Рассказ про куликовскую битву кратко

Накануне куликовской битвы русь оказалась без митрополита. алексий, так много сделавший для примирения русских княжеств, скончался в 1378 году. продолжателем

Накануне Куликовской битвы Русь оказалась без митрополита. Алексий, так много сделавший для примирения русских княжеств, скончался в 1378 году. Продолжателем его дела становится не преемник кафедры, а игумен Радонежский — Сергий. Авторитет преподобного очень высок, кроме того, он духовник брата Дмитрия Донского — Владимира Серпуховского. Неудивительно, что великий князь Московский перед сражением отправился в Троицкий монастырь.

Но как мог ревнитель христианских идеалов Сергий Радонежский благословить русских воинов на битву? Давайте разберёмся вместе с доктором исторических наук, профессором Олегом Генриховичем Вронским.

Режиссура: Татьяна Гусева, съемка: Михаил Солопов, монтаж: Михаил Солопов.

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

Автор публикации «Непрядва и неправда» Александр Меленберг анализирует памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г. (т.н. особый блок «произведений куликовского цикла»):

Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.

Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.

И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать. Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.

Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу – Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.

Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: «И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа». Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе. ), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла – это уже литература. «Задонщина» – поэтическое произведение на мотив и в стиле «Слова о полку Игореве». Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца. Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

На самом древнем списке «Задонщины» имеются отметки либо автора, либо переписчика, даты: 1470, 1475, 1483 гг. и даже указание, что 8 сентября 6988 г. Куликовской битве «прешло лет 100». То есть для читателя сюжет покрыт если не дымкой тумана, то неким флером давно прошедшего времени. Как для нас русско-японская война. И читатели конца XV в. знали, конечно, о факте Куликовской битвы, но детали им были уже недоступны.

Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе «Задонщины» в начале XVI в. появился прозаический литературный текст «Сказание о Мамаевом побоище». Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.

С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: «. Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители. Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов. «

Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи «Москва — третий Рим» или с окончательным освобождением от власти татар — сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием — это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.

Подробная биография и деяния монаха

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

Помните картину художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею»? Это – о Сергие Радонежском, в миру, в раннем отрочестве – Варфоломее. О том самом отроке.

В 1337 году Варфоломей принял иночество и сменил мирское имя на Сергий – под которым прославил себя в веках.

Через несколько лет к Сергию стали присоединяться принявшие монашеский обет, образовалась обитель, где её основатель стал сначала вторым игуменом (первым был монах постарше по имени Митрофан), а затем, с 1354 года, пресвитером. Скромная жизнь, нестяжание мирских благ, рассудительность, способность давать разумные советы обратили на себя внимание высших церковных иерархов, патриарх Царьградский Филорей даже прислал Сергию с особым посольством схиму, крест, параманд и жалованную грамоту, где восхвалял святожитие схимника и давал советы о введении в монастыре строгого общиножития. Эти советы, воплощённые в жизнь игуменом Троице-Сергиевского монастыря, стали в дальнейшем основой монастырских уставов большинства монастырей Руси.

Благословляя князя на битву, Сергий предсказал ему победу в ней и отправил в войско двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. А накануне перехода через Дон в ночь на 7 (20 по новому стилю) сентября Дмитрий, колебавшийся, стоит ли переправляться войском через реку, получил от настоятеля Радонежа грамоту со словами одобрения его действий и увещеваниям как можно скорее ударить первому.

Вся жизнь князя Дмитрия, до самой его кончины, была ознаменована постоянным общением и духовным наставничеством отца Сергия, недаром именно к нему обратился на склоне лет престарелый князь, с просьбой скрепить духовный наказ о престолонаследии в пользу старшего сына.

Сергий скончался в 1392 году, а к лику святых его причислили в 1452-м, при Великом князе Московском Василии II Тёмном.

8 октября 2018 года православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Это один из самых известных в России святых: он благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского , а его ученики основали около 40 монастырей. Сергия Радонежского зовут «игуменом земли Русской».

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

Житие Сергия Радонежского: кратко

Преподобный Сергий Радонежский родился в семье благочестивых бояр. По преданию , он с юности любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

После кончины родителей преподобный вместе со старшим братом поселились в глухом лесу и построили там келью и церковь. Брат вскоре ушел в московский монастырь , а 24-летний Варфоломей стал монахом с именем Сергий.

Постепенно вокруг него стали селиться люди , и появилась настоящая монастырская обитель. Преподобный Сергий стал ее игуменом ( настоятелем).

Еще при жизни он творил чудеса: по преданию , Сергий Радонежский воскресил единственного сына отчаявшегося отца. Он благословил князя Дмитрий Донского перед Куликовской битвой и дал ему в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

В житии Сергия Радонежского сказано , что однажды он удостоился чудесного видения: ему явилась Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Матерь Божья пообещала ему всегда покровительствовать Троице-Сергиеву монастырю.

Преподобный Сергий Радонежский умер в глубокой старости. Это произошло 8 октября ( 25 сентября по старому стилю). В 1452 году его причислили к лику святых , сообщает официальный сайт Московского Патриархата.

Дни памяти преподобного Сергия Радонежского

В честь святого Сергия Радонежского православная церковь установила несколько праздников:

Перед выходом на сечу отправился Дмитрий в Троицкую обитель. Жив еще был основатель этой святыни Московской земли Сергий Радонежский; его благословения и спрашивал Дмитрий. Преподобный устроил трапезу в своем монастыре для князя и для тех, кто прибыл тогда с ним. За трапезой стояла святая вода. Верный православному смирению, предпочитавший лучше золотом и серебром отделаться от врагов, чем отваживаться на кровопролитие, за столом Сергий сказал великому князю: «Почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит»

Дмитрий отвечал: «Я уже поступил так, отче, но он тем более несется на меня с гордостью».

Дмитрий посмотрел на двух монахов-братьев. Они были рослы, плечисты, крепко сложены, их черные волосы и бороды придавали мужества их виду. Один звался Пересвет, другой — Ослябя. Оба они были когда-то ратные люди, слыли богатырями, но отреклись от мирской суеты. Видно, жаль было ратным людям смотреть, что такие молодцы скрываются от поля битвы. Дмитрий сказал Сергию: «Дай мне, отче, на брань этих двух иноков! Мы знаем про них: они были великие ратники, крепкие богатыри, смышлены к воинскому делу и к наряду».

Преподобный сказал инокам: «Я велю вам готовиться на ратное дело».

Сергий ваял схимы (шапки) с нашитыми крестами, возложил им на головы: «Вот вам, носите это вместо шлемов. Это вам доспех нетленный вместо тленного. Возьми же их с собой, великий княже, — продолжал святой муж, обращаясь к Дмитрию, — это тебе мои оружники, твои извольники».

Обратившись снова к монахам, Сергий проговорил: «Мир вам, возлюбленные братья Пересвет и Ослябя; пострадайте как доблестные воины Христовы».

После трапезы Сергий благословил великого князя и бывших с ним крестом и окропил святой водой.

Старец исполнился вдохновением и пророчески сказал великому князю: «Господь Бог будет тебе помощник и заступник, Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».

Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского на битву с Мамаем

21 сентября исполняется 625 лет Куликовской битве. Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Миниатюра из списка жития Сергия Радонежского

Тест текстологический

Известие о походе Мамая.
Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского.
Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Дмитрий Донской перед войском. Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

А.Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг.

Тест агиографический

Автор «Сказания» жил все-таки в средние века, а посему вряд ли посмел бы так вольно обращаться с фактами из биографии преп. Сергия Радонежского. Он, конечно, мог придумывать детали, но фактура должна была оставаться канонической, иначе не миновать ему скорого на расправу церковного суда. И автор «Сказания» действительно почерпнул подоснову встречи преподобного старца с великим князем в житии Сергия Радонежского, составленном Пахомием Сербом.

Куликовская битва. Миниатюра из лицевого
«Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Успенский Дубенский монастырь действительно существовал и располагался приблизительно в 50 км северо-восточнее Москвы, у села Стромынь, близ ныне широко известной Черноголовки.
В уже упоминавшейся Троицкой летописи под 6887 г. (то есть под 1379-м) значится: «Того же лета игумен Сергии, преподобный старець, постави церковь въ имя святыя Богородиця честнаго ея Успениа <.> на реце на Дубенке на Стромыне и мнихи совокупи. А свещена быстъ та церкви тое же осени месяца декабря в 1 день на память святаго пророка Наума. Сии же монастырь въздвиже Сергии повелением князя великого Дмитриа Ивановича».

Святой Сергий Радонежский благословляет Дмитрия на Куликовскую битву. 1904. В.П. Гурьянов

Здесь не указано, что Успенский Дубенский монастырь возведен именно в честь победы на Куликовом поле. Зато твердо указано время освящения его соборного храма – 1 декабря 1379 г. За десять месяцев до сражения на Куликах!
А между тем Троицкая летопись вошла в летописный свод 1409 г., иными словами, с этого времени была доступной для прочтения. То есть во время, когда живы были еще свидетели событий 1380 г. Понятно, что Пахомий Серб, ознакомившийся с ней через 20 лет, творчески переработал вышеуказанный текст в нужном ему направлении. Но не учел, что Куликовская битва произошла 8 сентября, в день праздника Рождества Богородицы. Ведь совершенно ясно, что обетный монастырь в этом случае должен быть посвящен Рождеству, а никак не Успению Богородицы, которое празднуется 15 августа. Например, Бобренев монастырь под Коломной, построенный на средства героя Куликовской битвы воеводы Дмитрия Боброка, наименован в честь Рождества Богородицы.
Следует еще попутно заметить, что Пересвет и Ослябя были похоронены в Симоновом монастыре в церкви, кстати, тоже в честь Рождества Богородицы. Опять же совершенно очевидно, если бы они были насельниками Троице-Сергиева монастыря, то их бы предали земле по месту жительства.

Тест церковно-исторический

Рождение Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Сергий Радонежский в школе. Миниатюра из лицевого
«Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Нападение лесовиков на Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

К 80-м годам XIV века Москва усилилась настолько, что великий князь Дмитрий Иванович (в будущем Донской) сумел вступить в открытую борьбу с ордой. Отразив в 1375 году очередные претензии тверского князя, он решает использовать усобицы в Золотой Орде, где за 20 лет сменилось 20 ханов. В конце 70-х годах темник Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом Ивановичем.

По получении известия о выступлении Мамая в Москве был спешно организован сбор ратных сил. На требование прибывших в Москву послов Мамая об уплате повышенной дани князь Дмитрий Иванович ответил отказом. Духовный православный лидер Руси преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на борьбу с Ордой и послал к нему монахов Пересвета и Ослябю — бывших воинов.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 году московское войско переправилось через Дон на Куликово поле. Битва была жестокой и кровопролитной. Тысячи убитых и раненых полегли на поле боя. Исход знаменитой битвы решили два обстоятельства: мужество и стойкость «большого» полка и своевременные действия полка засадного, который ударил во фланг ордынцев. последние не выдержали удара и бежали с поля боя, русские воины преследовали ордынцев. Мамай после этого был убит соперниками в Крыму.

Куликовская битва имела огромное историческое значение как в политическом, так и в психологическом плане. Она еще выше подняла значение Москвы как центра объединения русских земель, вернула народу веру в свои силы, ободрила его для дальнейшей борьбы. В то же время победа не означала освобождения от ордынского ига. Потери русских были велики.

Битва на Дону потребовала от Руси такого напряжения сил, что через два года она не сумела отразить нашествие ордынского хана Тохтамыша, который в 1382 году сжег Москву. Однако удар, нанесенный Орде русскими на Куликовском поле, был настолько силен, что она уже не могла от него оправиться и восстановить свою прежнюю власть над Русью. Москва смогла удержать за собой лидерство среди княжеств.

Дмитрий Донской впервые передал по завещанию своему сыну Василию I в качестве «отчины» (наследственного владения) великое княжество Московское.

Презентация на тему: » О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву Составила: Ярлыкова Анастасия, учащаяся 4 класса Филиала МБОУ СОШ 1 п. Лейпи 2014 год Проект.» — Транскрипт:

1 О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву Составила: Ярлыкова Анастасия, учащаяся 4 класса Филиала МБОУ СОШ 1 п. Лейпи 2014 год Проект по литературному чтению

2 План 1. Святой преподобный Сергий Радонежский. Пристрастие к церкви. 2. Уважение к Сергию Радонежскому. 3. Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. 4. Художники о благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 5. Использованные ресурсы.

4 Сергий построил (ок г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре он принял в 1337 г. иночество. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

5 Отправляясь на битву, Дмитрий Иоанович в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. П. Рыженко. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

6 Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

7 А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

8 А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву

Перед выходом на сечу отправился Дмитрий в Троицкую обитель. Жив еще был основатель этой святыни Московской земли Сергий Радонежский; его благословения и спрашивал Дмитрий. Преподобный устроил трапезу в своем монастыре для князя и для тех, кто прибыл тогда с ним. За трапезой стояла святая вода. Верный православному смирению, предпочитавший лучше золотом и серебром отделаться от врагов, чем отваживаться на кровопролитие, за столом Сергий сказал великому князю: «Почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит».

Дмитрий отвечал: «Я уже поступил так, отче, но он тем более несется на меня с гордостью».

Дмитрий посмотрел на двух монахов-братьев. Они были рослы, плечисты, крепко сложены, их черные волосы и бороды придавали мужества их виду. Один звался Пересвет, другой — Ослябя. Оба они были когда-то ратные люди, слыли богатырями, но отреклись от мирской суеты. Видно, жаль было ратным людям смотреть, что такие молодцы скрываются от поля битвы. Дмитрий сказал Сергию: «Дай мне, отче, на брань этих двух иноков! Мы знаем про них: они были великие ратники, крепкие богатыри, смышлены к воинскому делу и к наряду».

Преподобный сказал инокам: «Я велю вам готовиться на ратное дело».

Сергий ваял схимы (шапки) с нашитыми крестами, возложил им на головы: «Вот вам, носите это вместо шлемов. Это вам доспех нетленный вместо тленного. Возьми же их с собой, великий княже, — продолжал святой муж, обращаясь к Дмитрию, — это тебе мои оружники, твои извольники».

Обратившись снова к монахам, Сергий проговорил: «Мир вам, возлюбленные братья Пересвет и Ослябя; пострадайте как доблестные воины Христовы».

После трапезы Сергий благословил великого князя и бывших с ним крестом и окропил святой водой.

Старец исполнился вдохновением и пророчески сказал великому князю: «Господь Бог будет тебе помощник и заступник, Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-описание картины Ю. Ракши «Проводы ополчения» по плану. Здесь Вы найдете более подробный вариант и более краткий. Чтение эссе поможет Вам сформулировать собственное мнение о картине. Приятного просвещения!

Вариант 1: очень кратко

(436 слов) Юрий Ракша — известный советский художник, который, тем не менее, не получил признания при жизни на родине. Причина в том, что Юрий Мефодьевич почти не рисовал полотен «на потребу дня» и посвятил свое творчество не идее коммунизма, а своему видению мира. Поэтому многие известные картины мастера — это изображения народных вождей, а сюжетные полотна на исторические темы. Одной из самых знаменитых является работа «Проводы ополчения».

Проводы ополченияНа картине изображены жители Древней Руси, которые провожают мужчин на Куликовскую битву — знаменитое сражение за освобождение Руси от ига татар. На первом плане мы видим златовласую женщину в богатом наряде, будто отливающем золотом. Она обнимает сына и провожает мужа. На ее лице застыл отпечаток тяжелой думы о судьбе семьи. Судя по контурам платья, она беременна. Ребенок стоит рядом с ней, он явно опечален. У него пока нет силы матери скрывать свое горе и смотреть вслед войску. Он одет в длинную бело-зеленую рубашку с узорами. Возле него сидит на траве девочка, собирающая цветы. Она смотрит на ополчение с интересом, видимо, хочет разглядеть близких и бросить им букет цветов. Рядом с ней на траве сидит женщина в позе отчаяния и со следами внутренней борьбы на лице. Она держится за голову и мучается от рыданий. Видимо, она проводила жениха, и ей очень тяжело пережить разлуку с ним. На ней красный сарафан, и этот цвет символизирует страсть и кровь. Видимо, художник предрекает участь ее жениха заранее. Над ней возвышаются бабушка и совсем еще юная девушка, которая наклонилась в безмолвном почтении к витязям, ее защищающим. Пожилая женщина смотрит спокойно и скорбно, видимо, провожает сына и не хочет его расстраивать своим горем. Головы женщин украшены платками — по старославянскому обычаю. Значит, они замужем или вдовы. За ними стоит еще одна женщина в платке с ребенком на руках. Она вся отдалась утешению малыша, который плачет. За всеми ними стоит лишь один мужчина — седовласый старец с посохом. Он воодушевлен, кричит слова поддержки своим приемникам. Когда-то и он, наверное, ходил в ополчения, а теперь призывает сынов повторить этот подвиг. На заднем фоне мы видим белокаменный Кремль, за который идут на войну бойцы. Видим мы и самих дружинников, которые упорно движутся к цели и не позволяют себе глядеть на близких. Им тоже тяжело дается эта разлука. За их спинами расстилается яркий и солнечный пейзаж: река, леса, деревни, озаренные лучами.

Мне очень понравилась картина Ю. Ракши «Проводы ополчения», потому что она написана мастерски. На полотне много деталей, эффектов света и тени, сложных переплетений красок. Такое четкое и точное изображение дано написать не каждому. Можно подивиться и богатству воображения живописца, ведь он придумал сам эти прекрасные наряды и строгие кольчуги. У него не было натуры, все это он создал силой фантазии и виртуозностью кисти.

План сочинения-описания по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»:

  1. Вступление: интересные факты о художнике;
  2. Основная часть: описание картины «Проводы ополчения»;
  3. Заключение: мое мнение о полотне.

Вариант 2: подробнее

(512 слов) Картина Ю. Ракши «Проводы ополчения» стала частью триптиха «Поле Куликовое». Это работа наполнена драматизмом и внутренней силой. И это связано не только с героической темой, но и с тем, что художник писал картину на пороге смерти, вложил в нее последние силы. Картина рассказывает о том, как войска княжеств отправляются в поход, на Куликовскую битву. Большинство русских людей объединяется, чтобы избавиться от татаро-монгольского ига, которое терзало страну на тот момент уже более ста лет. Их провожают возлюбленные, жены, дети, сестры, родители. Каждый понимает, что близкий человек может и не вернуться, но эта битва необходима для общего блага.

Проводы ополченияНа переднем плане мы видим группу людей. Среди них женщина с ребенком, судя по украшениям и одежде, она — жена какого-то князя или военачальника. Женщина с тоской и мудростью смотрит вдаль, на своего мужа и его товарищей, просит у высших сил для него защиты. Она утешает своего сына, которому грустно расставаться с папой, а другой рукой держится за живот, вероятно, женщина беременна. Героиня думает о том, что осталась одна с детьми, неизвестно, вернется ли муж домой. Она чувствует ответственность не только за себя, но и за семью. Перед ней маленькая девочка, которая одновременно собирает цветы и смотрит на войско. Она выражает детскую непосредственность, ведь юные создания не до конца понимают, что такое война, и именно уязвимые дети требуют защиты от врагов. Другая мать с ребенком стоит за знатной женщиной с ребенком на руках. Она также утешает ребенка, а сама выражает собой надежду, что войско вернется с победой, и страдания русского народа закончатся. Рядом с знатной женщиной молодая девушка в бессильном горе упала на траву. Она переживает за возлюбленного, думает о его возможной смерти, и эта мысль разрывает ей сердце. У девушки нет детей на руках, поэтому ее ничего не отвлекает от этого горя. Покорность выражают пожилая и молодая женщины, молодая кланяется войску, показывая свое уважение воинам-освободителям. Старик, который стоит за всей этой группой, полон энтузиазма, поднимает вверх свой посох. Возможно, он — предсказатель, который предрекает победу. А может быть, просто старый воин, который советует молодым постоять за русскую землю. Герои вызывают разные чувства от проводов войска – горе, надежду, покорность, уважение, энтузиазм. Но все они ждут солдат домой.На заднем плане мы видим город, белокаменную крепость, реку, за которой раскинулась привлекательная деревушка, а также само войско. В войске целая галерея разных лиц, лишь некоторые из них выписаны подробно, в этих людях также отражается разное восприятие событий: кто-то беседует, кто-то играет на дудочке, а кто-то тяжко задумывается о том, вернется ли он из боя. Задний план картины символизирует то, что воины по-разному реагируют на будущую битву, но все они готовы защитить родину, ведь за их спиной родная земля. 

Мне понравилась картина, ведь она ярко показывает, почему состоялась Куликовская битва, за что боролись русские люди, какая благая у них была цель. Это красивая картина, от которой веет теплом родного дома. Она написана в теплых тонах, что отражает ее идейное содержание: воины пошли защищать родную землю, свои семьи, все то, что мило их сердцу. И на родине их ждут живыми и здоровыми. В этой картине нежно рисуется портрет Руси, за которую и боролись наши предки.

План сочинения-описания по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»:

  1. Вступление: исторический смысл полотна;
  2. Основная часть: описание картины «Проводы ополчения»;
  3. Заключение: мое мнение о полотне.

Автор: Мария Копусова

  • Рассказ про кувшинку 3 класс
  • Рассказ про кувшинку для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ про курай 2 класс
  • Рассказ про кукушку 1 класс
  • Рассказ про куклу 2 класс