Рассказ про лермонтова михаила юрьевича лермонтова

Тема урока: м.ю.лермонтов. слово о поэте. бородино. историческая основа и патриотический пафос стихотворения.цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая                                                                                                                                                                                

        основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

Задачи урока: 

Образовательная:

  • развивать умения работы с текстом.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на изученный материал

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к истории своей страны;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     — формирование умения работы с текстом.

      Метапредметные:

    — формирование ценностного отношения к великому прошлому России, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе.

      — Личностные:

      воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва», раздаточный материал, карточки.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

II. Мотивация учебной деятельности (2мин.)

III.Знакомство с автором (5 мин)

IV. Актуализация знаний (1 мин).

V. Постановка цели урока (2 мин).

VI. Физкультминтука (1 мин).

         VII. Первичное закрепление (5 мин).

VIII. Словарная работа (7 мин).

IX. Работа с учебником (8 мин).

X. Подведение итогов урока (5 мин).

XI. Рефлексия (3 мин).

XII. Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин).

Ход урока.

I.Организационный момент (2 мин).

II. Мотивация учебной деятельности (2 мин) (на экране фото пожилого человека с орденами).

  -Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

  -А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости    всего народа?

  Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий — Бородинское сражение 1812 года, о том, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

III.Знакомство с автором (5 мин).

На каждой парте лежат конверты (файлы). Необходимо самостоятельно прочитать статью № 1 о биографии М.Ю. Лермонтова. На экране портреты членов семьи Лермонтова.

— Что вы узнали о Марии Михайловне Арсеньевой?

— Что вы прочитали об отце Михаила Юрьевича Юрии Петровиче? О бабушке, Елизавете Алексеевне?

— Ребят, скажите, а почему Лермонтову с детства так было знакомо одиночество?  (на доске портрет Лермонтова).

Сегодня мы поговорим об одном стихотворении Лермонтова, а для начала  отправимся в картинную галерею Эрмитажа. (на экране портреты М.И. Кутузова, Наполеона Бонопарта, П.И. Багратиона, Барклая-де-Толли)

— Что вы можете сказать об этих людях?

-Да, действительно. Это военные люди. Так о чем будет стихотворение? Верно, о войне.

— Русский народ имеет многовековую историю, и ему неоднократно приходилось отражать атаки противника. И в начале 19 века над страной вновь нависла угроза. Французский император Наполеон Бонопарт двинул на  Россию свою армию. И это война в очередной раз показала образцы патриотизма и воинской доблести (на экране картина Бородинского сражения). Бородинское сражение – одна из главных битв этой войны.

— Как в истории называется эта война? (Отечественная война 1812 года).

IV. Актуализация знаний (1 мин).

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

На доске тема – «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».

V. Постановка цели урока (2 мин).

— Раз  мы уже с вами определили, о чем будет произведение, подумайте, а что же мы будем делать сегодня на уроке?

— Ребят, а чтобы нам быть сегодня очень внимательными, мы проведем сеI. VI. Физкультминтука (1 мин).  Закончите следующие строчки словами – рифмами. Закройте глаза. Представим себе, что это стихотворение о страшной … (войне). Сожмите кулачки. Оно об одном очень страшном сражении. Возьмем себя в руки и прочь… (поражение, сомнение). Теперь встаньте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы встали и, мира создав территорию, продолжим урок, обратимся к… (истории).

VII. Первичное закрепление (5 мин).

Чтение исторической справки. Хорошо, садитесь. Открываем конверт. Читаем приложение № 2 (один ученик вслух читает историческую справку).

— Бородинское сражение состоялось в 1812 году, а Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году.  Сколько лет прошло с момента этой битвы?  (25 лет)

К 25-летию со дня Бородинского сражения было написано Лермонтовым это стихотворение. Давайте прослушаем это стихотворение.

Чтение стихотворения. (Начало стихотворения читает учитель.  (с 18 сек.) Со слов «Да, были люди в наше время…» аудиозапись стихотворения в исполнении Александра Водяного до слов «Все промелькнули перед нами, Все побывали тут…» (3 мин 21 сек). Далее и  до конца читает учитель).

— Ребят, кто же является героем стихотворения?

— Что мы почувствовали, когда прослушивали это стихотворение?

— Почему автор пишет: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?

VIII. Словарная работа (7 мин). Во время прослушивания вам встретилось много  незнакомых слов. Давайте откроем наши конверты, найдем приложение под номером 3 и поработаем в парах.

Задание. Соедините стрелками слова из первого столбика с правильным определением.

Проверка задания. Пара, которая выполнит задание раньше остальных, встанет и прокомментирует свой ответ (на экране иллюстрации данных слов).

IX. Работа с учебником (8 мин).

— Как построено стихотворение? (при помощи диалога).

— Кто является рассказчиком? (рассказ ведется от лица старого солдата)

—Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Работа по группам(+ 4 ученика работают индивидуально по карточкам)

1 группа. Кто главный герой? Что о нём можно рассказать?

2 группа. Найдите пейзаж в стихотворении (описание Бородинского поля). Опишите, какие картины вы представляете?

3 группа. Как поэт изображает французскую армию? Почему о ней сказано так мало?

4 группа. Прочитайте обращение полковника к солдатам. Какая основная мысль заключена в этом обращении?

5 группа. Как вы понимаете строки?

«…Ну ж был денек!…»

Что это был за день? Найдите в тексте этот фрагмент. Прочитайте его. (Пока ученик выразительно читает этот фрагмент, включается видеозапись Бородинского сражения из к/ф «Война и мир» с 1 мин 10 сек).

6 группа. Прочитайте обращение полковника к солдатам. Какая основная мысль заключена в этом обращении?

Проверка задания по группам.

X. Подведение итогов урока (5 мин).

 Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение? (Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли). 

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль  стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведение актуально, потому что тема защиты Родины — всегда актуальна тема).

Слово учителя: Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит” и будет помнить «вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они — наша гордость и честь.

XI. Рефлексия (3 мин). На экране незаконченные высказывания. Дети по очереди их продолжают.

  1. сегодня я узнал(а)…
  2. было интересно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял(а), что…
  5. я почувствовал, что…
  6. меня удивило…

XII. Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин).

1)Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок) со слов «Ну ж был денек!..» и до конца.

2)По выбору:

 Нарисовать эпизод из стихотворения, выбрать к нему отрывок, записать его на обратной стороне листа.

Или ответить письменно на вопрос (стр. 155, вопрос 9)

Дом-музей М. Ю. Лермонтова — это один из отделов Государственного литературного музея (ГМИРЛИ), открытый в 1981 году. Вместе с ним в комплекс входят дома-музеи известных русских писателей — А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Б. Л. Пастернака и др., а также Музей Серебряного века.

Экспозиция размещается в доме, где Лермонтов жил до 1832 года со своей бабушкой — Е. А. Арсеньевой. К 2014 году в здании провели реставрацию и реконструкцию, приуроченную к 200-летию поэта.

Панорама здания музея:

Не только экспозиция, но и сам дом имеет культурное значение, так как это единственный мемориальный дом поэта в столице, сохранившийся до наших дней. Он был построен в 1814 году. Это одноэтажное здание в стиле ампир, сегодня его можно увидеть в первоначальном облике — в ходе реконструкции были убраны все изменения, внесенные новыми владельцами.

Восстановлению подвергся не только внешний облик дома, но и внутренние помещения. Сегодня гости дома-музея М. Ю. Лермонтова в Москве могут увидеть интерьеры, типичные для столичных особняков 1830-х годов, ознакомиться с коллекцией, включающей фамильные портреты, картины поэта, и, конечно же, его произведения.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Экспозиция

В доме-музее есть несколько комнат с восстановленным интерьером, а также помещения для просмотра мультимедийных документов и комнаты с картинами Лермонтова. Погрузиться в обстановку XIX века можно в Большой и Малой гостиных, а также в комнатах бабушки и поэта. Здесь выставлена антикварная мебель и представлены предметы, раскрывающие характер и творческий дар поэта, демонстрирующие некоторые этапы его жизни и работы.

Так, в Малой гостиной гости увидят экземпляр журнала «Атеней», где впервые напечатали стихи Лермонтова. В этой комнате часто принимали друзей и членов семьи, стены украшены детскими рисунками Михаила Юрьевича. В других комнатах представлены семейные портреты, среди которых есть изображения отца, матери и бабушки поэта, портрет Михаила Юрьевича в раннем детстве. Сам Лермонтов часто писал картины с видами Кавказа и портреты близких людей.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Конечно, важнейшую часть коллекции составляет творческое наследие поэта — черновики, рукописи, книги, журналы с его стихами, изданные при жизни Лермонтова. Наиболее ценными экспонатами являются автопортрет Михаила Юрьевича и книги с его автографами и пометками.

Мероприятия в доме-музее М. Ю. Лермонтова в Москве

Учреждение имеет насыщенную программу, включающую не только экскурсии для учащихся и взрослых, но также интерактивные занятия для детей и выставочные проекты.

Спектр экскурсий достаточно широк — помимо обзорного тура по музею, есть авторские и тематические программы:

  • Экскурсия «Годы учения Лермонтова», знакомящая слушателей с периодом обучения поэта в столице. Вы услышите интересный рассказ о наставниках поэта, его окружении в эти годы и создании первых произведений.
  • Экскурсия «Лермонтов-читатель и читатели Лермонтова». Эта программа ставит своей целью знакомство с интересами Михаила Юрьевича, какие книги он читал, что вдохновляло его, какие произведения были популярны в годы жизни поэта, а также как воспринимают его творчество современные читатели.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Интерактивные программы для учащихся в последние годы все чаще используются для привлечения детской аудитории в музеи. Так, в доме М. Ю. Лермонтова в Москве тоже есть несколько подобных занятий для школьников 5–8 классов:

  • «Лермонтов по-английски» для учащихся в школах с изучением английского языка.
  • «Раут с Лермонтовым» — интеллектуальная игра по основе экскурсии по музею.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Выставочные проекты, как правило, приурочены к значимым датам или вехам жизни Лермонтова — публикации стихотворений, дню рождения поэта, учебе, жизни на Кавказе и пр. Выставки являются передвижными, их можно увидеть не только в Москве, но и в других городах России и даже за рубежом.

Узнать подробности о мероприятиях дома-музея М. Ю. Лермонтова (условия участия, стоимость, расписание) можно по телефону +7 (495) 691 18 60.

Панорама залов дома-музея М. Ю. Лермонтова:

График работы и стоимость услуг дома-музея М. Ю. Лермонтова в 2022 году

Музей работает ежедневно, кроме понедельника. Во вторник, а также с пятницы по воскресенье с 11:00 до 18:00, в среду и четверг с 11:00 до 21:00. Касса закрывается на 30 минут раньше.

Цены на билеты:

  • Полный — 200 руб.;
  • Льготный — 150 руб.;
  • Аудиогид — 150 руб.;
  • Билет в три музея ГМИРЛИ (действителен в течение недели) — полный 500 руб., льготный — 350 руб.

Цены на экскурсии:

  • Обзорная (группа до 15 чел.) — 4500 руб.; за каждого дополнительного участника — 300  руб. за человека;
  • Сборная экскурсия — 300 руб./чел.
  • Тематические программы (группа до 15 чел.) — 4500 руб.
  • Интерактивные занятия (2 ак. часа) — 6000 руб./группа до 15 чел.

Забронировать билеты и посмотреть подробный прайс на официальном сайте дома-музея М. Ю. Лермонтова в Москве

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Как добраться

Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве находится на Малой Молчановке, в доме № 2 (второе крыльцо). К нему можно пройти от метро «Арбатская» или от остановки «Дом книги». От станции «Арбатская» следует выйти на Новый Арбат и после Московского Дома книги повернуть направо.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова

Автобусы № 39, м2, м27, н2 останавливаются буквально в 100 метрах от музея. От остановки нужно пройти за Дом книги и после памятника М. Ю. Лермонтову, пересечь Малую Молчановку.

Если вы добираетесь на автомобиле, то въезд к музею осуществляется с Поварской улицы. Также стоит учесть, что рядом есть только платные стоянки.

Поехать в музей можно и на такси, для этого воспользуйтесь услугами одной из служб — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси, Везет.

Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве: видео

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Москве

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

  • Рассказ про леонардо да винчи 7 класс
  • Рассказ про лермонтова на английском языке
  • Рассказ про леню голикова
  • Рассказ про лермонтова 4 класс краткое содержание
  • Рассказ про ласточку 1 класс окружающий мир