Рассказ про лето на белорусском языке

Беседы в кгб с учителями и директорами детсадов, профессора, уволенные за прогул в день ареста, студенты, бежавшие в польшу,

Беседы в КГБ с учителями и директорами детсадов, профессора, уволенные за «прогул» в день ареста, студенты, бежавшие в Польшу, – рассказываем, как репрессии и угроза репрессий изменили школы и вузы в Беларуси и что сейчас там происходит.

Проблема нехватки преподавателей в вузах и учителей в школах – не новая для Беларуси. В качестве причин называют маленькие зарплаты, массу работы с документацией, напряженный и ненормированный труд. Но после событий августа 2020 года, когда многие учителя и преподаватели выступили против фальсификации выборов и насилия со стороны силовиков, система образования оказалась под давлением со стороны официальных властей. Последовали выговоры, увольнения, аресты. А 1 сентября 2021 года начался новый учебный год.

Что происходит в вузах

В Республиканском банке вакансий и резюме Беларуси размещена 361 вакансия преподавателей. В Минске ищут 118 преподавателей вузов. Белорусский государственный университет приглашает на работу 12 преподавателей по разным специальностям, Минский государственный лингвистический университет – 18, БНТУ – шестерых.

«Я знаю преподавателей, которые ушли сами. Знаю и тех, кого уволили, – очень талантливые специалисты и просто приятные люди, – описывает ситуацию преподаватель БГУ, пожелавший остаться анонимным. – В одном случае коллегу «ушли», намекнув на разного рода БЧБ-компромат (остается только догадываться, откуда он появился у первого лица факультета)». («БЧБ-компромат» – от «бела-чырвона-белы», то есть бело-красно-белый. Имеется в виду символика в цветах национального флага и герба независимой Беларуси, которую использовали протестующие и которую приравнивают к экстремистской белорусские следователи и судьи, когда инициируют и выносят решения по уголовным и административным делам.)

Среди произошедших за последний год изменений, которые выделяет собеседник Настоящего Времени, – появление в ведущих вузах страны проректоров по безопасности. «А еще интересный факт: 23-летний парень, магистрант, получает премию около 500 рублей (около $200 – НВ) за то, что отмечал, кто не ходит на занятия. Сейчас он уже поднялся с клерка до управления воспитательной работы с молодежью. Головокружительный успех!» – иронизирует преподаватель БГУ.

Декан факультета философии и социальных наук БГУ после событий 2020 года оказался понижен в должности, рассказала студентка этого факультета: «У нас был на первом курсе декан, а на втором, [в 2020-м], он стал просто преподавателем, хотя у него очень много знаний, званий и квалификаций со своим центром психологии».

Доцента Полоцкого государственного университета (ПГУ), кандидата исторических наук Виктора Якубова 28 сентября 2021 года уволили из университета «за прогулы», пока он отбывал административные 15 суток – со 2 по 17 сентября.

«Я был активистом летом-осенью 2020-го, – рассказал Якубов Настоящему Времени. – Потом начали прессовать: два раза [присуждали] штрафы мне и пять раз – моей жене, два уголовных дела: организация массовых мероприятий в Новополоцке и оскорбление сотрудников МВД – с конфискацией техники. Бессмысленно, так как я этим не занимался. Сфабриковали два дела за участие в массовых пикетах, и «присел» я с 6 января до 2 февраля 2021-го. Написал перед этим заявление, чтобы мне дали за свой счет, – ну и тогда прошло. Не уволили, хотя и отчитали».

Ситуация поменялась, когда в Полоцкий университет назначили ректором сенатора Олега Романова – «рускомирца», как называет его Якубов: «Ну и понеслась: весной уволили Андрея Велюгу, которого брали на «сутки» осенью. Велюга руководил дизайнерами ПГУ, работал до ночи, но часто приходил с опозданием. Он перерабатывал, но ему засчитали эти опоздания и уволили. Профессор-этнограф Владимир Лобач был уволен как бы за прогулы». При этом нехваткой преподавателей эти увольнения не обернулись: «У нас же, как во всей экономике, куча тихих лишних людей, на них система и держится. Сразу растянули нагрузку, пригласили штрейкбрехеров из Гродно и Минска», – рассказывает бывший доцент ПГУ.

Уволенный профессор-этнограф Владимир Лобач, доктор исторических наук, проработал в Полоцком госуниверситете 25 лет. «Официально уволили за прогулы, – рассказал Лобач Настоящему Времени. – На самом деле, это была персональная позиция Марзалюка и Качановой за ряд постов в соцсетях в августе-сентябре 2020-го». Игорь Марзалюк – депутат, глава комиссии по науке, культуре и образованию, а Наталья Качанова – глава Совета Республики Беларусь. «На уровне Минобразования было объявлено, что если меня не уволят, то ПГУ не пройдет аттестацию, – говорит профессор Лобач. – [Бывший ректор ПГУ Дмитрий] Лазовский фактически не реагировал, ровно как и никто при нем не был наказан за протестную деятельность. Тогда вместо Лазовского был назначен Романов, который начал зачищать университет».

По данным телеграм-канала «МГЛУ за Свободу» (источник своей осведомленности он не указывает), летом 2021 года Минский государственный лингвистический университет покинули не менее 80 преподавателей и технических сотрудников. Один из тех, с кем не продлили контракт, – доцент Юрий Стулов, преподаватель, который более 50 лет сотрудничал с университетом. В сентябре 2020 года во время собрания с руководством вуза Стулов выступил в защиту протестующих студентов и Натальи Дулиной. Доцент МГЛУ Наталья Дулина открыто поддержала студентов и перемены, за что была уволена.

«Были такие, кого, как и Стулова, «ушли», – рассказал Настоящему Времени отчисленный из МГЛУ студент Дмитрий. – Или не продлили контракт, или сказали быть поскромнее в высказывании мнения, на что преподаватели не соглашались. Некоторые ушли [сами], так как разочаровались в администрации».

Есть среди преподавателей и репрессированные за участие в протестах: Ольгу Филатченкову из Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) 16 июля 2021 года приговорили к двум с половиной годам лишения свободы по «делу студентов».

«В вузах и до этого образование держалось на энтузиастах, так как зарплаты преподавателей еще меньше, чем в средних школах. А это люди образованные и идейные. Они защищают студентов, держат неплохой уровень высшего образования, особенно в естественных и точных науках. Если всех преподавателей уволить за демократические взгляды, то в университетах никого не останется», – комментирует происходящее в белорусской высшей школе эксперт Тамара Мацкевич. Она возглавляла в Беларуси Товарищество белорусской школы – культурно-просветительскую организацию, которая среди прочего способствовала развитию образования на белорусском языке. В сентябре 2021 года организацию ликвидировал Верховный суд Беларуси.

Что происходит в школах

По состоянию на 6 октября 2021 года в Республиканском банке вакансий и резюме Беларуси 399 вакансий учителей. 145 из них – в Минске. Учителя и тем более руководители школ отказываются обсуждать с журналистами, связана ли нехватка учителей с их политической позицией, эмиграцией и увольнениями. Но родители школьников говорят, что заметили перемены в новом учебном году.

Родители школьников из минской гимназии №23 рассказывают, что с 1 сентября 2021 года некоторые учителя ведут по несколько предметов, а учеников в классах стало меньше. «В нашем классе – минус четверо, – рассказали Настоящему Времени родители ученика гимназии №36. – Учителей по английскому на наш класс должно быть три, но третьего так и не нашли, поэтому разбили класс на две группы [вместо трех]. При этом наша гимназия с языковым уклоном. По физкультуре учительницу заменить не могут, сколько мы ни жаловались, так как не на кого».

О нехватке преподавателей иностранного языка рассказывает и бывшая студентка Минского лингвогуманитарного колледжа (ЛГК) Александра: «Я училась в лингвогуманитарном колледже с 2019-го по март 2021 года. В сентябре прошлого года у нас уволили учительницу, ушло много учителей по собственному желанию. Нашей группе не хватило преподавателя по английскому, поставили абы кого: при всем моем уважении к преподавателям, она не знала элементарного, у нее было нулевое произношение, а она вела пары в лингвистическом колледже».

Уволенный из Полоцкого университета Виктор Якубов рассказывает, что летом 2021 года «беседовать» в школы и даже детские сады приходили из КГБ: «Была волна «бесед» КГБ и управления отдела образования с директорами школ и садиков об учителях, которые были замечены на митингах или чьи родственники, близкие попали под репрессии. Несколько воспитательниц [детского сада] были уволены».

Тамара Мацкевич говорит, что в этом году ей не удалось выяснить, сколько учителей не хватает в Минске и Беларуси, – эти данные не публикуют. Три года назад по состоянию на 1 сентября в Минске не хватало 284 учителя только начальных классов, без учета средней и старшей школы, говорит Мацкевич. Настоящему Времени в министерстве образования Беларуси не ответили на официальный запрос об укомплектованности школ учителями.

«Уволили намного больше учителей, уволили их по политическим мотивам, хоть формально это выглядит иначе. Мы наблюдаем большую волну эмиграции, появились белорусские беженцы, релоканты, которые не планировали оставлять родину. Массовое увольнение учителей показывает, что учителя (а большинство из них – свидетели фальсификаций на выборах) становятся протестным электоратом, а не опорой режима», – считает Тамара Мацкевич.

Перед началом учебного года Александр Лукашенко поручил министерству образования навести порядок в школах, «чего бы это нам ни стоило». Выступая на Республиканском педагогическом совете, он заявил, что школа не может быть вне политики, но политика там должна быть одна – государственная.

«И те, кто хотят следовать этим принципам, пожалуйста, милости просим: идите, преподавайте, учите, работайте. Те, кто не хочет, значит, они в школе быть не должны. Это надо говорить прямо, откровенно и честно», – цитирует Лукашенко БелТА.

Министр образования Беларуси Игорь Карпенко тоже высказался о намерениях перед началом учебного года: в эфире госканала «Беларусь 1» он заявил, что система образования должна исключить появление «случайных людей» среди учителей: «Лучше мы недоберем, чем возьмем какого-то случайного человека».

Куда уходят студенты

«Недобрали» не только преподавателей: после подведения итогов вступительной кампании стало ясно, что на дневных бюджетных отделениях вузов не хватает студентов. Как сообщает портал Zerkalo.io, недобор в БГУ – 36 человек, в БНТУ – 53. По всей стране свободными оказались более 900 мест для бюджетников. Это тоже тенденция – в 2020 году студентов тоже не хватало, но речь шла не о почти тысяче, а о 192 свободных местах. В 2019 году – о 86.

Министерство образования объясняет ситуацию тем, что в этом году увеличило план приема на 2% – в соответствии с запросом предприятий, куда студенты потом пойдут работать. Кроме того, российские вузы увеличили квоты на поступление студентов из Беларуси, а количество абитуриентов, сдающих такие предметы, как физика и математика, оказалось меньше, чем выделенное количество мест, пишет Zerkalo.io.

Бывший студент МГЛУ Дмитрий уехал из Беларуси по политическим мотивам и учится за границей по стипендии. «Уехало немало, – рассказывает Дмитрий о бывших однокурсниках и других студентах МГЛУ. – К первым 15 отчисленным добавилось много ушедших из-за слежки от силовых структур. Нам, стачкому университета, приходило немало сообщений».

Алина (имя изменено по ее просьбе), которая училась в лингвогуманитарном колледже и жаловалась на низкое качество преподавания языка, уехала в Польшу по программе Калиновского (это стипендиальная программа для белорусов, которые не могут учиться на родине по политическим мотивам). «Могу сказать, что кроме меня ушли из лингвогуманитарного колледжа еще несколько моих знакомых. Потому что абсолютно не видят смысла и перспектив в том образовании, а сама система образования делает все, чтобы даже один день в колледже был пыткой и принуждением. Знаю, что в моем колледже учительнице сказали писать увольнение по собственному желанию, потому что проголосовала не за Лукашенко», – рассказала Алина.

Александра – тоже в прошлом студентка ЛГК, и она тоже уехала в Польшу по стипендии Калиновского. «Из моих одногруппников пятеро, включая меня, отчислились сами, одна девочка уехала в Польшу. Еще из ЛГК одна знакомая уехала за границу учиться в ЕГУ, сразу же после нее я провела свою подругу – она уехала учиться в польскую школу».

«Из моего «ахремчика», – рассказывает бывший студент гимназии-колледжа искусств им. Ахремчика, пожелавший сохранить анонимность, – со мной ушли две девочки, уехали за границу. Многие студенты уходят с первого курса консерватории и уезжают. Сейчас меня спрашивают даже второкурсники о процессе исключения».

Всего в 2021 году по программе Калиновского в Польше начали учиться и стажироваться 700 студентов.

«Объединение белорусских студентов» («Задзіночанне беларускіх студэнтаў»), которое поддерживает подвергшихся репрессиям во время протестов в 2020 году, собрало сведения о 492 задержанных и 160 отчисленных студентах и студентках (последний апдейт – 28 июня 2021 года). Больше всего отчисленных студентов в Белорусском национальном техническом университете – 55 человек. 51 студент стал подозреваемым и обвиняемым по уголовным делам. 16 июля по «делу студентов» осудили 11 человек: девять студентов, одну преподавательницу и одну выпускницу. Большинство из них получили по два с половиной года лишения свободы, один студент – 2 года. Одна из осужденных студенток – доверенное лицо Светланы Тихановской Алана Габремариам.

© belros.org

Белорусы в Сибири: помнят дзядов, чтят «Свечу» и готовят колдуны

07 Ноя 2021, 13:22

Сибирякам хорошо знакомы магазины «Белорусские продукты». Ярмарки белорусских товаров собирают тысячи горожан. Из белорусских ансамблей все хорошо помнят «Песняров», особенно старшее поколение. Но вот о культуре и традициях белорусов сибиряки знают значительно меньше. Об истории появления белорусов в регионе, их обычаях, а также о знаменитых белорусах в Сибири рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Тайга.инфо: Когда белорусы появились в Сибири?

— Сперва надо разобраться, когда вообще сформировались белорусы как отдельная народность, отличная от русских и украинцев. Наиболее распространённой является точка зрения, что белорусы начали формироваться в результате распада древнерусской народности. Но вот время этого распада одни исследователи относят к XII — XIII векам, а другие — к XIV — XVI векам. Есть и те, кто продляет этот процесс до рубежа XVI — XVII веков. Термин «белорус» впервые был употреблен в 1586 году, то есть примерно в те времена, когда в Сибири оказались дружины Ермака. Но лишь в конце XIX века этот этноним закрепился за населением всей территории современной Белоруссии.

Поэтому когда мы говорим о первых белорусах в Сибири, то, как правило, речь идет о выходцах из белорусских земель, которые входили в состав Великого княжества Литовского. В 1569 году это княжество вошло в состав союзного государства с Польским королевством, но долгое время сохраняло политическую и культурную автономию, население говорило на старобелорусском языке и исповедовало православие. А в конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи.

Первые сведения о появлении выходцев из белорусских земель в Сибири относятся к началу Смутного времени. Самым известным был «литвин» родом из Орши, сын боярский Павел Аршинский — основатель большой династии служилых людей Тобольска. В составе отряда воевод Сукина и Мясного в 1586 году он принимал участие в возведении Тюмени. В 1598 году участвовал в сражении с ханом Кучумом на реке Ирмени и сопровождал его плененную семью в Москву.

Тайга.инфо: Аршинский — фамилия историкам известная.

Да, его сын Богдан Аршинский также поступил на службу, возглавлял посольства, военные походы и экспедиции. В 1625 году он был направлен с посольством к казахскому владельцу Ишиму, чтобы склонить его в русское подданство. Весной 1631 года вместе с отрядом Якова Тухачевского принимал участие в сражении с телеутами за Чингизский городок. Службу Богдана Аршинского продолжили его сыновья и внуки. Сибирские гарнизоны пополняли и рядовые служилые «белорусцы», оказавшиеся здесь после войны за Смоленск 1632 — 1634 годов.

В XVII веке в результате постоянных войн на западных границах Российского государства в Сибири оказались многочисленные военнопленные. Их этнический состав был чрезвычайно пестрым. Среди них оказался, например, упоминавшийся выше Яков Тухачевский — мелкопоместный дворянин со Смоленщины. Во время смуты он потерял семью, сражался с поляками, а потом бунтовал против царских воевод. Так он и появился в Сибири.

Другим известным служилым человеком в Сибири был Иван Козловский — шляхтич из Полоцкого воеводства. После пленения он был перевезен в Москву и отправлен на службу в Казань. Он отказался от размена пленных и попросился на службу в Томск, где его поверстали в чин сына боярского. Его сын остался на службе в Томске и также получил высший служилый чин. Впоследствии многочисленные потомки Козловского жили в Томском уезде.

Облегчало службу в Сибири для белорусов не только знание русского языка, но и православное вероисповедание. Принятие православия для государевых людей было обязательным условием. Отношение же к католикам в Сибири было весьма настороженным. Показателен пример с попавшими в Сибирь белорусским попом Власом и ксендзом Тишеевым. Летом 1661 года поп Влас был определен на вечное житье в Тобольске, в то время как ксендза отправили в Якутский острог.

Тайга.инфо: Но позже уже началось массовое переселение белорусов в Сибирь.

-В период правления Николая I в Западную Сибирь переселилось около 1,5 миллионов крестьян, среди которых было много белорусов. Трудность идентификации состоит в том, что их обычно записывали на местах как православных, не указывая этническую составляющую. Поэтому указать число белорусов среди этих переселенцев (даже приблизительно) сегодня не представляется возможным.

В середине XIX века в Сибирь прибыли так называемые «панцирные бояре», которые представляли собой особую категорию служилых людей, сложившуюся на территории современной Белоруссии еще во времена Великого княжества Литовского, то есть в XVI веке. Первоначально они служили в конном войске в панцирном облачении, но после присоединения в конце XVIII века к Российской империи части территорий Речи Посполитой панцирные бояре были включены в сословие государственных крестьян. Именно в таком качестве они направились из Витебской губернии в Сибирь в поисках свободных земель. Однако в Сибири власти поселили их в старожильческие деревни, что вызвало их недовольство.

Противоречия между двумя группами населения привели к тому, что они обособились друг от друга, браки заключали только внутри своей группы и даже кладбища разделили на две части — для старожилов и для самоходов (как называли переселенцев из Белоруссии в Сибири). Правда, благодаря этому, белорусам удалось сохранить свою культуру до наших дней, а не слиться с местным населением.

В отличие от Сибири, на Дальний Восток крестьяне переселялись из этноконтактных зон белорусско-русского и белорусско-украинского пограничья, поэтому зачастую переселенцы отождествляли себя не с конкретной национальностью (тем более, что белорусское национальное сознание еще не было сформировано до конца), а с регионом выхода (так появились «могилёвские» или «витебские»). И, в отличие от Сибири, на Дальнем Востоке русские, украинцы и белорусы, селившиеся вместе, быстро ассимилировались и утрачивали национальную специфику.

Мощный поток белорусских переселенцев в Сибирь возобновился в 1898 году: в Сибирь прибыло около 30 тысяч человек из Витебской, Виленской, Могилёвской и Гродненской губерний. В 1907 году почти треть всех сибирских переселенцев дали Могилёвская, Минская и Витебская губернии. Это были уже годы столыпинской аграрной реформы. Всего же с 1906 по 1914 годы в Сибирь из белорусских губерний переселилось более 335 тысяч человек.

Характерной особенностью данных переселений было то, что теперь белорусы селились не в старожильческих деревнях и селах, а совместно с украинскими, латышскими, русскими и чувашскими переселенцами. Бывало, что белорусы селились в местах, где еще в конце XIX века осели латышские переселенцы. Они образовывали так называемые «балтийские колонии». Среди белорусов и латышей нередко встречались смешанные браки, которые стирали культурные грани между двумя народами.

Тайга.инфо: Потом началась эпоха потрясений. Что изменилось?

— Началась Первая мировая война и в Сибири оказалось более 1,5 миллионов беженцев с территории Белоруссии. Правда после окончания Гражданской войны и образования Белорусской ССР большинство из них вернулось на свою историческую родину.

В середине 1920-х годов в Сибири в селах и деревнях с компактным проживанием белорусов создавались белорусские сельсоветы. По подсчетам историков всего белорусских сельсоветов было около 700. В Сибири была создана сеть школ с обучением на белорусском языке, издавались белорусские газеты, а в Томском университете существовало даже белорусское землячество. В начале 1930-х годов хутора и небольшие поселки белорусов в Сибири прекратили свое существование в связи с коллективизацией и «стягиванием» населения в центры.

Тайга.инфо: Переселялись ли белорусы в Сибирь в советские времена?

— Конечно. Здесь оказались и раскулаченные белорусские крестьяне в годы сталинских репрессий. Жизнь спецпереселенцев проходила под строгим надзором коменданта НКВД. Они были лишены свободы передвижения. Жили очень скудно. Особенно голодной была жизнь во время войны, когда весь хлеб уходил на фронт. Питались полусгнившей прошлогодней картошкой, травами и рыбой (если поблизости было, где ее ловить).

В годы Великой Отечественной войны в Сибирь из Белоруссии было эвакуировано около 1,5 миллионов человек, которые после войны вернулись на свою историческую родину. Но белорусы продолжали приезжать в Сибирь — на большие стройки, на целину, на учебу. Только теперь это были не крестьяне, а рабочие и интеллигенция. Так, на строительстве Братской ГЭС работало 2,5 тысячи белорусов. Всего же по разным подсчетам на сибирские стройки приехало более 70 тысяч белорусов. Правда, значительная их часть после распада СССР вернулась в Белоруссию.

Приезжали белорусы и на освоение нефтегазовых месторождений в Тюменской области. Они образовывали большие белорусские диаспоры. Такие диаспоры есть, например, в городах Тюменского Севера — Лангепасе и Губкинском.

Тайга.инфо: Сколько белорусов проживает в Сибири в наше время?

— К началу 1990-х годов, по официальным данным, в Сибири проживало более 200 тысяч белорусов. Больше всего — в Тюменской области (49 тысяч человек). Красноярском крае (34 тысячи) и Иркутской области (26 тысяч человек). Но надо хорошо понимать, что это только официальная статистика. В Сибири много тех, кто считает себя русским, но обязательно добавляет, что он «с белорусскими корнями».

Сегодня в процентном отношении белорусов не так много в Сибири — меньше 1% всех жителей региона. Больше всего их в Тюменской области (почти 26 тысяч), но даже там их меньше, чем чувашей, азербайджанцев, башкир и украинцев.

В Красноярском крае проживает почти 10 тысяч белорусов, в Иркутской области — около 8 тысяч. В Омской области — 9 тысяч, в Новосибирской области и Алтайском крае — по 5 тысяч, в Томской области — 3,5 тысячи белорусов. Как видим, их число существенно сократилось по сравнению с концом 1980-х годов: в некоторых регионах — в 2−3 раза. Связано это как с возвращением на историческую родину, так и с процессами ассимиляции.

Тайга.инфо: Были какие-то особенности в образе жизни белорусов по сравнению с другими переселенцами в Сибирь?

— Если говорить об особенностях хозяйственной деятельности, то белорусские переселенцы принесли с собой в Сибирь льноводство. Лён использовали не только для изготовления тканей и масла, но и для подготовки поля под посев озимых и для борьбы с сорняками. Причем эта традиция оказалась настолько прочной, что прекратила свое существование лишь в 1990-е годы, не выдержав экономических реалий современной России.

Что касается белорусской культуры, то лучше всего сохранился традиционный орнамент на полотенцах, рушниках, рубахах и сарафанах. Также встречаются шерстяные юбки из клетчатой ткани — андараки, которые носили многие женщины, переселившиеся из Белоруссии.

Но наиболее стойкой традицией (что, впрочем, характерно и для представителей других народов в Сибири) оказалась пища. Ведущее место занимают блюда из картофеля. Помимо всем известных драников, белорусы готовят необычное блюдо, которое называется колдуны. Это шарики из протёртого картофеля с начинкой из сала или свиного мяса, которые варятся в кипящей воде или запекаются в печи. Едят также зразы, мучные и картофельные клёцки, которые добавляют в суп. Готовят также свиные колбасы. В отличие от украинцев белорусы редко готовили окрошку, зато всегда делали холодец.

Хуже всего сохранился язык. Большинство белорусов уже через одно-два поколения переходило на близкородственный русский язык, правда, с включением белорусских слов (лук они называют цыбулей, свёклу — бураком, а картофель — бульбой). Во многих деревнях с белорусским населением сформировался особый русско-белорусский говор.

Из белорусских обычаев наиболее консервативным оказался обряд поминовения предков и покойников — их называли «дзядами». «Дзяды» проходили несколько раз в год — поминали предков в доме и посещали кладбище. На коляды перед Рождеством у белорусов Сибири сохранился обычай жечь костры, частично трансформировавшийся в шествие с факелами. Главными рождественскими ритуальными блюдами были блины, кутья и овсяный кисель, связанные с культом предков и языческими тризнами.

Не утратил своей культурной силы и такой обряд, как «Свеча» — перенесение иконы (которая и называется «Свечой») из дома, в котором она находилась в течение года, к другому хозяину. «Свечу» из дома в дом переносят сначала по одной стороне улицы, потом — по противоположной. В обряде участвуют все жители деревни и родственники из других населенных пунктов. После того, как «Свечу» принесли в новый дом, новые хозяева устраивают угощение, на которое приглашаются все присутствующие. Правда, обряд происходит в дни поста, поэтому кормят только постной пищей.

Многие обычаи были утрачены в советское время, но с возрождением православной церкви народные традиции белорусов в Сибири вновь ожили. Начиная с 1990-х годов на базе сельских клубов всё чаще стали появляться фольклорные коллективы, которые включают в свой репертуар как народные белорусские песни, так и песни местного сочинения. Популярность получили различные инсценировки и реконструкции народных праздников и обрядов.

Тайга.инфо: Какие общественные организации белорусов в Сибири существуют и чем они занимаются?

В Тюмени организация «Автономия Беларусь» была создана в 1997 году. В этом же году она пригласила в Тюмень народного композитора СССР и Республики Беларусь Игоря Лученка для участия в концерте в рамках Дней славянской письменности и культуры. Многие годы организация регулярно собирала проживающих в Тюмени ветеранов-белорусов и ветеранов, освобождавших Беларусь. Была открыта белорусская школа выходного дня, регулярно проводятся Дни белорусской культуры. На филологическом отделении Тюменского университета изучаются белорусский язык и литература.

В Омске общественная организация белорусов была создана в 2010 году. На празднование городских праздников организация приглашает артистов из Беларуси. В Новосибирске действуют три белорусские организации «Новосибирская региональная национально-культурная автономия белорусов», «Новосибирский центр белорусской культуры» и «Белорусский культурно-просветительский центр во имя святой Евфросиньи Полоцкой». Последняя организация построила в Новосибирске единственную за Уралом церковь Евфросиньи Полоцкой.

В Томске в 2000 году было создано общество белорусской культуры «Белые росы», которое решило возрождать культурные традиции белорусов на сибирской земле. Гордость томских белорусов — международный фестиваль белорусской культуры «Радзiма мая — Беларусь». В рамках фестиваля проводят выставки белорусских художников, предметов декоративно-прикладного искусства. Белорусские общественные организации участвуют в фестивале «Славянская мозаика». С концертами не только в Томской области, но и по всей Сибири выступают томские коллективы «Белая Русь» и «Медууница». В музее города Северска есть постоянная экспозиция «Была деревня Виленка», посвящённая белорусской деревне Виленке, которая вошла в состав города Северска.

В Красноярске национально-культурная автономия «Беларусь» занимается сохранением родного языка, традиций и культуры белорусов. В Минусинске действует белорусская организация «Сябры». Регулярно в Красноярск приезжают легендарные «Песняры». В Иркутске действует региональная общественная организация белорусской культуры имени Яна Черского, созданная в 1996 году для возрождения и развития культуры белорусов. При этой организации действует 15 фольклорных ансамблей, белорусский народный хор, молодежный клуб «Крывiчи», библиотека белорусской литературы, газета «Маланка» и литературно-исторический клуб «Спадчына» («Наследие»).

Тайга.инфо: Кто из белорусов внес значительный вклад в историю Сибири?

— Всех перечислить, пожалуй, невозможно. Назову лишь самые известные имена. Геологи хорошо знают хребет Черского, вулкан Черского, пик Черского, ледник Черского и даже камень Черского. В честь этого человека названы улицы в Москве, Вильнюсе и Иркутске. Иван Дементьевич Черский был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Здесь он несколько лет занимался геологическими и географическими изысканиями.

Уроженец Минской губернии Эдуард Карлович Пекарский был автором первого словаря якутского языка. В Якутию он был сослан за участие в террористической деятельности социалистов-революционеров. Известный красноярский писатель Сергей Венедиктович Сартаков, автор «Барабинских повестей» и «Хребтов Саянских», имеет белорусские корни.

Автор научных работ по аграрной и политической истории Российской империи начала ХХ века Николай Яковлевич Костеша родился в Белостокском уезде Гродненской губернии. Он многие годы работал деканом исторического факультета Томского педагогического института, а одно время даже был деканом сразу трёх факультетов — исторического, филологического и педагогического.

Выдающийся химик, академик Валентин Афанасьевич Коптюг, который возглавлял Сибирское отделение Академии наук в 1980 — 1997 годы, всегда рассказывал о своем белорусском происхождении. Он был избран зарубежным членом Национальной академии наук Беларуси. В настоящее время СО РАН возглавляет Валентин Николаевич Пармон, тоже белорус по происхождению. Из выдающихся ученых следует упомянуть первооткрывателя нефтяных месторождений в Западной и Восточной Сибири академика Андрея Алексеевича Трофимука.

Я думаю, что этот список можно продолжить.

Подготовил Владимир Кузменкин

  • Рассказ про ливень 3 класс родной язык
  • Рассказ про летние радости
  • Рассказ про ленивого мальчика
  • Рассказ про лермонтова михаила юрьевича лермонтова
  • Рассказ про леонардо да винчи 7 класс