Рассказ про лесных животных

Оказывается белка отличный строитель! как она ловко устраивает свое гнездо, которое, кстати, называют гайно! зверек сплетает гнездышко из тонких

Оказывается белка отличный строитель! Как она ловко устраивает свое гнездо, которое, кстати, называют — гайно! Зверек сплетает гнездышко из тонких веточек, ловко работая передними лапками. Делает она это очень аккуратно. Сначала складывает прутик к прутику, а затем плотно прижимает их друг к другу. После этого хлопотунья загибает концы прутиков и сплетает их в большой шар с боковыми отверстиями для входа. Гайно, как правило, для безопасности имеет два таких отверстия. В морозные дни хозяйка плотно затыкает их мхом. К зиме белочка утепляет гнездо мягкой шерстью, пухом, листьями и перьями птиц. В таком гнездышке даже в стужу тепло. У белки обычно несколько таких домиков: для детёнышей, для сна и чтобы прятаться от непогоды. Морозные дни зверек любит проводить в своём гнезде. Она, как одеялом, укрывается своим пушистым хвостом и сладко спит. Про какого лесного зверька говорят: «Кого угодно проведет»? …
 

Ну, конечно, о лисе! От природы у нее довольно короткие, тонкие, даже изящные лапки, не приспособленные к длительному бегу. Поэтому лиса и вынуждена брать добычу благодаря своей хитрости и специальным уловкам. Плутовка легко обманывает доверчивых птиц, зверей и даже людей. Зимой чаще всего лисичка охотится на мышей-полёвок. Как интересно она это делает! Если рыжая хитрунья, почувствует мышиный запах, в каком то месте, то очень тихо подкрадывается к нему, а затем подпрыгивает и бьет о землю своими лапками.Услышав громкие звуки и не понимая, в чём дело, напуганные мыши, с великим ужасом выскакивают из норки. А плутовке только это и надо! Мышам очень трудно спастись от ловкой лисы и ее острых зубов. Есть еще одна уловка — лиса может часами лежать перед норкой своей жертвы, ловко прикинувшись мёртвой. Мыши, поверив в то, что лиса мёртвая, теряют бдительность и легко попадаются на эту хитрость….

Как родители проявляют заботу о маленьких волчатах? Даже не верится, что волки – заботливые родители! Количество рожденных волчат, может быть от 5 до 8, но бывает и 12. Поэтому одной матери с таким выводком трудно справиться. Волк всегда помогает волчице воспитывать малышей. Он ходит на охоту, приносит добычу для всей семьи. Волчица же зорко следит за детьми, при малейших признаках опасности переносит их в другое место, более надёжное и спокойное. Иногда растить и кормить волчат помогают молодые волки. В волчьей стае могут быть ясли, нянечками в которых «работают» годовалые волки. Они играют с малышами и учат их охотиться….

Чем и как питается медведь? …

Да, практически, всем. Из растений любит: орехи, желуди, грибы, малину, чернику, голубику, бруснику, ягоды рябины и калины. Не откажется от птенцов, маленьких зверюшек, муравьев и, конечно, рыбы. А, уж если очень голоден, то может напасть даже на лося. Интересно медведь охотится за муравьями. Засунет свой язык в муравейник и ждёт, когда муравьи облепят его. Всех скопом и проглатывает. Топтыгин заядлый рыболов и может сидеть часами на берегу речки. Лапа при этом поднята в ожидании рыбы. Как только мишка заметит рыбу, ловко и метко бьёт ее сильной лапой, вытаскивает из воды и пирует. А как же мед? Найдёт сластена в дупле дерева пчелиное поселение, запустит в него свою лапу, вытащит сладкие соты и весь мёд съест. Пчелиные укусы медведю совершенно нипочём. От острых жал разозленных насекомых мишку спасает толстая шуба….

А как же мед? Найдёт сластена в дупле дерева пчелиное поселение, запустит в него свою лапу, вытащит сладкие соты и весь мёд съест. Пчелиные укусы медведю совершенно нипочём. От острых жал разозленных насекомых мишку спасает толстая шуба. Для чего диким свиньям грязь?…

Нередко человека, который быстро пачкается, ходит в грязной одежде и не любит мыться, называют свинкой. Ну, зачем же незаслуженно обижать животное? Что касается свиней, то они наоборот очень любят ходить в баню. Только баня у них не обычная. Найдет дикая свинья купальню – канавку с болотной водой, удобно уляжется и нежится. Мыльную пену ей заменяет жижа. Мочалку – пучки травы и мха. Принимай такую грязевую ванну хоть каждый день! Так зверь и поступает. А это лишний раз говорит о стремлении диких кабанов к чистоте. Тем более что грязевые ванны спасают их от паразитов-насекомых. Покупался кабан, вышел из купальни и ждет, когда грязь подсохнет и покроет кожу твёрдой, но хрупкой коркой. Высыхающая грязь вбирает в себя всех паразитов и губит их. Избавляется от нее кабан таким образом: начинают тереться боками о твёрдые предметы и сухая грязь отпадает. Пройдет время, и процедура купания повторяется….

Интересно, но сложно наблюдать за куницей…
Дело в том, что зверек не строит постоянного жилища, а передвигается по лесу, прячась, каждый раз в новом убежище. Там днём она отдыхает в одном из них, а ночью выходит на охоту. У куницы, есть всё, что должно быть у хорошего охотника: цепкие лапки с кожными перепонками для того, чтобы удобнее обхватывать ветви деревьев. Зверек может забраться наверх даже по абсолютно отвесному и гладкому стволу. Рулем и парашютом при прыжках служит большой хвост. С помощью такого помощника-хвоста куница может перепрыгнуть на далеко стоящее дерево или смело броситься с большой высоты прямо на землю. Кроме того, у неё отличное зрение, слух и обоняние. Куница опасный враг для зайцев, белок, грызунов, а также рябчиков и тетеревов….

Стучит и стучит себе дятел по дереву, а когда же он успевает есть?

Летом птичка питается в основном насекомыми. При этом главными инструментами добычи пропитания становят клюв и язык. Клюв дятла – настоящее орудие для того, чтобы долбить твердую древесину. Кстати, когда птица долбит дерево, древесная пыль совсем не мешает ему дышать, так как ноздри его защищены специальными щетинками. Выдолбив в коре небольшое отверстие, дятел просовывает в него язык, который тоже необычный. Он гибкий, длинный, покрыт липкой слюной и, как терочка. усажен мелкими зубчиками, направленными назад. Язык способен высовываться изо рта на 12 см. Таким языком удобно доставать насекомых из-под коры и узких отверстий. И сам пообедает и дерево полечит….

Видел ли кто-нибудь лягушек голубого цвета?…
Возможно. Голубыми они становятся только в период размножения. Да и не каждой из них дано покрасоваться в таком наряде, а только самцам остромордых лягушек. В этот период спина и горло их приобретают очень красивую серебристо-голубую окраску. Неотразимое зрелище, когда собирается много голубых лягушек в одном месте. Но если такого лягушонка поймать и посадить на руку, то голубая окраска быстро исчезнет. Поэтому не стоит их ловить. Пусть спокойно живут и радуют всех неповторимой красотой….

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ
ЖИВОТНЫХ»

Вид проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный. Участники: воспитатели, родители,

дети старшей группы.

Образовательная область: Развитие речи,
познание, социально-коммуника- тивное, художественно-эстетическое творчество,
физическая культура.

Актуальность. Дети старшей группы в
недостаточной степени имеют пред- ставление о животном мир, их место обитания,
чем питаются. Не владеют обобщающим понятием, не умеют опи- сывать животных,
т.к. у детей крайне бедный запас прилагательных и глаго- лов. Участие детей в
проекте «В мире животных» позволит максимально обо- гатить знания и
представления о живот- ных, о их повадках, развить связную речь, творческие
способности детей, поисковую деятельность.

Цель: создание условий для развития
познавательных и творческих способно- стей детей в процессе разработки дет-
ско-взрослого образовательного проекта

«В мире животных».

Задачи:

1.         Расширять представления детей о
животном мире, показать его разнооб- разие и их образ жизни;

2.         Уточнить и закрепить знания
детей об особенностях внешнего вида, повад- ках, приспособленности животных к
окружающей среде;

3.         Учить классифицировать
животных;

4.         Воспитывать любовь к животным.

Основные направления реализации проекта:

1.         Комплексное занятие «Живот- ные
нашего края»;

2.         Домашнее задание для детей и
ро- дителей – совместное изготовление фигу- рок животного из теста с
составлением описательного рассказа о своём экспонате;

3.         Домашнее задание для детей и
родителей – поисковая работа по под- бору иллюстративного материала по теме:
«Животные»;

4.         Работа в группе с воспитателями

–          из цветных ниток сделать
апплика- цию: «Морские обитатели», «Лебедь»,

«Медведь».

5.         Рисунки детей на тему: «Звери,
рыбы, птицы».

Предварительная работа:

1.         Поисковая работа по подбору
иллюстративного материала по теме:

«Животные»;

2.         Беседы с детьми;

3.         Рассматривание плакатов;

4.         Рассматривание репродукций
картин;

5.         Чтение русских народных сказок;

6.         Прослушивание аудиозаписи р. н.
сказки: «Колобок»;

7.         Подвижные игры: «Перелёт птиц»,
«Ловля обезьян», «Караси и щу- ка»;

8.         Дыхательная гимнастика: «Ку-
ры», «Ёжик», «Кошечка»;

9.         Разучивание пословиц и погово-
рок о животных;

10.       Разучивание стихотворений;

11.       Дидактические игры: «Кто, где
живёт», «Узнай какой зверь», «Птичья столовая», «Посели животное», «Пти- чий
двор»;

12.       Пальчиковые игры: «Черепаш- ка»,
«Котёнок», «Козлики»;

13.       Отгадывание загадок о живот-
ных;

14.       Опыты: «Определение возраста
рыбы», «Как кошка язычком чистит се- бе шёрстку», «как маскируются живот- ные»;

15.       Инсценировка;

16.       Разработка папки-передвижки;

17.       Выставка детско-родительских
работ – фигурки животных из теста;

18.       Фотовыставка;

19.       Альбом. Обеспечение:

Настольно-печатные игры;
Специально-методическая литерату-

ра и художественная, журналы; Аудио- и
видеозаписи по теме. Предлагаемый результат:

1.         Знать и называть животных, их
повадки;

2.         Владеть обобщающим понятием;

3.         Узнавать по описанию;

4.         Находить сходства и различия по
нескольким признакам;

5.         Составлять описательный рас-
сказ о животном с использованием опорной схемы;

6.         Знать, где обитают и как ухажи-
вать за ними, о пользе, подбирать инте-

ресный познавательный материал по теме:
«животные».

Продукт проектной деятельности:
Изготовление альбома по данной те-

ме — дети, воспитатели и родители;
Изготовление печенья с изображени-

ем фигурок животных из солёного теста для
игры «Магазин», с составлением описательного рассказа о них;

Презентация «Домашние животные».

Результат проекта:

Проект «Домашние и дикие живот- ные»
реализовал поставленные задачи. Результаты свидетельствуют об измене- ниях в
представлении детей о домашних и диких животных, дети научились раз- личать
характерных особенностях внешнего вида и передавать в творче- ской
деятельности, узнали жизнь и по- ведение животных, их повадки, зависи- мость от
человека, а также научились составлять небольшие рассказы из лич- ного опыта.

В ходе реализации проекта появилась
совместная партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Роди- тели
получили опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым
ФГОС ДО в процессе подго- товки к обучению в школе.

Этапы проекта:

1          этап –
организационно-подготови- тельный:

Подбор методической литературы по данной
теме;

Формулировка целей и задач проек-

та;

Информирование родителей, разра- ботка
плана мероприятий (подбор дет- ской художественной литературы;

Разработка конспектов занятий, бе- сед;

Подбор дидактических игр, подвиж- ных игр,
пальчиковой гимнастики).

2          этап — практический.

•          Занятия.

•          Беседы.

•          Чтение художественной
литературы

(сказки, загадки, рассказы).

•          Дидактические игры.

•          Подвижные игры.

•          Пальчиковая гимнастика.

•          Физкультминутки.

•          Рассматривание        энциклопедий,
наглядно-иллюстративного материала.

•          Творческо-продуктивная    деятель-
ность (рисование, лепка, аппликация).

3          этап — подведение итогов.

•          итоговое занятие «Как звери в
лесу зимуют»;

•          оформление папки-книжки
«Расска- зы о диких животных наших лесов»;

•          выставка рисунков «Моё любимое
животное»;

•          презентация результатов
исследова- тельской деятельности.

Основные направления реализации проекта:

Занятия познавательного цикла:

1.         Рассказ воспитателя о диких жи-
вотных;

2.         Презентация  «Животные   наших
лесов»;

3.         «Как животные готовятся к
зиме»;

4.         «Как звери в лесу зимуют»;

5.         Рассказ воспитателя о Красной
книге;

6.         Экскурсия в библиотеку.

Опыты:          «Какая            шубка теплее?»,

«Почему заяц белый».

Художественное творчество: Рисование:
«Лиса», «Следы живот-

ных».

Лепка: «Медвежонок».

Ручной           труд:   Оригами        «Лиса»,

«Волк».

Конструирование «Теремок для зве- рей».

Развитие        речи    и          чтение художе-
ственной литературы:

Пересказ коротких текстов.

С. Скребицкий «Митины друзья».

В. Бианки «Купание медвежат», Бел- кина
сушильня», «Как звери готовятся к зиме».

Чтение: Загадки про лесных зверей,
Лисичкин хлеб» М. Пришвина.

И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не
похож», Л. Н. Толстой «Как волки учат своих детей», «Лоси», «Медведи»
Соколов-Микитов.

Составление   рассказов   по   схеме:

«Дикие животные».

Русские народные сказки: «Рукавич- ка»,
«Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Сказка про лису и медведя».

Прослушивание сказок:

«Хвосты», «Ёж», «Медвежонок невежа», «Как
лис ежа перехитрил»,

«Лис и мышонок», «Теремок».

Дидактические игры Настольно-печатные:

1.         «Кто где живет?»;

2.         «Чей детеныш?»;

3.         «Живая и неживая природа»;

4.         «Помоги животным подготовиться
к зиме»;

5.         «В зоопарке»;

6.         «Четвертый лишний»;

7.         «Чем мы угостим животных».
Словесные игры:

1.         «Хвосты»;

2.         «Угадай кто?»; 3.«Назови
ласково»; 4 «Где чей дом?»;

5.         «Кого не стало»;

6.         «Один — много»;

7.         «Кто кем был». Подвижные игры:

«У медведя во бору»,

«Лиса в курятнике»;

«Зайцы и волк»;

«Зайка серенький»;

«Бездомный заяц».

Физкультминутки: «Дикие живот- ные»,
«Звериная зарядка», «Зайцы», «У оленя дом большой», «Мишка», «Как у наших
зверят».

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на
тележке», «Мальчик–пальчик, где ты был», «Замок», «Лиса».

Рассматривание        энциклопедий,
наглядно-иллюстративного материала:

1.         «Животный мир Земли». Учебник
для малышей В. Степанов;

2.         «Животный мир России». Учебник
для малышей В. Степанов;

3.         «Животные России» — самая
первая энциклопедия.

4.         «От первых цветов до белых сне-
жинок» 4. Г. Г. Кученева, В. Л. Жаров.

5.         «Дикие животные»- демонстраци-
онные картины для детского сада.

6.         «Дикие животные» -карточки для
дошкольников».

7.         «Уроки о животных» — «Лесные
жители» И. Гурина.

8.         Атлас по природоведению. Работа
с родителями:

1.         Привлечь родителей к сбору
инфор- мации о животных для создания папки- книжки «Дикие животные наших
лесов»;

2.         Пополнение книжного уголка кни-
гами о животных;

3.         Предложить родителям дома вме-
сте с детьми нарисовать рисунок «Мое любимое животное».

Календарно тематическое планирование в старшей группе по теме «Дикие животные»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема недели «Дикие животные» с 06.12.2021-10.12.2021

Итоговое мероприятие: Драматизация сказки «Рукавичка»

Цель и задачи :  —Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу

— Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.

— Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

— Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности: Разместить в группе картины из серии «Животные нашего леса»; В центре природы поместить модели строения тела животных; В центре художественного творчества поместить трафареты диких животных, репродукции с изображением диких животных,модели следов зверей, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге и т. д.). В уголке творчества разложить бумагу для конструирования на тему «Природа в оригами»; Внести в уголок творчества различные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой, фланелеграф) для театрализованной деятельности. Внести настольные игры «Лото (животные, «Кто лишний?», «Что перепутал художник», «Чей дом?» и др. Предложить для самостоятельных игр пазлы, мозаики, конструкторы. Обновить центр книги: энциклопедическая литература, Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Заяц-хваста», Соколов-Микитов «Листопадничек».

Работа с семьей: Познакомить родителей с новой лексической темой. Чтение энциклопедий о диких животных, рассматривание иллюстраций. Чтение р. н. с. «Кот, петух и лиса», “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”. Предложить родителям вместе с детьми нарисовать любое дикое животное и составить рассказ по плану. Беседа с родителями по индивидуальным вопросам

Понедельник 06.12.2021г

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Грпупповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Прием , осмотр, утренняя гимнастика.

Беседа с детьми на тему: Приготовлениях животных к зимнему периоду. Цель: вспомнить какие животные живут в лесу, их повадки.

Д/и: «Угадай животное по описанию». Цель: закрепить знания детей в назывании детёнышей домашних и диких животных.

Пальчиковая игра «Дикие животные». Цель: развивать моторику рук.

Беседа «А у тебя есть салфетка?» Производить формирование необходимых представлений о правилах поведения за столом. Учить использовать салфетки как необходимый атрибут сервировки.

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

НОД

  1. Логопедическое занятие ( по плану логопеда)

Конструктивно-модульная деятельность. 

Тема : «Лисичка» в технике оригами

Цель и задачи:    продолжать знакомить детей с животными; развивать мелкую моторику рук и умение использовать ранее приобретённые навыки и умения для создания образа лисы в технике оригами ; совершенствовать навык делать правильные и чёткие сгибы при складывании; формировать конструктивное мышление, внимание, память и творческие способности; воспитывать любознательность и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Физкультура на свежем воздухе  

Разучить игровые упражнения с бегом и прыжками; упражнять в метании снежков на дальность.

прогулка

Наблюдение «Сезонные изменения в декабре» Цель: отметить сезонные изменения, которые произошли в декабре.

П/И «Третий лишний», «Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Игровое упражнение «Белочка скачет». Цель: упражнять в прыжках в различные стороны на обеих ногах (руки на поясе).

Д/и «Что загадали» Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их.

Инд. работа. Упражнять в проговаривании скороговорок

.      Труд: Уборка мусора. Цель: воспитывать трудолюбие.

Перед сном

Г. Скребицкий и В. Чаплина    Как заяц зимой живет

вечер

 С/р «Зоопарк» Цель: закреплять и обогащать знания о животных.

Чтение и драматизация сказки «Зимовье зверей». Цель: упражнять детей в умении имитировать движения животных, побуждать в желании участвовать в театрализованной деятельности.

Рисование контуров животных, их штриховка Цель: развивать умение заштриховывать контур карандашом. Словесная игра «Вспомни, кто что делает». Цель: уточнить, расширить и активизировать глагольный словарь: ходит вперевалочку, прыгает, бегает.

Индивидуальная работа по познавательному развитию с Настей, Эмиром. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Цель: закрепить названия геометрических фигур.

Беседа «Почему нужно убирать игрушки на место» Инсценировка с куклой-мальчиком «Петя не любил уборку» — предложить детям продолжить начатый воспитателем рассказ, подвести к мысли, что об разбросанные игрушки можно споткнуться. Учить детей приводить игрушки в порядок, ставить их на место; поощрять стремление наводить и поддерживать порядок, объяснить, как связаны порядок и безопасность в группе.

прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цель: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Индивидуальная работа по физическому развитию Игровое упражнение «Попади в обруч». Цель: упражнять в метании в цель.

Подвижная игра «Русская народная игра «Волк». Цель: развивать двигательную активность.

Вторник 07.12.2021г

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Прием , осмотр, утренняя гимнастика.

 Беседа «Как помочь лесным жителям зимой». Цель: развивать интерес к жизни диких животных.

 Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит».  Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

 Д/и «Помоги малышам найти свою маму». Цель: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

Индивидуальная работа по речевому развитию. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: упражнять в умении подбирать слова-антонимы.

Чтение худ. литературы о пользе еды. «Вкусная каша» А.Александрова-«Петушок и бобовое зёрнышко»

Предлодить составить описательный рассказ о диком животном нашего леса

(по выбору) по плану:

Название животного.

Где живет?

Жилище.

Внешний вид (части тела).

Чем питается?

Детеныши.

НОД

  1. Музыкальное. ( по плану муз.руководителя)

Лепка. Тема: «Заяц»

Цель и задачи: Создание условий для развития творчества детей, посредством лепки, развивать умение лепить животного в движении, задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей, развивать творческое воображение, внимание, память, мелкую моторику, речевую активность, воспитывать любовь к животным и желание о них заботиться.

Познавательно развитие(ознакомление с окружающим миром, природой). Тема:  «Животные леса»

Цель и задачи: расширять представления об особенностях внешнего вида диких животных, закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных, закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища, развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

прогулка

Наблюдение «Иней на деревьях». Цель: обратить внимание детей на побелевшие деревья. Уточнить, что иней не опасен для деревьев.

  Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: развивать умение договариваться об игре.

П/и «Пингвины и медведь». Цель: упражнять в умении имитировать движения животных; развивать пластику, координацию движений.

Д/И «Ищем клад» Цель: развитие у детей пространственных представлений при прочтении ими готового плана открытого пространства.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Медведи на прогулке». Цель: учить передвигаться на четвереньках, согласовывать движения рук и ног.

Перед сном

Иван Соколов-Микитов   Медвежья семья

вечер

 Чтение сказки «Два жадных медвежонка». Цель: развивать способность к целостному восприятию текста, выявлять умение устанавливать причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.

 Настольно -печатная игра «Животные в лесу». Цель: закрепить знания о животных, закрепить правила игры в лото.

   С/р «Больница для зверей». Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

  Опытно – экспериментальная деятельность «Зачем зайка меняет шубку?». Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Зайчики». Цель: развитие мелкой моторики рук.

Разговор «Настроение бывает разным»

Цель: Способствовать угадывать чувства и настроение другого человека. Воспитывать чувство сострадания и милосердия.

прогулка

Наблюдение «Ветер ты могуч…» Цель: закрепить определять направление ветра, его силу.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «С кочки на кочку». Цель: развивать согласованность движений рук и ног.

 Подвижная игра «Лиса в курятнике». Цель: развивать ловкость, координацию движений, умение мягко приземляться после прыжка

Среда 08.12.2021г.

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Прием , осмотр, утренняя гимнастика.

ДИ «Бывает – не бывает» Цель: развивать аналитическое мышление, воображение, фантазию, формировать умение сопоставлять, отличать реальную ситуацию от нереальной.  Беседа «Какие дома у диких животных». Цель: закрепить знания детей о среде обитания диких животных и их жилища

 Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка». Цель: развивать актерские способности, интонационную выразительность речи, коммуникативные навыки.

Д/И «Волшебная палочка». Цель: актив

изировать в речи прилагательные, глаголы.

.      Индивидуальная работа. Конструирование «Кто в каком домике живет». Цель: учить строить простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования складывания бумаги пополам.

.Д/и

-«Вредно-полезно»

-«Что лишнее?»Цель:-Выявити знания о полезной и вредной пищи

Упражнение «Посчитай» на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 …, 4 …, 5 …

И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: «две белки», «пять белок», «два волка», «пять волков» и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение «Наоборот» — учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц — …

У волка хвост длинный, а у медведя — …

Лиса — хищное животное, а заяц — …

НОД

  1. Логопедическое. ( По плану логопеда)

Физкультура Стр. 53

 Упражнять детей в беге колонной по одному с сохранением правильной дистанции друг от друга, в беге между предметами, не задевая их; разучить ходьбу по наклонной доске, сохраняя устойчивое равновесие и правильную осанку; отрабатывать навык прыжка на двух ногах с преодолением препятствий; упражнять в перебрасывании мяча друг другу.

Рисование Рисование

Тема: «Заяц» 

Цель и задачи: Упражнять в изображении животных (зайцев) в движении. Продолжать формировать навыки изображения животных от пятна. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, соблюдая правила композиции. Развивать произвольное внимание, речь, усидчивость и аккуратность при выполнении задания.

прогулка

 Наблюдение «Цветник». Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они зимой спят.  

 П/и «Волк и ягнята». Цель: развивать интерес к коллективным играм, желание участвовать в них.

  Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Подбрось — поймай». Цель: упражнять в бросании и ловле мяча

Труд. Уборка на участке. – воспитывать трудолюбие.

Перед сном

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

вечер

Чтение и пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгает с ветки на ветку». Цель: продолжать развивать умение пересказывать сказку близко к содержанию.

 Д/и: «Что было бы…». Цель: способствовать углублению знаний о зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

 Игра – викторина «Сказки о животных». Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь.

 С/р «Зоопарк». Цель: расширять знания детей о диких животных: Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в неволе

Индивидуальная работа по познавательному развитию. Дидактическая игра «Отгадай загадку и изобрази животного». Цель: упражнять в умении изображать животных из счетных палочек

   Решение проблемной ситуации «Каждый хочет быть первым»

прогулка

  Наблюдение «Вечерняя погода». Цель: обратить внимание на то как изменилась погода вечером Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Кто дальше бросит?»Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

П/и «Зайцы и морковка». Цель: развивать волевые качества, внимание, двигательную активность.

Четверг 09.12.2021г

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Грпупповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

   Беседа: «Такие разные следы». Цель: закрепить знания детей о том, какому дикому животному принадлежит тот или иной след.

Рассматривание альбома «Следы диких животных». Цель: продолжать закреплять умение детей находить какому животному принадлежать те или иные следы.   Пальчиковая игра «Животные». Цель: развивать связную речь и мелкую моторику рук

Разучивание чистоговорок и скороговорок о диких животных. Цель: правильно произносить звук «Ш» и «Ж» формировать красивую и правильную дикцию, учить отбивать ритм ладошками.

Индивидуальная работа по познавательному развитию. Дидактическая игра «Угощение».  Цель: закреплять знания о том, какие звуки издают животные и чем их кормят люди.

Беседа «Как неаккуратно – вся одежда в пятнах!» Формировать у детей привычку следить за своим внешним видом.

НОД

  1. ФЭМП.

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

  1. Познавательное развитие (развитие речи)

Тема: «Дикие животные зимой».

Цель: расширить умение грамматически правильного употребления предлогов в, под; закрепить в речи детей название диких животных, их детенышей; расширять словарный запас; прививать любовь к природе, животным.

Музыкальное ( по плану музыкального руководителя)

прогулка

Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.

     Самостоятельные игры с выносным материалом.

 П/и «Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, упражнять в быстрой реакции на сигнал.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Прыжки в длину». Цель: развивать физическую активность.

Трудовые поручения: уборка снега на участке младшей группы.

Задачи: Организовать применение детьми освоенных ранее трудовых навыков, учить распределять фронт работ.

Перед сном

Р. н. с. «Два медвежонка»

вечер

С/р «Ветеринарная лечебница». Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача.

Игра – драматизация «Зайчик в беде». Цель: учить детей доброте, вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

Индивидуальная работа по речевому развитию. Дидактическая игра «Дополни предложение».

Цель: развивать речевую активность по лексической теме недели

-Танцевально-игровое творчество: «Веселые ножки».

прогулка

Наблюдение «Тучи и облака». Цель: развивать наблюдательность, воображение.

 Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Не замочи ноги». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.

 П/И «Через холодный ручей». Цель: упражнять детей в равновесии.

Пятница 10.12.2021г.

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Беседа: «Как звери готовятся к зиме». Цель: учить устанавливать связи между наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Игра «Колумбовое яйцо»Цель:  развития творческих и умственных способностей подходят головоломки.

Рассматривание альбома «Как звери запасаются на зиму». Цель: закрепить знания детей о диких животных.

Настольно -печатная игра «Дикие животные». Цель: закрепить знания о животных, закрепить правила игры в лото.

 Просмотр презентации «Красная книга». Цель: пополнить знания детей о животных, которые занесены в книгу и почему.

 Индивидуальная работа по познавательному развитию. Дидактическая игра «Помоги малышам найти свою маму». Цель: учить сравнивать предметы по величине.

Беседа «Вежливые слова за столом». Продолжать знакомить детей с правилами столового этикета. Отгадывание загадок О. Емельяновой «Вежливые слова»

НОД

  1. Рисование
  2. Тема: «Белка»
  1. Цель и задачи: Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжить развивать изобразительные умения и навыки. Закрепить умение рисовать животного с соблюдением пропорций тела и его частей. Продолжить закреплять знания о диком животном – белке. Укреплять физическое здоровье детей; развивать моторику рук.
  2. Логопедическое. (по плану Логопеда)

Физкультура.

Ходьба по наклонной доске боком, приставным шагом, руки на поясе (2—З раза). Выполняются в среднем темпе, обязательна страховка.

 Прыжки — перепрыгивание через шнур, положенный вдоль зала, справа и слева от него, продвигаясь вперед на расстояние 4 м (2—3 раза).

Перебрасывание мяча (диаметр 20—25 см), стоя на коленях, двумя руками из-за головы (10 -12 раз).

прогулка

 Наблюдение за хмурым небом. Цель: учить детей размышлять над вопросом «Зачем нужен дождь?

   Самостоятельные игры с выносным материалом, развивать самостоятельность, умение объединяться по интересам.

 П/и «Хищник — добыча». Цель: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»; развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Прыжки со скалкой». Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

Трудовые поручения: поддерживаем порядок на дорожках к групповому участку.

Задачи: Учить детей брать на себя ответственность за поддержание порядка, организовывать взаимодействие в группе дежурных, распределять фронт работ, подбирать и содержать в порядке инвентарь.

Перед сном

В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

вечер

Решение проблемных ситуаций «Животное попало в капкан». Цель: дать детям возможность высказаться, как можно решить ситуацию.

 С/р «Парикмахерская для животных». Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Ситуативный разговор «Нужны ли людям дикие животные, когда есть домашние?». Цель: закрепить и пополнить знания о диких животных средней полосы России, учить находить необходимые знания в книгах, объяснить, что все в природе взаимосвязано.

Индивидуальная работа по художественно – эстетическому развитию. Пластилинография «Волк». Цель: закреплять приемы скатывания, развивать мелкую моторику рук.

Беседа «Зачем нужна расчёска?»Экспериментирование: продемонстрировать детям спутанный моток ниток, предложить распутать. Объяснить, что также путаются и волосы, если их не расчесывать. Чтение стихотворения о расческе В. Кузьминова «Острых зубок целый ряд, Только ими не едят! Что бегает кобылкой От висков к затылку?»

прогулка

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

 П/и «У медведя во бору». Цель: учить детей действовать

Автор: Багрянская Тамара Валентиновна

Организация: МКОУ Инзенская СШ №3 им. Д.П. Ознобишина

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Инза

Цель урока: продолжить формирование знаний учащихся о проявлении широтной зональности, ее отражении в природе умеренных, субполярных и полярных поясов. (1СЛ.)

Планируемые результаты:

предметная: научиться объяснять основные понятия по теме, расширить знания о взаимосвязи компонентов природы; характеризовать природные зоны по плану, показывать по карте.

метапредметная:

познавательные: умение работать с текстом, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
коммуникативные: высказывать суждения по проблемам, находить общее решение, подтверждать их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с учебником при исследовании;
регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

личностная: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности вести диалог с другими людьми смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, на что побуждает деятельность, ради чего осуществляется.

Методы и формы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные, групповая работа.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2015.

И.В. Душина. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр «Вентана граф» 2014.

Карта(физическая, климатическая, почвенная, природных зон), картины, гербарии, видеофильмы.

Ход урока.

Орг. Момент.

Проверка знаний.

Вопросы. (2СЛ.)

  1. Каковы причины наличия в субтропических климатических поясах несколько природных зон?

Ответ. Различное количество осадков, выпадение их по сезонам в различных климатических областях этих поясов, что в свою очередь, обусловлено характером подстилающей поверхности.

  1. Охарактеризуйте зону средиземноморских вечнозеленых жестколиственных лесов, редколесий и кустарников.
  2. Покажите на карте зону переменно-влажных муссонных субтропических лесов
  3. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают во влажных муссонных субтропиках?
  4. Покажите на карте зону субтропических полупустынь и пустынь. Какие виды растений и животных характерны для этой зоны?

Выводы. В связи с климатическими различиями в субтропических поясах много природных зон. Природа субтропиков сильно изменена, в зоне много антропогенных комплексов. (3 СЛ.)

Изучение новой темы.

Фрагмент фильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

Учитель просит назвать учащихся тему урока.

Учитель называет тему урока и задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

Вопрос к классу.

Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата умеренного пояса.

Ответ. Приток солнечного тепла, движение воздушных масс, подстилающая поверхность. Чем дальше от океана, тем меньше выпадает осадков.

Объяснение зоны полупустынь и пустынь умеренного пояса. (4СЛ.)

Формируется в условиях самого сухого климата умеренного пояса. Максимальные площади эти зоны занимают в азиатской части Евразии. Большие амплитуды годовых и суточных температур, малое количество осадков, высокая испаряемость создают суровые условия для жизни. Особенно засушливы внутренние территории Центральной Азии.

Задание. По климатической карте установите черты сходства и различия пустыни умеренного пояса (Прикаспийская низменность) и пустыни тропического пояса (пустыня Сахара).

Сравнить. Температуру, осадки, испаряемость.

Ответ. Прикаспийская низменность.

Климат-резко континентальный. Средние температуры января от- 14 °C на севере до −8 °C на побережье, июля — от +22 °C на севере до +24°С на юге. Осадков от 200—150 мм на юго-востоке до 350 мм на северо-западе, испаряемость — около 1000 мм. Часты суховей.

Ответ. Пустыня Сахара.

Климат северной Сахары сухой, субтропический.

Годовая разница среднесуточных температур составляет примерно 20 °C. Зимы относительно холодные на севере и прохладные в центральных районах. Среднемесячная зимняя температура северной части пустыни составляет +13 °С. Средняя месячная температура воздуха в июле достигает +37,2 °C. Лето жаркое, максимальная зафиксированная температура +57,8 °C (Ливия); поверхность земли может прогреваться до +70-80 °C. Климат юга пустыни, сухой тропический. Температура иногда падает ниже нуля. Абсолютный минимум, составляет −15 °C. Воздух прогревается до 50 °C. На юге среднегодовые осадки составляют примерно 120-130 мм, на севере их меньше — 70-75 мм. Относительная влажность воздуха — 30-50%. Сильный ветер в пустыне, называемый Сироко, — очень частое явление. Высокая испаряемость на уровне 6000 мм в год.

Вывод. Большие участки зоны пустынь умеренного пояса лишены видимых признаков жизни. Там, где есть растительность, она разрежена. Растут полынь, солянка, акация, тамариск, саксаул. Животный мир представлен копытными (куланы, антилопы) и грызунами(суслики, пищухи, тушканчики).

Деятельностный компонент: на контурную карту нанесите границы пустынь умеренного пояса на материках, отметить зимние температуры в пустынях.

Слово учителя. Отгадайте загадку.

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

Вопрос к классу. Какую следующею природную зону мы будем изучать?

Объяснение учителя. (5СЛ.)

Зона лесостепей и степей, как и пустынь, расположены в глубине материков, вдали от океанов. В степях для произрастания деревьев недостает влаги, поэтому господствует травянистая растительность. Лесостепи образуют промежуточную зону между лесами и степями. В Европе лесостепи и степи занимают Среднедунайскую и Нижнедунайскую равнины и южную часть Русской равнины. Сейчас они почти распаханы.

Между степью и тайгой в центре Евразии-от Урала до Алтая-протянулась узкая полоса редкостойных лесов, чередующихся с лугами. Это особая северная «лесостепная область». Участки лесов, называемые колками, образованы здесь почти исключительно березой.

В Северной Америке лесостепи и степи вытянуты в меридиональном направлении по оси материка. Большая часть их распахана или превращена в пастбища. Степи во многом утратили свой первозданный облик.

Просмотр видеофильма. Природная зона степей.

Задание классу.

На основе видеофильма составить образное описание зоны степей, возможностей ее хозяйственного использования, мер по сохранению природы.

Сообщения учащихся.

Вывод. Плодородные черноземные почвы и благоприятные климатические условия способствуют развитию земледелия, садоводства, виноградарства. При продвижение на восток становится суше и черноземные почвы сменяются каштановыми. Для азиатской части характерны сухие степи, где растут низкорослые ковыли, полынь, тонконог. При искусственном орошении каштановые почвы дают хорошие урожаи, но большая часть этих степей служит пастбищами.

Задание. Назовите и покажите на карте зону широколиственных лесов.

Рассказ учителя. (6СЛ.)

Зона широколиственных лесов расположена в южной половине умеренного пояса, где теплое лето, мягкая зима, благоприятное соотношение тепла и влаги. Основные почвы этих лесов-плодородные лесные буроземы и серые лесные почвы.

На всех материках зона широколиственных лесов сильно изменена. Здесь очень высокая плотность населения. В Европе уже в Средние века лесные массивы выжигали, вырубали, расчищали земли под пашни. Так в Великобритании и Франции вместо лесов на обширных площадях произрастают заросли кустарников, среди которых много вереска. Сведение лесов привело к обеднению животного мира.

Деятельностный компонент: на основе анализа текста учебника установите различия в видовом составе растений и животных широколиственных лесов на материках.

Сообщения учащихся.

Вывод. В Западной Европе распространены в основном буковые и дубовые леса с примесью каштана и граба. В Северной Америке эти леса отличаются богатством видов: орех, магнолии, платан, тюльпанное дерево. Из животных обитают олень, косуля, кабан, лесная куница, барсук.

Деятельностный компонент: сравните географическое положение смешанных и широколиственных лесов на материках, используя карты атласа; установите причины различий в их климате.

Сообщения учащихся.

Вывод. Смешанные и широколиственные леса расположены в умеренных и субтропических климатических поясах. (7СЛ.)

Зона смешанных лесов расположена севернее зоны широколиственных десов

Характерный признак лесов подобного типа – наличие в них и лиственных, и хвойных деревьев, причем доля последних не должна быть менее чем 5 %.
Зоны смешанных лесов можно найти практически на любом континенте, они характеризуются большим разнообразием флоры и фауны.

Смешанных лесов достаточно много на территории России, встречаются они также в Европе, в Северной и Южной Америках, в Японии и Новой Зеландии.

Особенностью климата смешанных лесов является то, что они в отличие от широколиственных лесов способны выдерживать более низкие температуры. Средние температурные показатели января варьируют от -5°С до -15°С, средняя температура в июле показывает от +15°С до +20°С. Характерен годовой уровень осадков от 400 до 800 мм и невысокая испаряемость, что приводит к избыточной влажности и заболачиванию территории.

Рассказ учителя.

Леса располагаются преимущественно на равнинных территориях. Почвы здесь серые или бурые лесные. Причем, чем больше в составе леса лиственных деревьев, тем плодороднее будут его почвы. В североамериканских лесах к лиственным деревьям примешиваются веймутова сосна, белая ель, бальзамическая пихта. На востоке Азии смешанные леса отличаются большим разнообразием. Эта территория не подвергалась оледенению, поэтому здесь много эндемиков и реликтов, таких как кедр корейский, дуб монгольский, орех маньчжурский, липа амурская. Богатый подлесок состоит из сирени, рододендрона, винограда, лимонника. Почвы в зоне смешанных лесов дерново-подзолистые и серые лесные. В лесах обитают лось, бурый медведь, косуля, волк, лисица, в Приморье сохранился тигр.

Многие заповедники и национальные парки лесных зон внесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это парк Вуд-Баффало в Канаде,

Беловежская Пуща на территории Польши и Беларуси. (8СЛ.)

Самостоятельная работа. Практикум.

Класс делится на 2 группы. В группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы. Каждая группа выполняет свое задание.

Слово учителя. Вы сейчас отправляетесь путешествовать по природным зонам. Удаляясь от экватора к полюсам.

Просмотр видеофильма. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

1 группа. Зона хвойных лесов. Работа с атласом и текстом учебника.

(10 СЛ.)

Задание.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Виды растений и животных, которые характерны для тайги каждого из материков Северного полушария.

3. На контурную карту нанести границы зоны тайги, отметить климатические показатели; на основе анализа текста учебника и атласа.

2 группа. Зоны субполярных и полярных поясов. Работа с атласом и текстом учебника. (11СЛ.)

Задание.

  1. Географическое положение
  2. Климатические условия (сочетания тепла и влаги)
  3. По гербарным образцам составить описание растений тундры и арктических и антарктических пустынь. Выявить сходство и различия, установить причины.

Ответы учащихся.

1.Группа. (9СЛ.)

1. Зона хвойных лесов занимает самую большую площадь в умеренном поясе. Полоса хвойных лесов расположена в высоких северных широтах между 50° и 70° северной широты, к югу от тундры и к северу от листопадных лесов и степей умеренной зоны.

2. Растительный покров ее обширных пространств довольно разнообразен. Основные породы деревьев в лесах Европы-ель и сосна, при продвижении на восток к ним примешиваются пихта, кедровая сосна и лиственница. Животный мир хвойных лесов разнообразен: в европейских лесах много пушных зверей, обитают волк, рысь, бурый медведь, лисица, лесная куница. В американских лесах-грызли(подвид бурого медведя),скунс, дикобраз. Самое крупное млекопитающее лесов-лось.

3. Климатические показатели.

Выпадает 300–800 мм осадков в год, а средние показатели температуры: -39-10°C в январе, +16-20°C в июле.

2. Группа. (12 СЛ.)

1. Субполярный пояс. Расположен в северном полушарии, в Евразии и на севере Северной Америки (называют субарктическим). В южном полушарии встречается лишь на островах (субантарктический). Полярный пояс. Пространства земной поверхности, ограниченные полярными кругами, называются полярными поясами.
Вокруг Северного полюса он называется арктическим, Южного — антарктическим (по-гречески анти- против).

2. Субарктический и субантарктический пояса.

Для них характерна смена воздушных масс по сезонам: летом — умеренные, зимой — арктические и антарктические. Летние температуры в лесотундре немного выше +10С, а зима длинная и суровая (до −55 °С). Осадки 100-300мм.

Летний сезон арктического пояса длится всего 3 недели, при этом температура воздуха чуть выше 0°С. А зимы длинные, морозные, с температурой не выше -30-40°С.
Климат Антарктиды еще суровее. Здесь была отмечена самая низкая температура на земном шаре (-88,3°С). Годовое количество осадков до 500мм.

  1. Брусника обыкновенная – это вечнозеленый кустарник высотой до 25 см с ползучим корневищем. Листья – многолетние, плотные, кожистые, голые. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, снизу более бледные и тусклые. Листья зимуют под снегом. Цветки мелкие, с белым венчиком. Соцветие- кисть. Цветет в мае – июне. Плод- многосемянная ягода. Плоды ярко-красные.

Исландский мох — вид лишайников, произрастающий на почве. Симбионт микроскопических грибов и водорослей. Кустистый лишайник, без вегетативных органов, с прямостоячим слоевищем высотой 10-15 см, с полным отсутствием развитой корневой системы. Слоевище крепится к почве, с помощью ризоидов.Цвет растения зависит от освещения, влажности и других климатических условий среды обитания.

Различия. Карликовые формы растений. Мелкие листья одеты волосяным покровом. Растения стелются по Земле, образуя подушки. Корни расположены близко к поверхности. Растения многолетники. Яркая окраска цветов, привлекает насекомых.

Беседа.

1.Какие виды хозяйственной деятельности освоило население тайги?

2.Какие растения произрастают в тундре?

3. Почему места скопления птиц называют «птичьими базарами»?

(там стоит невообразимый шум и гам).

4.Покажите на карте арктические и антарктические пустыни.

5.Назовите животных обитающих в Антарктике?

Вывод.

Географические пояса являются крупными подразделениями широтной зональности. Они чередуются как на континентах, так и на поверхности океана. Пояса закономерно повторяются в Северном и Южном полушариях. Географические и климатические пояса практически совпадают.

В каждом географическом поясе существуют свои природные зоны.

Образование природных зон обусловлено климатом, поэтому природные зоны на суше отличаются друг от друга растительностью. Из всех разнообразных компонентов природы, именно растительность очень ярко выражена и отображает все даже незначительные изменения природы. При изменении хоть одного из компонентов, в первую очередь это отразится на растительности.

Закрепление учебного материала.

Вопросы.

  1. В каком полушарии (Южном или Северном) умеренный пояс материков включает больше природных зон? Почему? Какая из зон этого пояса занимает большую площадь?
  2. В чем причина нарушения широтной зональности в размещении некоторых зон умеренного пояса? Каких именно?
  3. В каких природных зонах сохранились древние виды растений? Почему?
  4. Природа каких изученных на уроке зон особенно ранима? Почему?

Домашнее задание. Параграф 20. Творческие задания.

Комментарий к уроку.

Литература.

  1. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова.-М.: Школьная Пресса, 2002.
  2. Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающихся игр, праздников, шоу-программ для средней школы/ Авт.-состав. Вера Надеждина.- Минск:Харьвест, 2008.
  3. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Саратов: Приволж. Кн. изд-во, 1989.
  4. Учебное электронное издание. «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, океаны, народы, страны». Для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала: Душина И. В., Коринская В.А., Щенев В.А.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс. vSCHOOL. Ru.
  6. Видеофильмы. Природные зоны умеренного и полярного поясов.

vk.com >video_185125566_456239018.

Природная зона степей.

https://ok.ru/ video/6592333189.

Приложения:

  1. file0.docx.. 42,3 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,4 МБ

Опубликовано: 16.11.2021

Этот рассказ про волка для детей. Об этом диком звере знает каждый с самого детства. Он герой многих сказок, легенд и рассказов. Часто о нём говорят, как о сером разбойнике.

Распространены волки в Европе и в Северной Америке. Известно более 30 видов, которые отличаются размером и окрасом шерсти. На территории России обитают следующие подвиды волка:

  • тундровый;
  • среднерусский;
  • степной;
  • монгольский;
  • кавказский;
  • сибирский лесной.

Волк – один из самых опасных хищников нашей фауны. Это умный, ловкий, осторожный и сильные зверь. Он умеет анализировать ситуации и применять хитрость во время охоты. Длина его тела более 120 см, а высота – 85 см, масса – 40-50 кг. Самцы всегда крупнее самок. Цвет шерсти волка зависит от климата той местности, где он обитает.

volk v lesu

Волки родственники собак и даже внешне очень похожи на них, но выглядят они намного крупнее благодаря густой шерсти. Мозг дикого животного на 30%, чем у собаки. Это означает, что волк способен запоминать и обрабатывать больше информации, чем его одомашненный родственник.

Волки умеют не только выть, но и произносить самые разные звуки, с помощью которых они передают своим собратьям различные сообщения. Например, одно животное может сообщить другому о приближении охотников.

У зверя отличный слух, что позволяет ему услышать о приближающейся опасности за несколько километров. Животное не только быстро бегает, но и умеет хорошо прыгать. В голодные периоды волки могут перепрыгивать через заборы и нападать на домашних животных.

У волка хорошо развито чувство обоняния. Он способен учуять добыча на расстоянии до трех километров. Обоняние у волков в 100 раз лучше, чем у человека.

molodoj volk

Интересно знать. Длина хвоста у волка 45 см. Он никогда не закидает его на спину, в отличие от собак. Когда лежит, – кладет под голову, согревая в мехе кончик носа. Разъяренный волк, скалит зубы, размахивает хвостом, а напуганный – подгибает его под живот.

У этих животных неплохо развита мимика. Их морда может выражать более десяти эмоций, например, веселье, покорность, страх, гнев и злоба.

Главное достояние животного – острые зубы, которых у волка 42. Лишившись зубов хищник обречен на гибель.

Питаются эти звери разнообразной, в основном мясная пищей. В случае сильного голода могут употреблять падаль или растительную пищу (ягоды, грибы). Волки охотятся на птиц, диких и домашних животных: косуль, оленей, зайцев, различных грызунов, овец, свиней, коров, гусей.

Рассказ про лесных животныхНа охоту хищник выходит в основном в сумерках и ночные часы, и лишь изредка его можно встретить днём. В одиночестве за ночную охоту может пройти более 100 километров.

В лесных дебрях движется бесшумно, как тень. У него хорошее зрение, он отлично видит в темноте. Невооруженных людей не боится, порой даже не обращают внимания на них.

Волк добывает пищу, активно ища и неутомимо преследуя жертву. В погоне за добычей может развивать скорость до 80 километров в час. Зимой эти звери охотятся стаей: одни ждут в засаде, другие выполняет функцию загонщиков.

Экологи называют волка санитаром леса и тайги, ведь зачастую он догоняет ослабленных или больных животных. Однако волки наносят серьезный ущерб животноводству вообще и овцеводству в частности.

staja volkov

Волки живут семейными группам. Стая может содержать от 20 до 40 особей. Возглавляет семейство пара вожаков – альфа. Дисциплина в стае строгая, каждый знает своё место. Иногда между группами волков возникают стычки. В бою более сильные противники убивают не всю стаю, а только её вожаков.

Волки – бродячие животные. Летом они ходят поодиночке или парами, зимой собираются в стаи, в которые, кроме взрослых особей, входит и молодняк. В два-три года молодые сильные волки выбирает себе пару и создают семью. В пару волки объединяются надолго, вплоть до гибели одного из партнеров.

Логова устраивают в глухих, малодоступных местах, недалеко от воды. Когда кормят малышей, ведут себя осторожно, охотятся далеко от своего логова, чтобы случайно не привлечь к нему внимания.

volchica s volchonkom

У этих животных сильный родительский инстинкт, воспитанию волчат уделяется много внимания. Волчица никогда не оставляет детей одних. Отец, единственный кормилец большой семьи (волчат бывает 6-8, иногда даже 10 или 13), приносить в желудке полупереваренной мясо.

При рождении у всех волчат голубой цвет глаз, но через 2-3 месяца цвет глаз у них меняется и приобретает золотисто-желтый окрас. Только в редких случаях у волка остаются на всю жизнь голубые глаза.

Волчица, почувствовав опасность, дважды, а то и трижды переносить волчат на новое место. Однако, как это неудивительно, когда на логово нападают собаки, волки почему не защищает своих детеныши, а убегают.

Рассказ про лесных животныхВ горно-лестных областях Центральной и Южной Азии обитают красные волки, которые очень похожи на лисиц. Этот редкий вид, находится под угрозой исчезновения, и поэтому занесен в Красную книгу.

Живут волки 10-15 лет. Охотиться на них разрешается в течение целого года.

Почему так говорят:

«Голодный как волк»

Голодать волк может по несколько недель. После удачной охоты может сразу съесть более 10 кг мяса. Но это только тогда, когда очень проголодается. Обычно, волк съедает за один раз около 2 кг мяса.

«Смотреть волком»

О человеке с неприветливым взглядом говорят, что он «смотрит волком». Хмурый взгляд волка ещё усиливается и его сутулостью, которая возникает от того, что во время бега он опускает голову.

«Волка ноги кормят»

Ища пищу, волки могут бродить всю ночь, пробегая десятки километров. Но нередко так бывает, что и одна, и вторая, и третья ночь проходить впустую. Удачные охоты бывают редко. Тогда голодный волк теряет осторожность, становится особо опасен и даже может уничтожить больше животных, чем способен съесть.

Видео: про волка для детей

  • Рассказ про ласточку для детей 6 7 лет
  • Рассказ про ласточку для детей дошкольного возраста
  • Рассказ про лану и сашу
  • Рассказ про курицу денискины рассказы
  • Рассказ про курскую битву