясону добыть золотое руно. Кастор был непревзойденным укротителем и умело управлял колесницами. Поллукс слыл непобедимым кулачным бойцом. Братья всегда и все делали вместе. Однажды они похитили сестер Фебу и Гелайеру, дочерей царя Ливкиппа. Парни украли девушек прямо из-под венца и сами женились на них. Полидевк выбрал Фебу, а Кастор — Гелайеру. С тех пор братья афаретиды (Идас и Линкей), у которых Диоскуры похитили невест, стали их заклятыми врагами. Однажды Идас в бою убил Кастора.
Мифология. Братская любовь
Заключительное предание о братьях рассказывает о том, как появилось на небе созвездие Близнецы. Для детей особенно важно узнать эту часть истории, ведь она повествует о беззаветной братской привязанности. После смерти Кастора Полидевк обратился к Зевсу с просьбой сделать его смертным. Герой был готов жить в подземном мраке Аида, лишь бы никогда не разлучаться с братом. Громовержцу было жаль обрекать сына на такую мрачную участь. Он выполнил просьбу Полидевка, но сделал так, чтобы он один день проводил на Олимпе, а другой — в царстве мертвых. Древние греки чтили неразлучных близнецов как покровителей и защитников людей. Видя нерушимую привязанность Полидевка и Кастора, Зевс превратил их в звезды и поместил на небо, чтобы они своим светом напоминали о верности и братской любви.
Заключение
В нашей статье мы кратко попытались описать созвездие Близнецы. Для детей это очень полезная информация. Она позволяет расширить кругозор, научиться лучше ориентироваться в окружающем мире. Знание древних мифов придает исследованию звездного неба поэтическую окраску. Изучайте астрономию, и вы сделаете много захватывающих открытий!
14 января прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, а 16 января в эфире YouTube-канала Образовательного центра «Сириус» эксперты провели разбор олимпиадных заданий.
На вопросы школьников об олимпиаде отвечают эксперты «Сириуса»: российский литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих, доктор филологических наук, профессор ЯГПУ, председатель ЦПМК по литературе Татьяна Кучина, председатель ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев.
О СПЕЦИФИКЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
Могут ли олимпиадные задания пересекаться со школьной программой?
Прямое пересечение со школьной программой невозможно. В XVIII и даже в XIX веке не так уж много произведений, отвечающих критериям олимпиады. К тому же задача школьника – в объяснении/анализе/интерпретации именно незнакомого текста. Однако знание школьной программы тоже необходимо: произведения для анализа часто опираются на классическую литературу и ее осмысление (в этом году были отсылки к Лермонтову в рассказе Н. Катерли или смена надписи на памятнике Пушкину в рассказе М. Осоргина).
Педагогам, которые готовят олимпиадников, важно помнить, что ключевой результат литературного образования – это, прежде всего, читательская культура школьника. Для 9-го класса это умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел».
Какую роль в заданиях творческого тура играет работа с визуальным контентом (иллюстрации, живопись) и как он связан с литературой?
Начинающему филологу важно уметь вписать текст в контекст – например, визуальной культуры эпохи. На олимпиаде может попасться задание, где нужно соотнести пейзажи Тургенева с работами передвижников; или обложки символистских журналов с опубликованными в них текстами; или художественные работы футуристов с их экспериментами в литературных произведениях. Хорошо, если школьник может осмыслить литературу через кино, живопись, музыку, театр. Почти все инструменты филологического анализа применимы и к анализу визуальных искусств, например разговор о художественном пространстве, о композиции, деталях, метафорах.
Как оцениваются задания, за какие ошибки (логические, фактические, речевые) снижаются баллы?
При оценивании аналитического задания логические ошибки учитываются в критерии № 2 (композиция работы, цельность и связность текста), фактические – в критерии № 4 (историко-культурный и литературный контекст), речевые – в критерии № 5 (общая речевая грамотность).
В творческом задании критерии сильно зависят от типа задачи. Важный критерий в этом туре – соответствие предлагаемому жанру, коммуникативной задаче. Стилистические средства стоит выбирать, исходя из нее.
Какие общие подходы к анализу текстов можно выделить? Можно ли описывать в анализе свои эмоции?
Эмоции могут послужить отправной точкой, но строить весь анализ на них не стоит. Предметом разбора должны быть скорее не эмоции сами по себе, а то, какими средствами писатель создает ту или иную эмоциональную палитру.
Разбор должен основываться на рассмотрении разных элементов и уровней текста: сюжет, система персонажей, точка зрения, повествовательная структура – в прозе; субъектная структура, композиционные приемы, образный строй, ритмическая, рифмическая, строфическая, интонационная организация текста – в лирике.
Впрочем, в литературе возможно все: появление ритмизованных фрагментов в прозе (как у Набокова), выстраивание лирического высказывания как повествования (вспомните ахматовские стихи-новеллы) и т. п. Поэтому важно выделить те компоненты, которые в каждом конкретном тексте образуют «несущую конструкцию» (в лирике нередко таковыми вообще оказываются даже не слова, а фонемы), установить структурные и смысловые связи между элементами, объяснить, какое значение они получают в произведении.
Попробуйте увидеть произведение как целостную систему, в которой разные уровни взаимосвязаны и все вместе «работают» на создание художественных смыслов. Про это стоит не забывать и при анализе интертекстуальных пластов: любые параллели и ассоциации должны помогать в движении к смыслам текста, а не уводить в сторону от него.
Насколько уместно использование термина «хронотоп» в анализе?
Хронотоп – широко используемый в литературоведении термин. Если он вам жизненно необходим при анализе и при этом позволяет сказать что-то важное о произведении, запретить его использование никто не может. Просто помните, что термины – не повод для академического щегольства.
И еще одна частая ошибка школьников: используя термин «хронотоп», пишут только о времени или о пространстве, хотя в этом понятии существенно объединение времени и пространства, к примеру как в идиллии, где замкнутое пространство органично сочетается с циклическим временем.
Как анализировать произведение в историко-культурном контексте, особенно если оно написано неизвестным тебе автором?
Цель олимпиадного сочинения (в отличие от сочинения ЕГЭ) – не проверка знаний, а выявление уровня литературного развития, умения читать на языке образов. Поэтому (при наличии, между прочим и знания школьной программы) какое-то представление об эпохе, времени, жанре у автора сочинения должно быть. Но все эти знания имеют фоновый характер. В сущности, перед вами стоит простая задача: как можно более точно прочесть и понять текст и нешаблонно, интересно, привлекательно рассказать о своем прочтении.
Часто, анализируя предлагаемый текст, бывает полезно вписать его в литературную традицию определенного жанра, стиля, темы, показав, какие смыслы могут рождаться из авторского обращения к этой традиции, как и с какой целью автор вступает с ней в диалог. Иногда это «диалог согласия», иногда – полемика. Убедительное (в контексте логики анализа) обращение к этой традиции, безусловно, станет основанием для выставления баллов по четвертому критерию.
ВОПРОСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕКСТАМ ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА – 2021
Нина Катерли «Охо-хо»
Подскажите, пожалуйста, будет ли засчитываться идея о том, что Охо-хо – это некое прошлое? Можно ли считать Охо-хо воспоминанием об ушедшем Хозяине?
Наверно, все-таки нет. Это, как уже говорилось при разборе, домовой, спутник Хозяина, если хотите, его Гений. И он исчезает после смерти Хозяина.
Леонид Сергеев «Трамвайчик»
А можно ли было сравнить «Трамвайчик» с «Тараканищем» Чуковского? Там зайчики ехали в трамвайчике, что дает оттенок детской наивности.
Контексты должны быть уместны – об этом стоит помнить в первую очередь. Чуковский в «Тараканище» говорит о другом и по-другому, а «трамвайчик» – всего лишь точечное лексическое пересечение со стихотворением Леонида Сергеева. Но вот указать на то, что рифма «зайчик – трамвайчик» в русской литературе уже была – и как раз у Чуковского, – вполне допустимо.
Можно ли в стихотворении рассматривать образ золотистого зайчика как ребенка автора? Ведь он оказался в трамвае без билета, не на своем жизненном пути.
Не совсем понятно, кто такой «ребенок автора». В тексте мы имеем дело с субъектом лирического высказывания, который успевает повзрослеть и из мира взрослых смотрит в мир детства (доехав до «кольца», видит мальчика, «подхваченного трамвайчиком»). О самом соотношении взрослого и детского взгляда на жизнь вполне возможно говорить.
Александр Житинский «Тикли»
Возможна ли параллель с романом «Мы»?
Это слишком «далековатый» контекст. Общее только то, что и там, и здесь ученые что-то делают. Но главное (жанр, персонажи, интонация) – совершенно различно.
Каково значение образа Шатуна?
Кажется, у него нет самостоятельного значения. Этот персонаж – элемент гротескного коллективного образа научной (и отчасти бессмысленной) работы.
Уместно ли говорить о жанре рождественского/святочного рассказа?
Вот это точно! Намек на рождественское/новогоднее чудо здесь, безусловно, есть.
Михаил Осоргин «Человек, похожий на Пушкина»
К каким основным идеям можно было бы подводить свой анализ рассказа «Человек, похожий на Пушкина?»
Об этом говорилось при разборе. Это рассказ о странностях человеческой психологии, когда идею, смысл жизни можно найти даже в таком несерьезном занятии, как демонстрация похожести на Поэта, – и о движении времени, которое необратимо меняет нас.
…и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Что означает последняя фраза в рассказе «Человек, похожий на Пушкина»?
Скорее всего, последняя фраза имеет лирически-отвлекающий и завершающий характер. Что-то вроде «Стал накрапывать дождь» в конце чеховской «Дуэли». Главное уже сказано и рассказано раньше: в самой картине встречи необратимо изменившихся людей в так же изменившемся времени.
Уместно ли было сравнение Раскольникова и Телятина, которые разделяли людей на два типа?
Скорее неуместно. Это как раз ассоциация по случайному признаку. Одна сходная точка – не совпадение рисунка.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ?
Что почитать для того, чтобы научиться интертекстуальному анализу?
Работы Бориса Гаспарова и Александра Жолковского. У первого – книга «Литературные лейтмотивы», у второго – разборы самых разнообразных произведений – от Пушкина до Бориса Рыжего и Семена Слепакова.
Важно: указанные работы, конечно, полезно прочесть. Но не стоит учиться специально интертекстуальному анализу (как и любому другому). Можно назвать много «ученых без метода», которые блистательно умели читать текст, не настаивая на какой-то отчетливой методологической позиции. Это, скажем, А.П. Скафтымов, упоминаемые дальше Г.А. Гуковский, М.Л. Гаспаров, Е.Г. Эткинд.
Очень хорошо о сверхзадаче анализа сказал А.П. Скафтымов (в письме Ю.Г. Оксману): «Меня интересовала внутренняя логика структуры произведения… <…> И никогда я не навязывал автору никакой «философии». <…> Я старался сказать о произведении только то, что оно само сказало. Моим делом тут было только перевести сказанное с языка художественной логики на нашу логику, т. е. нечто художественно-непосредственное понять в логическом соотношении всех элементов и формулировать все это нашим общим языком».
Лучшая учеба – чтение интересных конкретных разборов произведений разных родов и жанров, в том числе известных классических.
Какие материалы использовать для подготовки к олимпиаде?
Список материалов, рекомендуемый Центральной предметно-методической комиссией по литературе для подготовки к олимпиаде:
Книги и статьи
1. Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.
2. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…». Методика анализа. (Любое издание)
3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. (Глава 6)
4. Жолковский А.К. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009.
5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
6. Кучина Т.Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 93–96.
7. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. (Любое издание)
8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
9. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.
10. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г.М. Фридлендер. Л., 1973.
11. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.
12. Сухих И.Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.
13. Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998. (разделы о творчестве Пушкина и Чехова)
14. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.
Словари и справочные издания
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.
2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Дрофа, 2006.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Гильдии словесников
2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы)
3. Арзамас
4. Горький
5. Полка
Каналы в YouTube
1. Клуб «Культурное дело»
2. Канал Армена Захаряна (Армен и Федор)
Образовательный центр «Сириус» готовит новый цикл вебинаров, посвященных ВсОШ: каждую субботу с марта по апрель эксперты будут рассказывать, как готовиться к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Следите за новостями на сайте!
В Москве состоялся Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, который объединил волонтеров из более чем 40 стран. Фонд Росконгресс представил свои благотворительные и образовательные проекты на стенде, организованном совместно со своими партнерами. В рамках программы прошли уникальные мастер-классы, паблик-токи, а также викторины и AR-квест проекта MARMA.
«Фонд Росконгресс впервые представил свои социальные проекты на таком масштабном Форуме. Мы видим, как на наших глазах меняется отношение молодежи к благотворительным и добровольческим делам, как ребята хотят помогать и быть полезными пожилым людям и людям с ограниченными возможностями. Фонд Росконгресс выступает в этом смысле самым настоящим Пространством доверия. К нам стали обращаться с предложениями и предлагать совместные инициативы. Это и есть та синергия, которая позволяет свернуть горы», – подвела итоги работы стенда заместитель директора, руководитель дирекции по работе с участниками Фонда Росконгресс Мария Киселева.
Гости стенда Фонда Росконгресс получили возможность посетить мастер-классы по оказанию первой медицинской помощи, рукоделию, краудфандингу и его возможностям. Эксперты Фонда выступили с докладами о том, как сделать постоянную учебу своей работой, как отличить мечту от желания, поговорили о наставничестве в бизнесе и спорте. Также был представлен проект Никиты Никишкина по сбору пластиковых бутылок «Чистое дело».
Образовательный проект «Школьный друг» получил высокую оценку участников и организаторов Форума. Так, была осуществлена договоренность с Общероссийским народным фронтом о совместной работе над проектом «Взлетная полоса», предоставляющем новые дистанционные возможности для выпускников школ, находящихся под опекой родственников или государства. Также было получено предложение об организации работы в рамках «Школьного друга» в странах Африки.
Общероссийская горячая линия «Мы вместе», запущенная Фондом Росконгресс совместно с Общероссийским народным фронтом в марте 2020 года, представила свои новые направления: организация линий социальных и благотворительных проектов. В числе партнеров Фонда Росконгресс – АНО «Благотворительная служба поиска медицинской помощи „Верное направление»» и Фонд поддержки детей с тяжелыми и редкими заболеваниями «Круг добра».
Благотворительным проектам было уделено большое внимание. На стенде Фонда Росконгресс выступили эксперты благотворительного фонда «Детский и взрослый хоспис „Бумажная птица»», которые обсудили с гостями, почему важно прививать культуру помощи другим с начальных классов школы, а также поделились опытом реализации проекта «Мечты сбываются». Кроме того, АНО «Благотворительная служба поиска медицинской помощи „Верное направление»» и благотворительный фонд «Детский и взрослый хоспис „Бумажная птица»» обсудили новые совместные проекты на 2022 год.
На стенде был представлен и еще один новый проект Фонда – Центр карьеры Росконгресс – альтернативная биржа труда для студентов, соискателей с опытом работы, абитуриентов и всех, кто ищет работу. Основная идея Центра – дать соискателям возможность при помощи стажировок и участия в социально значимых проектах развить навыки, необходимые для достижения своих карьерных целей, чтобы устроиться в авторитетные российские и международные организации.
В рамках Форума #МЫВМЕСТЕ соглашение о сотрудничестве подписали спортивная платформа Фонда Росконгресс «РК-Спорт» и благотворительный фонд «Созвездие Добра». Стороны договорились о взаимной информационной поддержке и наметили планы по совместному мероприятию в рамках спортивно-зрелищной программы Петербургского международного экономического форума.
Завершающим аккордом Форума стало торжественное вручение Международной премии «Мы вместе». Фонд Росконгресс входит в состав Организационного комитета по ее присуждению. Победителям конкурсного трека «Бизнес» были вручены дипломы, а также предоставлена возможность принять участие в Дне молодежного предпринимательства на площадке Российского инвестиционного форума, который состоится в Сочи с 17 по 19 февраля 2022 года, в Международном молодежном экономическом форуме на площадке Петербургского международного экономического форума, а также организовать выставку своих проектов на этих мероприятиях в рамках тематической зоны «РК-Инвестиции».
Главным итогом работы стенда Фонда Росконгресс стал высокий уровень синергии всех его гостей и участников Форума, поиск совместных идей и продвижение инициатив. Социальная повестка заняла важное место в работе Фонда. На Форуме #МЫВМЕСТЕ это направление приобрело дополнительный импульс к развитию.
Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ проходит в Москве с 2 по 5 декабря. Организаторами выступают Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) и платформа ДОБРО.РФ. Форум прошел под эгидой ЮНЕСКО.