Рассказ про крысу которая приносила деньги

Так, друзья сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать пост о трагических судьбах

Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать — пост о трагических судьбах советских актёров. Не знаю, в курсе вы или нет — но многие телевизионные и киношные кумиры пятидесятых-восьмидесятых годов, которых вы много раз видели в старых фильмах — умирали в нищете и безвестности…

Поклонники СССР часто любят сравнивать совок с Западными странами – так вот там ситуация с такими вещами была кардинально иной — в молодые годы кинокарьеры известный и узнаваемый артист становился миллионером (часто — мультимиллионером), что обеспечивало ему безбедную старость. В СССР же знаменитый артист в лучшем случае успевал заработать на единственную квартиру, а все остальные деньги, зарабатываемые премьерами и показами фильмов — присваивало себе государство, и артист в старости оставался ни с чем, пишет Максим Мирович в Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о нескольких трагических судьбах советских актёров.

Юрий Белов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Юрий Белов — одна из звёзд советского кино 1950-х годов, сыгравший множество ролей «простых парней из народа» — такой образ был очень популярен в кинематографе тех лет. Юрий Белов сыграл одну из главных ролей в фильме «Карнавальная ночь», сыграл видные роли в фильмах «Весна на заречной улице», «Девушка без адреса» и «Неподдающиеся» — последний, кстати, и сейчас смотрится весьма годно, так как троллит скучный и унылый совок.

На Западе после таких звёздных ролей в молодые годы (Белова знала буквально вся страна) актёр стал бы мультимиллионером и безбедно бы жил до старости, но судьба Юрия сложилась трагически — в середине 1960-х годов он попал в психиатрическую лечебницу после неосторожного высказывания о Хрущёве — в одной из компаний Юрий сказал, что мол Хрущёву «недолго осталось, скоро его снимут» (и, кстати, был прав). Кто-то донёс на Белова, после чего его отправили в психушку, что сломило и его, и его кинокарьеру — Юрия с большой неохотой брали на съёмки.

В последние годы Белов снимался мало, подрабатывал частным извозом на «Москвиче», купленном в годы былой популярности, начал пить… Юрий Белов умер 31 декабря 1991 года, в возрасте всего 61 год — он так и не дождался новогоднего показа фильма «Карнавальная ночь», который он любил смотреть, вспоминая свою молодость…

Леонид Харитонов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Леонид Харитонов — Ещё одна звезда 1950-х и кстати ровесник Белова — он родился в 1930 году. Харитонов стал мега-популярным после того, как снялся нескольких фильмах в роли Ивана Бровкина — «слегка непутёвого простого парня, из которого армия делает человека». Харитонов обладал природным обаянием и образом а-ля Есенин — «кудрявый парень из народа», и многие зрители даже считали, что в кино он просто играет самого себя — мол, на самом деле есть такой Иван Бровкин, о жизни которого и сняли кино.

Фильмы про Ивана Бровкина увидели миллионы советских зрителей, и где-нибудь в Голливуде актёр был бы мультимиллионером — но в СССР актёр ничего толком не заработал. С возрастом внешность артиста стала меняться, его уже не приглашали на роли «простых парней», а заработанных в годы былой популярности копеек не хватало — и в восьмидесятые годы артист жил очень бедно.

Летом 1980 года артист перенёс первый инсульт — в то время ему было всего 50 лет. Затем был второй инсульт и конфликт с новым руководством МХАТа — от Харитонова в ультимативной форме потребовали убраться из театра, что было для него вопросом выживания — без сцены артист просто не имел бы средств для существования. 20 июня 1987 года у Харитонова случился третий инсульт, которого он не пережил…

Сергей Филиппов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Сергей Филиппов не сыграл ни одной знаменитой главной роли, но прославился как гениальный артист эпизодов — стоит вспомнить хотя бы лектора из «Карнавальной ночи» с его знаменитым монологом «Есть ли жизнь на Марсе?», аптекаря из «Новых приключений неуловимых», клиента фотоателье из фильма «Мы с вами где-то встречались» или посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё Сергей Филиппов сыграл несколько запомнившихся ролей всяких неотёсанных и хамоватых советских начальников и бюрократов.

В 1950-60-е годы Сергей Филиппов стал мега-популярным — его узнавали на улицах, здоровались за руку, постоянно звали в гости или просто выпить «за компанию». Однако, как и в случае с Харитоновым и Беловым, эта популярность в СССР никак не монетизировалась — актёр до последних дней был вынужден много и тяжело работать, несмотря даже на диагностированный у него рак мозга, от которого он лечился в последние годы.

Кумир пятидесятых годов умирал в одиночестве и нищете, всеми брошенный и забытый, это случилось в 1990 году. У Сергея Филиппова не было денег даже на похороны — причём «Ленфильм», который благодаря Филиппову некогда заработал огромные капиталы, не дал на похороны ни копейки. Хоронил Филиппова Александр Демьяненко (Шурик), собирая по копейке деньги у актёров, которые лично знали Филиппова.

Алексей Смирнов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Алексей Смирнов — ещё один гениальный актёр эпизода, прославившийся ролями Верзилы в «Операция Ы» и ролью механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знает, но в юности Алексей Смирнов на самом деле воевал — был командиром огневого взвода в миномётном полке, награждён медалями и орденом Славы, был тяжело контужен в конце войны.

Однако несмотря на героическую юность и последующую кино-славу, Смирнов был нищим — страна никак не отблагодарила его за все заслуги. В апреле 1979 года актёр узнал о смерти Леонида Быкова, с которым дружил — после чего ушел в запой и попал в больницу с болезнью сердца, где и умер. За две недели пребывания в больнице актёра никто не навестил. Знаменитый актёр и ветеран Алексей Смирнов был настолько беден, что на его похороны пришлось собирать деньги по соседям и знакомым — а его могилу привели в порядок только в недавнее время — до этого она была почти заброшенной…

Семён Фарада.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Семён Фарада снимался очень много в период 1960-80-х годов, снявшись за 30 лет работы в кинематографе в 130 фильмах. Что интересно — Семён Фарада не имел актёрского диплома, но занимался в многочисленных профильных кружках и студиях. Я слышал версию, что Семён Фарада собирался поступить в театральный ВУЗ — но этому помешал пресловутый «пятый пункт» — Семён Фарада был евреем.

Фарада был одним из самых узнаваемых и любимых советских актёров — но тоже умирал в нищете. С возрастом здоровье Семёна пошатнулось, начались проблемы с сердцем, Фарада перенёс несколько инсультов. В последние годы жизни Семён практически не выходил из дома — после инсульта он упал и сломал шейку бедра. И государство, и друзья забыли про Фараду — от заработанных в советские годы копеек не осталось и следа, и деньги для больного Семёна собирал его друг Александр Абдулов.

Георгий Вицин.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Георгий Вицин начал активно сниматься в пятидесятые годы, причём было ему уже под 40, но благодаря юной внешности Вицин ещё много лет играл розовощёких комсомольцев. Звездный статус пришёл к артисту в шестидесятые — после съёмок в роли Труса в нескольких фильмах Леонида Гайдая. А ещё Георгий Вицин долгие годы играл в театре и озвучил множество мультфильмов — уже за одно это в развитой стране артист был бы миллионером.

Что интересно — несмотря на очень удачные и правдоподобные роли советских алкоголиков на экране, сам Георгий Вицин практически не пил, вёл здоровый образ жизни и серьезно занимался йогой.

В последние годы жизни Вицин жил хоть и не в нищете, но очень бедно. За всю жизнь Вицин заработал две квартиры — одну из них, побольше, Георгий отдал своей дочке, а сам перебрался во вторую квартиру — хрущёвку в Староконюшенном переулке, где и жил весьма бедной и скромной жизнью. В последние годы жизни Вицин, одетый в старую заношенную одежду, любил ходить кормить голубей, предпочитая не общаться с журналистами.

Елена Метёлкина.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

В завершении поста расскажу вам ещё об одной если не трагической, то весьма несчастливой судьбе советской актрисы по имени Елена Метёлкина — которую вы должны знать по ролям Нийи в фильме «Через тернии к звёздам» и сотрудницы института времени Полины в фильме «Гостья из будущего» — последняя произвела на меня в детстве неизгладимое впечатление, Елена в этой была очень красивой и эффектной и, пожалуй, сформировала во мне идеал женской красоты и грациозности)

Однако несмотря на звездные роли (фильм «Через тернии к звездам» в кинотеатрах посмотрело более 20 миллионов человек), несмотря на довольно успешную параллельную карьеру манекенщицы, Елена толком ничего не заработала, а ещё ей не повезло с личной жизнью, брак Елены оказался крайне неудачным — муж был «брачным аферистом» и пытался отсудить у Елены единственную квартиру.

Позже Елена Метёлкина оставила кино и карьеру манекенщицы, увлеклась религией, и по некоторым данным — сейчас работает в иконной лавке и поёт в церковном хоре в одной из церквей Москвы.

Такие дела. Как видите — если в развитых странах актёрская слава автоматически означала богатство и независимость, то в СССР слава часто приходила одна, а когда молодость и актуальность актёра проходили — про него быстро забывали, и часто артист доживал свои последние дни в полной нищете, государство просто выбрасывало его на обочину…

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч». Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.

Сочинение 1

Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?

Молодой земский врач Дмитрий Старцев приезжает на службу, исполненный мечты посвятить свою жизнь благородному делу лечения больных. Ему все нравится, не считаясь со временем, он ведет прием больных, часами может рассказывать про свою больницу. Скоро молва о чудесном земском докторе доходит и до горожан. У Старцева появляется практика и в городе. Он трудится, он живет своей работой. Но в какой-то момент происходит превращение чудесного врача в обыкновенного обывателя, который в своей работе видит одну только наживу. И настоящая жизнь, та самая, которая приносила ему столько радости, заканчивается. Начинается другая, бесцветная и однообразная. Стал ли Ионыч, так его теперь зовут в городе, лечить хуже? Вряд ли, у него громадная практика в городе, но он не бросает и свою больницу. Его одолела жадность. Цветные бумажки, которые он по вечерам достает изо всех карманов, потушили огонек в его душе.

То же самое произошло и в личной жизни Старцева, который своим знакомством с Екатериной Ивановной зажег у себя слабый огонек надежды, что у него все переменится, что он обязательно женится на этой красивой молодой девушке. И его ухаживания за ней стали для него настоящей жизнью, в которой он страдал и надеялся на счастье. Но, увы, ему не хватило терпения, и огонек, горевший в его душе, тоже потух. И потушил его он сам. Фраза о том, что хорошо, что он не женился тогда, стала переходной уже к другой жизни, которую нельзя назвать настоящей.

О том, что существует другая настоящая жизнь, автор указывает вроде ненароком, но она существует. Одна из героинь рассказа Вера Иосифовна — писательница, она пишет о том, чего никогда не бывает в жизни. Но о ней поминают слушателям ее романов звуки ножей и запахи, доносящиеся из кухни. Да, там время не останавливается, в свое время будут готовы и обед, и ужин. Там работают.

Кусочек настоящей жизни мы видим и в домах, предназначенных на продажу. Их, как покупатель, посещает Ионыч. Мы видим женщин, мужчин, детей. Они живут своей простой жизнью, в которую так бесцеремонно вторгается будущий владелец их жилья. Настоящая жизнь, по Чехову, это жизнь, когда в душе горит огонек любви к делу, которым ты занимаешься, или к человеку, которого ты полюбил.

Сочинение 2

Любимым занятием Чехова в литературе было обличие человеческих пороков, недостатков и грехов. Он всегда выворачивал гнилые души своих персонажей наизнанку и делал это так искусно, что читатель не всегда мог распознать в тексте поучающие мотивы, поэтому порой обыватель видел лишь очередной рассказ о скучном случае из жизни. На деле же смысл гораздо глубже, и мы можем видеть это на примере его рассказа «Ионыч».

Недаром это произведение называется именем главного героя. Ионыч, настоящее имя которого Дмитрий, и сам является олицетворением жизни и общества 19 века. Как и люди вокруг, Ионыч с течением лет из амбициозного врача с искристым взглядом превращается в жадного до денег и равнодушного до всего остального человека, существование которого сводится к рутинным однообразным делам. Смотря на него через призму Чеховского повествования, мы видим, что настоящей счастливой жизни под конец рассказа в нем уже нет, она загорелась и погибла вместе с его энтузиазмом. Город, в который он прибыл для новых открытий и впечатлений, растоптал его, превратил в такого же скучного безликого человека, как члены семьи Туркиных. Среди них ведь тоже нет жизни. Чехов придал каждому из них индивидуальные черты: матери способность писать романы, отцу семейства чувство юмора, а их дочери способность играть на фортепиано, — но они скучны и безлики, как и все в этом городе, хотя стараются делать вид, что уникальны и талантлив, недаром считаются самой интеллигентной и способной семьей в городе. Даже сам Ионыч в последний свой визит к ним замечает это и не понимает, чем же он так восхищался и чем они его заинтересовали при первых визитах.

Не найдя настоящей жизни в Ионыче, мы обращаемся к другим персонажам рассказа. Котик могла бы стать источником подобной жизни. Мы видим искристую живую девушку, которая задорно шутит, общается, живет мечтой о большом музыкальном будущем. Но в ней тоже нет той самой настоящей жизни, потому что Чехов описывает ее судьбу как неудачную: она так и не стала знаменитой пианисткой, более того, поняла, что и талантливой не является, не вышла замуж, позже начала болеть часто. Та, в ком могла теплиться надежда на настоящую жизнь, тоже превратилась в одинокого скучающего человека, в котором больше нет искры надежды и жизнелюбия. Даже симпатию к Ионычу она начала проявлять, вероятнее всего, не из-за вспыхнувшей любви, а из-за тоски и одиночества.

Мы могли почувствовать настоящую жизнь через героев рассказа, но Чехов явно дает нам понять, что никакой жизни настоящей в персонажах нет. Так, истинная жизнь оказывается не чем-то прекрасным, чудесным, дарящим любовь, тепло и удовольствие, а серой бессмысленной массой с сомнительными радостями. Для многих людей 19 века именно такая жизнь, безвкусная и бестолковая, была настоящей. На ум приходит вывод: счастливые люди не найдут здесь настоящей жизни, а вот ограниченные и скучающие свою признают.

Сочинение 3

А.П. Чехов написал прекрасный рассказ «Ионыч», который показывал бытовую жизнь населения в девятнадцатом веке, причем провинции. Начало произведения повествует о новом жильцу данного города, который имеет большие мечты на свое дальнейшее будущее. Этот герой – молодой врач. Человек хочет жить так, как хочет, а также у него есть желание быть значимым в данном обществе. Именно это ему принесет счастье в его жизни. Но, когда он приезжает в город С., главный герой видит совершено другую картину. Если описать то, что он увидел словом – скука. Врач такого однозначно не ожидал, его все мечты рухнули после невежества данного общества по отношению к нему.

Дмитрий познакомился с новыми людьми, а если быть конкретнее, то с «лучшей» семьей данного города. Эти люди имели своей авторитет в данном месте. Семья Туркиных имела свои таланты, а также они были достаточно интеллигенты.

Мужчина данного семейства чаще всего больше делал акцент на свои спектакли, он имел такие качества, как позитив, следовательно, от него часто можно было различные шутки. В принципе о нем больше и, нечего сказать. Иван Петрович был ограничен автором в характеристике. Даже после того, когда главный герой снова попадает в гости данного семейства, автор замечает, что ничего особо не изменилось в этом человеке. Все как по шаблону. Можно сделать вывод, что этот дом имеет только такую жизнь, а другие не корректны и чужды для семьи.

Жена главы дома имела такой талант, как писательство. Она обожала писать романы, причем они имели не короткий размер. Гостей ее дома Вера Иосифовна просила слушать свое творение, а возможно даже не давала им выбора. Я считаю, что эти романы не были ярким талантом этого мира, но они были достаточно актуальны. В данном моменте, автор указывает на то, что эта личность не имела цели заняться чем-то достаточно важным. И подходя к концу данного рассказа, можно также сделать вывод, что это семейство ничем особо и не отличается от других людей.

Дочь данного семейства пианиста. Она мечтает о данной карьере, но также важно отметить, что таланта там особо и нет. В дальнейшем сюжете данная личность поймет это и очень разочаруется.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная семья не имеет каких-то отличий от других семей. Снова же, для описания данного общества можно выделить скуку и мрачность. Даже главный герой начинает становиться таким же, как и эти жители. А ведь он приехал с большими мечтами, но, к сожалению, общество имеет большое влияние на человека. В конце данного рассказа мы видим, что Дмитрий Ионыч становится похожим на «ходячего мертвеца». А жизнь превратилась в существование. И отвечая на главный вопрос данного произведения я могу ответить, что настоящей жизни в нем нет, однозначно.

logohttps://www.znak.com/2021-12-10/investor_reshil_postroit_data_centr_za_5_mln_v_chelyabinskoy_oblasti_no_poluchil_otpor

2021.12.10

В Челябинской области проект по созданию центра обработки данных, главной задачей которого будет хранение архива мобильных операторов в рамках «закона Яровой», неожиданно наткнулся на сопротивление. Как сообщил Znak.com источник в бизнес-среде региона, в Озерске власти фактически заблокировали продажу инвестору местной компании, которая занимается обслуживанием газовых сетей. Компанию челябинский бизнесмен планировал купить для обеспечения газом собственной электростанции, которая должна питать дата-центр.

Алексей Гашковжурнал «Собака»

«Речь про небольшую компанию „Озерскгаз“, которая несколько лет назад была продана предпринимателю из Екатеринбурга. Он этим активом плотно не занимался, фирма жила своей жизнью и никому не была нужна, — сообщил собеседник Znak.com. — На екатеринбургского коммерсанта вышел челябинский предприниматель Алексей Гашков, который последние годы живет в Дубае, стороны договорились о цене и даже подписали соглашение о продаже, которое зарегистрировали у нотариуса. Но в последний момент перед закрытием сделки на владельца фирмы вышли чиновники из Озерска, которые заявили, что продавать фирму никак нельзя и, если это произойдет, могут возникнуть проблемы с силовиками. А если очень хочется продать, то лучше это сделать фирме из Озерска».

Алексей Гашков руководит челябинской компанией «Оптима», которая производит светопрозрачные конструкции. Кроме того, он запустил два стартапа при поддержке фонда «Сколково»: по производству зубных и суставных имплантов и по производству алмазоподобных углеродных нанопокрытий.

Предприниматель в беседе с корреспондентом Znak.com подтвердил, что рассматривает челябинские ЗАТО как место для инвестиций в IT- бизнес и планировал строить дата-центр в рамках ТОСЭР. 

Напомним, Озерск получил статус территории опережающего социально-экономического развития в 2018 году.

«Действительно, возникли сложности на этапе покупки газовой компании. Чем это мотивировано, нам пока не ясно, мы ищем возможности встретиться с мэром города, рассказать о себе, что мы не люди с улицы, а также о проекте, — рассказал Алексей Гашков. — Бизнес-план предполагает создание центра обработки данных, в частности, для хранения архивов по „закону Яровой“. В России не хватает таких серверов бигдата. Чтобы улучшить экономику проекта, решено организовать собственную генерацию энергии, построить мини-электростанцию на 5-10 МВт. Такие станции работают на газе. И как раз для этого нужна компания с соответствующей лицензией. Дело именно в лицензии, таких предприятий в области немного, а получить лицензию с нуля — невозможно. Компания („Озерскгаз“ — прим. ред.) нужна, чтобы оптимизировать процессы по техподключению и, главное, чтобы не зависеть от третьих лиц, так как газ — это чувствительный ресурс. Эта озерская компания небольшая, но мы готовы в нее вкладываться, мы заинтересованы, чтобы объем потребления газа только рос, так как тогда его можно будет покупать напрямую, поэтому мы будем заинтересованы в росте числа абонентов, в том числе и по новым правилам. Президент ведь сказал, что люди не должны платить за подключение к газу. Думаю, тут могут сойтись интересы города и наши».

По данным базы СПАРК, компания «Озерскгаз» работает с 2002 года. Судя по налоговой отчетности, звезд с неба предприятие не хватает. В 2020 году чистая прибыль составила 1,5 млн рублей, лучший результат компания показала в 2016 году, заработав за год более 4 млн. Сейчас фирма принадлежит компании «Уралгазинвест» из Екатеринбурга. При этом изначально предприятие принадлежало городу, но с 2009 года постепенно продавало доли коммерсантам из соседнего региона.

По словам Алексея Гашкова, объем инвестиций в дата-центр может составить 3-5 млн долларов, при этом есть пул инвесторов, готовых вложиться в проект, в том числе и иностранных. 

В IT-компании будет создано порядка 50 рабочих мест. На проектную мощность она может выйти за полтора года.

По словам главы Озерска Евгения Щербакова, пока официально в мэрию по поводу резидентства в ТОСЭР с проектом дата-центра никто не обращался и о коммерческом конфликте он не слышал.

Озерск и Снежинск первыми на Урале среди запреток получили статус ТОСЭР

«Чтобы получить статус резидента, инвестору необходимо обратиться в УК „Атом-тор“, которая курирует территории опережающего развития в атомных городах, — сообщил Щербаков. — Нужно подать заявку, показать бизнес-план, пройти несколько этапов. При этом необходимо понимать, что в ТОСЭР разрешено осуществлять только 25 видов деятельности, нужно смотреть подпадает ли то, что предлагает инвестор, под этот список. Мы со всеми работаем, у нас уже семь резидентов, со всеми идут переговоры и все отмечают, что мы очень открыты, у нас благоприятный бизнес-климат, хоть и город закрытый. Нужно садиться за стол переговоров, все обсуждать, если есть возможность, будем помогать. Если у инвестора будет желание пообщаться, будем только рады».

Предприниматель Алексей Гашков считает, что возникло недопонимание, которое будет урегулировано после встречи.

«Нам надо в администрации все урегулировать, не вижу непреодолимых сложностей для этого проекта, — говорит он. — Мы не хотим оставлять город без газовой компании, свою деятельность она продолжит. При этом мы действуем в рамках закона, есть подписанное соглашение, и мы вправе обратиться в суд с требованием, чтобы сделка все же была проведена».

Отметим, в Челябинской области действует пять территорий опережающего развития: в Бакале, Верхнем Уфалее, Миассе и двух атомных ЗАТО — Снежинске и Озерске. Резиденты ТОСЭР получают определенные льготы по налогам.

Критики и аудитория определились с лучшими играми сезона, а значит пора предвкушать новинки, которые будут нас развлекать уже через несколько месяцев. Среди самых ожидаемых проектов 2022 года — продолжение культовой серии S.T.A.L.K.E.R., которое вернет фанатов в мрачные декорации Чернобыля. А пока проект шлифуют и полируют, мы вместе с VOKA вспоминаем, как вообще в видеоиграх появился жанр постапокалипсиса и какие ключевые игры этого направления стоит успеть открыть для себя.

Человечество с момента своего появления шло нога в ногу с гипотетическим апокалипсисом — и если своими действиями не приближало стрелку часов судного дня к полуночи, то по крайней мере активно фантазировало на эту тему в различных произведениях искусства. Параллельно с этим авторы задумывались и о том, с чем столкнутся счастливчики, пережившие конец света.

Первым постапокалиптическим произведением по своей сути можно считать уже библейский рассказ о Ное и его ковчеге. Мужчина после всемирного потопа восстанавливает жизнь на Земле — чем вам не представитель жанра? Но формально, конечно, его отсчет начался чуть позже: в 1816 году в литературе появляется видение конца света от лорда Байрона в стихотворении «Тьма», благодаря которому в искусстве возникает архетипический сюжет о «последнем человеке».

К популяризации таких историй приложила руку и Мэри Шелли, королева готического романа, которая в произведении «Последний человек» рассказывала о мужчине, спасающем семью в охваченном чумой мире. Изучал тему и Герберт Уэллс, посвятивший постапокалипсису «Машину времени» и «Войну миров». А в ХХ и ХХI веках сюжеты и вовсе ушли в народ и получили множество вариаций: фантасты представляли гибель человечества от рук пришельцев, из-за экологической катастрофы, падения метеорита, пандемии, ядерной войны и даже восстания суперзлодеев.

Добрался жанра и до кинематографа. В картине «Пятерка» 1951 года выпуска Арч Оболер рассказывал о разномастной компании в традициях классических анекдотов (обычном жителе Нью-Йорка, беременной женщине, неонацисте, афроамериканце и банковском клерке), пережившей нуклеарную катастрофу. Джордж Ромеро еще в 1968 году привел на экраны зомби-апокалипсис в «Ночи живых мертвецов». А Джордж Миллер исследовал тревожное будущее, связанное с истощением природных ресурсов, в «Безумном Максе». У светлых умов кинематографа идей было немало, и с каждым годом они только эволюционировали.

Конечно, эта тема не могла миновать растущий рынок видеоигр, для которого это был оптимальный сеттинг: фантастические реалии здорово сочетались с оправданным насилием, против которого сложно было бы возразить даже самым ярым моралистам — на следующий день после конца света не приходится считаться с зомби и злобными мутантами, так и норовящими отгрызть голову случайному выжившему. И первые попытки исследовать плодотворный жанр начались уже в 80-х.

На грани катастрофы

Пожалуй, первой постапокалиптической игрой можно считать шутер для аркадных автоматов под названием Robotron: 2084. Проект, реализованный в 1982 году, предлагал пользователям спасти захваченную враждебными роботами Землю. Или, по крайней мере, помочь редким уцелевшим людям. Правда, сто процентов времени геймерам приходилось сражаться с пикселями на экране и только — ни о каком кинематографическом развитии событий речь не шла.

Годом позже появились и другие эксперименты в жанре. Экшн Ant Attack отправлял всех желающих на поиски выживших в город, захваченный гигантскими муравьями, причем выглядело это более чем достойно для 1983 года: разработчики в принципе позиционировали свой продукт как «первую трехмерную изометрическую игру». Среди серых декораций постапокалиптики разворачивалась пронзительная история любви — пользователь мог определить пол своего персонажа и спасти свою вторую половинку.

Впрочем, оба проекта в свое время никто не рассматривал как исследование постапокалипсиса. Robotron: 2084 вызывал восторг из-за сумасшедшего геймплея, построенного на максимальном вовлечении всех доступных человеку рефлексов, и таким образом оказал нешуточное влияние на индустрию. Ant Attack в принципе относили скорее к прародителям подходам survival horror. С этим несложно согласиться: кроме краткого синопсиса, обе игры вряд ли могли похвастаться детальным сеттингом, который так важен для жанра.

С другой стороны были проекты вроде WarGames, адаптации фильма 1983 года «Военные игры». Он подбирался к миру после ядерной катастрофы иначе, изучая скорее тот самый момент, когда человечество взяло курс в неизвестность с радиоактивным пеплом и румяными грибными шляпками. Разрушенных городов и полчищ мутантов там нет — потому что цель игры как раз и состоит в том, чтобы такой исход не допустить. Так или иначе, именно с этого момента тема нуклеарной катастрофы надолго пришла в индустрию.

Первые рейнджеры ядерных пустошей

В 1988 году в уже подготовленную почву попало зерно идеи Брайана Фарго — талантливого разработчика и основателя компании Interplay Entertainment. Как и многих, его безумно привлекал постапокалипсис: «Одна из вещей, которые, как мне кажется, делают постапокалиптическую фантастику интересной, — это то, что все происходящее кажется крайне правдоподобным — мы всего лишь на расстоянии одного нажатия кнопки от ядерной пустоши».

Именно такой сеттинг Брайан определил для своего грядущего хита Wasteland. Выпущенная сразу для трех платформ — ПК, Apple II и Commodore 64, — игра рассказывала о постъядерной Америке и «Пустынных рейнджерах» — потомках солдат США, которые даже спустя десятилетия пытаются всеми силами охранять порядок и спокойствие на радиоактивных территориях.

На просторах пустоши пользователи могли собирать персональные отряды из нескольких бойцов и отправляться в приключения по миру, который чутко реагировал на действия команды и сохранял все изменения. Бои проходили по типу других популярных ролевых игр того времени: со строками текста и тщательно выверенными показателями характеристик игроков. Новинкой для жанра стал тот факт, что неигровым персонажам из команды игрока можно было давать приказы, которые они без лишних слов выполняли.

Дополнительный антураж в весьма хардкорную игру привносили так называемые «Параграфы» — пространные блоки текста, которые сопровождали игру в бумажном виде и помогали раскрыть ее сюжет. История в принципе оказалась запоминающейся, вплоть до кратких боевых комментариев о том, что враги «превращаются в тонкий слой красной пасты» или «взрываются, как кровяная колбаса».

Wasteland стала мгновенным хитом, которому обязаны многие современные постапокалиптические игры. Увы, продолжение серии под названием Fountain of Dreams оказалось куда более глупым и нескладным — и почти поставило крест на проекте Брайана Фарго.

Но на самом деле почти убил сагу о рейнджерах в пустошах не этот своеобразный сиквел, а компания EA, которая отказалась делиться с разработчиками из Interplay правами на франшизу.

Дивный новый мир и бутылочные крышки вместо денег

Wasteland 2 в конечном счете вышла — уже в ХХI веке. А пока возможности поработать над ней не было, студия Interplays залечивала разбитое сердце и продумывала новый проект в знакомых декорациях ядерного постапокалипсиса. Им стала культовая сага Fallout.

Сюжет вселенной развернулся не в самом далеком и вполне понятном будущем Земли, в котором серия войн за ресурсы привела к тотальному ядерному Армагеддону. Малая часть населения спаслась благодаря технологичным бункерам компании Vault-tec и, проснувшись в новом мире, в котором Штаты превращены в выжженные Пустоши, вынуждена привыкать к новым обстоятельствам. Деньги заменили бутылочные крышки, биологическое оружие превратило чудом спасшиеся формы жизни в жутких мутантов, бывшие солдаты США трансформировались в своеобразный рыцарский орден, защищающий технологии и знания, а бандиты запустили свои руки в ростки новой цивилизации.

Если ранняя ядерная фантастика 70-х и 80-х ставила перед собой цель скорее предупредить новые поколения о гипотетических угрозах «мирного атома», то серия Fallout принимала такой вариант развития событий как данность. Катастрофа случилась, и авторы не хотели сюсюкать и читать доктрины о том, как это предотвратить. Вместо этого они сконцентрировались на дивном новом мире и правилах выживания в нем.

«Идея состояла в том, что Пустоши — новый дом для уцелевших людей, а мир, который был до катастрофы, почти не имеет к ним отношения, — делился своими впечатлениями вице-президент Bethesda Пит Хайнс. — Их реальность такова: „Это то место, где я живу, это моя жизнь, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы она была хороша…“».

Впрочем, сама серия, которая продолжает оставаться актуальной по сей день, эволюционировала из одной части в другую. Поначалу она продолжала изометрическое дело Wasteland с характерными диалоговыми экранами и системой найма помощников. Затем пересела на фирменный движок Bethesda с видом от третьего лица, заполучила большой открытый мир и фирменную систему прицеливания VATS, которой бы позавидовал даже самый прогрессивный шутер.

В 2018 году сага получила даже масштабное развитие в онлайн-режиме — и хотя Fallout 76 все еще остается сырым и совсем не обязательным, с этим можно смириться. Менялся и тон игр: если в третьей части серии атмосфера была донельзя безнадежной и депрессивной, то четвертый эпизод серии все чаще спешил подбодрить игрока.

Влияние Fallout переоценить сложно. Миссию, полученную от Wasteland, проект унес в массы и популяризировал по всему свету. В том числе благодаря ему, пожалуй, родился и горячо любимый на постсоветском пространстве проект S.T.A.L.K.E.R., более близкий, понятный и в то же время болезненный.

Декорации опустошенных Штатов сменила Зона отчуждения, ядерную войну — авария на Чернобыльской АЭС, а горстку уцелевших, стремящихся найти место под новым солнцем, — сталкеры, мужчины честной судьбы, ищущие финансовое благополучие и личностное развитие в богом забытом месте. И хотя кажется, за пределами периметра мир жив и более-менее здоров, внутри его рыщут мутанты, а пейзажи нагоняют тоску не меньше Пустоши.

Все сорта конца света

Сейчас постапокалипсис в индустрии видеоигр уже не кажется экспериментом: жанр ушел в мейнстрим, ярчайшие представители которого с завидным постоянством претендуют на звания игр года. И неумолимо меняют представление о том, какими вообще должны быть проекты в таком сеттинге.

Например, видеоигра Rage от id Software дерзко смешала узнаваемые черты Wasteland и Fallout с подходом классического «Безумного Макса»: герои будущего Земли, пережившие столкновение с астероидом, борются за каждый новый день жизни на унылой и разбитой планете с мутантами и бандитами, а адреналиновые перестрелки регулярно уступают место не менее адреналиновым гонкам на монструозных машинах, словно сошедших с кадров ленты Джорджа Миллера.

Экшн I Am Alive взял курс на исследование социальной катастрофы — после землетрясения американский город, срисованный с Чикаго, оказывается в руинах, а власть в нем переходит к бандам мародеров. Взаимопомощь оказывается немодной, и люди могут надеяться только на себя. В таких условиях герой должен воссоединиться со своей семьей, выживая и поступательно пробираясь к цели, сражаясь как с очевидными бандитами, так и с просто загнанными в угол горожанами. Игра на деле оказывается самым настоящим сурвайвалом: с постоянной нехваткой боеприпасов, голодом и усталостью.

Культовая серия The Last of Us, как бы ни пыталась мимикрировать под классический зомби-апокалипсис, в первую очередь рассказывает пронзительную историю отношений контрабандиста Джоэла и его новой «дочери» Элли. А заодно делает невеселые выводы о человечестве в духе «Ходячих мертвецов»: даже в мире после пандемии, превратившей бóльшую часть населения в кровожадных зомби, для человека зачастую куда более опасным противником остается другой человек.

А другой шутер с зомби в качестве пушечного мяса, Left 4 Dead, в свою очередь, концентрируется не столько на сюжете о последствиях эпидемии, сколько на ярком игровом процессе. Разработчики не рассуждают о нормах морали нового мира, его иерархии и философии, а просто бросают группу игроков в мясорубку войны с чудовищами — это здорово освежает на фоне заумных конкурентов проекта

Постсоветские геймеры получили свою альтернативу S.T.A.L.K.E.R. — шутер «Метро 2033», основанный на серии книг Дмитрия Глуховского. В нем ядерная перестрелка между главными мировыми сверхдержавами отправила жителей Москвы в подземку — единственное место, способное укрыть от опасностей новой радиоактивной реальности. Работали над серией «Метро» отчасти те же люди, которые выпускали «Тени Чернобыля», поэтому выглядит игра первоклассно, а одновременно знакомый и неуютный мир из книг Глуховского раз за разом искусно меняет понятия о том, кто в новых условиях друг, а кто враг.

В конце концов, благодаря гениальности Хидео Кодзимы мы увидели Death Stranding — притчу, позволяющую пересмотреть свое отношение к курьерскому делу, которое, оказывается, может быть единственной тропой к цивилизации даже в совсем потерянном мире. Но если серьезно: кажется, игра предложила одну из самых необычных постапокалиптических историй за все время существования жанра — с сырыми пейзажами, темпоральными дождями, жуткими Тварями из другого мира и младенцами в колбах, способными их обнаружить.

Кажется, пока что авторы из индустрии видеоигр и близко не исчерпали все идеи развития для жанра. Да и реальная жизнь подбрасывает только новые поводы — с некоторыми, например, мы живем уже два года. А значит, постапокалипсис на экранах компьютеров и консолей закончится совсем не скоро.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ про красоту неба для 2 класса окружающий мир рабочая тетрадь
  • Рассказ про криштиану роналду на английском языке 6 класс
  • Рассказ про кошку мурку
  • Рассказ про кота который ходил по спинке кровати
  • Рассказ про кочергу зощенко