Рассказ про листопад 2 класс литературное чтение

Жанр: стихотворениеглавные герои стихотворения листопад и их характеристикаосень. одинокая владелица красочного терема. грустит о наступающей зиме, наблюдая, как приходит в


Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Листопад» и их характеристика

  1. Осень. Одинокая владелица красочного терема. Грустит о наступающей зиме, наблюдая, как приходит в запустение ее расписной терем.

План пересказа стихотворения «Листопад»

  1. Расписной терем
  2. Вступление Осени
  3. Последний мотылек
  4. Тишина
  5. Дрозд и скворцы
  6. Месяц
  7. Ненастье
  8. Охота на полях
  9. Осень покидает терем
  10. Соболя и куницы
  11. Ветра
  12. Стожары и полярное сияние

Главная мысль стихотворения «Листопад»
Все проходит, все умирает, и даже осенняя красота не вечна. Зима близко.

Чему учит стихотворение «Листопад»
Стихотворение учит любить природу, уметь наслаждаться ее красотой. Учит неумолимости бега времени и смены времен года. Учит принимать жизнь такой, как она есть.

Отзыв на стихотворение «Листопад»
Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт делает главным героем Осень. Он одушевляет это время года, заставляет ее чувствовать и испытывать эмоции. Он делает Осень хозяйкой лесного терема. Это очень красивое и вместе с тем грустное стихотворение, в котором много говорится об увядании природы, о наступающей зиме. Но вместе с тем, это стихотворение говорит и о том, что зима тоже не вечна, и за периодом увядания обязательно наступит период нового расцвета.

Анализ стихотворения «Листопад»
Стихотворение «Листопад» было написано Иваном Буниным в 1900 году. По жанру это элегия.
В нем поэт описывает красоту осеннего леса и рассказывает о владычице расписного лесного терема — Осени. Осень видит, как постепенно разрушается ее терем, под натиском подступающей зимы. Она до последнего дня остается в лесу, но потом покидает свой разоренный терем. А в лесу поселяются холодные и злые ветра, все засыпает снегом.
Поэт очень романтично описывает осень, не ограничиваясь в описании одним днем. Сперва он рассказывает про конкретный день, потом обращается к сентябрю, а в конце стихотворения мы видим финал осени и приход зимы.
Яркость образам придают красочные эпитеты, во множестве использованные поэтом.
Стихотворный размер — ямб, рифмовка парная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Листопад»
Эпитеты: Терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Лазури голубой, Листве сквозной, Пестрый терем, Сеть из серебра, Солнечной поляной.
Метафоры: Пестрою стеной, Желтою резьбой, Тихою вдовой, Паутины ткани, Мертвое молчание.
Сравнения: Точно терем расписной; Просветы, что оконца; Блестят, как сеть; Точно белый лепесток.
Олицетворения: Осень тихою вдовой, Лес завороженный тишиной.

Пословицы к стихотворению «Листопад»
От осени к лету поворота нету.
Осень — перемен восемь.
Осень велика, а зима долга.
Быть бы ненастью, да дождь помешал.
Осенний лес реже, а птичий голос тише.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Листопад»
Как расписной терем стоит, сверкая осенними красками лес.
Березы блестят, ели темнеют, а среди кленов синеют участки неба. Лес пахнет дубом и сосной, он высох за лето, и в него вступает Осень.
Блестят воздушные паутинки, а на одной из них замирает последний мотылек. В лесу очень светло, и так тихо, что можно расслышать шуршание листа.
Вот заквохчет дрозд, перелетая среди листвы, вот в небе мелькнет стая скворцов. И снова все затихает. Это последние мгновения счастья.
Осень знает, что эта тишина предвещает ненастье.
Лес молчал до заката. Потом в нем угрюмо стемнело, взошла луна и на росу легли тени. Даже Осени становится жутко в ночной тишине.
Эта тишина другая — она растет. Поднимается месяц и тени в лесу становятся короче. А месяц смотрит с высоты на лес. Это жуткий час мертвого сна. Лес залит белым светом, он словно пророчит собственную смерть. Только сова иногда срывается из дупла и, оглашая лес хохотом, перелетает на другую ветку, где сидит, ворочая головой.
Лес наполнен мглой и утром уже не будет солнца. Начнется дождь, а Осень замкнется в своем лесном тереме. Она будет помнить, что пережила в эту ночь.
Дождь будет бушевать, ночи станут ненастными, лес потемнеет и полиняет. А там начнутся зазимки и умертвят все вокруг.
В полях грустно трубят рога, слышен гам охотничьих собак, льет холодный дождь. Над лесом пролетают гусиные стаи, а дни все идут. И вот уже наступает последний день осени. Осень смотрит на холодный лес и обращается к югу, куда уже улетели птицы. Она скоро тоже отправится на юг, оставив свой раскрытый терем.
Прости и прощай, лес! Скоро порошей засеребрится этот край, и странными станут бор и терем. Зато соболя и горностаи будут радоваться и резвиться на сугробах. В голую тайгу ворвутся ветры с океана и окончательно разрушат терем. В небе будут сверкать ледяные чертоги, заблещут Стожары, и начнутся полярные сияния.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Листопад»

Рассказ про листопад 2 класс литературное чтение



Читать стихотворение «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,—
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Литературное чтение. Тема: Осенние листья – тема для поэтов.

Цели урока: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить понимать и выразительно читать стихи; способствовать развитию речи, памяти, речь, мышления.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.

Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу;коммукативные: высказывают собственное мнение, строят монологтческое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют художественно- эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

(лист самооценки)

  1. Речевая разминка

А) Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с — з ], [с — ш ], [ с -ц ], [ж — ц ]

В) Дикционное упражнение. 

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок.

Папа, мама и ребенок.

(В. Голяховский.)

  • Какие слова выдумал поэт?

  • Как надо произносить эти слова? Какой звук выделим?

  • Что мы представляем, когда выделяем звук Ш?

  • Читаем хором стихотворение (с разной интонацией).

IIIПроверка домашнего задания

Чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» наизусть (в парах)

— Кто из вас нашёл окончание этого стихотворения?

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати — поле
Прыгает, как мяч.

IV. Определение темы и цели урока. Вводная беседа

Учитель загадывает загадки:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (Осень)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(Листопад)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Дети предлагают варианты ответов на загадку.

— Отгадку мы найдем на слайде.

(слайд 2, 1) – Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.)

— Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)

— Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?

— Кто и как может изобразить осенние листья? (Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).

— Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.

2. Мотивация учебной деятельности детей:

(слайд 11) – Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру осенних мотивов.

3. Работа по теме урока (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):

Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»

1. Знакомство со стихотворением: чтение учеником стихотворения наизусть.

2. Проверка первичного восприятия: беседа

— Что слушали? Какое произведение по жанру?

— Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?

— Какие чувства испытали?

3. Чтение учащимися стихотворения про себя

4. Работа над содержанием стихотворения.

(слайд 12) — Обсудите в паре следующие вопросы:

1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?

2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелые?

3. Какой изображена рябина?

4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?

5. Какое настроение должна создать картина?

(слайд 13) — Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям.

Проверка задания (слайд14).

— С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?

— Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?

— Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?

5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.

  1. Физкультминутка

Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)

V. Продолжение изучения темы

1. Звучит аудиозапись стихотворения Сергея Есенина «Закружи­лась листва золотая…».

2. Проверка первичного восприятия: беседа

 Понравилось ли вам стихотворение?

— Какую картину вы себе представили?

— Что связывает эти два стихотворения?

3. Повторное чтение стихотворение:

(слайд 15): — Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).

4. Работа над содержанием стихотворения.

(слайд 16) – Обсудите вопросы к стихотворению в паре:

1. Какую картину изобразил поэт в стихотворении?

2. Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?

3. Как вы себе представляете золотые листья?

4. С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек?

5. Каким изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?

6. Какое настроение создает это стихотворение?

(слайд 17) – Заполните странички словаря образов и настроения.

— Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?

— Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)

5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.

VI Обобщение по теме урока

Творческая работа. Мини-сочинения на тему: «О чём шепчутся осенние листики».

Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему «Осень»:

— Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему «Осень», иллюстрируйте его.

Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры (слайд 22):

  1. Где происходит событие? (в парке, в лесу, в саду, на пруду)

  2. Какое настроение будет передано в рассказе? (грусть, покой, восторг, печаль, радость)

  3. Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (деревья красуются, вянущие рябины, листья как солнышки – багряные и золотые, пожелтелые листья, золотая листва)

  4. Как ведут себя осенние листья? (по ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая)

  5. Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят)

VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:

— С какими произведениями познакомились?

— Кто их автор?

— О чём они?

— Чему учились?

— Что нового узнали?

Рефлексия. – Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось. 
(листочки дети приклеивают к своим рисункам на доске)
Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.

Тема: И. Бунин. «Листопад» (отрывок).

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.

Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И. Бунина, учебник и хрестоматия, рабочие тетради, презентация И.Бунина «Листопад», карточки для рефлексии, модели обложек, карточки с пословицами, раздаточный материал для чтения про себя.

Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 4-й класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.

3. Речевая разминка.

4. Организация восприятия учащимися материала: упражнение «Фото», словарная работа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.

8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

10. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу». Индивидуальная работа. Упражнение «Проба пера».

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

12. Разноуровневое домашнее задание.

13. Рефлексия.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

(Слайд 1)

Учитель:

Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Постановка цели урока

(Слайд 2)

У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений

(Слайды 3)

Проверка дифференцированного домашнего задания в тетрадях методом «экспресс – опрос».

1 группа — упражнение «Проталинки».
2 группа — упражнение «Точное слово», «Эрудит».
3 группа — упражнение «Проталинки», «Соответствие».

Тренировочное чтение

(Слайд 4)

Жужжащее чтение текста И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Вопросы после чтения:

— К какому жанру относится произведение?
— Кто автор?
— О чём этот текст?

3. Речевая разминка

(Слайд 5)

У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика

Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи

У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Что мы делаем сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Куда мы отправляемся сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.

Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия учащимися материала

Упражнение «Фото»

(Слайд 6)

Учитель показывает рисунок с изображением листопада.

У.: За чем будем наблюдать?

Д.: За природой.

Словарная работа

(Слайд 7)

Чтение за диктором.

Вдова — женщина, у которой умер муж.

Подсед — ярус молодых деревьев.

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися

(Слайд 8)

У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения. Познакомить вас с текстом мне помогут Катя, Федя и Даша. (Учитель и дети читают отрывок.)

Д.: Стихотворение о природе.

6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)

У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.

Дети составляют предложение:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.

Физкультминутка для глаз

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению

У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?

Составление модели обложки

(Слайд 9)

У.: Кто автор? Определите жанр и тему произведения. Как называется это произведение?

Дети на отдельных листочках обозначают «заместителями» жанр и тему сказки. Проверяют свою работу по образцу на доске.

8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения

У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?

Д.: Радостный, смешанный, грустный.

1 часть — чтение «разведка» (14 строк)

(Слайд 10)

Вопросы перед чтением:

— С чем поэт сравнивает лес?
— Какие деревья в лесу?
— Чем пахнет лес?

2 часть- чтение «цепочкой» (14 строк)

(Слайд 11)

Вопросы перед чтением:

— Какие осенние картинки нарисовал автор?
— Найди сравнения. (Лес-терем, лес-стена, елочки-вышки, просветы-оконца.)
— Как изменилось настроение автора?

9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради

(Слайд 12)

Самостоятельное выполнение упражнения №4 «Точное слово» в тетради. Задание к тексту:

1) прочитайте,
2) подчеркните сравнения,
3) найдите рифмы,
4) расставьте паузы,
5) выразительное чтение отрывка учащимися.

10. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу»

(Слайд 13)

— Ноябрь — сентябрю внук.
— Сентябрь — первый месяц осени.
— Сентябрь — чародей цвета.
— Сентябрь — пора золотой осени.
— Ноябрь — ворота зимы.
— Ноябрь — последний месяц осени.

У.: Какая из пословиц подходит к стихотворению «Листопад»?

Д.: Сентябрь-первый месяц осени.

Сентябрь — пора золотой осени.

Сентябрь — чародей цвета.

Индивидуальная работа. Упражнение «Проба пера»

(Слайд 14)

У.: Придумайте предложения об осени с предложенными рифмами.

1. Пришла-принесла.
2. Солнце-оконце.

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний

(Слайд 15)

У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?

12. Разноуровневое домашнее задание. По выбору

(Слайд 16)

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

Оформить обложку к стихотворению и подписать словами из текста.

Сочинить свои стихи, используя рифмы.

13. Рефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Дети приклеивают на дерево зеленые, красные, желтые листья.

У.: Спасибо за урок.

(Приложение)

Самая прекрасная пора года  — это осень. Она окутывает деревья яркими красками. Богатство ее оттенков, веяние свежего ветерка и шум опавшей листвы вдохновляет многих поэтов на создание мировых шедевров.

Осенние пейзажи поглощают своей атмосферой чувственности и ностальгии. С каждым днем они меняют свой облик, становятся более красочными и насыщенными.

Деревья еще не готовы полностью потерять листву, но порывы прохладного осеннего ветра, случайно срывают ее и заставляют еще больше прочувствовать приход осени. Листья спокойно кружат в воздухе, как — будто сходятся в осеннем  вальсе, празднуют последние теплые осенние деньки. Наблюдать за этим хочется вечно, все это помогает мне избавиться от внутренних переживаний, накопившихся за целый день.

Прогулки по длинным аллеям дают возможность не только насладиться сочными ярко – желтыми и оранжевыми оттенками деревьев, но и услышать под ногами шелест уже опавшей листвы, той, которая первой отдалась в объятия осени. Шелест напоминает мне нежную музыку талантливых композиторов и музыкантов, он наполняет энергией и атмосферой осени.

Прохладный ветер развевает уже сухую,  от палящего солнца, траву, что напоминает мне  об уходящем лете.  Земля, ждет не дождется, когда осень щедро одарит ее дождями и влагой, а листва наполниться последним «вдохом» прохлады.

Когда приходит поздняя осень деревья практически полностью «раздеваются», а последние листочки все никак не хотят их покидать и до  последнего держаться. Но ветер становится  все сильнее и сильнее,  а в итоге обрывает эту природную связь между деревом и листьями, что ассоциируется у меня с взрослением человека и выходом его во взрослую свободную жизнь.

Вариант 2

Подошли к концу летние каникулы. Днем еще тепло и даже жарковато, а ночами ощутимо прохладно. Нередко проходит дождик – уже не ласковый летний, а промозглый, колючий.

Яркая, сочная зелень на деревьях и кустах за лето померкла, как будто выгорела на солнце. И вот, сперва изредка, а потом все чаще, едва поднимется ветер – кружат по земле опавшие листья. Желтые, красноватые, коричневые и даже еще зеленые. И даже в тихую, безветренную погоду – если прислушаться – слышен шорох в кронах деревьев. Это шуршит листва – еще не опавшая, но уже высохшая или увядающая.

С приходом осени деревья и кустарники окрашиваются часто в более яркие тона. Краснеют клены и скумпия, желтеет береза, становится коричневой листва дубов. Но вскоре заметно редеют кроны деревьев. При каждом дуновении ветра, при маломальском дождичке деревья теряют свой наряд. А оставшиеся на ветвях листья быстро блекнут, словно обесцвечиваются.

Шуршит опавший лист под ногами прохожих. Носит его ветерок, иногда причудливо закручивая в небольшом вихре. А если поднимется сильный ветер, то, бывает, целые кучи листвы перекатывает с места на место.

Но так бывает на открытом месте. В лесу, в больших старых парках, густых садах листья обычно далеко не разлетаются. Они осыпаются с ветвей рядом со своим недавним деревом-хозяином. И постепенно накапливается настоящий ковер под ногами. Разноцветный, причудливой окраски, с интересными узорами. Даже после продолжительного дождика такой слой опавших листьев шуршит под ногами – нередко под слоем мокрой листвы в глубине лежат сухие листья.

В погожий денек приятно наблюдать эту красочную картину в лесу или саду. Еще немало птиц и зверей можно заметить на деревьях и под ними. Осенняя пора – время урожая. Никто не останется обделенным, если не поленится. Прыгают с ветки на ветку белки: собирают орехи, пробуют на зуб еще не всегда дозревшие шишки, спускаются на землю в поисках грибов. Громко шуршит листьями и часто недовольно фыркает еж. Он только еще собирается в спячку, а пока нагуливает жирок, ищет под опавшей листовой обильный корм – насекомых, червей.

Но начнутся нудные осенние дожди – и померкнут эти осенние краски. Редкие листья останутся на деревьях. Среди них особенно ярко поначалу будут выделяться кисти рябины, ягоды шиповника и боярышника. Постепенно и они исчезнут – полакомятся ими птицы, сорвет их ветром и дождем.

Оголится и лиственница – единственное наше хвойное дерево, которое сбрасывает на зиму иголки.

А шуршащий под ногами ковер к весне превратится в тонкий слой перегноя, слегка прикрытый сверху прелой листвой.

Сочинение про Листопад

Для меня ни одно время года не сравнится с серединой осени…Осень прекрасна всем: листьями, дождём, прохладой после знойной жары лета и красивыми цветами. Но больше всего я люблю осенний листопад. Именно в эти моменты я чувствую, что я живу, а окружающие меня места, люди и вещи меняются подобно тому, как опадает листва с деревьев, чтобы снова вырасти на них.

Мгновения, когда порывистый ветер срывает пожелтевшие и красно-золотые листья с деревьев, я всегда нахожу невероятно красивыми. Я могу целый час просидеть на лавочке в сквере, смотря за тем, как осыпается долговечное дерево, как оно скидывает свою летнюю одежду в виде листьев, как готовиться к холодной зиме.

Когда я еду в автобусе в октябре, я могу случайно проехать свою остановку только лишь потому, что я засмотрелся на падающую листву: настолько меня восхищает осень, настолько я отдаюсь этому волшебному действу.

В дни, когда мрак и дождь покрывает землю, я нахожу себя счастливым, даже не знаю, почему. Я люблю гулять под дождём, потому что так у меня возникает ощущение свободы, безмятежности и силы. Да, именно с дождём я чувствую прилив сил. Очень мне жаль только, что листья в дожде быстро мокнут, покрываются грязью и отчасти теряют свою красоту.

В листопад чаще всего я хочу оказаться рядом с какой-нибудь рябиной, красные листья которой так сильно меня манят. Я не могу передать полностью словами всё то, что я чувствую, наблюдая листопад рябины, но я буквально становлюсь счастливым. Наверное, это во многом из-за того, что воспоминания из детства связаны именно с осенью и рябиной, которая росла у меня во дворе.

Говорят, что чудес света всего семь, я же склонен верить, что для каждого человека любое природное явление может стать чудом света. Для меня это, определенно, листопад. Я радуюсь и грущу одновременно в такие моменты. Мне радостно, потому что я нахожусь в центре самой красоты, моё дыхание учащается, и я чувствую себя счастливым. Грущу же, потому что придётся переждать ещё один год, чтобы увидеть всю эту красоту, которую с любовью нам дарит природа.  

Сочинение 4

Хорошее время года осень, правда, немного грустное, уходит тепло, улетают на юг птицы. Но в этом есть своя унылая красота, у природы нет плохой погоды, наверно, так же и с временем года. За окном, начало октября, недавно прошли затяжные, промозглые дожди, но сейчас все нормализовалось, выглянуло солнце, обсохла земля. Самое время, пойти по грибы, пока природа не окунулась, в холодную, ноябрьскую пору. Сейчас надо ловить момент, наслаждаться осенней красотой, тихими вечерами, с легким запахом дыма, а так же последним, но теплым солнцем. Сходить  в лес по грибы, было бы самое то.

Уже час поисков, но нет ощутимых результатов, всего лишь пара грибочков. Посередине леса, была просека, старая дорога, по обе ее стороны, росли широкие ряды берез. Туда то я и направлялся. По дороге, лет десять  никто не ездил, она вся поросла травой. Идти было приятно,  воздух был пропитан, ароматом сухой травы, от каждого дерева или куста пахло по своему.

Я шел по забытой дороге, как вдруг подул легкий ветерок, он сорвал несколько листьев, они одиноко закружили в последнем танце. Ветер подул сильней, ветви зашумели сухой листвой, словно каждый прощался друг с другом. Они кружа, опускались на траву, чтоб навсегда остаться здесь и исчезнуть под слоем холодного снега. Я стоял, и не мог оторвать глаз, мне хотелось уловить движения каждого листка, чтоб самому забыться в круговороте последних чувств. Ветер затих, последние листочки все парили до последнего, крутясь и изгибаясь. Им не хотелось  на веки раствориться здесь, чтоб стать кем то другим, травой или цветком. Как я их понимал.

Моя прогулка, подходила к концу, я шел обратно тем же путем. Теперь меня встречает, тонкое покрывало, опавшей листвы. Оно было нетронутым, излучало покой и безмятежность, как тихая гладь над водой.  Везде была тишина, но только не в моей душе, передо мной все возникал, тот самый осенний листопад, который что то поменял внутри меня.

4, 5, 6, 7, 8, 9 класс

Картинка к сочинению Осенний листопад

Предыдущая

СочиненияОбраз и характеристика Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

Следующая

СочиненияОбраз и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Сочинение на тему листопад

Вариант №1

Осень – это чудесное время года. Осенью можно увидеть много красочного и интересного. С приходом осени у нас начинается листопад, который может быть разным, но все равно красивым. Мы можем наблюдать, как листья кружатся в воздухе, когда дует ветер и плавно ложатся на землю.

Каждый год мы с друзьями ходим в лес, где мы собираем красивые букеты из листьев. Осенью природа преподносит нам удивительные подарки. Это может быть радуга, падающие оранжевые листья под нашими ногами, или падающий первый снежок. У нас не всегда бывает хорошая погода, а я очень люблю дождь. И когда идет дождь, я хочу сидеть дома и смотреть в окно и рисовать. Еще я люблю рисовать красками на бумаге, потому что рисунок сохраняет яркие краски.

Листопад в лесу – как будто осенний танец листьев, которые так и хотят закружить вокруг себя все деревья и кусты. Это зрелище просто завораживает и притягивает к себе. С деревьев опадают красивые большие и маленькие листочки, которые медленно кружась летят на землю, а другие наоборот, взмывают в небо высоко и далеко. Как же это красиво! Осень в городе – это тоже красота, но уже другая.

Осень в городе, это совсем другие краски. Пожелтевшие листья, серые тучи, грязный снег и слякоть на земле. Все это не дает насладиться тем прекрасным временем года, которое подарила нам осень. Осень и в деревне, не намного отличается от городской осени. В деревне, также идет листопад, только здесь это происходит в каждом дворе, в каждом доме. Листья падают на землю один за другим, и кажется, что они просто устилают всю землю разноцветными яркими пятнами. Деревья сбрасывают свои листья. Спасибо тебе, природа, за твою мудрую красоту!

Рассказ про листопад 2 класс литературное чтение

Вариант №2

Листопад. Событие, которое случается каждый год и тем не менее которое всегда застает нас врасплох. Казалось бы, еще вчера листва зеленела и благоухала летней свежестью и вдруг в один миг она стала разноцветной, словно покрашенной шаловливой кистью неизвестного пейзажиста. Эти яркие краски являются одним из главных признаков осени и вероятно самым красивым и символичным. Листья окрашиваются в различные цвета, и мы можем только догадываться, почему именно они стали такими. Возможно это просто случайность, а может быть дело в природном генетическом коде. Но так или иначе, именно осенние цвета являются олицетворением жизни, которая проходит за несколько месяцев до того момента, как все закончится. За это время листва, как человек успевает повзрослеть и состариться. Ведь лист, который только недавно опал, уже был свидетелем нескольких бурных лет своей жизни.

Осень — это пора, когда все вокруг становится более красочным. Листья меняют свой цвет, а люди одевают другую одежду. Однако не только это привлекает внимание. Все деревья в саду имеют свой, только им присущий цвет. Они могут быть желтыми, багряными, красными, оранжевыми, бордовыми или даже фиолетовыми. Листья деревьев имеют много оттенков, и это можно назвать настоящей природной сокровищницей красок.

К тому же, каждое дерево по-своему красиво и оригинально. И каждое из них стоит запечатлеть, если вы оказались в осеннем саду. В саду можно найти много различных цветов, начиная от нежных и хрупких подснежников и заканчивая грозными еловыми шишками. Но самыми популярными цветами в саду являются осенние цветы. Каждый из цветов имеет свою неповторимую красоту, свой оригинальный цвет и неповторимый запах. Именно они делают сад осенью незабываемым.

План сочинения на тему “Листопад”

Для того чтобы было проще и быстрее написать сочинение, необходимо сделать набросок плана, который состоит обычно из трех частей – вступление, основной текст, заключение. Так же хорошо было бы выписать отдельно метафоры и сравнения, связанные с осенней порой, они помогут украсить и оживить текст.

Итак, примерный план сочинения “Листопад”:

Вступление – напишите о том, что закончилось лето, люди вышли с отпусков, вернулись с моря (пансионатов/санаториев), дачники собирают свой урожай, дни и ночи становятся холоднее.

Основная часть – опишите саму природу, для этой цели можно взять парк, небольшой сквер или даже лес. Расскажите, что вы видите осенью при листопаде. Напишите о том каким стало солнце и небо, затем – какие листья на деревьях, какого они цвета. Напишите о том, как изменился парк/сквер/лес при листопаде, какую красоту он приобрел.

Заключение – можно написать о ноябре, о холодном ветре в это время, который срывает последние листики и готовит деревья к холодной зиме, но они то знают, что после холода, наступит зима и снова запоют птицы, зазеленеет крона.

Метафоры и сравнения, связанные с осенней порой и листопадом:

  1. золотистые монетки на деревьях
  2. рыжая тишина
  3. небо плачет
  4. лес одет в золотую мантию
  5. деревья переоделись в новые яркие платья
  6. хмурое небо
  7. осенний ветер гудит
  8. лужи похожи на маленькие зеркала, отражающие небо
  9. багряные одежды
  10. пламенная рябина на ветках
  11. золотой ковер из листьев
  12. золотой хоровод, кружащийся в небе
Источник плана: bolshoyvopros.ru

Вариант №3

Осень – замечательная пора. Осенний листопад – это удивительное явление природы. Листья, опавшие с деревьев, красиво кружатся и плавно опускаются на землю, покрывая ее теплым ковром. В октябре уже чувствуется приближение зимы, когда становится холодно, на улице все чаще бывают дожди и наступает серое, дождливое время. Но это не повод грустить, потому что в октябре у нас есть еще одна возможность получить удовольствие от этой прекрасной поры, сделать ее теплой и уютной, наполненной красками осени.

Ведь именно осенью очень приятно прогуляться по осеннему парку, покататься на лыжах или коньках, а также посидеть теплым вечером за чашечкой горячего чая в компании близких людей. А какой же осенний парк без ярких красок? И если вы никогда раньше их не видели, то скорее скорее в эти волшебные места и наслаждайтесь ими. И пусть вся природа вокруг пробуждается после долгого, непростого сна, а мы, со своей стороны, добавим немного волшебства этой удивительной поре, украсив свой дом и его окрестности яркими красками.

Рассказ про листопад 2 класс литературное чтение

Рассказ про листопад 2 класс литературное чтение

Рассказ про листопад 2 класс литературное чтение

  • Рассказ про листочек с дерева
  • Рассказ про листопад для детей
  • Рассказ про лето на английском языке про лето
  • Рассказ про леди баг на английском языке с переводом 5 класс
  • Рассказ про летний день