Рассказ про луну 5 класс география

Доклады астрономия луна луна единственный естественный спутник земли, расположенный от не на расстоянии в среднем 384 467 км. земля
  • Доклады
  • Астрономия
  • Луна

Луна – единственный естественный спутник Земли, расположенный от неё на расстоянии в среднем 384 467 км. Земля поместилась бы в это расстояние 30 раз, а свет достигает Луны за 1.255 секунды. Средний радиус  самой же Луны – 1737,1 км, то есть 0,273 земного.

Люди с древних времён стремились узнать больше о Луне. Например, во II веке до н. э. Гиппарх, древнегреческий астроном, географ и математик, занимался исследованием движения Луны. Он первым приблизительно рассчитал наклон Лунной орбиты, определил её размеры и расстояние до Земли.  С изобретением телескопов знания людей о Луне значительно расширились. В 1651 году астрономом Джованни Риччиоли была составлена одна из первых лунных карт. Темные участки Луны считались морями, а светлые – сушей. Однако позднее, в 1753 году, Руджер Бошкович смог определить, что на Луне отсутствует атмосфера, а значит, не может быть и жидкой воды, так как она бы моментально испарялась.

Первым космическим кораблём, достигшим поверхности Луны ещё в 1959 году, стал советский корабль «Луна-2». В 1969 на Луну прибыл первый пилотируемый космический корабль, и американец Нил Армстронг первым ступил на её поверхность.

Луна совершает вращение вокруг своей оси и по эллиптической орбите вокруг Земли. Вращение Луны вокруг Земли происходит таким образом, что мы можем видеть только одну её сторону.

Окраска поверхности Луны имеет местами серо-коричневый, местами чёрно-коричневый оттенок. Кора Луны в среднем имеет толщину 68 км. Под ней расположена мантия толщиной около 500 км. Ядро Луны представляет собой в основном расплавленное железо и имеет радиус около 550 км. Поверхность спутника условно делится на два типа: более старые территории, имеющие горный рельеф, и молодые лунные моря – огромные кратеры, возникшие из-за столкновений метеоритов с поверхностью Луны. Впоследствии они заполнялись лавой, из-за чего имеют темную окраску.

Луна, а именно её гравитация, оказывает огромное влияние на Землю. Например, известное всем явление приливов и отливов связано именно с особенностями движения Луны. Также она оказывает влияние на изменение атмосферного давления, температуры и магнитного поля Земли.

Вариант 2

Луна является спутником нашей планеты. Она самый яркий объект на небе после Солнца. Также, несмотря на статус спутника, луну считают планетой. Это первый внеземной объект, на который ступил человек.

У спутника форма сферы. Диаметр луны составляет 3475 км, это, примерно, в 4 раза меньше земного. Из всех известных спутников, этот имеет самые большие размеры по отношению к размерам планеты. А вот масса луны, 7,3477*1022 кг, составляет чуть больше 1% массы Земли. У спутника довольно низкая плотность. Величина луны -12,71m. Центр Земли от центра луны удален, в среднем, на 385000 км.

Луна устроена как планета. В состав входит кора, верхняя мантия, средняя мантия, нижняя мантия и ядро. Из-за многочисленных столкновений метеоритов и луны, на поверхности спутника лежит тонкая пыль – реголит. По той же причине поверхность покрыта кратерами. Самые глубокие кратеры образовали лунные моря. Давным-давно на луне были расположены вулканы. Атмосферы почти нет.

Образование луны все еще находится под вопросом. Есть три основные теории. Согласно первой, Земля и Луна появились вместе из облака протопланетных частиц. Вторая гипотеза гласит, что спутник образовался в другом месте нашей системы, а при сближении с Землей была захвачена нашей планетой. Третья, наиболее популярная, теория состоит в том, что Луна сформировалась при столкновении некоторой планеты и планеты Земля.

Луна не излучает свет сама по себе. Так называемы лунный «свет» является отражением света Солнца.

Скорость луны в космосе достигает чуть более 1 км/с. Вокруг нашей планеты спутник делает оборот за 27,3 суток. Этот период называют звездным месяцем. За это же время луна оборачивается вокруг своей оси. Из-за этого спутник всегда повернут к нам одной стороной.

Луна проходит через несколько фаз в течение 29,5 суток. В новолуние спутник расположен между нашей планетой и Солнцем, и мы не можем видеть его. В полнолуние можно увидеть полную луну, когда она находится в противоположной от новолуния точке. Промежуточными фазами называют четверти, которые проходят от новолуния до полнолуния.

Луна оказывает заметное влияние на Землю. Из-за спутника появляются отливы и приливы в Мировом океане. Луна повлияла на увеличение продолжительности суток. Спутник является своеобразным щитом от метеоритов.

2 класс. 11 класс. Окружающий мир. Астрономия

Картинка к сообщению Луна

Луна

Популярные сегодня темы

  • География

    Доклады, сообщение по Географии

  • Герои нашего времени

    У каждого писателя разных веков есть свой портрет народа в одной личности. Лермонтов не оказался исключением, Печорин – его собственный портрет 30-40-х годов, который донес до наших времен св

  • Озёра Башкортостана

    У нас в стране находится примерно 2 миллиона озер. А в Республике Башкортостан их 2200. Почти все расположились в равниной части республики. Но в предгорьях озер меньше, хотя именно они самые

  • Бог солнца в Древнем Египте Амон Ра

    Солнце дает жизнь, поэтому оно всегда было главным объектом почитания людей. В культурах разных народов глубоко преклонялись перед богами, олицетворяющими солнце. Их воспевали, устраивали в и

  • Портрет в живописи

    Портрет в живописи является отдельным, полноценным жанром. Зачастую основной идеей создания портрета служит изображение внешнего облика и внутреннего мира человека,

  • Клавдий Птолемей

    Клавдий Птолемей ― великий древнегреческий астроном, математик, географ, который трудился в Александрии. Никакой информации о жизни и быту Птолемея нет, но несмотря на это мы знаем

Солнечная система > Система Земля-Луна > Спутник Луна

 Исследование | Фотографии

Спутник Луна

  1. Введение
  2. Размер, масса и орбита
  3. Состав и поверхность
  4. Атмосфера
  5. Формирование
  6. Связь с Землей
  7. История наблюдений
  8. Изучение

Выберитесь подальше от городских огней темной ночью и полюбуйтесь на прекрасное лунное сияние. Луна — это единственный земной спутник, выполняющий вращение вокруг Земли более 3.5 млрд. лет. То есть, Луна сопровождает человечество с момента его появления.


Из-за яркости и доступности в прямом наблюдении спутник отразился во многих мифах и культурах. Некоторые думали, что это божество, а другие пытались использовать, чтобы предсказывать события. Давайте внимательно рассмотрим интересные факты о Луне.

Интересные факты о Луне

Нет никакой «темной стороны»

  • Существует много историй, где фигурирует обратная сторона Луны. В реальности обе стороны получают одинаковый объем солнечного освещения, но лишь одно из них доступно для земного обзора. Дело в том, что время осевого лунного вращения совпадает с орбитальным, а значит он повернут к нам одним боком всегда. Но «темную сторону» мы исследуем космическими аппаратами.

Луна влияет на земные приливы

  • Из-за гравитации Луна создает две выпуклости на нашей планете. Одна находится на повернутой к спутнику стороне, а вторая – на обратной. Эти выступы вызывают высокие и низкие приливы по всей Земле.

Луна пытается сбежать

  • Каждый год спутник отдаляется от нас на 3.8 см. Если так продолжится и дальше, то через 50 млрд. лет Луна просто сбежит. На тот момент она будет тратить 47 дней на орбитальный пролет.

Вес на Луне гораздо меньший

  • Луна уступает земной гравитации, поэтому вы будете весить на 1/6 меньше на спутнике. Именно поэтому астронавтам приходилось передвигаться прыжками, как кенгуру.

На Луне побывало 12 астронавтов

  • В 1969 году первый на спутник шагнул Нил Армстронг в период миссии Аполлон-11. Последним стал Юджин Сернан в 1972 году. С тех пор к Луне отправляют только роботов.

Нет атмосферного слоя

  • Это значит, что поверхность Луны, как видно на фото, лишена защиты от космического излучения, метеоритных ударов и солнечного ветра. Также заметны серьезные температурные колебания. Вы не услышите звуков, а небо всегда кажется черным.

Есть землетрясения

  • Создаются земной гравитацией. Астронавты использовали сейсмографы и выяснили, что в нескольких километрах под поверхностью есть трещины и разрывы. Полагают, что спутник обладает расплавленным ядром.

Первый аппарат прибыл в 1959 году

  • Первым на Луне побывал советский аппарат Луна-1. Он пролетел мимо спутника на удаленности в 5995 км, а затем вышел на орбиту вокруг Солнца.

Стоит на 5-й позиции по величине в системе

  • В диаметре земной спутник простирается на 3475 км. Земля в 80 раз крупнее Луны, но их возраст примерно одинаковый. Главная теория заключается в том, что в начале формирования в нашу планету врезался крупный объект, вырвавший материал в пространство.

Мы снова отправимся к Луне

  • НАСА планирует создать на лунной поверхности колонию, чтобы там всегда были люди. Работы могут начаться уже в 2019 году.

В 1950-м году планировали взорвать на спутнике ядерную бомбу

  • Это был тайный проект времен холодной войны – проект А119. Это бы показало значительный перевес одной из стран.

Размер, масса и орбита

Следует изучить характеристику и параметры Луны. Радиус составляет 1737 км, а масса – 7.3477 х 1022 кг, поэтому во всем уступает нашей планете. Однако, если сопоставлять с небесными телами Солнечной системы, то видно, что по размеру довольно крупная (на второй позиции после Харона). Показатель плотности – 3.3464 г/см3 (на втором месте среди лун после Ио), а гравитация – 1.622 м/с2 (17% от земной).

Эксцентриситет – 0.0549, а орбитальный путь охватывает 356400 – 370400 км (перигелий) и 40400 – 406700 км (афелий). На полный обход вокруг планеты уходит 27.321582 дней. К тому же спутник находится в гравитационном блоке, то есть всегда смотрит на нас одной стороной.

Физические характеристики Луны

Полярное сжатие 0,00125
Экваториальный

радиус

1738,14 км
0,273 земных
Полярный радиус 1735,97 км
0,273 земных
Средний радиус 1737,10 км
0,273 земных
Окружность большого

круга

10 917 км
Площадь поверхности 3,793·107 км²
0,074 земных
Объём 2,1958·1010 км³
0,020 земных
Масса 7,3477·1022 кг
0,0123 земных
Средняя плотность 3,3464 г/см³
Ускорение свободного

падения на экваторе

1,62 м/с²
Первая космическая

скорость

1,68 км/с
Вторая космическая

скорость

2,38 км/с
Период вращения синхронизирован
Наклон оси 1,5424°
Альбедо 0,12
Видимая звёздная величина −2,5/−12,9
−12,74 (при полной Луне)

Состав и поверхность

Луна повторяет Землю и также располагает внутренним и внешним ядром, мантией и корой. Ядро – сплошная железная сфера, простирающаяся на 240 км. Вокруг нее сосредоточено внешнее ядро из жидкого железа (300 км).

Далее идет наполовину расплавленный слой (500 км). Полагают, что он сформировался из-за кристаллизации глобального океана магмы 4.5 млрд. лет назад. Этот процесс создал мантию с магнием и железом.


Также в мантии можно обнаружить магматические породы, где железа больше чем у нас. Кора простирается на 50 км. Ядро охватывает всего 20% от всего объекта и вмещает не только металлическое железо, но и небольшие примеси серы и никеля. Можете увидеть, как выглядит строение Луны на схеме.

Внутреннее строение Луны

Внутреннее строение Луны

Ученым удалось подтвердить наличие на спутнике воды, большая часть которой сосредоточена на полюсах в затененных кратерных формированиях и подповерхностных водохранилищах. Думают, что она появилась из-за контакта спутника с солнечным ветром.

Лунная геология расходится с земной. Спутник лишен плотного атмосферного слоя, поэтому на нем нет погоды и ветровой эрозии. Небольшой размер и низкая гравитация приводят к быстрому охлаждению и отсутствию тектонической активности. Можно отметить огромное количество кратеров и вулканов. Повсюду хребты, морщины, нагорья и впадины.

Сильнее всего замечается контраст между яркими и темными территориями. Первые именуют лунными возвышенностями, а вот темные – моря. Нагорья сформировались магматическими породами, представленными полевым шпатом и следами магния, пироксена, железа, оливина, магнетита и ильменита.

Камера LROC отобразила лунную территорию Южного полюса с протяжностью в 600 км

Камера LROC отобразила лунную территорию Южного полюса с протяжностью в 600 км

Базальтовая порода легла в основу морей. Часто эти участки совпадают с низинами. Можно отметить каналы. Они бывают дугообразными и линейными. Это лавовые трубы, охлажденные и разрушенные с момента вулканической спячки.

Интересная особенность – лунные купола, созданные выбросом лавы в вентиляционные отверстия. Они обладают пологими склонами, и диаметром в 8-12 км. Морщины появились из-за сжатия тектонических плит. Большинство встречается на территории морей.

Борозда Ариадеус, запечатленная миссией Аполлон-10. Темная территория справа сверху – половина кратера Босковича

Борозда Ариадеус, запечатленная миссией Аполлон-10. Темная территория справа сверху – половина кратера Босковича

Примечательная особенность нашего спутника – ударные кратеры, формирующиеся при падении крупных космических камней. Кинетическая ударная энергия формирует ударную волну, приводящую к депрессии, из-за чего вырывается много материала.

Кратеры простираются от небольших ям до 2500 км и глубины 13 км (Айткен). Самые крупные появились в ранней истории, после чего начали уменьшаться. Можно отыскать примерно 300000 углублений с шириной в 1 км.


Кроме того, интерес представляет лунная почва. Она сформировалась из-за ударов астероидов и комет миллиарды лет назад. Камни раскрошились в мелкую пыль, которая покрыла всю поверхность.

Снимок исторического следа от ботинка, оставленного астронавтами Аполлона-11

Снимок исторического следа от ботинка, оставленного астронавтами Аполлона-11

Химический состав реголита отличается в зависимости от позиции. Если в горах много алюминия и двуокиси кремния, то моря способны похвастаться железом и магнием. Геологию исследовали не только телескопическими наблюдениями, но и анализом образцов.

Атмосфера

У Луны есть слабый слой атмосферы (экзосфера), из-за чего показатель температуры сильно колеблется: от -153°C до 107°C. Анализ показывает наличие гелия, неона и аргона. Первые два создаются солнечными ветрами, а последний – распад калия. Также есть данные о замороженных водных запасах в кратерах.

Формирование

Есть несколько теорий появления земного спутника. Некоторые думают, что все дело в гравитации Земли, которая притянула уже готовый спутник. Они вместе сформировались в солнечном аккреционном диске. Возраст – 4.4-4.5 млрд. лет.

Главная теория состоит в ударе. Полагают, что в прото-Землю влетел крупный объект (Тейя) 4.5 млрд. лет назад. Вырванный материал начал вращаться по нашему орбитальному пути и сформировал Луну. Это подтверждают и компьютерные модели. К тому же проверенные образцы показали практически идентичные с нами изотопные композиции.

Связь с Землей

Луна вращается вокруг Земли за 27.3 дней (звездный период), но оба объекта перемещаются вокруг Солнца одновременно, поэтому на одну фазу для Земли спутник тратит 29.5 дней (известные фазы Луны).

Присутствие Луны оказывает воздействие на нашу планету. Прежде всего речь идет о приливных эффектах. Мы замечаем это при повышении уровня моря. Земное вращение происходит в 27 раз быстрее лунного. Океанические приливы также усиливаются фрикционным сцеплением воды с земным вращением через океанические полы, водной инерцией и колебанием бассейнов.

Угловой момент ускоряет лунную орбиту и поднимает спутник выше с более длительным периодом. Из-за этого дистанция между нами возрастает, а земное вращение замедляется. В год спутник отходит от нас на 38 мм.

В итоге мы достигнем взаимной приливной блокировки, повторяя ситуацию Плутона и Харона. Но на это уйдут миллиарды лет. Так что скорее Солнце станет красным гигантом и поглотит нас.

Приливы отмечаются и на лунной поверхности с амплитудой в 10 см в течение 27 дней. Кумулятивный стресс приводит к лунным лучам. И они длятся дольше на час, потому что нет воды, способной заглушить вибрации.

Не будем забывать о таком великолепном событии, как затмение. Это случается, если Солнце, спутник и наша планета выстраиваются в прямую линию. Лунное появляется, если полная Луна показывается за земной тенью, а солнечное – Луна расположена между звездой и планетой. При полном затмении можно рассмотреть солнечную корону.

Модель полного лунного затмения

Модель полного лунного затмения

Лунная орбита расположена под наклоном в 5° к земной, поэтому затмения происходят в определенные моменты. Спутнику нужно находиться возле пересечения орбитальных плоскостей. Периодичность охватывает 18 лет.

История наблюдений

Как же выглядит история исследования Луны? Спутник расположен близко и заметен в небе, поэтому за ним могли следить еще доисторические жители. Ранние примеры записи лунных циклов начинаются в 5-м веке до н. э. Это сделали ученые в Вавилоне, отметившие 18-летний цикл.

Анаксагор из Древней Греции верил, что Солнце и спутник выступают масштабными сферическими скалами, где Луна отражала солнечный свет. Аристотель в 350 г до н.э. считал, что спутник является границей между сферами элементов.

О связи приливов и Луны заявил Селевк во 2-м веке до н.э. Также он думал, что высота будет зависеть от лунного расположения по отношению к звезде. Первую удаленность от Земли и размер добыл Аристарх. Его данные улучшил Птолемей.

Предсказывать лунные затмения начали китайцы в 4-м веке до н.э. Они уже тогда знали, что спутник отражает солнечный свет и выполнен в сферической форме. Альхазен говорил, что солнечные лучи не обиваются зеркально, а излучаются из каждого лунного участка во всех направленностях.

До момента появления телескопа все верили, что видят сферический объект, а также совершенно гладкий. В 1609 году появляется первый набросок от Галилео Галилея, который изобразил кратеры и горы. Это и наблюдения прочих объектов помогли продвинуть гелиоцентрическую концепцию Коперника.

Развитие телескопов привело к детализации поверхностных особенностей. Все кратеры, горы, долины и моря получили наименования в честь ученых, художников и видных деятелей. До 1870-х гг. все кратеры считались вулканическими формированиями. Но только позже Ричард Проктор предположил, что они могут быть следами от ударов.

Изучение

Космическая эпоха лунных исследований позволила ближе взглянуть на соседа. Холодная война между СССР и США стала причиной того, что все технологии развивались быстро, а Луна стала главной целью исследований. Началось все с запусков аппаратов, а закончилось человеческими миссиями.

Советский космический зонд Луна-1

Советский космический зонд Луна-1

В 1958 году стартовала советская программа «Луна», где первые три зонда разбились об поверхность. Но уже через год страна успешно доставляет 15 аппаратов и добывает первые сведения (информация о гравитации и снимки поверхности). Образцы доставили миссиями 16, 20 и 24.

Среди моделей были и инновационные: Луна-17 и Луна-21. Но советскую программу закрыли и зонды ограничились лишь съемкой поверхности.


В НАСА запуск зондов стартовал в 60-х гг. В 1961-1965-х гг. действовала программа Рейнджер, которая создавала карту лунного ландшафта. Далее в 1966-1968-х гг. высаживали роверы.

В 1969 году случилось настоящее чудо, когда астронавт Аполлона-11 Нил Армстронг сделал первый шаг на спутнике и стал первым человеком на Луне. Это была кульминация для миссии Аполлон, которая изначально нацеливалась на человеческий полет.

На миссиях Аполлон-11-17 побывало 13 астронавтов. Они сумели добыть 380 кг породы. Также все участники занимались различными исследованиями. После этого наступило длительное затишье. В 1990-м году Япония стала третье страной, которой удалось установить свой зонд над лунной орбитой.

В 1994 году США отправляют корабль Климентину, который занимался созданием масштабной топографической карты. В 1998 году разведчик сумел отыскать ледяные залежи в кратерах.

Посадочная площадка Чаньэ-3 и лунная поверхность

Посадочная площадка Чаньэ-3 и лунная поверхность

В 2000-м году многие страны загорелись желанием исследовать спутник. ЕКА отправили корабль SMART-1, который впервые детально проанализировал химический состав в 2004 году. Китай запустил программу Чаньэ. Первый зонд прибыл в 2007 году и пробыл на орбите 16 месяцев. Второй аппарат сумел запечатлеть также прилет астероида 4179 Тутатис (декабрь 2012 года). Чаньэ-3 в 2013 году спустил на поверхность ровер.

В 2009 году на орбиту вышел японский зонд Кагуя, изучающий геофизику и создавший два полноценных видео-обзора. С 2008-2009 года на орбите вращалась первая миссия от индийской ISRO Чандраян. Они смогли создать химическую, минералогическую и фотогеологическую карты в высоком разрешении.

НАСА в 2009 году использовали аппарат LRO и спутник LCROSS. Внутреннюю структуру рассматривали еще два дополнительных ровера НАСА, запущенные в 2012 году.

Договор между странами гласит, что спутник остается общим владением, поэтому все страны могут запускать туда миссии. Китай активно готовит проект по колонизации и уже тестирует свои модели на людях, которых закрывают на длительное время в специальные купола. Не отстает и Америка, которая также намерена заселить Луну.

Воспользуйтесь ресурсами нашего сайта, чтобы рассмотреть красивые и качественные фото Луны в высоком разрешении. Полезные ссылки помогут узнать максимально известный объем информации о спутнике. Чтобы понять, какая Луна сегодня, просто перейдите в соответствующие разделы. Если не можете купить телескоп или бинокль, то посмотрите на Луну в онлайн телескоп в режиме реального времени. Картинка постоянно обновляется, демонстрируя кратерную поверхность. Сайт также отслеживает фазы Луны и ее положение на орбите. Есть удобная и увлекательная 3D-модель спутника, Солнечной системы и всех небесных тел. Ниже расположена карта лунной поверхности.

Карта поверхности

Карта поверхности спутника Луна

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить

Читайте также:


Ссылки



Спутник Луна
Краткие сведения о Луне
Радиус Луны = 1 738 км
Большая полуось орбиты = 384 400 км
Орбитальный Лунный период = 27,321661 суток
Эксцентриситет орбиты = 0,0549
Наклон орбиты Луны к экватору = 5,16
Температура поверхности Луны = от — 160° до +120° С
Лунные сутки = 708 часов
Расстояние от Земли до Луны = 384400 км

Луна — единственный естественный спутник Земли.

Римляне называли нашу спутницу Луной, греки — Селеной.

Луна была известна с доисторических времен. Это второй самый яркий объект в небе после Солнца. Поскольку Луна обращается по орбите вокруг Земли раз в месяц, угол между Землей, Луной и Солнцем изменяется; мы наблюдаем это явление как цикл Лунных фаз. Период времени между последовательными новыми лунами составляет 29.5 дней (709 часов).

Благодаря ее размеру и составу Луну иногда относят к планетам земной группы наряду с Меркурием, Венерой, Землей и Марсом.

Впервые Луну посетил Советский космический корабль Луна — 2 в 1959 году. Это единственное неземной тело, на котором побывал человек. Первая посадка произошла 20 июля 1969 года; последняя — в декабре 1972 года. Луна также единственое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

Гравитационные силы между Землей и Луной вызывают некоторые интересные эффекты. Наиболее очевидный из них — морские приливы и отливы. Гравитационное притяжение Луны более сильное на той стороне Земли, которая поветнута к Луне, и более слабое на противоположной стороне. Поэтому поверхность Земли, и особенно океаны, вытягиваются по направлению к Луне. Если бы мы взглянули на Землю со стороны, мы увидели бы две выпуклости, и обе они направлены в сторону Луны, но находятся на противоположных сторонах Земли. Этот эффект намного более силен в океанской воде, чем в твердой коре, так что выпуклость воды больше. А так как Земля вращается намного быстрее, чем Луна перемещается по своей орбите, перемещение выпуклостей вокруг Земли один раз за день дает две высших точки прилива в день.

Обратная сторона Луны

Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что Луна совершает один оборот вокруг своей оси за то же самое время (27.3 суток), что и один оборот вокруг Земли. А поскольку направление обоих вращений совпадает, противоположную ее сторону с Земли увидеть невозможно.

Впервые астрономам удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 г., когда советская станция «Луна-3» пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть ее поверхности. Обратная сторона Луны представляет собой идеальное место для астрономической обсерватории. Размещенным здесь оптическим телескопам не пришлось бы пробиваться сквозь плотную земную атмосферу. А для радиотелескопов Луна послужила бы естественным щитом из твердых горных пород толщиной 3500 км., который надежно прикрыл бы их от любых радиопомех с Земли.

Толщина коры Луны в среднем составляет 68 км, изменяясь от 0 км под лунным морем Crisium до 107 км в северной части кратера Королева на обратной стороне. Под корой находится мантия и, возможно, малое ядро (радиусом приблизительно 340 км и массой, составляющей 2% массы Луны). В отличие от мантии Земли мантия Луны только частично расплавленная. Любопытно, что центр масс Луны располагается примерно в 2 км от геометрического центра в направлении к Земле. На той стороне, которая повернута к Земле, кора более тонкая.

Поверность Луны

Поверность Луны можно разделить на два типа: очень старая горная местность с большим количеством вулканов и относительно гладкие и более молодые лунные моря. Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей поверхности Луны, — это огромные кратеры, возникшие в результате столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Большая часть поверхности покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, пролученных из столкновений с метеорами. По непонятной причине лунные моря сконцентрированы на обращенной к нам стороне.

Большинство кратеров на обращенной к нам стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Тихо Браге, Коперник и Птолемей. Особенности ландшафта на обратной стороне имеют более современные названия типа Аполлон, Гагарин и Королев — в основном это русские названия, так как первые снимки были сделаны Советским кораблем Луна-3. В дополнение к этим особенностям на обратной стороне Луны расположен огромный бассейн кратеров величиной 2250 км в диаметре и 12 км глубиной — это самый большой бассейн, появившийся в результате столкновения, в Солнечной системе, и Orientale в западной части видимой стороны (его можно видеть с Земли; на снимке справа — в центре), который является отличным примером много-кольцевого кратера.

Как появилась Луна

До того, как Аполлон собрал образцы, ученые ничего не знали о том, кoгда и как образовалась Луна. Было три принципиальных теории: Луна и Земля сформировались в одно и то же время из Солнечной Туманности; Луна откололась от Земли; Луна сформировалась в другом месте и впоследствии была захвачена Землей. Но новая и детальная информация, полученная путем детального изучения образцов с Луны, привела к следующей теории: Земля столкнулась с очень большим объектом (столь же большим, как Марс, или даже больше) и Луна сформировалась из выбитого этим столкновением вещества. Есть еще детали, которые требуют доработки, но именно эта теория столкновения на сегодняшний день является широко принятой.

Луна не имеет магнитного поля. Но некоторые из горных пород на ее поверхности проявляют остаточный магнетизм, что указывает на то, что, возможно, в ранней исторри у Луны было магнитное поле.

Не имеющая ни атмосферы, ни магнитного поля, поверхность Луны подвержена непосредственному воздействию солнечного ветра. В течение 4 миллиардов лет водородные ионы из солнечного ветра внедрялись в реголит Луны. Таким образом, образцы реголита, доставленные Аполлоном, оказались очень ценными для исследования солнечного ветра. Этот лунный водород также может быть использован когда-нибудь как ракетное топливо.

Тема: Луна – спутник  Земли (5 класс)    
Цели:
1. Дать астрономическую характеристику Луне; научить определять фазы
Луны; рассмотреть влияние Луны на Землю.
2. Развивать наблюдательность, исследовательскую деятельность.
3. Воспитывать   материалистическое   мировоззрение,  интерес   к   изучению
предмета.
Оборудование:  учебные   плакаты   на   тему   «Вселенная»,   иллюстрации   фаз
Луны,   глобус   Луны,   электролампа,   мячики   разного   размера,   фотографии
Луны.
Тип урока: изучение нового материала (космическое путешествие).
Опережающие задание:  учащиеся готовят сообщения об  астрономической
характеристике Луны и ее исследовании, о влиянии Луны на природу Земли и
организм человека.
Ход урока:
Ι
.Организационное начало урока
ΙΙ
.Актуализация опорных знаний
Диктант (учащиеся дополняют вопрос или предложение учителя)
1.За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24ч или 
1 сутки).
2.Земля имеет форму … (шара, геоида).
3.Сезонные изменения на определенных участках нашей планеты происходят
потому, что … (ось Земли наклонена к плоскости ее орбиты).
4.После   22   декабря   световой   день   увеличивается   до   дня   …,   а   потом
уменьшается. (22 июня)
5.Земля получила название «голубая планета» потому, что … (воды больше,
чем суши).
6.Следствием вращения Земли вокруг своей оси является …  (смена дня и
ночи).
7.Количество солнечного тепла света, поступающего на земную поверхность,
зависит от … (угла падения солнечных лучей).
8.Земля вращается вокруг Солнца на … орбите. (Третьей)
9.Линия, которая делит Землю на северное и южное полушария называется …
(экватором).
10.Модель Земли – это … (глобус).
11.Продолжительность   дня   и   ночи   бывает   одинаковой   …  (21   марта,   23
сентября).
12.Точки,   в   которых   земная   ось   пересекается   с   земной   поверхностью,
называют … (полюсами).
ΙΙΙ
.Мотивация, сообщение темы и цели урока
1 Сегодня мы совершим космическое путешествие, и вы познакомитесь 
еще с одним небесным телом. Послушайте о нем загадку.
                                                Украшал ночную синь
                                                Серебристый апельсин.
                                                А прошла неделька только,
                                                От него осталась долька. (Луна.)
Каждый раз на ночном небе появляется таинственное небесное светило,
имя которому – Луна. Знания о Луне достаточно важны, так как о влиянии
Луны на природу Земли и организм человека говорят сейчас почти каждый
день.
ΙV.Сообщение темы и целей урока
Луна – единственный природный спутник Земли. И на уроке вы узнаете
о ее форме и размерах, поверхности, об образовании и фазах Луны, о влиянии
Луны на земную поверхность.
V.Изучение нового материала
 Итак, мы отправляемся на Луну.
 Станция №1. Какая она? (Астрономическая характеристика Луны)
 Выступление астронома (сообщение учащегося)
Луна – второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и
пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также
она   является   первым   и   единственным   небесным   телом,   помимо   Земли,   на
котором побывал человек. Форма Луны близка к шару. Расстояние от Земли
до Луны – 384467км, поэтому она нам кажется маленькой, хотя её диаметр
лишь  в 4  раза  меньше  диаметра  Земли.  Масса  Луны  меньше  массы  Земли
приблизительно в 80 раз. Притяжение Луны примерно в 6 раз слабее, чем
притяжение   Земли,   поэтому   там   нет   атмосферы,   молекулы   газов   легко
преодолевают   её   малое   притяжение.   Из­за   отсутствия   атмосферы   перепад
температур на Луне очень большой: от +130°С на освещенной поверхности до
­170°С – на неосвещенной. По этой же причине на Луне не слышно звуков и
нет ветра. Солнечные лучи не рассеиваются в атмосфере, поэтому небо над
Луной   всегда   черное.   На   Луне   есть   горы   и   равнины.   Вся   поверхность
прокрыта кратерами – это удары метеоритов.
Станция №2. Как она возникла? (Происхождение Луны)
Послушайте, как отвечает на этот вопрос легенда.
На Луне появилась жизнь на одну стадию раньше, чем на Земле. Но
температура   новой   туманности,   из   которой   возникла   Земля,   была   очень
высока. Благодаря этому поверхность Луны нагрелась до такой степени, что
вся   вода   и   летучие   вещества   перешли   в   газообразное   состояние   и   новая
планета, то есть Земля, стала притягивать их к себе. Так на Землю перешли
вода и воздух Луны. Вот почему сейчас Луна представляет собой плотную
массу, лишенную воздуха, облаков, воды, необитаемую и не приспособленную
для существования каких­либо то ни было живых существ.
2 Легенда гласит «…Луна породила Землю и отдала все жизненные силы
Земле   и   теперь   является   мертвым   небесным   телом.   Она   обречена   на
протяжении   долгих   веков   преследовать   Землю.   Луна   мстит   Земле,
пропитывая   ее   своими   губительными,
  невидимыми   и   ядовитыми
воздействиями,   излучаемыми   сокровенною   стороною   ее   природы.   Ибо   она
мертва,   но   тело   еще   живо.   Поэтому   ее   излучения   одновременно
благодетельны и вредоносны…».
Ныне   установлен   возраст   Луны   –   3,1   ­   4,4   млрд.   лет.   То   есть   она
образовалась   примерно   в   то   же   время,   что   и   Земля.   Это   произошло   на
расстоянии   около   10   земных   радиусов   от   нашей   планеты.   В   то   же   время
началось медленное удаление Луны от Земли, которое продолжается и сейчас
со скоростью 4 см/год. Оно сопровождается уменьшением скорости вращения
Земли вокруг своей оси.
Станция №3. Почему она разная? (Движения Луны)
Закройте   глаза   и   представьте   ночное   звездное   небо,   на   котором
появилась Луна.
Какую форму имеет Луна, которую вы представили?  (Круг, полукруг,
тонкий серпик.)
Форма видимой части Луны называется фазой. Но мы всегда видим одну
и ту же сторону Луны. Почему?
Демонстрация №1 «Вращение Луны»
Луна вращается вокруг Земли и своей оси.
1. Положим лист бумаги со словом «Земля» на пол.
2. Прикрепим лист бумаги с изображением креста к стене.
3. Ученик идет вокруг «Земли», оставаясь лицом к кресту.
Вывод: пока ученик ходил вокруг «Земли» и при этом оставался лицом к
кресту,   висящему   на   стене,   различные   части   его   тела   оказывались
повернутыми к «Земле». Когда ученик ходил вокруг «Земли», оставаясь к ней
лицом, то был постоянно обращен к ней только лицом. Ученику приходилось
постоянно поворачивать тело по мере своего движения вокруг «Земли». И
Луне   тоже,   поскольку   она   всегда   обращена   одной   и   той   стороной,
приходиться постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения
по орбите вокруг Земли. Так как Луна совершает один оборот вокруг Земли
за 29,5 суток, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.
Так   как   изменяется   взаимное   расположение   Солнца,   Земли,   Луны
изменяются фазы Луны.
 1 фаза – новолуние;
 2 фаза – растущая Луна;
 3 фаза – полнолуние;
 4 фаза – убывающая Луна.
3 Если месяц представляет собой букву «С», то Луна убывающая, а если
«приложить к месяцу палец» и получиться буква «Р», то, следовательно, Луна
растущая.
              тареет                                                          ождается
Иногда диск Луны мы видим темно­красным. Почему так бывает?
Демонстрация №2. (Лунные и солнечные затмения)
Между электролампой (Солнце) и небольшим мячом (Луна) размещают
большой мяч (Земля).
Что мы видим? (Тень от Земли падает на Луну.)
Это лунное затмение, оно происходит во время полнолуния. Диск Луны
в это время мы видим красным.
Демонстрация №3
Между электролампой (Солнце) и большим мячом (Земля) размещают
небольшой мяч (Луна).
Что мы видим? (Луна заслонила собой Солнце.)
Это солнечное затмение. В тех точках земной поверхность, где Луна
полностью заслоняет Солнце, наблюдается полное солнечное затмение. А там,
где Луна заслоняет Солнце лишь частично – частичное солнечное затмение.
Станция   №4.   Как   она   влияет   на   нас?   (Влияние   Луны   на   природу
Зем 
 ли 
 
Выступление биолога (сообщение ученика)
 и организм человека)
 С фазами Луны связывают многие события и действия в разных сферах
деятельности человека. Во время «растущей» Луны можно сажать растения,
которые растут вверх помидоры, огурцы и др. В это время лучше начинать
любые   дела,   делать   операции,   стричь   волосы,   если   вы   хотите,   чтобы   они
хорошо росли. И, наоборот, на «убывающей» Луне сажают растения, которые
идут «в корень» – картофель, морковь и др. В это время не стоит начинать
важные дела, стараются не делать хирургических операций. При новой Луне у
человека появляется  слабость, снижается творческая  активность, портится
настроение. При полной Луне увеличивается трудоспособность, повышается
возбудимость нервной системы, усиливается раздражительность.
Выступление географа (сообщение ученика)
Движение  Луны  влияет   на  перемещение   водных   масс  Земли.  Лунное
притяжение является причиной приливов. Вместе с вращением Земли приливы
перемещаются вдоль морей и океанов следом за Луной с востока на запад со
скоростью 1800 км/год. В открытом море уровень воды повышается на 1­2 м,
а вдоль побережья – на 4­5 м. Притяжение Луны дважды в сутки изменяет
давление воздуха на несколько мм.рт.ст. и поднимает почву в среднем на 
40 см.
Станция №5. Как ее исследуют? (Исследование Луны)
4 Выступление астронома (сообщение ученика)
С   давних   времен   с   воздействиями   полной   Луны   связывали   мифы,
суеверия о вампирах, ведьмах, колдунах, оборотнях. Считалось, что полная
Луна   пробуждает   в   человеке   все   низменные   чувства.   Лунные   затмения
считались   дурным   предзнаменованием   событий   –   катастроф,   войн,
наводнений.   Поэтому   люди   стремились   как   можно   больше   узнать   о   Луне,
раскрыть ее тайны. Но интенсивное изучение Луны началось с появлением
космической   техники.   Впервые   советские   автоматические   межпланетные
станции   достигли   Луны   в   1959   году.   Одна   из   них   передала   на   Землю
фотографии невидимой стороны Луны. А через 10 лет, в 1969году астронавты
США (Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин) впервые высадились
на   поверхность   Луны,   разместили   научные   приборы,   доставили   образцы
лунного   грунта   (рис.   21.9,   с.114).   В   этом   же   году   впервые   была
сфотографирована загадочная обратная сторона Луна. После полета корабля
«Аполлон­11» на Луне побывало еще шесть экспедиций. Сейчас Луна изучена
хорошо. Составлен ее глобус.
VΙ.Закрепление учебного материала
Разгадайте цепочку цифр.
1500000001275038400019611969
VΙΙ.Итог урока
 Луна – естественный спутник Земли. Размеры Луны меньше размеров
Земли, притяжение Луны слабее земного.
 На Луне нет атмосферы. Форма видимой части Луны – фаза Луны –
постоянно изменяется. Полная смена фаз происходит приблизительно за
29 суток.
 Когда   Солнце,   Земля   и   Луна   оказываются   на   одной   прямой,   можно
наблюдать солнечное и лунное затмения.
VΙΙΙ.Домашнее задание 
5

  • Рассказ про лондон на английском языке с переводом для 4 класса
  • Рассказ про листочки осенние
  • Рассказ про листочек 3 класс
  • Рассказ про листики 3 класс
  • Рассказ про лиственницу 3 класс окружающий мир