Рассказ про кунгурскую пещеру на 1 листок

Программа тура белогорский монастырь 10.00 отправление из перми 10.00 -12.00 путевая экскурсия 12.00-15.00 прибытие в белогорский монастырь, экскурсия по

Программа тура «Белогорский монастырь «

10.00  Отправление из Перми 
10.00 -12.00 Путевая экскурсия
12.00-15.00 прибытие в Белогорский монастырь, экскурсия по Монастырю, свободное время (монастырская лавка, святой источник, купель).

15.00  Отъезд в Пермь
17.00 Прибытие в Пермь

 Стоимость тура на человека в составе сборной группы на выезды:       06.01.2022значок елка, 09.01.2022значок елка,  19.01.2022, 23.01.2022, 30.01.2022

Взрослые

Дети до 14 лет, пенсионеры, студенты

800
800

В стоимость включено: проезд комфортабельным автобусом, экскурсионное обслуживание: путевая экскурсия, экскурсия по монастырю, страховка.

Программа тура » Кунгурская пещера + Белогорский монастырь»

10.00 — Отправление из Перми

10.00-12.00 Дорога до Белогорья с путевой экскурсией. 

12.00-14.00 Экскурсия в Белогорский мужской монастырь. Во дворе монастыря расположилась трапезная, где вкусно, сытно и не дорого можно покушать горячей еды ( за доп.плату)

14.00-15.00 Переезд в г. Кунгур с путевой экскурсией.

15.00-16.30 Обзорная экскурсия по г. Кунгуру с посещение сувенирной лавки и дегустации продукции местных производств г.Кунгура:

— колбасных изделий Кунгурского мясокомбината,

-знаменитого чая Грибушина, 
-кунгурского лимонада, родом из СССР, 
-вязовских пряников по старинным рецептам. 

И конечно, все эти свежие продукты можно приобрести! 
Сама дегустация проходит в сувенирной лавке, а потому сразу можно приобрести красивый сувенир на память или в подарок! 

16.45-18.15 Обзорная экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру. программа «Ожившая история». Экскурсия-победитель Всероссийской туристской премии «Маршрута года»-2019: исторический калейдоскоп встреч с выдающимися исследователями подземного мира прошлых веков (С.У. Ремезов, А.Т. Хлебников, немецкая принцесса Виктория Баттенбергская). Также во время экскурсии вы познакомитесь с оледенением пещеры, геологическими процессами формирования подземных полостей, историей посещений и научных открытий, полюбуетесь многолетними льдами, чистой прозрачной водой подземных озер. Протяженность 1,5 км через 19 гротов по центральной экскурсионной тропе.

18.30 — Выезд в Пермь. 

20.30 — Прибытие в Пермь.

,

Стоимость тура на человека в составе сборной группы на выезды:      07.01.2022значок елка, 15.01.2022, 29.01.2022

Взрослые

Дети до 14 лет, пенсионеры, студенты

1 100
1 100

В стоимость включено: проезд комфортабельным автобусом, экскурсионное обслуживание: путевая экскурсия, экскурсия по монастырю и Кунгуру, страховка.

Дополнительно оплачиваются : обед (по желанию, 200 руб), входные билеты в Кунг.пещеру — 1 000 руб- взрослый,  700 руб —ребенок до 14 лет, дети до 4 лет — бесплатно, после 20.12.2021 стоимость входные билеты в Кунг.пещеру — 1 100 руб- взрослый,  800 руб —ребенок до 14 лет, дети до 4 лет — бесплатно .

Программа тура » Дары Белогорья»

 Маршрут проходит по окрестностям знаменитой Белой горы. Мы посетим крупнейший агрокомплекс «Труд», где можно увидеть весь производственный цикл: от огромного коровника до упаковки продукции. Колбасы, богатый ассортимент молочной продукции, новейшие технологии производства не оставят никого равнодушными. По завершении увлекательной экскурсии по производству нас ждёт дегустация продукции агропредприятия.
Далее – старинный храм в Троельге, в котором останавливалась княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Храм восстанавливался на пожертвования агропредприятия и совсем недавно здесь было установлено паникадило, не имеющее аналогов в крае.
Завершится день на знаменитой Белой горе. Наш Уральский Афон притягивает тысячи туристов ежегодно. В зимнее время здесь царит настоящая сказка. Помимо величественного Крестовоздвиженского собора здесь можно посетить монастырскую трапезную, кафе, гостиный двор, увидеть надвратную церковь, набрать воды на святом источнике, окунуться в купели и, конечно же, с высоты птичьего полёта сделать потрясающее фото зимнего леса.

в программе :значок елка
Посещение храма с. Троельга, экскурсия по агрофирме «Труд» и дегустация молочно-мясной продукции , обед в кафе агропредприятия , посещение Белой горы и Свято -Николаевского мужского монастыря, свободное время

Стоимость тура на человека в составе сборной группы на выезды:          07.01.2022

Взрослые

Дети до 16 лет, пенсионеры

1 500
1 400

В стоимость включено: проезд комфортабельным автобусом, экскурсионное обслуживание: путевая экскурсия, экскурсия по монастырю и агрокомплексу Труд , дегустация, обед

Программа тура » Православный тур К Николаю Чудотворцу- Кунгур-Кольцово-Кылосово»

09.00-11.00  Отправление из Перми. Путевая экскурсия «История православия Прикамья».

11.00  Прибытие в г.Кунгур

11.00-12.00  Посещение Свято-Никольского храма — двенадцатиглавый храм из красного кирпича, украшенный белым камайским камнем, был построен в честь Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

12.15-12.45  Обед в кафе г.Кунгура (по желанию за дополнительную оплату)

12.45 -Отправление в с. Кыласово

13.30-14.00 -Посещение Свято-Никольского храма с чудотворной иконой Святителя Николая Чудотворца.
Именно на месте, где ныне стоит кирпичный храм, ее нашли в кустах на пустом болотном месте и унесли в Старо село в деревянную церковь. Через некоторое время икона… вновь оказалась на месте явления. Прихожане поняли, что образу надлежит быть здесь.

14.00 Отправление в с.Кольцово

15.30-17.00  Посещение Никольского храма.
Предание о явлении образа Николая Пещерного, рассказ о его судьбе и посещение святого источника.

17.00  Отправление в Пермь.

18.00 Прибытие в Пермь.

Стоимость тура на человека в составе сборной группы на выезды:   

Взрослые

Дети до 14 лет, пенсионеры, студенты

1 100
1 100

В стоимость включено: проезд комфортабельным автобусом, экскурсионное обслуживание: путевая экскурсия, экскурсия по монастырю и Кунгуру, страховка.

Дополнительно оплачиваются : обед (по желанию)

Программа тура » Православный тур в Белогорский монастырь и Свято-Николаевскую церковь в с.Кылосово»

10:00 — Выезд из Перми
10:00 — 12:00  Путевая экскурсия по пути.  Недалеко от Кунгура на старом Сибирском тракте стоит старое село Кыласово с 1623 года. В этих местах явилась икона-образ святителя Николая Чудотворца. Множество чудес исторических и современных явлений от иконы. Находится чудотворная икона в Свято – Николаевской церкви, построенной в 1799 году. Опыт православного благочестия свидетельствует о том, что и поныне святитель Николай предстательством своим совершает множество чудес в помощь молящимся ему; не случайно он любимейший святой русского народа.
11:30 — 12:00 Посещение и осмотр церкви. В  храме находятся явленный и чудотворный образ свт.Николая чудотворца. Икона Святителя Николая явилась миру на том месте, где впоследствии был построен каменный храм.
12.00 — 13:00 Переезд до Белогорского монастыря.
13:00 — 14:00  Свободное время на посещение трапезной. Во дворе монастыря расположилась трапезная, где вкусно, сытно и не дорого можно покушать горячей еды. Также можно что-то купить с собой.
14:00 — 16:00  Экскурсия по Белогорскому монастырю, свободное время. История Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря начинается в 1891 году, когда в память о чудесном избавлении цесаревича Николая от опасности  здесь установили семисаженный крест высотой больше 10 метров. Крест так и прозвали — царским.   В монастыре сохранилась икона Николая Чудотворца.
16:00  Выезд в Пермь, отдых в автобусе.
18:00  Прибытие в Пермь.

Стоимость тура на человека в составе сборной группы на выезды:    

Взрослые

Дети до 14 лет, пенсионеры, студенты

1 080
1 080

В стоимость включено: проезд комфортабельным автобусом, экскурсионное обслуживание: путевая экскурсия, экскурсия по монастырю и Кунгуру, страховка.

Дополнительно оплачиваются : обед в трапезной (по желанию, 200 руб)

Программа тура «Верхнечусовские городки»

1 день

10:00  Отправление из Перми. Путевая экскурсия «История православия в Прикамье».
12:00 – 13:15  Посещение Успенского мужского монастыря с храмом Успения Пресвятой Богородицы, Посещение Часовни Святого Трифона Вятского с источником святой воды на территории монастыря.
Это один из самых древних монастырей Урала. Будучи основанным в 1580 году, он был закрыт в 1764 году и вновь возродился уже в 1997 году. На вершине холма возвышается храм 19 века. У подножия холма несколько лет назад была реконструирована часовня Трифона Вятского на месте святого источника Трифона.
13:15 – 13:30  Переезд до женского монастыря.
13:30 – 15:00  Посещение Верхнечусовской Казанской Трифоновой женской пустыни с храмом Всех Святых. Верхнечусовской женский монастырь разместился на высоком холме в живописном месте Пермского края. По своему духу и атмосфере монастырь напоминает старинные монастыри Суздаля, Владимира, хотя и возникла эта обитель всего 10 лет назад. Небольшой уютный храм в честь Всех Святых, построенный в 19 веке, изначально был только кладбищенской церковью. Сейчас же сюда тянется множество паломников из разных уголков Урала и Сибири.
15:00  Отправление в Пермь.
17:00  Прибытие в Пермь.

Стоимость тура на человека в составе сборной группы на выезды:   07.01.2022, 22.01.2022, 20.02.2022

Взрослые Пенсионеры и Дети до 10 лет
800
800

В стоимость включено: проезд комфортабельным автобусом, экскурсионное обслуживание, страховка

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

Археологические раскопки возрождают дебаты об исторической точности Ветхого Завета

Под пустыней в Израиле ученый и его команда раскапывают удивительные новые свидетельства развитого общества во времена библейского Соломона.

Матти Фридман, СМИТСОНОВСКИЙ

dec2021 a16 kingsolomonsmines

Вырезанные трудолюбивыми шахтерами тысячи лет назад, бесчисленные шахты проходят через пустыню долины Тимна. Ядид Леви

Если вы стоите на одном из обнажений долины Тимна, самым заметным фактом этого места является пустыня. Здесь, в жарких равнинах пустыни Арава, в стороне от единственной дороги на юге Израиля, кажется, что нет ничего, кроме суровых скал и скальных образований вплоть до зубчатой красной стены Эдомских гор через иорданскую границу. И все же, чем дольше вы проводите время в Тимне, тем больше вы начинаете видеть следы былого присутствия человека. Царапины на скале оказываются, при ближайшем рассмотрении, 3200-летними иероглифами. На валуне — очертания призрачных колесниц. Туннель исчезает в склоне холма, на стенах отметины энергичных ударов бронзовых долот. Когда-то здесь были люди, и они что-то искали. Следы сокровищ все еще можно увидеть под ногами в зеленоватом оттенке гальки или изумрудной полосе по всей стороне пещеры.

Скальные образования, известные как Столпы Соломона. Открытие египетского храма 13-го века у основания скал перевернуло понимание историками этого места. Ядид Леви

Когда израильский археолог Эрез Бен-Йосеф прибыл на древние медные рудники Тимны в 2009 году, ему было 30 лет. Этого места не было ни в археологическом списке Израиля ни в его списке. Это не был ни Иерусалим Иисуса, ни знаменитая цитадель Масады, где еврейские повстанцы покончили жизнь самоубийством, но не сдались Риму. Это было такое место, которое не было достаточно важным, и поэтому им мог заняться не опытный археолог.

В то время Бен-Йосеф не интересовался религией. Его интересами были палеомагнетизм, исследование изменений магнитного поля Земли с течением времени, и в частности таинственный «всплеск» десятого века до н.э., когда магнетизм подскочил выше, чем когда-либо в истории по причинам, которые были не совсем понятны. Желая именно этим заняться, Бен-Йосеф и его коллеги из Калифорнийского университета в Сан-Диего распаковали свои лопаты и другие инструменты у подножия скалы из песчаника и начали копать.

Сначала они извлекли кусочки органического материала — древесный уголь, несколько семян, еще 11 предметов — и отправили их в лабораторию Оксфордского университета для углеродного анализа, чтобы определить время появления этих предметов. Никаких сюрпризов они не ожидали. Это место уже было окончательно датировано более ранней экспедицией, которая обнаружила руины храма, посвященного египетской богине, связывая это место с империей фараонов великой державы находящейся на юге. Этот вывод был настолько твердо установлен, что местный совет по туризму, пытаясь привлечь посетителей в это отдаленное место, установил китчевые статуи в позах «ходить как египтянин».

Эрез Бен-Йосеф, который возглавляет раскопки в Тимне, является агностиком, когда дело доходит до библейской истории. Поэтому его выводы стали неожиданностью даже для него. Ядид Леви

Агностицизм имеет прямое отношение к философскому скептицизму, представляющему собой обоснование идей о том, что человек неустанно познает окружающий мир, его знания об окружающей действительности расширяются, но все равно всегда будет та часть нерешенных вопросов, получить ответы на которые человек не сможет, обладая всеми своими знаниями и способностями.

Древесный уголь из плавильный печей в Тимне. Такие органические артефакты заставили исследователей пересмотреть время  до времен царя Соломона. Ядид Леви

Но когда Бен-Йосеф получил результаты из Оксфорда, началась последняя революция в истории Тимны. Продолжающиеся раскопки в настоящее время являются одними из самых увлекательных в стране, известной своей археологией. Вдали от любого города, древнего или современного, Тимна рассказывает историю из Библии и показывает, сколько можно найти в месте, которое на первый взгляд, кажется ничего не значащим.

А теперь вернемся на некоторое время в недалекое прошлое.

Во второй половине дня 30 марта 1934 года дюжина мужчин остановила своих верблюдов и разбила лагерь в пустыне Арава. В то время страной правили англичане. Руководителем экспедиции был Нельсон Глюк, археолог из Цинциннати, штат Огайо, позже известный как человек как науки, так и религии. В 1960-х годах его фотография была помещена на обложке журнала Time, и как раввин, он произнес благословение на инаугурации Джона Ф. Кеннеди. Экспедиция Глюка находилась в пути  11 дней, исследуя пустоши между Мертвым морем и заливом Акаба.

Проводником Глюка был местный бедуинский вождь, шейх Аудех ибн Джад, который поразил американского археолога своей схожестью с библейской фигурой. «По имени, которое отражает имя колена Гад, и по внешнему виду, он мог выглядеть как  один из израильских вождей, которые путешествовали с Моисеем и детьми Израиля», — писал Глюк об этом приключении в своей книге «Реки в пустыне». Группа спала на земле, накрываясь одеждой, и ела пресный хлеб как и евреи, бежавшие из Египта.

Археолог Нельсон Глюк в 1965 году. Его экспедиция 1934 года впервые связала медные рудники Тимны с царем Соломоном, но исследователи позже оспорили его теорию как причудливую. Дмитрий Кессель / Коллекция картин жизни / Shutterstock

Черный шлак, побочный продукт выплавки меди, который отделяет драгоценный металл от расплавленной руды. Шлак до сих пор засоряет  места древних плавильных стоянок. Ядид Леви

Вокруг в беспорядке были разбросаны груды черного шлака, куски размером с кулак, оставшиеся от извлечения меди из руды в печах. Это место, писал Глюк в своем первоначальном отчете от 1935 года, было «крупнейшим и самым богатым центром добычи и плавки меди во всей Араве». Оно было заброшено на протяжении тысячелетий, но для Глюка  ожило.

Эксперт по древней керамике, Глюк взял черепки, которые валялись вокруг, и датировал их 3000 годами ранее, до одного из самых легендарных моментов библейской истории: времени Соломона, сына царя Давида, известного своим богатством и мудростью. Согласно еврейскому Танаху, царство Соломона простиралось от Сирии на севере до Красного моря на юге, объединяя разрозненные израильские племена и служа высшей точкой еврейской власти в древнем мире. И если археолог датировал время правильно, он точно знал, где он стоит: копи царя Соломона.

Если эта фраза вызывает у вас чувство волнения, то можно вспомнить, что задолго до этого британский писатель Х. Райдер Хаггард ( H. Rider Haggard в 1885 году написал фантастический роман который называется «Копи царя Соломона». Этот роман стал сенсацией. Действие книги происходит не на Святой Земле, а в вымышленном африканском королевстве Кукуаналенд. Главный герой — авантюрист Аллан Кватермейн, которого поиски шахт приводят в Африку, в пещеру размером с собор, где он находит кладезь алмазов размером с яйцо и золотые слитки, на которых напечатаны ивритские буквы. После многих опасностей, в которые входила и подземная река, в которой он чуть не утонул, Кватермейн остался в живых для того, чтобы рассказать эту историю.

О  «Копях царя Соломона» не вспоминали бы сегодня, но история очаровала многие поколения читателей и в конечном итоге была экранизирована не менее пяти раз, от немой версии 1919 года до телевизионного мини-сериала 2004 года с Патриком Суэйзи. Для детей 1980-х годов, таких как я, запоминающаяся версия из 1985 года, с новоиспеченной звездой Шэрон Стоун в роли белокурой девушки участницы этой экспедиции, одетой в костюм цвета хаки, о которой дизайнер странным образом не позаботился чтобы защитить ее от царапин и малярийных комаров. Был и парень, который играл Кватермейна, но почему-то он произвел меньшее впечатление. В Танахе (Библии), царь  Соломон, как написано, был богат драгоценными металлами и использовал огромное количество меди для своего иерусалимского храма, таких как «расплавленное море», гигантский бассейн, который покоился на спинах 12 металлических волов. Но фраза «рудники царя Соломона» на самом деле нигде не встречается в Библии. Она была придумана самим романистом.

Глюк, как и многие археологи тогда и сейчас, был немного романтиком, что может быть необходимо в профессии, которая требует умение представить себе величественный храм, в то время как нормальный наблюдатель поклялся бы, что это просто груда камней. Он знал, что большинство людей привлекают сюда не столько руины, сколько истории, которые рассказывают о них, будь то о древнем Риме или о Мачу-Пикчу. На Святой Земле интерес к археологии особенно интенсивен, потому что здесь разворачивалось много исторических событий. Библейские хроники описывают многочисленные битвы между правителями этой области, царством Эдома, и израильтянами, которые жили на севере. Глюк решил, что воинов, взятых в плен, отправляли на работу в эти шахты. Один естественный акрополь с остатками стены создал у него «впечатление тюремного лагеря, где насильно удерживали пленников». Он назвал обнаженные холмы Холмами Рабов, название, которое они сохраняют и по сей день.

Вид на плоское скальное образование в Тимне, называемое Холмы рабов. Ядид Леви

Руины египетского храма возле Соломоновых столбов. Археологи нашли тысячи культовых артефактов, в том числе множество изображений коровьей ушастой богини Хатхор. Ядид Леви.

Доказывать или опровергать Библию, сказал Глюк, было бы глупостью. «Люди, которые не достаточно веруют, ищут через археологию подтверждения рассказанные в Библии, чтобы удостовериться в истине»— писал он в «Реках в пустыне» «На самом деле, однако, можно категорически заявить, что ни одно археологическое открытие никогда не противоречило написанному в Библии». Другими словами, археологии не нужно было доказывать библейский рассказ об истории, но она доказывала его или, по крайней мере, никогда не опровергала его, и сам он писал с гордостью, что «открыл медные рудники Соломона»

Идентификация застряла на 30 лет, до тех пор пока Бено Ротенберг, который когда-то был помощником и фотографом Глюка, не вернулся в 1950-х годах во главе собственной археологической экспедиции. Прошло много лет, но восторженный библейский буквализм все еще  брал верх. В те дни известный израильский археолог и военный герой Игаль Ядин утверждал что он идентифицировал имперские строительные работы Соломона в древних городах, таких как Гезер и Хацор, доказывая существование объединенной израильской монархии, известной из Танаха (Библии) и датируемой временем примерно 1000 лет до н.э. 

В то время как Глюк идентифицировал черный шлак, оставшийся от выплавки меди (как и валлийский исследователь Джон Петерик почти за столетие до него), именно Ротенберг нашел настоящие медные рудники — множество извилистых галерей и около 9000 вертикальных валов, погруженных в землю, видимых с воздуха, как горошек. Древние шахтеры трудились под землей, чтобы собрать зеленоватую руду из богатых жил вокруг края долины, высекая ее из скалы и вытаскивая на поверхность. В устье шахты рабочие грузили руду на ослов или собственные спины и сваливали ее в печи для сжигания древесного угля, глиняные урны высотой до колен, прикрепленные к мехам, которые посылали вверх шлейфы дыма из центра горнодобывающего комплекса. Когда на плавильных заводах разбивали печь и расплавленный шлак вытекал наружу, оставались драгоценные куски меди.

Реконструкция плавильной печи с сильфонами. Руда, помещенная в камеру для сжигания древесного угля, распадается. Расплавленный шлак стекает; остатки меди. Ядид Леви

В 1969 году Ротенберг и его команда начали раскопки возле возвышающегося скального образования, известного как Столпы Соломона — иронично, потому что обнаруженная ими структура в конечном итоге разрушила предполагаемую связь этого места с библейским царем. Здесь они нашли египетский храм, дополненный иероглифическими надписями, текстом из Книги мертвых, фигурками кошек и резным лицом Хатхор, египетской богини, с темными глазами и таинственной полуулыбкой. Мало того, что храм не имел ничего общего с царем Соломоном или израильтянами, он предшествовал царству Соломона на века, предполагая, что такое царство когда-либо существовало.

Если бы вы были  молодым археологом в 1970-х годах, вы скептически отнеслись бы к историям о еврейских царях. Восходящая критическая школа в библейской науке, иногда известная под общим названием «минимализм», убедительно доказывала, что не было никакой единой израильской монархии около 1000 лет. до н.э. — это была выдумка  писателей, живших возможно, три столетия спустя. Новое поколение археологов утверждало, что израильтяне 1000 лет до н.э. были не на много более развитыми, чем бедуинские племена, а Давид и Соломон, если и были такие люди, то не более чем местные шейхи. Это было частью  общего движения в археологии во всем мире, не желать вникать в романтические истории и тяготеть к более техническому подходу, стремясь беспристрастно смотреть на археологические находки.

Иллюстрация царя Соломона, богатого драгоценными металлами, медью. Библия описывает его храм как украшенный медь. 

В библейской археологии самым известным выражением мышления этой школы для широкой аудитории, вероятно, является «Раскопанная Библия», книга, выпущенная в  2001 году израильским археологом Исраэлем Финкельштейном из Тель-Авивского университета и американским ученым Нилом Ашером Зильберманом. Археология, писали авторы, «произвела потрясающую работу, изучено и получено почти энциклопедическое знание материальных условий, языков, обществ и исторических событий веков, в течение которых развивались традиции древнего Израиля». Вооружившись этими знаниями, археологи смогли научно оценить истинность библейских историй. Организованное царство, такое как царство Давида и Соломона, оставило бы значительные поселения и здания, но в Иудее в соответствующее время, писали авторы, таких зданий вообще не было, а также не было каких-либо свидетельств письменности. На самом деле, они сочли, что большая часть саги, содержащейся в Библии, включая рассказы о «славной империи Давида и Соломона», была не исторической хроникой, а «блестящим продуктом человеческого воображения»  в Тимне, и поэтому они решили больше не вспоминать о Соломоне. Настоящие шахты были переосмыслены как египетское предприятие, возможно, упомянутое в папирусе, описывающем правление Рамзеса III в 12 веке до н.э : «Я послал своих посланников в страну Атика, на великие медные рудники, которые находятся в этом месте», — говорит фараон, описывая кучу слитков, которые он поместил под балкон, чтобы люди смотрели на них, как на « чудеса».ю и золотом. Билл Майер

Новая теория преподносила, что шахты были закрыты после того, как империя Египта рухнула в результате цивилизационного катаклизма, который поразил древний мир в 12 веке до н.э., возможно, из-за разрушительной засухи. Это был аналогичный кризис, приведший к концу Хеттскую империю, знаменитому падению Трои и разрушению королевств на Кипре и во всей современной Греции. Соответственно, они решили, что шахты даже не были активны в то время, когда, как говорили, существовал Соломон. Добыча полезных ископаемых возобновилась только спустя тысячелетие, после подъема Рима. «Нет никаких фактических и, по сути, никаких древних письменных литературных доказательств существования «Копий царя Соломона», — писал Ротенберг.

Такова была история Тимны, к тому времени, когда Эрез Бен-Йосеф появился в 2009 году. Предыдущие несколько лет он производил раскопки на медном руднике, в Файнане, по другую сторону иорданской границы, вместе с археологами Калифорнийского университета в Сан-Диего и Департаментом древностей Иордании.

Сорокатрехлетний Бен-Йосеф сейчас преподает в Тель-Авивском университете. Он говорит тихо, со взглядом внимательного наблюдателя. Он пришел в Тимну не для того, чтобы доказать свою точку зрения, а чтобы послушать, что это место может ему рассказать. «Простое взаимодействие с артефактами, оставленными людьми, которые жили давным-давно, учит нас тому, кто мы как люди, и о сути человеческого опыта», — сказал он мне. «Это как читать литературное произведение или книгу стихов. Речь идет не только о том, что произошло в 900 году до н.э.».

Раскопки быстро приняли неожиданный оборот. Предположив, что они работают на египетском объекте, Бен-Йосеф и его команда были ошеломлены результатами углеродного датирования своих первых образцов: они соответствовали времени около 1000 лет до н.э.. Следующие партии возвращались с той же датой. В то время египтян давно не было, и шахта должна была бы исчезнуть, но она не исчезла, а это и было время Давида и Соломона, согласно библейской хронологии. «На мгновение мы подумали, что может быть есть ошибка в углеродном датировании», — вспоминает Бен-Йосеф. «Но потом мы поняли, что здесь совсем другая история, не та, которую нам преподносили ранее».

Приспосабливаясь к соображениям, которыми руководствовались хозяева шахт, составлявшие древний график добычи, Бен-Йосеф приезжает копать со своей командой зимой, когда палящая жара стихает. Команда включает в себя ученых, пытающихся понять древние металлургические искусства, используемые здесь, а также  анализируя, что рабочие ели и какую одежду носили. Им помогает замечательная сохранность органических материалов в сухой жаре, например сморщенных, но неповрежденных фиников, найденных через 3000 лет после того, как они были собраны.

Диана Медельин, археологический реставратор, собирает образцы на Холме Рабов, центральном медеплавильном участке, действующем около 1000 лет  до н.э. Ядид Леви

В дополнение к анализу почвы, Медельин хоронит кусочки современной ткани, чтобы наблюдать, как они деградируют с течением времени. Ядид Леви

Когда я посетил шахты, Диана Медельин, археологический реставратор, проводила испытания почвы, чтобы определить, как ткань разрушается в земле с течением времени. Вернувшись в лабораторию в Тель-Авиве, другой ученый анализировал куски древесного угля, используемого для топлива плавильных печей, пытаясь проследить истощение местных деревьев, акации и белой метлы, причину, которая заставила хозяев плавильных заводов привозить древесину издалека. Несколько лет назад команда создала одну из тех редких археологических историй, которая похожа на поп-культуру: кости одомашненных верблюдов, как они обнаружили, появляются в слоях Тимны только после 930 г. до н.э., предполагая, что животные были впервые завезены в регион в это время. Библия, однако, описывает верблюдов много веков назад, во времена патриархов — возможно, анахронизм, вставленный авторами, работающими намного позже. История была подхвачена Гаукером («Вся Библия — это бред). Из-за верблюжьих костей, говорит наука»), который ввел ее в телесериал «Теория большого взрыва», где ученый Шелдон рассматривает возможность использования находки, чтобы поставить под сомнение христианскую веру своей матери.

В последнее десятилетие Бен-Йосеф и его команда переписали биографию этого места. Говорят, что здесь действительно была горная экспедиция из Египта первой, которая объяснила иероглифы и храм. Но шахты фактически стали наиболее активными после того, как египтяне ушли, во время вакуума власти, созданного распадом региональных империй. Вакуум власти хорош для неуклюжих местных игроков, и именно в этот период Библия помещает объединенную израильскую монархию Соломона и, что особенно важно, ее соседа на юге, — Эдома.

Неуловимые эдомитяне доминировали в красноватых горах плато вокруг шахт. В иврите и других семитских языках их название буквально означает «красный». Об эдомитянах мало что известно. Они впервые появляются в нескольких древнеегипетских записях, которые характеризуют их, согласно ученому Джону Бартлетту в его авторитетной работе 1989 года «Эдом и эдомитяне», «как воинственные по своей природе, но также и как обитатели палаток, со скотом и другим имуществом, путешествующие в Египет, когда возникает в этом необходимость». Похоже, что они были пастухами, фермерами и рейдерами. К несчастью для эдомитян, большая часть того, что мы знаем, происходит из текстов, составленных их соперниками, израильтянами, которые относились к ним как  к предателям.

Праотцом эдомитян, по библейским записям, был не кто иной как рыжеволосый Исав, брат-близнец еврейского патриарха Иакова, позже переименованного в Израиль. С египетской империей, ушедшей из этих мест до 1000 г. до н.э., и отсутствием записей об израильской деятельности поблизости, «наиболее логичным кандидатом населения управляющего шахтами, является Эдом», — говорит Бен-Йосеф.

Но археологи нашли так мало руин, что многие засомневались в существовании какого-либо управления здесь в то время. Не было ни укрепленных городов, ни дворцов, ни даже того, что можно было бы назвать городом. Эдом времен Соломона, как подозревали многие, был еще одной выдумкой, придуманной более поздними авторами.

В Тимне шахтеры добывали медь из зеленых жил малахита и халькоцита. Отложения в песчанике по всей долине и под землей все еще видны сегодня. Ядид Леви

dec2021 a05 kingsolomonsmines

Глиняный туйер, или сопло, которое использовалось для направления воздуха из сильфонов в печь. Ядид Леви

Но раскопки на медных рудниках Файнана, которые также были активны около 1000 лет до н.э., уже давали доказательства организованного Эдомского царства, имеющего передовые металлургические инструменты, это видно по сохранившимся инструментам а также  их обломкам. В Тимне была развита промышленность, следы которой до сих пор можно увидеть вокруг Холма рабов: тонны шлака, черепки керамических плавильных печей и туйеры, выброшенные глиняные сопла кожаных мехов, которые плавильщики стоя на коленях накачивали, чтобы разжечь пламя. Этим реликвиям 3000 лет, но сегодня можно просто наклониться и поднять их, как будто рабочие уехали на прошлой неделе. (В загоне для животных в углу вы даже можете, если наклонитесь, провести пальцами по 3000-летней давности ослиному помету.) Плавильные заводы оттачивали свою технологию в течение десятилетий, сначала используя железную руду для флюса, материала, добавляемого в печь, для улучшения качества выплавляемой меди, а затем переходя к более эффективной марганцевой руде, которую они также добывали поблизости.

(Флюс выполняет одну очень важную функцию — очищает металлическое изделие от загрязнений и продуктов окисления. Кроме этого, он образует защитную плёнку, препятствующую контакту с кислородом.)

При раскопках в Тимне археологи нашли кости рыб, обитающих в Средиземном море, а это на расстоянии более 100 миль от него по пустыне. Был сделан вывод, что квалифицированные мастера у печей получали лучшую пищу, чем рабочие, трудившиеся в шахтных стволах: деликатесы, такие как фисташки, чечевица, миндаль и виноград, все это привозилось издалека.

dec2021 a19 kingsolomonsmines

Шерсть, датируемая ок. 1000 лет до н.э.. Редкий «королевский фиолетовый» краситель, полученный из морских улиток, предполагает, что  управляющие плавильными заводами были богаты и занимались внешней торговлей. Дафна Газит / Управление древностей Израиля

В 2019 году Сукеник и ее сотрудники из Университета Бар-Илан, работая над догадкой, растворили образцы из крошечного комка розоватой шерсти, найденного на Холме рабов, в химическом растворе и проанализировали их с помощью высокоэффективного устройства жидкостной хроматографии, которое разделяет вещество на составные части. Она искала две контрольные молекулы: монобромоиндиготин и дибромоиндиготин. Даже когда машина подтвердила их присутствие, она не была уверена, что видит правильно. Цвет был ни чем иным, как королевским фиолетовым, самым дорогим красителем в древнем мире. Известный как аргаман в еврейском Танахе и связанный с королевской властью и священством, краситель был изготовлен на побережье Средиземного моря в сложном процессе, использующем железы морских улиток. Люди, которые носили королевский фиолетовый, были богаты и занимались торговлей по всему Средиземноморью. Если кто-то все еще предполагал что это было время дезорганизованных или неискушенных кочевников, то теперь они изменили свое мнение.

Раньше считалось, что юг Негева в эту эпоху населяли лишь дикие кочевые племена. По словам доктора Бен-Йосефа, археологические находки в Тимне свидетельствуют о том, что здесь жили не только рабы, трудившиеся на медных копях, но и элита — чиновники, военачальники и по-видимому, древние «горные инженеры».

«Это было гетерогенное общество, в которое входила элита», — сказала мне Сукеник. И эта элита вполне могла иметь медеплавильные заводы,  превращающие камень в драгоценный металл, используя технику, которая, возможно, казалась своего рода магией.

dec2021 a08 kingsolomonsmines

Наама Сукеник из Управления древностей Израиля исследует фрагменты красно-синей полосатой одежды 3000-летней давности , извлеченные из шлаковых куч. Ядид Леви

В руках археологов оказалась ткань трех сортов: из овечьей шерсти, из козьей шерсти и из льна. Лён здесь, понятное дело, не растет, да и скотоводы не пасут свои стада в эйлатских горах — они голы и безжизненны. Все ткани привозные.

Ткани четко разделяются по качеству: одни из грубой некрашеной козьей шерсти, другие более тонкие,  высокого качества, из крашеной овечьей шерсти с тонкими полосками. Лабораторный анализ показал, что краски сделаны из растений. «Не забывайте, что речь идет о медном руднике посреди пустыни в 10 веке до н.э. -подчеркивает археолог. — Находка качественной крашеной ткани говорит о многом». По его мнению, это свидетельствует о том, что копи в Тимне были престижным местом, источником большого богатства, и здесь бывала знать. Специалист по тканям, проводившая анализ находок, утверждает, что по качеству крашеная ткань из овечьей шерсти не уступает той, из которой делали одежды для состоятельного класса Древнего Рима.

Не исключено, что такие ткани носили священники, которые несомненно были в Тимне и освящали превращение руды в металл. 

dec2021 a07 kingsolomonsmines

Восстановленные ткани, вероятно, из одежды. Растительные и животные красители дают ключ к технологиям шахтеров, социальной иерархии, сельскому хозяйству и экономике. Ядид Леви

Еще одна головоломка появилась в виде медных артефактов из казалось бы не связанных раскопок в других местах. В храме Зевса в Олимпии, в Греции, анализ трехногих котлов 2016 года показал, что металл поступал туда из шахт пустыни Арава, в 900 милях отсюда. И израильское исследование, опубликованное недавно, показало, что несколько статуэток из египетских дворцов и храмов того же периода, такие же как небольшая скульптура фараона Псусеннеса I, обнаруженная в погребальном комплексе в Танисе, также были сделаны из меди Аравы. Эдомитяне продавали свой продукт по всему древнему миру.

Таким образом, само собой разумеется, что соседнее царство пользовалось  тем же источником —и что медь мог бы поставлять царь Соломон, даже если бы это были и не совсем его «шахты». Возможно, Нельсон Глюк был в чем-то прав. Но существовало ли вообще царство Соломона, и может ли археология помочь нам в этом? Даже на своем пике Тимна никогда не была чем-то большим, чем отдаленный и маргинальный форпост. Но именно по этим центральным вопросам экспедиция Бен-Йосефа внесла свой самый провокационный вклад.

Глядя на материалы и данные, которые он собрал, Бен-Йосеф столкнулся с тем, что мы могли бы назвать дилеммой Тимны. То, что нашли археологи, было поразительным. Но, возможно, более поразительным было то, чего никто не нашел: ни города, ни дворца, ни кладбища или дома любого рода. И все же выводы Бен-Йосефа не оставляли сомнений в том, что люди, управлявшие шахтами, были продвинутыми, богатыми и организованными.

Что же происходило?

Начав интересоваться палеомагнетизмом, Бен-Йосеф наткнулся на эмоционально заряженную область библейской археологии.

Его академическая должность была в Тель-Авивском университете, бастионе критического подхода, приверженцы которого скептически относятся к исторической точности Библии.

С другой стороны, в этой упрощенной разбивке, имеются «консерваторы» или «максималисты», связанные с Еврейским университетом в Иерусалиме, которые утверждают, что определили великие структуры со времен объединенной израильской монархии, поддерживая библейское повествование.

Исраэль Финкельштейн получивший известность после издания знаменитой «Раскопанной Библии» считался более крупным ученым с офисом вниз по коридору от Бен-Йосефа, который был еще младшим преподавателем.

Младший ученый должен был действовать осторожно. Он собирал свои идеи в течение нескольких лет и опубликовал их только после того, как получил более высокую должность.

стественное образование песчанника, известное как Гриб. Достопримечательность окружена древними плавильных памятниками. Ядид Леви

Погребательная статуэтка фараона Псасеннеса I, отлитая из меди Арава. Он правил Египтом в 11 веке B.C. Elie Posner / Музей Израиля, Иерусалим

Археологи, заметил он, работают с объектами, которые появились на свет столетия или тысячелетия ранее, в первую очередь с каменными сооружениями, и с типами отходов, которые накапливаются в постоянных поселениях и сохраняются с течением времени. В результате, определение развитого общества зависит от наличия таких останков: чем грандиознее здания, тем более продвинутым должно было быть общество. Соперничающие школы библейских археологов разделились во мнениях по поводу того, было ли объединенное израильское царство фактом или вымыслом, яростно споря о том, должны ли определенные руины быть датированы около 1000 лет до н.э. или позже. Но они согласились с тем, что основным моментом является существование или отсутствие зданий. Другими словами, они расходились во мнениях, но разделяли веру в свою способность решить этот вопрос.

Еще больше усложнило ситуацию, по мнению Бен-Йосефа, старое предположение, которое он назвал «бедуинской предвзятостью». Начиная с 1800-х годов, археологи встречались с арабскими племенами по всему Османскому Ближнему Востоку, такими как Аудех ибн Джад, гид Нельсона Глюка. Археологи пришли к выводу, что древние кочевники, должно быть, были похожи не только одеждой и поведением, но и своим сопротивлением центральной власти и к совместным усилиям, необходимым для логистических проектов, таких как строительство больших, постоянных поселений

Но Бен-Йосеф задался вопросом, почему кочевники 3000 лет тому назад обязательно должны были быть такими же, как современные бедуины. Существовали и другие модели кочевых обществ, таких как монголы, которые были организованны и дисциплинированны достаточно, чтобы завоевать большую часть известного мира. Возможно, эдомитяне, предположил Бен-Йосеф, просто перемещались в течение сезонов, предпочитая палатки постоянным домам и делая себя «археологически невидимыми». Невидимые,  но зато по счастливой для археологов случайности их царство оказалось на медном месторождении. Если бы они не управляли шахтой, оставляя следы обломков в шахтах и шлаковых кучах, у нас не было бы никаких физических доказательств того, что они когда-либо существовали.

Добыча ими полезных ископаемых, в интерпретации Бен-Йосефа, раскрывает работу развитого общества, несмотря на отсутствие постоянных структур. Этот важный вывод сделан сам по себе, но он становится еще более значимым в библейской археологии, потому что, если это верно для Эдома, это также может быть верно и для объединенной монархии Израиля. Библейские скептики отмечают, что не существует структур, соответствующих рассматриваемому времени. Но одним из правдоподобных объяснений может быть то, что большинство израильтян просто жили в палатках, потому что они были народом кочевников. На самом деле, именно так их описывает Танах ь— как племенной союз, движущийся из пустыни в землю Ханаанскую, оседая только на время. (Это иногда затушевывается в переводах Библии. В Книге Царств, например, после того, как израильтяне отпраздновали освящение Соломоном Иерусалимского Храма, некоторые английские версии записывают, что они «шли в свои дома, радостные и счастливые». На самом деле еврей говорит, что они пошли в свои «шатры».) Эти израильтяне могли быть богатыми, организованными и полукочевыми, как и «невидимые» эдомитяне. Другими словами, ничего не найти не означало, что ничего не было. Археология просто не может пока это выяснить.

В 2019 году Бен-Йосеф объяснил свою теорию в статье «Архитектурная предвзятость в современной библейской археологии» в журнале библейских исследований Vetus Testamentum. Затем он опубликовал статью для широкой аудитории в израильской газете «Гаарец», разжигая спорящий маленький мир библейской археологии.

Исраэль Финкельштейн, самый известный ученый критической школы, опубликовал ответ в журнале Antiguo Oriente в этом году, оспаривая идентификацию людей на шахтах с эдомитянами, отвергая некоторые идеи Бен-Йосефа как «не новые», а другие за «недостатком» подтверждений.. Тот же вопрос имел столь же подробную защиту  от Бен-Йосефа.

Формация Тимна, известная как Арки. Книга Второзакония описывает Израиль как землю, «из холмов которой можно выкопать медь». Ядид Леви

Опытный израильский археолог Арен Маир из Университета Бар-Илан, который провел последние 25 лет, возглавляя раскопки в филистимлянском городе Гат (родной город, согласно Библии, Голиафа) и который не отождествляется ни с одной из школ, сказал мне, что находки Бен-Йосефа могут убедительно доказать, что кочевой народ вполне мог достичь высокого уровня социальной и политической сложности. Он также согласился с тем, что Бен-Йосеф идентифицировал это общество как Эдомское. Тем не менее, он предостерег от принятия выводов Бен-Йосефа слишком достоверными, для доказательства точности библейского повествования. «Поскольку ученые якобы не уделяли достаточного внимания кочевникам и чрезмерно подчеркивали архитектуру, это не означает, что объединенное царство Давида и Соломона было большим царством — просто нет никаких доказательств этого на любом уровне, не только на уровне архитектуры». Тем не менее, он высоко оценил полевые работы Бен-Йосефа как «очень хорошие раскопки».

Томас Леви из Калифорнийского университета в Сан-Диего, один из двух главных археологов медного рудника Эдомитян в Файнане, похвалил раскопки в Тимне за предоставление «красивой картины промышленного ландшафта железного века, простирающегося на сотни квадратных километров». Леви признал, что обе операции по добыче полезных ископаемых были на периферии библейского действия. «И все же, — сказал он, — работа дает нам новый набор жестких данных для понимания древнего Израиля, с близкой периферии. Это захватывающе, и это то, на что люди не обращали внимания».

Но посетитель, идущий по жутким образованиям долины Тимна, мимо темных туннельных устьев и загадочных артефактов, вынужден принять все то, что мы можем рассказать о том, что мы поняли, когда стали очень внимательно вглядываться. Нам нравится думать, что в конце концов разрешится любая загадка: нам просто нужно копнуть глубже или построить еще большее увеличительное стекло. Но есть многое, что навсегда  останется неизвестным.

То, что создал Бен-Йосеф, это не аргумент за или против исторической точности Танаха, это критика его собственной профессии. Археология, утверждает он, переоценила свой авторитет. Целые королевства могли существовать у нас под носом, и археологи никогда не нашли бы следов. Тимна — это аномалия, которая обнажает пределы того, что мы должны были бы  знать. Сокровище древних шахт, оказывается, — это смирение.

  • Рассказ про куликовскую битву для 4 класса
  • Рассказ про куклу лол
  • Рассказ про крымское ханство
  • Рассказ про кукольный театр для детей
  • Рассказ про крылова 5 класс небольшой по литературе