Рассказ про листопад для детей

Этот рассказ про косулю для детей, прочитав его, вы узнаете много интересного об этом представителе семейства оленевых. люди называют это

Этот рассказ про косулю для детей, прочитав его, вы узнаете много интересного об этом представителе семейства оленевых.

Люди называют это животное дикой козой. На самом деле это не так, ведь косуля к козам не относится. Это самый маленький представитель немалой семьи оленевых.

Косуля обитает как в Европе, так и в Азии (кроме северных районов). Встретить её можно и на Кавказе.

Как и все олени, косуля стройная и грациозная. Рост самца достигает 75-90 см, длина тела – 100-135 см, масса – 20-37 кг. Самки немного меньше. Хвост у косуль короткий – 2-3 см. Длина рогов 22 см. Они растут только у самцов и каждый год меняются. На первом году у него вырастают прямые тонкие рога, на втором – они разделяются надвое, и только на третьем – имеют уже 3–4 ветви. На этом их рост прекращается.

Водятся косули в лесостепи и светлых смешанных лесах с подлеском и открытыми полянами. Сплошных лесов они избегают, держатся по окраинам и опушкам. Иногда они могут жить на сельскохозяйственных угодьях, а в лес уходить только в плохую погоду или, чтобы отдохнуть.

stado kosulДля отдыха косули устраивают простые логова – это развернутые ногами листья, а зимой – снег. Держатся эти звери небольшими семейными табунами, где верховодит старая самка, а взрослые самцы большую часть года живут поодиночке. В лесах группа косуль редко бывает более 10-15 особей, а вот в полях и на лугах количество косуль в стаде может достигать 40-90 животных.

Летом мех косули рыжий, зимой – серый или серовато-буры. Молодые самки светло-бурые со светлыми пятнами, поэтому они почти не заметны между деревьями. Новорожденные косулята пятнистые.

Косуля животное травоядное. Её рацион включает около 900 видов растений. Летом она питается разнообразными травами, тоненькими веточками деревьев и кустов, ягодами и грибами, а в холодное время года – побегами и почками кустарников и деревьев.

Рассказ про листопад для детейЗимой ищут под снегом листья земляники, ежевики, плюща, хвощей и других растений, могут выкапывать из-под снега каштаны, желуди, буковые орешки, на полях кормиться сеном и остатками неубранных сельскохозяйственных культур. За сутки косуля съедает 1,5–2,5 кг зеленой растительной массы. Весной и летом животные активны ночью и в сумерках, а зимой – на протяжении всего дня.

Косуля – пугливое и осторожное животное, её невозможно застать врасплох. Убегая, она делает большие прыжки, легко преодолевает глубокие ямы, высокие заборы и кусты. Передние ноги у неё меньше, чем задние, поэтому она передвигается прыжками. Прыжки бывают до 6 м длиной. Косуля хорошо плавает, прекрасно лазает по горам, имеет хорошее обоняние и зрение.

Если одна из косуль принимает позу тревоги, то другие тоже настораживаются и сбиваются в стаю. Бегство одной косули является сигналом опасности.

Ежегодно весной косуля приводит двух, реже одного или трёх малышей. В течение недели косулята остаются на месте рождения, затаившись в траве. Отсутствие пахучих желез на ногах и яркая пятнистая окраска спасает малышей от хищников.

detenysh kosuliВ первые дни, когда детёныши ещё малы и беспомощны, косуля спасает их тем, что пытается отвлечь внимание врага. Если одного из них похищают, она бежит вслед за похитителем, даже если это человек, топчется вблизи него и без остановки жалобно мычит. А вот самец во время опасности первым пытается убежать, бросив на произвол судьбы самку и детей.

Питаясь материнским молоком, косулята быстро растут и уже через месяц начинают есть траву и очень прытко бегать.

Основные враги косуль – волки, медведи, рыси, лисы, а иногда и бродячие собаки.

Живут косули 10-12 лет, самцы иногда доживают до 16 лет. В неволи могут прожить до 25 лет.

Рассказ про косулю для детей «Топ-тук»

Несколько дней мне пришлось жить на лесном кордоне. Однажды утром мы с лесничим Артамоном Захаровичем сидели за столом и чаевничали. Солнце ещё только показалось из-за еловых вершин и на полянах клубился сизо-белый туман. Окна и двери в сторожке были распахнуты настежь. Из леса доносились ароматы грибов, смолы, хвои. Веер медовым ароматом иван-чая и земляники.

Вдруг на крыльце, а затем в сенях послышались четкие звуки: топ-тук, топ-тук… Минута. Я поднял глаза и замер. На пороге, высоко подняв будто выточенную голову, стоял золотисто-рыжий лесной козлик-косуля. Его острые рожки напоминали два сухих сучка. Большие круглые глаза отсвечивали голубизной, блестящий носик казался окрашенным черным лаком, который ещё не успел высохнуть.

– Топтушка! Топтушенька! – ласковым голосом сказал Захарович. – Где же ты пропадал целую неделю?

И, взяв со стола кусок хлеба, лесник протянул руку к порогу. Спокойно водя ушами, козлик смело шагнул вперед и, звонко цокая черными копытцами по полу, подошел к столу. Понюхав хлеб, отвернулся. Огляделся по сторонам. Качнул головой. И неторопливо, как на каблуках, зашагал к кухне.

– Сытый, сорванец, – довольно улыбнулся Артамон Захарович. – Хлеба не хочет, пошел искать чего-то вкусного.

В кухне загремело ведро, что-то упало.

– Удивляюсь, – пожал я плечами. – Как только вам удалось приручить это кукольное животное?

И Артамон Захарович рассказал мне такую историю.

kosulja i malchik risunokВесной, года три назад, обходя лесные кварталы, он услышал в кустах тихий, едва уловимый стон, похожий на блеяние ягненка. Пробравшись туда, он увидел маленькую косулю в светлых пятнах, лежавшую в траве у пенька. Животное, увидев незнакомца, трудно поднялось на слабых длинных ногах, потянулось к лесничему, но тут же, обессилено, упало. С голоду, наверное.

Захарович взял косулю на руки и принес в свою сторожку. Напившись коровьего молока, козлик спокойно задремал в углу за печкой. Коровье молоко пришлось ему по вкусу. Со временем он окреп. Свободно гулял козлик по двору ходил, как свой, в сторожке. И жена лесничего Дарья Максимовна назвала его Топ-Тук. С тех пор и остался на лесном кордоне козлик.

К осени он вырос, окреп, оделся в теплую светло-рыжую шубу. Его выпустили на бескрайние просторы родных лесов, но, привыкнув к людям, он в основном жил у них.

Шло время. Иногда, бывало, неделю, а то и целый месяц Топ-Тук пропадал в лесу со своими подружками-косулями. Казалось, что он одичает. Но нет! Этого не произошло. Вот и теперь, после длительных путешествий по лесам, Топ-Тук снова пришел в дом лесничего, где его ждут не только человеческая ласка и уют, но и хлеб-соль.

автор Павел Стефаров

Видео: интересные факты о косуле

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

  • Рассказ про лето на английском языке про лето
  • Рассказ про леди баг на английском языке с переводом 5 класс
  • Рассказ про летний день
  • Рассказ про лесных животных
  • Рассказ про лемминга в тундре